В число 42 социально-экономических инициатив правительства вошла «Новый ритм строительства». Она в два раза ускорит возведение социально значимых объектов и жилых домов за счет отмены административных барьеров и цифровизации отрасли.
Благодаря этому строительство будет обходиться дешевле.
«Минимизируется количество административных барьеров, создается «умная» цифровая строительная среда. В итоге планируем выйти на недельный срок подготовки к началу строительства. Математика предельно простая: быстрее начнем — быстрее закончим, дешевле обойдется стройка, как бизнесу и бюджету, так и гражданам страны. Сэкономленные средства пойдут на другие нужды ее жителей», — прокомментировал инициативу вице-премьер Марат Хуснуллин. Он также отметил, что количество формальных процедур уже сократили в три раза: с 96 до 32.
«Сокращение обязательных требований и создание типовых регламентов, простых и понятных для всех участников рынка, — безусловно, позитивная инициатива для строительной отрасли. Это может стать еще одним шагом в сторону дебюрократизации рынка, повышения прозрачности и результативности каждого из игроков», — отметил председатель Комиссии по вопросам развития индустрии стройматериалов, технологий и промстроительства Общественного совета при Минстрое Александр Ручьёв.
Лицензия АЭС «Пакш-2» в Венгрии / Строительство БРЕСТ-ОД-300 / Сборка реактора на «Ижорских заводах»
Комфортные условия для привлечение внебюджетных инвестиций (в том числе иностранных) обеспечат стабильное финансирование строительства, а значит и его завершение в срок. Ожидается, что в отрасль будет привлекаться ежегодно до 2 трлн рублей.
В планах к 2030 году сформировать «умную» цифровую экосистему строительной отрасли. Это означает не только перевод всех услуг в исключительно электронный вид, но и беспрепятственный доступ как предпринимателей, так и жителей к суперсервису «Цифровое строительство» во всех регионах.
Источник rg.ruИнициативная стройка. Новый ритм строительства 20.10.2021
«Новый ритм строительства» (предполагает дальнейшую административную и цифровую трансформацию стройотрасли), «Инфраструктурное меню» (включает различные инструменты финансовой поддержки для регионов) и «Мой частный дом» (направлена на развитие индивидуального жилищного строительства (ИЖС) в стране). Для каждой прописаны конкретные результаты на двух горизонтах планирования: на ближайшие четыре года (до 2024 года) и на 10 лет (до 2030 года).
По мнению экспертов, все отраслевые инициативы — как основные направления стратегического развития российского стройкомплекса — взаимодополняемы и важны для всех игроков рынка. «Они направлены на достижение общей цели — повышение качества, комфортности жизни и условий для ведения бизнеса, — подчеркнула руководитель Комиссии в сфере жилищной политики Общественного совета при Минстрое России, президент Фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева. — Они касаются самых актуальных задач, требующих специального внимания и новых форм решения. Поэтому следует отметить, что данные инициативы не просто ставят задачи, а предлагают вполне конкретные механизмы их решения». В свою очередь, президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков считает, что предложенные сейчас меры существенно дополняют уже начатые ранее, к примеру, преобразования в части снятия административных барьеров и оптимизации строительных процессов.
В Сольцах продолжают строить и реконструировать объекты в рамках федеральных проектов
В частности, по оценке представителя профсообщества, только «Новый ритм строительства» может в два раза ускорить возведение социально значимых объектов, а также жилых домов. При этом сокращение сроков никак не отразится на качестве.
Комментируя данную инициативу, заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин отметил, что она дает строителям импульс для активной работы: «Минимизируется количество адмбарьеров, создается «умная» цифровая строительная среда. В итоге планируем выйти на недельный срок подготовки к началу строительства. Математика предельно простая: быстрее начнем — быстрее закончим, дешевле обойдется стройка как бизнесу и бюджету, так и гражданам страны».
Облегчить административную нагрузку на застройщиков, делая при этом всю стройотрасль прозрачнее и доступнее, способно использование цифровых технологий. В планах государства — сформировать к 2030 году «умную» цифровую экосистему строительной отрасли. Это означает не только перевод всех услуг исключительно в электронный вид, но и беспрепятственный доступ как предпринимателей, так и жителей к суперсервису «Цифровое строительство» во всех регионах. «С его полномасштабным запуском появится единая IT-архитектура по созданию объекта капитального строительства от этапа проектирования, экспертизы и строительства до государственной регистрации прав на недвижимость, — поясняет Антон Глушков. — Такая комплексная автоматизация по принципу «одного окна» опять же сократит сроки прохождения всех необходимых процедур, существенно облегчит взаимодействие участников отрасли с госорганами».
Говоря о другой инициативе — об «Инфраструктурном меню», — Марат Хуснуллин подчеркнул, что субъекты РФ не только получат финансовую поддержку в виде льготных кредитов на срок не менее 15 лет и по ставке не более 3% годовых, но и повысят инвестиционную привлекательность своих инфраструктурных проектов и смогут привлечь средства из внебюджетных источников. По словам вице-премьера, правительственная комиссия уже рассматривает заявки регионов на предоставление бюджетных кредитов в рамках «Меню». «Это наиболее емкий инструмент финансирования в размере 500 млрд рублей, которые будут распределены до конца 2023 года. 83 региона направили заявки на кредитование в объеме 1,2 трлн рублей, из них 482,6 млрд рублей — кредитование в рамках установленных регионам лимитов. Мы рассмотрим все заявки до 20 октября», — заявил Марат Хуснуллин.
«Инфраструктурное меню» также предусматривает и другие инструменты финансовой поддержки развития инфраструктуры в регионах. Среди них инфраструктурные облигации, выделение средств из Фонда национального благосостояния Фонду ЖКХ, а также предоставление средств от реструктуризации бюджетных кредитов и от опережающего финансирования из резервного фонда правительства РФ.
Однако наиболее наглядно и эффективно раскрыть потенциал строительного рынка поможет инициатива «Мой частный дом», которая может обеспечить к 2030 году суммарный дополнительный прирост объемов ИЖС в размере порядка 60 млн квадратных метров.
«Сегодня, анализируя еженедельный ввод жилья, мы видим, что ИЖС стало одной из ключевых точек роста, — рассказал Марат Хуснуллин. — Нам необходимо развивать это быстро растущее направление строительного сектора экономики и дать людям возможность без бюрократической волокиты воплотить мечту о собственном доме. В стране работает госпрограмма по предоставлению льготной семейной ипотеки, в том числе для ИЖС, но этой сфере нужны дополнительные импульсы.
Поэтому запуск инициативы «Мой частный дом» — очень важное решение, и оно уже скоро даст положительные результаты». К примеру, планируется создать новый ипотечный продукт, чтобы к 2030 году порядка 700 тыс. россиян могли получить ипотечные кредиты на постройку своего дома. Также будет разработан банк типовых проектов для домов, которые могут быть ликвидным залогом, и создан банк земельных участков для строительства. В целях дальнейшего развития рынка ИЖС в планы правительства входит и разработка порядка привлечения застройщиками малоэтажных коттеджных поселков средств граждан для их участия в строительстве дома.
Эти преобразования поддерживает председатель комиссии по проектному финансированию Общественного совета при Минстрое России Рифат Гарипов: «Развитию ипотеки сегмента ИЖС будет способствовать применение счетов эскроу — это формат расчетов, который практикуется в строительстве многоэтажек с 2019 года. Их использование позволит соблюдать нормы и требования 214- ФЗ, предъявляемые к частным домам, коммуникациям и инфраструктуре. По нашим оценкам, ипотечные программы в ИЖС позволят увеличить объем предложения на 15-25%. А прозрачность сегмента для кредитных организаций усилит стандартизация проектов ИЖС».
***
АНТОН ГЛУШКОВ, ПРЕЗИДЕНТ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ СТРОИТЕЛЕЙ (НОСТРОЙ):
«Намеченные в рамках инициативы «Новый ритм строительства» унификация разрозненных ведомственных нормативных актов, упрощение крайне непрозрачного пока взаимодействия с ресурсными организациями-монополистами по подключению возводимых объектов к различным видам технологических сетей и формирование типовых регламентов оказания услуг в строительстве позволят уже к 2024 году на 30-50% сократить административные барьеры, уменьшив в целом инвестиционно-строительный цикл как минимум на 1,5 года. А к 2030 году срок от появления идеи объекта до выхода на стройплощадку не будет превышать 7 дней.
Задав такой «новый ритм строительства», отрасль сможет ежегодно привлекать до 2 трлн рублей дополнительно за счет экономии от ускорения оборачиваемости средств на стройку»
Источник baikalsro.ruНовый ритм строек России
Одним из приоритетных направлений общенационального плана действий является ускорение строительных процедур
Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике России, предполагает совершенствование нормативной базы для ускорения процедур строительства. Одним из приоритетных направлений плана является введение «нового ритма строительства», а именно ускорение строительных процедур, подчёркивается в документе.
Вот, что говорится в нём: «В частности, предлагается совершенствование системы проектирования и подключения к инженерным сетям, синхронизация стратегического и градостроительного развития городов, достройка проблемных объектов и закрепление возможности «прописаться» в апартаментах».
Кроме того, план предполагает упрощение процедуры изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, а также совершенствование института территориального планирования, сокращение сроков внесения изменений в документы территориального планирования до одного месяца, уменьшение видов зон с особыми условиями использования территорий.
План также предполагает расширение использования механизма развития территории при переселении из аварийного жилья, установление порядка определения и изменений видов разрешенного использования земельных участков для всех категорий земель.
В сфере проектирования и экспертизы предлагается упрощение процедуры размещения «мелких» инженерных сетей, исключение требования о разработке проектов организации дорожного движения в составе проектной документации, возможность ввести объект и зарегистрировать права на него в случае незначительного (в пределах 5%) отличия сведений о площади объекта, указанных в разрешении на строительство, от информации, указанной в техническом плане.
Ещё предполагается упрощение правил предоставления технических условий подключения к инженерным сетям и заключения договоров на такое подключение. Ещё одна мера – перевод всех услуг в сфере строительства в электронный вид, проведение электронных торгов в сфере градостроительной деятельности и земельных отношений, в том числе на предоставление участков из государственной или муниципальной собственности.
Кроме того, план предусматривает прекращение залога в отношении земельного участка со дня постановки на кадастровый учёт многоквартирного дома, строительство которого осуществляется с привлечением средств участников долевого строительства, наделение Правительства РФ полномочиями по установлению критериев принятия решения о завершении строительства проблемного объекта во всех случаях вне зависимости от источника средств, определение правового статуса апартаментов с возможностью регистрации в них по месту жительства, а также установление возможности заключения соглашений о защите и поощрении капитальных вложений при реализации масштабных проектов комплексного развития территорий.
Также в документе говорится о поэтапном улучшении делового климата, включая регулирование процедуры банкротств и совершенствовании корпоративного права, необходимости ускорения строительных процедур, реформировании нормативной правовой базы градостроительной деятельности и строительства, цифровизации строительной отрасли и создании единого цифрового пространства в строительстве, применении цифровой модели объекта в течение его жизненного цикла и о создании программного механизма по ускорению социально-экономического развития городских агломераций и городов, являющихся центрами экономического роста.
Источник zsrf.ru