Согласно ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГСК РФ) технический надзор представляет собой разновидность строительного контроля, который вправе осуществлять застройщик (заказчик работ). Порядок проведения строительного контроля в соответствии с ч. 8 ст. 53 ГСК РФ устанавливается на федеральном уровне специальными нормативными правовыми актами.
Частью 2 ст. 42 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Закон N 384-ФЗ) ранее принятые
строительные нормы и правила были признаны сводами правил, которые разрабатываются в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов.
Постановлением от 21 июня 2010 г. N 468 Правительство Российской Федерации утвердило Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства,
реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (вступило в силу 6 июля 2010 г.), согласно которому строительный контроль — это совокупность перечисленных в пунктах 5 и 6 Положения контрольных мероприятий, а также иных мероприятий, предусмотренных
Государственный контроль Государственный надзор 248-ФЗ
российским законодательством и (или) заключенным договором, проводимых при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства работниками подрядчика и заказчика (застройщика) либо организации, осуществляющей подготовку проектной документации.
Под техническим надзором в области капитального строительства принято понимать комплекс осуществляемых с оптимальной регулярностью экспертно-проверочных мероприятий по контролю соответствия всего процесса строительных и ремонтных работ действующим
нормам и правилам, а также проектной документации. Основное назначение технического надзора — это тщательное планирование строительства и строгий контроль над его проведением. Осуществление технического надзора за реализацией строительного (архитектурного) проекта позволяет обеспечить точное соблюдение
сроков, объемов, стоимости и качества производимых работ и строительных материалов, определенных проектной документацией. Кроме того, технический надзор включает в себя проверку правильности соблюдения технологии ведения
строительно-монтажных и ремонтно-отделочных работ. Основной задачей технического надзора, таким образом, является не поиск ошибок и брака, а предотвращение выполнения строительно-монтажных работ и принятия технических решений в ущерб качеству объекта строительства.
При ответе использованы материалы правовой базы Консультант Плюс.
Строительство: учет, налоги, право: справочник / Н.А. Малофеева, Т.А. Винокурова, Н.А. Степанова и др.; под ред. С.Н.
Зубарева, А.Н. Левченко. 2-е изд., перераб. М.: Налог Инфо, Статус-Кво 97, 2008. 472 с.
татья 53 Градостроительного кодекса РФ.
Строительный контроль
1. Строительный контроль проводится в процессе
строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального
строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной
документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных
изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.2. Строительный контроль проводится лицом,
осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства,
реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль
проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими
на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или
технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее
подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ
проектной документации.3. Лицо, осуществляющее
строительство, обязано извещать органы государственного строительного надзора о
каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального
строительства.4. В процессе
строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального
строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим
строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления
строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора),
должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на
безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией
строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением
которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за
безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического
обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного
контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других
строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения,
за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям
технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за
безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за
выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких
конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции,
капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен
после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной
документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться
испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением
указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей
инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования
указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического
обеспечения.5. При выявлении по результатам проведения контроля
недостатков указанных в части 4 настоящей статьи работ,
конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения застройщик или
технический заказчик может потребовать проведения контроля за выполнением
указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей
инженерно-технического обеспечения повторно после устранения выявленных
недостатков. Акты освидетельствования таких работ, конструкций, участков сетей
инженерно-технического обеспечения должны составляться только после устранения
выявленных недостатков.6. В случаях, если выполнение указанных в части
4 настоящей статьи других работ должно быть начато более чем через
шесть месяцев со дня окончания проведения соответствующего контроля, контроль
за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта
капитального строительства и в соответствии с технологией строительства,
реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может
быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью
строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения,
если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля
недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных
конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, должен быть
проведен повторно с составлением соответствующих актов.7. Замечания застройщика или технического
заказчика, привлекаемых застройщиком или техническим заказчиком для проведения
строительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, о
недостатках выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном
ремонте объекта капитального строительства должны быть оформлены в письменной
форме. Об устранении указанных недостатков составляется акт, который
подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом,
осуществляющим строительство.8. Порядок
проведения строительного контроля может устанавливаться нормативными правовыми
актами Российской Федерации.
В ТГТУ прошла олимпиада для студентов строительных специальностей
Есть еще следующее понятие:
Статья 54 Градостроительного кодекса РФ.
Государственный строительный надзор
1. Государственный строительный надзор
осуществляется при:1) строительстве объектов капитального строительства,
проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49
настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее
модификацией;2) реконструкции объектов капитального
строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции
объектов капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49
настоящего Кодекса.2. Предметом государственного строительного надзора
является проверка:1) соответствия выполнения работ и применяемых
строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта
капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям
технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям
энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального
строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;2) наличия разрешения на строительство;
3) выполнения требований частей 2
и 3 статьи 52
настоящего Кодекса.3.
Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального
государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов,
указанных в пункте 5.1
статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом
о введении в действие настоящего Кодекса.3.1. Федеральный государственный строительный
надзор при строительстве, реконструкции объектов обороны может осуществляться
иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на
осуществление федерального государственного строительного надзора указом
Президента Российской Федерации. Государственный строительный надзор при
строительстве, реконструкции объектов в исключительной экономической зоне
Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во
внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на
землях особо охраняемых природных территорий может осуществляться иными
федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление
государственного строительного надзора указом Президента Российской Федерации и
(или) нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.3.2. Федеральный государственный строительный
надзор при строительстве, реконструкции объектов федеральных ядерных
организаций осуществляется уполномоченной организацией, осуществляющей
государственное управление использованием атомной энергии и государственное
управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой,
изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок
военного назначения.4. Государственный строительный надзор
осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного
надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части
3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их
строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного
строительного надзора.5. К отношениям, связанным с осуществлением
государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок
юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения
Федерального закона
от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля» с учетом следующих особенностей
организации и проведения проверок:1) проверки
проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок;2) проверки проводятся на основании поступивших в
орган государственного строительного надзора:а) извещения
от застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строительство,
направленного в соответствии с частями 5
и 6 статьи 52
настоящего Кодекса, а также об устранении нарушений, об окончании
строительства;б) обращений
и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических
лиц, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в
соответствии с частью 3 статьи 53 настоящего Кодекса,
информации от органов государственной власти (должностных лиц органа
государственного надзора), органов местного самоуправления, включая извещения,
направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью
3 статьи 53 настоящего Кодекса, из средств массовой информации о
фактах произошедшей аварии, нарушений технических регламентов, иных нормативных
правовых актов и проектной документации при выполнении работ в процессе
строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе
нарушений обязательных требований к применяемым строительным материалам, если
такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей,
окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических
лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение
такого вреда;в) обращений и заявлений граждан, в том числе
индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов
государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора),
органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах
привлечения денежных средств граждан для долевого строительства многоквартирных
домов и (или) иных объектов недвижимости в нарушение законодательства об участии
в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов
недвижимости;3) основанием для проведения проверки помимо
основания, указанного в пункте 1 настоящей части, является:а) программа проверок, разрабатываемая органом
государственного строительного надзора;б) истечение срока исполнения юридическим лицом,
индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного
строительного надзора предписания об устранении выявленного нарушения
обязательных требований;в) наличие приказа (распоряжения) руководителя
(заместителя руководителя) органа государственного строительного надзора о
проведении проверки, изданного в соответствии с поручением Президента
Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании
требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за
исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и
обращениям;4) выездная проверка по основанию, указанному в подпункте
«б» пункта 2 настоящей части, может быть проведена органом
государственного строительного надзора незамедлительно с извещением органа
прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10
Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;5) предварительное уведомление юридического лица,
индивидуального предпринимателя о проведении выездной проверки по основанию,
указанному в подпункте «б» пункта 2 настоящей
части, не требуется;6) в приказе (распоряжении) органа государственного
строительного надзора о назначении проверки, акте проверки дополнительно
указываются наименование и место нахождения объекта капитального строительства,
в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по
контролю и фактически были проведены указанные мероприятия.6. По результатам проведенной проверки органом
государственного строительного надзора составляется акт,
являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство,
предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании
указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический
регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также
устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление
строительства, реконструкции объекта капитального строительства на указанный
срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.7. Не допускается осуществление иных видов
государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального
строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного
настоящим Кодексом, а также федерального государственного экологического
надзора в отношении объектов, строительство, реконструкция которых
осуществляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на
континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в
территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных
территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах.8. Порядок
осуществления государственного строительного надзора устанавливается
Правительством Российской Федерации.
Источник: pravoved.ru
Архитектурно-строительный контроль. Архитектурно-строительный контроль в Москве
Архитектурно-строительный контроль возник при необходимости ведения надзора за строительством после распада СССР. Рыночные отношения распространились во всех направлениях городского хозяйства, в том числе и в строительной отрасли. Это привело к тому, что появились новые стандарты и некоторые коррективы в работе строителей, которые нужно было контролировать. Именно для этого и образовался данный государственный орган.
Что привело к образованию ГАСКа?
Новые преобразования, которые привели к появлению новых стандартов, новых правил работы и новых приёмов, и привели к тому, что возникла необходимость в новом контролирующем органе, который отслеживал бы все строительные объекты, независимо от того, кто заказчик и кто подрядчик.
В советское время такими вещами, как постройка зданий, занимались только государственные предприятия, и они работали в очень строгих правилах и ограничениях. Поэтому, они всегда соблюдали:
- Технологические инструкции для строительства.
- Нормативы и стандарты отрасли.
- Проектные документы.
Поэтому, данная работа была более надёжной и более правильной, нежели то, что могут предложить частные компании на рынке.
Многие компании не выполняют некоторых стандартов, чтобы сэкономить ресурсы. А это может привести к тому, что здания будут выполнены не в надлежащем качестве, и при их эксплуатации могут появиться какие-либо проблемы в виде трещин, обвалов, и т.д. Чтобы этого не было, нужен был орган, который сможет контролировать работу разрозненных предприятий, которые не подчиняются напрямую государству.
Особенности сегодняшнего строительства
В сегодняшнем строительстве действуют совсем не те нормативы, которые были много лет назад. Это связано с тем, что в случаях, если государство не является заказчиком или инвестором строительства нового здания, то нормативы, которые применяются к строителям, сильно урезаются. У компаний появляется больше свободы относительно установления взаимных обязательств, а также касательно того, какая будет стоимость работ, какие будут использованы стройматериалы и т.д.
В данном случае, все государственные органы исключительно контролируют деятельность строителей, и проверяют здания на соответствие определённым нормативам. Но по-прежнему сохраняется большая степень свободы у компаний, которые могут самостоятельно выбирать и определять многие аспекты своей работы.
С одной стороны, такое положение дел даёт толчок в развитии компаний, которые имеют больше свободы, могут успешнее конкурировать на рынке, вносить новые предложения, корректировать свою работу, вести инновационную деятельность, экспериментировать с новыми материалами и т.д.
С другой же стороны, становится намного сложнее контролировать безопасность конструкций, которые сдаются в эксплуатацию. Это может привести к существенному ущербу не только имуществу, но также жизни и здоровью людей, которые будут проживать в новом здании. Этого нельзя допускать, так как стихийность в строительной отрасли может быть чревата существенными снижениями качества.
Но с другой стороны, это также показывает, насколько актуальна сегодня данная отрасль, насколько она выгодна для инвесторов, насколько она привлекательна для молодых компаний, которые выходят сегодня на рынок.
Государственный архитектурно-строительный контроль возник от необходимости контролировать действия молодых и развивающихся компаний, выходящих на строительный рынок. Вместе с этим, появилась и новая нормативно-правовая база, которая стала опорой для нового органа государственного контроля, призванного следить за всеми аспектами строительства.
Производят контроль в той или иной степени два органа:
- Нормативной частью занимается министерство промышленности и энергетики.
- Контролем занимается служба по технологическому надзору.
Производимый указанными выше организациями контроль в области строительства и архитектуры, распространяется на все стратегически важные объекты, которые могут иметь существенное значение не только для государственного, но и для муниципального уровня.
Объекты, которые подлежат контролю
Учитывая, что архитектура ― это отрасль, которая может непосредственно влиять на жизнь и здоровье людей, в ней осуществляются соответствующие работы, направленные на контроль состояния объектов строительства, а также на проверку их соответствия нормативам и правилам.
Однако под контроль попадают не все объекты. Есть целый список тех зданий и сооружений, которые в обязательном порядке должны проверяться органами гос. контроля:
- Объекты жилищного строительства.
- Гражданские объекты.
- Промышленные и производственные объекты.
- Объекты, относящиеся к военной индустрии.
- Предприятия по стройматериалам.
Что касается предприятий, то контроль производится за всеми предприятиями, которые производят и реализуют строительные материалы. Государственные органы определяют, насколько материалы соответствуют установленным стандартам качества. Для этого проводятся специальные проверки и экспертизы.
Например, для того, чтобы определить, насколько производимый заводом кирпич соответствует стандартам, инспектор государственного надзора проверяет все его параметры, указанные в ГОСТе:
- Размеры и массу (причём, делается выборка из нескольких партий для сравнения).
- Свойства на сжатие, а также характеристики гибкости и прочности по установленным нормам.
- Маркировка, упаковка, учёт партий, журналы испытаний, паспорта качества, сертификаты и т.д.
На самом деле, данный контроль нужен для того, чтобы удостовериться в том, что на рынок поступают правильные стройматериалы, которые не будут вредить здоровью людей, а также будут достаточно прочными для того, чтобы конструкция, которая будет из них возводиться, прослужила как можно дольше. Это позволяет строительным компаниям снять с себя ответственность за качество стройматериалов, которые они используют, при условии, что у материалов есть сертификаты и паспорта качества, а завод-изготовитель был проверен инспекцией.
Однако, это не значит, что строители могут использовать некачественные материалы. Они обязаны проверить каждую партию непосредственно перед использованием, чтобы убедиться в том, что материал соответствует заявленным требованиям и полностью удовлетворит заказчика.
ГАСК нужен не только для того, чтобы проверить, насколько правильно было построено здание. Он также контролирует все объекты, продающие и производящие материалы, которые будут использоваться в строительстве и капитальном ремонте. Это необходимая мера, которая также оправдана тем, что сегодня производство сконцентрировано у частных компаний, и на них не распространяются все нормы и многочисленные проверки, которые бывают на государственных предприятиях.
Функции и структура органов надзора
Учитывая, что контроль строительства является очень важно составной частью государственного контроля в отрасли, а также государственного управления, можно сказать, что главная функция надзора – это обеспечение нормальной жизни в обществе.
Выполняется данная функция посредством того, что производится контроль за многочисленными строительными и архитектурными объектами, а также за стройматериалами. Это позволяет гарантировать, что люди, использующие здания, могут быть уверены в их качестве и капитальности.
Контроль позволяет получить объективную информацию о состоянии отрасли, о том, как функционируют все компании, как производятся работы, и т.д. Это даёт некую обратную связь государству, которое может управлять отраслями хозяйствования, хотя и опосредованно.
Что касается функций, сегодня они в государстве распределены между несколькими организациями. Если ранее один орган и выдавал разрешения, и контролировал, и регламентировал работу, то сегодня этим занимаются разные службы.
Это сделано для того, чтобы люди не сталкивались со злоупотреблениями полномочиями, и могли намного проще проходить все процедуры. Одна служба выполняет сегодня прежде всего нормативную функцию, и лишь косвенно касается проверок и контроля. Вторая же служба исключительно проверяет и контролирует деятельность организаций.
Обе службы также подлежат контролю, который осуществляет правительство. Это позволяет избежать прямых контактов с обеими службами при проведении тех или иных работ. Все обращения проходят лишь с одной организацией, и это намного упрощает все процедуры.
Кроме того, существует три уровня контролирующих органов, каждый из которых участвует в проверках и контроле в рамках своих полномочий. Какой именно орган будет заниматься проверками, зависит от того, какой по значимости объект подлежит проверке. К примеру, объекты федерального значения проверяются федеральными органами, а местные строительства ― местными проверяющими.
Службы дифференцированы, и имеют различные функции и назначения. Однако все они не контактируют с людьми по одним и тем же вопросам. Так, каждый аспект деятельности будет обсуждаться с отдельным органом контроля, что намного проще и эффективней.
Служба технологического надзора, которая занимается практически всеми вопросами контроля за строительством и качеством материалов, выполняет такие две важнейшие функции:
- Контроль выполнения нормативов. В данной ситуации рассматриваются вопросы, касающиеся технологической, промышленной безопасности. Контроль производится на многих этапах строительства – от проектирования до сдачи объекта. Проверяется как соответствие государственным стандартам и нормативам, так и проектной документации и технологическим требованиям проекта.
- Контроль за действиями местных органов относительно градостроительства и регулировки строительной деятельности. Эта работа необходима для того, чтобы проверить, насколько местные органы власти додерживаются всех правил и требований, и как они выполняют свои функции.
Например, Москва ― это город, в котором федеральные органы будут проверять местные на предмет соответствия всем требованиям и всем регламентам работы. Кроме того, здесь будут проверяться и отдельные объекты строительства, которые так или иначе захватывают сферу интересов государственных служб.
Особенности организации контроля
Учитывая, что сегодня контроль не директивный, а компании на рынке сами решают, какими нормами им руководствоваться, насколько повышать качество выше стандартов, и т.д., то деятельность контролирующих органов ― учитывать частные интересы.
К примеру, инвесторы и сами могут обращаться в службы за проверками, и очень часто вынуждены играть по их правилам. На самом деле, порой это происходит в ущерб интересам государства, так как необходимо учитывать прежде всего интересы застройщика и ориентироваться на те нормативы, которыми он руководствовался. Однако нельзя допускать противоречий между интересами заказчика и законодательством. Расхождения могут быт исключительно в более благоприятную сторону.
Например, вполне допустимы любые улучшения, но нельзя допускать ухудшений по сравнению со стандартами, нормами и правилами. Строительство ― настолько специфическая сфера, что здесь нужно грамотно учитывать интересы всех сторон, но при этом выполнять главную функцию – обеспечение жизнедеятельности общества.
Также в отрасли постоянно совершенствуется законодательная база, которая вынуждена соответствовать современным реалиям строительного бизнеса и рынка. Особенно это касается вопросов землеустройства, подготовки проектной документации, нормативов и правил застройки, и т.д. Каждый отдельный вопрос требует пересмотрения, так как устаревшие нормы законов не соответствуют некоторым сегодняшним реалиям и требованиям рынка, необходимым ему для развития.
Источник: centerekspert.ru
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СТРОИТЕЛЬСТВОМ
Административный контроль за строительством выполняется органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями (административными инспекциями и т.п.) с целью ограничения неблагоприятного воздействия строительно-монтажных работ на население и территорию в зоне ведущегося строительства. Контроль заключается в предварительном установлении условий ведения строительства (размеры ограждения стройплощадки, временной режим работ, удаление мусора, поддержание порядка на прилегающей территории и т.п.) и соблюдении этих условий в ходе строительства.
Ответственным перед органом местного самоуправления является, как правило, застройщик (заказчик).
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ НАДЗОР
Согласно статье 54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ в зависимости от значимости объекта в случаях:
- — строительства объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе или является типовой проектной документацией или ее модификацией;
- — если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе.
При проведении процедуры государственного строительного надзора проверяется:
- — соответствие выполнения работ, их результатов, применяемых строительных материалов в процессе строительства требованиям технических регламентов, проектной документации, требованиям обеспечения энергетической эффективности и оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- — наличие разрешения на строительство;
- — наличие свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность у лиц, осуществляющих строительство (застройщик или привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо).
Государственный архитектурно-строительный надзор (ГАСН) осуществляет общий контроль всех звеньев строительного комплекса (изыскания, проектирование, строительство) на всех этапах, проверяет правильность выполнения предпроектных работ, контролирует правильность его ведения — может проводить проверки любой стройки в любое время, требовать предъявления любого исполнительного документа. ГАСН имеет право останавливать строительство, штрафовать, возбуждать уголовные дела и т.д. При проведении инспекционного контроля органами Госархстройнадзора России, а также хозрасчетными организациями, выполняющими эти функции по их поручениям, следует руководствоваться документом МДС 12-7.2000 и МДС 12-5.2000.
Проверки качества выполняемых строительно-монтажных работ по объектам производственного назначения проводятся органами Госархстройнадзора России или по их поручениям хозрасчетными фирмами:
- — согласно годовым (квартальным) планам выборочных проверок;
- — в порядке контроля за деятельностью нижестоящих инспекций;
- — по заданиям соответствующих органов управления и власти, вышестоящих инспекций;
- — по сообщениям представителей обществ потребителей, прокуратуры, заказчика, других органов (внеплановые проверки).
Количество контролируемых объектов при комплексной выборочной проверке рекомендуется принимать из условия, что качество возведения каждого типа здания, вида строительно-монтажных работ и применяемого типа конструкций проверяется не менее чем на трех объектах. Руководитель проверки о времени и сроках ее проведения извещает участников проверки, а при необходимости — территориальную инспекцию Госархстройнадзора России за неделю до ее начала. Должностному лицу, осуществляющему контроль, надлежит:
- — устанавливать факты отступления от проектных решений, строительных норм и правил, а также других нормативных актов при производстве строительномонтажных работ и оформлении производственно-технологической и исполнительной документации на объекте;
- -выявлять строительные дефекты (прил. И) и основные причины низкого качества строительно-монтажных работ и требовать их устранения с соответствующей записью в журнале работ или выдачей специального предписания;
- — анализировать характер и повторяемость допускаемых дефектов и нарушений строительных норм и правил с учетом данных производственного контроля, осуществляемого подрядной организацией;
- -требовать проведения всех видов лабораторных испытаний и геодезических измерений, предусмотренных требованиями соответствующих разделов СНиП и стандартов;
- — производить в строительных и строительно-монтажных организациях ознакомление с работой строительной лаборатории и других служб производственного контроля для подтверждения полноты и качества его осуществления;
— привлекать, в необходимых случаях, технические средства и специалистов подрядных организаций, по согласованию с их руководителями, для проведения испытаний, контрольных измерений, вскрытий и подобных работ, а также специалистов авторского надзора для расчетной оценки дефектных конструкций и выдачи рекомендаций по возможному их усилению.
В случаях, когда выявленные дефекты на месте монтажа строительных конструкций связаны с некачественным изготовлением последних, рассматривается необходимость проверки органами Госархстройнадзора России качества их изготовления на заводах-поставщиках этих конструкций.
В зависимости от результатов проведенной проверки должностными лицами органов Госархстройнадзора в пределах их компетенции, руководителями хозрасчетных фирм в рамках делегированных им полномочий применяются соответствующие меры по устранению допущенных нарушений и привлечению нарушителей к ответственности.
Объем и последовательность выборочной проверки, осуществляемой представителями ГАСН, следует уточнять в зависимости от состояния строительства объекта к моменту проверки, в связи с чем в рекомендациях приводится примерная последовательность проверки на условном объекте строительства. Должностному лицу, проводящему проверку, до выхода на строительную площадку следует:
- — проверить наличие на строительной площадке разрешения на выполнение строительно-монтажных работ, уточнив состав зданий и сооружений, входящих в комплекс объекта, а также характер производимых на них строительно-монтажных работ;
- — ознакомиться с инженерно-геологическими условиями и особенностями строительной площадки по каждому возводимому зданию, сооружению, подлежащему проверке;
- — выяснить особые требования к производству и качеству работ, вытекающие из назначения объекта, условий его строительства и эксплуатации;
- — установить наличие проекта организации строительства и проектов производства работ и ознакомиться с заложенными в них требованиями, в т.ч. по осуществлению операционного и лабораторного контроля;
- — ознакомиться с предписаниями, приказами по качеству, изданными генподрядной и субподрядными организациями, выполняющими основные виды работ, и выяснить состав и эффективность функционирования служб производственного контроля;
- — проверить наличие приказа (актов, журнала) о проведении авторского надзора на объекте и ознакомиться с замечаниями по качеству работ в журнале;
- — выяснить, были ли случаи аварий (обрушений) в процессе возведения зданий, сооружений и установить их причины;
- — убедиться в том, что чертежи типовых узлов сопряжения конструкций, архитектурных деталей, технологические карты на отдельные виды работ и схемы операционного контроля имеются на площадке и исполнители ими обеспечены;
- — ознакомиться с имеющимися замечаниями и предписаниями инспектирующих органов.
Проверку качества выполнения строительно-монтажных работ на объектах рекомендуется осуществлять при участии представителей технического надзора заказчика, службы производственного контроля подрядной организации и (при наличии) авторского надзора проектной организации.
Выборочную проверку качества выполнения основных видов строительномонтажных работ рекомендуется проводить на основе нижеприведенных рекомендаций.
Земляные работы, земляные сооружения, устройство оснований. На строительных площадках, где выполняется данный вид работ, следует убедиться, что все необходимые грунтовые испытания, предусмотренные рабочей документацией, выполнены и что фактические характеристики грунтовых условий соответствуют принятым в проекте (по акту освидетельствования котлована с участием специалиста геотреста). Затем необходимо установить, соответствует ли производство работ по отрывке котлована принятому в проекте способу выполнения работ (водопонижение, ликвидация просадочности, характер уплотнения, метод защиты от обводнения поверхностными водами, от промораживания и т.д.). Особое внимание следует уделить соблюдению специальных требований и рекомендаций при строительстве на площадках со сложными грунтовыми условиями — пучинистые, вечномерзлые, просадочные, засоленные грунты и т.п.
Необходимо проверить выполнение предусмотренных проектом водоотводных устройств и их параметры (поперечное сечение, уклоны), а также их состояние в процессе ведения работ, убедиться в наличии разбивочных знаков земляных работ и их сохранности.
При проверке качества выполнения работ по вертикальной планировке важнейшими контролируемыми параметрами являются:
- — толщина уплотняемых слоев насыпного грунта и соответствие их принятому режиму уплотнения (влажность грунта, тип уплотняющего механизма, число проходов на основе пробного уплотнения);
- — достижение проектной степени уплотнения;
- — достаточность запаса высоты отсыпаемого без уплотнения грунта на основаниях, не дающих осадки, на последующую осадку;
- — объективность данных по уплотнению, приведенных в специальном журнале работ.
В условиях строительства на площадках, сложенных пучинистыми и сильно пучинистыми грунтами, а также в районах с распространением вечной мерзлоты следует проверить соблюдение правил по рытью котлованов, обеспечивающих предотвращение просадок или пучения оснований зданий, сооружений. При устройстве траншей под укладку трубопроводов в скальных грунтах либо в грунтах, содержащих твердые включения, должны быть выполнены по дну траншеи подушки из песчаного или глинистого грунта. Необходимо проверить соблюдение правил обратной засыпки грунта в траншею с уложенными трубопроводами.
При устройстве насыпей и выемок контролируются:
— выполнение оснований под насыпями, возводимых из глинистых грунтов на косогорах, а также на сырых и мокрых грунтах (меры по осушению и отводу воды);
- — соответствие применяемых для отсыпки грунтов требованиям проекта;
- — соблюдение правил послойного уплотнения грунтов с учетом используемых механизмов;
- — соблюдение геометрических параметров (ширина основной площадки, крутизна откосов) и мероприятий по креплению откосов;
- — выполнение водоотводных устройств — нагорных канав, кюветов;
- — соблюдение правил устройства водопропускных сооружений в насыпях -труб, малых мостов, дренирующих участков.
На площадках, где под фундаментом используются естественные основания, следует проверить:
- -выполнение требований по ведению работ методами, не допускающими ухудшения свойств грунтов основания из-за замачивания, размыва грунтовыми и поверхностными водами, повреждения транспортными средствами, промерзания и выветривания;
- — соблюдение требований по недопущению перерывов между окончанием разработки котлована с уплотнением основания и устройством фундаментов на площадках с просадочными (макропористыми) грунтами;
- — оформление приемки подготовленного основания в соответствии с требованиями норм.
В необходимых случаях потребовать отбор образцов грунта основания для лабораторных испытаний.
На площадках с просадочными грунтами проводится контроль соблюдения методов ликвидации просадочности, принятых в проекте, а также выполнение требований по контролю просадок основания и операционному контролю производимых работ в необходимом объеме. При искусственном закреплении грунтов оснований зданий, сооружений необходимо проверить соблюдение требований по проведению лабораторных испытаний исходных материалов, используемых для закрепления грунтов (цемент, глинистый раствор, силикат и др.), а также соблюдение технологии закрепления.
На строительной площадке необходимо проверить производственнотехнологическую документацию (журналы работ — общий и специальные, журналы контроля и др.), а также исполнительную документацию, оценив правильность, полноту и объективность ее ведения; кроме того, следует проанализировать имеющиеся замечания контролирующих лиц.
Свайные фундаменты. На объектах, где выполняются свайные фундаменты, независимо от стадии сваебойных работ в момент проверки следует убедиться в достоверности составляемой исполнительной документации по свайному полю. При проверке данного вида работ тщательно изучают проектную документацию и осуществляют контроль выполнения требований, содержащихся в ней, определяют наличие расчетных параметров свай (отказ, глубина погружения, для забивных свай, заглубление их в опорный слой и т.п.) либо необходимость проведения их предварительных испытаний в соответствии с ГОСТ 5686.
В случаях, когда выполнялись динамические испытания или испытания свай статической нагрузкой, с целью уточнения их несущей способности, следует проверить соответствие их выполнения требованиям, указанным в ГОСТ 5686, п.
Необходимо убедиться в наличии журналов сваебойных работ или бурения скважин (для буронабивных свай) и проанализировать данные, содержащиеся в них, на предмет установления соответствия фактических параметров проектным.
На месте производства работ и по паспортным данным следует проверить соответствие используемых марок свай проектным, в том числе по прочности бетона, водопроницаемости, химической защите в агрессивной среде, а также оценить визуальным осмотром качество свай, поставляемых на строительную площадку. В случаях, когда в период проверки ведутся работы по забивке свай или бурению скважин, оцениваются выполнение технологических параметров и порядок осуществления контроля нормируемых показателей. При устройстве свайных фундаментов на буронабивных сваях необходимо убедиться в соблюдении требований о нормируемом времени перерыва между скончанием бурения и началом бетонирования скважин в зависимости от реальных грунтовых условий.
Железобетонные монолитные конструкции. Проверка качества выполнения монолитных железобетонных конструкций требует тщательного изучения условий, в которых будут эксплуатироваться конструкции. Это — уровень грунтовых вод и степень их агрессивности по отношению к бетону, возможная агрессивность техногенных вод, глубина промерзания грунта, расчетная морозостойкость и другие возможные воздействия.
При проверке качества выполнения работ по устройству монолитных конструкций используются не только общие нормы и правила, но и специальные положения в соответствующих стандартах и других главах СНиП.
До выхода на строительную площадку следует ознакомиться с данными лабораторных испытаний материалов, паспортными данными на цемент и сертификатом арматурной стали и сопоставить их с требованиями проекта.
При контроле качества устройства монолитных фундаментов в случаях, когда они опираются непосредственно на грунт, проверяют качество основания, выполнение обязательной укладки подстилающего слоя из бетона более низкой марки, а в зимних условиях — обеспечение необходимой температуры в зоне контакта укладываемого бетона с основанием. Для сложных по конфигурации конструкций следует проконтролировать параметры и неизменяемость опалубки и установить наличие актов на ее приемку.
Внимательно и требовательно производится контроль армирования железобетонных монолитных конструкций. При этом особое внимание необходимо уделить:
- -проверке качества сварных соединений арматурных стержней (стыковых, тавровых, крестообразных) и соответствия их требованиям ГОСТ 14098;
- — оценке качества пространственных каркасов и фиксации их в опалубке;
- — правильности приемки армирования и оформлению ее результатов.
Соблюдение норм и правил укладки бетонной смеси в конструкции следует проконтролировать по основным параметрам:
- — соответствию бетонной смеси по удобоукладываемости (подвижности), температуре и состоянию при выдаче ее из транспортных средств;
- -соблюдению предельных нормируемых значений по высоте сбрасывания бетонной смеси при укладке ее в конструкцию;
- — соблюдению требований по непрерывности бетонирования (если такие предусмотрены проектом);
- — качеству выполнения технологических швов при перерывах в бетонировании;
- — технологии уплотнения бетонной смеси;
- — обеспечению порядка ухода за бетоном в процессе твердения;
- — соблюдению правил бетонирования в зимнее время;
- — правильности и полноте отбора и хранения контрольных образцов бетона;
- — соблюдению сроков распалубливания (раскружаливания) конструкций.
В ходе проверки следует убедиться в полноте и достоверности ведения производственно-технологической и исполнительной документации, а также выполнения производственного контроля, предусмотренного требованиями СНиП.
Монтаж сборных железобетонных конструкций. Проверку качества монтажа сборных железобетонных конструкций зданий и сооружений следует производить с участием специалистов, знающих конструктивные особенности зданий, требования по выполнению монтажных соединений и их технологической последовательности. Проверку качества монтажных соединений осуществляют только после того, когда установлено, что в монтируемом каркасе обеспечиваются его пространственная жесткость и устойчивость на всех стадиях монтажа конструкций. Если это правило не соблюдено, то все монтажные операции должны быть немедленно приостановлены.
Контроль узловых сопряжений каркасов зданий и сооружений следует начинать с проверки правильности и качества сопряжения колонн с фундаментами, которое в конструктивном отношении является общим для всех типов зданий, -замоноличивания в фундаментах стаканного типа. Основные контролируемые параметры узлов сопряжения колонн с фундаментами:
- — геометрические размеры стаканной части фундаментов, особенно по глубине заделки и толщине днища;
- -зазоры между стенками фундамента и гранями колонн и соответствие их проектным;
- — наличие подливки раствора на днище «стакана» фундамента под пятой колонны;
- — высота замоноличивания и качество бетона замоноличивания;
- — извлечение временных установочных клиньев (особенно деревянных) и заполнение пустот бетоном;
- — вертикальность установки колонн.
При выполнении монтажных операций следует убедиться в том, что монтаж ведется от созданного связевого блока. Проверкой узловых сопряжений монтируемых конструкций должны быть определены прочность соединений и устойчивость конструктивных элементов. При контроле узловых соединений следует установить, что:
- — отклонение осей конструкций от оси опорной площадки не превышает допустимой величины;
- — отсутствует клиновидное опирание конструкций;
- — обеспечена вертикальность положения монтируемых конструкций и не наблюдается их выгиба из плоскости;
- -геометрические параметры сварных соединений и качество их выполнения соответствуют проектным и нормируемым требованиям.
В узловых сопряжениях каркасов многоэтажных зданий рамного типа следует проверить:
- — правильность ориентирования выпусков арматуры ригелей в крайних пролетах;
- — соосность сопрягаемых арматурных выпусков колонн и ригелей;
- — качество ванной, ванно-шовной или другого вида сварки стыков арматурных выпусков, особенно при выполнении их с использованием стальных скоб-накладок и накладок из арматурной стали;
- — геометрические параметры в сварных соединениях с накладными элементами;
- — количество и шаг стержней поперечной арматуры в замоноличиваемых узлах, а также качество бетона замоноличивания.
В многоярусных (многоэтажных) каркасах контролируют соблюдение технологической последовательности монтажа и недопустимость монтажа каждого последующего яруса без полного проектного закрепления конструкций нижележащих ярусов и своевременной установки связей и распорок.
В узлах сопряжения подкрановых и подстропильных балок с колоннами следует проверить положение этих конструкций на консолях колонн или на их верхней отметке как по глубине опирания, так и по величине эксцентриситета, обеспечение расчетной схемы работы конструкций. При установке прокладок из стального листа на опоре нельзя применять пакеты из несваренных листов.
При проверке качества монтажа конструкций стенового ограждения необходимо убедиться в соответствии характеристик материала стеновых панелей, влияющих на их теплотехнические свойства (объемная масса однослойных панелей, вид и толщина использованного утеплителя в трехслойных панелях).
Качество монтажа стенового ограждения следует начинать проверять с правильности установки панелей цокольного ряда. Убедиться в наличии фундаментной балки и проверить положение панели по отношению к ней (наличие гидроизоляционного зазора и его заполнение). Установку панелей последующих рядов следует проверять с оценкой глубины их опирания на опорные столики, правильности и качества крепления к закладным деталям колонн, не допуская жесткого крепления, исключающего возможность раздельной деформации каркаса и ограждения.
При контроле качества устройства перекрытий и покрытий проверяют соблюдение требований по обеспечению создания жестких дисков. Оценку качества монтажа конструкций перекрытий и покрытий проводят по следующим основным конструктивным параметрам:
— глубине опирания конструкций на опорные площадки;
- — обеспечению опирания плоских плит через растворную «постель»;
- — качеству сварных швов в местах опирания коробчатых плит перекрытия и покрытия (размеры и количество точек крепления);
- — заполнению швов между плитами раствором;
- — наличию и качеству установки накладных элементов;
- -правильности использования плит покрытий в местах установки вентиляторов и дефлекторов, не допуская пробивки отверстий без усиления;
- — правильности крепления плит покрытий у торцов здания и в температурных швах;
- — правильности выполнения конструктивных узлов сопряжения элементов светоаэрационных фонарей.
Монтаж стальных конструкций каркасов зданий и сооружений. Особенностью монтажных операций при использовании стальных конструкций является во многих случаях выполнение на строительной площадке их укрупнительной сборки. В связи с этим при проверке контролируется выполнение этой технологической операции, в том числе качество поставленных на площадку элементов конструкций. Следует проверить отсутствие на сборке деформированных элементов и установить, что при этом не производилось холодной правки деформированных элементов. Проверка качества сборки включает:
- — контроль состояния сборочного кондуктора, который должен обеспечивать укрупнительную сборку с нормируемой точностью;
- -контроль точности совмещения собираемых элементов и приемов фиксации их положения;
- — оценку соблюдения требований сборки конструкций на болтовых соединениях;
- — проверку приемов законтривания гаек и плотности стяжки собранного пакета;
- — контроль профессиональной пригодности рабочих для выполнения соединений на болтах с контролируемым натяжением;
- — контроль соблюдения правил выполнения сдвигоустойчивых соединений на высокопрочных болтах, начиная от подготовки поверхностей, контроля натяжения и до герметизации стыков;
- — ознакомление с ведением исполнительной документации и оценкой полноты и объективности фиксируемых параметров.
При сборке конструкций с использованием сварных соединений следует проверить:
- — оборудование мест выполнения сварочных работ, в том числе по защите от атмосферных осадков и ветра;
- — соответствие квалификации сварщиков уровню сложности выполняемых сварных соединений;
- -точность и качество подготовки стыковых соединений под сварку (зазоры, разделка кромок, установка выводных планок и т.д.);
- — качество и параметры сварных швов визуальным осмотром, соблюдение нормируемых объемов и порядка контроля сварных соединений.
На строительной площадке необходимо проверить организацию входного контроля укрупненных монтажных блоков (конструкций) и выполнение контрольных испытаний, согласно требованиям проекта, с соответствующим оформлением их результатов. При контроле качества монтажа конструкций каркасов зданий и сооружений со стальными колоннами следует учитывать конструктивное решение крепления их к фундаментам и принятый метод монтажа.
Выверочный монтаж колонн должен выполняться с использованием мерных подкладок с постоянным контролем вертикальности их положения. При этом зазор между опорной плитой колонны и поверхностью фундамента не должен превышать проектной величины. Внимательно контролируется закрепление колонн на анкерных болтах с законтриванием гаек. При безвыверочном монтаже с опиранием базы колонн по приторцованной поверхности следует убедиться в отсутствии клиновидных зазоров, а при их наличии потребовать обварки узла по всему периметру сопряжения. Не должно быть допущено занижение отметки верха анкерных болтов с вырезом вертикальных листов баз колонн, ослабляющим опорный узел.
При контроле качества монтажа в процессе ведущихся монтажных операций прежде всего проверяется выполнение полного проектного закрепления межколонных связей, а также вертикальных связей и распорок между фермами покрытия. При контроле соблюдения правил монтажа и качества выполнения монтажных узлов следует:
- — установить соблюдение технологической последовательности монтажа на всех стадиях возведения здания;
- — оценить качество установки несущих конструкций каркаса, особенно соблюдение допусков отклонения их от осей и обеспечение соответствия передачи нагрузки расчетной схеме (опирание через фрезерованные торцы опорных листов, ребер и т.д.);
- — оценить качество сварных или болтовых монтажных соединений;
- — проверить выполнение проектного решения в сопряжениях конструкций в температурных швах и узлах крепления балок подвесного транспорта;
- — оценить качество выполнения покрытия и стен при применении ограждающих конструкций с использованием профилированного стального листа.
Монтаж деревянных конструкций. Проверка качества монтажа деревянных конструкций требует повышенного внимания к выполнению на объекте входного контроля поступающих на стройплощадку конструкций. На строительной площадке следует проконтролировать соблюдение правил складирования и транспортирования конструкций к месту монтажа, обеспечивающих надежность защиты их от длительных атмосферных воздействий и сохранность огнезащитных покрытий.
В случаях укрупнительной сборки конструкций в условиях строительной площадки проверяется порядок выполнения операции, в частности положение конструкции при укрупнительной сборке, а также плотность примыкания стыкуемых поверхностей при установке накладных элементов. При установке конструкций с заделкой в каменную кладку, в монолитный бетон или при контакте с грунтом контролируется выполнение изоляции в соответствии с проектным решением.
На месте монтажа конструкций следует проверить наличие проекта производства работ и соблюдение требований по допустимой глубине врубок, по обеспечению расстояния между центрами нагелей, шпонок в соединениях, по герметизации швов и т.п.
Возведение каменных конструкций. Качество выполнения работ по возведению каменных (кирпичных) зданий следует проверять по следующим основным параметрам:
- — соблюдение особых требований, вытекающих из условий эксплуатации здания, и соответствие применяемых материалов проектным;
- — соблюдение правил производства работ в зимних условиях, если проверка производится в период стабильного удержания отрицательных температур;
- -выполнение кладки в местах сопряжения ее с фундаментом (фундаментной балкой) и применение для этих целей соответствующего вида кирпича;
- -недопущение устройства в стенах проемов и ниш, не предусмотренных проектом;
- — обеспечение «развязки» стен перекрытиями и поперечными стенами, соблюдение соотношения толщины и высоты свободностоящих стен в процессе производства работ;
- — наличие распределительных подушек и пилястр в местах опирания на кладку несущих конструкций (балок, ферм, ригелей), а также устройство растворной постели в местах опирания плит перекрытий;
- — соответствие проекту глубины опирания конструкций на кладку;
- — выполнение штрабы или армирования в местах сопряжения продольных и поперечных стен;
- — выполнение армирования столбов и простенков;
- — крепление самонесущих кирпичных стен к конструкциям каркасов зданий;
- — обеспечение связи перегородок со стенами, колоннами каркаса, перекрытиями, наличие в них фахверковых стоек, если это предусмотрено проектом.
Кладку, выполняемую способом замораживания, следует проконтролировать с точки зрения соблюдения ряда основных требований:
- — обеспечение нормируемого значения температуры раствора, применяемого без противоморозных добавок;
- — соответствие проекту противоморозной добавки и процента ее содержания в растворе;
- — обеспечение одновременного выполнения работы по всей захватке;
- — выполнение перед наступлением оттепели (до оттаивания кладки) мероприятий по разгрузке, укреплению и усилению перенапряженных элементов (столбов, простенков, опор и т.п.) по всем этажам;
- — организация наблюдения за величиной и равномерностью осадок стен, развитием деформаций и твердением раствора в период оттаивания.
Защита строительных конструкций от коррозии и устройство кровель. В число проверяемых антикоррозионных покрытий прежде всего следует включить покрытия, поступившие с предприятий-изготовителей стальных конструкций и выполняемые согласно требованиям соответствующих стандартов и технических условий. В состав контролируемых параметров, процессов и технологических операций по нанесению защитных покрытий следует включить:
- — качество подготовки защищаемых металлических поверхностей;
- -качество подготовки бетонных поверхностей согласно требованиям СНиП 3.04.03-85;
- — технологию нанесения слоев лакокрасочных покрытий;
- — выполнение стыков полотнищ стеклотканевых материалов;
- — качество грунтовочного слоя перед наклейкой рулонных материалов и соответствие его химического состава наклеиваемому материалу;
- — качество и состояние рулонного материала;
- — способ герметизации стыков;
- — своевременность и полноту контрольных операций.
При проверке качества выполнения кровельных работ контролируются основные параметры и технологические операции, а именно:
- — качество выполнения основания под кровлю, включающее заделку швов между плитами покрытий, наклейку пароизоляции, устройство стяжки по утеплителю, и наличие в ней температурно-усадочных швов, выравнивание вертикальных поверхностей каменных конструкций на высоту примыкания рулонного ковра;
- -качество горячей мастики, толщина ее слоев и недопущение использования вместо мастик горячих битумов без наполнителя;
- — качество раскладки полотнищ рулонных материалов по величине нахлеста, направлению и расположению в зависимости от уклона покрытия;
- — укладка дополнительных слоев в ендовах, местах примыкания к парапетам и другим вертикальным элементам; закрепление кровельного ковра на вертикальных поверхностях;
- — качество установки водоприемных воронок и соблюдение уклонов.
Готовые кровельные покрытия следует проверять на прочность сцепления рулонного материала с основанием и полотнищ между собой, на отсутствие пузырей, воздушных мешков, разрывов и других дефектов, на наличие слоев усиления и защитного слоя, на возможность полного отвода воды к наружным и внутренним водостокам без застоя, а также по влажности и толщине утепляющего слоя.
По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, на основании которого лицу, осуществляющему строительство, выдается предписание об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются:
- — вид нарушения;
- -ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены;
- — срок устранения выявленных нарушений.
В случае необходимости возможно приостановление строительства.
Градостроительным кодексом РФ не допускается осуществление других видов государственного надзора при строительстве, кроме государственного строительного надзора, государственного экологического контроля в отношении объектов, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий.
Источник: ozlib.com
Строительный контроль ждёт реформа
Институт строительного контроля в ближайшие пять-семь лет ждут большие перемены. Такой вывод можно сделать по итогам организованной НОПРИЗ конференции «Организационно-технологические решения при проведении строительного контроля ОКС». Мероприятие состоялось на площадке НИУ МГСУ 19 мая 2022 года. Вел конференцию вице-президент, член Совета НОПРИЗ Азарий Лапидус.
В начале заседания участников конференции поприветствовали президент НОПРИЗ Михаил Посохин, заместитель министра строительства и ЖКХ Сергей Музыченко и ректор НИУ МГСУ Павел Акимов.
Михаил Посохин подчеркнул, что в связи с планируемой Минстроем России реформой системы надзора необходимо усилить внимание к качеству подготовки специалистов по проведению строительного контроля. В рамках соглашений о сотрудничестве с МАРХИ, РААСН, правительствами регионов РФ, а также в деятельности отраслевой рабочей группы по направлению «Строительство» университета Иннополис, НОПРИЗ ведет большую работу по разработке программ профессионального образования в соответствии с актуальными отраслевыми потребностями. Параллельно на базе СПК ведется разработка и актуализация профессиональных стандартов. При этом вся работа НОПРИЗ по развитию профессиональных квалификаций увязана с потребностями предприятий стройкомплекса и ведется совместно с профильными учебными заведениями.
Павел Акимов рассказал о сотрудничестве МГСУ с НОПРИЗ в части реализации совместных образовательных программ и научно-исследовательских проектов, и отметил высокую актуальность темы конференции.
Основной темой выступления Сергея Музыченко стала подготовка дорожной карты по реформированию системы строительного контроля и надзора в целом, и системы подтверждения обязательным требованиям качества и безопасности в частности. Дорожная карта, утверждение которой запланировано на начало лета, предполагает внесение изменений в Технический регламент по безопасности зданий и сооружений, направленные на упразднение перечня обязательных к применению документов технического регулирования, и введение единого перечня документов, которые могут применяться для подтверждения соответствия нормам техрегламента. В ближней перспективе Минстрой также планирует повышение требований к квалификации специалистов строительного контроля и строительного надзора, и уточнение их функций.
Председатель Комитета государственного строительного надзора города Москвы Игорь Войстратенко в своем выступлении детально осветил различия в деятельности строительного контроля и государственного строительного надзора. Он отметил, что проведение строительного контроля определяется тем, что его заказчиком, как правило, выступает сам застройщик, и предметом такого контроля по большей части являются процессы строительства и входной контроль строительных материалов. А предметом государственного строительного надзора является соблюдение требований технического регламента о безопасности зданий и сооружений по итогам оценки уже выполненных работ.
«То есть государственный строительный надзор находится «над схваткой», которая происходит на строительном производстве», — пояснил он.
По мнению Игоря Войстратенко, возможности повышения эффективности строительного производства кроются в развитии взаимодействия специалистов строительного надзора и строительного контроля. В частности, положительный эффект может быть достигнут в соблюдении строителями плана производства работ и в снижении травматизма и количества аварий.
Фото stroi.mos.ru
«Мы призываем специалистов строительного контроля добиваться использования на строительном производстве инструментов и оборудования, которые соответствуют требованиям безопасности, — заявил Игорь Войстратенко. — И обращать особое внимание на соблюдение требований охраны труда и требований безопасности на строительном производстве. К сожалению, есть определенный вакуум — этот вопрос не регулируется трудовым законодательством».
В свою очередь, первый замруководителя Главного управления государственного строительного надзора Московской области Дмитрий Белолипецкий говорил о необходимости развития взаимодействия органов госстройнадзора с СРО. Он обратил внимание на ряд недостатков прописанного в законодательстве алгоритма взаимодействия инспекторов и СРО, в том числе, отсутствие обязанности СРО рассматривать обращения ГСН на дисциплинарной комиссии и принимать участие в проверках. При этом, сотрудники ГСН не имеют права голоса на заседаниях комиссии СРО, где рассматриваются выявленные нарушения. Обмен извещениями между ГСН и СРО не цифровизирован.
«Предлагаем максимально цифровизировать этот процесс взаимодействия. То есть интегрироваться с информационной системой НОСТРОя, которая объединяет все СРО, и максимально автоматизировать все действия, чтобы они не были зависимы от человеческого фактора», — пояснил Дмитрий Белолипецкий.
Фактически предлагается автоматизировать процесс извещения строительных СРО о проводимых проверках и выявленных нарушениях, а в законодательство ввести обязанность СРО рассматривать выявленные ГСН нарушения на дисциплинарной комиссии. Кроме того, региональный госстройнадзор хочет получить в СРО право голоса, а сами заседания должны предполагать возможность их дистанционного участия. Другими словами, подмосковное ГУ ГСН предлагает включить строительные саморегулируемые организации в схему электронного взаимодействия участников градостроительной деятельности.
Фото: Сергей Музыченко, подключение он-лайн.
«Через пять-семь лет, ближе к 2030 году она будет совершенно иная, Мы начинаем формировать полностью машиночитаемую базу нормативных документов. В 2023 году Минстрой планирует полностью перейти на формирование базы документов машиночитаемом, машинопонимаемом форматах», — сообщил он.
Это позволит «зашивать» установленные нормы в программное обеспечение, и верификация поданных на экспертизу проектов станет автоматизированной. В результате, эксперты будут заниматься сопровождением проекта в части экспертной оценки проектных решений, в которых ПО выявит отклонения от действующей нормативной базы.
«По сути, мы переходим на библиотеки типовых решений, типовых узлов, библиотеки типовой проектной документации. Все это, безусловно, повлияет на работу экспертизы, а как следствие, однозначно повлияет на роль надзора», — подчеркнул Сергей Музыченко.
В перспективе сфера строительного надзора будет сужаться и переходить в разряд контроля определенных в нормативной базе процедур, реализуемых лицами осуществляющими строительство и строительный контроль. В более далекой перспективе вместе с повышением и ужесточением требований к организациям и специалистам роль строительного контроля будет только расти, пояснил Музыченко.
Судя по выступлениям других участников конференции, путь предстоит неблизкий, т.к. на рынке остро ощущается дефицит квалифицированных специалистов строительного контроля. При этом вузы готовы обеспечить проведение соответствующего обучения, но бакалаврам и магистрам без практического опыта работы на стройплощадке право подписи никто не доверит.
«Сегодня опытные профессиональные инженеры строительного контроля на вес золота, — признал генеральный директор ППК «Единый заказчик в сфере строительства» Карен Оганесян, — И мы понимаем, что мы, все кто сегодня, в том числе, участвует, мы боремся за одних и тех же качественных людей. И Росстройконтроль, и Роскапстрой, и мы, и Москва, и Московская область — мы везде ищем одного и того же специалиста. И конкурируем друг с другом, к сожалению, прежде всего по зарплате. И не каждая структура может предложить должную зарплату, чтобы привлечь профессиональных людей».
При этом, сегодня выпускники вузов не в состоянии вести стройконтроль на необходимом уровне, и пока вчерашний студент не пройдет «курс молодого бойца» — три-пять лет в работающей на строках организации, доверить ему право подписи исполнительной документации нереально, отметил Карен Оганесян.
В условиях дефицита кадров в регионах, руководитель Единого заказчика предложил разрешить государственным структурам, занимающимся вопросами строительного контроля, привлекать специалистов строительного контроля, работающих в других государственных организациях без проведения конкурса.
С докладами и сообщениями на конференции также выступили начальник управления специальных видов контроля ФБУ «Федеральный центр строительного контроля» Александр Кулаков, доцент кафедры технологии и организации строительного производства НИУ МГСУ Дмитрий Топчий, профессор кафедры технологии и организации строительного производства НИУ МГСУ Андрей Шрейбер, ректор Донбасской национальной академии строительства и архитектуры Николай Зайченко, заместитель исполнительного директора Ассоциации региональных операторов капитального ремонта Асия Гудзь и другие докладчики.
В прошедшей в комбинированном формате конференции приняли участие более ста специалистов.
Фото НОПРИЗ
В завершение напомним, что с 1 января 2022 года согласно постановлению № 2604 подтвердить необходимую квалификацию своих специалистов участник закупки может только свидетельством о независимой оценке квалификации на соответствие требованиям профессионального стандарта. Благодаря усилиям НОПРИЗ профессиональный стандарт «Специалист строительного контроля» уже разработан и вскоре в рамках установленных процедур будет направлен на утверждение Министерством труда и социальной защиты.
Источник: pravdaosro.ru