Пожарная безопасность представляет собой состояние полной защищённости граждан, их имущества и государственных ценностей от возгораний любого уровня. Достижению данного состояния способствует соблюдение норм техники безопасности и следование общему регламенту Федерального закона № 123.
Но что представляет собой данный нормативный акт? Какие существенные обновления он претерпел за последнее время? Поговорим об этом в статье.
Общие сведения о законе
Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ принят Государственной Думой в третьем чтении 4 июля 2008 года. 11 июля рассматриваемый нормативный акт был одобрен уполномоченными членами Федеративного совета. Президентом Российской Федерации ФЗ 123 о пожарной безопасности был подписан 22 июля 2008 года, и в тот же день обрёл официальную юридическую значимость.
Изучаемый нормативный акт состоит из 8 разделов, включающих в себя 34 Главы и 152 статьи. Структура регламента о требованиях пожарной безопасности такова:
Видеолекция на тему «Требования пожарной безопасности»
- Раздел 1 — Общие положения изучаемого нормативного акта (Гл. 1-14, ст. 1-64);
- Раздел 2 — Безопасность жилых поселений и городских округов (Гл. 15-17, ст. 65-77);
- Раздел 3 — Обеспечение защищённости при строительстве и принятии в эксплуатацию архитектурных сооружений (Гл. 18-19, ст. 78-91);
- Раздел 4 — Объекты производства (Гл. 20-22, ст. 92-100);
- Раздел 5 — Противопожарная техника (Гл. 23-29, ст. 101-132);
- Раздел 6 — Пожарная безопасность техники и продукции, предназначенной для общей эксплуатации (Гл. 30-32, ст. 133-140, статьи, содержащиеся в главе 32 утратили легитимность);
- Раздел 7 — Нормативы проведения оценочной экспертизы (Гл. 33, ст. 141-150);
- Раздел 8 — Итоговые положения рассматриваемого Федерального закона (Гл. 34, ст. 151-152).
Также прочтите Федеральный закон №64 в новой редакции тут:
Нормативы изучаемого Федерального закона применяются в целях обеспечения защиты здоровья граждан и имущественных ценностей посредством предотвращения возгорания. твакже читайте об изменениях в ФЗ №141.
Сфера применения Технического регламента о требованиях пожарной безопасности
Положения изучаемого Федерального закона о пожарной безопасности применяются в случаях:
- Проектирования и строительства жилых и нежилых зданий;
- Капитального ремонта;
- Разработки технических противопожарных регламентов в соответствии с нормативами Федерального закона «О техническом регулировании», в которых содержатся положения о пожарной безопасности;
- Разработки документации технического назначения.
Ознакомьтесь с основными положениями ФЗ №151 по ссылке:
Последние поправки
Как и любой нормативный акт, изданный на территории Российской Федерации, Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ регулярно претерпевает ряд определенных поправок. Последние изменения в рассматриваемый документ были внесены 29 июля 2017 года. В первую очередь поправки коснулись статьи 64, текст которой, согласно нововведениям, раскрывает нюансы составления пожарной декларации. Рассматриваемый документ предусматривает:
- Оценку риска возможного возгорания;
- Оценку допустимого ущерба, причинённого гипотетическим пожаром.
Пожарная декларация может быть оформлена в рамках добровольного страхования имущества на случай пожара. В свою очередь, ст. 67 утратила силу на основании нововведений 2017 года.
Текущие поправки коснулись также статьи 84 рассматриваемого Федерального закона. В пункте 12 изучаемой части технического регламента слова «медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания с пребыванием людей на постоянной основе или стационарном лечении» были заменены на «организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях.»
На основании внесённых поправок, в статье 89 появилось упоминание о помещениях категорий В1 — В4. Данные помещения оснащены аварийными выходами.
Важные положения ФЗ 123
Положения, указанные в регламенте изучаемого Федерального закона, являются предельно важными для каждого гражданина Российской Федерации. Рассмотрим несколько наиважнейших статей ФЗ-123:
Статья 4
Данная часть рассматриваемого нормативного акта повествует о принципах технического регулирования в сфере пожарной безопасности, которое представляет собой:
- Установление в юридических и нормативных актах положений о технике пожарной безопасности;
- Правовое упорядочивание в сфере эксплуатации средств пожарной безопасности.
Поправками от 3 июля 2016 года в ст. 4 рассматриваемого Федерального закона внесены дополнения в отношении Республики Крым.
Статья 32
Приводится следующий классификационный перечень сооружений по функциональной пожарной опасности:
- Ф1 — жилые помещения;
- Ф2 — культурно-развлекательные учреждения;
- Ф3 — здания общественного пользования (вокзалы, поликлиники и т. д.);
- Ф4 — образовательные организации;
- Ф5 — складские помещения.
Статья 54
Повествует о системах пожарообнаружения и нормативах оповещения граждан о необходимости эвакуации. Данные объекты должны располагаться в строениях, пожар на территории которых приведёт к травматическим ситуациям.
Статья 69
Устанавливаются определённые расстояния, препятствующие возникновению пожара или его распространению. Соответствующие расстояния высчитываются:
- От лесополосы до ближайших строений;
- Вне лесопарков;
- На лесной территории.
Также читайте ФЗ 69 в последней редакции по ссылке:
Статья 76
В данном отрывке изучаемого Федерального закона устанавливается, что подразделения пожарной охраны должны располагаться на территориях таким образом, чтобы сотрудники рассматриваемой службы могли быстро мобилизоваться в случае вызова. Временной период от момента вызова пожарной бригады в черте города не должен превышать 10, а в сельской местности — 20 минут.
Статьи 82 и 83
Изучаемым Федеральным законом устанавливаются правила пожарной безопасности в электрических установках (кабелях, электрощитах, проводах) архитектурных сооружений. Определяются функции и свойства пожарной сигнализационной системы.
Федеральный закон № 83 с последними изменениями на 2018 год тут:
Статья 87
Определяет требования к уровню огнеупорности архитектурных сооружений в зависимости от классификации, предоставленной в ст. 32 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ.
Статья 90
Раскрываются нюансы деятельности подразделений противопожарных служб. Для беспрепятственной деятельности пожарников необходимо:
- Обеспечивать здания пожарными подъездами и подъездными путями;
- Оборудование специализированных противопожарных бригад подъёмными установками;
- Установить в архитектурном строении противопожарный водопровод.
Согласно действительному Федеральному закону, в зданиях высотой более 10 метров должен быть предусмотрен аварийный выход на кровлю.
Скачать действующую редакцию ФЗ 123
Для подробного изучения рассматриваемого Федерального закона необходимо обратиться к его актуальному регламенту. ФЗ 23 о пожарной безопасности в последней редакции доступен по следующей ссылке:
Источник: lawlinks.ru
Обоснование пожарной безопасности объектов капитального строительства в рамках технических регламентов и закона о техническом регулировании
Пронин Денис Геннадиевич
— Федеральный закон от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
— Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
11. Правительством Российской Федерации или … федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию до дня вступления в силу технического регламента утверждается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обеспечения единства измерений перечень документов по стандартизации… необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.
Статья 16.1. Правила формирования перечня документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов.
4. Применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в … перечень документов по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.
Статья 6. Документы в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
1. Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
7. Национальным органом Российской Федерации по стандартизации в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
ПРИКАЗ от 16 апреля 2014 года N 474
Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
В целях обеспечения выполнения положений статьи 16_1 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании» и в связи с проведенной работой по актуализации национальных стандартов и сводов правил в области пожарной безопасности приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Применение настоящего свода правил обеспечивает соблюдение требований к огнестойкости объектов защиты, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям.
Применение настоящего свода правил обеспечивает соблюдение требований к объемно-планировочным и конструктивным решениям по ограничению распространения пожара в зданиях и сооружениях, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
1. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
20) пожарная безопасность объекта защиты — состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара;
28) пожарный риск — мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей;
1. Настоящая методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности (далее — Методика) устанавливает порядок определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках (далее — здание) и распространяется на здания классов функциональной пожарной опасности: …
4. Определение расчетных величин пожарного риска заключается в расчете индивидуального пожарного риска для людей, находящихся в здании. Численным выражением индивидуального пожарного риска является частота воздействия опасных факторов пожара (далее — ОФП) на человека, находящегося в здании. Перечень ОФП установлен статьей 9 Технического регламента. Результаты и выводы, полученные при определении пожарного риска, используются для обоснования параметров и характеристик зданий, сооружений и строений, которые учитываются в настоящей Методике.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 26 мая 2012 года приказом МЧС России от 12 декабря 2011 года N 749.
Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ
6. Соответствие проектных значений параметров и других проектных характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы ссылками на требования настоящего Федерального закона и ссылками на требования стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или на требования специальных технических условий. В случае отсутствия указанных требований соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы одним или несколькими способами из следующих способов:
2) расчеты и (или) испытания, выполненные по сертифицированным или апробированным иным способом методикам;
3) моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;
5) документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона. (Гособоронзаказ, гостайна и т.п.)
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Инструкция о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения (Приложение к приказу МЧС России от 16 марта 2007 года N 140)
1. Настоящая Инструкция определяет порядок разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения.
2. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности (далее — нормативные документы).
Инструкция о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения (Приложение к приказу МЧС России от 16 марта 2007 года N 140)
1. Настоящая Инструкция определяет порядок разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения.
2. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности (далее — нормативные документы).
В случае отсутствия требований по пожарной безопасности разрабатываются специальные технические условия.
1. Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утв. постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87): недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены (п.5).
2. Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»: отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований настоящего Федерального закона (п.2 ст.78).
3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. ФЗ от 9 ноября 2009 г. N 247-ФЗ ): отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности (ст.20).
4. Федеральный закон от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»: недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных стандартами и сводами правил, или такие требования не установлены (п.8 ст.6)
Источник: morozofkk.ru
Нормы 123-ФЗ, или Что нужно знать о требованиях пожарной безопасности производителю продукции
Вопросы пожарной безопасности не теряют своей актуальности для России в целом и для ее хозяйствующих субъектов в частности. Так, согласно официальной статистике МЧС, в январе-сентябре 2017 года на территории РФ было зафиксировано около 95 000 пожаров, материальный ущерб от которых составил более 11 миллиардов рублей. Во время пожаров погибло более 5 000 и было травмировано около 6 700 человек [1] . В связи с этой печальной статистикой государство с каждым годом ужесточает контроль и требования в сфере пожарной безопасности, относящиеся не только к зданиям и сооружениям, но также к производимой продукции и материалам.
Нарушение требований пожарной безопасности в части применения несертифицированной продукции может привести к трагическим последствиям, таким как пожар 5 декабря 2009 года в клубе «Хромая лошадь». Жертвами трагедии стали 156 человек — большинство погибли из-за отравления токсичными продуктами горения отделочных материалов.
Какие документы устанавливают общие требования пожарной безопасности
Нормативная база в сфере обеспечения пожарной безопасности в РФ является довольно объемной и многоуровневой. Помимо федеральных законов, она включает в себя нормативные акты ведомственного и регионального уровней. Базовым документом в данной сфере является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в котором описываются общие принципы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, функции государственной противопожарной службы, полномочия органов государственной власти в данной области.
Следующим в иерархии стоит Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», устанавливающий общие принципы и особенности технического регулирования в различных областях, включая пожарную безопасность. Закон также устанавливает порядок принятия технических регламентов, принципы подтверждения соответствия этим регламентам, ответственность и полномочия государственных контрольных органов в данной сфере, а также порядок аккредитации испытательных лабораторий, выполняющих работы по оценке соответствия.
Основным же законом, детально описывающим требования пожарной безопасности к различным объектам и видам продукции, является Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в редакции от 29 июля 2017 года (далее — Закон № 123-ФЗ). Именно его мы будем подробно рассматривать в данной статье, так как данный документ является главным для производителей продукции и их законных представителей.
Статистика
Согласно данным МЧС, в 2017 году наиболее частыми причинами пожаров являлись неосторожное обращение с огнем и нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и электроприборов. Объектами пожаров чаще всего становились здания жилого сектора, транспортные средства, производственные, складские и торговые помещения [2] .
123-ФЗ: Альфа и Омега технического регулирования в области пожарной безопасности
Федеральный закон № 123-ФЗ по сути представляет собой технический регламент, применяемый к так называемым объектам защиты. Объект защиты — это любая продукция или имущество, к которым установлены требования по пожарной безопасности. Закон состоит из 8 разделов и приложения из 30 таблиц.
Цель законодательного акта — обеспечение защиты имущества (государственного, муниципального и частного), а также самих жителей РФ от пожаров и их последствий. Действие регламента распространяется на объекты защиты, в том числе на здания и сооружения, а также на пожарно-техническую и иную продукцию. Положения документа должны использоваться не только при проектировании, но также при эксплуатации объектов защиты и при разработке технической документации.
Каждый раздел Закона по сути представляет собой технические требования пожарной безопасности по отношению к различным объектам защиты. Раздел 2, например, касается поселений и городских округов, Раздел 3 посвящен зданиям и сооружениям, Раздел 4 — производственным объектам, Раздел 5 — пожарной технике, Раздел 6 — продукции общего назначения.
Справка
Раздел 6 Закона № 123-ФЗ устанавливает правила пожаробезопасности в отношении веществ и материалов, в том числе — строительных, отделочных, текстильных и кожевенных. Кроме того, в Раздел 6 включены средства огнезащиты, строительные конструкции и инженерное оборудование, электротехническая продукция и электрооборудование.
Для производителей особенно важным является Раздел 7, в котором устанавливаются принципы и правила оценки соответствия объектов защиты, включенных в Закон № 123-ФЗ, требованиям пожарной безопасности. Оценка соответствия является обязательной процедурой и может проводиться в форме сертификации или декларирования. Без нее невозможно ввести в эксплуатацию ни одно здание или выпустить на рынок тот или иной товар, импортированный или произведенный в России, на который распространяется действие настоящего Федерального закона. По отношению к любой другой продукции, не включенной в перечни Закона № 123-ФЗ, оценка может проводиться добровольно для подтверждения пожаростойких качеств — наличие сертификата соответствия может стать весомым аргументом для покупателей данных изделий.
Оценка соответствия может включать в себя различные меры и порядок действий, в зависимости от применяемой схемы сертификации — аудит, испытания или экспертиза, приемка и ввод в эксплуатацию, производственный контроль и др. Законом установлены несколько схем сертификации, разделенных на категории. Первая категория применяется к серийно выпускаемой продукции (7 схем), вторая — к ограниченным партиям продукции (3 схемы).
При обозначении схем используются буквы С (сертификация) и Д (декларирование). Декларация пожарной безопасности составляется и подается для регистрации в аккредитованный орган по сертификации собственником продукции или помещения, в ней указываются меры пожарной безопасности, предпринятые заявителем (собственные доказательства). Пожарный сертификат оформляется аккредитованным органом по сертификации.
Важно
Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и являются единственными документами на территории России, подтверждающими безопасность продукции. Перечень продукции, подлежащей сертификации или декларированию в обязательном порядке при ее помещении под таможенные процедуры, изложен в постановлении Правительства РФ № 241 от 17 марта 2009 г. Он применяется с учетом Примечания, приведенного в конце документа.
Приведем краткую характеристику схем, применяемых к серийно выпускаемой продукции:
- 1д — декларация соответствия проводится на основе собственных доказательств заявителя.
- 2д — собственные доказательства и испытания в аккредитованной лаборатории.
- 3д — собственные доказательства, лабораторные испытания и сертификация системы качества на производстве.
- 2с — сертификация на основе анализа состояния производства и лабораторные испытания.
- 3с — лабораторные испытания и инспекционный контроль.
- 4с — анализ состояния производства, лабораторные испытания, инспекционный контроль.
- 5с — лабораторные испытания, сертификация системы качества на производстве, инспекционный контроль.
Например, схемы 2д, 3д и 5д, согласно статье 146 Закона № 123-ФЗ, применяются по выбору продавца или производителя к первичным средствам пожаротушения, строительным материалам, применяемым на путях эвакуации, пожарному инструменту, ковровым покрытиям и некоторым другим объектам защиты. Декларирование особенно актуально для компаний, чья продукция уже находится на таможне, так как декларация, в отличие от сертификата, может быть получена даже за 1 день.
В то же время для огнетушителей, средств индивидуальной защиты при пожаре, средств пожарной автоматики, оборудования и изделия для спасения людей и др. применяются схемы 2с, 3с, 4с, 5с и 6с на выбор производителя или продавца. Схема 3с применяется только для получения нового сертификата взамен старого на ранее сертифицированную продукцию. Сертификация проводится только аккредитованными органами. Положительное или отрицательное решение по заявке на проведение сертификации выносится в течение в 30 дней.
Кто отвечает за исполнение требований технического регламента о пожарной безопасности: а судьи кто?
Надзор за выполнением установленных требований по пожарной безопасности государственных органов, организаций и частных лиц осуществляет Государственная противопожарная служба МЧС России (ГПС МЧС РФ). Ранее МЧС также занималось аккредитацией испытательных лабораторий и органов сертификации, однако с 1 ноября 2011 года данную функцию осуществляет Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация). При этом нужно учитывать, что аккредитованные лаборатории и органы по сертификации несут ответственность за безопасность сертифицированной продукции наравне с производителями. В случае декларирования продукции вся ответственность за безопасность лежит на производителе. Росаккредитация также осуществляет регулярный инспекционный контроль органов по сертификации и лабораторий, ведет и публикует реестр данных организаций.
Ответственность за неисполнение требований 123-ФЗ
В главе 7 Федерального закона № 184-ФЗ обозначено, что ответственность за несоответствие продукции требованиям технических регламентов несет не только ее изготовитель, но также продавец. Если в результате нарушения требований был причинен вред физическим или юридическим лицам, то изготовитель или продавец обязаны возместить ущерб. Административная ответственность детализирована в КоАП РФ.
Если в техническую документацию на продукцию не включена обязательная информация о показателях пожароопасности, должностные лица могут подвергнуться штрафу от 15 000 до 20 000 рублей, а юридические лица — от 90 000 до 100 000 рублей.
В общих случаях при нарушении требований пожарной безопасности в статье 20.4 КоАП РФ установлены размеры штрафов: от 150 000 до 200 000 рублей — для юрлиц, от 6 000 до 15 000 рублей — для должностных лиц. Если в результате нарушения возник пожар и был нанесен легкий или средней тяжести вред здоровью человека, повреждено чужое имущество, штраф для должностных лиц составит 40 000–50 000 рублей, для юридических лиц — 350 000–400 000 рублей. Если результатом пожара стал тяжелый вред здоровью или смерть человека, юридическое лицо подвергается штрафу в размере 600 000–1 000 000 рублей. Но наиболее часто применяемая мера — приостановление деятельности фирмы на срок до 90 дней в соответствии со статьей 3.12 КоАП РФ.
В Уголовном кодексе РФ в статье 219 также прописана ответственность за нарушение правил пожарной безопасности. В частности, дознаватели ГПС имеют право открывать и расследовать уголовные дела, попадающие под действие данной статьи, в случае если был причинен тяжкий вред здоровью человека. Нарушение правил, повлекшее смерть человека, наказывается принудительными работами либо лишением свободы на срок до 5 лет с запретом на занятие определенными видами деятельности. В случае смерти двух и более лиц срок лишения свободы может достигнуть 7 лет.
Итак, независимо от того, какую схему подтверждения соответствия вы выбрали, следует обратиться за помощью в сертификационный центр, аккредитованный в области пожарной безопасности. Эксперты органа сертификации помогут не только правильно выбрать схему подтверждения соответствия, но и получить документ в кратчайшие сроки.
Источник: www.kp.ru
Технический регламент о требованиях пожарной безопасности
Современное строительство, где в основном стараются использовать негорючие материалы, не может гарантировать, что пожаров станет меньше. Но минимизировать последствия бедствий этого типа можно, если соблюдать нормативы и правила такого документа, как Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Этот законодательный акт также известен, как Федеральный закон РФ под номером 123. Или ФЗ-123. Он утвержден в 2008 году в июне месяце.
Назначение технического регламента
Основное назначение законодательства по пожарной безопасности – защита человека от последствий разного вида пожаров. А также сведение к минимуму самого бедствия. Но кроме этого в действующем ФЗ 123 о пожарной безопасности есть конкретные разделы и статьи, где описаны:
- главные принципы противопожарной безопасности, которые касаются строений разного вида и назначения;
- обязательные нормативы, на основе которых производят средства пожаротушения и системы оповещения о случившемся бедствии.
Но наиглавнейшая цель, поставленная ФЗ 123 техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности, это обеспечение зданий и сооружений (каждого) устройствами, который обезопасят людей и материальные ценности от возможного пожара. Плюс, создать условия быстрой эвакуации людей.
Поэтому необходимо отметить, что область действия этого нормативного документа связана с правилами возведения зданий и сооружений. При этом сам технический регламент начинают применять еще на стадии проектирования построек, во время создания проекта, связанного с реконструкцией, перестройкой, капитальным ремонтом домов.
Но и это еще не все. Технический регламент, а точнее его нормы, необходимо учитывать, когда ставиться задача разработки технической документации на какой-либо объект. Его используют, когда стоит задача о принятии нормативных актов, связанных каким-либо образом с одной из категорий пожарной безопасности.
Назначение регламента – спасение людей при пожарах и недопущение возгораний
Структура технического регламента
Этот законодательный документ состоит из восьми разделов, каждый из которых разделен на несколько глав. Такое количество разделов имеет под собой основу, в которой заключена определенная информация. То есть в каждом разделе содержится максимально полная информация по какому-то одному вопросу, касающегося пожарной безопасности.
Но первый раздел – это сборник общих терминов, принципов и определений, которые будут встречаться в техническом регламенте. Здесь же описана подробно классификация пожаров, а также обозначены их поражающие действия. Сразу надо сказать и о последнем разделе, в котором рассказывается о том, в каком году вступил в силу Федеральный закон №123, о его изменениях и дополнениях, а также о других нормативных актах и документах, связанных с пожарной безопасностью, плюс, иерархия последних.
Общие положения технического регламента
Остальные разделы – это подробная информация о требованиях, которые предъявляются зданиям и сооружениям разной этажности, помещениям разного назначения. Здесь имеется в виду промышленные объекты, жилые, административные, торговые, складские и прочие.
Несколько разделов посвящены пожарной технике, с помощью которой проводят борьбу с огнем, первичным средствам пожаротушения. Здесь описаны требования к ним, к их эксплуатации, хранению, испытаниям и ремонту.
В самом конце технического регламента несколько приложений в виде таблиц. Одна из таблиц ФЗ 123 определяет степень огнестойкости зданий. Другая помогает определить безопасное расстояние между строениями. Третья поможет рассчитать класс пожароопасности, предел огнестойкости. То есть в документе есть большое количество таблиц, которые необходимы при определении пожарной безопасности того или иного здания с учетом его технических и размерных характеристик.
Рассмотрим несколько разделов, чтобы было понятно в общих чертах, о чем написано в ФЗ 123 техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности (2019 года редакции).
В видео рассказывается о том, какие изменения внесены в новую редакцию ФЗ 123:
Классификация пожаров
Технический регламент делит пожары на 6 классов. Вот их перечень:
- первый, обозначаемые буквой «А» латинского алфавита, обозначает, что горят твердые материалы;
- класс «В» — горят жидкости или расплавленные материалы;
- «С» — воспламеняются горючие газы или пары;
- «D» — сюда относятся бедствия, в котором горят металлические конструкции и изделия (пожары этого типа выделили в отдельный класс, хотя металлы относятся к твердым материалам);
- «Е» — это ситуации, в которых горят электрические установки;
- «F» — это ситуации особо опасного типа, в процессе которых выделяются радиоактивные вещества.
Требования пожарной безопасности, которые регламентируют Федеральный Закон №123, это в первую очередь последствия пожара, а также поражающие факторы, которые сопутствуют этому бедствию. То есть закон определяет, что может произойти, если начался пожар. К примеру, взрыв горючих жидкостей, находящихся в резервуарах. Или взрыв горючего газа.
Произошел ли выброс радиоактивных или токсичных веществ. Распространились ли ядовитые газы и прочее. То есть факторов на самом деле немало, поэтому в регламенте четко расписаны требования к пожарной безопасности объектов. А так как последних немало, то в законодательном документе последствиям выделена целая глава.
Взрыв при пожаре
Показатели опасности
Для чего необходимы параметры пожароопасности? Для того чтобы оценить ситуацию, возникшую на пожаре. К примеру, какие материалы горят, их агрегатное состояние, конструктивные особенности здания и прочее. Соответственно с помощью показателей опасности принимаются решения, как тушить очаг возгорания.
Поэтому в ФЗ №123 все вещества по степени горючести подразделяются на три категории:
- негорючие;
- трудногорючие, то есть те материалы, которые не могут гореть, если нет источника горения;
- горючие, которые могут самовозгораться и гореть, если источник горения отсутствует.
В эту классификацию входят и жидкости, но у них есть дополнительно свое разделение на легковоспламеняющиеся и опасные. Последние – это не сами жидкости, а их пары, которые могут воспламениться при достаточно низких температурах.
Внимание! Степень огнестойкости зданий и сооружений (таблица ФЗ 123) определяется на основании показателей опасности материалов и веществ, из которых эти строения возведены, или материалы и продукция хранятся в них.
Причины возгорания горючих материалов
Требования к расположению зданий
Одно из важных требований пожарной безопасности – расстояние между постройками. Поэтому в техническом регламенте эти расстояния обозначены в таблицах. Их несколько. То есть в каждой учитываются показателю с учетом назначение строений. К примеру, расстояния между жилыми домами, складами, промышленными объектами и прочее.
При этом расстояния зависят от степени огнестойкости материалов, из которых здания возводятся.
Внимание! В техническом регламенте четко оговорено, что расстояния берутся не от стен строений, а от выступающих конструкций. К примеру, от козырьков, карнизов, балконов и прочих, длина выступа которые не меньше 1 м.
Здесь же указаны расстояния от домов до лесов и лесопарков:
- минимальное расстояние – 50 м, если в поселении строения не ниже двух этажей;
- 15 м, если дома одно- или двухэтажные.
Конечно, большой пожар преодолеет любые расстояния и преграды. И огонь сложно остановить. Но эти расстояния дают возможность эвакуироваться и спасти хотя бы что-то из своего имущества. Поэтому нормативы и требования из технического регламента нельзя изменять самостоятельно застройщиками. Если изменения все же были внесены, то такую постройку не примут в эксплуатацию.
Жить в ней можно, но документы на объект не будут выданы.
Противопожарные расстояния между зданиями
Требования и правила эксплуатации пожарной техники
Наличие систем оповещения – главное требование. Такие системы устанавливают сегодня везде. Это норма. На производственных объектах и складах дополнительно устанавливаются системы обнаружения очагов возгорания и их тушение.
В техническом регламенте четко определены нормативы и требования, которым техника должна соответствовать. Поэтому еще на стадии проектирования зданий и сооружения точно подбираются все виды устройств противопожарной безопасности.
Заключение по теме
В конце необходимо отметить, что в законе строго прописано, что каждый объект должен пройти оценку на пожарную безопасность. Это процедура добровольная, когда дело касается частного домостроения, и принудительная во всех остальных случаях. Но формы оценки могут отличаться друг от друга. И это также прописано в ФЗ 123.
Источник: pozharanet.com