Государственное управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйствомосуществляется в рамках единой отраслевой системы с учётом общегосударственных интересов, интересов регионов и местного самоуправления, что связано с разграничением государственной собственности (на общегосударственную и местную) и закреплением за органами местного самоуправления объектов строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства. Экономическую политику в области развития жилищно-коммунального и строительного комплексов страны реализует управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Государственное управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством осуществляется в рамках единой отраслевой системы с учётом общегосударственных интересов, интересов регионов и местного самоуправления, что связано с разграничением государственной собственности (на общегосударственную и местную) и закреплением за органами местного самоуправления объектов строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства. Экономическую политику в области развития жилищно-коммунального и строительного комплексов страны реализует управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Управление обеспечивает формирование ежегодных программ жилищного строительства, в том числе для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Во взаимодействии с Министерством архитектуры и строительства и Министерством жилищно-коммунального хозяйства управление обеспечивает реализацию государственной политики в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, промышленности строительных материалов и повышения эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства при соблюдении государственных социальных стандартов коммунального обслуживания населения.
Государственное управление (административное право)
Строительство является отраслью материального производства, которая обеспечивает создание и реконструкцию объектов производственного, коммунально-бытового, социально-культурного и жилищного назначения.
Управление строительством включает проведение единой технической политики в отрасли, планирование и разработку организационно-правовых основ проектирования и строительства, их материально-техническое и финансовое обеспечение, нормирование, работу с кадрами, организацию техники безопасности и охраны труда, проведение мероприятий по повышению качества архитектурных и строительных работ, осуществление контроля за соблюдением строительных правил, норм, стандартов и др.
Основные задачи в сфере строительства: коренное изменение инвестиционной политики, значительное сокращение количества одновременно сооружаемых объектов, существенное уменьшение объектов незавершённого строительства, развитие малых и средних населённых пунктов.
Основные направления работы управления:
— Государственная комплексная программа развития материально-технической базы строительной отрасли на 2006-2010 годы;
— Программа развития цементной промышленности Республики Беларусь на 2006-2010 годы;
Понятие государственного управления
— Программа развития стекольной промышленности Республики Беларусь на 2006-2010 годы и на период до 2015 года;
— Республиканская программа импортозамещения в производстве строительных материалов на 2004-2012 годы.
проведение совместно с Минстройархитектуры мониторинга и координация действий по выполнению республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами и Мингорисполкомом заданий по сокращению сроков строительства объектов и объемов сверхнормативного незавершенного строительства;
разработка совместно с Минстройархитектуры баланса спроса и предложения Союзного государства по цементу;
согласование передачи своих полномочий третьим лицам (функций заказчика) по объектам, финансируемым за счет республиканского бюджета, в соответствии с п. 23 Правил заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного
подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450;
согласование совместно с Минстройархитектуры новых сроков ввода в действие объектов, в соответствии с п. 19 Правил заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450;
формирование ежегодных программ жилищного строительства и разработка постановления Совета Министров и Национального банка о выполнении заданий по строительству жилых домов;
участие в работе по совершенствованию законодательства в целях обеспечения эффективного функционирования и развития ипотеки и системы жилищных строительных сбережений.
Республиканским органом государственного управления в сфере строительства является Министерство архитектуры и строительства.
Жилищный фонд — это совокупность жилых домов и жилых помещений, независимо от форм собственности. Он состоит из государственного жилищного фонда, общественного жилищного фонда, фонда жилищно-строительных кооперативов и частного жилищного фонда.
Коммунальное хозяйство делится на следующие группы объектов:
- Санитарно-технические (водопровод, канализация, предприятия по очистке городов)
- Энергетические (электростанции, котельные, тепловые, электрические и газовые сети)
- Транспортные (троллейбусы, трамваи и др.)
- Объекты внешнего благоустройства (путепроводы, зелёные насаждения, мостовые и т. д. )
Республиканским органом государственного управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства является Министерство жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с положением о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства основными задачами Минжилкомхоза являются:
1. формирование и реализация государственной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве и координация деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь;
2. осуществление государственного регулирования деятельности жилищно-коммунального хозяйства в части управления государственным жилищным фондом, использования и обеспечения сохранности государственного и частного жилищных фондов;
3. проведение единой научно- технической политики по развитию и функционированию объектов жилищно- коммунального хозяйства, ритуальных услуг, а также по вопросам строительства, реконструкции, эксплуатации, содержания и ремонта улиц населенных пунктов;
4. своевременное, полное и качественное предоставление потребителям комплекса жилищно-коммунальных услуг;
5. проведение экономической и научно-технической политики в целях создания необходимых условий для эффективной работы государственных организаций, подчиненных Минжилкомхозу, и организаций коммунальной формы собственности системы жилищно-коммунального хозяйства, удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в жилищно-коммунальных услугах, повышения качества и расширения номенклатуры этих услуг;
6. внесение предложений о совершенствовании расчетов за пользование (техническое обслуживание) жилыми помещениями и коммунальные услуги;
7. привлечение внешних государственных займов (кредитов) в сферу жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с законодательными актами;
8. развитие международного сотрудничества и внешнеэкономических связей по вопросам, отнесенным к компетенции Минжилкомхоза.
В систему Минжилкомхоза входят:
1. государственные организации по перечню, утвержденному Советом Министров Республики Беларусь;
2. структурные подразделения жилищно-коммунального хозяйства местных исполнительных и распорядительных органов с подчиненными им организациями коммунальной формы собственности.
В структуру Минжилкомхоза входят управления и отделы.
Минжилкомхоз возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь.
Министр имеет заместителей, численность которых определяется Президентом Республики Беларусь.
Заместители Министра назначаются на должность и освобождаются от должности в соответствии с законодательством.
Для коллективного обсуждения вопросов развития и деятельности жилищно-коммунального хозяйства и принятия соответствующих решений в Минжилкомхозе создается коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра по должности, других руководящих работников Минжилкомхоза и представителей профсоюзов.
Персональный состав коллегии утверждается Советом Министров Республики Беларусь.
Основные направления работы управления в жилищно-коммунальном хозяйстве:
— Государственная программа по водоснабжению и водоотведению «Чистая вода» на 2006 – 2010 годы»;
— Государственная программа по строительству на действующих объектах захоронения коммунальных отходов защитных сооружений, предотвращающих загрязнение окружающей среды отходами, продуктами их взаимодействия и (или) разложения, на 2008 – 2014 годы.
Особенностью управления жилищно-коммунальным хозяйством является то, что значительные полномочия по управлению этой отраслью имеют местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, которые, в свою очередь, принимают региональные программы развития предприятий отрасли и организуют их выполнение.
Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством на местах возложено на соответствующие управления и отделы местных исполкомов.
Источник: www.myunivercity.ru
Государственное управление строительством
В учебнике «Общая теория права и государства» предлагается следующее определение государства — это «особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа» (Общая теория права и государства: Учебник. Под ред. Лазарева В. В., М.1994, с.23).
Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой даёт два значения: «1. Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры» и «2. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры.»
Приведём ещё несколько определений государства:
«Государство — это специализированная и концентрированная сила поддержания порядка. Государство — это институт или ряд институтов, основная задача которых (независимо от всех прочих задач) — охрана порядка. Государство существует там, где специализированные органы поддержания порядка, как, например, полиция и суд, отделились от остальных сфер общественной жизни.
Они и есть государство» (Геллнер Э. 1991. Нации и национализм / Пер. с англ. — М.: Прогресс. С.28).
«Государство есть особая достаточно устойчивая политическая единица, представляющая отделённую от населения организацию власти и администрирования и претендующая на верховное право управлять (требовать выполнения действий) определёнными территорией и населением вне зависимости от согласия последнего; имеющая силы и средства для осуществления своих претензий» (Гринин Л. Г. 1997. Формации и цивилизации: социально-политические, этнические и духовные аспекты социологии истории // Философия и общество. № 5. С. 20).
«Государство — это независимая централизованная социально-политическая организация для регулирования социальных отношений. Оно существует в сложном, стратифицированном обществе, расположенном на определённой территории и состоящем из двух основных страт — правителей и управляемых.
Отношения между этими слоями характеризуются политическим господством первых и налоговыми обязательствами вторых. Эти отношения узаконены разделяемой, по крайней мере, частью общества идеологией, в основе которой лежит принцип реципрокности» (Claessen H. J. M. 1996. State // Encyclopedia of Cultural Anthropology. Vol. IV. New York.
P.1255).
Слово «государство» в русском языке происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя в древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь» (давшее «господарьство»).
Древнерусское «господарь» происходит от «господь». Таким образом, практически все исследователи сходятся на связи слов «государство» и «господь» (например, словарь Фасмера, 1996, т. 1, с.446, 448). Точная же этимология слова «господь» неизвестна.
Можно предположить, однако, что, поскольку производные «государство», «господарьство» появляются позже, чем уже имевшие устоявшиеся значения «государь», «господарь», то в Средние века «государство» обычно воспринималось как непосредственно связанное со владениями «государя».
«Государем» в то время обычно являлся конкретный человек (князь, правитель), хотя существовали и заметные исключения (договорная формула «Господин Великий Новгород» в 1136—1478 годах).
Любое государство заинтересовано в формировании и развитии экономического потенциала страны, пополнения бюджета, обеспечения порядка и повышения уровня жизни общества.
Одна из главных проблем развития любой страны состоит в поиске рационального сочетания централизма и демократии, разумного баланса государственной, муниципальной, частной и других форм собственности в экономике.
Государственное управление строительством
Говоря о сфере строительной деятельности (под ней, основываясь на методологии Госкомстата, который определяет строительные организации как все общестроительные и специализированные организации, включая ремонтно-строительные организации, тресты (управления) механизации и домостроительные комбинаты, буровые организации, осуществляющие строительство разведочных скважин на нефть и газ, и другие организации, зарегистрированные кодом ОКВЭД 45), мы понимаем деятельность, которая проявляется в создании новых предприятий, расширении, реконструкции и техническом перевооружении действующих предприятий и др. объектов производственной сферы, а также объектов непроизводственной сферы.
Функции государства классифицируются:
по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,
по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),
по значению: на основные и неосновные,
по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.
Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:
Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоев общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.
Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства.
Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.
К внешним функциям государства относятся:
Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.
Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.
Также проводится разделение между:
деятельностью по выработке политических решений и
деятельностью по выполнению этих решений — государственному управлению.
Механизм государства представляет собой систему специальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет свои функции. Механизм государства включает в себя следующие структурные компоненты: государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия.
Государственный аппарат как аппарат управления реализует законодательную, исполнительную и судебную функции.
Государственные учреждения как организации осуществляют практическую деятельность в различных сферах, выполняют экономические, социальные и культурные функции.
Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственных функций в целях извлечении прибыли, оказания услуг, выполнения работ и производства продукции.
Через систему органов и учреждений политические силы реализуют государственную власть, обеспечивают свое экономическое, идеологическое и политическое превосходство и осуществляют государственное руководство обществом.
Отдельные авторы в структуру механизма государства включают государственных служащих, занимающихся управленческой деятельностью.
Государственные служащие — это особый слои людей, известный под различными названиями: чиновники, аппаратчики, бюрократы, призванные выполнять функции государственного управления. Поскольку государственные служащие работают в системе государственных органов, большинство авторов не выделяют чиновников в качестве самостоятельного элемента государственного механизма.
В механизме государства воплощается материальная сила власти, он внутренне един. На государственный механизм оказывают воздействие состояние экономики, соотношение политических сил, функции государства и его задачи.
Законы прямого влияния определяют структуру органов управления строительством, размеры бюджетных ассигнований на строительство и реконструкцию объектов госсобственности, перечень основных проектов и сроки их ввода, т.е. государство директивно влияет на элементы БС строительства находящихся в государственной собственности. Кроме того, государство законным порядком формирует структуру исполнительных органов формирующих техническую политику, разрабатывающих строительные нормы и правила, осуществляющих надзор за их исполнением.
К законам прямого влияния можно отнести: закон РФ «Об основах градостроительства в РФ от 14.07.92 №3295-1»; закон РФ «Об архитектурной деятельности в РФ» и т.д.
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной.
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней.
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас.
Источник: megaobuchalka.ru
Государственное управление строительным комплексом и жилищно-коммунальным хозяйством
Строительный комплекс включает в себя промышленность стройматериалов и широкую сеть различных строительных организаций, в том числе проектные, контрольно-надзорные и иные организации.
В промышленность строительных материалов входят: цементная промышленность; промышленность сборного железобетона; производство извести; гипса; оконного стекла; асбестовая и другие. На размещение промышленных объектов влияют: природно-климатические условия; наличие сырьевой базы; объемы капитальных вложений; уровень экономического развития региона; наличие собственной строительной базы и мощностей в регионе, потребительский спрос и т.д.
Законченные строительством объекты пополняют основные фонды территории, на которой велось строительство. Однако до сих пор сохраняются значительные различия в объемах накопленных национальных богатств — основных фондов. Центральный, Уральский, Поволжский и Северо-Западный районы характеризуются крупными абсолютными размерами основных фондов в расчете на одного человека и 1 кв. км территории. Центрально-Черноземный, Волго-Вятский и Северо-Кавказский экономические районы имеют небольшие абсолютные размеры накопленных основных фондов и средние темпы их прироста. Восточные регионы России имеют достаточно крупные абсолютные размеры основных фондов.
Иностранные инвесторы имеют льготы на территории России по Федеральному закону от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Льготы для них действуют до тех пор, пока вложенные средства не окупятся. Иностранные компании направляют средства в те отрасли, где есть гарантии государства. Российские инвесторы вкладывают средства неохотно из-за постоянно меняющегося законодательства, в основном, в собственное производство и смежные отрасли. Например, компания «Лукойл» инвестирует в курортные зоны и перерабатывающее производство, транспортные и градостроительные структуры.
Основная часть инвестиций приходится на Москву, Санкт-Петербург, Московскую область, Сахалинскую, Самарскую, Магаданскую области, Ханты-Мансийский автономный округ, Архангельскую область, Красноярский край. Регионы России постепенно вступают в конкуренцию друг с другом за привлечение иностранного капитала. Около 50 регионов уже имеют специальное законодательство для иностранных инвесторов.
Вопросы практики
Президент РФ в Послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 г. обратил внимание на положение со стройками за государственный счет. Он отметил, что часто деньги вкладываются в помпезные здания, и стоимость однотипных объектов отличается в несколько раз даже в соседних регионах. В этой связи Президент РФ предложил создать систему единого технического заказчика, централизовать работу по подготовке типовых проектов, строительной документации, выбору подрядчиков. Это позволит преодолеть сегодняшний разнобой в стоимости строек, даст существенную экономию в расходовании государственных средств на капитальное строительство, как показывает опыт, от 10 до 20%. Такая практика будет распространена на все гражданские объекты, которые возводят за счет средств федерального бюджета.
Жилищно-коммунальное хозяйство России (ЖКХ) — совокупность отраслей российской экономики, обеспечивающих работу инженерной инфраструктуры сооружений населенных пунктов. В ЖКХ входят жилищное хозяйство (капитальный и текущий ремонт зданий), теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение, ремонт инженерных коммуникаций, а также благоустройство территорий, утилизация мусора и уборка.
Жилищно-коммунальное хозяйство занимает существенное место в экономике страны. Доля основных фондов составляет более 26% от общего объема основных фондов экономики.
Исторический экскурс
В апреле 1649 г. Царь Алексей Михайлович утвердил Наказ о Градском благочинии. В нем он повелевал: «Чтобы грязи не было — иметь на каждом дворе дворника», «ведать всякое дворовое дело, починки и прочие дела». Так на государственном уровне впервые был создан надзор за исполнением функций общественного благочиния (чинить благо обществу). Эта дата и считается днем основания служб российского ЖКХ.
Указом Государя Петра Алексеевича от 16 января 1721 г. функции «общественного благочиния» были переданы созданной к этому времени российской полиции. Петр I именовал полицию «душой гражданства и всех добрых порядков», связывал с полицией понятия «благосостояния населения», «запрещения излишеств в домовых расходах», «учинения добрых домовладельцев», «производства чистоты на улицах и в домах». При Петре I произошел расцвет садово-паркового искусства, возведенного им в ранг первостепенного государственного дела.
Императрица Екатерина II приказала построить в Москве водопровод. Строительство было поручено генералу Бауэру. Поиски чистой воды привели к родникам недалеко от села Большие Мытищи, откуда и начали строить первый московский водопровод. Работы были завершены к 1804 г. Так был учрежден Мытищинский водопровод. А в конце XIX в. была построена и первая канализация.
В 1870 г. была проведена городская реформа, в соответствии с которой в 509 городах России вводились новые органы самоуправления — городские думы. Деятельность Думы ограничивалась вопросами здравоохранения, народного образования, хозяйственными проблемами. Первая станция очистки воды была построена в Петербурге в 1888 г. В 1898 г. в Москве сооружена первая канализация.
К 1917 г. на 800 городов страны приходилось лишь 215 небольших водопроводов, 23 канализации, 35 трамвайных предприятий, 606 бань и 13 прачечных. В ноябре 1917 г. в соответствии с постановлением II Всероссийского съезда Советов в составе Народного комиссариата внутренних дел было создано Главное управление по делам местного хозяйства. Начался период централизации управления местным хозяйством.
Проблемы состояния ЖКХ в настоящее время является одной из наиболее острых проблем. Важнейшая составляющая социальной безопасности граждан — это устойчивое функционирование жилищно-коммунального хозяйства страны. Услуги ЖКХ для населения являются не столько показателем комфортности, сколько жизненной необходимостью.
Жилищно-коммунальное хозяйство — это естественная монополия, при умелом государственном регулировании она должна и может функционировать на высоком уровне. Многие годы правительство страны предпринимало меры для преобразования жилищно-коммунальной сферы, но достичь желаемых результатов пока не удалось. Проходили заседания Президиума Государственного Совета РФ, посвященные реформированию ЖКХ, разрабатывался комплекс мероприятий по реформированию ЖКХ, принят Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства». Реализация этих мер не дала существенных преобразований в данной сфере.
Главными причинами аварийности в системах жизнеобеспечения населения являются: высокая степень износа оборудования; отсталые технологии; недостатки эксплуатации и ошибки персонала; дефекты, допущенные при его ремонте, и др. Эти причины обусловливаются дефицитом финансовых средств, банкротством многих предприятий, ошибками менеджмента, тарифной политики и ценообразования и т.д. Это говорит о кризисном состоянии ЖКХ и повышает социальное напряжение в обществе.
Среди важнейших мер по созданию благоприятных условий для более широкого вовлечения частного бизнеса в ЖКХ можно выделить совершенствование тарифного регулирования, изменение механизма ценообразования, переход к экономически обоснованным и долгосрочным тарифам при одновременной социальной поддержке малоимущих граждан. За последние годы отмечается изменчивый рост цен на тарифы ЖКХ.
Для повышения качества предоставления коммунальных услуг и эффективности использования природных ресурсов необходимо обеспечить масштабную реализацию проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Жилищно-коммунальный комплекс — это мощный рынок, который нуждается в финансовых вливаниях. Общая потребность в средствах на полное восстановление и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры составляет 1,456 трлн руб. Данный объем средств не может быть обеспечен лишь за счет бюджетных инвестиций. Необходимо создание условий для привлечения средств внебюджетных источников. Для этого программа модернизации направлена на формирование инвестиционной привлекательности коммунального комплекса.
Важным условием успешной реализации реформы ЖКХ является создание полноценных рыночных отношений в сфере ЖКХ. Вхождение коммерческих структур в сферу эксплуатации коммунальных систем стимулирует создание конкурентных условий в сфере предоставления услуг ЖКХ.
Действуя в сфере ЖКХ, частные компании способны: выйти на уровень безубыточности при действующем уровне тарифов за счет повышения эффективности хозяйственной деятельности; вовлечь в экономический оборот огромный пласт муниципальной и государственной собственности, увеличив капитальную базу экономики страны; более эффективно, осторожно и вдумчиво вкладывать инвестиции в отрасль.
Необходимо избавиться от создавшегося стереотипа, что бизнес придет в сферу ЖКХ только когда будет очевидной выгода, т.е. когда государство с участием граждан капитально отремонтирует жилищный фонд, заменит сети, установит приборы индивидуального и коллективного учета, ликвидирует ветхое и аварийное жилье, выстроит систему платежей.
Крайне необходимо создать такие правовые и экономические условия, при которых бизнес рассматривал бы отрасль ЖКХ как направление диверсификации своей деятельности, приходил всерьез и надолго, разделяя с государством, муниципалитетами и гражданами риски и трудности совершенствования этой сферы. Бизнес должен способствовать повышению качества образования, добиваться соответствия требованиям рынка труда. Необходима государственно-частная поддержка и регулирование отраслевых систем обучения и переподготовки кадров, при обязательном участии бизнес-сообществ.
Организациями ЖКХ являются организации по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, организации коммунального комплекса (ресурсоснабжающие), многоотраслевые организации жилищно-коммунального хозяйства, управляющие организации, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья.
Нормативно-правовую основу государственного управления в этой сфере составляют: ГК РФ; Градостроительный кодекс РФ; Жилищный кодекс РФ; федеральные законы от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и др.
Государственное управление в этой сфере осуществляют Правительство РФ и органы специальной компетенции.
Правительство РФ, которое разрабатывает и реализовывает государственную политику в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства; выделяет бюджетные средства на ее реализацию и др.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстрой России) специально создано для осуществления управления в данной сфере. Оно выполняет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, промышленности строительных материалов, жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, теплоснабжения, в сфере обеспечения энергетической эффективности зданий, строений и сооружений, функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, а также функции по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и др. Положение о Минстрое России утверждено постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1038.
Минстрой России осуществляет координацию деятельности Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее — Фонд).
Целями его деятельности создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, осуществления информационно-разъяснительной и иной деятельности, направленной на просвещение граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, содействие в подготовке кадров в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Для достижения указанных целей Фонд осуществляет следующие функции:
- 1) рассматривает представленные субъектами РФ заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда (далее — заявка);
- 2) принимает решение о соответствии заявок и прилагаемых к заявкам документов требованиям, установленным Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;
- 3) принимает решение о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок;
- 4) осуществляет методическое обеспечение подготовки субъектами РФ заявок и прилагаемых к заявкам документов;
- 5) осуществляет мониторинг реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Имущество Фонда формируется за счет имущественных взносов РФ в общей сумме 480655,193 млн руб.
После присоединения Крыма к России было создано Министерство РФ по делам Крыма [1] . Оно осуществляло на территории Крымского федерального округа функции по разработке проектов государственных программ по развитию Крымского федерального округа, координации деятельности по реализации этих программ и контролю за осуществлением органами государственной власти Республики Крым и г. Севастополя полномочий Российской Федерации, передаваемых им в соответствии с законодательством РФ [2] . Положение об этом Министерстве было утверждено постановлением Правительства РФ от 10 мая 2014 г. № 427. После его упразднения Указом Президента РФ от 15 июля 2015 г. № 368 функции Министерства по делам Крыма были переданы Минэкономразвитию.
Дальний Восток играет важную роль в обеспечении геополитических интересов России. Для ускорения развития этого региона было создано Министерство РФ по развитию Дальнего Востока (Минвосто- кразвития России). В соответствии с Положением о Минвостокразви- тия России, утвержденным постановлением Правительства от 30 июня 2012 г. № 664, оно осуществляет на территории этого федерального округа функции по координации деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ, по управлению федеральным имуществом, расположенным на территории Дальневосточного федерального округа, а также по контролю осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных им полномочий РФ.
Северный Кавказ является стратегически важным регионом России. Для выработки и реализации государственной политики в сфере социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа и координации деятельности по реализации на территории различных федеральных целевых программ было создано Министерство РФ по делам Северного Кавказа (Минкавказ России) [3] . Положение об этом Министерстве утверждено постановлением Правительства РФ от 16 июня 2014 г. № 549.
Важную роль в рассматриваемой сфере играет Минобороны России, которое:
- — организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах;
- — проводит государственную экспертизу проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверку достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил, в соответствии с законодательством РФ;
- — выдает разрешение на строительство объектов обороны и безопасности, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил, осуществляет федеральный государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции этих объектов в соответствии с законодательством РФ;
- — утверждает планы капитального строительства в Вооруженных Силах.
В управлении участвуют и другие органы исполнительной власти. Так, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
Например, функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере инвентаризации объектов градостроительной деятельности. Она организует осуществление технической инвентаризации объектов капитального строительства, осуществляет ведение государственного градостроительного кадастра, государственного технического учета объектов капитального строительства, государственного кадастра объектов недвижимости. Предоставляет заинтересованным лицам сведения об объектах капитального строительства и т.д. Положение о Росреестре утверждено постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457.
Существуют органы управления строительством (управления, отделы, департаменты строительства) в федеральных органах исполнительной власти (Минобороны России, МВД России, МЧС России и др.).
Органы управления строительством и ЖКХ в субъектах РФ проводят государственную политику в этой сфере, утверждают и реализуют градостроительную документацию о градостроительном планировании развития территории субъекта РФ, схемы и проекты развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры и др.
Органы местного самоуправления принимают решения об обеспечении потребностей населения в земельных участках, выдают разрешения на строительство объектов недвижимости, осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области градостроительства и др.
В этой сфере при строительстве объектов капитального строительства, ремонте, реконструкции этих объектов уполномоченными органами исполнительной власти осуществляется государственный строительный надзор. В соответствии с Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. № 54, задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации.
К его предмету относится проверка: соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации; наличия разрешения на строительство и др. Государственный строительный надзор осуществляют следующие органы:
Ростехнадзор — при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента РФ возложено на иные федеральные органы исполнительной власти; организует научно-методическое обеспечение государственного строительного надзора.
Минобороны России, ФСБ России, ФСО России и иные федеральные органы исполнительной власти, на которые указами Президента РФ возложено осуществление государственного строительного надзора.
Надзорные полномочия в области строительства также осуществляют Государственные жилищные инспекции субъектов РФ. Положение о государственном жилищном надзоре утверждено постановлением Правительства РФ 11 июня 2013 г. № 493. Его задачами являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Государственный жилищный надзор осуществляется посредством:
- а) организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований;
- б) принятия предусмотренных мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений;
- в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Уполномоченные должностные лица этих инспекций могут проводить проверки подконтрольных объектов; давать предписания по устранению выявленных нарушений; привлекать виновных к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ, давать представления об аннулировании или приостановлении лицензии на осуществление в области строительства и др.
В субъектах РФ действуют инспекции государственного архитектурно-строительного надзора, которые осуществляют государственный надзор за качеством строительной продукции и сроками строительства [4] .
Административная ответственность за правонарушения в строительстве установлена в гл. 9 КоАП РФ.
Источник: studme.org
Органы государственного и муниципального управления строительством.
Государственное управление осуществляется путем установления организации и контроля исполнения законов, а так же государственных вложений в строительство. Помимо государственных заказчиков (отделы капитального строительства муниципалитетов) в составе правительственной структуры исполнительной власти действуют:
1. Государственный комитет по вопросам архитектуры и строительства;
В состав Госстроя входят:
1. Представители субъектов федерации;
2. Проектные организации;
3. Строительные организации и объединения;
4. Предприятия по выпуску строительных конструкций, материалов и изделий;
5. Научно производственные предприятия и объединения.
Пакет нормативных документов (ГОСТы, СНиПы) разрабатывают специальные институты и отделы. Надзор и контроль осуществляют различные комиссии, комитеты и инспекции, которые имеют централизованное управление и отделения на местах.
Состав органов муниципального управления определяют местные власти. В крупных областных или районных центрах в состав местного органа управления входят:
1. Инвестиционный комитет;
2. Комитет по строительству и архитектуре;
3. Межведомственная строительная комиссия.
Инвестиционный комитет определяет основные направления вложений средств местного бюджета, разрабатывает правила осуществления инвестиций с заказчиками строительства на данной территории.
Комитет по строительству и архитектуре определяется архитектурную политику в этом регионе с учетом исторической, демографической, социальной и других факторов, проходит экспертизу строительных проектов и их согласование, устанавливает градостроительные требования и утверждает архитектурно-планировочные здания с учетом местных особенностей. В состав данного комитета, входя районные архитекторы.
Межведомственная строительная комиссия включает представителей мэрии, районных администраций, специалистов по вопросам архитектуры и строительства, эксплуатирующих организаций и прочее. Комиссия рассматривает вопросы с точки зрения данного региона, соответствия градостроительным требованиям, а так же делает замечания и рекомендации. Районные администрации имеют в своем составе строительные объекты и межведомственные комиссии. Порядок взаимоотношений заказчиков, районной администрации и комитетов городской (или областной) администрации определяет губернатор города.
На начальном этапе основная роль принадлежит заказчикам. Это может быть как юридическое так физическое лицо. Заказчик принимает решение о строительстве и выполняет финансирование работ на всех этапах работ. Причем финансирование может быть как за счет собственных средств
счет кредитов, которые выдают банки, инвестиционные фонды либо другими инвесторами. Банки являются кредиторами заказчика на различных условиях. Страховые компании занимаются образованием за счет страховых взносов специального фонда для возмещения различных ущербов.
Проектно-изыскательские организации выполняют технико-экономическое обоснование, изыскательские работы, техническое и рабочее проектирование, осуществляют надзор за строительством, но при этом данные фирмы могут заниматься лишь одним из указанных видов работ. Строительные и монтажные организации могут быть генподрядными или субподрядными. Генподрядчик отвечает за весь ход строительных работ на объекте, субподрядные организации отвечают за один либо несколько однотипных видов работ.
Генподрядчик привлекает по договорной основе необходимое количество субподрядчиков и затем координирует их деятельность. Поставщиками материальных ресурсов являются заводы и промышленные предприятия, с которыми строительные организации заключили договор подряда. Поставка материала так же может быть через товарно-сырьевые биржи.
Особое место занимают организации по обслуживанию электроснабжения, водоснабжения, газоснабжения и проч., а так же организации, которые обеспечивают вывоз мусора, ремонт зданий и т.д. Они привлекаются заказчиком в период пробной эксплуатации объекта. Кроме того эти организации выдают технические условия для проектирования объекта.
Товарно-сырьевые биржи оказывают посреднические услуги при заключении торговых сделок упорядычеванию товарной торговли путем регулирования торговых отношений и разрешения торговых споров. Товарные биржи осуществляют сбор и публикацию сведений о ценах и состоянии производства, а так же проводят обычную торговлю с фактическими поставщиками товаров
Должностная инструкция главного инженера
.1. Общие положения
1.1. Главный инженер относится к категории руководителей.
1.2. Главный инженер назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора.
1.3. Главный инженер подчиняется непосредственно генеральному директору.
1.4. На время отсутствия главного инженера его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, о чем
Должностные обязанности главного инженера
Главный инженер выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Определяет техническую политику и направление технического развития предприятия.
2.2. Обеспечивает повышение эффективности производства и производительности труда, сокращение издержек, рациональное использование производственных ресурсов, соответствие выпускаемых изделий действующим государственным стандартам.
2.3. Руководит разработкой мероприятий по реконструкции и модернизации предприятия.
2.4. Организует работу по улучшению ассортимента и качества, совершенствованию и обновлению выпускаемой продукции.
2.5. Осуществляет контроль над соблюдением проектной, конструкторской и технологической дисциплины, правил и норм по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности, требований природоохранных, санитарных органов, а также органов, осуществляющих технический надзор.
2.6. Обеспечивает своевременную подготовку технической документации.
2.7. Организует проведение научных исследований и экспериментов, испытаний новой техники и технологии, а также работу в области научно-технической информации, рационализации и изобретательства, распространения передового производственного опыта.
2.8. Организует обучение и повышение квалификации рабочих и инженерно-технических работников и обеспечивает постоянное совершенствование подготовки персонала.
2.9. Руководит деятельностью технических служб предприятия, контролирует результаты их работы, состояние трудовой и производственной дисциплины в подчиненных подразделениях.
Права главного инженера
Главный инженер имеет право:
3.1. Действовать от имени технических служб предприятия, представлять интересы предприятия во взаимоотношениях с иными структурными подразделениями предприятия, организациями и органами государственной власти.
3.2. Запрашивать и получать от руководителей структурных подразделений предприятия и специалистов необходимую информацию.
3.3. Проверять деятельность структурных подразделений предприятия по вопросам технической подготовки производства.
3.4. Участвовать в подготовке проектов приказов, инструкций, указаний, а также смет, договоров и других документов, связанных с производственной деятельностью предприятия.
3.5. Взаимодействовать с руководителями всех структурных подразделений по вопросам производственной деятельности предприятия.
3.6. Давать руководителям структурных подразделений предприятия указания, по вопросам производства.
3.7. В пределах своей компетенции подписывать и визировать документы; издавать за своей подписью распоряжения по предприятию по вопросам производственной деятельности.
3.8. Устанавливать служебные обязанности для подчиненных работников.
3.9. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
3.10. Требовать от руководства предприятия обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
Источник: infopedia.su
Государственное управление строительством это
Органы государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
В настоящее время специализированным органом государственного управления в данной сфере является Государственный комитет по жилищной и строительной политике Российской Федерации. Он действует на основе положения о нем, утвержденного Правительством Российской Федерации.
Госкомитет — федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение государственной политики в области строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. В его ведении находятся подведомственные ему государственные (казенные) предприятия и организации строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства.
Госкомитет обеспечивает реализацию государственной политики в области строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства; координирует по этим вопросам деятельность органов управления субъектов Российской Федерации; разрабатывает нормы, правила, стандарты в области эксплуатации, капитального ремонта и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства; участвует в реализации федеральной жилищной политики; контролирует соблюдение на территории Российской Федерации утвержденных норм и стандартов; подготавливает предложения по приватизации предприятий и организаций подведомственной сферы, утверждает уставы федеральных государственных предприятий и организаций строительства, промышленности, строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в его ведении; осуществляет лицензирование в области производства строительных материалов и архитектурной деятельности; осуществляет государственный архитектурно-строительный надзор за качеством строительства, а также государственный контроль за соблюдением правил планировки и застройки городов, за соблюдением жилищного законодательства и сохранностью жилищного фонда и т.д.
Госкомитет вправе: издавать нормативные документы по вопросам своей компетенции; проводить инспекционный надзор за качеством строительства, соответствием стандартам и нормам строительной продукции в организациях и на предприятиях независимо от их организационно-правовых форм; приостанавливать строительство, приемку в эксплуатацию построенных объектов и выпуск строительных материалов при выявлении нарушений обязательных нормативных требований; применять установленные законодательством санкции; в рамках своей компетенции осуществлять госземконтроль, контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда в Российской Федерации.
На Госкомитет возложены государственное регулирование и межотраслевая координация по вопросам жилищного фонда, тепло- и электроснабжения, водообеспечения, инженерной защиты и благоустройства, дорожно-мостового хозяйства городов и других населенных пунктов, сбора и переработки твердых бытовых отходов, банно-прачечного и гостиничного хозяйства, ритуального обслуживания населения.
Минстрой координирует деятельность органов муниципального хозяйства субъектов Российской Федерации, а также субъектов хозяйствования, обеспечивающих функционирование систем жизнеобеспечения населения; осуществляет государственную поддержку органов местного самоуправления с учетом региональных особенностей; обеспечивает приватизацию объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Он разрабатывает проекты государственных программ комплексного развития жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивает разработку и утверждение нормативных и методических документов по вопросам использования и сохранения жилых и нежилых зданий и контролирует их исполнение, участвует в рассмотрении генеральных планов городов, типовых проектов жилых домов, осуществляет лицензирование в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Источник: isfic.info