Нормативная база сметных расчётов – это большое количество единичных расценок объединенных между собой в сборники в соответствии с их видом.
Единичные расценки — это совокупность ресурсов в денежном выражении (заработная плата, эксплуатация машин и механизмов, материалы и оборудование), которые необходимы для выполнения того или иного вида работ.
В свою очередь сборники расценок на строительные (ремонтные) работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы по уровню применения подразделяются на федеральные (ФЕР), территориальные (ТЕР), т.е. нормативные базы.
Федеральные сборники ЕР (далее — сборники ФЕР) включают в свой состав ЕР, используемые в различных отраслях народного хозяйства. Сборники ФЕР, разрабатываемые в уровне цен для базового района страны (Московская область), утверждаются и вводятся в действие Госстроем России. Они содержат полный набор расценок по видам работ, выполняемым на территории Российской Федерации.
Территориальные сборники ЕР (далее — сборники ТЕР) включают в свой состав ЕР, используемые в конкретном территориальном образовании Российской Федерации (регионе). Сборники ТЕР утверждаются и вводятся в действие администрациями субъектов Российской Федерации, регистрируются в Госстрое России в соответствии с руководящими документами по строительству (РДС 10-202-94) и включаются в Перечень действующих нормативных документов в строительстве.
Как мышление влияет на результат в бизнесе? Как расти в феврале? Александра Ерматова
Сборники ФЕР являются как бы отправной точкой, на основе которой и разрабатываются все сборники других регионов (ТЕР). В территориальные сборники ТЕР включаются единичные расценки, привязанные к местным условиям строительства, которые применяются при строительстве в пределах территории административного образования Российской Федерации (региона), т.е. попросту отслеживают установленный для данного региона уровень заработной платы строителей, стоимости материалов, эксплуатации машин и механизмов, а также различные климатические и иные факторы. Таким образом, ТЕР наиболее точно отражают стоимость производства строительных работ для конкретного региона. В соответствии с этим в каждом регионе есть свои ТЕР (территориальные единичные расценки), за исключением города Москва
Накладные расходы их состав, накладные расходы бурения скважин
Сметы на строительство скважин составляют на основе единых цен на материалы и оборудование, транспортных тарифов, утвержденных норм накладных расходов и плановых накоплений, а также плановой скорости бурения скважин.
В состав накладных расходов входят административно-хозяйственные расходы, расходы по обслуживанию работников строительства, на организацию и производство работ на строительных площадках и прочие накладные расходы. Их определяют в процентном отношении от прямых затрат или основной заработной платы. Различают средние, предельные и единые предельные нормы накладных расходов.
Средние нормы при определении сметной стоимости строительства не применяют. Они являются основой для расчета предельных норм. Предельные нормы расходов на общестроительные работы разрабатывают по методическим указаниям Госстроя СССР и дифференцируют по министерствам, ведомствам и главным управлениям (объединениям). Единые предельные нормы накладных расходов (одинаковые для всех исполнителей) устанавливают на монтажные и специальные работы монтаж металлоконструкций, внутренние санитарно-технические работы, подземные горно-капитальные работы, буровзрывные работы, монтаж оборудования, прокладка и монтаж сетей связи, электромонтажные работы и др
Определение усилий в стержнях фермы методом «Сквозных сечений».
Накладные расходы предназначены для компенсации затрат строительной организации на обслуживание, организацию и управление строительством. Величина их определяется косвенным путем в процентах от фонда оплаты труда рабочих.
Перечень затрат, включаемых в статью накладные расходы:
Прочие накладные расходы
— Амортизация по нематериальным активам;
— Платежи по кредитам банков;
— Расходы, связанные с рекламой.
Плановая фактическая сметная себестоимость (смотри вопрос 13)
18. Базисно-индексный метод (+/-)
Базисно-индексный (индексный) метод определения стоимости строительства основан на использовании системы текущих и прогнозных индексов по отношению к стоимости, определенной в базисном уровне, т.е. стоимость работ и затрат в базисном уровне цен умножается на индексы (коэффициенты пересчета).
Возможны несколько вариантов назначения коэффициентов пересчета:
•На смету в целом. В этом случае после составления сметы и суммирования прямых затрат по всем расценкам сумма прямых затрат умножается на коэффициент пересчета.
•На отдельные разделы сметы. Если смета состоит из нескольких разделов (например, «Кладка стен», «Монтаж электрооборудования», «Внутренняя отделка»), то возможно применение различных коэффициентов пересчета к каждому из разделов сметы.
•К каждой расценке. Прямые затраты к каждой из расценок сметы считаются сразу с учетом коэффициента пересчета.
•К элементам расценки (к элементам прямых затрат). Коэффициенты пересчета применяется отдельно к каждой из составляющих расценки — к ЗП, ЭММ и М, с последующим суммированием составляющих для определения прямых затрат.
Базисно-индексный метод, позволяет с достаточной степенью точности определять стоимость строительства в текущем уровне цен. Пользуясь указанным методом, получили возможность определять стоимость строительства по средним текущим ценам на любой момент времени и достаточно быстро. Фактически этот процесс занимает несколько минут машинного времени. Таким образом, хотя большинство специалистов полагает, что наиболее перспективным является ресурсный метод, базисно-индексная методика тоже пользуется определенным успехом. Ресурсный метод предпочтительнее для частных заказчиков, которые стремятся получить максимально точный расчет смет на строительство. В то же время для государственных организаций-заказчиков, которые оперируют более значительными бюджетными средствами, несомненно, выгоднее иметь расчеты на основе базисно-индексного метода. |
Виды сборника единичных расценок, их назначение и применение (ФЕР, ТЕР)
Нормативная база сметных расчётов – это большое количество единичных расценок объединенных между собой в сборники в соответствии с их видом.
Единичные расценки — это совокупность ресурсов в денежном выражении (заработная плата, эксплуатация машин и механизмов, материалы и оборудование), которые необходимы для выполнения того или иного вида работ.
В свою очередь сборники расценок на строительные (ремонтные) работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы по уровню применения подразделяются на федеральные (ФЕР), территориальные (ТЕР), т.е. нормативные базы.
Федеральные сборники ЕР (далее — сборники ФЕР) включают в свой состав ЕР, используемые в различных отраслях народного хозяйства. Сборники ФЕР, разрабатываемые в уровне цен для базового района страны (Московская область), утверждаются и вводятся в действие Госстроем России. Они содержат полный набор расценок по видам работ, выполняемым на территории Российской Федерации.
Территориальные сборники ЕР (далее — сборники ТЕР) включают в свой состав ЕР, используемые в конкретном территориальном образовании Российской Федерации (регионе). Сборники ТЕР утверждаются и вводятся в действие администрациями субъектов Российской Федерации, регистрируются в Госстрое России в соответствии с руководящими документами по строительству (РДС 10-202-94) и включаются в Перечень действующих нормативных документов в строительстве.
Сборники ФЕР являются как бы отправной точкой, на основе которой и разрабатываются все сборники других регионов (ТЕР). В территориальные сборники ТЕР включаются единичные расценки, привязанные к местным условиям строительства, которые применяются при строительстве в пределах территории административного образования Российской Федерации (региона), т.е. попросту отслеживают установленный для данного региона уровень заработной платы строителей, стоимости материалов, эксплуатации машин и механизмов, а также различные климатические и иные факторы. Таким образом, ТЕР наиболее точно отражают стоимость производства строительных работ для конкретного региона. В соответствии с этим в каждом регионе есть свои ТЕР (территориальные единичные расценки), за исключением города Москва
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Источник: cyberpedia.su
Феры и теры в строительстве что такое
Резкий скачок цен на металлы в конце прошлого года, потянувший за собой рост стоимости других строительных материалов, в 2021 году вверг строительную отрасль в панику. Но если коммерческие структуры могли играть ценой квадратного метра, договариваться с банками и поставщиками, то подрядчикам, исполняющим госзаказы, пришлось действительно несладко.
Госконтракты на грани срыва
Большинство из них было вынуждено бессильно наблюдать за тем, как их выручка тает, а кое-кто вообще остановил деятельность, так как оказалось, что стоять дешевле, чем работать. С начала года все исполнители таких контрактов с надеждой смотрели в сторону Правительства и Минстроя РФ, которым необходимо было что-то предпринять, чтобы не сорвать строительство федеральных, региональных и муниципальных объектов.
И только в начале августа Правительство издало Постановление № 1315, которое повлияло на контракты, заключенные по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Минстрой РФ отреагировал изданием приказа № 500/пр, который внес изменения в методику составления сметы контрактов в сторону их увеличения.
Обо всех перипетиях, связанных с нововведениями, с которыми столкнулись различные стейкхолдеры процесса государственных и муниципальных закупок, шла речь на проведенном недавно круглом столе «Ценообразование в строительстве», который организовало Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ). А загвоздок, не до конца урегулированных вопросов и, как говорили участники мероприятия, «развилок» оказалось настолько много, что пока подрядчики госзакупок спокойными себя чувствовать никак не могут.
Из-за чего сыр-бор
«Стоимость металла с IV квартала 2020 года в 35–40 тыс. за тонну увеличилась к настоящему времени более чем в 2 раза, — рассказал директор Департамента ценообразования в строительстве НОСТРОЙ Павел Малахов. — В последние месяцы мы наблюдаем тенденцию к ее снижению, но, по прогнозам производителей, к прежней цене металл никогда не вернется».
По его словам, следом в рост пошла полимерная продукция, древесина, химия. По данным начальника департамента строительства и архитектуры Ивановской области Александра Батурина, за первые три квартала 2021 года кирпич вырос в цене на 50 %, оконное стекло — на 30 %, битумная продукция — на 50 %.
В результате все строители с периодичностью два раза в неделю стали получать письма от поставщиков с изменением цены на еще не авансированные контракты по поставке. Как это повлияло на конечную цену контракта?
«Строители физкультурно-оздоровительного комплекса из реестра типовых проектов Минстроя России в Иркутской области посчитали удельный вес металла в стоимости строительства, — рассказал Павел Малахов. — Получилось 14 %, и при увеличении цены металла только на 50% контракт должен увеличиться на 7 %. При этом сметная прибыль у компании на этом проекте — 6 %, то есть она оказывалась в убытке».
И таких контрактов со сроком действия от одного года, находящихся в стадии исполнения, по стране несколько десятков тысяч, их общая стоимость — 6 трлн руб. А еще есть контракты со сроком до года на сумму около 700 млрд руб., на которые пока вообще не обратили внимание. Также без внимания пока остаются подрядчики, выполняющие капитальный ремонт зданий. Здесь в работе 38 тыс. контрактов на сумму 349 млрд руб. Как манны небесной подрядчики капремонтов ждут изменений в Постановление Правительства № 615.
Самые неприятные данные озвучил представитель площадки «РТС-тендер» Виктор Баранов. Сотрудники площадки посчитали так называемые несостоявшиеся закупки этого года, то есть те торги по государственным и муниципальным контрактам, на которых не заявилось ни одного участника.
«Самая сложная ситуация — в закупках по капитальному ремонту, — подчеркнул Виктор Баранов. — Год стартовал с 42,5 % несостоявшихся закупок, а на июль мы имеем 64,5 %. В переводе на русский язык 6,5 закупки из 10 отправляются в корзину».
В связи с введением в действие постановления № 1315 ситуация с госзакупками в строительстве по законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ чуть лучше, но все равно кривая несостоявшихся закупок неумолимо ползет вверх.
«Во всех проектных областях, которые мы исследовали, видны всплески закупок в апреле — мае, когда, по сути, начался строительный сезон и основная контрактация, — продолжает Баранов. — Подрядные организации начали выходить на объекты и столкнулись с ростом цен. А в летний период закупки стали снижаться».
По его словам, исходя из данной информации, выводов напрашивается два. Первый: сложившаяся ситуация — это не процессуальные проблемы, не проблемы законодательства, а проблемы рынка. Рынок отражается на всех проектных областях, влияет на историю вовлечения подрядной среды в закупки по всему периметру. Второй вывод: к сожалению, на сегодня стабилизации ситуации и снижения доли несостоявшихся торгов в обозримом будущем не видно.
Что сделано властью
«Первое, что мы получили, — это разъяснение о возможности изменения цены контракта в рамках п. 8 ч. 1 ст. 95 закона № 44-ФЗ, — рассказывает о принятых новеллах Павел Малахов. — Если раньше изменение цены контракта трактовали как предпринимательские риски, то теперь считают, что законодатель изначально закладывал в статью возможность изменения цены контракта выше инфляционного уровня. В развитие этой темы было принято Постановление № 1315».
По нему утверждена возможность изменения цены контракта не более чем на 30 % в пределах лимитов бюджетных обязательств. Данное постановление распространяется на контракты по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и которые заключены в соответствии с законом № 44-ФЗ для обеспечения федеральных нужд.
Что касается методики составления сметы контрактов, согласно приказу Минстроя № 500/пр она регулирует случаи увеличения цены контракта до 30 % в связи со значительным ростом цен на строительные материалы. Методика делит контракты на три уровня: до 30 млн руб., от 30 до 100 млн руб. и свыше 100 млн руб. В рамках контрактов до 30 млн руб. проводится конъюнктурный анализ материалов, которые подорожали, и решение о повышении цены контракта принимается заказчиком самостоятельно.
«По контрактам от 30 млн и выше необходимо произвести всю сметную стоимость невыполненных работ в текущий уровень цен через индексы, которые выпускаются ежеквартально для всех регионов Минстроем России, — продолжает Малахов. — Здесь важным аспектом является качество этого индекса, чтобы изменения цены и рост стоимости материалов были учтены в субъектах РФ. При контрактах свыше 100 млн руб. требуется проведение повторной экспертизы расчета, который готовит заказчик вместе с подрядчиком».
Как бы то ни было, уже сейчас ясно, что Постановление № 1315 надо дорабатывать.
«Мы подготовили проект изменений, который предусматривает два ключевых момента, — поделился планами заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко. — Первый — возможность увеличения цены контракта на работы, которые выполнялись с 1 января 2021 года. Второй — мы увеличили количество заказчиков-ФОИВов. Раньше их было 39, мы добавили туда силовые структуры».
По его словам, министерство постоянно мониторит ситуацию с выпуском региональных актов в соответствии с постановлением. На текущий момент 29 таких актов уже готовы, 17 находятся в высокой степени готовности, 37 — в работе. Оставшиеся субъекты либо считают, что пока им не надо повышать цены, либо отказались от создания акта и идут путем прямого изменения каждого контракта. «Сейчас есть возможность доработать и внести изменения в Постановление № 1315, которые позволяли бы эти процедуры улучшить, если они работают плохо», — уверен Сергей Музыченко.
Замминистра отметил еще две проблемы. Постановление № 1315 не затрагивает контракты со сроком действия до года. Этот вопрос новым составом ГД будет рассматриваться в первую очередь, как один из важнейших. Также подготовлены необходимые изменения в Постановление № 615 по капремонту. Проект прошел все процедуры согласования и будет внесен на рассмотрение Правительства в ближайшие дни.
Задача: устранить «развилки»
Президент НОСТРОЙ Антон Глушков остановился на работе, которую объединение проводит совместно с Минстроем и которая касается практики применения постановления № 1315 и приказа № 500/пр.
«Хотя некоторые субъекты Федерации уже приняли свои подзаконные акты, анализ этих документов говорит о том, что большая часть из них очень похожи друг на друга, не учитывают региональной специфики и написаны без учета имеющейся практики, — подчеркнул Антон Глушков. — Поэтому «развилок» в применении возникает достаточно много».
Одна из них — муниципальные заказы. Формально для корректировки цены контракта им достаточно распоряжения Главы, но оно должно либо базироваться на внутреннем локальном нормативном акте, который принимает муниципалитет, либо отсылать к документу, который принимает субъект, а его может и не быть.
Довольно большое количество объектов в РФ строится по принципу софинансирования, когда в проекте участвуют бюджеты разных уровней, причем заказчиками, как правило, выступают органы местного самоуправления. До последнего момента этот вопрос не был урегулирован.
«Мы решили, что данный момент в методике учтен, и им надо учиться пользоваться, кроме того, под это появились федеральные средства, — уверен Глушков. — Но схема их распределения достаточно сложная».
Есть и другие проблемы. По словам Александра Батурина, при пересчете согласно методике по индексам к общей стоимости строительно-монтажных работ итог, который получили в Ивановской области, строителей не устраивает. Необходим переход на расчет индекса по элементам затрат.
«Мы уже подписали соответствующее письмо губернатора, — подчеркнул Батурин. — Просьба Минстрою и Главгосэкспертизе услышать наши предложения и в кратчайшие сроки пересчитать данные индексы. Думаю, что эта проблематика касается всех регионов».
По мнению Антона Глушкова, помимо перехода на элементы затрат часть субъектов столкнулись с проблемой, что прежде расчет производился в территориальных единичных расценках (ТЕРах). В конце 2020 года ТЕРы отменили, и сегодня все расчеты производятся исключительно в ФЕРах (федеральных единичных расценках). И не всем понятно, каким образом переводить ТЕРы в ФЕРы и переделывать весь сметный расчет.
«В Красноярском крае, например, ТЕРы во II квартале 2020 года оказались выше, чем ФЕРы II квартала 2021 года, — рассказал Антон Глушков. — В этой связи ситуацию переводного коэффициента для объектов, которые были отторгованы в ТЕРах, тоже нужно регулировать».
В ходе мероприятия о своих проблемах докладывали представители региональной власти, Главгосэкспертизы, Фонда капитального ремонта, подрядных организаций. И у всех есть те или иные проблемы, связанные с Постановлением № 1315. Антон Глушков и Сергей Музыченко призвали собравшихся разбирать частные случаи в рамках Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС), а общие обещали рассмотреть на серии ВКС-совещаний.
Другого варианта нет
Увы, факты говорят о том, что желающих участвовать в государственном заказе все меньше и меньше. При этом рыночный спрос оттесняет государственный заказ, малый и средний бизнес уходит работать к частному заказчику, где ценообразование рассчитывается договорным способом. Бюджет в этом смысле отстает, и это повод для власти задуматься.
Но изменения в контрактной системе — не такой простой вопрос, требующий постоянного изменения законодательства. «Давайте скажем честно, что каждый из нас мечтал об аналогах постановлений, которые были в 2008, 2015, 2016 годах, когда объекты пересчитывались одними переводными коэффициентами. Снималась ответственность с подрядной организации, с заказчика, и всем было удобно», — говорит Антон Глушков.
Но сегодня с учетом значительного увеличения бюджетных ассигнований в стройку бюджетных объектов стало значительно больше и объем бюджетной нагрузки на строительную отрасль вырос. Государство объективно не может воспользоваться прежними механизмами. Ведь даже принятие документа № 1315 решалось на уровне первых лиц государства при активном сопротивлении Минэкономики и Минфина.
«Да, неудобно. Да, очень много вопросов к нынешней методике, но это возможность помочь подрядным организациям, — резюмировал Антон Глушков. — Другого варианта нет, поэтому придется руководствоваться ею и пытаться, по крайней мере, не ухудшить свои финансовые показатели».
Источник: www.normacs.info
О переходе с ТЕР на ФЕР и индексах пересчета
С 31 марта 2020 вступают в действие и будут применяться новые сметные нормативы ГЭСН и ФЕР в редакции 2020 года (база ГЭСН-2020, ФЕР-2001 в редакции 2020 года). Разберем ситуацию на примере Ярославского региона.
В Ярославской области до настоящего времени применяются ТЕР-2009 года Изменением 1 (утвержденные постановлением Правительства Ярославской области № 811-п от 18 октября 2011 года) — опубликованы в федеральном реестре сметных нормативов на сайте Минстроя РФ.
Ярославская база ТЕР (ТЕР-2001 в редакции 2009 года Ярославская область с изменением №1 от 14.12.11) — одна из старейших в России. Ей десять лет. Как и все остальные ТЕРы разрабатывалась в регионе на основе ГЭСН-2009 года.
В отличие от большинства других баз ТЕР-Ярославской области не учитывает изменений, которые были выпущены в ФСНБ-2014 и уж тем более ФСНБ-2017 (тут вообще только один Крым впереди планеты всей с единственной базой в редакции 2017 года). Не говоря уж про базу ГСН 2020, на которую по заявлениям представителей Минстроя планировалось перейти с территориальных сметных нормативов (ТЕР). Минстрой даже разработал методические рекомендации по разработке сметных норм (приказ Минстроя № 509/пр от 04.09.2019) и Методические рекомендации по разработке единичных расценок(приказ Минстроя № 521/пр от 04.09.2019).
Заместитель министра строительства РФ Дмитрий Волков в интервью информационному агентству «Строительство» 16 сентября 2019 заявил: «Территориальные единичные расценки есть примерно в пятидесяти регионах. При этом по-прежнему запрещена актуализация территориальных единичных расценок. Вот какие базы есть – такие есть, мы к ним публикуем индексы.
Когда регион скажет: «Все, хватит», он переходят на ФЕР, и им достаточно одного индекса. Почему уходим от ТЕР? Между федеральными единичными расценками и территориальными единичными расценками разница в стоимости на самом деле очень небольшая. При этом страна должна поддерживать 85-86 систем ценообразования, а это достаточно дорогое удовольствие.
Поэтому мы считаем, что территориальные единичные расценки должны уйти в прошлое, но произойти это должно естественным путем, без принуждения. Когда федеральные рыночные расценки докажут свое преимущество, они постепенно займут место региональных».
Получается, представители Минстроя РФ заявляют нам:
- что при переходе на новую базу в ред.2020 года разница в расчетах будет не существенная;
- в новой базе ГЭСН 2020 (рассчитанной, правда, пока в базовом уровне цена 2000 года) по итогам гармонизации включено большое количество новых расценок, увеличена номенклатура материалов, изделий и конструкций и так далее (смотри дополнительный материал о новой базе);
- новая база 2020 года будет дополняться и обновляться, так как Минстрой РФ и Главгосэкспертиза намерены дать возможность«использовать базисно-индексный метод, поддерживая его в актуальном состоянии»;
- раз база будет дополняться и изменяться — регионы смогут использовать все эти наработки прямо сейчас;
- в федеральном реестре сметных нормативов есть перечень ТЕРов, а значит ТЕР на данный момент действуют и каждый регион сам решает, работать (отменять их) или нет.
Но! Если региону переходить на новую базу с ТЕР на ФЕР (как это уже сделали коллеги в республике Татарстан, Владимирской и ряде других областей), то и считать сметы нужно будет ежемесячными «порасценочными» коэффициентами к ФЕР (построчные индексы, которых пока нет).
Кто решил, что одного индекса, который ежемесячно выпускает Минстрой для региона будет достаточно?
Мы решили проверить существующие способы расчета базисно-индексным методом с применением различных индексов на практическом примере.
Индексация смет в базе ТЕР и ФЕР-2017 для Ярославской области.
Для Ярославской области возможны следующие варианты индексации сметных расчетов:
- Для смет, сделанных в ТЕР — ежемесячные индексы по статьям затрат от ГАУ ЯО «ЯРГОССТРОЙЭКСПЕРТИЗА».
- Для смет, сделанных в ТЕР — ежемесячные индексы по статьям затрат от ООО «Стройинформресурс».
- Для смет, сделанных в ФЕР — ежемесячные индексы по статьям затрат от ООО «Стройинформресурс».
- Для смет, сделанных в ФЕР — ежеквартальные индексы к СМР от Минстроя России.
В каких сметных нормативах делать смету и с какими индексами?
Согласно статье 759 Гражданского кодекса Российской Федерации и письму Минрегионразвития РФ от 14 августа 2008 года №20169-СМ/08 «По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику (проектировщику, изыскателю) задание на проектирование, в котором приводятся исходные данные, необходимые для составления технической документации (в том числе выбор метода составления сметной документации), при этом подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика. Согласно МДС 81-35.2004 при составлении смет (сметных расчетов) могут применяться следующие методы определения сметной стоимости объектов строительства: ресурсный, ресурсно-индексный, базисно-индексный, на основе объектов-аналогов.»Таким образом, решение о выборе метода определения стоимости строительства относится к компетенции заказчика строительства.
При отсутствии указаний в задании на проектирование в каких сборниках производить расчет, Заказчик делегирует выбор расчета по умолчанию Проектировщику на основании ст 158 Гражданского кодекса РФ.
Но следует учитывать, что если финансирование строительства осуществляется частично или полностью за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектам Российской Федерации (предоставленных из федерального бюджета в форме субсидий, субвенций и дотаций), а также на основании соглашений(договоров) о предоставлении субсидий юридическим лицам, субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, договоров о предоставлении бюджетных инвестиций, то при определении сметной стоимости и расчетах за выполненные работы необходимо применять Федеральные единичные расценки (ФЕР) в редакции 2017 года (с учётом изменений и дополнений) и ежеквартальные индексы Минстроя России.
Кроме того, следует учесть, что региональные индексы (коэффициенты) не включены в Федеральный реестр сметных нормативов.
Рекомендуем заранее уточнять источники и структуру финансирования объектов строительства на предмет использования средств федеральных субсидий и(или) средств софинансирования федеральным бюджетом и государственных фондов.
Сейчас если федеральные деньги — то ФЕР, территориальные — то ТЕР. Если в регионе отсутствуют актуальные ТЕР (согласно реестра сметных нормативов), то значит применяем ФЕР. Но выбор нормативной базы — это компетенция заказчика.Обычно в ТЗ указано, в какой базе должна быть составлена смета. Если такового указания нет, то делается письменный запрос заказчику, получается письменный ответ, и тогда ситуация, когда приходится что-то пересчитывать, не возникает.
Временно отсутствующие в сметно-нормативной базе ТЕР-2001 единичные расценки, стоимости материальных ресурсов, стоимости строительных механизмов, но имеющиеся в сметно-нормативной базе ФЕР-2001 применяются в сметной документации, рассчитанной по ТЕР-2001. Для их пересчета в уровень цен базы ТЕР-2001 применяются индексы к ТЕР, разработанные ГАУ «Государственная экспертиза».
Для составления сметы используются ТЕРы области, в которой производятся работы, где приобретаются материалы, независимо от месторасположения заказчика. ФЕРы в свою очередь используются при строительстве линейных объектов, проходящих по территории нескольких областей.
Попробуем применить различные варианты индексов для конкретной сметы:
1. Смета в ТЕР — индексы по статьям затрат от ГАУ ЯО «ЯРГОССТРОЙЭКСПЕРТИЗА»
Итог по смете: 1 807 282,80 рублей (в ценах 2000 года), 9 771 195,60 рублей (в текущих ценах).
2. Смета в ТЕР — индексы по статьям затрат от ООО «Стройинформресурс»
Итог по смете: 1 807 282,80 рублей (в ценах 2000 года), 10 816 984,80 рублей (в текущих ценах).
3. Смета в ФЕР в редакции 2017 года с изменениями 1-5 — индексы по статьям затрат от ООО «Стройинформресурс»
Итог по смете: 1 043 973,60 рублей (в ценах 2000 года), 10 153 839,60 рублей (в текущих ценах).
4. Смета в ФЕР в редакции 2017 года с изменениями 1-5 — индексы к СМР от Минстроя России
Итог по смете: 1 043 973,60 рублей (в ценах 2000 года), 7 119 900,00 рублей (в текущих ценах).
В итоге наиболее выгодным для подрядчика вариантом будет смета, сделанная в нормативной базе ТЕР с индексами по статьям затрат от ООО «Стройинформресурс».
Был также сделан пробный расчет по той же самой смете в нормативной базе ФЕР-2001 в редакции 2020 года, которая вводится в действие с 31 марта 2020 года с тем же квартальным индексом Минстроя России (на 4 квартал 2019).
Итог по смете: 1 026 124.80 рублей (в ценах 2000 года), 6 998 170.80 рублей (в текущих ценах)
Произошло понижение базисной стоимости примерно на 2%
Также были сделаны пересчеты по другим сметам, в основном происходит снижение базисной цены примерно на 1-8%, есть сметы, в которых базисная цена даже немного увеличилась.
По результатам примера мы видим, что сметы в текущих ценах, рассчитанные по ТЕР с большей ценой, чем рассчитанные по ФЕР. А значит, на данный момент «не выгодно» считать по ФЕР, если есть ТЕР.
Справочно:
- Обратите внимание на нашу прошлую статью, где мы разбираем индексы к ФЕР и ТЕР Стройинформресурс — она актуальна и частично отвечает на вопросы, стоящие перед сметчиками.
- Полезный и не теряющий актуальности материал: Что будет с базами ТЕР? Союза инженеров-сметчиков России о применении ФЕР и индексов Минстроя.
Но все идет к тому, что будут выпускать региональные текущие цены, индексы к базе 2020 года. Вопрос — когда? Хочется пожелать Минстрою и Главгосэкспертизе наполнить, актуализировать и сделать выгодной новую базу. В регионах считать по ТЕР реально выгоднее, чем по новой базе ФЕР со всеми изменениями. Да, не хватает расценок, норм. Зато сметы дороже получаются, особенно в базе ТЕР-2009 года 🙂
Если у вас есть замечания, вопросы по материалу, базам ФЕР, применении индексов к базе ФЕР или ТЕР, или приобретении баз, индексов, мы с радостью ответим на них, звоните +7 (495) 133-62-42; 8-800-100-72-82; (4852) 60-73-75.
Источник: www.all-smety.ru