Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.
Государственное регулирование экономики – определение термина
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для приведения экономической системы в нужное состояние. Осуществляется ГРЭ путем воздействия на ценообразование, социальную сферу, эмиссионную политику, бюджетную политику, иные экономические показатели.
Формы государства. Политические режимы, государственное устройство и формы правления.
Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.
Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.
Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.
Роль государства в экономике
Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:
- создание нормативно-правовых актов, регулирующих экономические, политические, социальные процессы;
- проведение антимонопольного регулирования, что создает условия здоровой конкуренции между производителями и улучшает качество товаров и услуг;
- распределение дохода путем регулирования налогообложения и выплат социальных пособий (пенсии, стипендии, декретные, больничные и пр.);
- развитие научной деятельности;
- контроль за использованием возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, недр;
- регулирование отраслевой структуры экономики;
- проведение сдерживающей либо стимулирующей экономической политики;
- контроль за важнейшими социально-экономическими показателями;
- производство общественно необходимых благ.
Иго на Руси / Татаро-монгольское нашествие / Уроки истории / МИНАЕВ
Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы
Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.
Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.
Принципами ГРЭ являются:
- Применять рыночные инструменты регулирования при наличии возможности их применения. Т.е. при прочих равных условиях, давать бизнесу возможности роста и развития, но при необходимости финансировать отрасли, непривлекательные для бизнеса.
- Строить отношения с частным бизнесом на принципах государственно-частного партнёрства, исключая монополизацию отраслей и организаций.
- Мероприятия ГРЭ должны быть направлены на поддержание стабильности экономического развития.
- Осуществлять более жесткое ГРЭ в кризисные периоды, а также жестко контролировать сферу международных экономическо-политических отношений.
- Обеспечение защищенности уязвимых групп населения путем перераспределения доходов.
Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.
Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.
Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.
Источник: bankiros.ru
Государство и его характеристика. Типы, элементы и функции государства
Государство – это форма организации общества, имеющая монополию на установление и осуществление права властвования на определённой территории. Это высокоэффективная система управления, организации политической власти, позволяющая свободно развиваться на определённой территории, осуществлять свободные действия, вытекающие из природы общества.
Государство является принудительной организацией с атрибутами высшей власти, самостоятельной формой организации политической власти в обществе, обладающей суверенитетом, монополией на использование легализованного насилия и осуществляющей управление обществом через специальные механизмы (государственный аппарат).
Функции государства
В определении функций государства, политологи прежде всего руководствуются общей ролью государства в жизни общества. Государство выполняет следующие функции:
- защитная – принятие мер, которые обеспечивают порядок и гарантируют безопасность на территории государства от внешних негативных и внутренних деструктивных воздействий, разрушительных сил;
- законодательная – создание законов, которые действуют на территории государства;
- административная – управление через соответствующие государственные органы конкретными областями общественной жизни; государство участвует в регулировании основных аспектов социальной жизни, следит за социальной ситуацией в обществе, контролирует общественные взгляды, выявляет и пресекает общественные;
Все рассматриваемые функции в какой бы то ни было степени свойственны всем государствам, так как они являются выражением сущности государства, и возникают из его природы. Но при определении видов государства наблюдается различие соотношения этих функций. Их место в жизнедеятельности государства определяет структурную специфику государственных органов, созданных в соответствии с особенностями форм управления и политического режима.
Фундаментальной функцией является принудительная. Как и другие функции государства, она определяется властными полномочиями органов и субъектов власти. Однако в правовом государстве органы государственной власти могут применять принудительные меры только в рамках правовых норм.
Принудительные действия признаются законными, поэтому граждане обязаны их принимать и подчиняться. Наличие принудительной функции может превратить государство в орудие убоя в руках властных сил, диктатуры, террора. Государственная власть нуждается в общественном контроле.
В демократических государствах наряду с принудительной функцией преобладает и договорная функция. Субъекты политических отношений действуют самостоятельно. Политическая культура создаёт условия для участия граждан и социальных групп в конструктивных политических, экономических, социальных инициативах и акциях, способствующих стабилизации ситуации и продвижению социального развития. Задача оппозиции – обладать доверием электората путём открытого участия в постановке и решении главных проблем в общественной жизни.
Существует органическая связь между типами государства и приоритетом какой-либо функции в нём. Функции государства в свою очередь определяют ареал государственной службы, структуру и властные полномочия государственных органов.
Признаки государства
По мнению политологов, государство характеризуется следующими признаками:
- суверенитет – государство является независимым от иных государственных организаций в области реализации внутренних и внешних функций;
- универсальность – этот признак относится к всеобщности соблюдения правовых принципов государства, которые включают в себя всех граждан в равной степени;
Государство является политической организацией. Смыслом его существования, осью его интереса является эффективное управление обществом. Это принудительная организация, которая имеет монополию на территориальное утверждение и осуществление права.
Формы управления государством
Исторически существовали и существуют следующие формы управления государством и формы общественно-политического устройства:
- автократия;
- аристократия;
- демократия;
- представительная демократия;
- прямая демократия;
- деспотизм;
- джамахирия;
- диархия;
- диктатура;
- военная диктатура;
- диктатура пролетариата;
- клептокрация;
- монархия;
- абсолютная монархия;
- дуалистическая монархия;
- парламентская монархия;
- конституционная монархия;
- меритократия;
- олигархия;
- плутократия;
- республика;
- парламентская республика;
- федеративная республика;
- полупрезидентская республика;
- народная республика;
- президентская республика;
- теократия;
- технократия;
- хунта и др.
Типы государств по форме правления
По форме государственно-политического устройства (правления) государства подразделяются на 2 типа:
- монархии, подразделяющиеся на абсолютные, конституционные и дуалистические;
- республики, подразделяющиеся на президентские, парламентские и смешанные.
При абсолютной форме монархии власть наследника (монарха) не ограничивается никакими законами.
При конституционной монархии власть монарха ограничивается парламентом, и вся полнота власти принадлежит правительству во главе с премьер-министром. Наследственная власть монарха сочетается с выборными органами управления государства и демократическими институтами.
Парламентские республики характеризуются тем, что большинство мест в парламенте возглавляются коалицией партии или партий во главе с премьер-министром, выигравшим выборы. Правительство работает по разработанной им программе, утверждённой парламентом, и подотчётно парламенту. Парламент играет ведущую роль, предлагает и принимает законы. Премьер-министр также представляет на рассмотрение парламента законы.
Президентская республика предполагает избрание президента и парламента народом. В президентской республике меняется соотношение юридической и исполнительной власти. Президент страны берёт на себя руководство как государством, так и правительством.
Диктатура – совокупность бесконечной власти в руках одного человека или группы лиц, осуществление государственного управления путём применения силы. Диктатура как особый вид формы государственной власти случается как в условиях монархического, так и в условиях республиканского режимов.
Типы государств по административно-территориальному устройству
По административно-территориальному делению государства делятся на 3 типа:
Унитарное государство – вид государственного строительства, не имеющего политической самостоятельности для административно-территориальных объединений. Для государственного строительства унитарного государства характерны следующие характеристики:
- единая Конституция, действующая на всей территории страны;
- единая система высших органов государственной власти, законная сила которой распространяется на всю территорию;
- единая правовая система;
- подчинённость муниципальных органов власти общегосударственным органам;
- подчинение всей политической власти одному центру;
- не допускается альтернативная структура управления внутри государства;
- на всей территории унитарного государства действуют единые законы, единые налоги и др.
Примеры унитарных государств: Италия, Польша, Беларусь и др.
Федерация – объединение нескольких государственных структур, имеющих определённую политическую независимость. Федерации состоят из субъектов (республик, автономных округов, областей и т.п.), каждый из которых обладает определёнными полномочиями, автономиями, собственным уголовным и административным правом, налоговой системой и т.п. Различия между субъектами регулируются общегосударственной Конституцией.
Примеры федеративных государств: Российская Федерация, ФРГ (Германия), США и др.
Конфедерация – это временный военно-политический и экономический союз суверенных самостоятельных государств. Каждое государство в конфедерации обладает всеми атрибутами суверенного государства, свою власть, свои органы управления.
Но при этом существуют наднациональные органы власти (например, европарламент), своя резервная валюта, свой суд (например, ЕСПЧ – европейский суд по правам человека) и др. В конфедерациях отсутствуют границы как таковые. В случае военной угрозы все армии входящих в конфедерацию государств объединяются и переходят под централизованное управление. Все субъекты самостоятельно осуществляют внутреннюю, но не внешнюю политику.
Примеры конфедеративных государств: Швейцария, Европейский Союз, Речь Посполитая (исторический пример) и др.
Типы государств в зависимости от способа хозяйствования
- рабовладельческое;
- феодальное;
- буржуазное (капиталистическое);
- социальное;
- социалистическое и др.
Типы государств по цивилизационному признаку
- православные;
- исламские;
- западные;
- восточные и др.
Социальное государство
Социальное государство – это вид государства, характеризующийся развитой системой социального обеспечения, гарантирующий минимальный уровень жизни наёмных работников и снижение социального риска. При социальном государстве более 50 % ВВП идёт на обеспечение социальных сфер государства: министерства здравоохранения, образования, инфраструктуры, лесного хозяйства, культуры и др. На силовые ведомства, армию, полицию, спецслужбы тратиться меньше половины годового бюджета.
Правовое государство
Правовое государство – это правовая форма организации и функционирования общественно-политической власти и её взаимодействия с индивидами как субъектами права.
Государство, как субъект международного права должно иметь следующие элементы:
- постоянное население;
- суверенную власть;
- определённые территории, отделённые границей от других государств (размер страны не влияет на его субъективность);
- возможность вхождения в международные отношения.
Правовой основой для функционирования государственной власти является конституционное право государства, которое определяет основные принципы управления и организации, через которые они осуществляются.
Конституционных норм в большинстве современных государств были объединены в специальные законы – конституции. При этом есть альтернативные законодательные системы.
Национальное государство
Национальное государство – это государство, которое обладает суверенитетом, возникает на историко-этнической территории определённой нации.
Многонациональное государство
Многонациональное государство – это государство, на территории которого проживают различные этносы-нации, народы и другие этнические группы.
Ассоциированное государство
Ассоциированное государство – это понятие, которое часто используется для выражения особого вида внутригосударственных отношений. В основном под ассоциированным государством понимается государство, добровольно предоставляющее другому государству часть своего суверенитета (полномочия по обеспечению частой безопасности и осуществлению внешнеполитических связей, организации денежного оборота).
Буферное государство
Буферное государство – это государство, которое расположено между двумя или несколькими крупными территориями-государствами. Буферное государство находится в пределах военного вторжения, через территорию которого проходит значительная транспортная связь.
Государственные символы
К государственным символам относятся:
- государственный флаг;
- государственный герб;
- государственный (национальный) гимн;
- государственная печать;
- государственный девиз (например, «свобода, равенство, братство»);
- государственная столица;
- другие символы, например, Марианна – во Франции, Дядя Сэм в США и т.п.
Законодательная власть
Законодательная власть – это система учреждений, которая готовит и утверждает законодательство – совокупность законов государства. Таким образом, она ограничивает рамки работы исполнительной власти и создаёт основу, на которой судебная власть принимает свои решения.
В большинстве современных стран законодательная власть осуществляется специальным коллективным органом – парламентом, который имеет право принимать, изменять и отменять законы.
Парламенты состоят из одной или более палат. В большинстве случаев нижняя палата имеет более широкие полномочия. Верхние палаты осуществляют консультативные и надзорные функции.
Исполнительная власть
Исполнительная власть – это система институтов, предназначенных для практической реализации законов, принятых законодательной властью и решениями судебной власти. В современных государствах эта ветвь государственного управления выполняет самые сложные и разнородные функции. Исполнительная власть состоит из нескольких учреждений, находящихся в сложных отношениях друг с другом.
Высшим органом исполнительной власти является правительство. К исполнительной ветви власти относятся:
- Президент;
- премьер-министр;
- министры – руководители министерств;
- исполнительные комитеты (районные, областные, республиканские и т.п.).
Министерства являются главными учреждениями исполнительной власти, обособленные в соответствии с функциями, которые они исполняют. Так, министерства иностранных дел отвечают за международные отношения государства; министерства обороны – за вооружённые силы; министерства финансов – за финансовое обеспечение государственного управления и бюджетной политики и т.д.
Кроме центральных учреждений, органы исполнительной власти включают в себя и местные органы власти, чьи полномочия ограничены административным делением государства.
Дипломатия
Каждая страна создаёт и поддерживает официальные отношения с другими государствами. Цель дипломатии – это разработка методов, средств, действий и правовых форм, которые послужат государственным целям во внешней политике (для министерства иностранных дел и других органов).
Политический плюрализм
Политическая теория плюрализма рассматривает общество как набор отдельных лиц и групп, борющихся за политическую власть. По мнению плюралистов, государство является нейтральным органом, который воплощает стремления любой группы, получившей преимущество на выборах.
Согласно плюралистическому подходу, все действия современного демократического государства являются результатом давления со стороны большого разнообразия организованных интересов и групп.
Признание государства на международной арене
Основной проблемой государства является признание государства на международной арене. Государство существует только тогда, когда оно признано другими государствами. Объектом признания могут быть:
Источник: dzodzo.ru
Формы и виды собственности в России
Понятие форма собственности преподносится как опора, на которой устойчиво держится любое общество. Как явление она возникла в самом начале развития человечества. Уже тогда имея основные разделения, она могла присваиваться как личное имущество и как коллективное.
Что это
Понятие означает отношение между распределением и присвоением. Характеризует наличие права у субъекта (юридического, физического лица или группы лиц) распоряжаться своим имущественным правом, имея определённые цели.
Сегодня, чтобы определить какие 4 основные формы, виды и подвиды собственности закреплены в государстве, можно изучить положения в гражданском праве, данные в Российском законодательстве относительно схемы и специальных указанных кодов, а также изучить положения, предусмотренные в Конституции Российской Федерации.
Разновидности
Общество не может существовать без каких-либо разновидностей, личных или общественных материальных ценностей. Вопрос о том, как они распределяются, для многих актуален.
Определяется правовладение материальными ценностями при соблюдении требований законодательства. Закон признает наличие равных условий управления по различным критериям выбора. Следовательно, требуется знать, какие бывают виды и организационные формы собственности, какие существуют имущественные взаимоотношения организаций, какие правила есть в РФ, насколько они признаются правильными в современной России и какие особенности существую в положениях Российской Федерации.
Обладать правовладением в Российской Федерации и быть защищённым законом в своих правах на материальные ценности гражданин России может на основании существующих юридических норм. Нормам подчинена форма собственности частного лица или организации юридического лица, будь это ООО, представительство акционерного общества с ограниченной ответственностью, АО, государственная федеральная компания или иной владелец объекта или объектов, какие бывают по определению.
В связи с этим в Гражданском кодексе Российской Федерации классифицировано 4 вида имущества и обозначены основные распорядители.
Государственная
Правовладельцем является РФ. Все результаты труда, полученные в ходе эксплуатации, принадлежат исключительно государству.
Важная роль в экономике страны обозначает:
- Необходимость подобной разновидности обусловлена в тех отраслях, где не может существовать частный бизнес. Это, например, сфера энергоснабжения или ж/д транспорт.
- Государственный тип характерен для производства общественных благ. Это наиболее важные сферы, включающие обороноспособность государства.
- Включаются также предприятия, подвергшиеся национализации в период перестройки экономики.
Отличительная черта — форма в проигрыше частному правовладению в отношении показателей экономической эффективности. В случае государственного правовладения заинтересованность в контроле более низкая.
Муниципальная
На основании статьи 8 Конституции РФ муниципальный тип владения характеризуется как самостоятельная категория и не считается государственным. Данный способ управления отличает конкретный порядок владения. Право распоряжаться имуществом дано органам самоуправления, поскольку данное право — результат воли и интересов местного населения.
Муниципальным считается правовладение городским имуществом, сельским и владение прочими муниципальными образованиями. Муниципальные ценности берутся в управление на основании порядка, установленного в части 2 статьи 125 ГК РФ. По регламенту право распоряжаться сооружениями предоставляется местным должностным лицам. В отдельных случаях такое право получает население.
Имущество местного характера – целевое. На этом строятся его характерные стороны, эксплуатационные способы, особенности.
Муниципальный тип владения требуется для решения следующих задач:
- Чтобы оперативно решить вопросы регионального уровня.
- Чтобы решить задачи, поставленные государством, правительством перед местной властью.
- Чтобы местные органы управления могли полноценно функционировать.
Частная
К единичной индивидуальной частной разновидности владения, учитывая 3 разновидности собственности, дополнительно относятся партнёрская и корпоративная разновидности, которые вместе уступают государственной форме собственности, когда это относится к определению входящих видов.
Тип управления выделяет два основных вида: индивидуальный и общественный. Каждому виду соответствуют законно обоснованные подкатегории, обладающие юридическими особенностями. Их подробное описание содержит Гражданский кодекс РФ.
В свою очередь индивидуальная разновидность подразделяется на следующие виды:
- Вид единства, когда все блага принадлежат единственному гражданину, у которого есть право привлекать работников по найму.
- Вид партнерства, характерный для объединения физических лиц, с целью ведения предпринимательской деятельности, поддержания производственных отношений, что соответствует виду и форме собственности в России.
- Тип кооператива. Лица, продающие свободные акции и создающие капитал.
Основной общественный вид характеризуется несколькими подвидами:
- Коллективным. Когда права управления равноценно разделены между работниками.
- Государственным. Когда имуществом владеет город или поселок.
- Общенародным. Если ценности принадлежат государственным резидентам. Например, музеи или памятные места.
- Комбинированным. Образование, созданное путём объединения разных видов имущества.
Важно также знать о совместном и долевом виде управления, доступных каждому человеку. В Российской Федерации признаются различные типы управления, следующие по формам собственности, в том числе имущество предприятия в России может принадлежать частным лицам, проживающим в РФ, когда оно может быть распределено между ними в равных долях при равноправных условиях.
Общественная
Владельцем и распорядителем является общество, обозначенное, как коллективный субъект.
Муниципальная разновидность владения, общественная и корпоративная представляют организационно-правовую форму по каждому виду собственности и когда отдельно это касается общественной собственности. Данная разновидности представляет три типа имущественного владения:
- Государственную. Здесь обозначена внутренняя деятельность страны. Проведение национализации, строительство зданий и сооружений на средства федерального бюджета.
- Коллективную. Принадлежность общественных организаций, церквей, партий.
- Муниципальную. Имуществом распоряжаются местные органы власти.
Основные отличия
Наименование правовой формы собственности (государственного, частного или юридического лица) содержит в себе ответы на вопросы, включая какие бывают типы по общероссийскому классификатору ОКОПФ, в чём разница с ОКФС.
Во всех обозначенных положениях усматриваются различия между собственниками. Данные различия зашифрованы в кодах. Каждый код по общероссийскому классификатору имеет свой номер и в совокупности все коды представляют перечень форм собственности, зафиксированные в ГК РФ, что является доступом к данным по той или иной организации, например ООО с возможностью определения в ОКФС по ИНН онлайн.
Частное, общественное, государственное владение ценными и материальными активами разделяют на противоположные понятия. С особенностями государственной, муниципальной формы (МАУ) или частной собственности в РФ можно ознакомиться по законодательству РФ.
Соответственно между вышеуказанными понятиями правовладения есть масса отличий. В список основных отличий вносят:
- Свободу на право владения.
- Разделение материальной ответственности.
- Разницу в контроле поведения.
- Соизмеримость интересов.
- Целевые направления.
Смешанная форма
Смешанной или, иначе говоря, совместной форме собственности соответствуют комбинированные права, это во многом определяет её формы владения.
Чтобы поддержать определенную деятельность предприятия разного характера, государство выделяет им ресурсы. В таких условиях сотрудничества государство и предприятие получают свою долю прибыли.
Можно вспомнить и о жилищном вопросе. Формы собственности жилищного фонда обозначает гражданское право и если ориентироваться по данному праву, законодательством РФ признаются следующие разновидности фондов: частный, государственный, муниципальный.
В Российской Федерации проводится реализация следующих видов правовладения землей: государственного федерального, государственного регионального, муниципального, частного.
Источник: rosinfostat.ru