Прогнозный индекс цен в строительстве это

Прогнозные индексы
цен в строительстве

Cреднегодовые прогнозные индексы цен в строительстве устанавливаются Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь на основании подпункта 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 361 и подпункта 6.1 пункта 6 Положения о Министерстве экономики Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 967.

Прогнозные среднегодовые индексы цен в строительстве применялись до 01.04.2016 при корректировке стоимости работ (услуг), приходящейся на 1 человеко-день работы исполнителя 14-го разряда, принимаемой в расчет базовой и общей стоимости работ (услуг), на срок, требуемый для разработки проектной документации, в соответствии с п. 33 Методических указаний.

Год Значение индекса Утверждающий документ
2024 1,075 Постановление Минэкономики № 3 от 17.03.2022
2023 1,082 Постановление Минэкономики № 3 от 17.03.2022
1,063 Постановление Минэкономики № 6 от 29.03.2021
2022 1,150 Постановление Минэкономики № 3 от 17.03.2022
1,068 Постановление Минэкономики № 6 от 29.03.2021
1,061 Постановление Минэкономики № 3 от 20.03.2020
2021 1,083 Постановление Минэкономики № 6 от 29.03.2021
1,065 Постановление Минэкономики № 3 от 20.03.2020
1,058 Постановление Минэкономики №6 от 15.03.2019
2020 1,075 Постановление Минэкономики № 3 от 20.03.2020
1,061 Постановление Минэкономики №6 от 15.03.2019
1,068 Постановление Минэкономики №28 от 29.12.2017
2019 1,073 Постановление Минэкономики №28 от 29.12.2017
1,079 Постановление Минэкономики №73 от 22.12.2016
2018 1,088 Постановление Минэкономики №73 от 22.12.2016
1,082 Постановление Минэкономики №72 от 28.12.2015
2017 1,101 Постановление Минэкономики №72 от 28.12.2015
1,084 Постановление Минэкономики №92 от 12.12.2014
2016 1,090 Постановление Минэкономики №72 от 28.12.2015
1,087 Постановление Минэкономики №92 от 12.12.2014
1,074 Постановление Минэкономики №98 от 27.12.2013
2015 1,089 Постановление Минэкономики №98 от 27.12.2013
2014 1,108 Постановление Минэкономики №98 от 27.12.2013

Индекс продовольственных цен ФАО – информационный видеоролик

Ежегодно Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь согласно прогнозам социально-экономического развития Республики Беларусь на планируемый период, утверждаемым Министерством экономики Республики Беларусь, доводятся прогнозные индексы цен в строительстве с разбивкой по месяцам .

Порядок определения НМЦК для осуществления закупок в градостроительной деятельности

В соответствии с п. 1 приказа Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 16.03.2016 №68 начиная с 1.04.2016 г. стоимость работ (услуг), приходящаяся на 1 человеко-день работы исполнителя 14-го разряда, корректируется на срок, требуемый для разработки проектной документации, с применением прогнозных индексов цен в строительстве с разбивкой по месяцам .

ПРОГНОЗНЫЕ ИНДЕКСЫ ЦЕН В СТРОИТЕЛЬСТВЕ С РАЗБИВКОЙ ПО МЕСЯЦАМ,
ДОВЕДЕННЫЕ МИНИСТЕРСТВОМ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Период Значение индекса
2022 2023 2024
Письмо от 31.03.2022 №04-3-01/4238 Письмо от 31.03.2022 №04-3-01/4238 Письмо от 31.03.2022 №04-3-01/4238
Январь 1,0055 1,0066 1,0061
Февраль 1,0055 1,0066 1,0061
Март 1,0055 1,0066 1,0061
Апрель 1,0138 1,0066 1,0061
Май 1,0138 1,0066 1,0061
Июнь 1,0138 1,0066 1,0061
Июль 1,0138 1,0066 1,0061
Август 1,0138 1,0066 1,0061
Сентябрь 1,0138 1,0066 1,0061
Октябрь 1,0138 1,0066 1,0061
Ноябрь 1,0138 1,0066 1,0061
Декабрь 1,0138 1,0066 1,0061
Рост декабря к декабрю (произведение месячных индексов) 1,1501 1,0821 1,0757

Прогнозные индексы цен в строительстве с разбивкой по месяцам Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь доводятся посредством писем. Перечень данных писем и ссылки на них приведены ниже.

ПИСЬМА МИНИСТЕРСТВА АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ,
С ПРОГНОЗНЫМИ ИНДЕКСАМИ ЦЕН В СТРОИТЕЛЬСТВЕ С РАЗБИВКОЙ ПО МЕСЯЦАМ

Индексы на год № письма Дата письма Ссылка на письмо
2024 04-3-01/4238 31.03.2022 Письмо Минстройархитектуры 31.03.2022 №04-3-01/4238
О прогнозных индексах цен в строительстве на 2022-2024 гг.
2023 04-3-01/4238 31.03.2022 Письмо Минстройархитектуры 31.03.2022 №04-3-01/4238
О прогнозных индексах цен в строительстве на 2022-2024 гг.
04-2-03/4433 12.04.2021 Письмо Минстройархитектуры 12.04.2021 №04-2-03/4433
О прогнозных индексах цен в строительстве на 2021-2023 гг.
2022 04-3-01/4238 31.03.2022 Письмо Минстройархитектуры 31.03.2022 №04-3-01/4238
О прогнозных индексах цен в строительстве на 2022-2024 гг.
04-2-03/4433 12.04.2021 Письмо Минстройархитектуры 12.04.2021 №04-2-03/4433
О прогнозных индексах цен в строительстве на 2021-2023 гг.
04-3-03/5416 30.04.2020 Письмо Минстройархитектуры 30.04.2020 №04-3-03/5416
О прогнозных индексах цен в строительстве на 2020-2022 годы
2021 04-2-03/4433 12.04.2021 Письмо Минстройархитектуры 12.04.2021 №04-2-03/4433
О прогнозных индексах цен в строительстве на 2021-2023 гг.
04-3-03/5416 30.04.2020 Письмо Минстройархитектуры 30.04.2020 №04-3-03/5416
О прогнозных индексах цен в строительстве на 2020-2022 годы
04-3-03/4689 05.04.2019 Письмо Минстройархитектуры от 05.04.2019 №04-3-03/4689
О прогнозных индексах цен в строительстве на 2020-2021 годы
2020 04-3-03/5416 30.04.2020 Письмо Минстройархитектуры 30.04.2020 №04-3-03/5416
О прогнозных индексах цен в строительстве на 2020-2022 годы
04-3-03/4689 05.04.2019 Письмо Минстройархитектуры 05.04.2019 №04-3-03/4689
О прогнозных индексах цен в строительстве на 2020-2021 годы
04-3-03/1433 31.01.2018 Письмо Минстройархитектуры 31.01.2018 №04-3-03/1433
О прогнозных индексах цен в строительстве на 2018-2020 годы
2019 04-3-03/1433 31.01.2018 Письмо Минстройархитектуры 31.01.2018 №04-3-03/1433
О прогнозных индексах цен в строительстве на 2018-2020 годы
04-3-01/1462 31.01.2017 Письмо Минстройархитектуры 31.01.2017 №04-3-01/1462
О прогнозных индексах цен в строительстве
2018 04-3-03/1433 31.01.2018 Письмо Минстройархитектуры 31.01.2018 №04-3-03/1433
О прогнозных индексах цен в строительстве на 2018-2020 годы
04-3-01/1217 29.01.2016 Письмо Минстройархитектуры 29.01.2016 №04-3-01/1217
О прогнозных индексах цен в строительстве на 2016-2018 годы
2017 04-3-01/1217 29.01.2016 Письмо Минстройархитектуры 29.01.2016 №04-3-01/1217
О прогнозных индексах цен в строительстве на 2016-2018 годы
04-3-01/1873 23.02.2015 Письмо Минстройархитектуры 23.02.2015 №04-3-01/1873
О прогнозных индексах цен в строительстве на 2017 год
2016 04-3-01/1217 29.01.2016 Письмо Минстройархитектуры 29.01.2016 №04-3-01/1217
О прогнозных индексах цен в строительстве на 2016-2018 годы
10-01/820 31.01.2014 Письмо Минстройархитектуры 31.01.2014 №10-01/820
О прогнозных индексах цен в строительстве на 2014-2016 годы
2015 10-01/820 31.01.2014 Письмо Минстройархитектуры 31.01.2014 №10-01/820
О прогнозных индексах цен в строительстве на 2014-2016 годы
2014 10-01/820 31.01.2014 Письмо Минстройархитектуры 31.01.2014 №10-01/820
О прогнозных индексах цен в строительстве на 2014-2016 годы

Источник: snzt.by

Особенности определения и применения индексов цен на строительную продукцию

Индексы стоимости (цен, затрат) в строительстве — это отношения текущих (прогнозных) стоимостных показателей к базисным стоимостным показателям на сопоставимые по номенклатуре и структуре ресурсы, наборы ресурсов или ресурсно-технологические модели строительной продукции, а также ее отдельных калькуляционных составляющих.

Индексы выражаются в безразмерных величинах, как правило, не более чем с двумя значащими цифрами после запятой.

Индексы (коэффициенты) можно классифицировать по различным признакам и назначению:

  • o по стоимостному уровню пересчета (табл. 5.6):
  • — текущие, т.е. на момент составления сметы или акта выполненных работ;
  • — прогнозные;

Таблица 5.6. Система текущих и прогнозных индексов стоимостных показателей в строительстве

Система текущих и прогнозных индексов стоимостных показателей в строительстве

Индексы могут использоваться как при определении стоимости строительства на отдельных этапах инвестиционного процесса, так и при расчетах между заказчиками и подрядными организациями за выполненные работы.

В МДС 81-14.2000 приведены три основных варианта расчетов индексов.

  • 1. Расчет индексов изменения стоимости СМР по объектам-представителям или по конкретным объектам в целом.
  • 2. Расчет индексов изменения стоимости СМР по видам работ на основе сборника УПБС ВР «Методические рекомендации по формированию укрупненных показателей базовой стоимости на виды работ и порядку их применения для составления инвесторских смет и предложений подрядчика (УПБС ВР) МДС 81-18.2000» (письмо Госстроя России от 5 ноября 1993 г. № 12-275).
  • 3. Расчет индексов изменения стоимости СМР по видам работ на основе ресурсно-индексного метода с использованием РТМ на укрупненные виды работ (УВР).

Расчет индексов изменения стоимости СМР по объектам-представителям или по отдельным объектам осуществляется на базе РТМ.

РТМ представляет собой унифицированный набор ресурсов, характеризующий их расход и размер затрат на производство СМР по отдельному объекту или объекту-представителю.

Методы определения объемов ресурсов и другие вопросы построения РТМ излагаются в Методических рекомендациях по формированию и использованию укрупненных показателей базисной стоимости (УПБС) для объектов жилищно-гражданского назначения (письмо Госстроя России от 29 декабря 1993 г. № 12-346) и Методических рекомендациях по формированию и использованию укрупненных показателей базисной стоимости (УПБС) строительства зданий и сооружений производственного назначения (письмо Госстроя России от 29 декабря 1993 г. № 12-347).

Объемы применяемых материальных, трудовых ресурсов и времени использования строительных машин в РТМ являются фиксированными величинами. Умножая объемы применяемых материалов, изделий и конструкций, время использования строительных машин на зарегистрированные в текущем и базовом периодах цены, а объем трудозатрат — на удельные (на единицу трудозатрат) стоимостные показатели, определяем стоимость каждого ресурса, а по всей совокупности — стоимость СМР в соответствующих периодах.

На основе приводимой стоимости показателей для анализируемого периода рассчитываются индексы изменения стоимости СМР по отношению к базисному уровню.

Составление сметной документации с использованием сборников УПБС ВР осуществляется на основе объемов работ, определяемых по рабочим чертежам по унифицированной номенклатуре, включающей виды работ общеотраслевого применения.

Для расчета индексов по видам работ необходимы следующие исходные данные:

  • — индексы удорожания стоимости заработной платы основных рабочих или стоимость одного человеко-часа основных рабочих в текущем уровне цен;
  • — индексы удорожания стоимости одного машино-часа строительных машин-представителей или стоимость одного машино-часа в текущем уровне цен;
  • — индексы удорожания стоимости материалов-представителей (не более 100) или их сметная стоимость в текущем уровне цен (перечень материалов-представителей приведен в УПБС ВР);
  • — нормативы НР в базисном и текущем уровнях цен;
  • — нормативы плановых накоплений в базисном уровне и СП в текущем уровне цен.

Пример расчета индекса изменения стоимости СМР, выполненных для концерна «Росэнергоатом»

Расчет производится согласно требованиям заказчика по локальной смете (составленной в ценах 1984 г.) на определенный вид работ в табличной форме (см. табл. 5.7-5.11) по следующим статьям затрат:

  • — Стоимость материалов;
  • — Основная зарплата;
  • — Эксплуатация машин и механизмов;
  • — Накладные расходы;
  • — Плановые накопления.
Читайте также:  Пеноблоки для строительства что это такое

Набор работ по объекту (локальные сметы) приводится для определения необходимых материалов, машин и механизмов. В целях определения номенклатуры необходимых материалов, перечня машин и механизмов следует воспользоваться соответствующими ЕР сметы (в данном случае — из сборников ЕРЕР-84), элементными нормами (в данном случае — из сборников ЕНиР).

В табл. 5.8 включена основная номенклатура материалов, необходимых подрядчику на планируемый период для строительства объектов. Наименование материалов (гр. 2) указывается в соответствии с проектом

Таблица 5.7. Набор работ для строительства автодороги на объекте «Путепровод с инженерными сетями к Северному микрорайону г. Нововоронежа» (в ценах 1984 г. с пересчетом в цены 1991 г.)

Набор работ для строительства автодороги на объекте

Таблица 5.8. Исходные данные по ценообразованию на материалы на II-III кварталы 2008 г.

Объект: путепровод с инженерными сетями к Северному микрорайону г. Нововоронежа

Исходные данные по ценообразованию на материалы на II-III кварталы 2008 г.

и сметной номенклатурой материалов по ценникам с указанием полной характеристики (марка, сорт и т.д.), позволяющей однозначно определить стоимость этих материалов в базовых и текущих ценах.

В гр. 5 проставляется СЦ, а в гр. 7 — цена поставщика. Для сопоставления текущих и базовых цен по итогам гр. 7 начисляются транспортные и заготовительно-складские расходы по нормативам РЦЦС.

Допускается в гр. 7 проставлять текущие цены франко — объект строительства с выделением транспортных и заготовительно-складских расходов в калькуляции.

К калькуляции прилагаются обосновывающие документы:

  • — счет на оплату, или счет-фактура, или товарно-транспортная накладная, или договор, или прайс-листы, или результаты тендерных торгов;
  • — расчет транспортных расходов;
  • — расчет затрат на тару и реквизит;
  • — расчет заготовительно-складских расходов;
  • — сборник индексов и цен РЦЦС за отчетный период.

Расчет транспортных и заготовительно-складских расходов составляется на укрупненные группы материалов (см. например, расчет № 1).

Расчет № 1 транспортных расходов по доставке асфальтобетона от поставщика до объекта.

Перевозка асфальтобетона осуществляется автомобилем-самосвалом КАМаЗ на расстояние 100 км (поставщик — асфальтобетонный завод). Среднетехническая скорость — 30 км/ч, объем перевозимого асфальта за 1 рейс — 10 т. Потеря времени на загрузку, выгрузку составит:

Загрузка — 0,017 ч х 10 т = 0,17 ч (стр. 35 таблицы прейскуранта 13-01-01).

Выгрузка — 0,017ч х 10т = 0,17ч (стр. 35 таблицы прейскуранта 13-01-01).

Очистка кузова — 0,25 ч (фактические данные).

Всего: 0,17 ч + 0,17 ч + 0,25 ч = 0,59 ч.

Время, потраченное на 1 рейс:

100 км х 2: 30 км/ч = 6,67 ч.

Время, затраченное на перевозку груза (1 рейс) с учетом потерь:

6,67 ч + 0,59 ч = 7,26 ч.

Время, затраченное на перевозку 1т асфальтобетонной смеси:

7,26 ч: 10 т = 0,726 ч.

Стоимость работы одного машино-часа автомобиля-самосвала КАМаЗ по прайс-листу на транспортные услуги ООО «Инотехсервис и К» — 381,36 руб.

Транспортные расходы на 1 т продукции:

381,36 руб. х 0,726 ч = 382,09 руб.

В гр. 8 табл. 5.8 указываются цены, действующие в регионе и официально публикуемые региональным центром по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) при расчете региональных индексов по статье «материалы».

Цены подрядной организации, превышающие региональные, должны быть документально подтверждены (счет на оплату, или счет-фактура, или товарно-транспортная накладная, или договор, или прайс-листы, или результаты тендерных торгов). Для расчета индекса по статье «Эксплуатация машин и механизмов» в табл. 5.9 приведен перечень необходимых машин и механизмов (согласно элементным нормам ЕНиР соответственно расценок ЕРЕР-84 из локальных смет), а также базисные и текущие цены эксплуатации машин и механизмов с обоснованием.

В табл. 5.9 приводится основная номенклатура машин и механизмов, необходимых подрядчику на планируемый период для строительства объектов.

Таблица 5.9. Исходные данные по ценообразованию на механизмы на II-III кварталы 2008 г. для строительства автодороги на объекте «Путепровод с инженерными сетями к Северному микрорайону г. Нововоронежа»

Исходные данные по ценообразованию на механизмы на II-III кварталы 2008 г. для строительства автодороги на объекте

В гр. 5указывается соответствующая сметная стоимость эксплуатации машин и механизмов в базисном уровне по сборникам цен на эксплуатацию механизмов, авгр.4 — соответствующая позиция СЦ.

Текущая стоимость эксплуатации машин и механизмов подрядной организации (гр. 7) дожита быть документально подтверждена (гр. 6).

В гр. 8указываются цены, действующие в регионе и официально публикуемые РЦЦС при расчете региональных индексов по статье «Механизмы».

Для расчета индекса по статье «Оплата труда рабочих» в табл. 5.10 приведены данные о заработной плате рабочих в текущем и базисном уровнях цен согласно разрядам.

Таблица 5.10. Исходные данные по ценообразованию на основную заработную плату рабочих на II-III кварталы 2008 г. для строительства автодороги на объекте «Путепровод с инженерными сетями к Северному микрорайону г. Нововоронежа»

Исходные данные по ценообразованию на основную заработную плату рабочих на II-III кварталы 2008 г. для строительства автодороги на объекте

Расчетная величина заработной платы рабочих (гр. 2) для расчета индекса должна быть обоснована документально с расшифровкой по составляющим: тариф, премия, выслуга лет, дополнительная заработная плата. Заполнение данных по заработной плате рабочих среднего разряда является обязательным, а по разрядам — рекомендательным.

Среднемесячная заработная плата в уровне базовых цен 1984 г. (гр. 3) определена из расчета часовой тарифной ставки рабочего по разрядам согласно п. 1 табл. 3.1 МДС 83-1.99, нормативного среднемесячного количества часов в 2007 г. и надбавки за работу на строительстве АЭС.

Данные о фактической зарплате рабочих (гр. 4) должны быть подтверждены данными бухгалтерской отчетности за предыдущий квартал.

После расчета индексов по каждой из статей себестоимости необходимо определить общий индекс на СМР по локальной смете (объекту, виду работ). Если необходимо при расчетах стоимости применять индексы по статьям затрат, общий индекс не рассчитывается.

Таблица 5.11. Расчет индекса на СМР по локальной смете 02-02 на II- III кварталы 2008 г. для строительства автодороги на объекте «Путепровод с инженерными сетями к Северному микрорайону г. Нововоронежа»

Расчет индекса на СМР по локальной смете 02-02 на II- III кварталы 2008 г. для строительства автодороги на объекте

* Нормативы НР и СП в текущем уровне цен приняты федеральные.

После утверждения индивидуальные индексы подлежат применению при оформлении актов выполненных работ (КС-2) и справок о стоимости выполненных работ (КС-3) заказчиком-застройщиком, генподрядчиком и (или) исполнителем работ.

В основу расчета индексов изменения стоимости по видам работ на основе ресурсно-индексного метода приняты ресурсно-технологические модели по УВР, которые были сформированы на базе сметных норм 1984 г. и локальных смет.

РТМ включают нормативные наборы и расходы ресурсов:

  • — труда;
  • — строительных материалов, изделий и конструкций;
  • — строительных машин и механизмов;
  • — норму НР;
  • — норму СП.

Стоимость материалов принята по каталогам СЦ 1984 г.

Индексы определяются по каждой РТМ путем деления рассчитанной по ней сметной стоимости СМР в текущем уровне цен на соответствующую базисную (в нормах и ценах 1984 г.) сметную стоимость.

Прогнозные индексы цен рекомендуется разрабатывать на основе:

  • — математической обработки показателей динамики индексов цен за предшествующие кварталы или месяцы;
  • — количественной оценки влияния степени изменения воздействия ранее действовавших факторов инфляции и, прежде всего, роста регулируемых цен на энергоносители, а также факторов, влияние которых проявится впервые в планируемом периоде;
  • — количественной оценки воздействия на уровень цен антиинфляционных мероприятий и мер по регулированию цен, осуществляемых федеральными органами, местными администрациями субъектов РФ с участием региональных центров по ценообразованию в строительстве, инвесторами и подрядными организациями.

Предварительные расчеты стоимости предстоящего строительства (сводный расчет стоимости строительства или сводный сметный расчет) могут выполняться в различных уровнях цен:

  • — в базисном уровне СЦ, введенных в действие с 1 января 2001 г.;
  • — в прогнозном уровне цен, предназначенном преимущественно для решения вопроса о целесообразности и финансовой возможности осуществления строительства;
  • — в текущем уровне цен, сложившемся на момент определения стоимости строительства и предназначенном для подготовки тендерной документации и формирования свободных (договорных) цен на строительную продукцию.

Для определения стоимости строительства на различных стадиях инвестиционного процесса в текущем (прогнозном) уровне цен рекомендуется использовать систему текущих и прогнозных индексов, дифференцированную по элементам технологической структуры капитальных вложений и по уровням укрупнения строительной продукции.

Индексы-дефляторы, сообщаемые письмами Минэкономразвития России, используются для расчета стоимостных и финансовых показателей на прогнозируемый период, прогноза номинального ВВП или ВРП и для расчетов за выполненные работы не применяются.

Индексы изменения сметной стоимости СМР, ежеквартально сообщаемые Минрегионом России по представлению Росстроя, предназначены для укрупненных расчетов стоимости строительства, общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере и подготовки тендерной документации, в связи с чем их применение для расчетов за выполненные работы по конкретным объектам не рекомендуется.

В табл. 5.12 приведены индексы изменения сметной стоимости к базисным уровням 1991 и 2001 гг. Для учета повышенной нормы НР к индексам изменения стоимости СМР следует применять следующие коэффициенты:

  • — для районов Крайнего Севера — 1,02 (к индексам к ФБР), 1,005 (к индексам к ТЕР);
  • — для местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, — 1,01 (к индексам к ФБР), 1,003 (к индексам к ТЕР).

При использовании индексов по статьям затрат и к базе 1991 г. данные коэффициенты не применяются.

При взаиморасчетах за выполненные работы применяются индексы, дифференцированные по видам и комплексам работ, которые разрабатываются региональными органами по ценообразованию в строительстве и утверждаются администрациями субъектов РФ.

Учитывая, что индексы изменения стоимости СМР, сообщаемые администрациями субъектов РФ, разрабатываются региональными органами по ценообразованию в строительстве по типовым проектам строительства на основе принципа усреднения, при реализации индивидуальных проектных решений с использованием новых технологий строительного производства, а также строительных материалов, изделий и конструкций, машин и механизмов, отсутствующих в действующей сметно-нормативной базе, наиболее объективные показатели затрат определяются с применением индивидуальных (объектных) индексов изменения стоимости СМР, учитывающих конкретные условия строительства и материально-технические ресурсы, предусмотренные проектом организации строительства.

Читайте также:  Строительство домов подать объявление

В случае применения средних показателей индексации возмещение разницы между фактической стоимостью материалов и эксплуатации строительных машин при расчетах за выполненные работы и их стоимостью, определенной с применением индексов, допускается производить по расчетам подрядной организации, согласованным с заказчиком.

Таблица 5.12. Фрагмент индексов изменения сметной стоимости (без НДС) на II квартал 2008 г. к уровню баз 1991 и 2001 гг. по субъектам РФ

Фрагмент индексов изменения сметной стоимости (без НДС) на II квартал 2008 г. к уровню баз 1991 и 2001 гг. по субъектам РФ

При взаиморасчете за выполненные подрядные СМР следует пользоваться индексами, дифференцированными по видам работ и ЕР.

Дифференцированные индексы разрабатываются региональными органами по ценообразованию в строительстве с указанием зоны и утверждаются администрациями субъектов РФ. При использовании средневзвешенного индекса по региону или по статьям затрат, публикуемых в письмах Минрегиона России, необходимо делать пересчет фактической стоимости материалов и эксплуатации машин и механизмов.

Фактическая стоимость материалов определяется на основе платежных документов с учетом транспортных затрат, услуг посредников и заготовительно-складских расходов. В расчеты фактической стоимости должна включаться номенклатура всех использованных материалов и строительных машин с расходом по сметным нормам по проекту на соответствующий выполненный объем по видам работ. Сумма возмещения разницы в стоимости строительных материалов, изделий и конструкций (машин и механизмов) указывается в акте выполненных работ за соответствующий период. Если в договоре подряда порядок взаиморасчетов не был оговорен, а компенсировать разницу в стоимости ввиду большой трудоемкости заказчик не соглашается, необходимо обратиться в региональный орган по ценообразованию в строительстве, который выполнит все необходимые расчеты для конкретных объекта и зоны. Пересчет транспортных затрат в базисном уровне для нужной зоны следует производить в соответствии со сборником на перевозку грузов, разработанным региональным органом по ценообразованию в строительстве, где должны быть приведены поправочные коэффициенты.

Использование единого индекса на материалы не обеспечит компенсацию стоимости самих материалов для разных видов работ. Поэтому необходимо пользоваться индексами по видам работ, а при их отсутствии — индексами на разные группы материалов. То же касается и эксплуатации машин и механизмов. (Эти индексы к ФЕР-2001 и к ТЕР- 2001 приведены в табл. 3 Сборника индексов пересчета сметной стоимости СМР по федеральным округам в разрезе субъектов Российской Федерации, выпускаемым Федеральным центром ценообразования в строительстве для семи федеральных округов.) Перебазировка машин и механизмов рассчитывается и оплачивается отдельно. Оплату труда строителей и механизаторов также необходимо производить с поправкой для соответствующей зоны.

При наличии в регионе разработанных, утвержденных и зарегистрированных в Росстрое либо в ФАС ЖКХ сборников ТЕР (ТЕР-2001) в достаточном объеме, а также при наличии в регионе периодически разрабатываемых текущих индексов по видам работ предпочтение следует отдавать территориальным сборникам, так как они учитывают все региональные особенности строительства. При этом индекс по объекту может быть как выше, так и ниже, чем индекс, утвержденный письмами Росстроя к сборникам ТЕР-2001.

В случае отсутствия в регионе в достаточном объеме разработанных и зарегистрированных в установленном порядке сборников ТЕР-2001 или при отсутствии разрабатываемых индексов по видам работ расчеты следует выполнять ресурсным методом с использованием сборников ГЭСН (ГЭСН-2001). При этом стоимость материальных ресурсов и оборудования в текущем уровне цен должна обосновываться данными мониторинга стоимости ресурсов, проводимого региональными органами по ценообразованию в строительстве. Сметные расчеты в этом случае составляются в текущем уровне цен. Применение индексов к базисному уровню недопустимо.

Если по каким-то причинам вышеназванные методы не подходят, можно использовать сборники ФЕР (ФЕР-2001) с использованием индексов пересчета в текущие цены для укрупненных расчетов согласно письмам Росстроя. Для расчетов за выполненные работы в этом случае следует использовать коэффициенты пересчета из федеральной базы в территориальную с последующим применением территориальных индексов по видам работ или сразу воспользоваться индексами пересчета из федеральной базы в текущий уровень.

Выбор метода пересчета сметной стоимости объектов строительства из базисного в текущий уровень в конечном счете должен проводиться по согласованию заказчика с подрядчиком и быть закреплен в договоре подряда. Все вышеизложенное можно применять к объектам, финансируемым из любых источников.

При составлении сметной документации по ФЕР для перевода стоимости СМР в текущий уровень следует пользоваться индексами к ФЕР-2001. Если сметная документация составлена по ТЕР-2001 (или переведена из уровня ФЕР- 2001 в уровень ТЕР-2001 коэффициентами пересчета), для перевода стоимости СМР в текущий уровень следует пользоваться индексами к ТЕР-2001. Следует учесть, что двойной пересчет увеличивает погрешность в расчетах. Поэтому следует пользоваться индексами к той базе, с использованием которой составлены сметы. Кроме того, едиными коэффициентами пересчета и индексами следует пользоваться только для общеэкономических расчетов, так как для разных видов строительства и видов работ они будут разными.

Приведение объемов капитальных вложений, рассчитанных в базисном уровне цен, в уровень текущих (прогнозных) цен производится путем перемножения стоимости в базисном уровне цен каждого из элементов технологической структуры капитальных вложений (стоимость СМР, оборудования, прочие затраты) на соответствующий текущий (прогнозный) индекс по отрасли (подотрасли), виду строительной продукции с последующим суммированием итога по объему капитальных вложений (расчет рекомендуется выполнять в табличной форме). При этом в процессе индексации прочих затрат из стоимости их в базисном уровне исключается часть, подлежащая учету в фонде оплаты труда, в том числе:

  • — надбавки к тарифным ставкам и окладам;
  • — вознаграждение за выслугу лет;
  • — выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда;
  • — надбавки за подвижной и разъездной характер работ, а также надбавки к зарплате при выполнении работ вахтовым методом;
  • — суммы, выплачиваемые в размере тарифной ставки, оклады за дни в пути от места нахождения предприятия (пункта сбора) к месту работы и обратно, предусмотренные графиком работы на вахте;
  • — полевое довольствие;
  • — оплата дополнительных отпусков;
  • — оплата стоимости проезда к месту работы и обратно работникам предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в отдельных районах Дальнего Востока;
  • — другие виды оплат, входящие в фонд оплаты труда.

При установлении прогнозных индексов по капитальным вложениям, финансируемым за счет средств федерального, местного и муниципального бюджетов, рекомендуется особое внимание обращать на реализацию мер по снижению темпов инфляции и регулированию цен, осуществляемых во исполнение решений законодательной и исполнительной власти, финансовых, банковских, антимонопольных служб и органов ценообразования, в частности:

согласованным действиям по финансовой стабилизации и в области налоговой политики;

Источник: studme.org

Прогнозный индекс цен в строительстве это

Определение НМЦК согласно 841 приказа Минстроя РФ

В данный момент Правительством Российской Федерации проводится большая работа по воссозданию строительно-инвестиционного климата на территории Российской Федерации. По инициативе Правительства Государственная дума РФ приняла пакет поправок в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.02.2020) » где была принята статья 110.2

Статья 110.2. Особенности заключения и исполнения контракта, …

6.1. Оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены контрактов , предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ. При этом составление сметы такого контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.

7. *Методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

*Приказ Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр.

Эти поправки значительно улучшают привлекательность Государственных контрактов на проведения проектных работ, инженерных изысканий, строительно-монтажных работ и работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства. Очередной раз указывают на истину, прописанную в 743 статье ГК РФ, что объемы работ указаны по чертежу….

По приказу в условиях проведения конкурсных процедур, необходимо учитывать экономические факторы, которые обусловлены инфляционными процессами. Это дает возможность государственному и (или) муниципальному, заказчику учитывать эти инфляционные процессы для формирования начальной максимальной цены контракта (НМЦК) не пере утверждая ее стоимость в органе власти- экспертизе (нет необходимости проводить повторную экспертизу на предмет достоверности сметной стоимости).

Автор статьи указывает, что Приказ Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр., идет на пользу всей строительной отрасли, облегчает процедуры пересмотра НМЦК в связи с изменениями индексов сметной стоимости. Так же в приказе указан механизм расчета стоимости «Финансов» на момент завершения строительства с учетом будущих периодов, в которых учтен обязательный дискретный порядок расчета за выполненные работы.

Автор рекомендует этим принципом так же руководствоваться как государственным так и коммерческим структурам для более грамотного формирования договорных отношений.

Рассмотрим более внимательно с учетом требований законодательства и здравого смысла данный документ:

Приказ Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр. «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, …..Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства»

Читайте также:  Расчет стоимости строительства автодороги

Автор поясняет, что в общих положениях, данного документа указан Порядок определения НМЦК, который распространяется и на капитальный ремонт. На капитальный ремонт не распространяется обязательные указания дискретной оплаты за выполненные работ указанные в п. 5 статьи 110,2 ФЗ № 44.

Далее в тексте приказа перечисляются порядок действия:

2. Определение НМЦК, начальной цены единицы товара, работы, услуги осуществляется заказчиками в процессе подготовки документации о закупке.

3. Определение НМЦК и начальной цены единицы товара, работы, услуги производится с учетом налога на добавленную стоимость (далее — НДС) по ставкам, установленным для соответствующего вида товаров, работ и услуг, за исключением случаев, когда уплата НДС в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не производится .

Пункт 3 является революционным, с точки зрения указания, на обстоятельства, что участниками строительно-инвестиционного процесса – исполнители могут согласно требованиям законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не быть плательщиками НДС. Из этого следует, очень важный вывод, что для таких участников НМЦК не должен содержать НДС. Прошу учесть уважаемые коллеги , что законодательство РФ , запрещает дискриминацию участников закупки данная норма указана в ФЗ № 44 , статья 36.

Особо обращаем внимание на пункт 8, в котором указана самое значительное изменение

НМЦК в случае, указанном в пункте 5 подпункт а) и б) настоящего Порядка, определяется с применением:

а) официальной статистической информации об индексах цен на продукцию (или индексов фактической инфляции (Индексы фактической инфляции применяются для пересчета сметной стоимости строительства из уровня цен на дату утверждения проектной документации в уровень цен на дату определения НМЦК;

б) индексов-дефляторов Министерства экономического развития Российской Федерации по строке «Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)» или прогнозных индексов инфляции (при наличии),. Индексы прогнозной инфляции применяются для пересчета сметной стоимости строительства из уровня цен на дату определения НМЦК в уровень цен соответствующего периода реализации проекта.

Уважаемые коллеги, на сайте ЕМИСС (Государственная система статистики) имеется показатель Индексы цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения с 2017г. Индексы цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения до 2024 г. Как пользоваться данной информацией указанно в приказе № 841.

статья3

В связи с этим очень хочется обратить ваше внимание на Приказ от 5 июля 2019 г. № 326/пр. «Об утверждении «Методики расчета индексов изменения сметной стоимости строительства». Обращаю Ваше внимание в методике инет заветного слова фактический». В ней сравниваются фактические цены на сметные ресурсы. а именно ресурсы указанные в ПЗ, которые как вы знаете состоят из (ЗП + ЭММ+М) с базовым уровне цен (2000 г.) на анализируемый отчетный период. Об этом указывают пункты с 16 по 27 данного приказа № 326.

Далее в III главе этой методике, где идет указания на расчет коэффициентов пересчета анализируемых стоимостных показателей к базовой стоимости, фактических значений по которому рассчитывается математическая модель фактической инфляция и эти показатели размещаются на официальном сайте Правительства РФ (Письма Минстроя). Мы сметчики, применяя указанные из писем Минстроя коэффициенты, это действие называем расчет стоимости СМР в текущем уровне цен. То есть, мы отыгрываем фактическую инфляцию, слово «фактическая» это смысловое значение. СООТВЕ́ТСТВЕННО, это мое частное мнение в нашем понимании индекс пересчета из базовой цены на 01.01.2000 в текущею цену, указанную в ССРСС учитывает инфляционные процессы на момент проведения проверки достоверности сметной стоимости (эти требования указаны в пункте 45(13) ПП РФ № 145).

Автор приводит для закрепления и усвоения данных требований пример расчета, как данные из различных документов Минстроя РФ можно использовать для расчета фактической инфляции.

Допустим имеем ССРСС на момент 3 квартал 2017 года. Из официального документа органа власти ( Минстрой РФ) выбираем значение индекса согласно информации в Письме Минстроя России от 5 октября 2017 г. № 35948-ХМ/09 » по объекту капитального строительства «Школа, имеем значения на СМР К = 6,83, на ПНР это: К= 16,62; на оборудование это: К= 3,48; на прочие затраты: К= 7,02; Застройщик обязан проводить конкурсные процедуры с момента начала действия приказа № 841. На это момент (14.02.2020) в РФ действует.

Из письма Минстроя РФ выбираем индексы на I квартал 2020 года. Объекты образования К= 7,58; На ПНР это: К= 21,64; на оборудование это К= 3,82; прочие: К= 7,76; для Кемеровской области – регион Кузбасс.

Мы специалисты проводим по этим данным расчет индекса фактической инфляции, по информации Министерства строительства и ЖКХ, между этими периодами будет составлять значения:

СМР (7,58/6,83 — 1) х 100 % = 10,9809663250366 %, способ округления, это 2 знака после запятой = 10,98 % (или соответсвенно индекс инфляции имеет значение 1,11).

Далее, выполняем расчет индекса фактической инфляции:

— на ПНР это 21,64/16,62 =1,30;

— на оборудование это 3,82/3,48 = 1,10:

— прочие затраты 7,76/7,02 = 1,1.

Такой расчет делается по индексу к оборудованию, ПНР к прочим затратам для учета затрат ССРСС. Данный индекс фактической инфляции вставляем в формулу, согласно приказу № 841. Формула 9.

Ц = Спр x Кинф, (9)

Эти данные вставляем таблицу, указанную в приложении № 4

В пункте 22, приказа № 841, индекс прогнозной инфляции на период строительства рассчитывается как среднее арифметическое между индексами прогнозной инфляции на даты начала и окончания работ с учетом срока выполнения работ в соответствии с графиком выполнения.

На основании данного требования делается расчеты для учета изменение стоимости с учетом индекса дефлятора, так как потенциальный победитель конкурса будет строить по утвержденному графику, а процессы инфляция в этот период не останавливались.

В данном примере применяется средняя цена по индексу дефлятору указанному в Министерством регионального развития, по разделу капитальные вложения за 2020 год 2 квартал это 4,4 %, в месяц = 1,1225 (корень 12 степени от 4,4). Индекс на 9 месяцев будет 1,1225 возведенная в 9 степень: 1,1225 9 = 2,8293 или 2,83.

Согласно пункту 22, средний индекс дефлятора будет иметь значение (0 + 2,83)/2 = 1,415%. Это дополнительная составляющая к НМЦК, которая учитывает срок строительства.

Индекс инфляции — будущего это — 1,0142. Это значение используем в формуле:

Цп = С x Кинфл, (2)

В приказе № 841 не приводится пример расчета «рыба». Методисты Минстроя считают, что все специалисты заказчика и подрядчика грамотные, внимательно изучают приказы и могут сами разобраться и выполнить соответствующие расчеты.

В данной статье, автор как раз пытается показать «рыбу» расчёта в качестве разъяснения и в помощь специалистам – сметчикам. На основании полученных вычислений заполняем таблицу, указанную в Приложении № 4

статья2

По данным условиям, срок строительства 9 месяцев, сметная документация получила положительное Заключение, эти данные учтены в конкурсной документации приложение № 4. Начальные данные указаны на период 3 квартала 2017 года, конкурс проводится в 1 квартале 2020 года. Все вычисления сведены в таблицу, при этом учтено изменение ставки НДС.

Новый пример, который учитывает срок строительства более 1 года.

Уважаемые коллеги, просим вас обратить внимание, на существенный момент, в указанной формуле пункт 23.

К инфл = Д1 x К1 + Д2 x К2 + . + Дi x Кi,

В данной формуле учтен принцип, указанный в пункте 22 (б), что индекс прогнозной инфляции на январь последнего года строительства объекта и индексом прогнозной инфляции на дату окончания строительства объекта в последнем году.

Поэтому, приведем пример, который мы рассматривали с учетом срока строительства 2 года 9 месяцев. Для этого необходимо, чтобы Застройщик, обязательно. запланировал объем инвестиций на каждый год, а по результатам расчета НМЦК, пере согласовал полученные данные у распределителя бюджетных средств. Для расчета используем индексы дефляторы по годам строительства, указанные в таблице №1.

Для примера так же возьмем стоимость 125 848 344 рублей, которую распределяем по годам согласно графику инвестиций:

— в 2020 году запланировано освоение 35 000 000 рублей, это 24,51 %

— в 2021 году запланировано освоение 55 000 000 рублей, это 38,52 %

— в 2022 году запланировано освоение 35 848 344 рубля, это 36,97 %

Для нашего примера применяется средняя цена по индексу дефлятору указанному в Министерством регионального развития, по разделу капитальные вложения за 2020 год 2 квартал это 4,4 %, в месяц = 1,1225.

Срок строительства в 2020 году будет 6 месяцев, следовательно индекс дефлятора на этот период будет составлять значение: 1,1225 6 = 2,00 % или Кдеф = 1,02

К деф.2020 =1+ (0 + 2,0)/2)/100 = 1,01 или 101%

При этом общий прогнозный индекс дефляции за 6 оставшихся месяца 2020 года = 2,00% или 1,02, за 2021 год согласно данным Мин эконом развития 104,2 % или 1,042

К деф.2021 = 1,02 х (1 + (0 + 4,2 /2)/100) = 1,02 х 1,021 = 1,042 или 104,2%

В таблицу 4 указать в графе 5 «Индекс прогнозный инфляции на весь период выполнения работ» при расчете дискретно (ежемесячно), согласно графика выполнения работ. Значение будет К = 1,0387

Прошу учесть , что по этому индексу можно дискретно рассчитываться за работы, при условии, что подрядчик выполнит свои все обязательства, Если подрядчик , не исполнит обязательства на первом годе работ, необходимо будет сделать перерасчет по годам освоения бюджета , так как Кинфл= 1,0387 рассчитан на весь период и этот коэффициент усреднен на срок 2 года 9 месяцев.

Источник: in-regional.ru

Рейтинг
Загрузка ...