Гражданское строительство что входит

Гражданское строительство подразумевает планирование, проектирование и возведение различных сооружений и зданий – от огромных плотин и до высокоэтажных построек, от подвесных мостов и буровых платформ (все эти объекты являются результатом гражданского строительства).

История возникновения гражданского строительства

Еще со времен Древнеримской империи гражданское строительство было примером внедрения передовых общественных достижений. История его возникновения неразрывно связана с развитием таких наук, как математика, физика и механика. На протяжении средневековой истории строительство и проектирование велось преимущественно такими мастерами, как плотники и каменщики, которые в силу своего опыта становились руководителями данных процессов. Эти знания сохранялись в профессиональных гильдиях.

Ранним примером научного подхода к математическим и физическим проблемам гражданского строительства является труд Архимеда, который был написан в III столетии до нашей эры. В нем содержались научные сведения (расчет плавучести и практические решения Архимедова винта). Существенный вклад в развитие гражданского строительства сделал еще один ученый древности — Брахмагупта, индийский математик VII столетия нашей эры, который разработал методы расчета сложных площадей и некоторые тригонометрические функции, что необходимы в проектировании.

направленность «Промышленное и гражданское строительство»

Рисунок 1. Храмовой комплекс в Чичен-Ица – один из первых объектов гражданского строительства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Гражданское строительство: сущность и актуальность в современной жизни

Гражданское строительство – это строительная отрасль, которая занимается возведением зданий и сооружений гражданского назначения.

Гражданское строительство специализируется на возведении сооружении разных объектов непроизводственной формы экономики. К ним можно отнести учебные заведения, театры, библиотеки, медицинские учреждения, спортивные комплексы, жилые дома и здания административного назначения.

Готовые работы на аналогичную тему

Гражданское строительство имеет весомое социальное значение. Оно помогает улучшать качество условий жизни граждан государства. Комплексность является его главной отличительной чертой. Строительство жилых домов сочетается с решением градостроительных проблем в сфере организации сетей учреждений здравоохранения, культуры и благоустройства.

Сегодня наибольший размах приобрело возведение зданий коммерческого типа. Достаточно востребованы также малые и средние офисные центры. Такие здания представляют собой объекты, которые возводятся с применением современных технологий, оборудования и материалов.

Также гражданское строительство – это творец всей инфраструктуры. Такие объекты, как дамбы, тоннели, автомобильные дороги, мосты, каналы, промышленные предприятия, аэропорты, железнодорожные пути, жилые комплексы – все они подходят под категорию гражданского строительства. Кроме этого, по мере увеличения населения технологии совершенствуются, и необходимость улучшения инфраструктуры растет не только в Российской Федерации, но и по всему миру. Гражданское строительство необходимо для удовлетворения данных потребностей во всех аспектах и областях жизнедеятельности человека.

Архитектура, Градостроительство и Гражданское строительство — Обзор специальностей

В каждом секторе экономики необходимость расширения инфраструктуры растет с каждым днем как «на дрожжах». Чтобы сконцентрироваться и эффективно управлять строительным процессом в каждом секторы страны, поток гражданского строительства был разделен на несколько ветвей с целью создания упрощенного строительного процесса.

Сейчас существует множество отраслей гражданского строительства. К ним можно отнести:

  • мостостроение;
  • инженерно-геологическая отрасль;
  • эколого-технологическая отрасль;
  • геодезия;
  • дорожное строительство и пр.

Рисунок 2. Мостостроение как одна из отраслей гражданского строительства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Грамотный строительный процесс включает в себя планирование, проектировку, анализ каждой части объекта. Конструкции всех элементов зданий вместе с техническими характеристиками составляются на чертежных листах. Также перед началом гражданского строительства необходимо изучить различные силы, которые могут воздействовать на разные части возводимого сооружения. На основании этого могут вноситься изменения в архитектуру и дизайн будущего сооружения. Даже в самом незначительном месте конструкции необходимо тщательно проверить величину деформаций и напряжений, которые могут возникнуть в процессе строительства.

Также сооружения гражданского строительства могут пострадать из-за ураганного ветра, сейсмической активности, антропогенных или природных катастроф. Эти риски должны быть учтены еще на этапе планирования сооружения, чтобы оно смогло устоять перед силами природы и остаться в сохранности.

Какие объекты относятся к гражданскому строительству

Гражданское строительство занимается созданием объектов гражданского назначения. Например:

  • мосты и шоссейные дороги;
  • вокзалы и железные дороги;
  • спортивные стадионы;
  • скоростные системы городского транспорта;
  • аэропорты и тоннели;
  • промышленные предприятия;
  • административные здания;
  • гостиницы и отели;
  • гаражи и монументы;
  • плотины;
  • причалы и каналы;
  • ирригационные системы и водные пути;
  • установки для обработки воды и водоводы;
  • системы по переработке мусора, а также промышленных и коммунальных сточных вод;
  • берегоукрепительные сооружения;
  • линии электропередач.

Рисунок 3. Олимпийский стадион. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Нужды гражданского строительства требуют проведение таких исследований: изучение свойств используемых строительных материалов, особенностей рельефа местности, в том числе характеристик почв и различных гидравлических параметров.

Гражданское строительство тесно пересекается с такими направлениями, как архитектура, транспорт, ирригация, почвоведение, гидрология, геодезия, а также технология строительства в сложных условиях эксплуатации, включая сейсмоопасные зоны.

Объекты, которые возводятся в ходе осуществления гражданского строительства, могут быть временными или капитальными. К капитальным относятся все сооружения и здания, которые предусмотрены проектно-сметной документацией и являются частью возводимого комплекса. Временными считаются те постройки, которые были возведены на время проведения строительно-монтажных работ.

Например, бытовые помещения, подъездные дороги и другие объекты, которые предназначены для создания строителям комфортных условий на весь период работы. После завершения строительных работ эти конструкции демонтируются и убираются с территории.

Современные направления гражданского строительства

В соответствии с классификатором стандартов Российской Федерации, существуют такие виды работ, применяемые в ходе осуществления гражданского строительства:

  1. Выемка грунта, земляные, подземные работы и сооружение фундаментов.
  2. Сооружение систем подачи воды к возводимому объекту.
  3. Сооружение системы канализации.
  4. Сооружение тоннелей и мостов.
  5. Строительство железных и автомагистральных дорог.
  6. Сооружение транспортных канатных систем.
  7. Возведение гидротехнических объектов.
  8. Сооружение аэропортов.

Все эти работы могут применяться в ходе гражданского строительства.

Инновационное гражданское строительство

Гражданское строительство – это создание надежных конструкций с гарантией их долговечности. С повышением осведомленности населения касаемо возобновляемых источников энергии возросло и применение данных конструкций в гражданском строительстве. Для сохранения окружающей природной среды от вредных выбросов стремительно растущего промышленного производства была создана система, которая именуется инженерной экологией.

Читайте также:  Сколько обходится строительство города

Она включает в себя различные методы очистки воздушного и водного пространства, рациональное применение солнечной энергии, использование водной и ветровой энергии и защиты морской среды, а также генерирование пресных вод.

Рисунок 4. Солнечные станции как объект инновационного гражданского строительства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 07.11.2021

Сергей Васильевич Карпенко

Эксперт по предмету «Архитектура и строительство»

Автор24 — это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Источник spravochnick.ru

СТРОИТЕЛЬСТВО ГРАЖДАНСКОЕ

СТРОИТЕЛЬСТВО ГРАЖДАНСКОЕ
основной и самый древний вид строительства. В наши дни инженер-строитель занимается планированием, проектированием, расчетом, строительством, ремонтом и реконструкцией всех объектов, составляющих основу современной жизни. К ним относятся мосты, шоссейные дороги, железные дороги и вокзалы, скоростные системы городского транспорта, тоннели, аэропорты, промышленные предприятия, жилые дома и административные здания, гостиницы, гаражи, монументы, плотины, причалы, каналы, водные пути, ирригационные системы, водоводы и установки для обработки воды, системы переработки мусора, промышленных и коммунальных сточных вод, берегоукрепительные сооружения, ракетные шахты и стартовые столы, линии электропередачи, космические станции и т.д.

ТОННЕЛЬ ПОД ПРОЛИВОМ ЛА-МАНШ, соединивший в 1994 Великобританию с Францией. Стрелочный съезд, показанный здесь в процессе строительства, позволяет в экстренных случаях переводить поезда из одного тоннеля в другой.

ТОННЕЛЬ ПОД ПРОЛИВОМ ЛА-МАНШ, соединивший в 1994 Великобританию с Францией. Стрелочный съезд, показанный здесь в процессе строительства, позволяет в экстренных случаях переводить поезда из одного тоннеля в другой.

Проектирование сооружений. На первом этапе проектирования (эскизный проект) всякого строительства принимаются принципиальные решения о местоположении сооружаемого объекта, его масштабах, устройстве, предполагаемом сроке службы, функциональных возможностях (например, о пропускной способности железнодорожного вокзала или дороги) и об общем методе строительства.

На этом этапе гражданский инженер должен работать в сотрудничестве с архитектором, предполагаемой эксплуатирующей организацией и с местными властями. После этого начинается работа над техническим проектом.

Сначала анализируются нагрузки (т.е. силы), действующие на сооружение: ветровые, статические (такие, как вес частей строительной конструкции), динамические и подвижные (вес поездов или автомобилей), снеговые, дождевые или гололедные, сейсмические и тепловые (связанные с изменениями температуры). Затем проектируются элементы конструкции, такие, как балки, колонны, перемычки, перекрытия и оболочки, а также их соединения.

Система должна быть достаточно прочной, чтобы выдерживать максимально возможные нагрузки, и достаточно жесткой, чтобы не возникало чрезмерных деформаций и вибрации. Для уменьшения вибраций могут потребоваться специальные амортизирующие устройства. Соответствующим образом выбираются строительные материалы. Окончательная конструкция должна быть долговечной и коррозионностойкой. Для этого применяются лакокрасочные покрытия и разные виды поверхностной обработки.
См. также
СТРОИТЕЛЬСТВО ЗДАНИЙ;
ФУНДАМЕНТ;
КРАСКИ И ПОКРЫТИЯ. Расчет конструкций. Расчет элементов конструкции на прочность, жесткость и устойчивость проводится на основе принципов строительной механики, одни из которых установлены еще в древности, а другие пока не сформировались окончательно. Такие расчеты требуют сложных выкладок, и здесь на помощь современному инженеру приходят компьютерные программы, охватывающие многие типовые задачи.
См. также КОМПЬЮТЕР.
Выбор материалов. Инженер должен уметь правильно подобрать материалы для сооружаемого объекта. С давних пор применяются такие материалы, как камень, кирпич, сталь, бетон, к которым позднее добавился и железобетон. В наше время все шире применяются новые материалы: пластмассы для куполов и композиционные материалы, например легкие пластики, армированные тонкими металлическими и другими волокнами. Адаптивные, или «интеллектуальные», строительные конструкции по сигналам датчиков деформаций автоматически подстраиваются к изменяющимся нагрузкам.
См. также КОНСТРУКЦИОННЫЕ И СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Дороги и транспорт. Гражданский инженер обязан обеспечить эффективное движение транспорта в городских и промышленных зонах, проектированием которых он занимается. Требования могут быть разными; одно дело — государственная сеть автомагистралей, другое — система общественного и индивидуального городского транспорта.

До начала работ над проектом должен быть составлен генеральный план, предусматривающий скоростные автомагистрали, парковые дороги, места для стоянок и пути подъезда к административным зданиям, промышленным предприятиям и магазинам. Инженер по дорожно-транспортному строительству должен рассчитать число прибывающих и убывающих автомашин разного типа, для которых может потребоваться место на стоянках в городских районах. Должны быть спроектированы мосты и тоннели для преодоления естественных и искусственных препятствий на пути движения транспорта. Необходимо предусмотреть «интеллектуальные» компьютерные системы для регулирования загрузки полос движения и подъездных путей к развязкам в зависимости от фактической интенсивности движения. Материалы для дорожного покрытия должны быть рассчитаны на местные погодные условия и возможные изменения температуры.
ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО; ТОННЕЛЬ.

АВТОСТРАДА около Франкфурта-на-Майне.

АВТОСТРАДА около Франкфурта-на-Майне.

Охрана окружающей среды. Традиционный круг обязанностей инженера-сантехника расширился так, что теперь охватывает контроль за экологическим воздействием всех видов производственно-технической деятельности, а также водоснабжение и удаление отходов.

Проекты строительства дорог, береговых сооружений, промышленных предприятий, систем регулирования паводков и т.п. должны подвергаться строгой экологической проверке. При этом гражданские инженеры работают в тесном сотрудничестве со специалистами в областях биологии, химии, геологии, технологии и других дисциплин.

Системы водоснабжения начинаются на возвышенностях и в речных руслах, где строятся плотины и водохранилища для накопления воды. Проектирование, расчет и строительство таких сооружений ведутся методами, о которых говорилось выше в разделе о проектировании сооружений.

Кроме того, предварительно должны быть проанализированы статистические данные и на их основе рассчитаны предполагаемые запасы воды и потребности в ней в рассматриваемый период. Необходимо учесть интенсивность осадков и подготовиться к паводкам, способным привести к разрушению плотины и поставить окружающие районы под угрозу затопления.

Питьевую воду получают путем очистки воды, забираемой из озер и рек. Инженер по гражданскому строительству проектирует, строит, монтирует и эксплуатирует соответствующие сооружения и установки. При этом должна обеспечиваться фильтрация воды от твердых частиц и стерилизация ее хлором и другими химическими веществами. Очищенная вода должна подводиться потребителям по трубопроводам под давлением, достаточно высоким для подачи на последние этажи даже самых высоких зданий. Должны быть предусмотрены запасы воды для пожаротушения и для аварийных ситуаций.
См. также ВОДООЧИСТКА.

Читайте также:  Виды отделочных работ при строительстве дома

ОЧИСТНАЯ СТАНЦИЯ на острове Дир-Айленд (на горизонте - Бостон).

ОЧИСТНАЯ СТАНЦИЯ на острове Дир-Айленд (на горизонте — Бостон).

В наше время промышленные отходы нельзя просто захоронить, а сточные воды — сбросить в ближайшую реку. Их нужно предварительно переработать, чтобы не допустить загрязнения почвы и воды. Особые трудности связаны с удалением радиоактивных отходов, и эта проблема пока еще не нашла полностью удовлетворительного решения.
См. также
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ;
АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА;
ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ ПЕРЕРАБОТКА.
Гидротехнические сооружения, регулирование паводков и электростанции. Эта сфера деятельности, частично перекрывающаяся с функциями специалиста в области охраны окружающей среды, охватывает проектирование и строительство плотин, а также ГЭС и ТЭС.

Судоходность некоторых рек поддерживается с помощью искусственных водохранилищ, вода из которых подается в шлюзы каналов. В случае ливневых дождей необходимо сбрасывать излишек воды из водохранилищ без риска наводнений и разрушений. Такого рода задачи решаются на основе проектов комплексного использования водных ресурсов бассейна реки, рассматривающих проблемы водоснабжения, судоходства, регулирования паводков и строительства ГЭС. В таких проектах инженер-гидростроитель обязан учитывать множество разных факторов, в том числе возможные нарушения условий обитания рыбы и дичи.
См. также
КАНАЛ;
ПЛОТИНА;
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ;
ГИДРОЛОГИЯ;
ГИДРОТЕХНИКА РЕЧНАЯ;
ГИДРОЭНЕРГЕТИКА.

СТРОИТЕЛЬСТВО МОСТА Саншайн во Флориде.

СТРОИТЕЛЬСТВО МОСТА «Саншайн» во Флориде.

Социальные, финансовые и юридические вопросы. Гражданские инженеры создают общую материальную основу для человеческой деятельности, протекающей в самых различных условиях. Естественно, они должны задумываться о социальных, политических, экологических, экономических и юридических последствиях своей работы.

Любой проект должен быть технически обоснован, причем необходимо выбрать наиболее экономичный и надежный способ его реализации. Должны быть изысканы денежные средства на его реализацию — из государственных или частных источников финансирования. Юридическая сторона деятельности гражданского инженера охватывает прежде всего выполнение общегосударственных и местных нормативов, но может простираться также до анализа причин аварий и экспертной оценки.
См. также
АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ;
ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО.
ЛИТЕРАТУРА
Черепанов В.А. и др. Инженерное проектирование планировки городов. М., 1971 Буренин В.А. Основы промышленного строительства и санитарной техники. М., 1984 Яргина З.Н. и др.

Основы теории градостроительства. М., 1986

Источник dic.academic.ru

Гражданское строительство

Гражданское строительство является отраслью капитального строительства, предполагающей возведение объектов непроизводственной сферы, к которым относятся: жилые, офисные и административные здания, объекты образования, здравоохранения и культуры, жилищно-коммунальной сферы и общественного питания, а также спортивные сооружения, торговые, развлекательные и гостиничные комплексы. Таким образом, гражданское строительство отличается огромным разнообразием направлений, используемых материалов и конструкций и требует постоянного обновления технологий.

Несмотря на то, что объемы и темпы возведения объектов в гражданском строительстве еще не полностью восстановились после кризисных явлений в российской экономике, перспективы отрасли благоприятны. В последнее время в России была упрощена процедура предоставления и оформления земельных участков под строительство, а это является необходимым условием успешного развития отрасли.

Главным направлением гражданского строительства является жилищное строительство. Обеспечение населения качественным жильем – одна из главных правительственных задач. Ориентируясь на решение этой задачи, субъекты РФ формируют градостроительную политику. Эти действия постепенно дают результат – объемы возводимого жилья растут.

Перспективы развития гражданского строительства в России связаны с общеэкономической ситуацией в стране и регионах. Строительство объектов гражданского предназначения – жилых домов, торговых центров, спортивных площадок, стадионов, образовательных учреждений, больниц, музеев, театров – непосредственно связано с благосостоянием людей. Развитие этой отрасли – главный индикатор качества жизни населения нашей страны.

Строительство гражданских объектов

Для «Инжиниринговой Компании «2К» гражданское строительство одна из приоритетных отраслей, так как мы накопили успешный многолетний опыт оказания услуг именно по этому направлению. «Инжиниринговая Компания «2К» представляет комплекс услуг самого высокого качества в области гражданского строительства. Благодаря накопленному опыту мы оказываем услуги в процессе возведения сложнейших инженерных сооружений. При реализации проектов мы используем наши уникальные разработки.

В области жилищного строительства мы участвовали в реализации следующих проектов:

  • управление строительством жилого микрорайона № 7 в г. Одинцово;
  • управление строительством жилого микрорайона в г. Наро-Фоминск;
  • контрольно-ревизионная проверка жилого комплекса «Олимп» в г. Королев;
  • контрольно-ревизионная проверка многоэтажного жилого дома в г. Новосибирске;
  • контрольно-ревизионная проверка жилого микрорайона «Гусарская баллада» в близи пос. Дубки;
  • контрольно-ревизионная проверка жилого комплекса «Пирогово» в г. Сочи.

В области возведения офисно-административных зданий мы участвовали в реализации следующих проектов:

  • управление строительством офисного центра в ЦАО г. Москвы;
  • технический надзор за строительством офисного центра в г. Челябинск;
  • контрольно-ревизионная проверка административного здания в г. Екатеринбург;
  • составление смет для реконструкции куполов главного здания «ЛУКОЙЛ» в г. Москве.

В области возведения объектов торгово-развлекательного комплекса мы участвовали в реализации следующих проектов:

  • управление строительством ТРЦ «Перловский» г. Мытищи;
  • технический надзор за строительством торгово-развлекательного комплекса в г. Уфе;
  • контрольно-ревизионная проверка ТРЦ «Петровский Пассаж» в г. Воронеж.

В области возведения социальных объектов Инжиниринговая Компания «2К» участвовала в реализации следующих проектов:

  • составление смет для реставрации и воссоздания фасадов учреждения «Дом-музей Матвея Муравьева-Апостола»;
  • контрольно-ревизионная проверка учебных корпусов и общежитий Санкт-Петербургского инженерно-экономического университета (СПбГИЭУ);
  • техническое обследование муниципальных образовательных учреждений Ступинского района.

В области возведения объектов общественного питания мы участвовали в следующих проектах:

  • технический надзор за строительством сети ресторанов ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» (торговая марка «Ростикс»);
  • контрольно-ревизионная проверка ресторана «Макдоналдс» в Московской области.

В области возведения объектов спортивной инфраструктуры мы участвовали в реализации следующих проектов:

Источник ik2k.ru

СТРОИТЕЛЬСТВО ГРАЖДАНСКОЕ

СТРОИТЕЛЬСТВО ГРАЖДАНСКОЕ, основной и самый древний вид строительства. В наши дни инженер-строитель занимается планированием, проектированием, расчетом, строительством, ремонтом и реконструкцией всех объектов, составляющих основу современной жизни. К ним относятся мосты, шоссейные дороги, железные дороги и вокзалы, скоростные системы городского транспорта, тоннели, аэропорты, промышленные предприятия, жилые дома и административные здания, гостиницы, гаражи, монументы, плотины, причалы, каналы, водные пути, ирригационные системы, водоводы и установки для обработки воды, системы переработки мусора, промышленных и коммунальных сточных вод, берегоукрепительные сооружения, ракетные шахты и стартовые столы, линии электропередачи, космические станции и т.д.

Проектирование сооружений.

На первом этапе проектирования (эскизный проект) всякого строительства принимаются принципиальные решения о местоположении сооружаемого объекта, его масштабах, устройстве, предполагаемом сроке службы, функциональных возможностях (например, о пропускной способности железнодорожного вокзала или дороги) и об общем методе строительства. На этом этапе гражданский инженер должен работать в сотрудничестве с архитектором, предполагаемой эксплуатирующей организацией и с местными властями.

Читайте также:  Пд в строительстве это

После этого начинается работа над техническим проектом. Сначала анализируются нагрузки (т.е. силы), действующие на сооружение: ветровые, статические (такие, как вес частей строительной конструкции), динамические и подвижные (вес поездов или автомобилей), снеговые, дождевые или гололедные, сейсмические и тепловые (связанные с изменениями температуры).

Затем проектируются элементы конструкции, такие, как балки, колонны, перемычки, перекрытия и оболочки, а также их соединения. Система должна быть достаточно прочной, чтобы выдерживать максимально возможные нагрузки, и достаточно жесткой, чтобы не возникало чрезмерных деформаций и вибрации. Для уменьшения вибраций могут потребоваться специальные амортизирующие устройства.

Соответствующим образом выбираются строительные материалы. Окончательная конструкция должна быть долговечной и коррозионностойкой. Для этого применяются лакокрасочные покрытия и разные виды поверхностной обработки. См. также СТРОИТЕЛЬСТВО ЗДАНИЙ; ФУНДАМЕНТ; КРАСКИ И ПОКРЫТИЯ.

Расчет конструкций.

Расчет элементов конструкции на прочность, жесткость и устойчивость проводится на основе принципов строительной механики, одни из которых установлены еще в древности, а другие пока не сформировались окончательно. Такие расчеты требуют сложных выкладок, и здесь на помощь современному инженеру приходят компьютерные программы, охватывающие многие типовые задачи. См. также КОМПЬЮТЕР.

Выбор материалов.

Инженер должен уметь правильно подобрать материалы для сооружаемого объекта. С давних пор применяются такие материалы, как камень, кирпич, сталь, бетон, к которым позднее добавился и железобетон. В наше время все шире применяются новые материалы: пластмассы для куполов и композиционные материалы, например легкие пластики, армированные тонкими металлическими и другими волокнами. Адаптивные, или «интеллектуальные», строительные конструкции по сигналам датчиков деформаций автоматически подстраиваются к изменяющимся нагрузкам. См. также КОНСТРУКЦИОННЫЕ И СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

Дороги и транспорт.

Гражданский инженер обязан обеспечить эффективное движение транспорта в городских и промышленных зонах, проектированием которых он занимается. Требования могут быть разными; одно дело – государственная сеть автомагистралей, другое – система общественного и индивидуального городского транспорта.

До начала работ над проектом должен быть составлен генеральный план, предусматривающий скоростные автомагистрали, парковые дороги, места для стоянок и пути подъезда к административным зданиям, промышленным предприятиям и магазинам. Инженер по дорожно-транспортному строительству должен рассчитать число прибывающих и убывающих автомашин разного типа, для которых может потребоваться место на стоянках в городских районах.

Должны быть спроектированы мосты и тоннели для преодоления естественных и искусственных препятствий на пути движения транспорта. Необходимо предусмотреть «интеллектуальные» компьютерные системы для регулирования загрузки полос движения и подъездных путей к развязкам в зависимости от фактической интенсивности движения. Материалы для дорожного покрытия должны быть рассчитаны на местные погодные условия и возможные изменения температуры. ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО; ТОННЕЛЬ.

Охрана окружающей среды.

Традиционный круг обязанностей инженера-сантехника расширился так, что теперь охватывает контроль за экологическим воздействием всех видов производственно-технической деятельности, а также водоснабжение и удаление отходов. Проекты строительства дорог, береговых сооружений, промышленных предприятий, систем регулирования паводков и т.п. должны подвергаться строгой экологической проверке. При этом гражданские инженеры работают в тесном сотрудничестве со специалистами в областях биологии, химии, геологии, технологии и других дисциплин.

Системы водоснабжения начинаются на возвышенностях и в речных руслах, где строятся плотины и водохранилища для накопления воды. Проектирование, расчет и строительство таких сооружений ведутся методами, о которых говорилось выше в разделе о проектировании сооружений. Кроме того, предварительно должны быть проанализированы статистические данные и на их основе рассчитаны предполагаемые запасы воды и потребности в ней в рассматриваемый период. Необходимо учесть интенсивность осадков и подготовиться к паводкам, способным привести к разрушению плотины и поставить окружающие районы под угрозу затопления.

Питьевую воду получают путем очистки воды, забираемой из озер и рек. Инженер по гражданскому строительству проектирует, строит, монтирует и эксплуатирует соответствующие сооружения и установки. При этом должна обеспечиваться фильтрация воды от твердых частиц и стерилизация ее хлором и другими химическими веществами.

Очищенная вода должна подводиться потребителям по трубопроводам под давлением, достаточно высоким для подачи на последние этажи даже самых высоких зданий. Должны быть предусмотрены запасы воды для пожаротушения и для аварийных ситуаций. См. также ВОДООЧИСТКА.

В наше время промышленные отходы нельзя просто захоронить, а сточные воды – сбросить в ближайшую реку. Их нужно предварительно переработать, чтобы не допустить загрязнения почвы и воды. Особые трудности связаны с удалением радиоактивных отходов, и эта проблема пока еще не нашла полностью удовлетворительного решения. См. также ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ; АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА; ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ ПЕРЕРАБОТКА.

Гидротехнические сооружения, регулирование паводков и электростанции.

Эта сфера деятельности, частично перекрывающаяся с функциями специалиста в области охраны окружающей среды, охватывает проектирование и строительство плотин, а также ГЭС и ТЭС. Судоходность некоторых рек поддерживается с помощью искусственных водохранилищ, вода из которых подается в шлюзы каналов.

В случае ливневых дождей необходимо сбрасывать излишек воды из водохранилищ без риска наводнений и разрушений. Такого рода задачи решаются на основе проектов комплексного использования водных ресурсов бассейна реки, рассматривающих проблемы водоснабжения, судоходства, регулирования паводков и строительства ГЭС. В таких проектах инженер-гидростроитель обязан учитывать множество разных факторов, в том числе возможные нарушения условий обитания рыбы и дичи. См. также КАНАЛ; ПЛОТИНА; ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ; ГИДРОЛОГИЯ; ГИДРОТЕХНИКА РЕЧНАЯ; ГИДРОЭНЕРГЕТИКА.

Социальные, финансовые и юридические вопросы.

Гражданские инженеры создают общую материальную основу для человеческой деятельности, протекающей в самых различных условиях. Естественно, они должны задумываться о социальных, политических, экологических, экономических и юридических последствиях своей работы.

Любой проект должен быть технически обоснован, причем необходимо выбрать наиболее экономичный и надежный способ его реализации. Должны быть изысканы денежные средства на его реализацию – из государственных или частных источников финансирования. Юридическая сторона деятельности гражданского инженера охватывает прежде всего выполнение общегосударственных и местных нормативов, но может простираться также до анализа причин аварий и экспертной оценки. См. также АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ; ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО.

Черепанов В.А. и др. Инженерное проектирование планировки городов. М., 1971
Буренин В.А. Основы промышленного строительства и санитарной техники. М., 1984
Яргина З.Н. и др. Основы теории градостроительства. М., 1986

Источник www.krugosvet.ru
Рейтинг
Загрузка ...