Войдите для запроса:
Дата изменения: 02.07.2022
страниц: 23; таблиц: 1; иллюстраций: 0; абзацев: 461; строк: 1093; слов: 8677; символов: 67635; сносок: 0 ; терминов: 15
Описание
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Разделы сайта, связанные с этим документом:
Связи документа
В видах работ
В новостях
В комментариях/вопросах
Нет комментариев, вопросов или ответов с этим документом
Оглавление
- Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ2
- Статья 1. Экологическая экспертиза 2
- Статья 2. Законодательство об экологической экспертизе 2
- Статья 3. Принципы экологической экспертизы 2
- Статья 4. Виды экологической экспертизы 2
- Статья 5. Полномочия в области экологической экспертизы Президента Российской Федерации и федеральных органов государственной власти 2
- Статья 6. Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области экологической экспертизы органам государственной власти субъектов Российской Федерации 3
- Статья 6.1. Полномочия субъектов Российской Федерации в области экологической экспертизы 5
- Статья 7. Утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ. 5
- Статья 8. Утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ. 5
- Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы 5
- Статья 10. Государственная экологическая экспертиза 6
- Статья 11. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня 6
- Статья 12. Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня 8
- Статья 13. Утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ. 9
- Статья 14. Порядок проведения государственной экологической экспертизы 9
- Статья 15. Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы 12
- Статья 16. Эксперт государственной экологической экспертизы 13
- Статья 17. Руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы 14
- Статья 18. Заключение государственной экологической экспертизы 14
- Статья 19. Права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы 16
- Статья 20. Общественная экологическая экспертиза 16
- Статья 21. Объекты общественной экологической экспертизы 17
- Статья 22. Проведение общественной экологической экспертизы 17
- Статья 23. Условия проведения общественной экологической экспертизы 17
- Статья 24. Отказ в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы 18
- Статья 25. Заключение общественной экологической экспертизы 18
- Статья 26. Права заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе 19
- Статья 27. Обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе 19
- Статья 28. Финансовое обеспечение государственной экологической экспертизы 20
- Статья 29. Финансовое обеспечение общественной экологической экспертизы 20
- Статья 30. Виды нарушений законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе 20
- Статья 31. Уголовная ответственность 22
- Статья 32. Административная ответственность 22
- Статья 33. Материальная ответственность 22
- Статья 34. Гражданско-правовая ответственность 22
- Статья 35. Утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ. 23
- Статья 36. Международные договоры Российской Федерации 23
- Статья 36.1. Заключительные положения 23
- Статья 37. Вступление в силу настоящего Федерального закона 23
- Статья 38. Утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ. 23
Термины
Термины
является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации
Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ)
Государственная экологическая экспертиза на новую технологию (ГЭЭ). Закон 174-ФЗ. Какие требования
см. страницу термина
основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об охране окружающей среды» и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации
см. страницу термина
организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
см. страницу термина
осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении
являются::
1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
2) проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
3) утратил силу. — Федеральный закон от 29.12.2015 N 408-ФЗ;
4) утратил силу. — Федеральный закон от 03.08.2018 N 321-ФЗ;
4.1) утратил силу. — Федеральный закон от 31.07.2020 N 254-ФЗ;
5) объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.
см. страницу термина
являются::
1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;
2) проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
3) проекты соглашений о разделе продукции;
4) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии;
5) проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, новые вещества, которые могут поступать в окружающую среду, пестициды и агрохимикаты;
6) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
6.1) утратил силу. — Федеральный закон от 03.08.2018 N 321-ФЗ;
7) объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;
7.1) проектная документация:
объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, за исключением объектов социальной инфраструктуры, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, которые не относятся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I, II категорий и строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в населенных пунктах, указанных в статье 3.1 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;
особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны страны и безопасности государства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов в границах особо охраняемых природных территорий допускаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
7.2) проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления;
7.3) проектная документация искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации;
7.4) проект ликвидации горных выработок с использованием отходов производства черных металлов IV и V классов опасности;
7.5) проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа, а также за исключением проектной документации объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов;
7.6) утратил силу с 1 января 2020 года. — Федеральный закон от 27.12.2019 N 453-ФЗ;
7.7) проектная документация автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов в случаях, если такие автозаправочные станции и склады горюче-смазочных материалов планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности или предназначены для обеспечения бесперебойного и надежного функционирования размещенных на территории Калининградской области электрических станций установленной генерирующей мощностью 100 МВт и выше;
7.8) проектная документация объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в границах Байкальской природной территории, за исключением проектной документации объектов социальной инфраструктуры, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, которые не относятся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I, II категорий и строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах населенных пунктов, находящихся в границах буферной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории, за пределами особо охраняемых природных территорий;
7.9) проектная документация объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции в Арктической зоне Российской Федерации, за исключением проектной документации:
объектов социальной и транспортной инфраструктур, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, которые не относятся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I, II категорий и строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах населенных пунктов, находящихся в границах Арктической зоны Российской Федерации, за пределами особо охраняемых природных территорий;
не подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии с подпунктом 7.5 настоящей статьи;
автомобильных дорог межмуниципального значения, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять за пределами населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий;
7.10) проектная документация специализированных хранилищ агрохимикатов, если такие хранилища планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос;
8) объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
реализации такого объекта с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 7.5 настоящей статьи, и (или) в случае внесения изменений в указанную проектную документацию;
истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.
см. страницу термина
К . относятся:
делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на соответствующей территории и в случае возможного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другой административно-территориальной единицей;
принятие и реализация в пределах своих полномочий решений по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявлений общественных экологических организаций (объединений) и движений, информации об объектах экологической экспертизы;
организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе;
организация по требованию населения общественных экологических экспертиз;
информирование федеральных органов исполнительной власти в области экологической экспертизы о намечаемой хозяйственной и иной деятельности на территории соответствующего муниципального образования;
информирование органов прокуратуры, федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и органов государственной власти субъектов Российской Федерации о начале реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации иных полномочий в данной области.
см. страницу термина
К . относятся:
получение от соответствующих органов информации об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и в случае возможного воздействия на окружающую среду в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другим субъектом Российской Федерации.
см. страницу термина
является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу
см. страницу термина
является заключение государственной экологической экспертизы, отвечающее требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона
см. страницу термина
В . включаются внештатные эксперты, по согласованию с ними, и в случаях, определенных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, могут включаться в качестве экспертов государственной экологической экспертизы его штатные сотрудники и штатные сотрудники органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
см. страницу термина
основывается на принципах:
презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
см. страницу термина
установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду
является специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу и привлеченный в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации к проведению государственной экологической экспертизы по соответствующим направлениям науки, техники, технологии
см. страницу термина
Важно
- 1) ВПРАВЕ принимать нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к сфере переданных полномочий, а также издавать методические указания и инструктивные материалы по их осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обязательные для исполнения; .
- особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны страны и безопасности государства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов в границах особо охраняемых природных территорий ДОПУСКАЮТСЯ федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; .
- 4. Срок проведения государственной экологической экспертизы НЕ ДОЛЖЕН превышать два месяца и может быть продлен на один месяц по заявлению заказчика, если иное не предусмотрено федеральным законом. .
- 6. Проведение государственной экологической экспертизы ДОЛЖНО осуществляться в соответствии со статьями 7, 8, 15, 16 и 17 настоящего Федерального закона, а также в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. .
- 3. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается НЕ ПОЗДНЕЕ чем через пятнадцать дней, а в отношении объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 настоящего Федерального закона, НЕ ПОЗДНЕЕ чем через три дня после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и в количестве, которые соответствуют требованиям пунктов 1, 1.1 и 2 настоящей статьи. .
- 5. Эксперт государственной экологической экспертизы ОБЯЗАН: .
- 2. Экспертом государственной экологической экспертизы НЕ МОЖЕТ быть представитель заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, или разработчика объекта государственной экологической экспертизы, гражданин, состоящий в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы, а также представитель юридического лица, состоящего с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы в таких договорных отношениях. .
- 1. Руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы ОБЯЗАН осуществлять свою деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом и заданием на проведение государственной экологической экспертизы, выдаваемым федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации. .
- Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является ЗАПРЕТ реализации объекта государственной экологической экспертизы. .
- 3. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, подписывается руководителем этой экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и всеми ее членами и НЕ МОЖЕТ быть изменено без их согласия. .
- 2. При подготовке заключения государственной экологической экспертизы экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта государственной экологической экспертизы ДОЛЖНЫ рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение. .
- 7. В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик ВПРАВЕ представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении. .
- 3. В заявлении общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы ДОЛЖНЫ быть приведены наименование, юридический адрес и адрес (место нахождения), характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной комиссии общественной экологической экспертизы, сведения об объекте общественной экологической экспертизы, сроки проведения общественной экологической экспертизы. .
- 4. Общественные организации (объединения), организующие общественную экологическую экспертизу, ОБЯЗАНЫ известить население о начале и результатах ее проведения. .
- 2. Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы ОБЯЗАН его зарегистрировать или отказать в его регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным. .
- При наличии заявлений о проведении общественной экологической экспертизы одного объекта экологической экспертизы от двух и более общественных организаций (объединений) ДОПУСКАЕТСЯ создание единой экспертной комиссии. .
- Заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, ОБЯЗАНЫ: .
- По 31 декабря 2024 года оценка соответствия проектной документации объектов капитального строительства, предназначенных для модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и предполагаемых к строительству, реконструкции в границах особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения (в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов в границах особо охраняемых природных территорий ДОПУСКАЮТСЯ федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации), осуществляется при проведении государственной экспертизы проектной документации указанных объектов капитального строительства в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. В этом случае проведение государственной экологической экспертизы проектной документации указанных объектов в соответствии с подпунктами 7.1 и 7.8 статьи 11 настоящего Федерального закона не требуется. .
Данный сборник НТД предназначен исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Собранные здесь тексты документов могут устареть, оказаться замененными новыми или быть отменены.
За официальными документами обращайтесь на официальные сайты соответствующих организаций или в официальные издания. Наша организация и администрация сайта не несут ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием документации.
Источник: tke-moscow.ru
ГЭЭ — Государственная экологическая экспертиза
Научно-Исследовательский Институт «Экологии и Природопользования» – это команда увлеченных экологией специалистов, с высочайшим уровнем профессиональных знаний и компетенций. Головной офис нашей компании находится в центре Москвы, а опыт выполненных работ есть практически в каждом регионе нашей страны.
На сегодня наши специалисты накопили уникальный опыт в работе с отходами, начиная от наработок специалистов «старой школы» УРО РАН, так и современные методы по проектированию и внедрению технологий рекультивации объектов размещения отходов.
100 %
гарантия
Гарантированно проведем по всем этапам
получения лицензии
Работаем без выходных
Работаем 7 дней в неделю и всегда
на связи
Работаем по договору
Все условия и гарантии закреплены
договором
Огромный опыт
Более 12 лет на рынке,
знаем все тонкости и нюансы
ГЭЭ — Государственная экологическая экспертиза
НИИ «Экологии и Природопользования» оказывает консалтинг, консультации и сопровождение прохождения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) федерального и регионального уровня. Необходимые для этого мероприятия выполняются быстро, профессионально и по разумной цене. Услуга предоставляется под ключ – от разработки комплекта документации до согласования в надзорных и контролирующих органах. Большой опыт практической работы в сочетании с безупречной деловой репутации компании гарантирует клиентам успешное прохождение ГЭЭ с получением положительного заключения государственной экологической экспертизы. Бонусом обращения в нашу компанию НИИ «Экологии и Природопользования» становится консультационная поддержка на всех этапах сотрудничества – от проведения изысканий, разработки ОВОС, прохождения общественных обсуждений планируемой деятельности до получения положительного заключения.
Мы работаем по всей территории Российской Федерации, имеем положительный опыт консультаций проектов в центральных и региональных подразделениях РПН.
Определение и необходимость прохождения ГЭЭ
Государственная Экологическая Экспертиза (ГЭЭ) представляет собой процедуру проверки соответствия проектной или иной документации требованиям законодательства и нормативной документации в вопросах экологии и охраны окружающей среды. Экспертиза бывает двух уровней – федерального (проводится Центральным Аппаратом Росприроднадзора) и регионального (осуществляется уполномоченным территориальным органом субъекта РФ). Срок действия экспертного заключения зависит от специфики объекта, в среднем 3-7 лет. По истечении указанного временного периода требуется повторная экспертиза.
Необходимость прохождения ГЭЭ регламентируется статьями 11 и 12 Федерального закона № 174 ( № 174-ФЗ (датируется 23.11.1995)). Федеральную или региональную экспертизу проходит:
Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются:
1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;
2) проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
3) проекты соглашений о разделе продукции;
4) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии;
(пп. 4 в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ)
5) проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, новые вещества, которые могут поступать в окружающую среду, пестициды и агрохимикаты;
(пп. 5 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 221-ФЗ)
6) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 321-ФЗ)
7) объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;
7.1) проектная документация:
объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, за исключением объектов социальной инфраструктуры, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, которые не относятся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I, II категорий и строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в населенных пунктах, указанных в стетье 3.1 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;
особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны страны и безопасности государства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов в границах особо охраняемых природных территорий допускаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
(пп. 7.1 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 505-ФЗ)
7.2) проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления;
(пп. 7.2 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 450-ФЗ)
7.3) проектная документация искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации;
(пп. 7.3 введен Федеральным законом от 19.07.2011 N 246-ФЗ)
7.4) проект ликвидации горных выработок с использованием отходов производства черных металлов IV и V классов опасности;
(пп. 7.4 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 261-ФЗ)
7.5) проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа, а также за исключением проектной документации объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов;
(пп. 7.5 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 453-ФЗ)
7.7) проектная документация автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов в случаях, если такие автозаправочные станции и склады горюче-смазочных материалов планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности или предназначены для обеспечения бесперебойного и надежного функционирования размещенных на территории Калининградской области электрических станций установленной генерирующей мощностью 100 МВт и выше;
(пп. 7.7 введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 294-ФЗ)
7.8) проектная документация объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в границах Байкальской природной территории, за исключением проектной документации объектов социальной инфраструктуры, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, которые не относятся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I, II категорий и строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах населенных пунктов, находящихся в границах буферной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории, за пределами особо охраняемых природных территорий;
(пп. 7.8 введен Федеральным законом от 16.12.2019 N 440-ФЗ)
7.9) проектная документация объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции в Арктической зоне Российской Федерации, за исключением проектной документации:
объектов социальной и транспортной инфраструктур, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, которые не относятся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I, II категорий и строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах населенных пунктов, находящихся в границах Арктической зоны Российской Федерации, за пределами особо охраняемых природных территорий;
не подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии с подпунктом 7.5 настоящей статьи;
автомобильных дорог межмуниципального значения, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять за пределами населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий;
(пп. 7.9 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 341-ФЗ)
7.10) проектная документация специализированных хранилищ агрохимикатов, если такие хранилища планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос;
(пп. 7.10 введен Федеральным законом от 08.12.2020 N 416-ФЗ)
7.11) планы мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельных производственных объектов, указанных в пунте 1 статьи 56.1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
(пп. 7.11 введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 446-ФЗ)
8) объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
реализации такого объекта с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктов 7.5 настоящей статьи, и (или) в случае внесения изменений в указанную проектную документацию;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 453-ФЗ)
истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Реализация проектов без экологической экспертизы является административным нарушением и наказывается штрафом, величина которого зависит от статуса правонарушителя:
- 1-2 тыс. руб. для частных физических лиц;
- 10-20 тыс. руб. для должностных лиц;
- 100-250 тыс. руб. для организаций.
Наши специалисты готовы определить необходимость прохождения ГЭЭ с учетом характеристики конкретного объекта и актуальных на сегодня требований российского законодательства. Первичная консультация оказывается бесплатно. Для ее получения достаточно связаться с нами любым удобным способом и предоставить исходную документацию.
Этапы разработки документации для ГЭЭ
После установления необходимости прохождения экспертизы происходит согласование условий сотрудничества, включая сроки, стоимость и обязательства обеих сторон. Перечень необходимых для реализации мероприятий зависит от специфики объекта. В общем случае он предусматривает выполнение следующих этапов:
- Сбор исходных данных. Предполагает получение информации как от заказчика услуги, так и органов власти – муниципальных и государственных. В том числе – технические условия, планы застройки, данные Федеральных и региональных целевых программ, другие подобные сведения.
- Инженерно-экологические изыскания. Проводятся в том случае, если не были выполнены ранее. Включают оценку вероятных последствий реализации проекта на окружающую среду.
- Проектирование. Ключевой этап подготовки к ГЭЭ, который включает проведение расчетов, составление детального описания, принятие технических и технологических решений в рамках проекта, непосредственно описывающих его экологическую составляющую.
- Сравнение проекта с альтернативами. Анализ возможных вариантов реализации проекта с точки зрения последствий для экологии. Целью осуществления становится подтверждение обоснованности принятого решения.
- Разработка и обоснование ОВОС (оценки воздействия на окружающую среду) на базе собранной и проанализированной на предыдущих этапах информации. Составление сопроводительной документации, которая прилагается к заявке на экспертизу.
- Общественные обсуждения.
- Прохождение экспертизы.
Сроки прохождения ГЭЭ
Комплект документов оформляется надлежащим образом и передается заказчику или направляется в надзорный орган для прохождения ГЭЭ. Время, необходимое для его сбора и составления зависит от масштабов и специфики объекта. Обычно речь идет о 3-5 месяцах. Еще 1-2 месяца занимает подготовка и осуществление общественных слушаний, если их проведение необходимо в соответствии с требованиями №174-ФЗ.
Срок непосредственной экспертизы составляет не более 2 месяцев с возможностью продления на 1 месяц при наличии заявления заказчика. Реквизиты итогового экспертного заключения размещаются на официальном интернет-ресурсе надзорного органа, проводившего ГЭЭ, и заносятся в соответствующий реестр. Появление в базе данных сведений о результатах становится фактом, подтверждающим оказание услуги прохождения экологической экспертизы под ключ.
Риски самостоятельного прохождения ГЭЭ
Экологическое законодательство России заслуженно считается одной из самых сложных областей юриспруденции. Поэтому попытки самостоятельно пройти ГЭЭ нередко оборачиваются напрасной потерей не только времени, но и средств, а в результате – возвратом документов для доработки или обнаружением несоответствия актуальным требованиям в сфере охраны окружающей среды. Повторная подача заявления на экспертизу предусматривает отсчет установленных сроков ее проведения заново.
Наиболее типичными ошибками самостоятельного прохождения ГЭЭ выступают такие:
Источник: prirodarf.expert
Экспертизу МСЗ отстояли, а заповедников — нет
Принятый закон противоречит российской Конституции, нарушает права людей на благоприятную окружающую среду, а кроме того противоречит международным обязательствам России в рамках различных конвенций, касающихся, в том числе, объектов всемирного природного наследия.
Именно поэтому ещё на этапе обсуждения законопроекта, более 26 тысяч граждан России обратились в профильные комитеты Госдумы с требованием сохранить экологическую экспертизу. И отчасти их голос был услышан.
Экологическая экспертиза сохранена для объектов обращения с отходами и для особо экологически опасных объектов I категории. Без вашего массового отклика сохранить экологическую экспертизу для этих объектов не удалось бы. Мы благодарим всех, кто нас поддержал
«Это значит, что все объекты по сжиганию мусора придется обсуждать с гражданами и построить МСЗ просто так под вашими окнами не получится, — говорит руководитель токсического отдела российского Greenpeace Алексей Киселёв. — Но это не значит, что теперь всё будет хорошо. Если вы живете в городе с населением полмиллиона и больше, то может быть проект мусоросжигательного завода скоро будет в нём обсуждаться. Стоит воспользоваться правом на учёт мнения населения, которое мы только что отстояли, и воспользоваться правом на общественное участие, которое предусматривает процедура экологической экспертизы».
А вот лоббисты застройки заповедных территорий, к сожалению, оказались сильнее. В результате, законопроект полностью отменяет государственную (а значит и общественную) экологическую экспертизу на особо охраняемых природных территория регионального значения. Теперь там можно строить всё что угодно, если это прямо не запрещено режимом. И никакой предварительной экологической оценки не будет.
Что же касается федеральных охраняемых территорий и Байкальской природной территории, то до конца 2024 отменяется экологическая экспертиза для проектов, касающихся транспортной инфраструктуры: автомобильных и железных дорог, портов, аэродромов.
Теперь, чтобы построить дублёр Щёлковского шоссе через национальный парк «Лосиный остров» или расширить трассу БАМа на Байкале, экологическую экспертизу проводить не надо. А ещё закон разрешает для этих целей проводить на Байкале сплошные рубки леса. Однако депутатов всё это нисколько не смущает.
Это не первая попытка отменить экологическую экспертизу. В 2006 году она даже была почти полностью отменена. Но уже через два года — частично восстановлена, поскольку руководство страны осознало опасность такого решения.
Следующую попытку предпринимали в 2014 году, когда лоббисты нефтяных компаний снова попытались отменить экоэкспертизу для объектов на особо охраняемых природных территориях, континентальном шельфе и для объектов обращения с отходами. Но после массовых обращений граждан в Думу законопроект отозвали. Мы надеемся, что российские власти и в этот раз одумаются, и закон будет отклонён или через некоторое время изменён.
Отменив экологическую экспертизу на ООПТ, депутаты и чиновники открыли возможности бесконтрольного разрушения национального достояния России в угоду сиюминутным коммерческим проектам. Под относительной защитой остались только заповедники и национальные парки, где строительство большинства объектов запрещено законом. А если примут ещё и скандальный законопроект позволяющий изымать земли национальных парков, который также внесен в Думу, то и это препятствие для разрушения заповедной системы России будет сметено в угоду продажным чиновникам и олигархам.
Мы должны сохранить то, что еще можно сохранить. Мы призываем всех, кто ещё не подписал обращение к депутатам о недопустимости законодательного закрепления изъятия земель национальных парков, сделать это до 26 июля (последний день весенней сессии Госдумы). Нас уже почти 40 тысяч!
Источник: greenpeace.ru
Понятие и виды экологической экспертизы: кто ее проводит
В последнее время темы, связанные с экологией, становятся все более актуальными, а наши соотечественники все охотнее проверяют собственное имущество (дом, квартиру, офис, автомобиль) на экологическую безопасность. В этой статье мы расскажем о том, в чем заключается экологическая экспертиза и каких видов она бывает.
Что это такое и для чего нужна?
Государственная и независимая экологическая экспертиза
Экологическая экспертиза представляет собой комплекс мероприятий, направленный на выявление соответствия любого объекта или вида деятельности утвержденным требованиям и возможности продолжения эксплуатации объекта или ведения деятельности без каких-либо негативных последствий для окружающей среды.
Важно: Нормы проведения экологических экспертиз регламентированы положениями федерального законодательства в рамках законов №65-ФЗ от 15.04.1998 года и №174-ФЗ от 23.11.1995 года.
Основной целью экологической экспертизы является обеспечение экологической безопасности населения и сохранение природного потенциала.
Необходимо отметить, что еще недавно в нашей стране все природоохранные мероприятия проводились на государственном уровне, а понятия независимой экспертизы просто не существовало. Однако с развитием технического процесса существенно ужесточилось и законодательство в области экологии. На данный момент существует два основных вида экологической экспертизы: государственная и общественная.
Согласно действующему законодательству государственная экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти и органами государственной власти в субъектах страны. Проводиться такая экспертиза может как на федеральном, так и на региональном уровне.
Общественная экспертиза проводится по инициативе общественных организаций и отдельных граждан. Кроме того, инициаторами такой экспертизы могут являться:
- органы местного самоуправления общественных объединений и организаций;
- общественные объединения, ведущие деятельность по охране окружающей среды;
- общественные объединения, занимающиеся проведением экологических экспертиз.
Важно: Оплачивает услуги по проведению экологической экспертизы ее инициатор (заказчик). Аналогичным образом финансируются повторные экспертизы, если в них есть необходимость.
Экологическая экспертиза проектной документации проводится в случае:
Проведение экологической экспертизы обязательно для таких объектов, как:
- проекты и документы в области охраны окружающей среды, утвержденные органами государственной власти;
- проекты федеральных программ, предусматривающие строительство или эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду расположением в природоохранных зонах;
- проекты, касающиеся обоюдных соглашений о разделе продукции;
- проекты и технические документы, касающиеся использования новых технологий, потенциально опасных для окружающей среды;
- документы о преобразовании государственных природных заповедников в национальные парки;
- документы, касающиеся экспертизы для объектов, указанных в Законах №187–ФЗ, 155–ФЗ, 191–ФЗ;
- вышеуказанные объекты, ранее прошедшие экспертизу и получившие положительное заключение, в случае прохождения доработки или истечения срока действия заключения.
Объекты государственной экологической экспертизы
Объектом экологической экспертизы может выступать любой объект, вызывающий какие-либо опасения, в том числе:
- квартира;
- загородный дом;
- земельный участок;
- офисное помещение;
- производственное помещение;
- автомобиль.
Кто проводит?
Государственные экспертизы проводятся в специализированных бюджетных учреждениях.
В то же время проведением общественных экспертиз занимаются независимые частные организации, имеющие соответствующий сертификат, квалификацию и, соответственно, право на проведение таких работ.
Методы
Методов экологической экспертизы существует довольно много, однако подходящую методологию исследования специалисты подбирают для каждого конкретного случая в индивидуальном порядке с учетом особенностей и сложности рассматриваемых объектов. В то время как в некоторых случаях бывает достаточно какого-то одного метода, порой приходится использовать сразу несколько.
Необходимо отметить, что в ходе проведения экологической экспертизы специалисты проводят мероприятия по:
- химическому и микробиологическому анализу воздуха в помещении;
- измерению уровня электромагнитного излучения;
- измерению средней температуры и влажности воздуха;
- определению соответствия циркуляции и вентиляции воздуха установленным нормам;
- выявлению потенциальных источников радиационного излучения;
- проведению иных специальных мероприятий по требованию заказчика экспертизы.
Наиболее распространенными методами разрешения проблем экологического характера являются:
- анкетирование – опрос специалистов в письменной форме;
- интервьюирование – устный опрос в форме беседы;
- метод Дельфы – многотуровая процедура анкетирования с обработкой и передачей результатов каждого тура специалистам, работающим инкогнито в отношении друг друга;
- мозговой штурм – групповое обсуждение с целью получения новых вариантов решения проблемы;
- дискуссия – открытое коллективное обсуждение рассматриваемой проблемы.
Когда проводится общественная экологическая экспертиза?
Проведение экологической экспертизы может потребоваться в случаях необходимости выявления негативных факторов, оказывающих влияние на окружающую среду.
Для особо опасных, с точки зрения экологии, промышленных предприятий проведение экологической экспертизы является обязательным.
Инициатором (заказчиком) экологической экспертизы может являться как физическое, так и юридическое лицо, ответственное за проведение намечаемого исследования.
В роли заказчика могут выступать и государственные органы, и частные лица. Соответственно, в первом случае экспертиза будет государственной, а во второй – общественной.
Федеральный закон 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»: последняя редакция с изменениями
С актуальной версией Федерального закона №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» в последней редакции можно ознакомиться на официальном информационно-правовом портале «Консультант-Плюс» по ссылке http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8515/ или на сайте системы «Гарант» по адресу http://base.garant.ru/10108595/ .
Все виды экологических экспертиз, проводящихся в нашей стране, условно можно разделить на пять групп:
- государственные – установление соответствия документов любого объекта или вида деятельности требованиям, утвержденным на законодательном уровне и регламентирующим вопросы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
- общественные – организуются и проводятся по инициативе и под надзором общественных объединений/организаций, созданных с целью защиты окружающей среды, заключения имеют, как правило, рекомендательный характер;
- ведомственные – проводятся на основании распоряжения соответствующего ведомства, а заключения имеют юридическую силу только внутри структуры (при условии, что вердикт не противоречит заключению государственной экспертизы);
- научные – организуются по инициативе отдельных ученых или коллективов учебных заведений или научных учреждений с целью получения необходимых сведений для дальнейших научных исследований;
- коммерческие – проводятся в интересах коммерческих организаций, нуждающихся в получении объективных сведений об интересующей сфере деятельности или объекте.
По типу исследования классифицировать экологические экспертизы можно и следующим образом:
- экспертиза шума и шумового фона;
- экспертиза электромагнитного излучения;
- экологическая экспертиза катастроф;
- экспертиза вибрации;
- радиационная экспертиза.
Порядок проведения
Алгоритм проведения экологической экспертизы, как правило, выглядит следующим образом:
- выбор экспертной компании;
- предоставление необходимой документации;
- заключение договора и оплата услуг по проведению экспертизы;
- ожидание проведения исследований;
- ожидание результатов экспертизы;
- получение сертификата соответствия и отчета о проделанной работе.
При этом с точки зрения экспертов проведение государственной экологической экспертизы выглядит несколько иначе и состоит из:
- предоставления материалов;
- регистрации, проверки полноты и достаточности предоставленных материалов;
- формирования комиссии государственной экспертизы;
- подготовки групповых, индивидуальных заключений и сводного заключения государственной экспертизы;
- подписания и утверждения заключения.
Государственная экологическая экспертиза: официальный сайт
Государственная экспертиза федерального уровня организуется и проводится Росприроднадзором. Официальный сайт ведомства располагается по адресу http://rpn.gov.ru .
Центры экологических экспертиз: где заказать услуги
Заказать проведение экологической экспертизы можно в таких организациях, как:
- АНО «Центр Экологических Экспертиз»:
- сайт: http://ekoex.ru;
- адрес: город Москва, Партийный переулок, дом 1, корпус 57, строение 3;
- телефон: +7 (495) 662-48-49.
- сайт: https://expert-center.ru;
- адрес: город Москва, улица Пречистенка, дом 10, строение 3;
- телефон: +7 (495) 637-77-47.
- сайт: http://ngiexpert.ru;
- адрес: город Москва, улица Трофимова, дом 24, корпус 1;
- телефон: +7 (495) 407-71-74.
Образцы документов
Заключение
Ознакомиться с примером заключения государственной экологической экспертизы можно по ссылке https://yadi.sk/i/B2NBYvnv3M2RA8 .
Для того чтобы скачать образец заключения общественной экспертизы, необходимо перейти по адресу https://yadi.sk/i/D2xnUCAW3M2RBr .
Таким образом, экологическая экспертиза – важнейший вид исследования, направленный на выявление соответствия объектов или деятельности утвержденным требованиям, а также возможности продолжения использования объекта или ведения деятельности причинения вредя окружающей среде. Именно поэтому для особо опасных с экологической точки зрения промышленных объектов проведение такой экспертизы обязательно.
Источник: biz-faq.ru
Экологи просят не класть природу на рельсы
Минприроды разделяет опасения зеленых относительно поправок об ограничении экологической экспертизы
Всемирный фонд дикой природы (WWF России) просит президента России Владимира Путина не подписывать закон, призванный ускорить железнодорожные стройки ОАО РЖД. Документ, одобренный в пятницу Советом федерации, разрешает, в частности, не проводить государственную экологическую экспертизу при возведении железных и автомобильных дорог, портов и аэродромов на особо охраняемых природных территориях. По мнению экологов, реализация закона неминуемо приведет к фрагментации заповедных земель и негативно отразится на популяции редких животных. В Минприроды опасения разделяют: по мнению ведомства, действующий перечень объектов, для которых проводится экологическая экспертиза, нужно не только сохранить, но и в перспективе дополнить новыми.
Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ / купить фото
Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ / купить фото
«Мы понимаем, что принятие этого законодательного акта чрезвычайно важно для улучшения транспортного сообщения, строительства инфраструктуры в целях развития регионов и экономики России в целом. Но ряд положений закона угрожает особо охраняемым природным территориям (ООПТ), их природным комплексам и местам обитания редких видов животных, в том числе занесенных в Красную книгу РФ, а также уникальной экологической системе озера Байкал»,— говорится в письме WWF России (есть в распоряжении “Ъ”), направленном в пятницу президенту РФ Владимиру Путину.
Речь идет о законе, который Госдума приняла 15 июля. Документ предполагает наделить правительство РФ полномочиями отменять ряд нормативов при возведении наиболее важных железнодорожных объектов (см. “Ъ” от 29 апреля). Ко второму чтению проект пополнился нормами, которыми, в частности, предлагается отменить государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ) при строительстве любых объектов на ООПТ регионального значения.
Таким образом, указывают в WWF, закон может затронуть как минимум около 10% территории России — земли региональных природоохранных территорий.
Кроме того, документ предполагает, что до конца 2024 года проектная документация «объектов капитального строительства, предназначенных для модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», которые планируется построить на ООПТ любого уровня, не обязана проходить экологическую экспертизу. Аналогичное послабление делается и для объектов «магистральной инфраструктуры» на Байкальской природной территории. К таковым предлагается относить, в частности, автомобильные и железные дороги, морские и речные порты, транспортно-пересадочные узлы и аэродромы. Однако конкретный перечень объектов должно установить правительство. В документе отмечается, что часть послаблений необходима для «увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей».
Почему ускорение железнодорожных строек может навредить ООПТ
Механизм ГЭЭ является важнейшим инструментом для выбора варианта проекта, минимально опасного для окружающей среды, указывают в WWF России: «В ходе подготовки документации к ГЭЭ необходимо проведение оценки воздействия на окружающую среду с рассмотрением альтернативных вариантов реализации проекта, обязательными общественными обсуждениями, привлечением независимых экспертов, разрабатываются меры по снижению антропогенного воздействия проектов». Экологи просят президента РФ не подписывать этот законопроект: по их мнению, он угрожает целостности и сохранности ценных природных территорий и «неминуемо приведет к их фрагментации и негативно скажется на состоянии популяций редких животных».
В Минприроды беспокойство экологов разделяют.
Ведомство считает, что действующий перечень объектов, для которых проводится экологическая экспертиза, нужно не только сохранить, но и в перспективе дополнить. «Безусловно, отмена государственной экологической экспертизы строительства, реконструкции любых объектов капитального строительства в границах ООПТ будет иметь негативные последствия для сохранения природной среды в ее естественном состоянии»,— заявили “Ъ” в Минприроды.
В пятницу закон получил одобрение в Совете федерации. «Мы не можем «повесить замок» на большие проекты: развитие БАМа и Транссиба — это наш колоссальный потенциал, который поможет привлечь инвестиции в регионы,— заявила в пятницу спикер СФ Валентина Матвиенко на пленарном заседании (цитата по «Парламентской газете»).— Но я разделяла тревоги коллег по поводу ущерба экологии — не думайте, что я легковесно к этому отношусь. Однако то, как это прописано в законе, снимает тревоги». По словам госпожи Матвиенко, речь в законе идет о «конкретном списке» магистральных и крупных инфраструктурных проектов, который будет определен правительством и будет «гласным».
Источник: www.kommersant.ru