Организационная структура – это состав и соподчинённость взаимосвязанных организационных единиц, звеньев и ступеней, которые наделены конкретными правами и ответственностью с целью выполнения соответствующих функций управления.
Одновременно с этим звено управления представляет собой обособленную ячейку со строго ориентированными функциями управления, а ступень управления является совокупностью звеньев управления, расположенных на конкретном иерархическом уровне.
Структура местной администрации представляет собой очень активную динамичную систему, которая на основе некоторых изменений стоящих перед муниципальным образованием задач, условий жизни граждан и иных факторов подвержена некоторым изменениям.
Ключевой принцип построения структур управления – принцип соответствия субъекта управления управляемому объекту. Иными словами, выбор любой структуры органов управления муниципальным образованием находится в прямой зависимости от основных параметров. К таковым параметрам причисляют: состав и величину территории, количество и социально-демографические особенности населения, состав объектов муниципальной собственности, структуру муниципального хозяйства, экономическую структуру муниципального образования в общем.
Организационная структура: что это такое и для чего она нужна? | Бизнес Конструктор
Выделяют перечень факторов, которые оказывают воздействие на формирование конкретной организационной структуры местной администрации, они следующие:
- Тип муниципального образования, который определяет перечень вопросов местного значения, из которого формируются полномочия местного самоуправления (администрации).
- Цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования, в зависимости от которого выбираются приоритетные направления и на которые возлагаются функции по достижению конкретных целей.
- Размер территории, численность и состав населения муниципального образования. Примечательно, что в крупных городах создаются сложные системы, которые предусматривают создание сложных структурных подразделений.
- Уровень развития производства и рыночной инфраструктуры, здесь необходимо отметить, что в крупных городах существует больше возможностей для развития рынка и производства, кроме того, некоторые подразделения могут находится во власти не обязательно администрации, а, к примеру, опытных управленцев.
- Различные местные особенности – географические, природные, демографические, исторические и пр. Эти особенности ложатся в основу необходимости создания специальных структурных подразделений, которые не являются стандартными по функциональному назначению и могут отсутствовать в большинстве других административных единиц.
Также стоит отметить, что на организационную структуру местной администрации оказывают большое влияние некоторые внутренние факторы, типа личностных качеств руководства и его роль в системе управления, применяемые управленческие технологии, а также уровень сопротивления в системе организации труда, материально-технического оснащения администрации и пр.
В настоящий момент основным фактором, из которого строится фундамент формирования структуры местной администрации, являются её компетенции согласно предусмотренными федеральными законами по вопросам местного значения и распределения полномочий между органами местного самоуправления, закреплённым в уставе муниципального образования.
В этой связи необходимо выделить шесть групп вопросов, которые входят в компетенцию местной администрации:
- Вопросы социально-экономического развития территории.
- Вопросы муниципального хозяйства.
- Финансовые вопросы.
- Вопросы социального характера.
- Административно-организационные вопросы.
- Исполнение переданных государственных полномочий.
Надо отметить, что первые пять групп вопросов характерны для всех муниципальных образований вне зависимости от их типа. Последняя в списке группа вопросов имеет прямое отношение исключительно к муниципальным районам и городским округам, которые могут осуществить конкретные государственные полномочия.
Все перечисленные группы полномочий распределяются между отраслевыми и функциональными структурными подразделениями, таким образом происходит создание типичной линейно-функциональной структуры местной администрации, она, в свою очередь, включает в себя:
- Руководящую верхушку, в которую входит глава администрации, его заместитель, а также первый заместитель, если таковой имеется.
- Структурные подразделения, которые подчиняются администрации или находятся в соподчинении между собой:
- Отраслевые структурные подразделения, в ведомстве которых находятся отдельные отрасли муниципальной деятельности.
- Функциональные структурные подразделения, которые исполняют одну или несколько функций во всех отраслях.
- Территориальные органы, с районным делением.
- Аппарат администрации, которым обеспечивается и организуется её деятельность, в том числе юридическая, кадровая, информационная, делопроизводство, ведётся работа с обращениями граждан, а также своя бухгалтерия и т.п.
Данные виды структур называют линейно-функциональными по причине их основной ориентации в системе принятия решений на взаимодействие между отраслевыми и функциональными структурными подразделениями.
Как правило, первые представляют собой инициаторов принятия решений, а вторые – исполнителями функций экспертизы, согласования проектов решений.
В зависимости от того, какую роль играют и какое место занимают структурные подразделения, им присваивается разный статус, более того, они по-разному называются.
Разновидности структурных подразделений
Выделяют шесть видов структурных подразделений, они следующие:
- Департаменты.
- Управления.
- Комитеты.
- Отделы.
- Секторы.
- Комиссии.
Департамент представляет собой функционально-отраслевые структурные подразделения, которые осуществляют исполнительные, распределительные и контрольные функции в конкретной отрасли или сфере управления муниципальным образованием. Более того, они определяют концептуальное развитие в данной сфере. Во главе департаментов находятся заместители главы администрации.
Управления являются относительно самостоятельным структурным подразделением местной администрации, которое обеспечивает конкретные направления деятельности местной администрации, они управомочены самостоятельно издавать акты управления.
Комитеты представляют собой структурные подразделения, которые создаются и функционируют на постоянной основе по приоритетному направлению деятельности администрации.
Отделы являются структурными подразделениями местной администрации, на которые возложены вспомогательные или оперативные функции.
Секторы являются организационно не обособленными структурными подразделениями отдела, которые осуществляют исполнительную деятельность и формируется с целью решения однотипных задач на протяжении конкретного периода времени.
Комиссии создаются на конкретный период времени с целью решения какой-то определённой проблемы.
Важно заметить, что данный перечень не является унифицированным, а в практическом применении всегда имеет много несовпадений и несоответствий наименований структурных подразделений, их места в организационной структуре и исполнении функций.
Цели и задачи организационной структуры
В настоящих условиях, когда эффективность деятельности органов местного самоуправления находится в прямой зависимости от способности к стратегическому планированию, когда происходит прямое ориентирование на цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования, то существующие линейно-функциональные организационные структуры не могут быть настолько гибкими, чтобы нормально адаптироваться к изменениям внешней среды, объектам управления и потребностям населения.
Требования повсеместного внедрения программно-целевых методов управления обуславливают необходимость формирования новых проектных структур, которые основываются на широком межведомственном взаимодействии с привлечением отдельных структурных подразделений.
Данный подход в решении приоритетных задач и вопросов развития муниципального образования предназначен для разработки целевых программ, которые представляют собой систему мероприятий, увязанную по ресурсам и времени. Реализовать такую программу можно с помощью выделения необходимых ресурсов и сформировав временный коллектив работников, которые на период действия программы находятся в двойном подчинении, иными словами, под руководством своего непосредственного руководителя, а также в подчинении ответственного исполнителя программы.
Образование проектных структур происходит в администрациях в виде комиссий и рабочих групп.
Программно-целевые методы в построении организационной структуры администрации требуют достаточно усердной работы, связанной с регламентацией деятельности структурных подразделений. Кроме проведения анализа распределения функций внутри администрации и пересмотра существующих положений о структурных подразделениях, необходимо описание о утверждение в регламенте администрации системы взаимодействия структурных подразделений между собой, порядок прохождения управленческих решений и основных административных процессов.
В этой связи, стоит отметить, что существует два подхода для построения структур местных администраций, а именно функциональный и программно-целевой.
Функциональный подход
Применение функционального подхода эффективно при разработке структуры, которая обеспечивает текущее управление муниципальным образованием. Данный подход подразумевает выявление функций, исполнение местными администрациями этих функций и формирование их структуры в соответствии с выполнением каждой функции согласно конкретной структурной единицы. Стоит отметить, что это не говорит о том, что выполнение единичной функции требует отдельного органа.
После выполнения всего набора функций происходит их группировка по конкретным принципам, к примеру, по отраслевому – благоустройство, жилищное хозяйство, образование, здравоохранение и пр. также необходима группировка по принципу принадлежности к какой-то сфере, к примеру, социальная, экономическая или др. После всего этого выстраивается определённая конечная структура. Некоторые структурные единицы формируются с целью осуществления вспомогательных функций, т.е. тех, без которых нельзя решить основные задачи, которые ставятся перед органами местного самоуправления.
Чаще всего применяются одномоментно несколько принципов для группировки функций, вместе с тем степень укрупнения структурных единиц устанавливается в соответствии с составом и количеством управляемых объектов.
Стоит отметить, что в крупных муниципальных образованиях зачастую формируются органы управления в сферах здравоохранения, образования, культуры и т.п., при этом в небольших поселениях чаще создаются органы управления социальной сферой. Необходимо организовывать их работу и взаимодействие таким образом, чтобы все функции учитывались и не происходило дублирование одних и тех же, более того, работа должна быть организована таким образом, чтобы в одной структурной единице не пересекались функции планирования и исполнения или исполнения и контроля.
Надо отметить, что вполне продуктивным является принцип горизонтально-вертикального построения системы органов, объяснить который можно с помощью следующего примера.
При организации управления сферой образования необходимо создавать орган, который будет вести и отвечать за всех вопросы и проблемы образования, в том числе обеспечивать его деятельность и несоподчинённые органы финансового планирования и исполнения доходной части бюджета, исполнения расходной части бюджета, управления службой и кадрами, делопроизводства и пр. Вместе с тем, должна быть создана вертикаль управления, которая будет возглавляться местной администрацией, заместителем по направлению, руководителем отраслевого подразделения и руководителем учреждения.
На основе данного примера, можно сделать вывод, что необходимо выстраивать горизонтально-вертикальные структуры с целью исполнения всех функций, в более укрупнённом виде, а также для управления в разных сферах деятельности. Таким образом, можно получить единую структуру местной администрации.
Программно-целевой подход
Применение программно-целевого подхода актуально во время формирования структуры, которая обеспечивает реализацию программ и проектов развития муниципальных образований, как комплексных, так и целевых. Данный подход в корне отличается от первого тем, что его основу составляет построение структуры на целях, задачах и их ранжировании по приоритетам, а не на функциях. Кроме того, в основе построения данного подхода лежат способы достижения, формы и механизмы реализации, конкретные программы и проекты развития, в том числе динамика изменений в ходе осуществления данных программ и проектов. Больше различий в этих подходах нет.
На самом деле не существует муниципальных образований, которые реализуют систему управления или реализуются только программы и проекты развития. Для каждого муниципального образования характерны и те и другие признаки. В этой связи необходимо отметить, что при построении структур местных администраций в разной степени используются два подхода. Справедливо сказать, что этот факт создаёт определённые трудности, но принимая во внимание все функции, цели и задачи, приоритеты, ресурсы и ограничения, можно оптимизировать структуру местных администраций.
Базовые структуры администраций
Для большего понимания структуры администраций муниципального района, необходимо проанализировать базовые структуры администраций муниципального района, поселения и городского округа. В этой связи важно понимать, что для каждого конкретного муниципального образования они должны быть собственные и применяться в соответствии с его особенностями. Такие структуры не предусматривают осуществление отдельных государственных полномочий, т.к. наличие каких-либо полномочий являются переменными факторами.
На основе перечня вопросов местного значения муниципального района и полномочий органов местного самоуправления по их решению, в структуре администрации муниципального района, выделяют пять ключевых направлений, они представлены в таблице ниже.
Одновременно с этим существует ряд вопросов, которые можно отнести к смежным сферам деятельности, при этом формулировки некоторых из них одновременно состоят из нескольких различных функций.
Земли и водные объекты принято рассматривать как ресурсы экономического блока, а также как объекты природоохранных мероприятий.
Структура администрации поселения
На основе перечня вопросов местного значения поселения и полномочий органов местного самоуправления в соответствии с их решением, в структуре администрации поселения можно выделить несколько направлений, которые также характерны и для администрации муниципального района, которые по своей сути будут отличаться лишь некоторыми частями, которые входят в состав их функций.
Выделяют основные функции, которые имеют прямое отношение к каждому из направлений.
Экономика и финансы:
- Экономическое планирование и реализация экономической политики.
- Управление муниципальным государственным имуществом.
- Координация работы муниципальных предприятий и учреждений.
- Финансовое планирование.
- Реализация бюджета.
- Финансовый контроль.
- Реализация налоговой политики.
- Размещение муниципального заказа.
- Управление мниципальными природными ресурсами.
- Учёт муниципальной статистики.
- Формирование услоувий для обеспечения населения услугами общественного питания, объектами торговли и бытового обслуживания.
Жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство:
- Обеспечение жилым фондом граждан, которые остро в этом нуждаются.
- Осуществление деятельности по опеке и попечительству.
- Организация библиотечного обслуживания населения.
- Организация условий для досуга населения и обеспечения жителей услугами в культурной сфере.
- Обеспечение охранных мероприятий для исторических памятников и культуры местного значения.
- Организация условия для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта.
- Реализация мер по предупреждению и ликвидации последствий локальных и местных чрезвычайных ситуаций.
- Обечпечение первичных мер пожарной безопасности в пределах всех населённых пунктов поселения.
- Установление контроля над использованием и охраной муниципальных лесов и земель.
- Кадровая политика.
- Бухгалтерские услуги.
- Хозяйственное обслуживание.
- Юридическая помощь.
- Делопроизводство.
- Создание архивных фондов.
- Информационное обеспечение.
- Связи с общественностью и СМИ.
- Контроль исполнения.
Необходимо отметить, что из-за того, что городским округом решаются вопросы местного значения как поселения, то и вопросы муниципального района должна решать администрация городского округа, как включённой структурной единицы, выполняющей все функции административного поселения и администрации муниципального района, исключая межпоселенческие территории.
Однако стоит отметить, что именно им принадлежат аналогичные функции, которые должны исполняться на территориях, которые расположены между населёнными пунктами, в случае, когда в состав городского округа входит несколько населённых пунктов.
Вместе с тем, структура администрации городского округа не выступает в качестве суммы структурных единиц администраций поселений и муниципального района, поскольку их часть функций агрегируется.
Органы местного самоуправления обязаны самостоятельно решать вопросы местного значения с разной степенью результативности, при наличии у них разной структуры и численности исполнительно-распорядительных органов.
Надо сказать, что результативность деятельности публичной власти на муниципальном уровне в целом и исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований в частности, во многом зависит от совокупности факторов, влияющих на неё. Такими факторами выступают: численность населения, структура экономики, уровень социального развития, уровень экономического развития региона, распределение полномочий между структурными подразделениями, исключение дублирования функций, исполнимость функций, а также уровень квалификации муниципальных работников и пр.
В процессе организации существующих организационных структур местных администраций необходимо принимать во внимание, что всякие действия, которые направлены на организационные изменения, могут оказать сопротивление непосредственно организации как социальной системе, сконцентрированной на стабильности и выдивании, а не на развитии. По этой причине можно говорить о попытках радикального совершенствования организационной структуры, где достигаются желаемые результаты, цель который повышение квалификации и эффективности деятельности, исключающие разрушительные последствия.
Главным успехом в организационных изменениях выступает комплексный научный подход, основа которого лежит в соотнесении издержек и результатов, в совокупности с подробным исследование системы изнутри.
Выделяют несколько принципов, которые помогут в определении структуры местной администрации и распределении полномочий между всеми подразделениями, они следующие:
- Целепологание и логика, разделение функциональных блоков.
- Исклчение дубрирования и параллелизма функций.
- Полный охват и исключение пробелов в решении вопросов местного значения местной администрации в целом.
- Результативность и её возможные оценки итогов проведённой работы.
- Достаточность обеспечения, которое позволит структурным подразделениям надлежащим образом выполнять свои функциональные обязанности в полном объёме материального, правового и информационного обеспечения.
- Системность методов и их взаимосвязь с другими подразделениями, инми словами, при описании функций подразделений его взаимодействия с иными структурами.
- Структурирование, иныче говоря, разделение функций структурного подразделения на функции конкретных специалистов, на которых возложены те или иные обязанности.
- Эффективность, которая подразумевает достижение обозначенной цели и решение задач подразделения с наименьшими затратами.
- Недопущение принципа создания структур под конкретных людей.
- Унифицированный подход в процессе формирования структур и установления штатной численности органов местного самоуправления.
Деятельность, которая направлена на внесение изменений в организационную структуру местной администрации нуждается в грамотной оценке и анализе экспертов, в том числе ей требуется прововая поддержка в актуальном состоянии документов, которые регламентировали бы организацию и деятелньость её администрации. Кроме того, требуется кадровое сопровождение, которое выражается посредством переподготовки и повышении квалификации работников, а также подготовка кадрового резерва.
Источник: zaochnik.com
Что означает структурное подразделение организации?
Внимание В настоящее время сложились два основных типа организации структуры бухгалтерий: линейная (иерархическая) и вертикальная.
При линейной организации все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру. Такая структура бухгалтерии применяется на небольших предприятиях с численностью аппарата до 10 человек.
В этом случае она может быть представлена следующим образом.
При организации аппарата бухгалтерии по вертикали создаются промежуточные группы управления (отделы, бюро, сектора): материальная, отвечающая за учет приобретения материальных ценностей, их поступления и расходования.
Структурное подразделение: определение, функции, руководство
Ответственность за надлежащее и своевременное выполнение функций главной бухгалтерии несет главный бухгалтер, на которого возлагается персональная ответственность в случае: неправильного ведения бухгалтерского учета; принятия к исполнению и оформлению документов по операциям, противоречащим установленному порядку; несвоевременной и неправильной выверке операций по расчетному и другим счетам в банках, расчетам с дебиторами и кредиторами; нарушения порядка списания с бухгалтерских балансов недостач и других потерь; несвоевременного проведения в структурных подразделениях предприятия проверок и документальных ревизий; составления недостоверной бухгалтерской отчетности по вине бухгалтерии и др.
Виды структурных подразделений
Основными функциями постоянного сектора является реализация конкретного направления деятельности основного подразделения или решение определенного круга вопросов.
Например, в финансовом отделе в качестве постоянных могут создаваться сектор финансирования операционных расходов, сектор методологии и налогообложения, сектор финансирования инвестиций и кредитования, сектор бюро ценных бумаг и анализа. б) участки.
Эти структурные подразделения создаются по тому же принципу, что и постоянные секторы.
Обычно они строго ограничены «зонами» ответственности каждый участок отвечает за конкретное направление работы. Обычно деление структурного подразделения на участки условное и не закрепляется в штатном расписании (или в структуре организации); в) группы.
5. основные структурные подразделения организации
В качестве самостоятельной структурной единицы бюро создается для ведения исполнительной деятельности и обслуживания деятельности иных структурных подразделений организации.
В основном «бюро» традиционно называют структурные единицы, связанные с «бумажной» и справочной работой.
Помимо вышеперечисленных в качестве самостоятельных структурных подразделений создаются производственные единицы (например, цеха) или единицы, обслуживающие производство (например, лаборатории).
Обоснование создания того или иного самостоятельного структурного подразделения, как правило, увязывается с традициями организации (признанными или неформальными), методами и целями управления. Косвенно на выбор вида подразделения влияет численность персонала.
Положение о структурных подразделениях
- секторы — создаются временно или действуют постоянно;
- участки — строго ограничены своими зонами ответственности, участок занимается конкретным направлением работы;
- группы — структурное подразделение, которое создается по принципу участков и чаще всего носит временный характер, они объединяют специалистов с целью выполнения какой-то конкретной задачи.
Название любого подразделения, как правило, обозначает его основную деятельность. Взаимодействие структурных подразделений предприятия необходимо координировать.
Структурное подразделение — это какая часть организации | Читайте статьи журнала Кадровое дело
Эксперты расскажут, что такое структурное подразделение, разъяснят правовые аспекты деятельности, основные функции и методики управления такими подразделениями.
Структурное подразделение — это цеха, участки, отделы, секторы и тому подобные подразделения, которые входят в структуру организации. Располагаться они могут по месту нахождения организации или территориально обособленно. Значит подразделение может быть внутренним или обособленным.
Структурное подразделение организации — это: определение и правовые аспекты работы
Структурное подразделение организации — это структурная часть, которая выполняет функциональные, производственные задачи. Сотрудники в своей работе руководствуются должностными инструкциями.
Так как структурное подразделение предприятия — это его часть, его нельзя рассматривать в отдельности от самого предприятия, наделять юридической, экономической самостоятельностью.
Если руководство организации приняло решение о создании структурного подразделения, нет никакой необходимости или обязательства оповещать регистрационные органы (если речь не идет об обособленном подразделении).
Деятельность структуры отражают в общем балансе компании. Для звена не назначают отдельный статистический код, не открывают и отдельный банковский счет и так далее.
Эксперты «Системы Кадры» расскажут об особенностях работы ячеек, на которые возложены определенные функции, об оформлении документов при создании таких структур, дадут определение индексатору и подробно опишут способы его создания.
На основании чего осуществляется работа структурных подразделений
Деятельность структурного подразделения — это выполнение функциональных, производственных задач. В организации может быть разработано Положение о работе структурного подразделения. Это делает руководитель организации с учетом установленных норм законодательства.
Раздела Положения о работе структурного подразделения
- Общие положения, где описано сама организация и намерение создать отдельную структуру.
- Численности и состава персонала.
- Функции и задачи, возложенные на звено.
- Цели и методы их достижения.
- Порядок назначения руководителя.
Скачать образец: Номенклатура дел структурного подразделения организации
Руководитель структурного подразделения — это кто, кем он может быть назначен
Руководитель структурного подразделения — это работник, на которого возложена непосредственная ответственность за выполнение поставленных задач.
Методики и модель управления делегируются высшим руководством организации или могут выбираться руководителем отдела, сектора, участка, цеха самостоятельно.
Скачать приказ о создании обособленного структурного подразделения
В зависимости от рамок ответственности руководителя, от сферы деятельности организации, возможно передавать полномочия подчиненным.
В подразделении нужно соблюдать систему контроля и отчетности.
При этом итоговая ответственность за выполнение определенных задач возложена только на руководителя.
Скачать: Должностная инструкция руководителя структурного подразделения с учетом требований профстандарта
Эксперт «Системы Кадры» расскажет, как создать структурное подразделение, приведет пример создания службы охраны труда в виде отдельного звена.
Работа созданной ячейки должна быть гибкой. Это позволит максимально быстро реагировать на все изменения, происходящие не только внутри организации, но и во внешней среде, на рынке труда.
Учитывая, что звено отвечает за соответствующую сферу деятельности, работа всех единиц ячейки должна быть специализированной. Нагрузка на руководителя не должна быть чрезмерно большой.
Обособленное структурное подразделение — это какое: требования и функции
Структурное подразделение — это рабочая ячейка. Если речь идет об обособленном подразделении, то оно, в отличие от внутреннего, располагается отдельно от головной организации.
Структурное подразделение организации — это (пример)
Обособленное структурное подразделение — это представительство, филиал или иное обособленное подразделение. При его создании соблюдается определенная последовательность.
Что означает структурное подразделение организации?
- 1 Что значит структурное подразделение организации?
- 2 Что означает структурное подразделение
- 3 Что такое структурное подразделение организации
- 4 Что означает структурное подразделение организации?
- 5 Структурное подразделение: определение, функции, руководство :
- 6 Что такое обособленное подразделение
- 7 Структурное подразделение организации — наименования, виды и функции
- 8 Какие бывают структурные подразделения организации
Структурное подразделение — это структурная часть организации, которая выполняет определенные производственные или функциональные задачи в рамках устава и должностных инструкций работников.
Правовые аспекты работы структурных подразделений
- если руководство предприятия приняло решение о том, что необходимо создать структурное подразделение, то нет никакой надобности или обязательства сообщать об этом в регистрационные органы;
- не требуется постановка на учет в налоговых органах, пенсионных и страховых фондах;
- для структурного подразделения не ведется отдельных бухгалтерских документов, а его деятельность отражается в общем балансе организации;
- для данного звена не назначается отдельный статистический код;
- не допускается открытие отдельных банковских счетов для структурного подразделения.
Положение о подразделениях
- общие положения, в которых производится описание самого предприятия, а также намерений о создании определенной организационной структуры;
- обзор численности и состава персонала как в общем, так и по каждому подразделению;
- функции, которые должно выполнять структурное звено;
- определение целей его деятельности, а также постановка задач, которые обеспечат их достижение;
- назначение руководства подразделений, а также определение круга их полномочий;
- описание механизмов взаимодействия между структурными подразделениями, а также с руководящими органами;
- определение ответственности подразделения в целом, а также руководителя и отдельных работников лично;
- порядок ликвидации структурного звена с указанием процедуры, а также существенных причин.
Требования к структурным подразделениям
- подчинение должно быть централизованным, то есть каждый из работников должен быть подотчетным непосредственно руководителю данного структурного звена, который, в свою очередь, регулярно предоставляет отчетность генеральному директору;
- работа подразделения должна быть гибкой, с возможностью быстро реагировать на любые изменения как внутри организации, так и во внешней среде;
- работа каждой структурной единицы должна быть строго специализированной (то есть звено должно отвечать за определенную сферу деятельности);
- нагрузка на одного руководителя не должна быть слишком большой (не более 20 человек, если речь идет о среднем звене);
- независимо от своего функционального предназначения, подразделение должно всячески обеспечивать экономию финансовых ресурсов.
Функции структурных подразделений
- формулировка функций подразумевает одновременную постановку задач для их достижения;
- обозначение функций в документе осуществляется в убывающем порядке (от основных к побочным);
- функции разных структурных подразделений не должны пересекаться между собой и повторяться;
- если у звена есть определенные связи с другими структурными единицами, то их функции должны быть согласованы во избежание противоречий;
- все функции подразделений должны иметь четкое числовое или временное выражение, чтобы обеспечить возможность оценки качества работы;
- при разработке функций нужно обращать внимание на то, чтобы они не выходили за рамки полномочий или прав руководства.
Управление подразделениями
Как и предприятие в целом, все его звенья нуждаются в эффективном управлении. Непосредственную ответственность за выполнение этой задачи несет руководитель структурного подразделения. Стоит отметить, что методика и модели управления могут быть выбраны локальным начальством самостоятельно или же делегированы сверху.
В зависимости от сферы деятельности подразделения, а также рамок ответственности руководителя, последний имеет право делегировать некоторые полномочия своим подчиненным. При этом должна соблюдаться строгая система отчетности и контроля. Итоговая ответственность за результаты работы лежит исключительно на руководителе.
- в начале периода руководитель осуществляет планирование, что закрепляется в соответствующих документах;
- далее идет непрерывный мониторинг результатов работы, чтобы иметь возможность вовремя среагировать на отклонения;
- в конце отчетного периода проводится проверка на соответствие результирующих показателей плановым.
Выводы
Структурное подразделение организации — это ее основная рабочая ячейка, которая выполняет те или иные функции, регламентированные соответствующим положением. Стоит отметить, что такое структурное деление целесообразно только в рамках крупного предприятия, ведь в небольших фирмах полномочия могут быть распределены между отдельными работниками.
- 09.04.2016
- 0
- Бизнес статьи
Организационная структура предприятия: понятие и типы
Любое предприятие или организация обладают организационной структурой, разработанной на этапе их создания и откорректированной в процессе практической деятельности.
Организационная структура компании или предприятия отражает взаимоотношения между руководящим составом и рабочим персоналом, дает четкое представление, кто на предприятии отвечает за принятие управленческих решений.
Всякая организационная структура может быть представлена в виде схемы, отдельными блоками которой будут выступать директор или руководитель предприятия, его структурные подразделения, отдельные управленческие единицы и связи между ними.
Понимание организационной структуры предприятия позволит мгновенно диагностировать проблемы взаимодействия управляющих субъектов и управляемых объектов предприятия, увидеть, как устроены производственные процессы, оценить их сильные и слабые стороны.
Чем яснее структура, тем проще преодолевать разногласия и обеспечивать движение всех членов трудового коллектива к достижению единой цели.
Непродуманная, «состряпанная на глазок» организационная структура чревата значительным увеличением сроков выполнения работ или оказания услуг, неразберихой в документах, перекладыванием одним работником своих обязанностей на другого (при отсутствии нормально сформированного разделения обязанностей).
Понятие организационной структуры предприятия
Организационная структура предприятия — это система взаимоотношений структурных подразделений предприятия в процессе производства.
- отношения управления;
- внутренние нормы и правила;
- личная ответственность каждого подразделения за выполнение той или иной работы;
- распределение полномочий персонала и руководителей.
Что означает структурное подразделение
Рассмотрим, что такое структурное подразделение организации, его признаки и какие виды бывают.
Полный доступ на месяц! — Формируйте документы, тестируйте отчеты, пользуйтесь уникальным сервисом экспертной поддержки «Системы Главбух».
Позвоните нам по телефону 8 800 222-18-27 (бесплатно).
Внимание! Эти документы помогут правильно организовать работу структурных подразделений вашей организации:
Что такое структурное подразделение
Структурное подразделение организации — это выделенный в ее структуре элемент, например, отдел, управление, цех, участок, отдел, сектор и т. п. Этот элемент обладает определенной самостоятельностью и объединяет рабочие места, средства производства, ресурсы для выполнения установленной компанией цели.
Филиалы и представительства являются самостоятельными субъектами хозяйствования и поэтому не считаются структурными подразделениями организации.
Признаки структурного подразделения
- их не ставят на учет в ФНС, ПФР и ФСС;
- им не присваивают отдельные коды статистики;
- в отношении них не нужно вести отдельный бухучет и составлять баланс;
- извещать о создании и ликвидации нужно только в случае перемещения рабочих мест.
Отдел
- может являться структурным подразделением компании;
- составной частью управления или департамента.
Управление
Как правило их создают крупные холдинги для решения административных и управленческих задач. Ключевым моментом при создании является функциональный или отраслевой признак. Управления распределяют задачи нижестоящим подразделениям.
Департамент
Схожи с управлениями, выполняют те же функции, но находятся значительно ниже в структуре организации.
Цех, участок, сектор
Нижние звенья в структуре организации. Занимаются непосредственно реализацией задач, поставленных вышестоящими подразделениями.
Функции руководителя
- выполняет работу на основании методик и моделей, делегированных вышестоящим руководством либо выбранных им самостоятельно;
- соблюдает систему контроля и отчетности .
Руководитель вправе передавать свои полномочия подчиненным. Но ответственность за результат возложена только на него.
Документ, регламентирующий работу
Деятельность структурного подразделения регламентирует положение о работе структурного подразделения. Его составляет директор компании с учетом установленных норм законодательства.
- Общие положения. В них указывают деятельность организации и обозначают намерение создать отдельную внутреннюю структуру.
- Численность и состава работников.
- Выполняемые функции и задачи.
- Цели и методы их достижения.
- Порядок назначения руководителя.
Структурное подразделение организации – это определенная часть предприятия, которая сосредоточена на выполнении отдельных задач в соответствии с должностными инструкциями, уставом и иными локальными нормативными актами. О том, что такое структурное подразделение организации, зачем они необходимы и как обеспечивается их правовое регулирование, следует знать каждому работодателю и специалисту.
Структурное подразделение: определение, функции, руководство :
Структурное подразделение — это структурная часть организации, которая выполняет определенные производственные или функциональные задачи в рамках устава и должностных инструкций работников.
Структурное подразделение — понятие и правовые аспекты работы
Предприятию, особенно большому, необходима хорошо продуманная структура, где каждое звено выполняет свои производственные задачи, действуя в рамках устава и других локальных актов компании. Структурные подразделения (СП) комплектуются в соответствии со штатным расписанием, каждый специалист в них действует по своей должностной инструкции.
- Обособленные, то есть находящиеся в удалении от основного предприятия. Например, филиалы или представительства.
- Внутренние, то есть расположенные на территории компании. Например, отделы или цеха. Далее рассмотрим именно внутренние СП.
- Упрощает управление отдельными командами и всем предприятием в целом.
- Повышает эффективность решения отдельных задач.
- Облегчает контроль.
Именно поэтому в крупных организациях без СП не обойтись.
В законодательстве нет четко обозначенного регламента работы внутренних СП — каждый работодатель сам для себя решает вопрос структуризации бизнес-процессов. О создании таких ячеек не надо сообщать в регистрационный орган.
Важный признак внутреннего структурного подразделения организации — это неотделимость от материнской компании. То есть они не ведут самостоятельную экономическую или юридическую деятельность. У них нет отдельных статкодов, бухгалтерской документации, банковских счетов. Результаты работы отражаются в общем балансе предприятия. Этим внутренние отличаются от самостоятельных: филиалов и представительств.
Административные, финансово-учетные, вспомогательные
Такие подразделения работают на то, чтобы обеспечить управление компанией. Их можно сравнить с головным мозгом. От них зависит целостность организации и взаимодействие отдельных структур. Отличительные черты — специализация на административных задачах, почти полное отсутствие производственных специалистов.
- секретариат (канцелярия);
- служба HR и отдел кадров;
- бухгалтерия и финансовый отдел;
- отдел маркетинга;
- служба безопасности;
- отдел планирования;
- юротдел.
Исследовательско-технические
функция исследовательско-технических СП — разработка технологий и проведение исследований, нацеленных на улучшение производства. Такие подразделения могут быть как в научных организациях, так и в промышленных или аграрных компаниях. Образно говоря, они выполняют роль спинного мозга, «переходника» между управленческими и производственными структурами.
- измерительная или испытательная лаборатория;
- конструкторское бюро;
- отдел измерений и техконтроля;
- научно-исследовательская служба;
- отдел автоматизации;
- экспериментальный цех;
- отдел контроля качества;
- служба маркетинговых исследований.
► Как организовать дела и документы по личному составу в 2019 году
Производственные
Это цеха, службы или отделы, которые связаны с выпуском конечной продукции. Своего рода руки, которые отвечают непосредственно за производство.
- производственные, сборочные цеха;
- ремонтная служба;
- диспетчерская;
- транспортный цех;
- отделы энергетика и электрика;
- отдел комплектации.
Требования и функции структурных подразделений организации
- Каждая функция предполагает, что могут быть сформулированы задачи для ее выполнения.
- Функции разных структурных элементов должны отличаться. Пересечение или дублирование сделает управление более трудным, снизит общую эффективность компании.
- Необходимо согласовывать функции взаимосвязанных подразделений.
- Для оценки того, как СП справляется со своими функциями, у них должны быть критерии оценки: числовые, временные, качественные.
- Выполнение не должно приводить к превышению руководством своих полномочий.
- Гибкость в функционировании, чтобы оперативно реагировать на изменения в производственном процессе или структуре предприятия.
- Специализация деятельности.
- Адекватная нагрузка на руководителя.
- Достаточное обеспечение материалами и другими ресурсами.
Что такое структурное подразделение организации
— Организация бизнеса — Кадры — Структурное подразделение организации
Структурное подразделение организации – это определенная часть предприятия, которая сосредоточена на выполнении отдельных задач в соответствии с должностными инструкциями, уставом и иными локальными нормативными актами. О том, что такое структурное подразделение организации, зачем они необходимы и как обеспечивается их правовое регулирование, следует знать каждому работодателю и специалисту.
Что такое структурное подразделение организации – правовое регулирование
Понятие структурного подразделения предприятия определяет его в качестве отдельной единицы, объединяющей определенные рабочие места и занимающих их сотрудников, которое обладает определенной самостоятельностью в рамках организации. Разделение на структурные подразделения позволяет реализовать эффективное делегирование труда, упрощает управление персоналом и всем предприятием в целом. Именно поэтому без разделения на структурные подразделения эффективное ведение деятельности возможно только в организациях, относящихся к малому бизнесу.
Законодательство, в свою очередь, никак не регламентирует деятельность отдельных структурных подразделений, не выделяет особенности их и не предоставляет никаких правовых механизмов, связанных с данным аспектом трудовых взаимоотношений. Поэтому работодатели вправе самостоятельно организовывать разделение различных коллективов и структур в рамках предприятия, без излишних ограничений в нормативных и процессуальных вопросах.
Филиалы и дочерние компании не считаются структурными подразделениями организации. Ключевая особенность структурных подразделений заключается именно в том, что они выделяются строго внутри компании, не являются самостоятельными и не могут существовать в отрыве от субъекта хозяйствования в целом.
- О создании или расформировании структурных подразделений, их переформатировании, работодатель не должен извещать контролирующие органы или профсоюзы, пока не проводятся изменения в фактических рабочих местах.
- Структурные подразделения не ставятся на учет в налоговых органах и страховых фондах.
- Отдельная бухгалтерская отчетность в отношении структурных подразделений предприятия не ведётся. Также, им не присваиваются отдельные статистические коды. Деятельность структурных подразделений отражается в общем балансе предприятия.
Законодательство не предусматривает и не допускает возможности открывать отдельные банковские счета для отдельных структурных подразделений компании.
Виды структурных подразделений организации
- Управления. Так называются подразделения, которые создаются по отраслевым или функциональным признакам в крупных корпорациях или государственных учреждениях, обеспечивая основное руководство в сфере их ответственности и распределяющее задачи по более мелким подразделениям. Характерной особенностью управлений как структурных подразделений, является отсутствие в них производственного персонала и исполнение сугубо административных и управленческих задач.
- Отделения. В качестве отделений устанавливаются структурные подразделения лишь в нескольких сферах деятельности. К ним относятся организации здравоохранения, где различные отделения разделяются по основным функциям, а также некоторые государственные учреждения. В банковской и страховой сфере, отделения напротив – создаются по территориальному принципу, а не функциональному, и часто могут регистрироваться в качестве филиалов, то есть представлять собой понятие более широкое, чем просто структурное подразделение.
- Департаменты. Данные виды структурных подразделений, как и управления, создаются преимущественно в государственных органах и крупных корпорациях. Они также объединяются по функциональным и отраслевым признакам и, в свою очередь, тоже подразделяются на отделы. Основное их отличие от управлений – более низкая ступень в иерархии подразделений предприятия.
- Отделы. Это – один из основных видов структурных подразделений, который имеет место в большинстве субъектов хозяйствования, где осуществляется таковое разграничение сфер деятельности персонала. При этом отделы могут быть как единственным видом структурных подразделений, так и составляющей частью департаментов и управлений. Отделы чаще всего реализуют одно или несколько конкретных направлений трудовой деятельности в рамках предприятия.
- Службы. Под службами подразумеваются обособленные структурные подразделения, объединенные по функциональному признаку, в том числе и в рамках нескольких иных структурных подразделений. Например, служба безопасности в банковской организации может располагаться и иметь своих сотрудников во многих отделениях и филиалах, но в то же время, является отдельным целостным структурным подразделением с собственным централизованным руководством.
- Бюро. Такие структурные подразделения как бюро – во многом могут являться идентичными отделам. Однако в глобальном аспекте, считается, что бюро – это меньшая структурная единица в предприятии, чем отдел. Кроме этого, традиционно бюро занимаются сугубо документарной и административной деятельностью, в то время как отделы вполне могут участвовать и в непосредственном процессе производства.
Кроме этого, могут также выделяться и другие виды структурных подразделений в рамках предприятия. Так, для производств часто имеет место разделение на отдельные цеха. Также имеет место и разделение на секторы, участки и группы – данные структурные подразделения определяют конкретные работы и направления работ, равно как и зоны ответственности сотрудников.
Разделение на структурные подразделения на предприятии предполагает, что многие сотрудники одновременно могут включаться в состав различных подразделений и одновременно быть членами нескольких из них. Так, например, строитель-ремонтник может относиться к отделу капитального ремонта, который, в свою очередь, будет входить в хозяйственный департамент предприятия. При этом коллега данного строителя, в аналогичной должности, может работать на первом участке обслуживания с одной бригадой, а сам строитель – на ином участке с иными ответственными лицами.
Как создать структурное подразделение – порядок действий
- Общие сведения о предприятии и о планируемых действиях, целях создания организационных структур.
- Конкретные сведения о численности работников – как по предприятию в целом, так и по планируемым подразделениям.
- Задачи и функции создаваемых структурных подразделений.
- Непосредственное назначение руководства в них или же создание механизмов назначения руководства.
- Порядок, по которому осуществляется взаимосвязь между различными подразделениями.
- Определение коллективной ответственности и ответственности руководителей подразделений в рамках организации.
- Порядок ликвидации, слияния и иных действий, изменяющих структурные подразделения.
Положение о структурном подразделении может создаваться как разово, при внедрении данной системы, так и дополняться впоследствии или приниматься заново при создании дополнительных подразделений. Наиболее удобным будет способ, когда основной документ содержит лишь главные принципы работы системы структурных подразделений, а каждое отдельное подразделение вводится в действие и регулируется в рамках предприятия отдельными локальными актами.
- Сформулированные функции должны четко устанавливать задачи для структурных подразделений.
- Рекомендуется располагать функции в убывающем порядке по степени важности.
- Необходимо крайне внимательно отслеживать повторение и дублирование функций в различных структурных подразделениях.
- Все взаимосвязи с иными подразделениями должны быть в обязательном порядке согласованы.
- Функции структурных подразделений не должны противоречить требованиям законодательства и трудовым договорам задействованных в них работников.
- Функции должны иметь достаточно простой способ оценки качества их исполнения и иметь числовое или временное выражение.
- Каждое подразделение должно иметь четко обозначенную иерархическую структуру, обеспечивающую субординацию на предприятии.
- Правовые основания деятельности подразделения должны предоставлять данному подразделению возможность действовать гибко и не фиксироваться в жестких рамках – иначе никакого смысла от разделения труда не будет.
- Размер подразделений должен соответствовать возможностям руководителя. При этом необходимо понимать, что оптимальным в большинстве случаев является размер структурных подразделений от 5 до 20 человек, но не больше, и не меньше.
Структурные подразделения: виды, особенности, налогообложение
Структурное подразделение — это часть компании, необходимая для организации работы сотрудников и предприятия. Порядок создания, правовые аспекты по отношению к другим подразделениям, задачи, права и обязанности структурного подразделения определяет положение о структурном подразделении. Единой формы документа нет, главное — прописать все нюансы.
Руководитель структурного подразделения действует по доверенности, а само СП не является самостоятельным юрлицом. Компании не обязательно выводить на отдельный баланс и вести учет структурного подразделения отдельно, такого требования в законодательстве нет. Но юрлицо вправе принять это решение самостоятельно и закрепить его в положении.
Особенности видов структурных подразделений
Работа структурных подразделений регулируется Гражданским, Налоговым и Трудовым кодексами.
Внутренние структурные подразделения — отделы организации, включающие сотрудников с похожими обязанностями. Например, отдел продаж в строительной компании — это внутреннее подразделение. Работники подразделения трудятся в офисе/здании компании, по основному адресу юрлица. Деление на отделы обусловлено необходимостью компании и отображается только во внутренних документах.
Обособленные структурные подразделения — любые территориально обособленные подразделения компании, где обустроены стационарные рабочие места (ст. 11 НК РФ). Например, расположенный на другом конце города склад, где трудятся кладовщики и грузчики, работающие в той же строительной компании. Компания (юрлицо) наделяет обособленные подразделения имуществом и обязуется указать их в ЕГРЮЛ (ст. 55 ГК РФ).
В каждом обособленном СП могут быть свои внутренние подразделения. Например, отдел логистики на складе.
Филиал — это обособленное СП, которое выполняет частично или полностью функции основного структурного подразделения, в том числе функции представительства. Например, основной офис строительной компании расположен в Москве, а филиал открыт в Самарской области, где строится объект.
Представительство — это обособленное СП, которое представляет интересы основного подразделения и защищает их на месте. Например, строительная компания (субподрядчик) открыла представительство в Уфе, где находится основной офис генподрядчика, и ведет переговоры, участвует в собраниях.
Если СП находится удаленно от основного подразделения и в нем есть обустроенные рабочие места, то оно признается обособленным вне зависимости от желания руководства компании. При этом дистанционная работа не относится к деятельности в обособленном подразделении. В ст. 312.1 ТК РФ прямо указано, что в этом случае сотрудник выполняет обязанности вне СП или любой другой территории работодателя. Склад стройматериалов из нашего примера не относится к филиалу или представительству, а считается другим видом обособленного СП.
Налогообложение для структурных подразделений
Также по ст. 143 НК РФ подразделения не являются плательщиками НДС. Поэтому, например, счета-фактуры не могут выставляться от их имени, а только от имени юрлица.
Согласно ст. 346.12 НК РФ, если у компании есть филиалы, то она не может применять УСН. На представительства и «простые» структурные подразделения это ограничение не распространяется.
Внутренние подразделения компании включаются в общую отчетность, к ним не предъявляются никакие дополнительные требования.
Порядок уплаты налога и представления отчетности за обособленные подразделения
Налоги | Как платить налог | Как представлять отчетность |
НДС | НДС полностью платит головная организация | Декларацию подает головная организация |
Налог на доходы физических лиц | Налог перечисляется по местонахождению организации и ее обособленных подразделений. Налог по местонахождению обособленных подразделений надо платить исходя из суммы дохода, начисляемого и выплачиваемого работникам этих подразделений | Сведения о доходах работников по форме 2-НДФЛ подает головная организация. В то же время филиал может сам сдавать сведения о доходах по своим сотрудникам. Но при условии, что руководитель филиала уполномочен головной организацией представлять ее интересы в инспекции. При этом справки в любом случае сдают в инспекцию по месту регистрации головного офиса |
Единый социальный налог и пенсионные взносы | Налог и взносы перечисляются в целом по организации. Исключение — обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты в пользу физических лиц. Они сами исполняют обязанности организации по уплате ЕСН и взносов в Пенсионный фонд | Если филиал выделен на отдельный баланс и имеет расчетный счет по итогам квартала, полугодия и 9 месяцев, бухгалтер подразделения должен сдавать расчеты по авансовым платежам, а по результатам года — декларацию по месту постановки на учет подразделения. При этом суммы платежей, которые уплачивают обособленные подразделения, не включаются в декларацию и расчет по авансовым платежам, которые сдает организация по своему местонахождению. Кроме того, подразделению необходимо отчитываться по форме 4-ФСС РФ, а также представлять документы персонифицированного учета. Если же филиал не выделен на отдельный баланс, не имеет своего расчетного счета, отчитываться за него должна головная фирма |
Налог на прибыль организаций | Налог в федеральный бюджет перечисляется в полном объеме по местонахождению головной организации. В региональный бюджет — по местонахождению организации и ее обособленных подразделений. Исключение — когда на территории одного субъекта РФ у предприятия есть несколько филиалов или же в одном регионе расположено головное отделение и филиалы. Тогда организация вправе выбрать ответственное подразделение (им может быть и головной офис, и один из филиалов), которое будет платить налог | По местонахождению организации представляется декларация в целом по организации с распределением сумм налога по обособленным подразделениям. По местонахождению обособленных подразделений заполняются: — титульный лист; — подраздел 1.1 раздела 1 и подраздел 1.2 раздела 1; — приложение № 5 к листу 02. Если организация выбрала ответственное подразделение, то и отчитываться должно именно ответственное подразделение. Остальным филиалам делать это уже не нужно |
Транспортный налог | Уплата налога и авансовых платежей производится по местонахождению транспортных средств. То есть по месту их государственной регистрации | Декларации (расчеты) по транспортному налогу нужно сдавать в ту инспекцию, на территории которой стоит на учете транспортное средство |
Налог на игорный бизнес | Налог перечисляется по месту регистрации объектов, которые облагаются налогом на игорный бизнес | Отчетность надо сдавать по месту регистрации объектов, которые облагаются налогом на игорный бизнес |
Налог на имущество | Налог на имущество по движимому имуществу платит головная компания. Исключение — обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс. Они платят налог самостоятельно. Кроме того, налог нужно платить отдельно по объектам недвижимости. Причем независимо от того, находятся они по местонахождению подразделений, не выделенных на отдельный баланс, или в регионах, где у организации вообще нет обособленных подразделений. В любом случае платить налог на имущество нужно там, где находится недвижимость. | Отчитываться по налогу на имущество должна головная компания. Исключение — обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс. Такие подразделения должны самостоятельно сдавать расчеты и декларации: — по движимому имуществу, которое числится на его балансе; — по недвижимости, которая находится на территории, подведомственной той же инспекции, что и филиал. Кроме того, придется сдать отчет в ИФНС по местонахождению той недвижимости, которая расположена вне головного отделения и филиалов |
Земельный налог | Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по местонахождению земельных участков, признаваемых объектом налогообложения | Декларации и расчеты по авансовым платежам необходимо сдавать в инспекции по местонахождению земельных участков. Если на территории одного муниципального образования у компании есть несколько участков, то по ним можно сдать одну общую декларацию или расчет |
Единый налог при упрощенной системе налогообложения | Налог перечисляется по местонахождению головной организации | Декларацию подает головная организация |
Единый налог на вмененный доход | Если обособленные подразделения расположены на территории, где введен этот налог, и осуществляют «вмененную» деятельность, налог должен уплачиваться по их местонахождению | Декларации по ЕНВД следует подавать в те инспекции, где компания стоит на учете как «вмененщик» (в том числе и по местонахождению обособленных подразделений) |
Какие бывают структурные подразделения организации
Хорошо известно, для гарантированного получения качественного результата необходимо, чтобы каждый специалист занимался только своим делом. С этой целью на всех крупных предприятиях функционируют специальные структурные подразделения.
Структурное подразделение организации — что это такое?
Сотрудника организации чаще всего можно отнести к какой-либо группе: административной, производственной, финансовой, исследовательской и т. д. Так определяется его индивидуальная область задач. При этом, если в малой фирме обязанности целого подобного сектора способен взять на себя один человек, то в достаточно большой корпорации необходимо целое слаженно функционирующее подразделение.
Это понятие подразумевает самостоятельную часть общего целого. Каждое структурное звено работает с определёнными внутренними законами, имеет конкретного начальника, обязанности и несёт ответственность за свою долю работы.
Наличие такой системы позволяет создать прочную иерархию всего предприятия, что делает процесс управления им намного проще и удобнее. Любые изменения в политике этой штатной единицы, её расписании и прочих подобных организационных моментах контролируются ответственным лицом и не требуют утверждения в вышестоящих инстанциях.
Но вместе с этим крайне важно для всей фирмы грамотно выстроить взаимодействие всех подразделений друг с другом.
Какие бывают структурные подразделения в организации?
В первую очередь можно разделить структурные единицы на внутренние и обособленные. Первые не обладают всеми признаками организации и существуют исключительно как часть общего предприятия. В свою очередь, вторые часто даже находятся не только в отдельном здании, но и в другом городе и даже стране (филиал, представительство и т. д.).
Основной же классификацией считается следующее разделение:
1. Управления. Эти подразделения занимаются исключительно административными обязанностями. Они контролируют весь рабочий процесс и генерируют новые задачи для каждой отдельной группы. Фактически управления являются одним из немногих структурных элементов, в которых исключено появление каких-либо сотрудников производства. В этой нише трудятся менеджеры, управляющие, бухгалтеры и т. д.
2. Отделения. Присутствуют не во всех типах организаций. В зависимости от сферы деятельности могут различаться по территориальному и функциональному признаку. В первом случае чаще всего встречаются в банковском и страховом деле.
Так, у каждого района города существует собственное отделение банка, к которому принадлежат («привязаны») его жители. Обычно такая система наблюдается в государственных учреждениях. Во втором случае с помощью отделений становится возможным обслуживание клиентов по конкретным узконаправленным вопросам.
Лучшим примером, поясняющим подобную специфику, является система здравоохранения, где каждое отделение отвечает за определённую группу больных.
3. Департаменты. По значимости занимают второе место после управлений. В них также не бывает производственных служащих, а характер деятельности является чисто административным. Департаменты наиболее часто встречаются в сфере государственного управления, где занимаются контролем исполнения всех принятых и существующих законов, правил и норм.
4. Отделы. Самый распространённый вид структурных единиц предприятия. Отделы необходимы как раз для разделения направлений деятельности и основных функциональных обязанностей между работниками. Так существуют отдел кадров, производственный и финансовый отделы, юридический, контроля качества и прочие. В каждом из них установлен собственный режим, цели и нормы.
Причём в зависимости от величины всей корпорации могут встречаться как самостоятельные виды подразделений, так и входящие в сферу влияния управлений и департаментов.
5. Службы. Равно как и отделы, данные элементы обособлены по определённой функциональной принадлежности. Отличие состоит лишь в том, что службы больше похожи на обособленные структурные единицы. Они работают не в одной конкретной организации, а предоставляют свои услуги согласно договору, который может быть заключён с любым другим предприятием.
Ярким примером может послужить служба безопасности, выполняющая конкретную задачу для предприятия-сотрудника. При этом она подчиняется собственному внутреннему протоколу и имеет свою автономную структуру управления.
6. Бюро. По представлению очень похожи на отделы. Различие лишь в том, что бюро является всё-таки меньшей по значимости и уровню единицей и может заниматься исключительно информационной, документарной и административной деятельностью. В круг решаемых задач входят очень узкие конкретные вопросы, список которых, кстати, тоже довольно мал.
Все перечисленные подразделения можно разделить и на более мелкие сегменты: цеха, секторы, участки, группы. С их помощью можно добиться ещё большей эффективности, однако, в этом вопросе решающую роль играет успешное построение всей системы и правильное продвижение общей политики предприятия.
Источник: u-alfa.ru
Основные функции управления структурным подразделением
Структурное подразделение — это часть организации, занимающаяся выполнением конкретных производственных или функциональных задач в соответствии с уставом и должностными инструкциями сотрудников.
Деятельность структурного звена основана на выполнении положения организации, которое разрабатывается руководством предприятия на основании законодательных норм. Чтобы работа была эффективной, структурному подразделению надо соответствовать обязательным требованиям, таким как:
- В организации должно быть установлено централизованное подчинение. Каждый работник подразделения в свою очередь подчиняется непосредственному начальнику этого структурного звена. А руководитель этой структурной единицы отчитывается перед генеральным директором.
- Подразделение должно быстро и гибко реагировать на любые изменения, происходящие как внутри организации, так и за ее пределами.
- Структурное подразделение должно быть узкоспециализированным в определенной области деятельности.
- У руководителя одного звена не должно быть в подчинении слишком много работников. Например, под руководством начальника среднего звена не может находиться больше 20 сотрудников.
- Неважно, какие функции выполняет подразделение, но в его обязанности должна входить экономия денежных средств.
Структурные подразделения предприятия являются его основным рабочим звеном, выполняющим разные функции, которые регулируются определенным положением.
Требования, предъявляемые к функциям управления структурным подразделением
Все структурные подразделения исполняют конкретные функции, прописанные в соответствующем положении на основании области и рода деятельности подразделения. Разработкой функций занимается руководство организации, основываясь на следующих требованиях:
- Для выполнения функций необходима правильная постановка задач, чтобы получить необходимый результат.
- Функции располагаются в документе в порядке убывания, то есть, сначала главные функции, а потом второстепенные.
- Функции различных структурных звеньев не могут пересекаться и повторяться.
- Если у структурного подразделения есть какие-либо связи с другими звеньями, то необходимо согласовывать их функции, чтобы в дальнейшем не было никаких разногласий.
- Для того, чтобы можно было оценить качество работы, необходимо прописывать в каждой функции подразделения точные числовые или временные обозначения.
- При формулировании функций необходимо учитывать, чтобы функции управления соответствовали полномочиям и правам руководства.
Очень важно правильно организовать взаимодействие между различными структурными звеньями. Их функции не должны повторяться и быть в противоречии друг с другом. Также необходимо уделять особое внимание полномочиям управления, которыми наделено начальство структурного подразделения, чтобы они ни выходили за рамки своих обязанностей. Начальники структурных подразделений в свою очередь должны безоговорочно выполнять все распоряжения и приказы генерального директора.
Источник: www.homework.ru