Инженерная подготовка площадки к строительству геодезическая разбивка строительной площадки

Любому строительству (объекту или комплексу) предшествует подготовка площадки, направленная на обеспечение необходимых условий качественного и в установленные сроки возведения зданий и сооружений, включающая инженерную подготовку и инженерное обеспечение.

При инженерной подготовке выполняют комплекс процессов (работ), в общем случае наиболее характерными из которых в технологии строительного производства являются создание геодезической разбивочной основы, расчистка и планировка территории, отвод поверхностных и грунтовых вод.

В каждом конкретном случае состав указанных процессов и методы их выполнения регламентируются природно-климатическими условиями, особенностями строительной площадки, спецификой возводимых зданий и сооружений, особенностями объекта — новое строительство, расширение или реконструкция и др.

Инженерное обеспечение строительной площадки предусматривает устройство временных зданий, дорог и сетей водо-, электроснабжения и др. Площадку строительства оборудуют раздевалками-бытовками, столовой, конторой производителя работ, душевыми, санузлами, складами для хранения строительных материалов, инструмента, временными мастерскими, навесами и т. д. Под эти сооружения целесообразно использовать часть сносимых зданий, если они не попадают в габариты возводимого сооружения и не будут мешать нормальному осуществлению строительных работ, а также инвентарные здания вагонного или блочного типа.

нивелирование строительной площадки

Для транспортирования грузов следует максимально использовать существующую дорожную сеть и только при необходимости предусматривать устройство временных дорог.

В подготовительный период прокладывают линии временного водоснабжения, включая противопожарный водопровод, и электроснабжения с подводкой энергии ко всем бытовкам и местам установки электромеханизмов. Прорабская должна быть обеспечена телефонной и диспетчерской связью. На строительной площадкеоборудуют место для ремонта и стоянки землеройных и других машин и автомобилей. Площадку обязательно ограждают или обозначают соответствующими знаками и надписями.

Источник: stroyrubrika.ru

Инженерно-геодезические изыскания и создание геодезической разбивочной основы

Перед началом строительства здания или сооружения необходимо подготовить строительную площадку. Состав работ носит общий характер для объектов гражданского и промышленного строительства, но зависит от расположения площадки (на свободной территории или в пределах городской застройки), времени года, особенностей объекта – новое строительство, расширение, реконструкция и т.д.

В состав подготовительных работ входят: инженерно-геологические изыскания и создание геодезической разбивочной основы; расчистка и планировка территории; отвод поверхностных и грунтовых вод; подготовка площадки к строительству и обустройство ее.

Инженерно-геологические изыскания на строительной площадке включают в себя:

Разбивка коммуникаций на строительной площадке

• инженерную оценку грунтов и их несущей способности;

• определение уровня грунтовых вод на территории строительной площадки;

• геодезическую разбивку строительной площадки.

Инженерная оценка грунтов выполняется заранее, перед началом проектирования объекта, и состоит в оценке строительных свойств грунтов (гранулометрический состав, плотность, влажность, разрыхляемость). Для этого специализированные организации отбирают образцы путем глубинного или поверхностного бурения, в зависимости от поставленной задачи. На основании полученных данных в процессе проектирования выбирают методы подготовки, усиления, целесообразной механизации их разработки.

Определение уровня грунтовых вод позволяет разработать мероприятия по понижению уровня вод в процессе строительства, а при необходимости – дать предложения по понижению уровня грунтовых вод на период эксплуатации объекта. Геодезическая разбивка строительной площадки и будущих на ней сооружений является основой геодезического обеспечения производства земляных и всех последующих строительных работ:

• создание опорной геодезической сети, разбивка площадки на квадраты с закреплением вершин реперами, поверочное нивелирование территории;

• разбивка зданий и сооружений на местности, привязка зданий к опорной геодезической сети или к существующим соседним зданиям;

• устройство обноски вокруг здания, закрепление осей.

Создание опорной геодезической сети.На стадии подготовки

площадки к строительству должна быть создана геодезическая разбивочная основа, позволяющая находить необходимые отметки на всех стадиях строительства и после его завершения. Исходными, материалами для разбивки служат стройгенплан, рабочие чертежи сооружения и разбивочные чертежи.

Геодезическую разбивочную основу создают в виде сетки продольных и поперечных осей, определяющих положение на местности и габаритные размеры отдельного здания, намеченного к строительству уже на освоенной территории города. При проектировании сетки и ее положения:

• необходимо обеспечить максимальные удобства для выполнения разбивочных работ;

• основные возводимые здания должны быть расположены внутри фигур сетки;

• линии сетки должны быть параллельны основным осям возводимых зданий и расположены по возможности ближе к ним;

• должны быть обеспечены необходимые линейные измерения по всем сторонам сетки;

• знаки сетки (реперы) должны быть расположены в местах, удобных для измерений с видимостью на смежные реперы и обеспечивающих их сохранность и устойчивость.

Геодезическая разбивка земляных сооружений осуществляется по геодезическому плану строительной площадки, составленному в том же масштабе, что и стройгенплан. На плане дают привязку к Государственной триангуляционной сети, а также к существующим зданиям и сооружениям. В соответствии с геодезическим планом определяют положение сооружения на местности, его привязку в горизонтальном и высотном отношениях.

В процессе подготовки к строительству территорию площадки разбивают на квадраты и прямоугольники, которые подразделяют на основные и дополнительные. Длина сторон основных фигур– 100. 200 м, а дополнительных – 20. 40 м, в зависимости; от рельефа. Вершины образовавшихся фигур закрепляют реперами.

В вершинах квадратов устанавливают колышки по нивелиру, высота их над поверхностью земли должна соответствовать проект ной отметке этих реперов. Это необходимо для выполнения в последующем планировочных работ, а также для выявления места для насыпи или выемки грунта.

Разбивка зданий и сооружений на местности.Разбивку котлованов под фундаменты зданий выполняют по рабочим чертежам, где за оси координат принято пересечение взаимно-перпендикулярных осей здания.

Вертикальную привязку здания производят привязкой к геодезическому реперу Государственной сети. Отметку репера переносят на строительную площадку с помощью нивелира и закрепляют на ближайшем существующем здании или на металлической трубе, прочно закрепленной в грунте.

Читайте также:  Бетонные сваи для малоэтажного строительства отзывы

Производство земляных работ на строительной площадке разрешается только после выполнения геодезических работ по разбивке земляных сооружений и установки соответствующих разбивочных знаков. Разбивку производят с помощью геодезических инструментов – теодолитов и нивелиров. Вынос осей здания в натуру осуществляет государственная геодезическая служба. Последующие геодезические работы осуществляет геодезическая служба подрядной организации. Разбивку котлованов и траншей под фундаменты осуществляют одновременно с разбивкой здания или сооружения, перекрестье основных осей здания отмечают колышками.

При переносе проекта в натуру выполняют основные и детальные геодезические работы. К основным работам относятся определение и закрепление на местности главных и основных осей здания. Детальные работы обеспечивают закрепление конфигурации, размеров и высотных отметок элементов сооружений.

Главные оси – взаимно перпендикулярные линии, относительно которых здание или сооружение симметрично. Их разбивают для сложных по очертанию и имеющих значительные размеры

Основные оси определяют контур здания или сооружения в плане. Перед тем как отрыть котлован, производят его разбивку по отвесу с натянутых проволок, отмечая границы котлована колышками. Разбивку зданий и сооружений проверяют и принимают по акту. При строительстве периодически контролируют положение обноски и разбивочных знаков на местности.

Устройство обноски, закрепление осей.Строительная обноска служит для детальной разбивки осей здания, обозначения контура котлованов и закрепления их на местности. Она может быть сплошной по всему периметру здания и прерывной. Прерывная обноска удобнее, так как она не мешает движению строительных машин и транспорта на объекте.

Обноску устанавливают, используя геодезические инструменты, параллельно основным осям, образующим внешний контур здания на расстоянии, обеспечивающем неизменяемость ее положения в процессе строительства. Обноска представляет собой каркас из столбов, забиваемых в грунт на расстоянии 3 м друг от друга. С внешней стороны к столбам прибивают обрезную доску толщиной 40.

50 мм, каждая из которых опирается не менее чем на три столбика. Горизонтальность верхнего ребра доски проверяют нивелиром. Оптимальная высота обноски – 0,5. 1,2 м. Для изготовления обноски используют дерево или металл. Металлическая обноска удобнее в работе, легко демонтируется и может быть использована многократно.

Расстояние от края котлована до обноски должно быть не менее 3.. .4 м, его устанавливают расчетом из условия, чтобы при разработке котлована устойчивость обноски не нарушалась. Обноску устанавливают по периметру здания параллельно его сторонам, в ней устраивают разрывы для прохода людей и пропуска транспорта.

Основные оси здания с разбивочного чертежа выносят на обноску и закрепляют их гвоздями. Продольные и поперечные оси выполняют с помощью туго натянутой проволоки или шнура, которые закрепляют на этих гвоздях. От осей стен выносят и отмечают гвоздями на тех же обносках бровки будущего котлована. Сами бровки также выносят с помощью проволоки в натуру.

Пересечение проволок продольного и поперечного направления осей определяет точки пересечения основных осей здания, которые проверяют отвесом. Они должны совпасть с ранее закрепленными на земле точками, определенными с помощью геодезических инструментов. На случай повреждения обносок на некотором расстоянии от них устанавливают штыри – контрольные знаки закрепления осевых линий. Обычно это арматурные стержни, забиваемые в грунт на расстоянии 5. 10 м от обноски и выступающие над поверхностью земли на 2. 6 см.

Обноску сохраняют только на период возведения подземной части здания, после чего разбивочные оси переносят непосредственно на строящееся здание. В настоящее время применяют лазерные геодезические приборы, что позволяет устанавливать обноску значительно реже и изображать ее на имеющихся на объекте не передвигаемых элементах (бытовых постройках, заборах и т.д.).

Источник: studopedia.ru

Инженерная подготовка строительной площадки

1. Технология строительных процессов: Учебник для студ. ВУЗов, обуч. по направлению «Строительство » /А.А. Афанасьев, Н.Н. Данилов, В.Д. Копылов и др.; Под ред.

Н.Н. Данилова, О.М. Терентьева. – 2-е изд., перераб. – М.: Высш. школа, 2001 — стр. 41-68.

2. Технология строительных процессов: В 2 ч.: Учеб. для строит. ВУЗов/В.И. Теличенко, А.А. Лапидус, О.М. Терентьев. – М.: Высш. школа, 2002-2003 — стр.

44-81.

1. Создание опорной геодезической основы.

2. Расчистка территории. Отвод поверхностных и грунтовых вод.

3. Строительные грузы и виды транспорта.

Рекомендуемые материалы

Разработка проекта производства работ для строительства крупнопанельного 1-секционного 12-ти этажного жилого здания

4. Транспортирование строительных грузов рельсовым и безрельсовым транспортом.

5. Погрузочно-разгрузочные работы и складирование строительных грузов.

При инженерной подготовке строительной площадки выполняют комплекс процессов по созданию геодезической разбивочной основы, расчистке и планировке территории, отводе поверхностных и грунтовых вод с территории стройплощадки.

1. Геодезическая разбивка включает в себя:

а) создание опорной геодезической сети, разбивку стройплощадки на квадраты с закреплением вершин реперами, поверочное нивелирование территории;

б) разбивку зданий и сооружений на местности, их привязку к опорной геодезической сети;

в) устройство обноски, закрепление осей сооружений.

Опорную геодезическую разбивочную основу создают в виде:

а) строительной сетки – продольных и поперечных осей, определяющих расположение на местности группы сооружений;

б) красных линий – продольных или поперечных осей, определяющих положение на местности и габариты отдельного сооружения.

в) полигонометрических или теодолитных ходов вдоль трасс и осей линейных сооружений (каналов, трубопроводов и др.);

г) сетей триангуляции с привязкой главных осей крупных ГТС (гидроузлов, плотин, мостов).

Закрепление вершин опорной геодезической сети сетки осуществляется временными (металлические штыри и деревянные колья) и постоянными знаками с плановой точкой (в виде забетонированных обрезков труб, рельсов и т.п. на глубину свыше 1 м. ниже глубины промерзания грунта). Последнее позволяет использовать их в качестве высотных опорных пунктов (строительных реперов). Высотная отметка репера должна быть получена не менее чем от 2 реперов государственной или местной геодезической сети. Подготовка геодезической основы – функция заказчика и она передается подрядной строительной организации за 10 дней до начала работ.

Читайте также:  Изготовление форм для строительства

На базе геодезической основы ведут разбивочные работы с выносом и закреплением осевых линий, плановых размеров и высотного положения конструктивных элементов сооружения.

Для обозначения контуров котлованов под сооружения устанавливают на расстоянии 2-3 м. сплошную (по всему периметру) или прерывную (для прохода и проезда) строительную обноску, состоящую из врытых в грунт стоек и прикрепленных к ним на одном уровне досок. Оси сооружений показывают проволокой (причалкой), натянутой на вбитые в доски гвозди. С помощью отвесов, подвещенных к причалкам контролируют отметки дна котлована.

Для линейных сооружений в выемке или насыпи (например, каналов или автодорог) проводят попикетную или в характерных местах рельефа разбивку поперечников. Элементы откосов задают откосниками, высоту насыпи – высотниками с откосниками, глубину выемки — табличками с отметками, расположенными на расстоянии d = b/2 + mh от бровки выемки.

При разбивке тела плотин и дамб контуры насыпи закрепляют деревянными колышками и устанавливают в них откосники. Гребень обозначают высотниками с откосниками. Деревянные шаблоны в последующем извлекаются из тела насыпи (для предотвращения образования пустот из-за гниения дерева). Точность разбивки определяется точностью земляных работ – порядка ±50 мм.

2. В комплекс работ по расчистке территории входят:

а) пересадка или защита ценных зеленых насаждений;

б) расчистка площадки от ненужных деревьев, кустарника, корчевка пней.

Валка деревьев производится с помощью механических и бензомоторных пил, бульдозерами, тракторами с трелевочно-корчевальными лебедками. Предварительно рекомендуется расчистка от кустарника и мелколесья кусторезами и корчевателями-собирателями.

Корчевание пней в диаметре до 50 см. осуществляется теми же тракторами и бульдозерами, а свыше – корчевателями-собирателями и взрывным способом;

в) снятие плодородного слоя почвы (толщиной от 20 до 120 см в зависимости от типа почв) и перемещение в отвалы грунта для хранения и последующей рекультивации. Операция осуществляется бульдозерами, грейдерами и скреперами;

г) снос и разборка строений, осуществляемая общестроительными (бульдозеры, краны, сменное оборудование на одноковшовых экскаваторах в виде гидро-, шар- и клин-молотов и т.п.) и специальными (отбойные молотки, бетоноизмельчители и др.) машинами, механизмами и приспособлениями;

д) отсоединение и перенос инженерных сетей и коммуникаций. Осуществляется по согласованию с эксплуатирующей организацией.

Отвод поверхностных и грунтовых вод включает в себя:

а) устройство нагорных и водоотводных канав, обваловывание;

Устраиваются бульдозерами с поворотным отвалом, грейдерами или экскаваторами на расстоянии не менее 5 м. от постоянной выемки и 3 м. от временной. Поперечное сечение и уклоны расчитываются на максимальный ливневый (или смешанный) расход 10%-ой обеспеченности. Продольный уклон принимают не менее 0,003. Скорости течения не должны при этом превышать: Vнезаиляющая< Vсредняя< Vнеразмывающая. Русло крепится от размыва дёрном, каменной наброской, фашинами;

б) открытый и закрытый дренаж. Применяется для понижения уровня грунтовых вод при их высоком стоянии. Открытый дренаж устраивают в виде канав глубиной 0,5-0,7 м., на дно которых иногда укладывают слой дренирующего материала (песка, щебня, гравия). Закрытый дренаж устраивают пластовый (в виде слоя дренирующего материала) и трубчатый (из уложенных на дно траншеи перфорированных а/ц, пластмассовых труб, трубофильтров из пористого бетона и керамзитостекла и т.п.);

в) планировка поверхности строительной площадки. Предназначается для отвода поверхностных вод непосредственно с территории стройплощадки и производится бульдозерами, грейдерами или скреперами.

3. Строительные грузы классифицируют на девять видов: сыпучие — песок, щебень, гравий, грунты; порошкообразные — цемент, известь, гипс, мел; тестообразные — бетонная смесь, раствор, известковое тесто; жидкие — бензин, керосин, смазочные масла; мелкоштучные — кирпич, бутовый камень, бидоны с краской; штучные — оконные и дверные блоки, железобетонные панели и плиты; длинномерные — колонны, фермы, трубы, лесоматериалы; крупнообъемные — блок-комнаты, крупногабаритные контейнеры; тяжеловесные — железобетонные элементы значительной массы, технологическое оборудование, строительные машины.

Грузы перемещают горизонтальным и вертикальным транспортом. Горизонтальным транспортом грузы перемещают от места их получения до объектов строительства и на самих объектах. Вертикальным транспортом поднимают и опускают конструкции, детали, материалы при погрузочно-разгрузочных работах и в рабочей зоне строящегося объекта.

По отношению к строительной площадке различают внешний, внутрипостроечный и объектный горизонтальный транспорт. С помощью внешнего транспорта перевозят строительные грузы, поступающие на строительную площадку извне. Внутрипостроечный транспорт обеспечивает перемещение грузов по территории строительства, а объектный транспорт — перемещение непосредственно на объекте.

Внешние горизонтальные перевозки осуществляют безрельсовым, рельсовым, водным и воздушным видами транспорта.

В качестве безрельсового используют автомобильный (до 80% перевозок) и тракторный транспорт (в условиях бездорожья).

В качестве рельсового транспорта используют железнодорожный (до 20% перевозок).

Водный транспорт — наиболее дешевый вид транспорта при перевозках на значительные расстояния (до 5% перевозок).

Воздушный транспорт используют для доставки грузов в труднодоступные места с помощью самолетов и монтажа конструкций вертолетами и дирижаблями.

4. В качестве рельсового транспорта в строительстве используют железнодорожный с дорогами нормальной (1524 мм) и узкой колеей (750 мм).

В качестве тяговых средств применяют электровозы, тепловозы и мотовозы. Основными типами средств перемещения являются:

— крытые вагоны, выпускаемые с боковыми люками, дверными проемами и раздвижной крышей;

— полувагоны, с люками в полу, боковых и торцовых стенках, одно- и двухскатный пол и предназначены для перевозки сыпучих строительных материалов, древесины;

Читайте также:  Предварительный договор купли продажи незавершенного строительства образец

— платформы, предназначенные для перевозки различных железобетонных изделий, лесоматериалов, оборудования и др.;

— крытые вагоны-хопперы, служащие для транспортирования цемента, извести и других порошкообразных грузов. В их крыше и полу есть люки для погрузки-разгрузки.

— цистерны, используемые для перевозки цемента, других сыпучих и наливных грузов.;

— вагоны-самосвалы (думпкары), предназначенные для транспортировки щебня, гравия, песка, глины, других сыпучих грузов и вскрышных пород.

Вагоны всех видов выпускают четырехосными, грузоподъемностью 50. 60 т для нормальной и 20. 25 т для узкой колеи железных дорог.

Количество грузов (т), которое может быть провезено по дороге в единицу времени, называется провозной способностью. Пропускной способностью называют максимальное число поездов, которое может быть пропущено по данному участку в единицу времени (час, смену, сутки).

Основным видом безрельсового транспорта является автомобильный, преимущества которого значительны при дальности транспортирования грузов до 200 км. Средства автомобильного транспорта классифицируют на две группы: общетранспортного назначения и специализированные автотранспортные средства. К первой группе относятся автомобили бортовые, автомобили — самосвалы и автомобили-тягачи. Специализированные автотранспортные средства предназначены для перевозок одного вида грузов и выполняют дополнительные функции: приготовляют бетонную смесь в пути, предотвращают недопустимые нагрузки на конструкции и т.п. Они представлены значительным числом типов (автобетоновозы, авторастворовозы, автобетоносмесители, плитовозы и балковозы, панелевозы, фермовозы, трубовозы, прицепы-тяжеловозы и т.п.).

В строительстве применяют три основные схемы автотранспортных перевозок — маятниковую, маятниково-челночную и челночно-кольцевую.

При маятниковой схеме используют автомобили или автопоезда с неотцепными звеньями. При работе по маятниковой схеме время цикла составляет:

где Тп, Тг, Тр, Тх — продолжительность соответственно погрузки, пробега с грузом, разгрузки, холостого пробега.

Маятниковая схема эффективна при наличии приобъектных складов или строительстве сооружений из одинаковых конструктивных элементов.

При маятниково-челночной схеме перевозок один тягач работает последовательно с несколькими полуприцепами. Наиболее распространена схема работы тягача с тремя полуприцепами, когда один находится под погрузкой (например, на заводе ЖБИ), другой под разгрузкой на стройплощадке, а третий – в пути.

При работе по этой схеме время цикла составляет:

где Т1 и Т2 – время на сцепку-отцепку груженого и свободного полуприцепа на заводе и стройплощадке соответственно.

При челночно-кольцевой схеме перевозок автопоезд, прибыв на объект и отцепив прицеп, уезжает на второй объект, где отцепляет другой прицеп или разгружается. Затем тягач со свободными прицепами направляется на завод или склад за новой партией груза.

Оценка рациональности использования автотранспортного средства осуществляется по величине коэффициента использования машины по грузоподъемности:

где Qф –масса перевезенного груза; Qг – грузоподъемность машины; n – число рейсов за смену.

5. Для механизации погрузочно-разгрузочных работ используют общестроительные и специальные машины и механизмы.

По принципу работы все они подразделяются на работающие независимо от транспортных средств и являющиеся частью конструкции транспортных средств.

В первую группу входят краны, погрузчики, ленточные конвейеры, механические лопаты, пневматические разгрузчики и др. Ко второй группе относятся автомобили-самосвалы, средства для саморазгрузки и др.

Специальные погрузочно-разгрузочные и обычные краны (кран-балки, мостовые краны, козловые, башенные, стреловые на пневмоколесном и гусеничном ходу, автокраны и др.) работают на погрузке и разгрузке лесоматериалов, щебня, гравия, песка и других сыпучих материалов.

Погрузчики в строительстве используются одноковшовые, автопогрузчики и многоковшовые погрузчики.

Одноковшовые погрузчики оборудованы ковшом для погрузки и выгрузки сыпучих и кусковых материалов, вилочными подхватами, челюстным захватом, бульдозерным отвалом, рыхлителем, обратной лопатой и др. Их используют для выгрузки и перемещения материалов на небольшие расстояния, подачи их к машинам, загрузки приемных устройств бетонных узлов и для различных вспомогательных работ. Многоковшовые погрузчики предназначены для погрузки сыпучих и мелкокусковых материалов в автосамосвалы и другие транспортные средства.Основным рабочим органом автопогрузчиков является телескопический подъемник с вилочным подхватом

Для выгрузки сыпучих материалов из крытых железнодорожных вагонов применяют механические лопаты, которые действуют по принципу подтягивания скребковых щитов лебедками.

К саморазгружающимся транспортным средствам относятся автосамосвалы, цементовозы и саморазгружающиеся автомобили, которые имеют устройства для бескрановой саморазгрузки длинномерных конструкций, лесоматериалов и т. п.

Люди также интересуются этой лекцией: Технология восстановления деталей.

Применение контейнеризации и пакетирования дает значительный экономический эффект из-за сокращения затрат труда и лучшей сохранности продукции. Пакетом называют укрупненный груз (грузовое место). Контейнеры применяют универсальные и специализированные (например, для линолеума), а поддоны—ящичные, стоечные и плоские.

Доставленные на стройплощадку материальные элементы складируют на приобъектных складах для создания производственного запаса. Различают запас текущий и страховочный. Страховой запас должен компенсировать неравномерность пополнения текущего запаса. Для определения уровня производственного запаса действуют нормативы, зависящие от типа перевозок, их дальности и вида строительного груза (от 5 до 30 дней).

Приобъектные склады устраивают закрытыми, полузакрытыми (навесы) и открытыми. Для каждого материала отводят зоны складирования, отделяемые друг от друга сквозными проходами по 1 м. Каждый материальный элемент хранится в соответствии со своими правилами:

— кирпич хранят в поддонах и штабелях высотой до 1,6 м. отдельно по сортам и маркам;

— сборные ж/б и бетонные изделия укладывают в штабеля на деревянные подкладки квадратного сечения со стороной 6-8 см. Места укладки должны соответствовать рискам на элементах. Высота штабеля зависит от вида конструкций, обычно не превышает 2-4 ряда и может достигать 2,5 м;

— стальные конструкции укладывают штабелями с перекрестным расположением рядов.Все сборные конструкции необходимо по возможности хранить в их проектном положении.

Источник: studizba.com

Рейтинг
Загрузка ...