1.2. Структурная диагностика инвестиционного обеспечения строительной отрасли
Инвестиции, как известно, это денежные средства, ценные бумаги (иное имущество, в том числе имущественные права и иные права, имеющие денежную оценку), вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного эффекта. Инвестиционная деятельность соответственно рассматривается как вложение инвестиций и осуществление практических действий, направленных на извлечение прибыли или получение иных (социально значимых) результатов.
Это определение широко используется в управленческой практике, решающей задачи инвестиционного обеспечения строительного производства (или иных видов производственной деятельности). Основной его особенностью является вполне конструктивный, предметно ориентированный характер, который не исключает определенного упрощения.
В экономической литературе содержатся более полные уточненные трактовки. Например, В. Д. Никифорова рассматривает инвестиции как социально-экономический процесс вложений капитала в различных его формах и видах, а также существование инвестиций в виде накоплений и неиспользованной для потребления части дохода за определенный период хозяйственной деятельности, которая вновь вкладывается в общественное воспроизводство. Этот процесс, полно и комплексно интегрирующий все факторы воспроизводства вообще, закономерно повторяется многократно, и для него характерно производительное использование инвестиционных средств [36]. Такое определение инвестиций, по нашему мнению, значительно расширяет представление об объектах инвестирования и одновременно усложняет макроэкономический анализ их воздействия на экономику.
6 7 Организация финансирования инвестиционных проектов
Кроме того, необходимо уточнить значение терминов, связанных с категорией «инвестиции». Это касается прежде всего понятий «физический», «денежный» и «интеллектуальный капитал». Под физическим капиталом в данной работе понимаются средства производства, а под денежным капиталом – денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги. Интеллектуальный капитал, который является результатом интеллектуальной деятельности, включает изобретения, открытия, патенты, научные отчеты и доклады, проекты, описания технологий и т. п.
При этом процесс управления инвестициями (иначе – управление инвестиционной деятельностью) представляет собой сознательное целенаправленное регулирование движения всех видов денежных, имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательства и другие виды деятельности для получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта.
Инвестиционное обеспечение строительной деятельности представляет собой составную часть единого процесса ресурсного обеспечения, и в нем выделяется ряд закономерностей, свойственных более общему явлению – движению ресурсов. В этой связи целесообразно остановиться на двух подходах к управлению ресурсообеспечением, существующих в традиционных научных школах и актуализированных процессом рыночной трансформации капитального строительства, обладающего высокой ресурсоемкостью.
Инвестиционный анализ — что такое NPV, IRR и другие понятия.
Первый подход использует в качестве базовой посылки представления об ограниченности ресурсов всех видов вне зависимости от масштаба и уровня развития социально-экономической системы, в которой они реализуются. Это означает, что даже если объем ресурсов (в том числе инвестиционных), который может быть привлечен для реализации определенных мероприятий, достаточно велик, его величина остается вполне конкретной и четко очерченной. Управленческая задача в этом случае сводится к прогнозированию объема возможных ресурсов и их структуры, а также к использованию прогнозных данных как ограничителя и исходной составляющей для формирования планируемых мероприятий. Тогда план, программа, проект, ориентированные на достижение той или иной цели, приобретают свойство полной ресурсообеспеченности, а значит – реализационный характер.
Второй подход к проблеме ресурсообеспеченности планируемых мероприятий решает ее противоположным образом. Он использует очевидную зависимость качества моделируемого объекта от степени коммерческого интереса со стороны носителей ресурсов. Применительно к инвестиционным ресурсам на основе этой зависимости можно сформулировать следующий тезис: чем выше инвестиционная привлекательность конкретного проекта (программы, плана), тем выше вероятность его полного инвестиционного обеспечения. В этих условиях активизируются различные инвестиционные источники, отыскиваются инвестиционные резервы, на основе которых формируется необходимый объем инвестиции залог реализуемости инвестиционно привлекательного проекта.
Если оценивать оба представленных подхода с точки зрения их принципиальной обоснованности, то обоснованным можно назвать каждый из них. Однако направленность действий в том и другом случае различна.
Богатый опыт, накопленный отечественной и зарубежной управленческой теорией и практикой, свидетельствует о приоритетности первого (к числу его сторонников относится большинство исследователей), опирающегося на необходимость прогнозирования объема возможных ресурсов. При этом остается вполне правомерным второй подход, ориентирующий управленца в сторону поиска необходимых ресурсов и дополнительных резервов. Рекомендации для практиков в данном случае будут следующими: поиск разумного компромисса и эффективного сочетания подходов, причем такого, которое не ставило бы под сомнение ключевой принцип управления, заключающийся в необходимости адаптации планируемых действий к реально существующим и прогнозируемым инвестиционным возможностям (первый подход). Логика настоящего исследования ориентируется, в первую очередь, на изучение возможных инвестиционных источников, способных обеспечивать капитальное строительство инвестициями в течение всего технологического цикла (в широком понимании этого термина).
Инвестиционные аспекты строительной деятельности в течение ряда лет рассматриваются как важнейшая составляющая системного видения процессов, приводимых к созданию готовой строительной продукции. В научной литературе и на практике широко используется понятие «инвестиционно-строительный комплекс», подчеркивающее системное единство строительства и инвестиционной деятельности.
В архитектурно-строительной энциклопедии строительный комплекс определяется как «совокупность отраслей, производств и организаций, характеризующаяся тесными устойчивыми экономическими, организационными, техническими и технологическими связями в получении конечного результата – обеспечении производства основных фондов народного хозяйства»[16]. Да, именно конечный результат организационно связывает строительные организации и производства, а также организации других отраслей в одно целое. Комплексное управление в строительстве необходимо рассматривать именно с точки зрения конечной продукции.
Исходя из логики развития предпринимательства в строительстве, можно утверждать, что любые исследования в этой области имеют четко выраженный региональный аспект, тем более что региональные власти способны создавать на своей территории существенно иную экономическую среду деятельности. Мировой опыт свидетельствует, что вопросы организации процессов регулирования и развития инвестиционно-строительной деятельности решаются на уровне регионов с учетом общегосударственных интересов, а также особенностей и потребностей регионов[47].
Основные направления развития ИСК на примере Санкт-Петербурга представлены на Рис. 1.2.
Главная задача регионального органа управления при разработке стратегии и тактики развития региона в современных условиях – это создание режима наибольшего благоприятствования процессу формирования, развития и функционирования региональных товарных рынков, в том числе и рынка недвижимости, основанных на учете как федерального хозяйственного права, так и всей совокупности региональных особенностей (демографических, социальных, экономических и экологических).
Применительно к строительству региона это может означать активное влияние на процесс формирования производственной и социальной инфраструктур региона; формирование и жесткое проведение в жизнь региональной экологической политики; регулирующее влияние на экономическую политику естественных монополий, функционирующих на территории региона, с целью ограничения всеми доступными средствами их возможности необоснованного поднятия цен на производственные ресурсы (энергетические, водные, услуги железнодорожного транспорта и др.); формирование и проведение активной градостроительной политики в регионе; создание благоприятных условий для формирования регионального строительного комплекса, его состава и структуры (как технологической, так и по формам собственности на средства производства); активное формирование инвестиционной политики на территории региона. Основными рычагами административной поддержки в развитии инвестиционно-строительного комплекса в Санкт-Петербурге являются:
— Комитет по строительству. Информация федерального, городского, районного уровня, о программах и проводимых конкурсах (условия участия в инвестиционных проектах);
— Комитет государственной статистики. Объемы капитальных вложений по формам собственности и источникам финансирования. Объемы подрядных работ. Данные о финансовом состоянии отрасти (прибыль, рентабельность, платежи в бюджет). Объемы ввода объектов в эксплуатацию (производственные и непроизводственные);
— Госахстройнадзор. Информация о строящихся и принятых в эксплуатацию Госкомиссией объектах, в том числе с участием иностранных фирм;
— Таможенное управление. Перечень продукции для строительного комплекса, импортируемой в регион и экспортируемой из региона с указанием полного наименования фирмы-производителя, стpaны, импорта/экспорта, наименования получателя, объема поставки, контрактной цены;
— Госстройэкспертиза. Перечень проектно-сметной документации на строительство объектов, прошедшей и не прошедшей экспертизу, и принятых по ее результату решений;
— Информация по прогрессивным проектам. Перечень паспортов на проекты объектов массового строительства, заключений по уникальным проектам;
— Регистрационная палата. Информация об участниках ИСК;
— Межрегиональный центр ценообразования в строительстве. Информация о стоимости введенных в эксплуатацию и запроектированных объектов, о текущих и прогнозируемых индексах цен на строительную продукцию, материалы, отдельные виды работ, транспортировку материалов и конструкций;
— Комитет по управлению городским имуществом. Информация об объектах недвижимости, земельных участках, оценочной стоимости объектов;
— Комитет экономики, промышленной политики и торговли. Информация об основных направлениях развития экономики Санкт-Петербурга;
— Комитет финансов. Информация о банковских и финансово-инвестиционных услугах, включая иностранных инвесторов;
— Центры сертификации. Перечень продукции, подлежащей сертификации, зарубежных сертификатов и знаков соответствия, признаваемых в России. Перечень знаков соответствия, которыми маркируется сертифицированная продукция. Перечень предприятий и организаций строительного комплекса, продукции и услуг; проектная и программная документация;
— Законодательное собрание. Законы в области ИСК.
Ряд перечисленных мер, безусловно, носит общеэкономический характер, однако применительно к строительству их разработка и использование имеют первоочередное значение для региона.
Положительная инвестиционная политика региональных властей создает предпосылки для привлечения инвестиций и обеспечения программы устойчивого развития регионов.
Как известно, инвестиционная политика включает в себя следующие элементы: выбор источников и методов финансирования; определение сроков реализации; выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики; создание необходимой нормативно-правовой базы; установление благоприятного инвестиционного климата.
Инвестиционный климат[17] – это среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Она формируется под влиянием политических, экономических, юридических, социальных и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в регионе и степень риска инвестиций.
На региональном уровне инвестиционный климат проявляется через двусторонние отношения предпринимательских структур, банков, профсоюзов, органов власти и других участников процесса. На этом уровне конкретизируется обобщенная оценка инвестиционного климата в ходе реальных экономических, юридических, культурных контактов инвестора и среды.
Инвестирование в Санкт-Петербурге характеризуется рядом особенностей: город уже имеет достаточно развитую инфраструктуру, сильно диверсифицированную экономическую среду, мощный внутренний рынок, что обеспечивает стабильность городского бюджета и сравнительно невысокие риски осуществления инвестиционной деятельности. Здесь работают крупные отечественные и иностранные консалтинговые и аудиторские организации, развиваются финансовый рынок и рынок инвестиционно-строительных услуг. Все эти особенности позволяют оценивать инвестиционный климат Санкт-Петербурга как благоприятный[18].
В начальный период экономических реформ Санкт-Петербург значительно уступал по признакам инвестиционной привлекательности Москве, а также регионам Севера и Сибири, где добывается и перерабатывается экспортоориентированное сырье (нефть, газ, металлы и др.). Это предопределялось высокой долей населения пенсионного возраста; чрезвычайно большим (почти 70%) удельным весом организаций, работавших в системе ВПК, научных и иных учреждений, финансируемых из бюджета; слабым развитием предпринимательской инфраструктуры.
В настоящее время перспективы развертывания инвестиционного процесса в Санкт-Петербурге связаны с двумя основными источниками: это государственные ресурсы (средства бюджетов и внебюджетных фондов) и частный капитал (собственные ресурсы предприятий и организаций, отложенные средства населения, иностранные вложения). Поскольку бюджетные средства не являются предметом исследования в данном изложении, остановимся на работе властных органов по созданию благоприятных условий для привлечения частных инвестиций.
Администрация Санкт-Петербурга применяет систему мер, направленных на увеличение притока инвестиций в экономику города и предупреждение их оттока. Среди этих мер:
— государственная поддержка инвестиционной деятельности (включая предоставление налоговых льгот);
— создание прозрачной процедуры осуществления инвестиционной деятельности [19];
— создание механизма работы с городскими инвестиционными проектами[20].
Особое значение в этом деле имеют законы, принятые Законодательным собранием Санкт-Петербурга: «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга» (определяет инструменты привлечения инвестиций); «О внесении дополнений в Закон Санкт-Петербурга “О налоговых льготах”» (предлагает условия предоставления и размеры налоговых льгот для инвесторов); «Об инвестициях в недвижимость Санкт-Петербурга» (регулирует предоставление инвесторам недвижимости, находящейся в управлении или в собственности города); «О градостроительном планировании развития и градостроительном регулировании использования и застройки территории Санкт-Петербурга».
Идет работа по корректировке названных законов, внесению в них продиктованных действительностью изменений и дополнений. В частности, главная цель изменений в Законе «Об инвестициях в недвижимость» – обеспечить возможности заключения договоров и проведения предварительных инвестиционных торгов. Кроме этого предполагается приступить в ближайшее время к разработке нового закона «Об основах градостроительства Санкт-Петербурга», в котором будут распределены полномочия между Законодательным собранием, исполнительными органами власти и местным самоуправлением. Таким образом будет создана юридическая база для Генерального плана развития северной столицы и для утверждения градостроительной документации по новым территориям.
Серьезным шагом вперед стал стратегический план. Предлагаемая им модель развития Санкт-Петербурга подразумевает сосредоточение усилий отраслевых органов управления на реализации конкретных проектов в рамках определенных городским сообществом приоритетных направлений и проектов, в продвижении которых город заинтересован до такой степени, что использует для этого особые финансовые стимулы. Такие проекты финансируются из внебюджетных источников, причем первоначальные затраты, составляющие, как правило, менее 1% стоимости строительства, идут на подготовку инвестиционных предложений, т. е. на информацию, призванную привлечь потенциальных инвесторов.
За счет средств городского бюджета разрабатываются бизнес-планы инвестиционных проектов, осуществляемых или поддерживаемых администрацией Санкт-Петербурга, проводится экспертиза экономической эффективности, сотрудники администрации обучаются проектному финансированию. Все это позволит в ближайшем будущем реализовать многие инвестиционные проекты, привлечь инвестиции и организовать новые рабочие места.
Оказывая содействие проектам, находящимся на стадии реализации, администрация Санкт-Петербурга инициирует новые проекты, потенциально интересные для инвесторов и учитывающие нужды региона. Разрабатываемый городом механизм осуществления инвестиционных проектов в части их подготовки включает в себя следующие стадии:
I стадия – установление общих принципов использования городской территории (ее функциональное использование, плотность размещения предпринимательских структур и др.);
II стадия – оценка реальности проекта с точки зрения поиска источников финансирования, определение основных этапов привлечения ресурсов;
III стадия – разработка градостроительного регламента и более подробного проекта развития территории, поиск инвестиционных ресурсов, маркетинг объекта. Затем, в зависимости от результатов исследования рынка, продажа на торгах права реализации крупного инвестиционного проекта либо проведение конкурса на подряд и на финансовое участие в проекте.
Описанный порядок разработки инвестиционных проектов существенно увеличивает привлекательность города для инвестиций во все виды инфраструктур.
В рамках V Петербургского экономического форума была принята «Программа инвестиционного сотрудничества», особую значимость которой придали специально отобранные проекты и предложения, инициированные 26 предприятиями и организациями. В числе этих инициаторов – администрации различных регионов, консалтинговые структуры, строительные и финансовые организации. Предварительный отбор предложений базируется преимущественно на классической качественной, а затем и количественной оценке основных параметров жизнеспособности инвестиционных проектов.
Наряду с развитием жилищного строительства планируется осуществление ряда крупных проектов. Среди них: комплекс сооружений для защиты от наводнений; восточное полукольцо автомобильной дороги, соединяющее Таллиннское и Выборгское шоссе; реконструкция центра города с использованием кредита по соглашению с Мировым банком; строительство сети гостиниц; застройка Крестовского и Каменного островов, Синопской набережной, территории в районе Варшавского вокзала и др. Таким образом, налицо многофакторность процесса привлечения реальных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга.
Ленинградская область в настоящее время лидирует по ключевым показателям экономического развития, в том числе по темпам роста в промышленности и сельском хозяйстве, по увеличению инвестиций, направляемых в основной капитал. Формированию благоприятного инвестиционного климата способствовал ряд конкурентных преимуществ.
Во-первых, это выгодное геоэкономическое положение (выход к Балтийскому морю, внутренние административные границы с пятью субъектами Федерации – Санкт-Петербургом, Новгородской, Псковской, Вологодской областями и Республикой Карелия). Территория области – почти 86 тыс. кв. км, численность населения – 1,7 млн чел.
Это единственный федеральный субъект, где представлены все виды производства и транспорта. Функционируют более 300 крупных и средних промышленных фирм, высокоразвита транспортная инфраструктура. Во-вторых, в Ленинградской области наблюдается энергоизбыточность, так как электроэнергии производится в два раза больше, чем необходимо для потребления.
В-третьих, имеются богатые природные ресурсы: лес (расчетная лесосека составляет около 12 млн кв. м в год, и еще есть незадействованный потенциал), глина, фосфориты, гранит, известняк, песок, мрамор, сланец, бокситы и др. Значительные водные ресурсы (50 тыс. водных объектов, рек и озер) позволяют развивать промышленность и энергетику. В-четвертых, в Ленинградской области, с ее богатейшим историко-культурным потенциалом, широко развивается туристический бизнес. И, наконец, важным конкурентным преимуществом является высококвалифицированный кадровый, в частности научный, потенциал.
Принятый в 1997 г. Закон «Об инвестиционной деятельности в Ленинградской области» определил комплекс мер государственной поддержки и защиты инвесторов и конкретизировал целый ряд налоговых льгот и гарантий. В конце 1999 г. с учетом требований практики в Закон были внесены необходимые дополнения и изменения. На областном уровне создана достаточно полная инвестиционная законодательная база, отразившая лучший опыт регионов России. Правительство и Законодательное собрание Ленинградской области в своей работе охватывают следующие основные направления: совершенствование нормативно-правовой базы в сфере поддержки предпринимательства; формирование информационной открытости; создание специализированной рыночной инфраструктуры, поддерживающей инвестиционный процесс; реструктуризацию предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности.
Правительство Ленинградской области постоянно работает над тем, чтобы увеличивать долю частных инвестиций – российских, иностранных и смешанных, привлекая также мелкого инвестора. Зарегистрировано более 200 организаций малого и среднего бизнеса с участием иностранного капитала, для них также разрабатываются инвестиционные проекты. Один из принципов организационной работы – создание равных возможностей для всех инвесторов.
Между Правительством Ленинградской области и инвесторами заключено более 30 договоров об осуществлении инвестиционной деятельности на общую сумму около 700 млн долл., в том числе: с иностранными инвесторами – на 655 млн долл., с российскими – на сумму около 50 млн долл. Ежегодно вносятся коррективы в «Каталог инвестиционных проектов Ленинградской области» (их около 100), «Каталог инвестиционных проектов малых предприятий» (около 200) и «Каталог свободных производственных площадей». Целостная информационная открытость области обеспечивается также выпуском других изданий (например, ежегодника «Путеводитель инвестора»), использованием электронных средств информации (выпущен лазерный компакт-диск «Инвестиционный климат Ленинградской области», открыт сайт www.lenobl-invest.ru).
Управление инвестициями связано с обеспечением определенных экономических условий для инвесторов. Для притока инвестиций в области создан благоприятный налоговый климат: установлены существенные льготы по налогу на прибыль, по дорожным налогам и др. Организации освобождаются от налогов в течение первых трех лет деятельности или на срок окупаемости затрат; кроме того, в соответствии с законом они могут претендовать на инвестиционный налоговый кредит и получать поручительство Правительства области по займам и кредитам (в соответствии с постановлением Губернатора «О порядке выдачи поручительств Правительства Ленинградской области по займам и кредитам на инвестиционные цели на конкурсной основе»).
Агрегирование строительной и инвестиционной деятельности в рамках самостоятельной, целостной системы позволяет достичь ряда преимуществ:
— создает базу для решения проблем бесперебойного и достаточного по объему инвестиционного обеспечения, которые приобретают особую сложность в условиях ограничения инвестиций;
— позволяет расширить и разнообразить число участников инвестиционно-строительного процесса и обеспечить на этой основе приток дополнительных инвестиций;
— придает инновационный импульс инвестированию, так как позволяет увязать его с конкретным результатом;
— с его помощью становится реально достижимой идея сбалансированности во временном отношении производимых строительных работ и инвестиционных поступлений;
— на его основе формируется единый инвестиционно-строительный рынок, увязывающий множество совместно функционирующих субъектов, реализующих собственные интересы, и обладающий устойчивой сетью коммуникаций, что позволяет использовать современный маркетинговый инструментарий и производить строительную продукцию, соответствующую потребительскому спросу;
— способствует созданию благоприятного инвестиционного климата, повышающего инвестиционную активность;
— позволяет использовать эффективные системы мер государственного, регионального и муниципального регулирования, а также мер регулирующего воздействия со стороны общественных организаций.
Итак, налицо многофакторность процесса привлечения реальных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга.
Инвестиционно-строительный комплекс инициировал появление особой рыночной среды, в пределах которой обращаются инвестиции, инвестиционно-строительные проекты, вся совокупность строительной продукции, включая законченные объекты, строительные материалы, детали и конструкции, строительные работы и услуги.
Под инвестированием понимается вложение денежных средств и других капиталов в реализацию различных проектов. Принято различать четыре вида инвестиций [12]:
Частные инвестиции – это вложение средств гражданами (чаще всего путем приобретения акций, облигаций и других ценных бумаг), а также предприятиями и организациями негосударственной формы собственности.
Государственные инвестиции осуществляются федеральными, региональными и местными органами управления за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств.
К числу иностранных инвестиций относятся те из них, что осуществляются иностранными гражданами, юридическими лицами и государствами.
Совместные инвестиции – это вложения субъектов нашей страны и иностранных государств.
Основными субъектами инвестиционного обеспечения капитального строительства являются инвесторы.
Инвесторы – это физические и юридические лица, осуществляющие вложения собственных, заемных и привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. В качестве инвесторов могут выступать:
— правительство страны и правительства субъектов Российской Федерации в лице органов, уполномоченных управлять государственным имуществом или наделенных имущественными правами;
— органы местного самоуправления, муниципалитеты в лице органов и служб, уполномоченных заниматься инвестиционной деятельностью;
— предпринимательские объединения, организации и другие юридические лица;
— совместные российско-зарубежные организации;
— иностранные государства в лице органов управления, уполномоченных их правительствами;
Совокупность намерений и практических действий по осуществлению инвестиционных вложений в объекты недвижимости и обеспечение заданных финансово-экономических, производственных и социальных результатов представляет собой инвестиционный проект.
Как уже говорилось выше, в различных регионах России, в том числе в Санкт-Петербурге, разработана и внедрена система мер, направленных на увеличение притока инвестиций и предупреждение их оттока: поддержка инвестиционной деятельности (включая предоставление налоговых льгот), создание «прозрачной» процедуры осуществления инвестиционной деятельности и механизма работы с региональными инвестиционными проектами.
Динамика изменений фактических объемов капитальных вложений в Санкт-Петербурге в 2000–2004 гг. показывает их устойчивый рост (Рис. 1.3).
Рис. 1.3. Динамика изменения объемов капитальных вложений в Санкт-Петербурге за 1996–2004 гг., %
Рост капитальных вложений частично был связан с увеличением финансирования из федерального бюджета в связи с подготовкой к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга.
В структуре инвестиций в основной капитал (по крупным и средним организациям) удельный вес отрасли строительства колебался: 21% в 2003 г., 34% в 2002 г.
В структуре инвестиций в основной капитал за 2004 г. (по крупным и средним предприятиям) следует отметить значительное увеличение доли средств городского бюджета (с 7% в 2002 г. до 12% в 2004 г.), а также кредитов иностранных банков (с 1,5% в 2002 г. до 4,3% в 2004 г.). Значительно увеличилась доля средств от долевого участия в строительстве – с 5,3% в 2003 г. до 9% в 2004 г. За счет данных средств выполнено около 79% капитальных вложений в жилищное строительство.
Инвестиционно-строительный комплекс в Санкт-Петербурге, в отличие от других регионов России, за прошедший период экономических реформ значительно продвинулся в переходе на рыночные условия хозяйствования. Результатом является тот факт, что практически все работающие в нем строительные компании – частные либо со смешанным капиталом (небольшая доля). Доля государственных и муниципальных организаций в объемах выполненных подрядных работ не превышает 4%.
В 2003 г. городской бюджет профинансировал ввод 16 объектов, а инвесторы ввели 168 объектов различного назначения общей площадью более 880 тыс. кв. м без учета жилищного строительства.
Инвестиции в основной капитал составили в 2003 г. 101,6 млрд руб. (в 2004 г. отмечено снижение до 89 млрд руб.), что более чем в три раза превысило уровень 1999 г.
Ввод в действие основных фондов увеличился за четыре года в 3,9 раза, достигнув к 2003 г. 68,9 млрд руб. Объем работ, выполненных по договорам подряда, в 2003 г. вырос в 2,9 раза по сравнению с 1999 г. и составил 40,9 млрд руб. Рост объемов ввода обеспечивался в основном за счет вовлечения в инвестиционный процесс большого количества новых объектов недвижимости.
За последние четыре года более чем в восемь раз (до 9 тыс.), возросло число заявлений от потенциальных инвесторов о намерении осуществить инвестиционный проект. В результате активизации строительной деятельности и упорядочения системы отчислений на развитие городской инфраструктуры их объем значительно вырос за последние годы и позволяет решать проблему нехватки инженерных мощностей. Объем таких поступлений в 2003 г. составил 1,6 млрд руб., что на 50% больше, чем в 2002 г., и в 15 раз больше по сравнению с 1999 г. В 2004 г. аналогичные поступления уже превысили 4 млрд руб; в 2005 г. 6,6 млрд руб.
В зависимости от направлений вложения инвестиций и целей их реализации инвестиционные проекты делятся на следующие категории [12, c. 122]:
— экологические и др.
Структура инвестиционных предпочтений частных инвесторов представлена в Табл. 1.1.
Источник: www.aup.ru
Инвестиционный проект финансирования строительства
изменения, которые вносятся в перечень самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. № 2044-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 45, ст. 5880; 2014, № 26, ст.
3599; № 44, ст. 6101; 2015, № 1, ст. 441; № 2, ст. 535; № 4, ст. 670; № 44, ст.
6146; 2017, № 29, ст. 4409) ;
паспорт инвестиционного проекта «Программа финансирования строительства, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры за счет средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, полученных из средств Фонда национального благосостояния».
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Правительства Российской Федерацииот 25 января 2022 г. № 82-р
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в перечень самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе
Дополнить пунктом 13 следующего содержания:
«13. Наименование инфраструктурного проекта: | Программа финансирования строительства, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры за счет средств государственной корпорации -Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, полученных из средств Фонда национального благосостояния |
Инициатор проекта: | государственная корпорация -Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства |
Предельный объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на финансирование проекта: | не более 150 млрд. рублей |
Вид ценных бумаг, в которые инвестируются средства Фонда национального благосостояния: | облигации государственной корпорации — Фонда содействия реформированиюжилищно-коммунального хозяйства |
Минимальная доходность инвестирования средств Фонда национального благосостояния: | 3 процента годовых |
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль реализации инвестиционного проекта и целевого использования средств Фонда национального благосостояния: | Минстрой России». |
____________
УТВЕРЖДЕН распоряжением Правительства Российской Федерацииот 25 января 2022 г. № 82-р
ПАСПОРТ инвестиционного проекта «Программа финансирования строительства, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры за счет средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, полученных из средств Фонда национального благосостояния»
(В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 30.03.2022 № 665-р, от 10.08.2022 № 2203-р)
1. Наименование инвестиционного проекта — «Программа финансирования строительства, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры за счет средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, полученных из средств Фонда национального благосостояния» (далее — Программа) .
2. Краткое описание инвестиционного проекта — предоставление инициатором инвестиционного проекта — государственной корпорацией — Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства за счет средств, полученных из Фонда национального благосостояния, финансирования на реализацию проектов строительства, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры в порядке и на условиях, которые определены Правительством Российской Федерации, на основе решения президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации.
3. Участники инвестиционного проекта:
а) юридическое лицо, реализующее инвестиционный проект, — государственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, созданная на основании Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», целями деятельности и функциями которой являются:
обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда;
создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан;
стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом и внедрение ресурсосберегающих технологий;
осуществление информационно-разъяснительной и иной деятельности, направленной на просвещение граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, содействие в подготовке кадров в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
б) юридические лица, реализующие проекты строительства, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры Программы, получающие от государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства целевое финансирование по договорам займа либо по договорам приобретения их облигаций, владеющие объектами инфраструктуры на праве собственности, на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления либо на основе договора аренды или концессионного соглашения, а также организации, создаваемые при участии государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее — заемщики) ;
в) субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, участвующие в финансировании проектов строительства, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры;
г) кредитные организации, институты развития, участвующие совместно с государственной корпорацией — Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в финансировании проектов строительства, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры в рамках реализации Программы;
д) ключевые руководители юридического лица, имеющие отношение к непосредственной реализации инвестиционного проекта:
генеральный директор — председатель правления государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства — Цицин Константин Георгиевич;
первый заместитель генерального директора — Рурин Олег Станиславович;
заместитель генерального директора — Сердюк Ольга Владимировна;
заместитель генерального директора — Шелковый Андрей Николаевич.
4. Цели инвестиционного проекта:
а) создание благоприятных условий проживания граждан, обновление среды жизнедеятельности и территорий общего пользования, в том числе развитие градостроительного потенциала, обеспечение нового строительства и комплексного развития территорий путем снижения дефицита и (или) оптимизации производительности систем коммунальной инфраструктуры и обеспечения возможности подключения новых абонентов;
б) предотвращение деградации городской инфраструктуры, повышение комфортности и качества городской среды, в том числе качества и надежности предоставляемых коммунальных услуг за счет снижения износа объектов, аварийности систем коммунальной инфраструктуры и объектов таких систем и повышения эффективности их работы, а также снижение экологического ущерба.
5. Инвестиционный проект направлен на достижение целей, указанных в рамках:
а) Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
б) Стратегии развития жилищной сферы Российской Федерации на период до 2025 года;
в) стратегий социально-экономического развития федеральных округов Российской Федерации;
г) стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
д) программ развития жилищно-коммунального хозяйства и энергетики субъектов Российской Федерации.
6. Услуги и функции жилищно-коммунального хозяйства носят всеобщий, неотложный, незаменимый характер, относятся к услугам первой необходимости. Отрасль является одной из важнейших социально-экономических систем, влияет на качество и уровень жизни каждого жителя государства. Критическая степень физического износа сетей и инженерных сооружений тепло-, водоснабжения и водоотведения, высокая аварийность, применение устаревших и неэффективных технологий приводят к ухудшению качества коммунальных услуг. Указанные факторы делают коммунальные услуги для потребителей нестабильными и неудовлетворительного качества.
Реализация инвестиционного проекта, в том числе каждого проекта строительства, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры Программы, будет способствовать снижению аварийности, чрезвычайных ситуаций на объектах коммунальных систем, снижению износа таких объектов и уровня потерь коммунальных ресурсов, увеличению темпов замены сетевой инфраструктуры тепло-, водоснабжения и водоотведения, снижению объема неочищенных стоков, сбрасываемых в водоемы.
Кроме того, инвестиции в строительство, реконструкцию и модернизацию коммунальной инфраструктуры, являющиеся неотъемлемой частью сбалансированного и комплексного подхода к планированию застройки городских территорий, позволят полноценно реализовать градостроительный потенциал городов и населенных пунктов и будут способствовать достижению к 2030 году объема ввода жилья не менее чем 120 млн. кв. метров ежегодно, улучшая при этом доступность и качество коммунальной инфраструктуры для удобства и комфорта жителей.
7. Срок реализации инвестиционного проекта — предоставление целевого заемного финансирования заемщикам на срок до 25 лет.
Детальный план мероприятий реализации инвестиционного проекта не предоставляется.
8. Объем капитальных вложений в ценах соответствующих лет не менее 187, 5 млрд. рублей.
9. Объемы и источники финансирования инвестиционного проекта:
а) заемное финансирование отсутствует;
б) собственный капитал отсутствует;
в) средства участников инвестиционного проекта не менее 37, 5 млрд. рублей;
г) бюджетные ассигнования федерального бюджета на реализацию инвестиционного проекта отсутствуют;
д) средства Фонда национального благосостояния не более 150 млрд. рублей в виде долгового финансирования, предоставляемого путем приобретения облигаций государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства по ставке 3 процента годовых (уплата процентов по каждому из траншей осуществляется каждые 3 либо 6 месяцев (определяется в отношении каждого транша решением о размещении облигаций) в течение 25 лет, погашение основного долга — начиная с 5-го года с даты предоставления каждого транша) . Доля Фонда национального благосостояния составит не более 80 процентов объема финансирования Программы.
Вид ценных бумаг — облигации государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства неконвертируемые процентные бездокументарные с централизованным учетом прав, без обеспечения, размещаемые по закрытой подписке, номинированные в российских рублях, с осуществлением расчетов по привлечению и погашению средств Фонда национального благосостояния, а также по выплате купонного дохода в российских рублях. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.03.2022 № 665-р)
Абзац: (Утратил силу — Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.08.2022 № 2203-р)
абзац; (Утратил силу — Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.08.2022 № 2203-р)
абзац. (Утратил силу — Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.08.2022 № 2203-р)
План-график выборки средств Фонда национального благосостояния:
в 2022 году — 37 млрд. рублей; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.08.2022 № 2203-р)
в 2023 году — 113 млрд. рублей. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.08.2022 № 2203-р)
абзац; (Утратил силу — Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.08.2022 № 2203-р)
абзац. (Утратил силу — Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.08.2022 № 2203-р)
В случае если в календарном году сумма средств выбрана не в полном объеме, оставшаяся часть средств может быть выбрана в течение последующих лет, но не позднее 31 декабря 2023 г. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.08.2022 № 2203-р)
Государственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства будет осуществлять необходимые мероприятия для представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти соответствующей информации об использовании средств Фонда национального благосостояния в форме ежеквартального сводного отчета по результатам осуществления мониторинга и контроля с приложением реестра проектов строительства, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры Программы, содержащего информацию о ходе реализации таких проектов и об использовании средств Фонда национального благосостояния при их финансировании;
е) средства пенсионных накоплений отсутствуют;
ж) средства институтов развития и государственных корпораций — при необходимости;
з) налоговые льготы и таможенные преференции отсутствуют.
10. Рейтинг долгосрочной кредитоспособности инициатора инвестиционного проекта не применяется.
11. Показатель финансовой эффективности инвестиционного проекта (с учетом мер поддержки) — общий объем инвестиций в инвестиционный проект до 2025 года включительно — 187, 5 млрд. рублей.
12. Бюджетная эффективность инвестиционного проекта характеризуется увеличением объема налоговых поступлений в бюджетную систему. Планируемая эффективность реализации Программы рассчитывается на основании информации, указанной заемщиками при направлении в государственную корпорацию — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства заявки на предоставление финансирования проектов строительства, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры Программы.
13. Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз инвестиционного проекта:
а) сильные стороны:
защищенная структура сделки для Фонда национального благосостояния в связи с высоким уровнем надежности государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;
уникальный накопленный государственной корпорацией — Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства опыт в оказании финансовой поддержки реализации проектов строительства, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры;
система мониторинга и контроля, в том числе выездного, осуществляемая специальным структурным подразделением государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;
поддержка и обязательства по утверждению долгосрочных параметров тарифного регулирования субъекта Российской Федерации;
обязательства субъекта Российской Федерации в случае дефолта инициатора проекта строительства, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры;
увеличение доли привлекаемых в коммунальную сферу средств из внебюджетных источников;
развитие инновационных и энергоэффективных технологий, применяемых в жилищно-коммунальном хозяйстве;
в) слабые стороны — длительные сроки строительства при реализации проектов строительства, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры стоимостью более 1 млрд. рублей;
г) угрозы — повышение цен на энергоресурсы, строительные материалы, оборудование.
14. Риски реализации инвестиционного проекта приведены в приложении.
15. Ответственный исполнитель и его контактные данные — государственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Шарикоподшипниковская ул., дом 5, г. Москва, 115088, тел. (495) 651-65-46, факс (495) 651-65-30.
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ к паспорту инвестиционного проекта «Программа финансирования строительства, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры за счет средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, полученных из средств Фонда национального благосостояния»
Источник: government.ru
Власти РФ утвердили пятилетнюю госпрограмму «Строительство»
Фото: infryazino.ru.
Правительство России представило комплексную пятилетнюю государственную программу «Строительство», реализация которой стартует с 1 января 2023 года, передает РИА Новости.
Проект основан на Федеральной адресной инвестиционной программе и нацелен на развитие инфраструктуры, сокращение негативного влияния строительства и ЖКХ на окружающую среду. Минстрой будет ответственным за госпрограмму.
«Принятая госпрограмма позволит увязать строительные планы на пятилетнюю перспективу и создаст условия для разработки нового порядка управления капитальными вложениями и их финансирования», – заявил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.
Проект программы также подразумевает переход к среднесрочному (на пять лет) горизонту планирования государственных вложений в строительство. До этого ФАИП формировалась на каждый год.
Ранее Общественная Служба Новостей писала, что в Самарской области собираются построить мультимодальный речной порт на Волге. Объем инвестиций в проект составляет 40 млрд рублей.
Источник: www.osnmedia.ru