«И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, — пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову.
Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?
Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим . И роптали на нее.
Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня.
Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению.
Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала.
И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им.»
Слово 21. О Еразме-черноризце
«…И вот увидал я Святую Богородицу, держащую на руках Сына Своего, Христа, Бога нашего, и все святые были с Ней. И сказала Она мне: «Еразм! За то, что ты украсил церковь Мою и иконами возвеличил ее, и я Тебя прославлю в Царствии Сына Моего, убогие же всегда рядом с вами. Только, вставши от болезни, покайся и прими великий ангельский образ: в третий день Я возьму тебя, чистого, к Себе, возлюбившего благолепие дома Моего».
В Мамадышском районе продолжается строительство нового храма
…
К Поликарпу. Ведая это, брат, не думай; «Напрасно истратил, что имел», так как перед Богом сочтено все, до последнего медяка. Надейся же на милость Божию за труд свой. Твоими стараниями сооружено двое дверей в той святой, великой Печерской церкви Святой Богородицы, и Та отворит тебе Двери милости Своей, ибо иереи за таких всегда молятся в той церкви: «Господи, освяти любящих благолепие дома Твоего и прославь их Божественною Твоею силою!» Вспомни также и того вельможу, который велел сковать крест из чистого золота. Один юноша, возревновав ему, приложил немного и своего золота, и за то сделался наследником всего имения его. И ты, если истратишь добро свое на славу Бога и Пречистой Его Матери, не лишишься награды своей, но говори с Давидом: «Буду умножать всякую хвалу Тебе»,— и скажет тебе Господь: «Прославляющих Меня прославлю»…»
поучение о милостыне прп.Антония Оптниского
«…
2-е. Во Евангелии упоминаемая жена: купивши сткляницу многоценного мира, от великого усердия своего и любви стала возливать на главу Христа Спасителя. Ученики же Его, увидя сие, стали негодовать и сочли дело таковое за небогоугодное и погибельное, т. е. суетное, говоря: «Чесо ради гибель сия бысть?» (Мф 28,8). Лучше бы было, когда бы продано было и роздано нищим.
Но Спаситель не одобрил их за сие, рекши: «Жена дело доброе сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собой, а Меня не всегда имеете» (Мф 26,11). Сим примером научает нас Спаситель, что всякое благое дело, которое относится собственно к чести Самого Бога и к прославлению Его, там попеченис о нищих оставлять дольше до времени. Посему, если кто прилежит более о украшении святыни, тот не точию ничего не теряет, но и весьма много приобретает, чему примером может служить преподобный Эразм Печерский.
«Строительство последнего Храма» Д.Самарин
3-е. Богу угодное дело и строение вновь святых храмов. О пользе сей сама Матерь Божия, явившись, известила некоему угоднику, что если кто на созидание Церкви Божией и един кирпич подаст, то не только не погубит мзды своей, но и Ее соделает Молитвенницею о себе. Посему не точию маломощные, но и многие богатые не щадят и тысяч больших на созидание церквей, лишь бы за сие удостоиться милости Божией.
4-е. Есть такие, которые особенное имеют усердие для церквей покупать колокола, и даже весьма тяжеловесные. Сие делают они в память той страшной трубы, чрез которую в последний день и мертвых возбудят на суд; а посему чрез звон колокольный чают, умилостивя Бога, получить грехам своим прощение, коего и сподобятся.
5-е. Иные, подражая благообразным советникам Иосифу и Никодиму, обвившим тело Иисусово чистыми плащаницами, покупают для священнослужителей церковных облачения священные и тем самым равного удостаиваются от Господа мздовоздаяния.»
Источник: orthodoxy33.wordpress.com
Зачем Богу мои деньги?
Может ли православный человек стремиться к хорошей зарплате? На что идут деньги, которые мы отдаем в Церковь, и есть ли в таких пожертвованиях духовный смысл? Что значит формула «деньги Церкви — это деньги нищих», и может ли приход зарабатывать на свои нужды сам? Говорим об этом с игуменом Свято-Троицкого Данилова монастыря Пантелеимоном (Королевым).
Игумен Пантелеимон (Королев), два года назад ставший настоятелем Свято-Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском, недавно вернулся из США — там живут его родители. За плечами — мехмат МГУ, учеба в духовной академии и… десять лет жизни в скиту, где он занимался переводами и писал кандидатскую диссертацию.
Новый этап его жизни — Данилов монастырь. Это очень русская история: много пространства, мало людей. Немногочисленных насельников (их всего 15) игумен любовно называет «бриллиантами» и «изумрудами». Он хочет сложить из них прекрасный узор — «общность, «которая не распадется, когда не будет тут игумена Пантелеимона». Оговорка понятна: с 1994 года, когда монастырь был восстановлен в статусе, настоятелями здесь побывали десять человек, причем предыдущий игумен — иеромонах Даниил (Соколов) — был убит прямо у себя в келье.
На столе в игуменском кабинете — McBook и множество книг. Выделяется отмеченное многочисленными закладками англоязычное издание Church Money. «В монастыре я стал много думать о деньгах», — шутит отец Пантелеимон.
«Дай-дай-дай!» — не христианская позиция
— Отец Пантелеимон, недавно вы взбудоражили подписчиков своей страницы в Facebook откровенными постами о деньгах. В частности, вы ссылались на книгу католиков Майкла Уайта и Тома Коркорана «Церковные деньги» (ChurchMoney: Rebuilding the Way We Fund Our Mission). Что вас в ней особенно впечатлило?
— Финансы — это тема, которую мы в Церкви стыдливо избегаем. Главный лайфхак, который я вынес из этой книги, что ее можно спокойно и внятно обсуждать, базируясь на Священном Писании и его церковном толковании. На самом деле в Писании много говорится и о деньгах, и о том, как ими распоряжаться. Один из ключевых текстов — притча о талантах, которая показывает, что деньги и другие ресурсы нам вверены на короткое время, их надо пустить в правильный оборот, чтобы была возможность без стыда предстать пред Господом.
А в книге авторы излагают опыт конкретной общины, которая укреплялась благодаря тому, что была правильно поставлена тема денег.
— В каком смысле?
— Приходу стало тесно, и они решили «всем миром» строить новый храм. Это путешествие к новому храму с обсуждением концепции, с открытым сбором средств стало для всех объединяющим челленджем. Причем они начали дело с «молитвенного марафона», который их очень укрепил, стал источником вдохновения, поставил немного за границей возможного.
И крайне важный аспект — личное финансовое участие священника: ты не имеешь права призывать к тому, чего ты не делаешь сам. Будь добр, удели часть личных средств Церкви.
Позиция: «Дай-дай-дай-дай! Я конечный получатель», — она не церковная, не христианская. У святых отцов я встречал фразу, что даже нищий, получающий подаяние, не освобождается от обязанности жертвовать долю с получаемых денег.
— В таком ключе о деньгах в Церкви действительно редко говорят. На слуху истории про лепту вдовицы или богатого юношу — «продай имение твое и раздай нищим… и следуй за Мною». Большинство считывает здесь смысл «все или ничего», и это, откровенно говоря, не воспринимается всерьез, как руководство к действию: мало кто способен сразу все раздать.
— Да, когда нам дают такие примеры, мы как будто подходим к лестнице, у которой есть только верхние ступеньки, а нижних нет. А надо эти нижние ступеньки выстраивать.
Можно начать со спонтанных пожертвований, а потом перейти к их планированию — об этом говорил еще апостол Павел коринфянам.
Когда пожертвования становятся регулярными, можно определять, какую долю твоего дохода они будут составлять — один, два, двадцать пять процентов… Важно, чтобы пожертвование воспринималось не как мучительный и ненавистный побор, а как твой подарок, исходящий из любви. До церковной десятины община должна дорасти. И такое отношение в первую очередь должно транслироваться со стороны священника.
Крайне важный аспект — личное финансовое участие священника. Ты не имеешь права призывать к тому, чего ты не делаешь сам
— Получается, в пожертвовании может быть духовный смысл и рост?
— Это самое ценное. В какой-то момент возникает конфликт интересов: было запланировано то-то и то-то и то, но сейчас стоит вопрос о строительстве нового храма. Чем мы готовы пожертвовать ради этого? Здесь мы можем попробовать чуть-чуть преступить через свои сомнения, довериться Богу и сказать: Господи, спокойно и комфортно я могу Тебе отдать столько-то, но я отдам чуть больше, а дальше Ты сам устрой.
— Тут встает такая проблема: добросовестные благотворительные фонды, НКО приучили людей к отчетам по всем жертвуемым средствам. В Церкви пока все иначе. Вы считаете это правильным?
— С НКО немножко другая история. Это сообщество людей, которые взяли на себя определенные обязательства. Отдав им деньги, я вправе сорок раз переспросить, как эти деньги были израсходованы. Если я отдаю деньги Богу, то… спрашиваю тоже у Бога.
— Но мы же не отдаем Богу деньги напрямую — мы отдаем через людей!
— Это, конечно, вопрос доверия. Но вы можете оценить плоды. Нет необходимости проводить тщательный аудит, чтобы понять, что делается в приходе или монастыре, живет ли настоятель нуждами своих прихожан, или у него свои интересы. Развивается ли приход, есть ли там воскресная школа, получают ли утешение люди, которые в трудных ситуациях обращаются в храм за помощью.
Есть примеры отдельных приходов, которые собирают деньги на какие-то нужды и потом отчитываются перед прихожанами. Но это, действительно, пока не массовое явление.
Отчетность опытный бухгалтер может нарисовать какую угодно. Ее наличие — не гарантия, что крупные суммы не идут мимо кассы. Но я думаю, постепенно мы к отчетности придем. Правда, боюсь, в какой-то степени эта открытость может быть на определенном этапе травмирующей и для церковной среды, и для «внешних».
Люди важнее, чем камни
Есть жесткая формула: «Деньги Церкви — это деньги нищих»
— На что вы считаете правильным тратить деньги на приходе или в монастыре? Что лучше — построить или отреставрировать храм или организовать кружок, досуговый центр, благотворительную помощь?
— Для меня важнее люди, чем камни. В строительство или ремонт есть смысл вкладываться, когда уже не хватает места для каких-то активностей.
— Но соль, как говорится, в деталях. На то же храмовое убранство можно тратить бесконечные суммы. С другой стороны, вопрос, можно ли служить на самом дешевом вине за 80 рублей, — тоже риторический.
— Ну, на вине за 80 рублей вряд ли. Вещество для Причастия должно быть хорошего качества.
Я для себя сформулировал такую последовательность: безопасность, функциональность, эстетика. И всегда надо помнить о своих приоритетах. Действительно ли нашему храму не хватает суперкрасивого подсвечника (а такая ситуация может быть, если мы в представительских целях строим очень красивый храм), или важнее другое? В каком-то смысле траты — это вопрос совести.
Есть жесткая формула: «Деньги Церкви — это деньги нищих». В ней два смысла. С одной стороны, церковные деньги — деньги преимущественно небогатых людей, которые их пожертвовали. С другой стороны, в Церковь приходят бедные, нищие, и есть заповедь «просящему у тебя дай». И тут большая ответственность: как это сделать так, чтобы выполнить завет Христа, а не навредить человеку.
— В некоторых храмах и монастырях висят объявления, запрещающие подавать милостыню у ворот — «Это не жертва, угодная Богу, а развращение людей грехом тунеядства» и подобное. У вас такого нет. Это принципиально?
— Возле нашего монастыря стоит пара-тройка постоянных нищих, и у меня пока нет понимания, что с ними делать. Приходят еще какие-то жалобные люди и пытаются сыграть на моем добросердечии — иногда срабатывает. Потом остается не очень приятное чувство, что тобой манипулировали.
Интересная позиция была у святителя Василия Великого: он был против того, чтобы монахи благодетельствовали нищим, но всячески за то, чтобы им благодетельствовали монастыри. Проще говоря, чтобы монахи организовывали помощь, но не участвовали в ней непосредственно.
Системная помощь предполагает, что мы знаем конкретного человека, его нужды, понимаем, где у него точки срыва. Отдаем себе отчет, что можно и нужно ему дать горячую пищу и, может быть, заплатить за жилье, но деньги в руки давать нельзя, потому что мимо водочного ларька он их не пронесет. Специально для этого мы недавно организовали волонтерскую службу «Божедельцы Данилова монастыря».
Правила Google в монастыре
Василий Великий был против того, чтобы монахи благодетельствовали нищим, но всячески за то, чтобы им благодетельствовали монастыри
— Кстати о волонтерах. Вы планируете опираться на людей, которые трудятся на общественных началах, или делаете ставку на оплачиваемых сотрудников? Часто можно услышать: «Это же служение, мы же православные, как можно говорить о зарплате?»
— Это очень неправильное отношение. Даже волонтеры — отнюдь не бесплатная рабочая сила, потому что их надо обеспечить инструментарием, едой, возможностью отдохнуть, правильной методологической поддержкой со стороны оплачиваемого специалиста.
Наш проект пока на старте, но в планах финансировать сотрудников, на которых я хочу рассчитывать постоянно. Может быть, в каких-то случаях правильнее платить даже добровольцам: пускай человек плату получит, а потом уже пожертвует ее в монастырь, если захочет. Требовать от людей жертвы — нельзя, это дело добровольное.
— То есть для православного человека говорить о зарплате нормально, не стыдно?
— Если я работодатель, то одна из основных моих забот — чтобы люди, которые у меня работают, были уверены в завтрашнем дне, имели кров над головой и пищу на столе. У апостола Иакова сказано: «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?» Надо согреть и напитать, и это в первую очередь относится к ближним, то есть к семье и сотрудникам.
Перед нами, конечно, не стоит задача, чтобы люди стали похожими на евангельского богача, который сказал: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но вообще довольно сложно оказаться в ситуации гранитной денежной стабильности — в нашем государстве уж точно никогда такого не будет! Балансировать — нормально. Чем больше у тебя денег, тем больше людей и проектов, от тебя зависящих.
С другой стороны, нестабильность нередко связана с нашим поведением, порывистостью: то мы упахиваемся до смерти, зарабатывая кучу денег, то гуляем, пропиваем последнюю рубаху. И это для христианина тоже неправильно.
— С работой мирян понятно. А как с трудами братии? Несколько лет назад в Интернете прогремели рассказы бывших послушниц, которых заставляли работать сверх меры, так, что на молитву уже сил не оставалось.
— Я стремлюсь к тому, чтобы в центре всего была молитва, чтобы братия спокойно могла присутствовать на богослужении каждый день, утром и вечером. И делаю замечания, когда вижу, что кто-то из братии вместо того, чтобы стоять на всенощной, например, начинает листву подметать.
Понятно, что надо учитывать силы. Если упало или подскочило давление, а игумен требует, чтобы ты находился в храме, ты будешь изнемогать, и вместо славословия Богу в голове будет злословие игумену. А мне этого не надо. Мне как пастырю важно, чтобы «овцы» были здоровыми, сытыми и радостными. Если кому-то нужно отдохнуть, значит, нужно отдохнуть.
Но лично у меня рабочий день ненормированный: жизнь монастыря становится все разнообразнее, и многое приходится налаживать в ручном режиме.
— Люди с ненормированным графиком часто жалуются на то, что молиться и в храм ходить им некогда. У вас как?
— Мы обычно говорим, что у нас слишком много дел, поэтому молиться некогда. А вот святитель Иоанн Шанхайский говорил наоборот: «У меня слишком много дел, чтобы не молиться». Он каждый день совершал Литургию и много молился келейно. И много всего успевал.
Мне кажется, в нашей занятости в какой-то степени виновато тщеславие: хочется и самому выглядеть идеально, и чтобы монастырь выглядел идеально, чтобы все приходили и восхищались. Выход — в том, чтобы это тщеславие поставить на место. Это касается и обустройства территории, и приема паломников. Если молитва на первом месте, то надо как следует подумать, стоит ли устраивать в монастыре хаос стройплощадки.
— А если кто-то из братии говорить «не могу», а вам кажется, что он лукавит или ленится, вы оставляете это на его совести?
— Этот вопрос интересно раскрывается в двух любимых мной книгах — «Как работает Google» Эрика Шмидта и «Открывая организации будущего» Фредерика Лалу. Они говорят про огромное значение и силу доверия.
Я могу, конечно, устроить в монастыре деспотию и заставить братию неуклонно ходить на службы. Но это, во-первых, сожрет огромное количество моих сил, во-вторых, братия будет изнемогать, появится страх, недовольство. А главное, не будет происходить исправления воли.
Если я работаю лишь по той причине, что мне страшно и меня пинают, то моя воля как была склонна к праздности и унынию, так и останется. А если говорят: «Наберись сил, подумай и предложи, что ты хочешь сделать полезного для братства, для монастыря», — человек понимает значение своего выбора. Он уже сам хочет сделать что-то, исходя из любви к монастырю, братии и Богу, и тогда мне нет необходимости его понуждать.
«Закрой монастырь, и тебе денег через забор накидают»
Пряники из лавки монастыря
— Ваш монастырь живет только на пожертвования? Или вы думали над проектами, которые могли бы стать самоокупаемыми?
— Основной источник финансов — это паломники. Многие говорят, что чувствуют какой-то особый дух тишины и умиротворения, им здесь хорошо, и они считают, что если о них и их близких здесь помолятся, то Господь эту молитву услышит.
Однажды я услышал слова: если монастырь закроет ворота и монахи будут лишь усердно молиться, то миряне им денег через забор накидают. Пожертвования дают туда, где чувствуют особое благоговение, особую силу молитвы.
— Звучит как вызов! Вы «силу молитвы» предлагаете монетизировать?
— Не совсем так. Апостол Павел об этом так говорит: «Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?» Монастырь должен нести свет Евангелия и преображать пространство вокруг себя. А Господь захочет дать денег — даст денег, захочет, чтобы монахи жили в нищете — даст нищету.
Деньги — всего лишь инструмент. Если мы вместо того, чтобы фокусироваться на взаимоотношениях с Богом и ближними, фокусируемся на инструментарии, то получается как-то очень приземленно, плоско и грустно.
Мерч, ретрит и монастырские пряники
— Вы недавно сделали очень стильный логотип: планируете развивать бренд Данилова монастыря?
— Да, у нас есть краткий брендбук, делаем мерч потихоньку. Он хорошо на подарки расходится. Сделали мужские фартуки с нашим логотипом, сумки, кружки…
На логотипе Данилова монастыря изображены крылатые колеса, которые взяты с одной из плащаниц, и эта же тема неоднократно раскрывается в фресках Троицкого собора. Это описанные пророком Иезекиилем многоочитые и многокрылатые существа, которые носят Бога. А в центре — буква «Д», похожая на треугольник: это и имя основателя монастыря, и символ Троицы. Шрифт для названия монастыря основан на тех, которые применялись для надгробных плит в XVI–XVII веках, поскольку монастырь наш исторически кладбищенский.
— Вам важно, чтобы за всеми начинаниями стояла какая-то история?
— Почему-то так постоянно получается. Очень интересная личная и местная история вышла с пряниками. У моих прабабушки и прадедушки в квартире висели очень красивые пряничные доски. Там были вырезаны осетр, олени, курица с петушком… Прадед собирал старинные вещи, имел на это отличное чутье и вкус, но по назначению эти доски не использовались.
И вот, когда мы сшили эти фартуки с логотипом, я решил в таком фартуке сделать селфи и выложить его в Instagram, который меня заставили завести местные художники. Мол, сделайте страницу, чтобы отмечать ваш монастырь, когда будем выкладывать свои пленэры…
Пожертвования дают туда, где чувствуют особое благоговение, особую силу молитвы
— Ого, какой у вас тут нетворкинг.
— У нас тут все (смеется). Художники любят наши храмы, а мы рады им. И вот эту фотографию, где за моей спиной висят пряничные доски, увидел местный умелец, который занимается печатными пряниками. Говорит: «Ой, а можно посмотреть?» Я привез все пять досок, и мы напечатали достаточно большую партию пряников, и она на ура разошлась на местном празднике. В нашей лавке они тоже есть.
— С пряниками понятно. А что еще?
— Еще я руководитель издательского отдела Переславской епархии и главный редактор епархиального журнала «Ковчег». Журнал сам по себе финансово убыточная история, но с другой стороны, это отличное вложение представительских расходов. Когда мы интересно рассказываем про наши святыни, люди говорят: «Вау, неужели такое может быть в захолустной маленькой епархии?» А если приезжает паломническая группа и игумен дарит такие журналы, людям приятно. В благодарность они что-то пожертвуют, приедут еще, расскажут другим.
Может быть, будем принимать людей на «монастырские ретриты». Например, женатый человек, у которого все нормально с семьей, может поехать в монастырь на время трудником, чтобы побыть с Богом, научиться внутренней дисциплине. Это примерно то, о чем пишет апостол Павел: мужья с женами могут разлучаться, ради упражнений в благочестии. Нужно только подготовить помещения.
— А провальные начинания были?
— Провальных затей не было, потому что пока не было необходимости сильно рисковать. Потихонечку появляется финансовый задел, так что уже можно думать, куда эти «излишки» вкладывать.
Есть задумка сделать музей монашества. Добавить немножко интерактива — примерь вериги, постой на столпе, потрогай власяницу. Послушай непрестанно читающуюся молитву Иисусову на том или ином языке… И, конечно, рассказать в нем о сути монашества, об обетах.
Понятно, что вложения будут большими и, скорее всего, не окупятся. Но возникнет дополнительная точка притяжения в монастырь. Это сложно вычислимые с точки зрения денег моменты, но они работают в плюс: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
— А есть что-то, на чем монастырю зарабатывать неправильно? Например, монастырь Новый Валаам в Финляндии изготавливает виски по заказу богатых православных финнов — это существенная часть их дохода. Для вас подобное приемлемо?
— Для нашего монастыря — однозначно нет. По той простой причине, что наш основатель, преподобный Даниил Переславский, оставил две основные заповеди: помогать нищим, сиротам и вдовам и не держать в обители ничего хмельного. У нас здесь сухой закон. Поэтому не то что виски, а и варка пива не рассматривается.
У нас есть надел земли, купленный предыдущим настоятелем. Сами мы его обрабатывать не можем, пытаюсь сдать в аренду. Буду следить, чтобы там не выращивали ничего противозаконного (смеется).
Нет желания пообрабатывать 57 гектар земли тут неподалеку?
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.
Источник: www.miloserdie.ru
Только Бог возвратит и приумножит!
Как правильно давать пожертвование? Очень немногие христиане могут дать библейский ответ на этот вопрос.
Бог не принимает абсолютно все пожертвования. Постарайтесь понять это правильно. Ваша церковь или служение примет любое пожертвование, но имейте в виду, что ни церкви, ни другие религиозные организации не обещают вам приумножить ваше пожертвование. Только Бог говорит о том, что приумножит и возвратит ваше приношение.
Библия содержит конкретные указания о том, как давать угодные Богу пожертвования. Чтобы ваше даяние соответствовало своему назначению, оно должно обладать некоторыми характеристиками, о которых сегодня мы хотели бы Вам рассказать.
СЕРДЕЧНОЕ НАМЕРЕНИЕ
Бог больше интересуется не величиной вашего пожертвования, а состоянием вашего сердца. Иисус, наблюдая, как люди кладут свои пожертвования в сокровищницу, обращал внимание не на то, сколько они дают, а на то, как они это делают.
О том, что Бог смотрит на сердце того, кто жертвует, мы можем прочитать и в одном из Посланий Павла. Принимая пожертвование для церкви в Иерусалиме, он сказал:
Ибо если есть усердие, то оно [пожертвование] принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет (2 Коринфянам 8:12)
Заметьте, этот стих прямо говорит, что Господь принимает пожертвования от тех, кто имеет усердие жертвовать. Некоторые люди воздвигают в своих сердцах «стены», которые не дают им сделать пожертвование. Они приходят в церковь, заранее приняв решение не совершать пожертвования или не жертвовать больше определенной суммы. А кто-то и вообще специально оставляет кошелёк дома.
Богу не угодны такие приношения. Писание говорит, что Он отвечает благосклонностью только усердному и доброхотному сердцу.
Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог (2 Коринфянам 9:7)
Памятуя о том, что Бог любит доброхотного дающего, человек способен прийти к такому состоянию, когда его пожертвования станут исходить от любящего Бога сердца. Намерение сердца должно быть таким: «Господь, я вижу, что Ты делаешь для меня, наступило время для пожертвований — взгляни, что я намереваюсь сделать для Тебя».
ЖЕРТВОВАТЬ С БЛАГОДАРНЫМ СЕРДЦЕМ
Чтобы Бог принял ваше пожертвование, необходимо не только давать его «от всего сердца», но и соотнести размер даяния с тем, что вы имеете.
Этот стих говорит, что пожертвование будет принято, только если оно дается из того, что вы имеете.
Даже среди верующих, к сожалению, распространено ложное учение о том, что когда нет денег, необходимо взять взаймы или даже кредит, чтобы дать пожертвование. Тогда Бог, видя ваше стремление, якобы должен помочь вам не только отдать долг (кредит), но и даст финансы сверх того. Это неправильно! Такое «пожертвование» неприемлемо для Бога, и этим вы только навлекаете на себя дополнительные проблемы.
Вы должны давать пожертвование в благодарность за то, что уже получили от Бога.
Определяя меру своего пожертвования, не переживайте за возможную нехватку. Не концентрируйте своё внимание на том, чего недостаёт вам в жизни. Правильное пожертвование — это то, которое вы даёте из осознания Божьей благости, которую Он уже явил вам.
Если вы будете определять размер своего пожертвования, рассуждая о том, чего у вас ещё нет, то, скорее всего, вы передумаете жертвовать. В результате, вместо того чтобы почтить Бога за то, что Он уже дал вам, вы будете обвинять Его за то, что Он вам ещё не дал. Не Бог виноват в том, что у вас нет денег. Но Он поможет вам преодолеть и эту нужду.
Не совершайте ошибку, давая пожертвование с мыслями о нехватке денег. Если же вы будете давать с радостью и охотно, можете быть уверены в том, что Бог примет ваше пожертвование.
ЧТО ВЫ ПРИ ЭТОМ ЧУВСТВУЕТЕ
Ваше пожертвование должно отражать ваши чувства. Очень важно понимать этот ключевой библейский принцип. То, что трогает ваше сердце, тронет и сердце Господа. И наоборот: то, что не трогает вас, оставит безучастным и Его.
Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших… (Евреям 4:15)
Пожертвование в десять тысяч рублей не произведёт на Бога большего впечатления, нежели пожертвование в десять рублей. И миллион рублей для Него не более значим, чем один рубль. Как можно деньгами впечатлить Всевышнего Бога, Владыку всей земли? Есть только один способ: давать пожертвование с чувством глубокой благодарности Ему.
Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё» (Марка 12:42–44)
Всякий раз, собираясь сделать пожертвование, не спешите определять его сумму. Пусть сумма будет такой, чтобы она выражала Богу вашу признательность. Прежде чем отдать деньги, убедитесь, что их достаточно для того, чтобы стать выражением ваших благодарных чувств.
Десять тысяч рублей могут быть огромной жертвой для человека со скромным заработком, но могут ничего не значить для того, кто получает многие тысячи. Если ваше пожертвование не пробуждает у вас никаких эмоций, оно не пробудит эмоции и у Бога. Скажу это ещё так: если пожертвование ничего не значит для вас, то оно ничего не будет значить и для Бога. И наоборот, если ваше пожертвование вызывает у вас эмоции, оно вызовет отклик и у Господа.
Источник: ignc.org
Благие дела во время Великого Поста. Пожертвования и график строительства храмов в Москве
АН: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня у нас в гостях Председатель Фонда «Поддержки строительства храмов г. Москвы» епископ Подольский Тихон; Председатель Синодального информационного отдела Русской православной церкви Легойда Владимир Романович; и мы ожидаем еще Черникова Владимира Васильевича. И тема сегодняшней встречи: «Благие дела во время Великого Поста.
Пожертвования и график строительства храмов в Москве». Вам слово, Владыка. Епископ Подольский Тихон: Я сердечно вас благодарю за предоставленную возможность встретиться с журналистами и поговорить на очень важную тему, касающуюся строительства храмов в Первопрестольной.
Вы знаете, что эта программа получила своё начало, стартовала, после того, как Святейший патриарх Кирилл обратился с просьбой к президенту Российской Федерации и к руководству градоначалья с просьбой начать осуществление программы строительства храмов во всех районах города Москвы, кроме Центрального района. С тем, чтобы духовно обездоленные районы города Москвы, окраинные, наполнились новыми храмами и, таким образом, стали бы ответом и удовлетворили бы духовным нуждам всем тем людям, которые живут на окраине столицы.
Мы вступили, совсем недавно, в очень важный период церковного года – период Великого Поста, когда церковь призывает всех своих чад, чад церковных к тому, чтобы человек обратил внимание на самого себя, на свое сердце, на свое поведение и при помощи средств таких, каким является пост — воздержание, молитва и другие — вошёл бы внутрь своего сердца, разобрался бы в том, что происходит в нём, извлёк бы должные и необходимые уроки, и принёс бы упокояние. Великий Пост – это период, когда христианин посредствам молитвословия, богослужения, посредствам телесного подвига, который сопровождает молитву, дал бы возможность человеку осознать свою вину, свою греховность.
Дал бы возможность человеку увидеть, что является причиной всех бед и настроений и посредствам богослужения, посредством многоразличных подвигов, принёс раскаяние в своей неправильной жизни. Задача поста именно в этом и заключается, чтобы человек увидел грех во всей его скверности и, осознав свою вину, принёс раскаяние, которое бы сопровождалось не только исповедью, но и последующей за нею правильной жизнью.
Праведная или правильная жизни имеет в основе своей правильные поступки человека в отношении Бога, в отношении ближнего, в отношении самого себя. Среди деяний благих и полезных, которые изменяют человека к лучшему, является, кроме поста, молитвы, конечно же, милостыня. Научающие или учащийся миловать или желающие заслужить милость, должен научиться сам всепрощению и милости.
Поэтому и особенно в дни Великого Поста, в Великом покаянном каноне Андрея Крицкого, который мы слышим в первые 4 дня первых седмиц Великого Поста на великом повечерии, в святые вечера первой седмицы, нам показаны примеры того, как Господь миловал людей, общество, народы, за то, что они приносили раскаяние во грехах и за милость. Встреча человека с Богом осуществляется в храме и очевидным становится необходимость со стороны человека приход в храм.
Потому что по слову святителя Игнатия Брянчаниного, храм является особым, отличным от всех земных строений зданием на земле, где человек обретает Бога, где Бог является для человека самым полезнейшим, где Бог дает возможность человеку прикоснуться к себе, дает возможность почувствовать его любовь. И в этой связи, строительство храмов и программа, которая начата при совместных усилиях и церкви, и градоначалия г. Москвы, заслуживает самого важного и пристального внимания.
Эта программа в какой-то степени историческая. История, которую мы все с вами пишем, одни — работая над поиском архитектурных форм и решений, другие — над поиском необходимых, хороших, красивых мест, где всегда из покон веков на Руси стремились поставить храм Богу, где бы прославлялось имя Божье, и где бы человек, найдя дорогу к Богу, видел бы и чувствовал его любовь.
И через храм обретал счастье и земное, и вечные блага. Если говорить уже о самой программе, конкретно, программа включает в себя строительство храмов, как я уже сказал, в так называемых «спальных» районах, отдаленных от центра районах. Где очень большое количество людей, но храмов либо очень мало, либо вообще нет.
Чаще всего средний показатель: на 60-65 тысяч человек — один храм в районе. В этой связи, конечно, очень трудно проживающим в тех районах людям, посещать храм в свободное время и тогда, когда хотелось бы придти, поставить свечку, подать записочку, помолиться, побеседовать со священником.
Потому что количество прихожан, количество людей, затрудняет очень важное для человека общение со священнослужителем. А воскресная школа не имеет возможности принять всех желающих.
На таких приходах, часто, не в силу того, что священник не хочет или еще по какой-то причине не может общаться с людьми, которые к нему приходят, а в силу того, что количество людей, приходящих в храм на исповедь или просто на беседу со священником, не даёт возможности уделить ему внимание. И приходящий человек, часто, если он слаб, уходит разочарованным из храма.
Дабы это положение вещей исправить, церковь, градоначалие Москвы поставили задачу построить необходимое количество храмов, которые бы в достаточной мере удовлетворяли бы духовным нуждам Москвичей. Волею судеб, приехавших в Москву или же переехавших из центра Москвы на окраину.
В настоящее время программа проходит период, когда часть храмовых комплексов в Патриаршем подворье уже со страниц документации бумажной перешло в стадию строительства. Еще в прошлом году и в этом году началось строительство 20 храмовых комплексов, включающих в себя сам храм на 300 или 500 человек и дом причта, где будет располагаться воскресная школа, библиотека, социальный отдел, отдел миссионерский и отдел по работе с молодежью.
Каждый храм будет предусматривать пандусы для инвалидов, комнату для матери с ребёнком. Это очень важные начинания церковные, учитывающие или включающие в орбиту тех людей, которые ещё вчера были забыты нашим обществом.
Церковь же, проявляя о них заботу и внимание, уже на стадии проектирования технического задания старается решить эти задачи таким образом, чтобы и они чувствовали себя такими же как и мы с вами, полноценными гражданами нашей страны и участниками церковного богослужения и торжеств, которые совершаются в храме и тех торжеств, которые совершаются по случаю разного рода юбилеев и событий в ограде церковной. Программа разделяется на несколько очередей.
Первая очередь включает в себя 61 участок, выбранный Москомархитектурой, управами, префектурами и согласованы с церковью, на которых будет развернуто строительство. После выбора участков и одобрения представителями Русской православной церкви, участок проходит подготовительные процедуры для поведения публичных слушаний.
И после проведения, согласно законодательству, публичных слушаний, при положительном результате, участок принимается в работу для того, чтобы на нём впоследствии был заложен камень, и началось строительство храма. Разработка архитектурных решений храмовых комплексов ведётся тремя проектными московскими институтами – МНИИТЕП, Моспроект-2 и Моспроект-3.
Разработано на сегодняшний день несколько вариантов храмовых комплексов на 300-500 и в некоторых случаях, если участок не большой, на 200 человек. На сегодняшний день начаты строительства на 20 площадках, где-то уже положено основание, положена плита в основание будущего храма, где-то выведен нулевой цикл, а где-то уже началось возведение стен.
В конце 4 квартала, с помощью Божьей, мы планируем увидеть построенными 10-15 храмов. Всё это зависит во многом, конечно же, и от темпов строительства, от согласования различными инстанциями необходимой документации. Как мы заметили, в эту зиму — и от погодных условий.
Так, например, сильные холодные дни и ночи, в эту зиму, отодвинули строительство, согласно графику, на некоторых местах на 2-3 недели. По разного рода причинам темпы строительства таковы, что строители стараются настичь того, что они упустили по независящим от них причинам. В большинстве случаев строительство, Бог даст, планируем закончить в конце 4 квартала 2012 года.
Вместе с тем, на 20 площадках, на которых уже началось строительство и еще на 20 площадках в этом году планируется войти для того, чтобы начать строительство. Таким образом, год минувший и год наступивший обозначают перед нами планы по возведению 40 храмовых комплексов.
Вместе с тем, параллельно изучаются участки второй очереди, к которым относится 7 участков, по которым проходят публичные слушания, в настоящее время и до конца марта результаты которых будут объявлены и вынесены на совещание, для того, чтобы в последствии принято было решение для поисков необходимых средств и возведение на этих участках храмовых комплексов. К 3-й и 4-й очередям относятся участки, находящиеся в природных комплексах, требующие особого подхода и изучения, и участки в реорганизуемых зонах.
В тех зонах, которые согласно градостроительному плану, планируется использовать для строительства важных общественно-социальных объектов. В этом случае, таковых участков последней очереди 17.
И после тщательного изучения, предоставления необходимой документации, изучения геологии, геоподосновы той или иной местности, того или иного участка, будет поставлен вопрос, точка, в том, чтобы какой храмовый комплекс мы можем на том или ином участке построить, основываясь на заключении изыскательных организаций и на основе участка, площади его, выделенной Москомархитектурой. Вот, собственно, что я хотел сказать по программе.
Конечно же, очень важным вопросом является — на какие средства строятся храмы. Все храмы, без исключения, строятся не на бюджетной основе, а исключительно на пожертвования. Есть участки, где строительство ведётся методом народной стройки.
Где люди собирают свои пожертвования небольшие, но которые играют очень большую, колоссальную роль в том, что на них будет возведен храм, собранный на эти скромные пожертвования. Это участки в Зеленограде, на Северо-Востоке и на Северо-Западе. Таких участков не много, их 3 на сегодняшний день, но они очень важны.
Вместе с тем, понимая и осознавая важность этой программы, многие инвесторы, как физические лица, так и организации, откликаются на зов церкви, осознавая важность данной программы, и оказывают всяческое содействие в том, чтобы при их участии осуществилось строительство храмового комплекса. Будем надеяться, что в ближайшие год – два мы увидим уже построенными несколько десятков храмов в рамках этой программы.
Наибольшего внимания на сегодняшний день и, наверное, Бог даст, в ближайшее время самым первым построенным храмом будет храм на Северо-Востоке в честь Великого благоверного князя Димитрия Донского, строительство которого осуществляется на средства и при непосредственном участии строительной организации, которую возглавляет дагестанец Гаджи Гусейн Алиевич (улица Полярная, владение 34). В честь благоверного князя Димитрия Донского.
Ну и вместе с тем планируется параллельно ли с этим храмом или чуть позже, к 10 летней дате, скорбной для нашего Отечества и народа, к 26 октября, завершить строительство заложенного Святейшим Патриархом, при участии мэра Москвы Сергея Семёновича Собянина, храма на Дубровке. 26 октября исполнится 10 лет со дня трагических событий на этом месте.
Бог даст и этот храм в ближайшее время, осенью, мы увидим уже в полном объёме построенным и украшающим облик первопрестольной Москвы. Благодарю вас за внимание. АН: Спасибо, Владыка. Владимир Романович, добавите? Легойда В.Р.: Наша сегодняшняя встреча, уважаемые коллеги, связана с Великим Постом и как сказал владыка, действительно, пост – это особое время для человека.
Это, конечно, не значит, что мы полагаем, что в другое время человек не должен с должным вниманием относиться к своей жизни. И, тем не менее, мы понимаем, что человек так устроен, что он не может всё время находиться в состоянии постоянного внимания, в том числе к своей внутренней жизни.
Вы знаете, мне кажется, что замечательно о состоянии, в котором человек находится во время поста, сказал Шекспир, когда Гамлет говорит – «Я повернул глаза зрачками в душу». Ну, конечно, это по- Постернаковски, но, тем не менее, – это прекрасно описывает то, на что человек должен быть нацелен в это время.
Главное, чтобы он не увидел в своей душе то, что увидел Гамлет и от чего он ужаснулся. Владыка говорил об этом времени, когда человек должен осознать свои грехи. Мы понимаем, что грех – это категория, которая неуловима современным человеком, особенно если его религиозный выбор еще не состоялся.
Мне кажется, что понятнее будет такой образ: слово, которое на греческом означает грех на русский язык переводится как промах. В понимании православной церкви, грешник – это тот, кто промахивается. То есть, есть некий замысел Бога о человеке или, если хотите, есть необходимость реализации человеческой жизни.
И вот когда у человека не получается эта реализация, когда он промахивается, точнее когда он совершает грех – он промахивается, он не может реализоваться в полной мере. Если переводить язык светоотеческой аскетики на более понятный современному человеку язык, то, мне кажется, нужно обратить внимание на эти вещи.
Второе, о чем я хотел бы сказать – это то, что сегодня наше общество, по понятным причинам, очень сильно политизировано и состояние политизировано, в том числе по объективным причинам. Нам предстоит послезавтра сделать выбор, гражданский выбор и это очень важно. Церковь всегда говорила о важности активной гражданской позиции верующих людей.
Но при этом, я бы очень хотел, даже в этой ситуации, чтобы, не забывая об этих важных и решая эти важные вопросы, понимали, что есть вещи, которые превосходят даже самые важные политические проблемы. Это то, о чем мы сегодня говорим. В словах Владыки, мне кажется, прозвучала ключевая фраза, когда он говорил о том, что строительство храмов – это история.
А ведь действительно, я не готов сказать, где сейчас совершается большая политика, по этому поводу много спорят, но я точно знаю, где сегодня в Москве совершается большая история в рамках программы строительства 200 храмов. Потому что это то, что останется в истории. Уйдут политические партии, появятся новые. Уйдут политические лидеры, появятся новые.
Сменится наше представление о том, что такое наиболее подобающие нам сегодня демократические институты, а храмы останутся в жизни человека. Поэтому когда мы с вами говорим про программу строительства 200 храмов, мы говорим, прежде всего, о стратегически важной, опять же, если говорить светским языком, составляющей нашей жизни. Мы говорим о том, что останется в истории навсегда.
И это очень важно сегодня понимать. Когда вдруг возникают какие-то, может быть мелкие препятствия, которые для кого-то вдруг могут казаться непреодолимыми. Поэтому, мне кажется, что очень важно поддерживать эту программу.
И очень важно понимать ещё один момент, это момент, связанный с тем, что храмы, хотя конечно в первую очередь любой храм и основная жизнь храма – это молитвенная жизнь и самое главное для людей приходящих в храм – это молитва, и для священника, служащего там. Но при этом мы понимаем, что сегодня храмы являются эстетически крайне важными для нашего города. И социально крайне важными.
Святейший патриарх Кирилл настоятельно говорит и требует, чтобы в каждом храме в обязательном порядке в числе штатных сотрудников были люди, которые занимались бы социальной работой. Что это значит? С чего эта работа на приходе должна начинаться?
А с того, чтобы люди, которые этим занимаются и активные прихожане определили кто в районе, к которому относится храм, нуждается в помощи, и чтобы эта помощь была оказана. И церковь сегодня не просто призывает оказывать помощь людям, а реально оказывает эту помощь. Поэтому это тоже очень важный момент, о котором мне хотелось бы сказать.
Если будут вопросы, с удовольствием на них отвечу. АН: Спасибо большое. Началу строительства храмов предшествовала огромная информационная работа. Может об этой части Владимир Васильевич Черников расскажет, со стоны правительства Москвы? Черников В.В.: Спасибо большое!
Я с удовольствием выслушал то, что говорили коллеги. Могу сказать, что для правительства Москвы это, действительно, очень серьёзная программа, серьёзный проект, который, я надеюсь, мы совместно, достойно реализуем. И почему-то нет у меня никаких сомнений на этот счёт.
Мы, действительно, поддерживаем его информационно и информационно используем ресурс Москвы, и видим как люди, москвичи, одобрительно и с пониманием, и от сердца воспринимают то, что мы делаем. У нас есть хорошие примеры. И большинство отзывов и откликов людей однозначно позитивны.
К сожалению, мы может быть, не до конца ведём работу, связанную с разъяснением сути происходящего процесса и иногда появляются какие-то материалы, вызывающие споры у людей и некоторое недопонимание. В свою очередь, мы тоже пытаемся участвовать в процессе разъяснения, выяснения любых конфликтных ситуаций, каким-то образом влияем на это.
Думаю, что мы пока ещё не в полной мере используем весь свой ресурс для того, чтобы понимание происходящего было понято как можно большим количеством людей. Но можно отметить, что у нас не только информационный, но и рекламный ресурс используется для этого.
Тоже об этом говорим и констатируем, что делаем это с огромным удовольствием и используем наш ресурс через социальную рекламу, размещая плакаты. Мы вместе решили, что делать будем, так называемую «точечную» рекламу в местах строительства храмов, чтобы люди понимали, что в этом месте строится храм и могли поучаствовать в процессе строительства.
Есть замечательные примеры строительства храма в Ясенево, когда к нам обращались прихожане и говорили, здорово, что информационные рекламы помогли. И в принципе, не только прихожане, но и настоятель храма очень добрым и позитивным мнением отреагировал на это и есть результаты. То есть, мы говорим о том, что так должно быть.
Мы говорим о том, что будем усиливать эту работу, что мы понимаем, что это нужно городу, мы понимаем, что это нужно нам, людям, которым не хватает иногда добра, сочувствия, какого-то человеческого понимания. Для того, чтобы мы стали все немножечко чище и лучше, в принципе для этого мы всё и делаем.
Мы будем продолжать нашу работу, будем совместно работать, будем поддерживать программу и постараемся, чтобы информационно она была богаче, духовней и чище. Епископ Подольский Тихон: Мы часто говорим и употребляем слово – пожертвование.
Если мы глубоко вникнем в само слово — пожертвование, в основе его лежит слово – жертва, то есть то, что является или преподносится человеком как самое важное, самое дорогое. То, чем он располагает. Участвуют в программе люди разно социального уровня, образования.
Это и министры, и люди науки, искусства, спорта, это и простые жители, бабушки и дедушки, это и сами строители, архитекторы, искусствоведы. То есть каждый человек призывается в силу своих талантов, своего достатка принять участие в этой важной программе, в строительстве храмов. И пожертвовать то самое важное, что в его распоряжении есть.
Чтобы таким образом засвидетельствовать свою любовь и к Богу, и к храму, и к ближнему, который в этот храм будет приходить и молиться. Жертва есть самое дорогое, что есть у человека, и он этим жертвует, отдаёт это на храм. Заслуживает всякой похвалы, что в программе участвуют люди науки.
Московский государственный институт международных отношений выступил инициатором строительства храма по улице Лобачевского потому, что осознаёт, сколь важно и ответственно то служение, на которое это учебное заведение готовит людей. Что самое дорогое могут они отдать, они стремятся отдать это на строительство храма с тем, чтобы через храм человек обретал Бога и обретал всё самое необходимое для своего высокого и ответственного служения и призвания.
К участию в программе призваны и воины, те, которые как, наверное, никто другой понимают смысл жизни и смерти, и которые понимают, что через храм, через свою обращенность к Богу в трудную минуту можно спасти и сохранить свою жизнь и товарищей, выйти из трудного и огненного испытания, решить те задачи, которые поставило перед ним руководство, вручая жизни людей. В программу вовлечены очень многие люди и, конечно же, все они стремятся к тому, чтобы отдать самое ценное, самое дорогое, что и является, собственно, жертвой.
Жертва заключается не только в том, чтобы отдать какую-то часть своих материальных доходов, но и принять участие непосредственно в строительстве храмов. Оказать помощь и содействие в организации того или иного процесса. Помочь в прохождении тех или иных бумаг через инстанции. Разве это не жертва? Жертва.
Жертва потому, что человек жертвует самое лучшее, он отдаёт способность и таланты, он отдаёт время и своё самое дорогое отдаёт на осуществление этой важной церковной инициативы, которая поддержана градоначалием. Конечно же, к участию в этой программе призываются все.
И своё посильное участие человек может оказать либо непосредственно оказывая помощь и содействия фонду, который для этих целей создан, либо непосредственно храму, который строится в непосредственной близости от того места, где живёт человек. Любая форма пожертвования приветствуется.
Любая форма активности и вовлечённости человека в процесс строительства храмов приветствуется и вместе с тем, благословляется Богом. Строительство храма на Руси всегда считалось одним из самых великих деяний, в процесс которого вовлекались все люди и очень глубоко ценили эту вовлеченность в строительство храмов. АН: Владыка, можно уточнить, о каком бюджете идёт речь?
Епископ Подольский Тихон: Нет, таких цифр нет. Я могу сказать, сколько примерно стоит проект, разработанный архитектурными институтами, проект храмового комплекса на 300 и на 500 человек, включая все работы изыскательские, проектные, строительно-монтажные. Стоимость храмового комплекса на 300 человек оценивается в 200 – 220 миллионов рублей.
Стоимость комплекса на 500 человек оценивается в 250-270 миллионов рублей. Ну, наверное, исходя из этой цифры, можно и подсчитать бюджет, который необходим для осуществления всей программы.
Ну, надо сказать, еще раз повторюсь, что жертва может выражаться и приноситься не только в форме материального обеспечения, выражающегося в цифрах о которых я сказал, но и в том, что человек на свои средства строит храм. То есть использует весь свой потенциал и жертвует таким образом на строительство храма.
Инвестор может вместе с подрядчиком осуществлять это строительство, являясь одновременно и инвестором и подрядной организацией. Крестовский мост: Если мнение жителей относительно строительства храмов в их районах разделились примерно поровну и недовольные активно протестуют, как предполагается решать такой конфликт?
Если жители «за», но хотят чтобы храм строился не по типовому, а по индивидуальному проекту, будет ли Фонд оказывать материальную поддержку такому строительству? Епископ Подольский Тихон: Как в первом, так и во втором вопросе следует подходить творчески. Первый вопрос связан с поведением публичных слушаний, на которых могут голоса разниться.
Это случаи редкие, но в то же время, которые имеют место. В этом случае нужно изучить, насколько участок обременен тем или иным строением. Например, социально важной какой-то инфраструктурой. Или участок небольшой по размеру.
Часто выступающие против строительства храма высказываются не в принципе против строительства храма, а выступают против строительства на участке, который не соответствует достоинству этого великого строения. Поэтому они говорят – мы хотели бы видеть храм, но в другом месте. Часто раздаются такие голоса.
В каждом конкретном случае, мы подходим к этому вопросу, решению его, творчески. Совместными усилиями Правительства Москвы, рабочей группы, отвечающей от Правительства Москвы за строительство и осуществление этой программы и со стороны церкви, со стороны финансово-хозяйственного управления.
Мы не можем не учитывать, мы учитываем обязательно пожелание стороны, выступающей «против», мы учитываем. Но при этом говорим и обращаем к ним слово такое же, слово любви и слово, в котором содержится призыв к пониманию. Подавляющее большинство людей выступает за строительство храма. Что касается второго вопроса, связанного с индивидуальным строительством.
Такие проекты в рамках программы существуют. Так в районе Некрасовка осуществляется строительство храма по индивидуальному проекту. Этот проект вовлечен в программу только потому, что на протяжении 5-7 лет ни община, ни заинтересованные помочь люди не смогли никаким образом начать, приблизиться к началу строительства.
Дабы реанимировать процесс возведения храма по индивидуальному проекту, этот участок, этот храм был включен в программу строительства храмов по программе «200». Получил должную поддержку, развитие и, надо сказать, что темпы по участку в Некрасовке достаточно большие, и мы в ближайшее время увидим необыкновенный проект в рамках этой программы.
Храм будет построен в византийском стиле. Легойда В.Р.: Я хотел бы проакцентировать, мне кажется, очень важный вопрос, ещё раз сказать, что мне, по крайней мере, неизвестно, Владыка меня поправит, если не так. Мне не известны случаи, когда где-либо местные жители выступали бы против строительства храма в принципе. Таких случаев практически нет. Это первый момент.
А второй момент, нет ситуации, которую вы гипотетически предположили, что половина «за», половина «против». Есть голоса, которые более слышны, менее слышны, но утверждать, что у нас были ситуации или предположить, что будут ситуации, когда мнение будет делиться четко поровну, это из области вольных предположений.
И третий момент, о котором тоже хотелось бы сказать, с которым мы сталкиваемся в процессе публичных слушаний. Действительно, у жителей районов часто бывают какие-то свои потребности. Нет бассейна, например. И они повод к слушаниям по поводу строительства храма используют для того, чтобы, обратившись в местные власти, сказать – а когда же у нас построят бассейн?
Хочу сказать, что мы приветствуем стремление москвичей заниматься активно и сохранять физическую форму. Это замечательно. Это вещи не альтернативные. И говорить — храм или бассейн — это не правильно. Должно быть и то, и другое.
Такая особенность есть. Очень часто вопрос, который местные жители поднимают на слушаниях, он обращён не к программе, а он нацелен на решение каких-то других существующих проблем. ТК Спас: Владыка, а как физические люди могут внести деньги, каким способом? Как практически это осуществить можно?
Епископ Подольский Тихон: Для осуществления своих пожертвований в рамках программы был открыт сайт 200hramov.ru на котором имеются необходимые реквизиты для того, чтобы желающий пожертвовать мог пожертвовать либо на Фонд, который был образован в прошлом году для аккумулирования средств и для выполнения стоящих перед ним подготовительных процедур для строительства, а также могут перечислить через сайт, посредством сайта, посредством квитанций, которые там размещены. Могут пожертвовать на конкретный храм, на конкретный объект.
В рамках работы Фонда открыт общий счёт и субсчета на каждый конкретный храм, в рамках этой программы. Поскольку сейчас документация получена на 61 участок первой очереди, поэтому и субсчета открыты только на эти храмы.
И всякий желающий пожертвовать может осуществить это посредством платежного документа, который можно взять с сайта или же непосредственно пожертвовать через Сбербанк, где это пожертвование не будет облагаться процентами. АН: Владыка, а вы могли бы рассказать о каких-то рекордных пожертвованиях или необычных, если они не анонимны?
Епископ Подольский Тихон: Большинство меценатов выступает очень скромно, они, не смотря на суммы, которые люди жертвуют, всегда стремятся к тому, к чему собственно и призывает святая церковь, они не кричат о себе, они скромно жертвуют на осуществление очень важной программы, на строительство храмов. Есть организации, которые пожертвовали и 100 миллионов рублей, но они о себе не говорят.
Они пожертвовали на конкретный храм потому, что глубокое имеют уважение и почитание такого святого церкви христианской как Спиридон Тримифунтский, оказывающий свою помощь, молитвенную поддержку человеку, трудящемуся на поприще предпринимательства. Человек, жертвующий на храм, просит остаться незамеченным, не объявлять о себе. Таковых людей очень много.
В фонде собраны около 100 договоров пожертвования физических лиц, организаций, которые жертвую небольшие средства на храмы или на фонд конкретно. Журнал Московской патриархии: Скажите, пожалуйста, в очередной раз прозвучала статистика за прошлый год, а по этому году нет ли статистики, удалось ли начать строительство где-то еще кроме этих 20 храмов?
И второй вопрос по социальной рекламе. Что это такое, и в каких формах она размещена? Епископ Подольский Тихон: В этом году, вчера, было очень важное событие, деяние, начало которому положил Великий Патриарх.
Вчера исполнилось 400 лет со дня мученической кончины святители и Патриарха Российского Гермогена, чудотворца, и в память об этом забытом герое России, об этом святом церкви Русской, была совершена закладка в основание храма в его честь, в районе Крылатского, на улице Осенняя, напротив владения 33. Это первый весенний день, 1 марта, ознаменовано было великим событием нынешнего года, положившее начало славным юбилеем этого года.
Кроме того, в рамках начатых уже, осуществляемых в этом году, начатых в прошлом году строек, осуществляется строительство на Мичуринском проспекте, где принимает участие в строительстве самого, наверное, грандиозного и большого, в рамках этой программы, храма в честь Иверской иконы Божией матери, при участии Федеральной службы безопасности. Ряд других мест, которых я могу сказать, после того как я подготовлюсь, готов буду предоставить эту информацию, либо сам лично, либо через сайт.
На сайте вы можете посмотреть, где уже начато строительство, а где в ближайшее время начнётся. Легойда В.Р.: Я могу только добавить, Владыка упоминал сегодня храм, инициатором строительства которого стали студенты и преподаватели МГИМО, на улице Лобачевского, мы очень рассчитываем, что временный храм, который будет там первоначально поставлен, он появится уже весной.
Черников В.В: По второй части вашего вопроса. Наверное, все-таки мало пока рекламы, мы понимаем, 70 плакатов мы разместили в городе. В основном, это места, где строятся храмы. Но мы понимаем, почему их может быть ещё не видно, потому что наиболее действенно реклама действует в центре Москвы.
Такие законы размещения рекламы социальной потому, что она выделяется на безвозмездной основе, по решению межведомственной комиссии города, есть такая комиссия, которая выделяет места бесплатно, для размещения рекламы на постерах, которые на билбордах размером 3 на 6, есть такие. Но реклама размещается в основном там, где строятся, уже назвали места, и возле каждого такого строящегося храма в основном от 5 до 10 рекламным мест мы выделяем.
Но понимаем, наверное, что нужно поправить ситуацию и с целью более серьезного информирования, наверное, нужно разместить такую рекламу в центральных районах и на магистралях. Мы это сделаем и в ближайшее время поправим на ближайшей комиссии этот вопрос. Я думаю, что около 100 таких плакатов мы выделим, и рекламы будет больше.
Епископ Подольский Тихон: Я, пользуясь случаем, хотел бы высказать свои слова благодарности Владимиру Васильевичу за прекрасные, скоординированные вместе с ним, с департаментом который он возглавляет, совместные наши усилия по размещению рекламы в рамках программы по размещению билбордов. Я благодарю вас, и хотелось бы пожелать, чтобы у нас точно также конструктивно строились дальнейшие наши отношения.
Ну и, конечно же, хочу выразить слова благодарности необычайному человеку, который своим опытом и своей ответственностью к выполняемым поручениям со стороны Правительства Москвы, теперь и со стороны Государственной Думы свидетельствует о том, как нужно работать, отдавая все силы на то, чтобы нашему народу было приятно, было бы радостно, направляя свои силы на то, чтобы и преобразить облик Первопрестольной, и показать всему народу подлинные и непреходящие вечные ценности. Я говорю о Владимире Иосифовиче Ресине, который является координатором программы, можно сказать движущей силой, совместно с которым, находясь и работая видишь, сколь правильно и ответственно он выполняет то, что ему поручено.
Мне ему тоже хотелось бы пожелать крепости сил, здоровья и многих лет жизни. И хороших помощников в лице и всех тех, кто принимает участие в осуществлении этой программы. Журнал Московской патриархии: Кто является техническим заказчиком строительства храмов?
Епископ Подольский Тихон: Техническим заказчиком является Государственное унитарное предприятие УРиРУО – Управление по реорганизации и реконструкции уникальных объектов. ТК Спас: В продолжение темы к Владимиру Васильевичу вопрос. Мы знаем, что Правительство Москвы никак не может участвовать деньгами, бюджетом, в строительстве храмов.
А помочь церкви, я например, плачу и за квартиру и за всё через Интернет и многие другие люди тоже, а у Правительства Москвы нет таких планов, оказать помощь в организации сбора пожертвований? Чтобы просто было людям проще свою добрую волю эту как-то реализовать. Черников В.В.: Упростить систему оплаты, сбора средств? ТК Спас: Кладётся нам же в ящик квитанция на оплату квартиры.
Я просто про бюджет когда шёл разговор, подсчитала, получилось, что бюджет 40 миллиардов рублей. Если поделить на 15 миллионов москвичей, получается не так много, т.е. рублей по 50 мы будем в месяц давать и тогда мы всё построим и очень быстро. Но как практически это организовать? Черников В.В.: Я думаю, что вопрос такой не простой. Мы не можем с вами обязать людей квитанциями.
ТК СПАС: Помочь квитанцию положить, на обратной стороне печатать. Черников В.В.: Давайте, мы разделим вопрос. Помочь сделать так, чтобы люди понимали, какие есть реквизиты. Я сейчас сказал про 100 плакатов, в том числе там же напечатаем реквизиты. Давайте сделаем так, чтобы информационно было понятно, это тоже информационную роль сыграет.
В СМИ разместим обязательно реквизиты. Хорошую вы дали идею, по почтовым ящикам, для москвичей можно активней использовать районные газеты, окружные. Они ложатся в каждый ящик и мы, в принципе, можем сделать специальное объявление о том, чтобы москвичи знали, куда можно свои пожертвование посылать.
Но в любом случае это не должно носить форму обязательного, чтобы не возникло у людей понимания, что их обязывают платить. На мой взгляд, это может быть, наоборот, «медвежьей» услугой. Как только мы сделаем какое-то движение, связанное с тем, что скажем, вы должны заплатить деньги на храм, мы получим некоторое недопонимание.
Помочь людям понять, куда можно платить, а уже дальше по состоянию своего понимания процессов и душевного состояния люди должны в этом участвовать и могут участвовать. Мне кажется, это нужно немного разделить, но идеей вашей мы воспользуемся.
И постараться донести до почтового ящика, по крайней мере, не знаю как до сердца, но возможность участвовать в этом, думаю, что это нужно сделать и можно сделать. Портал 200hramov.ru: Вопрос к Владимиру Романовичу.
Владимир Романович, вы являетесь председателем Синодального отдела, специалистом по информированию, информационному обслуживанию, скажите, пожалуйста, с какими словами можно было бы обратиться к тем людям, которые далеки от церкви, которым потребности церкви безразличны. С какими словами к ним можно было бы обратиться, с просьбой пожертвовать на дело храмостроительства?
Легойда В.Р.: Спасибо, что оценили мои профессиональные навыки. Они как раз мне подсказывают, что люди, которые безразличны, к ним лучше не обращаться со словами потому, что можно услышать какие-то слова в ответ, не очень приятные.
Мне кажется, что здесь, если говорить серьезно, то мы пытались сегодня, Владыка об этом говорил, Владимир Васильевич говорил, я как-то пытался в меру сил объяснить, что помимо религиозного предназначения, которое для нас, конечно, является главным, храмы являются частью эстетического облика города. Посмотрите, что сегодня является архитектурной доминантой современно города, Москва не является исключением.
Это либо торговые центры, либо бизнес-центры. Если нас устраивает такая эстетика, если нам нравится, чтобы наши дети, внуки, братья, сестры, родители, находились вот в этом окружении, значит, можно ничего не менять.
Если нам чего-то не хватает, если нам нужны места, на которых глаз мог бы отдохнуть, даже без того, что мы туда заходили, то это, безусловно, то, над чем может задуматься не только верующий человек, но и человек сомневающейся или, может, индиферентный к каким-то внутренним процессам. Мне кажется, это первое, с чего можно было бы строить этот разговор.
Но что касается жертвы, то есть очень правильные слова сегодня Владыка говорил о том, что не любая помощь является жертвой. Жертва – это когда ты действительно отдаёшь то, что тебе важно и дорого, а вот здесь никакого насилия быть не может, даже настойчивости быть не может.
Что должно быть, люди должны знать, многие люди хотят помочь, но не знают, как, а тут надо искать способы и их должно быть много. Но, условно говоря, наша задача, если мы говорим об инструментальной части, донести всё это до почтового ящика, но до сердца Господь доносит. РИА-Новости: Вопрос такой больше частный.
Я думаю, что вы в курсе ситуации в Северном округе, на улице Ангарской, где выделили площадку под строительство храма, на которой сейчас находится площадка для выгула собак, огороженная. Если зайти на форумы московских собачников, в принципе, там можно увидеть возмущение и в связи с этим хотелось спросить, в курсе ли вы этой ситуации, каков результат и вообще?
Если эта площадка будет отдана под строительство храма, как с точки зрения церкви, может каких-то правил, строить храм на месте, где 20 лет подряд выгуливали собак? И вообще, в каких случаях церковь может отказаться от участка? Епископ Подольский Тихон: По поводу этого адресного ориентира мне ничего неизвестно, в первый раз слышу.
Что касается тех ценностей, о которых собачники говорят, собаководы, любители собак — это уже опять-таки человеку нужно определять свою любовь, что он на передний план выдвигает. Что для него ценно – собака, люди, Бог и ценности, связанные с отношением к человеку, к Богу, к своей жизни, к смыслу в этой жизни.
Что касается вообще преподнесения такого участка, ну это нужно отдельно поговорить, изучить, рассмотреть. Но мы всегда имеем в виду, когда нам предлагают участки, чтоб они не были ничем обременены. То есть на начальном этапе мы включаем в орбиту своей деятельности будущей, которые не вызывают никаких сомнений.
Мы можем только единственное что на этом этапе подбора не видеть коммуникаций, не видеть геологии – это да. То, что может в процессе изыскательских работ обнаружиться. Но все другие вещи мы всё-таки стараемся учитывать. К сожалению, конечно, бывают сейчас рассматриваемые участки, где эти обременения были, но мы в каждом конкретном случае будем подходить творчески.
Мы будем изучать, кто за, кто против. Есть ли целесообразность переноса. Потом, это же не табу, если выделили участок, то только тот. Мы можем его передвинуть или даже отказаться от него. Если там 20 лет выгуливали собак, можно ли там строить?
А почему нельзя? Хуже бывает, когда там, где похоронен прах наших благочестивых предков, снезидая с не поймёшь чего, вот это да, вот тут надо задуматься, куда мы идем с вами. Вот это опасно потому, что это не благословение, а проклятье. Вот этого нужно избежать.
А то, что увековечить место постройкой храма, каким бы оно ни было не чистым, так это опыт церкви показывает, что не редко выбирались места и кладбища преображались в храмы, переоборудовались для того, чтобы показать народу, какие ценности он должен в своей жизни водружать и в своем сердце. Куда он должен свои мысли устремлять, кому, от кого получать, от кого он получает блага и жизнь, и смысл этой жизни.
Вот это уже другой вопрос. Те же сабаководы, они могут переменить свою мысль. То есть правильный подход, правильное объяснение. Тут нужно работать. Участок — это не что-то безжизненное, а это именно некая жизнь.
Жизнь, которая здесь формируется уже на стадии отбора участков. Легойда В.Р.: Если можно, я еще два слова добавлю. Мы конечно против, чтобы собачки страдали и чтоб страдали мамы с детишками. А дальше нужно во всём разбираться. Нужно разбираться в законности нахождения того или иного места на площадке.
Мы понимаем, например, что у нас в Москве находится огромное количество незаконных гаражей, автостоянок и т.д. Но даже если здесь будут какие-то правовые сложности, мы всё равно против того, чтобы кто-то пострадал. Владыка, мне кажется, говорит об этом в каждом слове. И все эти вопросы решаемы. Здесь гораздо более тонкий вопрос, когда есть ситуация, мы не получаем 100% поддержку.
Бывают такие ситуации. Как мы должны поступать? Как в любой демократической стране, прислушиваться к мнению большинства. Патриарший центр детского и молодёжного воспитания: Я хотела бы спросить по поводу Северного административно округа. 1-ая Дьяковская улица, дом 9, как там? Потому что жители выступали очень против, собирали подписи, и было много подписей.
И у меня вопрос к Владимиру Романовичу. В Интернете ходит такой листок, некого Грифа Гриля, который инструктирует людей, как вести себя на общественных слушаниях, он выступает за строительство храмов, но, прочитав этот листок, даже я сомневаюсь, подписаться ли «за». Нельзя ли его призвать к тому, чтобы он убрал это из Интернета? Легойда В.Р.: Я просто не знаю, кто это такой.
Мы изучим этот вопрос. Мне не известно то, о чём вы говорите, мне сложно реагировать на то, чего я не видел. Епископ Подольский Тихон: Это участки первой очереди, где прошли публичные слушанья? ПЦДМВ: Да. И там люди были против. Епископ Подольский Тихон: То есть результат публичных слушаний, что жители против?
Он зафиксирован? ПЦДМВ: Он был сомнительным. Епископ Подольский Тихон: А вы на основании чего говорите, что он сомнителен был? ПЦДМВ: Люди там пишут. Епископ Подольский Тихон: Люди могут писать всё что угодно. Есть какой-то результат официальный.
ПЦДМВ: Я звонила в управу и мне сказали, что будут повторные слушания. Епископ Подольский Тихон: Будут повторные слушанья, будем смотреть. Нескучный сад: Есть ли прецеденты, когда место по желанию жителей для храма было изменено или строительство храма перенесено в другое место? Если такая гипотетическая возможность существует, то какова реальная процедура такого переноса?
Епископ Подольский Тихон: Такого случая, прецедента по переносу участка с одного места на другое по просьбе принявших участие в публичных слушаниях не было. Участок был несколько изменён, его границы, в том случае, до публичных слушаний, если обнаружились какие-то очень сложные коммуникационные проблемы, которые не видны были при подборе участка на первом этапе.
Вот в этом случае участок сдвигался, если таковая возможность была. Сдвигался с пересадкой насаждений и с решением, таким образом, с изменением границ, решением вопроса о затратной части перекладки коммуникаций, которые под участком находились. Только в этом случае было изменение границ участка. Но по результатам публичных слушаний прецедентов не было.
Нескучный сад: Сейчас уже прошло большое количество публичных слушаний в Москве, есть ли какая-то статистика? Епископ Подольский Тихон: Первая очередь 61 участок. Это те участки, на которых публичные слушанья прошли. Вторая очередь — это участки, количеством 77, на которых публичные слушанья либо прошли, либо проходят, либо в ближайшее время будут проходить.
До 15 марта, в некоторых случаях до начала апреля публичные слушания будут проведены по второй очереди полностью. О результатах мы уже сообщим позднее. АН: Позвольте поблагодарить за эту пресс-конференцию, за ответы. Будем ждать храмов. Епископ Подольский Тихон: Я хотел бы пожелать как-то и вам, журналистам, тоже помощи Божией, успехов в вашем очень важном и ответственном труде.
Хотел бы напомнить или призвать вас к тому, что в вашей руке находится не менее сложный инструмент, чем у хирурга, от правильного или не правильного движения которого зависит жизнь человека. И мне хотелось бы призвать к ответственности и, в первую очередь самого себя, и вас тоже, к тому, чтобы то, что мы освещаем в рамках этой программы, находило бы правильное отражение, и помогало и способствовало бы возрождению нашей первопрестольной столицы и способствовало бы решению, осуществлению этой программы. Очень важной и исторически важной программы строительства храмов. Благодарю вас.
Источник: argumenti.ru