Представим ситуацию. В июне 2012 г. орган местного самоуправления выдает застройщику разрешение на строительство 16-этажного многоквартирного дома, однако в марте 2016 г. арбитражный суд признает данное разрешение недействительным. Многоквартирный дом был окончен строительством в 2015 г.
Разумно ли, на ваш взгляд, такое оспаривание (безотносительно к конкретному делу)?
При этом позвольте обратить ваше внимание на определенные нюансы.
1. Право уполномоченного органа на отказ
Строго по закону уполномоченный орган весьма ограничен при получении заявления о выдаче разрешения на строительство: есть 10 дней на проверку лишь самого факта наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения, и проверку соответствия ГПЗУ/ППТ и ПМТ (ч. 11 ст. 51 ГрадК РФ).
Отмечу лишь, что Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ в 2015 г. «дополнила» полномочия: по сути, указала на право проверять наличие на земельном участке уже существующего/строящегося объекта (Определение ВС РФ от 16 июня 2015 г. N 309-КГ15-209).
Что делать если нет разрешения на строительство? Переносим дом! (Часть 1)
Хотя, кстати, иная коллегия ВС РФ чуть ранее сформулировала (Определение ВС РФ от 13 мая 2015 г. N 25-КГ15-2) правовую позицию более близкую к тексту закона:
«Уполномоченный публичный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 Кодекса (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса), либо их несоответствии требованиям закона.
По смыслу приведенных норм, уполномоченный публичный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в федеральном законе, начало проведения строительных работ либо само по себе проведение работ по реконструкции здания к таковым основаниям федеральным законодательством не отнесено».
В общем, с точки зрения действующего закона было бы некорректно говорить о широкой дискреции уполномоченного органа на принятие решения об отказе в выдаче разрешения на строительство.
Да и «право передумать» суды, как правило, за уполномоченным органом не признают.
«полномочия администрации относительно разрешения на строительство ограничены положениями данного Кодекса, которым возможность отмены ранее выданного разрешения на строительство не предусмотрена. Таким образом, нормы части 4 статьи 7 и статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при рассмотрении настоящего дела применению не подлежат».
2. Градостроительные тонкости
Для застройщика очень важно правильно определить соотношение границ земли, для которых установлены те или иные ограничения в ее использовании, с границами проектируемого объекта капитального строительства.
Данные обстоятельства являются и предметом проверки для уполномоченного органа (п. 2 ч. 11 ст. 51 ГрадК РФ).
Но следует отметить, что разнообразных границ/ограничений очень много, и с упорядоченностью и явственностью соответствующей информации существуют проблемы.
Архитекторы Омска: Сергей Амелин | Видеоподкаст «Зерно архитектуры»
Помимо отнесения земельного участка к определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, нельзя забывать о широком спектре разнообразных границ с еще более широким спектром разнообразных ограничений, в том числе:
– границы технических (охранных) зон инженерных сооружений и коммуникаций;
– границы зон охраны объекта культурного наследия;
– границы охранных зон особо охраняемых природных территорий;
– границы водоохранных зон;
– границы зон санитарной охраны;
– границы санитарно-защитных зон.
Существуют и другие, но смысл обсуждения не в том, чтобы все такие границы перечислить.
Наличие некоторых границ очевидно и при визуальном осмотре земельного участка и окружающей его местности. Однако о множестве иных ограничений узнать гораздо сложнее, и сведения о границах могут также отсутствовать в ГКН.
«Наличие или отсутствие ранее в Государственном кадастре недвижимости сведений о нахождении спорных земельных участков в границах особо охраняемой природной территории не влияет на объективный факт существования такой территории в установленных границах» (Определение ВС РФ от 19 февраля 2015 г. N 305-КГ14-4322).
О некоторых и сам уполномоченный орган может не знать или забыть.
Например, дело «Митино спорт сити» (Определение ВС РФ от 10 февраля 2015 г. N 305-КГ14-2820). Утвердили ГПЗУ, выдали разрешение на строительство. а потом вспомнили, что забыли об объекте культурного наследия регионального значения, и всё отменили. Однако даже в этом деле ВС РФ указал: «судебная коллегия при рассмотрении дела также принимает во внимание, что из материалов дела не усматривается обстоятельств . о начале его строительства».
Иногда забывают и о требованиях специального характера: «В соответствии со статьей 25 Закона о недрах застройка площадей полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускается с разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа. Изложенные требования носят специальный характер по отношению к положениям Гражданского кодекса и в силу действующего в российском законодательстве и правоприменительной практике принципа имеют приоритет перед общими нормами и должны учитываться уполномоченными органами муниципальных образований при выдаче разрешений на строительство объектов в границах площади залегания полезных ископаемых. Аналогичная правовая позиция закреплена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 09.07.2009 N 1034/09» (Постановление АС СКО от 15 февраля 2016 г. по делу N А63-12859/2014).
3. Сомнительная экзотика или необходимый инструмент контроля за законностью строительства?
Теперь вернусь к вопросу: разумно ли, на ваш взгляд, признание разрешения на строительство недействительным после окончания строительства многоквартирного дома?
Можно разделить на подвопросы. Разумно ли:
а) в случае, если уполномоченный орган знал о незаконности выдачи разрешения на строительство;
б) в случае, если уполномоченный орган не знал о незаконности выдачи разрешения на строительство.
Относительно «должен был знать» – это уже больше уйдет в спор о том, что, вроде как, должен, и как обстоят с этим дела в действительности. Поэтому лучше ограничиться предположениями знал/не знал.
Международные санкции. Работа с санкционными рисками в России
new! Внешнеэкономические контракты
Право на английском
Похожие материалы
Комментарии (34)
Какое значение разрешение на строительство имеет для уже построенного объекта?:)
Вот тут https://zakon.ru/discussion/2016/6/20/otsutstvie_razresheniya_na_stroitelstvo_k_polucheniyu_kotorogo_dazhe_ne_predprinimalos_nikakih_mer_n вроде как склонились к мнению, что РАЗРЕШЕНИЕ НА СТРОИТЕЛЬСТВО — это вообще лишнее звено в процессе, поскольку определяющим является ВВОД В ЭКСПЛУАТАЦИЮ.
Владимир, Вы уверены, что у Вас не возникнет проблем при обращении с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если само разрешение на строительство признано недействительным?
Как минимум, п. 3 ч. 3 ст. 55 ГрадК РФ.
Дмитрий, ну и какой смысл в таком разрешении, которое может быть «аннулировано» после реализации предоставленного им права.
В разрешении на строительство смысл есть.
Я бы изменил Ваш вопрос.
Есть ли смысл в «аннулировании» разрешения на строительство, если предоставленное право реализовано?
Это, собственно, и является темой настоящего обсуждения.
Или хотя бы так: какие должны быть допущены нарушения при выдаче разрешения на строительство, чтобы признать разумной соответствующую ex post отмену разрешения?
Не понятен смысл отзыва разрешения на строительство. Ну допустим какие то ограничения орган не учел, но объект построен. Какая цель преследуется дальше? Снос объекта? Отзыв разрешения на строительство — это скорее попытка доказать, что мол мы тут не при чем. Мы сделали все что должны.
Но время не поворотить вспять. Необходимо, учитывая произведенные действия уполномоченных лиц, регулировать последствия, в том числе компенсацию убытков.
Исходя из этого, считаю суд должен отказать уполномоченному органу и в пункте а) и в пункте б). Но регулируя последствия возможны нюансы в ответственности.
Григорий, самое ужасное, что у меня был процесс, где с учетом построенного объекта признали законным отмену разрешения на строительства. Следующим этапом Администрация действительно обратилась за сносом объекта и, не поверите, суд удовлетворил требования. Администрация строила свою позицию на том, что ГПЗУ не соответствует разрешению на строительство.
Хорошего мало. Прям как в анекдоте — я хозяин своего слова, хотел дал, хотел забрал. Когда так ведет себя государство, а суд поддерживает, можно только соболезновать. И помнить, что они есть наше порождение.
Вот, вот. Применительно к многоквартирному дому — это еще и загнать дольщиков в СОЮ с исками о признании.
Григорий, здесь ситуация осложняется тем, что, как правило, просит признать разрешение на строительство недействительным прокурор.
Например, дело N А32-7627/2013 ( http://kad.arbitr.ru/Card?number=А32-7627/2013 ).
Уполномоченному органу бы отказали, скорее всего. Наличие «права передумать» является сомнительным, а дело «Митино спорт сити» — это исключение (по крайней мере, хотелось бы в это верить).
А, вот, заявление прокурора — это уже другой вопрос. Однако если объект построен, и нарушения при выдаче разрешения на строительство сами по себе являются спорными и (или) несущественными — признавать ли разрешение на строительство недействительным? Думаю, нет.
Дмитрий, у нас как раз прокурор провёл проверку, вынес протест на разрешение и Администрация в порядке самоконтроля отменила разрешение. Кассация сказала, что вам же никто не мешает заново обратиться за разрешением, пожалуйста. Только в связи с тем, что приняты ПЗЗ мы бы уже не прошли с тем же проектом, да и позже приняли решение о сносе. На мой взгляда это абсолютно неверная практика. Однозначно надо исходить из того построен уже объект или нет.
Это ужаснейшая практика.
Теоретически, я бы мог еще помыслить об отмене РнС, если речь идет о том, что построенный объект создает угрозу жизни и здоровью граждан (в том числе, вероятно, по причине наличия соответствующих пороков при выдаче РнС). Но сугубо формальный подход в таком вопросе недопустим, на мой взгляд.
« корень её в том, что в своё время законодатель попытался гибридом из внешне административного «разрешения на строительство» и договорного права «строительной аренды» компенсировать отсутствие вещного «права застройки» »
Напишу отдельно, как ответ и Роману и Дмитрию.
Я не говорю, что правильно было бы идти по пути, мол сказал можно, значит все. Если построенный объект нарушает ограничения земельного участка, ему там не место, тем более, если есть риски жизни и здоровья, его надо сносить. Но сносить по 222 думаю. Пусть даже формально участок имеет правильное разрешенное использование в буквальном смысле, но противоречие закону это должно ничтожить.
Так же не спасли бы ограниченные вещные права. Потому что за плату их бы предоставили и точно так же не заметили бы ограничения. К слову тут варианты с недостоверной информацией по сделке.
« Если построенный объект нарушает ограничения земельного участка, ему там не место, тем более, если есть риски жизни и здоровья, его надо сносить. Но сносить по 222 думаю. »
« По смыслу ст. 222 ГК РФ, содержащаяся в ней санкция может быть применена, если доказана вина лица в осуществлении самовольной постройки. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из условий, перечисленных в пункте 1 статьи 222 ГК РФ »
Определение ВС РФ от 28 февраля 2012 г. N 39-В11-8
Если существуют основания для сноса, то с требованием о сносе и следует обращаться. Для данного требования не только наличие РнС не является помехой, но и государственная регистрация права собственности. А если основания для сноса призрачны, объект уже построен и отменяется РнС — это весьма странно.
Разумно ли, на ваш взгляд, такое оспаривание (безотносительно к конкретному делу)?
Да, разумно. Иначе станут строить черте где и черте как (ну а почему нет, если снести потом нельзя, потому что уже построено).
Можно разделить на подвопросы. Разумно ли:
а) в случае, если уполномоченный орган знал о незаконности выдачи разрешения на строительство;
и
б) в случае, если уполномоченный орган не знал о незаконности выдачи разрешения на строительство.
Мое мнение — компетентный орган всегда знает (должен знать) о незаконности выдачи разрешения. Публичный орган — это юридическая абстракция (ее нельзя, грубо говоря, потрогать), поэтому в отношении этой абстракции должно презюмироваться знание закона и его правильное применение. Если орган незаконно что-то выдал, то застройщик (в идеале) должен получить за это компенсацию с публичного образования, если постройку (которую он возвел на основании незаконного разрешения) потом снесли.
Вообще, строго говоря, мы судимся не с органом, а с публичным образованием (государством или муниципальным образованием). Орган лишь представляет его интересы.
« Да, разумно. Иначе станут строить черте где и черте как (ну а почему нет, если снести потом нельзя, потому что уже построено). »
Алексей, на Ваш взгляд, какие должны быть допущены нарушения при выдаче разрешения на строительство, чтобы признать разумной соответствующую ex post отмену разрешения? Вообще любые?
Например, при подаче заявления о выдаче РнС застройщик не предоставил копию свидетельства об аккредитации ЮЛ, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации (п. 7 ч. 7 ст. 51 ГрадК РФ). Оно существует, но застройщик забыл его приложить, а уполномоченный орган забыл проверить его наличие. Признавать РнС уже построенного объекта недействительным?
Или: в ГПЗУ минимальный отступ от границ земельного участка — 2 м, но фактически — 3 м. Застройщик обеспечил строительство объекта с учетом отступа в 2 м. Публично-правовое образование в порядке самоконтроля отменяет ранее утвержденный ГПЗУ. Прокурор просит суд отменить выданное РнС. РнС следует признать недействительным?
« Мое мнение — компетентный орган всегда знает (должен знать) о незаконности выдачи разрешения. Публичный орган — это юридическая абстракция (ее нельзя, грубо говоря, потрогать), поэтому в отношении этой абстракции должно презюмироваться знание закона и его правильное применение »
Я согласен-то. Просто: а) хотелось затронуть в обсуждении исключительно практические тонкости; б) существует множество пограничных случаев.
Например, проверка наличия уже существующего/строящегося объекта на земельном участке. Такой обязанности у уполномоченного органа нет. Но ВС РФ предоставил ему такое право. А если он (или оно — публично-правовое образование; здесь, опять же, это на суть проблемы не влияет) не проверил, а степень готовности объекта на момент выдачи РнС уже составляла 50 %? Признаем РнС недействительным?
Или: копия свидетельства об аккредитации юридического лица была предоставлена. Но, как выяснилось после, на момент ее предоставления действие свидетельства было приостановлено. У уполномоченного органа нет ни права, ни обязанности проверять приостановлено или нет действие свидетельства. Строго по закону проверяется лишь само наличие соответствующих документов (в данном случае — наличие копии свидетельства об аккредитации). Как быть?
И это я еще не беру в качестве примеров всякие более интересные казусы: вроде случаев, когда сами публично-правовые образования не могут определить кто должен распоряжаться земельным участком; случаи с границами округа санитарной охраны (это не ЗСО); с надлежащей/ненадлежащей квалификацией соседствующего водного объекта и т.п.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Градостроительного кодекса РФ отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулируются законодательством о градостроительной деятельности.
В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).
Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство.
Согласно части 1 статьи 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Частью 3 статьи 44 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента).
При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее — технические условия);
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.
Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
При этом предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно- эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (часть 5 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ).
Исходя из ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации основаниями для отказа в выдаче разрешения на строительство являются отсутствие документов, предусмотренных ч. 7 и 9 данной статьи, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка. В свою очередь, как было указано выше, соответствие проектной документации градостроительному плану земельного участка подтверждается выдачей разрешения на строительство (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ). Следовательно, по смыслу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ фактом выдачи разрешения на строительство уполномоченным органом подтверждено соответствие проектной документации градостроительному плану земельного участка.
Издавая оспариваемый Приказ, Департамент руководствовался ст. 48 Закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц — органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации,
— уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации). Исходя из вышеизложенного орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону. При этом, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций.
В оспариваемом Приказе указано, что он издан во исполнение представления прокуратуры Центрального административного округа г. Краснодара от 17.02.2016 №7- 09-16/991 и предписания Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 10.02.2016 №71-105/16-05.1-01 в целях приведения в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 21.1. статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или уполномоченной организации, осуществляющей 5 государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в случае:
1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
4) прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Указанный перечень основания прекращения действия разрешения на строительства является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Таким образом, орган местного самоуправления, выдавший застройщику разрешение на строительство объекта капитального строительства, вправе принять решение о прекращении действия (аннулировании, отмене) этого разрешения только при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований.
Это означает, что при отсутствии указанных в части 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ оснований, не может быть отменено ранее выданное застройщику разрешение на строительство, в частности, 24-этажного 3-секционного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями на 1-м этаже (офисного назначения) и 2-м этаже (для занятий спортом и детские игровые комнаты) и автостоянкой по ул. Железнодорожной в г. Краснодаре. Аналогичная правовая позиция содержится в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.02.2014г. №ВАС-17573/13 по делу N А32-8388/2013.
Приказ Департамента № 70 от 14.03.2016 г. не содержит ссылок на часть 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, которой предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения о прекращении действия разрешения на строительство. Ссылки в Приказе на представление прокуратуры Центрального административного округа г. Краснодара от 17.02.2016 №7-09-16/991 и предписание Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 10.02.2016 №71-105/16-05.1-01 не являются надлежащей мотивировкой, обосновывающей установленные органом местного самоуправления (органом, выдавшим соответствующие разрешительные документы) нарушения законодательства, являющиеся основанием для отмены ранее изданных актов.
Аналогична оценка схожим обстоятельствам дана в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2015 №15АП-14334/2015 по делу №А32- 10503/2015. Также суд отмечает следующее. Согласно ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, согласно с ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, является:
1) отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи;
2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации.
Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, даже при наличии указанных в представлении прокуратуры Центрального административного округа г. Краснодара от 17.02.2016 №7-09-16/991 и предписании Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 10.02.2016 №71-105/16-05.1-01 нарушений, данные обстоятельства могут служить основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, но не основанием для отмены ранее выданного разрешения на строительство
Какие основания были указаны в вашем случае для отмены разрешения?
В деле, на которое я ссылаюсь, 15ААС установил следующее:
1) на момент обращения с заявлением о выдаче разрешения на строительство действие свидетельства об аккредитации ЮЛ, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, было приостановлено;
2) нахождение земельного участка в пределах третьей зоны горно-санитарной охраны;
3) строительство дома началось до получения разрешения на строительство.
И это было заявление прокурора в порядке абз. 2 ч. 1 ст. 52 АПК РФ.
Вот объект — http://anapatoday.com/f/2016/03/25/1603250005au.jpg
Но, в принципе, мне будет интересно узнать Ваше мнение по вопросу настоящего обсуждения («разумно ли, на ваш взгляд, признание разрешения на строительство недействительным после окончания строительства многоквартирного дома?») и безотносительно к конкретному делу.
Безотносительно к этому делу считаю, что неразумно, т.к. верю, что есть где-то непродажные чиновники.
Относительно этого здания — просто застройщик не смог договориться. В данном случае это не вопрос права, а все дело в связях и деньгах.
Таким образом власть решает свои вопросы (ну, конечно — не расселения граждан из ветхого и аварийного жилья)). https://zakon.ru/discussion/2015/01/18/samostroj_obyazatelno_li_snosit_stroenie_nakazyvaya_narushitelya
В данном случае полностью согласен с позицией, изложенной Наталья Петрий.
В прошлом году, на стадии строительства получили письмо из архитектуры о прекращении действия разрешения на строительство по причине «ограждение строительной площадки выполнено с нарушением границ земельного участка. а именно забор установлен в границах смежного земельного участка многоквартирного жилого дома. тем самым нарушаются права собственников помещений данного дома». Пришлось в ответ написать следующее (при этом СМР не прекращали):
Разрешение на строительство, выданное в рамках своих полномочий соответствующим субъектом градостроительной деятельности, может быть прекращено исключительно в случаях и по основаниям прямо предусмотренным Градостроительным Кодексом РФ.
В соответствии с частью 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие разрешения на строительство может быть прекращено на основании решения уполномоченного на выдачу разрешений на строительство органа местного самоуправления исключительно в следующих случаях:
1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
4) прекращение права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Таким образом, по смыслу приведенной нормы закона, имеющей императивный характер, орган местного самоуправления, выдавший застройщику разрешение на строительство объекта капитального строительства, вправе принять решение о прекращении действия (аннулировании, отмене) этого разрешения только при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований.
Перечень таких оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Указанная позиция в полной мере поддерживается судебными органами в судебных актах по аналогичным делам. (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.07.2013 по делу N А31-7368/2012, Постановление ФАС Уральского округа от 19.02.2013 N Ф09-14040/12 по делу N А76-686/2012).
Как следует из анализа правоприменительной практики и буквального содержания закона, указанное ограничение возможностей отмены в административном порядке ранее выданного разрешения на строительство установлено в ГрК РФ для обеспечения стабильности правоотношений, возникающих в сфере строительства и оборота недвижимого имущества, исключения произвольного и немотивированного лишения участников оборота имущества, либо причинения им имущественного ущерба.
В Определении от 24.08.2012 года № ВАС-10561/11 Высший арбитражный суд указал, что отсутствие в акте органа местного самоуправления об отмене ранее принятого акта надлежащего обоснования такой отмены нарушает право заинтересованных лиц на защиту.
Это является безусловным, вне зависимости от мотивов, которыми руководствовался орган местного самоуправления, основанием для признания такого акта недействительным судом.
Правовая позиция о недопустимости отмены разрешения на строительство, вне зависимости от мотивов принятого решения, находит свое отражение в целом ряде иных судебных постановлений ВАС РФ: (Определение ВАС РФ от 07.02.2014 года № 17573/13, Определение ВАС РФ от 25.11.2013 года № ВАС-16109/13, Определении ВАС РФ от 24.08.2009 года № ВАС-10141/09).
Отдельно стоит отметить, что в Определении ВАС РФ от 07.02.2014 года № 17573/13 еще раз обращено особое внимание также на то, что основания для отмены разрешений на строительство, предусмотренных частью 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации носят исчерпывающий характер и не подлежат расширительному толкованию.
Указанная практика длительное время является единообразной, как на уровне высших судов РФ, так и на уровне арбитражных судов кассационных инстанций различных округов (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.07.2013 по делу N А31-7368/2012, Постановление ФАС Уральского округа от 19.02.2013 N Ф09-14040/12 по делу N А76-686/2012).
Самое интересное, что архитектура никак не ответила на данное письмо! Решили поступит по принципу «не пинай. пахнуть не будет». Через пару месяцев истекал срок действия разрешения на строительство и мы обратились за продлением. Архитектура спокойно продлила срок действия разрешения, при этом никак не указала на факт, что ранее она его прекращала.
Таким образом, застройщик обоснованно решил, что все в порядке и спокойно продолжил стройку. В октябре-ноябре текущего года планируем сдавать объект, надеюсь, что никаких «подводных камней» не будет.
« Да и «право передумать» суды, как правило, за уполномоченным органом не признают.
К примеру, Постановление АС МО от 23 декабря 2014 г. по делу N А41-23622/14:
«полномочия администрации относительно разрешения на строительство ограничены положениями данного Кодекса, которым возможность отмены ранее выданного разрешения на строительство не предусмотрена. Таким образом, нормы части 4 статьи 7 и статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при рассмотрении настоящего дела применению не подлежат». »
Существует более тонкая проблема (о чем и обсуждение): заявление в суд о признании разрешения на строительство недействительным (заявитель, например — прокурор субъекта РФ).
В данной ситуации важное значение имеет срок (дата) окончания СМР. Если возможно документально подтвердить, что все работы завершены в рамках ещё действующего разрешения на строительство, то факт его признания недействительным после этого не будет иметь значение.
Документами подтверждающими факт окончания СМР, по смыслу ст.55 ГрК, являются документы предусмотренны пп.4,5,6,7,9 и 12 данной статьи.
Ч.5 ст.9.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию. При этом для его получения уже не требуется наличие действующего разрешения на строительство.
Это Ваше толкование п. 3 ч. 3 ст. 55 ГрадК РФ или Вы также встречались с таким пониманием данного условия в судах?
Логика есть, но мне, например, непросто безусловно согласиться с позицией о том, что представление недействительного ненормативного правового акта является представлением ненормативного правового акта (в том числе, по смыслу п. 3 ч. 3 ст. 55 ГрадК РФ).
Дмитрий, с таким толкованием в судах я не сталкивался, однако, в двух различных субъектах РФ мне доводилось получать (без «блата» и знакомств) разрешение на ввод в объекта в эксплуатацию, при отсутствии действующего разрешения на строительство (к моменту обращения закончился срок действия разрешения). В обоих случаях ключевым было наличие заключения органа государственного строительного надзора, выданного в период действия разрешения на строительство.
Обратите внимание, что разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный ПОС. Лично я не видел ни одного ПОСа, в который были бы включены необходимые временные затраты на сбор и оформление документов, необходимых для получения разрешения на ввод объекта. ПОС рассчитан только на период проведения СМР. Если вы выполнили все работы предусмотренные ПОС в срок и при этом еще успели получить заключение Госсройнадзора (п.9 ст. 55), то фактически Вы не обязаны обращаться за продлением разрешения.
P.S. Возвращаясь к Вашему первоначальному вопросу, считаю, обращение в суд с заявлением о признании разрешения недействительным, разумно только в случае, когда СМР де-юре (отсутствуют указанные выше документы) и де-факто еще не завершены.
Можно ли однозначно сказать что разрешение на строительство не законно в случае если оно выдано после начала строительства?
Каким образом отменять разрешение на строительство, если у застройщика поменялись планы и решили строить другой дом?
Столкнулся с похожей ситуацией, застройщик получил разрешение на строительство, начал строительные работы, через год суд признал разрешение незаконным. Часть объекта возведена, застройщик подготовил новую проектную документацию, устранив те обстоятельства, по которым суд признал разрешение на строительство не соответствующим закону.
По информации из администрации разрешение все равно не дадут, так как строительство уже было начато, а разрешение выдается только перед началом строительства. Реконструкция также не подходит, так как объект без разрешения на строительство не пройдет государственную регистрацию как объект незавершенного строительства. Получается правовой тупик.
Если согласиться с тем, что суд, признавая РнС незаконным, сделал это с обратной силой (например, как в случае с оспариванием сделки), то значит никакого РнС и не было изначально.
Если так, то постройка — самовольная («созданные без получения на это необходимых разрешений», п. 1 ст. 222 ГК РФ).
Следовательно, необходимо признавать право на самовольную постройку. Если право будет признано, то готовится проект по реконструкции (доведению объекта до необходимого состояния) и получается соответствующее разрешение.
Партнёры рубрики
Земля и недвижимость
Судебная практика, Судебная практика
Источник: zakon.ru
Если Закончился Разрешение На Строительство А Дом Недостроен Что Делать
Получить свидетельство о праве собственности быстро и легко получается не всегда. Чаще всего заявители сталкиваются с огромным количеством различных нюансов. Например, даже имея все документы и начав строительство на законных основаниях, можно получить отказ от Росреестра. И при этом у отказа могут быть только формальные причины, которые не удовлетворяют заявителя.
Согласно законодательству Российской Федерации, объект незавершенного строительства считается созданным недвижимым имуществом, а, значит, подлежит процедуре регистрации. Право собственности на такой объект возникает с момента этой регистрации. Существует определенный порядок регистрации объекта незавершенного строительства, который определяет Закон о регистрации, а конкретно – 25 статья.
Если Закончился Разрешение На Строительство А Дом Недостроен Что Делать
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
Если Закончился Разрешение На Строительство А Дом Недостроен Что Делать
Таким образом, капитальный дом требует официальных документов! Неразрешенная застройка, в соответствии с законом, влечет за собой штраф, предъявляемый владельцу. Использование земли без разрешения «стоит» порядка 1000 руб. частному лицу и до 20000 руб. – юридическому. Незаконные постройки на законно оформленной земле носят, причем за счет того, кто их строил.
Чтобы избежать потери постройки, нужно получить разрешение суда в пользу заявителя. Тогда все инстанции безоговорочно оформят все необходимые документы на дом, а Росеестр выдаст свидетельство на право собственности на него.
Можно ли производить строительство дома без соответствующего разрешения
Штраф для граждан варьируется от 1 до 5 тыс. руб., а для должностных лиц от 20 до 50 тыс. руб. ИП уплачивают штраф от 20 до 50 тыс. руб., а также может приостанавливаться их работа на срок до 90 дней. Представители компаний уплачивают штраф в размере от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб., а также это может грозить приостановкой работы на срок до 90 суток.
- описание разрешения на строительство, представленного специальным документом, подтверждающим соответствие проекта требованиям градостроительного регламента, проекту межевания участка и планировке земли;
- возведение любого капитального объекта или проведение его реконструкции должно осуществляться исключительно при наличии этого документа;
- при не соблюдении правил застройки или пользования земли не разрешается предоставление разрешения;
- выдача документа осуществляется местной администрацией по месту нахождения земли.
Строительство без разрешения на строительство — как оформить самострой
Ранее для оформления строения использовалась упрощённая форма их легализации. Для тех, кто построил дом или другое сооружение на участке, не являющимся собственностью, необходимо было оформить землю в собственность и предоставить все необходимые документы. Те же законы действовали в отношении собственников земельных участков.
Исходя из Гражданского кодекса, а именно статьи 222, незаконно возведенная постройка не является собственностью того, кто ее построил, из этого следует, что в таком строении нельзя жить, нельзя сдавать его в аренду или использовать для любых других коммерческих целей.
Как продлить просроченное разрешение на строительство, если дом еще не достроен
У нас закончился срок действия разрешения на строительство индивидуального жилого дома,а дом еще не достроен. Разрешение вовремя не продлили,т.к. намеревались дом сдавать,но по семейным обстоятельствам не успели Разрешение ранее уже продлевали.Что нам делать для продления разрешения?
Срок действия разрешения на строительство может быть продлен органом местного самоуправления, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.
Дом построен без разрешения на строительство что делать
Если на участке уже есть легальные постройки, то узаконить новую будет значительно проще. Поэтому иногда разрешительные документы на часть объектов получают до строительства, а часть – после фактического их появления.
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, на земле категории ЛПХ построили жилой дом. Разрешение на строительство нет. Границы с соседом не соблюдены и составляют 1, 2 м. Сосед отказывается подписывать соглашение. Участок у соседа ровный, без построек.
Как нам быть, чтобы сейчас узаконить постройку?
Дом построен без разрешения на строительство
Здравствуйте, Ярослав. Вы мне не ответили на вопрос. Мы выстроили новый деревянный дом, только на другом месте своего участка. Нам не дают разрешение на строительство. Говорят, чтобы мы дом поставили на красную линию, где раньше стоял дедовский дом. Как нам быть, и что дальше делать?
На руках все документы и на землю, и на сгоревший дом.
Добрый день. Разрешенное использование для дачного строительства это не ИЖС. Вам необходимо уточнить в Администрации согласуют ли они Вам уведомление о строительстве. Спросите у собственника имеется ли у него ГПЗУ там возможно указаны дополнительные ограничения по строительству.
Строительство затянулось, аренда закончилась: что делать
У застройщиков нередко возникают ситуации, когда завершить строительство объекта до окончания срока аренды земельного участка не удается. Что в таком случае грозит застройщику и одновременно арендатору земельного участка? Каковы его права? На эти вопросы «СК» помогает ответить Дарья Третьякова, партнер КА «Юрпроект».
Предположим, изъятие участка застройщику не грозит, однако, по разным причинам окончание строительства откладывается на неопределенный срок. Разумеется, подвешенное состояние никого не устраивает, и хочется оформить свои права на объект незавершенного строительства.
Дом построен без разрешения, что делать
По идее ты не можешь купить одну землю, если на это никто глаза не закроет раз незавершенка есть. редко выезжают и проверяют объекты, но все таки такое бывает. гемор тот еще, если это все всплывет при оформлении земли или при твоей попытке получить разрешение на строительство.
Ну да, ты права. Я с юристом пообщалась, так она сказала что многое зависит от местных властей. Если они будут пытаться на этом заработать, то можно лишиться кучи денег. Ну а если все построено с учётом норм, тогда можно обойтись малой кровью. В итоге сулоняемся все таки брать участок скорее всего. В доме то есть косяки, требует вложений.
В общем ещё подумаем, но скорее всего этот вариант в отказ.
Благо выбор есть.
Разрешение на строительство дома на собственном участке: как получить
Следует подать заявление на выдачу разрешительного документа лично или через законного представителя в Администрацию района, в котором расположен ваш участок ИЖС. На территории крупных городов это можно сделать через многофункциональные центры, предоставляющие государственные и муниципальные услуги (МФЦ), а также онлайн через портал Госуслуг (gosuslugi.ru). В небольших городах и областях необходимо будет обращаться непосредственно в местную Администрацию.
Регулируются вопросы, относящиеся к строительству загородных домов и как следствие к получению разрешения на их строительство, Федеральным законом N 190-ФЗ от 29 декабря 2004 года, он же «Градостроительный кодекс Российской Федерации». Соответственно все ответы на вопросы: кто, где, когда и зачем дает именно он.
Оформление построенного дома на участке ИЖС
Если владелец участка возвел дом без разрешения на строительство, то ему придется проводить легализацию объекта задним числом. Данная процедура производится в соответствии с нормами Градостроительного кодекса. Она не влечет особых трудностей, но может затянуться на длительный срок. А если при этом был привлечен специалист в области права, то владельцу земли не обойтись без финансовых затрат.
- Сбор документации для ввода объекта в эксплуатацию. Для этого владелец должен вызвать сотрудников БТИ, которые произведут осмотр объекта и осуществят необходимые замеры. В дальнейшем, на основании полученных данных будут составлены техпаспорт и поэтажный план объекта.
- Обращение в отделение местной администрации с просьбой о присвоении зданию адреса.
- Оформление кадастрового паспорта. Данный документ выдает Росреестр. Получить его можно, обратившись туда лично, либо в МФЦ.
- Подача документации в местный уполномоченный орган для получения разрешения на ввод в эксплуатацию. Документ выдает та же инстанция, которая предоставляла разрешение на строительство.
- Регистрация права собственности на постройку с внесением данных в ЕГРП.
Разрешение на строительство объекта незавершенного строительства и получение права собственности
Первое, что стоит выделить – ГК РФ и статью 130, в которой указано, что недостроенные сооружения относятся к категории недвижимых элементов. Кроме того, в статье 131 прописано обязательство граждан регистрировать права собственности на недвижимое имущество. Здесь же прописаны условия возникновения прав, тонкости их перехода и так далее. В качестве основания для госрегистрации выступает Федеральный закон под № 133.
- Разрешение на строительство (без него ни о какой госрегистрации не может быть речи).
- Квитанция об оплате госпошлины. Это требование прописано в НК РФ (ст. 333.33).
- Бумаги, которые подтверждают право на использование земельного надела или право владения участком, где будет осуществляться достройка объекта.
- Проект на строительство. К этой категории относятся документы, по которым застройщик будет осуществлять работы по возведению объекта – пояснительная записка, чертежи, схемы, план застроечных работ и др.
- Информация об уровне готовности незавершенного сооружения. Для удобства эти данные приводятся в процентном отношении. Основанием для определения этого процента является реальное состояние строительства, а также документы, утвержденные структурой по учету сооружений недвижимого имущества.
- Бумаги, которые подтверждают наличие взаимоотношений с подрядчиком или разрыв взаимоотношений.
- Прочие бумаги, требуемые для госрегистрации.
Всё про дом и жизнь в нём
Но в категорию самовольной постройки недвижимость можно отнести только в том случае, если нет разрешения на строительство, а наличие данного документа подтверждает, что дом нельзя отнести к самовольной постройке, и соответственно, следует собирать полный пакет документов, либо искать другие пути решения проблемы.
В РФ к решению вопроса регистрации «недостроя» подходят более лояльно: был продлён срок «дачной амнистии» до 1 марта 2020 года, упрощён пакет документации. До недавнего времени для регистрации садового домика при отсутствии разрешения на строительство, требовалось только наличие кадастрового плана.
Нужно ли оформлять разрешение на строительство «дачи»
В соответствии с положениями статьи 7 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) в случае возведения новых объектов необходимо обратиться к классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 г. № 540 (ссылка на скачивание в конце статьи).
По своей сути садовый, огородный и дачный участки действительно разные. Чтобы в этом убедиться, обратимся к положениям, изложенным в статье 1 федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее ФЗ № 66):
Источник: law-property.ru
Заканчивается разрешение на строительство у застройщика
Просроченное разрешение на строительство на юридическом языке означает отсутствие такового, со всеми вытекающими отсюда последствиями, следовательно никаких договоров и особенно по 214 ФЗ застройщик не имеет права заключать.
Застройщик может продлить разрешение на строительство обратившись в орган выдавший такое разрешение
Просроченное разрешение на строительство грозит Застройщику штрафом и продлением оного в гостройнадзорое или администрации нас. пункта, выдавших разрешение на строительство.
Заключение договоров ДДУ разрешается после регистрации Проектной декларации и простроченное разрешение на строительство не отменяет легитимность уже заключенных договоров ДДУ.
При просроченном разрешении на строительство, если срок выполнения договора ДДУ совпадает со сроком строительства, указанном в разрешении, Дольщик вправе обратиться в Суд за компенсацией, поскольку срыв сроков выполнения договора ДДУ подтверждается просроченным разрешением на строительство.
Для дольщиков грозит лишением их денег,а застройщик не имеет права заключать ДДУ,так как просроченное разрешение,которым обычно дольщики не интересуются.
Пока ничем, не видела чтобы это кого то останавливало. А означает это то что строительство не началось.
Закон позволяет застройщику обратиться в уполномоченный орган с просьбой о продлении срока действия разрешения на строительство. Однако нередко администрация принимает решение об отказе. Бывает и так, что орган власти отменяет ранее выданное разрешение на строительство. В обоих случаях (отказ в продлении и отмена) застройщика ждут долгие судебные споры. Полагаем, сформулированные на уровне Верховного суда правовые позиции окажутся полезными для застройщиков, попавших в столь затруднительные ситуации.
Продлить нельзя отказать.
В соответствии с ч. 20 ст. 51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен соответствующим органом, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. Если заявление о продлении срока действия разрешения на строительство подается застройщиком, привлекающим на основании договора участия в долевом строительстве, предусматривающего передачу жилого помещения, денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, к такому заявлению должен быть приложен договор поручительства банка за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или договор страхования гражданской ответственности лица, привлекающего денежные средства для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости (застройщика), за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве.
Исходя из данной формулировки по общему правилу (если «оставить за кадром» специфику жилищного строительства на основании ДДУ) для продления разрешения на строительство необходимо:
- подать заявление не менее чем за 60 дней до истечения срока действия ранее выданного разрешения;
- начать строительные работы до подачи такого заявления.
Оба ли эти условия должны выполняться одновременно?
Правомерен ли отказ в продлении, если застройщик нарушил срок подачи заявления или, наоборот, подал заявление своевременно, но не приступил к выполнению работ?
В правоприменительной практике по обозначенной проблеме выработано следующее решение. В части 20 ст. 51 ГрК РФ установлено одно основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство: если строительство не было начато до истечения срока действия разрешения.
Подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения не предусмотрена ГрК РФ в качестве основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство. Соответственно, если строительство объекта начато в период действия разрешения на строительство, которое не отменено и не признано недействительным (незаконным), у уполномоченного органа нет оснований для отказа в продлении срока его действия. Такая позиция представлена в Определении ВС РФ от 04.05.2016 № 136-ПЭК16 по делу № А63-11027/2013, постановлениях АС МО от 01.08.2016 № Ф05-10272/2016 по делу № А41-79925/15, ФАС ДВО от 15.12.2013 № Ф03-6140/2013 по делу № А51-7498/2013, Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2016 № 09АП-28920/2016 по делу № А40-62700/16, Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016 № 10АП-7448/2016 по делу № А41-106633/15, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2016 № 08АП-8211/2016 по делу № А46-2430/2016 и др.
Случается, что администрация, отказывая в продлении срока действия разрешения на строительство, ссылается на представление застройщиком ненадлежащих документов, подтверждающих начало выполнения работ по строительству объекта. Например, как следует из Постановления АС МО от 01.08.2016 № Ф05-10272/2016 по делу № А41-79925/15, организация приложила к заявлению о продлении разрешения на строительство справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, свидетельствующие о завершении подрядчиком работ по нулевому циклу строительства. Уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, указав на то, что не было представлено официальное подтверждение начала работ по строительству объекта капитального строительства.
Обратившись в суд, застройщик дополнительно представил в материалы дела акт обследования технического состояния объекта незавершенного строительства и приложенные к нему фотографии объекта (8 штук), а также спутниковый снимок с сайта карты.яндекс.ру.
Встав на сторону застройщика, арбитры указали: ч. 20 ст. 51 ГрК РФ не установлено, какие именно документы должны быть представлены в подтверждение начала строительства. Из этого следует, что такими документами могут быть любые документы (акты, договоры подряда и т. д.), свидетельствующие о том, что строительство ведется. Уполномоченный орган незаконно не принял формы КС-2 и КС-3 как доказательства начала строительства.
Итак, мы выяснили, что подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения на строительство не является достаточным основанием для отказа в продлении разрешения. А вот то обстоятельство, что застройщик не начал работы по строительству, влечет безусловный отказ в продлении ранее выданного разрешения на строительство. Далее ответим на вопрос: является ли законным отказ в продлении разрешения, если строительные работы начаты, но заявление в уполномоченный орган застройщик подал после того, как истек срок действия разрешения на строительство.
Такая ситуация рассматривалась в постановлениях АС ЗСО от 15.12.2015 № Ф04-27933/2015 по делу № А46-4326/2015 и Второго арбитражного апелляционного суда от 29.08.2016 по делу № А82-18126/2015. Сразу скажем, что в первом случае арбитры приняли решение в пользу застройщика, во втором – признали действия администрации законными. Как такое возможно?
Из постановления АС ЗСО следует, что застройщик обратился в департамент с заявлением о продлении разрешения на строительство через два дня после того, как истек срок его действия. Несмотря на то, что застройщик указал на 90%-ю готовность объекта, уполномоченный орган отказал в продлении разрешения, сославшись на то, что оно является недействующим, поскольку срок его истек, а продление срока действия недействующего разрешения на строительство законодательством не предусмотрено.
Удовлетворяя требование застройщика, судьи исходили из того, что указанное департаментом основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство не предусмотрено действующим законодательством, поэтому оспариваемый отказ нарушает права организации.
Важно, что судья ВС РФ не нашел оснований для передачи данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда для пересмотра (Определение от 18.04.2016 № 304-КГ16-2723). Тем самым судья Верховного суда фактически признал обоснованной позицию АС ЗСО.
А вот в принятом не в пользу застройщика Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда по делу № А82-18126/2015 обстоятельства были иными, что и позволило суду отказать застройщику, отклонив его ссылки на судебную практику, согласно которой подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения не предусмотрена ГрК РФ в качестве основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.
Итак, в январе 2008 года организации было выдано разрешение на строительство, срок действия которого истекал в июле 2010 года.
В декабре 2013 года (то есть через 3,5 года после окончания срока действия разрешения) застройщик зарегистрировал право собственности на объект незавершенного строительства со степенью готовности 11%.
В ноябре 2015 года (то есть еще через два года) организация обратилась в администрацию с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство, приложив проект организации строительства, предполагающий окончание строительства в течение 33 месяцев.
Уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, указав на нарушение срока, установленного ч. 20 ст. 51 ГрК РФ, и предложив застройщику обратиться за получением нового разрешения.
Арбитры отметили: организация обратилась за продлением разрешения спустя более пяти лет после окончания срока его действия. Застройщик не представил доказательств обращения в уполномоченный орган с таким заявлением до даты истечения срока действия разрешения. Следовательно, застройщик утратил предусмотренное законом право на продление срока действия разрешения на строительство.
ГрК РФ не содержит оснований для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство по причине того, что заявление было подано застройщиком с нарушением срока его подачи (то есть не менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения). Однако в данном случае имеет место не просто нарушение срока для обращения с заявлением о продлении действующего разрешения на строительство.
Общество требует продлить в судебном порядке действие разрешения, срок которого истек пять лет назад. В такой ситуации (при непредставлении заявителем доказательств уклонения уполномоченного органа от выдачи разрешения (противоправного бездействия администрации) либо наличия иных обстоятельств, препятствовавших организации своевременно обратиться с соответствующим заявлением) продление срока действия разрешения на основании ч. 20 ст. 51 ГрК РФ недопустимо. Исходя из смысла положений градостроительного законодательства возможно продление только действующего разрешения на строительство. После истечения срока действия разрешения на строительство может быть выдано только новое разрешение.
Таким образом, пропуск срока обращения с заявлением о продлении разрешения при уже начатом строительстве объекта не является безусловным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения. Единственным обстоятельством, исключающим такое продление, является отсутствие начатого строительства объекта к моменту истечения срока действия разрешения на строительство. Поэтому судьи встанут на сторону застройщика, представившего заявление менее чем за 60 дней до окончания срока действия разрешения.
В случае, когда уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, сославшись на то, что заявление подано после истечения срока его действия, исход судебного разбирательства будет зависеть от конкретных обстоятельств. Прежде всего, арбитры будут оценивать добросовестность действий застройщика, который в любом случае не лишен возможности обратиться с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство.
Уполномоченный орган, выдавший разрешение на строительство, при рассмотрении заявления застройщика о продлении срока действия разрешения обязан проверить, начато ли строительство (реконструкция) объекта. Поэтому представление застройщиком недостоверной информации о выполнении работ обернется отказом в продлении разрешения.
Например, как следует из Постановления АС СЗО от 27.10.2014 по делу № А56-68046/2013, организация сообщила о выполнении:
- 100% земляных работ;
- 90% работ по созданию фундамента;
- 20% работ по прокладке инженерных сетей;
- 10% работ по возведению каркаса здания.
Между тем согласно акту осмотра строительные работы на земельном участке не велись.
При таких обстоятельствах арбитры решили, что организация при подаче заявления о продлении срока действия разрешения на строительство представила сведения, не соответствовавшие действительности, что было установлено по итогам проверки. Как результат – отказ в продлении разрешения был признан обоснованным. Причем судья ВС РФ не нашел оснований для пересмотра дела (Определение от 12.03.2015 по делу № 307-ЭС15-223).
Случается, что у застройщика возникает необходимость внесения изменений в проектную документацию, а иногда технико-экономические показатели будущего объекта меняются настолько, что приходится разрабатывать новую проектную документацию. В подобных ситуациях застройщику следует обращаться в уполномоченный орган не за продлением разрешения на строительство, а за выдачей нового разрешения на строительство объекта, имеющего другие технические параметры. Соответственно, застройщику не удастся доказать, что отказ в продлении разрешения является незаконным. Данная позиция выражена в Определении ВС РФ от 23.05.2016 № 308-ЭС16-4400 по делу № А63-367/2015, в котором отмечено, что застройщик не лишен возможности обратиться в установленном порядке с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство, представив документы, предусмотренные ст. 51 ГрК РФ.
Отмена разрешения на строительство возможна только в исключительных случаях.
Как справедливо отмечено в Постановлении АС ПО от 20.05.2015 № Ф06-21841/2013, Ф06-22926/2015, Ф06-23424/2015 по делу № А55-15700/2014, ст. 48 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления[1] действительно предусматривает право органов местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления, принявших (издавших) соответствующий муниципальный правовой акт отменять либо приостанавливать муниципальные правовые акты. Вместе с тем из положений указанного закона в совокупности следует, что отменен или приостановлен органом местного самоуправления может быть не любой ненормативный акт, а лишь не соответствующий действующему законодательству (!).
Обязанность доказывать соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличие у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу ст. 65 АПК РФ должен доказать заявитель (обратившееся в суд лицо).
Таким образом, закон не предоставляет органам местного самоуправления права по собственному усмотрению принимать и отменять ранее принятые документы. Этот вывод в полной мере распространяется и на случаи, связанные с выдачей и отменой разрешений на строительство.
В соответствии с ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ действие разрешения на строительство прекращается (на основании решения соответствующего органа) в случае:
- принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
- отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
- расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
- прекращения права пользования недрами, если разрешение выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Судебная практика исходит из того, что по смыслу приведенной нормы, которая носит императивный (не допускающий выбора) характер, орган местного самоуправления, выдавший застройщику разрешение на строительство, вправе принять решение о прекращении действия (аннулировании, отмене) этого разрешения только при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований. Перечень таких оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Следовательно, если постановление об отмене разрешения на строительство не содержит ссылок на ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ, действия администрации незаконны (при условии, что разрешение на строительство было выдано с соблюдением установленных требований). Такая позиция выражена, в частности, в определениях ВС РФ от 01.09.2016 № 306-КГ16-10277 по делу № А12-33006/2014, от 14.09.2015 № 306-КГ15-10973 по делу № А55-15700/2014, от 08.09.2015 № 306-КГ15-10973 по делу № А55-15700/2014 и т. д.
При этом не имеет значения довод администрации о том, что отмена разрешения на строительство связана с получением протеста прокуратуры. Например, в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 № 07АП-6957/2016 по делу № А45-27192/2015 отмечено: из оспариваемого постановления следует, что разрешение на строительство отменено в связи с протестом прокуратуры города. Иных оснований отмены или ссылок на конкретные нормы права в постановлении не указано. При таких обстоятельствах постановление об отмене разрешения на строительство является незаконным.
Некоторые выводы
Уполномоченный орган вправе отказать в продлении срока действия разрешения на строительство, которое не отменено и не признано недействительным (незаконным), только в том случае, когда застройщик не приступил к выполнению работ. Нарушение застройщиком срока подачи заявления (менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения) не является самостоятельным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.
Выданное с соблюдением положений ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство может быть отменено только в исключительных случаях, закрытый перечень которых содержится в ч. 21.1 названной статьи. Следовательно, если постановление об отмене разрешения на строительство не содержит ссылок на данную норму, действия администрации незаконны.
[1] Федеральный закон от 06.10.2013 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Закончилось разрешение на строительство
Смотря какие еще документы вам понадобятся для выдачи разрешения. По первой ссылке в конце дается перечень. Вообще, быстрота оформления всех необходимых документов зависит от скорости работы администрации. На проведение каждого вида работ отводится фиксированный срок (по-моему, 1 месяц), и специалисты должны выполнить свою работу в течение этого времени. Если они затягивают с выдачей документации, то вы можете смело жаловаться.
Помогите, пожалуйста, разобраться. Участок под ИЖС в собственности. Есть проект, градостроительный план, разрешение на строительство. Дом достроили. Но не продлили разрешение на строительство за 60 дней (закончилось в марте 2019).
Сейчас пришли в МФЦ подавать на регистрацию и кадастровый учёт, сделали техплан и узнали, что без продления разрешения нам не зарегистрируют его. Архитектура сказала, что не продлит и новое разрешение не даст. Всё-таки подали на регистрацию, чтобы или зарегистрировать, или получить отказ для суда. Правильно ли действуем?
Где написано, что без действующего разрешения нельзя зарегистрироваться? В случае отказа на кого и о чём подавать иск в суд? Извините за длинное изложение.
Забыли продлить разрешение на строительство
Суд же обратил внимание на то, что согласно ч. 20 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.
В данном случае застройщик представил технический паспорт объекта незавершенного строительства и кадастровый паспорт объекта незавершенного строительства, из содержания которых следует, что готовность объекта незавершенного строительства (гаража) составляет 8%. Таким образом, застройщик подтвердил, что строительство по первоначальному разрешению было начато.
Закончилась аренда земельного участка под строительство жилого не продлить аренду? Разрешение на строительство нет
15. До 30 декабря 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным таким лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления при одновременном соблюдении следующих условий:
Вместе с тем, п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, в полной мере распространяется на договоры аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, поскольку Гражданский кодекс Российской Федерации не предусматривает возможности установления исключений из данного правила в соответствии с иными федеральными законами.
Если разрешение на строительство закончилось у застройщика
Согласно ст.446 ГК РФ В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В настоящее время Вам необходимо подготовить протокол разногласий к договору и включить в него ваши условия. Если застройщик не пойдет Вам на встречу, то вы можете передать спор на разрешение суда и понуждении застройщика заключить договор на ваших условиях.
Разрешение на строительство закончилось а дом еще не построен
- возвести объект без фундамента;
- возвести дом на участке, предоставленном в личное крестьянское хозяйствование или сельскохозяйственные нужды;
- соорудить некапитальные объекты – ларек, сарай;
- выполнить капремонт без сноса несущих стен и внутренних перестроек.
Некоторые застройщики считают, что получение документов на дом – вопрос второстепенный, который можно решить, когда дом станет реальностью. Но реальностью может стать снос новостройки без разрешительных документов или передачу ее в собственность другому лицу по решению суда.
Если разрешение на строительство закончилось
51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. По заявлению застройщика органы местного самоуправления могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.
Начиная с пункта 19 вышеупомянутой главы 6 Градостроительного кодекса РФ, весь дальнейший материал полностью освещает взаимоотношения застройщиков и государственных органов архитектурно-строительного надзора при местных администрациях, рассматриваются случаи и действия сторон, когда разрешение на строительство закончилось, когда этот документ просрочен (по какой причине, чьей вине). Устанавливаются наиболее общие случаи для возможности продления разрешения на строительство, регламентируется порядок продления разрешения на строительство и дается перечень основных документов, которые при этом требуются.
Если разрешение на строительство закончилось
Здравствуйте. Ст. 55 Градостроительного кодекса предусматривает следующее: 3. Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства; 7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); 8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта; 9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса; 10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; 11) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ
*Договор долевого участия заключается только в письменном виде и подлежит обязательной государственной регистрации. Если В данном материале в сжатом виде указывается, как продлить разрешение на, поскольку для всей данной темы этот вопрос наиболее актуален.
Строительство без разрешения на строительство — как оформить самострой
- для граждан – от 2-х тыс. до 5 тыс. руб.;
- должностных лиц – от 20 тыс. до 50 тыс. руб.;
- на ИП — от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или приостановление их деятельности на срок до 90 суток;
- на юрлиц – от 500 тыс. до 1000 тыс. руб. или приостановление их деятельности на срок до 90 суток.
Исходя из Гражданского кодекса, а именно статьи 222, незаконно возведенная постройка не является собственностью того, кто ее построил, из этого следует, что в таком строении нельзя жить, нельзя сдавать его в аренду или использовать для любых других коммерческих целей.
Разрешение на строительство закончилось а дом еще не построен
Документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения
Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации)(если нет, то не нужно. отклоений нет)
Получение разрешения на строительство индивидуального жилого дома
Сведения, зафиксированные в ГПЗУ, позволяют идентифицировать земельный участок, а также определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам и другим объектам и зонам. При этом в ГПЗУ не определяются конкретные места размещения объектов капитального строительства, а отмечаются места возможного и допустимого размещения таких объектов (с учетом нормативных технических документов в сфере градостроительства, а также противопожарных требований, требований освещенности, охраны окружающей среды и т.д.). Фактически ГПЗУ является информационным документом, который содержит в себе все необходимые данные и сведения, необходимые для проектирования и строительства объекта капитального строительства (п. 3 Информации Минрегиона России по состоянию на 01.09.2014).
Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет, и может быть продлено. При продаже земельного участка действие разрешения сохраняется и для нового владельца, но бывают и исключения. (например закончился договор аренды земельного участка, или в случае отказа от права собственности — читай часть 19, 20, 21 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).
Источник: beshenyeprodaji.ru