Целью данного реферата является выяснить особенности эстетики индустриального строительства СССР.
Задачи:
1. исследовать роль эстетики в строительстве
2. выявить причины появления новой эстетики ХХ века
3. выяснить, какие замыслы воплощали в своих проектах архитекторы советского времени, как проявлялась эстетическая сторона данных проектов и с помощью каких стилей и направлений происходила эволюция советского зодчества.
Архитектура зародилась и сформировалась как специфическое общественное явление и специфическая область общественно- человеческой практики в связи с особым характером взаимодействия человека с окружающей его природной средой.
Эстетическое, в том числе архитектурное творчество есть следование внутренней упорядоченности бытия, содержащей направленность изменений, стремящихся к разумности, гармонии между природой и обществом, и в то же время выражение человеческих возможностей. В его основе лежит выдвижение и обоснование эстетической концепции проекта, которое является открытием нового смыслового мира, прогностическим видением нового состояния определенной части бытия.
Философские заметки. Эстетика и Этика. Что это такое?
Архитектурная деятельность — особая форма человеческой деятельности, чьи произведения представляют собой не только духовную, но и материальную ценность.
Архитектура имеет дело прежде всего с материальным производством и ее
специфика состоит в том, что материальный мир, созданный по ее законам, служит источником эстетического. В архитектуре воедино сливаются материальное и духовное, а это значит, что объекты архитектуры не есть только произведения искусства или чисто технические продукты. К ним, как и к произведениям художественного творчества, применимы категории красоты и художественности, хотя они остаются сооружениями, созданными по законам технической целесообразности.
В досоциалистических, классовых формациях большое внимание уделялось строительству так называемых уникальных объектов, составляющих относительно небольшую часть всего объема строительства. Сосредоточение на этих объектах лучших профессиональных сил архитекторов и строителей, материальных ресурсов, денежных средств обеспечивало высокий эстетический уровень отдельных сооружений и небольших комплексов. В социалистическом обществе задача повышения эстетического уровня отдельных зданий и сооружений, особенно общественных, не снимается. Но в центр внимания выдвигается массовое строительство, создающее материальную среду повседневной жизнедеятельности миллионных масс трудящихся во всех ее проявлениях — в труде, быте, отдыхе. Осуществление социалистической индустриализации, развитие массового жилищно-гражданского строительства потребовали создания мощной строительной индустрии, совершенствования управления строительством.
Целью данного реферата является выяснить особенности эстетики индустриального строительства СССР.
- исследовать роль эстетики в строительстве
- выявить причины появления новой эстетики ХХ века
- выяснить, какие замыслы воплощали в своих проектах архитекторы советского времени, как проявлялась эстетическая сторона данных проектов и с помощью каких стилей и направлений происходила эволюция советского зодчества.
1 Глава1. Эстетика индустриального строительства
1.1 Значение эстетики в строительстве
Формируя предметный мир для удовлетворения своих утилитарных потребностей, человек одновременно удовлетворяет и свои потребности в творчестве, и свои эстетические потребности. Оперируя в процессе создания предметной среды веществом, пространством, массой, т.е. чувственно
воспринимаемыми свойствами объективного мира, человек одновременно
формирует эстетическую реальность независимо от того, ставит ли он перед собой такую задачу или даже не осознает ее. Включение эстетического критерия в проектирование позволяет рассматривать предмет деятельности не только с точки зрения узко утилитарного интереса, но и в широком социальном и культурно-историческом контексте, соотносить этот предмет как целостность с другими предметами, т.е. рассматривать его как социокультурную ценность.
Эстетическая оценка поэтому всегда целостный по своей природе критерий совершенства того или иного произведения. В любой предметной форме каждое свойство или отношение должно расцениваться с точки зрения свойства или отношения более высокого уровня. Поэтому конструкция здания (прочность его) должны рассматриваться не наравне с красотой, а с точки зрения его эстетики, т.е. красота здания есть более высокий уровень его иерархической организации, чем полезность. В эстетическом потреблении проверяется и утверждается степень совершенства предметного мира, его целесообразность и человечность. Эстетическое в лучших произведениях архитектуры
неразрывно связано с развитием и совершенствованием утилитарного.
журнал «Архитектурный вестник» № АВ 2 (95) 2007 от 24.05.2007, 29 октября 2008
1.2 Эстетика индустриального строительства
Развитие промышленности, использование новых материалов и массовое тиражирование продукции — вот те технические предпосылки, которые привели в конечном счете к новой эстетике архитектуры XX века. Металлические конструкции, железобетон, стекло, алюминий, использование индустриальных методов технологии, т. е. иными словами, новая техника, требовали создания нового выразительного языка.
С первых лет существования Советского государства проводились мероприятия по организации строительства, которые основывались на социалистических принципах: государственном руководстве, плановом выделении средств, создании системы органов управления строительством.
В первые послереволюционные годы архитектурная жизнь протекала на фоне трагических событий. О возведении каких-либо новых зданий в той обстановке, естественно, не могло быть и речи. Основными направлениями в строительстве стали ремонт и реконструкция разрушенных зданий и сооружений. Возрождение разрушенных городов проводилось комплексно, по перспективным планам, учитывавшим интересы развития городского хозяйства, а восстановление предприятий сочеталось с их реконструкцией и строительством новых объектов. Большой объём строительных работ, приспособление существующих предприятий для новых производств вызвали расширение и укрупнение сети строительных и монтажных организаций, в том числе на Урале, в Сибири и Средней Азии.
Первый камень в фундамент советской архитектуры суждено было заложить тем архитекторам, которые были ближе к реальным потребностям дня. С переходом к новой экономической политике и началом мирного строительства перед архитекторами во весь рост встали на первый взгляд скромные и будничные, но полные исторического смысла задачи.
Нужно было восстановить разоренный войной жилой фонд, начать строительство новых жилых домов. Еще в 1918 — 1919гг. архитектурные отделы ВСНХ (Высший совет народного хозяйства) и Наркомпроса особое внимание уделяли разработке типовых проектов жилищ для рабочих. Тогда же была учреждена служба охраны памятников природы, старины и искусства.
Советское государство в первые же годы своего существования предприняло целый ряд крупных начинаний в области градостроительства, промышленной архитектуры и монументального искусства, которые на многие годы вперед определили их дальнейшее развитие. Большое внимание в этот период уделялось созданию энергетических мощностей. В 1919 — 1921 гг. была начата подготовка к проектированию электростанций на Днепре и Волхове, орошению Туркменистана, реконструкции Мариинской и Тихвинской водных систем, строительству Волго-Донского канала и ряда крупных машиностроительных заводов в Москве, Нижнем Новгороде, Саратове и в других городах.
Одной из первых ласточек индустриального строительства была радиобашня инженера В. Г. Шухова на Шаболовке (Москва)(рис.1), законченная в 1922 г. Здесь мы уже видим не отвлеченные формальные искания символистов-романтиков, а реальное сооружение, отличающееся смелым инженерным расчетом и красотой форм, отвечающих своему назначению.
В этот период складывались основные представления об облике социалистических городов, вырабатывались типы новых общественных и промышленных сооружений, утверждалась практика комплексной застройки жилых районов. Разработку проекта реконструкции Москвы возглавили А. В. Щусев и И. В. Жолтовский.
В течение пяти лет (с 1918 по 1923 г.) коллектив архитектурной мастерской Моссовета разрабатывал проект «Новая Москва». Авторы его решали трудную задачу: не нарушая преемственности с исторически сложившейся планировкой древнего города, сохраняя в нем все ценное в историческом и художественном отношении, создать контуры столицы социалистического государства.
По существу, это был первый опыт создания генерального плана реконструкции столицы. План был создан по инициативе и разрабатывался под постоянным наблюдением В. И. Ленина. «В основу этого плана положено ограждение Москвы кольцом зеленых насаждений, которые по радиусам врезаются почти к центру города, создавая резервуары чистого воздуха».
1 По проекту «Новая Москва» предусматривалось создание метрополитена и развитие других видов транспорта, реконструкция железнодорожных узлов, сооружение новых мостов и набережных, обводнение Москвы-реки путем соединения ее с Волгой, выделение за чертой города зон промышленных предприятий, обособленных от жилья, и, главное, комплексный характер жилой застройки в виде специально выделенных жилых массивов среди зелени, включающих все виды коммунальных удобств. В соответствии с проектом «Новая Москва» вдоль Москвы-реки на месте городской свалки в 1923 г. была создана первая Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, в строительстве которой активно сотрудничали лучшие архитекторы, скульпторы и живописцы. В результате конкурсов был принят проект И. В. Жолтовского. Архитектурный надзор над проектами и строительством возглавил А. В. Щусев. Строительство выставки сыграло большую роль в выработке синтетического ансамблевого мышления и развития широкого градостроительного подхода к решению архитектурных задач.
Велика была роль архитекторов и в создании первых советских монументов. Одним из них был обелиск в честь первой Советской Конституции в Москве. Он был возведен из кирпича по проекту архитектора Д. П. Осипова, одобренному В. И. Лениным. Это был стройный трехгранный обелиск, возвышающийся на более массивном постаменте, в арки которого были вмонтированы сначала деревянные щиты, а впоследствии чугунные доски с текстами из Советской Конституции. На лицевой части, у подножия обелиска, помещалась статуя Свободы работы Н. Андреева.
В первых памятниках советской эпохи складывались те художественные принципы, которые стали замечательной традицией нашего искусства: строгая простота и общезначимость художественного образа, содружество скульптуры, архитектуры и поэтического слова, обращенность к широким массам граждан не только революционной России, но и всего мира. Ярким выражением этих принципов является бессмертное творение советской архитектуры — Мавзолей В. И. Ленина. (рис.2) От этапа к этапу работы над Мавзолеем можно проследить, как от некоторой расчлененности масс и дробности отделки, свойственных деревянному мавзолею, Щусев шел ко все большей отточенности пропорций и монолитности форм, дающих цельность общего впечатления. По-видимому, в этом сказались общие тенденции советской архитектуры, развивавшейся в те годы под сильным влиянием конструктивизма. Это выдающееся сооружение советской эпохи органично вошло в уже сложившийся ансамбль древней Красной площади.
Но не только в создании Мавзолея на Красной площади и в повсеместной постановке памятников В. И. Ленину получила выражение поистине всенародная скорбь в траурные дни 1924 г. Характерно, что именно тогда, когда боль утраты была особенно остра, народ нашел и другие формы увековечения памяти своего вождя. На средства, собранные самими трудящимися, во многих городах и селах начали строить различные общественно полезные сооружения — школы, клубы, больницы, ясли, промышленные предприятия.
Это тоже были своеобразные памятники великому вождю пролетариата, так как они помогали утверждать социалистические основы нового общества. Н. К. Крупская говорила в эти дни, что лучшим памятником В. И. Ленину будет скорейшее выполнение его планов строительства социализма.
Особенно горячо откликнулись на этот призыв те, кто строил первенцы советской индустрии, осуществлял ленинский план электрификации страны. К проектированию крупных электростанций были привлечены многие лучшие инженеры и архитекторы. Уже в первых гидроэлектростанциях — Волховской (1918 — 1926; архитекторы О. Р. Мунц, В. А. Покровский, Н. П. Гундобин и другие) (рис.3) и Земо-Авчальской (ЗАГЭС) близ Тбилиси (1923; архитекторы А. Н. Кальгин, М. С. Мачавариани и другие) — сложился своеобразный тип таких сооружений: четкий геометрический массив турбинного зала, прорезанный широкими арками окон, покоится на массивных устоях. Такое архитектурное решение имеет функциональное и конструктивное оправдание и, кроме того, создает выразительный архитектурный образ гидроэлектростанции, имеющий явственные идейно-художественные черты нашего времени.
Здания новых гидростанций стали органической частью преображенного пейзажа нашей Родины, архитектурно-художественными символами того нового, что вошло в жизнь советского народа вместе с победами социализма.
Один из самых ярких примеров — замечательное сооружение советской эпохи Днепровская гидроэлектростанция им. В. И. Ленина (1927 — 1932; архитекторы В. А. Веснин, Н. Я. Колли, Г. М. Орлов, С. Г. Андреевский). Будучи крупнейшей в мире гидростанцией того времени, Днепрогэс включал в себя целый комплекс сооружений.
Ощущение гигантского размаха, мощи и новой красоты промышленного сооружения достигается здесь не приемами гиперболизации форм, а глубоко продуманной логической компоновкой различных инженерных частей гидроузла. Это здание покоится на опорных массивных столбах, между которыми клокочет вода, вырывающаяся из турбин. Здание электро-станции облицовано красноватым артик-ским туфом. Главный декоративный и одновременно функциональный мотив фасада — сплошная стеклянная лента Эркера, подчеркивающая горизонтальную протяженность здания.
По своим архитектурным достоинствам, по умению создать в промышленном сооружении чудесный сплав функциональных и эстетических качеств это детище Первой пятилетки стоит в ряду лучших произведении советского зодчества. «В Днепрогэсе нам удалось достигнуть максимального сочетания целесообразности и красоты». 2
Архитекторы братья Веснины еще до революции приобретя значительный практический опыт в промышленном строительстве, сразу же после Октября активно включились в развитие новой советской архитектуры. Созданные ими проекты грандиозного Дворца Труда (1923)(рис.4) и делового здания АРКОС (1924) сыграли важную роль в утверждении принципов конструктивизма. Проекты отличались ясностью и логичностью планировки, подчеркнутой простотой архитектурных форм, отвечавших конструкции здания, хорошей освещенностью внутренних пространств, целесообразностью и удобствами эксплуатации. Вместе с тем этим проектам присущи были пуританская скупость средств и сознательный отказ от постановки художественно-образных проблем. Это были первые практические опыты создания в России новой, функциональной, как тогда называли, архитектуры.
Выход конструктивизма на передовые позиции во второй половине 20-х — начале 30-х гг. был закономерен. Это был период индустриализации страны и штурмовых лет Первой пятилетки, главным девизом которой был лозунг: «Техника в период реконструкции решает все». Если в предшествующие годы, когда еще не развернулось массовое строительство, сторонники различных традиционных архитектурных направлений еще могли отвечать на требования времени, создавая уникальные проекты, то теперь на первый план, естественно, выдвинулись решающие в данный момент преимущества конструктивизма с его девизом экономичности, целесообразности, типизации и индустриализации строительства и, главное, его чуткостью к новым социальным задачам архитектуры.
Источник: www.myunivercity.ru
5 направлений дизайна, демонстрирующих эстетику современной архитектуры
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Современная архитектура не определяется одним стилем или набором характеристик. Она охватывает сразу несколько направлений, которые неожиданно пересекаясь, образуют особенную эстетику, граничащую с нереальностью, ведь большинство объектов нарушают все законы физики и каноны архитектуры. Несмотря на это, все же можно определить несколько основных направлений в дизайне, которые лучше всего отражают изменившийся набор ценностей и технологические возможности, открывающиеся перед современными творцами.
1. Биоархитектура
На данном этапе существования человечества на первый план выходят совсем другие ценности, главной из которых является сохранность нашей планеты. И дизайнеры не остались в стороне он насущной проблемы, они стали разрабатывать новое направление. Сейчас экологическая архитектура (она же биоархитектура, возобновляемая или зеленая архитектура) – не новый тренд или дань моде, а абсолютно новый образ жизни и мышления, которые нашли свое отражение и в принципах проектирования.
Уже сложились основные правила, которых придерживается прогрессивные архитекторы и застройщики, а именно:
• использование экологически чистых строительных материалов;
• внедрение альтернативных энергосберегающих источников энергии (тепловые насосы в геотермальных установках, солнечные коллекторы, волновые излучающие поверхности, котлы, обеспечивающие качественное сжигание сырья;
• терморегуляция с использованием инновационных материалов;
• использование для внутренней отделки только экологически чистых натуральных материалов, обеспечивающих оптимальную среду обитания для людей;
• внедрение современных вентиляционных систем, обеспечивающих правильную рекуперацию воздуха;
• щедрое остекление, обеспечивающее беспрепятственный поток дневного света;
• энергосбережение и качественные способы утилизации отходов;
• максимальное озеленение, вплоть до использования вертикальных поверхностей и крыши зданий.
2. Монументальность
Недостроенный «Искупительный храм Святого Семейства» великого Антонио Гауди является самым впечатляющим образцом монументализма. | Фото: barcelona-excurs.org.
Для начала нужно определиться, что же такое монументализм, и почему он присущ строениям еще с древних времен.
Справка: Монументальность в архитектуре — это выражение общественно-значимой идеи сооружения, облаченной в величавый эстетический образ, который считается эталоном той или иной эпохи. Слова мэтра современной архитектуры Луиса Кана, как нельзя точно описывают эту художественную категорию: «Монументальность – это духовное качество, присущее структуре, передающей ощущение своей вечности, к которой нельзя ничего добавить или изменить» .
Грандиозная инсталляция от Томаса Хизервик объединила самые впечатляющие элементы от творений, которые в разные эпохи считались иконами стиля.
Естественно, «вечные ценности» для каждой эпохи и даже для каждого народа свои, при этом они постоянно меняются в зависимости от общественных требований и эстетических предпочтений, представлений о незыблемом облике сооружений и возможностей строительной индустрии (технологий, материалов, конструкций).
Современный монументализм имеет свои отличия, и обусловлены они не только кардинальной сменой ценностей и приоритетов жизни, но и появлением инновационных методов строительства и материалов. Наиболее впечатляющими современными монументальными постройками считаются «Искупительный храм Святого Семейства» гениального зодчего Антонио Гауди в Барселоне, «Центр Гейдара Алиева» непревзойденной Захи Хадид в Баку, фантастическая структура The Vessel от архитектурного бюро Heatherwick Studio в Нью-Йорке и многие другие.
При проектировании современных зданий все чаще дизайнеры и архитекторы заменяют витиеватые детали монументальностью — это означает, что структура выступает в роли символа или узнаваемого ориентира. Как, например, «Осколок», спроектированный итальянским архитектором Ренцо Пьяно. Несмотря на простые формы, культовый лондонский небоскреб превратился в одну из оригинальных достопримечательностей города.
3. Экспрессионизм в современной архитектуре
Работы экспрессионистов начала XX в. («Башня Эйнштейна» Э. Мендельсона и «Чилихаус» в Гамбурге Ф. Хегера).
Поиск новых форм в условиях экономического и политического кризиса привел к появлению нового направления, которому было свойственна эмоциональная выразительность за счет искажения привычных архитектурных форм. Экспрессионисты рассматривали архитектуру как произведения искусства и не принимали, хоть и логичные, но бездушные формы и линии классики. Построенные объекты, их не так уж и много (большинство впечатляющих концептов так и осталось на бумаге), отличаются образностью и выразительными формами, которые могли быть как плавными и обтекаемыми, так и нарочито заостренными.
Экспрессионисты рассматривают архитектуру как произведения искусства (Международный аэропорт имени Джона Кеннеди – Ээро Сааринен, «Город искусств и наук» – Сантьяго Калатрава).
Несмотря на то, что экспрессионистов пытались не воспринимать в серьез и считали это течение побочной веткой, все же эти сооружения разнообразили унылую и устаревающую архитектуру городов в первой четверти XX века. Подобный всплеск произошел и в послевоенное время, когда началась массовая застройка бюджетных комплексов, которые не стали украшением городов, именно тогда сторонники экспрессионизма и попытались возродить движение.
Сиднейский оперный театр – образец современной архитектуры и яркий пример экспрессионизма (архитектор Йорн Утзон, Австралия).
Эстетика и тактильность свойственная экспрессионистской школе нашли отражение не только в работах основоположников стиля (В. Гропиус, Э. Мендельсон, Г. Пельтиг, Ф. Хегер, Б. Таут, Мис ван дер Роэ, Г. Херинг), но и в творчестве современных архитекторов, чьи работы всегда узнаваемы. Среди них можно выделить «парящие» объекты Сантьяго Калатравы, впечатляющие здания Энрика Мираллеса, Ээро Сааринена, Йорна Утцона, фантастические работы Ле Корбюзье, Захи Хадид, Даниэля Либескинда, Дугласа Кардинала, Йорна Утзона и многих других.
4. Архитектура постмодерна
Философия постмодернизма – противостояние модерну как «безликому» стилю, хотя сам он и считается непонятным и странным направлением в архитектуре. Сторонники постмодернизма считали, что попытки предшественников «заставить» все здания следовать одной и той же логике дизайна – просто скучны. Поскольку кроме функционального предназначения, максимального упрощения конструкционных форм и удешевления процесса строительства, при проектировании не стоит забывать об игривости, выдумке, фантазии, внедрении театральности, образных ассоциаций и самом искусстве, как таковом. После господствая модерна, его стереотипности и пристрастия к безликости многие города потеряли индивидуальность и даже исторические достопримечательности, которые сторонники этого течения пытались реконструировать, превратились во что-то странное и совсем неузнаваемое.
Разнообразные и замысловатые геометрические формы, ирония и намек на цитирование стали отличительной чертой постмодерна.
Шедевры, созданные в стиле постмодернизма, отличаются особыми художественными и дизайнерскими решениями (Жилой комплекс Camembert в Париже и Шадуэлл-Бейсин в Лондоне).
Необходимость вернуть образность, фактурность и яркость строениям была настолько очевидна, что появление архитекторов, стремящихся найти новые выразительные формы стало спасением для многих городов. Благодаря осознанному желанию увязать новые здания с уже существующей застройкой (особенно в исторических кварталах), архитекторам-постмодернистам удалось внедрить массу интересных объектов, отличающихся неожиданными формами, тонким намеком на историческое и национальное наследие без ущерба для сторон.
Яркими представителями постмодерна считаются: Роберт Вентури, Морис Кюло, Джеймс Фрейзер Стирлинг, Гэри Фрэнк, Леон Крие, Филип Джонсон, Леон Крир, Альдо Росси, Антуан Грюмбах и другие.
5. Брутализм
Брутализм происходит от французского термина «Beton brut» или необработанный бетон. Здания, созданные в этом стиле, известны максимальным использованием необработанного бетона с элементами из стали и стекла, а также полным отсутствием декора и изящества. Это направление сродни модернизму, который так же шел по пути простейшего решения пространственной или программной проблемы, обращая внимание лишь на целостность объекта и его функциональность.
Брутализм в архитектуре до сих пор является достаточно популярным и даже привлекательным направлением.
Брутализм широко применялся в проектах социального жилья, поскольку его минимализм и функционализм делали его экономичным вариантом. Особенно он почитаем был в Советском Союзе и послевоенной Европе, когда в кратчайшие сроки нужно было обеспечить жильем людей. Хотя не все сооружения, построенные в этом стиле можно назвать грубым и бездушным, появлялись поразительные объекты, которые до сих пор впечатляют и даже «берут за душу».
Несмотря на разнообразие направлений современная архитектура подвергается постоянной критике, нападкам и полному неприятию ее наработок. Тем, кто хочет понять, почему так происходит авторы Novate.ru советуют обратить внимание на следующий обзор.
Источник: novate.ru
Эстетика фасадов зданий
Придание индивидуальности каждому строению многообразием отделочных материалов, технических и конструктивных решений. Объединение различных по стилю и характеру видов застройки в единый архитектурный ансамбль посредством цветовых решений архитектора.
Рубрика | Строительство и архитектура |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 08.02.2015 |
Размер файла | 20,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Оглавление
1. Эстетика фасадов зданий
1.1 Цветовое решение
Список использованных источников
Введение
Свойственная человеку забота о практических особенностях среды обитания и о ее красоте оставалась неизменной на протяжении столетий, несмотря на то, что менялись архитектурные формы, виды жилья, а также методы их строительства. Эта эстетическая надобность оставила отпечаток в безымянном народном зодчестве и постройках знаменитых архитекторов. Не случайно, поэтому местообитание человека значится самой пространной и важной сферой проявления творческой мысли, как отдельного человека, так и всего общества.
В архитектуре жилых домов находят отражение эстетические вкусы современного человека. И профессиональный строитель, и хозяин, пожелавший построить дом своими руками, стремятся создать здание по законам красоты.
Многообразие отделочных материалов, технические и конструктивные решения позволяют придать индивидуальность каждому строению.
Рассмотрение архитектуры с точки зрения эстетики имеет важное культурологическое, психологическое и гуманитарное значение.
Эстетика (от др.греч. — aijsqavnomai -чувствовать; aijsqhtikov -воспринимаемый чувствами) — наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения, в процессе (и в результате) которого человек ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, блаженства, катарсиса, экстаза, духовного наслаждения свою органическую причастность к Универсуму.
Таким образом, слияние эстетики и современных научных технологий — тема актуальная и практически необходимая.
1. Эстетика фасадов зданий
В архитектуре построек больше всего воссоздаются эстетические идеалы и предпочтения своего времени. Наиболее наглядным примером для этого подтверждения служат фасады зданий, которые в свою очередь являются для них «лицом».
По внешнему виду фасада опытному глазу, можно легко определить в каком стиле, и к какому времени скорее относится постройка, но обычно здания с особо красивыми фасадами, хорошо известны, у таких зданий наверняка есть своя особая история. Так, например изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры характерны для архитектуры барокко.
Приятно осознавать, что этот стиль коснулся России, особенно ярко в г. Санкт-Петербурге, где находится крупный и знаменитый ансамбль барокко: Петергоф. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Еще одним ярким примером красивых фасадов служат соборы, выполненные в готическом стиле, где устремление здания ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Для придания эстетики фасадам зданий используют различные средства в архитектуре, так в разделах этой главы я опишу несколько из них.
1.1 Цветовое решение
Цвет является одним из важнейших выразительных средств архитектуры, он создает настроение и оказывает воздействие на наше восприятие. Цветовое решение почти всегда субъективно (и как бы необязательно) — для него не существует утвержденных стандартов или предписаний, оно не заложено в функциональной программе здания. Однако именно цвет зачастую придает проекту неповторимость и законченность, благодаря ему даже ординарную по форме постройку можно превратить в произведение искусства. Работая с цветом, архитектор проявляется как художник. архитектор отделочный застройка
Для многих архитекторов одной из причин использования цвета является его влияние на настроение. Основная задача цветового решения внешней среды предприятия — способствовать объединению различных по стилю и характеру видов застройки в единый архитектурный ансамбль. Такое объединение может осуществляться различными приемами:
— контрастом цвета старой и новой застройки;
— нюансными сочетаниями в пределах определенной гаммы поверхностей старых и новых зданий;
— цветовым зонированием. Использование цвета осуществляется путем так называемых «цветовых схем», которые составляются для фасадов зданий (сооружений) или их групп. Эти схемы строятся по законам цветовой гармонии, которая характеризуется сочетанием цветов по светлости и насыщенности.
Если комплекс смотрится издали, то вместе с архитектурно-пространственной композицией видны большие цветовые плоскости. Вблизи воспринимается архитектура конкретных зданий с нюансами цветовых соотношений его элементов и деталей. Цветовая гамма для оформления зданий должна хорошо сочетаться с окружающей средой.
Размер, масштаб и характер застройки влияет на выбор цветового решения фасадов зданий и сооружений.
Протяженные одноэтажные здания требуют крупных ритмичных цветовых членений. Многоэтажные производственные и административно-бытовые здания не требуют интенсивного цветового решения, поэтому их цвет, как правило, совпадает с цветом стеновых панелей и стен, т.е. естественным цветом материалов.
Существует три основных приема возможных вариантов применения цвета:- цветового интегрирования, когда все здания и сооружения комплекса имеют один основной цветовой тон. Вспомогательный цвет цоколей, карнизов зданий будет по тону одинаковым с основным, но несколько иным по насыщенности, в частности, цоколи и кровли зданий делают более темными;- цветового зонирования, который используется как элемент опознавательного выделения групп объектов. Окраска или отделка фасадов зданий определенного производства приобретает черты фирменного цвета;- цветового акцентирования, основанный на противопоставлении одного или нескольких объектов остальным. Акцентирование возможно по цвету (контрастная гармония) или по тону.
В старых зданиях с кирпичными несущими стенами выявление на фасаде его тектоники является преобладающих приемом (дополнительным цветом окрашиваются пилястры, карнизы, пояса, цоколи). В современных зданиях принципы использования цвета изменились, но это не служит препятствием для использования того или другого приема.
1.2 Лепнина
Лепнина — это рельефный декор стен, потолков и фасадов зданий сделанный из гипса. Лепному декору при оформлении всегда отводится особое место. На фоне огромного многообразия элементов современного декора, всё так же востребованной остается лепнина классических форм. И понятно почему — именно лепнина придаёт фасадам зданий особую неповторимость, а внутренним помещениям праздничный и благородный вид.
Известно, что лепнина использовалась ещё с глубокой древности. Так, лепниной выделяли отдельные части тела фигур на настенных росписях, украшали храмы и здания. Особенно широко лепнину применяли древние греки и римляне, как для декоративного украшения внутренних помещений, так и при отделке фасадов зданий, для украшения орнаментальными узорами колонн и балок. До наших дней сохранились названия архитектурных традиций, которые использовались при создании декора из лепнины — дорический, коринфский, ионический ордер — все эти стили отличают прежде узоры в используемой лепнине.
Уже в Новое время декоративная лепнина использовалась для оформления дворцов правителей и домов богатых людей. Стиль барокко стал известен за пышность и узорность своей архитектуры, но именно лепнина придала этой эпохе её невыразимый облик.
Практически все классические здания 18-19 веков украшены лепниной — именно эти декоративные элементы передают уникальность того или иного здания. В начале 19 века, Наполеон ввёл новую моду на лепнину с появлением такого архитектурного стиля как ампир. Этот стиль, кстати, возродился и в 20 веке во многих сталинских постройках 40-50-х годов. Помимо массивности таких зданий их примечательной чертой является характерный декор из лепнины на фасадах, подоконниках и стенах.
Кроме чисто эстетической функции, фасадный лепной декор выполняет и практические задачи.
С его помощью профессиональные архитекторы и дизайнеры оформители могут:
зрительно преобразить фасад здания, сделать его уже или шире, «приподнять» при помощи колонн или, наоборот, уменьшить высоту;
замаскировать выбивающиеся из архитектурного стиля детали, часто неизбежные при современном строительстве;
сгладить имеющиеся дефекты.
Фасадный лепной декор включает:
— карнизы, как способ оформления проемов окон и других конструктивных элементов;
— декоративные колонны с капителью, которая сегодня служит украшением;
— порталы, позволяющие достичь идеальной симметрии архитектурной конструкции;
— другая фасадная лепнина из гипса, в том числе работы по авторским эскизам.
Итак, фасадная лепнина исстари служила архитекторам прекрасным средством украшения зданий, придания им неповторимого облика и стиля. По сей день мы любуемся оформлением античных храмов, изысканной лепниной старинных дворцов, прекрасными особняками с лепным гипсовым декором, которые можно увидеть практически в каждом городе мира. Сегодня лепной декор фасада из роскоши, что могли позволить себе немногие, становится доступным способом оформления сооружений любого типа — от загородных домов до общественных зданий, офисов, культурных объектов.
Заключение
Эстетика архитектуры не является необходимостью и насущной потребностью человека, однако стремление к ней, реализация прекрасного в архитектуре наблюдается в строительстве даже в самые тяжелые периоды для человечества. Однако, несмотря на современный экономический подъем эстетика фасадов зданий сегодня часто обходится стороной, что объясняется требованиями инвесторов, не желающих вкладывать деньги в долгое строительство. Либо приданием второстепенного характера вопросам украшения фасада здания.
В условиях массового строительства, с его многотиражностью индустриально изготавливаемых элементов, проблема повторяемости и уникальности крайне обострилась. Большой повтор ключевых элементов в доме, а домов в застройке, привел к деградации внешнего вида новых районов и городов. В современном мире непрерывно развиваются различные прогрессивные технологии индустриального домостроения, позволяющие избавиться от жесткого «правления» заводского конвейера и получить индивидуальность архитектурного жилища.
Поэтому художественное понимание принципов домостроения и оптимизация технологий с учетом эстетических требований сохраняет свою остроту в деятельности архитекторов. Современная архитектура находится в постоянном поиске новых форм, часто подражая природным. Кроме того, к зданиям предъявляются сегодня совершенно иные требования, в частности, они должны быть быстромонтируемыми, а иногда и сборно-разборными. Все это плохо сочетается с традиционными фасадными решениями, поэтому на сцену выходят новые материалы и новые технологии, позволяющие с легкостью воплотить самые смелые архитектурные замыслы. А обилие нестандартных архитектурных решений, в свою очередь, повышает эстетическую и инвестиционную привлекательность современной городской, спортивной и бизнес-застройки.
Список использованных источников
1. Михайловский В.П., Бузоверов О.С. Отделочные материалы и технология их производства: Учебное пособие. — Омск Изд-во СибАДИ, 2003. — ч.1. — 105 с.
2. Сергеев Н. Радиусные фасады — элемент архитектуры будущего. // Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века №9, 2012. — С. 51
3. Стасюк Н.Г., Киселева Т.Ю., Орлова И.Г. Основы архитектурной композиции. Учебное пособие. — М.: Изд-во Архитектура-С. 2004. — 96 с.
4. Френсис Д.К. Чинь. Архитектура: форма, пространство, композиция. — М.: Астрель, 2010. — 432 с.
5. Электронные ресурсы
6. Чернов П. Москва колоритная [Электронный ресурс] // Российский архитектурный портал. — URL: http://www.ar- chi.ru
7. Интеллектуальный фасад [Электронный ресурс] // Online журнал фасадного рынка. — URL: http://www.fasad- rus.ru
8. Исполатов С. Особенности архитектурного освещения в России [Электронный ресурс]. — URL: http://www.svetstk.ru
9. Лебедкова С.М. Архитектурное освещение. — М.: Изд- во МЭИ, 1985. — 52 с.; Освещение фасадов [Электронный ресурс] // Библиотека строителя. — 2012. — URL: http://www.noudom.ru.
10. Создание ЭБ-проекций на домах. ЭБ-проекция на здание [Электронный ресурс]. — URL: http://www.dday.ru
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Характеристика гражданских зданий и их конструктивных решений. Проектирование общественных, производственных сооружений, повышение архитектурного качества городской застройки. Изучение особенностей элементов крупнопанельного дома с крупноблочными стенами.
реферат [2,6 M], добавлен 16.12.2014
Изучение архитектурно-строительных требований к индустриальной отделке фасадов зданий. Характеристика выбора материала и конструкций пола, дефектов отделки и окраски фасадов зданий. Анализ техники безопасности при производстве работ по отделке фасадов.
курсовая работа [48,2 K], добавлен 17.08.2011
Изучение технических особенностей конструкций зданий для застройки склонов и описание конструктивных решений террасных сооружений. Исследование способов сохранения поверхности земли и рельефа при подземных, надземных стройках и строительстве на шельфе.
презентация [2,8 M], добавлен 08.08.2013
Изучение свойств каменных материалов, применения искусственного камня в конструктивных решениях стен зданий. Виды искусственных материалов и их отличия от природного каменного материала. Использование керамогранита в монтаже вентиляционных фасадов.
курсовая работа [33,6 K], добавлен 19.12.2010
Разработка архитектурных и конструктивных решений промышленного здания с учетом габаритов, материалов, целевой направленности, района строительства и нормативных требований. Выбор материала каркаса, обеспечение пространственной жесткости и устойчивости.
Источник: revolution.allbest.ru
Эстетика в строительстве: нам есть, что сказать.
Реальность такова, что покупатели недвижимости делают выводы о компании не только по квартирам, которые компании застройщики готовы предложить.
Сегодня оценивают, в первую очередь, внешний вид строительной площадки и офис продаж, который с недавнего времени официально разрешено размещать непосредственно на объекте строительства. Именно в офисе продаж совершаются первые переговоры и закрепляются окончательные договоренности. Здесь покупатели принимают решения о покупке и компетентности застройщика.
По этой причине, офис продаж теперь не просто кабинет в офисном здании, а имиджевое место, на территории застройщика, по которому покупатели составляют свое первое впечатление о компании. И каким оно будет – зависит не только от застройщика.
Чаще всего все строительные силы компании задействованы на объекте: нет свободных рук, времени и идей о том, как должен выглядеть офис. Есть более важные задачи. И это понятно.
С другой стороны, все прекрасно понимают, что без внимания и контроля такой важный момент оставлять нельзя. Поэтому без сторонней помощи не обойтись.
Как раз по этой причине к нам обратился представитель компании «Страна Девелопмент» с запросом на эстетичный офис продаж.
Всего за 2,5 месяца мы спроектировали и построили стильный двухэтажный модульный офис. Панорамные окна с видом на объект строительства, комфортный современный дизайн интерьера – все это работает на имидж и первое впечатление о компании-застройщике. Работает положительно.
Немаловажный момент — о котором многие не задумываются на этапе проектирования офиса продаж — после сдачи дома офис необходимо демонтировать. И перевезти на новый объект строительства. В этом случае модульный офис – лучшее решение. Его достаточно просто демонтировать и установить на новом объекте.
Не устанем говорить, что технологи не стоят на месте, а желание не просто строить, а строить красиво является движущей силой. Мы в нашем производстве стараемся шагать в ногу со временем, очень рады, что и наши заказчики тоже.
Источник: msk.a-modul.ru