Применение различных строительных материалов для возведения жилых домов, хозяйственных и бытовых построек обосновано двумя основными факторами качеством и ценой. И еще доступностью их приобретения и возможностями доставки на строительную площадку. Вопрос о применение для построек железнодорожных шпал из древесного бруса обычно возникает рядом с ж/д станциями, там, где шпалы возможно свободно приобрести. Прежде чем планировать применение шпал в качестве строительного материала, давайте сначала определимся: каким образом и в каких конструкциях они могут быть использованы.
Договоримся сразу: свежепропитанные креозотом, не бывшие в эксплуатации шпалы, должны использоваться только по назначению. То есть при сооружении железнодорожных путей. На чем основана такая рекомендация? Во-первых, креозот — это химический препарат, представляющий собой маслянистую жидкость, состоящую из фенольных смесей. Креозот легко возгорается, обладает весьма неприятным, чрезвычайно стойким запахом, испаряясь, он длительное время выделяет опасные для живых организмов пары и практически не растворим в воде.
Дом из шпал — ни в коем случае!
Во-вторых, согласно федеральной классификации вредных отходов, деревянные шпалы пропитанные креозотом относят к 3 классу опасности для человека и окружающей среды. Вот в чем таится основная опасность в применении пропитанных деревянных шпал для целей строительства.
Конечно шпала шпале рознь, так утверждают сторонники их использования.
Рассмотрим альтернативный вариант возможного применения такого ценного стройматериала. Бывшие в долгом употреблении шпалы, отлежавшие в грунте 7-8 и более лет надо классифицировать на пропитанные частично (на глубину 5-8 мм) и полностью (на глубину 15 и более мм). Определить толщину слоя просто – сделать небольшой пропил на торце до чистого дерева. В первом случае верхний слой пропитанный креозотом возможно частично или полностью удалить электрофуганком или подобным инструментом. Во втором случае определяется глубина пропитки и принимается дополнительное решение, зависящее от степени неприятного запаха.
Шпалы б/у с незначительной пропиткой креозотом, эффективно применять вполне возможно – вот несколько рекомендаций из опыта строительства:
- Если есть возможность для обработки на ближайшей пилораме, шпала распиливается в длину на брус длиной 275 -300 см, толщиной от 5 см. Верхний слой пропитки удаляется фугованием. Такой брус используется для устройства балочных перекрытий кровли, полов и различных стоечных конструкций.
- Шпала распиливается и обрабатывается на доски для пола толщиной 50 мм, края пропитанные креозотом фрезеруются в четверть. При укладке пола доска с двух сторон обрабатывается горячей олифой в смеси с морилкой за два раза, затем поверхность покрывается лаком. Такой пол «под старину» практически вечный и может использоваться при строительстве дачных, садовых домиков и бытовых построек.
- В северных районах, где температура не поднимается выше 20-25 градусов выше нуля, цельные б/у шпалы после их тщательной отбраковки и частичного удаления верхнего слоя, возможно использовать в стеновых конструкциях. Обычно возведенные стены из шпал с внешней и внутренней стороны обиваются строительной сеткой (или дранкой) и оштукатуриваются известково-цементным раствором слоем не менее 2.5 см.
Приведенные рекомендации позволяют использовать шпалы в качестве строительных материалов и конструкций.
использование бетонных шпал в домашнем строительстве
Источник: www.4ne.ru
Железнодорожные шпалы. Как их можно применить в строительстве, какие варианты?
Одним из материалов, который используется в строительстве домов, являются железнодорожные шпалы.
Как их можно применить и какие плюсы от использования шпал при строительстве дома, дачи.
Не советую строить из шпал какие либо постройки. И дело тут даже не в экологии, а в том, что креазот, которым они пропитаны, не выдыхается. Думаю, что дышать этим ароматом не захочет никакой здравомыслящий человек. Хотя можно использовать шпалы как фундамент небольшого дома или сарая, держаться они будут очень долго.
Зачастую шпалы применяют в виде столбов для заборов, в отличие от других видов древесины шпалы стоят значительное время, не подвергаясь гниению, особенно если сделаны они из лиственицы. Ну а узнать из чего сделана шпала можно по весу, если она неприподъёмная, то это листвиница, если же лёгкая, то скорее всего это ёлка или пихта, хотя из пихты шпалы делают ну уж в самом крайнем случае.
Скорее всего вы имели ввиду Б/У в хорошем состоянии деревянные железнодорожные шпалы, вот такие как на картинке!
Их массово продают и в объявлениях и на разного рода строительных площадках, так как повсеместно такие шпалы заменяют на бетонные, то вот такие деревянные те которые в отличном состоянии, а возможно даже и не использованные, а пролежавшие на складах можно приобрести достаточно дёшево!
Так вот применить в строительстве их можно, точно так же как и обычный деревянный брус!
Только строить из них жилые помещения лучше не надо!
Во первых — они пропитаны криазотом и очень вонючие, а во вторых — тот самый креазот ещё долго будет с них сочится и любая отделка, будь то штукатурка или даже гипсокартон быстро пропитаются и внешний вид будет испорчен.
А вот построить сараи или какие то хоз посторойки можно, можно уложить как дорогу или построить из них мост, благодаря пропитки, они долго будут противостоять гниению!
Можно распустить их на пиломатериалы (доску, брус, рейку) но пилятся они очень тяжело из-за пропитки!
Также можно использовать их как сваи или как фундамент деревянного дома!
В общем если дёшево, то придумать куда можно!
Тут надо определиться, какие шпалы вы имеете ввиду, так как есть бетонные, а также и деревянные. Но давайте рассмотрим оба варианта.
Забор
Шпалы как бетонные, так и деревянные неплохо подойдут для установки забора в качестве столбов, а деревянные ещё и как перекладины, но я где-то слышал, что кого-то заставили снести подобный забор, так как шпалы выделяют вредные вещества.
Фундамент
Для небольших построек можно в качестве возведения фундамента использовать шпалы.
Дорожка
Из шпал получаются неплохие дорожки, кстати их можно выкладывать в различных вариантах.
Баня
Есть люди, которые решаются из шпал делать баню, лично я против такого материала, всё-таки они пропитаны далеко не полезной химией.
Гараж или хозпостройку
Также можно построить и другие бытовые помещения, например гараж или мастерскую.
Бассейн, пруд
Также из шпал можно соорудить бассейн или небольшой пруд, они неплохо пропитаны и держут хорошо воду.
В поселках и городах, расположенных неподалеку от железнодорожных станций, распространен строительный материал, который не был поначалу предназначен для строительства домов — железнодорожные шпалы. Впервые я узнала, что дом можно построить из деревянных шпал, когда приехала в г. Дебальцево — достаточно крупный ж/д узел в Украине.
На мой вопрос, почему был выбран такой материал для постройки дома, мне ответили, что, во-первых, отработанных, утилизированных шпал в городе много, стоят они дешево, то есть, это экономически выгодно. Купить сносившиеся деревянные шпалы не сложно, они не дорогие по цене, их привезут прямо к месту строительства. К тому же пропитка креозотом делает их неуязвимыми к грибковым поражениям, в них не заводятся паразиты (жуки), питающиеся древесиной. Конечно, при этом стараются подобрать шпалы с незначительной пропиткой креозотом и затем обшить их любым материалом – для того, чтобы улучшить внешний вид и устранить запах креозота. Местные жители хорошо освоили технику строительства из отработанных деревянных шпал, дома их этого материала получаются теплые и достаточно дешевые.
Из шпал выкладывают стены как жилых, так и подсобных помещений: сараев, веранд, бань, бытовок на предприятиях, и т. д. Хороши они и качестве балок для настилки полов: пропитка креозотом не даст балке сгнить, вероятность того, что под полом заведутся грызуны, минимальна. Из утилизированных шпал можно выложить садовые дорожки, въезды, укрепить землю на склонах, возвести мостик, использовать в качестве столбов для строительства заборов.
Железобетонные шпалы, изготавливаемые концернами, с соблюдением специальных технологий и отраслевых стандартов, тоже применяются в строительстве домов и дач, как правило, в качестве основы или наполнителя для ленточного фундамента. Использование их в таком качестве позволит удешевить строение за счет экономии бетона. При правильной укладке фундамент с использованием шпал получается прочным и надежным, срок службы его длителен.
Но железобетонные шпалы тяжелы, и во время строительства понадобится дополнительная техника или приспособления, или помощь друзей или родственников. Железобетон – широко распространенный и универсальный строительный материал, поэтому любые изделия из него, в том числе и железобетонные шпалы, примененные в индивидуальном строительстве, гарантируют прочность, надежность, высокую износоустойчивость строения.
Источник: www.remotvet.ru
Чем грозит использование железнодорожных шпал на участке
Сайт RMNT рассказывал вам о разновидностях пиломатериалов. К железнодорожным шпалам отношение очень неоднозначное! Мы против их использования на дачах и приусадебных участках, но примеры такого выбора всё равно приведём.
Железнодорожная шпала — это балка из дерева. Согласно ГОСТу, который действует в нашей стране, изготавливают их из сосны, пихты, ели, кедра, берёзы и лиственницы. Шпалы всегда пропитываются маслами и антисептиками ещё в процессе производства, поэтому максимально надёжно защищены от гниения, долговечны.
Важно! В старых шпалах содержится вредный для человека и природы каменноугольный креозот. Задумайтесь над этим, минимизируйте контакты членов семьи, растений и животных со шпалами! Покраска и покрытие лаком снизят потенциальный вред от пропитки креозотом.
Чем вреден креозот? Он может вызвать появление на коже бородавок, папул, пигментации, ороговевших участков. В самом худшем случае это вещество, в составе которого есть фенол, приводит к раку кожи. В Евросоюзе нелицензированное использование креозота запрещено.
В России для прокладки основных железнодорожных путей применяются шпалы 1 типа, которые имеют длину 275 сантиметров (плюс, минус 2 сантиметра), толщину 180–185 сантиметров, высоту пропиленных боковых сторон — 150 сантиметров. Есть шпалы второго типа, они тоньше и применяются на подъездных путях и станциях. Для домашних DIY-проектов подходят оба типа, но, повторимся, о потенциальном вреде забывать нельзя!
Первый пример применения железнодорожных шпал на участке — строительство подпорных стенок. Фотопримеры таких проектов портал Rmnt.ru уже приводил в отдельной статье. Процесс строительства деревянных подпорных стен проще, чем каменных. Между собой шпалы скрепляются либо специальными шпильками, либо винтами. Работать нужно только в перчатках!
Делают из железнодорожных шпал и бордюры вдоль садовых дорожек, клумб и цветников.
Строят из шпал и высокие, приподнятые грядки. В таком случае владельцы часто решают сэкономить и распиливают толстые балки на более тонкие доски.
Кофейный, журнальный столик из покрашенных шпал. Брутально, грубовато, зато недорого и эксклюзивно.
Каминная полка. Шпалу можно облагородить, чтобы выглядела декоративней, а можно установить над камином в натуральном виде.
Ступени на участке со склоном. Один из самых недорогих, простых и доступных способов обустроить подъём.
Садовая скамейка. Дополнительно требуются только ножки-подставки, на которых будет лежать железнодорожная шпала. При желании всегда можно покрасить.
А ещё из деревянных шпал строят гаражи, сараи, бани, делают основание, фундамент для бытовок и других построек. Есть целые дома, построенные из такого материала. Выбор, безусловно, очень спорный, специалисты однозначно против строительства жилья из шпал. Но для хозяйственных построек шпалы используют, ведь материал доступен по цене и долговечен.
Источник: www.rmnt.ru