Этапы строительства морского порта

Во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» был подготовлен и утвержден распоряжением Правительства РФ от 30.09.2018 г. №2101-р «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» (КПМИ).В составе КПМИ в части морского транспорта был разработан Федеральный проект «Морские порты России» (далее – Проект), включающий 41 мероприятие по развитию портовой инфраструктуры, строительство 9 ледоколов и 1 аварийно-спасательного судна. В соответствии с данным Проектом к концу 2024 года объем производственных мощностей морских портов России должен достигнуть 1,3 млрд тонн.

Однако 21 июля 2020 года вышел Указ Президента РФ №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», согласно которому Правительству РФ было поручено откорректировать национальные проекты, в том числе КПМИ. Соответствующее поручение получил и Минтранс России.

Как это сделано? Строительство порта

Во исполнение данного поручения в сентябре того же года Минтранс представил откорректированный вариант Проекта. Новая его редакция получила название «Развитие морских портов», изменились сроки его реализации, перечень мероприятий. Проект продлен до 2030 года с выделением двух этапов: первый – 2020-2024 гг., второй – 2025-2030 гг. Между тем, если для первого этапа перечень мероприятий проработан достаточно детально, то состав мероприятий второго этапа и их окружение требуют доработки.

С.И. Буянов, генеральный директор АО «ЦНИИМФ», к.э.н.

Цели обновления

Для мониторинга хода реализации Федерального проекта «Морские порты России» в свое время был подготовлен план-график, позволяющий оценивать прохождение ключевых этапов Проекта (готовность проектной документации, контрактация, строительно-монтажный цикл и т.д.). К концу 2019 года стало очевидно, что не все инвестиционные проекты выполняются в соответствии с планом-графиком, в первую очередь из-за отсутствия финансирования. Были выполнены анализ причин срыва сроков выполнения ключевых этапов Проекта, оценка объективности этих причин и реальных сроков его выполнения. По результатам мониторинга в соответствии с поручением Правительства РФ Минтранс России начал работу по корректировке Проекта, которая продолжалась и в течение 2020 года.

Это было обусловлено тем, что в целях осуществления прорывного развития страны 21 июля 2020 года вышел Указ Президента РФ №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», согласно которому Правительству РФ поручено откорректировать национальные проекты.

Во исполнение данного поручения в сентябре 2020 года Минтранс России представил откорректированный вариант Проекта. Новая его редакция получила название «Развитие морских портов», изменились сроки его реализации, перечень мероприятий.

В обновленный вариант Проекта были включены 15 мероприятий по развитию портовой инфраструктуры и исключены 6 инвестиционных проектов 1 . Основная причина исключения проектов – изменение конъюнктуры рынка, которое повлияло на уровень потенциальных рисков инвесторов.

Что известно о проекте строительства второго этапа сухогрузного морского порта Тамань

Так, по этой причине приостановлен проект строительства сухогрузного района порта Тамань и угольного терминала в порту Зарубино на Дальнем Востоке. Из плана предлагается исключить ряд проектов на Дальнем Востоке: программу расширения порта Шахтерск «Восточной горнорудной компании» (8,5 млн т), технического перевооружения порта Посьет «Мечела» (4 млн т), строительство терминала «Русала» для перевалки глинозема в порту Ванино (3 млн т) и двух терминалов СУГ по 1 млн т – НАО «Прайм» в бухте Мучке и «Восток ЛПГ» в бухте Перевозная 2 .

Исключение 6 инвестиционных проектов сократит плановый показатель роста портовых мощностей РФ на 19,7 млн т. В то же время целевым показателем реализации обновленного Федерального проекта «Развитие морских портов» является прирост производственных мощностей морских портов: включение в состав Проекта 15 мероприятий по развитию портовой инфраструктуры позволит увеличить производственные портовые мощности на 142 млн т в горизонте до 2030 года.

Приоритеты в бассейнах

Рассмотрим более подробно, какие изменения согласно Проекту произойдут в развитии портовой инфраструктуры в морских бассейнах РФ в период до 2030 года. В рамках реализации Проекта в целом за период с 2020 по 2030 год включительно планируется ввести в эксплуатацию 354 млн т производственных портовых мощностей.

Арктический бассейн

Реализация мероприятий по развитию морской портовой инфраструктуры Арктического бассейна согласно обновленному варианту Проекта позволит увеличить производственные мощности морских портов бассейна в 2020-2030 гг. на 44 млн т (ранее на 2019-2024 гг. было запланировано увеличение на 57,2 млн т). Этот показатель планируется достигнуть в основном за счет осуществления инвестиционных проектов по комплексному развитию Мурманского транспортного узла.

1. Строительство угольного терминала «Лавна» мощностью 18 млн т со сроком реализации в 2022 году.

Целью проекта является создание действующего круглогодичного глубоководного морского порта на западном берегу Кольского залива для переработки нефтеналивных грузов и перевалки угля, интегрированного в Международный транспортный коридор «Север – Юг». Для доставки грузов в порт «Лавна», где будут действовать угольный и нефтеналивной терминалы, сортировочный узел, строятся железнодорожная ветка длиной 46 км и железнодорожный мост через реку Тулому длиной 1570 метров 3 .

В целом проект сохранен, однако исключен промежуточный этап – ввод мощностей объемом 9 млн т в декабре 2020 года. Причина связана с изменениями сроков строительства железной дороги. Предполагается, что строительство будет завершено в 2021-2022 гг.

2. Реконструкция объектов Мурманского балкерного терминала мощностью 2,3 млн т.

Инициатором инвестиционного проекта является ООО «Мурманский балкерный терминал». Цель проекта – увеличение грузооборота третьего грузового района АО «Мурманский морской торговый порт» на 2,1 млн т в год, включая 1 млн т железорудного концентрата, 800 тыс. т апатитового концентрата и 0,5 млн т минеральных удобрений 4 .

Владельцем терминала до 2020 года являлась группа «Еврохим», в декабре 2020 года компания продала терминал «Сибирской угольной энергетической компании» (СУЭК).

Читайте также:  Как потратить материнский капитал на строительство дома в ДНП

3. Строительство специализированного терминала «Тулома» для перевалки навалочных грузов в порту Мурманск мощностью 4 млн т.

Терминал «Тулома» планируется ввести в эксплуатацию в марте 2023 года. Он рассчитан на мощность 4 млн т в год с возможностью увеличения до 6 млн т, так как производство минеральных удобрений в России имеет устойчивую тенденцию к росту. Одной из задач этого проекта является переориентация перевалки отечественных грузов с терминалов, расположенных в странах Балтии, на морские терминалы в российских портах.

4. Строительство в Мурманской области морского перегрузочного комплекса СПГ мощностью 20,87 млн т.

Строительство данного терминала – один из проектов по перевалке сжиженного природного газа в морских портах, расположенных в акватории Северного морского пути. Строительство объекта намечено на 2020-2023 годы. Ответственный исполнитель – ПАО «Новатэк». До терминала в Мурманске СПГ будут доставлять танкеры-газовозы усиленного ледового класса по Севморпути, далее газ будет перегружаться на газовозы неледового класса.

В порту Мурманск после успешно проведенных тестовых испытаний введен в эксплуатацию Временный рейдовый перегрузочный комплекс сжиженного природного газа. Комплекс предназначен для перевалки СПГ, экспортируемого ОАО «Ямал СПГ». 27-29 января 2021 года на комплексе состоялась плановая перевалка СПГ, доставленного газовозом ледового класса Arc7 Nikolay Zubov из порта Сабетта, на танкер-газовоз ледового класса Arc4 Yenisei River для дальнейшей доставки газа в Китай 5 .

Морской порт Мурманск расположен в Кольском заливе Баренцева моря. В порту расположены 111 причалов и 2 пирса. Габариты судов (длина, ширина, осадка) не ограничены. Период навигации в порту круглогодичный. По грузообороту Мурманск занимает четвертое место в России и второе на Северо-Западе РФ (после Большого порта Санкт-Петербург).

Объем перевалки грузов в порту за последние 10 лет увеличился с 25,7 млн т в 2011 году до 56,1 млн т в 2020 году. По итогам прошлого года объем перевалки в том числе сухих грузов составил 23,7 млн т (42,2% грузооборота), наливных грузов – 32,4 млн т (57,8% грузооборота). В составе сухих грузов можно выделить уголь – 13,1 млн т, руду – 4,9 млн т, минеральные удобрения – 3,5 млн т, грузы в контейнерах – 750 тыс. т. В составе наливных грузов: нефть сырая – 32 млн т, нефтепродукты – 340 тыс. т и СПГ – 72,5 тыс. т.

Балтийский бассейн

Реализация мероприятий по развитию морской портовой инфраструктуры Балтийского бассейна согласно обновленному варианту Проекта позволит увеличить производственные мощности морских портов бассейна за период 2020-2030 гг. на 123,5 млн т (ранее на 2019-2024 гг. было запланировано увеличение мощностей на 55 млн т). К наиболее значимым проектам бассейна, которые нашли подтверждение в откорректированном варианте Проекта, можно отнести следующие.

1. Строительство терминала для перевалки минеральных удобрений в порту Усть-Луга мощностью 6 млн т.

Новый терминал минудобрений будет строиться в северо-западной части морского порта Усть-Луга Ленинградской области. Терминал предназначен для перегрузки экспортных удобрений навалом и в специальных контейнерах с железнодорожного транспорта на морские суда, а также импортных удобрений – с морских судов на железнодорожный транспорт. Пропускная способность перегрузочного комплекса по завершении трех этапов строительства составит 6 млн т в год.

Инвестором проекта является АО «МХК «Еврохим» – крупный производитель минеральных удобрений, которому для обеспечения экспорта продукции, в том числе с Усольского калийного комбината, требуется морской портовый терминал. Срок реализации проекта – март 2022 года.

2. Строительство универсального торгового терминала Lugaport в порту Усть-Луга мощностью 24,3 млн т.

Универсальный терминал Lugaport предназначен для перевалки навалочных, генеральных, зерновых и пищевых грузов. Он позволит принимать до 1100 вагонов в сутки со станции примыкания «Лужская Генеральная» и обслуживать суда класса Panamax, New-Panamax, Baby-Capesize с осадкой до 15,5 метра.

Первую очередь комплекса планируется ввести в эксплуатацию к началу 2023 года, вторую — к началу 2024-го и третью – к концу 2024-го. Инвестор проекта – группа «Новотранс». В июне 2020 года компания завершила работы по созданию искусственных земельных участков терминала 6 .

3. Строительство объектов портовой инфраструктуры в порту Усть-Луга мощностью 12 млн т.

Цель проекта – увеличение объема перевалки минеральных удобрений через порт Усть-Луга за счет переориентации грузопотоков из портов Балтии. Инфраструктура терминала будет включать склады для хранения минеральных удобрений и железнодорожные подъездные пути.

Максимальная грузоподъемность судов, обслуживаемых у данного терминала, составляет 120 тыс. т, осадка – 15 м. Инвестор проекта – ООО «Ультрамар». Срок реализации проекта – июнь 2021 года.

4. Строительство Приморского универсально-перегрузочного комплекса в Ленинградской области (далее – Приморский УПК).

Цель проекта «Приморский УПК» – создание морского терминала под г.Приморском в Выборгском районе Ленинградской области. Терминал будет состоять из пяти перегрузочных комплексов, рассчитанных на перевалку минеральных удобрений, угля, зерна, генеральных, накатных и контейнерных грузов. Проектная мощность терминала – 65 млн т в год. Инвестор проекта – ООО «Приморский УПК».

В декабре 2020 года компания передала проект документации нового порта в Госэкспертизу. Первые грузы на универсальном перегрузочном комплексе ждут в декабре 2023 года. Полное завершение строительства комплекса предполагается к 2030 году. Первым грузом, с которым будет работать «Приморский УПК», станет уголь6.

Морской порт Усть-Луга — крупнейший универсальный порт на Балтике, входит в пятерку крупнейших портов Европы и второй по величине в России (после Новороссийска). Терминалы и производственные комплексы в их составе перерабатывают более 20 видов грузов. В порту расположены 38 причалов с общей длиной причального фронта 7,3 тыс. пог. метров. Пропускная способность грузовых терминалов – 129,8 млн т. Максимальные габариты судов, заходящих в порт: длина – 320 м, ширина – 50 м, осадка – 15 м.

Читайте также:  Гзк в строительстве что

Объем перевалки грузов в порту за последние 10 лет увеличился в 4,5 раза: с 22,7 млн т в 2011 году до 102,6 млн т в 2020 году. По итогам прошлого года в том числе сухих грузов было перевалено 48,6 млн т (47,4% грузооборота), наливных грузов – 54,0 млн т

(52,6% грузооборота). В составе сухих грузов можно выделить перевалку угля – 37,8 млн т, минеральных удобрений – 4,6 млн т, зерна – 3,6 млн т,

лесных грузов – 0,6 млн т, грузов в контейнерах – 440 тыс. т, грузов на паромах – 1,0 млн т. В составе наливных грузов: нефть сырая – 22 млн т, нефтепродукты – 30,9 млн т и СПГ – 1,0 млн т.

Азово-Черноморский бассейн

Реализация мероприятий по развитию морской портовой инфраструктуры Азово-Черноморского бассейна согласно обновленному варианту Проекта позволит увеличить производственные мощности портов бассейна за период 2020-2030 гг. на 72 млн т (ранее на 2019-2024 гг. было запланировано увеличение мощностей на 104,8 млн т). К наиболее значимым мероприятиям, которые нашли подтверждение в откорректированном варианте Проекта, можно отнести следующие.

1. Строительство Таманского терминала навалочных грузов мощностью 35 млн т.

Таманский терминал навалочных грузов (ТТНГ) – первый и крупнейший на побережье Азово-Черноморского бассейна России специализированный терминал по перевалке сыпучих материалов, предназначен для перевалки угля, железорудного сырья, серы и минеральных удобрений в экспортном направлении.

Основные преимущества ТТНГ: расположение в незамерзающей части Черного моря, что дает возможность осуществлять круглогодичную погрузку судов; глубоководная акватория, позволяющая принимать суда дедвейтом до 220 тыс. т – самые большие суда, способные проходить через Босфорский пролив;наличие высокопроизводительной инфраструктуры (железнодорожные подходы; современные комплексы обработки и перевалки грузов). Ответственный исполнитель – ООО «ОТЭКО – Порт сервис». Срок реализации проекта – декабрь 2021 года.

2. Реконструкция Таманской базы сжиженных углеводородных газов (СУГ) с увеличением мощности порта на 2,5 млн т.

Реконструкция базы СУГ – один из этапов программы по развитию Таманского перегрузочного комплекса СУГ, нефти и нефтепродуктов. Ее реализация позволит переориентировать грузовые потоки из портов сопредельных стран на территорию России. За счет ввода в эксплуатацию нового причального комплекса и технологической эстакады грузооборот порта увеличится до 3,5 млн т. Ответственный исполнитель – ЗАО «Таманьнефтегаз». Срок реализации проекта – декабрь 2021 года.

3. Модернизация двух зерновых терминалов в порту Новороссийск, что позволит увеличить мощность порта на 11,6 млн т.

К 2024 году будет создан объединенный зерновой терминал на базе объединения и реконструкции существующих зерновых мощностей ПАО «Новороссийский комбинат хлебопродуктов» и ООО «Новороссийский зерновой терминал».

Морской порт Тамань расположен на Таманском полуострове в районе мыса Железный Рог Темрюкского района Краснодарского края. Порт имеет действующие и строящиеся терминалы для перевалки следующих грузов: нефть сырая и нефтепродукты, сжиженные углеводородные газы, аммиак, зерно, уголь, удобрения, железная руда, сера, изделия из стали, контейнерные грузы. Глубины на подходах и в порту позволяют заходить под погрузку судам дедвейтом до 220 тыс. т, длиной до 300 м, шириной до 50 м, осадкой у причалов до 14 м и у выносного причального устройства до 21 м.

Объем перевалки грузов в порту за последние 10 лет увеличился в 18 раз. По итогам 2020 года объем перевалки грузов составил 22 млн т, в том числе сухих грузов – 13,3 млн т (60% грузооборота), наливных грузов – 8,7 млн т (40% грузооборота). В составе перевалки сухих грузов можно выделить уголь – 9,8 млн т и зерно – 3,4 млн т. В составе наливных грузов: нефтепродукты – 7 млн т, пищевые грузы наливом – 1,3 млн т и СПГ – 0,3 млн т.

Морской порт Новороссийск – крупнейший порт России по грузообороту, расположен на северо-восточном побережье Черного моря в незамерзающей и удобной для судоходства Цемесской бухте. Навигация в порту длится круглый год. Бухта доступна для судов с осадкой до 19 м, а внутренняя акватория порта – до 12,5 м.

Глубины вдоль наливных терминалов позволяют принимать танкеры дедвейтом до 250 тыс. т.

Объем перевалки грузов в порту Новороссийск за последние 10 лет увеличился в 1,2 раза. По итогам 2020 года объем перевалки грузов в порту составил 141,8 млн т, в том числе сухих грузов – 44,2 млн т (31,2% грузооборота), наливных грузов – 97,6 млн т (68,8% грузооборота). В составе сухих грузов можно выделить зерно – 16,4 млн т, руду – 4,8 млн т, уголь – 1,2 млн т, черные металлы – 9,4 млн т, цветные металлы – 1,0 млн т, грузы в контейнерах – 9 млн т. В составе наливных грузов: нефть сырая – 79,7 млн т, неф-тепродукты – 16,6 млн т и СПГ – 0,7 млн т.

Дальневосточный бассейн

Реализация мероприятий по развитию морской портовой инфраструктуры Дальневосточного бассейна согласно обновленному варианту Проекта позволит увеличить производственные мощности морских портов бассейна в 2020-2030 гг. на

113,5 млн т (ранее на 2019-2024 гг. было запланировано увеличение на 128,9 млн т). К наиболее значимым проектам бассейна, которые нашли подтверждение в откорректированном варианте Проекта, можно отнести следующие.

1. Строительство специализированного угольного перегрузочного комплекса в бухте Мучке Хабаровского края проектной мощностью 24 млн т.

Первая очередь угольного транспортно-перегрузочного комплекса мощностью 12 млн т в год ООО «ВаниноТрансУголь» в морском порту Ванино на северном берегу бухты Мучке введена в эксплуатацию 11 сентября 2020 года 7 . Работа по вводу в эксплуатацию второй очереди угольного перегрузочного комплекса в порту Ванино мощностью 12 млн т продолжается. Инвестор – ООО «УК «Колмар», ответственный исполнитель – ООО «ВаниноТрансУголь». Срок реализации проекта – первый квартал 2023 года.

Читайте также:  Что такое глоссарий в строительстве

2. Проект развития порта Корсаков на Сахалине с увеличением мощности порта до 11 млн т в 2029-2030 годах.

Проект предусматривает реконструкцию и расширение Корсаковского порта с созданием на его территории многофункционального глубоководного порта-хаба, включающего комплекс современных грузовых и грузо-пассажирского терминалов. Цель проекта — создание контейнерного терминала мощностью до 1 млн контейнеров в год; создание дополнительного пирса для приема нефтепродуктов в объеме 250 тыс. т в год и грузо-пассажирского терминала для приема паромов 8 .

3. Проект расширения терминала «Дальтрансугля» в порту Ванино на 12 млн т к 2024 году с достижением общей мощности терминала 40 млн т.

Ванинский балкерный терминал АО «Дальтрансуголь» (дочерняя компания СУЭК), расположенный в бухте Мучке Хабаровского края и находящийся в крайней точке БАМа, является одним из самых современных угольных терминалов России. Приоритетная задача проекта – устранение ограничений железнодорожной инфраструктуры на подходах к терминалу.

4.Увеличение параметров проекта «СДС-Угля» в бухте Суходол до проектной мощности 12 млн т.

Проект «Суходол» предполагает строительство в северной части бухты Суходол в Шкотовском районе Приморского края нового угольного порта мощностью 12 млн т в год. Оператором этого проекта является ООО «Морской порт «Суходол». Срок реализации проекта – 2022 год.

Морской порт Ванино расположен в глубоководной бухте Ванина, это крупнейший порт в Хабаровском крае на Дальнем Востоке. Порт имеет 21 причал для перевалки следующих видов грузов: угля, руды, лесных грузов, черных и цветных металлов, паромных грузов, нефтепродуктов. Объем перевалки грузов в порту за последние 10 лет увеличился в 1,8 раза. По итогам 2020 года объем перевалки составил 33,5 млн т, в том числе сухих грузов – 31,5 млн т (94% грузооборота), наливных грузов – 2 млн т (6% грузооборота). В составе сухих грузов можно выделить уголь – 28,4 млн т, руду –

1,0 млн т, грузы на паромах – 1,1 млн т. В составе наливных грузов присутствуют нефтепродукты – 2 млн т.

Каспийский бассейн

Планируется увеличение мощностей морских портов Каспийского бассейна на 1,5 млн т за счет строительства зернового терминала в порту Махачкала. Ответственный исполнитель – ООО «Махачкалинский зерновой терминал». Срок реализации проекта – декабрь 2024 года.

В заключение

Необходимо отметить, что в настоящее время Федеральный проект «Развитие морских портов» в составе КПМИ находится на стадии согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами и, соответственно, еще не утвержден Правительством РФ. Исходя из этого перечень мероприятий, включенных в Проект, может быть откорректирован.

Источник: www.morvesti.ru

Проектирование морских портов

Современные морские сооружения являются неотъемлемым элементом инфраструктуры любого развитого города или региона, они обеспечивают стабильный поток грузов, который, в свою очередь, положительно сказывается на развитии экономики страны в целом. Несомненно, проектирование морских сооружений является сложной и комплексной задачей, с решением которой прекрасно справляются квалифицированные специалисты компании «Морстройтехнология».

Выполняя морское проектирование различного назначения, необходимо учитывать требования нормативных документов, действующих на территории Российской Федерации.

sea port 09

Очевидно, что морские сооружения (причальные, оградительные и берегоукрепительные) следует проектировать проектируют, исходя из технологических требований, на основании которых определяются компоновка порта, длина сооружений, отметки вертикальной планировки, нормативные эксплуатационные нагрузки и т. д.

Осуществляя проектирование морских сооружений, их расположение следует определять, учитывая требования создания необходимой ширины территории и площади акватории порта, удобных водных, железнодорожных и автодорожных подходов, минимальных объемов земляных работ по созданию территории и акватории портов, оптимального баланса объемов выемки и насыпи, перспективы развития порта, геологических и других естественных и эксплуатационных условий в увязке с планировкой городской застройки.

Когда выполняется проектирование морских портов, проектную навигационную глубину акватории следует назначать в зависимости от осадки расчетного судна и необходимых запасов.

Главная задача такого процесса, как технологическое проектирование морских портов — это получение оптимального решения порта как единого комплекса, удовлетворяющего требованиям безопасного приема, быстрейшей загрузки-разгрузки и комплексного обслуживания современных и перспективных транспортных судов и отвечающего условиям прогрессивных способов перевозок на морском и смежных видах транспорта.

sea port 01

При этом должны быть обеспечены: заданная пропускная способность порта или грузооборот на расчетный год; возможность развития порта за пределами расчетного периода на отдаленную перспективу; экологическая безопасность; экономическая целесообразность принятых решений.

В соответствии с современными и перспективными методами перевозки и перегрузки грузов морской торговый порт, в зависимости от структуры грузооборота, может иметь в своем составе перегрузочные комплексы для:

генеральных грузов (тарно-штучных грузов открытого и закрытого хранения, пакетированных и не пакетированных, металлогрузов);

тяжеловесных и крупногабаритных грузов;

лесных грузов (пиломатериалы, круглый лес, щепа);

навалочных грузов (уголь, руда, химические грузы, минерально-строительные грузы, сахар-сырец и др.);

зерновых и зернофуражных грузов;

химических наливных грузов;

пищевых наливных грузов;

морских паромных переправ;

обработки судов лихтеровозной системы;

опасных разрядных грузов.

Для сжиженных газов, наливных опасных грузов, скоропортящихся грузов (при наличии портового холодильника), зерновых грузов (при наличии портового элеватора), опасных разрядных грузов (взрывчатых и отравляющих) и других, требующих специальных условий перевозки, перегрузки и хранения, создаются специализированные перегрузочные комплексы, независимо от объема грузооборота.

sea port 03

До того, как начать проектирование портов, должно быть выполнено обоснование инвестиций, в котором определяется экономическая эффективность его создания, объем перевозок и другие исходные данные для проектирования, включая обоснование типов транспортных судов.

Если выполняется проектирование портов или других объектов, то на начальных стадиях должны рассматриваться, как правило, не менее двух конкурентоспособных вариантов технологического процесса и компоновки генерального плана перегрузочного комплекса.

Источник: morproekt.ru

Рейтинг
Загрузка ...