Иск — применительно к российскому законодательству — это требование, предъявляемое истцом в судебном (гражданско-правовом, арбитражно-правовом, третейском) порядке, и вытекающее из принадлежащего истцу права в силу договора или по иным основаниям, предусмотренным в законе. Хотя следует обратить внимание на то, что само понятие иска в законодательстве не закреплено, что, в свою очередь, позволяет учёным вести дискуссии на эту тему. Так, существуют различные теории раскрытия сущности этого правового феномена — как материального понятия, процессуального, имеющего двойственную природу и двух раздельных понятий как для материального, так и для процессуального права. Иск — это средство защиты через суд (в том числе третейский суд и арбитражный суд) нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.
Две стороны иска: материально-правовая (возможности удовлетворения заявленного требования по существу на основе установленных фактов и юридических норм гражданского, трудового, семейного прав) и процессуально-правовая (правомерность обращения в суд с целью получения судебного решения). В законе четко оговариваются мотивы, по которым суд отказывает в принятии иска, прекращает производство по делу или оставляет иск без рассмотрения.
Как подать иск в арбитражный суд. Порядок действий, требования, советы от юриста
Виды иска
Вид иска определяется характером предъявляемых истцом к ответчику требований. Целью иска может быть принуждение ответчика к совершению определенных действий или принуждение ответчика воздержаться от неправомерных действий (возвратить имущество, возместить убытки, уплатить неустойку, алименты, не препятствовать пользоваться имуществом). Также целью иска может быть установление наличия или отсутствия правоотношений между сторонами (подтверждение договора или признание договора недействительным), изменение (например, выделение доли из общего имущества) или прекращение правоотношений.
Элементы иска
Три элемента иска, определяющие характер защиты и исследования дела:
Форма иска
Форма выражения иска — исковое заявление, содержащее определенные реквизиты:
Термин в истории
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Иск, юрид. действие, посредством которого лицо, нуждающееся в охранении или осуществлении своего права, обращается к помощи суда. Исковое прошение, составляющее форму предъявления И., должно содержать: означение суда, куда оно подается, имя, отчество, фамилию или прозвище, звание и местожительства истца и ответчика, означение цены иска, изложение обстоятельств дела, указание доказательств и законов, на коих иск основан, и просительный пункт.
В мировом и торговом судопроизводстве, а также в судопроизводстве по правилам 29 декабря 1889, вместо письменного искового прошения, допускается словесная просьба. Соединения в одном исковом прошении исков, истекающих из разных оснований, не допускается.
При исковом прошении представляются подлинные документы, на которых основан иск, или копии, или же выписки из них, переводы документов, писанных на иностранном языке, доверенность, когда прошение подается поверенным, судебные пошлины и деньги на производство вызов, копии искового прошения и приложений по числу ответчиков. В случае дефекта в исковом прошении, оно возвращается истцу, или ему дается 7-дневный срок на исправление и пополнение недостатков искового прошения. Когда исковое прошение судом принято, иск считается предъявленным. Этим моментом: а) установляется подсудность дела, а также встречного иска, разве предъявлены будут отводы; б) прерывается течение давности; в) определяются исковые требования; они могут быть только уменьшены, но не увеличены или изменены по существу; дозволяется только выразить их определительнее, присоединить к ним требование процентов и приращенй и требовать цены утраченного предмета; г) со дня предъявления иска начинается течение процентов за просрочку. Ответчик может предъявить к истцу встречный (см.) иск.
Источник: dic.academic.ru
НЕГАТОРНЫЙ ИСК
Иск: исковое заявление в суд
Исковое заявление в суд — это форма обращения в суд с требованиями, предъявляемыми истцом в судебном (гражданском, арбитражном, третейском) порядке, и вытекающее из принадлежащего истцу права в силу договора или по иным основаниям, предусмотренным в законе (сокращенно — Иск).
- Исковое заявление это письменное обращение в суд с просьбой восстановить нарушенное право, подается от физических лиц в соответствии с ГПК РФ в суды общей юрисдикции, а от юридических лиц в соответствии с АПК РФ в арбитражные суд.
- Исковое заявление важное средство возбуждения процесса по конкретному спору. Согласно закону любое заинтересованное лицо может обратиться в суд за защитой нарушенного или оспоренного права. Такое обращение и принято называть предъявлением иска.
- Существуют и иный формы обращения в суд: заявление (выдача приказа, особый порядок), жалоба (апелляция, кассация).
Обращение подается в суд в письменной форме, в случае невозможности подать исковое заявление в письменной форме (крайняя нужда, инвалидность не позволяющая человеку явиться в суд или написать (напечатать) исковое заявление и т.п. причины), работник Канцелярии суда обязан принять устное исковое заявление и выдать письменное подтверждение об этом, которое должно содержать краткое изложение заявленных требований, а в случае наличия копии иска — поставить штамп суда о принятие иска.
Хотя следует обратить внимание на то, что само понятие иска в законодательстве не закреплено, что, в свою очередь, позволяет учёным вести дискуссии на эту тему. Так, существуют различные теории раскрытия сущности этого правового феномена — как материального понятия, процессуального, имеющего двойственную природу и двух раздельных понятий как для материального, так и для процессуального права. Иск – это средство защиты через суд (в том числе третейский суд и арбитражный суд) нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса (подается в письменном виде).
Самые распространенные иски
- о взыскании (денег, имущества, лаиментов и др.);
- о возмещении (ущерба от преступления, ДТП и др.);
- о расторжении (договора, брачного союза и др.);
- о защите прав (потребителей, трудовых, религиозных);
- о признании (права собственности и др.).
При подаче иска в суд завителем уплачивается государственная пошлина, за исключением случаев указанных в ст. 336.33 Налоговом кодексе РФ, к примеру взскание алиментов, возмещение вреда. в том числе совершенным преступлением.
Виды исков
- Иск вещный — это иск, представляющий собой внедоговорное требование собственника к третьим лицам об устранении нарушения его права на вещь. В законодательстве Российской Федерации отсутствует понятие вещных исков, что, однако, не является безусловным свидетельством невозможности формирования определения на доктринальном уровне.
- Иск виндикационный — иск собственника об истребовании вещи из чужого незаконного владения или, иными словами, иск не владеющего собственника к владеющему не собственнику о возврате имущества.
- Иск негаторный — иск собственника, направленный на защиту его права собственности от таких нарушений, которые не соединены с лишением собственника владения вещью. Этот иск направлен на устранение помех, препятствующих собственнику пользоваться его имуществом.
Пример Негаторного иска
- «Негаторный иск» сочетание латинского происхождения. Это иск, предъявляемый человеком, который в данный момент времени владеет имуществом собственника, к лица, которые не указаны в договоре. Это внедоговорное требование, основанное на настаивании отсутствия препятствий для распоряжения имуществом.
- В законодательстве каждого государства есть статьи, касающиеся данного аспекта. Понятие «негаторный иск» было известно уже в Риме. В Российской Федерации понятие приводится в статье 304 Гражданского кодекса РФ, ст. 285 ГК Республики Беларусь, ст. 264 ГК Республики Казахстан, ст. 293 ГК Республики Абхазия и ряда других стран.
- Предпосылкой к негаторному иску служат произошедшие события, которые могут обосновать действия истца, и подтверждение того, что поведение других лиц, не указанных в договоре, мешает распоряжению имуществом. В качестве истца может выступать как собственник, так и субъект ограниченного вещного права.
Понятие иска в процессуальном и материальном смысле
- Иск, обращение в суд первой инстанции, является требованием истца к ответчику о защите его права или охраняемого законом интереса.
- Иск — это процессуальное средство защиты интересов истца, иск возбуждает исковое производство, спор тем самым передается на рассмотрение суда.
- Иск в процессуальном смысле — требование о защите своих прав и интересов, направленное в суд первой инстанции.
- Иск в материальном смысле — право на удовлетворение своих исковых требований.
Элементы иска
Элементы иска, формирующие его структуру, включают:
- предмет иска,
- основание иска.
Предмет, как элемент иска
Предмет, как элемент иска, включает требование, направленное от истца к ответчику. Пример:
- Иск о признании права авторства.
- Иск о восстановлении на работе. .
Виды, классификация исков
Виды, классификация исков следующая:
- Виды исков в зависимости от предмета иска, процессуально-правовая классификация исков:
- иски о признании — имеет целью защитить интересы истца, полагающего, что у него есть определенное субъективное право, но оно оспаривается другим лицом. В свою очередь подразделяются на:
- иски положительные, позитивные. Истец обосновывает требование о признании за ним определенного права. Пример: иск о признании права собственности на жилое помещение.
- иски отрицательные, негативные. Истец отвергает существование определенного права, утверждает, что на нем нет определенной обязанности. Пример: иск об оспаривании права собственности на объект недвижимости, иск об оспаривании актовой записи об отцовстве.
- иски о присуждении. Истец просит признать за ним определенное субъективное право, обязать ответчика соответственно этому признанному праву совершить определенные действия, например, передать денежные средства, имущество, освободить помещение, земельный участок и т.д.
- преобразовательные иски, о прекращении, изменении, а в ряде случаев и о возникновении нового материального правоотношения: иск о признании брака недействительным прекращает брачно-семейные правоотношения, иск о выделении доли права собственности превращает совместную в долевую собственность
- Виды исков в зависимости от объекта защиты, материально-правовая классификация исков. В зависимости от характера спорного материального правоотношения по отраслям и институтам отраслей права выделяются иски, возникающие из гражданских трудовых, семейных, земельных и иных правоотношений. Затем каждый вид иска,например, из гражданских правоотношений, подразделяется на иски из:
- Обязательственных правоотношений. В свою очередь, подразделяются на иски из договоров купли-продажи, иски дарения, иски мены, ренты, хранения и т.д.
- Авторского, изобретательского права.
- Наследственного права и т.д.
- Виды исков в зависимости от характера защищаемого интереса. Основанием является вопрос о выгодоприобретателе по соответствующему иску, то есть лице, чьи права и интересы защищаются в суде:
- иски личные. Направлены на защиту истцом собственных интересов, когда истец является участником спорного материального правоотношения и непосредственным выгодоприобретателем по судебному решению.
- иски в защиту публичных и государственныхинтересов. Направлены на защиту в основном имущественных прав государства либо интересов общества, когда невозможно выделить конкретного выгодоприобретателя, иски прокурора либо уполномоченных органов власти о признании сделки приватизации недействительной в интересах государства. Здесь выгодоприобретателем выступает государство либо общество в целом.
- иски в защиту прав других лиц. Направлены на защиту не самого истца, а других лиц, когда истец в силу закона уполномочен на возбуждение дела в их интересах — заявления, подаваемые органами опеки и попечительства в защиту прав несовершеннолетних детей по ст.46 ГПК.
- иски групповые, иски в защиту неопределенного круга лиц по ст. 46 ГПК. Направлены на защиту интересов большой группы лиц, персональный состав которой неизвестен в момент возбуждения дела: иски от имени обществ потребителей, антимонопольных органов в защиту неопределенного круга потребителей, иск прокурора о признании недействительным нормативного акта, который нарушает права неопределенного круга граждан и организаций. Круг конкретных выгодоприобретателей по данному иску неизвестен в момент возбуждения дела в суде.
- иски производные, косвенные иски. Являются новым способом частноправовой защиты прав акционеров, участников и учредителей хозяйственных обществ и товариществ, а также самих обществ. По косвенному иску в случае его удовлетворения прямым выгодоприобретателем является само общество, в пользу которого взыскивается присужденное. Выгода самих акционеров является косвенной, поскольку в свою пользу они лично ничего не получают, за исключением возмещения со стороны ответчика понесенных ими по делу судебных расходов в случае выигрыша дела.
Правовые последствия принятия искового заявления
Правовые последствия принятия искового заявления заключаются в следующем:
- Лицо, предъявившее исковое заявление становиться истцом, приобретает все процессуальные права и обязанности, предоставленные законом.
- Лицо, которое указывается в исковом заявлении, как нарушитель права, становится ответчиком, приобретает все права стороны.
- Возникает процессуальное правоотношение.
- Прерывается срок исковой давности.
Как составить исковое заявление
Обратиться в суд по иску о защите прав потребителей можно по месту жительства (месту пребывания) истца или по месту заключения (месту исполнения) договора. Выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу, согласно п.10 ст.29 ГПК РФ.
Исковое заявление составляется всегда в письменной форме. Бумага может быть самая обыкновенная, без гербов и водяных знаков, но принято писать на белой бумаге формата А4, а еще лучше — воспользоваться принтером, особенно если с чистописанием у вас не все в порядке.
Суд примет ваше исковое заявление, даже если оно написано от руки на обратной стороне почтового увеомления, при условии что оно содержит обязательные реквизиты, указанные в ст. 131 ГПК РФ.
Если спор с участием гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем (например, корпоративный спор), в шапке необходимо указывать вместо «предпринимателя» «гражданина» и не указывать дату и место государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
В какой суд подается исковое заявление
Существует общее правило подачи иска по месту жительства ответчика, по которому можно обратиться к мировому судье или в районный суд. Иск к юридическому лицу предъявляется по месту нахождения организации.
При обращении с иском в суд, ГПК РФ предусмотрел и некоторые особенности, а именно подсудность по выбору истца (ст. 29 ГПК). Иск к ответчику, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в РФ, может быть по выбору истца предъявлен по месту нахождения имущества ответчика или по последнему известному его месту жительства. Исковое заявление, вытекающее из деятельности филиала организации, может быть предъявлено по месту нахождения филиала.
Исковое заявление о взыскании алиментов, об установлении отцовства, расторжению брака (если имеется несовершеннолетний или по состоянию здоровья выезд истца к месту жительства ответчика представляется для него затруднительным), о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или в результате смерти кормильца, о восстановлении трудовых, пенсионных и жилищных прав, возврате имущества или его стоимости, связанные с возмещением убытков, причиненных гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу, подписки о невыезде либо незаконным наложением административного наказания в виде ареста — может быть предъявлен по месту жительства истца.
При подаче иска сразу к нескольким ответчикам, находящихся или проживающих в различных местах, местом предъявления будет являться место жительства или место нахождения одного из ответчиков по выбору истца.
Встречный иск предъявляется в суд по месту рассмотрения первоначального иска, независимо от его подсудности.
Подведомственность дел судами
Это разграничение рассматриваемых дел между судами, в соответствии с их компетенцией. Согласно ст. 22 ГПК, если исковое заявление в суд предусматривает участие граждан в защите их прав, то его рассмотрение подлежит суду общей юрисдикции. Споры по предпринимательской деятельности подведомственны арбитражному суду (ст.27 АПК РФ).
Подсудность
Это разграничение компетенции в категории споров между судами.
Статьи 23 и 24 ГПК РФ разграничивают споры на категории, которые могут рассматриваться в судах общей юрисдикции: какие мировым судьей, а какие и районным судом.
Исковое заявление состоит из пяти частей
- 1 часть, вводная, содержит:
- полное наименование суда первой инстанции, которому адресовано заявление.
- полное наименование, адрес места нахождения ответчика.
- данные о СНИЛС, ИНН, серии и номере паспорта или водительского удостоверения, свидетельства о регистрации ТС, ОГРН ИП. Сведения указываются, если известны истцу.
- название требования к ответчику.
- цена иска.
- полное наименование, адрес места нахождения истца.
- фактическое и юридическое обоснование иска, указывается в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав, свобод или охраняемых законом интересов истца, приводятся юридически значимые обстоятельства и доказательства в их подтверждение
- аспекты досудебного урегулирования споров
- ссылки на законы и иные нормативные акты, подлежащие по мнению истца, применению по делу, если истец может их указать
- различные ходатайства, их обоснование.
- конкретные требования истца
- избранный истцом способ защиты нарушенного права.
- излагается просьба об удовлетворении иска, а также соответствующих ходатайств, если они заявляются одновременно с иском.
Три элемента определяющие характер защиты и исследования дела:
Истец может просить суд о различных действиях:
- о принуждении ответчика к совершению какого-либо действия или к воздержанию от совершения действия;
- о признании наличия или отсутствия определенного права или правоотношения;
- об изменении или прекращении правоотношения.
Исковое заявление включает несколько частей:
- «Шапка», в которой указывается наименование и адрес суда, имя (наименование) и адрес истца, имя (наименование) и адрес ответчика.
- Описательная часть, в которой истец описывает сложившуюся ситуацию.
- Законы, на основании которых истец полагает свое право подлежащим защите.
- Перечисление доказательств, на которых истец основывает свои доводы.
Ценовой показатель иска
- о взыскании денежных средств, согласно п. 1 ч. 1 ст. 103 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определяется исходя из взыскиваемой суммы;
- о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке, согласно п. 2 ч. 1 ст. 103 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определяется исходя из оспариваемой денежной суммы;
- об истребовании имущества, согласно п. 3 ч. 1 ст. 103 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определяется исходя из стоимости истребуемого имущества;
- об истребовании земельного участка, согласно п. 4 ч. 1 ст. 103 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определяется исходя из стоимости земельного участка.
Госпошлина
- при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, определяется в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации;
- при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, определяется в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче исковых заявлений, содержащих одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера; - при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными определяется в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации;
- при подаче заявления об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в том числе в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии определяется в соответствии с пп. 2.1 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации;
- при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными определяется в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации;
- при подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) определяется в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации;
- при подаче заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, определяется в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации;
- при подаче заявления о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, по спорам имущественного характера, если иск не подлежит оценке, а также по спорам неимущественного характера, определяется в соответствии с абз. 2 пп. 7 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации;
- при подаче заявления о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, по спорам имущественного характера определяется в соответствии с абз. 3 пп. 7 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации;
- при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решения третейского суда определяется в соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации;
- при подаче заявления об обеспечении иска определяется в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации;
- при подаче заявления об отмене решения третейского суда определяется в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации;
- при подаче заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения определяется в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации;
- при подаче заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
По вопросам, касающимся предоставления льгот по уплате госпошлины определенным категориям лиц, см. п. п. 2 и 3 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Условия, критерии обращения в суд
Условия, критерии обращения в суд заключаются в следующем:
Судья, установив, что лицо имеет право на обращение в суд, то есть имеется в наличии право на предъявление иска, должен проверить также правильность осуществления и выполнения данного права, иными словами, соблюдение заинтересованным лицом условий, порядка предъявления иска. Критериями обращения в суд являются:
Предпосылки права на предъявление искового заявления
Предпосылки права на предъявление искового заявления выражаются в следующем:
- Первостепенно судья проверяет наличие предпосылок, если предпосылки есть, то судья возбуждает производство по гражданскому делу.
- Если отсутствует хотя бы одна из предпосылок, то происходит отказ в принятии искового заявления согласно ст.134 ГПК, а заявление возвращается в силу ст.135 ГПК РФ.
- Если исковое заявление не отвечает требованиям, предъявляемым к его форме, содержанию в силу ст.131, 132 ГПК, то выносится определение об оставлении искового заявления без движения. В определении указываются недостатки искового заявления, устанавливается разумный срок для их исправления. При исправлении искового заявления в установленный судьей срок оно считается поданным в день первоначального представления в суд. В противном случае исковое заявление считается неподанным и возвращается заявителю со всеми приложениями на основании ст.136 ГПК.
Корректировка искового заявления может быть произведена только при рассмотрении дела судом первой инстанции путем дополнения заявленных требований, изменения предмета, основания иска. Возможно и уточнение заявленных требований в целях более правильного их восприятия судом. Изменение, дополнение, уточнение исковых требований осуществляется в письменной форме. Устранение недочетов искового заявления в апелляции не допускается.
Источник: suvorov.legal
ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
Строительный комплекс играет значительную роль в социально- экономическом развитии любой страны, являясь важным фактором ее стабильности. По уровню его развития судят о способности экономики страны быть устойчивой в меняющейся экономической обстановке.
- — строительное производство (осуществляемое подрядным и хозяйственным способами);
- — производство строительных материалов, конструкций, деталей;
- — строительное, дорожное машиностроение, изготовление инструмента, ремонт техники;
- — транспорт, обслуживающий строительство;
- — материально-техническое обеспечение (поставка, комплектация).
В Российской архитектурно-строительной энциклопедии строительный комплекс определяется как «совокупность отраслей, производств и организаций, характеризующаяся тесными устойчивыми экономическими, организационными, техническими и технологическими связями в получении конечного результата — обеспечении производства основных фондов народного хозяйства». Именно конечный результат организационно связывает строительные организации и производства, а также организации других отраслей в одно целое. Комплексное управление в строительстве и рассматривается с точки зрения конечной продукции.
Однако как объект государственного управления «строительный комплекс» в настоящее время не только не отражает сущность реальных экономических отношений, но даже становится, в известной мере, экономической абстракцией, если речь идет о федеральном уровне (равно как и «федеральный рынок строительства»), и поэтому появляется термин «строительная сфера».
Ключевым направлением развития экономики в настоящее время является реформа управления народным хозяйством, сокращение функций государственных органов управления и передача этих функций субъектам предпринимательства, которые могут сами эффективно их осуществлять. При этом государство должно создавать правовую основу действия рыночного механизма и порядок его регулирования. В связи с этим все чаще говорят о необходимости саморегулирования экономической деятельности.
В рамках проводимой в нашей стране административной реформы негосударственное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов становится приоритетным. Ряд государственных функций вполне можно передать саморегулируемым организациям на базе принятия нормативных правовых актов, упраздняющих избыточные и дублирующие функции, осуществляемые органами исполнительной власти. Следует отметить, что ответственное за проведение административной реформы Минэкономразвития России насчитало 1468 избыточных и 263 дублирующих функций. В рамках поправок, внесенных в Градостроительный кодекс РФ, изменился и правовой статус участников инвестиционно-строительного проекта.
Инвестиционно-строительная сфера (ИСС) чрезвычайно чувствительна к внутреннему, внешнеполитическому и экономическому курсу в силу характерных особенностей инвестиционно-строительной деятельности (ИСД): значительной инерционности, высокой фондоемкости и капиталоемкости конечной продукции, длительных сроков ее амортизации, наличия временного лага между моментами осуществления затрат и сроками наступления их экономической отдачи, отложенного экономического эффекта.
За последние годы произошли глобальные изменения основных экономических и производственных показателей внешней среды, влияющих на деятельность предприятий. Это и усложнение продукции; высокие требования к качеству и срокам сдачи продукции заказчикам; появление индивидуальных требований к продукции. Вышеназванные причины обусловили необходимость перехода практически к индивидуальному производству со всем комплексом сложнейших организационно-технических мероприятий и системы реорганизаций; ужесточение конкурентной борьбы.
Исходя из логики развития предпринимательства в строительстве, т. е. создания конечной продукции (строительная продукция, создаваемая и эксплуатируемая в регионе), ее продажа и сервисное обслуживание имеют четко выраженный региональный аспект, тем более, что Россия — федеративное государство с широкими полномочиями составляющих ее субъектов. Региональные власти имеют возможность создавать существенно различающуюся экономическую среду деятельности на своей территории. Да и в мировой практике организация процессов регулирования и развития инвестиционностроительной деятельности решается на уровне регионов с учетом общегосударственных интересов, а также особенностей и потребностей регионов.
Основная задача регионального органа управления при разработке стратегии и тактики развития региона в современных условиях — создание режима наибольшего благоприятствования процессу формирования, развития и функционирования региональных товарных рынков, в том числе и рынка недвижимости. При этом необходимо учесть ограничения федерального хозяйственного права и региональной специфики с демографическими, экономическими и экологическими факторами.
В настоящее время актуальна реформа в системе ценообразования и сметного нормирования. Цель реформы — проверка достоверности определения стоимости строительства и проведения контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
Система управления стоимостью предполагает управление затратами и учитывает создание комплекса взаимосвязанных нормативно-методических и информационно-справочных документов для определения стоимости на всех стадиях инвестиционно-строительного процесса: на стадии бюджетного планирования, на стадии проектирования, осуществления строительства и дальнейшей эксплуатации объектов капитального строительства. С этой целью проводится разработка укрупненных нормативов для определения стоимости на всех стадиях, что даст возможность сократить затраты бюджетных средств всех уровней не менее чем на 20 %.
В данном контексте строительный комплекс приобретает дополнительное сущностное экономическое и организационное наполнение.
Актуальной и неотложной задачей сегодня выступает смена приоритетов от сырьевой стратегии к инновационным структурам. России необходимо провести крупномасштабную модернизацию экономики и ее отраслей. Инвестиционно-строительная сфера как одна из ведущих в экономике страны призвана сыграть в планируемом обновлении одну из основных ролей.
Довольно регулярное и частое по историческим меркам чередование подъемов и спадов мировой и национальной экономики ввергло инвестиционно-строительную сферу в целую череду различных кризисов, выход из которых сопряжен с привлечением значительных ресурсов.
Сегодняшнее состояние инвестиционно-строительной сферы (ИСС) характеризуется обострением финансово-экономических проблем, дефицитом всех видов ресурсов и невозможностью использования традиционных методов управления.
Для экономики страны в целом инвестиционно-строительная сфера выступает и рычагом экономического роста, так как реализует инвестиции в основной капитал отраслей производственной сферы и фактически формирует структуру экономики.
При этом если ИСС промышленного строительства остро ощущает на себе ускорение или замедление развития других промышленных сфер и является индикатором экономической динамики, то гражданское, а особенно жилищное, строительство отражает результаты социально-экономического развития и может выступать в свою очередь движущей силой экономики.
Как на национальном, так и на региональном (макроэкономическом) уровне производственно-потребительские качества инвестиционно-строительной сферы проявляются сегодня в сложном экономическом механизме её взаимоотношений с другими отраслями экономики.
Функционирование и развитие ИСС зависит от тенденций на финансовых рынках и направлений социальной, экономической и финансовой политики государства, от методов государственного регулирования и её прямой государственной поддержки.
На микроэкономическом уровне ИСС субъекты инвестиционностроительной деятельности (ИСД) порождают в своем взаимодействии совокупность специфических отношений и формируют соответствующую систему государственного, регионального и муниципального управления и регулирования.
Инвестиционно-строительная сфера является открытой системой. Участниками ИСД выступают многочисленные субъекты хозяйствования, а именно: владельцы земельных участков, заказчики и застройщики, девелоперы и инвесторы, управленческие, посреднические и финансово-банковские структуры, страховые, архитектурные, проектные и инжиниринговые фирмы, подрядчики и субподрядчики, производители и поставщики материалов, изделий и конструкций, собственники построенных промышленных и гражданских объектов, жители домов и органы местных властей, экспертные, согласительные и прочие институты.
Результаты ИСД зависят от конкуренции на различных рынках: земли и земельных отношений, финансовых, проектных, посреднических и управленческих услуг, рынках материалов, техники и технологий, а также подрядных работ и услуг по эксплуатации зданий.
Регулирующую роль в формировании взаимоотношений участников и результатов ИСД играют центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, институты по экспертизе и контролю за выполнением инвестиционно-строительных процессов и другие.
При этом государство, формируя условия деятельности перечисленных субъектов, может стимулировать или тормозить развитие ИСС.
В целях повышения эффективности инвестиции в сооружение и эксплуатацию зданий необходимо рассматривать с широких системных позиций, а не только как ИСС или определенную совокупность организационнотехнических процессов на строительной площадке.
Истоки «узкого» понимания строительства по отношению к целесообразности строительства, его размещения, финансирования, разработке проектных решений по строящимся объектам, а также составу участников ИСД, цене строительства, решений по эксплуатации завершенных объектов, как правило, проистекали из централизованных методов хозяйствования.
Инвестиционно-строительную деятельность как совокупность производственных, финансово-экономических и организационно-управленческих процессов в новых рыночных условиях следует рассматривать:
- — на макроэкономическом уровне в системе экономики страны в качестве многоотраслевого инвестиционно-строительно-эксплуатационного комплекса (ИСЭК);
- — на миди-экономическом (отраслевом) уровне — как процесс формирования отраслевых целей, интересов и ответственности;
- — на микроуровне в системе экономических отношений — как процесс конкуренции и взаимодействия ряда независимых специализированных субъектов рынка с их интересами и капиталами при реализации инвестиционностроительных проектов (ИСП) (см. рис. 1.1).
Очевидно, что макроэкономический уровень стратегии развития ИСЭК и государственная политика по его поддержанию должны исходить из стратегии социально-экономического развития государства и его регионов.
Для реализации на макроэкономическом уровне данной стратегии необходима, в свою очередь, определенная степень развития промышленного, энергетического, транспортного и жилищно-гражданского строительства.
При этом стратегия социально-экономического развития страны должна быть ориентирована и на промышленное развитие экономики, и на социальные цели с использованием как административных, так и рыночных регуляторов.
Для стратегического управления инвестиционным строительноэксплуатационным комплексом необходимо видение модели его функционирования в трех вышеобозначенных аспектах. На основе такой модели можно будет выявить основные факторы развития ИСЭК, его макроэкономические взаимосвязи и тенденции, а также зависимость инвестиционно-строительной активности от экономических циклов и процессов в регионах, и осуществить научно обоснованное прогнозирование и регулирование государством процесса развития ИСЭК.
В предкризисный и кризисный периоды возникают серьезные диспропорции между уровнем ИСД в определенных отраслях и сферах и экономической целесообразностью их развития. В результате инвестиционностроительные рычаги гармонизации интересов субъектов ИСС не могут быть задействованы в полной мере. Поэтому государство должно реализовывать в кризисные периоды более эффективные модели земельных отношений, финансирования и налогообложения экспорта-импорта материалов и строительно-монтажных работ, а также способы снижения влияния других, в том числе кризисных, факторов на развитие инвестиционно-строительно- эксплуатационного комплекса.
Рис. 1.1. Инвестиционно-строительно-эксплуатационный комплекс экономики страны
Для решения этих проблем в органах государственного управления ИСС необходимо сконцентрировать основные функции стратегического планирования и регулирования деятельности инвестиционно-строительно-эксплуатационного комплекса. Особое внимание следует обратить на качество процессов взаимосо- гласования функций между различными министерствами и ведомствами, что позволит достичь эффективности инвестиционно-строительной деятельности на уровне экономики страны, отрасли и предприятий, а также потребителей строительной продукции и услуг и их общественных организаций.
Отношения заказчика с подрядчиком, определяющие стоимость строительства, формируются, как известно, в процессе освоения земельного участка под застройку, проектирования объекта и завершения его строительства.
Государство оказывает влияние на инвестиционно-строительный процесс через органы местного самоуправления по землеотводу и землепользованию, через отраслевые министерства в сфере промышленного строительства и создания инженерной инфраструктуры, а также в процессе эксплуатации зданий.
Финансово-экономические механизмы и условия деятельности в ИСЭК, а также договорные отношения, имеющие огромное влияние на объемы строительства, регулируются другими (или при участии других) центральными и местными органами власти.
Все эти институты совместно определяют направления и условия развития инвестиционно-строительного комплекса, цену и качество строительной продукции. Однако на практике только со строителей строго спрашивают за уровень цен на жилье, который многократно превышает себестоимость его строительства.
Стратегические цели социально-экономического развития страны находят свое отражение в целях развития регионов и отраслей и экономики путем формирования региональных и отраслевых целевых программ и внедрения программно-целевых методов управления (см. рис. 1.2).
Государственные целевые программы реализуются как инвестиционные планы через инвестиционно-строительную деятельность. Эти целевые программы являются, в свою очередь, составными частями планов регионального развития. На этой основе необходимо планировать собственные инвестиционно-строительные программы и вести работу по привлечению для целей их реализации дополнительных собственных ресурсов.
Сегодня социально-экономическая стратегия развития в экономически развитых странах формируется и реализуется как комплекс средне- и долгосрочных программ, финансирование которых составляет от 50 % (в США) до 80 % (во Франции) всех бюджетных расходов. Наши государственные целевые программы, к сожалению, должным образом не контролируются по объектам, срокам и результатам. Они часто «недофинансируются», создавая, с одной стороны, источник бесполезной траты средств, а с другой — механизм инфляции через рост объемов незавершенного производства.
Очевидно, что функции распорядителей средств по этим программам необходимо усилить профессиональным управлением программами.
Регламент программно-целевого управления и управления отдельными программами требует комплексного подхода, который включает в себя:
- — внедрение и апробацию министерством строительства усовершенствованных методов планирования, мониторинга, контроля и прогнозируемого финансирования программ, имеющих стратегическое значение для развития экономики страны и содержащих значительный инвестиционно-строительный компонент;
- -рыночные отношения участников строительного комплекса на микроуровне заслуживают отдельного внимания;
- — новых игроков и новый механизм ценообразования, которые могут обеспечить эффективное функционирование инвестиционно-строительно- эксплуатационного комплекса в отличие от плановой экономики, где строительство велось в основном при участии государственного заказчика, проектировщика и подрядчика, а стоимость и цена совпадали и были полностью детерминированы.
Рис. 1.2. Комплексный подход к программно-целевому управлению (ПЦУ)
В регионах в достаточном количестве отсутствуют финансово надежные инвесторы, состоятельные подрядчики и производители материалов, а особенно инфраструктурные компании, в том числе инжиниринговые, консалтинговые, управленческие, юридические и прочие, без которых рыночные отношения в инвестиционно-строительной сфере не могут развиваться гармонично.
Исходные тезисы для понимания процесса функционирования рыночного механизма в строительстве могут быть сформулированы следующим образом: стоимость работ и услуг отдельных участников строительства зависит от потребностей и рыночной стоимости используемых ресурсов. Стоимость конечной строительной продукции складывается в результате экономических отношений между участниками инвестиционно-строительного процесса, а цена — под влиянием спроса-предложения на рынке недвижимости в региональном и макроэкономическом окружении.
Как правило, рыночные условия требуют увеличения количества и разнообразия участников ИСС с целью удешевления инвестиционно-строительного процесса путем управления расходами и стоимостью строительства, обеспечения его организационно-финансовой устойчивости и надежности.
В отличие от однообразной структуры трестов и строительных управлений, присущих административно-командной экономике, в условиях формирования и развития рыночной экономики формируются как крупные самостоятельные компании с полным инвестиционно-строительным и эксплуатационным циклом (девелоперские компании), так и мощные финансово-управленческие генподрядные компании, а также небольшие специализированные строительномонтажные компании, банки, инжиниринговые фирмы и компании-посредники (см. табл. 1.1).
Конкуренция между специализированными, финансово, технически и управленчески оснащенными участниками влияет не только на надежность процесса строительства, но и на его конечную стоимость. Объективно необходимо, чтобы материальные, финансовые, человеческие ресурсы предприятий- участников были достаточными для выполнения ими договорных обязательств и компенсации убытков, чтобы в договорах на осуществление ИСП фиксировались условия взаимодействия, экономически обосновывалась прибыль на вложенный капитал, оговаривалась и могла быть реализована ответственность.
Ситуация в жилищном строительстве, например, показала, что в последние годы при существующей организации инвестиционно-строительного комплекса нет сегодня уверенности в финансовой возможности выполнения всеми контрагентами договорных обязательств, а тем более — компенсации вреда при невыполнении контрактов.
Основная причина этого в том, что уровень капитализации всех основных участников жилищного строительства (застройщиков, инвесторов, подрядчиков) является довольно низким по сравнению с масштабами инвестиционностроительной деятельности, что становится одной из причин разрыва инвестиционно-строительной цепочки.
Государство в этой обстановке должно содействовать открытию информации об истории и финансовом состоянии предприятий-контрагентов при формировании договорных отношений. Вся цепочка инвестиционностроительного процесса должна быть максимально защищена от рисков срыва, когда вследствие невыполнения одним из её участников своих обязательств возникают убытки у других, которые он не может компенсировать. Очевидно, что назрела необходимость внедрения оценки и аудита контрагентов инвестиционно-строительного процесса, страхования рисков, установления новых принципов решения споров на основе возмещения убытков и недополученных доходов.
Одним из основных путей повышения надежности инвестиционностроительной цепочки, как отмечалось выше, является также развитие инфраструктуры рынка управленческих, инжиниринговых, экспертных, консультационных, юридических, финансовых услуг.
Кроме этого, наряду с улучшением структуры участников инвестиционно-строительного рынка, возникает также задача усовершенствования ценообразования в отношениях между ними.
Переход от строительного подряда к инвестиционно-строительной и девелоперской сфере деятельности
Во-первых, при сохранении ресурсно-расходного метода сметного ценообразования его дальнейшее усовершенствование предполагает обязательное дополнение новыми реальными статьями расходов, присущими рыночным отношениям, — стоимость земельных участков, капитала, налоги, отчисления ит. п., учет в строительных нормах новых технологий строительного производства.
Объективно необходима разработка укрупненных сметных цен для использования участниками ИСД на различных стадиях подготовки и планирования ИСП, в том числе участниками нового типа — девелоперами, управленческими и инжиниринговыми компаниями и т. п., функции которых могут выходить за пределы непосредственно процесса строительства, охватывая как землепользование, так и эксплуатацию завершенных строительством зданий.
Должна быть усовершенствована в инвестиционно-строительно- эксплуатационном процессе система земельных отношений и условия получения, использования и владения земельными участками для определения и контроля за их стоимостью в цене строительной продукции.
Необходимо обеспечить переход собственности на земельные участки к тем, кто заплатил за них в стоимости конечной строительной продукции. Следует также усовершенствовать систему отношений собственности на здания, в частности, схемы и условия получения, пользования, владения индивидуальным жильем и многоквартирными домами в целом, с ответственностью владельцев (в том числе государства и органов местного самоуправления) за эксплуатацию объектов.
Необходимо определенное размежевание в сфере государственной и негосударственной систем информации по ценообразованию, в т. ч. по функциям разработки, утверждения и сферы применения сметных норм и цен.
С учетом опыта европейских стран предлагается создать разветвленную негосударственную систему мониторинга и прогноза цен на все составляющие инвестиционно-строительного процесса, а именно на проектные, подрядные, субподрядные и ремонтные работы, на управленческие, финансовые и прочие составляющие цены строительной продукции. Новая структура укрупненных норм должна соответствовать современным материалам и технологиям в строительстве, развитию системы договорных отношений в инвестиционностроительном процессе с использованием зарубежных аналогов.
Таким образом, стратегически важной выглядит серьезная реорганизация функций разработки и утверждения сметных норм и цен в инвестиционностроительном комплексе.
Эффективное строительство — это эффективные проектные решения, которые привнесут в отрасль новейшие технологии, обеспечат высокие потребительские качества строительной продукции и услуг.
Необходимой новацией здесь может быть то, что проектные решения необходимо выбирать не только по критерию стоимости строительства, но и на основании оценки жизненного цикла строительной продукции. Для этого требуется постепенно перейти к строительно-эксплуатационным нормам. Это одновременно станет основанием для обоснования тарифов на эксплуатацию зданий в системе жилищно-коммунального хозяйства.
Другим вариантом может быть усовершенствование методики экономических расчетов в составе проектно-сметной документации, когда по требованию заказчика проектировщики могли бы сделать оценку стоимости жизненного цикла здания.
Таким образом, экономическая часть строительных проектов должна быть существенным образом расширена и дополнена новыми требованиями к обязательным финансово-экономическим расчетам по планированию стоимости и проведению ее экспертизы. Проектные институты должны при этом расширить свои функции — от проектирования градостроительства до проектирования комплексных программ развития.
В этом случае может быть успешно разрешена проблема отчислений на развитие инженерной инфраструктуры. При существовании генплана населенного пункта, программы социально-экономического развития и программы строительства и развития жилищно-коммунального хозяйства, а также других программ можно было бы их финансово сбалансировать, определив в том числе и норматив необходимых отчислений.
С изменением содержания и глубины проектирования должны меняться и экономические основы деятельности проектных организаций. Качество проектирования, отображенное в градостроительной, программной, проектносметной документации, должно служить основой для определения стоимости строительства, при этом у проектировщиков появится мотивация в повышении эффективности проектных решений. Тогда в основе обновления сметных норм и цен должна будет лежать информация об эффективно осуществленных и успешно эксплуатируемых проектах.
Триединой миссией государства в рыночных условиях является регулирование макроэкономического механизма инвестиционно-строительно- эксплуатационного комплекса, механизма экономических отношений его участников на микроуровне и обеспечение эффективности проектных решений.
Государственную политику относительно развития инвестиционно- строительно-эксплуатационного комплекса и его подотраслей необходимо формировать на основе изучения объективных прямых и обратных связей макро- и микроэкономических инвестиционно-строительных процессов, моделирования влияния структуры, экономического механизма и показателей развития инвестиционно-строительной деятельности на динамику социального и экономического развития государства и его регионов, а данной динамики, в свою очередь, — на инвестиционно-строительную сферу.
Приоритетные направления развития инвестиционно-строительно- эксплуатационного комплекса вытекают из стратегий социального и экономического развития страны, государственных и региональных целевых программ.
Необходимо сформировать рациональную региональную структуру, соответствующую инфраструктуре и специализации участников, а также структуры капитала ИСЭК и уровня капитализации, усовершенствовать систему договорных отношений, формирования стоимости, цены и прибыли участников ИСД, достаточных для их устойчивого функционирования и развития.
На основании механизма мотивации научно-проектных организаций по разработке эффективных проектных решений предполагается обеспечить постоянное повышение эффективности проектных решений в градостроительстве, промышленном строительстве и капитальном ремонте, учитывая весь комплекс расходов в течение жизненного цикла строительной продукции.
Источник: bstudy.net
1.3.2. Составные части общей теории иск
Общая теория ИСК состоит из четырех взаимосвязанных разделов, каждый из которых представляет собой в достаточной мере самостоятельную научную систему, или теоретическую концепцию.
Первый раздел — теория структурообразования, может быть определен и как теоретическая технология. В этом разделе содержится описание типичных технологических процессов и переделов при производстве строительных материалов, закономерностей, лежащих в основе технологий в каждой отрасли материалов и изделий с учетом мировых достижений.
Второй раздел — структурная теория прочности, деформирован-ности и конгруэнции свойств ИСК при оптимальных структурах. В нем изложен общий метод проектирования оптимальных составов и структур ИСК, опирающийся на объективные закономерности прочности и других свойств, конгруэнции, створа; раскрывается физическая, физико-химическая и технологическая природа этих объективных закономерностей материального мира.
Третий раздел — теория долговечности ИСК в конструкциях зданий и сооружений. Выражены закономерные изменения в структуре и свойствах материала, работающего в конструкциях. Излагаются принципы долговечности, временные элементы и способы их увеличения — упрочнение, относительная стабилизация и деструкция и ее торможение. Решаются проблемы прогнозирования долговечности и надежности ИСК в эксплуатационных условиях.
Четвертый раздел — теория методов научного исследования и технического контроля качества ИСК. Выражает совокупность приемов и операций в теоретическом познании качественных характеристик ИСК, закономерностей, лежащих в основе методов испытания материалов при оценке их свойств в лабораторных и производственных условиях разрушающими и адеструктурными методами измерения, приборами, аппаратами и автоматизированными средствами. Углубляет ускоренные методы, в частности, при оценке экологической чистоты материалов и окружающей среды.
Степень разработанности определенных разделов общей теории ИСК в настоящее время неодинакова, но объем имеющихся данных позволяет решать многие технологические и строительные задачи, проблемы совершенствования и развития науки о материалах. Ниже более подробно изложены основные аспекты этих четырех разделов.
Глава 2 Теория структурообразования и оптимизации структуры иск (теоретическая технология)
2.1. Сырьевые материалы, поступающие на переработку в иск
Технология — наука о процессах и способах переработки используемых сырьевых продуктов. Химическая технология — наука о методах и процессах химической переработки сырья в строительные материалы и изделия. Основными элементами технологий являются сырье, энергия и аппаратура (оборудование). Эти элементы тесно взаимосвязаны и обусловлены экономикой, состоянием и уровнем научно-технического потенциала.
Сырьем служат исходные вещества или смеси различных веществ (сырьевые смеси), состоящие из двух или большего количества компонентов, которые поступают в химическую переработку для получения определенной разновидности строительного материала. Чаще для этих целей используют природное сырье. Оно добывается из недр земли или из ее поверхностных слоев, являясь в основном неорганическим. В меньших размерах для этих целей применяют органические природные вещества, а также побочные продукты промышленности, сельского хозяйства, лесосек и др.
Неорганическое сырье разделяют на неметаллическое и металлическое. При производстве строительных материалов преимущественно применяют неметаллическое, а в металлургии и, в частности, при изготовлении металлических строительных изделий и конструкций — металлическое сырье. Из неметаллического природного сырья чаще используют горные породы и породообразующие минералы, особенно оксиды, силикаты, карбонаты и другие сравнительно однородные по составу и свойствам природные вещества. Из оксидов особо выделяют воду с ее специфическими свойствами, отличающими ее от оксидов металлов и металлоидов. Среди горных пород чаще других используют кремнеземистые — кварцевые пески, песчаники и другие, содержащие в своем составе кремнезем SiO2; глиноземистые — глины, бокситы и другие, в состав которых входит глинозем Al2O3; карбонатные — известняки, мел, магнезиты, мраморы и другие, содержащие углекислый кальций CaCO3; сульфаты и другие кислородные соли, например гипсы, ангидриды.
В качестве сырья используют и побочные продукты от других производств: шлаки металлургического процесса, золы от сжигания каменного угля и кокса, горелые породы, отходы горно-обогатительных комбинатов, древесную стружку и опилки, костру и др. Особенно много побочных продуктов (отходов) возникает в технологии минеральных строительных материалов.
Динамика изготовления • этих материалов позволяет прогнозировать, по данным П.И. Боже-нова, объем отходов в России. Для получения 1 т алюминия требуется перерабатывать до 10 т сырья, то же — при производстве никеля, меди.
Или, к примеру, один из ГОКов КМА в результате обогащения железосодержащих руд ежегодно перерабатывает около 80 млн. т руды, причем более 45 млн. т отходов складируется в отвалах. При обогащении асбестовых руд ежегодно имеется свыше 27 млн. т отходов в виде мелкого щебня, пригодного для строительных целей. Побочные продукты, используемые в строительстве, могут быть не только в твердом, но также в жидком и газообразном состояниях. Проблема их интенсивного использования в стройиндустрии весьма актуальна. В России в отвалах, по данным на начало 90-х годов, и в хвостохранилищах накопилось до 60 млрд. т техногенных материалов, которые наносят вред окружающей среде в экологическом отношении.
Сырьевые природные продукты и техногенное сырье используют в производстве строительных материалов и изделий после их предварительной обработки. Последняя составляет важнейший этап подготовительных работ в технологиях.
Источник: studfile.net