Приводятся основные принципы оформления классического фасада, построенного на законах ордерной архитектуры. Предлагается к рассмотрению трехэтапный процесс композиционного построения: общее композиционное решение, выбор типа ордерного построения, оформление фасада архитектурными декоративными элементами. Общее композиционное решение классических зданий стремилось к тектонической устойчивости, соразмерности элементов и симметричности основных частей фасадов. На этапе ордерного построении рассматриваются: безордерная композиция, ордерная композиция одноэтажного здания, поэтажный ордер многоэтажного фасада, поэтажный ордер на цокольном этаже, колоссальный ордер, колоссальный ордер на цокольном этаже. На этапе оформления фасада архитектурными формами приводится классификация архитектурных форм и основные принципы их размещения, такие как правила тройного деления фасада, непрерывности горизонтальных членений, правило вертикальных осей.
Фасад как волна: Андрей Романов об архитектуре своего времени
1. Возняк Е.Р., Жолобова Е. В. Теория исторических архитектурных форм: вчера и сегодня // Вестник гражданских инженеров. СПбГАСУ. СПб., 2013. № 3(38), июнь. С.22-31.
2. Браузеветтер, А. Архитектурные формы гражданских построек: в 2 ч. / А. Браузеветтер; пер. с нем. К. В. Наумова, под ред. Л. П. Шишко. – СПб.: И. И. Базлов, 1904.
5. Михаловский, И. Б. Теория классических архитектурных форм / И. Б. Михаловский. – М.: Изд-во Всесоюз. акад. архит., 1937.
7. Палладио, А. Четыре книги об архитектуре: в 2 т. / А. Палладио; пер. с итал. И. В. Жолтовского; под общ. ред. А. Г. Габричевского. – 2-е изд. – М., 1939.
Историческая архитектура 17-19 вв. построена на основе ордерной классической теории. Классическая архитектурная теория существенно отличается от современной композиционной теории, опирающейся на принципы функционализма и модернизма. Классическая архитектурная теория была подвергнута критике в конце 19 — начале 20 в. и почти полностью забыта.
Последним теоретиком классической ордерной архитектуры был И.Б. Михайловский (1864-1939 гг.). Между тем классическая архитектура продолжает существовать как в виде зданий прошедших веков, так и в виде современных зданий, использующих закономерност и старой теории. Знание принципов построения фасадов исторических зданий необходимы как при реставрации и реконструкции старых зданий, так и при строительстве современных зданий, использующих архитектурные формы прошлого.
«Классическая теория создала достаточно строгую и взаимосвязанную концепцию правил построения всех архитектурных деталей, оформлявших фасад здания. Существовали не только четкие правила рисования колонн, но и целая система построения фасада и его отдельных деталей» [1]. Предложенный анализ и обобщение относится только к зданиям, построенным по законам теории классических форм (классических, барочных, эклектичных), и ни в коем случае не относится к зданиям других стилей, например, функционализма. При этом рассматривается именно фасад, а не объемно-пространственная композиция здания в целом. Подобное рассмотрение фасада, в отрыве от общего решения здания, возможно только для сооружений, выполненных по законам классической теории.
Строительный чертеж. Фасад.
Можно выделить три последовательных уровня композиционного анализа и построения классических фасадов: общее композиционное решение фасада, тип ордерного построения фасада; оформление фасада архитектурными декоративными элементами. Первый уровень — общее композиционное решение фасада — подразумевает общую форму, силуэт и структуру здания.
Композиция фасадов зависела от планировки здания, функции объекта, градостроительного решения и стиля эпохи. Классический стиль во многом определяет выбор композиционных схем, формы и силуэта здания. Второй уровень — тип ордерного построения фасада — как бы накладывался на первый.
Для оформления фасада выбирали тип колонного ордера, и он становился определяющим для решения всего фасада. Могли выбрать поэтажный ордер или применить гигантский ордер на весь фасад, могли выделить цоколь или отказаться от ордера вообще. Эти способы оформления фасадов ордером сложились в эпоху Возрождения.
Третий уровень — оформление фасада архитектурными декоративными элементами и формами. На этом этапе происходила конкретная прорисовка деталей и обломов. Существовали определенные последовательности построения и особенности прорисовки классических элементов. Все элементы основывались на традициях архитектурного наследия Древнего Рима, Древней Греции и эпохи Возрождения.
Общее композиционное решение фасада
В эпоху классицизма ценились такие композиционные характеристики, как тектоническая устойчивость и соразмерность. Понятие «устойчивости» было основным. Классическое здание должно было быть уравновешенным и прочным, динамизм и устремленность вверх допускались в эпоху барокко и категорически отвергались классицизмом. Архитекторы классицизма стремились создать регулярную симметричную композицию с выделенным центром. Композиция фасада или скрывала реальную пространственно планировочную структуру, или, наоборот, вынуждала к симметрии функционально неоднородные помещения.
В общих чертах классическое композиционное решение подразумевало расчленение объема раскреповками и выступами на симметричную композицию, выделение центра (аттиками, фронтонами, куполами), акцентирование второстепенных центров и т. д. «Чувство удовлетворения, вызываемое впечатлением устойчивости, должно идти рука об руку с эстетичностью внешнего членения массой. Глаз требует прочного разделения при ясно выраженных середине и боковых частях..» [2, с. 2].
Основы композиционного построения фасада заложил А. Палладио. В труде «Четыре книги об архитектуре» он изобразил наиболее совершенные, по его мнению, архитектурные композиции. Отталкиваясь от древнеримских традиций, предлагались решения фасадов городских дворцов и загородных вил.
Приведенные Палладио схемы стали основополагающими как для гражданских, так и для церковных зданий. Именно с рассмотрения книги А. Палладио начинали изучать архитектурную композицию в академиях Европы. Архитекторы каждого стиля XVII-XIX вв. и каждой страны формировали свои типы фасадных композиций. Но тенденции классицизма и влияние А. Палладио очевидны в архитектуре всех европейских стран и в России.
Тип ордерного построения фасада
На общее силуэтное решение фасада накладывалось оформление колонным ордером. Обязательной привязки между типом общего решения и ордерным построением фасада не было. Архитектор свободно выбирал способ ордерного решения фасада, ориентируясь не на функциональные особенности здания, а исключительно на классические традиции и эстетические предпочтения.
Типы ордерного оформления фасада начали формироваться в Древнем Риме, окончательно были выработаны в эпоху Ренессанса и позднее сформировались в канонические схемы. В дальнейшем несколько видоизменялись отдельные элементы и акценты, нарушались некоторые правила и пропорции, но в целом традиционные правила соблюдались. Среди типов ордерного оформления фасадов следует выделить шесть основных способов: безордерная композиция, ордерная композиция одноэтажного здания, поэтажный ордер многоэтажного фасада, поэтажный ордер на цокольном этаже, колоссальный ордер, колоссальный ордер на цокольном этаже.
Безордерная композиция — этот способ оформления фасада представлял собой переходный тип от средневекового фасада к классическому ордерному фасаду. Колонный ордер здесь не использовался. Обязательными элементами фасада оставались четко выделенные карниз и цоколь. Фасад могли разделять горизонтальными межэтажными тягами или оставлять единым пространством.
Углы дома, а иногда и всю плоскость стены оформляли рустами. Центральную часть могли также выделять столбами рустов и сверху увенчивать фронтом.
Ордерная композиция одноэтажного здания решалась колонным ордером по образцу зданий Древнего Рима. Колонны или пилястры размещали по фасаду здания. Цоколь здания оформлялся как пьедестал, карниз — как антаблемент. Встречались решения фасада в виде колоннады, аркады или портика. Палладио ввел оформление верхнего малого этажа в виде аттикового этажа, что увеличивало возможности композиционной схемы.
Поэтажный ордер многоэтажного фасада предполагал размещение ордера рядами на фасаде в соответствии с этажами здания. В амфитеатре Флавиев, именуемом Колизеем, так размещены ордера — в четыре яруса. В нижнем этаже помещались колонны более тяжелых пропорций, выше располагались более легкие ордера.
На Колизее нижний ярус украшен дорическим ордером, второй ярус — ионическим, третий — коринфским, для четвертого яруса применены коринфские пилястры, слабо выступающие из поля стены. Принцип поэтажного размещения колонн получил широкое распространение в эпоху Возрождения.
Построенный архитектором Леоном Баттистой Альберти палаццо Ручеллаи стал первым примером применения поэтажных ордеров для украшения фасада эпохи Ренессанса. Ордера этого палаццо выполнены в виде пилястр, расположенных в три яруса соответственно трем этажам дворца. На первом этаже размещены пилястры дорического ордера, на втором — ионического, на третьем — коринфского.
Каждый ряд пилястр завершался общим антаблементом. Порядок размещения ордерных колоннад от легких ордеров внизу к тяжелым наверху назывался суперпозиция (от лат. super ponere — ставить наверх). Поэтажное же размещение колонн (или пилястр) принято называть применением мелких ордеров. Первый русский толкователь архитектурных форм И. М. Лем рекомендовал делать верхние колонны по осям нижних колон, но ỳже и ниже, чем нижние: «. средина столбов должна иметь прямую линию середины нижнего столба, верхний столб делать толстотою против капители под ним стоящего столба, и верхний столб короче делать против нижнего модулем» [3, с. 103].
Поэтажный ордер могли поставить на цокольный этаж. Для придания зданию большей тектонической устойчивости зодчие Возрождения стали выделять первый этаж как цокольный. Для ощущения большей массивности нижний этаж освобождали от колонн, оставляя лишь обработку стены в виде кладки из крупных камней или рустов, ордера размещались только в верхних этажах. Такое решение первым дал зодчий Донато Браманте, построивший дворец папской канцелярии (Канчеллериа) в Риме.
Колоссальный ордер предполагал оформление фасада единым ордером на всю высоту здания, ордер охватывал несколько этажей. Большие колонны обычно имели пьедестал, высота которого не совпадала с поэтажным членением и могла доходить до середины окна первого этажа. Верхний этаж могли оформлять как аттиковый этаж.
Этот прием возник из стремления архитекторов Возрождения придать зданию более грандиозный и торжественный вид. Такой ордер назывался колоссальным, или гигантским. Колоссальный ордер встречается во дворце Консерваторов в Риме, построенном Микеланджело, во дворце Вальмарана Андреа Палладио, а также во многих зданиях периода позднего Возрождения. Прием украшения фасадов колоссальным ордером принято называть применением крупных ордеров, в отличие от мелких поэтажных ордеров.
Колоссальный (или гигантский) ордер могли поставить на цокольный этаж. Первый этаж решался как пьедестал для колоссальных колонн, охватывавших все этажи здания. В этом случае здание получало наиболее лаконичное и вместе с тем торжественное решение.
Тип ордерного построения фасада определял расположение архитектурных деталей и форм, намечал основные горизонтальные и вертикальные членения, уточнял пропорции частей фасада, пропорции проемов окон и дверей. Именно на этом этапе решалось, каким будет оформление каждого из этажей здания. Цокольный этаж мог рассматриваться как пьедестал под здание или как единая часть стены. Верхний этаж мог встать под общий антаблемент, но мог в соответствии с классическими традициями и декорироваться как аттик и т. д. После выбора типа ордера переходили к оформлению фасада более мелкими декоративными элементами.
Оформление архитектурными декоративными элементами и правила их расположения на фасаде
Классические элементы подразделялись на следующие виды: горизонтальные членения стены, вертикальные членения стены, элементы обработки поля стены, верхние завершения стен, окна, двери, балконы. Вначале на фасаде выделялись горизонтальные и вертикальные элементы членения стены, и только позднее переходили к последующим видам: рисунку поля стены, обрамлениям окон и дверей и т. п.
Система вертикально-горизонтальных членений здания зрительно воспринимается неотрывно от его объемно-пространственной структуры, и их трудно отделить друг от друга. Но в классической теории архитектурных форм производили раздельный анализ построения вертикальных и горизонтальных членений.
Считалось, что «господство на фасаде горизонтальных членений производит впечатление солидности и устойчивости здания; напротив, изобилие вертикальных членений придает фасаду легкость и стремление вверх» [2, с. 2]. Соответственно первыми рассматривали горизонтальные членения как определяющие для построения ордера на фасаде и всего фасада в целом.
Выделяли горизонтальные членения в такой последовательности: цоколи; венчающие карнизы; межэтажные карнизы и тяги, подоконные пояса; второстепенные горизонтальные членения стены. Далее рассматривали вертикальные членения, такие как лопатки, столбы, контрфорсы, выступы, раскреповки.
К вертикальным членениям, разумеется, относились колонны и пилястры, но о них говорилось особо и в первую очередь при определении типа ордерного построения фасада, до горизонтальных членений. Затем рассматривались элементы обработки поля стены (русты, виды декоративного покрытия стен, филенки, ниши, доски, картуши, мозаики) и верхние завершения стен (парапеты, фронтоны, аттики, купола и т. п.). Далее приступали к анализу и рисунку форм и обрамлений окон и дверей. Завершали рассмотрение балконы. Возможны были различные дополнения в виде оград, ворот и т. д.
Приведенный перечень элементов не только использовался при изучении теории архитектурных форм, но он до некоторой степени определял порядок проектирования фасада: от общего композиционного решения фасада, через выбор ордерного строя и далее по элементам производилось постепенное выстраивание фасада.
Архитектурные элементы классицизма давно утратили свою конструктивную основу и носили декоративный характер. В Древней Греции часть элементов выполняла конструктивную функцию: например, архитрав действительно был каменным блоком, передававшим тяжесть антаблемента с колонны на колонну. Со времен Древнего Рима архитектурные формы выполняли почти всегда только декоративную функцию, тем не менее при анализе построения архитектурных форм постоянно искали их конструктивное или функциональное обоснование, часто ссылаясь на первоначальную историческую конструктивную работу элемента.
Чрезвычайно важным было соблюдение ордерных правил. Для рисования фасадов иногда отступали от канона, что особо оговаривали, ссылаясь на великих мастеров Ренессанса. Расстояние между колоннами регулировалось шириной простенков между окнами. Размер пьедестала мог не соответствовать ордерным канонам и подгонялся под высоту оконного парапета. «На многих примерах можно убедиться, что высота пьедестала часто подвергалась значительному сокращению, и никогда не встречаются примеры излишнего увеличения высоты пьедесталов. Совершенно обратное явление наблюдается в размерах антаблементов, которые очень часто увеличивались и почти никогда не уменьшались против установленных правил» [4, с. 94]. При расположении элементов, кроме ордерных принципов, использовались дополнительные правила построения классических фасадов, например, правила тройного деления фасада, непрерывности горизонтальных членений и т. д.
Правило тройного деления подразумевало, что любой фасад должен был иметь три архитектурно выделенные части: цоколь, стену и карниз. Цоколь выражал собой опору здания, стена становилась средней частью, телом здания и общее завершение здания оформляли формами венчающего карниза. Тройное деление фасада совпадало с тройным делением колонного ордера.
Следующее правило предполагало, что на фасаде здания значение каждого этажа должно быть выделено архитектурными формами. Главный этаж, предназначенный для парадных залов, дорогих квартир в доходном доме, должен быть выделен архитектурными элементами, например, колоннами, особой обработкой окон и т. п.
Правило непрерывности горизонтальных членений указывало, что наиболее существенные горизонтальные членения, а также венчающие карнизы, не должны прерываться. Карнизные тяги должны идти по всему фасаду и по возможности охватывать здание вокруг. Выносы горизонтальных тяг могли быть не одинаковы, но всегда одинаковы их высоты.
Так, горизонтальная тяга, идущая по фасаду, могла менять очертание: быть мало выступающим поясом над первым этажом, потом переходить в сильно выступающий карниз, расположенный над низкой стеной соседнего флигеля. «Всякие прерывания горизонтального гзимса, уступы и т. п. вызывают особое впечатление, характеризуемое обыкновенно словами: неспокойный фасад» [4, с. 81]. Требование известной непрерывности в горизонтальном направлении относится не только к горизонтальным тягам, но и к другим частям, например, к подоконникам и перемычкам окон. Окна одного этажа обычно имели перемычки на одной высоте. Исключением считался случай, когда на фасаде рядом с арочными окнами стояли прямоугольные окна, при этом допускалось делать прямоугольные окна высотой до импоста арочных окон.
Правило вертикальных осей. Стоящие одно над другими вертикальные членения (колонны, столбы и т. п.), а также окна и другие отверстия в стенах, должны быть расположены непременно на одних вертикальных осях. Это требование объясняли соображениями устойчивости и симметрии. Смещение вертикальных элементов сообщало зданию крайне неспокойный и негармоничный вид с точки зрения классицизма.
Правило облегчения рустов и деталей от низа здания кверху. При вычерчивании деталей следовало учитывать степень их удаленности от зрителя. Колонны изменяли свой ордер от этажа к этажу — от тяжелых тосканских и дорических на нижних этажах к легким ионическим и коринфским колоннам и пилястрам на верхних. Русты становились мельче и спокойнее на верхних этажах или вообще сменялись гладкой стеной. Детали, расположенные на значительной высоте, изначально несколько упрощали и огрубляли, так чтобы снизу они смотрелись соразмерными фасаду в целом.
В результате прохождения трех последовательных уровней композиционного построения (общего композиционного решения, выбора типа ордерного построения, оформление фасада архитектурными декоративными элементами) создавался фасад, соответствующий принципам ордерной классической архитектуры. Подобный композиционный анализ позволяет реструктуризировать классический фасад и поэтапно решать задачи его построения.
Рецензенты:
Горюнов В.С., доктор архитектуры, профессор кафедры архитектурно-градостроительного наследия, «Санкт-Петербургский Архитектурно-строительный университет», г. Санкт-Петербург;
Семенцов С.В., доктор архитектуры, профессор, декан Архитектурного факультета, «Санкт-Петербургский Архитектурно-строительный университет», г. Санкт-Петербург.
Источник: science-education.ru
Фасадная мода новостроек
Одним из фронтов соперничества девелоперов является постоянно меняющийся внешний облик новостроек. На рынке нового строительства намечаются новые тенденции не только в планировках, использования отделочных материалов и современных технологий, но и в подходах к такому вопросу, как формирование фасадных решений.
Архитектура жилых домов в последние годы изменилась. Это касается и низкобюджетного строительства и высокобюджетных ЖК, которые могут отличаться излишним минимализмом или, напротив, вычурной отделкой, поэтому специалисты современной архитектуры на пути к созданию прогрессивного облика фасадов зданий.
Застройщики, создавая солидный облик фасада, не всегда закупают дорогие отделочные материалы, отдавая предпочтение недорогим, более удобным и экономичным облицовкам, но с эффектом имитации дорогих фактур. Например, композитные фасадные панели покрываются материалами на основе полиэфирных смол, имитирующих фактуру кварца, дерева, камня и металла; кликерные фасадные панели выполняются в виде натуральной кирпичной или каменной кладки. Такие технологии применяются в новостройках всех классов – это используется для сближения качества и эстетики их облика.
Для создания современного облика города в моду входят естественные природные цвета – яркие цветовые решения уже не в тренде, поэтому при утверждении проектов застройщиков архитектурные власти уделяют пристальное внимание расцветке жилых домов. Доминируют кремовые тона с цветовыми вкраплениями тёмно-зелёных и светло-коричневых цветов, светло-серые и бежевые панели с имитацией красного и коричневого кирпича, цвет и фактура натурального дерева, матовый цвет металла с перфорациями или сочетание металла, дерева и стекла. Таким образом, застройщики стараются привлечь внимание потенциальных покупателей не бьющей по глазам яркостью, а необычными сочетаниями материалов на фоне нейтральных естественных природных цветов, которые радуют глаз и создают умиротворённое состояние.
Учитывая новые эстетические предпочтения покупателей, меняется подход к выбору основных материалов для отделки фасадов новостроек. Архитекторы расширяют ассортимент приёмов и взаимосочетаний авторских решений. Керамогранит уходит в прошлое – металлокомпозитные, фиброцементные и ламинат-панели, отлично имитирующие любые натуральные материалы (камень, плитку, кирпич и штукатурку), составляют серьёзную конкуренцию для привычных материалов.
Растущие ввысь новые жилые здания требуют грамотной интеграции в городскую среду. Высотные здания воспринимаются издалека, поэтому текстура и цвет, размываясь и уходя в поднебесье, не так уж важны – на передний план выходят свойства материалов, их пропорции и членения, способствующие целостности изображения, видимого на большом расстоянии.
Индивидуализация домов выходит на новый уровень. Известные российские девелоперы, желая создать авторский проект, работают в тесном контакте с ведущими промышленными дизайнерами, звёздными кутюрье от мира моды, звёздами шоу-бизнеса, спорта и культуры, а также с представителями брендов в индустрии гостеприимства, дорогостоящих услуг и продажи дорогих товаров, вкладывающие свои идеи и знания. Благодаря совместным усилиям создаются дома, имеющие не только индивидуальный вид, но и свой неповторимый уникальный облик.
Фасадный облик наших жилых домов решительно меняется, в особенности пока ещё в столичных городах и в дорогостоящих сегментах жилья. Фасадные решения не только усложняются, но становятся более технологичными, поэтому следующим этапом будет внедрение принципиально новых и пока нам не знакомых материалов и нано-технологий.
Источник: www.doverie-omsk.ru
Как называется обратная сторона здания, дома? Какой антоним слову фасад?
Обратная сторона здания называется задний фасад :))))) Вообще значение слова фасад — это лицевая (внешняя) часть здания. Фасад бывает главный, задний, боковой, уличный, дворовой. Так что фасад — он и сзади есть фасад.
Не такой уж простой это вопрос. Да, изначально происхождение этого слова указывает на что-то переднее, лицевое:
У слова фасад есть несколько значений, поэтому и антонимов у этого слова несколько: арьергард, изнанка, зад, если же говорить конкретно о зданиях, то фасад это не только передняя, парадная часть здания, фасады бывают и задние, боковые, а также можно сказать — садовый фасад, дворовый фасад, даже морской, если мы говорим о стороне здания, обращенной в сторону моря. Также можно и по частям света фасады зданий различать, например: западный фасад или восточный.
Так что, отвечая на поставленный вопрос, можно сказать, что обратная сторона здания называется либо задний фасад, либо дворовый фасад, либо по той части света, к которой обращен этот фасад, можно его назвать. Про антонимы я написала в своем ответе выше.
Источник: www.bolshoyvopros.ru
Композиционные приемы организации фасада в современной архитектуре Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»
Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Пантелеева О.А., Ильяненко Ю.А., Баталова Н.С.
Рассматриваются приемы организации композиции фасада с использованием архитектурных деталей, а также формирование пластики деталей в результате художественного осмысления работы конструкции.
Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Пантелеева О.А., Ильяненко Ю.А., Баталова Н.С.
Текст научной работы на тему «Композиционные приемы организации фасада в современной архитектуре»
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070
критерием для присвоения бизнес-центру высококвалифицированной категории.
Бизнес-центры класса А являются весьма дорогими объектами, как в РФ, так и за рубежом, но, несмотря на это, они продолжают пользоваться спросом, что на сегодняшний день является отличным показателем для развития проектирования и строительства таких центров по всему миру. Список использованной литературы:
1. www.realnoevremya.ru — аналитика бизнес-центров города Казани.
2. www.business-gazeta.ru- бизнес-газета о функционировании новых бизнес-центров.
3.Рахматуллина Е. С. Тенденции развития инвестиционно-строительного комплекса Татарстана // Стратегия устойчивого развития регионов России: научный журнал. 2012. №11. Стр. 217-223.
4. www.kazan.dk.ru- рейтинг бизнес-центров города Казани
Пантелеева О.А., студент Ильяненко Ю. А., студент Баталова Н. С., доцент ИАиД, СФУ
г. Красноярск, Российская Федерация
КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФАСАДА В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ
организации композиции фасада с использованием архитектурных пластики деталей в результате художественного осмысления работы
Архитектура, композиция, фасад.
Panteleeva Olga Andreevna, student Ilianenko Iuliia Alexandrovna, student Batalova Natalia Stepanovna, docent
Krasnoyarsk, Russian Federation METHODS OF COMPOSITE FACADES IN MODERN ARCHITECTURE
Methods of organizing the composition of the facade with architectural details, as well as the formation of the plastic detail as a result of artistic understanding of the construction work.
Key words Architecture, composition, facade.
В современной архитектуре ведутся поиски новых композиционных приемов, направленных на придание выразительности и индивидуальности архитектурной композиции фасада. Новейшие технологии строительства позволяют создать практически любые формы, что приводит к тому, что рушатся правила и меняются критерии. В области формообразования нормы вытесняются, осуществляются эксперименты,
Рассматриваются приемы деталей, а также формирование конструкции.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
отыскиваются необычные формы, правила формообразования упраздняются [2].
Рассмотрим некоторые композиционные приемы организации фасада в современной архитектуре, выделенные немецким дизайнером, профессором Клаусом Прахтом [1,2].
Организация «двухслойного фасада» — один из таких приемов, оказывающих сильное эмоциональное воздействие, которое основывается на взаимном смещении проемов и плоскостей (рис. 1. а). Впечатление смещения возникает у наблюдателя при перемещении вдоль фасадов домов.
Свободные от функциональной нагрузки конструкции, расположенные перед фасадами в качестве «второй кожи», оживляют простые архитектурные объекты. Этот слой композиции состоит, главным образом, из рам, опор, балок, свободно стоящих перед входом порталов. Значительно реже перед фасадом размещаются перфорированные плоскости, так как это дорогостоящий прием.
Применение такого рода архитектурных деталей, как правило, функционально необоснованно. Главным образом, используются перегородки, каркасы изломанной формы, солнцезащитные устройства, балконные ограждения, перголы. Такие элементы производят особенно большое впечатление, когда дают на стену фасада резкую тень при ярком солнечном освещении (рисунок 1,6).
Рисунок 1 — Двухслойный фасада: а — схема; б — форум . Германии
Осознанное разрушение плоскости фасада — прием, который может усилить выразительность композиции(рис. 2.а). Например, изображенные или подлинные швы привлекают внимание своим необычным направлением или расположением на фасаде. Изменяется положение или размер окон (рис.
2,б), нарушается модульная сетка фасада, разрушается его плоскость введением элементов, резко контрастирующих с поверхностью фасада и его элементами по размеру, форме, цвету. Для реализации рассматриваемого приема часто используются контрастные отношения элементов по цвету, размеру, геометрической форме.
Рисунок 2 — Разрушение плоскости фасада а — схема; 6 пример
Структурирование поверхности — прием, позволяющий с помощью структуры материала и цвета изменить пропорции членений фасада. Это достигается посредством продольных, поперечных, диагональных или свободных членений (Рис. 3, а). В качестве членений используются полосы, ленты и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
линии или иные элементы, полученные путём сочетания различных материалов или чередования цвета (рис. З, б). В нашем городе ярким примером этого приема является ТРЦ Планета на улице Алексеева (рис. З, в).
Рисунок 3 — Структурирование фасада: а — схема :в — Бизнес школа «Коуапаа», Париж;
в — ТРЦ планета. Красноярск
Отступы фронта. Отступы плоскостей, а также заглубление выступов и проёмов на фасаде являются пластически сильными приемами формообразования (рис. 4. а). Части объекта могут отступать целиком или фрагментами, образовывать узкие заглубления наподобие прорезей.
Отступающие части могут иметь простые или сложные очертания, располагаться параллельно или под углом относительно фронта. Иногда отступ функционально обоснован, например, он нужен для огибания опоры (рис. 4. б).
Рисунок 4 — Отступ фронта: а — схема: б — пример
Волнообразный изгиб вертикальных поверхностей придает фасаду динамику и выразительность (рис. 5.а).Волнообратные изгибы плоскостей по вертикали могут быть вогнутыми, выпуклыми или чередующимися(рис. 5,6). Свободные линии изгибов редки большинство волнообразных форм конструируется с помощью радиусов и в сочетании с ровными поверхностями.
Рисунок 5 — Волнообратый изгиба схема: б — Новаторская Библиотека Бранденбургского технического
университета, Коттбус, Германия Несмотря на не частое использование такой прием, как искривления плоскостей обладает большей выразительностью, чем волнообразно изогнутые плоскости (рис. 6,а). Искривленные плоскости редко применяются в строительстве из-за высокой стоимости их осуществления. В последнее время архитекторы
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
признали привлекательность такого рода архитектуры и предлагают для новостроек «скрученные» стены или кровли (рис. 6,б).
Рисунок 6 — Искривление плоскостей: а — искривление плоскостей; б -Учебный корпус. Австралия
(архитектор — Фрэнк Гэри)
В современной архитектуре большую роль в композиции фасада играют плоскостные элементы. На восприятие плоскостей влияют их пропорции, величины и комбинации. Они располагаются горизонтально и вертикальное исключительных случаях могут быть и наклонными (рис. 7,а). Их перпендикулярное сочленение оказывается жестким.
Поэтому возможна свобода комбинаций больших и малых, узких и широких, толстых и тонких плоскостей, обеспечивающих большое разнообразие вариантов формообразования. Очертание стеновых панелей определяется с учетом статических нагрузок, требований противопожарной безопасности, а также задач формообразования, включая увязку с плоскостями крыш (рис. 7,6).
Рисунок 7 — Плоскостные элементы: а — схема; 6 -Дом Шрёдер. Утрехт. Нидерланды
Изменение конфигурации проемов прием, придающий выразительность фасаду (рис. 8,а). Исторически сложились формы окон прямоугольных, циркульных очертаний или их комбинаций (рис. 8, б, в). Современные конструкции и материалы позволяют создавать окна различных размеров, сложных форм.
Рисунок 8 — Изменение конфигурации проемов: а -изменение конфигурации проемов: б — пример трапециевидных окон: в — Здания юридической компании. Геревен, Нидерланды
Следующий прием можно условно назвать расчленением. Расчленение или разрывы плоскостей и объёмов весьма привлекательный приём формообразования, который может быть удобен и с технической
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
точки зрения(рис. 9. а). Гладкие непрерывные плоскостные привлекают такого внимания, которое может быть достигнутое помощью членения. В качестве элементов, членящих поверхность фасада, могут быть использованы отступы фронта, проемы и т.п. (рис. 9, б. в).
Рисунок 9 -Расчленение: а -расчленение; б — Офис текстильной компании Sunwell, Токио.
Япония: в — пример
Опрокидывание объема на ребро или на угол приводит его в нестабильное положение, вызывая повышенный интерес (рис. 10, а). Устойчивость форм достигается либо с помощью приспособлений, которые ради большего эффекта применяются, главным образом, скрыто, либо с помощью сопряжения многих частей (рис. 10. б).
Округлые и угловатые объёмы можно приподнимать или насаживать на некий стержень, врезать в плоскость, подвешивать. Постановка на угол может иметь так же много вариантов, как решение ограждающих поверхностей, которые могут быть как глухими, так и прозрачными.
Рисунок 10 — Опрокидывание: а — схема: б) -Кубические дама. Роттердам, Нидерланды
(архитектор Пит Илом)
Следует заметить, что перечисленные выше приемы часто комбинируются, что, придавая фасаду большую выразительность и эффектность. Зачастую сочетают такие приемы, как изменение конфигурации проемов и структурирование, опрокидывание и структурирование, расчленение, отступы фронта и волнообразный изгиб, а также другие комбинации выше перечисленных приемов. В заключении хотелось бы отметить, что отсутствие канонов и единого спая эпохи делает современную архитектуру очень многоликой. Ее развитие не стоит на месте, а архитекторы ежедневно ведут поиски новых композиционных приемов, направленных на придание выразительности композиции здания. Формообразование, а в частности, пластика фасада становится средством выражения индивидуальности архитектора.
Список использованной литературы: 1. Pracht K. Auberqewohnliche Archtektur Gestaltung. Analysen und Stratugien der Problemnutzunq. — Koln —
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070
Braunsfeld; Я. Ми11ег, 1985. — 168 с.
2. Прахт К. Мебель и архитектура. — М.: Стройиздат, 1993. 167с.
магистрант первого года обучения, профиль «Строительство» Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова В.Н. Тарасенко
к.т.н., доцент кафедры архитектурных конструкций Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, г. Белгород, Российская Федерация
ТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ФАСАДНЫЕ СИСТЕМЫ В ПРОЕКТИРОВАНИИ БИОНИЧЕСКИХ ОБЪЕМОВ
Принципы природного формообразования, реализующиеся посредством ассоциативного подхода с элементами окружающей среды, обеспечивают высокую вариативность объемно-планировочных решений зданий, обладающих конструктивной пластикой. В статье рассматриваются принципы использования современных облицовочных материалов при проектировании фасадных систем.
Биоархиткетура; органическая архитектура; бионика; параметрическая архитектура.
Самые гармоничные формы, как с точки зрения красоты, так и функциональности, созданы самой природой. Человек всегда заимствовал естественные элементы и структуры для решения многих повседневных задач. С каждым годом все больше ощущается потребность людей в нахождении в естественной среде обитания и тема органической архитектуры становится все более актуальной [1].
Под органической архитектурой следует понимать не только применение в строительстве природных материалов, но и заимствование природных форм, подчинение естественному рельефу среды и климатическим условиям. Здания имеют динамичные и неправильные очертания, создающие впечатление отдельного организма со своими функциями и развитием, как любое растение или живой организм [3, 4, 6]. Целью бионики является создание пространств, отвечающих своим первоначальным задачам [5].
Важным шагом внедрения органической архитектуры стало использование пространственных стержневых систем. Их применение позволяет проектировать сложные по форме здания, при этом используя набор унифицированных стержневых и узловых элементов [10]. Структурными конструкциями называют системы, состоящие из стержней, соединённых в узлах и расположенных в четкой геометрической последовательности. Простейшую структуру можно создать из неизменяемых ячеек в форме многогранников: куба, тетраэдра и др. стороны ячеек, образованные ребрами, соединяются в вершинах пирамид, образуя верхнюю сетку [11].
Биоархитектура включает в себя и создание новых строительных материалов, структура и форма которых заимствуется в природной среде [12].
Источник: cyberleninka.ru