Инвестирование средств — сложный по содержанию и динамичности процесс, который на предприятии выделяется в относительно самостоятельную производственно-финансовую сферу и называется инвестиционной деятельностью.
Инвестиционная деятельность направлена на решение стратегических задач развития предприятия, создание необходимых для этого материально-технических предпосылок. Она тесно связана с операционной деятельностью, т.е. с процессами производства и реализации продукции. В то же время при осуществлении операционной
1 Антипин А.И. Инвестиционный анализ в строительстве: Учеб, пособие. М.: Академия, 2008; Игонина Л.Л. Инвестиции: Учеб, пособие / Под ред. В.А.
Слепова. М.: Экономистъ, 2005.
деятельности формируются финансовые предпосылки для реализации инвестиционной деятельности 1 .
Существуют две основные трактовки понятия «инвестиционная деятельность». Согласно первой это совокупность технологии необходимых работ (процедур) для создания новых объектов или воспроизводства основных фондов. Укрупненный перечень таких работ включает:
Про инвестиционные проекты
При характеристике инвестиционной деятельности используют такие понятия, как субъект и объект инвестиционного процесса.
Под субъектом инвестиционной деятельности понимаются физические лица (граждане), юридические лица (предприятия, фонды, государство).
Объекты инвестиционной деятельности различаются:
- • по масштабам проекта;
- • направленности проекта (коммерческий, социальный — создание новых рабочих мест, охрана окружающей среды и т.д.);
- • степени участия государства (государственные капитальные вложения, пакет акций, налоговые льготы, государственные гарантии и т.п.);
- • эффективности использования вложения средств.
- 1 Экспертиза и инспектирование инвестиционного процесса: В 2 ч.: Учебник/ Под общ. ред. П.Г. Грабового и А.И. Солунского. М: АВС; Нижнекамск: Гузель, 2006.
Объект инвестирования может охватить как полный научно-технический производственный цикл создания продукта, так и отдельные стадии этого цикла — НИОКР, проектно-конструкторские работы, расширение или реконструкцию действующего производства и т.п.
Реализация инвестиционных планов невозможна без создания инвестиционных проектов — общепринятой формы подготовки долгосрочных капиталообразующих инвестиционных решений.
В специальной литературе термин «проект» широко используют с давних времен для описания комплекса действий, работ, мероприятий, которые необходимо выполнить для создания какого-либо объекта производственного или социального назначения.
Проект — это технически и экономически обоснованный комплекс маркетинговых, технико-технологических, строительных, организационных, финансовых, управленческих и иных решений, направленных на достижение сформулированной цели развития производства в форме нового строительства или расширения, реконструкции, технического перевооружения действующего производства.
В законе об инвестиционной деятельности дается следующее определение: «инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план)», но оно отражает только одну сторону проекта инвестирования.
Инвестиции в стартап. Как найти инвестора и привлечь деньги для бизнеса?
Наиболее полно сущность инвестиционного проекта отражена в классической литературе по оценке эффективности инвестиционных проектов [12—16]. В Методических рекомендациях подчеркивается, что термин «инвестиционный проект» можно понимать в двух смыслах:
- 1) как комплект документов, содержащих формулирование цели предстоящей деятельности и определение комплекса действий, направленных на ее достижение;
- 2) как сам этот комплекс действий (работ, услуг, приобретений, управленческих операций и решений), направленных на достижение сформулированной цели.
То есть инвестиционный проект определяется как документация и как деятельность. Такой подход позволяет говорить об инвестиционно-проектной деятельности, с которой связывается процесс реализации определенных планов капитальных вложений. Подчеркивание деятельного характера этого понятия связано напрямую с тем фактом, что во всех случаях именно предприятие, хозяйствующий субъект является организационной основой его реализации. Именно путем координации их шагов осуществляется инвестиционно-проектная деятельность — деятельность участников инвестиционного проекта по управлению организационно-экономическим механизмом реализации проекта.
В понятие организационно-экономического механизма реализации проекта включаются:
- • нормативные документы, на основе которых осуществляется взаимодействие участников;
- • обязательства, принимаемые участниками в связи с осуществлением ими совместных действий по реализации проекта, гарантии таких обязательств и санкции за их нарушение;
- • условия финансирования инвестиций, а также меры по взаимной финансовой, организационной и иной поддержке (предоставление временной финансовой помощи, займов, отсрочек платежа и т.п.). Сюда же входят меры государственной поддержки проекта и его участников в различных формах (разрешение на реализацию проекта или включение его в федеральные программы, бюджетное финансирование, налоговые льготы);
- • особые условия оборота продукции и ресурсов между участниками (например, использование бартера или специальных трансфертных цен для взаимных расчетов, товарное кредитование, безвозмездная передача основных средств в постоянное или временное пользование и т.д.);
- • система управления реализацией инвестиционного проекта, обеспечивающая должную синхронизацию деятельности участников, защиту интересов каждого из них и своевременную корректировку их последующих действий;
- • основные особенности учетной политики каждого предприятия- участника, не только российского, но и иностранного (если он получает на российской территории доходы от участия в проекте). Капитальные вложения определяют многие функции и решения,
принимаемые на предприятии (рис. 4.5).
Очень важно, что при этом выделяются внутренняя и внешняя среда, которые, взаимодействуя между собой, порождают необходимость учета и анализа этого процесса при оценке эффективности инвестиций. Внешняя среда отличается сложной организацией, многообразием факторов, воздействия которых на проект в течение длительного периода функционирования результатов первоначальных инвестиций могут иметь негативный или позитивный характер. Риски инвестирования в большинстве случаев как раз и определяются невозможностью точно предвидеть развитие событий. Это означает необходимость постоянного мониторинга результатов осуще-
Рис. 4.5. Принятие инвестиционных решений и структура предприятия
ствления инвестиционных проектов с тем, чтобы в нужный момент прибегать к управленческому воздействию на факторы внешней и внутренней среды.
Такой сложный механизм требует обеспечения четкого взаимодействия между всеми его элементами, что возможно только на основе реализации принципов проектного подхода к управлению инвестиционной деятельностью.
Основу современной концепции проекта составляет взгляд на проект как на единое целое, охватывающее все фазы жизненного цикла объекта (предприятия, продукта) — от формирования замысла, предынвестиционных исследований, материально-технического воплощения идеи и вплоть до достижения поставленных целей (ввод объекта в эксплуатацию, выход на заданную мощность и проектные технико-экономические показатели).
Все мероприятия, решение которых намечено в проекте, находят отражение в так называемых проектных материалах: обычно они представлены в форме специальных расчетов с пояснительными записками по выбору технологии, производственной системы, обоснованию характеристик изделия, обоснованию производственной мощности, потребности в ресурсах, экономической эффективности и т.п. Проектные материалы, кроме того, включают разного рода планы и чертежи различной степени детализации. По особо сложным объектам и продуктам в дополнение к этим проектным материалам сооружаются натурные макеты, опытно-промышленные установки.
Проект представляет собой междисциплинарную задачу, для решения которой необходимы комплексные усилия инженеров, экономистов, социологов, бизнесменов.
Большинство проектов разрабатывается в несколько этапов, как многостадийные. Но как бы ни назывались отдельные стадии (предварительное технико-экономическое обоснование (ТЭО) или проектное задание, окончательное ТЭО или технический проект), суть их одна — повышение степени надежности принятых проектных решений на данной стадии по сравнению с предыдущей в связи с повышением достоверности исходной информации, применяемой для обоснования таких решений.
Начиная со второй половины 1990-х гг. в научный и производственный оборот в России начали вводить уточняющее понятие (термин) — «инвестиционный проект».
Такое уточнение было обусловлено в основном двумя обстоятельствами. Первое, сугубо формальное: чтобы уточнить предметную основу проекта, выделить проекты, реализация которых возможна лишь путем привлечения инвестиций.
Второе обстоятельство имеет сущностный характер. Новое понятие отразило те изменения в управлении и финансировании инвестиционной деятельности, которые произошли со сменой социально- экономических условий развития экономики России. Возрос круг участников инвестиционных проектов, имеющих неоднозначные экономические интересы.
Расширился перечень источников финансирования, каждый из которых с позиций проектоустроителя имеет свою специфическую стоимость. Возросли требования к оценке эффективности инвестиций. Возникла необходимость отражения в методике оценки эффективности помимо перечисленных новых условий инвестиционного процесса факторов макроэкономического уровня, неопределенности условий реализации проекта и т.п.
В изменившихся условиях стало очевидным, что применение научно обоснованной методики оценки эффективности, построение оптимальных схем финансирования могут дать эффект, сопоставимый с совершенствованием технико-технологической части проекта 1 .
Таким образом, можно считать, что возрастание роли экономического обоснования проекта как решающего условия принятия решения об инвестировании повлекло за собой введение в экономический оборот нового понятия — «инвестиционный проект».
Зачастую с инвестиционным проектом в том значении, которое было изложено выше, отождествляют бизнес-план инвестиционного проекта.
1 Турманидзе Т.У. Экономическая оценка инвестиций: Учебник. М.: Экономика, 2008; Экономическая оценка инвестиций: Учебник / Под ред. М.И. Римера.
3-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2009.
Бизнес-план инвестиционного проекта есть не что иное, как концентрированное выражение его технико-экономического обоснования. Он предназначен для внешнего окружения — потенциальных инвесторов. По этой причине бизнес-план строго структурирован, требования к нему формализованы, а главное, он ограничен по объему. Бизнес-план в ряде случаев может заменить лишь начальную стадию проектирования — разработку предварительного техникоэкономического обоснования инвестиционного проекта.
С помощью инвестиционного проекта решается важная задача по выяснению и обоснованию технической возможности и экономической целесообразности создания объекта предпринимательской деятельности избранной целевой направленности. Осознанное решение об инвестировании в объекты предпринимательской деятельности может быть принято лишь на основе тщательно проработанного инвестиционного проекта.
Общественная значимость (масштаб) проекта определяется влиянием результатов его реализации на хотя бы один из рынков (внутренних или внешних) — финансовых, продуктов и услуг, труда и т.д., а также на экологическую и социальную обстановку.
В зависимости от значимости (масштаба) проекты подразделяются следующим образом:
- • глобальные, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в мире;
- • народнохозяйственные, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в стране, при их оценке можно ограничиться учетом только этого влияния;
- • крупномасштабные, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в отдельных регионах или отраслях страны, при их оценке можно не учитывать влияние этих проектов на ситуацию в других регионах или отраслях;
- • локальные, реализация которых не оказывает существенного влияния на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в регионе и не изменяет уровень и структуру цен на товарных рынках.
Во времени инвестиционный проект охватывает период от момента зарождения идеи о создании или развитии производства, его преобразовании до завершения жизненного цикла создаваемого объекта.
Если проект разрабатывается применительно к действующему предприятию в аспекте реализации инвестиционного решения, предусмотренного стратегией развития предприятия, то первым этапом предынвестиционной фазы следует считать выявление возможностей инвестирования. Пока нет ясного представления об источниках финансирования, потенциальных заинтересованных инвесторах и возможности их участия в проекте, мало смысла в переходе к разработке собственно проекта 1 .
Подготовка инвестиционного проекта проводится чаще всего в двустадийном цикле (или в два этапа): на первой стадии разрабатывается предварительное технико-экономическое обоснование проекта, а на второй — окончательное (в литературе их так и называют — предварительное ТЭО и окончательное ТЭО). Возможны и промежуточные варианты ТЭО. На предынвестиционной фазе обычно проводятся необходимые для разработки и реализации проекта исследования, связанные с конструированием намеченной к производству продукции, технологией ее изготовления, маркетинговые и т.п. (рис. 4.6).
Рис. 4.6. Этапы предынвестиционной фазы
По концептуальному содержанию первая и вторая стадии ТЭО близки. Отличие заключается в глубине проработки проекта, последующем уточнении исходной технико-экономической информации, данных о возможных объемах реализации, стоимости кредита и подобных сведений, которые в конечном счете сказываются на показателях эффективности проекта. Стадийность в проработке проекта дает возможность уверенней принимать решения об инвестировании или, наоборот, о приостановке или прекращении дальнейшей работы над проектом, если показатели его экономической эффективности и финансовой устойчивости оказываются неприемлемыми для инвестора. Необходимо отметить, что сторонние инвесторы (коммерческие банки, инвестиционные фонды) предъявляют жесткие требования к достоверности и надежности информации, на базе которой разрабатывается ТЭО проекта 1 2 .
- 1 Крылов Э.И., Власова В.М., Журавкова И.В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия: Учеб, пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2003.
- 2 Нешитой А.С. Инвестиции: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и К 0 ,2006; Чернов В.А. Инвестиционный анализ: Учеб, пособие. М: ЮНИТИ- ДАНА, 2009.
Выполнение необходимых работ на предынвестиционной фазе требует значительных затрат, при этом наблюдается тенденция к их росту. Затраты на проектирование в составе продукции строительного комплекса составляют за рубежом 4—6%, а в Японии — даже 8—10%. На предынвестиционной фазе качество инвестиционного проекта имеет большую важность, чем временной фактор. В связи с тем что от качества проекта зависит уровень конкурентоспособности производства, а также сокращение риска отклонения фактических экономических показателей от предусмотренных в проекте, в последние годы наблюдается тенденция к росту затрат на предынвестиционной фазе.
Вторая фаза разработки инвестиционного проекта — инвестиционная (рис. 4.7).
Рис. 4.7. Этапы инвестиционной фазы
На данном этапе осуществляется процесс формирования производственных активов. Особенность этой фазы состоит в том, что затраты носят необратимый характер, а так как проект не завершен, он пока не приносит доходы. Основными ее этапами являются строительные работы, работы по монтажу, наладке и пуску оборудования. Этому предшествуют проведение переговоров на поставку оборудования, выполнение подрядных строительно-монтажных работ, приобретение лицензий, патентов. На данной стадии решаются вопросы, связанные с привлечением инвестиций, — кредитами, эмиссией акций, набором и подготовкой персонала.
Специфика инвестиционной фазы в отличие от предынвестиционной состоит в том, что установленные временные рамки создания объекта предпринимательской деятельности и размер затрат, предусмотренный сметой, должны неуклонно выполняться. Превышение этих параметров чревато весьма серьезными негативными последствиями, а возможно, и банкротством. Немаловажное значение имеет мониторинг всех факторов и обстоятельств, которые влияют и на продолжительность строительства, и на затраты, с тем чтобы своевременно принимать меры по преодолению возникающих негативных явлений.
Третья фаза инвестиционного проекта — эксплуатационная. Проблемы, возникающие в эксплуатационной фазе, необходимо рассматривать в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе.
Под краткосрочной перспективой понимается начальный этап производства, при котором могут возникнуть проблемы с освоением производственной мощности и проектных технико-экономических показателей — себестоимости, производительности труда, качества продукции и т.п. Средне- и долгосрочная перспективы связаны со всеми последующими периодами использования объекта. Перспективы важны с позиции их учета при оценке поступлений от продаж, издержек производства, налогов и разного рода отчислений во внебюджетные фонды, при оценке ликвидационной стоимости постоянных активов. Общая продолжительность эксплуатационной фазы оказывает заметное влияние на показатели экономической эффективности проекта: чем дальше во времени будет отнесена эксплуатационная фаза, тем больше будет размер чистого дохода. Этот период не может устанавливаться произвольно, ибо существуют экономически целесообразные границы использования элементов основного капитала, которые диктуются главным образом их моральным старением.
Продолжительность эксплуатационной фазы устанавливается в ходе проектирования. Обычно ее принимают на уровне нормативного срока службы технологического оборудования, в ряде случаев — в зависимости от темпов обновления продукции, если последнее вызывает необходимость в существенном техническом перевооружении 1 .
Источник: studref.com
Инвестиционный проект строительства порядок
Об утверждении Правил определения новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на осуществление субъектом Российской Федерации бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2020 г. № 1704
МОСКВА
Об утверждении Правил определения новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 27.05.2021 № 801, от 25.09.2021 № 1611, от 18.03.2022 № 400, от 21.09.2022 № 1662)
В соответствии с частью 6 статьи 16 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Правила определения новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.03.2022 № 400)
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 19 октября 2020 г. № 1704
Правилаопределения новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 27.05.2021 № 801, от 25.09.2021 № 1611, от 18.03.2022 № 400, от 21.09.2022 № 1662)
1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.03.2022 № 400)
Средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в 2021 — 2024 годах в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам (далее — высвобождаемые средства) с учетом реализации положений, предусмотренных частью 4 статьи 16 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее — Федеральный закон) , частью 3 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации», частью 33 статьи 10 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году», подпунктом «г» пункта 121 Правил проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. № 1531 «О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам», пунктом 16 Правил проведения реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 г. № 1325 «О дополнительных условиях и порядке проведения реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам», пунктом 11 Правил проведения реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1271 «О дополнительных условиях и порядке проведения реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам», и подпунктом «а» пункта 10 Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 г. № 1029 «Об утверждении Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам», подлежат направлению на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в целях реализации новых инвестиционных проектов. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 25.09.2021 № 1611, от 18.03.2022 № 400, от 21.09.2022 № 1662)
Для целей настоящих Правил под новым инвестиционным проектом понимается ограниченный по времени и ресурсам комплекс мероприятий, направленных на создание и последующую эксплуатацию новых объектов основных средств или на реконструкцию существующих объектов, которые вводятся в эксплуатацию после 1 января 2021 г.
Под объектами инфраструктуры понимаются объекты транспортной, инженерной, энергетической и коммунальной инфраструктуры, объекты инфраструктуры индустриальных (промышленных) парков, промышленных технопарков, особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», территорий опережающего социально-экономического развития, инновационных научно-технологических центров, необходимые для реализации нового инвестиционного проекта. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.05.2021 № 801)
2. Новые инвестиционные проекты для целей настоящих Правил должны реализовываться субъектами Российской Федерации в следующих сферах:
добыча полезных ископаемых (за исключением добычи и (или) первичной переработки нефти, добычи природного газа и (или) газового конденсата, оказания услуг по транспортировке нефти и (или) нефтепродуктов, газа и (или) газового конденсата) ;
обрабатывающие производства, за исключением производства подакцизных товаров (кроме производства автомобильного бензина 5-го класса, дизельного топлива 5-го класса, моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, авиационного керосина, продуктов нефтехимии, являющихся подакцизными товарами) ;
по отраслям, относящимся к перспективным экономическим специализациям субъектов Российской Федерации, предусмотренным приложением № 1 к Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р;
строительство или реконструкция автомобильных дорог (участков автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений) , реализуемых субъектами Российской Федерации в рамках концессионных соглашений;
дорожное хозяйство с применением механизма государственно-частного партнерства;
транспорт общего пользования; (Дополнение абзацем — Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.2021 № 801)
строительство аэропортовой инфраструктуры; (Дополнение абзацем — Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.2021 № 801)
обеспечение электрической энергией, газом и паром. (Дополнение абзацем — Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.2021 № 801)
3. Высвобождаемые средства направляются субъектом Российской Федерации на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в целях реализации новых инвестиционных проектов, финансовое обеспечение реализации которых начато не ранее 1 января 2021 г., в формах, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.03.2022 № 400)
4. Министерство экономического развития Российской Федерации в целях формирования сводного перечня новых инвестиционных проектов (далее — сводный перечень) в течение 30 календарных дней со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 г. № 1704 «Об утверждении Правил определения новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» направляет субъектам Российской Федерации, имеющим задолженность перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, указанным в части 4 статьи 16 Федерального закона, запрос о предоставлении информации о новых инвестиционных проектах. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.03.2022 № 400)
5. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение 30 календарных дней со дня получения запроса, указанного в пункте 4 настоящих Правил, а также с учетом положений пункта 6 настоящих Правил, представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации перечень новых инвестиционных проектов.
В целях дальнейшего уточнения перечня новых инвестиционных проектов высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) направляет свои предложения по его корректировке в Министерство экономического развития Российской Федерации для последующего рассмотрения в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил. В 2021 году указанные предложения направляются при необходимости в срок до 1 июля, до 1 сентября и до 1 ноября, далее ежегодно при необходимости до 1 апреля и до 1 сентября. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.05.2021 № 801)
6. Новый инвестиционный проект подлежит включению в сводный перечень в случае его соответствия следующим критериям отбора новых инвестиционных проектов:
стоимость нового инвестиционного проекта не менее 50 млн. рублей;
наличие затрат субъекта Российской Федерации на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в целях реализации нового инвестиционного проекта за счет высвобождаемых средств; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.03.2022 № 400)
наличие соглашения о намерениях по реализации нового инвестиционного проекта, заключенного между высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и потенциальным инвестором, содержащего информацию о планируемых объемах инвестиций, количестве создаваемых рабочих мест, необходимых для реализации нового инвестиционного проекта объектов инфраструктуры (с описанием инфраструктурных потребностей потенциального инвестора) , объемах налогов, уплаченных в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (за вычетом объема налога на добавленную стоимость, фактически возмещенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) , за период реализации проекта, но не менее срока полного исполнения обязательств, предусмотренных соглашением, заключенным между Министерством финансов Российской Федерации и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, о предоставлении бюджету субъекта Российской Федерации бюджетного кредита на цели, установленные пунктом 1 статьи 933 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также обязательства инвестора по представлению отчета о ходе реализации нового инвестиционного проекта субъекту Российской Федерации; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.03.2022 № 400)
наличие документа, содержащего краткое описание нового инвестиционного проекта и его целей, а также основные технико-экономические параметры, подготовленного в соответствии с формой, определяемой Министерством экономического развития Российской Федерации (резюме нового инвестиционного проекта) . (Дополнение абзацем — Постановление Правительства Российской Федерации от 18.03.2022 № 400)
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.05.2021 № 801)
7. По результатам оценки Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соответствия новых инвестиционных проектов критериям отбора новых инвестиционных проектов в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил сводный перечень подлежит направлению Министерством экономического развития Российской Федерации в президиум (штаб) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации (далее — штаб) не позднее 30 рабочих дней со дня поступления предложений, указанных в пункте 5 настоящих Правил, для его последующего рассмотрения на заседании штаба и принятия штабом решения о его одобрении. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.05.2021 № 801)
После одобрения штабом сводный перечень подлежит утверждению актом Министерства экономического развития Российской Федерации. (Дополнение абзацем — Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.2021 № 801)
71. Министерство экономического развития Российской Федерации после утверждения сводного перечня заключает с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соглашения о реализации новых инвестиционных проектов, включенных в сводный перечень, в соответствии с формой, определяемой Министерством экономического развития Российской Федерации, в том числе содержащей сроки заключения указанных соглашений, порядок внесения в них изменений (заключения дополнительных соглашений) , форму и периодичность представления отчетности, обязанности и ответственность сторон. (Дополнение пунктом — Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.2021 № 801)
8. Сведения о реализации новых инвестиционных проектов, включенных в сводный перечень, в части направления на их реализацию высвобождаемых средств представляются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в Министерство экономического развития Российской Федерации ежеквартально, до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по форме, определяемой Министерством экономического развития Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.05.2021 № 801)
9. Сведения, указанные в пункте 8 настоящих Правил, по субъектам Российской Федерации направляются Министерством экономического развития Российской Федерации в штаб, в Министерство финансов Российской Федерации и Федеральную налоговую службу ежеквартально, до 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
10. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) несет ответственность за достоверность и полноту сведений, содержащихся в документах, представляемых в Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с настоящими Правилами. (Дополнение пунктом — Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.2021 № 801)
11. Реализация пунктов 5 и 7 — 9 настоящих Правил может быть осуществлена с использованием федеральной государственной информационной системы территориального планирования и усиленной квалифицированной электронной цифровой подписи. (Дополнение пунктом — Постановление Правительства Российской Федерации от 18.03.2022 № 400)
Источник: government.ru
Этапы разработки и реализации инвестиционных проектов в капитальном строительстве
Реализация инвестиционных проектов, связанных с капитальным строительством, требует осуществления мер по приобретению, аренде, отводу и подготовке земельных участков под застройку, проведению инженерных изысканий, разработке проектной документации на строительство или реконструкцию зданий и сооружений, собственно строительство — возведение зданий, сооружений, объектов инфраструктуры.
Каждый проект, связанный с капитальным строительством, перед своей реализацией проходит предварительную экспертную проверку. Прежде всего, проект оценивается в плане его выполнимости как в техническом, так и в экономическом аспекте. Техническая выполнимость проекта связана с наличием или возможностью обеспечения проекта строительными и сопутствующими материалами, машинами и оборудованием; с наличием в зоне строительства (реализации проекта) необходимой инфраструктуры (дороги, линии связи, энергоснабжение и т.д.);
Экономическая выполнимость проекта связана с наличием развитого рынка рабочей силы, рынков сырья и необходимых материалов; с инвестиционными возможностями (использование собственного капитала, кредиты банков, привлечение других средств); с квалификационными требованиями к основному и обслуживающему персоналу, к управленческому аппарату.
Предварительная оценка реализуемости проекта является, как прави-ло, очень грубой и для нее используется с целью экономии средств легко доступная информация.
Если предварительная оценка проекта положительна, то переходят к более детальному проектному исследованию. Проектное исследование подразделяется на технико-экономический анализ и финансовый анализ. Технико-экономический анализ предусматривает изучение потенциальных возможностей производственных мощностей и планирование их использования. Финансовый анализ дает возможность изучить финансовые результаты в случае реализации проекта.
Таким образом, разработка и реализация инвестиционного проекта включает в себя следующие этапы:
формирование инвестиционного замысла (идеи);
-предварительное предпроектное (до разработки инвестиционного
проекта) исследование инвестиционных возможностей;
технико-экономическое обоснование проекта;
приобретение (или аренда) и отвод земельного участка;
подготовка контрактной и проектной документации;
-осуществление строительно-монтажных работ, включая пуско-на-
Формирование инвестиционного замысла (идеи) предусматривает следующие фазы: . — разработку и предварительное обоснование замысла;
инновационный, патентный и экологический анализ технического решения по строительству объекта, предусмотренного намечаемым проектом;
проверку необходимости и возможности выполнения сертификационных требований к строительству;
предварительное согласование инвестиционного замысла проекта с федеральными, региональными, муниципальными и отраслевыми органами управления.
Предварительное (предпроектное) исследование инвестиционных возможностей включает следующие компоненты:
подготовка предложений по организационно-правовой форме реализации проекта и по составу участников проекта;
оценка предполагаемого объема капиталовложений по укрупненным показателям и предварительная оценка эффективности инвестиций;
подготовка исходно-разрешительной документации;
анализ и обоснование инвестиционных возможностей;
подготовка контрактной документации на проектно-изыскательские работы;
подготовка инвестиционного предложения для потенциального инвестора (решение о финансировании работ по подготовке технико-зкономи- ческого обоснования проекта).
Получив положительные результаты по предварительной оценке инвестиционного проекта, переходят к составлению подробного технико- экономического обоснования. При его составлении используются данные, полученные на предварительных стадиях анализа проекта, которые необходимо дополнить новой детальной информацией. В частности, необходимо рассмотреть следующие вопросы:
подготовка исходно-разрешительной документации;
согласование строительных решений с градостроительными и архи- тектурно-планировочными решениями;
анализ организационной структуры проекта, предварительная оценка величины организационных расходов.
анализ потребности в рабочей силе (потребность в неквалифицированной рабочей силе; потребность в квалифицированных кадрах; потребность в менеджерах);
планирование сроков реализации проекта (длительность всего строительства; продолжительность различных этапов проекта);
принятие решений по инженерному обеспечению строительства;
мероприятия по охране окружающей среды;
описание организации строительства;
описание системы управления строительством;
организация труда и заработной платы рабочих и специалистов;
подготовка сметно-финансовой документации, в том числе: расчет капитальных затрат, оценка издержек, источники финансирования проекта, источники и условия инвестирования, выбор кредиторов, оформление соглашений;
оценка рисков, связанных с осуществлением проекта;
прогнозирование денежных затрат и поступлений;
оценка коммерческой эффективности проекта с помощью стандартных критериев и анализа чувствительности;
анализ экономической и (или) бюджетной эффективности проекта (при использовании бюджетных инвестиций) при его реализации;
формулирование условий прекращения реализации проекта.
Разработанное технико-экономическое обоснование проходит
вневедомственную экспертизу по существу, экологическую экспертизу и экспертизы других видов (при необходимости). На основании технико-экономического обоснования и результатов экспертиз принимается решение о вложении средств в инвестиционный проект и его реализации.
Подготовка контрактной и проектной документации включает в себя следующие элементы:
подготовка и проведение тендерных торгов и подготовка контрактов по их результатам;
проведение переговоров с потенциальными инвесторами;
-разработка проектно-сметной документации на строительство или
реконструкцию зданий и сооружений;
определение изготовителей и поставщиков нестандартного оборудования.
На этапе осуществления строительно-монтажных работ помимо непосредственного выполнения этих работ производятся:
-подготовка контрактной документации на поставку строительных материалов, строительных машин и механизмов, комплектующих и энергоносителей;
Источник: knigi.news
2.3 Инвестиционный проект в строительстве
В строительной отрасли под инвестиционным строительным проектом понимается проект, связанный с реализацией полного цикла капитальных вложений (инвестиций) от начальных вложений до завершения работ.
Согласно Федеральному закону «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ от 25 февраля 1999 г. инвестиционный проект в строительстве — это обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действия по осуществлению инвестиций (бизнес-план).
Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ими могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.
Инвестиционный проект — это комплекс документов, обосновывающих инвестиции ( собственные, заемные или привлеченные средства) во вновь создаваемые основные фонды во всех отраслях и сферах экономики. Инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений.
Объектами деятельности являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные валюты, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность.
Основными критериями объектов федерального уровня являются: существенная значимость для страны (отрасли, региона); принципиальная новизна и высокая эффективность; невозможность решения проблемы без государственной поддержки необходимость управления межотраслевыми связями. Анализ проводится с учетом ситуации в разных регионах страны и за рубежом.
При анализе инвестиционных проектов особое внимание обращается на создание производственных мощностей, базирующихся на прогрессивных технологических процессах. Важным критерием является выпуск конкурентоспособной продукции и возможность ее экспорта.
Инвесторы имеют равные права на:
— осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами;
— самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;
— владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений;
— передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения;
— объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— осуществление других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
— разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
— формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета. Порядок формирования указанного перечня определяется правительством Российской Федерации;
— предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации), а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации) определяется правительством Российской Федерации, а за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации — органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета определяется правительством Российской Федерации, а порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации — органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, образуют региональные инвестиционные программы.
Строительная продукция имеет свои особенности и характеризуется собственными параметрами, которые приведены на рис. 2.2.
Рис. 2.2 Факторы, влияющие на параметры строительной продукции
› Содержание › 2.3 Инвестиционный проект в строительстве
Источник: honneur.ru