Выполняемые строительными компаниями работы должны соответствовать требованиям технических регламентов и проектной документации. При проведении государственного строительного надзора выявляются и пресекаются допускаемые застройщиком нарушения. О том, как проводятся проверки, — в нашей статье.
Какие объекты подлежат проверке
Государственный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе либо является типовой проектной документацией или ее модификацией (подп. 1 п. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ).
Государственная экспертиза проектной документации, согласно статье 49 Градостроительного кодекса РФ, не проводится, в частности:
— для жилых домов, высотой менее трех этажей (индивидуальных или блочных);
— для отдельно стоящих зданий высотой не более двух этажей и площадью не более 1500 квадратных метров, не предназначенных для жилья и производственной деятельности (за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов);
Получено разрешение на строительство газопровода и газораспределительной станции в Питкяранте
— для объектов, не требующих получения разрешения на строительство.
Следовательно, на указанных объектах (при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте) государственный строительный надзор не проводится.
В то же время следует отметить, что не контролируется строительство индивидуальных жилых домов, высота которых не превышает трех этажей, только в том случае если они возводятся не по типовой проектной документации или ее модификации. Такое уточнение в подпункт «а» пункта 2 Положения, утвержденного постановлением № 54, внесено определением Верховного суда РФ от 8 июля 2008 г. № КАС08-309.
Контролирующие органы
В зависимости от статуса проверяемого объекта государственный строительный надзор осуществляется либо уполномоченными федеральными органами (Росатомом, Минобороны России), либо региональными органами исполнительной власти.
Так, федеральные органы проверяют ведение строительных работ на атомных объектах, линиях связи, объектах, сведения о которых составляют государственную тайну, опасных и особо опасных, а также технически сложных и уникальных объектах, на объектах военной инфраструктуры Вооруженных сил РФ и т. д. (п. 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 54). Все другие объекты контролируют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ.
Порядок проведения проверок
Для всех уполномоченных органов (как федеральных, так и региональных) приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. № 1129 утвержден единый порядок проведения проверок. Расскажем о нем подробнее. Контроль ведется с даты получения органом государственного строительного надзора извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного (реконструированного, отремонтированного) объекта капитального строительства установленным требованиям.
Осуществление государственного строительного надзора за построенными и сданными в эксплуатацию объектами законодательством не предусмотрено (см. постановление ФАС Дальневосточного округа от 28 апреля 2008 г. № Ф03-А51/08-2/1216).
Структура РСЧС. Видеоурок по ОБЖ 9 класс
Форма контроля — проверки. Они проводятся должностными лицами органа госстройнадзора на основании соответствующего распоряжения (приказа).
Все документы, составленные либо полученные при осуществлении государственного строительного надзора, подлежат включению в дело, формируемое уполномоченным органом.
КОГДА ЖДАТЬ ПРОВЕРЯЮЩИХ
Проверки осуществляются в соответствии с программой проверок, а также в следующих случаях:
— при получении извещения от застройщика (заказчика) о сроках завершения работ, которые подлежат проверке;
— при получении извещений от застройщика (заказчика) о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства;
— при обращениях граждан и юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления и др.
ПРОГРАММА ПРОВЕРКИ
Получив извещение о начале работ, контролирующий орган в течение семи рабочих дней должен разработать программу проведения проверок по данному объекту. В ней указываются следующие сведения:
— наименование работ, подлежащих проверке, определяемых в соответствии с проектом организации строительства;
— предмет и примерная дата проведения каждой проверки;
— ориентировочные затраты времени на проведение каждой проверки;
— иные сведения, необходимые для проведения проверок.
Программа составляется в двух экземплярах: первый остается в деле органа госстройнадзора, второй — направляется (вручается) застройщику или заказчику.
ЧТО ПРОВЕРЯЮТ
Предметом контроля является соответствие выполняемых строительных работ установленным требованиям и проектной документации.
При строительстве проверяют соблюдение требований по подготовке земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.
При реконструкции — соблюдение требований по подготовке объекта для реконструкции, выполнению работ по усилению или монтажу фундамента и конструкций подземной и надземной частей, изменению параметров объекта капитального строительства, его частей и качества инженерно-технического обеспечения.
При капитальном ремонте — соблюдение требований к выполнению работ по подготовке объекта для ремонта, ремонтно-восстановительных работ, включая работы по усилению фундамента и замене конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения, инженерных систем и оборудования.
КАК ПРОВЕРЯЮТ
Полномочия проверяющих определены в пункте 24 Положения, утвержденного постановлением № 54.
Основные права — это беспрепятственный доступ к объектам во время исполнения служебных обязанностей и совершение необходимых для проведения проверки действий.
Так, в ходе проверки должностное лицо:
— рассматривает представленные компанией, ведущей строительство, документы, связанные с выполнением работ (включая отдельные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения), а также применением строительных материалов или изделий;
— проводит визуальный осмотр выполненных работ и примененных строительных материалов;
— оформляет результаты проведенной проверки;
— осуществляет действия, направленные на привлечение к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения.
Оформление результатов проверок
Проверки, проводимые в процессе выполнения строительных работ, в случае обнаружения нарушений заканчиваются составлением акта, который является основанием для выдачи организации предписания об их устранении.
В акте указываются: вид нарушения, ссылка на документы (нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию), требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. В порядке, установленном определенном законодательством РФ, работы могут быть приостановлены на указанный срок (п. 6 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ).
Акт и предписание выписываются в двух экземплярах. К акту прилагаются составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы (при их наличии). Первые экземпляры акта и предписания, а также копии указанных документов передаются заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто несет ответственность за допущенные нарушения). Вторые экземпляры всех этих документов остаются в деле органа государственного строительного надзора.
В отсутствие нарушений результаты проверки заносятся проверяющим в общий или специальный журнал.
Порядок устранения нарушений
Об устранении нарушений компания обязана известить орган госстройнадзора. Если строительная организация не устранит в установленный срок предписание, она может быть привлечена к административной ответственности.
Пример тому постановление ФАС Московского округа от 12 февраля 2008 г. № КА-А40/139-08. Главгосстройнадзор Московской области вынес в отношении строительной организации предписание о необходимости представления в установленный срок сертификатов соответствия и паспорта на применяемые при выполнении отделочных работ на объекте строительных материалов — дверных блоков, мраморных плит, изделий для облицовки парадной лестницы и др. В установленный срок организация не представила требуемые документы.
По факту неисполнения предписания Главгосстройнадзор Московской области составил протокол и обратился в суд с заявлением о привлечении организации к административной ответственности. Рассматривая заявленное требование, судьи признали доказанным факт невыполнения в установленный срок предписания административного органа, в связи с чем организация была привлечена к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 50 000 руб. Но есть и примеры судебных решений, в которых арбитры поддерживают организации.
Так, Управлением госстройнадзора департамента градостроительства администрации Приморского края была проведена проверка строительства жилого дома.
По ее результатам составлен акт, которым установлен факт проведения строительных работ по проектной документации, не имеющей положительного заключения государственной экспертизы проекта. Кроме того, на объекте отсутствовал информационный щит. Управлением госстройнадзора было вынесено предписание, которым организации предлагалось устранить допущенные нарушения.
По мнению чиновников, предписание не исполнено в установленный срок. Поэтому был составлен протокол по факту совершения правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Материалы проверки и заявление департамента о привлечении организации к административной ответственности были направлены в арбитражный суд.
Однако судьи с чиновниками госстройнадзора не согласились. Дело в том, что в соответствии с частью 3 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации объектов капитального строительства, уже получившей положительное заключение госэкспертизы и применяемой повторно. А проект строящегося дома полностью повторял уже введенный в эксплуатацию аналогичный объект.
Кроме того, организацией принимались меры по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки. Так, согласно договору был сделан заказ на изготовление информационного щита установленного образца.
При таких обстоятельствах судьи пришли к выводу о том, что организация принимала все зависящие от нее меры, направленные на выполнение предписаний департамента по результатам проверки.
Итоговые проверки
После завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится итоговая проверка. Она назначается в течение семи рабочих дней после получения от застройщика или заказчика извещения об окончании строительства (реконструкции, капитального ремонта).
При проведении проверки соблюдается общий порядок, но с учетом следующих особенностей:
— визуально осматривается весь объект (в полном объеме);
— проверке подлежат все акты (предписания, извещения) об устранении нарушений (недостатков), выявленных при осуществлении государственного строительного надзора и проведении строительного контроля.
О НАЧАЛЕ СТРОИТЕЛЬСТВА НУЖНО СООБЩИТЬ
Если для планируемых работ предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства должен направить в уполномоченный орган извещение о начале таких работ (п. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ).
Кроме того, обязательно требуется сообщать об изменении сроков окончания работ и о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.
Источник www.klerk.ruГосударственный архитектурно-строительный надзор (гасн)
Это подразделение федеральной структуры, действующий на территории муниципального образования.
Обязанности ГАСН – следить за качеством строительства и выполнением СНиПОВ.
ГАСН это служба двойного подчинения. ГАСН работает в контакте с главным архитектором города и начальник этой службы назначается обычно по согласованию с главным архитектором.
Во многих городах вместо УКСов задачу комплексного развития территорий берут на себя компании-девелоперы.
Девелопмент – это выполнение строительных, инженерных и других работ или осуществление иных материальных изменений в использовании зданий или участков земли. Это вид профессиональной деятельности, который возможен только в условиях рыночных отношений.
Суть девелопмента состоит в управлении инвестиционным проектом в сфере недвижимости:
— выбор экономически эффективного проекта
— получение всех необходимых разрешений на реализацию этого проекта от органов власти
-определение условий привлечения инвестиций, разработка форм их возврата
-поиск и привлечение инвестиций
— отбор подрядчиков, финансирующих их деятельность и контроль за их работой
— реализация создания объекта недвижимости и передача его в эксплуатацию.
Компания-девелопер часто создается в форме консорциума финансовых структур, которой передаются финансовые средства, права на застройку и проект.
Городское хозяйство
Жилищно-коммунальная сфера – многоотраслевой комплекс, включающий в себя автономные, но взаимозависимые предприятия и организации, чья деятельность связана с удовлетворением потребностей населения в жилищных и коммунальных услугах.
Производственная структура ЖКХ состоит из 4 подотраслей:
Предприятия коммунального хозяйства (ресурсоснабжения) являются на местных рынках естественными монополистами. В коммунальном хозяйстве имеют место высокие входные барьеры. Т.к. предприятия ресурсоснабжения являются естественными монополиями, то необходим контроль за ценами на услуги. В РФ это осуществляется путем прямого регулирования тарифов, коммунальных организаций региональной энергетической комиссией, региональными и местными властями.
Особенности коммунального хозяйства:
1) Большая часть выработки электроэнергии осуществляется на предприятиях, входящих в состав РАО ЕС (АС – госцентр РОСЭНЕРГОАТОМ). В каждом регионе созданы свои АО ЭНЕРГО, которые снабжают центры энергией и продают ее муниципалитетам. Последние доводят электроэнергию до потребителей, определенным образом изменяя ее физические параметры.
2) По аналогичной схеме осуществляют газоснабжение городов. Монополист – ГАЗПРОМ.
3) Водоснабжение. Любое предприятие водоснабжения перекачивает воду из поверхностных или подземных вод потребителям, и от потребителей обратно в поверхностные источники, осуществляя одновременно чистку воды (предприятие несет значительные энергозатраты). В таких условиях оказание услуг по водоснабжению и водоотведению наиболее эффективно в условиях естественной монополии – единой городской водоснабжающей организации( Горводоканал)
4) теплоснабжающие организации нагревают до нужной температуры воду и подают ее в отопительные сети и сети городского водопользования. ( затраты на энергосистемы, воду достигают до 70 % от всех затрат)
В такой отрасли естественная монополия возникает только при централизованной системе водоснабжения. Это означает, что жилые районы и города отапливаются и ….
При децентрализованном теплоснабжении доставка тепла осуществляется от локальных котельных, рассчитанных на обслуживание одного или нескольких домов.
Преимущества централизованного теплоснабжения – максимальная выгода от эффекта масштаба, но потери тепла в магистральных трассах.
Теплоснабжающие же организации нагревают до нужной температуры воду и подают ее в отопительные сети и сети горячего водоснабжения (при этом затраты на энергоносители и воду могут доходить до 75% всех затрат, понесенных организацией). В данной подотрасли естественная монополия возникает только при централизованной системе теплоснабжения.
Это означает, что жилые районы и целые города отапливаются и получают горячую воду от одной крупной котельной. При децентрализованном теплоснабжении доставка тепла может осуществляться от локальных котельных, рассчитанных на обслуживание как одного, так и нескольких расположенных рядом домов. Основным преимуществом централизованного теплоснабжения является максимальная выгода от эффекта масштаба. Однако потери тепла в магистральных трассах оказываются весьма существенными. В свою очередь, при децентрализованном теплоснабжении увеличивается расход топлива на единицу произведенного тепла, но минимизируются потери тепла в сетях.
Преобладание той или иной системы теплоснабжения зависит, в первую очередь, от типа расселения на данной территории. В городах, где компактно проживает относительно «большое количество людей и преобладает многоквартирная застройка, достигается существенная экономия от эффекта масштаба, а потери тепла в сетях незначительны по сравнению с объемом производства тепловой энергии. Если же плотность населения невелика, а тепловая нагрузка оказывается рассредоточена на большой площади (например, в сельской местности или городах — мегаполисах с разнотипной застройкой), то централизованное теплоснабжение оказывается невыгодным, поскольку потери тепла при передаче его на большие расстояния перекрывают выгоду от эффекта масштаба.
Из-за недостаточного финансирования, физического износа основных фондов организации ЖКХ большинства регионов России работают не в эксплуатационном, а в аварийно-восстановительном режиме. В сложившихся условиях вполне реален крупномасштабный инфраструктурный кризис, связанный с массовыми авариями на объектах ЖКХ.
Источник studfile.netГосударственный строительный надзор
Государственный строительный надзор – деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных в соответствии с настоящим Кодексом на проведение государственного строительного надзора (далее – органы государственного строительного надзора), по проверке выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе проектной документации, работ на их соответствие проектной документации, техническим регламентам в части обеспечения прочности, устойчивости, эксплуатационной надежности данных объектов.
[Градостроительный кодекс РФ ст.1 п.30]
Государственный строительный надзор – проверка соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации осуществляемая уполномоченными органами исполнительной федеральной власти.
[Строительный контроль. Методическое пособие. Под редакцией В.С. Котельникова. М.2010 г.]
Рубрика термина: Экономика
Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов. — Калининград . Под редакцией Ложкина В.П. . 2015-2016 .
Полезное
Смотреть что такое «Государственный строительный надзор» в других словарях:
Строительный инжиниринг — Строительный инжиниринг инжиниринг в строительной отрасли, инженерное обеспечение строительства, охватывающее все фазы реализации инвестиционно строительных проектов: проектирование, строительство, эксплуатацию объектов. В более узком… … Википедия
Московский государственный университет путей сообщения — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
архитектурно-строительный контроль и надзор — строит. вид государственного контроля за использованием и охранной земель в городах и других поселениях. Соответствующие органы по архитектуре и градостроительству осуществляют государственный контроль за: соблюдением осуществления всех видов… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
Оценивание градостроительной, транспортной и жилищной политики — Основная статья: Оценка программ Для жизненного цикла политик и программ оценка и мониторинг стали практически неотъемлемыми элементами. В общем, оценка государственных программ это совокупность социологических, экономических и правовых… … Википедия
Оценивание градостроительной — Оценивание градостроительной, транспортной и жилищной политики Основная статья: Оценка программ Для жизненного цикла политик и программ оценка и мониторинг стали практически неотъемлемыми элементами. В общем, оценка государственных программ … Википедия
Строительство — Запрос «Стройка» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Небоскрёб Бурдж Халифа в период строительства (2007 год) Строительство возведение зда … Википедия
Экономика — – способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления; наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности. [Липсиц И. В. Экономика. Книга 1. М., 2000 г,302 стр.]… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Индустрия — (Industry) Индустрия это важнейшая отрасль народного хозяйства Индустрия красоты, туризма, развитие строительной, гостиничной, игровой индустрии Содержание >>>>>>>>>>>>>>> Индустрия (In … Энциклопедия инвестора
Знак ранения — (Знак числа ранений)[1] отличительный наградной знак (нагрудный знак и не только) военнослужащих ВС России (Русской Армии и Флота, Вооружённых Сил СССР (ВС СССР)), получивших ранения на фронтах Великой войны, Великой Отечественной войны и… … Википедия
Комитет государственного строительного надзора города Москвы — (далее Комитет) является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственный строительный надзор, выдачу разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию при строительстве, реконструкции объектов… … Официальная терминология
Источник construction_materials.academic.ru