Государственный надзор за строительством это

Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. № 54

О государственном строительном надзоре в Российской Федерации

(с изменениями от 16 февраля 2008 г., 10 марта 2009 г.)

В соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2009 г. N 204 пункт 2 настоящего постановления изложен в новой редакции

2. Федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, являются:

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору — при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, указанных в пункте 51 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти;

Зачем нужен технический надзор в строительстве

Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, на которые указами Президента Российской Федерации возложено осуществление государственного строительного надзора.

Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2009 г. N 204 настоящее постановление дополнено пунктом 2.1

2.1. Государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, осуществляемыми на территории г. Москвы, в части уникальных объектов, указанных в абзаце втором пункта 2 настоящего постановления, до 1 января 2011 г. осуществляется уполномоченным на это органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы.

3. Установить, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору организует научно-методическое обеспечение государственного строительного надзора в Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Постановлением Правительства РФ

от 1 февраля 2006 г. № 54

Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2009 г. N 204 в настоящее Положение внесены изменения

Положение
об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного строительного надзора в Российской Федерации.

2. Государственный строительный надзор осуществляется:

а) при строительстве объектов капитального строительства, если проектная документация на их строительство подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо является типовой проектной документацией или ее модификацией, на которую получено положительное заключение государственной экспертизы;

Технический надзор за строительством Киев| Что это? | Для чего нужен?

б) при реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

3. Задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком (далее — подрядчик), нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации.

4. Предметом государственного строительного надзора является проверка:

а) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации;

б) наличия разрешения на строительство;

в) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

4.1. В случае отсутствия технических регламентов предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов и результатов таких работ строительным нормам и правилам, федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, требованиям пожарной безопасности, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия и требованиям к сохранению объектов культурного наследия, нормам и правилам инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, требованиям промышленной безопасности, нормам и правилам безопасности гидротехнических сооружений, иным правилам безопасности и государственным стандартам, а также требованиям других нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (далее — нормы и правила).

5. Государственный строительный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора (далее — органы государственного строительного надзора).

Если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, то органом государственного строительного надзора в рамках государственного строительного надзора осуществляется государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль).

6. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, осуществляют такой надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, указанных в пункте 51 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

7. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, осуществляют такой надзор за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом иных, кроме указанных в пункте 6 настоящего Положения, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.

8. Государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее — заключение о соответствии).

Все документы, составленные либо полученные при осуществлении государственного строительного надзора, подлежат включению в дело, формируемое органом государственного строительного надзора. Порядок формирования и ведения таких дел, в том числе определение требований, предъявляемых к включаемым в такие дела документам, устанавливается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации .

9. Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок.

10. Проверке соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства и результатов таких работ требованиям технических регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации подлежит соблюдение:

а) при строительстве — требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;

б) при реконструкции — требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции, работ по усилению и (или) монтажу фундамента и конструкций подземной и надземной частей, изменению параметров объекта капитального строительства, его частей и качества инженерно-технического обеспечения;

в) при капитальном ремонте — требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для капитального ремонта, ремонтно-восстановительных работ, включая работы по усилению фундамента и замене конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.

11. Проверки проводятся должностным лицом (должностными лицами) органа государственного строительного надзора, уполномоченным на основании соответствующего распоряжения (приказа) органа государственного строительного надзора и от его имени осуществлять такой надзор (далее — должностное лицо органа государственного строительного надзора) в соответствии с программой проверок, а также в случае получения извещений, указанных в части 6 статьи 52 и части 3 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обращений физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

12. Программа проверок разрабатывается должностным лицом органа государственного строительного надзора с учетом конструктивных и иных особенностей объекта капитального строительства и выполнения работ по его строительству, реконструкции, капитальному ремонту, условий последующей эксплуатации, а также других факторов, подлежащих учету в соответствии с требованиями технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 в пункт 13 настоящего Положения внесены изменения

13. Для определения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной и рабочей документации должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется:

а) соблюдение требований к выполнению работ, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения;

б) соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ (далее — общие и (или) специальные журналы), исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Порядок ведения общего и (или) специальных журналов, исполнительной документации устанавливается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

в) устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее — нарушения), а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений;

г) соблюдение иных требований при выполнении работ, установленных техническими регламентами (нормами и правилами), иными нормативными правовыми актами, проектной документацией.

Осуществление проверки может быть сопряжено с проведением органом государственного строительного надзора экспертизы, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов.

14. При выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.

Иные результаты проверки заносятся должностным лицом органа государственного строительного надзора в общий и (или) специальный журналы.

15. Акт, составленный по результатам проверки, и выданное на основании его предписание составляются в 2 экземплярах. К акту о проведенной проверке прилагаются составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы (при их наличии). Первые экземпляры акта и предписания, а также копии указанных документов передаются заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения). Вторые экземпляры акта и предписания, а также составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы остаются в деле органа государственного строительного надзора.

16. После завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.

Читайте также:  Сколько метров нужно отступить от забора при строительстве хоз постройки

17. Орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.

В целях получения заключения о соответствии в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществлялись в период с 30 декабря 2004 г. по 1 января 2007 г., но разрешения на ввод в эксплуатацию которых не получено, заявитель вправе представить органу государственного строительного надзора документы, подтверждающие соответствие результатов строительства и строительных материалов требованиям законодательства, исполнение которых подлежало проверке при осуществлении государственного контроля (надзора) в случае, если проведение такого контроля (надзора) было предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В этом случае подготовка заключения о соответствии или уведомления об отказе в выдаче такого заключения осуществляется органом государственного строительного надзора с учетом указанных документов, а сами документы прилагаются к заключению о соответствии или отказу в выдаче заключения о соответствии.

Органы государственного строительного надзора по запросу федеральных органов исполнительной власти безвозмездно предоставляют им информацию о выданных заключениях о соответствии построенных, реконструированных и капитально отремонтированных объектов капитального строительства, содержащую сведения о лице, которому выдано заключение, дате утверждения заключения, наименовании и адресе (почтовом или строительном) объекта капитального строительства, в отношении которого осуществлялся государственный строительный надзор, или об отказе в выдаче заключения о соответствии.

18. Орган государственного строительного надзора отказывает в выдаче заключения о соответствии, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства были допущены нарушения соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации и такие нарушения не были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.

19. Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения выдается органом государственного строительного надзора застройщику или заказчику в течение 10 рабочих дней с даты обращения застройщика или заказчика в орган государственного строительного надзора за выдачей заключения. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии должно содержать обоснование причин такого отказа со ссылками на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию.

20. Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается должностным лицом органа государственного строительного надзора, осуществлявшим проверку (итоговую), и утверждается распоряжением (приказом) органа государственного строительного надзора.

Первый экземпляр заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче такого заключения передается застройщику или заказчику, второй экземпляр заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче такого заключения остается в деле органа государственного строительного надзора.

21. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии может быть оспорено застройщиком или заказчиком в судебном порядке.

22. Государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений осуществляется в комплексе с проверками и инспекциями, предусмотренными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере обеспечения безопасности указанных объектов.

23. Сведения, полученные в ходе осуществления государственного строительного надзора, подлежат обобщению и включению в создаваемые органами государственного строительного надзора информационные системы государственного строительного надзора.

24. Должностные лица органов государственного строительного надзора при проведении проверок осуществляют следующие полномочия:

а) беспрепятственно посещают объекты капитального строительства во время исполнения служебных обязанностей;

б) требуют от заказчика, застройщика или подрядчика представления результатов выполненных работ, исполнительной документации, общего и (или) специального журналов, актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образцов (проб) применяемых строительных материалов;

в) требуют от заказчика, застройщика или подрядчика проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов, если оно требуется при проведении строительного контроля, но не было осуществлено;

г) составляют по результатам проведенных проверок акты, на основании которых дают предписания об устранении выявленных нарушений;

д) вносят записи о результатах проведенных проверок в общий и (или) специальный журналы;

е) составляют протоколы об административных правонарушениях и (или) рассматривают дела об административных правонарушениях, применяют меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

ж) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

25. Органы государственного строительного надзора и их должностные лица в случае ненадлежащего осуществления государственного строительного надзора несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Критерии отнесения объектов капитального строительства к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам

Источник: files.stroyinf.ru

Государственный строительный надзор (ГСН)

Осуществляет проверку качества строительной продукции с целью защиты прав и интересов потребителей, посредством обеспечения соблюдения участниками строительства нормативного уровня качества, безопасности и надежности возводимых объектов.

Государственный строительный надзор осуществляется на основании положений:

— Градостроительного кодексаРФ (статья 54);

— Постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 г. №54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации»;

— РД-11-03-2006 «Порядок формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора».

Государственный строительный надзор ведется при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация подлежит государственной экспертизе, либо является типовой проектной документацией, на которую получено положительное заключение государственной экспертизы (28 ноября 2011 года N 337-ФЗ);

В случае если государственный строительный надзор предусмотрен, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но, не позднее, чем за семь рабочих дней до начала работ должен направить в органы государственного строительного надзора извещение о начале работ, к которому прилагаются следующие документы:

1) копия разрешения на строительство;

2) проектная документация в полном объеме;

3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;

4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;

5) положительное заключение экспертизы проектной документации.

По организации, осуществляющей ГСН, приказом назначается инспектор (инспектора) на объект капитального строительства и составляется график проверок, который передается заказчику.

ГСН ведет как плановые, так и внеплановые проверки.

В рамках государственного строительного надзора осуществляются:

• государственный строительный надзор;

• государственный пожарный надзор;

• государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

• контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический надзор)

В зависимости от назначения, расположения и сложности объекта капитального строительства государственный строительный надзор могут осуществлять:

— Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);

— Министерство обороны РФ;

— Федеральная служба безопасности;

— Федеральная служба охраны РФ;

— Органы исполнительной власти субъектов РФ, Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора.

РОСТЕХНАДЗОР — направления деятельности:

• Ядерная и радиационная безопасность;

• Государственный строительный надзор;

• Ведение реестра саморегулируемых организаций в области строительства (СРО);

• Надзор за деятельностью СРО;

• Выдача атомных лицензий.

Для определения соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов и результатов работ требованиям технических регламентов и проекта должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется:

а) при строительстве– соблюдение требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;

б) при реконструкции– соблюдение требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции, работ по усилению и (или) монтажу фундамента и конструкций подземной и надземной частей, изменению параметров объекта капитального строительства, его частей и качества инженерно-технического обеспечения;

в) при капитальном ремонте– соблюдение требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для капитального ремонта, ремонтно-восстановительных работ, включая работы по усилению фундамента и замене конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;

г) соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

д) устранение выявленныхпри проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений;

е) соблюдение иных требованийпри выполнении работ, установленных техническими регламентами, иными нормативными правовыми актами, проектной документацией.

Должностные лица органов государственного строительного надзора при проведении проверок осуществляют следующие полномочия:

а) беспрепятственно посещают объекты капитального строительства во время исполнения служебных обязанностей;

б) требуют от заказчика или подрядчика представления результатов выполненных работ, исполнительной документации, общего и (или) специального журналов, актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образцов (проб) применяемых строительных материалов;

в) требуют от заказчика или подрядчика проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов, если оно требуется при проведении строительного контроля, но не было осуществлено;

г) составляют по результатам проведенных проверок акты, на основании которых дают предписания об устранении выявленных нарушений;

д) вносят записи о результатах проведенных проверок в общий и (или) специальный журналы;

е) составляют протоколы и рассматривают дела об административных правонарушениях;

ж) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

После завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы, и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения

Орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.

2. Департамент недвижимости.

a) Комитет по архитектуре и градостроительству.

— Ведение карты города

— Выдача архитектурно планировочного задания

— Работа градостроительного совета

— Согласование проектной документации

b) Земельный комитет

— Ведение земельного кадастра. Земельный кадастр включает в себя сведения о природном, хозяйственном, правовом положении земель, данные регистрации землепользователей и землевладельцев, учет количества и качества земель. Служит целям эффективного использования земель и их охраны.

Читайте также:  Документы технического регулирования в строительстве

3. Организации, выдающие технические условия для строительства и согласующие строительную документацию

4. Организации, осуществляющие экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Источник: megalektsii.ru

Строй-справка.ру

Органы контроля и надзора за строительством

Органы контроля и надзора за строительством

Государственный комитет .по делам строительства СССР (Госстрой СССР) является основным органом, осуществляющим надзор за строительством и определяющим техническую политику в строительном производстве. На местах данные функции осуществляют госстрои союзных республик.

При Госстрое СССР и Госстрое союзных республик создан специальный контролирующий орган Госархстрой-контроль, основной деятельностью которого является контрольная проверка строящихся объектов, соблюдения правил СНиП, обеспечения надлежащего качества, соответствия натуры проектных решений, правильности расхода капитальных вложений. Разрешение на застройку выдает архитектурно-строительный контроль (ГАСК) в соответствии с утвержденным генпланом города. Инспекторами ГАСК осуществляется текущий контроль за ходом строительства, качеством работ. За соблюдением санитарных и пожарных норм на строительных площадках призваны следить Госсаннадзор и Госпожарнадзор.

Функции соблюдения правил безопасности производства работ в горной промышленности, взрывных работах, монтаже резервуаров под высоким давлением возложены на Госгортехнадзор и на техническую инспекцию профсоюзов.

Авторский надзор. Одним из видов контроля качества строительства является авторский надзор, осуществляемый проектной организацией, разработавшей архитектурно-строительный проект и проект организации строительства или производства работ.

Авторский надзор введен в целях улучшения качества, сокращения продолжительности и снижения стоимости строительства, а также повышения ответственности проектных организаций за качество возводимых объектов.

Надзор проектных организаций осуществляется за строительством объектов сметной стоимостью свыше 200 тыс. руб. или особо сложных и экспериментальных объектов. Перечень особо сложных объектов устанавливается Госгражданстроем Госстроя СССР или госстроями союзных республик.

Авторский надзор обязан осуществлять, как правило, автор проекта. Проведение авторского надзора другими лицами допускается как исключение при условии, что они достаточно квалифицированы и являются участниками разработки проекта.

Авторский надзор назначается приказом руководителя проектной организации и проводится в соответствии с планом-графиком на протяжении всего срока строительства объекта.

Авторский надзор обязан: – вести наблюдение за соответствием возводимых зданий и сооружений утвержденной проектно-сметной документации; – обеспечивать своевременное поступление на строительство рабочих чертежей и решать все технические вопросы по проектной документации, возникающие в процессе строительства; – осуществлять контроль за соблюдением комплексной застройки микрорайонов и кварталов; – наблюдать за правильной организацией строительства, обеспечивающей поточность возведения объектов и своевременный ввод их в эксплуатацию; – наблюдать за правильной технологией производства строительно-монтажных работ, обеспечивающей прочность и устойчивость сооружений; – проверять наличие паспортов и лабораторных анализов и испытаний материалов, деталей и конструкций, применяемых на строительстве; – контролировать разбивку и закрепление осей зданий и сооружений, а также вертикальных отметок оснований, фундаментов, перекрытий и покрытий; – при строительстве крупнопанельных зданий или других сборных сооружений участвовать в составлении актов о правильности монтажа сборных конструкций, качестве герметизации, утеплении и антикоррозионной защите стыков, прочности сварных соединений и др.; – выявлять в ходе строительства возможности улучшения качества и снижения стоимости строительства и вносить в чертежи соответствующие изменения; – сообщать строительно-монтажной организации, заказчику и финансирующей организации о замеченных отступлениях от проекта и некачественно выполненных работах.

Авторский надзор имеет право остановить работы, если нарушается технология строительства, применяются конструкции и материалы плохого качества, имеются грубые отступления от проекта,, что может привести к серьезным дорогостоящим переделкам или связано с уменьшением прочности и устойчивости сооружения. В необходимых случаях можно вызвать через заказчика представителей государственного надзора и контроля для решения технических вопросов непосредственно на строительстве объекта.

Указания и предложения авторского надзора фиксируются в специальном журнале авторского надзора, который в обязательном порядке должен находиться на строительстве объекта. Об исполнении указаний и предложений авторского надзора руководство стройки обязано в этом журнале делать соответствующие записи. Журнал авторского надзора предъявляется приемочной комиссии при сдаче законченного строительством объекта.

Работники проектных организаций, осуществляющие авторский надзор, несут ответственность: – за осуществление строительства зданий и сооружений в соответствии с проектом и установленными технико-экономическими показателями; – за своевременное и качественное решение вопросов по проектной документации на строительстве объекта; – за достоверность всех документов, составленных с участием представителей авторского надзора (актов на скрытые и специальные работы, актов приемки конструктивных элементов зданий и сооружений и т.п.).

Представители проектной организации обязаны принимать участие в работе приемочных комиссий при сдаче объектов в эксплуатацию, а также при оценке качества законченного объекта в целом.

Работники проектных организаций, осуществляющие авторский надзор за успешным выполнением возложенных на них обязанностей, могут быть премированы. Размер премии авторов, соавторов проектов и руководителей групп по авторскому надзору за строительством не должен превышать 50% оклада за время, затраченное на проведение авторского надзора по данному объекту. Другие специалисты, осуществляющие авторский надзор, могут получать премию в размере до 25% оклада за время, затраченное на проведение авторского надзора по данному объекту.

Работники авторского надзора за несоблюдение требований Положения могут быть привлечены к дисциплинарной или уголовной ответственности.

Значение и виды контроля качества строительства. Контроль качества строительства является одним из важнейших элементов в организации и управлении строительным производством. Прежде всего контроль за ходом работ направлен на предупреждение и своевременное устранение брака.

Брак в строительстве возникает вследствие значительных отклонений от проекта и технических условий на производство работ, от использования в дело недоброкачественных материалов, полуфабрикатов и сборных изделий; различают его на исправимый и неисправимый, внешний и скрытый. Своевременно обнаруженный брак сравнительно легко поддается исправлению при наименьших трудовых и материально-технических затратах. Неисправимый брак обычно обнаруживается после окончания строительства объекта. Для его ликвидации, как правило, требуются специальные технические разработки по дополнительному усилению и упрочнению конструкций, значительные расходы и трудности. Иеустраненный брак ухудшает внешний вид и эксплуатационные качества, приводит к трещинам в конструкциях, осадкам и обрушению частей или в целом построенного здания или сооружения.

Основной причиной появления брака является низкое качество проектирования, строительных материалов, выпускаемых полуфабрикатов и сборных изделий и производства строительно-монтажных работ. Недостатки в проектировании возникают в результате неточности исходных данных и неполноты инженерных изысканий, неправильного выбора и расчета отдельных конструкций, отсутствия технически обоснованных норм проектирования, неудовлетворительного качества проекта и т. п. В проекте могут быть неясности, неточности, описки, пропуски и т. п. Эта техническая неполнота проекта может сказаться на качестве строительства. Недоучет физико-механических изменений в грунте, агрессивного действия грунтовых вод и различных расчетных нагрузок часто приводит к неравномерным осадкам зданий, затоплению подвальных помещений, коррозии бетона, обрушению конструкций и т. п.

Низкое качество строительных материалов, полуфабрикатов, сборных деталей и конструкций вызывается некачественным сырьем и несовершенством технологии их изготовления. Например, железобетонные конструкции могут иметь отклонения в размерах, различного рода дефекты по следующим причинам: небрежная сборка опалубки и ее подготовка, укладка нерасчетного состава в конструкции бетона, ошибочное армирование и неправильная установка закладных элементов, некачественное уплотнение бетонной смеси и др.

Низкое качество строительно-монтажных работ является результатом нарушения требований технических условий, указаний и инструкций на производство отдельных видов работ, несоблюдение технологии работ и отсутствие или недостаточный контроль за ходом строительства. Технические условия на производство и приемку строительных и монтажных работ обычно нарушаются из-за недостаточного знакомства с ними ИТР и рабочих, небрежного отношения к работе, использования некачественных материалов, изделий и т. п. Технология строительного производства часто нарушается отсутствием проекта производства работ, надлежащего фронта работ для выполнения строительных и монтажных процессов, должной увязки генподрядчика и субподрядчика; недопустимыми перерывами или несвоевременной доставкой на объект и рабочие места материалов, полуфабрикатов и сборных изделий, нужных машин, механизмов и приспособлений и т. п.

Каждый из перечисленных факторов по-своему влияет на снижение качества работ и приводит к браку. Например, устройство фундамента на промороженный пучинистый грунт вызывает деформации здания, а плохая конопатка оконных блоков вызывает повышенную продуваемость и снижает эксплуатационные качества здания и т.д.

Контроль за качеством строительства должен быть всесторонним и оперативным, он должен охватывать все стороны производственной и хозяйственной деятельности строительной организации: выполнение производственного плана, правильность расходования денежных и материальных средств, качество работ, соответствие возводимых частей здания проекту и техническим условиям производства работ и т.д. За качество работ на объектах несут прямую ответственность бригадиры, мастера, прорабы и главный инженер СУ, МУ, СМУ, ПМК. Поэтому они должны осуществлять все виды внутреннего контроля на всех стадиях строительства, а именно: предварительный, технологический операционный и промежуточный и по окончании строительства.

Предварительный контроль служит для проверки поступающих материалов и сборных изделий на склады в соответствии сопроводительным документам, паспортам, ГОСТ техническим условиям; производится путем внешнего осмотра и лабораторного исследования. Предварительный контроль бывает сплошной и выборочный.

В строительных лабораториях проверяют марки цемента, бетона, раствора, битума, кирпича, стали и проводят другие исследования. Цель внешнего осмотра —проверка размеров, маркировки, надлежащей комплектности, количества поступившего материала. Сплошной контроль производится для наиболее ответственных и сложных конструкций. Выборочный контроль является наиболее распространенным и заключается в том, что проверке подвергается не вся партия материалов, а определенная его часть; результаты такой проверки распространяются на партию.

Основными задачами операционного контроля j качества выполнения строительно-монтажных и специильных строительных работ являются:
обеспечение соответствия выполняемых строительно-монтажных и специальных строительных работ проекту и требованиям нормативных документов по строительству, утвержденных или согласованных Госстроем СССР;
своевременное выявление причин возникновения дефектов при производстве работ и принятие мер по их устранению;
повышение ответственности непосредственных исполнителей (рабочих звеньев, бригад) за качество выполнения работ.

Операционный контроль качества выполнения строительно-монтажных работ возлагается на производителей работ и мастеров, осуществляющих руководство строительством зданий и сооружений.

В необходимых случаях к операционному контролю привлекаются строительные лаборатории и геодезическо-марк-шейдерские службы, а также специалисты, занимающиеся контролем отдельных видов работ;
осуществляется в соответствии со схемами операционного контроля качества выполнения работ (СОКК), прилагаемыми к технологическим картам, являющимся составной частью проектов производства работ (ППР), утверждаемых главными инженерами строительно-монтажных или специализированных строительных организаций в соответствии с «Инструкцией о порядке составления и утверждения проектов организации строительства и проектов производства работ» (СН 47-74).

На строительство объектов, для которых не разрабатываются технологические карты, группы подготовки производства и проектирования производства работ строительных организаций обязаны выдавать типовые или повторного применения СОКК.

Все выясненные в ходе операционного контроля дефекты (отклонения от проектов, стандартов, требований нормативных документов по строительству) -должны быть устранены до начала последующих операций (работ).

Читайте также:  В каком органе получают разрешение на строительство

Организация операционного контроля и установление надзора за его осуществлением возлагаются на начальников и главных инженеров строительно-монтажных и специализированных строительных организаций (участков, управлений, трестов и др.).

Главные инженеры строительно-монтажных и специализированных строительных организаций обязаны до начала работ на объекте обеспечить:
инструктаж линейного инженерно-технического персонала строек и цехов о порядке проведения операционного контроля, оформляемый соответствующей записью в журнале работ по строительству объекта;
изучение всеми инженерно-техническими работниками и рабочими требований СНиП при выполнении строительно-монтажных работ в районах с особыми природными условиями, проверку знаний этих работников, оформление результатов этой проверки;
инструктаж вновь зачисляемых на работу инженерно-технических работников о порядке осуществления операционного контроля качества выполнения работ.
Инженерно-технические работники, осуществляющие операционный контроль качества строительно-монтажных и специальных строительных работ, обязаны вести учет производственного брака и дефектов, выявленных в процессе указанного контроля, и вносить в журналы работ по строительству объектов свои замечания.

Промежуточный контроль применяется для приемки законченных отдельных видов работ или конструктивных элементов, а также работ, выполненных субподрядными организациями. Особое внимание уделяется скрытым работам (гидроизоляция, арматура, уложенная в железобетонных конструкциях, закладные детали, сварные стыки и т. п.). Оценка этих работ производится комиссией на основе осмотра в натуре и контрольных замеров и иногда испытания с обязательным составлением акта. В состав технической комиссии входит ИТР стройки, а в необходимых случаях представители внешнего контроля. Таким образом, промежуточный контроль частично относится и к внешнему контролю, так как качеством строительства заинтересованы не только сами строительные организации, но и заказчик (технический надзор), проектная организация (авторский контроль), банк, государственные инспекции (санитарная и пожарная) и архстройконтроль.

Контроль по окончании строительства производится при приемке здания или сооружения в эксплуатацию или под монтаж технологического оборудования. В процессе приемки все обнаруженные недоделки заносятся в дефектную ведомость и для их устранения назначается определенный срок. После истечения этого срока и устранения всех недостатков комиссия подписывает приемочный акт и указывает оценку по 3-балльной системе: отлично, хорошо, удовлетворительно.

В настоящее время на строительстве проводят систематическую работу контроля за качеством внештатные инспектора групп содействия народному контролю, которые борются за повышение качества работ и недопущение брака. На многих стройках оперативное руководство и контроль строительным производством осуществляется при помощи диспетчерской системы управления. Диспетчер или его аппарат при помощи современной техники производит наблюдение за ходом работ и своевременно устраняет перебои по снабжению строек материалами, полуфабрикатами, сборными изделиями, энергией и другими ресурсами. Распоряжения диспетчера обязательны и должны выполняться аппаратом строительства. Диспетчеризация является одной из форм контроля за качеством строительства.

Источник: stroy-spravka.ru

Государственный строительный надзор

Государственный строительный надзор является самым молодым из всех видов надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № 54 на Ростехнадзор были возложены дополнительные полномочия по его осуществлению.

В целях обеспечения их реализации в центральном аппарате и территориальных органах Ростехнадзора созданы подразделения, ответственные за проведение государственного строительного надзора.

Главной задачей управления государственного строительного надзора была и остается организация строительного надзора в свете Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 232 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

При этом особое внимание обращается на организацию и осуществление единого государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства с учетом того, что в его состав включены иные виды государственного надзора, такие как санитарно-эпидемиологический, пожарный надзор и экологический контроль.

Управление государственного строительного надзора совместно с управлением государственного экологического надзора обеспечивает обязательность включения в состав документации при проведении государственной экспертизы материалов оценки воздействия на окружающую среду, подготавливаемых с учетом соответствующих требований со стороны Ростехнадзора.

Хорошо в этом направлении ведется работа в Межрегиональных территориальных управлениях Ростехнадзора по Центральному и Дальневосточному федеральным округам. Во всех территориальных органах созданы специализированные отделы государственного строительного надзора.

С учетом вступившего в действие с 1 января 2007 г. требования части 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации об осуществлении единого государственного строительного надзора на строительном объекте данные показатели требуют качественного и количественного улучшения. Особенно это относится к объектам использования атомной энергии, в связи с тем, что в территориальных органах не созданы специализированные подразделения по осуществлению государственного строительного надзора.

Кроме того, согласно новому Градостроительному кодексу Российской Федерации, предусмотрено расширение круга объектов капитального строительства. Применительно к этим объектам на федеральном уровне осуществляется государственный строительный надзор. Надзорные функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, начиная с 2007 г., распространяются на объекты, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации; на объекты обороны и безопасности, иные объекты, сведения о которых составляют государственную тайну, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) федерального значения (при проведении капитального ремонта в целях их сохранения), а также дополнительные особо опасные, технически сложные и уникальные объекты, предусмотренные новой редакцией Градостроительного кодекса Российской Федерации. Среди них: гидротехнические сооружения первого и второго классов; линейно-кабельные сооружения связи и сооружения связи; линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 кВ и более; объекты космической инфраструктуры; аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры; объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; метрополитены; морские порты; автомобильные дороги общего пользования федерального значения и относящиеся к ним транспортные инженерные сооружения.

Это также потребует увеличения численности структурных подразделений территориальных органов.

Продолжается работа по формированию нормативно-правовой базы для осуществления государственного строительного надзора.

Непосредственно управлением государственного строительного надзора подготовлены два постановления, принятые Правительством Российской Федерации (от 01.02.06 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» и от 20.11.06 № 702 «Об утверждении правил установления федеральными органами исполнительной власти причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности»).

Внесены изменения в статьи 9.4, 9.5, 23.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с данными статьями детализированы правонарушения, за совершение которых предусматривается административная ответственность за нарушения проектной документации и технических регламентов.

Управление совместно с другими управлениями участвовало также в разработке 12 постановлений Правительства Российской Федерации; утверждены Ростехнадзором четыре нормативных документа для осуществления государственного строительного надзора.

Федеральные законы и подзаконные акты, определяющие условия осуществления государственного строительного надзора

• Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 № 134-ФЗ

• Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ

• Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ

• Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ

• Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ

• Постановление Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации»

• Постановление Правительства Российской Федерации от 20.11.2006 № 702 «Об утверждении правил установления федеральными органами исполнительной власти причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности» и др.

Сегодня можно констатировать, что создана нормативно-правовая база в полном объеме для осуществления государственного строительного надзора в Российской Федерации.

Основным национальным проектом, в реализации которого Ростехнадзор принимает участие, является проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Участие в этом проекте обусловлено деятельностью Ростехнадзора как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № 54 на осуществление государственного строительного надзора. Надлежащее осуществление государственного строительного надзора способствует возведению объектов недвижимости жилищного назначения не только с характеристиками доступности и комфортности, но и в первую очередь безопасности.

Управлением государственного строительного надзора в 2006 г. разработаны нормативно-правовые акты по вопросам осуществления государственного строительного надзора и контроля:

1. Порядок формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора.

2. Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

3. Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

4. Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

Кроме того, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2005 г. № 723-р Ростехнадзор участвует в подготовке и согласовании проектов постановлений Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации Градостроительного кодекса Российской Федерации. Подготовка и согласование документов предусматривает дальнейшее снятие административных барьеров при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

К таким документам в первую очередь следует отнести Порядок выдачи разрешения на строительство и Порядок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства, которые предусматривают упрощение процедур оформления соответствующих разрешений и повышение ответственности за принимаемые решения.

Основные задачи в области государственного строительного надзора в 2007 г.: проведение мероприятий, направленных на осуществление единого государственного строительного надзора на объектах капитального строительства; создание информационной базы государственного строительного надзора в единой информационной системе Ростехнадзора, укомплектование структурных подразделений территориальных органов, осуществляющих государственный строительный надзор, с учетом увеличения контроля при строительстве; разработка предложений о дополнении Градостроительного кодекса Российской Федерации требованиями к эксплуатации построенных объектов капитального строительства.

Источник: gosthelp.ru

Государственный надзор в сфере строительства – независимый регулятор его качества в разных регионах

Фото новости

Об этом рассказал председатель Комитета государственного строительного надзора города Игорь Войстратенко на пресс-подходе Информационного центра правительства Москвы.

– Суть новой концепции в сфере надзора за строительством заключается в снижении административного давления на участников, сокращении сроков проведения проверок, упрощении ряда процедур и упоре на профилактические мероприятия. За 9 месяцев действия нового законодательства мы наработали достаточно серьезную практику, – подчеркнул руководитель ведомства.

В Москве состоялась VIII Межрегиональная конференция органов регионального государственного строительного надзора субъектов Российской Федерации.

В рамках мероприятия для представителей СМИ был организован пресс-подход представителей органов регионального государственного строительного надзора субъектов РФ, Министерства строительства и ЖКХ РФ.

Спикеры рассказали об особенностях осуществления государственного строительного надзора в 2022 году, а председатель Мосгосстройнадзора Игорь Михайлович Войстратенко подвел итоги деятельности ведомства за 9 месяцев 2022 года.

Источник: lyubimiigorod.ru

Рейтинг
Загрузка ...