1. Настоящим Положением в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяется порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее — гражданские служащие), замещающих должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — должности гражданской службы) в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах (далее — государственный орган).
2. Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.
Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.
Лекция 1 Основы горного производства
3. Аттестации не подлежат гражданские служащие:
а) проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;
б) достигшие возраста 60 лет;
в) беременные женщины;
г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;
д) замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служебный контракт;
е) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.
4. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.
До истечения трех лет после проведения предыдущей аттестации может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.
5. Внеочередная аттестация может проводиться:
а) по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;
б) по решению представителя нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее — представитель нанимателя), после принятия в установленном порядке решения:
о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;
об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.
6. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, в соответствии с частью 6 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Аттестация персонала в 2022 году, что нового?
II. Организация проведения аттестации
7. Для проведения аттестации гражданских служащих по решению представителя нанимателя издается правовой акт государственного органа, содержащий положения:
а) о формировании аттестационной комиссии;
б) об утверждении графика проведения аттестации;
в) о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;
г) о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.
8. Аттестационная комиссия формируется правовым актом государственного органа в соответствии с частями 9- 12 статьи 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Указанным актом определяются состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы.
В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.
Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.
В зависимости от специфики должностных обязанностей гражданских служащих в государственном органе может быть создано несколько аттестационных комиссий.
9. Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами.
10. График проведения аттестации ежегодно утверждается представителем нанимателя и доводится до сведения каждого аттестуемого гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.
11. В графике проведения аттестации указываются:
а) наименование государственного органа, подразделения, в которых проводится аттестация;
б) список гражданских служащих, подлежащих аттестации;
в) дата, время и место проведения аттестации;
г) дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа.
12. Не позднее чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем.
13. Отзыв, предусмотренный пунктом 12 настоящего Положения, должен содержать следующие сведения о гражданском служащем:
а) фамилия, имя, отчество;
б) замещаемая должность гражданской службы на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;
в) перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие;
г) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
14. К отзыву об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации.
15. Кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого гражданского служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период. При этом аттестуемый гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя.
III. Проведение аттестации
16. Аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае неявки гражданского служащего на заседание указанной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а аттестация переносится на более поздний срок.
Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости — его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым гражданским служащим дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии.
17. Обсуждение профессиональных и личностных качеств гражданского служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным.
Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.
При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессиональные знания и опыт работы гражданского служащего, соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, — также организаторские способности.
18. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.
19. Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой должности гражданской службы.
На период аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.
20. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:
а) соответствует замещаемой должности гражданской службы;
б) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
в) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
г) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.
21. Результаты аттестации сообщаются аттестованным гражданским служащим непосредственно после подведения итогов голосования.
Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист гражданского служащего, составленный по форме согласно приложению. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.
Гражданский служащий знакомится с аттестационным листом под расписку.
Аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период хранятся в личном деле гражданского служащего.
Секретарь аттестационной комиссии ведет протокол заседания комиссии, в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол заседания аттестационной комиссии подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.
22. Материалы аттестации гражданских служащих представляются представителю нанимателя не позднее чем через семь дней после ее проведения.
23. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа или принимается решение представителя нанимателя о том, что гражданский служащий:
а) подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
б) направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;
в) понижается в должности гражданской службы.
24. При отказе гражданского служащего от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и уволить его с гражданской службы в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.
По истечении одного месяца после проведения аттестации перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы либо увольнение его с гражданской службы по результатам данной аттестации не допускается. Время болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего в указанный срок не засчитывается.
25. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Источник: doc.mil.ru
Аттестация: правовые основания и порядок проведения
Одним из оснований расторжения трудового договора с работником (служебного контракта — с гражданским служащим) является подтвержденное результатами аттестации несоответствие занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации. Пользуясь данным положением, работодатели нередко проводят аттестацию, когда необходимо прекратить трудовые отношения с неугодным работником. Однако цели аттестации с точки зрения экономической теории более значимы, нежели существующая практика формального ее проведения для расторжения трудового договора с тем или иным сотрудником.
В статье рассмотрим вопросы как экономического характера — цели и принципы проведения аттестации, так и юридического — нормативно-правовая база, порядок проведения и документального оформления аттестации.
Понятие, цели и принципы аттестации
В основном правовом акте, регулирующем труд работников, — ТК РФ отсутствует определение термина «аттестация». Из содержания п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ и ст. 48 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 18.07.2009) (далее — Закон N 79-ФЗ) следует, что аттестация — это процедура определения соответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе, а гражданского служащего — замещаемой должности гражданской службы (далее — соответствие занимаемой должности).
Аттестация проводится с конкретными экономическими целями. Так, она позволяет определить, соответствуют ли знания и умения конкретных работников занимаемой ими должности или выполняемой работе, и по ее результатам работодатель вправе:
— установить доплаты, премии, повысить в должности или иным образом поощрить работника (при положительном результате);
— понизить в должности, перевести на другую работу или уволить (при несоответствии).
Таким образом, аттестация — это средство экономического регулирования труда работников. Очевидно, аттестация имеет и юридические последствия для работника, о чем подробнее будет сказано ниже.
Наиболее важными принципами проведения аттестации являются следующие:
1. К проведению аттестации необходимо тщательно подготовиться — издать организационные документы, разработать бланки и уточнить критерии оценок, разъяснить порядок работы членам аттестационной комиссии, уведомить работников о целях и порядке ее проведения, в случае необходимости разрешить возникшие у работников вопросы.
2. По результатам аттестации проводятся мероприятия, стимулирующие труд работника. В частности, можно установить дополнительную оплату за выполняемую работу, оформить переводы и перемещения на другие должности (как на вышестоящие, так и на нижестоящие должности). Если по результатам аттестации работодатель не проводит подобные действия, у работников не будет стимула к прохождению аттестации.
3. Аттестация должна проводиться систематично. В противном случае не будут достигнуты ее экономические цели.
Отметим, что в большинстве коммерческих организаций проведение аттестации не является обязательным и зависит лишь от решения руководителя. В то же время в отношении работников бюджетных учреждений отдельных сфер деятельности необходимость проведения аттестации установлена правовыми актами. Рассмотрим порядок проведения аттестации на примере правовых актов, регламентирующих деятельность государственных гражданских служащих.
Правовые основания аттестации государственных гражданских служащих
Общие положения о порядке проведения аттестации государственных гражданских служащих установлены в ст. 48 Закона N 79-ФЗ. Более детально порядок аттестации описан в Положении о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее — Положение), утвержденном Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 110. Действие данного документа распространяется на государственных гражданских служащих РФ, замещающих должности государственной гражданской службы РФ в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта РФ или их аппаратах (п. 1 Положения).
Кроме того, при применении данных документов необходимо учитывать отраслевые приказы, которые в большей части повторяют положения указанных нормативных правовых актов, но могут содержать некоторые нюансы. Например, п. 3.3 Положения о порядке проведения аттестации государственных гражданских служащих Федерального агентства связи, утвержденного Приказом Россвязи от 11.08.2008 N 175, установлены уважительные причины неявки гражданского служащего на аттестацию, в то время как федеральными законами такого перечня не предусмотрено. Пунктом 32 Порядка проведения аттестации и сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Министерства транспорта Российской Федерации и заместителями руководителей федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении, утвержденного Приказом Минтранса России от 13.04.2009 N 58, установлено, что в случае отказа аттестуемого гражданского служащего от росписи об ознакомлении с аттестационным листом об этом делается соответствующая запись, которая заверяется председателем и секретарем аттестационной комиссии. Поэтому кадровые работники организаций при подготовке к проведению аттестации должны иметь в виду нормы ведомственных приказов.
Согласно п. 2 Положения целью аттестации является определение соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности. При этом, как указано в ч. 7 ст. 48 Закона N 79-ФЗ, необходимо учитывать соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных Законом N 79-ФЗ.
По результатам аттестации могут быть решены вопросы:
— формирования кадрового состава государственной гражданской службы РФ;
— повышения профессионального уровня гражданских служащих;
— определения преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;
— изменения условий оплаты труда гражданских служащих.
Согласно п. 3 Положения аттестации не подлежат гражданские служащие:
— проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;
— достигшие возраста 60 лет;
— находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска (ч. 8 ст. 48 Закона N 79-ФЗ);
— замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служебный контракт;
— в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.
В отношении остальных категорий гражданских служащих аттестация должна проводиться один раз в три года (ч. 4 ст. 48 Закона N 79-ФЗ). Ранее этого срока может проводиться внеочередная аттестация после принятия представителем нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителем этого руководителя, осуществляющим полномочия представителя нанимателя от имени РФ или субъекта РФ (далее — представитель нанимателя) в установленном порядке решения:
— о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;
— об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.
Кроме того, внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего (ч. 6 ст. 48 Закона N 79-ФЗ). По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, в соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона N 79-ФЗ.
Документальное оформление
Для проведения аттестации гражданских служащих необходимо по решению представителя нанимателя издать правовой акт государственного органа, содержащий сведения (п. 7 Положения):
— о формировании аттестационной комиссии;
— об утверждении графика проведения аттестации;
— о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;
— о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.
В соответствии с п. 10 Положения и указанным правовым актом государственного органа представитель нанимателя ежегодно утверждает график проведения аттестации. Он доводится до сведения каждого аттестуемого гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации. В этом графике должны быть указаны (п. 11 Положения):
— наименование государственного органа, подразделения, в которых проводится аттестация;
— список гражданских служащих, подлежащих аттестации;
— дата, время и место проведения аттестации;
— дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа.
Аттестационная комиссия
Для проведения аттестации гражданских служащих формируется аттестационная комиссия, состав, сроки и порядок работы которой утверждаются правовым актом государственного органа (п. 8 Положения).
Согласно п. 9 Положения аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами.
В состав аттестационной комиссии включаются:
— представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы);
— представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта РФ по управлению государственной службой;
— представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.
Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства РФ о государственной тайне.
Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы исключить возникновение конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые решения.
В зависимости от специфики должностных обязанностей гражданских служащих в государственном органе может быть создано несколько аттестационных комиссий.
На время аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается (ч. 13 ст. 48 Закона N 79-ФЗ).
Не позднее чем за две недели до начала аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет в аттестационную комиссию мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. Отзыв должен быть утвержден вышестоящим руководителем и должен содержать (п. п. 12, 13 Положения) следующие данные:
— фамилию, имя, отчество;
— замещаемая должность гражданской службы на момент проведения аттестации и дату назначения на эту должность;
— перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие;
— мотивированную оценку профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Кроме того, к мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего (п. 14 Положения).
Не менее чем за неделю до начала аттестации кадровая служба государственного органа должна ознакомить каждого аттестуемого гражданского служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период. При этом аттестуемый вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя (п.
15 Положения). Такая пояснительная записка представляется в аттестационную комиссию вместе с мотивированным отзывом (ч. 2 ст. 48 Закона N 79-ФЗ).
При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации (п. 14 Положения).
Порядок проведения аттестации
Аттестуемый гражданский служащий обязательно должен быть приглашен на заседание аттестационной комиссии (п. 16 Положения). То есть нельзя провести аттестацию служащего лишь на основании представленных документов. Если гражданский служащий не явился на аттестацию без уважительных причин или отказался от ее прохождения, он привлекается к дисциплинарной ответственности по ст.
56 Закона N 79-ФЗ, а аттестация переносится на более поздний срок (ч. 14 ст. 48 Закона N 79-ФЗ, п. 16 Положения).
Аттестационная комиссия должна:
— рассмотреть представленные документы;
— заслушать сообщение аттестуемого гражданского служащего и при необходимости — его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности аттестуемого.
После рассмотрения представленных аттестуемым дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии (п. 16 Положения).
При обсуждении профессиональных и личностных качеств аттестуемого применительно к его профессиональной служебной деятельности необходимо придерживаться принципов объективности и доброжелательности. Об этом сказано в п. 17 Положения. Кроме того, отмечено, что при оценке профессиональной служебной деятельности гражданского служащего определяются и учитываются:
— его соответствие квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы;
— его участие в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач;
— сложность выполняемой им работы, ее эффективность и результативность;
— результаты исполнения должностного регламента;
— профессиональные знания и опыт работы;
— соблюдение ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством РФ о государственной гражданской службе;
— организаторские способности, если аттестуют гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим.
Правомочным считается заседание комиссии, на котором присутствует не менее двух третей ее членов. Решение принимается открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии, но в отсутствие аттестуемого и его непосредственного руководителя. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой должности гражданской службы (п. п. 18, 19 Положения).
Аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений (ч. 15 ст. 48 Закона N 79-ФЗ, п. 20 Положения). Аттестуемый:
— соответствует замещаемой должности гражданской службы;
— соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
— соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
— не соответствует замещаемой должности гражданской службы.
Во время заседания аттестационной комиссии секретарь ведет протокол, в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.
Непосредственно после подведения итогов голосования результаты аттестации сообщаются аттестованному. Они заносятся в аттестационный лист гражданского служащего, составленный по форме, установленной Приложением к Положению.
Аттестационный лист также подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании. С аттестационным листом аттестованного гражданского служащего знакомят под расписку. После этого аттестационный лист и отзыв об исполнении должностных обязанностей за аттестационный период помещают для хранения в личное дело гражданского служащего (п. 21 Положения).
Не позднее чем через семь дней после проведения аттестации ее результаты передаются представителю нанимателя (п. 22 Положения). Далее, в течение одного месяца после аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа или принимается решение представителя нанимателя о том, что гражданский служащий (п. 23 Положения):
— подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
— направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;
— понижается в должности гражданской службы.
Если по результатам проведения аттестации представитель нанимателя принимает решение о направлении гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации или о понижении в должности гражданской службы, а аттестованный отказывается от переподготовки, повышения квалификации или перевода, представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы по пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ — несоответствие замещаемой должности гражданской службы вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (ч. 17 ст. 48 Закона N 79-ФЗ).
Внимание! По истечении одного месяца после проведения аттестации перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы либо увольнение его с гражданской службы по результатам данной аттестации не допускается. Время болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего в указанный срок не засчитывается (п. 24 Положения).
Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством РФ (п. 25 Положения).
Источник: www.kaus-group.ru
I. Общие положения
1. Аттестация руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов производственных объединений (комбинатов), предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи, а также структурных единиц научно-производственных объединений, занятых производственной деятельностью, проводится в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 26 июля 1973 г. № 531.
В соответствии с указанным постановлением проводится также аттестация в других отраслях народного хозяйства, на которые в установленном порядке распространено действие этого постановления.
Аттестация проводится в целях наиболее рационального использования специалистов, повышения эффективности их труда и ответственности за порученное дело и должна содействовать дальнейшему улучшению подбора и воспитания кадров, повышению их деловой квалификации и идейно-политического уровня.
При аттестации определяются деловые качества работников и делаются выводы об их соответствии занимаемой должности.
2. Аттестация проводится во всех подразделениях предприятий и организаций.
Перечень должностей, по которым проводится аттестация руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов, определяется министрами и руководителями ведомств СССР по предприятиям и организациям, входящим в систему данного министерства или ведомства СССР, и Советами Министров союзных республик по предприятиям и организациям, входящим в систему республиканских министерств и ведомств, и местного подчинения по согласованию с соответствующим центральным комитетом или советом профсоюза, применительно к особенностям отраслей народного хозяйства, исходя из Типового перечня должностей руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи и других отраслей народного хозяйства, подлежащих аттестации в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 26 июля 1973 г. № 531, утвержденного ГКНТ и Госкомтрудом СССР.
3. Руководящие работники предприятий и организаций, назначение и освобождение от должности которых производится вышестоящими органами, аттестации не подлежат.
II. Сроки проведения аттестации и состав аттестационных комиссий
4. Аттестация проводится периодически, один раз в три — пять лет. При этом периодичность проведения аттестации определяется министерствами и ведомствами и должна быть одинаковой на предприятиях и в организациях одной и той же отрасли народного хозяйства.
Сроки, а также график проведения аттестации утверждаются руководителем предприятия, организации по согласованию с соответствующими комитетами профсоюзов и доводятся до сведения аттестуемых работников не менее чем за один месяц до начала аттестации.
В очередную аттестацию не включаются: лица, проработавшие в занимаемой должности менее одного года; молодые специалисты в период срока обязательной работы по назначению после окончания учебных заведений; беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до одного года.
5. Для проведения аттестации руководитель предприятия, организации приказом назначает аттестационную комиссию (председателя, секретаря и членов комиссии) из числа руководящих работников, высококвалифицированных специалистов. В состав комиссии входят также представители партийной, профсоюзной и комсомольской организаций.
В необходимых случаях допускается назначение нескольких аттестационных комиссий.
III. Порядок проведения аттестации
6. Аттестации должна предшествовать необходимая подготовительная работа.
На каждого работника, подлежащего аттестации, его непосредственным руководителем совместно с партийной, профсоюзной и комсомольской (если аттестуемый является членом ВЛКСМ) организациями составляется отзыв (характеристика), в котором отражается его производственная деятельность, квалификация, соблюдение им государственной и производственной дисциплины, достигнутые показатели в социалистическом соревновании и участие в общественной жизни.
Отзыв (характеристика) вместе с аттестационным листом предыдущей аттестации представляется в аттестационную комиссию не позднее чем за две недели до аттестации.
Аттестуемый работник должен быть заранее, но не менее чем за неделю до аттестации, ознакомлен с представленным на него отзывом (характеристикой).
7. Аттестационная комиссия рассматривает представленные материалы и заслушивает сообщение аттестуемого о его работе. На заседании комиссии присутствует руководитель подразделения, в котором работает аттестуемый.
При неявке аттестуемого на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин комиссия может провести аттестацию в его отсутствие.
Оценка работы аттестуемого принимается с учетом: личного вклада в выполнение планов работы предприятия, организации, особенно заданий по внедрению новой техники и технологии, совершенствованию организации труда и производства; соблюдения трудовой дисциплины; квалификации и исполнения должностных обязанностей, установленных в соответствии с Квалификационным справочником должностей служащих; выполнения обязательств по социалистическому соревнованию и участия в общественной жизни.
На основе этих данных, с учетом обсуждения результатов работы и деловых качеств работника аттестационная комиссия открытым голосованием дает одну из следующих оценок деятельности работника:
а) соответствует занимаемой должности;
б) соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией через год;
в) не соответствует занимаемой должности.
Аттестационная комиссия может давать рекомендации о продвижении отдельных работников по работе или других поощрениях за достигнутые ими успехи, о переводе на другую работу, об освобождении от занимаемой должности, а в необходимых случаях рекомендации по улучшению деятельности аттестуемых работников, повышению их деловой квалификации и другие рекомендации.
Голосование по результатам обсуждения проводится в отсутствие аттестуемого.
8. В голосовании участвуют члены аттестационной комиссии, присутствующие на данном заседании. В проведении аттестации и голосовании должно участвовать не менее 2/3 числа членов утвержденного состава аттестационной комиссии. Результаты голосования определяются большинством голосов и заносятся в протокол заседания комиссии.
При равенстве голосов в оценке деятельности аттестуемый работник признается соответствующим занимаемой должности.
9. Оценка деятельности работника, прошедшего аттестацию, и рекомендации аттестационной комиссии заносятся в аттестационный лист, составленный в двух экземплярах (форма прилагается).
Аттестационный лист подписывается председателем и членами комиссии, принявшими участие в голосовании. Результаты аттестации сообщаются аттестуемому работнику непосредственно после голосования.
10. Материалы аттестации передаются руководителю предприятия, организации для принятия решения.
Аттестационный лист и отзыв (характеристика) на работника, прошедшего аттестацию, хранятся в его личном деле.
IV. Решения, принимаемые по результатам аттестации
11. После завершения работы аттестационной комиссии администрацией предприятия и организации разрабатываются с участием общественных организаций мероприятия, направленные на выполнение рекомендаций аттестационной комиссии, дальнейшее совершенствование системы повышения квалификации кадров, широкое использование научных методов управления и организации труда, и организуется контроль за их осуществлением.
12. Руководитель предприятия, организации с учетом рекомендаций аттестационных комиссий в установленном порядке применяет к работникам соответствующие меры поощрения и в надлежащих случаях, в срок не более двух месяцев со дня аттестации, может принять решение о переводе работника, признанного по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности, на другую работу с его согласия. При невозможности перевода работника с его согласия на другую работу руководитель предприятия, организации может в тот же срок в установленном порядке расторгнуть с ним трудовой договор в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.
По истечении указанного срока перевод работника на другую работу или расторжение с ним трудового договора по результатам данной аттестации не допускается.
13. Трудовые споры по вопросам увольнения и восстановления в должности работников, признанных по результатам аттестации не соответствующими занимаемой должности, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством о порядке рассмотрения трудовых споров.
14. Министерства и ведомства обеспечивают руководство работой по аттестации работников на подведомственных им предприятиях и в организациях, осуществляют систематический контроль за правильностью ее проведения и принимают меры по совершенствованию работы по аттестации и широкому распространению положительного опыта на основе глубокого изучения, анализа, обобщения работы по аттестации.
Общее методическое руководство аттестацией в соответствии с настоящим Положением и контроль за организацией работы по ее проведению министерствами и ведомствами осуществляется Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам.
V. Отдельные положения проведения аттестации в производственных отраслях народного хозяйства
15. Аттестация руководящих работников и специалистов производственных отраслей народного хозяйства (промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи) проводится периодически, не реже одного раза в три года (мастеров, начальников участков и цехов объединений, предприятий и организаций промышленности — не реже одного раза в два года).
16. В производственных отраслях народного хозяйства аттестационные комиссии кроме рекомендаций, указанных в пункте 7 настоящего Положения, дают рекомендации о присвоении квалификационной категории или классного звания, повышении должностных окладов, установлении надбавок к ним за высокие достижения в труде, а при необходимости — о снижении должностных окладов, изменении или отмене надбавок к ним, понижении квалификационной категории или классного звания отдельным работникам.
17. Руководители объединений, предприятий и организаций производственных отраслей народного хозяйства с учетом рекомендаций аттестационных комиссий принимают решения, кроме предусмотренных пунктом 12 настоящего Положения, также о присвоении или изменении квалификационной категории или классного звания работникам, повышении или понижении должностного оклада работникам в пределах максимальных и минимальных размеров по соответствующей должности, установлении, изменении или отмене надбавок к ним. При этом снижение должностного оклада, понижение квалификационной категории или классного звания производится только с учетом мнения аттестационной комиссии.
1. Фамилия, имя, отчество ________________________________________________
2. Год рождения _________________________________________________________
3. Национальность _______________________________________________________
4. Партийность __________________________________________________________
5. Образование __________________________________________________________
6. Специальность ________________________________________________________
7. Общий трудовой стаж, в том числе по специальности _______________________
8. Занимаемая должность на момент аттестации ______________________________
(дата назначения на должность)
9. Оценка деятельности работника __________________________________________
10. Рекомендация аттестационной комиссии _________________________________
Источник: gostrf.com
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
В целях реализации положений пункта 3 части 1, части 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, определения уровня профессиональной подготовки, повышения эффективности и качества труда, соответствия занимаемой должности работников государственных учреждений Ростовской области Правительство Ростовской области п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить Положение о порядке проведения аттестации работников государственных учреждений Ростовской области согласно приложению.
2. Органам исполнительной власти Ростовской области довести до сведения руководителей подведомственных государственных учреждений Ростовской области настоящее постановление и обеспечить контроль за соблюдением порядка проведения аттестации.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области принять аналогичные нормативные правовые акты.
4. Министерству труда и социального развития Ростовской области (Елисеева Е.В.) давать разъяснения по вопросам, связанным с применением настоящего постановления.
5. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
6. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области Бондарева С.Б.
Ростовской области В.Ю. Голубев
и социального развития
от 08.09.2014 № 613
о порядке проведения аттестации работников
государственных учреждений Ростовской области
I. Общие положения
1.1. Аттестация работников государственных учреждений Ростовской области (далее – учреждение) проводится в соответствии с утвержденным в учреждении Положением об аттестации работников с целью определения соответствия работника занимаемой должности на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.
1.2. Аттестации подлежат работники административно-управленческого персонала, специалисты и служащие учреждений (далее – работник).
1.3. Руководители учреждений проходят аттестацию в комиссиях, созданных органами исполнительной власти Ростовской области по подчиненности.
1.4. По решению органа исполнительной власти Ростовской области, в ведомственной принадлежности которого находится учреждение, заместители руководителей и главный бухгалтер учреждения могут проходить аттестацию в аттестационных комиссиях, созданных органами исполнительной власти Ростовской области.
1.5. Основными критериями при проведении аттестации служат квалификация работника и результаты, достигнутые им при выполнении должностных обязанностей.
1.6. Аттестации не подлежат:
медицинские, фармацевтические и педагогические работники, прошедшие аттестацию или переаттестацию на присвоение или подтверждение квалификационной категории;
работники, проработавшие в занимаемой должности менее одного года;
лица, находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;
работники, с которыми заключен срочный трудовой договор на определенный срок (до 3 лет);
1.7. Аттестация проводится один раз в три года.
1.8. До истечения трех лет после проведения предыдущей аттестации может проводиться внеочередная аттестация.
1.9. Внеочередная аттестация может проводиться:
при назначении на должность лиц, не имеющих соответствующего профессионального образования (кроме медицинских и фармацевтических работников);
по соглашению сторон трудового договора с учетом результатов профессиональной деятельности работника;
по решению руководителя учреждения, после принятия в установленном порядке решения о сокращении должностей в учреждении или изменении условий оплаты труда работников.
1.10. По результатам внеочередной аттестации работникам, имеющим преимущественное право в соответствии с трудовым законодательством, могут быть предложены иные должности в учреждении.
1.11. Работники, принятые на работу по внутреннему совместительству, проходят аттестацию по каждой должности.
1.12. При организации аттестации следует руководствоваться Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, состоящим из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и (или) профессиональными стандартами.
1.13. При применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
II. Порядок подготовки и проведения аттестации
2.1. Подготовка к проведению аттестации организуется администрацией учреждения при участии представительного органа работников. Для проведения аттестации работников по решению руководителя учреждения издается правовой акт, содержащий положения:
о формировании аттестационной комиссии;
об утверждении графика проведения аттестации;
о составлении списков работников, подлежащих аттестации;
о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.
2.2. Не позднее чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации работником должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем.
2.3. Отзыв, предусмотренный пунктом 2.2 настоящего Положения, должен содержать следующие сведения о работнике:
фамилия, имя, отчество;
занимаемая должность на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;
перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых работник принимал участие;
мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной деятельности работника.
2.4. К отзыву об исполнении подлежащим аттестации работником должностных обязанностей за аттестационный период прилагаются сведения о выполненных работником поручениях за указанный период.
2.5. При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист работника с данными предыдущей аттестации.
2.6. Кадровая служба учреждения не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого работника с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период. При этом аттестуемый работник вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя.
2.7. Аттестация проводится с приглашением аттестуемого работника на заседание аттестационной комиссии. В случае неявки работника на заседание указанной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации работник привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а аттестация переносится на более поздний срок.
2.8. Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого работника, а в случае необходимости – его непосредственного руководителя о профессиональной деятельности работника. В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым работником дополнительных сведений о своей профессиональной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии.
2.9. Обсуждение профессиональных и личностных качеств работника применительно к его профессиональной деятельности должно быть объективным и доброжелательным.
2.10. Профессиональная деятельность работника оценивается на основе определения его соответствия требованиям Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, состоящего из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и (или) профессиональных стандартов, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением задач и сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.
2.11. График проведения аттестации ежегодно утверждается руководителем учреждения и доводится до сведения каждого аттестуемого работника не менее чем за месяц до начала аттестации.
2.12. В графике проведения аттестации указываются:
наименование учреждения, подразделения, в которых проводится аттестация;
список работников, подлежащих аттестации;
дата, время и место проведения аттестации;
дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений учреждения.
III. Состав аттестационной комиссии и регламент ее работы
3.1. Аттестационная комиссия формируется правовым актом учреждения, в котором определяются состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы.
3.2. В состав аттестационной комиссии включаются руководитель учреждения и (или) уполномоченные им работники, руководители структурных подразделений, высококвалифицированные специалисты, представители работников.
3.3. Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами.
3.4. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.
3.5. Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого работника и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов работник признается соответствующим занимаемой должности.
На период аттестации работника, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.
3.6. По результатам аттестации работника аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:
соответствует занимаемой должности;
соответствует занимаемой должности при условии получения дополнительного профессионального образования;
не соответствует занимаемой должности.
3.7. Результаты аттестации сообщаются аттестованным работникам непосредственно после подведения итогов голосования.
3.8. Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист, составленный по форме согласно приложению. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.
3.9. Работник знакомится с аттестационным листом под роспись.
3.10. Аттестационный лист работника, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период хранятся в личном деле работника.
3.11. Секретарь аттестационной комиссии ведет протокол заседания комиссии, в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол заседания аттестационной комиссии подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.
3.12. Результаты аттестации в недельный срок сообщаются руководителю учреждения.
3.13. Работник вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
IV. Основные подходы к оценке
деловых качеств и квалификации работников
4.1. Критерии и показатели оценки деловых качеств и квалификации работников целесообразно предусматривать дифференцированно и применительно к отдельным конкретным категориям работников (руководители, специалисты, служащие), а также видам деятельности, специфичным для конкретного вида учреждения.
4.2. В Положении об аттестации работников должны быть предусмотрены конкретные количественные и качественные характеристики по каждому из показателей, учитываемых при оценке деловых качеств и квалификации работников.
4.3. Кроме показателей, общих для всех категорий работников: уровень образования, объем специальных знаний, стаж работы в данной должности или аналогичной должности, а также должностях, позволяющих приобрести знания и навыки, необходимые для выполнения работ, предусмотренных квалификационной характеристикой по данной должности, для каждого вида учреждения и категории работников должны быть предусмотрены свои особые показатели и критерии оценки, отражающие специфику труда в зависимости от должности и выполняемых обязанностей.
Правительства Ростовской области Т.А. Родионченко
Приложение
к Положению
о порядке проведения
1. Фамилия, имя, отчество ______________________________________________
2. Занимая должность на момент аттестации и дата назначения на эту должность _____________________________________________________________________
3. Год, число и месяц рождения __________________________________________
4. Сведения о профессиональном образовании, наличии ученой степени, ученого звания _______________________________________________________________
(когда и какую образовательную организацию окончил,
специальность или направление подготовки,
квалификация, ученая степень, ученое звание)
5. Общий трудовой стаж ________________________________________________
6. Вопросы к аттестуемому и краткие ответы на них _____________________________________________________________________
7. Замечания и предложения, высказанные аттестационной комиссией
8. Краткая оценка выполнения работником рекомендаций предыдущей аттестации ___________________________________________________________
Источник: www.donland.ru