Где началось строительство российского флота

Морским судам быть

Известные всем «потешные» полки Петра I были не только сухопутными, они же стали прообразом будущего флота, которым так гордился царь и который так нужен был стране. Сегодня мы постараемся рассказать о первых шагах русского флота, и о том, как он создавался.

«Дедушка русского флота»

Россия вступала в XVIII век в сложной внешнеполитической ситуации. Вражда с западным соседом – Польшей, с северо-запада – Швецией, Турцией на юге отнимала у государства много сил и средств. Экономика была не в лучшем состоянии. В целом России требовались реформы и модернизация.

Требовалось получить и выход к Черному и Балтийскому морям для упрощения торговли, потому что на тот момент единственным надежным торговым портом был северный Архангельск, до которого добраться было несоизмеримо сложнее. Все эти задачи предстояло решить молодому царю Петру I, возглавившему страну в 1689 году.

Строительство первого российского флота

Морским судам быть

Петр I на верфях. Источник: http://forum-region.ru

Пристрастие к флоту было у Петра с детства. В детстве его очень привлекали разнообразные технические новинки, к примеру, астролябия. А знаменитый ботик, найденный царем в сарае Н. И. Романова, стал знаменитым «дедушкой русского флота», на котором Петр I лично постиг все азы мореходства.

Сам царь описывал свои эмоции от найденного ботика так: «Случилось нам (в мае 1688 г.) быть в Измайлове, на льняном дворе и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей из дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил Франца (прим. Тиммермана – голландского учителя Петра), что это за судно? Он сказал, что это бот английский.

Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораблях – для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно».

Морским судам быть

Петр I и Франц Лефорт. Источник: https://maxpark.com

Именно после катания на ботике по Плещееву озеру царь стал вынашивать планы по созданию мощного флота. В то время все передовые страны уже обзавелись военными флотами, и России предстояло сделать большой рывок, чтобы качественно и количественно сравняться с соперниками на море. А после визита в Архангельск, где царь увидел большие и хорошо вооруженные голландские и английские суда, посетил их и сам, впервые ходил по Белому морю, вопрос считался решённым. Один корабль заказали в Англии, два под руководством Франца Лефорта – будущего первого адмирала русского флота заложили сами. А царь отправился обратно на Плещеево озеро руководить строительством новых кораблей лично.

Краткая история РОССИЙСКОГО ФЛОТА

Морским судам быть

Потешная флотилия, спущенная на воду Плещеева озера в мае 1692 года, стала прообразом русского флота. Однако таких кораблей было недостаточно. Сохранившийся ботик «Фортуна» показывает, что на таких кораблях вполне можно ходить по морю, но вот для боев они совсем не подходят.

Морским судам быть

Строительство русских кораблей. Источник: https://russian.rt.com

Неудачный поход на крепость Азов в 1695 году также показал необходимость иметь мощный флот. Дело в том, что турки снабжали крепость морем, пользуясь своим полным господством на Черном море. А «Священная лига» – антитурецкий союз, к которому Россия присоединилась ещё до Петра (при царевне Софье), требовала от России активных действий.

Читайте также:  Что такое коммуникационный канал в строительстве

Следующий поход царь продумал уже значительно внимательнее. Особенное внимание было уделено созданию военно-морского флота, чтобы не допустить турецкие корабли до крепости. Петр I велел заложить 1300 стругов (крупных весельных лодок), 300 лодок поменьше и 100 плотов для перевозки войск и припасов. Но главной силой русской армии стали 22 галеры, 4 брандера, 3 фрегата и 2 галеаса, сделанных по голландскому образцу. Сбор войск у Воронежа занял почти год, тогда же на месте было учреждено адмиралтейство и цейхгауз.

Морским судам быть

Галера «Принципиум». Источник: http://yacht-radio.com

В мае 1696 года русский флот появился у Азова во второй раз. Царь лично вёл суда на галере «Принципиум». На этот раз крепость обложили с моря и суши, были созданы штурмовые батареи орудий, войска штурмовали крепость с суши и с моря, на стругах. А русский флот надежно прикрыл лодочные десанты и воспрепятствовал турецким попыткам деблокировать крепость с моря.

В ходе кровопролитного боя считавшаяся ранее неприступной крепость Азов была взята. Россия получила выход к Азовскому, а значит, и к Черному морю. Победа наглядно продемонстрировала необходимость иметь мощный и современный военно-морской флот. 20 октября боярская дума постановила: «Морским судам быть». Эту дату принято считать днем рождения русского флота.

Божье провидение

Завершающим этапом становления русского флота стал период закрепления на Азовском море. Заложенный к 1698 году город Таганрог и Воронеж продолжали исправно производить корабли. Но это были суда уже иного качества. В 1697-1698 годах царь посетил Европу в составе Великого посольства, где лично участвовал в строительстве корабля «Пётр и Павел».

Многие русские корабелы обучились всем тонкостям строительства боевых кораблей, теперь Россия могла создавать суда всех известных тогда типов своими силами. А организованные на юге России «кумпанства» (компании) коммерчески вносили свою лепту в строительство судов. В ноябре 1698 года Петром I был заложен 58-пушечный корабль «Гото Предестинация» («Божье провидение»).

Это был действительно принципиально новый, мощный и тяжелый боевой корабль. Длина его киля составила 130 футов (почти 40 метров), а ширина – 33 фута (10 метров). Уже через два года первый русский линейный корабль был спущен на воду, его уникальная конструкция хоть и была заимствована с английских образцов, царь лично внес изменения в киль. Осадка линкора была уменьшена, он легко ходил по мелководью, а двойное дно защищало от течи в случае удара о грунт.

Морским судам быть

Линейный корабль «Гото Предестинация». Источник: http://armedman.ru

Вслед за ним были заложены ещё два линейных корабля – «Черепаха» и «Великий галеас». Их постройкой еще руководили иностранцы, так как проекты линкоров были ещё слишком сложны. К 1700 году в России уже воспитали ряд корабельных мастеров, таких как Скляев, Верещагин, Салтыков, Михайлов, Попов, Пальчиков, Тучков, Немцов, Бородин, Кознец.

России предстояла война со Швецией, и Петр I, обеспечив свой южный фланг, обратил взор на Балтику. Огромный и неоценимо важный опыт, полученный при строительстве Азовского флота, стал огромным заделом, который помог обеспечить победу нашей стране в долгой и трудной Северной войне со шведами. На Балтийском море русский флот сделал ещё больший шаг вперед. Несмотря на поражение и Прутский мир 1711 года с Турцией, по которому Азовский флот уничтожался, Россия стала военно-морской державой, великой державой. И последующие победы русского флота, и его славная история, стали наглядным тому подтверждением.

Источник: histrf.ru

Где началось строительство российского флота

Шапка проекта Морская держава - РИА Новости, 1920, 11.02.2021

Наводящий ужас на противников легендарный российский флот берет свое начало буквально из детского увлечения. По сути, толчок строительству кораблей в стране. РИА Новости, 23.02.2021

Читайте также:  Как правильно укладывать в строительство дома

МОСКВА, 23 фев — РИА Новости. Наводящий ужас на противников легендарный российский флот берет свое начало буквально из детского увлечения. По сути, толчок строительству кораблей в стране дала случайная находка в амбаре. Юный Петр I обнаружил в загородном дворце в Измайлово «судно некое иностранное».

Находка заинтересовала мальчика, и он сразу же захотел узнать о ней больше, а еще лучше – лично испытать диковинную игрушку. Учитель Петра I, Франц Тиммерман, преподававший ему геометрию и фортификацию, оказался сведущим и в морском деле, он объяснил будущему императору, что это «бот аглинской», который может плыть не только по ветру, но и против ветра.

Находка требовала починки, и именно с работы над этим старым суденышком началось увлечение Петра кораблестроением. «Сначала это были поездки по Яузе, затем на Просяном пруде в Измайлово, а потом на Плещеевом озере у Переславля-Залесского. Там, под руководством голландского кораблестроителя Карстена Бранта, были построены два фрегата и три яхты», – рассказала доктор исторических наук Наталья Кривова.Петр I придавал этой потешной флотилии очень большое значение.

Но час потехи прошел, и пришел черед настоящего дела. А именно – создания морского флота. Справедливости ради стоит отметить, что на Руси существовало судостроение и прежде. Так, сохранились сведения о походах русских князей по Черному морю еще в IХ–Х веках. А в ХVII веке развивалось мореплавание в Северном Ледовитом океане.

При этом речные пути были едва ли не основными транспортными артериями Древней Руси. Официально начало отечественного государственного судостроения было оформлено при Алексее Михайловиче, отце Петра. Он подписал указ о строительстве в селе Дединово первого военного фрегата «Орел», тем самым заявив о морских устремлениях России.

Именно над ним впервые подняли бело-сине-красный флаг, корабельный триколор, ставший прародителем нынешнего государственного флага. Первый, пошел!Однако, несмотря на то что судостроение существовало и ранее, официальной датой появления российского флота считается 30 (20 по старому стилю) октября 1696 года.

Тогда Боярская дума по предложению Петра I приняла решение о создании регулярного военного флота «Морским судам быть».Оно имело в полном смысле программный характер. В документе указывались ресурсы и сроки строительства, количество судов, которые должны были быть применены при штурме турецкой крепости Азов, запиравшей устье Дона и закрывавшей выход в Азовское и Каспийское моря.Но еще до этого, в 1693 году, побывав в Архангельске, Петр впервые вышел в море, изучил стоящие на Двине купеческие корабли.

И там же заложил свою первую серьезную верфь – Соломбальскую (ныне старейшее судостроительное предприятие России «Красная кузница»). С началом войны со Швецией он приступил к строительству новых судов поближе к Неве и Ладожскому озеру, основал две верфи – Олонецкую, что на реке Свирь, и еще одну на реке Сясь.А на следующий год после основания Санкт-Петербурга, в ноябре 1704 года, на левом берегу Большой Невы начали строить Адмиралтейские верфи.

И к весне 1706 года на воду было спущено первое судно. Эта верфь, задуманная Петром, работает и по сей день.Без кораблей и судов отечественной постройки Россия не получила бы свободный выход к морю и не стала бы морской державой. Российский флот строился с учетом лучших достижений европейского судостроения.

Сам Петр вместе с дворянами, участниками Великого посольства 1697 года, работал на верфи Ост-Индской компании в Амстердаме. Затем император примерно три месяца изучал корабельную науку в Англии. Иностранных специалистов нанимали сотнями, да и российских дворян посылали в европейские страны – от Венеции до Англии и Голландии.

Читайте также:  Как взять ипотечный кредит на строительство

Воронеж – центр судостроенияОдним из главных центров строительства кораблей стал Воронеж. Разумеется, место было выбрано не случайно. Этот город, основанный в конце XVI века, находился на берегу одноименной реки, неподалеку от ее впадения в Дон, который, в свою очередь, впадает в Азовское море. Это был самый короткий путь до турецкой крепости Азов.

Географическое положение города позволило обеспечить доставку оснастки судов, которую изготавливали в Преображенском, на Яузе. По речным путям привозили качественную древесину, канаты, парусину, другие материалы для строительства судов.

По указу Петра именно здесь было создано первое в России Адмиралтейство и при нем навигатская школа, где учились будущие моряки и кораблестроители. Здесь же впервые был поднят Андреевский флаг.

Строительство Азовской флотилии стало первым успешным государственно значимым проектом молодого Петра I. При этом создание флота вызвало целый ряд других задач – от подготовки кадров для флота, появления навигатских школ в Воронеже и Москве, поездок дворян за границу для обучения морскому делу до строительства металлургических заводов на Урале.Имперские амбицииЗначение собственного флота в те времена сложно переоценить. Тогда господство на море обеспечивало статус империи.

На морской силе держалось могущество многих государств, например Великобритании. России срочно нужно было догонять ведущие державы. А отставание к тому моменту уже накопилось приличное.Тому, что европейские страны вырвались вперед в области судостроения, есть вполне логичное объяснение.

С момента образования единого Российского государства во второй половине ХV века главным направлением территориального развития страны стало движение на восток. Тогда в состав страны вошел полностью весь бассейн Волги, Урал и Зауралье, Сибирь. Это движение на восток не требовало появления и развития морского флота.

Но со временем становление России как европейской державы с неизбежностью требовало выхода к Балтике и к Черному морю, а это, в свою очередь, ставило задачу создания современного флота, причем прежде всего военного. С того времени, как Россия создала военно-морской флот, появилась возможность обезопасить торговые морские пути, развивать новые порты и прежде всего Петербургский.

Благодаря новому порту удалость продлить срок навигации. Кроме того, путь из Петербурга в европейские порты был существенно короче и безопаснее, чем путь из Архангельска. В 1725 году в город на Неве прибыло 450 иностранных кораблей. Таким образом, город, сотворенный Петром, стал не только политическим, но и международным экономическим центром.

Флот Петра навсегдаНе только создать, сохранить, но и передать потомкам – еще одна важная задача, стоявшая перед российским правителем. Петр I как никто другой из его современников понимал историческое значение отечественного флота. В 1722 году, побывав в Переславле-Залесском, Петр приказал местным воеводам «беречь остатки кораблей, яхт и галер».

Эти корабли, галеры, боты сохранялись там до 1783 года, когда пожар уничтожил большую часть потешного флота. В начале ХIХ века по инициативе владимирского губернатора Ивана Долгорукова бот «Фортуна», единственное сохранившееся судно переславской флотилии, был перенесен в специально выстроенное каменное здание – Ботный двор на берегу Плещеева озера. Уже в 2014 году в Воронеже был воссоздан по чертежам петровского времени линейный корабль «Гото Предестинация», который стоит напротив Адмиралтейской площади в Воронеже.Знаменитый ботик, найденный в измайловском амбаре, был особым «любимцем» Петра. Его не раз торжественно чествовали. А в 1723 году он был доставлен в Петропавловскую крепость на вечное хранение.

Источник: ria.ru

Рейтинг
Загрузка ...