Инструкция по безопасному ведению монтажных работ

Книга: Методические рекомендации о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ

X. Рекомендации по безопасной работе крана (кранов)

10.1. Рекомендации по производству работ с грузоподъемными кранами включают:

— условия совместной безопасной работы кранов, кранов и подъемников, кранов и других механизмов;

— условия применения координатной защиты работы кранов;

— условия подъема груза двумя или несколькими кранами;

— условия перемещения гусеничного крана с грузом, а также условия перемещения грузов над помещениями, где производятся строительно-монтажные и другие работы;

— условия установки кранов над подземными коммуникациями;

— условия подачи грузов в проемы перекрытий;

— паспортные данные крана о силе ветра, при котором не допускается работа крана;

— условия организации радиосвязи между крановщиком и стропальщиком;

— требования к эксплуатации тары;

Наряд допуск Часть 2, целевые инструктажи

— порядок работы кранов, оборудованных грейфером или магнитом;

— мероприятия, подлежащие выполнению при наличии опасной зоны в местах возможного движения транспорта и пешеходов.

10.2. Совместная безопасная работа кранов регламентируется таблицей или графиком, при необходимости — схемой.

При совместной работе кранов расстояние по горизонтали между ними, их стрелами, стрелой одного крана и перемещаемым грузом на стреле другого крана и перемещаемыми грузами должно быть не менее 5 м. Это же расстояние необходимо соблюдать при работе кранов с другими механизмами.

При наложении (в плане) зон обслуживания совместно работающих башенных кранов необходимо, чтобы их стрелы (и соответственно противовесные консоли) были на разных уровнях (однотипные краны должны иметь разное количество секций башни).

Разность уровней балочных (горизонтально расположенных) стрел или противовесных консолей, включая канаты подвески и грузовые канаты, должны быть не менее 1 м (по воздуху). Совместная работа башенных кранов с подъемными стрелами решается в проекте производства работ.

При нахождении нескольких башенных кранов на стоянках в нерабочее время необходимо, чтобы стрела любого крана при повороте не могла задеть за башню или стрелу, противовес или канаты подвески других кранов, при этом расстояние между кранами или их частями должно быть не менее: по горизонтали — 2 м, по вертикали — 1 м. Стрелы кранов целесообразно направлять в одну сторону, при необходимости грузовые канаты могут быть ослаблены. Крюковая обойма должна находиться в верхнем положении, грузовая каретка на минимальном вылете, а сам кран установлен на противоугонные захваты.

10.3. Подъем и перемещение груза несколькими кранами допускается в отдельных случаях в соответствии с ППРк или технологической картой согласно требованиям 9.5.4 ПБ 10-382-00. При разработке схем строповки для подъема груза несколькими кранами должны указываться места строповки грузов.

Работа по перемещению грузов с помощью нескольких кранов производится под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами. До подъема груза несколькими кранами необходимо предварительно проверить, могут ли крановщики синхронно поднимать груз и выполнять команды лица, руководящего перемещением грузов; при необходимости с крановщиками может проводиться репетиция без груза.

10.4. Гусеничные краны могут перемещаться с грузом на крюке, при этом нагрузка на кран и положение стрелы должны устанавливаться в соответствии с инструкцией по эксплуатации крана.

Допускаемая масса перемещаемого груза зависит от длины стрелы и положения стрелы крана по отношению к направлению движения крана, при этом перемещение груза должно производиться на минимальном вылете.

Основание, по которому перемещается кран с грузом, должно иметь твердое покрытие, выдерживающее без просадки удельное давление не менее величин, указанных в паспорте крана или инструкции по эксплуатации крана. Основание должно быть ровным и иметь уклон, не более указанного в инструкции по эксплуатации крана.

Перемещение груза краном целесообразно производить на высоте не более 0,5 м над поверхностью земли с удерживанием груза от раскачивания и разворота с помощью оттяжек, при этом нахождение людей между грузом и краном не допускается.

Трогание крана с места при раскачивающемся на крюке грузе не допускается. При трогании крана необходимо предварительно успокоить груз от раскачивания.

Данные по грузоподъемности кранов и уклону основания, при котором допускается перемещение кранов, приведены в инструкциях по их эксплуатации.

Читайте также:  Квалификационный справочник монтажные работы

10.5. В соответствии со ст.9.5.3 ПБ 10-382-00 перемещение грузов над перекрытиями, под которыми размещены производственные, жилые или служебные помещения, где могут находиться люди, не допускается. В отдельных случаях по согласованию с территориальным органом Ростехнадзора может производиться перемещение грузов над перекрытиями производственных или служебных помещений, где находятся люди, после разработки мероприятий, обеспечивающих безопасное выполнение работ.

В соответствии с п.8.1.4 СНиП 12-04-2002 при возведении зданий и сооружений запрещается выполнять работы, связанные с нахождением людей в одной секции (на захватке, участке) на этажах (ярусах), над которыми производится перемещение, установка и временное закрепление элементов сборных конструкций или оборудования.

При невозможности разбивки зданий и сооружений на отдельные захватки (участки) одновременное выполнение монтажных и других строительных работ на разных этажах (ярусах) допускается только в случаях, предусмотренных ППРк, при наличии между ними надежных (обоснованных соответствующим расчетом на действие ударных нагрузок) междуэтажных перекрытий.

При монтаже конструкций на одной захватке и выполнении общестроительных работ, связанных с пребыванием людей на нижележащих этажах, на другой захватке необходимо, чтобы общестроительные работы не велись в опасной зоне, связанной с перемещением грузов краном, установкой и временным закреплением конструкций.

В соответствии с п.8.1.3 СНиП 12-04-2002 не допускается выполнение других работ и нахождение посторонних лиц на участке (захватке), где ведутся монтажные работы.

10.6. Установка грузоподъемных кранов над действующими подземными коммуникациями, в охранной зоне кабельных электрических линий, а также закрытие рельсовыми крановыми путями колодцев и пересечение рельсовых крановых путей с газопроводом согласовываются с эксплуатирующими организациями.

Колодцы подземных коммуникаций (при согласии владельца) сверху должны быть засыпаны слоем песка не менее 100 мм, по верху которого укладываются дорожные плиты на ширину не менее наружного диаметра колодца плюс 0,5 м.

При установке грузоподъемных кранов на подземные коммуникации необходимо произвести проверку несущей способности подземных коммуникаций на воздействие крановых нагрузок и, в случае необходимости, дать технические решения, обеспечивающие сохранность коммуникаций и их конструкций.

10.7. Подачу грузов в проемы (люки) перекрытий и покрытий следует производить по специально разработанному проекту производства работ. При подаче груза в проемы (люки) перекрытий и покрытий необходимо опускать груз и поднимать крюк со стропами на минимальной скорости без их раскачивания.

Расстояние между краем проема (люка) и грузом (или крюковой обоймой, если она опускается в проем (люк)) должно обеспечивать свободное перемещение груза (или крюковой обоймы) через проем и должно быть не менее 0,5 м.

В исключительных случаях допускается уменьшать это расстояние при сопровождении груза через проем (люк) с помощью оттяжки.

Подведенный к проему (люку) груз должен быть успокоен от раскачивания и только после этого опущен в проем. При подъеме стропа через проем (люк) все крюки должны быть навешены на разъемное звено, а строп должен направляться снизу с помощью пенькового каната; пеньковый канат отцепляется от стропа после того, как строп будет выведен из проема (люка). Стропальщик может подойти к грузу (отойти от груза), когда груз будет опущен (поднят) на высоту не более 1 м от уровня поверхности (площадки), где находится стропальщик.

У места приема (или отправки) подаваемых (или вынимаемых) через проем (люк) грузов, а также у проема в перекрытии (покрытии) оборудуются световая сигнализация (светящиеся надписи), предупреждающая как о нахождении груза над проемом (люком), так и об опускании его через проем (люк), а также надписи и знаки, запрещающие нахождение людей под перемещаемым грузом.

Световая сигнализация располагается так, чтобы не могла быть повреждена перемещаемым грузом или грузозахватными приспособлениями.

Между крановщиком и стропальщиком, находящимся вне видимости крановщика, устанавливается радиосвязь.

Проем (люк), через который производится подача груза, должен иметь постоянное ограждение высотой (расстояние от уровня рабочего места до самой низкой точки верхнего горизонтального элемента) не менее 1200 мм со сплошной бортовой доской по низу на высоту не менее 100 мм. Ограждение должно отвечать требованиям ГОСТ 12.4.059-89.

При подаче груза в проемы (люки) через межферменное пространство или через несколько перекрытий при расположении проемов (люков) непосредственно друг над другом оборудуется шахта с гладкими стенами или опускание груза должно производиться с обязательным сопровождением. Примеры подачи грузов через проемы (люки) представлены на рисунке 32.

1. Порядок подачи груза в проемы перекрытий дан в пункте 10.7

2. Внутренняя сторона обшивки стен шахты должна быть ровной, без выступов.

3. При подаче грузов между крановщиком и стропальщиком N 2 должна быть установлена радиосвязь.

Читайте также:  Критерии качества строительно монтажных работ

4. При подъеме стропа через проем все его крюки должны быть навешены на разъемное звено, а строп должен направляться снизу с помощью пенькового каната

5. Стропальщики должны находиться со стороны, противоположной подаче груза краном, и не должны находиться под стрелой и грузом.

Источник

Охрана труда при работе с подрядными организациями

Подрядная организация (подрядчик) — это организация или физлицо, которое обязуется выполнить работу по заданию другой стороны (Заказчика). При этом, Заказчик обязуется принять и оплатить эти работы на основании договора подряда (гл. 37 ГК РФ).

Охрана труда при работе с подрядными организациями

Данный вид сотрудничества организаций на данный момент очень популярен. В первую очередь это выгодно Заказчику. Необходимо понимать, что подобные договоры заключаются с целью экономии его средств. Заказчику не нужно принимать сотрудников в штат, платить за них отчисления и взносы, снижается уровень ответственности.

На что обратить внимание при работе с подрядчиком?

Подавляющее большинство Заказчиков стараются в договорах подряда прописывать, что абсолютно за все отвечает Подрядчик, и думают, что не за что не отвечают.

Тем не менее, условия договора не могут противоречить законодательным актам, и Заказчик так-же несет ответственность в области охраны труда при работе с подрядными организациями. Касается это создания условий работы и мероприятий, которые он должен провести.

Согласно 219 статье Трудового кодекса каждый работник имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда. Отвечает за это работодатель, которым для работников является Подрядчик, но с учетом того, что подрядные работы ведутся чаще всего на объектах Заказчика, обеспечить такие условия Подрядчик не в силах юридически и физически.

Поэтому если Заказчик привлекает подрядную организацию на заведомо опасные и вредные работы, наивно полагать, что таким образом он избежит какой-либо ответственности в случае травмы или профзаболевания сотрудников Подрядчика.

Трудовая инспекция привлечёт к ответственности как Подрядчика, за то, что тот допустил своих сотрудников на работу в условиях, не соответствующих требованиям безопасности, так и Заказчика, который осознанно подверг жизни и здоровье людей опасности.

Инструктажи работников подрядной организации

Следующим немаловажным фактором является проведение инструктажей.

Большинство Заказчиков считают их проведение исключительно обязанностью Подрядчика и полагают, что данное мероприятие с их стороны возлагает на них “ненужную ответственность”. Поэтому они категорически отказываются проводить инструктажи для подрядных организаций, ссылаясь на то, что они не хотят нести ответственность за работников Подрядчика, в случае нарушения этими сотрудниками правил техники безопасности, которые привели к травме, смерти или профессиональному заболеванию.

Все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.

Таким образом, если на территории вашей организации выполняет работы подрядная организация — вы должны провести для ее сотрудников вводный инструктаж.

Это требование закона, которое обязательно к исполнению. Возникают ли в этом случае для Заказчика какие-либо риски, в случае если работник нарушит требования безопасности, озвученные ему в ходе вводного инструктажа? Ответ — нет.

Рассмотрим типичную ситуацию. Сотрудник подрядной организации передвигался по складу, направляясь в столовую и на него совершил наезд погрузчик Заказчика. В результате данного происшествия сотрудник подрядной организации получил перелом ноги. Сравним два варианта развития событий.

Вариант №1. Заказчик провел вводный инструктаж для сотрудников подрядной организации.

Проведение вводного инструктажа для подрядных организаций подразумевает под собой озвучивание всех рисков, присутствующих на территории Заказчика, где будут выполняться работы. Одним из важных пунктов является ознакомление работников с путями безопасного передвижения. Складские помещения, на территории которых работает разгрузочно-погрузочная техника, являются местами повышенной опасности, поэтому там на полу есть специальная разметка, разделяющая пути перемещения техники и работников по территории склада.

В ходе вводного инструктажа сотрудникам подрядной организации рассказывают об этой разметке и показывают пути, по которым передвижение безопасно. Фактически им озвучивают, где ходить можно, а где нельзя.

В рассматриваемой нами ситуации на работника был совершён наезд погрузчиком, что позволяет сделать вывод о том, что он передвигался по пути движения техники, а не по разметке, предназначенной для работников. То есть, сотрудник подрядной организации нарушил требования техники безопасности, озвученные Заказчиком в ходе вводного инструктажа.

Читайте также:  Для производства строительно монтажных работ примеры

Есть ли тут вина Заказчика? Очевидно нет. Со своей стороны он сделал все, что от него требует законодательство. Разметка нанесена, то есть обеспечены безопасные условия работы, пути передвижения доведены до сведения сотрудников подрядных организаций.

Непосредственное обеспечение контроля за соблюдением требований охраны труда — это уже обязанность непосредственного работодателя работника, то есть подрядной организации.

Вариант №2. Заказчик не провел вводный инструктаж для сотрудников подрядной организации.

В ходе расследования рассматриваемого нами несчастного случая, у инспектора ГИТ к пострадавшему сотруднику, первым будет вопрос о том, как тот оказался на пути передвижения техники. Сотрудник прямо ответит, что направлялся в столовую.

И следующим уже будет вопрос о том, озвучены ли ему были пути безопасного передвижения. Конечно же, после отрицательного ответа, вина с сотрудника за нарушения требований охраны труда будет снята.

Как он мог нарушить то, чего не знал? Ведь ему не рассказали и не показали, где он может передвигаться без риска для своих жизни и здоровья.

Кто должен довести ему эту информацию? В первую очередь работодатель, но этот объект не принадлежит ему, и он в принципе не может знать всех организационных моментов. Ведь в рамках договора он должен лишь оказать услугу или выполнить работу на этой территории Заказчика.

Да, Подрядчик безусловно понесет ответственность за сотрудника, так как является его работодателем. Однако и Заказчик в данной ситуации уйти от ответственности согласно Постановлению 1/29 никак не сможет. Для юридических лиц это грозит штрафом на сумму от 100 до 130 тысяч рублей.

Таким образом проведение вводного инструктажа не накладывает на Заказчика никакой дополнительной ответственности, а наоборот по большей части снимает ее.

Позволяет обезопасить себя от недобросовестных сотрудников подрядных организаций, которые пренебрегают требованиями техники безопасности. Очень часто получение работниками травмы — следствие их осознанного решения нарушить требования техники безопасности.

Например, в ситуации, рассматриваемой в рамках данной статьи в качестве примера, причиной получения травмы могла стать халатность сотрудника. Он мог “срезать” путь до столовой либо же двигаться в наушниках, не услышав предупреждающий сигнал техники, которая, например могла сдавать назад, и работник находился в “слепой зоне” для водителя. Однако, несмотря на вину работника, если вводный инструктаж не проведен, Заказчик будет отвечать за его отсутствие и получит штраф.

Общие рекомендации взаимодействия с подрядной организацией по вопросам охраны труда

С учетом всего вышесказанного можно дать общие рекомендации, которые будут полезными при работе с подрядными организациями:

Основой продуктивного взаимодействия между Заказчиком и Подрядчиком является обратная связь. В первую очередь обе стороны должны наладить контакт между своими службами охраны труда.

Это будет полезным не только в плане удобства, так как специалисты по охране труда гораздо быстрее смогут решить организационные вопросы, связанные с безопасностью выполнения работ, но и позволит обменяться полезным опытом, который пойдет на пользу обеим сторонам.

Другой важный момент — это инструктажи. Многие Заказчики помимо вводного инструктажа проводят и инструктажи на рабочем месте для сотрудников подрядных организаций.

Подрядчик же со своей стороны их дублирует, но уже как непосредственный работодатель, а не принимающая сторона. Такая схема работы значительно снижает травматизм и риск получения травм в принципе. Чтобы избежать путаницы, просто заведите отдельный журнал для подрядных организаций, где личной подписью сотрудников будет зафиксировано проведение инструктажа.

Полезным дополнением будет и обмен информацией, касающейся вопросов охраны труда. Инструкции по охране труда, внутренние нормативные акты и так далее.

Передайте подрядной организации свои инструкции по охране труда, чтобы они приняли их и у себя тоже. Чем больше информации Заказчик предоставит Подрядчику, тем более качественно и безопасно Подрядчик сможет оказать услугу или выполнить работу на территории Заказчика. Важно помнить об этом принципе и сообща реализовывать меры, направленные на снижение риска для жизни и здоровья работников.

Соблюдение этих несложных рекомендаций позволит организовать охрану труда при работе с подрядными организациями правильно, обезопасив не только работников, но и обе стороны договора подряда. Важно помнить, что любое происшествие будет вашей общей проблемой, а проблемы всегда лучше решать сообща. Чёткое распределение обязанностей и ответственности позволит не только оперативно вывалять причину происшествий, но и принимать меры по их предотвращению в будущем.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...