Государственное управление землепользованием основывается на праве территориального верховенства государства, которое должно обеспечивать в землепользовании баланс общегосударственных и частных интересов. Функции государственных органов по управлению землепользованием рассчитаны на применение их в тех случаях, когда требуется государственное вмешательство.
Основными функциями государственного управления землепользованием являются:
– функция обеспечения надлежащего использования земель;
1. Учетная функция является базовой для остальных функций государственно-правового регулирования земельных отношений.
Она подразделяется на два вида:
– экологическая учетная функция выражается в осуществлении мониторинга земель (составная часть мониторинга окружающей природной среды). Экологический характер данной регулирующей функции выражается в том, что объектом ее являются не столько земли, сколько их состояние как экологических систем (это – учет процессов, связанных с изменением почв, вызванных образованием оврагов, состояния земель поселений и т.п.);
Урок 13. Функции государства
– экономическая учетная функция выражается в ведении государственного земельного кадастра, представляющего собой систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землепользователям и арендаторам, категориям земель, о качественной характеристике и ценности земель.
2. Функция планирования использования земель и их охраны находится в непосредственной связи с кадастром земель, поскольку вести планирование использования и охраны земель возможно лишь при наличии данных земельного кадастра. Планирование осуществляется в целях определения долгосрочной перспективы развития территории на основе социально-экономических программ и утвержденной в установленном порядке землеустроительной, градостроительной, природоохранной и иной документации.
3. Распределительно-перераспределительная функция.Под распределением и перераспределением земель между пользователями (предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами) понимается процесс их предоставления и изъятия для государственных, общественных, а также местных нужд граждан и их объединений. Данная функция осуществляется с учетом приоритетного использования земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственных нужд.
4. Функция обеспечения надлежащего использования земель.Эта функция выражается в применении государством таких нормативных мер, которые понуждают лиц, использующих землю, к надлежащему исполнению своих обязанностей и прав относительно закрепленных за ними земельных участков. Функция обеспечения надлежащего использования земель осуществляется посредством деятельности, направленной на сохранение и улучшение полезных свойств земли в процессе ее использования.
5. Функция контроля за использованием и охраной земель.Задачами государственного контроля за использованием и охраной земель являются: обеспечение соблюдения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, а также гражданами, иностранными физическими и юридическими лицами и лицами без гражданства требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель. Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется в РФ представительными и исполнительными органами власти на местах, а также специально уполномоченными на то органами – Росреестром и др. Для усиления контроля и повышения уровня его экологической направленности введен мониторинг земель.
#11 Функции государства
6. Охранительная функция государства представляет собой совокупность мероприятий, систематически осуществляемых и направленных на обеспечение надлежащего земельного правопорядка.
Главной целью охранительной функции является охрана созданного в стране земельного правопорядка от деформаций, вызванных различными проблемами, и устранение тех деформаций, которые предотвратить не удалось.
Одним из главных мероприятий по профилактике земельных правонарушений является осуществление землеустройства, позволяющего в натуре (на местности) определить границы земельных участков, которые недопустимо нарушать; рациональную структуру землепользовании, которую необходимо соблюдать; отклонения в землеустроительных действиях, которые необходимо пресекать и т.п.
Охранительная функция государства в регулировании земельных отношений действует наряду со всеми остальными функциями методом императивных предписаний.
7. ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС
КАК ОБЪЕКТ РЕГУЛИРОВАНИЯ
7.1. Земельно-имущественный комплекс: понятие и классификация.
Тройственная составляющая ЗИК
В экономической литературе понятие «земельно-имущественного комплекса» определяется как совокупность трех составляющих, объединяющая:
1. Понятие «земля» как пространственно-социально-экономическое понятие.
2. Понятие «имущество», раскрывающее социально-экономические характеристики объема имущественных прав и обязанностей различных субъектов права по отношению к законодательно закрепленному недвижимому имуществу.
3. Совокупность земельных ресурсов во всем многообразии форм собственности и управления с учетом уникальности земли как природного ресурса и главного фактора организации производства.
Данное определение ЗИК позволяет рассматривать его как:
– природно-территориальный ресурс хозяйственной деятельности в качестве главного фактора производства;
– товарные характеристики в социально-экономических отношениях региона;
– объект управления при реализации многообразия форм собственности.
Данная классификация характеристик понятия «земельно-имущественного комплекс» региона позволяет раскрыть его основные составляющие с учетом экономических, социальных и юридических позиций.
Основой определения социально-экономического значения понятия «земельно-имущественный комплекс» может выступать понятие предприятия как имущественного комплекса, данное в Гражданском кодексе РФ. Здесь, прежде всего, следует исходить из того, что земельно-имущественный комплекс это не просто определенным образом организованная совокупность имущественных элементов (в отличие от юридического определения предприятия как имущественного комплекса).
Земельно-имущественный комплекс – это вид социально-экономических систем, где базовым, системообразующим элементом выступает земельный участок (или совокупность земельных участков) – обязательный элемент ЗИК. Другие элементы этой системы, расположенные на данном земельном участке и юридически и экономически привязанные к нему имущественные объекты – возможные элементы ЗИК.
Отношения (связи) между элементами ЗИК и внешней средой определяются хозяйственной функцией, которая объединяет элементы в систему. Следовательно, объединение элементов ЗИК в систему определяется их использованием людьми (пользователями) в качестве блага, товара и (или) источника дохода. Люди, создающие и использующие ЗИК и его элементы, являются носителями его системообразующих экономических, социальных и правовых отношений. Говоря о ЗИК как об объекте социально-экономического управления, речь фактически должна идти не о составляющих его имущественных объектах как таковых и объектах права, а о деятельности людей, предприятий и организаций по их использованию и развитию, о функционировании ЗИК в определенных пространственно-экономических условиях. ЗИК при этом следует рассматривать в пересечении интересов владельцев и пользователей, пользователей и общества, собственников и инвесторов, продавцов и покупателей.
Например: земельный участок с жилым домом, коммуникациями и другими элементами благоустройства представляет собой земельно-имущественный комплекс, способный наиболее полно выполнить свою функцию жизнеобеспечения людей только при наличии всех перечисленных элементов.
Другой пример: земельно-имущественный комплекс текстильного предприятия включает в себя земельный участок (или несколько земельных участков), расположенные на его территории здания и сооружения, оборудование, произведенные товары, системы коммуникаций и другие имущественные объекты – элементы системы, пригодные для организации на их базе текстильного производства – функция системы. Отдельное здание цеха с земельным участком, на котором он расположен, может рассматриваться как ЗИК только в том случае, если на его основе будет организовано самостоятельное производство.
Объединенные по территориальному и функциональному признаку земельно-имущественные комплексы представляют собой следующий более высокий уровень системной организации. Примером такого рода объектов может служить производственная зона, образованная несколькими предприятиями, связанными единой инфраструктурой; район жилой застройки, имеющий общую социальную инфраструктуру. Объединение ЗИК этого уровня формирует ЗИК следующего уровня иерархии и так далее до ЗИК субъекта федерации и страны в целом.
Система управления ЗИК субъектов федерации должна осуществлять функции управления имущественными объектами и ЗИК государственной федеральной собственности и (в рамках наделенных федеральным правительством полномочий) расположенными на его территории имущественными объектами и ЗИК государственной федеральной собственности, функции регулирования расположенными на его территории имущественными объектами и ЗИК муниципальной, частной и других форм собственности.
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 3766; Нарушение авторского права страницы
lektsia.com 2007 — 2022 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.) Главная | Обратная связь
Источник: lektsia.com
Функции государственного управления
Проблема управленческих функций позволяет создать оптимальную структуру и систему управления, определить объективные потребности органов управления в различных материалах и средствах.
В настоящем учебнике функции управления рассматриваются как функции органов исполнительной власти (государственного управления).
В самом общем виде функции государства и его органов — это основные направления деятельности государства, обеспечивающие его социальное благосостояние, гарантирующие реализацию прав и свобод человека и гражданина, стабильное и эффективное управление государством и обществом.
Функции государственного управления обусловливаются объективными закономерностями. Содержание каждой функции предопределено стоящими перед государством и государственным управлением целями и спецификой объекта государственного управления и включает конкретное направление организационно-правового воздействия органа государственного управления на конкретные объекты управления.
К основным функциям государственного управления можно отнести следующие:
- 1) информационное обеспечение деятельности государственных органов, т. е. сбор, получение, обработку, анализ информации, необходимой для осуществления государственной (управленческой) деятельности. В теории это называется информационным обеспечением управления. Важнейшими элементами информационной системы публичного управления являются информационное взаимодействие органов публичной власти (должностных лиц, государственных и муниципальных служащих) и обеспечение доступа к информации о деятельности исполнительных органов государственной власти;
- 2) прогнозирование и моделирование развития системы государственного управления, государственных органов, стандартов государственного управления. Прогнозирование — предвидение изменений в развитии и результата каких-либо событий или процессов в системе государственной деятельности, в государственных органах на основе полученных данных, профессионального опыта и практики, достижений научно-теоретического анализа. Прогнозирование — это необходимый инструмент в деле принятия важнейших управленческих решений, без него невозможно определить последствия социальных процессов, будущее состояние общества в целом, мобильность и эффективность деятельности государственных органов. Прогнозирование в конкретной сфере публичного управления представляет собой деятельность уполномоченных участников по разработке научно обоснованных представлений о рисках в развитии административной системы и административного законодательства, о возможных проблемах и об угрозах административно-правовым институтам, о направлениях, результатах и показателях развития системы и структуры публичного управления в стране. Результатом осуществления функции прогнозирования становится прогноз как документ, в котором содержится система научно обоснованных представлений о внешних и внутренних условиях, направлениях и об ожидаемых результатах развития системы публичного управления или его отдельной сферы на среднесрочный или долгосрочный период.
В рамках данных функций государственного управления органами исполнительной власти может осуществляться функция мониторинга, который означает деятельность субъектов государственного управления по комплексной оценке хода и итогов реализации тех или иных нормативных правовых актов, определяющих комплексное правовое регулирование управленческих отношений, а также по оценке их взаимодействия в соответствующей сфере правоотношений и реализации ими полномочий государственных органов. В рамках мониторинговой деятельности осуществляется поиск ответа на вопрос о качестве и эффективности принимаемых органами исполнительной власти решений и осуществляемых действий. Мониторингу подлежит множество отношений, возникающих в сфере публичного управления (мониторинг правоприменения, реализации мер по противодействию коррупции, нормативных правовых актов, административно-правовых актов, действия законодательства об административных правонарушениях и т. д.). Основными задачами мониторинга являются: сбор, систематизация и обобщение информации об объекте мониторинговой деятельности; оценка степени достижения запланированных целей развития и обеспечения эффективного функционирования того или иного элемента системы государственного управления; оценка результативности и эффективности документов, в которых устанавливаются соответствующие виды субъектов публичного управления, формы и методы управленческой деятельности; оценка влияния разнообразных факторов на достижение целей развития государственного управления; оценка соответствия плановых и фактических сроков, результатов реализации разрабатываемых планов и документов; проведение анализа, выявление возможных рисков и угроз в сфере публичного администрирования, своевременное принятие мер по их предотвращению; разработка предложений по повышению эффективности функционирования всех элементов системы публичного управления;
3) планирование — определение направлений, пропорций, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления, и в частности реализации государственных функций (экономических, социально-культурных, военных, оборонных, борьбы с организованной преступностью и коррупцией в системе государственной службы и т. д.). Кроме того, это разработка целей, задач и направлений развития и реформы государственной деятельности и государственного управления. В процессе реализации функции планирования создаются программы по развитию отношений в различных отраслях и сферах государственного управления (федеральные, региональные и комплексные программы), а также программы по изменению и улучшению деятельности органа государственного управления и его структуры.
В соответствии с Федеральным аконом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» под планированием понимается деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации основных направлений деятельности Правительства РФ, планов деятельности федеральных органов исполнительной власти и иных планов в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целепо- лагания (при этом целеполагание — это определение направлений, целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации). Указанный Закон определяет в числе основных понятий «план деятельности федерального органа исполнительной власти», под которым понимается документ стратегического планирования, содержащий цели, направления, индикаторы, планируемые промежуточные и окончательные результаты деятельности федерального органа исполнительной власти на среднесрочный период и предусматривающий в рамках установленных полномочий федерального органа исполнительной власти обеспечение реализации документов стратегического планирования. Одними из важнейших форм современного планирования являются: а) государственная программа РФ как документ стратегического планирования, в который включен комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально- экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; б) государственная программа субъекта РФ — документ стратегического планирования, включающий комплекс мероприятий для эффективного достижения целей и решения задач социально-экономического развития субъекта РФ; в) муниципальная программа — документ стратегического планирования, включающий комплекс мероприятий для достижения целей и решения задач социально-экономического развития муниципального образования. Законы субъектов РФ, принятые по вопросам разработки программ социально-экономического развития соответствующих субъектов РФ на плановый период, устанавливают перечень долгосрочных республиканских, областных, краевых, региональных и ведомственных целевых программ субъекта РФ;
4) организация — в широком смысле формирование системы государственного управления на основе установленных принципов и подходов, определение структуры управляющей и управляемой систем в государственном управлении. Организация в узком смысле — это упорядочение структуры органов государства, штатов, персонала, процессов государственного управления. Организующая деятельность включает действия и решения, конечной целью которых является обеспечение надлежащего функционирования органов государственного управления;
- 5) распорядительство — в широком смысле оперативное регулирование управленческих отношений, возникающих по поводу осуществления полномочий государственных органов и должностных обязанностей, обеспечение режима должной государственной деятельности в форме принятия административных актов (правовых актов управления: приказов, распоряжений, указаний, инструкций, правил, руководств и т. д.). Распорядительство в узком смысле — это дача текущих указаний руководящими государственными служащими (должностными лицами);
- 6) руководство — установление правил и нормативов деятельности и отдельных действий государственных органов (государственных служащих, должностных лиц), управляемых объектов; общее руководство — это определение содержания государственной деятельности (например, управленческой);
- 7) координация — согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственного управления. Координация — это формирование «ансамбля» управленческой деятельности автономных административных центров и обеспечение гармоничного его функционирования. Если, например, существует несколько самостоятельных организационных систем, каждая из которых имеет собственную сферу деятельности, цели, задачи и методы осуществления функций, и требуется решить проблему соединения усилий различных органов управления, то в данном случае возможно создание органа управления, наделенного координационными полномочиями (в настоящее время координационными органами являются преимущественно государственные комитеты РФ, некоторые федеральные министерства и иные органы исполнительной власти, реализующие функции регулирования, межотраслевой координации и контрольно-надзорные функции);
- 8) контроль — установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственного управления и ее структуры требуемому стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственных органов, а также конкретных действий субъектов управления; установление соотношения намечаемого и сделанного в системе государственного управления. Контроль — это наблюдение за качеством управленческой деятельности, выявление ошибок в управлении и степени соответствия управленческих действий и административных актов принципам законности и целесообразности. В определенных сферах государственной деятельности органы государственной власти постоянно усиливают контроль за совершением тех или иных действий. Контроль должен быть последовательным, разумным, обоснованным, гласным, объективным, законным и оперативным. Одним из видов контроля является надзор, осуществляемый, как правило, только для выяснения соответствия закону проводимых мероприятий (действий, решений);
- 9) регулирование — использование методов и способов управления в процессе организации системы государственного управления и ее функционирования. Регулирование — это установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления и различных субъектов права в целях обеспечения общественного порядка, безопасности, равенства участников экономических отношений, основ демократической конкурентности, прав и свобод граждан.
Полный перечень направлений реализации функции государственного регулирования достаточно велик; укажем лишь некоторые из них: определение правил поведения в конкретной сфере посредством нормативного правового акта; установление конкретных процедур управления (сертификация, лицензирование, налогообложение, регистрация, ведение реестров и т. д.); установление механизма контроля требуемых действий, т. е. осуществление контрольной и координационной деятельности, реализация надведомственных полномочий; формулировка задач и этапов управленческой деятельности и т. п.;
10) учет — фиксация информации, выраженной в количественной форме, о движении материальных ресурсов государственного управления, о результатах реализации управленческих отношений, полномочий государственных органов, государственных управленческих решений, о системе и структуре исполнительных органов государственной власти, кадровом потенциале, государственных (муниципальных) функциях и государственных (муниципальных) услугах, государственных и муниципальных служащих, о наличии и движении документов, имеющих важное значение для государственного управления в целом; это фиксирование в количественном выражении всех факторов, влияющих на организацию и функционирование государственного управления. Система учета, как правило, включает органы управления на федеральном, региональном, ведомственном и муниципальном уровнях, информационно-аналитические организации и центры сбора, обработки и передачи информации, инженерно-технические средства, а также нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в соответствующей области. Законодательство устанавливает различные виды учета, например налоговый учет (НК РФ), государственный кадастровый учет (Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Земельный кодекс РФ, Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»), статистический учет (Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»).
Административные функции по учету осуществляются должностными лицами в соответствии с установленными в нормативных правовых актах процедурами;
11) государственное гарантирование — функция, в процессе реализации которой государственные органы устанавливают государственные гарантии с целью обеспечения действий в различных сферах как государственной деятельности, так и взаимоотношений государственных органов (должностных лиц) и физических и юридических лиц.
Источник: studref.com
Функции государства и государственное управление.
Государственное управление – это целенаправленное организующе-регулирующее воздействие государства (через систему его должностных лиц и его органов) на общественные процессы, отношения и деятельность людей.
Государственное управление – разновидность социального управления, но его природу и специфику определяют присущие только данному виду управления свойства:
1) субъект целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий – государство,
2) государственное управление опирается на властные полномочия и представляет собой способ реализации государственной власти, которая распространяется на все общество,
3) специфику государственного управления составляют характер и объем охватываемых управлением общественных явлений,
4) комплекс методов и средств государственного управления составляют не только правовые, политические, экономические, но и принуждение с помощью сил правоохранительных государственных органов.
В широком смысле государственное управление как система означает непосредственное осуществление государственной власти: политико-государственных решений и их реализацию, контроль за соблюдением в обществе правозаконности и правосудие.
Узкое толкование государственного управления связано с традицией советского периода – в то время государственное управление понималось как деятельность государственных органов исполнительной власти.
Для государственного управления, осуществляемого президентом, правительством и иными органами исполнительной власти. Представительными, законодательными органами и органами местного самоуправления, характерны следующие признаки:
· выполнение общезначимых функций,
· подзаконный характер деятельности,
· использование властных полномочий.
Функции государственного управления:
1) прогнозирование изменений в развитии каких-либо объектов или явлений в процессе управления на основе полученной информации о прошлом и настоящем с учетом всех условий и факторов влияния; например, с учетом прогнозирования разрабатываются федеральные и региональные программы основных направлений государственной деятельности;
2) планирование деятельности в процессе государственного управления по реализации федеральных и региональных программ, регламентированных актами управления;
3) выявление и осмысление актуальных проблем, формулирование целей, постановка задач, определение перечня мероприятий для решения задач, выбор конкретных количественных и качественных показателей и критериев оценки организации управленческой деятельности;
4) разработка вариантов, обоснование и принятие рационального решения (в правовой форме) и организация его исполнения;
5) распорядительство (руководство) и координация действий не подчиненных друг рруту органов государственного управления в целях улучшения их взаимодействия;
6) правовое регулирование отношений во внутренней и внешней сфере государственного управления по предметам ведения и в объеме компетенции;
7) контроль с целью выявления и устранения отклонений в процессе государственного управления, соблюдения правил и норм и принятия мер дисциплинарной ответственности к виновным;
8) учет наличия финансовых, кадровых, материально-технических и других ресурсов;
9) информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа;
10) кадровое, материально-техническое обеспечение, финансирование и др.
Функции государственного управления реализуют не только органы исполнительной власти. Например, Государственная Дума России утверждает федеральный бюджет и заслушивает отчет о его исполнении, дает согласие на назначение Председателя Правительства РФ по представлению Президента РФ и др. Судебные органы власти рассматривают и принимают решения о правомерности принятых органами исполнительной власти правовых актов управления, о законности разрешении дел об административных правонарушениях и др.
Функции государства -это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.
Различают внутренние и внешние функции государства .
А. Внутренние функции — это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны.
1. Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики развития страны в наиболее оптимальном режиме.
2. Политическая функция обусловлена необходимостью осуществления им гармонизации интересов различных социальных групп.
3.Социальная функция. Ее выполнение позволяет обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т. п.
4. Правоохранительная функция, или функция по установлению и охране правопорядка-это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами.
5. Экологическая функция в последнее время выдвигается в разряд основных функций государства. Безудержная эксплуатация природы ведет человечество в пропасть. Государство обязано предусмотреть и обуздать этот процесс своими установлениями.
Существуют также дополнительные функции государства, например, функции обеспечения национальной безопасности, строительства дорог, ирригационных, мелиорационных и иных общественных систем, транспортная, информационная, борьба с последствиями стихийных бедствий и др.
Б. Внешние функции — это основные направления его деятельности на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который становится все более взаимосвязанным.
1. Функция обороны имела первостепенное значение в прежние времена.
2. Дипломатическая функция способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами независимо от того, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования используют.
3. Поддержка мирового правопорядка (внешнеполитическая функция) заключается в политическом сотрудничестве государств с тем, чтобы исключить глобальные вооруженные конфликты.
4. Внешнеэкономическая функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, которое проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-финансовых связей.
5.Культурное сотрудничество между странами осуществляется на основе двусторонних и многосторонних договоров междугосударствами, неправительственными организациями (Международный союз архитекторов, Международная шахматная федерация, Олимпийский комитет и др.).
6. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности (рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической политики и др.).
Внешняя деятельность государств в современном мире тогда будет эффективной, когда она базируется на общечеловеческих ценностях, международно-правовых актах, учитывает национальные, экономические, культурные и иные особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество.
Источник: infopedia.su
Функции государства и государственного управления
ГОСУДАРСТВО -это особая политическая организация общества, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, выражающая волю и интересы общества, способная придавать своим решениям общеобязательный характер.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ — это целенаправленное, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему государственных органов, организаций и соответствующих должностных лиц) на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей.
Между государством и обществом существуют многочисленные прямые и обратные связи.В пределах этих связей государство реализует свои властные полномочия по упорядочению и совершенствованию частной, коллективной и общественной жизнедеятельности людей. Вот эта «погруженность» государства в общество характеризуется таким понятием, как «функции государства». Посредством реализации этих функций государство проявляет свою сущность и реализует свое социальное предназначение.
Слово «функция» (лат. functio) в дословном переводе с латинского языка означает исполнение, осуществление. Функции проявляются в конкретных действиях социальных институтов. Функции государства — это основные направления деятельности государства и его структур, обусловленные целями, социально-политической сущностью и характером стоящих перед государством задач.
Функции современного цивилизованного демократического государства направлены на обеспечение безопасности общества, защиту конституционного строя, целостности и суверенитета страны, интересов, запросов и ожиданий каждого человека. И главное — обеспечение оптимального баланса между интересами общества и его социально-экономическими возможностями; властными полномочиями государства и потребностями населения; интересами правящей элиты и народа в целом; между внешними задачами государственных органов и их внутренними задачами.
Структурировать функции можно по разным основаниям:
— по сферам действия они делятся на внутренние и внешние;
— по значимости — на основные и вспомогательные;
— по временным параметрам — на постоянные и временные;
— по уровням властной иерархии — на функции федерального уровня и функции субъектов федерации;
— по характеру воздействия — на регулятивные, охранительные и воспитательные.
Внутри страны государство реализует:
1. Политическую функцию: обеспечение народовластия, регулирование отношений между различными классами, слоями, нациями, религиозными конфессиями, центром и регионами по поводу власти, ее удержания и использования в интересах обеспечения социального спокойствия, сотрудничества, разрешения возможных противоречий и конфликтов.
Многие из перечисленных функций закреплены на конституционном уровне. Так, ст. 3 Конституции РФ нормативно закрепляет функцию реализации народовластия, противодействия захвату власти или присвоению властных полномочий; ст. 2 — признания, соблюдения и защиту прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности государства; ст.
4 — обеспечения суверенитета, целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации. Гарантом прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации является ее Президент (ст. 80);
2. Правоохранительную функцию, включая функцию легализованного принуждения: упорядочение совместной жизни людей; охрана законности и правопорядка в обществе; защита прав и свобод граждан, их достоинства, жизни, здоровья и имущества; пресечение коррупционных, экстремистских, террористических и других преступных проявлений; наказание правонарушителей, умиротворение социальных конфликтов. В Российской Федерации на конституционном уровне закреплены функции обеспечения законности (ст. 114. п.е.), правосудия (ст. 46, 118, 125, 126, 127) и прокурорского надзора (ст. 129);
3. Административную функцию: контроль и надзор за исполнением общеобязательных правил и предоставление государственных услуг физическим и юридическим лицам, включая выдачу разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности, а также регистрацию документов, прав и объектов. Эта функция является ведущей для всех органов исполнительной власти. Для них установлена также функция по управлению государственным имуществом.
Исчерпывающий перечень базовых функций федеральных органов государственной исполнительной власти закреплен в Конституции РФ (ст. 71, 72, 114), Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Указах Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» и других нормативно-правовых актах;
4. Экономическую функцию. Ее суть изложена в Конституции РФ (статьи 4 и 114) и заключается в создании государством благоприятных инвестиционных и организационно-правовых предпосылок, необходимых для упорядоченной, законной и эффективной экономической деятельности всех субъектов хозяйствования независимо от формы собственности. Конституционно гарантируется свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств и трудовых ресурсов, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности.
Государство в лице его Правительства и соответствующих министерств, комитетов, служб и агентств:
— разрабатывает и обеспечивает проведение в стране единой экономической политики (финансовой, кредитной, денежной),
— формирует правовое поле ее реализации с целью динамичного повышения конкурентной способности национальной экономики;
— формирует государственный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением;
— обеспечивает равноправие и защиту всех форм собственности, организует работу налоговой, таможенной и денежно-валютной систем;
— осуществляет поддержку малого и среднего бизнеса;
— финансирует программы научно-технических и промышленных исследований.
5. Социальную функцию, имеющую своей целью обеспечение прав и свобод каждого человека и гражданина, создание условий для его активной созидательной жизнедеятельности каждого. В конечном итоге именно качество жизни является главным критерием эффективности реализации не только социальных полномочий государства, но и государственного управления в целом.
В соответствии с Конституцией (ст. 7) Российская Федерация провозглашена социальным государством, заявлено, что его политика направлена на создание благоприятных условий для достойной жизни человека и свободного развития личности. Отсюда вытекает его первоочередная задача — обеспечение условий жизни, соответствующих международным стандартам.А именно, возможность трудоустройства, безопасный для здоровья труд и адекватная за него оплата, забота о семье, матери и ребенке, оптимальное социальное страхование, достойное пенсионное обеспечение, возможность получения качественного образования и медицинской помощи, пригодная для жизни экологическая среда, посильное налоговое бремя и, что особенно важно, правовая защищенность;
6. Экологическую функцию. Это деятельность государства по обеспечению охраны, восстановления и улучшения природных условий жизни людей. Государство запрещает вредные производства, контролирует соблюдение экологических стандартов, оказывает помощь пострадавшим от экологических катастроф.
На международной арене реализуются внешние функции государства — основные направления деятельности государства, проявляющиеся во взаимоотношениях с другими государствами и международными организациями.
Речь идет о следующих функциях:
1. Функция международного сотрудничества по поддержанию мира и мирового правопорядка, зашиты свободы, суверенитета и исторического существования своей страны, ее зашиты от внешней угрозы. Реализуется эта функция посредством дипломатических усилий, активного участия в работе Совета Безопасности ООН, партнерского сотрудничества с НАТО, Европейским Союзом и другими международными организациями. А также путем укрепления собственных вооруженных сил и их участия в миротворческих мероприятиях, активной деятельности разведывательных и контрразведывательных структур, повышения статуса пограничных войск, строительства оборонительных сооружений. Сотрудничество государств в этой области в основном развивается на двустороннем, многостороннем или региональном уровнях;
2. Внешнеэкономическая функция: взаимодействие с другими государствами и международными организациями в сфере экономического, торгового, военно-технического и финансового сотрудничества. На этом направлении Россия активно взаимодействует с Международной организацией труда (МОТ), Всемирной торговой организацией (ВТО), Международным валютным фондом (МВФ), Всемирным банком реконструкции и развития, странами Шанхайского соглашения и другими организациями;
3. Функция международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды. Огромную роль в этом смысле играет участие страны в деятельности соответствующих организаций ООН, Всемирной организации здравоохранения, Международного агентства по атомной энергии, Межправительственной океанографической комиссии и других международных специализированных учреждений.;
4. Функция международного культурного, научного и спортивно-туристического и другого сотрудничества. Реализуется эта функция как на уровне двух- и многосторонних межгосударственных отношений, так посредством сотрудничества в рамках многих международных структур. Прежде всего таких, как МАГАТЭ (международное агентство по атомной энергетике) и ЮНЕСКО.
Убедительным доказательством справедливости вышесказанного, является деятельность Министерства иностранных дел Российской Федерации. Исходя из стратегического внешнеполитического курса на защиту суверенитета, безопасности, территориальной целостности Российской Федерации, защиту прав и интересов граждан и юридических лиц России, функции Министерства могут быть представлены следующим образом:
□ разработка проектов международных договоров Российской Федерации и подготовка предложений о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действий таких договоров;
□ ведение переговоров с иностранными государствами и международными организациями, в том числе по поводу расширения торгово-экономических и финансовых связей, научно-технических, культурных и других обменов Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями;
□ реализация дипломатическими средствами усилий Российской Федерации по обеспечению международного мира, глобальной и региональной безопасности с учетом ответственности России как постоянного члена Совета Безопасности ООН, участника общеевропейского процесса и других региональных механизмов. Обеспечение участия России в деятельности ООН, Содружества независимых государств и других международных организаций, конференций и форумов;
□ участие в разработке конкретных мероприятий по обороне и безопасности Российской Федерации, осуществлению конверсии ее оборонной промышленности;
□ участие в разработке основных направлений государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом;
□ организация на территории Российской Федерации и за рубежом консульской работы;
□ содействие функционированию иностранных дипломатических и консульских представительств на территории Российской Федерации и осуществление в пределах своей компетенции контроля за деятельностью обслуживающих их предприятий, учреждений и организаций.
Функции государства реализуются в рамках четырех основных направлений — правотворческой, исполнительно — распорядительной, правоохранительной и контрольно-надзорной деятельности и в трех основных формах — правовой, организационно-правовой и организационной.
Основные методы реализации государственно-управленческих полномочий следующие: императивный (властно — побудительный); диспозитивный (автономный), предусматривающий значительную самостоятельность участников управленческих отношений, предоставляющий им возможность на законных основаниях регулировать свои взаимоотношения по своему усмотрению; поощрительный, стимулирующий правомерное, социально активное поведение; рекомендательный, позволяющий субъектам управленческих отношений согласованно избирать наиболее приемлемый вариант решения.
Используются эти методы комплексно. В реальной управленческой практике их конфигурация зависит от многих факторов объективного и субъективного характера, диктуется теми целями и задачами, которые реализует субъект управления. Демократические государства преимущественно опираются на правовое регулирование общественных отношений в сочетании с методами убеждения, стимулирования и контроля.
Функции государства и функции государственного управлния — понятия близкие, но не тождественные. Между ними много общего, но не меньше и различий. Общее состоит в том, что те и другие являются властным управляющим воздействием. Те и другие нацелены на решение важнейших общественных задач и государственных предначертаний.
Тем не менее, первое значительно шире, ведь к основным направлениям деятельности любого государства, кроме собственно государственного управления (исполнительно-распорядительной деятельности), относятся законодательство, правосудие, надзор и контроль.
Функции государственного управления как вид конкретного государственно-властного организационно-организующего управляющего воздействия на управляемый объект состоит из целого ряда взаимосвязанных элементов. Главные из них:
— анализ конкретной ситуации;
— прогнозирование развития событий и процессов;
— разработка политики, стратегии и тактики решения промежуточных задач и достижения поставленных целей;
— информационно-аналитическое и кадровое обеспечение управленческого процесса;
— координация, регулирование и мотивация усилий исполнителей;
— оценка промежуточных и итоговых результатов управления.
Введение административных регламентов позволяет обеспечить прозрачность осуществления функций, регламентировать деятельность органов исполнительной власти, устранить параллелизм, противоречивость и необоснованную закрытость (секретность) при принятии и реализации управленческих решений. И самое главное — обеспечить более эффективный контроль деятельности должностных лиц.
Применительно к функциям государственных органов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. № 679 регламенты делятся на:
а) административные регламенты исполнения государственных функций
б) административные регламенты предоставления государственных услуг.
Функциональная система государственного управления включает в себя общие, специфические и вспомогательные функции-компоненты.
К общим относят функции, которые отражают сущностные и наиболее крупные составляющие управленческого процесса — целеполагание, прогнозирование и планирование, организацию, координацию и регулирование, кадровое обеспечение, мотивацию, учет и контроль.
Специфические, касаются отдельных сфер и аспектов государственного управления — регулирования рыночных отношений; управления здравоохранением, образованием, наукой, культурой и социальной зашитой населения; управления в сфере бюджетно-финансовых отношений, налогообложения и лицензирования; участия в разрешении конфликтных ситуаций и т.д. Реализуют эти функции соответствующие органы государственного и муниципального управления, их структурные подразделения и подведомственные организации.
Кроме того, управление невозможно без вспомогательных функций — организационного, информационного, финансового, материально-технического, документационного обеспечения управленческого процесса. Причем на всех его этапах и в каждом его звене.
А теперь представим основные составляющие функциональной системы государственного управления в их логической последовательности.
1. Анализ ситуации (англ. analysis). Анализ представляет собой целый комплекс операций информационно-аналитического поискового характера. От глубины понимания ситуации и правильности ее интерпретации в будущих управленческих решениях зависит четкость работы, дисциплинированность кадров, эффективность функционирования всего механизма управления.
2. Прогнозирование (англ. prognosis предвидение, предсказание) означает представление субъекта управления о возможном состоянии и об изменениях управляемого объекта в процессе реализации управленческого решения во времени и пространстве. Прогнозирование являет собой вполне осознанное представление о будущем объекта и о том, как реально обеспечить реализацию поставленных целей в данных конкретных условиях.
Прогноз должен опираться на достоверное знание и точную информацию, учитывать материальные, правовые, интеллектуально-кадровые, социокультурные, национально-психологические и другие возможности общества. Чтобы предвидеть, говорил Огюст Конт, надо знать, а чтобы грамотно управлять — надо предвидеть.
3. Программирование (англ. programme) — процесс определения ориентиров социально-политического и экономического развития, осуществляемых путем разработки и утверждения компетентными органами специальных правовых документов, включающих концепции, прогнозы и программы. Программирование позволяет мобилизовать имеющиеся материальные, финансовые, кадровые и организационные ресурсы общества, сконцентрировать внимание общества на достижении стратегических целей общественной значимости.
4. Моделирование социальных процессов (англ. desing) — важнейший элемент государственного управления на научных основаниях. В данном случае речь идет о разработке и передаче в распоряжение управляющего субъекта различных вариантов-моделей развития управляемой системы, разработанных с учетом возможных изменений внешних (объективных и субъективных) обстоятельств. Например, геополитической обстановки, международной и внутриполитической ситуации, конъюнктуры мирового рынка, сложившейся экономической ситуации в стране или отдельной отрасли; возможных природных, техногенных и иных катаклизмов и т.д.
5. Принятие управленческого решения. Управленческое решение — это идеальная модель будущего состояния объекта. Это документ, реализация которого ведет к разрешению проблемы и тем самым определяющий дальнейшее развитие управляемой системы. Государственное управленческое решение — это выраженная в официальной форме властная воля государства и каждого государственного органа в пределах предоставленных ему полномочий.
6. С прогнозированием и программированием тесно связано планирование (англ.. planning) управленческого процесса, прежде всего реализации управленческого решения Функция планирования в государственном управлении — важнейшее средство проведения в жизнь социально-экономической политики.И дело не только в постановке целей, формулировке задач и показателей, а, прежде всего, в определении необходимых для их достижения ресурсов, максимально конкретном определении сроков и исполнителей, форм и методов организации исполнения, поэтапного контроля деятельности управляющего субъекта и всех тех, силами которых обеспечивается выполнение плановых заданий. Хорошее планирование — гарантия высокоэффективного управления, но только при условии, если оно опирается на точный расчет и исчерпывающий анализ потенциальных возможностей и имеющихся средств, учитывает интересы людей, возможности управляющей и управляемой подсистем.
7. Организация (англ. organization) реализации управленческого процесса — совокупность форм, методов и, главное, действий по налаживанию вертикальных и горизонтальных взаимосвязей между людьми, способ упорядочения действий групп и индивидов на основе общепринятых норм и ценностей — политических, правовых, нравственных, религиозных и др. Цель — обеспечение разумного разделения и кооперации труда, строгое разграничение прав и обязанностей работников, гарантированность должной исполнительской дисциплины и персональной ответственности каждого.
8. Мотивация и стимулирование как управленческая функция чаще всего рассматривается применительно к ограниченным, локальным системам и по отношению к конкретному индивиду. Учитывая, что в основе мотивов лежат интересы, потребности, ориентации и устремления, управляющему субъекту важно понять, как использовать их в целях качественного решения управленческих задач.
9. Учет, контроль и надзор — важнейшая функция наблюдения и оценки результатов управления, а также накопления и обобщения необходимой управленческой информации. Контроль обеспечивает обратную связь объектов управления с аппаратом управления. С помощью контроля выявляются отклонения в управляемой системе от заданных параметров и на их основе принимаются меры для приведения ее в нормальное состояние. Этим контроль отличается от надзора, где надзирающий только констатирует отклонение и информирует компетентные инстанции с просьбой соответствующим образом отреагировать на полученную информацию.
Функция учета и контроля призвана обеспечить должную дисциплину, законность и результативность деятельности субъектов и объектов государственного управления. Важно, чтобы система учета и контроля удовлетворяли требованиям оперативности, гласности, объективности, законности и комплексности.
В заключение еще раз подчеркнем, что функции управления занимают особое место в управленческом цикле.Их результат: новое состояние управляемого объекта. Содержание функций определяется на основе закона и закрепляется в соответствующих нормативных правовых актах. Тем самым они получают юридическую силу и правовую обоснованность.
Функции государственного управления реализуются через управленческие функции государственных органов.
По субъекту воздействия, по объему (масштабу), по средствам и по характеру воздействия на объект управления их можно разделять на социально — организационные и внутриорганизационные.
Социально-организационные функции государственного управления направлены на все многообразие общественных процессов, происходящих во внутригосударственной жизни. В них заключен основной смысл управленческой деятельности государства, реализуется его предназначение по выполнению своих обязанностей перед обществом.
Внутриорганизационные функции государственного управления нацелены на организацию, упорядочение, активизацию деятельности всех структур государственного аппарата, придание ей определенности и динамизма.
По содержанию и глубине воздействия на систему общественных отношений функции государственного управления делятся на общие испецифические
Общие функции государственного управления отражают сущностные моменты и присутствуют практически в любом управленческом взаимодействии его субъектов и объектов. В теории управления в числе таких наиболее значимых функций выделяются следующие: организация, планирование, прогнозирование, мотивация, регулирование, контроль.
Специфические функции государственного управления находят свое воплощение в конкретных проявлениях всего многообразия возникающих на практике ситуаций, где необходимо действовать только от имени государства, реализуя его компетенцию. В их числе можно назвать функции правоприменения, проведения выборов и референдумов, государственный статистический учет (перепись населения), лицензирование видов деятельности, регулирование особых правовых режимов (президентского правления, чрезвычайного положения, свободных экономических зон) и ряд других.
Источник: poisk-ru.ru
Понятие, задачи и функции государственного управления
К определению понятия «государственное управление» можно подходить с разных точек зрения. Иногда управление определяется как такая государственная деятельность, которая не является ни правосудием, ни законотворчеством, т.е. управление — это деятельность государства или других субъектов государственной (публичной) власти, осуществляемая вне границ законотворчества и правосудия. Это так называемое негативное определение государственного управления.
Государственное управление представляет собой важнейший правовой институт, призванный осуществлять исполнительную власть. С организационно-функциональной точки зрения, государственное управление — это властное упорядочивающее воздействие субъекта управления (государства и его специальных органов либо должностных лиц) на объекты управления (общество, граждан и пр.). Государственное управление — это целенаправленная организующая, подзаконная, исполнительно-распорядительная и регулирующая деятельность системы органов государственной исполнительной власти, осуществляющих функции государственного управления (обусловленные функциями самого государства) на основе и во исполнение законов в различных отраслях и сферах социально-культурного, хозяйственного и административно-политического строительства.
Теория административного права выработала два подхода к определению государственного управления, учитывающие вышеизложенные положения.
1. Государственное управление в широком понимании — это регулирующая деятельность государства в целом (деятельность представительных органов власти, исполнительных органов государственной власти, прокуратуры, судов и иных органов). Государственное управление в широком смысле характеризует всю деятельность государства по организующему воздействию со стороны специальных субъектов права на общественные отношения. Функции государственного управления (такие, как подбор, расстановка, аттестация кадров, учет и контроль, применение мер принуждения и поощрения, дисциплинарного воздействия, прогнозирование, планирование, финансирование и т.д.) в той или иной мере осуществляют многие органы государства: суд, прокуратура, представительные органы публичной власти. Последние (например, областная Дума) осуществляют контроль за деятельностью своих образований, комитетов и комиссий, заслушивают отчет главы администрации, осуществляют подбор кадров для работы в аппарате этих органов.
2. Государственное управление в узком понимании — это административная деятельность, т.е. деятельность исполнительный органов государственной власти как на уровне РФ, так и ее субъектов. В административном праве, как правило, понятие государственного управления рассматривается в большей степени в узком понимании.
К государственному управлению в узком смысле относится практическая деятельность Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств), органов исполнительной власти субъектов РФ. К органам, реализующим функции публичного управления, относятся и органы местного самоуправления, местная администрация, ее органы и структурные подразделения.
Понятие государственного управления включает в себя важнейшие организационно-правовые категории, которые проявляются в управленческих отношениях:
государственная управленческая деятельность — это осуществление субъектами исполнительной власти, а также иными звеньями государственного управления (государственными служащими и должностными лицами) функций государственного управления;
область государственного управления — это сгруппированные по признаку основного назначения отрасли государственного управления (управление народным хозяйством, управление в социально культурной и административно-политической областях);
отрасль государственного управления — это система звеньев органов управления, объединенных общностью объекта управления (управление промышленностью, управление транспортом, управление сельским хозяйством, управление строительством, управление внутренними и внешними делами, образованием, здравоохранением, финансами, обороной, связью, железными дорогами, лесным хозяйством); разнообразие функций государственного управления обусловливает и наличие многочисленных и разнообразных отраслей и сфер государственного управления;
сфера государственного управления — это комплекс организационных отношений по поводу осуществления межотраслевых полномочий специального назначения (например, стандартизация, сертификация, метрология, государственная статистическая отчетность, планирование); в этих сферах органы государственного управления осуществляют контрольно-надзорные полномочия в установленных законом масштабе и границах;
орган государственного управления (исполнительной власти) — это субъект исполнительной власти, который непосредственно осуществляет функции государственного управления в установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами пределах; наделен соответствующей компетенцией, имеет определенную структуру и управленческий персонал.
Государственное управление, понимаемое в узком смысле, имеет следующие признаки:
1. Государственное управление представляет собой особый вид деятельности по осуществлению государственной исполнительной власти. Государственное управление — это исполнительно-распорядительная деятельность по применению законов и иных (подзаконных) нормативных правовых актов.
2. Государственное управление наряду с правоприменением осуществляет административное правотворчество (правоустановление)..
3. Масштабность и всеобщность государственного управления. Государственное управление осуществляется в важнейших сферах жизнедеятельности государства и общества — хозяйственно-экономическое строительство, социально-культурная и административно-политическая сферы. Государственное управление распространяется не только на принадлежащие государству объекты, но и на негосударственные коммерческие и некоммерческие организации; в последнем случае имеет место государственное регулированиепосредством управленческих регулятивных и контрольно-надзорных процедур.
4. Государственное управление -это непрерывная, постоянная и планомерная исполнительно-ряспорядительная деятельность.
5. Государственное управление осуществляется специальными органами государственной исполнительной власти. Действуя по поручению и от имени государства и реализуя функции государственного управления, эти органы наделяются полномочиями государственно-властного характера и действуют в пределах компетенции, установленной для них нормативными правовыми актами.
6. Законность (правомерность) государственного управления, т.е. деятельность органов исполнительной власти основывается на положениях и требованиях федеральных законов и законодательных актов субъектов РФ. Управленческая деятельность осуществляется органами только в пределах предоставленных им полномочий и компетенции.
7. Государственное управление строится на основе вертикальных (субординационных, иерархичных) и горизонтальных связей и отношений. В большей мере распространены вертикальные отношения, т.е. отношения строгого подчинения административной и дисциплинарной власти субъектов управления. В последние годы появились новые формы организации — горизонтальные отношения, основанные на равенстве субъектов управления. В данном случае можно говорить о перераспределении полномочий между органами исполнительной власти, заключении публичных (административных) договоров.
8. Государственное управление основывается на принципе организационности, т.е. для него характерно многообразие организационных форм, совокупность которых обеспечивает целенаправленное, устойчивое функционирование всего управленческого механизма. Организационная деятельность органов государственного управления включает исполнение как внешних, так и внутренних административных функций. Внутриорганизационная деятельность осуществляется также законодательными органами, судами, прокуратурой, создавая при этом необходимые условия для реализации непосредственных функций самих этих органов (законотворчество, правосудие, осуществление прокурорского надзора). Органы исполнительной власти сочетают внутреннее управление (создание структуры органа управления, подготовка квалифицированных служащих, т.е. самоорганизация) с внешним управлением, т.е. осуществлением соответствующим субъектом управления функций внешнего характера и воздействия на объекты управления.
9. Государственное управление реализует полномочия юрисдикционного характера, т.е. обеспечивает административный (внесудебный) порядок осуществления органами исполнительной власти так называемого «принуждающего» управления (например, применение административных наказаний, мер предупреждения или пресечения).
Главные признаки государственного управления обусловливают множественность и разнонаправленность его целей. Цели государственного управления раскрывают его главные сущностные характеристики с точки зрения конечного результата управленческого воздействия на общество. В зависимости от качества этого конечного результата определяются и цели управления. Основополагающая цель государственного управления — обеспечение оптимальной организации и структурирования, создание квалифицированного персонала управления, осуществление руководства, координации и регулирования процессов, протекающих в отношениях субъекта и объекта управления.
В теории рассматриваются социально-экономические, политические, обеспечительные и организационно-правовые цели.
С учетом намеченных целей определяются основные задачи государственного управления:
1. Создание, поддержание и обеспечение благосостояния граждан, их прав и свобод, удовлетворение социальных потребностей и интересов.Вэтом случае речь идет о так называемом «обеспечительном», «созидающем», «положительном» управлении. Государство осуществляет управление организациями (публичными структурами), которые играют в жизни общества важную социально-культурную роль и выполняют общественно-полезные функции (например, управление в сфере оказания социальной помощи, управление в сфере здравоохранения и образования). Здесь не применяется государственное принуждение и не осуществляется юрисдикционная (принуждающая) функция.
2. Обеспечение общественного порядка и безопасности.Решение данной задачи направлено на защиту правопорядка, самого государства и граждан от угрожающей опасности: это, например, борьба с эпидемиями, наводнениями, беспорядками, нарушением правил дорожного движения, правил противопожарной безопасности, контроль за промышленной деятельностью, способной причинить вред людям и окружающей природной среде. Для решения этой задачи создаются специальные органы государственного управления, которые наделяются специальными полномочиями. Эта задача решается посредством применения мер административного принуждения, т.е. здесь имеет место «принуждающее» («правоохранительное») государственное управление.
3. Государственное регулирование процессов, происходящих в области социальной, экономической икультурной жизни, и государственной поддержке некоторых предприятий и организаций.В данном случае речь идет об особой государственной поддержке некоторых отраслей экономики отдельных производств, развития предпринимательства, народных промыслов, о заботе о тех регионах страны, в которых сложилась сложная ситуация, а также о некоторых муниципальных образованиях; сюда относится поддержка конкретных областей науки, культуры и экономики, граждан, создание новых культурных учреждений (театров, библиотек). Типичными инструментами такого вида государственного управления являются план, субсидии, дотации, финансовая поддержка, реструктуризация просроченной задолженности.
4. Создание и обеспечение эффективной работы механизма налогообложения. Эта задача государственного управления выделяется особо, ибо от качественного функционирования механизма налогообложения, сбора налогов зависит благосостояние всего общества. Решение этой задачи направлено на укрепление финансовой основы государства. Поэтому органы государственного управления в данном случае могут применять не только регулирующие механизмы, но и меры государственного принуждения.
5. Создание кадрового потенциала управления (публичной службы, государственной службы – гражданской, правоохранительной и военной). Эта задача особенно важна потому, что именно государственные служащие практически выполняют функции государственного управления, имея для этого необходимые полномочия.
Проблема управленческих функций позволяет создать оптимальную структуру и систему управления, определить объективные потребности органов управления в различных материалах и средствах.
Функция управления — это конкретное направление управляющего (организующего, регулирующего, контролирующего и пр.) воздействия государственного управления на объект управления. Одним из важных вопросов является правовое установлениефункций государственного управления в функциях органов государственного управления, т.е. последние должны иметь нормативно определенную компетенцию, обеспечивающую качественное выполнение функций государственного управления.
Основные функции государственного управления — это всеобщие, типичные, имеющие специальную направленность виды взаимодействия между субъектами и объектами управления, характерные для всех управленческих связей, обеспечивающие достижение согласованности и упорядоченности в сфере государственного управления.
К основным функциям государственного управления можно отнести:
1. Информационное обеспечение деятельности государственных органов, т. е. сбор, получение, обработку, анализ информации, необходимой для осуществления государственной (управленческой) деятельности. В теории это называется информационным обеспечением управления.
2. Прогнозирование и моделирование развития системы государственного управления, государственных органов, стандартов государственного управления.
3. Планирование — это определение направлений, пропорций, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления и, в частности, реализации государственных функций.
4. Организация — это формирование системы государственного управления на основе установленных принципов и подходов, определение структуры управляющей и управляемой систем в государственном управлении.
5. Распорядительство, т. е. оперативное регулирование управленческих отношений, возникающих по поводу осуществления полномочий государственных органов и должностных обязанностей, обеспечение режима должной государственной деятельности в форме принятия административных актов (правовых актов управления: приказов, распоряжений, указаний, инструкций, правил, руководств и т.д.). Распорядительство в узком смысле — это дача текущих указаний руководящими государственными служащими (должностными лицами).
6. Руководство — это установление правил и нормативов деятельности и отдельных действий государственных органов (государственных служащих, должностных лиц), управляемых объектов; общее руководство — это определение содержания государственной деятельности (например, управленческой).
7. Координация — это согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственного управления.
8. Контроль — это установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственного управления и ее структуры требуемому стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственных органов, а также конкретных действий субъектов управления; установление соотношения намечаемого и сделанного в системе государственного управления. Контроль — это наблюдение за качеством управленческой деятельности, выявление ошибок в управлении и степени соответствия управленческих действий и административных актов принципам законности и целесообразности. Одним из видов контроля является надзор, осуществляемый, как правило, только для выяснения соответствия законности проводимых мероприятий (действий, решений).
9. Регулирование — использование методов и способов управления в процессе организации системы государственного управления и ее функционирования. Регулирование — это установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления и различных субъектов права с целью обеспечения общественного порядка, безопасности, равенства участников экономических отношений, основ демократической конкурентности, прав и свобод граждан.
10. Учет — это фиксация информации, выраженной в количественной форме, о движении материальных ресурсов государственного управления, о результатах реализации управленческих отношений, полномочий государственных органов, государственных управленческих решений, о наличии и движении документов, имеющих важное значение для государственного управления в целом; это фиксирование в количественном выражении всех факторов, влияющих на организацию и функционирование государственного управления.
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2022 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с) .
Источник: studopedia.org