1 . 1 . Федеральные едини ч ные расценки (в дальнейшем изложении ФЕР) разработаны для 1 -го базового района Российской Федерации (Московской области) в уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г . и предназначены для:
— расчетов стоимости строительной продукции при формировании инвесторских смет и подготовки тендерной документации;
— определения сметной стоимости строительных работ и расчетов за выполненные строительные работы в порядке, изложенном в пункте 1.2, для территорий (регионов) и для отраслевых ведомств, где отсутствуют полностью или частично территориальные единичные расценки (ТЕР) или отраслевые един и чные расценки ( О ЕР ). В э т ом случае пересчет единичных расценок в территориальный уровень цен по состоянию на 1 января 2000 г. производится с использованием территориальных (отраслевых) поправочных к оэффициентов , учитывающих местные условия строительства, и осу щ ествляется в порядке, установленном Госстроем России;
— разработки укрупненных нормативов сметной стоимости и прейскурантов на строительные работы;
Вилла Эфрусси де Ротшильд (Русский)
— планирования и анализа экономических показателей проектных решений и работы строительных фирм.
1.2 . Ф Е Р разработаны на основании:
— Государственных элементных сметных норм на строительные работы 2001 г. (в дальнейшем и зложении ГЭСН), в которых учтены: среднеотраслевой оптимальный и организационный уровень строительного производства, применяемые строительные материалы, изделия и конструкции, а также, как правило, отечественные строительные машины и технологические автотранспортные средства. Каждому сборнику ГЭСН соответствует сборник Ф Е Р с тем же номером и наименованием;
— «Методических указаний по разработке единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы».
1.3 . ФЕР учитывают полный комплекс затрат на выполнение строительных работ в нормальных (стандартных) условиях, при положительной температуре и не осложненных внешними факторами. При производстве работ в особых условиях: стесненности, загазованности, вблизи действующего оборудования, в районах со специфическими факторами (высокогорье и др.) предусмотренных прое к том, а также в других б о лее с л ожных производственных условиях по сравнению с учтенными в сборниках ГЭСН, следует руко в одствоваться положениями, изложенными в разделе 3 настоящих указаний.
1 . 4 . Действие ФЕР не распространяется на:
— работы, нормы на которые отсутствуют в сборниках ГЭСН;
— работы, технология производства которых и расход ресурсов отличаются от технологии и расхода ресурсов, принятых в сборниках ГЭСН;
— строительные конструкции и работы, к капитальности, качеству и классу точности которых предъявляются требования, превышающие требования и допуски , приведенные в сборниках С Н иП , часть 3 «Правила про и зв о дства работ»;
— работы с применением ма ш ин и строительных материалов, в том числе импортных, не имеющих аналогов отечественного производства, существенно изменяющих технологию про и зводства работ и расход ресурсов по сравнению с ФЕР;
Стоять фертом — это как?
— работы, выполняемые в высокогорных районах на высоте более 3500 м.
Сметная стоимость таких работ должна определяться на основании индивидуальных сметных норм и единичных расценок, или с применением поправочных коэффициентов к действующим единичным расценкам, учитывающим соответствующие особенности производства работ.
1 . 5 . Индивидуальные сметные расценки должны учитывать конкретные услов ия производства работ со всеми усложняющими факторами. Индивидуальные единичные расценки на строительные работы, удовлет в оряющие необходимым методическим требованиям, утверждаются заказчиком в составе прое кт но-сметной документации.
При применении индивидуальных сметных норм и расценок не допускается начисление на них повышающих коэффициентов, приведенных в приложении 3 к настоящим Указаниям, и одновременный учет затрат на энергоносители (электроэнергия , сжатый воздух) по машинам , использующим данные виды энергонос и телей, и по машинам, вырабатывающим указанные энергоносители.
1 . 6 . В случаях, когда в ФЕР отсутствуют расценки на отд е льные виды работ , выполняемые по нормативам и технологии, предусмотренной расценками на ремонтно-строительные работы, при составлении сметной документации на строительные работы (неинвентарные леса , понижение отметок пола подвала и т.д.) разрешается применение соответствующих единичных расценок по сборникам на ремонтно-строительные работы.
— сметные цены на строительные матер и алы, изделия и конструкции — по Федеральному сборнику сметных цен на материалы, и зделия и конструкции, применяемые в строи т ельстве (включают средние сложившиеся отпускные цены и транспортные затраты в размере до 13 % от отпускных цен, учитывающих доставку от фран к о-с к лада изготовителя до франко-приобъектного склада строительства объекта, включая за гот овительно-с кл а д ские расходы и расходы посредников в сфере обращения);
— затраты труда рабочих, кроме занятых упра в лением и обслуживанием маш и н, — в разр е з е кв алиф и кац и онн ы х разрядов, рассчитанные исходя из уровня оплаты труда рабочих строительного комплекса базового района по состоянию на 1 ян в аря 2000 г. с районным коэффициентом, равным 1 . Часовая оплата труда рабочих-строителей рассчитана по 6 -ти разрядной сетке, исходя из оплаты труда рабочего-строителя в размере 1600 рублей в месяц для 4 -го среднего квалификационного разряда при среднемесячном количестве рабочих часов 166 , 25 согласно постановлени ю Минтруда России от 07 . 02 . 2000 г. № 2092 . Размер средств на оплату труда рабочи х- строителей в расценках принят на основании показателей трудоемкости и среднего разряда работ. Принятая часовая оплата труда по квалификационным разрядам приведена в таблице 1 ;
— затраты на эксплу а тацию отечественных ст ро и те льны х машин и автотранспо рт ных средств, в том числе на оплату груда рабочих, о б служ ив а ющи х маши н ы, — по Федеральному сборнику сметных норм и расценок на эксплуа т ацию строительных машин и автотранспортных средств с учетом внесенных дополнен и й и изменений.
Затраты на эксплуатацию машин учитывают оплату труда рабочих, обслуживающих машины, с районным коэффиц и ентом, равным 1 , и рассчитаны по 10 -ти разрядной сетке, в которой оплата труда рабочего со средним тарифным разрядом 4 , 3 принята в размере 1760 руб. (Приведены в таблице 2). Размер средств на оплату труда рабочих, управляющих строительными машинами , в расценках рассчитан на основании показателей времени э ксплуатации ма ш ины и р аз мера ча с овой оплаты труда рабочих, управляющих машинами.
Для рабочих 7 — 10 разрядов, управляющих мощными и особо сложными стро и тельными машинами, перечень которых п риведен в таблице 3.2 «Метод и ческих рекомендаций по о п ределению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оп л ате труда работ н иков строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций» (МДС 83-1.99), учтены повышенные часовые тарифные ставки. В таблицах 1 и 2 тарифные коэффициенты приняты по таблице 5 . 7 указанного МДС.
Часовая оплата труда рабочих-строителей и рабочих, управляющих строительными машинами, включает в себя все виды выплат и воз н аграждений, входящих в состав фонда оплаты труда.
Показатели час о вой оплаты труда рабочих-стро ит елей, занятых на строительных работах.
Источник: www.infosait.ru
Новая ФСНБ-2020 — обзор, сравнение с ФСНБ-2017
В данной статье мы познакомимся с новой Федеральной сметно-нормативной базой ФСНБ-2020. В соответствии с поручением Президента от 26.06.2019 г. ПР-1381ГС, п.1д-2 Минстрою РФ поручено выпустить обновленную федеральную сметно-нормативную базу (ФСНБ-2020) которая должна учитывать новые технологии в строительстве, современные строительные материалы, изделия, конструкции и оборудование. О поручениях президента мы говорили в статье ФЕР 2020.
Что же в итоге из себя представляет новая ФСНБ 2020?
Утверждение новых ГЭСН-2020 и ФЕР-2020
Государственные элементные сметные нормы ГЭСН 2020 утверждены приказами Минстроя РФ:
№ 871/пр от 26.12.2019 | Сметные нормы на строительные и специальные строительные работы |
№ 872/пр от 26.12.2019 | Сметные нормы на монтаж оборудования |
№ 873/пр от 26.12.2019 | Сметные нормы на капитальный ремонт оборудования |
№ 874/пр от 26.12.2019 | Сметные нормы на пусконаладочные работы |
№ 875/пр от 26.12.2019 | Сметные нормы на ремонтно-строительные работы |
В федеральный реестр сметных нормативов ГЭСН-2020 внесены в раздел ГСН «Государственные сметные нормативы» — строки с 256 по 260.
На сайте Минстроя РФ ГЭСН-2020 размещены в печатном виде для ознакомления. Скачать ГЭСН-2020.
Федеральные единичные расценки ФЕР-2020 утверждены одним приказом Минстроя РФ:
876/пр от 26.12.2019 г. | Федеральные единичные расценки на строительные работы |
Федеральные единичные расценки на монтаж оборудования | |
Федеральные единичные расценки на капитальный ремонт оборудования | |
Федеральные единичные расценки на пусконаладочные работы | |
Федеральные единичные расценки на ремонтно-строительные работы | |
Цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве | |
Расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств | |
Цены на перевозки грузов для строительства |
В федеральный реестр сметных нормативов ФЕР-2020 внесены в раздел ГСН «Государственные сметные нормативы» — строка 261.
На сайте Минстроя РФ ФЕР-2020 размещены в печатном виде для ознакомления. Скачать ФЕР-2020.
Уровень цен и порядок ввода в действие новых ГЭСН и ФЕР
Все приказы вводятся в действие с 31.03.2020 года. Соответственно с этой даты мы начинаем использовать базу в работе. Еще одним моментом выделю что базы ГЭСН и ФЕР в редакции 2017 года не отменены, в приказах об утверждении новой ФСНБ нет никакой информации, следовательно необходимо ждать дополнительных приказов Минстроя РФ о признании ГЭСН и ФЕР 2017 года не подлежащими применению.
Новые ФЕР-2020 утверждены в уровне цен на 01.01.2000 года. По факту мы имеем очередную редакцию ФЕР-2001, коих выходило уже 5, нового базисного уровня как упоминалось — нет. В целом разговоры на счет пересчета ФЕР в цены текущего периода ходят, но на сколько это актуально под вопросом. В первую очередь необходимо осуществить качественную разработку индексов пересчета.
Сравнительный анализ новой ФЕР 2017 и ФЕР 2020
Во многом состав базы и структура сборников осталась неизменной. По-хорошему назвать новой данную базу проблематично, т.к. это все та же ФЕР-2017 с корректировками и доработками. По внешнему виду база что и была раньше, состав и нумерация сборников не изменились. 38000 «НОВЫХ» расценок, учитывающих новые технологии, мы не увидели….
И так что мы имеем:
Сборники ФЕР на строительные работы (ФЕР 81-02-2001).
В базе ФЕР-2017 назывались Сборники на строительные и специальные строительные работы.
В состав входят сборники с 1 по 47 – как и было ранее.
По структуре сборники практически идентичны с базой ФЕР-2017, но в сборнике 06 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные» изменилась структура . В ФЕР-2017 был раздел 1, а все виды работ распределялись по подразделам и таблицам. В ФЕР-2020 все подразделы были перенесены в разделы с изменением номером таблиц. От этого все шифры расценок изменились, что в свою очередь это усложнит процесс пересчета из ФЕР-2017 в ФЕР-2020.
Раздел 1. БЕТОННЫЕ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ КОНСТРУКЦИИ МОНОЛИТНЫЕ | |||
06-01-001 | Подраздел 1.1. Фундаменты под здания и сооружения | 06-01-001 | Раздел 1 . Фундаменты под здания и сооружения |
06-01-005 | Подраздел 1.2. Фундаменты под оборудование | 06-02-001 | Раздел 2 . Фундаменты под оборудование |
06-01-012 | Подраздел 1.3. Прочие работы | 06-03-001 | Раздел 3 . Прочие работы |
06-01-024 | Подраздел 1.4. Подпорные стены и стены подвалов | 06-04-001 | Раздел 4 . Подпорные стены и стены подвалов |
06-01-026 | Подраздел 1.5. Колонны | 06-05-001 | Раздел 5 . Колонны |
06-01-030 | Подраздел 1.6. Стены и перегородки | 06-06-001 | Раздел 6 . Стены и перегородки |
06-01-034 | Подраздел 1.7. Балки, пояса, перемычки, ригели | 06-07-001 | Раздел 7 . Балки, пояса, перемычки, ригели |
06-01-041 | Подраздел 1.8. Перекрытия | 06-08-001 | Раздел 8 . Перекрытия |
06-01-044 | Подраздел 1.9. Конструкции из баритобетона | 06-09-001 | Раздел 9 . Конструкции из баритобетона |
06-01-046 | Подраздел 1.10. Тоннели и проходные каналы | 06-10-001 | Раздел 10 . Тоннели и проходные каналы |
06-01-049 | Подраздел 1.11. Бункера | 06-11-001 | Раздел 11 . Бункера |
06-01-052 | Подраздел 1.12. Сооружения, возводимые в скользящей опалубке | 06-12-001 | Раздел 12 . Сооружения, возводимые в скользящей опалубке |
06-01-062 | Подраздел 1.13. Сооружения водопровода и канализации | 06-13-001 | Раздел 13 . Сооружения водопровода и канализации |
06-01-067 | Подраздел 1.14. Выполнение прочих работ в емкостных сооружениях | 06-14-001 | Раздел 14 . Выполнение прочих работ в емкостных сооружениях |
06-01-080 | Подраздел 1.15. Приготовление бетонов и растворов в построечных условиях | 06-15-001 | Раздел 15 . Приготовление бетонов и растворов в построечных условиях |
06-01-087 | Подраздел 1.16. Возведение монолитных конструкций жилых и общественных зданий с применением различных видов переставной опалубки | 06-16-001 | Раздел 16 . Возведение монолитных конструкций жилых и общественных зданий с применением различных видов переставной опалубки |
06-01-096 | Подраздел 1.17. Возведение монолитных стен в скользящей опалубке | 06-17-001 | Раздел 17 . Возведение монолитных стен в скользящей опалубке |
06-01-103 | Подраздел 1.18. Возведение перекрытий в мелкощитовой опалубке при бетонировании стен в скользящей опалубке | 06-18-001 | Раздел 18 . Возведение перекрытий в мелкощитовой опалубке при бетонировании стен в скользящей опалубке |
06-01-107 | Подраздел 1.19. Возведение конструкций в индустриальной опалубке типа «дока» | 06-19-001 | Раздел 19 . Возведение конструкций в инвентарной опалубке (подача бетона в бадьях) |
06-01-119 | Подраздел 1.20. Возведение конструкций в мелкощитовой опалубке типа «модостр» | 06-20-001 | Раздел 20 . Возведение конструкций в инвентарной мелкощитовой опалубке |
06-01-120 | Подраздел 1.21. Возведение конструкций в опалубке типа «пери» | 06-21-001 | Раздел 21 . Возведение конструкций в инвентарной опалубке (подача бетона автобетононасосом) |
06-01-144 | Подраздел 1.22. Конструкции зданий атомных электростанций | 06-22-001 | Раздел 22 . Конструкции зданий атомных электростанций |
Сравнение сборника №6 в базах ред. 2017 и 2020 гг.
Также изменения коснулись и материальных ресурсов, как видим в «сборнике 6» в подразделах 19, 20,21 – в базе ФЕР-ред. 2017 г. упоминалась опалубка «Дока», «Модостр» и «Пери» в новой базе как видим наименования разделов не содержат информации о конкретных производителях. К примеру, в базе ФЕР-2017 материал с шифром «01.7.16.03-0001» назывался «Палуба опалубки типа «Дока» из бакелизированной фанеры» в новой ФЕР-2020 этот материал называется «Палуба опалубки из бакелизированной фанеры», единица измерения и стоимость не изменились.
И таких изменений много как в строительных, так и в монтажных сборниках.
В сборнике 10 «Деревянные конструкции» в расценках, где встречался «Асбест» — теперь Хризотилцемент. В расценках из названий убрали производителей «КНАУФ», «АКВАПАНЕЛЬ», а встречались они в перегородках, подвесных полотках и т.д. В 15 сборнике «Отделочные работы» из названий ушли «Акмигран», «АГШТ», «Армстронг», «Ecophon Focus E», «ФАССТ», «Терракоат» и т.д.
Во многих позициях заменили краны на автомобильном ходу «грузоподъёмность 10т» на «грузоподъёмность 16т». Данная техника применяется в качестве внутрипостроечного транспорта. Механизированный инструмент, который был исключен в базе 2017 года, в новой базе не появился. Вообще по машинам и механизмам немного изменений, но одно из существенных касается буровых установок – которые были существенно уменьшены в цене больше чем на 80%, что с свою очередь повлияло на стоимостные показатели расценок таблиц с ФЕР 05-01-075 по ФЕР 05-01-081 (Устройство буронабивных свай). Прямые затраты по данным работам уменьшились в несколько раз.
05-01-075-03 | Устройство буронабивных свай диаметром 750 мм под защитой обсадной трубы буровыми установками с крутящим моментом 150-250 кНм в грунтах 3 группы | 26 259,23 | 7537,90 |
05-01-077-01 | Устройство буронабивных свай диаметром 1200 мм под защитой обсадной трубы буровыми установками с крутящим моментом 250-350 кНм в грунтах 1 группы | 6115,55 | 2267,89 |
05-01-080-01 | Устройство железобетонных буронабивных свай диаметром 550 мм по технологии непрерывного полого шнека буровой установкой с крутящим моментом 250-350 кНм глубиной до 20 м в грунтах 1 группы | 914,56 | 205,08 |
Сравнение прямых затрат по расценкам на устройство буронабивных свай
Гармонизация ФЕР-2001, ТСН-2001, отраслевых баз.
Во многих расценках произошло уменьшение трудозатрат, что в свою очередь отразилось на показателе оплаты труда. Данное уменьшение можно считать результатом гармонизации федеральной, московской и отраслевых сметно-нормативных баз, т.к. затраты труда рабочих во многих (нормах) расценках были установлены по территориальным сметным нормативам для г. Москвы (ТСН-2001). Однако произошло это не во всех позициях, а только в тех, где трудозатраты в ТСН-2001 были меньше, чем в ГЭСН-2017.
Приведу несколько примеров таких снижений:
11-01-011-01 | Устройство стяжек цементных толщиной 20 мм | 100 м2 | 39,51 | 23,33 |
11-01-036-01 | Устройство покрытий из линолеума на клее | 100 м2 | 42,4 | 38,2 |
17-01-001-01 | Установка ванн купальных прямых чугунных | 10 компл | 32,19 | 29 |
20-02-002-07 | Установка решеток жалюзийных площадью в свету до 6,5 м2 | ШТ | 7,11 | 4,06 |
08-02-002-01 | Кладка перегородок из кирпича, армированных толщиной в 1/4 кирпича при высоте этажа до 4 м | 100 м2 | 146,32 | 124 |
Для наглядности приведу ещё один пример таблицы ГЭСН в сборнике «Кровли» 12-01-001:
Источник: general-smeta.ru
Ценообразование в строительстве: ТЕРы, ФЕРы и «несостоявшиеся закупки»
Резкий скачок цен на металлы в конце прошлого года, потянувший за собой рост стоимости других строительных материалов, в 2021 году вверг строительную отрасль в панику. Но если коммерческие структуры могли играть ценой квадратного метра, договариваться с банками и поставщиками, то подрядчикам, исполняющим госзаказы, пришлось действительно несладко.
Госконтракты на грани срыва
Большинство из них было вынуждено бессильно наблюдать за тем, как их выручка тает, а кое-кто вообще остановил деятельность, так как оказалось, что стоять дешевле, чем работать. С начала года все исполнители таких контрактов с надеждой смотрели в сторону Правительства и Минстроя РФ, которым необходимо было что-то предпринять, чтобы не сорвать строительство федеральных, региональных и муниципальных объектов.
И только в начале августа Правительство издало Постановление № 1315, которое повлияло на контракты, заключенные по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Минстрой РФ отреагировал изданием приказа № 500/пр, который внес изменения в методику составления сметы контрактов в сторону их увеличения.
Обо всех перипетиях, связанных с нововведениями, с которыми столкнулись различные стейкхолдеры процесса государственных и муниципальных закупок, шла речь на проведенном недавно круглом столе «Ценообразование в строительстве», который организовало Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ). А загвоздок, не до конца урегулированных вопросов и, как говорили участники мероприятия, «развилок» оказалось настолько много, что пока подрядчики госзакупок спокойными себя чувствовать никак не могут.
Из-за чего сыр-бор
«Стоимость металла с IV квартала 2020 года в 35–40 тыс. за тонну увеличилась к настоящему времени более чем в 2 раза, — рассказал директор Департамента ценообразования в строительстве НОСТРОЙ Павел Малахов. — В последние месяцы мы наблюдаем тенденцию к ее снижению, но, по прогнозам производителей, к прежней цене металл никогда не вернется».
По его словам, следом в рост пошла полимерная продукция, древесина, химия. По данным начальника департамента строительства и архитектуры Ивановской области Александра Батурина, за первые три квартала 2021 года кирпич вырос в цене на 50 %, оконное стекло — на 30 %, битумная продукция — на 50 %.
В результате все строители с периодичностью два раза в неделю стали получать письма от поставщиков с изменением цены на еще не авансированные контракты по поставке. Как это повлияло на конечную цену контракта?
«Строители физкультурно-оздоровительного комплекса из реестра типовых проектов Минстроя России в Иркутской области посчитали удельный вес металла в стоимости строительства, — рассказал Павел Малахов. — Получилось 14 %, и при увеличении цены металла только на 50% контракт должен увеличиться на 7 %. При этом сметная прибыль у компании на этом проекте — 6 %, то есть она оказывалась в убытке».
И таких контрактов со сроком действия от одного года, находящихся в стадии исполнения, по стране несколько десятков тысяч, их общая стоимость — 6 трлн руб. А еще есть контракты со сроком до года на сумму около 700 млрд руб., на которые пока вообще не обратили внимание. Также без внимания пока остаются подрядчики, выполняющие капитальный ремонт зданий. Здесь в работе 38 тыс. контрактов на сумму 349 млрд руб. Как манны небесной подрядчики капремонтов ждут изменений в Постановление Правительства № 615.
Самые неприятные данные озвучил представитель площадки «РТС-тендер» Виктор Баранов. Сотрудники площадки посчитали так называемые несостоявшиеся закупки этого года, то есть те торги по государственным и муниципальным контрактам, на которых не заявилось ни одного участника.
«Самая сложная ситуация — в закупках по капитальному ремонту, — подчеркнул Виктор Баранов. — Год стартовал с 42,5 % несостоявшихся закупок, а на июль мы имеем 64,5 %. В переводе на русский язык 6,5 закупки из 10 отправляются в корзину».
В связи с введением в действие постановления № 1315 ситуация с госзакупками в строительстве по законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ чуть лучше, но все равно кривая несостоявшихся закупок неумолимо ползет вверх.
«Во всех проектных областях, которые мы исследовали, видны всплески закупок в апреле — мае, когда, по сути, начался строительный сезон и основная контрактация, — продолжает Баранов. — Подрядные организации начали выходить на объекты и столкнулись с ростом цен. А в летний период закупки стали снижаться».
По его словам, исходя из данной информации, выводов напрашивается два. Первый: сложившаяся ситуация — это не процессуальные проблемы, не проблемы законодательства, а проблемы рынка. Рынок отражается на всех проектных областях, влияет на историю вовлечения подрядной среды в закупки по всему периметру. Второй вывод: к сожалению, на сегодня стабилизации ситуации и снижения доли несостоявшихся торгов в обозримом будущем не видно.
Что сделано властью
«Первое, что мы получили, — это разъяснение о возможности изменения цены контракта в рамках п. 8 ч. 1 ст. 95 закона № 44-ФЗ, — рассказывает о принятых новеллах Павел Малахов. — Если раньше изменение цены контракта трактовали как предпринимательские риски, то теперь считают, что законодатель изначально закладывал в статью возможность изменения цены контракта выше инфляционного уровня. В развитие этой темы было принято Постановление № 1315».
По нему утверждена возможность изменения цены контракта не более чем на 30 % в пределах лимитов бюджетных обязательств. Данное постановление распространяется на контракты по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и которые заключены в соответствии с законом № 44-ФЗ для обеспечения федеральных нужд.
Что касается методики составления сметы контрактов, согласно приказу Минстроя № 500/пр она регулирует случаи увеличения цены контракта до 30 % в связи со значительным ростом цен на строительные материалы. Методика делит контракты на три уровня: до 30 млн руб., от 30 до 100 млн руб. и свыше 100 млн руб. В рамках контрактов до 30 млн руб. проводится конъюнктурный анализ материалов, которые подорожали, и решение о повышении цены контракта принимается заказчиком самостоятельно.
«По контрактам от 30 млн и выше необходимо произвести всю сметную стоимость невыполненных работ в текущий уровень цен через индексы, которые выпускаются ежеквартально для всех регионов Минстроем России, — продолжает Малахов. — Здесь важным аспектом является качество этого индекса, чтобы изменения цены и рост стоимости материалов были учтены в субъектах РФ. При контрактах свыше 100 млн руб. требуется проведение повторной экспертизы расчета, который готовит заказчик вместе с подрядчиком».
Как бы то ни было, уже сейчас ясно, что Постановление № 1315 надо дорабатывать.
«Мы подготовили проект изменений, который предусматривает два ключевых момента, — поделился планами заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко. — Первый — возможность увеличения цены контракта на работы, которые выполнялись с 1 января 2021 года. Второй — мы увеличили количество заказчиков-ФОИВов. Раньше их было 39, мы добавили туда силовые структуры».
По его словам, министерство постоянно мониторит ситуацию с выпуском региональных актов в соответствии с постановлением. На текущий момент 29 таких актов уже готовы, 17 находятся в высокой степени готовности, 37 — в работе. Оставшиеся субъекты либо считают, что пока им не надо повышать цены, либо отказались от создания акта и идут путем прямого изменения каждого контракта. «Сейчас есть возможность доработать и внести изменения в Постановление № 1315, которые позволяли бы эти процедуры улучшить, если они работают плохо», — уверен Сергей Музыченко.
Замминистра отметил еще две проблемы. Постановление № 1315 не затрагивает контракты со сроком действия до года. Этот вопрос новым составом ГД будет рассматриваться в первую очередь, как один из важнейших. Также подготовлены необходимые изменения в Постановление № 615 по капремонту. Проект прошел все процедуры согласования и будет внесен на рассмотрение Правительства в ближайшие дни.
Задача: устранить «развилки»
Президент НОСТРОЙ Антон Глушков остановился на работе, которую объединение проводит совместно с Минстроем и которая касается практики применения постановления № 1315 и приказа № 500/пр.
«Хотя некоторые субъекты Федерации уже приняли свои подзаконные акты, анализ этих документов говорит о том, что большая часть из них очень похожи друг на друга, не учитывают региональной специфики и написаны без учета имеющейся практики, — подчеркнул Антон Глушков. — Поэтому «развилок» в применении возникает достаточно много».
Одна из них — муниципальные заказы. Формально для корректировки цены контракта им достаточно распоряжения Главы, но оно должно либо базироваться на внутреннем локальном нормативном акте, который принимает муниципалитет, либо отсылать к документу, который принимает субъект, а его может и не быть.
Довольно большое количество объектов в РФ строится по принципу софинансирования, когда в проекте участвуют бюджеты разных уровней, причем заказчиками, как правило, выступают органы местного самоуправления. До последнего момента этот вопрос не был урегулирован.
«Мы решили, что данный момент в методике учтен, и им надо учиться пользоваться, кроме того, под это появились федеральные средства, — уверен Глушков. — Но схема их распределения достаточно сложная».
Есть и другие проблемы. По словам Александра Батурина, при пересчете согласно методике по индексам к общей стоимости строительно-монтажных работ итог, который получили в Ивановской области, строителей не устраивает. Необходим переход на расчет индекса по элементам затрат.
«Мы уже подписали соответствующее письмо губернатора, — подчеркнул Батурин. — Просьба Минстрою и Главгосэкспертизе услышать наши предложения и в кратчайшие сроки пересчитать данные индексы. Думаю, что эта проблематика касается всех регионов».
По мнению Антона Глушкова, помимо перехода на элементы затрат часть субъектов столкнулись с проблемой, что прежде расчет производился в территориальных единичных расценках (ТЕРах). В конце 2020 года ТЕРы отменили, и сегодня все расчеты производятся исключительно в ФЕРах (федеральных единичных расценках). И не всем понятно, каким образом переводить ТЕРы в ФЕРы и переделывать весь сметный расчет.
«В Красноярском крае, например, ТЕРы во II квартале 2020 года оказались выше, чем ФЕРы II квартала 2021 года, — рассказал Антон Глушков. — В этой связи ситуацию переводного коэффициента для объектов, которые были отторгованы в ТЕРах, тоже нужно регулировать».
В ходе мероприятия о своих проблемах докладывали представители региональной власти, Главгосэкспертизы, Фонда капитального ремонта, подрядных организаций. И у всех есть те или иные проблемы, связанные с Постановлением № 1315. Антон Глушков и Сергей Музыченко призвали собравшихся разбирать частные случаи в рамках Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС), а общие обещали рассмотреть на серии ВКС-совещаний.
Другого варианта нет
Увы, факты говорят о том, что желающих участвовать в государственном заказе все меньше и меньше. При этом рыночный спрос оттесняет государственный заказ, малый и средний бизнес уходит работать к частному заказчику, где ценообразование рассчитывается договорным способом. Бюджет в этом смысле отстает, и это повод для власти задуматься.
Но изменения в контрактной системе — не такой простой вопрос, требующий постоянного изменения законодательства. «Давайте скажем честно, что каждый из нас мечтал об аналогах постановлений, которые были в 2008, 2015, 2016 годах, когда объекты пересчитывались одними переводными коэффициентами. Снималась ответственность с подрядной организации, с заказчика, и всем было удобно», — говорит Антон Глушков.
Но сегодня с учетом значительного увеличения бюджетных ассигнований в стройку бюджетных объектов стало значительно больше и объем бюджетной нагрузки на строительную отрасль вырос. Государство объективно не может воспользоваться прежними механизмами. Ведь даже принятие документа № 1315 решалось на уровне первых лиц государства при активном сопротивлении Минэкономики и Минфина.
«Да, неудобно. Да, очень много вопросов к нынешней методике, но это возможность помочь подрядным организациям, — резюмировал Антон Глушков. — Другого варианта нет, поэтому придется руководствоваться ею и пытаться, по крайней мере, не ухудшить свои финансовые показатели».
Источник: ardexpert.ru
Фэр в строительстве это
Единичные расценки, в том числе ФЕРы, сведены в таблицы и содержат на принятый в них измеритель конструкций или работ следующие показатели:
стоимость эксплуатации строительных машин, в том числе оплату труда рабочих, обслуживающих машины;
нормы расхода материалов (в натуральных показателях), стоимость которых не учитывается в единичной расценке;
Виды ФЕР
Виды сборников ФЕР
Литература
См. также
Смотреть что такое «Федеральные единичные расценки в строительстве» в других словарях:
Федеральные единичные расценки — ФЕР: ФЕР строит. Федеральные единичные расценки в строительстве ФЕРм строит. Федеральные единичные расценки на монтаж оборудования ФЕРп строит. Федеральные единичные расценки на пусконаладочные работы ФЕРр строит. Федеральные единичные расценки… … Википедия
Территориальные единичные расценки в строительстве — Территориальные единичные расценки (ТЕР) – это сметные нормативы, содержащие расценки на выполнение единичных строительных работ на территории субъектов Российской Федерации. Данные сметные нормативы регламентируют общественно необходимые,… … Википедия
Строительство — Запрос «Стройка» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Небоскрёб Бурдж Халифа в период строительства (2007 год) Строительство возведение зда … Википедия
ФЕР — ФЕР: ФЕР строит. Федеральные единичные расценки в строительстве ФЕРм строит. Федеральные единичные расценки на монтаж оборудования ФЕРп строит. Федеральные единичные расценки на пусконаладочные работы ФЕРр строит. Федеральные единичные расценки… … Википедия
система — 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
устройство — 2.5 устройство: Элемент или блок элементов, который выполняет одну или более функцию. Источник: ГОСТ Р 52388 2005: Мототранспортны … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
объект — 3.14 объект (object): Элемент, который может быть охарактеризован посредством измерения его атрибутов. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Метрологическая — исп Состояние ТССНХ, оп с Источник: МИ 2021 89: Рекомендация. ГСИ. Метрологическое обеспечение гибких производственных систем. Основные положения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Список аббревиатур — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия
Методические рекомендации по порядку оформления сметной документации для выполнения капитального ремонта при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд в Московской области — Терминология Методические рекомендации по порядку оформления сметной документации для выполнения капитального ремонта при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд в Московской области: 3.2. Акт обследования объекта на… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Фэр в строительстве это
Задать вопрос
Откуда вы узнали о сметном портале?
Поиском
Совет друга
Из форума
Другое
Доступно о ФЕРах
Ввиду того, что в интернете информация по всевозможным сметным нормативам представлена в достаточно разрозненной форме (порой, трудно понять, что же такое смета ФЕР), наш портал начинает публикацию тематический статей на данную тематику.
Мы будем рассказывать вам о тех или иных нормах, на основе которых осуществляется процесс составления сметной документации и проведение расчётов по выполняемым работам. Сегодня речь пойдёт о федеральных единичных расценках.
К ФЕРам относят сметные нормативы, которые содержат стоимостные расценки на выполнение того или иного вида строительных единичных работ. ФЕРы регламентируют отдельные элементы прямых затрат, которые приходятся на единицу объёма строительных работ и конструктивных элементов. К таковым элементам могут относиться:
1) трудовые затраты строителей
2) расходы строительных материалов
3) время работы строительных машин.
За норму принять брать самые прогрессивные и экономически выгодные методы и проектные решения производства работ.
Почему федеральные расценки?
Своё название ФЕРы получили ввиду того, что их разработкой занимается федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов (ФЦЦС). Таким образом, в данных нормативах содержатся расценки на виды работ, выполняемые на всей территории Российской Федерациии.
Когда и где именно применяются федеральные единичные расценки?
Применение федеральных нормативов чаще всего уместно в тех случаях, если речь идёт о строительстве объектов за счёт федерального бюджета. В ситуации, когда исполнитель и заказчик оговаривают цены в условиях своего договора, то прибегать к федеральным расценкам не обязательно. По причине того, что то в нормативах содержатся расценки на все виды работ, то ФЕРы могут использоваться во всех отраслях народного хозяйства.
Как составляются ФЕРы?
Федеральные единичные расценки составляются на основе 1-го базового района (Московской области), то есть расценки на строительные работы в МО являются основой для составления ФЕРов.
Что содержат ФЕРы?
Основное место в федеральных единичных расценках занимает таблица, в которой указаны номера расценок, наименования работ, а так же затраты на эти работы (материалы). Помимо этого, в расценках содержатся такие главы, как «Общие указания» и «Правила исчисления объёмов работ».
Видоы ФЕРов?
Что такое единичные расценки
Что такое единичные расценки?
Единичная расценка — это, как можно заключить из названия, расценка за единицу чего-либо. В сметном деле единичные расценки — это стоимость одной единицы объема работ.
Существует несколько видов единичных расценок: Федеральные единичные расценки (ФЕР), Отраслевые единичные расценки (ОЕР) и Территориальные единичные расценки (ТЕР). Единичная расценка в строительстве — это расценка, которая, как правило, применяется для определения укрупненной сметной стоимости объекта строительства или какого-то определенного вида работ. В части II методических рекомендаций по применению Федеральных единичных расценок МДС 81-35.2004 существует возможность изучить данную тему для более ясного понимания. В этой статье будут рассмотрены некоторые особенности сборников федеральных единичных расценок, а также свойственные им характеристики.
Федеральные единичные расценки
Федеральные единичные расценки — это расценки, которые можно применять при составлении локальной сметы, сметы по форме №4, КС-2 и других сметных форм на территории всей Российской Федерации. Федеральные единичные расценки, или ФЕР, как правило, разрабатываются в ценах базового региона, которым признана Московская область.
Кроме того, следует знать, что федеральные единичные расценки ФЕР и государственные элементные сметные нормы ГЭСН являются в совокупности одной сметно-нормативной базой.
Сборники ФЕР имеют подразделение по видам работ, в чем можно убедиться, взглянув на рисунок 1. Как видно, существует несколько частей по видам работ: строительные, ремонтно-строительные, монтажные, капремонт и пусконаладочные. В данных частях собраны сборники в соответствии с видом работ, поэтому виды единичных расценок, очевидно, в каждом отдельно взятом сборнике будут иметь отличительные черты, однако следует отметить, что единичные расценки составлены по общим принципам и имеют схожие характеристики. Кроме этого, в состав базы включены также сборник сметных цен и сборник на перевозки.
Рисунок 1. Состав федеральных единичных расценок
Федеральные единичные расценки. Состав сборников
Для более ясного понимания, что такое ФЕР, и какие виды единичных расценок включены в состав базы, лучше всего обратиться к каждой из частей сборников нормативов. Как показано на рисунке 1, первую часть составляют строительные работы. В составе данной части находятся 47 сборников, включающих в себя исчерпывающий набор норм на различные виды строительства. Состав части можно увидеть на рисунке 2.
Рисунок 2. Состав строительной части ФЕР
Говорить обо всех 47 частях в данной статье не представляется необходимым, однако есть смысл остановиться на некоторых сборниках, чтобы уяснить метод поиска необходимой нормы при составлении локального сметного расчета. Необходимо отметить, что сборники носят вполне четкое конкретизированное название, что позволяет быстро ориентироваться в процессе подбора расценок для сметы. Таким образом, сборник под номером 1, который называется «Земляные работы», очевидно, учитывает в себе большинство работ при данном виде строительства. Следует сказать, что каждый сборник федеральных единичных расценок зачастую имеет еще и внутреннее деление на разделы, отделы и подразделы, в которые в свою очередь собраны по определяющему принципу таблицы с нормами.
Как образец, можно рассматривать сборник №15 на отделочные работы. В составе данного сборника находится 7 разделов, в каждом из которых содержаться расценки на определенный вид работ по отделке внутренних помещений и наружных поверхностей. Раздел 1 в сборнике 15 можно использовать при составлении сметной документации на облицовочные работы, а раздел 2 — на штукатурные работы. Разделом 3 учтены лепные работы, а в разделе 4, названном «Малярные работы», существует возможность подобрать расценку на окраску различных поверхностей водными составами, масляными красками, лаками и т.д.
Кроме того, все сборники строительной части, как, впрочем, и других частей федеральных единичных расценок, содержат в себе и техническую часть, в которой даются различные указания к применению норм того или иного сборника и рекомендации по подсчету объемов работ. Также в технической части содержаться разнообразные приложения, указывающие на коэффициенты, разделения на группы и пр. для каждого сборника ФЕР.
Часть сборников на ремонтно-строительные работы включает в себя сборники под номерами 51-69. Использовать сборники данной части рекомендуется при составлении локальных смет на ремонт различного вида сооружений и конструкций. Например, сборник под номером 53 применяется в сметах на ремонт стен, а сборник 59 необходим при производстве ремонтных работ на лестницах и крыльцах.
В основном, сборники ремонтно-строительной части сразу включают в себя таблицы с нормами, однако некоторые из них так же, как и строительные сборники, имеют внутреннее деление на разделы. В качестве примера можно привести сборник №66 на наружные инженерные сети, который поделен на три раздела, первый из которых содержит в себе расценки на ремонт наружных инженерных сетей всех видов, а оставшиеся два — на ремонт водопровода и канализации бестраншейным методом. Техническая часть к каждому сборнику также свойственна ремонтно-строительной части базы ФЕР.
Кроме того, следует отметить и тот факт, что иногда в сборниках ремонтно-строительной части не представляется возможности найти подходящую, соответствующую всем требованиям технологии производства работ расценку. Например, такое часто случается при поиске и применении норм на разборку и демонтаж различного вида оборудования и материалов. В таком случае существует возможность использовать расценки из строительной части с применением коэффициентов из различных справочников. Также при работах по реконструкции какого-либо объекта желательно использовать нормы не из ремонтно-строительных сборников, а из сборника №46 строительной части, в котором собраны расценки на работы по реконструкции зданий и сооружений.
Часть на монтажные работы рассчитана на составление смет на монтаж различного вида оборудования, прокладку линий связи, устройство технологических трубопроводов и т.д. В плане внутреннего подразделения и наличия технической части состав сборников на монтажные работы схож с остальными частями федеральных единичных расценок.
Всего два сборника находятся в составе части на капремонт оборудования, первый из них применяется при капитальном ремонте лифтов, а второй — при проведении ревизии трубопроводной арматуры.
Часть на пусконаладочные работы включает в свой состав 16 сборников. Данные сборники имеют общие черты со сборниками предыдущих частей.
Следует отметить, что без пусконаладочных работ не представляется возможным сдать в эксплуатацию ни один объект, поэтому сборники федеральных единичных расценок в данной части рассчитаны на пусконаладку электротехнических устройств, автоматизированных систем управления, деревообрабатывающего оборудования и на множество других видов оборудования. Сборники пусконаладочной части делятся в свою очередь на отделы, в которых собраны расценки по определенному принципу. Так, например, пусконаладочный сборник под номером 06, рассчитанный на пусконаладочные работы на холодильном оборудовании, имеет в своем составе деление на три отдела. Как можно увидеть на рисунке 3, первый отдел применяется при составлении сметных форм на холодильные установки, второй отдел целесообразнее всего применять в сметах на компрессорные и углекислотные установки, а в третьем сборнике содержатся нормы на пусконаладку оборудования химической промышленности.
Рисунок 3. Состав сборника ФЕРп06
Сборник сметных цен представляет собой свод ценников на различные показатели. Таким образом, сборник ТС включает показатели почасовой оплаты труда, сборник ФССЦ является сборником цен на материалы, а сборник ФСЭМ используется для включения в состав сметной стоимости цен на эксплуатацию оборудования.
Сборник на перевозки, как можно понять из названия, применяется при возникновении необходимости расчета стоимости погрузо-разгрузочных работ и работ по перевозке грузов различными видами транспорта. Перевозка грузов в данном случае возможна несколькими видами транспорта: при помощи автотранспорта, при помощи тракторов с прицепами, а также с использованием железнодорожного транспорта.
Следует также отметить, что данный состав и принцип построения структуры сборников характерен и для сборников ТЕР, в которых отражены единичные расценки, привязанные к местным условиям строительства. Особенностью ТЕР может быть наличие или отсутствие той или иной нормы или раздела в составе сборников в виду различных факторов, например, климата, геодезической обстановки и т.д. в каждом регионе страны. Кроме того, ТЕР в разных регионах на один и тот же вид работ могут иметь различную стоимость.
Номер единичной расценки
У каждой нормы в составе сборников любой части федеральных единичных расценок есть уникальный шифр, или номер единичной расценки. Для наиболее наглядного объяснения о составе расценок ФЕР лучше всего обратиться к рисунку 4, на котором приведена спонтанно взятая расценка из монтажной части. Как видно, номер единичной расценки в данном случае — это ФЕРм08-02-145-01. Норма эта определяет стоимость работ по прокладке кабеля по дну канала без креплений.
Рисунок 4. Норма ФЕРм08-02-145-01
Следует иметь в виду, что указание на ту или иную часть единичных расценок идентифицируется в шифре примененной нормы в смете. Как правило, к указанию на федеральные единичные расценки ФЕР прибавляется литера, прописанная строчной буквой. Таким образом, получается, что ФЕРр — это указание на ремонтно-строительную часть, ФЕРм — на монтажные работы, ФЕРп — это пусконаладка, а ФЕРм указывает на то, что расценки в сметной форме применены с использованием части нормативной базы на капитальный ремонт.
Итак, норма ФЕРм08-02-145-01, как можно увидеть на рисунке 4, предполагает прокладку кабеля массой до 1 кг на метр. Таким образом, становится очевидно, что другие нормы таблицы ФЕРм08-02-145 будут основаны на весе кабеля. Так, например, норма под шифром ФЕРм08-02-145-05 предполагает работы с кабелем весом до 9 кг на метр. Такое внутреннее деление на основании какого-либо признака свойственно практических для всех таблиц всех сборников единичных расценок.
Помимо этого, номер единичной расценки включает указание не только на нормативные базы, такие как ФЕР. ТЕР, ОЕР, ГЭСН, но еще и на следующие параметры:
Таким образом, как можно убедиться, номер единичной расценки может сказать о многом. Кроме того, каждая единичная расценка имеет свое наименование работ в соответствии с шифром, а также указание единицы измерения.
Помимо этого, большинство норм включают в свой состав целый комплекс показателей. Например, на рисунке 4 видно, что норма ФЕРм08-02-145-01 включает в себя такие показатели, как состав работ и ресурсную часть.
Состав работ показывает в данном случае, какова технология работ при прокладке кабеля по дну канала без креплений. Как видим, состав работ данной нормы включает в себя помимо собственно прокладки кабеля такие манипуляции, как установку и снятие лебедки, барабана, роликов, установку капы и маркировку.
В ресурсной части единичной расценки, как правило, перечисляется необходимое количество ресурсов для производства одной единицы объема работ данной нормы. Таким образом, получается, что для прокладки 100 метров кабеля весом одного метра до 1 кг по дну канала необходимы затраты на труд рабочих среднего разряда 3,8 и затраты труда машинистов. Помимо этого, при производстве данного вида работ необходимо учитывать стоимость эксплуатации кранов, домкратов, лебедок и бортовых автомобилей. Также не стоит упускать из внимания и стоимость расходных материалов таких, как монтажная лента, припои, битумный лак и прочие вспомогательные материалы. Как видим, стоимость самого кабеля в состав данной расценки не включена, что означает, что в данном случае необходимо воспользоваться сборником цен на материалы.
Итогом всему вышеописанному может быть то, что сборники федеральных единичных расценок ФЕР, а также ТЕР и ОЭР, обладают большим многообразием норм в своем составе, что зачастую может стать причиной затруднений при выборе расценок при составлении сметной документации. В свою очередь применение нормы, отвечающей всем требованиям проектной документации и технологии производства работ, является критически важным при определении сметной стоимости строительства любого объекта.
Источник: dom-srub-banya.ru
СОСТАВ И ХАРАКТЕРИСТИКА СБОРНИКОВ ФЕР НА РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Сборники федеральных единичных расценок применяются в сметном нормировании в строительстве. действующем на территории Российской Федерации. Состав и структура сборников строго регламентированы.
ФЕРр объединены в сборники.
- ФЕРр — федеральные единичные расценки на ремонтно-строительные работы;
- 81 (первая группа цифр) — шифр сметных нормативов;
- 04 (вторая группа цифр) — шифр сборников федеральных единичных расценок на ремонтно-строительные работы;
- 51 (третья группа цифр) — порядковый номер сборника ФЕРр;
- 2001 (четвертая группа цифр) — присвоенный год выпуска сметно-нормативной базы, разработанной в уровне цен по состоянию на 01.01.2000.
- Общие указания;
- Правила определения объемов работ.
- Коэффициенты к единичным расценкам.
- номер (шифр) единичной расценки (графа 1);
- наименование и характеристика строительных работ и конструкций (графа 2);
- показатель прямых затрат на единицу измерения, принятую в единичной расценке, включающий оплату труда рабочих, затраты по эксплуатации строительных машин и автотранспортных средств, затраты на строительные материалы, изделия и конструкции, руб. (графа 3);
- показатель оплаты труда рабочих-строителей, руб. (графа 4);
- показатель затрат по эксплуатации машин и автотранспортных средств — всего, руб. (графа 5) и отдельно — нормативный показатель затрат на оплату труда рабочих, управляющих машинами, руб. (графа 6);
- нормативный показатель затрат на строительные материалы, изделия и конструкции, руб. (графа 7);
- показатель затрат труда рабочих-строителей, чел.-ч (графа 8).
Расход материалов, включаемых в этом случае в графу 7 единичных расценок, должен определяться по проектным данным (рабочим чертежам) с учетом трудноустранимых потерь и отходов, связанных с перемещением материалов от приобъектного склада до рабочей зоны и их обработкой при укладке в дело, в соответствии с «Правилами разработки и применения нормативов трудноустранимых потерь и отходов материалов в строительстве» (РДС 82-202-96), введенными в действие Постановлением Минстроя России от 08.08.1996 N 18-65.
При этом нормативные показатели затрат по труду в чел.-ч корректировке не подлежат.
В графе 2 единичных расценок «Наименование и характеристика строительных работ и конструкций» приводятся соответствующие количественные параметры строительных работ и конструкций, обозначающие интервалы действия единичных расценок. При этом в качестве характеристики интервалов действия единичных расценок используются также слова «до», «от» и «свыше».
Параметры строительных работ и конструкций (длина, высота, площадь, масса и т.п.), приведенные со словом «до», следует понимать включительно, а со словами «от» и «свыше», исключая значение параметра, указанного в характеристике строительных работ и конструкций.
Федеральные единичные расценки имеют номер (шифр) (графа 1 таблицы единичной расценки), совпадающий с номером (шифром) ГЭСНр по соответствующим сборникам ГЭСН.
- первая группа цифр (два знака) — порядковый номер Сборника федеральных единичных расценок (ФЕРр);
- вторая группа цифр — номер таблицы сборника (ФЕРр);
- третья группа цифр — порядковый номер единичной расценки в данной таблице.
Указанные затраты учтены в стоимости эксплуатации машин по графе 5 «всего», что связано с построением Федерального сборника сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, в разделе 40 которого приведены сметные цены на эксплуатацию автотранспортных средств, включающие затраты на оплату труда водителей с начисленными на нее накладными расходами и сметной прибылью.
- при производстве работ на поверхности — 1,15;
- при открытом способе производства работ — 1,25.
Источник: sdelo.ru