1. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);
не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
Новации законодательства в сфере земельно-имущественных отношений
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
2. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
3. В случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
Комментарий к Статье 394 НК РФ
Кодекс устанавливает предельные размеры налоговых ставок, применяемые в зависимости от принадлежности земельного участка к той или иной категории земель и разрешенного использования земельного участка. Ставка 0,3 процента установлена для:
— земель сельскохозяйственного назначения, земель в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельхозпроизводства;
— земель, занятых жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ. Исключение составляют доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры ЖКХ. Чтобы определить состав объектов инженерной инфраструктуры ЖКХ, необходимо руководствоваться положениями Градостроительного кодекса и другими документами, регламентирующими градостроительную деятельность;
Годовой отчет 2022. Страховые взносы, НДФЛ, налоги на имущество и транспорт (бюджетные организации)
— земель, отведенных для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.
Для прочих же категорий земель действует ставка 1,5 процента.
Кроме того, представительным органам муниципальных образований, а также Москве и Санкт-Петербургу предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельного участка.
Правительство Москвы своим Постановлением от 25 апреля 2006 г. N 237-ПП установило максимальную ставку аренды от 5 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка тех, кто занимается организацией азартных игр.
Плата за аренду земельных участков, арендуемых лицами, полностью освобожденными от земельного налога или имеющими право на уменьшение налоговой базы, установлена в размере одного рубля. Если гражданин имеет в пользование несколько льготных земельных участков, установление платы за аренду в размере 1 руб. производится для одного из арендуемых земельных участков по его выбору.
Другой комментарий к Ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации
На основании пункта 2 статьи 387 НК при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Представительные органы муниципальных образований вправе дифференцировать налоговые ставки, а также устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Следовательно, вопрос о снижении ставок земельного налога или о предоставлении льгот по уплате земельного налога в отношении земельных участков, на которых расположены те или иные объекты, может быть решен представительными органами соответствующих муниципальных образований.
Главой 31 НК не предусмотрено исчисление земельного налога в отношении земельного участка, принадлежащего одному налогоплательщику, с применением различных налоговых ставок, установленных в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка (см., например, письмо Минфина России от 25.06.2009 N 03-05-04-02/46).
При применении статьи 394 НК следует иметь в виду, что в отношении земельного участка, в кадастровой выписке о котором по виду разрешенного использования указано «для ведения дачного строительства», должна применяться налоговая ставка земельного налога 0,3 процента, установленная в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для дачного хозяйства.
Источник: nkodeksrf.ru
Минфин разъяснил порядок исчисления земельного налога по участкам, приобретенным для индивидуального жилищного строительства
Если право собственности на участок земли, приобретенный организацией или предпринимателем для осуществления индивидуального жилищного строительства, было зарегистрировано после 01.01.10, то земельный налог в отношении такого участка нужно рассчитывать с применением повышающих коэффициентов. Соответствующие разъяснения приведены в письме Минфина России от 19.04.11 № 03-05-05-02/20.
В пункте 15 статьи 396 Налогового кодекса оговорен особый порядок исчисления земельного налога в отношении участков земли, приобретенных в целях осуществления на нем жилищного строительства. До 1 января 2010 года физические лица и организации, купившие такую землю (за исключением земли, предназначенной для индивидуального жилищного строительства), рассчитывали налог (в том числе и авансовые платежи) по следующему алгоритму:
— в течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости, — с применением повышающего коэффициента 2;
— в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости — с применением повышающего коэффициента 4.
С 1 января 2010 года вступила в силу новая редакция* пункта 2 статьи 396 НК РФ. Согласно изменениям, применять упомянутые выше повышающие коэффициенты обязаны только организации и индивидуальные предприниматели. Причем, коэффициенты применяются и в отношении участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства.
Соответственно если организация или предприниматель после 01.01.10 зарегистрировали право собственности на участок земли, отведенный под ИЖС, то они обязаны считать земельный налог по такому участку с применением повышающих коэффициентов.
Источник: www.buhonline.ru
Земельный налог
Земельный налог является местным налогом, обязательным к уплате на территориях тех муниципальных образований, представительные органы власти которых приняли нормативный правовой акт о введении земельного налога в соответствии с главой 31 Налогового кодекса РФ. В городах Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается и вводится в действие законами указанных субъектов Российской Федерации.
Земельный налог — уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Земельный налог относится к местным налогам. Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Плательщиками земельного налога не признаются организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Объект налогообложения
Налогом облагаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения:
• земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
• земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно.
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
• земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда;
• земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.
Налоговая база
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ).
Индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налоговая база для каждого физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
Исчисление земельного налога
Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода (ст. 396 НК РФ) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено п. 15 и 16 ст. 396 НК РФ.
Формула для расчета земельного налога выглядит следующим образом:
Земельный налог = (НС х КС) : 100,
где НС — налоговая ставка;
КС — кадастровая стоимость земельного участка (налоговая база).
Пример. ООО «Промышленная компания» имеет один земельный участок сельскохозяйственного назначения и один земельный участок под производственным объектом. Их кадастровая стоимость соответственно 1 500 000 руб. и 700 000 руб.
Органами местного самоуправления налоговая ставка установлена для земель сельскохозяйственного назначения — 0,3 %, для прочих земельных участков — 1,5 %.
Сумма земельного налога составит:
(0,3 х 1 500 000) : 100 = 4500 руб. — для земельного участка сельскохозяйственного назначения;
(1,5 х 700 000) : 100 = 10 500 руб. — для второго земельного участка.
Общая сумма земельного налога: 10 500 + 4500 = 15 000 руб.
Тест «На сколько вы активны» Тест «Подходит ли Вам ваше место работы» Тест «На сколько важны деньги в Вашей жизни» Тест «Есть ли у вас задатки лидера» Тест «Способны ли Вы решать проблемы» |
Тест «Для начинающего миллионера» Тест который вас удивит Семейный тест «Какие вы родители» Тест «Определяем свой творческий потенциал» Психологический тест «Вы терпеливый человек?» |
Особые правила исчисления земельного налога установлены в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства. В этом случае исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производят с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока проектирования и строительства, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
При завершении такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока проектирования и строительства сумма налога, уплаченного в течение периода проектирования и строительства сверх суммы, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается излишне уплаченной и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.
В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производят с учетом коэффициента 4 в течение периода проектирования и строительства, превышающего трехлетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Пример. ООО «Промышленная компания» приобрела в собственность земельный участок для жилищного строительства и год строит многоэтажный жилой дом. Кадастровая стоимость земельного участка — 1 500 000 руб., налоговая ставка — 0,3 %.
Сумма земельного налога за участок, приобретенный в собственность организацией для жилищного строительства, составит:
2 х ((1 500 000 х 0,3) : 100) = 9000 руб.,
где 2 — коэффициент, применяемый в отношении земельных участков, приобретенных в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства в течение трехлетнего срока проектирования и строительства, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Особые правила исчисления земельного налога установлены также в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства. В данной ситуации исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производят с учетом коэффициента 2 в течение периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу), которую должны уплатить в бюджет налогоплательщики — физические лица, исчисляют налоговые органы. Налогоплательщики-организации сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) рассчитывают самостоятельно. Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно, но только в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.
Представительный орган муниципального образования (законодательные и представительные органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) при установлении налога вправе предусмотреть в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу для физических лиц, уплачивающих налог на основании налогового уведомления.
Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате налогоплательщиком — физическим лицом на основании налогового уведомления, исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и принятой нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) доли налоговой ставки в размере, не превышающем одной второй налоговой ставки, определенной в соответствии со ст. 394 НК РФ, в случае установления одного авансового платежа и одной третьей налоговой ставки при двух авансовых платежах.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с п. 1 ст. 396 НК РФ, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.
Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период установлен равным кварталу, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Особенности исчисления земельного налога при возникновении (прекращении) прав на земельный участок в течение налогового периода. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производят с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный участок находился в собственности (бессрочном пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Необходимо учитывать, что, если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15 числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав; если после 15 числа — за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
Пример. Земельный участок, кадастровая стоимость которого 700 000 руб., приобретен в собственность 11 марта 2006 г. Налоговая ставка установлена в размере 1,5 %.
Коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находится в собственности, к числу календарных месяцев:
К = 10 месяцев : 12 месяцев = 0,833.
Сумма налога составит:
0,833 х ((700 000 х 1,5) : 100) = = 8746,5 руб.
Особенности исчисления земельного налога в отношении земельного участка, перешедшего по наследству. В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству к физическому лицу, налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства. Наследство открывается со смертью гражданина. Объявление судом гражданина умершим влечет за собой те же правовые последствия, что и смерть гражданина (ст. 1113 ГК РФ).
Днем открытия наследства является день смерти гражданина. При объявлении гражданина умершим днем открытия наследства считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим, а в случае, когда в соответствии с п. 3 ст. 45 ГК РФ днем смерти гражданина признан день его предполагаемой гибели, — день смерти, указанный в решении суда.
Граждане, умершие в один и тот же день, считаются в целях наследственного правопреемства умершими одновременно и не наследуют друг после друга. При этом к наследованию призывают наследников каждого из них (ст. 1114 ГК РФ).
Порядок исчисления земельного налога для лиц, у которых возникло (прекратилось) право на налоговую льготу. Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу в отношении земельного участка исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствовала налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.
Представление информации в отношении земельных участков. Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, проводящие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны представлять в налоговые органы сведения о расположенных на подведомственной им территории земельных участках (зарегистрированных в этих органах правах и сделках) и их владельцах в течение десяти дней со дня соответствующей регистрации. Кроме того, органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Вышеизложенные сведения органы представляют по формам, установленным следующими документами.
1. Приказом Минфина РФ № 75н «Об утверждении формы «Сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по земельному налогу» и рекомендации по ее заполнению».
2. Приказом Минфина РФ № 112н «Об утверждении формы «Сведения о земельных участках, а также о лицах, на которых зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения» и рекомендаций по ее заполнению».
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.
Ставка земельного налога
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
1) 0.3% в отношении земельных участков:
• отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
• занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
• предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
2) 1.5% в отношении прочих земельных участков. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Льготы по земельному налогу
Налоговые льготы указаны в статье 395 Налогового кодекса.
В соответствии со статьей 395 Налогового кодекса освобождаются от налогообложения:
1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
2) организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
3) религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
4) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
— организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
— учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
5) организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
6) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
7) организации — резиденты особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в пункте 11 настоящей статьи, — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;
8) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», — в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра «Сколково» и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом;
9) судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, — в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет.
Кроме того, Налоговый кодекс РФ предусматривает налоговые вычеты для целого ряда категорий налогоплательщиков. Они указаны в пункте 5 статьи 391 Налогового кодекса
1. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.
2. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
3. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
4. Если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
5. Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:
1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
2) инвалидов, имеющих I группу инвалидности, а также лиц, имеющих II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года;
3) инвалидов с детства;
4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации № 3061-I), в соответствии с Федеральным законом № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
6. Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, установленную пунктом 5 настоящей статьи, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.
Порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом срок представления документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, не может быть установлен позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
7. Если размер не облагаемой налогом суммы, предусмотренной пунктом 5 настоящей статьи, превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю
Порядок уплаты земельного налога
Налог и авансовые платежи по земельному налогу налогоплательщики обязаны уплатить в порядке и в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Для налогоплательщиков — организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, срок уплаты налога не может быть установлен ранее срока подачи налоговых деклараций. Следовательно, данные лица уплачивают земельный налог в срок не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 396 НК РФ.
Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
Декларация по земельному налогу
Организации и индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Согласно п. 1 ст. 398 Налогового кодекса плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
Являясь плательщиком земельного налога, фирма или предприниматель обязаны и регулярно отчитываться о его уплате.
Вместе с тем следует учитывать, что физические лица самостоятельно исчисляют земельный налог и отчитываются по нему только при соблюдении двух условий:
— если они ведут деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
— если земельный участок используется ими в бизнесе.
Конечно, это вовсе не означает, что в отношении земельных наделов, не задействованных в деятельности, ИП от уплаты земельного налога освобождены. Просто в данном случае налог рассчитывается налоговиками и перечисляется коммерсантом на основании уведомления из инспекции. А вот какую-либо отчетность в отношении подобных земельных участков предпринимателю действительно сдавать не нужно. Декларируются только наделы, используемые в бизнесе.
Сдать заполненный по итогам года отчет в инспекцию налогоплательщикам следует в сроки, установленные соответствующим местным нормативным актом. Обратите внимание, что они не могут предусматривать необходимость представления «земельной» декларации ранее 1 февраля 2013 г.
Декларация по земельному налогу представляется в инспекцию по месту нахождения земельного участка. Поэтому если наделы находятся на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, то в отношении таковых придется заполнить отдельную декларацию.
Как и прежде, декларация по земельному налогу состоит из:
— титульного листа;
— разд. 1 «Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет» (далее — разд. 1);
— разд. 2 «Расчет налоговой базы и суммы земельного налога» (далее — разд. 2).
Обновлены справочники кодов, используемых при заполнении отчета: — Коды, определяющие налоговый период (Приложение N 1 к Порядку);
— Коды форм реорганизации и код ликвидации организации (Приложение N 2 к Порядку);
— Коды представления налоговой декларации по земельному налогу (Приложение N 3 к Порядку);
— Коды, определяющие способ представления налоговой декларации по земельному налогу в налоговый орган (Приложение N 4 к Порядку);
— Справочник категорий земли (Приложение N 5 к Порядку);
— Коды налоговых льгот (Приложение N 6 к Порядку).
Что же касается самих составляющих декларации, то согласно новой форме некоторые из них обзавелись дополнительными строками; другие «пережили» перемену мест слагаемых. Иными словами, показатели для отражения остались прежними, но «переехали» в другие строки.
Начинать заполнение декларации по земельному налогу, как и ранее, целесообразно с разд. 2. Именно в нем производится расчет налоговой базы и суммы налога. При этом, поскольку определяются данные величины отдельно в отношении каждого объекта налогообложения, то количество разд. 2 в декларации должно соответствовать числу земельных участков, долей земельного участка, долей в праве на земельный участок и т.д., по которым отчитывается налогоплательщик в данную ИФНС. Напомним, что объектом обложения земельным налогом являются земельные наделы, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Раздел 1 является сводным и заполняется по всем земельным участкам (их долям), находящимся в пределах соответствующих муниципальных образований. Тем не менее, не исключено, что сформировать придется несколько листов разд. 1. Дело в том, что земельный налог относится к разряду местных и подлежит уплате в бюджет по месту нахождения соответствующего земельного участка. В разд.
1 и отражаются суммы налога, подлежащие уплате по различным кодам ОКАТО соответствующего муниципального образования и разным КБК. И если земельные участки налогоплательщика разбросаны по разным территориям муниципалитета, подведомственным одной ИФНС, то одного разд. 1 для указания всех данных может и не хватить.
Общие требования к заполнению
Общие требования к заполнению декларации по земельному налогу практически остались без изменений, разве что в некоторых случаях прописаны более подробно. По-прежнему они обусловлены тем, что форма декларации носит машино ориентированный характер, а потому хорошо знакомы бухгалтерам. Вместе с тем на некоторых новшествах в разд. II порядка, в котором теперь собраны общие правила заполнения декларации, стоит остановиться подробнее.
Так, Порядком теперь регламентирована ситуация, когда организацией-правопреемником представляется декларация за последний налоговый период и «уточненки» за реорганизованную компанию (в форме присоединения к другому юридическому лицу, слияния нескольких фирм, разделения обществ, преобразования одной организации в другую). Согласно п. 2.9 Порядка в титульном листе в этом случае по реквизиту «по месту нахождения (учета)» указывается код — «270» или «216» (Приложение N 3), а в верхней его части указываются ИНН и КПП организации-правопреемника.
Между тем в реквизите «Налогоплательщик» при этом прописывается наименование реорганизованной компании. Для отражения же ИНН/КПП, присвоенных фирме до реорганизации инспекцией по месту ее нахождения, на титульном листе теперь предусмотрена специальная строка «ИНН/КПП реорганизованной организации». При этом код ОКАТО в разд. 1 и 2 декларации фиксируется того муниципального образования, на территории которого находится земельный участок реорганизованной организации.
Обратите внимание! Налогоплательщики, полностью или частично освобожденные от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в отношении имеющихся у них в собственности земельных участков представляют в инспекцию декларацию в установленном порядке (п. 2.13 Порядка).
Определяем налоговую базу
Расчет налоговой базы в отношении каждого земельного участка, доли такового или права в доле на надел, как уже упоминалось, производится в соответствующих разд. 2 декларации.
В частности, первоначально в разд. 2 в специально отведенном на то поле следует указать кадастровый номер надела, в отношении которого и заполняется раздел.
Обратите внимание! В п. 2 ст. 389 Налогового кодекса приведен перечень земельных участков, не признаваемых объектом обложения земельным налогом. Сведения о таковых в декларацию не включаются (Письмо Минфина России N 03-05-05-02/13). Следовательно, если ни один из наделов налогоплательщика не является объектом обложения, то обязанность по представлению отчетности по земельному налогу у него отсутствует.
В строку 010 вписывается код бюджетной классификации, по которому подлежит уплате сумма земельного налога. Для земельного налога предусмотрено восемь КБК. Они установлены в зависимости от ставок налога и расположения земельного участка (Приказ Минфина России N 150н).
В строку 020 вписывают код по ОКАТО муниципального образования, на территории которого расположен участок (его доля). При этом не допускается указывать коды ОКАТО субъектов Российской Федерации, их районов, сельских администраций, сельсоветов, округов и т.п. Строка 030 предназначена для отражения кода категории земли, которая присвоена наделу.
Для отражения показателей, необходимых для расчета налоговой базы, предусмотрены строки 050 — 130 и 190.
Согласно п. 1 ст. 390 Налогового кодекса базой по земельному налогу является кадастровая стоимость земельных участков. При этом в силу п. 1 ст. 391 Кодекса в расчет принимается стоимость, установленная на 1 января налогового периода, то есть в нашем случае на 1 января 2011 г. Однако Порядком заполнения новой формы декларации предусмотрено одно исключение.
Согласно п. 5.7 данного документа в отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки надела на кадастровый учет. Впрочем, представители Министерства финансов и ранее давали аналогичные разъяснения (Письмо Минфина России N 03-05-05-02/02). Кадастровая стоимость участка отражается по строке 050 разд. 2, а в строке 060 указывается доля налогоплательщика в праве на земельный участок (в виде правильной простой дроби).
Обратите внимание! Тот факт, что кадастровая стоимость земельного участка не установлена, еще не повод представлять в инспекцию нулевую декларацию. По мнению представителей Высшего арбитражного суда РФ, в этом случае для исчисления земельного налога может быть применена нормативная цена земли (Постановление Пленума ВАС РФ N 54). Незамедлительно взяли на вооружение эту позицию и специалисты Минфина России (Письма ведомства N 03-05-05-02/48 и N 03-05-04-02/55).
Так или иначе, но поскольку база по земельному налогу приравнивается к кадастровой стоимости участка (нормативной цене), то порядок определения ее окончательной величины по большому счету определяется применяемыми налогоплательщиком льготами по земельному налогу. Ряд таковых предусмотрен непосредственно Налоговым кодексом, другие могут быть установлены местным законодательством. Так, п. 2 ст. 387 Кодекса предусматривает, что при введении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также определяться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
При этом льготы, влияющие на величину налоговой базы, могут быть двух видов. Во-первых, речь может идти об определенной сумме, которую данная категория налогоплательщиков вправе не облагать земельным налогом. В частности, в размере 10 000 руб. таковая предусмотрена для плательщиков земельного налога, перечисленных в п. 5 ст. 391 Налогового кодекса. В разд.
2 эта сумма отражается по строке 100. При этом в строке 090 отражается код данной льготы.
Сумма аналогичной льготы, установленной местным законодательством, прописывается по строке 080. Ее код фиксируется по строке 070, во второй части которой указывается ссылка на норму законодательства, которой предусмотрена льгота. Правда, заполняется последняя лишь при условии отражения кода льготы 3022100.
Обратите внимание! В отношении льгот, предоставляемых на местном уровне, налогоплательщикам теперь в ряде случаев необходимо указывать ссылку на номер, подпункт, пункт и статью нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, которым предусмотрена данная преференция. В этих целях в строках, где отражается код соответствующих льгот, появились дополнительные ячейки (через дробь). Для каждой из указанных позиций — номер, подпункт, пункт и статья — отведено 4 знако-места. При этом заполнять данную часть показателя необходимо слева направо, и, если реквизит имеет меньше четырех знаков, в свободных ячейках слева проставляются нули.
Во-вторых, льгота может быть предоставлена в виде доли необлагаемой площади участка. Код таковой фиксируется по строке 110. И если этот код — 3022300, то во второй части также следует приписать ссылку на нормативный акт, в соответствии с которым предоставлена льгота. Сама доля необлагаемой площади земельного участка в общей площади надела (в виде правильной простой дроби) отражается по строке 120.
Строка 190 предназначена для отражения коэффициента Кл (бывший К1), который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых налоговая льгота отсутствовала, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимаются за полный месяц. Количество полных месяцев использования льготы отражается по строке 180.
Пример 1. Право на льготу возникло у налогоплательщика 1 июня текущего года и использовалось до конца налогового периода. Коэффициент Кл будет равен:
5 мес. : 12 мес. = 0,4167.
В данном случае по строке 190 указывается «0,4167».
Значение по строке 190 приводится в десятичных дробях с точностью до десятитысячных долей. При этом в случае если в течение всего года у налогоплательщика не возникало право на налоговую льготу, то по строке 180 указывается «—«, а по строке 190 указывается «1,0—«.
Таким образом, если налогоплательщик в отношении земельного участка, по которому заполняется разд. 2, имеет право на льготу в виде не облагаемой налогом суммы, предусмотренную местным законодательством (стр. 080) и (или) п. 5 ст. 391 Налогового кодекса (стр. 100), то налоговую базу ему следует определять по одной из следующих формул:
стр. 130 = стр. 050 — стр. 080;
стр. 130 = стр. 050 — стр. 100;
стр. 130 = стр. 050 — (стр. 080 + стр. 100).
При этом если значение строки 080 или строки 100, либо их сумма превышает кадастровую стоимость участка, то налоговая база принимается равной нулю и в соответствующих ячейках по всей длине строки 130 ставится прочерк. В случае заполнения разд. 2 в отношении надела, определенная доля которого освобождена от налогообложения, показатель строки 130, то есть налоговая база, будет определяться по формуле:
стр. 130 = стр. 050 — (стр. 050 x стр. 120 x (1 — стр.
190)).
При этом, если в двух предыдущих случаях разд. 2 заполняется в отношении доли участка, то в соответствующие формулы нужно ввести показатель по строке 060:
стр. 130 = (стр. 050 x стр. 060) — стр. 080;
стр. 130 = (стр. 050 x стр. 060) — стр. 100;
стр. 130 = (стр. 050 x стр. 060) — (стр. 080 + стр. 100);
стр. 130 = (стр. 050 x стр. 060) — (стр. 050 x стр. 060) x (стр. 120 x (1 — стр.
190)).
Расчет земельного налога также производится в отношении каждого земельного участка (доли) отдельно и приводится в соответствующем разд. 2. Для отражения показателей, необходимых для исчисления налога, предусмотрены строки 040 и 130 — 270. При этом как минимум три из указанных строк нам уже знакомы. Это строка 130, по которой отражается налоговая база, и строки 180 и 190, в которых фиксируется количество полных месяцев владения, льготы и коэффициент Кл.
Строку 040 заполняют, если земельный участок приобретен для жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физлицами. В случае когда на момент исчисления налога трехлетний срок со дня госрегистрации прав на такой надел еще не истек, в соответствующей ячейке ставится «1». Это означает, что при расчете налога используется повышающий коэффициент 2. Определяя сумму налога за пределами указанного периода, если до его истечения строительство не было закончено и права на возведенный объект не зарегистрированы, применяется коэффициент 4. Ему соответствует значение «2» по строке 040.
Обратите внимание! Если права на возведенный жилой дом будут зарегистрированы в пределах трехлетнего срока с даты регистрации прав на соответствующий земельный участок, то сумма налога, уплаченного за этот период, подлежит пересчету с учетом коэффициента 1, т.к. признается излишне уплаченным налогом и может быть налогоплательщиком зачтена или возвращена в общеустановленном порядке. По строке 140 указывается налоговая ставка, установленная местным законодательством и применяемая налогоплательщиком в отношении данного земельного участка.
В строке 150 отражается количество полных месяцев владения земельным участком в течение налогового периода. При этом если возникновение (прекращение) у налогоплательщика права собственности на надел (его долю) произошло в течение года до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то за полный месяц принимается месяц возникновения указанного права. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, то за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав. Отношение числа полных месяцев, в течение которых участок находился в собственности хозяйствующего субъекта, к числу календарных месяцев в налоговом периоде — коэффициент Кв (бывший К2) — фиксируется по строке 160.
Пример 2. Права на приобретенный земельный участок зарегистрированы 12 ноября 2011 г. Коэффициент Кв будет равен:
2 мес. : 12 мес. = 0,1667.
По строке 160 указывается «0,1667».
Пример 3. Права на приобретенный земельный участок зарегистрированы 17 ноября 2011 г. Коэффициент Кв будет равен:
1 мес. : 12 мес. = 0,0833.
По строке 160 указывается «0,0833».
Значение по строке 160 приводится в десятичных дробях с точностью до десятитысячных долей.
Если земельный участок использовался в течение всего налогового периода, то по строке 150 указывается «12», а по строке 160 указывается «1,0—«.
Остальные из указанных строк, кроме строки 170, предназначены для отражения льгот, применяемых налогоплательщиком и влияющих непосредственно на расчет самого налога.
По строке 170 указывается сумма земельного налога, исчисленная без учета льгот. В общем случае она определяется по формуле:
стр. 170 = (стр. 130 x стр. 140 x стр. 160) : 100.
Если налогоплательщиком заполнена строка 040, то в приведенную формулу нужно подставить соответствующий коэффициент.
Далее необходимо определить сумму налога с учетом применяемых хозяйствующим субъектом в отношении данного участка льгот. При этом последние опять же могут быть предоставлены налогоплательщику разными способами.
Во-первых, речь может идти об освобождении от налогообложения в пределах определенной суммы. Если подобная льгота предусмотрена местным законодательством, ее сумма, определяемая с учетом коэффициента Кл, отражается по строке 210 ((стр. 170 x (1 — стр. 190)), а код — в строке 200.
В случае если это код 3022400, то во второй части строки 200 нужно указать ссылку на нормативный акт, которым установлена льгота. Сумма льготы аналогичного вида, предусмотренной ст. 395 Налогового кодекса или международным договором Российской Федерации, прописывается по строке 230 (также определяется с учетом Кл), а ее код — по строке 220.
Во-вторых, льгота может быть предоставлена в виде уменьшения суммы налога. Ее сумма указывается по строке 250, а код — по строке 240. В случае если это код 3022200, то во второй части строки 200 нужно указать ссылку на нормативный акт, которым установлена льгота. При этом если данная льгота определена в процентах от исчисленной величины налога, рассчитывать ее необходимо по следующей формуле:
стр. 250 = стр. 170 x 50 : 100.
Ну и наконец, для отдельных категорий налогоплательщиков местными властями может быть снижена налоговая ставка. Сумма данной льготы прописывается по строке 270, а рассчитывается по формуле:
стр. 270 = стр. 130 x (налоговая ставка — пониженная ставка) : 100.
Код льготы отражается в строке 260, и, если это код 3022500, то заполняется также вторая часть данной строки, где дается ссылка на норму законодательства, которой установлена льгота.
Итоговая сумма налога в отношении земельного участка, по которому заполняется разд. 2, указывается по строке 280.
Если налогоплательщик имеет право на льготу в виде уменьшения суммы налога, данный показатель можно определить по формуле:
стр. 280 = стр. 170 — стр. 250.
Если хозяйствующий субъект применяет льготу в виде снижения налоговой ставки, следует использовать вот эту формулу:
стр. 280 = стр. 170 — стр. 270.
В случае когда налогоплательщик в отношении земельного участка, по которому заполняется разд. 2, имеет право на льготу в виде полного освобождения от налогообложения, предусмотренную местным законодательством (стр. 210) и (или) Налоговым кодексом либо международным договором (стр. 230), показатель строки 280 определяется как:
стр. 280 = стр. 170 — стр. 210;
стр. 280 = стр. 170 — стр. 230.
Заполняем раздел 1
Раздел 1, как уже упоминалось, носит сводный характер и содержит несколько блоков одинаковых строк 010 — 040, заполняемых по каждой административно-территориальной единице, где будет перечисляться налог. Отметим, что ранее на одном листе размещалось четыре таких блока, однако за счет введения дополнительных строк их количество сократилось до двух. Так, как и ранее, по строке 010 каждого блока отражается КБК, по которому зачисляется сумма земельного налога, отражаемая по строке 030 данного раздела (положительная разница между исчисленным налогом и величиной авансовых платежей, уплаченных в течение года).
По строке 020 проставляется код по ОКАТО административно-территориального образования, на территории которого уплачивают налог. Строка 040 предназначена для отражения суммы налога к уменьшению, а именно отрицательной разницы между исчисленным налогом и величиной авансовых платежей, перечисленных в течение года (указывается без знака «-«).
При этом если ранее суммы авансовых платежей указывались по строке 290 в разд. 2, то теперь они отражаются по строкам 023, 025, 027 за первый, второй и третий кварталы соответственно. Предусмотрена теперь в каждом блоке и строка для исчисленной суммы налога, которая определяется как сумма строк 280 всех разд. 2, заполненных по соответствующим ОКАТО и КБК. Она фиксируется по строке 021.
Как уже упоминалось, главным новшеством титульного листа новой формы декларации стало появление специальных полей для указания кода формы реорганизации (ликвидации) и ИНН/КПП реорганизованной компании.
Однако стоит также отметить следующий момент. Если ранее при заполнении раздела «Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящей декларации, подтверждаю» по строке «Фамилия, имя, отчество полностью» индивидуальный предприниматель должен был ставить прочерк, то теперь ему необходимо указывать свои Ф.И.О.
Декларация по земельному налогу скачать
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
У какого мужского органа нет костей, есть мышцы и много вен. Он пульсирует и отвечает за занятия любовью?
Бесплатная консультация
по телефону ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ:
8 (800) 600-76-83
ежедневно с 6.00 до 21.00
Звонок по России бесплатный!
Источник: center-yf.ru
Ставка земельного налога
Налоговая ставка ─ величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. При взимании земельного налога налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Если земельный участок был образован в течение налогового периода ─ по его кадастровой стоимости на дату постановки на кадастровый учет.
Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, если налогоплательщиками признаются разные лица или установлены различные налоговые ставки.
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
Кто устанавливает ставки земельного налога
В Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации (РФ) о налогах и сборах находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) земельный налог (а земельный налог ─ это местный налог) устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми законодательными (представительными) органами муниципальных образований и НК РФ. В Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается законами этих субъектов Российской Федерации и НК РФ. Земельный налог является обязательным к уплате на территориях муниципальных образований и городов федерального значения.
Соответственно, установление ставок земельного налога, порядок и сроки его уплаты относятся к компетенции законодательных (представительных) органов муниципальных образований и органов государственной власти городов федерального значения ─ Москвы и Санкт-Петербурга.
Максимальная ставка земельного налога
В статье 394 «Налоговая ставка» НК РФ установлены верхние пределы, за которые не может выходить налоговая ставка по земельному налогу.
Ставка земельного налога в отношении участков, отнесенных к землям сельхозназначения, или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и служащих для сельскохозяйственного производства, должна составлять не более 0,3 процента их кадастровой стоимости.
Не превышающие 0,3 процента кадастровой стоимости ставки земельного налога устанавливаются только при одновременном соблюдении двух условий, ─ если земельный участок отнесен к соответствующей категории или виду разрешенного использования и действительно используется для сельскохозяйственного производства. В случае признания уполномоченным органом земельного участка неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение производится по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении прочих земель. Т. е. до 1,5%, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, и до начала налогового периода, в котором оно будет устранено.
Ставки земельного налога устанавливаются в размере не более 0,3 процента кадастровой стоимости и для участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Также максимальная ставка земельного налога составляет не более 0,3 процента для земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, ведения дачного хозяйства.
С 1 января 2013 г. не может превышать 0,3 процента кадастровой стоимости ставка земельного налога в отношении ограниченных в обороте земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
В отношении прочих земельных участков ставка налога на земельные участки устанавливается в размере не более 1,5%.
Ставка земельного налога зависит от категории земель. Допускается изменение ставки земельного налога в зависимости от разрешенного использования земельного участка.
Закон предусматривает налоговые льготы. О том, кто освобожден от уплаты земельного налога, говорится в статье 395 «Налоговые льготы» НК РФ.
Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по земельному налогу и основания для их использования налогоплательщиками.
Налоговые льготы проявляются в трех формах:
- освобождение от налогообложения некоторых категорий земель, изъятых или ограниченных в обороте;
- освобождение от налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков;
- уменьшение налоговой базы отдельных категорий налогоплательщиков.
Как узнать ставку земельного налога?
Впрочем, любой интересующий субъект Российской Федерации можно выбрать в строке «Субъект Российской Федерации», оставаясь на страничке одного региона.
С помощью строки «Налоговый период» получится проследить повышение или снижение ставки земельного налога по годам. Например, какой в конкретном муниципальном образовании была ставка земельного налога в 2012-м; как менялся (или не менялся) земельный налог (ставка в 2013-м, ставка в 2014-м). Следует отметить, что ставки земельного налога в большинстве муниципальных образований соответствуют предельным значениям, установленным статьей 394 НК РФ.
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Исключения касаются земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства.
В этом случае вводится кратность ставки земельного налога. Исчисление суммы налога (как и суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом повышающего коэффициента, равного 2 в течение трехлетнего срока строительства. Если строительство завершится государственной регистрацией прав на построенный объект недвижимости быстрее, переплаченные деньги вернут. Но если в три года застройщик не уложится, повышающий коэффициент станет равным 4 и будет оставаться таким вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, налоговое законодательство намного мягче. Исчисление суммы налога (авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 только по истечении 10 лет со дня государственной регистрации прав на данные земельные участки и вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Расчет ставки земельного налога
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (ЗК РФ) использование земли является платным. Это положение является принципиально важным для рыночной экономики. Лучшего способа платы за использование земли, чем земельный налог (налог на недвижимость) и регулирующая его размер процентная ставка пока не придумано. (В России в будущем земельный налог планируется заменить единым налогом на недвижимость). Еще один из способов платы за землю ─ арендная плата.
Для целей налогообложения используется кадастровая стоимость земельного участка, устанавливаемая в результате государственной кадастровой оценки земель. Она же может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Введение в Российской Федерации с 1 января 2005 г. земельного налога, основанного на кадастровой стоимости земельного участка, стало важным шагом вперед в организации налогообложения земельных участков.
Органами исполнительной власти субъектов РФ утверждается средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
С тем фактом, что ставки земельного налога определяются исходя из кадастровой стоимости, согласны не все эксперты. Они не разделяют мнение о том, что кадастровая стоимость ─ величина стабильная и предсказуемая, способная внести здоровый консерватизм в систему земельных платежей.
Хотя бы потому, что местные органы власти «по определению» должны быть заинтересованы в завышении ее стоимости. Альтернативу они видят в определяемой соотношением спроса и предложения рыночной стоимости. Ее трудно заподозрить в зависимости от мнения отдельных региональных руководителей или неправильных методик. Поэтому она может рассматриваться как чрезвычайно эффективная база для налогообложения. К тому же, освобождение государства от установления кадастровой стоимости земель повысит эффективность использования бюджетных средств.
У этой аргументации есть одно слабое место ─ трудно сказать, насколько быстро будут установлены рыночные цены на все подлежащие налогообложению земельные участки.
Тем не менее, мировой опыт свидетельствует, что использование рыночной стоимости в качестве базы для расчета налога на недвижимое имущество возможно. Но речь идет о, как правило, ставке налога на здания и строения. Средняя ставка налога, когда налоговая база определяется, как рыночная стоимость, составляет обычно не более одного процента стоимости недвижимости.
Ставка земельного налога и эффективность использования земли
Налоговые меры ─ действенное дополнение к другим административно-экономическим инструментам, определяющим эффективность использования земли. Крайне важным является установление экономически обоснованного принципа формирования налоговой ставки, учитывающего различия в местоположении и плодородии земельных участков и их градостроительной ценности.
Снижение ставки земельного налога ослабит налоговую нагрузку на население и бизнес, но приведет к сокращению налоговых поступлений в местные бюджеты и понизит эффективность землепользования. Уменьшение ставки земельного налога не стимулирует вывод на рынок территорий под строительство и рост земельного оборота. Центр тяжести начинает смещаться в сторону использования земли как инвестиционного и финансового актива, а уже по остаточному принципу ─ в качестве реального экономического ресурса.
Напротив, усиление налогового бремени (добиться этого можно, как увеличив ставки земельного налога, так и осуществляя расчет ставки земельного налога на основе рыночной стоимости земли) способно заставить собственника перейти на рельсы рационального землепользования или, если он не способен это сделать, продать землю, избавившись от ноши, нести которую не по силам. Но избыточное увеличение ставки земельного налога, сделав собственников земли более ответственными, будет способствовать повышению себестоимости товаров и услуг, снижению прибыли предприятий и организаций (а значит, уменьшению доходов бюджета от налога на прибыль и снижению инвестиционной активности).
И только оптимальная ставка налога на недвижимое имущество, включая земельные участки, приведет к тому, что физические лица станут приобретать землю соразмерно имеющимся доходам, а вложение денег в недвижимость, подстегивающее постоянный рост ее стоимости, перестанет приносить сверхприбыли и способствовать надуванию чреватых лопнуть неожиданным или ожидаемым кризисом «пузырей».
У налога на землю ─ самая давняя и богатая из всех ныне существующих видов налогов история. Земельный налог взыскивают с древнейших времен, недаром слово «кадастр» пришло в современные языки из древней латыни.
Система налогообложения земли, реализуемая в т. ч. через ставку земельного налога должна не только в полной мере отвечать существующим в стране экономическим условиям, но и быть немножко «на вырост», способствуя созданию условий для их совершенствования.
Источник: zakadom.ru