Функции заказчика в строительстве газопровода

В 2017 году отметило полувековой юбилей одно из крупнейших дочерних предприятий «Газпрома» — ООО «Газпром трансгаз Ухта», газотранспортная система которого проходит через территорию от Бованенковского месторождения и самой северной в мире компрессорной станции «Байдарацкая» до западных границ России. «Сегодня «Газпром трансгаз Ухта» обеспечивает безаварийную работу более 15 000 километров магистральных газопроводов, 174 газораспределительных станций, 44 компрессорных цехов. Самое дорогое и ценное для предприятия — наши работники, коллектив, который работает в 9 регионах России», — подчеркивает генеральный директор компании Александр Гайворонский.

«Сияние Севера» — работа на опережение

История предприятия началась в 1967 году с создания в Ухте Газопромыслового управления «Комигазпром», на которое возлагались функции заказчика по строительству газопровода «Вуктыл — Ухта». Тремя годами ранее было открыто Вуктыльское газоконденсатное месторождение — самое крупное в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. Его признали настолько значимым для экономики страны, что было принято решение ускорить темпы строительных работ. Еще до официального утверждения запасов началось обустройство промысла, а в марте 1967 года состоялась торжественная сварка первого стыка газопровода «Вуктыл — Ухта», несмотря на то, что постановление об усилении геологоразведочных работ и организации добычи природного газа на Вуктыльском месторождении и о строительстве магистрального газопровода с этого месторождения вышло в свет лишь 10 мая.

Технический заказчик. Кто это? Плюсы и минусы сотрудничества.

Летом 1967 года по предложению строителей газопровод «Вуктыл — Ухта — Торжок» получил наименование «Сияние Севера». А в ноябре 1967 года в Ухте было образовано Управление строящихся северных магистральных газопроводов и газодобывающих предприятий «Севергазцентр» с непосредственным подчинением Управлению капитального строительства Мингазпрома.

Полтора года потребовалось строителям, чтобы ввести в строй первую очередь трубопровода. В апреле 1969 года газовая магистраль (диаметром 1020 и 1220 мм) была поставлена под промышленные испытания, вуктыльский газ достиг города Рыбинска, а затем поступил на Череповецкий металлургический завод.

Новые газопроводы — новые рекорды

В постоянном взаимодействии газодобытчики и газотранспортники развивались самостоятельно более шести лет, пока весной 1973 года приказом Министерства газовой промышленности СССР Управление «Севергазцентр» не было подчинено производственному объединению «Комигазпром». Тогда же, в 1973 году, в систему ПО «Комигазпром» был включен Ухтинский (ныне Сосногорский) газоперерабатывающий завод, первая продукция которого была получена еще в 1941 году.

Открытие и разработка новых газовых месторождений в Западной Сибири потребовали дальнейшего развития газотранспортной системы. В 1976 году из-за Урала в Ухту по новому магистральному газопроводу «Пунга — Вуктыл — Ухта» пришел первый сибирский газ. За четверть века были построены: три очереди газопровода «Ухта — Торжок»; две нитки газопровода «Пунга — Вуктыл — Ухта»; газопровод «Пунга — Ухта — Грязовец»; две нитки газопровода «Грязовец — Ленинград».

Масштабирование и совершенствование

В августе 1986 года начался новый важнейший этап в истории предприятия – в целях совершенствования управления производством приказом Министерства газовой промышленности СССР путем слияния ВПО «Комигазпром» и ПО «Ухтатрансгаз» (ранее «Севергазцентр») организовано Производственное объединение по транспортировке и добыче газа «Севергазпром». Таким образом, в рамках одного предприятия были сосредоточены все направления: от поисков и разведки месторождений углеводородного сырья до его добычи, транспорта и переработки.

Газпром трансгаз Ухта

Начало XXI века ознаменовалось для ООО «Севергазпром» новым масштабным проектом — «Ямал — Европа» (причем следует отметить, что первая пионерная база по освоению газовых месторождений полу- острова Ямал в 1976 году была заложена именно силами работников ПО «Комигазпром»). Транснациональный газопровод прошел по территории четырех стран — России, Беларуси, Польши и Германии.

Новый экспортный коридор повысил гибкость и надежность поставок российского газа в Западную Европу. Европейский Союз отнес газопровод «Ямал — Европа» к приоритетным инвестиционным проектам, реализуемым в рамках Trans-European Network (TEN, «Трансъевропейские сети»). Строительство газопровода началось в 1994 году, а с введением в строй в 2006 году последней компрессорной станции газопровод «Ямал — Европа» вышел на проектную мощность — 32,9 миллиарда кубометров год. Количество компрессорных станций на газопроводе — 14, диаметр труб — 1420 мм, общая протяженность — более 2000 километров.

Газпром трансгаз Ухта

— За нашей спиной 50 лет уникального опыта, совместной работы и поиска верных решений. Мы помним и ценим труд первопроходцев, ветеранов нашего предприятия, продолжаем лучшие традиции коллектива. Генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Ухта» Александр Гайворонский.

Источник «голубого топлива» Северо-Запада РФ

Сегодня ООО «Газпром трансгаз Ухта» работает на стратегическом направлении развития Единой системы газоснабжения России. «Северный» коридор магистральных газопроводов является самым коротким от действующих и перспективных месторождений Ямала и Западной Сибири к центральным регионам страны и в Европу. Протяженность газовых магистралей ООО «Газпром трансгаз Ухта» составляет более 15,4 тысячи километров (в однониточном исполнении). По системе магистральных газопроводов предприятия природный газ поступает в удаленные уголки РФ, питает крупные промышленные предприятия, поселки и города, расположенные вдоль трассы на территории всего Северо-Запада страны, подается на Московское окружное кольцо, в Санкт-Петербург и далее в страны Балтии, Восточной Европы, в Финляндию и Германию.

Читайте также:  Как предотвратить строительство дома

Транспорт газа обеспечивают 14 линейно-производственных управлений магистральных газопроводов и 44 компрессорные станции, в составе которых работают 85 компрессорных цехов. В компрессорных цехах установлено 417 газоперекачивающих агрегатов общей установленной мощностью 5874,6 МВт. Распределение газа потребителям осуществляется через 174 газораспределительные станции. В составе предприятия работают 10 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций.

Коллектив «Газпром трансгаз Ухта» насчитывает более 13 000 рабочих и специалистов, работающих в головном предприятии в Ухте, а также в филиалах и подразделениях.

Источник: glavportal.com

Требования к футлярам на газопроводе

Группа компаний САФИТ является патентообладателем на производство защитных композитных футляров для трубопроводов, газопроводов, кабельных и оптоволоконных линий.

Защитный футляр газовой трубы (ЗФГТ) предназначен для защиты трубопроводов, газопроводов и кабельных линий от внешних нагрузок и механических повреждений в местах пересечения с подземными сооружениями, а так же для возможного обнаружения и отвода газа в случае повреждения газопровода в пределах защитного футляра.

Материал футляра – стеклопластик. По согласованию с Заказчиком ЗФГТ могут производиться любой длины и конфигурации. Секции футляров, в этом случае, стыкуются друг к другу при помощи фланцевого соединения.

Все защитные футляры проходят полный цикл испытаний на прочность и герметичность и обладает 4-х кратным запасом прочности.

Футляры изготавливаются в соответствии с требованиями СП 62.13330.2011* Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002, прошли сертификацию «ГАЗСЕРТ» и экспертизу промышленной безопасности Федеральной службы по Экологическому, Технологическому и Атомному надзору.

В настоящее время в газовой промышленности все больше внедряются и используются композитные материалы, которые по сравнению с металлом обладают неоспоримыми преимуществами.

Изделия из композитных материалов более легкие, долговечные и коррозионностойкие, способны переносить нагрузки не хуже изделий из металла. Эти свойства материала были использованы при производстве защитных футляров из композитных материалов для подземных газопроводов.

На основании нормативных документов трубопроводы должны прокладываться в защитных футлярах, если они пересекаются с инженерными коммуникациями и сооружениями. В этих случаях футляры для трубопроводов выполняют важнейшие защитные функции.

Футляры принимают на себя подвижные нагрузки от транспортных потоков, давления грунта и прочих негативных факторов окружающей среды, а также служат для обнаружения и отвода газа в случае повреждения газопровода.

Защитные футляры из композиционных материалов для подземных трубопроводов при пересечении инженерных сооружений и коммуникаций производятся на основании ТУ 2296-012-71653326-2015. Они изготавливаются из стеклопластиковой ткани, пропитанной полиэфирной смолой путем ваакумной инфузии.

Сборный футляр сборный состоит из нескольких секций, соединенных между собой с помощью фланцев с применением резиновой пористой уплотняющей прокладки. Длину защитного сборного футляра определяет заказчик.

Каждая секция состоит из стеклопластиковых кожухов (верхнего и нижнего), стянутых между собой болтами из нержавеющей стали с применением резиновой пористой уплотняющей прокладки. Для обеспечения прочностных характеристик и прямолинейности в футляр устанавливаются центраторы, которые предварительно монтируются на газопровод.

В зависимости от размерности защитного футляра увеличивается количество слоев. По прочностным характеристикам футляры не уступают, а в некоторых случаях превосходят металлические. Футляры производятся на трубопроводы от 50 мм до 529 мм.

Футляр представляет собой хорошую альтернативу устаревшим металлическим футлярам. Они в несколько раз легче металлических, удобны в монтаже и обладают следующими характеристиками: — гарантийный срок эксплуатации не мене 10 лет; — срок службы не менее 40 лет; — температура эксплуатации от -400 С до +1000 С; — в качестве уплотнительного материала применяется морозо-биостойкая ленточная резина; — минимальная длина футляра 5 метров; — крепление осуществляется болтами М10 из нержавеющей стали; — давление внутри футляра до 5 кПа.

Основными отличительными свойствами фуляров из композитных материалов перед металлическими является легкость монтажа, отсутствие сварки и подготовительных работ, которые необходимы при монтаже металлического футляра.

Это существенно сокращает время по установке защитных футляров и не требует квалифицированных работников. Весь монтаж футляра осуществляется при помощи гаечного ключа.

Читайте также:  Получение разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства

Приведем сравнение между металлическим и композитным футлярами

Металлическая труда Ду300
Вес изделия (6 метров) 75,5 кг 210 кг.
Срок эксплуатации Более 40 лет 15 лет
Хим. стойкость +
Коррозионная стойкость +
Электропроводность +
Время монтажа (6 метров) 1,5 часа 6 часов
Квалификация работников (сварщики, монтажники, стропальщики) +
Сварные работы +
Использование дополнительной техники +
Проведение антикоррозийных мероприятий +

Главное преимущество композиционных материалов заключается в том, что материал и конструкция создается одновременно. Большим его плюсом является высокая удельная прочность (3500 МПа), высокая жесткость (модуль упругости в композитных материалов колеблется от 130 до 240 ГПа), высокая износостойкость, легкость и высокая усталостная прочность. Продукция из композиционных материалов это продукция с заранее заданными свойствами.

На правах рекламы.

Разрешительная документация

Экспертиза промышленной безопасности

Разрешение Ростехнадзора

Согласование Ростехнадзором ТУ

Сертификат соответствия

Разрешение на применение в Казахстане

Письмо сертификационного центра

Преимущества стеклопластиковых защитных футляров САФИТ

Стеклопластиковые защитные футляры САФИТ обладают целым рядом неоспоримых преимуществ по сравнению со стальными аналогами:

  1. Расчетный период эксплуатации 50 лет.
  2. Простота установки: не требуется специальная техника для монтажа, отсутствие клеевых соединений, возможность монтажа в любое время года.
  3. Диапазон рабочих температур — от минус 50 до + 100 °С.
  4. Малый вес конструкции, в 5-6 раз легче, чем у стальных аналогов.
  5. Высокая коррозионная стойкость к воздействию кислот, щелочей, бактерий, грибов. Стойкость к химически активным грунтам.
  6. Высокая механическая прочность к ударным и изгибным нагрузкам.
  7. Малый коэффициент теплопроводности.
  8. Не требуют применения электро- и химической защиты и изоляции.

Прокладка стальных труб-футляров

Прокладка стальных труб-футляров осуществляется, учитывая следующие факторы:

  • Гидрогеологические характеристики участка;
  • Физико-механические характеристики грунта;
  • Диаметр и длину трубопровода;
  • Поставленную техническую задачу;
  • Возможности применения и наличие того или иного оборудования.

Основным способов прокладки труб является так называемый бестраншейный монтаж, который производиться по одной из следующих технологий:

Футляры из стальных труб

Варианты изготовления защитных футляров

Неразъемный футляр для вновь строящегося газопровода длиной 6 метров.

Неразъемный футляр для вновь строящегося газопровода длиной 6 метров

Неразъемный футляр для вновь строящегося газопровода нестандартной длины под заказ.

Неразъемный футляр для вновь строящегося газопровода нестандартной длины под заказ

Собирается из секций длиной от 2 до 6 метров, угловых элементов и законцовок. Между фланцами устанавливается специальный резиновый уплотнитель. Фланцевое соединение крепится на болтах М10 из нержавеющей стали и позволяет производить защитные футляры любой длины и конфигурации под размеры заказчика.

Разъемный футляр для существующего газопровода длиной 6 метров.

Разъемный футляр для существующего газопровода длиной 6 метров

Разъемный футляр для существующего газопровода нестандартной длины под заказ.

Разъемный футляр для существующего газопровода нестандартной длины под заказ

Неразъемный по оси футляр ЗФГТ-НР на базе стеклопластиковых труб САФИТ

Неразъемный по оси футляр ЗФГТ-НР на базе стеклопластиковых труб САФИТ для газопроводов

Неразъемный по оси футляр ЗФГТ-НР собирается на базе стеклопластиковых труб САФИТ длиной до 6 метров, дополнительных угловых элементов и законцовок. Фланцевое соединение угловых элементов и законцовок крепится на болтах М10 из нержавеющей стали.

Угловые элементы для линейных футляров ЗФГТ 150…350 с углом поворота от 90° до 170° для защиты газопроводов сложной геометрии.

Назначение и монтаж футляров газопровода

Требования к футлярам на газопроводе

Россия является мировым лидером по добыче природного газа, а также по поставкам его для потребительских целей. Совершенно ясно, что данная отрасль является одной из основных ветвей российской экономики, на которую выделяется немало ресурсов.

Процесс газификации страны продолжается уже довольно долгое время, но останавливаться он явно не собирается.

Однако рядовой потребитель вряд ли задумывается о том, какой путь проходит газ с момента его добычи и до поступления его в дома, для обычных бытовых нужд человека.

А между тем, этот процесс довольно долгий и технологически сложный, ведь он заключается не только в добывании самого природного ресурса, но и в проектировании новых мест и прокладки газопроводов по всей территории нашей страны.

В некоторых местах, укладка труб может вызывать определенные трудности, тогда будет целесообразно использовать защитный футляр, чтобы избежать лишних проволочек. Кроме того, разрабатывается специальный проект газоснабжения, который должен пройти проверку в соответствующих инстанциях.

Классификация газопроводов

Как и в любой другой сфере, в строительстве газопроводов есть определенная классификация, которая может быть нескольких видов.

Все газопроводы могут отличаться по нескольким критериям:

  • по показателям давления газа, который будет проходить по трубам;
  • по тому, где будет осуществляться прокладка труб, их диаметр, а также в зависимости от местности и характеристик окружающей среды.

Что касается показателей рабочего давления, то газопроводы могут быть нескольких видов:

  • первого класса — показатели высокого давления (более 25 кгс/м2);
  • второго класса — показатели среднего давления (от 12 до 25 кгс/м2);
  • третьего класса — показатели низкого давления (менее 12 кгс/м2).

Однако вопрос давления газа в трубах является вторичным, ведь главным вопросом, с которым сталкивается застройщик, является именно расположение самого трубопровода, т.е. прокладка труб на местности.

Читайте также:  Dayz standalone когда будет строительство

Выбор того или иного способа зависит вовсе не от желания самого заказчика, а от тех особенностей окружающей местности, какой диаметр труб используется, от наличия дорог и линий коммуникаций, а также от целого списка факторов. Естественно, что проектированием и решением данного вопроса должна заниматься экспертная группа, которая и даст окончательный ответ и лучшее решение.

В целом же, расположение газопроводов на местности может быть нескольких видов: подземный, надземный и комбинированный вариант.

Надземный газопровод

Данный метод укладки газопроводных труб считается наиболее простым, но в некоторых случаях подобная прокладка труб является недопустимой.

Кроме того, у данного способа есть определенный ряд достоинств и недостатков, по сравнению с другими методами.

Диаметр труб здесь не важен, он может быть различным, согласно параметрам, указанным в ГОСТе.

Особенности надземного способа укладки:

  1. Из-за того, что трубы, при таком способе укладки газопровода, находятся на поверхности, они требует более частого ремонта. В то же время, ремонтные работы существенно упрощены, если сравнивать с другими методами прокладки труб.
  2. Стоимость укладки труб подобным способом практически на 60% ниже стоимости подземной прокладки. Это обусловлено тем, что нет необходимости рыть траншеи в земле, а сама процедура монтажа заключается в установке труб на специальных опорах.
  1. Использование данного метода оправдано в тех областях, где наблюдается очень высокий уровень грунтовых вод. В этих местностях, применение подземного способа укладки нецелесообразно, ведь существует риск возникновения коррозии и дальнейшего разрушения поверхности труб.
  2. Данный способ укладки не нарушает плодородного слоя почвы, чего не скажешь о подземном способе.
  3. Надземная прокладка может производиться, в большинстве случаев, без остановки автомобильного движения и перекрытия дорог, через которые она осуществляется.

Подземный газопровод

Данный способ не менее распространен, чем надземный, в первую очередь потому, что в некоторых местностях отсутствует возможность укладки газопроводных труб каким-либо иным способом. Диаметр труб, в данном случае, будет напрямую влиять на ширину траншей.

Особенности данного способа:

  1. Прокладка газопроводных труб подземным способом, как правило, более затратная, чем надземная укладка. Речь идет не только о финансовой составляющей, но и проведении дополнительных земельных работ. Однако, данная укладка более долговечна, ведь трубы не имеют прямого контакта с окружающей средой.
  2. Отсутствует необходимость проведения частых ремонтных работ из-за того, что трубы защищены слоем почвы.
  3. Прокладка подземного трубопровода очень часто сопряжена с перекрытием автомобильных дорог и корректировкой пешеходного движения. Подрядная организация, которая осуществляет строительство газопровода, составляет специальную схему движения на участке проведения работ, чтобы люди могли беспрепятственно попасть к себе домой. Кроме того, происходит установка соответствующих знаков на дороге, а также расположение специальной техники на рабочем участке. Данные процедуры должны проводиться только с полным согласованием с инспекцией дорожного движения.
  4. Применение данного метода укладки рекомендуется, если укладка производится через линию электропередачи.

Комбинированный метод укладки

Применение данного способа прокладки может быть оправдано в том случае, если газопровод будет проходить через автомобильную дорогу.

Таким образом, часть трубопровода будет проложено надземным способом на открытой местности, а в месте пересечения дороги будет использоваться подземная укладка.

Номенклатура защитных футляров

Маркировка футляров защитных САФИТ: ЗФГТ-ХХХХ «Защитный Футляр Газовой Трубы с условным типоразмером ХХХХ» (например ЗФГТ-300, 300 — условный типоразмер футляра, обозначающий его однозначное сопряжение с диаметром защищаемого отрезка трубопровода). Маркировка нанесена по центру на верхнем кожухе футляра.

Длина и конфигурация сборного футляра защитного может быть любой и выполняется в соответствии с проектом Заказчика с шагом длины, равным 0,1 метра.

В таблице приведены значения основных характеристик футляров защитных САФИТ.

Типоразмер футляра ЗФГТ-ХХХХ Диаметр газовой трубы с изоляцией Dт, мм Диаметр футляра Dф в рабочей области, мм Вес футляра, кг/метр
ЗФГТ-150 50/65/90 159 11,0
ЗФГТ-200 80/120 219 12,5
ЗФГТ-250 125/150/174 273 14,5
ЗФГТ-300 200/237 325 16,1
ЗФГТ-350 250/291 377 17,6
ЗФГТ-400 300/335 426 19,5
ЗФГТ-500 400/435 530 23,8
ЗФГТ-600 500/532/630 744 63,2
ЗФГТ-1000 635/738/820 1024 92,3
ЗФГТ-1200 842/945/1048
ЗФГТ-1500 1256 1424 129,0
ЗФГТ-1700 1400 1624 138,0

Характеристики труб для футляров и случаи их обязательного применения

ГОСТами устанавливаются случаи, когда применение стальных труб-футляров является обязательным:

  • Когда трубопровод пересекает трамвайные либо железнодорожные пути;
  • Монтаж трубопровода осуществляется под крупными автомобильными трассами и дорогами;
  • Монтаж осуществляется вблизи инженерных коммуникаций, таких как водопроводы, силовые кабели, теплотрассы.

Для каждого конкретного случая подбирают свои трубы-футляры, отвечающие определенным эксплуатационным характеристикам и способных выдерживать воздействие тех сред и факторов, которые являются типичными для той или иной местности:

Источник: xn—-7sbatcpocvb1anbjhl4b3k.xn--p1ai

Рейтинг
Загрузка ...