Элементы объектов капитального строительства что это
Данное проектное решение описывает принципы структуризации проектов капитального строительства с помощью объектов модуля «Управление проектами».
Настоящее проектное решение принимается как достаточное для понимания процесса «Структуризация проектов капитального строительства» в интегрированной информационной системе на базе SAP ERP и дальнейшей настройки и программирования соответствующих функций.
Определения, используемые в документе
IM — модуль SAP ERP «Управление инвестициями»
PS — модуль SAP ERP «Управление проектами»
СО — модуль SAP ERP «Контроллинг»
FI-AA — модуль SAP ERP «Основные средства»
Позиция инвестиционной программы – объект модуля IM, предназначенный для структуризации инвестиционной программы.
Инвестиционное мероприятие – объект модулей СО или PS (СО-заказ, СПП-элемент), присвоенный к позиции инвестиционной программы, предназначенный для оперативного планирования и учета инвестиций.
Определение проекта – заголовок проекта, группирующий СПП-элементы одного проекта и передающий им значения по умолчанию.
СПП-элемент – структурный план проекта, объект модуля PS, предназначенный для структурированного планирования и сбора затрат, осуществления календарного планирования по отдельным объектам строительства.
НКС – незавершенное капитальное строительство, объект модуля FI-AA – основное средство на 08 б/сч с автоматическим ведением. НКС привязано к соответствующему объекту модулей СО или PS (СО-заказ, СПП-элемент).
Хозяйственные операции, проводки
Принципы структуризации проектов капитального строительства
Проект составляется на год или на несколько лет реализации, при этом необходимо указать дату начала проекта (дата может быть в прошлом) и плановый срок конца. Создание проекта (или СПП-элемента) в системе выполняется на основании утвержденной проектно-сметной документации (ПСД) в следующих случаях:
- При вводе заявок на оборудование. При этом необходимо создать соответствующие СПП-элементы, которые указываются в позициях заказываемого оборудования;
- При наличии документов (ф.№КС-2, ф.№КС-3) от подрядчиков для проведения фактических затрат, с указанием номера СПП-элемента в счете-фактуре;
- При наличии документов по отводу земель, актов от проектных организаций и других прочих затрат, которые необходимо отнести на объекты капитального строительства, с указанием номера СПП-элемента в счете-фактуре.
Определение проекта предназначено для группировки СПП-элементов одного проекта по одному объекту, группе объектов или местонахождению (если объект не относится ни к одному объекту) и имеет многокорневую структуру.
Приняты две модели проекта объектов капитального строительства, реализованные с помощью объектов модулей PS.
Трехуровневая иерархия объектов капитального строительства обусловлена необходимостью группировки объектов:
- СПП-элемент 1-го уровня соответствует группе определенного объекта;
- СПП-элемент 2-го уровня эсоответствует подгруппе определенного объекта;
- СПП-элемент 3-го уровня это объекты, которые являются будущими основными средствами.
Управление статусами
Управление проектом по стадиям его выполнения организованно через систему статусов СПП-элементов:
- Статус «открыто» — начальный статус, который определяет, что СПП-элемент создан, участвует в планировании и структуризации проекта и может быть удален или присвоен другому объекту;
- Статус «деблокировано» — определяет, что СПП-элемент помимо вышеуказанных организационно-экономических операций может собирать фактические затраты. При установке этого статуса к объекту автоматически создается объект НКС. Сброс этого статуса не предусмотрен, после проведения фактических затрат объект нельзя удалить;
- Статус «частично деблокировано» — статус информативный, он показывает что под объектом со статусом «открыто», нижестоящая структура деблокирована;
- Статус «технически закрыто» — статус, запрещающий участвовать в процессе планирования, но сбор фактических затрат по объекту возможен, выставляется на объектах законченных строительством, сброс статуса возвращает позиции статус «деблокировано».
- Статус «закрыто» — статус, запрещающий выполнять фактические проводки по объекту и изменять основные данные, необходим для отсечения объектов из оперативных отчетов. Выставляется на объекта введенных в состав основных фондов.
Реализация в системе
Маска проекта
Маска проекта представляет собой определенное сочетание цифр и букв для кодировки элементов структурного плана проекта различных уровней. Буквы в маску проекта вносятся на английском языке.
Маске проекта присваивается 12-тизначный номер. Кодировка проекта по объектам капитального строительства осуществляется по следующему принципу:
AA.BBBB.CC.DD.EE. Точкой разделяются уровни в маске проекта.
AA – идентификатор проекта.
BBBB – код объекта. Первые две цифры определяют код группы объекта. Следующие две цифры — порядковый номер.
CC – Обозначение объекта 1-го уровня. Кодируется двухзначным порядковым номером, например 01.
DD – Обозначение объекта 2-го уровня, входящего в состав объектов 1-го уровня. Кодируется двухзначным порядковым номером, например 01.
EE – обозначение объекта 3-го уровня, входящего в состав объектов 2-го уровня. Кодируется двухзначным порядковым номером, например 01.
Профиль проекта
Профиль проекта определяет значения по умолчанию для проектов, создаваемых с данным профилем.
Данные по умолчанию:
- Все СПП-элементы – объекты контировки;
- Многокорневая структура проекта;
- Ведение документов изменений.
Описание отчетов
Просмотр структуры проекта осуществляется через отчет по структуре. Он позволяет просматривать все проекты, диапазоны проектов, либо по определенной маске на основании принятой кодировки проекта. Отчет представляет собой структуру проекта в виде дерева с возможностью раскрытия отдельных ветвей. Отчет дает возможность группового просмотра основных данных СПП-элементов и выполнения сортировки по ним.
ИсточникОтдел ПТО: задачи, функции, подготовка исполнительной документации, использование цифровых решений
Никитин Алексей, генеральный директор ООО «Цифровые решения в строительстве»
Цыганова Ольга, директор по развитию ООО «Цифровые решения в строительстве»
Организация строительно-монтажных работ на объекте невозможна без организации отдела ПТО – это базовая и прописная истина, которая не вызывает никакого сомнения. Так почему же именно в этом важном блоке чаще всего происходят сбои, приводящие к рискам как для самого подрядчика, так и для заказчика/инвестора строительства?
Что такое ПТО?
- ПОС (проект организации строительства),
- ТК и ТТК (технологические и технико-технологические карты),
- ПОД (проект организации демонтажа),
- ППРк (проект производства работ кранами),
- ППРв (план производства работ на высоте).
Аутсорсинг функции ПТО
1. Наем специалистов соответствующих компетенций.
Оформление специалиста в штат, безусловно, самый предпочитаемый крупными или средними строительно-монтажными организациями вариант. Недостаток можно сформулировать одним словом – стоимость, которая будет складываться из стоимости привлечения специалиста, обеспечения его пребывания на строительном объекте, ежемесячной оплаты труда, налогов, а также стоимости его простоев в случае отсутствия финансирования на объекте и (или) неравномерной загрузки.
- налоги, вытекающие из содержания инженера в штате;
- затраты на поиск и привлечение специалиста;
- риск незапланированного выбытия специалиста из рабочего процесса.
Нормативные требования к разработке исполнительной документации
СП 48.13330.2019. Организация строительства. СНиП 12-01-2004. К исполнительной документации относит: текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений, действительное качество, положение, физико-механические свойства объектов капитального строительства, линейных объектов и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса.
· РД 11-02-2006. Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
· РД 11-05-2007. Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительств.
· ГОСТ Р 51872-2019. Документация исполнительная геодезическая. Правила выполнения.
· И 1.13-07. Инструкция по оформлению приемо-сдаточной документации по электромонтажным работам.
· СП 70.13330.2012. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87. Несущие и ограждающие конструкции. Регламентирует подготовку исполнительных схем и чертежей по несущим и ограждающим конструкциям.
· СП 73.13330.2016. Внутренние санитарно-технические системы зданий. Содержит указания на акты испытаний.
· СП 29.13330.2011. Актуализированная редакция СНиП 2.03.13-88. Полы.
Есть также инструкции по оформлению приемо-сдаточной документации по электромонтажным работам (И 1.13-07), дорожному строительству (ИС-478-р), монтажу ПОС (РД 78.145-93) и сборники, где также содержатся необходимые инструкции и формы.
Состав исполнительной документации
Если в целом говорить про состав исполнительной документации, то в общем виде ИД разделяется на следующие блоки:
· акты освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства;
· акты разбивки осей объекта капитального строительства на местности;
· акты освидетельствования работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства;
· акты освидетельствования строительных конструкций, устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков в которых невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения;
· акты освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения, устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков в которых невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения;
· комплект рабочих чертежей с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам, сделанными лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ;
· исполнительные геодезические схемы;
· исполнительные схемы и профили участков сетей инженерно-технического обеспечения;
· акты испытания и опробования технических устройств, систем инженерно-технического обеспечения;
· результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля;
· документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов (изделий).
Риски некачественного и несвоевременного процесса сбора и подготовки ИД
1. Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
ИД проверяется государственным строительным надзором. В случае несоответствия ИД требованиям проектной документации и техническим регламентам не выдается ЗОС (заключение о соответствии построенного объекта требованиям безопасности), что препятствует своевременному вводу объекта в эксплуатацию и нарушает всю финмодель проекта.
2. Перенос оплаты за выполненные работы
Сдача-приемка и оплата выполненных работ производится Заказчиком только при условии наличия правильно оформленной исполнительной документации.
3. Юридические риски
Информация о фактически выполненных работах является объектом контроля со стороны проверяющих, надзорных и правоохранительных органов (особенно в случае строительства с государственным финансированием). Критерием прохождения такой проверки служит комплектность и достоверность ИД.
Также без своевременно оформленной и подписанной ИД в случае расторжения контракта с инвестором невозможно подтвердить объемы и качество выполненных работ.
4. Риск небезопасной эксплуатации объекта
Отсутствие полного комплекта документации на инженерное оборудование исключает возможность долгосрочной эксплуатации, гарантийного и технического обслуживания. ИД облегчает процесс эксплуатации объекта, так как отражает всю информацию по объекту — скрытые работы, примененные материалы, технические паспорта на оборудование с указанием производителя и пр.
5. Снижение ликвидности объекта
Здание или сооружение, не обеспеченное полным и качественным комплектом исполнительной документации (при прочих равных), является значительно менее ликвидным активом, со сниженной рыночной стоимостью.
Как снизить риски с помощью цифрового сервиса по ПТО DACON
Во-первых, нужно понимать, что риски некачественного сбора и ведения исполнительной документации несет не только подрядчик. Если Вы находитесь в роли инвестора/заказчика строительства и думаете, что подготовка исполнительной документации – это не про Вас, то Вы глубоко ошибаетесь. Последствия от провала в организации работы ПТО ощутят все стороны проекта – и генподрядчик, и субподрядчики, и заказчик. У каждой стороны будут свои последствия: у кого-то не будет денег закончить работы и расплатиться с рабочими и поставщиками, а кто-то не сможет вовремя ввести объект в эксплуатацию, а это всегда убытки.
Как было отмечено выше, аутсорсинг ПТО – это хорошая возможность для подрядчика вынести функцию ПТО за штат, не нести лишних расходов, работать с профессиональными и слаженными командами. Кроме того, в настоящее время рынок предлагает целый пласт специализированных цифровых решений по сбору и подготовке исполнительной документации.
Цифровизация работы с исполнительной документацией с помощью сервиса DACON позволяет каждому участнику строительного проекта получать свои выгоды:
– Инвесторам гарантирует сохранность документов, созданных на независимой платформе. Online-хранение документации позволяет оперативно вносить изменения в состав исполнителей и при необходимости привлекать одновременно нескольких подрядчиков, не теряя целостности общей картины производства работ. Осуществлять контроль за созданием исполнительной документации становится проще. Документация оформляется в соответствии с корпоративными и/или отраслевыми стандартами, стадии ее утверждения регулируются установкой статусов документов, общий объем закрытых документацией работ визуально контролируется на страницах сервиса.
– Генеральным подрядчикам минимизирует риски пропажи или порчи данных. Появляется возможность привлечения к работе регулирующих органов для оперативной проверки документов, но самое главное – контролировать процесс подготовки и сдачи ИД Заказчику, а значит управлять своим денежным потоком и закрытиями работ.
– Подрядчикам помогает структурировать процесс ведения исполнительной документации. Доступ к хранилищу со всей исполнительной документацией есть у каждого участника строительного процесса. Автоматизированное создание исполнительной документации позволяет не заниматься наймом дополнительных сотрудников, а система рекомендаций и облегченные формы подачи информации – избежать ошибок при регистрации фактических объемов.