В истории педагогики игры со строительным материалом описаны достаточно давно и представлены во многих системах воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид игры обстоятельно изучен в отечественной дошкольной педагогике (А. Н. Давидчук, Л. А. Венгер, Л. А. Парамонова, С. В. Петрушина и др.).
Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности. Строительно-конструктивные игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности, что убедительно доказано в исследованиях Н. Н. Поддьякова, Л. А. Парамоновой и др.
В процессе строительно-конструктивных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.
Особенности формирования БДДС при подготовке бюджета
Содержанием игр со строительным материалом является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов.
Различаются следующие виды строительного материала:
— специально созданный (напольный, настольный строительный материал, наборы типа « Старинный замок», наборы типа «Юный архитектор», конструкторы);
— природный (песок, снег, камни, глина);
— подсобный (доски, ящики, коробки и др.).
Игры со строительным материалом связаны с другими видами игр (сюжетно-ролевая, театрализованная, подвижные, дидактические).
Наличие игрового замысла, свободное его развитие, вариативность решения – все это определяет творческий характер игр со строительным материалом.
Конструирование (от лат. construo — строю, создаю) обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов и процесс создания модели, машины, сооружения, технологии с выполнением проектов и расчетов.
Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Как правило, процесс конструирования проходит в форме игры, дабы заинтересовать дошкольника.
В теории и практике сложилось несколько видов конструирования:
- Конструирование по образцу — самый распространенный вид конструирования. Он имеет много положительного: у детей формируются различные умения, овладевают общими способами действий, усваивают последовательность действий.
- Конструирование по заданной теме — подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но ограниченной темой.
- Конструирование по собственному замыслу — сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно, ставит перед собой цель деятельности, планирует ее, набирает материал, реализует замысел.
- Конструирование по условиям — содержит большие развивающие возможности. Ребенок самостоятельно определяет длину и высоту постройки.
- «Стройка по моделям» — вид конструирования, разработанный А.Р. Лурия. Ребёнку предлагается модель постройки (рисунок, выполненная педагогом постройка, оклеенная бумагой), на которой очертания составляющих элементов конструкции скрыто (модель дивана, ворот, автомобиля).
У каждого из рассмотренных видов конструирования свои достоинства, потому что необходимо их сочетать в образовательной работе, на протяжении всего дошкольного детства.
История России. ХХ век. Лекция 12. Образование СССР. Империя наоборот | History Lab
Из всего многообразия конструкторов, которые используются в дошкольных учреждениях, хотелось бы остановиться на ЛЕГО
конструкторе, который представляет собой «яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка». С его помощью трудные задания можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок может с ней справиться. Элементы конструктора ЛЕГО имеют разные размеры, разнообразны по форме, простые варианты скрепления с другими элементами.
ЛЕГО – конструктор широко используется на занятиях по конструированию и решает следующие задачи: развивает мыслительные процессы ( анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.). Достаточно эффективное средство активизации мышления служит конструирование по моделям, по схемам, чертежам, плану, образцу, по памяти.
ЛЕГО — конструктор используется и на занятиях по математике с целью закрепления и развития навыков прямого и обратного счёта, сравнения чисел, знания состава числа, геометрических фигур; умения ориентироваться на плоскости, умения классифицировать по признакам.
На занятиях по ознакомлению с окружающим ЛЕГО используется в экспериментальной деятельности как материал, из которого сделан конструктор («Из чего сделано?», «Найди такой же», « Чем похожи и чем отличаются?», « Расскажи о свойствах предмета» и т.д.).
С помощью ЛЕГО дети передают в постройках полученные знания и впечатления от занятий, экскурсий, наблюдений и прогулок.
ЛЕГО – является мощным источником формирования у детей интереса к конструированию.
- Условия для развития игр со строительным, природным материалом.
Для развития игровой деятельности детей необходимо создавать следующие условия:
- Организовывать игровую среду: подобрать необходимый строительный материал, соответственно задачам развития конструктивной деятельности дошкольного возраста. Материал должен быть разнообразным (напольный, настольный, разные виды конструкторов,
наборы и т.д.), привлекательно оформленным, достаточно устойчивым, соответствовать возможностям детей.
- Обеспечить время и место для игр со строительными материалами. Игры требуют сосредоточенности мышления, внимания. Поэтому стеллажи для игр с настольным строительным материалом, конструкторами следует ставить так, чтобы они не мешали детям, не отвлекали их.
- Бережное отношение к постройкам, сооружениям, выполненным детьми. Обычно ребёнок любит «возвращаться» к своим постройкам, вносить в них изменения. Поэтому надо воспитывать у всех детей осторожное, внимательное отношение к собственным и чужим постройкам.
- Создавать условия для обыгрывания построек для этого следует подбирать мелкие игрушки (машинки, поезда, фигурки людей и животных и д.р.).
- Объединять детей для совместных построек из конструктора. Создавать ситуация, когда ребёнок, овладевший новыми конструктивными умениями, обучает им других детей.
- Учить детей бережно обращаться с конструктивным и строительным материалом. Аккуратно разбирать постройку, поделку из конструктора, раскладывать детали, формы по ячейкам стеллажа, коробки.
Игры с природным материалом.
Эти игры рано входят в жизнь ребенка. Едва научившись ходить, малыш тянется к лопатке, совку, стремится копать снег, песок, любит играть с водой. Но без специального обучения дети не приобретают необходимого умения, а также игры с природным материалом однообразны и малосодержательны.
Между тем они содержат большие возможности для развития у ребенка мышления, воли, настойчивости.
Эти возможности во многом определяются характером природного материала. Он очень разнообразен и обладает различными свойствами, диктующими разные приёмы его использования в качестве строительного материала.
Многие из свойств природных материалов ребёнок познаёт чувственным путём. Способы чувственного познания, умения выделять те или иные свойства и качества предметов развиваются в процессе содержательной
интересной деятельности, прежде всего в игре.
Игры с природным материалом — снегом, водой, песком, глиной, травой, палочками, ракушками, шишками, каштанами, желудям, плодами шиповника, семенами клена, липы, колосьями, листьями, корнями, корой, мхом и т. п. являются прекрасным сырьем для поделок и игр с ними.
Современная педагогика с каждым годом осваивает все большее количество различных методов и направлений.
Педагогическая песочница — это хорошая среда для индивидуальной и групповой работы с детьми в целях их духовно-нравственного становления, личностного развития и культурного роста.
Игру с песком нельзя интерпретировать. Педагог должен выполнять роль внимательного зрителя. Позиция педагога — это «активное присутствие», а не руководство процессом. Освобождение подавленной энергии приводит к ее трансформации, что позволяет направить трансформированную энергию на развитие личности и дальнейшее обучение.
Основные цели педагогической песочницы :
— Саморазвитие ребёнка посредством творческих игр на песке.
— Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
— Закрепление навыков фонетико-грамматического строя, звукопроизношения, обучение грамоте и письму.
— Творческое развитие личности.
- Руководство строительно-конструктивными играми в разных возрастных группах.
Воспитатель осуществляет следующие задачи:
– расширения представлений детей и направление их внимания на труд строителей, используемую ими технику;
– обучение способам строительства, воспитание и развитие самостоятельности и активности мышления, конструктивно-творческих способностей;
– формирование трудолюбия, развитие правильных взаимоотношений детей, объединение их в дружный коллектив.
Первая младшая группа
В программе воспитания в детском саду для младших групп предусмотрены строительные игры с игрушками, занятия со строительным
материалом, на которых происходит обучение необходимым действиям формирование простейших, но четких и прочных умений. Детей знакомят со строительным материалом, их формой, величиной, различным расположением на плоскости стола (лежит, стоит); учат накладывать один на другой, размещать кирпичики по горизонтали (поезд, дорожка); образовывать простейшие перекрытия (ворота, домик). Воспитатель находит сходство между постройками и знакомыми предметами в окружающей жизни.
Вторая младшая группа
Учат не только различать основные строительные детали (кубик, кирпичик, пластина), но и называть их, а так же располагать кирпичики на равном расстоянии друг от друга по кругу, по четырехугольнику (забор, загородка), ставя их на меньшую плоскость.
Уже в этом возрасте детей начинают обучать целенаправленному рассматриванию предметов, построек.
Руководство воспитателя заключается в создании игровой среды – отборе строительного материала.
В программе воспитания в детском саду предусматривается дальнейшее развитие интереса детей к строительным играм, использованию созданных построек в сюжетно-ролевых играх, воспитания умения строить не только по предложенному образцу, но и намеченной самим теме, обучение более сложным приемам работы.
Под руководством воспитателя дети 4-5 лет способны отражать в строительной игре впечатления об окружающем. Им дается разнообразный материал (строительный материал; конструктор; куски фанеры, картона, материал для украшения построек).
Воспитатель на экскурсиях, целевых прогулках обращает внимание детей на здания, мосты, транспорт, улицы, ограждения и т.д., учит их видеть красоту сооружений, замечать не только общее, но и различное, выделять отдельные части. Таким образом, в процессе руководства строительными играми детей этого возраста расширяются их представления об окружающем, которые они используют в игре.
Программа воспитания в детском саду предусматривает обучение детей предварительному планированию коллективных строительных игр, постановки цели игры, определению участников по предварительному договору, применению конструктивно-строительных умений не только по
наглядному образцу, но и по рисункам, фотографиям различных сооружений.
Руководство играми старших детей в большей мере направляется на сочетание интеллектуальной и практической деятельности. Воспитатель учит их обдумывать предстоящие игровые действия, сравнивать одно с другим, развивает сообразительность, поощряет догадку, побуждает претворять в жизнь принятое решение.
Для старших дошкольников рекомендуются разнообразные
строительные материалы. Следует показать им, как пользоваться тем или иным из них, как соединять отдельные его части, блоки, как делать постройки подвижными, прочными, красивыми.
Правильность руководства игрой и активное участие в ней всех детей определяют их удовлетворение от нее, интерес к ней и тем самым ее длительность.
Строительные игры в подготовительной группе отличаются более разнообразными замыслами, так как дети шире знакомятся с явлениями окружающей жизни, с техникой строительства на специальных экскурсиях, при просмотре кинофильмов, через книги.
В играх они часто подражают строительной деятельности взрослых.
Интересы детей подготовительной группы, их возможности предъявляют к руководству строительными играми большие требования.
Воспитатель должен иметь необходимые знания, проявлять интерес к технике, изобретательству. Из большого разнообразия зданий, сооружений, видов строительства, он отбирает немногое то, что доступно детям и оказывает воспитательное и обучающее воздействие.
В обучении конструированию большое значение имеет перевод плоскостного изображения (фотографии, рисунка) в объемную постройку, что предъявляет к ребенку значительные требования и содействует развитию аналитической деятельности. Педагог приучает анализировать итоги игры. Это дисциплинирует ум, учит детей соотносить цель и процесс строительства с результатом.
Источник: nsportal.ru
Основные этапы развития строительства
Строительство как процесс возведения зданий и сооружений известно с давних времен. Однако оно не всегда существовало как отрасль хозяйства.
Формирование строительства как отрасли народного хозяйства происходило по мере создания постоянно действующих строительных организаций, совершенствования технологии строительного производства, расширения программы строительных работ. В дореволюционной России строительство было основано на ручном труде: машин в строительном производстве почти не применяли. Не было материальной базы, необходимой для выполнения строительных работ, не было также специализированных строительных организаций.
Относительно небольшой объем строительных работ, сезонность, избыток дешевой рабочей силы, отсутствие развитой материальной базы – все это являлось причиной низкого уровня строительного производства. Однако, несмотря на такие условия строительное искусство и строительная наука стояли на высоком уровне.
После Первой мировой и гражданской воин народное хозяйство страны было сильно разрушено, что вызвало необходимость в коренном пересмотре и резком улучшении техники и организации производства строительных работ. В составе Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ) был создан Комитет государственных сооружений и общественных работ (КомГОССООР), который явился первым органом по управлению строительством в общегосударственном масштабе.
В годы довоенных пятилеток строительство развивалось бурными темпами. Капитальные вложения в этот период достигли значительных размеров – 36,4 млрд. руб., а объем строительно-монтажных работ возрос до 28.8 млрд. руб. Было введено в действие свыше 9000 объектов (фабрики, заводы, шахты, электростанции и др. предприятия).
Значительно возрос объем работ, выполняемых подрядными строительными организациями. Для руководства подрядными строительными организациями были созданы в ряде народных комиссариатов Главные строительные управления (Главстройпромы). Наиболее крупным и ведущим из них был Главстройпром Народного Комиссариата тяжелой промышленности.
В 1936 году Совнарком СССР и ЦК ВКП(Б) было принято постановление «Об улучшении строительного дела и об удешевлении строительства». Это постановление сыграло большую роль в создании и укреплении строительной индустрии в СССР. Оно знаменовало переход к индустриальным методам строительства, к выполнению строительных работ подрядным способом, т.е. постоянно действующими подрядными строительными организациями, обладающими материально-технической базой и постоянными кадрами строителей и опирающимися в работе на промышленное производство строительных деталей, полуфабрикатов и конструкций.
В последующие годы строительство постепенно выделяется как отрасль народного хозяйства на основе быстрого развития строительного производства.
В 1939 году был создан Народный Комиссариат по строительству (Наркомстрой), на который наряду со строительством предприятий и связанных с ними объектов жилищного и культурно-бытового строительства была возложена разработка (и утверждение) норм, технических условий и стандартов, а также типовых проектов для строительства.
Во время Великой Отечественной войны в больших масштабах велось строительство оборонительных сооружений, вводились в действие новые промышленные предприятия. После войны развернулись крупные строительные работы, намеченные четвертым пятилетним планом восстановления и развития народного хозяйства страны (1946-1956г.г.).
В связи с увеличением объемов строительно-монтажных работ в ряде республик были организованы республиканские наркоматы жилищно-гражданского строительства.
В 1946 году были созданы общесоюзные строительные наркоматы по наиболее крупным видам промышленного строительства.
В течение 1946-1950г.г было восстановлено и введено в действие 6200 крупных государственных промышленных предприятий, а также жилые дома общей площадью 117,1 млн.м 2 .
Удельный вес подрядного способа выполнения работ в общем объеме строительно-монтажных работ достиг в 1950 году 79%.
В 1950 году был организован Государственный комитет Совета Министров по делам строительства (ГОССТРОЙ СССР), в дальнейшем ГОССТРОИ были созданы в Украинской, Белорусской и других союзных республиках.
С 1954 года был взят курс на дальнейшее повышение уровня сборности, что обусловило развитие производства сборных железобетонных конструкций и деталей.
В 1955 году была намечена программа мероприятий по улучшению всего строительного дела.
Социальные задачи шестой пятилетки обязывали развивать базу крупнопанельного домостроения, разрабатывать и широко применять новые проекты в жилищном строительстве. Индустриализация жилищного строительства создала предпосылки для организации единого технологического потока силами комплексных промышленно-строительных предприятий – домостроительных комбинатов (ДСК). Впервые такие комбинаты были созданы в 1959 году в г. Ленинграде.
Огромные масштабы капитального строительства требуют быстрого развития и технического совершенствования строительного производства, промышленности строительных материалов, промышленности строительных конструкций и деталей, доведения их производства до уровня обеспечивающего потребности народного хозяйства.
Важным этапом в развитии капитального строительства явилось осуществление семилетнего плана развития народного хозяйства СССР на 1959-1965 г.г За эти годы построено и введено в действие 5470 крупных промышленных предприятий, а также большое количество мелких. Много действующих предприятий было реконструировано и расширено. Объем строительно-монтажных работ, выполненных подрядными организациями, достиг в 1965 году 87%.
Задания пятилетнего плана (1966-1970г.г) в области капитального строительства заключались в том. чтобы наиболее эффективно использовать капитальные вложения, обеспечить ввод в действие новых мощностей жилых зданий и других объектов в короткие сроки, при наименьших затратах и высоком качестве работ. Была поставлена задача – расширить применение методов планирования на основе сетевых графиков и управления на базе использования вычислительной техники.
Народнохозяйственное значение работ на отдельных комплексах, начатых в девятой пятилетке, характеризуется такими стройками, как Камский автомобильный завод, Байкало-Амурская магистраль, нефтехимические заводы Восточной Сибири и др. Лишь за один год девятой пятилетки в народное хозяйство вкладывалось средств в два с лишним раза больше, чем за все годы довоенных пятилеток. Многие из строек девятой пятилетки открыли фронт работ по освоению новых районов Дальнего Востока, Восточной Сибири и Крайнего Севера и последующих пятилеток.
Возросшие масштабы производства, усложнившиеся экономические связи, современный уровень научно-технической революции определили необходимость дальнейшего совершенствования хозяйственного механизма в стране. В частности, в августе 1986 года были изданы Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР №970 «О дальнейшем совершенствовании управления строительным комплексом страны» и №971 «О мерах по совершенствованию хозяйственного механизма в строительстве». В них были определены мероприятия по совершенствованию планирования строительного производства и расширению самостоятельности трудовых коллективов; по укреплению договорных отношений; по развитию хозяйственного расчета и др.
В современных условиях принципиального изменения экономического механизма в стране, связанного с изменением форм собственности на средства производства и результаты труда, строительство также претерпевает серьезные изменения.
Радикализация проводимой в стране экономической реформы переход к новым экономическим отношениям на базе предпринимательства и конкуренции создают предпосылки для ликвидации отчуждения человека от средств производства. расширение сфер применения творческих способностей людей в условиях рыночной экономики предполагает усиление мотивов трудовой активности. Важная роль в этих условиях отводится предпринимательству – инициативной хозяйственной деятельности. Предпринимательством, как правило, занимаются люди, способные реализовать выгодное дело, умелые организаторы, инициативные, энергичные. Важным качеством предпринимательства является компетентность. Предпринимательская деятельность немыслима без знаний современного хозяйственного механизма, методов инновационных процессов, внутреннего и внешнего рынка, маркетинга.
Источник: allrefrs.ru
Формирование в строительстве это
Строительная отрасль России остается одним из ключевых катализаторов ее экономического роста. Поиск вариантов преодоления кадрового дефицита рабочих специальностей требует значительных изменений в системе профессиональной подготовки рабочих-строителей.
В данном ракурсе значительный интерес представляет опыт зарубежных стран в области профессионального строительного образования. Большими полномочиями в ведущих зарубежных странах наделены специально образованные институты и структуры, которые имеют право на разработку квалификационных требований, аккредитации учебных заведений, установление горизонтов длительности стажировок, оценку компетенций. Практически значимой для российской практики в повышении профессионального образования рабочих строительных специальностей является возможность совмещения стажировок на строительной площадке с получением профессионального образования и дальнейшим присуждением профессиональных квалификаций. Для решения поставленной проблемы предлагается создание на территории России сети центров нового поколения — образовательных учреждений, осуществляющих профессиональное обучение, подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих кадров в сфере строительства.
1. Архитектурное образование в США — [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.akvobr.ru/ arhitekturnoe_o brazovanie_v_ssha.html (дата обращения: 2.02.15).
2. Ахметова И.А., Шигапова Д.К., Валиуллин М.А. Профессиональное обучение кадров: региональный аспект // Взаимодействие государственных и корпоративных учебных заведений как ресурс повышения качества профессионального образования — Материалы Международной научно- практической конференции. Казань, РИЦ, 2013.- С.233-235.
3. Высшее и профессиональное образование в Австралии — [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://sydneyvisa.ru/obuchenie-v-avstralii/australian-qualifications/
4. Надреева Л.Л., Мельничнов В.В., Мингалеева А.Г. О синергии репрофессионализации и полипрофессиональной проектной подготовки в организации кадрового обеспечения инновационного комплекса //Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. 2013. Т. 69. № 2-2.
С. 269-273.
5. Национальное объединение строителей. Официальный сайт. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.nostroy.ru.
6. Профессиональное образование в США — [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.studyamerica.ru.
7. Профессиональное образование в России и за рубежом — [Электронный ресурс]. — Режим доступа Details http://www.skipkk.ru /index.php/novosti/11-novosti/75-professionalnoe-obrazovanie-v-rossii-i-za-rubezhom.
8. Профессиональное образование в Канаде — [Электронный ресурс]. — Режим доступа http:// www. moeobrazovanie.ru /professionalnoe _ obrazovanie_kanade.html.
9. Система среднего профессионального образования Англии // Материалы международного семинара — [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.ica-amk.ru/enspo.
10. Система образования в Австралии — [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://e-migration.ru/australia/sistema-obrazovaniya-v-avstralii.html.
11. Федеральная служба статистики. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.gks.ru/bgd/regl /B12_04/IssWWW.exe/Stg/d07/01-00.htm (дата обращения: 18.10.14).
12. Федеральная служба статистики. Опережающие индикаторы по видам экономической деятельности (строительство) — [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/leading_indicators (дата обращения: 22.04.15).
Проблемы развития кадров, способных конкурировать в условиях процесса глобализации мировой экономики, вследствие ряда определенных причин, приобретают на современном этапе большую актуальность. В первую очередь, это изменившиеся условия на рынке труда, связанные как с уменьшением количества рабочих мест, так и с повышением требований к уровню профессионализма и компетенций работников. Во вторую очередь, работники с невысоким уровнем профессионализма и компетенций по объективным причинам отсеиваются, в силу усилившейся внутриорганизационной и внутриколлективной конкуренции наемных работников за рабочие места. И последнее, единственной гарантией социального благополучия, условием конкурентоспособности работника в этих изменившихся условиях рынка труда выступает профессиональное образование.
Специалисты выделяют два направления в профессиональном развитии, составляющие фундамент сущности профессионализма:
- профессионально-квалификационное развитие, самым тесным образом связанное с подготовкой (обучением), переподготовкой, повышением квалификации и самообразованием [2];
- профессионально-должностное развитие, базирующееся на рациональной и эффективной расстановке рабочей силы, служебно-профессиональном продвижении, репрофессионализации, росте профессиональных компетенций и потенциала рабочих кадров [4].
Строительство является одним из ведущих народнохозяйственных комплексов страны, который в значительной мере определяет развитие большинства отраслей народного хозяйства. Значение строительной продукции велико еще и потому, что она должна удовлетворять потребности не только поколения, которое ее создает, но и последующих поколений; одновременно она во многом влияет на формирование среды, окружающей человека. Помимо этого, строительная продукция имеет весьма специфический характер, определяемый рядом свойств, к числу которых относятся: стабильность, материалоемкость, долговечность, длительность создания и высокая стоимость. Наличие перечисленных свойств вполне понятно, и не нуждается в толковании. Единственное, что требует некоторого объяснения, это понятие стабильности.
Стабильность проявляется в неподвижности объектов строительства, которые связаны с земельным участком, где они возведены, и могут быть использованы только на месте их создания. В то же время это влечет за собой потребность в движении предметов, средств труда и рабочей силы, т.е. некоторой мобильности. Мобильность же диктует определенные формы организации производства и труда, структуры подрядных организаций и системы управления ими. Если в промышленности есть стабильные рабочие места, то строителям приходится на каждом из объектов вновь организовывать их, причем не единожды. Да и на этих рабочих местах, в отличие от промышленности, необходимо трудиться в сложных условиях труда — условиях дискомфорта (воздействие атмосферных явлений, работа на высоте и т.д.).
Строительная отрасль России как базовая отрасль, остается одним из ключевых катализаторов экономического роста страны. Ее роль, как ожидается, еще более укрепится в ближайшие годы, так как правительство намерено инвестировать в модернизацию и расширение инфраструктуры страны. Так, доля валовой добавленной стоимости продукции в сфере строительства, в общем объеме валового внутреннего продукта Российской Федерации в 2013 году составила 6,5% (в 2012г. — 6,7%). [11].
После резкого спада объема строительных работ в 2009г. (на 13,2%) тенденция роста объемов в 2012г. и 2013г. восстановилась. Среднегодовой темп прироста строительных работ в 2012г. и 2013г. составил 5,1%, что заметно ниже среднегодового темпа прироста в 2009 — 2010гг. (15,5%) [11].
Среднегодовая численность работающих в строительстве 2011г. — 3,1 млн. человек и 2012 г. — 2,8 млн. человек в 2013г. — 2,7 млн. человек [12]. Таким образом, темпы изменения численности занятых в строительстве за период (2011 — 2013гг.) в Российской Федерации имеют негативный характер, при незначительном увеличении доли валовой добавленной стоимости продукции строительства в общем объеме валового внутреннего продукта, что фактически формирует тенденцию сокращения объемов строительных работ.
В условиях сложных современных реалий, когда финансово-экономический кризис ударил по такому направлению, как инвестирование строительства, и строительная отрасль находится в переходном состоянии на новый уровень развития — систему саморегулирования, появляется спектр вопросов и проблем, требующих решения, одним из которых является дефицит кадров, прежде всего, квалифицированных рабочих-строителей.
Так, по результатам обследования Федеральной службой статистики, удельный вес респондентов, отметивших недостаток квалифицированных работников фактор ограничивающий деятельность строительной организации в период (2009 — 2010г.) — 17% составил (2012 — 2013г.) — 21%.[12].
Таким образом, на российском строительном рынке в периоды 2009-2010 гг., 2012-2013гг., несмотря на имеющиеся современные технологии, оборудование и материалы, наблюдается одновременное сокращение среднегодового темпа прироста строительных работ и численности занятых и недостатка квалифицированных кадров.
Поиск вариантов преодоления кадрового дефицита требует значительных изменений в системе профессиональной подготовки рабочих-строителей, традиционно ориентированной на предпроизводственное обучение молодежи.
Основой динамичного и позитивного развития системы профессионального обучения является приспособление к расширяющимся потребностям в обучении и переподготовке взрослых работников и создание новых структур управления, стимулирующие профессиональное обучение, ориентированное на потребности рынка. В этом плане значительный интерес представляет опыт зарубежных стран в области профессионального строительного образования, (поскольку усилившаяся конкуренция даст толчок модернизации производства и существенно повысится спрос на квалифицированных специалистов.) Причем, положительным примером может служить практика, только таких зарубежных стран, современное развитие которых отличается устойчивостью и эффективностью. Так, например, в Великобритании государство осуществляет только надзорную функцию и устанавливает общие критерии функционирования системы подготовки кадров и разработки квалификационных требований.
В сфере строительства существует основная специализированная профессиональная ассоциация, которая наделена правом как разработки квалификационных требований, так и правом аккредитации учебных заведений для обучения в соответствии с утвержденными требованиями. Квалификационные требования разделены на 8 уровней в зависимости от сложности и степени ответственности работ, которые будут выполняться после присвоения квалификации. Продолжительность обучения и стажировок непосредственно связаны с уровнем будущей присуждаемой квалификации. Разделение по уровням квалификаций производится соответственно сложности строительных работ. Квалификационные требования по каждой профессии включают в себя набор различных учебных дисциплин. [9].
В США регулирование системы профессионального образования для рабочих строительной отрасли производится на уровне отдельных штатов. Федеральное правительство вводит лишь общие требования безопасности и охраны труда в строительстве [6]. В укрупненном перечне профессий Департамента труда США указываются минимальные требования для начала обучения или начала профессиональной деятельности для рабочих строительных специальностей. В основном таким требованием является успешное окончание школы. При этом, необходимо обратить внимание, что в США форме обучения, при которой профессиональные навыки приобретают непосредственно на строительной площадке, придается большее значение, чем в Великобритании.
Важным моментом в формировании и закреплении знаний, умений и навыков служит фактор установления горизонтов длительности стажировок. Так, прохождение стажировок, как одного из эффективных форм обучения рабочих строительной отрасли, составляет от 1 года до 6 лет. Кроме того, несмотря на то, что в США отсутствуют единые требования к квалификации строительных рабочих, тем не менее, есть позитивные сдвиги в сфере унификации требований и повышения уровня профессионализма рабочих.
В частности, правительство США с конца XX века оказывает поддержку тем, кто выбрал карьеру профессионального рабочего, в целях повышения уровня образования и профессионализма, что выразилось в успешном функционировании негосударственной некоммерческой организации — Национального Центра Образования и Исследований в Строительстве. В соответствии с основной целью данной организации созданы требования к обучению для более 60 строительных профессий, а так же более чем для 70 созданы универсальные методы оценки профессионального уровня компетенции.
Оценка компетенций может быть проведена в более чем 4000 аккредитованных центрах на всей территории США. Она проводится в форме как письменного экзамена, так и выполнения строительных работ. Это делается в целях определения уровня квалификации рабочего [1].
Рассматривая систему профессионального образования рабочих строительных специальностей в Канаде, нужно отметить, что провинции и территории Канады, аналогично штатам США имеют большую автономию в вопросах профессионального образования рабочих строительных специальностей. В Канаде, как и в США, при обучении рабочих, основной упор делается на прохождение рабочими стажировки с одновременным посещением учебных заведений [8]. Важным является тот факт, что, несмотря на отсутствие принципиальных отличий от системы профессионального обучения в США, взаимодействие на федеральном уровне в данной области налажено в Канаде на более высоком уровне. Это, в частности, связано с тем, что государство проявило большую заинтересованность в вопросе универсализации квалификационных требований к профессии.
В соответствии с Конституцией Австралии ее штаты и территории имеют право самостоятельно регулировать вопросы профессионального образования: устанавливать свою собственную систему квалификационных требований, а также требований к стажировкам для рабочих строительных специальностей и издавать собственные акты в целях регулирования данной сферы [3,10]. В целом, несмотря на определенные различия в подходах к регулированию данной сферы, система квалификационных требований и обучения схожа с аналогичной системой в Великобритании.
В результате анализа системы профессионального образования рабочих строительных специальностей в зарубежных странах можно сформулировать определенные направления и инструменты их реализации, применение которых в отечественном образовательном процессе позволить непрерывно повышать профессиональную компетентность работника. Например, с возможностью активного заимствования связан тот факт, что квалификационные требования разрабатываются профессиональными объединениями Великобритании, США, Канады, Австралии, которые самостоятельно утверждают критерии знаний и навыков специалиста. При этом государство выполняет функцию регистратора квалификационных требований. Такое решение данного вопроса вполне логично применить и в нашей стране, опираясь на положительный опыт функционирования института саморегулирования в России и учитывая значимый вклад Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) в этой области [5].
Согласно мнению экспертов, особую важность в управлении профессиональным обучением и повышением квалификации представляет использование зарубежной системы мониторинга квалификаций рабочих с применением специальной идентификационной карты, преимущество которой заключается в достоверности информации, поскольку на карту наносится только идентификационный номер, а все данные поступают с сервера организации, осуществляющей выдачу карт [7]. Кроме того, на наш взгляд, практически значимой в повышении профессионального образования рабочих строительных специальностей является возможность совмещения стажировок на строительной площадке с получением профессионального образования и дальнейшим присуждением профессиональных квалификаций. Использование такого подхода позволяет минимизировать затраты как на создание, так и на переоснащение учебных центров для рабочих строительных специальностей.
По результатам исследования, установлено, что негосударственным отраслевым профессиональным объединениям, Великобритании, США, Канады, Австралии предоставлено право, устанавливать собственную систему квалификационных требований, а также требований к стажировкам для рабочих строительных специальностей и издавать собственные акты в целях регулирования данной сферы.
В РФ замена системы государственных и отраслевых, технических стандартов и норм на обязательные для всех отраслей технические регламенты до сих пор не завершена, и место лицензирования заняло саморегулирование, в лице саморегулируемых организаций — СРО, образуемых в форме некоммерческих партнерств (НП СРО), на которые возложены функции и полномочия по выдаче свидетельств (допуска СРО) о допуске к определенным видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе на особо опасные, технически сложные и уникальные объекты.
Поэтому в целях позитивного развития в российской Федерации института саморегулирования Национальному объединению строителей (НОСТРОЙ) необходимо принять ответственность за утверждение и разработку «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности».
С позиций заимствования положительного опыта Национального Центра Образования и Исследований в Строительстве (США), в рамках Национального объединения строителей РФ целесообразно обеспечить разработку Концепции ресурсных центров, включающую в себя создание на территории РФ сети центров нового поколения — образовательных учреждений, осуществляющих профессиональное обучение, подготовку, переподготовку, повышение квалификации рабочих кадров в сфере строительства на основе передовых технологий и современной учебно-материальной базы.
В заключении следует отметить, что обращение к зарубежному опыту позволяет в более наглядном виде использовать в качестве методов исследования, наряду с общенаучными методами научного познания, методы эмпирического теоретического познания. На основе вышеназванных эмпирических методов выдвигались рабочие гипотезы и формировались закономерности, объективность которых устанавливалась с позиции практики и аналогичных результатов из приведенных библиографических источников. Что также дает ясное понимание путей модернизации форм и методов профессионального образования и преодоления колоссального разрыва между потребностями строительной отрасли и возможностями образовательных учреждений.
Рецензенты:
Хоменко В.В., д.э.н., профессор ГНБУ «Академия наук РТ» г. Казань;
Чермошенцев С.Ф., д.т.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева — КАИ», г. Казань.
Источник: science-education.ru
КОНФЕРЕНЦИЯ: «РАЗВИТИЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ ТУРБУЛЕНТНОСТИ: КЕЙС МОСКВЫ»
Дискуссионная площадка для кооперации отраслевого, экспертного, бизнес-сообщества и иных сообществ, научно-образовательных и общественных организаций, органов государственной власти.
При поддержке:
Организатор:
Стратегический партнёр:
Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры» (ГБУ «ГлавАПУ») – подведомственная организация Москомархитектуры. На протяжении 30 лет ГБУ «ГлавАПУ» занимается градостроительным проектированием, участвует в реконструкции и обосновании нового строительства, в разработке архитектурно-художественных концепций, в развитии жилых территорий, общественно-деловых и производственных зон, в благоустройстве и озеленении территорий, в развитии транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры, в формировании архитектурного облика столицы.
Специалисты учреждения разрабатывают большое количество проектов, различающихся по своим масштабам и сложности, но всегда реализуемые с одной главной целью – с целью создания качественной городской среды.
В составе всех подразделений ГБУ «ГлавАПУ» трудятся признанные мастера своего дела – члены Союза Архитекторов России, почетные строители России и города Москвы, выпускники ведущих профильных вузов страны.
В рамках своей регулярной работы архитекторы, проектировщики, экологи, инженеры, градэкономисты и визуализаторы ГБУ «ГлавАПУ» тесно взаимодействуют с жителями разрабатываемых территорий, застройщиками и архитектурными бюро города, Правительством Москвы и органами исполнительной власти города. Это позволяет организации учитывать максимально широкий набор факторов и успешно решать любой вопрос на стадии проектирования.
Вместе с тем, сотрудники ГБУ «ГлавАПУ» принимают активное участие в создании современных и перспективных нормативов градостроительного проектирования, призванных обеспечить стабильное и успешное развитие столицы на несколько десятилетий вперед.
Официальный партнёр:
Группа компаний «Мосинжпроект» – оператор ключевых градостроительных программ Москвы. Инжиниринговый холдинг входит топ-100 крупнейших компаний России и возглавляет отраслевые рейтинги в сфере инжиниринга и инфраструктурного строительства. В 2022 году Минстроем России Группа включена в Перечень системообразующих организаций российской экономики в сфере строительства и ЖКХ. Объекты холдинга удостоены ряда престижных международных и российских наград. В группу компаний «Мосинжпроект» входят несколько десятков строительных и проектных организаций с более чем 16000 сотрудников.
С 2011 года компания «Мосинжпроект» генеральный проектировщик и генеральный подрядчик строительства новых объектов московского метро – уже реализованы 125 км новых линий, 61 станция метро и 11 электродепо. На финальном этапе строительства ключевой проект Программы развития московского метро – Большая кольцевая линия, самое протяженное подземное метрокольцо мира длиной 70 км с 31 станцией. В 2020 году в Москве установлен мировой рекорд Guinness по самому большому числу одновременно работающих тоннелепроходческих щитов на одном проекте – 23 ТПМК. Также инжиниринговый холдинг – один из операторов программы развития транспортно-пересадочных узлов в столице и создает ТПУ на базе новых станций метро. Флагманский проект – ТПУ «Нижегородская», станет крупнейшим в Европе.
С участием специалистов «Мосинжпроекта» ведется развитие улично-дорожной сети столицы. Сегодня у Группы компаний в работе ряд участков Московского скоростного диаметра и Южной рокады, улично-дорожная сеть территорий будущего административно-делового центра в Коммунарке и нового района на месте бывшей промзоны ЗИЛ.
Группа компаний участвует в строительстве и реконструкции зданий и сооружений гражданского назначения. Возводимый в интересах Правительства Москвы и госкорпорации «Роскосмос» Национальный космический центр станет одним из крупнейших в мире.
ГК «Мосинжпроект» – оператор развития территорий ряда крупных градостроительных проектов общей площадью 971 га. Это новый район и спортивный кластер в Мнёвниковской пойме, административно-деловой центр в Коммунарке и высвобождаемая территория Центра им. М.В. Хруничева, где будет создана особая экономическая зона. Суммарная площадь планируемых к строительству объектов составит порядка 12 млн кв. метров.
При участии:
«С учетом новых вызовов, с которыми столкнулась Россия, мы должны сохранить и расширить нашу повестку долгосрочного развития, в том числе, продолжить реализацию всех запланированных проектов: как на федеральном, так и на региональном уровне. Мы должны в полной мере задействовать потенциал нашей бюджетной системы как стимулирующего инструмента. Федеральное финансирование проектов, строек, как и договаривались, будет осуществляться в полном объеме». Президент России Владимир Путин
«Строительный сектор всегда во времена вызовов был драйвером развития экономики. Поэтому, чтобы поддержать отрасль, также принят широкий комплекс антикризисных мер. Они направлены не только на обеспечение наших граждан новым комфортным жильем. Но и помогут загрузить смежные отрасли». Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин
«Финансирование всех начатых объектов и реализация текущих программ сохранится. Среди антикризисных мер поддержки стройотрасли — возможность регулировать порядок изменения проектной документации без повторного прохождения экспертизы при замене строительных ресурсов в связи с импортозамещением. Это нужно для того, чтобы оперативно работать и не останавливать процесс строительства». Заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин
«На мой взгляд, поддержка стройки – это лучшее, что можно сегодня сделать для экономики города. Потому что 95 процентов строительных материалов производится в России. Продолжение строительства – это сотни тысяч сохраненных рабочих мест только в Москве, плюс огромный мультипликативный эффект для всей страны». Мэр Москвы Сергей Собянин
«Правительство Москвы активно реализует возможные меры поддержки строительной отрасли. Ряд мероприятий направлен на улучшение делового климата и сокращение административных барьеров, поддержку системообразующих организаций, малых и средних предприятий, а также строительной отрасли в целом. Эти меры призваны обеспечить выполнение госконтрактов в строительстве и сохранение объемов ввода жилья в рамках нацпроекта, предотвратить рост цен на строительные материалы и возникновение объектов незавершенного строительства, поддержать рынок труда». Заместитель Мэра Москвы Андрей Бочкарёв
В последние несколько лет российская экономика и строительная отрасль в частности столкнулись с беспрецедентными вызовами и испытаниями. В начале 2020 года в существующий жизненный уклад вмешалась пандемия коронавируса, с закрытием границ и периодами самоизоляции, концентрацией ресурсов и внимания федеральных и региональных властей на борьбе с пандемией и поддержке системы здравоохранения. При этом пандемия серьезным образом перестроила процессы производства, организации труда, оказала влияние на логистику и работу бизнеса в целом. Сегодня же реальный сектор отечественной экономики испытывает серьезнейшее давление, вызванное беспрецедентными международными санкциями.
Несмотря на все трудности последних лет, строительный комплекс страны не просто сохранил темпы и объемы работ, но и превысил плановые показатели – по итогам прошлого года в России было введено в эксплуатацию 92,6 миллиона квадратных метров жилья, из которых рекордные 7,8 миллиона – в Москве. Высокие темпы строительства сохраняются и в этом году.
Достижение таких результатов стало возможным благодаря комплексным, стратегическим мерам поддержки на федеральном и городском уровнях, направленным на поддержание спроса на новостройки за счет субсидирования ипотеки, сокращение админбарьеров, стимулирование основных механизмов работы отрасли и реализацию курса на импортозамещение.
Все эти решения призваны обеспечить выполнение госконтрактов в строительстве, сохранить объемы ввода жилья в рамках нацпроекта, сдержать рост цен на строительные материалы, предотвратить возникновение объектов незавершенного строительства и поддержать рынок труда.
Какие меры поддержки наиболее действенны в текущих экономических реалиях, что еще можно сделать для поддержки строительной отрасли в стране, как столичный стройкомплекс и московские девелоперы приспосабливаются к меняющимся условиям – все эти и другие вопросы обсудят участники конференции «Развитие строительной отрасли в условиях турбулентности: кейс Москвы», которая пройдет в столице 11-12 июля.
В лекциях, семинарах и дискуссиях примут участие представители отраслевого, экспертного и бизнес-сообщества, научно-образовательных и общественных организаций, а также представители органов государственной власти.
Источник: c-inf.ru