Функции стандартизации в строительстве

Содержание

Настоящий стандарт устанавливает общие положения по организации и проведению работ по стандартизации в Ассоциации «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация — общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» (НОСТРОЙ), а также цели, задачи и структуру Системы стандартизации НОСТРОЙ, требования к документам по стандартизации, правила их опубликования, распространения и применения.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения

ГОСТ 2.051-2013 Единая система конструкторской документации. Электронные документы. Общие положения

ГОСТ 7.60-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения

СТО НОСТРОЙ 1.1-2020 Система стандартизации Национального объединения строителей. Документы Системы стандартизации НОСТРОЙ. Правила разработки, утверждения, обновления (актуализации) и отмены

Введение Основные понятия в области стандартизации

СТО НОСТРОЙ 1.2-2020 Система стандартизации Национального объединения строителей. Документы Системы стандартизации НОСТРОЙ. Правила построения, содержания, изложения, оформления и обозначения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования на официальных сайтах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений и НОСТРОЙ. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то целесообразно использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то целесообразно использовать версию этого документа с указанным годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации [1], Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» [2], Федеральным законом «О стандартизации в Российской Федерации» [3], ГОСТы, а также следующие термины с соответствующими определениями и сокращениями:

издание: Документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения.

«Стандартизация и техническое регулирование в строительстве»

Примечание — Под документом понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

3.2 информационный фонд Системы стандартизации НОСТРОЙ: Систематизированный массив документов Системы стандартизации НОСТРОЙ, а также информации о них, размещенный на официальном сайте НОСТРОЙ в сети Интернет, корректируемый на основании сведений об утверждении (принятии), обновлении (актуализации) или отмене документов, включающий в себя справочно-поисковый аппарат.

3.3 исполнитель работ по стандартизации: физическое лицо, структурное подразделение НОСТРОЙ, саморегулируемая организация, сторонняя организация, разрабатывающее(ая) документы Системы стандартизации НОСТРОЙ и осуществляющее(ая) другие работы по стандартизации.

3.4 карта контроля: Обязательное приложение к стандарту НОСТРОЙ, в котором установлена последовательность выполнения контрольных операций при проверке соблюдения требований стандарта.

3.5 квалификационный стандарт: Внутренний документ саморегулируемой организации, определяющий характеристики квалификации (требуемые уровень знаний и умений, уровень самостоятельности при выполнении трудовой функции, дифференцированные в зависимости от направления деятельности), необходимой работникам для осуществления трудовых функций по осуществлению строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.

Примечание — Под трудовой функцией понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы (по Трудовому кодексу Российской Федерации [4]).

квалификация работника: Уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

[Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 195.1 [4]]

3.7 основополагающий стандарт Системы стандартизации НОСТРОЙ (основополагающий стандарт НОСТРОЙ): Стандарт организации, утвержденный решением Совета НОСТРОЙ, устанавливающий общие положения, касающиеся выполнения работ по стандартизации и виды документов Системы стандартизации НОСТРОЙ.

3.8 пользователь документов Системы стандартизации НОСТРОЙ (пользователь документов): Коллегиальный орган или структурное подразделение НОСТРОЙ, саморегулируемая организация, член саморегулируемой организации, сторонняя организация, применяющие документы Системы стандартизации НОСТРОЙ.

Примечание — К коллегиальным органам НОСТРОЙ относятся: Совет НОСТРОЙ, Технический Совет НОСТРОЙ, Комитеты при Совете НОСТРОЙ.

3.9 рекомендации по стандартизации НОСТРОЙ (Р НОСТРОЙ): Документ Системы стандартизации НОСТРОЙ, утвержденный решением Совета НОСТРОЙ и содержащий информацию организационного, технического и методического характера, которую целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в СТО НОСТРОЙ.

саморегулируемая организация: Некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации (союза) и основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, либо со специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (региональный оператор).

[Градостроительный кодекс Российской Федерации [1]]

3.11 Система стандартизации НОСТРОЙ: Совокупность документов по стандартизации НОСТРОЙ, способствующих достижению оптимальной степени упорядочения деятельности ее участников в целях обеспечения безопасности и повышения качества работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства.

3.12 справочно-методическое пособие (СМП): Документ Системы стандартизации НОСТРОЙ, содержащий информацию в текстовом, табличном, графическом или ином виде, способствующую пользователям документов в применении СТО НОСТРОЙ и Р НОСТРОЙ.

3.13 стандарт НОСТРОЙ (СТО НОСТРОЙ): Стандарт организации, разработанный в Системе стандартизации НОСТРОЙ, принятый по результатам экспертизы, утвержденный решением Совета НОСТРОЙ.

стандарт организации: Документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг.

[Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» [3, перечисление 13 статьи 2]]

3.15 стандарт на процесс выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства (стандарт на процесс выполнения работ): Стандарт организации, утвержденный Советом НОСТРОЙ, устанавливающий требования к последовательности и правила выполнения технических и технологических операций, контроль их выполнения в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства и требования к результатам работ.

Примечание — Саморегулируемая организация осуществляет контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований, установленных в стандартах на процессы выполнения работ. За нарушение требований стандартов на процессы выполнения работ могут применяться меры дисциплинарного воздействия согласно требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации [1, пункт 2 статьи 55 13 , пункт 1 статьи 55 15 ].

3.16 сторонние организации: Индивидуальные предприниматели и юридические лица и иные организации, не являющиеся членами НОСТРОЙ и саморегулируемых организаций.

3.17 член НОСТРОЙ: Саморегулируемая организация, сведения о которой включены в государственный реестр саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства.

3.18 член саморегулируемой организации: Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, внесенные в реестр членов саморегулируемой организации.

4 Цели и задачи НОСТРОЙ в области стандартизации

— создания условий для применения единых документов по стандартизации организациями, осуществляющими деятельность в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства;

— обеспечения безопасности и повышения качества работ, выполняемых членами саморегулируемых организаций;

— формирования на основе установленных Федеральным законом «О стандартизации в Российской Федерации» [3] принципов стандартизации, положений, требований и правил к предмету и условиям осуществления деятельности саморегулируемых организаций и их членов;

— содействия членам саморегулируемых организаций при внедрении передовых и инновационных технологий;

— формирования и формализации единых требований в документах Системы стандартизации НОСТРОЙ;

— иных целях, не противоречащих законодательству Российской Федерации и Уставу НОСТРОЙ.

4.2 Деятельность НОСТРОЙ в области стандартизации направлена на решение следующих задач:

— совершенствование нормативной базы в области технического регулирования и стандартизации в строительстве;

— повышение роли стандартизации в технологических процессах строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и деятельности саморегулируемых организаций и их членов;

— установление, оптимизация и унификация правил разработки, утверждения и введения в действие документов Системы стандартизации НОСТРОЙ;

— установление в документах Системы стандартизации НОСТРОЙ норм, правил, требований, способов и методов, направленных на обеспечение безопасности и повышение качества строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства;

— обеспечение единого подхода к осуществлению контроля за соблюдением членами саморегулируемых организаций требований законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, стандартов на процессы выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, квалификационных стандартов;

— обеспечение преимущественного применения документов Системы стандартизации НОСТРОЙ пользователями документов;

— анализ и систематизация требований к объектам капитального строительства (в том числе к входящим в их состав сетям и системам инженерно-технического обеспечения), процессам строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и сноса;

— внедрение передовых и инновационных технологий при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства;

— обеспечение рационального использования ресурсов при строительстве;

— создание информационных ресурсов (баз данных, классификаторов и др.), содержащих полную, достоверную и актуальную информацию, необходимую для обеспечения деятельности саморегулируемых организаций и их членов;

— осуществление оценки соответствия строительных изделий и материалов, работ и услуг, систем менеджмента в добровольных системах сертификации.

4.3 Достижение целей и решение задач стандартизации в НОСТРОЙ реализуется выполнением следующих работ по стандартизации:

— формирование, ведение и реализация Программы стандартизации НОСТРОЙ (далее также — Программа стандартизации);

— разработка, утверждение, обновление (актуализация), отмена и опубликование документов Системы стандартизации НОСТРОЙ;

— мониторинг применения документов Системы стандартизации НОСТРОЙ;

— научно-исследовательские работы (далее — НИР), направленные на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации;

— формирование и ведение информационного фонда Системы стандартизации НОСТРОЙ.

5 Основные функции участников Системы стандартизации НОСТРОЙ

5.1 Участниками Системы стандартизации НОСТРОЙ являются:

— структурные подразделения и коллегиальные органы НОСТРОЙ;

— исполнители работ по разработке документов Системы стандартизации НОСТРОЙ;

— технические комитеты по стандартизации в сфере деятельности НОСТРОЙ;

— пользователи документов Системы стандартизации НОСТРОЙ.

Общее руководство деятельностью Системы стандартизации НОСТРОЙ осуществляет Президент НОСТРОЙ.

5.2 Функции участников Системы стандартизации НОСТРОЙ.

5.2.1 Структурные подразделения и коллегиальные органы НОСТРОЙ осуществляют:

— организацию и проведение планирования работ по стандартизации, формирование, утверждение и ведение Программы стандартизации, а также внесение в нее изменений;

— управление Системой стандартизации НОСТРОЙ, разработку и утверждение порядка организации работ по формированию, ведению и реализации Программы стандартизации;

— организацию разработки и утверждения, обновления (актуализации) документов Системы стандартизации НОСТРОЙ, внесения поправок, приостановки действия, отмены;

— организацию и координацию деятельности участников Системы стандартизации НОСТРОЙ;

— формирование рабочих группы из заинтересованных лиц по рассмотрению документов Системы стандартизации НОСТРОЙ;

— выбор и утверждение лиц для проведения экспертизы документов Системы стандартизации НОСТРОЙ;

— размещение на официальном сайте НОСТРОЙ в сети Интернет (www.nostroy.ru) информации о проводимых работах по стандартизации и об утвержденных документах Системы стандартизации НОСТРОЙ;

— формирование и ведение информационного фонда Системы стандартизации НОСТРОЙ;

— организацию взаимодействия со сторонними организациями по вопросам стандартизации и технического регулирования в строительстве;

— координацию участия НОСТРОЙ, саморегулируемых организаций и их членов в деятельности технических комитетов по стандартизации;

— мониторинг национальных и межгосударственных стандартов, нормативно-правовых документов по техническому регулированию и стандартизации и гармонизацию с ними Системы стандартизации НОСТРОЙ.

5.2.2 Исполнители работ по стандартизации при разработке документов Системы стандартизации НОСТРОЙ осуществляют:

— подготовку и представление в НОСТРОЙ предложений для включения в проект Программы стандартизации;

— разработку в соответствии с основополагающими стандартами НОСТРОЙ проектов документов Системы стандартизации НОСТРОЙ;

— участие в работе по обновлению (актуализации) документов Системы стандартизации НОСТРОЙ, внесению поправок.

5.2.3 Саморегулируемые организации осуществляют:

— информирование членов саморегулируемых организаций о начале разработки документов Системы стандартизации НОСТРОЙ и участии в их публичном обсуждении;

— рассмотрение проектов документов Системы стандартизации НОСТРОЙ и сбор замечаний от членов саморегулируемых организаций, направление замечаний и предложений в НОСТРОЙ;

— обеспечение внедрения и применения документов Системы стандартизации НОСТРОЙ по отдельным объектам системы стандартизации;

— контроль соблюдения членами саморегулируемых организаций требований, установленных в стандартах на процессы выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, требований квалификационных стандартов;

— внедрение и соблюдение стандартов деятельности саморегулируемых организаций;

— рассмотрение проектов документов Системы стандартизации НОСТРОЙ и подготовку отзывов и заключений на них;

— подготовку предложений по внесению изменений в действующие документы Системы стандартизации НОСТРОЙ, а также по разработке новых на основе приобретенного практического опыта применения строительных изделий, материалов и оборудования, процессов и технологий членами саморегулируемых организаций.

5.2.4 Технические комитеты по стандартизации в сфере деятельности НОСТРОЙ осуществляют:

— по решению коллегиальных органов НОСТРОЙ проведение экспертизы проектов документов Системы стандартизации НОСТРОЙ;

— рассмотрение предложений НОСТРОЙ по разработке проектов документов национальной системы стандартизации.

5.2.5 Пользователи документов:

— участвуют в публичном обсуждении проектов документов Системы стандартизации НОСТРОЙ;

— участвуют в рабочих группах по рассмотрению документов Системы стандартизации НОСТРОЙ;

— направляют в НОСТРОЙ замечания и предложения по внесению изменений и поправок в документы Системы стандартизации НОСТРОЙ.

6 Документы Системы стандартизации НОСТРОЙ и общие требования к ним

6.1 К документам Системы стандартизации НОСТРОЙ относятся:

а) стандарты НОСТРОЙ;

б) рекомендации НОСТРОЙ;

в) справочно-методические пособия;

г) правила по стандартизации.

6.2 В зависимости от объекта и аспекта стандартизации, а также содержания устанавливаемых к ним требований, разрабатывают стандарты НОСТРОЙ следующих видов:

— стандарты основополагающие, регулирующие деятельность НОСТРОЙ в области стандартизации;

— стандарты на процессы выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства;

— стандарты деятельности саморегулируемых организаций;

— стандарты на способы и методы контроля (испытаний, измерений, анализа), применяемые при строительном контроле;

— стандарты в области оценки соответствия работ, систем менеджмента в области строительства, реконструкции и капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства;

— стандарты по организации строительного производства;

— стандарты, устанавливающие иные требования, предъявляемые при выполнении работ в области строительства;

— стандарты на термины и определения, применяемые в строительстве.

Виды стандартов НОСТРОЙ приведены в Приложении А.

6.2.1 Основополагающие стандарты и правила по стандартизации НОСТРОЙ разрабатываются для установления общих организационно-технических положений деятельности в области стандартизации НОСТРОЙ для достижения целей стандартизации, определенных в 4.1.

В основополагающих стандартах и правилах по стандартизации НОСТРОЙ устанавливают:

— общие положения, касающиеся выполнения работ по стандартизации в НОСТРОЙ;

— виды документов Системы стандартизации НОСТРОЙ;

— порядок и правила разработки, утверждения, обновления (актуализации) и отмены документов Системы стандартизации НОСТРОЙ;

— порядок и правила построения, содержания, изложения, оформления и обозначения документов Системы стандартизации НОСТРОЙ;

— порядок организации работ по формированию, ведению и реализации Программы стандартизации;

— иные правила и положения, не противоречащие требованиям основополагающих стандартизации национальной системы стандартизации.

Разработка документов Системы стандартизации НОСТРОЙ должна осуществляться в соответствии с основополагающими стандартами НОСТРОЙ.

6.2.2 Стандарты НОСТРОЙ на процессы выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства должны содержать:

— требования к материалам, оборудованию, приспособлениям и инструменту используемым в технологическом процессе, в том числе при необходимости требования к их классификации;

— требований по организации выполнения работ (подготовительные работы);

— последовательность выполнения технологических операций;

— способы и/или приемы выполнения отдельных работ в технологических процессах;

— требования к технологическим режимам и другие нормы выполнения различного рода работ в технологических процессах;

— допуски, припуски, напуски, которые необходимо соблюдать для оптимального проведения технологического процесса;

— способы, методы и виды контроля выполнения работ (требования к входному контролю строительных материалов, конструкций и оборудования, поставляемых на строительную площадку; описание методов контроля (документарная проверка, визуальный контроль, измерительный контроль) выполняемых работ; описание видов контроля (входной контроль, операционный контроль, оценка соответствия выполненных работ);

Читайте также:  Строительство исаакиевского собора сколько лет

— требования к ведению и оформлению исполнительной документации;

— карту контроля соблюдения требований стандарта.

Стандарты на процессы выполнения работ также могут содержать:

— альбомы типовых чертежей;

— требования по охране труда (при необходимости);

— мероприятия по обеспечению пожарной безопасности (при необходимости);

— мероприятия по охране окружающей среды (при необходимости);

— требования к обеспечению промышленной безопасности.

1 Стандарты НОСТРОЙ на процессы выполнения работ являются документами добровольного применения.

2 При включении в задание на проектирование, проектную и иную организационно-технологическую документацию, в том числе проект производства работ, технологические карты, условия договоров строительного подряда требований осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, стандарты на процессы выполнения работ обязательны к применению в рамках соблюдения проектной документации.

Соблюдение требований, установленных в стандартах на процессы выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации [1] является обязательным предметом контроля со стороны саморегулируемых организаций.

Примечание — В случае применения членом саморегулируемой организации стандартов на процессы выполнения работ.

6.2.3 В квалификационных стандартах устанавливаются требования к квалификации работников членов саморегулируемых организаций и определяются дифференцированные в зависимости от направления деятельности уровни их знаний и умений, а также необходимый уровень самостоятельности при выполнении ими трудовой функции с учетом профессиональных стандартов и требования к прохождению независимой оценки квалификации работника на соответствие профессиональному стандарту.

Примечание — В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации [4, статья 195.1] профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

6.2.4 В стандартах деятельности саморегулируемых организаций устанавливаются требования к предмету и условиям осуществления деятельности саморегулируемых организаций в строительстве, сфере применения таких стандартов.

1 Предмет деятельности саморегулируемых организаций — реализация функций, установленных Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» [2, статья 6].

2 Условия деятельности саморегулируемых организаций — установленные Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» [2] и внутренними документами саморегулируемой организации требования к процедурам реализации функций саморегулируемой организации.

3 Сфера применения стандартов деятельности саморегулируемых организаций — совокупность функций, прав и обязанностей саморегулируемых организаций, а также условий их выполнения, в отношении которых устанавливаются требования стандартов.

6.2.5 В стандартах на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) устанавливаются требования к методикам контроля (испытаний), являющимся общими для выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, включая осуществление строительного контроля.

6.2.6 В стандартах в области оценки соответствия выполняемых работ при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, создаваемых конструкций или объектов капитального строительства устанавливаются требования по обеспечению соответствия проводимых работ по строительству на всех этапах жизненного цикла (монтажа, наладки, сноса) требованиям межгосударственных и национальных стандартов, сводов правил и стандартов НОСТРОЙ.

6.2.7 В стандартах по организации строительного производства устанавливаются требования к:

— порядку получения разрешения на строительство;

— приемке проектной и рабочей документацией;

— приемке строительной площадки;

— разработке организационно-технологической документации (проект производства работ, технологические карты, технологический регламент и пр.);

— организации строительной площадки (инженерная подготовка территории, создание геодезической разбивочной основы, разбивка осей объекта и пр.);

— организации деятельности по обеспечению качества строительства (строительный контроль, авторский надзор, государственный строительный надзор, лабораторный контроль);

— оценке соответствия объекта капитального строительства;

— оформлению исполнительной документации;

— охране окружающей среды, организации деятельности по охране труда, промышленной и пожарной безопасности в процессе строительства.

6.2.8 В стандартах, устанавливающих иные требования, предъявляемые при выполнении работ в области строительства, устанавливаются требования, не включенные в другие виды стандартов, например, стандарты на системы управления охраной труда, стандарты на системы управления проектами, стандарты на передовые и инновационные технологии, технологии информационного моделирования, стандарты на методы обеспечения энергетической эффективности и др.

6.2.9 В стандартах на термины и определения устанавливаются понятийный аппарат для обеспечения единообразного толкования терминов и создания единой терминологии в Системе стандартизации НОСТРОЙ.

6.3 Совокупность взаимосвязанных стандартов НОСТРОЙ, объединенных общей целевой направленностью и/или устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации, могут объединяться в комплексы стандартов.

6.4 Порядок разработки, утверждения, обновления (актуализации) и отмены документов Системы стандартизации НОСТРОЙ устанавливается в соответствии с СТО НОСТРОЙ 1.1.

Правила построения, содержания, изложения, оформления и обозначения документов Системы стандартизации НОСТРОЙ устанавливаются СТО НОСТРОЙ 1.2.

6.5 При разработке документов Системы стандартизации НОСТРОЙ не допускается нарушение авторских прав, прав на использование авторских прав и прав продажи публикаций ИСО, МЭК, CEN, CENELEC, иных международных и региональных организаций по стандартизации и национальных органов по стандартизации, которые установлены в соответствующих правилах и других документах этих организаций (органов), а также в соглашениях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений с этими организациями (органами).

6.6 Официальное опубликование, организация издания и распространения документов Системы стандартизации НОСТРОЙ осуществляется структурными подразделениями НОСТРОЙ по направлениям деятельности.

Саморегулируемые организации и их члены имеют право тиражировать документы Системы стандартизации НОСТРОЙ для использования в работе.

Документы Системы стандартизации НОСТРОЙ могут тиражироваться и распространяться сторонними организациями только на основе официального разрешения НОСТРОЙ.

При использование сторонними организациями документов Системы стандартизации НОСТРОЙ должны выполняться требования по защите объектов интеллектуальной собственности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации [5].

6.7 Издание зарегистрированных документов Системы стандартизации НОСТРОЙ осуществляется в виде бумажных и электронных изданий.

Электронное издание документов Системы стандартизации НОСТРОЙ производится, если они разработаны и утверждены по ГОСТ 2.051 в виде простого, составного или агрегированного электронного документа и реализованными мерами по обеспечению защиты информации от несанкционированного доступа.

Под электронным изданием по ГОСТ 7.60-2003 (статья 3.1.1.2) понимается издание, для использования которого необходимы средства вычислительной техники.

Официальным изданием документа Системы стандартизации НОСТРОЙ является электронное издание, размещенное на официальном сайте НОСТРОЙ в сети Интернет.

6.8 Обновление (актуализация) документов Системы стандартизации НОСТРОЙ осуществляется путем разработки изменений или пересмотра. Документ Системы стандартизации НОСТРОЙ подлежит обновлению (актуализации), если:

— он не учитывает передовые и инновационные технологии;

— его необходимо гармонизировать с документами международного и/или регионального уровня;

Примечание — Гармонизированные стандарты по ГОСТ 1.1 — стандарты, которые приняты различными занимающимися стандартизацией органами, распространяются на один и тот же объект стандартизации и обеспечивают взаимозаменяемость продукции, процессов или услуг и/или взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этими стандартами.

— из него необходимо исключить ссылки на отмененные документы.

7 Взаимодействие участников Системы стандартизации НОСТРОЙ

7.1 Взаимодействие участников Системы стандартизации НОСТРОЙ осуществляется при разработке, утверждении, обновлении (актуализации), отмене и применении документов Системы стандартизации НОСТРОЙ, а также при выполнении задач, указанных в 7.3.

7.2 Взаимодействие участников Системы стандартизации НОСТРОЙ при разработке, утверждении, обновлении (актуализации) и отмене документов Системы стандартизации НОСТРОЙ устанавливается СТО НОСТРОЙ 1.1 и СТО НОСТРОЙ 1.2.

— создание условий для применения единых документов в области стандартизации организациями, осуществляющими деятельность в области строительства, реконструкции и капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства;

— оказание методической помощи пользователям документов в их внедрении и практическом применении;

— оказание методической помощи сторонним организациям, осуществляющим деятельность в области проектирования (включая изыскания), строительства, реконструкции и капитального ремонта, сноса и эксплуатации объектов капитального строительства, в разработке нормативных документов, гармонизированных с документами Системы стандартизации НОСТРОЙ;

— установление и применение единых терминов и определений;

— повышение качества, обеспечение безопасности и конкурентоспособности работ, выполняемых членами саморегулируемых организаций;

— разработка в рамках соответствующих Технических комитетов по стандартизации проектов, международных, межгосударственных и национальных стандартов на основе документов Системы стандартизации НОСТРОЙ на инновационные технологии (при условии наличия официального согласования с НОСТРОЙ);

— проведение совместных научных исследований, обмен опытом и информацией, взаимные консультации, обучение персонала и др.

7.3.1 Участники Системы стандартизации НОСТРОЙ в своей деятельности по вопросам, входящим в их компетенцию и связанным с разработкой, согласованием и применением документов по стандартизации, взаимодействуют (в объеме возложенных на них настоящим стандартом функций):

— с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений;

— с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства;

— с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на принятие решений в области технического регулирования в строительстве;

— с международными и региональными организациями по стандартизации, профильными техническими комитетами этих организаций;

— с национальными организациями по стандартизации зарубежных стран;

— со сторонними организациями, использующими документы Системы стандартизации НОСТРОЙ.

7.3.2 Взаимодействие со сторонними организациями в области стандартизации осуществляется в рамках соглашений, договоров и протоколов о взаимодействии (сотрудничестве).

8 Планирование и финансирование работ по стандартизации

8.1 Основной формой планирования работ по разработке документов по стандартизации в НОСТРОЙ является Программа стандартизации, формируемая, утверждаемая и реализуемая в соответствии с порядком, утверждаемым коллегиальным органом НОСТРОЙ.

8.2 Формирование Программы стандартизации осуществляется на основании:

— результатов НИР в области стандартизации;

— предложений коллегиальных органов НОСТРОЙ, саморегулируемых организаций и членов саморегулируемых организаций;

— рекомендаций федеральных и региональных органов исполнительной власти;

— предложений технических комитетов по стандартизации;

— предложений профессиональных объединений и ассоциаций, научно-исследовательских, проектных, конструкторско-технологических и других организаций, осуществляющих профессиональную деятельность в области строительства;

— предложений сторонних организаций, заключивших с НОСТРОЙ соответствующие соглашения о сотрудничестве;

— предложений других заинтересованных организаций и физических лиц.

8.2.1 В Программе стандартизации предусматриваются разделы в соответствии с видами стандартов НОСТРОЙ, приведенными в приложении А.

8.2.2 По результатам НИР, направленных на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации, могут вводиться новые виды стандартов НОСТРОЙ или вноситься изменения в приведенные в приложении А.

Приложение А
(справочное)

А.1 СТО НОСТРОЙ 1.ХХ Стандарты основополагающие.

А.2 СТО НОСТРОЙ 2.XX Стандарты, утвержденные решениями Совета НОСТРОЙ до 01.06.2019.

А.3 СТО НОСТРОЙ 3.XX Стандарты на процессы выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства.

А.4 СТО НОСТРОЙ 4.XX Квалификационные стандарты.

А.5 СТО НОСТРОЙ 5.ХХ Стандарты деятельности саморегулируемых организаций.

А.6 СТО НОСТРОЙ 6.XX Стандарты на методы контроля и измерений в строительстве.

А.7 СТО НОСТРОЙ 7.ХХ Стандарты в области оценки соответствия.

А.8 СТО НОСТРОЙ 8.XX Стандарты по организации строительного производства.

А.9 СТО НОСТРОЙ 9.XX Стандарты, устанавливающие иные требования, предъявляемые при выполнении работ в области строительства.

А. 10 СТО НОСТРОЙ 10.XX Стандарты на термины и определения.

1 Основные требования к видам стандартов НОСТРОЙ установлены в разделе 6.

2 Стандарты, включенные в вид А.2, при обновлении (актуализации) включаются в другие виды стандартов НОСТРОЙ.

Библиография

Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»

Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»

Федеральный закон от 18.12.2006 № 230-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации», часть 4

Устав Ассоциации «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация — общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство»

Ключевые слова: система стандартизации, национальное объединение строителей, основные положения

Источник: files.stroyinf.ru

СТАНДАРТИЗАЦИЯ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ. ЧТО ПРОИСХОДИТ? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

СТАНДАРТИЗАЦИЯ / ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ / ОТРАСЛЕВАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ / ПРИНЦИП ДОБРОВОЛЬНОСТИ / ОТРАСЛЕВОЙ ПРИНЦИП САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ / ОТРАСЛЕВОЕ МИНИСТЕРСТВО / НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / СОВМЕСТНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Долженко Татьяна Александровна, Спиридонов Виктор Николаевич

Стандартизация в строительной отрасли в последние два года стала объектом внимания разных структур — от Правительства РФ до отдельных энтузиастов строительной отрасли. При этом существенных улучшений в разработке современных стандартов не происходит. Главные причины такого положения дел заключаются в отсутствии четкого разделения полномочий государственных структур и саморегулируемых организаций строительного профиля.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Долженко Татьяна Александровна, Спиридонов Виктор Николаевич

SELF-REGULATION IN THE CONSTRUCTION INDUSTRY. WHAT’S NEXT?

Standardization in the construction industry in the last two years has become the object of attention of various structures, starting with the Government of the Russian Federation and ending with individual enthusiasts of the construction industry. At the same time, there are no significant improvements in the development of modern standards. The main reasons for this state of affairs are the lack of a clear division of powers between state structures and self-regulating organizations of the construction industry.

Текст научной работы на тему «СТАНДАРТИЗАЦИЯ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ. ЧТО ПРОИСХОДИТ?»

УДК 330.101.8; 338.242

Стандартизация в строительной отрасли. Что происходит?

Долженко Татьяна Александровна,

исполнительный директор СРО Союз Объединение бурильщиков на воду и обеспечение недропользования

105062, Москва, Фурманный пер., 6, стр. 1,

Спиридонов Виктор Николаевич,

кандидат технических наук, генеральный директор СРО Союз Объединение бурильщиков на воду и обеспечение недропользования,

105062, Москва, Фурманный пер., 6, стр. 1

Стандартизация в строительной отрасли в последние два года стала объектом внимания разных структур — от Правительства РФ до отдельных энтузиастов строительной отрасли. При этом существенных улучшений в разработке современных стандартов не происходит. Главные причины такого положения дел заключаются в отсутствии четкого разделения полномочий государственных структур и саморегулируемых организаций строительного профиля.

Ключевые слова: стандартизация, техническое регулирование, саморегулирование строительной отрасли, отраслевая стандартизация, принцип добровольности, отраслевой принцип саморегулирования, отраслевое министерство, национальное объединение саморегулируемых организаций, совместные интересы.

Стандартизация в строительной отрасли в последние два года стала объектом внимания разных структур — от Правительства РФ до отдельных

энтузиастов строительной отрасли. При этом существенных улучшений в разработке современных стандартов не наблюдается. Что же происходит в организации стандартизации строительной отрасли?

После принятого в 2009 г. решения о переходе строительной отрасли на обязательное саморегулирование и до вступления в силу в 2017 г. Федерального закона № 372-ФЗ1 было понятно, что за стандартизацию в строительной отрасли отвечают саморегулируемые организации (СРО). Объединившись в национальное объединение строителей НОСТРОЙ, 273 строительные СРО делегировали НОСТРОЙ проведение работ в области стандартизации. Стандартизация в строительной отрасли стала одной из главных функций НОСТРОЙ. Финансирование работ по стандартизации осуществлялось за счет целевых взносов СРО. Для представления интересов отраслевых строительных СРО в НОСТРОЙ были созданы комитеты отраслевого строительства (например, комитет телекоммуникационного строительства).

Следует отметить, что многие строительные СРО создавались по профессиональному (отраслевому) признаку. Департамент технического регулирования НОСТРОЙ в лице директора департамента Елены Фадеевой в 2017 г. заявил об успешной разработке и актуализации 373 Сводов Правил, что, конечно, было хорошим достижением. Департаментом были организованы разработки ряда важных регулирующих документов, в том числе нескольких методических рекомендаций по организации стандартизации в СРО. Главным недостатком в организации стандартизации в НОСТРОЙ была слабая организация стандартизации в отраслевом

1 О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 03.07.2016 № 372-ФЗ (ред от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. — 2016. — № 27 (часть II). — Ст. 4305.

строительстве, о чем заявляли руководители ведущих отраслевых саморегулируемых организаций.

Как все новое саморегулирование с большим трудом приживается в нашей стране. С самого начала обязательного саморегулирования в строительной отрасли был запущен механизм поэтапного восстановления Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России). За период с 2010 г. по настоящее время произошли четыре реинкарнации Минстроя России:

— Первая реинкарнация Минстроя во главе с министром Н.П. Кошманом2 не оставила никаких следов.

— Вторая реинкарнация Минстроя России во главе с М. Менем характеризуется тем, что как министр М. Мень сразу ополчился против саморегулирования в строительной отрасли. Он сумел направить на пост Президента НОСТРОЙ своего ставленника А.Ю.

Молчанова, который подготовил реформирование НОСТРОЙ и всего института обязательного саморегулирования в строительной отрасли, результаты которых были отражены в ФЗ-372. Согласно этому закону, строительные СРО были переформатированы на региональный принцип, т.е. СРО были реорганизованы в региональные организации строго в границах субъектов РФ, а не объединяли строительные компании по профессиональному принципу. Это нанесло непоправимый удар по стандартизации в отраслевом строительстве.

Читайте также:  Ит в строительстве это

— Третья реинкарнация Минстроя России произошла при министре В.В. Якушеве3. В этот период Минстрой России заявил о том, что

2 Кошман Н.П. был назначен председателем Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстроя РФ) в октябре 2002 г. и руководил им по апрель 2004 г. (Прим. ред.)

стандартизация в строительной отрасли возвращается в министерство. В НОСТРОЙ был ликвидирован департамент по техническому регулированию.

— Четвертая реинкарнация Минстроя России произошла с приходом министра И.Э. Файзуллина4, который объявил о необходимости усовершенствовать стандартизацию в строительной отрасли. Стандартизация в строительной отрасли окончательно становится важнейшей задачей Минстроя России.

С 2017 г. начались не объявленные широко процессы по проведению внутри Минстроя России разработок тех же Сводов Правил и других строительных стандартов, что проводились ранее в НОСТРОЙ [1]. В это же время НОСТРОЙ тихо ликвидировал у себя департамент технического регулирования.

После того, как Минстрой России восстановил свою функцию по стандартизации в строительной отрасли, обязательное саморегулирование в отрасли стало превращаться в подобие обязательного страхования. СРО превратились в некоммерческие организации, основной целью которых является страхование ответственности: ответственности за принимаемыми членами СРО договоры подряда и ответственности за возмещение вреда. Для достижения этой цели от СРО стали требовать создания двух компенсационных фондов: фонда возмещения вреда и фонда обеспечения договорных обязательств (ОДО). Их функционирование составляет большую часть объема задач, стоящих перед СРО. Цель по привлечению к стандартизации через саморегулирование всего профессионального (строительного) сообщества была дискредитирована.

3 Якушев В.В. — министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в 2018-2020 гг. (Прим. ред.)

4 Файзуллин И.Э. назначен на должность министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 10 ноября 2020 г. (Прим. ред.)

Если вернуться к практике стандартизации до введения обязательного саморегулирования в строительной отрасли, то напрашивается вывод о том, что возвращение в Минстрой России функции стандартизации означает необходимость вернуть в министерство и функции выдачи лицензий строительным компаниям на право выполнять те или иные виды строительных работ с обеспечением проверки выполнения компаниями условий выданных лицензий, как это было организовано в Минстрое до введения обязательного саморегулирования строительной отрасли. Министерство, организовывавшее разработку стандартов, осуществляло и контроль за их исполнением.

Тем более что после принятия закона № 372-ФЗ строительные саморегулируемые организации не указывают в свидетельствах о членстве компании в СРО виды работ, к которым компания допущена. В этих условиях Заказчику трудно определить профессионализм работников подрядной строительной компании в выполнении заказываемых видов работ. В октябре 2019 г. научно-консультативная комиссия НОСТРОЙ указала, что приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» никто не отменял, а значит, его можно использовать, например, посредством отсылки к положениям приказа во внутренних документах СРО. Однако на практике эту рекомендацию научно-консультативной комиссии НОСТРОЙ никто не использует [2].

В октябре 2019 г. на VII Международной конференции «Техническое регулирование в строительстве» директор Департамента нормативного и методического обеспечения НОСТРОЙ Александр Мешалов анонсировал

«перезагрузку» системы стандартов НОСТРОЙ в связи с изменениями строительных технологических процессов. Начать эту самую «перезагрузку» он предложили со стандартов по организации строительного производства и выполнению строительного контроля [3]. То есть в сфере стандартизации за НОСТРОЙ остается после «перезагрузки» ответственность только за организацию разработки указанных видов стандартов, все остальные виды стандартов уходят в сферу ответственности Минстроя России.

В конце 2019 и начале 2020 гг. НОСТРОЙ включился в общероссийский процесс приведения в действие «регуляторной гильотины» для технического регулирования в народном хозяйстве.

При этом в отношении саморегулирования Национальное объединение строителей подготовило собственное видение общественных отношений в сфере строительного саморегулирования и альтернативный вариант структуры их нормативного регулирования. Данный документ был представлен от имени профессионального сообщества на заседании рабочей группы по реализации административной реформы в сфере строительства и ЖКХ, созданной в конце 2019 г. Аналитическим центром при Правительстве РФ. НОСТРОЙ обращал внимание на ряд проблем, мешающих полноценному функционированию и развитию строительных компаний и саморегулируемых организаций. В альтернативном варианте будущей структуры регулирования НОСТРОЙ предлагает ослабить государственный контроль за деятельностью саморегулируемых организаций и их членов. При этом НОСТРОЙ указывает, что в настоящее время за деятельностью организаций в сфере строительства осуществляется двойной контроль и надзор, а именно, со стороны уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ и со стороны СРО. Остановившись на финансовой ответственности СРО, НОСТРОЙ умолчал о проблемах стандартизации в

отрасли и своей роли в этой деятельности в рамках «регуляторной гильотины» [4]. Строительным СРО рекомендовано начать работу по внедрению стандарта организации СТО НОСТРОЙ «Системы управления охраной труда в строительной организации».

В августе 2020 г. саморегулируемая организация «Объединение генеральных подрядчиков в строительстве» заявила, что она готова выделить 2 млн руб. на разработку технического регламента «О безопасности строительных материалов и изделий». Однако эта СРО поставила условие, что она первоначально хочет услышать от Минстроя России чёткую и понятную позицию на предмет технического регулирования отрасли. Пока что в министерстве имеют место «разночтения» стратегии и тактики развития системы технического регулирования, что существенно мешает изыскательской, проектной и строительной деятельности членов СРО [5].

Об этом же президент Объединения генподрядчиков (и бывший глава Госстроя) Анвар Шамузафаров написал в очередном послании тогдашнему министру строительства и ЖКХ РФ Владимиру Якушеву. В письме А. Шамузафаров подчеркнул, что в Минстрое имеются две точки зрения на дальнейшие направления развития технического регулирования строительной отрасли. Первую точку зрения представляет заместитель министра Дмитрий Волков, который активно продвигает реформу технического регулирования с введением новых для отрасли документов -строительных норм обязательного применения. Второй точки зрения придерживается первый заместитель министра Ирек Файзуллин, который напротив, разделяет мнение профессионального сообщества, протестующего против уничтожения действующей в стране системы технического регулирования. Наличие двух диаметрально противоположных позиций в Минстрое России стало удивительным и непонятным явлением. В связи с

этим Анвар Шамузафаров обратился к главе Минстроя России с просьбой выработать скоординированную профессиональную позицию министерства по вопросам технического регулирования в строительной отрасли.

В последнее время активное участие в структурировании работ по стандартизации в строительной отрасли принимают Правительство РФ, Росстандарт, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ. Так в июле 2019 г. аналитики Правительства оценили состояние системы строительного саморегулирования и выделили десять проблем в этой системе [6]. В число этих проблем включена проблема необходимости поднять качество и безопасность строительства за счет усовершенствования системы стандартизации.

В июне 2020 г. РСПП выступил против поправок в структуру системы технического регулирования, которую предложил Минстрой России. Суть нововведений Минстроя, которые продвигал заместитель министра Д. Волков, заключалась в том, чтобы ввести новый вид стандартов -строительные нормы, а такого вида стандартов нет в федеральном перечне стандартов.

РСПП обоснованно выступил против этого нововведения Минстроя, считая, что предлагаемый законопроект противоречит действующему законодательству в сфере технического регулирования и стандартизации. РСПП предложил свое участие в разработке и совершенствовании системы стандартизации строительной отрасли в связи с тем, что внутри Минстроя России существуют два противоположных мнения. РСПП поддержал мнение профессионального сообщества и стал на точку зрения ставшего к этому времени министром И. Файзуллина. В конечном итоге в августе 2021 г. Д. Волков уволился из министерства, унося с собой свое мнение о строительных нормах.

В феврале 2020 г. ТПП РФ рассмотрела выполнение законодательства в сфере саморегулирования и констатировала недостатки в строительном саморегулировании [7]. При этом был рассмотрен ход подготовка законопроекта, направленного на повышение роли саморегулируемых организаций, в котором уделяется особое внимание развитию добровольных СРО. Это особенно важно в ходе происходящей трансформации саморегулирования в строительной отрасли.

В марте 2021 г. состоялось совещание министра строительства и ЖКХ И.Э. Файзуллина и руководителя Росстандарта А.П. Шалаева с участием представителей РСПП, ТПП РФ и других заинтересованных организаций. На этом совещании приняты важные решения, которые по-новому структурируют стандартизацию строительной отрасли. Среди этих решений можно выделить следующие:

— создать Координационный совет по стандартизации в строительной сфере с двумя председателями: министром Минстроя России и руководителем Росстандарта, с участием заинтересованных организаций: НОСТРОЙ, Национального объединения проектировщиков и изыскателей (НОПРИЗ), Российского союза строителей (РСС), РСПП и ТПП, а также государственных корпораций, ведущих отраслевых технических комитетов по стандартизации (ТК);

— структурировать технические комитеты (разработать «матрицу» технических комитетов в сфере строительства) для исключения дублирования областей деятельности и охвата ранее неохваченных стандартизацией областей деятельности в строительной сфере.

В рамках указанного решения РСПП развернул активную работу в сфере стандартизации строительной отрасли. Например, в апреле 2021 г. в РСПП состоялось совещание по вопросу создания технического комитета по

стандартизации «Стальные конструкции» с участием представителей Ассоциации развития стального строительства (АРСС), Публичного акционерного общества «Трубная металлургическая компания» (ПАО «ТМК») и Объединения производителей, поставщиков и потребителей алюминия (Алюминиевой ассоциацией). На совещании была обсуждена возможность передачи Секретариата подкомитета (ПК) 20 «Металлические конструкции» ТК 465 «Строительство» в АРСС с целью повышения эффективности работы этого подкомитета.

3 июня 2021 г. в рамках Петербургского экономического форума (ПМЭФ-2021) между Минстроем России и Росстандартом было подписано соглашение о сотрудничестве, которое закрепляет роль Минстроя в обеспечении развития стандартизации в строительной отрасли при активном участии в этом процессе Росстандарта. Таким образом, роль государства (Минстроя России) в осуществлении стандартизации в строительной отрасли полностью восстановилась после почти 10-летнего периода обязательного саморегулирования в строительной отрасли.

Это потребует принятия новых решений по дальнейшему участию саморегулирования в совершенствовании строительного нормирования отрасли. В августе 2021 г. по поручению заместителя Председателя Правительства РФ М. Хуснуллина Минстрой России внес новые изменения в правила разработки, утверждения и отмены Сводов Правил. С этого времени разработкой, изменениями и отменой Сводов Правил будет заниматься подведомственная Минстрою структура Федеральное автономное учреждение «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» (ФАУ «ФЦС») [8]. Кроме того, на ФАУ «ФЦС» возложена обязанность методического сопровождения Сводов Правил. Таким образом, и эта функция стандартизация перешла из НОСТРОЙ к Минстрою. ФАУ «ФЦС»

получило полномочия на выполнение работ в целях разработки, утверждения, изменения и отмены Сводов Правил (СП) в сфере строительства, включая сбор и анализ предложений, формирование проекта плана актуализации и разработки сводов правил, разработку первых редакций проектов СП, их доработку по результатам публичного обсуждения, организацию экспертизы, техническое редактирование и подготовку к утверждению окончательных редакций.

К настоящему времени система строительного нормирования и стандартизации в строительной отрасли находятся в стадии незаконченного переформатирования, которая не получила узаконенного подтверждения. Поскольку де-факто важнейшие функции технического регулирования в строительной отрасли перешли в министерство, необходимо этот процесс завершить должным образом, т.е. отменить обязательное саморегулирование в строительной отрасли в той форме, которая была принята в 2009 г.

1. Возвращение в Минстрой России главной роли в стандартизации строительной отрасли требует корректировки статуса обязательных строительных саморегулируемых организаций в их деятельности по стандартизации. Возрождение Минстроя России с ведущей ролью в стандартизации строительной отрасли поставило обязательное саморегулирование строительной отрасли перед необходимостью скорректировать и его функции. Без ответственности за стандартизацию саморегулируемые организации становятся не в полной мере саморегулируемыми, как это было зафиксировано в 2009 г.

2. После того, как Минстрой России восстановил свою функцию по стандартизации в строительной отрасли, обязательное саморегулирование в

отрасли стало обязательным дублирующим страхованием: СРО превратились в некоммерческие организации, основной целью которых является страхование ответственности. Создание компенсационных фондов и фондов обеспечения договорных обязательств (ОДО), их функционирование составляет 80% объема задач, стоящих перед СРО. Высокая цель по привлечению к стандартизации всего профессионального (строительного) сообщества выродилась в задачу создания дополнительных финансовых структур.

3. Возвращение в Минстрой России функции организатора стандартизации в строительной отрасли означает необходимость вернуть в министерство и функции выдачи лицензий строительным компаниям на право выполнять те или иные виды строительных работ с обеспечением проверки выполнения компаниями условий выданных лицензий. Логично было бы предположить, что орган, осуществляющий организацию разработки стандартов, занимается и контролем за их исполнением. Тем более, что в настоящее время саморегулируемые организации не указывают в свидетельствах о членстве компании в СРО виды работ, к которым компания допущена.

1. Мнение эксперта: Министерские поправки в Градкодекс лишают смысла строительное саморегулирование [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sroportal.ru/publications/mnenie-eksperta-ministerskie-popravki-v-gradkodeks-lishayut-smysla-stroitelnoe-samoregulirovanie/ (Дата публикации 08.12.2019).

2. Научно-консультативная комиссия НОСТРОЙ разбиралась с проблемами строительного саморегулирования [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://sroportal.ru/news/nauchno-konsultativnoj-komissiya-

3. НОСТРОЙ вооружился рекомендациями участников конференции «Техническое регулирование в строительстве» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://sroportal.ru/news/nostroj-vooruzhilsya-rekomendaciyami-uchastnikov-konferencii-texnicheskoe-regulirovanie-v-stroitelstve/ (Дата публикации 04.10.2019).

4. НОСТРОЙ предлагает свой вариант «регуляторной гильотины» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sroportal.ru/news/nostroj-predlagaet-svoj-variant-regulyatornoj-gilotiny (Дата публикации 27.01.2020).

5. От Минстроя ждут чёткой позиции по реформе технического регулирования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sroportal.ru/news/ot-minstroya-zhdut-chyotkoj-pozicii-po-reforme-texnicheskogo-regulirovaniya/ (Дата публикации 24.08.2020).

6. Аналитики правительства оценили состояние системы строительного саморегулирования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sroportal.ru/publications/analitiki-pravitelstva-ocenili-sostoyanie-sistemy-stroitelnogo-samoregulirovaniya/ (Дата публикации 17.07.2019).

7. ТПП РФ усилит работу в направлении саморегулирования. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sroportal.ru/news/tpp-rf-usilit-rabotu-v-napravlenii-samoregulirovaniya/. Дата публикации 12.02.2020.

8. Ответственность за разработку строительных сводов правил возлагается на ФАУ ФЦС. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sroportal.ru/news/otvetstvennost-za-razrabotku-stroitelnyx-svodov-pravil-vozlagaetsya-na-fau-fcs. Дата публикации 10.08.2021.

Self-regulation in the construction industry. What’s next?

Dolzhenko Tatyana Aleksandrovna,

Executive director of SRO NP Water Well Drillers Association,

105062, Moscow, Furmanny Lane, 6, p. 1,

Spiridonov Victor Nikolaevich,

Candidate of Technical Sciences, General director of SRO NP Water Well Drillers Association,

Standardization in the construction industry in the last two years has become the object of attention of various structures, starting with the Government of the Russian Federation and ending with individual enthusiasts of the construction industry. At the same time, there are no significant improvements in the development of modern standards. The main reasons for this state of affairs are the lack of a clear division of powers between state structures and self-regulating organizations of the construction industry.

Keywords: standardization, technical regulation, self-regulation of the construction industry, industry standardization, the principle of voluntariness, industry principle of self-regulation, industry ministry, national association of self-regulatory organizations, joint interests.

Источник: cyberleninka.ru

Роль стандартизации в совершенствовании системы управления в строительной отрасли

Эффективная деятельность строительной отрасли зависит от системы управления качеством, так как данная система включает в себя весь рабочий персонал организации, а также все функции и методы, с помощью которых осуществляется управление. Кроме того переход к рыночной экономике требует от строительной отрасли повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства и инициативы. Актуальность научного исследования определяется тем, что качество строительства – комплексная проблема, включающая в себя соблюдение требований строительных норм и правил, государственных стандартов всеми участниками строительного процесса: проектировщиками, заказчиками и подрядчиками, что является залогом долговечности и эксплутационной надежности возведенных зданий и сооружений, их безопасности для людей и экономичности при эксплуатации.

Сегодня в нашей стране уже существует общая заинтересованность производителей и поставщиков продукции в повышении качества продукции и услуг. Все больше российских предприятий стремятся получить сертификат на систему качества, поскольку без этого невозможен долгосрочный успех в бизнесе.

Целью моей курсовой работы является всестороннее изучение стандартизации системы управления российскими предприятиями в строительной отрасли с целью повышения их конкурентоспособности на российском и международном рынке.

На основе поставленной цели перед исследованием сформированы следующие задачи:

  • дать характеристику системе менеджмента качества;
  • определить сущность и функции сертификации систем качества;
  • изучить систему стандартизации и сертификации в России;
  • определить экономические особенности повышения конкурентоспособности в строительной отрасли путем стандартизации и сертификации системы управления.

Степень научной разработанности темы. Среди наиболее выдающихся исследователей как отечественных, так и зарубежных занимавшихся проблематикой роли стандартизации в совершенствовании системы управления можно отметить – Г.А.Антонова[1], А.А. Богатырева, Ю.Д.Филиппова[2], Дж.Х.Харрингтона[3] и др.

Теоретическая и методологическая база исследования. Теоретическая база исследования опирается на труды ведущих ученых по проблемам управления качеством в строительной отрасли. Среди наиболее широко применяемых трудов можно особо выделить книгу В.А.Таныгина -Основы стандартизации и управления качеством[4].

Читайте также:  Что такое типовое решение в строительстве

В данном учебном пособии изложены основные теоретические и методические основы стандартизации а также основные положения Государственной системы стандартизации(ГСС). Анализирована роль системных методов, аттестации и сертификации в комплексном управлении качеством продукции. Хотя книга далеко не новая все же она даёт нам возможность проследить эволюцию государственной системы стандартизации.

Также интересная статья Ю.А. Ложкиной[5], посвящена качеству строительной продукции, роли стандартов в решении проблем по обеспечению качества, а также роли управления затратами в строительстве, рассматривается такое понятие, как комплексная система управления качеством строительной продукции.

В ходе исследования широко применялись общенаучные методы обобщения, описания и методы экономического, логического и сравнительного анализа.

Объектом исследования выступает изучения проблематика роли стандартизации в совершенствовании системы управления в строительной отрасли.

Предмет исследования – определения стандартизации в совершенствовании системы управления в строительной отрасли на примере ООО «ИРБИС».

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Общие сведения о системе менеджмента качеством

Система управления качеством характеризуется совокупностью функций и методов управления качеством, а также реализующего их персонала, который объединен в форме организационной структуры. Система управления качеством на предприятиях появилась с возникновением деятельности по управлению качеством продукции. Высокая конкуренция вынуждала организации перейти от отдельных элементов управления качеством к единой системе управления, с учетом всех факторов, которые влияют на качество.

Во многом система управления качеством зависит от изменений во внутренней и внешней среде. Основные факторы внешней среды включают:

Основные факторы внутренней среды включают:

− эффективность системы управления качеством;

− степень заинтересованности рабочей силы в повышении качества товаров или услуг[7].

Система управления качеством на предприятии характеризуется как взаимодействие организационной структуры, процессов, ресурсов, мероприятий, которые необходимы для того, чтобы продукция соответствовала конкретным требованиям к качеству.

Международные стандарты по качеству включают основные принципы системы управления качеством:

1) ориентация на потребности потребителей;

2) достижение качества при участии всей рабочей силы;

3) реализация всех этапов жизненного цикла;

4) использование современных технологий;

5) фокус организационной структуры на качество товара[8].

Применение системы управления качеством обеспечивает компании определенные выгоды, а также снижение степени затрат и рисков, что очень важно как для предприятия, так и для потребителя.

При наличии современных технологий, а также высококвалифицированного персонала, повышается стабильность качества всех выпускаемых товаров или услуг. Данная система является дополнительной гарантией качества для заказчиков, большинство из которых проверяют систему качества у поставщиков, конечные результаты которой могут оказать сильное влияние на заключение договоров или контрактов. Но проблема обеспечения высокого качества является сложной задачей для менеджеров, которые отвечают за все процессы, происходящие внутри организации. Согласно стандартам ИСО 9000, качество – это набор характеристик товара или услуги, которые относятся к его способности удовлетворять потребности потребителей.

Характеристикой качества считаются свойства продукции, которые характеризуют их пригодность к выполнению каких-либо требований. Требования к качеству – это конкретные требования к характеристикам, которые присущи товару, услуге, процессу или системе.

В ответственности высшего руководства лежит создание благоприятной обстановки, с целью вовлечения работников, а также эффективной работе системы управления качеством на предприятии.

Высшее руководство назначает представителя из состава руководства предприятия, в обязанности которого будет входить:

− поддержание в рабочем состоянии процессов, относящихся к системе управления качеством;

− предоставление высшему руководству отчетов о необходимости улучшения системы управления качеством.

Представитель руководства по качеству должен быть авторитетной личностью на предприятии, который подготовлен по всем вопросам, касаемо управления качеством, а также имеющий полное представление о работе отделов и цехов. При подготовке системы качества к сертификации представитель руководства занимается разработкой необходимой документации, а также внедряет систему. После этого в его ответственность входит работа по улучшению процессов жизненного цикла продукции и процессов системы управления качеством.

Показатели качества делятся на качественные и количественные. Количественные показатели характеризуются временем ожидания, надежностью оказания услуги и т.д. А качественные показатели – это коммуникабельность, вежливость, доверительность клиентов.

Показатели качества также подразделяются на профессионализм, надежность, имидж организации и рабочего персонала.

Стандартизация системы управления

По закону «О техническом регулировании»[9] стандартизация трактуется как деятельность, направленная на повышение конкурентоспособности товаров или услуг.

Главными функциями стандартизации являются: упорядочивание товаров или услуг, а также установление, и закрепление требований к упорядоченным товарам. К целям стандартизации относятся: взаимозаменяемость товара, совместимость, конкурентоспособность, эффективность, унификация и безопасность.

Следует отметить положительные стороны новой версии международных стандартов:

1) стандарты ориентированы на требования потребителей и заказчиков;

2) стандарты пригодны для всех видов продукции, товаров или услуг;

3) в стандартах установлена связь всеобщего менеджмента качества с другими системами управления качеством[10].

Преимущества новой версии стандартов ИСО 9000 положительно сказываются на выборе системы управления качеством предприятия, но нужно учитывать, что самые эффективные системы управления качеством интегрируются с всеобщим менеджментом качества.

Техническое регулирование характеризуется регулированием в области исполнения или применения определенных требований к товару или услуге, включая эксплуатацию, производство, перевозку, хранение, монтаж, утилизацию и т.д.

Техническим регламентом является документ, который устанавливает обязательные требования к объектам технического регулирования. Различается сертификация товаров, производства, а также системы качества. Во время проведения сертификации системы качества основными этапами являются предварительная и окончательная проверка системы качества организации.

По итогам предварительной проверки орган по сертификации составляет заключение. Если данное заключение положительное, то устанавливаются сроки проведения окончательной проверки. И если обнаруживаются несоответствие системы качества, то вместе с данной организацией устанавливается срок повторной проверки. Но если результат положительный и в нем не обнаруживаются несоответствия, то сертификат выдается на 3 года.

В соответствии со стандартами ИСО 9000 до начала сертификации рекомендуется документировать систему управления качест. Документация представляет собой глубокое описание системы и способствует: − достижению улучшения качества; − оценивание пригодности системы качества; − обеспечению подготовки кадров и т.д.

Требования к различному роду услуг определяются количественными оценками и качественным выражением. Последнее характеризуется тем, что сопоставляется по качеству и на основе того, кем и как осуществляются оценки. Высшее руководство отвечает за политику в области качества, а также за выполнение следующих условий: − обеспечение нормальных условий работы; − вовлечение персонала в решение проблем качества продукции; − обучение персонала вопросам в области качества; − увеличение рабочих навыков и соответствующих знаний.

Главной особенностью стандартов ИСО 9000 является то, что они основываются на основных принципах управления качеством на предприятии[11]. Данные принципы управления качеством созданы для того, чтобы с их помощью у предприятия было больше возможностей добиться высоких показателей прибыли, а также для улучшения деятельности предприятия в целом.

Система стандартизации и сертификации в России

Еще совсем недавно, в бывшем Советском Союзе, да и уже в России, в начале 90-х годов, стандартизация систем управления качеством преследовала только интересы государства, и, естественно, средства на финансирование этого мероприятия отпускались из государственного бюджета.

Но, происходящие в последнее время перемены коренным образом изменили отношение к стандартизации систем управления качеством в экономике и промышленности. Что касается стандартизации, то на современном этапе глобализации международных торговых отношений она должна обеспечить переход от превалирования государственных интересов в требованиях существующих стандартов к обеспечению в стандартах соблюдения государственных интересов, остальных субъектов хозяйствования и предпринимательской деятельности, потребителей и общественных организаций.

Более качественного совершенствования и разработки системы менеджмента и стандартизации качества в России на всех уровнях требуют современные условия хозяйствования, кроме того, без этого расширить рынки сбыта и выйти со своей продукцией на международные рынки было бы затруднительно.

Существующая на сегодняшний день в России практика, в соответствии с которой осуществляется стандартизация систем управления качеством, почти по всем пунктам соответствует международным правилам и нормам. Кроме того национальный классификатор государственных стандартов также практически аналогичен международному[12]. Однако, по мнению многих отечественных экспертов, уровень российской стандартизации не дает возможности в полной мере обеспечить учет интересов России при разработке и внедрении международных стандартов.

Стандартизация является важным элементом абсолютно во всех системах менеджмента качества продукции и предоставляемых услуг. Можно даже сказать, что это нормотворческая деятельность, при осуществлении которой изыскиваются самые рациональные нормы, а потом они закрепляются нормативными документами — инструкциями, стандартами, методиками и требований к качеству производимой продукции. То есть, можно сказать, что это комплекс мероприятий, которые выполняются для установления принятых решений в соответствие со стандартами.

Для защиты прав потребителей, а также с целью обеспечения условий безопасности для жизни, здоровья, имущества людей и охраны окружающей среды в настоящее время в Российской Федерации действует система сертификации в строительстве. С просьбой дать разъяснения основных положений сертификации в адрес редакции неоднократно обращались как потребители, так и поставщики строительной продукции.

Принципы и порядок проведения сертификации должны соответствовать требованиям, изложенным в руководящих документах по сертификации в строительстве (РДС). Система РДС в строительстве включает следующие нормы:

РДС 10-231-93* Система сертификации ГОСТ Р. Основные положения сертификации продукции в строительстве;

РДС 10-232-94 Система сертификации ГОСТ Р. Порядок проведения сертификации продукции в строительстве;

РДС 10-233-94 Система сертификации ГОСТ Р. Требования к органам по сертификации в строительстве и порядок проведения их аккредитации;

РДС 10-234-94 Система сертификации ГОСТ Р. Требования к испытательным лабораториям (центрам) в строительстве и порядок проведения их аккредитации;

РДС 10-235-94 Система сертификации ГОСТ Р. Порядок регистрации объектов, участников работ и документов по сертификации в области строительства в Государственном реестре Системы сертификации ГОСТ Р и выдачи аттестатов аккредитации и сертификатов соответствия;

РДС 10-242-96 Система сертификации ГОСТ Р. Требования к экспертам и порядок их аттестации[13].

Руководящие документы по сертификации в строительстве разработаны Управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации министерства строительства Российской Федерации (Главтехнормированием Минстроя).

Объектом сертификационной деятельности в строительстве является:

  • продукция предприятий строительной индустрии и промышленности строительных материалов (промышленная продукция);
  • проектная продукция;
  • объекты строительства — здания и сооружения (строительная продукция);
  • работы и услуги в строительстве;
  • продукция, импортируемая в Россию, на которую распространяется действие утверждаемой Минстроем России или закрепленной за ним нормативной документации[14].

Сертификация в строительстве осуществляется на добровольной основе, за исключением тех случаев, когда действующим законодательством установлена обязательная сертификация.

Номенклатуру строительных товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, формирует Минстрой России и утверждает Госстандарт России. Сюда входят товары, в том числе импортируемые в Россию, в стандартах на которые установлены обязательные требования по безопасности и охране окружающей среды, а также ряд другой продукции.

Получить информацию о номенклатуре товаров, подлежащих сертификации, можно в Минстрое или в Госстандарте России.

Если стандарты, технические условия, СНиПы определяют требования к потребительским свойствам строительной продукции, то сертификат — это документ, подтверждающий соответствие свойств испытанной продукции конкретного поставщика указанным требованиям.

Таким образом, сертификация продукции в строительстве проводится с целью оценки ее соответствия требованиям, установленным в стандартах и технических условиях, а также приведенным в строительных нормах и правилах расчетным и другим характеристикам. Сертификация продукции может проводиться также на соответствие требованиям международных и национальных стандартов зарубежных стран.

Проведение сертификации продукции в строительстве осуществляют органы по сертификации, аккредитованные Минстроем России в Системе сертификации ГОСТ Р, а при их отсутствии — Центральный орган по сертификации продукции в области строительства, которым является Главтехнормирование Минстроя России. Местом проведения сертификационных испытаний являются аккредитованные испытательные лаборатории (центры)[15].

Сертификация продукции в строительстве в общем случае включает:

  • подачу заявителем декларации-заявки на проведение сертификации продукции;
  • рассмотрение декларации-заявки и принятие решения о возможности проведения сертификации, в том числе выбор схемы проведения сертификации;
  • определение испытательной лаборатории;
  • составление программы и методики проведения сертификации данной продукции;
  • отбор, идентификацию образцов (проб);
  • проведение испытаний (экспертизы) продукции для целей сертификации;
  • анализ состояния (проверка) производства продукции;
  • анализ полученных результатов испытаний, проверки производства и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия и лицензии на право использования Знака соответствия;
  • сертификацию производства сертифицируемой промышленной продукции или сертификацию системы качества заявителя (если это предусмотрено схемой проведения сертификации, в том числе и по желанию заявителя);
  • оформление, регистрацию сертификата соответствия производства или сертификата соответствия системы качества и внесение сертфицированного производства или сертифицированной системы качества в Государственный реестр Системы сертификации ГОСТ Р (если это предусмотрено схемой проведения сертификации);
  • выдачу заявителю сертификата соответствия на производство сертифицируемой продукции или на систему качества;
  • оформление, регистрацию сертификата соответствия на продукцию и внесение сертифицированной продукции в Государственный реестр Системы сертификации ГОСТ Р;
  • выдачу заявителю сертификата соответствия и лицензии на право применения Знака соответствия (или маркировку продукции Знаком соответствия);
  • проведение инспекционного контроля за стабильностью сертифицированных характеристик (параметров) продукции, сертифицированного производства, сертифицированной системы качества (если это предусмотрено схемой проведения сертификации);
  • информацию о сертифицированной продукции, сертифицированных производствах и сертифицированных системах качества.

Выбор схемы для проведения добровольной сертификации продукции в строительстве осуществляет заявитель по согласованию с органом по сертификации. Схему проведения обязательной сертификации для продукции конкретного вида устанавливает Минстрой России.

Декларацию-заявку на проведение сертификации продукции заявитель направляет в соответствующий аккредитованный Минстроем России орган по сертификации или в Центральный орган (Главтехнормирование Минстроя России)[16]. При наличии нескольких органов по сертификации данной продукции заявитель вправе направить заявку в любой из них.

Форма декларации-заявки (обязательная для заявителя) приведена в РДС 10-232-94. Перечень аккредитованных органов по сертификации продукции в строительстве можно получить в Минстрое России или найти в журнале «Бюллетень строительной техники».

Орган по сертификации продукции регистрирует декларацию-заявку, рассматривает ее и не позднее 15 дней после получения сообщает заявителю решение, которое содержит все основные условия проведения сертификации, в том числе указывает, какая испытательная лаборатория будет проводить испытания промышленной продукции или экспертная организация — экспертизу проектной продукции, схему сертификации, сроки проведения работы, а также подготавливает договор на проведение этой работы.

Заявитель после ознакомления с условиями проведения сертификации и при согласии с ними заключает с органом по сертификации договор на ее проведение. При этом оговариваются условия оплаты проведения испытаний непосредственно по договору заявителя с испытательной лабораторией или через орган по сертификации. Все расходы на проведение сертификации продукции, независимо от ее результатов, оплачивает заявитель.

Если в результате проведенных испытаний продукции установлено, что ее сертифицируемые параметры соответствуют требованиям стандартов и технических условий на продукцию, а также строительных норм и правил, то орган по сертификации оформляет и выдает заявителю сертификат соответствия и лицензию на право применения Знака соответствия Системы сертификации ГОСТ Р в строительстве. При этом орган по сертификации вносит указанную сертифицированную продукцию в Государственный реестр Системы сертификации ГОСТ Р в порядке, установленном в РДС 10-235-94[17].

Наличие у поставщика строительной продукции сертификата соответствия и лицензии на право применения Знака соответствия является свидетельством высоких потребительских качеств указанной продукции и, при прочих равных условиях, должно способствовать повышению ее конкурентоспособности. В этой связи потребителю при выборе продукции целесообразно опираться на данные Государственного реестра Системы сертификации ГОСТ Р в строительстве, информацию о которых можно получить в Центральном органе по сертификации, т.е. в Главтехнормировании Минстроя России.

Литература

[1] Антонов Г.А. Основы стандартизации и управления качеством продукции. Часть 1,2,3 СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 1995.

[2] Богатырев А.А., Филиппов Ю.Д. Стандартизация статистических методов управления качеством.- М.: Изд-во стандартов, 1990.

[3] Харрингтон Дж. X. Управление качеством в американских корпорациях.-М.: Экономика, 1990.

[4] Таныгин В.А. Основы стандартизации и управления качеством продукции. 2-е изд.,перераб. М. Издательство стандартов. 1989

[5] Ложкина Ю.А. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ НА ОСНОВЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ// Частное образовательное учреждение высшего образования «Восточно-Европейский институт»-2014.С. 374-375.

[6] Иванов И.В., Баранов В.В., Стоимостной подход. Учебное пособие М.: Альпина, 2008. С.34.

[8] Краткий курс по управлению качеством 2-е изд., М.:Окейкнига 2013, С. 21.

[9] Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/

[10] Минько Э.В., Минько А.Э. Менеджмент качества: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. СПб.: «Питер»2012, С.258.

[12] Бобылевa М.П.»Управленческий документооборот: от бумажного к электронному» М.: МЭИ, 2010. С.89.

[13] Александров В. Т., Ардзинов В. Д.. Оценка недвижимости и ценообразование в строительстве: Учебно- практическое пособие М.: Стройинформиздат. С. 22.

[16] Нестеров А. В., Сулакшин С. С. Техническое регулирование. Правовые аспекты реформы. М.: Научный эксперт, 2010. С. 39.

[17] Нестеров А. В., Сулакшин С. С. Техническое регулирование. Правовые аспекты реформы. М.: Научный эксперт, 2010. С. 39.

Источник: xn--d1aux.xn--p1ai

Рейтинг
Загрузка ...