экспозиция — и, ж. exposition f., нем. Exposition <лат. expositio изложение, описание. 1. Размещение в определенной системе предметов, выставляемых для обозрения. Новая экспозиция выставки. БАС 1. || Собрание выставляемых предметов, расположенных в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ЭКСПОЗИЦИЯ — (лат.). выставление, разъяснение, изложение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭКСПОЗИЦИЯ 1) выставление на свет; 2) выдерживание перед фотографич. аппаратом снимаемых предметов. Словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка
ЭКСПОЗИЦИЯ — ЭКСПОЗИЦИЯ, экспозиции, жен. (лат. expositio). 1. Вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, которые разрабатываются в дальнейшем (лит., муз.). 2. Расстановка, раскладка, развешивание и т.п. предметов,… … Толковый словарь Ушакова
ЭКСПОЗИЦИЯ — (количество освещения, световая экспозиция), поверхностная плотность световой энергии: отношение световой энергии dQ, падающей на элемент поверхности dA , к площади этого элемента. Эквивалентное определение произведение освещённости Е на… … Физическая энциклопедия
Видео #6. Правильная экспозиция и экспопара
экспозиция — размещение, выставление, пролог, освещенность, облучение, выставка, экспонирование, выдержка, положение, расположение Словарь русских синонимов. экспозиция выдержка Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е … Словарь синонимов
Экспозиция — (от лат. expositio выставление напоказ, изложение), размещение в выставочных и музейных помещениях или на открытом воздухе по определенной системе различных художественных произведений, памятников материальной культуры, исторических… … Художественная энциклопедия
ЭКСПОЗИЦИЯ — (1) фотографическая количество освещения, сообщаемое светочувствительному материалу при фото и киносъёмке млн. печати; величина экспозиций определяется (см.); (2) Э. энергетическая энергия излучения, приходящаяся на единицу площади поверхности… … Большая политехническая энциклопедия
Экспозиция — (от лат. expositio изложение, описание) внешняя, полуколичественная и количественная оценка концентрации, частоты и продолжительности воздействия вещества на организм. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской… … Экологический словарь
экспозиция — Процесс, при котором излучение регистрируется на системе получения изображения. [Система неразрушающего контроля. Виды (методы) и технология неразрушающего контроля. Термины и определения (справочное пособие). Москва 2003 г.] экспозиция Параметр … Справочник технического переводчика
экспозиция — Ориентировка склонов гор и любых форм рельефа по отношению к странам света и к преобладающим воздушным течениям. Syn.: экспозиция склона … Словарь по географии
ЭКСПОЗИЦИЯ — (от латинского expositio изложение, описание), подбор и размещение экспонатов по определенному принципу (тематический, хронологический и т.п.) в музеях, на выставках … Современная энциклопедия
Что такое экспозиция и как с ней работать.Tutorial/Урок.
Источник: building_ru_tr.academic.ru
Что такое экспозиция
Экспозиция – термин широкого применения. Его используют в литературе, музыке, живописи, фотографии.
В оттенках значения этого слова попробуем разобраться вместе.
Экспозиция — это.
В переводе с латинского «экспозиция» — это представление на показ. Такое значение вызывает ассоциацию с художественной выставкой.
Экспонат, экспозиция, экскурсия – все эти слова с приставкой экс- описывают предметы и явления, которые направлены на внешнее воздействие, демонстрацию широкой аудитории.
В искусстве фотографии экспозицией называют количество света, который попадает на светочувствительный фотоматериал в течение определённого времени.
Параметры, из которых складывается данная характеристика, — диафрагма, чувствительность, выдержка. Настройки экспозиции на современных фотокамерах устанавливаются автоматические, а вот «зеркалка» предполагает ручную установку. Понять нюансы процесса способен лишь истинный художник.
В музыкальном произведении экспозицией называется фрагмент, предваряющий основное развитие темы, который находится в начале произведения или его части. Отдельные фрагменты экспозиции варьируются в последующих частях.
Экспозиция и пролог в литературе
Почти так же происходит с литературными произведениями.
Экспозиция — это в литературе часть композиции, которая предваряет текст книги. Только не путайте экспозицию и пролог!
- — Пролог – это элемент сюжета, описывающий события, которые предшествуют тому, что изложено в основной части.
- — Экспозиция – это описательная преамбула, обрисовывающая общий контур художественного мира. Она сообщает, где, с кем, в какое время происходит действие.
Пролог рассказывает, экспозиция – описывает.
Пример пролога – описание строительства Петербурга в поэме Пушкина «Медный всадник», пример экспозиции – первые страницы повести Дж.Толкина «Хоббит».
Виды экспозиции в литературном произведении
Экспозиция не всегда находится в начале произведения. В зависимости от задач автора и места расположения она может иметь следующие разновидности:
- Прямая.
Чтобы вкусить прелести классической экспозиции, откройте любой роман Вальтер Скотта или Александра Дюма. Историческая справка на 20-30 страниц – это и есть искомый образчик. Современный читатель предпочитает экспозиции, сведённые к одному предложению или абзацу. - Обратная.
Данный приём нужен автору, чтобы познакомить читателя с необычными событиями жизни персонажа, а в конце раскрыть мотивы поведения героя. Такое встречается в психологических, детективных романах и других произведениях со скрытой внутренней драматургией. Яркий пример – поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Только в конце 1-го тома мы узнаём цель путешествия Чичикова, приоткрываем тайну его личности.
Задержанная.
Когда предыстория героев раскрывается не сразу, а постепенно, экспозицию называют задержанной. Она рассеяна по всему тексту произведения, разумно дозирована и необыкновенно увлекательна для читателя. Картины настоящего перемежаются эпизодами прошлого, проливающими свет на текущие события.
Почти все произведения Достоевского содержат двойную экспозицию: прямую и задержанную. Особенно ярко это демонстрирует роман «Братья Карамазовы», в котором тесные семейные связи с их застаревшими конфликтами обретают продолжение во взрослой жизни братьев.
Для чего она нужна
Если вы задумали крупное эпическое произведение, сразу приступить к основному действию бывает сложно. «Для разогрева» продумайте вступление, которое подготовит к дальнейшему разговору читателя.
Задачи экспозиции могут быть такими:
- — рассказать о мире, который создаёт автор (краткая история Хоббитании у Толкина);
- — обратиться к значимым эпизодам истории и их актуализация (Петербург в «Медном всаднике» Пушкина);
- — изобразить персонажей, связывающих прошлое и настоящее (образ летописца Нестора в поэме «Борис Годунов»).
Помимо прочего, описательное предисловие создаёт особое настроение книги, от которого зависит, станет ли читатель продолжать знакомство с произведением.
Помните романы Жюля Верна, в которых сноски с обозначением морской терминологии занимают по трети каждой страницы? Одних отпугивают, а других заманивают все эти «гросс-мачты», «кливера» и «ахтенштерны». Мы с первых же страниц решаем, интересны нам пространство и время, предлагаемые автором, или нет.
Требования к экспозиции
Чтобы экспозиция не выглядела затянутой, придерживайтесь простых правил:
- Описывайте уникальные черты придуманного вами мира, но оставляйте читателю простор для воображения.
- Не раскрывайте сразу все возможности сюжета, сохраняйте интригу.
- Сообщайте ровно столько, сколько нужно читателю, чтобы последовать за вами, но – не более того.
Помните: всё самое главное расскажут поступки героев, их диалоги и ваши описания в основной части произведения. Вы можете написать произведение без всякой экспозиции, если этот элемент композиции не входит в ваши планы.
Теперь, познакомившись с термином, вы можете со знанием дела говорить о композиции крупных литературных произведений и пробовать собственные силы в сочинительстве.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Если раньше про экспозицию знали только фотографы, то с развитием мобильной фотографии этот термин пошел в народ. Да, фотография на мобильных устройствах делается с автоматическими настройками, смартфон сам вычисляет правильную экспозицию ( как ему кажется), уже на постобработке, мы можем её поправить. Главное помнить, что темную фотографию можно высветлить без потери качества, а вот пересвет — это брак, такое фото уже не спасти.
Ещё и Лев Толстой, в своем романе Война и мир, любил всякого рода экспозицию, да ещё и на французском языке вставлял. Вообще, чтобы написать такое крупное произведение как роман, с несколькими пересекающимися и параллельными сюжетами, с грамотной экспозицией в нужных местах, надо быть очень талантливым человеком в писательском ремесле. Можно знать теорию построения композиции в литературном произведении, но при этом самостоятельно так ничего и не создать.
Источник: ktonanovenkogo.ru
ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Здания музеев проектируются высотой 1—3 этажа (как правило, 2 этажа), при этом предпочтительным является горизонтальное функциональное зонирование. При использовании вертикального функционального зонирования рациональным представляется ступенчатое размещение экспозиции. Особая роль отводится коммуникациям: лестницам, пандусам, коридорам, галереям — они должны активно участвовать в формировании внутреннего пространства и режиссуры движения, являясь либо продолжением осмотра, либо осмысленными паузами.
Организации видов деятельности музея, освещенных выше, и всех функциональных процессов, включаемых в здание музея, соответствуют следующие основные функциональные блоки (рис. 13.6):
- — входная группа помещений;
- — экспозиционная часть;
- — кинолекционный зал;
- — административные, рабочие и подсобные помещения, библиотека;
- — лаборатории и мастерские;
- — фондохранилища;
- — технические помещения.
В зависимости от преимущественного использования помещений посетителями или сотрудниками музея они разделяются на две ос-
Рис. 13.6. Состав и взаимосвязь помещений музея (по В.И. Ревякину):
A. Входная группа помещений: 1 — главный вход; 2 — вестибюль; 3 — гардероб; 4 — касса; 5 — магазин книг и сувениров; 6 — комната дежурных экскурсоводов; 7 — буфет; 8 — санитарные блоки; 9 — пост охраны.
Б. Экспозиционная часть: 21 — вводный зал; 22—24 — залы постоянной экспозиции; 25 — залы временной экспозиции.
B. Кинолекционный зал — 19.
Г. Административные, рабочие и подсобные помещения: 10 — кабинет директора; 11 — приемная секретаря; 12— кабинет заместителя директора; 13 — канцелярия и бухгалтерия; 14 — комната персонала; 15 — массовый отдел; 16 — кружковая; 17 — кабинет научных сотрудников; 18 — библиотека; 20 — выставочный зал.
Д. Лаборатории и мастерские: 44 — столярная; 45 — слесарная; 46 — фотолаборатория; 47— макетная и модельная; 48 — художественная мастерская; 49 — реставрационная мастерская; 50—51 — прочие мастерские в зависимости от профильной принадлежности музея; 52 — служебный вход.
Е. Фондохранилища: 26 — приемная экспонатов; 27 — изолятор; 28 — дезкамера; 29 — помещение для хранения материалов; 30 — помещение для хранения оборудования; 31 — рабочая комната с каталогами; 32 — научный архив; 33—34 — кабинеты заведующего фондами и сотрудников; 35—43 — хранилища по видам экспонатов новные функциональные зоны: А — посетительскую (открытую) и Б — служебную (закрытую).
Распределение площадей между основными группами помещений зависит от профиля музея, его величины и значимости. Ориентировочные соотношения помещений следующие [20]:
- — экспозиционные залы — 45—55%;
- — фондохранилища — 20—25%;
- — вспомогательные и обслуживающие помещения — 35%.
Функциональные блоки здания музея можно скомпоновать в основные, вспомогательные и обслуживающие виды помещений по назначению (табл. 13.5).
Таблица 13.5
Функциональные зоны музея
Постоянная экспозиция, временные выставки
Кинолекционный зал, кружковые, зона отдыха, помещения для информации
Рабочие помещения для сотрудников, лаборатории, мастерские, библиотека
Вестибюль, гардероб, буфет, киоск, курительные, санитарные блоки
Служебный вестибюль, хозяйственные кладовые, помещения для инвентаря, санитарные блоки, технические помещения
Функциональные блоки здания и требования к их проектированию Входная группа помещений. Вестибюль является важным коммуникационным узлом, с которого начинается развитие архитектурного пространства музея. Именно здесь начинаются и заканчиваются маршруты осмотра и у посетителя начинает складываться первое впечатление от музея.
Необходимо отметить, что особенность входной группы музейного здания или комплекса заключается в том, что она должна быть одновременно рассчитана на единовременное массовое (плановые экскурсии) и немассовое (индивидуальный осмотр) посещения. В связи с этим функционально и планировочно вестибюль должен включать: гардеробы; места для сбора экскурсионных групп и индивидуальных посетителей; помещения информационного обслуживания, отдыха, контроля; кассы по продаже билетов; буфеты; магазины продажи каталогов, книг и сувениров; санитарные блоки.
В вестибюле желательно предусматривать помещение для дежурных экскурсоводов.
Из вестибюля должен быть организован удобный доступ в экспозиционные, выставочные и кинолекционный залы, в помещения администрации и кружковые комнаты. Как правило, помимо главного вестибюля для посетителей в музеях проектируется служебный вестибюль для персонала.
Расчет вестибюльной группы следует вести исходя из максимальной единовременной вместимости музея, которая составляет 1/5 общего количества посетителей вдень [20]. В случае если вестибюль одновременно обслуживает помещения для дополнительных видов деятельности, следует прибавить вместимость и этих помещений. Площадь вестибюля и гардероба определяется по табл. 13.6.
Таблица 13.6
Площадь гардероба на ед., м 2
Площадь для хранения сумок, портфелей на ед., м 2
Площадь вестибюля на ед., м 2
Гардероб, как правило, располагается на уровне главного входа в здание таким образом, чтобы не нарушать взаимосвязи вестибюля с залами, коммуникационными узлами, лестницами и лифтами при многоэтажном построении экспозиции. Помещение контроля делит вестибюль на две зоны: доконтрольную и законтрольную. До контроля размещается распределительный вестибюль с гардеробом, кассами, информационными службами, киосками или магазинами, буфетом, курительными и санитарными блоками; за контролем — входы в основные пространства музея: выставочные и экспозиционные залы, фондохранилища, лаборатории и мастерские. В небольших музеях касса, киоск и контроль могут быть объединены.
Буфет рассчитывается на обслуживание сотрудников и посетителей музея, должен иметь кратчайшие связи с вестибюлем здания и удобную загрузку. В состав помещений буфета должны входить обеденный зал с раздаточной стойкой, подсобное помещение и моечная посуды.
Экспозиционная часть. Экспозиционные залы — основное помещение музея, которое формирует архитектурную композицию здания и его художественный образ. Архитектурно-пространственное построение залов — их размеры, форма, система взаимосвязей между собой, с остальными помещениями и окружающим пространством — определяется назначением и спецификой экспозиции. Общие требования к экспозиционным залам сформулированы В. И. Ревя-киным:
- — пространственно-планировочное и художественное решение залов — в соответствии с тематическим построением экспозиций;
- — возможность организации сквозного маршрута по всему музею и выборочного осмотра ведущих отделов;
- — возможность внесения изменений в структуру залов во времени в связи с пополнением и обновлением экспозиций;
- — связь с открытой экспозицией;
- — включение в структуру экспозиционных залов специальных зон отдыха и помещений для подготовки экспозиций и хранения уборочного инвентаря.
Функционально и технологически экспозиционные залы должны быть связаны с фондохранилищами и мастерскими. В случае расположения их на разных этажах в здании предусматриваются грузовые лифты или подъемники для транспортировки экспонатов. Наиболее распространенным типом композиции здания музея является расположение экспозиции вокруг центрального вводного зала на втором и третьем этажах. Расположение экспозиции выше третьего этажа нежелательно, что не исключает в конкретных условиях строительства многоэтажных комплексов.
Залы художественных музеев желательно проектировать с естественным освещением с ориентацией световых проемов предпочтительно на северную сторону горизонта; из условия экспонирования произведений графики является целесообразным иметь для них специальные залы.
Экспозиционная площадь на 1 посетителя составляет 3—4 м 2 . В небольших музеях (с экспозиционной площадью до 500 м 2 ) следует предусматривать возможность организации на экспозиционных площадях мест проведения встреч, показа кинофильмов, а также временных выставок. При проектировании залов следует стремиться к сокращению оконных и дверных проемов, жестко фиксированных конструктивных опор и перегородок, затрудняющих перепланировку и организацию экспозиции. Для соблюдения этих требований необходимо использовать все многообразие архитектурных средств: выбор общей схемы здания, этажности, уровней пола и потолка, пластики объемов и пространств, световых и цветовых акцептов; создание композиционных акцентов и т.п.
Высота рядовых экспозиционных залов принимается равной 4—5 м, больших залов — 6—8 м. Высота экспозиционного пояса 1,50— 1,70 м на расстоянии 0,8—0,9 м от пола. Длина экспозиционного ряда не должна превышать 20—50 м. Загрузка площади экспозиционного пояса экспонатами принимается равной 50—60%. Удаление зрителя от экспоната обычно принимается равным двойной высоте экспоната. Целостность зрительного восприятия экспозиционного пространства ограничивается 24 м [20].
Маршрут осмотра может быть принудительным, свободным или представлять их сочетание. Принудительный график с обязательным посещением всех разделов в определенной последовательности характерен для дидактических экспозиций, в меньшей степени — для художественных музеев. Последовательность осмотра желательно организовывать слева направо и сверху вниз при многоуровневом построении экспозиции. Маршрут осмотра и система освещения могут стать определяющими моментами в построении композиционных схем.
Чтобы свести воедино научные, содержательные и функционально-технологические вопросы организации экспозиции, требуется разработка единой художественной концепции музея в соответствии с характером коллекции и ее индивидуальное воплощение. При размещении экспозиции в многоэтажном здании на разных этажах предпочтительна организация маршрута сверху вниз. Осмотр экспозиции внутри залов организуется слева направо. При построении графика осмотра экспозиции центральные места следует отводить для размещения ведущих экспонатов, выделяемых средствами художественного оформления (светом, цветом, фоном, обрамлением). Загрузка пола крупными экспонатами и витринами принимается в пределах 20—30%, ширина главного прохода 2—3 м, второстепенного — 1,5—2 м. Перед ведущими экспонатами желательно оставлять свободное пространство в 10—15 м.
Выставочные залы (залы временных выставок) — неотъемлемая часть современного музея [20]. Выставочная экспозиция тематически ограничена и потому носит более частный информационный характер. Поэтому если постоянная экспозиция музеев обновляется раз в 7—10 лет, то экспозиция выставок меняется через месяц-два.
Частая смена экспозиции, изменение требований к ней определяют необходимость в еще большей универсальности выставочных залов по сравнению с экспозиционными. Выставочные залы должны быть приспособлены к установке самых разнообразных конструкций и оборудования. Выставочный зал должен быть максимально приближен к вестибюлю или даже иметь самостоятельный вход. При выставочных залах желательно предусмотреть специальные помещения для хранения инвентарного экспозиционного оборудования, временного хранения и упаковки экспонатов, для различных подготовительных работ.
Пространственное построение музея может быть различным в зависимости от множества факторов, его диктующих. Однако наиболее характерным современным подходом является использование универсального пространства с гибкой планировочной структурой и возможностью трансформации. Залы музеев могут быть как открытыми во внешнюю среду, имеющими идеальную связь с природой (прием галереи), так и изолированными от окружения, обеспечивающими сосредоточение лишь на объекте экспозиции.
Кинолекционный зал. Блок помещений кинолекционного зала включает кинолекционный зал с эстрадой, киноаппаратную, комнату при эстраде, фойе при кинозале, которое может быть объединено с вестибюлем. Кинолекционный зал целесообразно располагать вблизи от вестибюля для обеспечения возможности автономного использования независимо от режима работы экспозиции. Кинолекционный зал может служить для проведения тематических кинопоказов, семинаров и конференций для школьников и взрослого населения. Кроме кинопроекционных устройств, в зале должны находиться небольшое возвышение для демонстрации экспонатов, доска и приспособление для развески картин и наглядных пособий, должны быть созданы условия для показа диапозитивов.
Административные, рабочие, подсобные помещения, библиотека. Эта группа помещений должна располагаться обособленно от зоны постоянной экспозиции, иметь свой служебный вход со служебным вестибюлем.
Кружковые и студийные комнаты предназначаются для проведения самых разных занятий, поэтому в них нужно предусмотреть возможность трансформации, приспособления для работы различных групп. Работа музейных кружков и студий основана на изучении материалов музейных фондов и технологии музейных лабораторий. Это не означает, что кружковые комнаты должны размещаться в непосредственной близости от них. Наоборот, их следует удалить, так как здесь собирается много людей и помещения становятся источником шума.
Рабочие помещения — кабинеты и общие комнаты, предназначенные для администрации и сотрудников музея. Их желательно располагать вблизи входа — главного или служебного.
Рабочие комнаты научных сотрудников могут быть сгруппированы вместе или рассредоточены возле тех отделов, где ведется основная работа.
Научная библиотека музея является хранилищем не только текущей научной литературы, но и редких изданий, входящих в коллекции. Она обслуживает в основном сотрудников музея. Для научной работы предназначаются специальные кабинеты, расположенные рядом с библиотекой. Площадь помещений для научной работы принимается из расчета 4,5 м 2 на одного сотрудника — научного работника и 9 м 2 на одного сотрудника — руководителя отдела или сектора.
Библиотека комплектует свои фонды в соответствии со спецификой музея, обслуживает сотрудников музея и посетителей.
Необходимо отметить, что в современном музее функции научной библиотеки существенно расширены, в основном за счет двух факторов:
Источник: studref.com