Генеральный план сроки при строительстве

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии

Статья 24 ГрК РФ. Подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа

Градостроительный кодекс Российской Федерации N 190-ФЗ:

Статья 24 ГрК РФ. Подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа

1. Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

2. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

Генплан, разбивочный чертёж, геодезия и кому это нужно.

2.1. В случае, если для реализации решения о комплексном развитии территории требуется внесение изменений в генеральный план поселения, генеральный план городского округа, для подготовки предложений о внесении таких изменений предусмотренное частью 2 настоящей статьи решение не требуется. Такие изменения должны быть внесены в срок не позднее чем девяносто дней со дня утверждения проекта планировки территории в целях ее комплексного развития.

3. Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

3.1. В границах поселения, городского округа могут быть определены территории вне границ населенных пунктов, применительно к которым не предполагается изменение их существующего использования и в отношении которых отсутствует необходимость подготовки генерального плана.

4 — 6. Утратили силу. — Федеральный закон от 05.05.2014 N 131-ФЗ.

7. При наличии на территориях поселения, городского округа объектов культурного наследия в процессе подготовки генеральных планов в обязательном порядке учитываются ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия и статьей 27 настоящего Кодекса.

8. Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

9. Утратил силу. — Федеральный закон от 20.03.2011 N 41-ФЗ.

Как утверждают генеральный план города? Почему это важно знать?

10. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.

11. При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса.

12. Протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.

13. Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением.

14. Утратил силу. — Федеральный закон от 20.03.2011 N 41-ФЗ.

15. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

16. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.

17. Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса.

18. Внесение в генеральный план изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения, осуществляется без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

19. При подготовке в составе проекта генерального плана поселения или городского округа карты границ населенных пунктов в границы населенного пункта подлежит включению земельный участок из земель лесного фонда в случае, если все его границы являются смежными с земельными участками, расположенными в границах населенного пункта (с учетом сохранения в отношении такого земельного участка ограничений в соответствии с частью 6.1 статьи 36 настоящего Кодекса).

20. В целях определения при подготовке проекта генерального плана поселения или городского округа границ населенных пунктов, образуемых из лесных поселков или военных городков, а также определения местоположения границ земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, на которые возникли права граждан и юридических лиц, в целях их перевода из земель лесного фонда в земли населенных пунктов по решению органа местного самоуправления поселения или городского округа создается комиссия в составе:

1) представителя органа местного самоуправления поселения или городского округа;

2) представителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находятся поселение, городской округ;

3) представителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области лесных отношений, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений;

4) представителя федерального органа исполнительной власти (его территориального органа), уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — орган регистрации прав);

5) представителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в случае, если предполагается установление границ военных городков;

6) представителя общественной палаты субъекта Российской Федерации;

7) представителя лица, осуществляющего подготовку проекта генерального плана поселения или городского округа.

21. Органы государственной власти, указанные в пунктах 2 — 5 части 20 настоящей статьи, общественная палата субъекта Российской Федерации обязаны представить в орган местного самоуправления поселения, городского округа кандидатуры представителей для участия в деятельности комиссии в срок не позднее пятнадцати дней со дня поступления запроса органа местного самоуправления поселения, городского округа.

22. К полномочиям комиссии, создаваемой в соответствии с частью 20 настоящей статьи, относятся:

1) подготовка предложений относительно местоположения границ населенных пунктов, образуемых из лесных поселков, военных городков, с учетом площади и количества расположенных в границах таких лесных поселков, военных городков земельных участков, не используемых в целях лесного хозяйства, а также с учетом необходимости размещения в границах таких образуемых населенных пунктов объектов регионального или местного значения в целях соблюдения требований, предусмотренных нормативами градостроительного проектирования;

2) подготовка предложений с учетом предусмотренных лесным законодательством требований по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов относительно видов функциональных зон, устанавливаемых в границах лесных поселков, военных городков, и местоположения их границ;

3) подготовка предложений о сохранении или ликвидации лесного поселка, военного городка с переселением граждан с учетом мнения населения указанных лесного поселка, военного городка. Учет мнения населения лесного поселка, военного городка при подготовке предложений о сохранении или ликвидации лесного поселка, военного городка и о переселении граждан осуществляется по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для собрания граждан;

4) подготовка предложений относительно местоположения границ земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, на которые возникли права граждан и юридических лиц, в целях их перевода из земель лесного фонда в земли населенных пунктов.

23. Порядок деятельности комиссий, создаваемых в соответствии с частью 20 настоящей статьи, устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

24. Предложения, указанные в части 22 настоящей статьи, утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и направляются главе поселения, городского округа для учета при подготовке карты границ населенных пунктов и карты функциональных зон в составе генерального плана поселения, городского округа.

Читайте также:  Проект организации дорожного движения при строительстве

25. Карта границ населенных пунктов и карта функциональных зон применительно к населенным пунктам, образуемым из лесных поселков, военных городков, подготавливаются с учетом предложений, указанных в части 22 настоящей статьи.

26. При определении границ земельного участка в целях установления границ населенного пункта, образуемого из лесного поселка, военного городка, комиссия учитывает:

1) недопустимость изломанности границ населенного пункта;

2) обеспечение включения в границы населенного пункта объектов социального и коммунально-бытового назначения, обслуживающих население этого населенного пункта;

3) обеспечение плотности застройки территории населенного пункта не ниже 30 процентов. Отступление от указанного требования в сторону понижения плотности застройки в связи с нахождением зданий, сооружений на территориях лесных поселков, военных городков на значительном расстоянии друг от друга и (или) необходимостью размещения объектов социального, транспортного, коммунально-бытового назначения в соответствии с нормативами градостроительного проектирования допускается по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области лесных отношений, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Вернуться к оглавлению документа: Градостроительный кодекс РФ в действующей редакции

Источник: logos-pravo.ru

Статья 24. Подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа.

1. Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
2. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
3. Подготовка проекта генерального плана осуществляется на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов, с учетом комплексных программ развития муниципальных образований, положений о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемах территориального планирования муниципальных районов (при подготовке генерального плана поселения), региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
4. Региональные и местные нормативы градостроительного проектирования содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной инфраструктуры, благоустройства территории).
5. Утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей поселений, городских округов в границах субъекта Российской Федерации. Состав, порядок подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.
6. Утверждение местных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей населенных пунктов в границах муниципальных образований, межселенных территорий. Состав, порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Не допускается утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, содержащих минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека ниже, чем расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, содержащиеся в региональных нормативах градостроительного проектирования.
7. При наличии на территориях поселения, городского округа объектов культурного наследия в процессе подготовки генеральных планов в обязательном порядке учитываются ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия и статьей 27 настоящего Кодекса.
8. Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
9. Проект генерального плана подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за три месяца до его утверждения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет». Опубликованию и размещению подлежат проект положений о территориальном планировании, предусмотренных частью 5 статьи 23 настоящего Кодекса, и проекты карты (схемы) или нескольких карт (схем), на которых отображена информация, предусмотренная частью 6 статьи 23 настоящего Кодекса.
10. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.
11. Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.
12. Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.
13. Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.
14. Генеральный план подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет». Опубликованию и размещению подлежат положения, предусмотренные частью 5 статьи 23 настоящего Кодекса, и карта (схема) или несколько карт (схем), на которых отображена информация, предусмотренная частью 6 статьи 23 настоящего Кодекса. Генеральный план в течение трех дней со дня его утверждения направляется в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находятся поселение, городской округ, и главе муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае утверждения генерального плана поселения).
15. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
16. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.
17. Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с частями 2-14 настоящей статьи.
18. Внесение в генеральный план изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения, осуществляется без проведения публичных слушаний.

Источник: kodecs-rf.ru

Генеральный план и его значение: что нужно знать землепользователю и как стоит действовать, если он противоречит его интересам?

Генеральный план является одним из документов территориального планирования наряду со схемами территориального планирования. Данный нормативный правовой акт принимается на длительный период времени и определяет функциональные зоны территории. Генеральный план имеет значение при утверждении правил землепользования и застройки, а также при получении разрешений на строительство. Более подробно о содержании генерального плана, его соотношении с правилами землепользования и застройки и возможностях по его оспариванию читайте в материале.

Возможность использования правообладателями принадлежащих им участков по своему усмотрению существенным образом ограничена публичным законодательством. В целях сбалансированного развития территорий (например, для обеспечения того, чтобы рядом с производственными объектами не размещались жилые дома и социальные объекты, а сама застройка имела определенную структуру и подразделялась на зоны) уполномоченные органы определяют назначение территории путем принятия различных нормативных правовых актов в области градостроительства. Генеральный план является одним из основных актов такого планирования.

Генеральный план является разновидностью документов территориального планирования (наряду со схемой территориального планирования, утверждаемой на более «высоком» уровне — РФ, регионами и муниципальными районами) (глава 3 ГрК РФ). Он принимается на уровне поселения, городского округа или города федерального значения (п. 3 ст. 63 ГрК РФ) в целях определения назначения территории.

Генеральный план поселений и городских округов может подготавливаться применительно ко всем территориям поселений или городских округов или применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городского округа.

По своей правовой природе генеральный план является нормативным правовым актом (п. 2 постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»), подлежит официальному опубликованию и, как правило, на постоянной основе размещен на сайте уполномоченных органов.

Читайте также:  Сколько надо отступать от соседей при строительстве гаража

Генеральный план содержит:

карту границ населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа или города федерального значения;

карту функциональных зон;

положение о территориальном планировании;

карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа (или объектов регионального значения применительно к городам федерального значения).

Так, применительно к территории поселения, городского округа или города федерального значения на картах в составе генерального плана могут выделяться различные функциональные зоны: жилые, общественно-деловые, производственные, транспортной инфраструктуры, рекреационные и другие.

Положение о территориальном планировании, как правило, содержит описание назначения функциональных зон, предусмотренных картами, и перечень основных мероприятий по территориальному планированию (см., например, Закон Санкт-Петербурга от 22.12.2005 № 728-99 «О Генеральном плане Санкт-Петербурга»).

Также в состав утверждаемой части генерального плана или материалов по его обоснованию включаются карты с отображением особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия, зон с особыми условиями использования территорий (например, различных охранных зон, санитарно-защитных зон, водоохранных зон) и иных объектов с «особым» режимом.

Генеральные планы должны утверждаться представительным органом местного самоуправления (законодательными органами государственной власти городов федерального значения) на срок не менее чем двадцать лет, при этом в них могут вноситься изменения без ограничения по периодичности.

Внесение изменений в генеральный план, например изменение функциональной зоны, не создает обязанности для правообладателей существующих объектов привести их в соответствие с новым назначением территории, поскольку в земельном и градостроительном законодательстве содержатся нормы, позволяющие использовать такие объекты без установления срока приведения их в соответствие, если это не создает угрозу жизни и здоровью (по аналогии п. 8 ст. 36 ГрК РФ, п. 4 ст. 85 ЗК РФ).

В более сложной ситуации оказываются лица, которые получили разрешение на строительство исходя из ранее установленного назначения территории, но не успели получить разрешение на ввод в эксплуатацию. Поскольку в соответствии с п. 6 ст. 55 ГрК РФ проверка соответствия объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка (определяется ПЗЗ, которые, в свою очередь, должны соответствовать генеральному плану) осуществляется в соответствии с законодательством на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, изменение функциональной зоны в генеральном плане создает риск отказа в выдаче разрешения на ввод.

Место генерального плана в системе градостроительных документов

Генеральный план принимается на основе и с учетом документов территориального планирования более высокого уровня (схем территориального планирования Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального района, регулирующих, главным образом, вопросы размещения объектов федерального, регионального, местного значения), а также нормативов градостроительного проектирования, различных государственных и муниципальных программ, стратегий развития.

В свою очередь, положения генерального плана конкретизируются в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа или города федерального значения (ПЗЗ), в которых определяются территориальные зоны и градостроительные регламенты, а также в проектах планировки территории при их утверждении. При этом важно учитывать, что по общему правилу подготовка документации по планировке территории в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется (п. 2 ст. 41 ГрК РФ).

Также соответствие проектной документации, в том числе генеральному плану, проверяется при выдаче разрешений на строительство (подп. 2 п. 11 ст. 51 ГрК РФ).

На основе генерального плана и проекта планировки может быть принято решение об изъятии или резервировании участка для муниципальных нужд (государственных нужд применительно к городу федерального значения), создании объектов местного (регионального) значения.

Отметим, что Верховный суд сформировал практику, которая признает принцип необходимости соответствия ПЗЗ генеральному плану как основополагающему документу территориального планирования, производным от которого является требование о соответствии территориальных зон, выделяемых в ПЗЗ, функциональным зонам, определенным генеральным планом. Отмечается, что установление территориальных зон в ПЗЗ конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам в генеральном плане (см. п. 57 Обзора судебной практики Верховного суда РФ № 3 за 2018 г., утв. Президиумом ВС РФ 14.11.2018, апелляционные определения Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 13.09.2018 № 81-АПГ18-11, от 06.04.2017 № 32-АПГ17-1). В подтверждение указанной идеи о необходимости соответствия ПЗЗ генеральному плану существуют позиции судов, в которых делается вывод о невозможности выдачи разрешения на строительство в том случае, когда назначение объекта соответствует ПЗЗ, но не соответствует генеральному плану (см., например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 26.12.2019 по делу № А32-4212/2019).

Проиллюстрировать приведенное соотношение градостроительных документов можно на конкретном примере.

Так, при разработке генерального плана определенного поселения подлежат учету документы территориального планирования более высокого уровня (например, региональная схема территориального планирования, предусматривающая размещение объектов регионального значения в области образования, транспорта), нормативы градостроительного проектирования (например, нормы по размещению социальных объектов: поликлиник, детских садов, школ).

Предположим, что определенный участок отнесен к жилой зоне в соответствии с генеральным планом. Данное зонирование должно быть соблюдено и может быть конкретизировано при разработке ПЗЗ: например, участок может быть отнесен к зоне малоэтажных многоквартирных жилых домов с установлением градостроительного регламента зоны (допустимые виды разрешенного использования, предельные параметры строительства: минимальное озеленение, количество парковочных мест, отступы от границ участка и другие).

В случае разработки проекта планировки могут быть установлены конкретные параметры возможной застройки участка: например, может быть предусмотрено, что на участке возможно размещение малоэтажного многоквартирного жилого дома максимальной высотой 25 метров и максимальной общей площадью объекта 65 тысяч квадратных метров.

Таким образом, путем принятия указанных нормативных актов публичным субъектом от общего к частному осуществляется определение назначения территории, которым связан правообладатель конкретного участка при планировании осуществления деятельности на нем.

Последствия отсутствия генерального плана

В случае если генеральный план не утвержден, то можно говорить об отсутствии одного из градостроительных документов, определяющих назначение территории. Практическое значение отсутствия генерального плана для частных лиц следующее: невозможно резервирование и изъятие участков для размещения объектов местного значения поселения, городского округа (объектов регионального значения применительно к городам федерального значения) (п. 1 ст. 56.3 ЗК РФ).

Если не только отсутствует генеральный план, но и не утверждены ПЗЗ, то последствия более существенные:

не допускается выдача разрешений на строительство (за исключением прямо предусмотренных случаев, например строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты) (п. 3 ст. 51 ГрК РФ);

не осуществляется предоставление земельных участков с основным видом разрешенного использования, предусматривающим строительство зданий, сооружений, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 14 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);

невозможно изменение вида разрешенного использования участка (кроме случаев, когда градостроительный регламент не устанавливается или не распространяется на участок) (подп. 3 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»).

В соответствии с идеей, заложенной в ГрК РФ, в отношении поселения, городского округа должны быть утверждены и генеральный план, и ПЗЗ. Одновременное отсутствие указанных документов связано, как правило, с отсутствием планов по дальнейшему развитию конкретной территории (например, различные сельские поселения). В указанном случае возможность получить права на участки и осуществить новое строительство фактически заблокирована до принятия соответствующих градостроительных документов.

Вместе с тем законодательство предусматривает случаи, когда ПЗЗ могут быть утверждены при отсутствии генерального плана. Так, допускается подготовка ПЗЗ в отношении части территории поселения или городского округа при отсутствии генерального плана, а также при соблюдении ряда условий в отношении сельского поселения по решению представительного органа местного самоуправления (п.

4 ст. 31, п. 6 ст. 18 ГрК РФ). В указанных случаях новое строительство будет допустимо при отсутствии генерального плана, но при условии утверждения ПЗЗ.

Оспаривание генерального плана

В соответствии с п. 15 ст. 24 ГрК РФ правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

Поскольку генеральный план является нормативным правовым актом, его оспаривание осуществляется по правилам главы 21 КАС РФ.

В отличие от ненормативных правовых актов (например, разрешений на строительство) для оспаривания нормативных правовых актов не предусмотрены пресекательные сроки, ввиду чего генеральный план может быть оспорен в течение всего срока его действия.

Генеральный план может быть признан недействующим, если:

Читайте также:  Организация проектирования в строительстве в России

допущены нарушения процедуры его утверждения, например, нарушен порядок проведения публичных слушаний (см. Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 06.02.2019 № 50-АПГ18-24), не были получены необходимые согласования уполномоченных органов (см. Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 31.05.2018 № 73-АПГ18-5);

допущены нарушения в части содержания генерального плана (например, участок отнесен к нескольким функциональным зонам в нарушение требований ЗК РФ, что приводит к неопределенности его правового режима (см. Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 06.06.2019 № 53-АПА19-19, Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 29.11.2018 № 35-АПГ18-16); на картах генерального плана незаконно отражены зоны с особыми условиями использования территорий, которые не были установлены уполномоченными органами в предусмотренном законодательством порядке (апелляционные определения Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 21.08.2019 № 9-АПА19-20, от 03.04.2019 № 9-АПА19-3).

Отдельным вопросом является допустимость оспаривания генерального плана ввиду установления (изменения) функциональной зоны, которое приводит к невозможности использования правообладателем участка по изначально запланированному назначению, не соответствует фактическому использованию участка. Иными словами, можно ли оспорить генеральный план, если правообладатель не согласен с установленной в нем функциональной зоной при отсутствии иных явных нарушений в процедуре утверждения и содержании генерального плана?

По данному вопросу Верховный суд РФ сформулировал позицию, в соответствии с которой, с одной стороны, генеральный план как основополагающий документ территориального планирования содержит долгосрочные ориентиры развития, носит функцию определения назначения территории исходя из планов ее развития и не направлен на фиксацию существующего положения, ввиду чего органы власти не обязаны при принятии генерального плана определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории. Однако, с другой стороны, при установлении функциональных зон в генеральном плане уполномоченные органы не могут действовать произвольно и должны соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов муниципального образования, принципы справедливости, соразмерности, которые предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (см., например, Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 07.11.2019 № 2-АПА19-13, решение Санкт-Петербургского городского суда от 27.01.2020 по делу № 3а-31/2020, оставленное без изменения Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 17.06.2020 по делу № 66а-299/2020, апелляционные определения Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 03.07.2019 № 53АПА19-24, от 06.03.2019 № 78-АПА19-5).

Поиск баланса между приведенными подходами осуществляется в каждом конкретном случае исходя из фактических обстоятельств. Например, в одном из приведенных дел Верховный суд РФ признал допустимым изменение функциональной зоны в генеральном плане с «рекреационной» на «зону застройки индивидуальными жилыми домами», поскольку изменение функционального назначения территории было обусловлено реализацией иных нормативных актов с целью соблюдения баланса интересов как семей, имеющих трех и более детей (в части возможности размещения ими объектов ИЖС), так и граждан, выступающих в защиту сохранения зеленых насаждений (на территории оставили зону скверов, но меньшего размера) (Апелляционное определение ВС РФ от 07.11.2019 № 2-АПА19-13).

Напротив, в другом из приведенных дел Верховный суд признал незаконным изменение функциональной зоны с «жилой» на «рекреационную» в условиях, когда участок находится в частной собственности, на нем всегда размещались объекты капитального строительства, уполномоченным органом выдано разрешение на строительство многоэтажного дома, и ранее включение участка в перечень территорий зеленых насаждений общего пользования было признано незаконным в судебном порядке (см. Апелляционное определение ВС РФ от 03.06.2019 № 53-АПА19-24).

Принять к сведению

Несмотря на важную роль генерального плана и устоявшуюся систему градостроительных документов, существуют проекты по реформированию законодательства в соответствующей области. Так, в соответствии с Перечнем поручений по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета, состоявшегося 23.11.2018, Правительству РФ в целях сокращения сроков градостроительной подготовки строительства поручено представить предложения, предусматривающие переход в крупных городах от генерального плана к документу, определяющему стратегические направления градостроительного развития города, основанного на стратегии социально-экономического развития и необходимости реализации государственных и муниципальных программ (подробнее — в интервью главы ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» Марата Чабдарова «От генплана к мастер-плану», «Стройгазета»). Данное предложение получило оценку как переход от генерального плана к мастер-плану как документу стратегического пространственного планирования города. В настоящее время соответствующие изменения в законодательство не внесены.

Источник: www.eg-online.ru

Генплану сдвинут сроки

Смольный предлагает утвердить новый главный градостроительный документ Петербурга к 2021 году

Смольный предложил перенести расчетный срок Генерального плана Петербурга с 2018 на 2021 год. Эта инициатива будет рассмотрена на ближайшем заседании комиссии по подготовке изменений в Генплан города под председательством вице-губернатора Игоря Албина. В комитете по градостроительству и архитектуре перенос расчетного срока главного градостроительного документа объясняют неготовностью федеральных документов стратегического планирования, которые будут утверждены лишь к концу 2017 года и в соответствии с которыми Петербург должен выстраивать свои планы социально-экономического развития.

По словам председателя комитета по градостроительству и архитектуре города Владимира Григорьева, причина переноса расчетного срока Генплана Петербурга связана с разработкой федеральных документов

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Согласно Градостроительному кодексу РФ, такой документ, как Генеральный план, состоит из расчетного и прогнозного периодов. «Прогнозный срок по действующему Генплану Петербурга — 2025 год, расчетный — 2018 год. При этом подразумевается, что Генплан пересматривается в момент окончания расчетного срока, что сейчас как раз и происходит»,— пояснил главный архитектор Петербурга, председатель комитета по градостроительству и архитектуре города Владимир Григорьев.

По его словам, причина переноса расчетного срока Генплана Петербурга с 2018 на 2021 год связана с разработкой федеральных документов — «Стратегии социально-экономического развития РФ» и «Стратегии пространственного развития РФ» и долгосрочного прогноза социально-экономического развития страны. «Эти документы должны быть утверждены в конце 2017 года. В соответствии с ними Петербург должен привести все свои региональные документы планирования, в том числе «Стратегию-2030″ и Генплан города. Но сделать это можно будет не раньше середины 2018 года. Именно поэтому мы настаиваем на переносе расчетного срока»,— прокомментировал Владимир Григорьев.

Ранее губернатор Петербурга Георгий Полтавченко заявлял, что если новый Генплан Петербурга будет принят до утверждения федеральных документов стратегического планирования, то потом его все равно придется менять и соотносить с «новыми задачами страны». «Заново переделывать только что принятый Генплан я считаю неэффективным расходованием бюджетных средств»,— тогда комментировал господин Полтавченко.

По словам Владимира Григорьева, новый Генплан Петербурга должен быть утвержден уже к концу 2019 года, но для подстраховки на случай возможных непредвиденных обстоятельств, связанных с согласованием федеральных документов стратегического планирования, комитет по градостроительству и архитектуре города предлагает перенести расчетный период до 2021 года.

Владимир Григорьев добавил, что пока итоговое решение по поводу переноса расчетного срока Генплана не принято — окончательно оно может быть сформировано после обсуждения в рамках ближайшего заседания комиссии по подготовке изменений в Генплан Петербурга под руководством вице-губернатора Петербурга Игоря Албина с участием специалистов и депутатов ЗакСа.

Директор центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов пояснил «Ъ», что в рамках заседания комиссии должен быть решен принципиальный вопрос: речь идет только об изменении расчетного срока Генплана или вместе с этим будут рассмотрены еще какие-то вопросы, которые ранее были отложены, но перенос которых еще на два года совершенно нецелесообразен.

«Меня, например, интересует судьба КУРТов (территорий, предназначенных для комплексного устойчивого развития.— «Ъ» ), в частности, конкретного КУРТа — локации «Красного треугольника». С моей точки зрения, развитие этой территории сейчас реализовать невозможно. Это связано с тем, что через «Красный треугольник» запланирована пробивка новой автомобильной дороги.

Но ее невозможно построить, так как это запрещает законодательство об охране объектов культурного наследия. И именно поэтому данную дорогу нужно убрать именно в Генплане»,— пояснил Александр Карпов. Также, по его словам, есть ряд других вопросов, которые требуют безотлагательного решения, если сдвинется срок нового Генплана.

Как ранее писал «Ъ», в конце июня 2017 года ЗакС Петербурга одобрил в третьем чтении законопроект об изменениях в Генплан города. Поправки в основном были направлены на развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. Проект главного градостроительного документа включает в себя новые объекты дорожной инфраструктуры: Восточный скоростной диаметр, трассу «Аэроэкспресса», магистраль N 7, которая должна пройти через Удельный парк, и линии скоростного трамвая. Кроме того, в Генплан внесены изменения, разрешающие строительство храма в парке Малиновка в Красногвардейском районе. При этом ни одну поправку оппозиционной группы депутатов петербургский парламент не принял.

Источник: www.kommersant.ru

Рейтинг
Загрузка ...