Главный собор католического мира находится в Риме. Это духовный центр самой многочисленной из христианских конфессий и место пребывания Римского папы. Святой Петр играет особую роль в христианстве, его называют первоверховным Апостолом. Согласно Евангелию, имя ему дал сам Христос. Петр означает «камень».
Значение Собора в современном мире
Апостол проповедовал в Палестине, а под конец жизни, около 64 г. н.э. отправился в Рим. Во время гонений на христиан апостол был казнен по приказанию императора Нерона. В 326 г. на месте предполагаемой могилы св. Петра была построена базилика. Особая роль апостола Петра для католиков связана с тем, что они считают его первым епископом Рима, а значит, Римские папы ведут от него прямую цепь преемственности.
Св. Петр имеет не меньшее значение для православных и других христиан. Среди святых, почитаемых православными, в Соборе похоронены Римские папы Лев Великий, Григорий Двоеслов, апостолы Симон Зилот и Иуда Фаддей, мученики Прокес и Мартин. Здесь также находится частица Животворящего креста, на котором был распят Иисус Христос.
История строительства Собора святого Павла
Базилика св. Петра времен императора Константина просуществовала более 1000 лет. К середине 15 в. ее конструкции стали очень ветхими и требовали серьезного ремонта. Размеры базилики уже не соответствовали главному храму католичества. Поэтому в 1452 г. папа Николай V дал указание начать реконструкцию здания. Однако работа осталась незаконченной из-за скорой смерти папы в 1455 г.
Вопрос о перестройки базилики был отложен еще на 50 лет.
Архитекторы и их вклад в строительство
Римский папа Юлий II остался в истории как один из наиболее воинственных. Он почти постоянно сражался за расширение Папской области: успешно воевал с Венецией, захватил Перуджу и Болонью. Тем не менее именно он выступил инициатором строительства нового Собора.
Донато Браманте
Весной 1506 г. папа назначил главным архитектором будущего храма Донато Браманте (1451–1514), приехавшего из Милана за несколько лет до этого. Этот мастер работал в традициях флорентийского ренессанса и построил 2 очень красивые церкви в Милане. Браманте хотелось превзойти Флорентийский собор, построенный в 1436 архитектором Брунеллески, с диаметром купола 42 м и высотой свыше 90 м.
Архитектор планировал строить Собор в форме греческого креста, то есть одинаковым в длину и ширину. Для купола он хотел использовать способ, что когда-то применили древние мастера при строительстве Пантеона – добавить в бетон вулканическую пемзу и туф, чтобы сделать его более легким. Браманте заново открыл эту технологию.
ИСТОРИЯ СОБОРА СВЯТОГО ПЕТРА
Вскоре началось строительство. Однако в 1513 г. папа Юлий II умер, а в следующем году ушел из жизни и 70-летний архитектор. К моменту его смерти была возведена большая часть стен будущего здания, построены арки и некоторые капеллы.
Рафаэль Санти
Знаменитый живописец переехал в Рим в 1508 г., когда ему было 25 лет. Основной работой Рафаэля была роспись храмов и создание фресок во дворцах Ватикана. Расписывал он и Сикстинскую капеллу.
Оставил Рафаэль свой след и в архитектуре. Он достроил начатый Браманте Ватиканский двор с Лоджиями. С 1514 г. он стал главным архитектором будущего Собора. Рафаэль изменил проект: вместо греческого креста он предложил традиционный латинский, сделав храм более вытянутым в длину.
Однако в правление папы Льва Х строительство продвинулось не сильно. Папа из династии Медичи вел расточительный образ жизни: папская курия вводила новые налоги, но денег на строительство собора не хватало.
Балдасаре Перуцци и Антонио да Сангалло
После Рафаэля строительством занимался Балдасаре Перуцци. Но работы были прерваны в 1527 г. разграблением Рима и последующим восстановлением города. Архитектор на время покинул Рим, а после возвращения в 1534 г. прожил только 2 года. В 1538 г. работы возглавил Антонио да Сангалло. Концепция Собора снова была изменена.
Да Сангалло возвел южную и восточную часть здания.
Микеланджело Буонаротти
В 1546 г. руководство стройкой передали Микеланджело, которому на тот момент исполнилось 72 года. Микеланджело не хотел заниматься строительством Собора, так как это препятствовало его возвращению в родную Флоренцию.
Он вернулся к первоначальному проекту Донато Браманте в виде греческого креста и частично разобрал возведенные предшественником конструкции. Микеланджело укрепил фундамент Собора, увеличил толщину несущих колонн. Строительство продвигалось быстро, и к концу жизни Буонаротти был возведены стены и барабан купола.
Джакомо делла Порта
После смерти мастера в 1564 г. руководство работами было передано его ученику, Джакомо делла Порта. На первых этапах ему помогал другой ученик Микеланджело, Джакомо да Виньола, который возвел два малых купола Собора. В 1590 г. делла Порта завершил возведение главного купола. Проект Микеланджело был слегка изменен – здание было слегка вытянуто в длину и приняло овальную форму.
Делла Порта руководил постройкой почти 40 лет, до самой своей смерти. И фактически собор был при нем построен. Однако споры о форме здания – в виде греческого или римского креста – на этом не закончились.
Карло Мадерна
В 1605 г. к власти в Риме пришел папа Павел V из клана Боргезе. В первый же год его правления была начата перестройка уже почти готового здания. Главным архитектором был назначен Карло Мадерна (1556–1629), выходец из Швейцарии. Мадерна к этому времени уже построил в Риме несколько известных церквей, хотя основным его занятием считается строительство фонтанов.
Папа Павел V дал архитектору указание снести уже готовый фасад и перестроить храм в виде латинского креста. Так после столетия борьбы этих концепций латинский крест окончательно возобладал. Часть храма, ориентированная на восток, была удлинена. Мадерна пристроил к основной части базилику и сделал полностью новый фасад.
Собор Святого Петра в Риме принял законченную форму в 1626 г. После перестройки купол Собора стал почти не виден с площади. Зато грандиозный фасад, построенный Мадерной, великолепно украшал здание. Карло Мадерна сохранил стиль, заданный Донато Браманте и великим Микеланджело.
Для удобства архитекторы, участвовавшие в создании Собора, приведены в таблице:
Архитектура
Создание архитектурного комплекса на этом не завершилось. Впереди была постройка площади, украшение интерьеров и фасада.
Площадь
Собор Святого Петра в Риме сегодня трудно представить без площади. Овальная площадь, обрамленная колоннами, образует с собором единое целое. Сверху площадь и собор выглядят вместе как гигантский ключ. Это символ святого Петра, который согласно христианской традиции считается хранителем ключей Небесного царства.
В центре площади установлен обелиск, привезенный из египетского Гелиополя в I в. н. э. Обелиск отбрасывает тень таким образом, что по ней можно определять время. По сути, площадь представляет собой гигантские солнечные часы, но рассмотреть их можно только с высоты купола Собора.
Проект колоннады, обрамляющей площадь, разработан Джованни Бернини. По его имени постройку, законченную в 1667 г., иногда называют колоннадой Бернини. Она состоит из четырех рядов колонн, над которыми возвышаются статуи 140 святых. Сразу за колоннадой сегодня проходит граница государства Ватикан. Эту формальную границу охраняет почетный караул швейцарских гвардейцев.
С двух сторон от обелиска площадь украшают фонтаны Бернини и Мадерно.
Площадь собора имеет форму овала, вытянутого параллельно фасаду храма, – 340 м в длину и 240 в ширину. Благодаря своим размерам площадь кажется просторной, даже когда на ней много туристов. Верующие католики приезжают сюда, чтобы получить благословение от папы Римского. Периодически он выходит на балкон собора Святого Петра и осеняет верующих крестным знамением.
Прилегающую к Собору часть площади занимают ряды скамеек – здесь проходят праздничные богослужения.
Фасад
Верующих, входящих в Собор, приветствуют статуи апостолов, Иоанна Крестителя и Христа, стоящие на вершине фасада. Их видно издалека – высота статуй составляет 5,65 м. Среди апостолов нет Петра, потому что его скульптурное изображение находится перед входом в Собор.
По бокам фасада рядом с фигурами апостолов красуются двое огромных часов – итальянские и французские. Французские показывают только час, у них одна стрелка – часовая. Больше эти часы ничем не отличаются. Поставили французские часы потому, что Римские папы долгое время жили во Франции, в Авиньоне – период так называемого «авиньонского плена».
Ниже на фасаде можно прочитать надпись, которая сообщает, что Собор возвел Папа Павел V Боргезе, в 1612 г., в честь князя апостолов – то есть Петра.
Центр
В центре фасада находится лоджия Благословения – место, откуда Папа Римский благословляет верующих. Этот наиболее красивый из 9 балконов на фасаде, находится над центральными вратами. По традиции папа произносит слова благословения «Urbi et Orbi» – городу и миру. Отсюда же впервые сообщают об избрании нового папы.
Порталы
Через портик Собора пять врат, или порталов, ведут внутрь здания:
- Врата смерти. Созданы в 1961–1964 гг. Название связано с тем, что раньше через них выходили похоронные процессии. На этих вратах изображены сцены смерти святых и праведников, в том числе самого апостола Петра.
- Врата добра и зла. Построены в 1975–1977 гг. по проекту скульптора Лучано Мангуцци.
- Главные врата, или врата Филарета. Названы по имени мастера Филарета из Флоренции, который построил их в 1445 г. еще для старой базилики. В верхней части створок изображены Спаситель и Дева Мария. Ниже находятся апостолы Петр и Павел. По контуру дверей расположился богатый растительный орнамент, среди ветвей сидят птицы. Там же видны портреты выдающихся деятелей, в числе которых мастер изобразил и себя самого.
- Врата таинств. Созданы в 1965 г. Венанцо Крочетти. Через эти врата туристы чаще всего попадают сегодня в Собор. На створках находятся изображения восьми церковных таинств – таких как крещение, миропомазание, причащение, венчание.
- Святые врата. Крайние справа врата открываются лишь раз в 25 лет, в Юбилейный год. В течение целого года верующие католики могут пройти через открытые врата, чтобы очиститься и получить отпущение грехов. Юбилейный год впервые отмечался в 1300 г. Сначала предполагалось праздновать его раз в столетие, затем срок сократили до 50 лет, а к концу 15 века – до 25. Иногда Римский папа назначает особенный Юбилейный год. Так было в 2000 г., когда врата открыл папа Иоанн Павел II, и в 2016 г., когда через них прошел нынешний папа Франциск.
Купол
Купол Собора вместе с крестом имеет высоту 136,6 м. Внутренняя высота его 119 м. Диаметр внутри 41,5 м. Внутри креста находятся шкатулки с ценными христианскими реликвиями.
Купол состоит из внутреннего и внешнего, между ними находится пустое пространство и лестница.
Купол Собора делится на 16 секторов.
С его внутренней стороны находятся мозаики с изображениями:
- 16 римских пап;
- Христа, Богоматери и апостолов;
- ангелов, которые держат символы Страстей Христовых;
- шестикрылых херувимов;
- крылатых ангелов;
- позолоченных херувимов.
На купол Собора можно подняться – по лестнице или на лифте. Подъем на лифте обойдется в 10 евро, тогда как по лестнице – 8 евро. Лифт поднимает только до середины, до обзорной площадки на крыше. Последний участок пути внутри купола все равно придется пройти пешком – по узкой винтовой лестнице.
Как считают многие, именно с купола Собора открываются лучшие виды на Рим. Отсюда можно рассмотреть площадь святого Петра, реку Тибр, дворец Палаццо Венеция, дворцы и парки Ватикана. За рекой в дымке виден центр города с живописным нагромождением исторических зданий. Опытные туристы советуют подниматься в утренние часы, когда очередь на подъем не так велика.
Интерьер и внутреннее убранство
Передняя часть Собора представляет собой классическую трехнефную базилику. Просторный центральный неф полон свободного гулкого пространства. Правый и левый нефы – не такие высокие, но более уютные – содержат капеллы со скульптурами, надгробия и мозаики. Здесь находятся выдающиеся творения мастеров Возрождения.
Правый неф
Северный, или правый неф, Собора протянулся от главного фасада до Папского алтаря. С внутренней, левой стороны неф ограничивают колонны, в нишах которых расположены скульптурные композиции и картины.
С правой стороны нефа находятся часовни, или капеллы, посвященные различным святым, таинствам или событиям религиозной истории.
Пьета
Если повернуть направо от входа в Собор, можно увидеть Богородицу Марию, которая держит на руках бездыханного Христа. Это Пьета – скульптура Микеланджело, созданная им задолго до того, как гениальный скульптор стал архитектором Собора. «Пьета» означает «сожаление, оплакивание».
Мария изображена в момент, когда распятого Иисуса сняли с Креста. Здесь еще нет торжества над смертью, только печаль.
Микеланджело создал эту скульптуру в возрасте 25 лет. Когда у него спрашивали, почему Мадонна так молода, он отвечал, что у нее лицо его матери, умершей при родах младшего брата… В 1972 г. злоумышленник напал на статую с молотком в руках и нанес ей несколько ударов. Статуя была отреставрирована, но после этого события рядом установили пуленепробиваемое стекло.
Памятник понтифику Льву XII
Собор Святого Петра в Риме, как и многие католические храмы, является одновременно усыпальницей. В некрополе под Собором похоронено большинство Римских пап. Надгробия некоторых из них, наиболее выдающихся, выставлены в Соборе. И только в отдельных случаях, когда папы причислены к лику святых, здесь находятся сами тела.
Так в Соборе находятся мумифицированные останки Иоанна 23, «Доброго папы», при котором прошел Второй Ватиканский Собор. Памятник Льву XII (1760–1829) стоит в правом нефе недалеко от входа. Папа изображен дарующим благословение, а на заднем плане видны фигуры четырех кардиналов, которые как бы выглядывают из-за его спины.
Считается, что Лев XII был избран на пороге своей смерти и сказал «выбирая меня, вы выбираете мертвеца». Поэтому каждый из этих кардиналов в свою очередь надеялся стать папой. Однако политика Льва XII оказалась уверенной и жесткой, он активно боролся с революционными настроениями и тайными обществами. Ни один из кардиналов, изображенных здесь, папой стать не смог.
А стал им преемник Льва XII кардинал Кастильоне. Под надгробием находится решетчатая дверь, через которую можно попасть в Часовню реликвий. Дверь эта обычно закрыта. Там находится древнее деревянное распятие XIII в., созданное Пьтеро Каваллини.
Капелла Святого Себастьяна
Алтарь посвящен христианскому мученику Себастьяну, жившему в Риме в 3 в. н.э. Он был казнен во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане в 288 г. Сюжет, где привязанного к столбу Себастьяна пронзают стрелами, получил распространение в искусстве. Автором мозаики является Пьетро Паоло Кристофари.
Сегодня в этой капелле установлена гробница Римского папы Иоанна Павла II (1920–2005). Папа, чье имя в миру было Кароль Войтыла, по происхождению поляк, занимал этот пост с 1978 по 2005 гг. Это было время реформ в Католической церкви. Иоанн Павел II шел на контакты с другими конфессиями, выступал перед мусульманами, иудеями, посещал мечети.
При нем возобновился диалог между католиками и православными. Иоанн Павел II последовательно выступал за мир, осуждал войну в Персидском заливе (1990) и в Ираке (2003). Он принес покаяние от имени Католической церкви за ошибки прошлых столетий – крестовые походы, инквизицию, церковные расколы и неверные догматы. При нем был реабилитирован Галилео Галилей и канонизирована Жанна д’Арк.
Усыпальница маркграфини Матильды Каносской
Матильда Тосканская, известная также как Матильда Каносская, жила во второй половине 11 в. и была графиней Тосканы, в Северной Италии. С ней связан эпизод, известный как «хождение Генриха в Каноссу». Римский папа Григорий VII вел войну с королем Генрихом IV. Военные действия складывались не в пользу папы, так что Григорий был вынужден укрываться в замке графини.
Но папа отлучил своего врага от церкви, и благодаря дипломатическим усилиям Матильды, король был вынужден просить у него прощения. В январе 1077 г. Генрих босиком отправился к папе в Каноссу. Этот эпизод имел большое значение для утверждения авторитета Римских пап в средневековой Европе.
Матильда Тосканская завещала все свои владения и земли Римской католической церкви. В 1634 г. по указанию папы Урбана VIII ее тело перевезли во вновь построенный Собор. Надгробие создал Джованни Бернини с учениками. На барельефе надгробия изображен Генрих IV, который преклоняет колени перед папой Григорием VII.
Часовня Святого Причастия
Часовня, или капелла Святого Причастия, находится ближе к концу правого нефа. В центре ее установлена дарохранительница работы Бернини (1674), выполненная из позолоченной бронзы. Она сделана в виде ротонды Темпьето, которую построил Браманте в 1502 г. на римском холме Ятикул. Рядом с ротондой стоят на коленях два ангела.
На заднем плане находится картина «Новозаветная Троица», созданная Пьетро де Картона.
Это единственная картина в Соборе, которая написана маслом. Капелла закрыта для туристов: сюда могут заходить только верующие католики для молитвы. Рядом с капеллой в нише можно видеть памятник папе Григорию XIII, который осуществил реформу календаря. Барельеф на надгробии напоминает об этом событии.
Левый неф
Южный, или левый неф, Собора расположен симметрично правому и во многом его повторяет. От центрального нефа его отделяют ряды колонн с нишами, где находятся выдающиеся произведения искусства. С противоположной стороны, здесь, как и в правом нефе, находятся надгробия римских пап и множество алтарей.
Гробница Александра VII (лат. Alexander VII)
Надгробие папы Александра VII (1599–1667) выполнено Джованни Бернини. Работа была завершена в 1678 г., когда мастеру исполнилось 80 лет. Римский папа изображен стоящим на пьедестале в молитве. У его ног 4 задумчивые женские фигуры, они символизируют Справедливость, Благоразумие, Милосердие и Правду.
Фигуры словно удерживают края красного полога, из-под которого вырывается Смерть – скелет, показывающий песочные часы. Композиция полна динамизма и драматического напряжения.
Изображение смерти кажется странным и жутковатым, но в те времена часто делалось на надгробиях. Известно, что сам папа Александр VII держал на своем письменном столе череп, а в спальне – гроб. Это напоминало ему о скоротечности жизни.
Часовня Крещения (Баптистерий)
Баптистерий или крестильня – в раннем христианстве место для крещения, с купелью или небольшим водоемом. В данном случае это купель работы Карло Фонтана (1695), сделанная из красного египетского порфира. Она выполнена из саркофага, который был когда-то гробницей императора Оттона.
Крышка на купели изготовлена из позолоченной бронзы, ее украшают фигуры ангелов. Над купелью находится мозаичная копия картины «Крещение Иисуса Христа».
Могила Святого Петра (Киворий)
Собор в центральной части имеет возвышающееся надгробие святого Петра, накрытое огромным бронзовым балдахином – киворий. Традиция устанавливать на могилах кивории идет из Древнего Рима, где их ставили, чтобы защищать надгробия от непогоды. Высота кивория составляет более 28 м, массивный навес покоится на 4 витых бронзовых столбах.
Первоначальный проект кивория принадлежит Карло Мадерна, но архитектор не успел воплотить замысел в жизнь. Созданием кивория с 1624 по 1631 гг. год занимался Джованни Бернини. Для работы использовали специальные литейные мастерские возле площади св. Петра. Балдахин был открыт и освящен 28 июня 1633 г.
20-метровые колонны украшены виноградной лозой, пчелами и херувимами. Над каждой из колонн находится фигура ангела размером более 3 м.
Католики всегда верили, что могила св. Петра находится под Собором, но долгое время местоположение ее не было точно установлено. Лишь в 20 в. во время раскопок под зданием собора обнаружили древние захоронения, многие из которых относятся к дохристианскому периоду.
Возле одной из них нашли надпись «Петр здесь». Католическая церковь признала могилу официально в 1968 г., хотя открытие оспаривается многими историками.
Статуя святого Петра
В завершающей арке центрального нефа установлена бронзовая статуя св. Петра, который сидит на престоле и благословляет верующих, в левой руке он держит ключи от рая. За спиной апостола находится мозаика, которая очень похожа на ткань.
Есть предание, что статуя исполняет желания верующих, если прикоснуться к стопе апостола. Поэтому ноги св. Петра до блеска отполированы ладонями паломников. Ежегодно 29 июня в день памяти апостола Петра статую наряжают в священнические облачения, и кажется, что на престоле сидит живой человек.
Экскурсии
Самая популярная экскурсия – посещение музеев Ватикана и Сикстинской Капеллы, после которой туристам показывают Собор. Она стоит 35–40 евро. В определенные дни бывают экскурсии на русском языке, но это лучше уточнять на сайте Ватикана.
Посетить Собор Святого Петра с экскурсоводом можно и отдельно – такие экскурсии стоят 15–20 евро, их проводят различные турфирмы и индивидуальные гиды. Экскурсии дают возможность посетить Собор без очереди.
Билеты и время работы
Собор Святого Петра в Риме открыт с апреля по сентябрь с 7 до 19 ч. С октября по март он закрывается в 18.30. Подъем на купол открыт с 8 до 18 ч летом и с 8 до 17 зимой. По средам Собор до 13 ч не работает, в это время проходят папские приемы.
Если посетить сначала музеи Ватикана, попасть в Собор можно без очереди. Билет в музеи лучше приобретать заранее, через интернет. Вход для подъема на купол находится правее входа в Собор, на него указывает надпись la Cupola.
Правила посещения
В Собор нельзя проносить колющие и режущие предметы, большие сумки и рюкзаки. Как и в большинстве католических храмов, у посетителей должны быть закрыты локти и колени. Нельзя приходить в коротких юбках, шортах, майках, платьях без рукавов. Мужчины должны посещать Собор без головного убора.
Интересные факты
Известно несколько фактов, которые вызывают интерес у туристов:
- Алтарь Собора обращен не на восток, как у большинства современных христианских храмов, а на запад, как у древних храмов. Так строили базилики в 3-4 веках, так был построен и Ветхозаветный храм в Израиле.
- В Соборе почти совсем нет живописных картин, только мозаики. Единственной картиной является «Новозаветная Троица» Пьетро де Кортона.
- Жан Лоренцо Бернини для работы над киворием св. Петра и кафедрой папы Римского снял всю медь с Пантеона – главного языческого храма Рима. Это было сделано по указанию папы по фамилии Барберини. За это современники прозвали его варваром, и одно время говорили как каламбур «что не сделали варвары (барбари), сделал Барберини».
- В 18 в. в куполе Собора обнаружили трещины. Чтобы предотвратить его разрушение, купол стянули 4-мя прочными стальными цепями, которые находятся между внутренним куполом и внешним.
- В 2007 г. в Ватикане нашли зарисовку Микеланджело. На ней мастер красным мелом изобразил деталь одной из колонн барабана купола.
- Долгое время Собор оставался самым крупным в мире. Сегодня его превосходит базилика Нотр-Дам-де-ла-Пэ, построенная в 1989 г. в Кот Д`Ивуаре. Ее высота 158 м.
- 11 февраля 2013 г., когда было объявлено об отречении от престола папы Бенедикта XVI, в Собор ударила молния. Бенедикту XVI было 85 лет, он объявил об уходе по состоянию здоровья. Его пребывание на папском престоле оказалось не столь успешным, как предыдущего папы Иоанна Павла II, тем не менее многие истолковали удар молнии, как знак, что уходить ему было не нужно. До этого папы не отрекались от престола около 600 лет.
Как добраться
Добраться до площади Святого Петра можно пешком от станции метро Ottaviano (ветка А), идти прямо вдоль улицы Ottaviano около 10 мин. До касс музеев Ватикана можно дойти от того же метро или от станции Cipro – примерно 5 мин.
Еще ближе к площади Собора доезжают автобусы по улице Виа ди порта Кавалиджери. Сюда идут маршруты 34, 46, 64, 98, 881, 916. Самый красивый маршрут – пройти пешком по Виа Дела Кончиллационе от реки Тибр. Сюда идут автобусы 23, 34, 40, 982.
Лучшее время для посещения
В какое время года лучше посещать собор Святого Петра, зависит от личных предпочтений. Летом в Рим приезжает очень много туристов и стоит жаркая погода. Меньше всего посетителей бывает зимой, но в это время часто идут дожди. Поэтому для посещения можно выбрать весну или осень. Из дней недели опытные туристы советуют вторник или четверг.
В среду на площади бывает многолюдно, зато в этот день можно увидеть папу Римского. В воскресенье людей немного, но при этом закрыты музеи Ватикана. Лучшими для посещения считаются утренние часы, когда туристов еще мало, а восходящее солнце подсвечивает Собор со стороны площади.
Источник: touristam.com
Собор Святого Петра в Ватикане: главный католический храм мира
Собор Святого Петра – это главная церковь для более миллиарда католиков. Только представьте, больше чем 1 000 000 000 человек по всему миру считают это место святым и хотят попасть сюда. Для сравнения, православие насчитывает около 225 миллионов человек.
Поэтому, если вы собираетесь в Рим, то посетить Ватикан с этим собором почти необходимость, даже если вы не католик — эта достопримечательность мирового масштаба. А чтобы посещение было более интересным, ниже я расскажу интересные факты о храме и его историю создания.
Ватикан хранит в себе огромное количество тайн и секретов, и если вы планируете поездку в Рим, рекомендую посетить музеи Ватикана и Собор Святого Петра с нашим гидом.
История строительства церкви
До того как был построен собор, на этом месте расположились сады. Неподалеку был цирк императора Нерона. Цирк был одним из любимых мест горожан, там часто отдыхали и веселились. Однако параллельно правительством совершались гонения на первых христиан: истязали, ссекли кнутами и даже бросали львам на арене Колизея.
И вот однажды в 67 году нашей эры власти схватили одного из учеников Христа – Апостола Петра. Необходимо уточнить, что святой Петр прибыл в Рим в 43 году для того, чтобы объединить и поддержать римских христиан, Апостол Петр 24 года руководил Римской церковью.
И вот, в злосчастный 67 год святой был схвачен и приведён на судилище. Конечно судьи, поклонявшимся множеству божеств, вынесли смертный приговор апостолу, посчитав его веру неверной и чужой. После приговора святого Петра привели в цирк Нерона.
За какой-то год увеселительное место успели превратить в место казни, на этом месте уже замучали до смерти несколько сот христиан, теперь был черед Петра.
Но апостол не смутился перед смертью, и вместо обычной казни он пожелал мученическую смерть, как у Христа, на кресте. Похоронен святой был неподалеку, а близкие друзья Петра позже установили памятник на его могиле. Захоронение Петра стало первым культовым местом христиан – сюда приходили на исповедь или просто за советом.
Строительство собора
После признания христианства, в 322 году император Константин велел построить базилику на месте распятия святого Петра, фактически она служила мавзолеем святого Петра.
В 1506 году папа Юлий II решил перестроить небольшую базилику в более престижный собор, который в действительности бы исполнял роль главной святыни христиан.
Разработку проекта поручили Донато Браманте, который и стал первым архитектором собора святого Петра в Ватикане. Позже к созданию церкви приложили усилие не один именитый мастер: Рафаэль Санти, Антонио да Сангалло, Микеланджело Буонаротти и Джакомо делла Порта – непосредственно участвовали в возведении этого белоснежного чуда.
Кстати говоря, Микеланджело долго отказывался от работы над собором, подкрепляя свои слова тем, что он не архитектор, хотя также Буонаротти не брался за роспись всем известной Сикстинской капеллы. Уже в последствие именно при Микеланджело Буонаротти работа продвинулась больше, чем за время всех предыдущих мастеров вместе взятых: практически с нуля были возведены стены, крыша и начата работа над огромным куполом.
Но каждый из предшествующих великих мастеров вносил свои идеи, которые отразились на конечном варианте чертежей Буаноротти, наиболее сильные изменения происходили в форме собора: изначальная идея была построить собор в виде греческого креста (с равными сторонами), затем латинского (с вытянутой нижней частью), затем опять греческого, но остановились всё-таки на латинском варианте.
Интерьер собора святого Петра создавал величайший зодчий Италии – Лоренцо Бернини.
Окончание строительства было ознаменовано освящением собора Урбаном VIII 18 ноября 1626 года. Тогда же был официально открыт собор и начались службы.
Архитектура собора
Размеры храма
Собор святого Петра поражает своим масштабом: высота – 136 метров, а ширина – 211. Долгое время имела статус самого огромного христианского собора в мире, однако статус был «отобран» 1990 году базиликой в городе Ямусукро, Кот-д’Ивуар, но по вместимости он все равно находится на первом месте среди всех церквей.
Гордость собора – алтарь к гробнице Апостола Петра (у алтаря есть отверстие, так что каждый может взглянуть внутрь), но Петр не единственный кто тут погребен: на территории собора похоронены многие люди, причисленные к лику святых.
Перед входом в храм стоят статуи Святых Павла и Петра. В руке у Петра ключи от “царства небесного”, которые вручил ему сам Господь.
Купол базилики
Шедевром архитектурного искусства является купол. Высота — 119 метров, а диаметр имеет 42 метра. Опирается купол на четыре огромных столба.
Внутри собора под куполом расположился шедевр Бернини – балдахин, высотой в 29 метров, на четырех витых колонах. Балдахин – это декоративный навес на столбах. Над каждой из четырех колон возвышаются статуи ангелов. Бронзу для балдахина взяли из Пантеона, демонтировав бронзовые конструкции, поддерживающие портик.
Входы в собор
Храм имеет 5 дверей. Одна из дверей имеет очень интересное назначение. Эти врата – последние с правого бока, и называются они – Святые. Открывается эти врата только в особый «Святой» год. Все остальное время дверь замурована.
Разбивается замурованная дверь перед Рождеством через каждые 25 лет. После тройного коленопреклонения и 3 ударов молоточка, врата открываются, и папа с крестом заходит в храм. После окончания Святого года врата бетонируются на 25 лет.
Полезная информация
Дресс-код
При входе в храм существует некий дресс-код: ноги и руки необходимо прикрыть, у женщин должна быть покрыта голова, а мужчина обязан снять головной убор.
Подняться на купол
- Во-первых, подъем делиться на 2 этапа: сначала по удобным и широким лестницам, и потом по узким и неудобным (для людей с широкими плечами или имеющие избыточный вес) лесенкам.
- Во-вторых, услуга платная – 7€ на лифте и 5€ пешком по ступенькам, причем лифт работает только на 1 этапе (остальные 320 ступенек необходимо подыматься пешком). Чтобы не простаивать в огромных очередях, лучше прийти к самому открытию (кассы начинают работать в 8:00), а ещё лучше за 5-10 минут.
- В-третьих, если вы всё таки решитесь, вы будете награждены незабываемыми видами с самой высокой точки Рима.
Часы работы
Время и часы работы собора Петра: открыт с 9.00 до 19.00 с апреля по сентябрь и до 18.00 с октября по март. В среду утром закрыт на папские приемы.
Как добраться
Добраться до собора Святого Петра в Ваиткане: на метро – станция Ottaviano, далее пешком; на автобусе – 23, 34, 40 и 271
Карта
Отели в Ватикане
Ватикан это достаточно отдаленный район Рима, но если вы хотите быть подальше от городской суеты это будет отличным вариантом.
Источник: italy-insider.ru
Собор Святого Петра в Риме
Базилика Святого Петра, расположенная в Ватикане (Базилика Святого Петра), является одной из самых посещаемых достопримечательностей Рима. История знаменитого собора восходит к 4 веку: только представьте, сколько шедевров искусства хранится в его стенах.
И пусть вас не пугает огромная очередь, которая обычно выстраивается перед собором – вам обязательно стоит ее посетить. В конце концов, это самая значительная католическая церковь в мире!
Поднявшись на купол, можно полюбоваться прекрасным видом на столицу Италии.
История возникновения Собора Святого Петра
Изначально на месте современного собора была построена римская базилика: ее строительство датируется 4 веком. В то время империей правил Константин I (Флавий Валерио Аурелио Костантино).
Базилика была освящена в честь апостола Петра, мученически умершего в 64-67 годах нашей эры – именно на его могиле был создан первый жертвенник.
Архитекторы и строительство собора
За время своего существования церковь не раз перестраивалась, но уже в 16 веке была частично разрушена. Впоследствии по решению Папы Юлия II (Iulius II) начались реставрационные работы древнего храма.
Был назначен архитектор Донато Браманте, который планировал перестроить небольшую базилику в форме большого креста с огромным куполом.
Однако знаменитому архитектору не удалось завершить проект: он умер в 1514 году. Его сменил Рафаэль Санти, работавший над строительством собора вместе с помощником фра Джокондо, а затем с Джулиано да Сангалло).
После смерти Рафаэля за работами последовал архитектор Антонио да Сангалло, который предложил построить базилику с латинским крестом. Ему также не удалось воплотить свой план в жизнь.
После смерти да Сангалло (в 1546 г.) Папа Павел III назначил Микеланджело главным архитектором: он решил вернуться к первоначальному архитектурному проекту Браманте.
Микеланджело проделал колоссальную работу, но Джакомо Делла Порта уже был занят завершением строительства храма – после смерти Микеланджело в 1564 году.
Именно тогда в соборе появились декоративные фрагменты протобарокко. Знаменитый архитектор вместе с Доменико Фонтана (Domenico Fontana) выполнил работы по возведению купола и главного свода собора.
Открытие собора и последующая реконструкция
Открытие базилики Святого Петра состоялось в 1590 году, когда папа Сикст V отслужил там первую мессу. Однако работы по внешнему убранству храма продолжались: была возведена колоннада, состоящая из 36 колонн, массивного креста над куполом и золотого фонаря.
При приходе к власти Папы Павла V (Paul V) было решено удлинить часть здания, а также добавить нефы – в результате собор получил форму латинского креста. Реставрацией храма руководил Карло Мадерно в 17 веке.
Фото: Владимир Муцибабич / Shutterstock.com
Площадь Святого Петра
Строительство площади перед собором (Piazza San Petro) вел Джованни Лоренцо Бернини с 1656 по 1667 год.
По задумке, большая площадь должна была принять большое количество верующих, жаждущих получить благословение Папы или принять участие в религиозных мероприятиях.
Сегодня здесь могут одновременно находиться до 400 000 человек.
Площадь овальной формы окружена двумя галереями колонн: всего 284 дорических колонн, а также 80 колонн.
Фото: SF Photo / Shutterstock.com
Непосредственно на чердаке, венчающем колоннаду, установлено 140 скульптур святых. При взгляде сверху квадрат напоминает ключ.
Архитектура
Глядя на базилику Святого Петра, прежде всего, впечатляют ее масштабы. Здание вместе с куполом достигает высоты около 132 метров, а общая площадь составляет 23 тысячи квадратных метров. Высота фасада в стиле барокко составляет 48 метров, ширина – 118 метров.
Фасад
Фасад собора украшают классические колонны, за которыми открываются пять порталов. Это Врата Добра и Зла (Врата Добра и Зла), Врата Смерти (Ворота Смерти), Врата Филарета (Porta del Filarete), Святые врата (Holy Gate) и Врата тайн (Door Таинств).
Порта делла Морте имеет очень интересный аспект: он был построен в двадцатом веке мастером Джакомо Манцу).
Над колоннами находится чердак со скульптурами: статуя Христа, 11 апостолов и Иоанна Крестителя. Длина главной статуи 5 метров.
Центральный портал храма обрамлен конными статуями императора Константина, созданными в 1670 году Бернини, и Карла Великого, созданными в восемнадцатом веке Агостино Корначчини.
Кроме того, на фасаде здания вы можете полюбоваться великолепными часами восемнадцатого века Джузеппе Веледье, а также фреской XIII века Навичелла дельи Апостоли Джотто ди Бондоне).
Что посмотреть внутри
При входе в собор поражает огромное внутреннее пространство, богато украшенное декоративными элементами. Представьте: высота арочных сводов, отделяющих центральный неф от двух боковых нефов, составляет 23 метра в высоту и 13 метров в ширину.
Фото: Mirec / Shutterstock.com
Благодаря такой конструкции создается ощущение безграничной глубины пространства: общая площадь составляет около 2500 кв.
Обратите внимание на чудесные мраморные полы – некоторые черты остались от первоначальной базилики.
Внутреннее убранство собора в основном выполнил Джан Лоренцо Бернини: именно он создал знаменитую статую римского центуриона Лонгина. Кстати, оригинальный наконечник копья центуриона хранится в соборе.
Кафедра
Главный шедевр Бернини в соборе – огромный навес, в основании которого установлены четыре столба: кеворий.
Прямо над балдахином находится кафедра того же мастера, выполненная в честь святого Петра. Он включает в себя кресло Святого Петра, поддерживаемое статуями святых, с парящим над ними символом Святого Духа.
Фото: Горан Богичевич / Shutterstock.com
Фото: Антон Балаж / Shutterstock.com
Фото: Антон Балаж / Shutterstock.com
Справа от кафедры находится надгробие Папы Урбана VIII (также работы Бернини), а с левой стороны надгробие Павла III, созданное Гульельмо делла Порта в шестнадцатом веке.
Статуя Святого Петра
Если пройти через всю галерею, в последней арке вы увидите бронзовую статую Святого Петра, которой поклоняются многие верующие. Возле статуи обычно выстраивается очередь, но люди проходят довольно быстро.
Считается, что к ней необходимо прикоснуться и помолиться, тогда молитвы будут услышаны. В левой руке Святого Петра ключи от неба.
Центральная часть
Прогуляйтесь по центральному нефу церкви: в нишах установлены статуи святых Елены Софии Барат, Терезы, Винченцо де Паоли, Джованни Боско, Филиппо Нери, Джованни, Джованни Баттиста де ла Сале.
В центре храма можно увидеть многочисленные мозаичные росписи, выполненные по эскизам Доменикино.
Обратите внимание на памятник Пию VII работы Бертеля Торвальдсена. Здесь находятся папские гробницы и изысканно украшенные часовни.
Большой интерес представляет Григорианская часовня).
Правый неф
Центральная скульптурная группа правого нефа – «Пьета» – построена в 1499 году самим Микеланджело. Название шедевра переводится как «Оплакивание Христа».
Фото: Виталий Минько / Shutterstock.com
Рядом находится памятник Папе Льву XII, выполненный в 19 веке Джузеппе де Фабрисом, а также памятник принцессе Кристине работы Карла Фонтана (17 век).
Рядом находится могила маркграфа Матильды Каносской – один из шедевров Бернини. Это была первая женщина, похороненная в базилике Святого Петра.
В небольшой часовне Распятия находится очень красивое деревянное распятие: считается, что оно было изготовлено Пьетро Каваллини в 13 веке.
Капелла Святого Себастьяна
Замечательные мозаики найдены в Часовне Сан-Себастьяно Пьер Паоло Кристофари).
Кстати, эскизы мозаик принадлежат Доменикино. Глядя на свод, можно полюбоваться восхитительной мозаикой Пьетро да Кортона).
Часовня Святого Причастия
Украшением капеллы Святого Причастия (Capella del Santissimo Sacramento) занимались Карло Мадерно и Франческо Борромини. Особое внимание в часовне привлекает необычная декоративная решетка.
Рядом находится надгробие Григория III: украшающий его барельеф символизирует реформу, проведенную Папой. Именно он ввел новый календарь (григорианский.
Чуть дальше находится надгробие Климента XIII работы скульптора Антонио Канова).
Левый неф
В левом проходе вы можете полюбоваться памятником Стюартам XIX века работы Антонио Кановы. Также стоит посетить великолепно украшенную гробницу Марии Клементины Собески восемнадцатого века работы Пьетро Браччи и гробницу Папы Иннокентия VIII мастером пятнадцатого века Антонио Поллайоло).
Посмотрите гробницу Александра VII: ее украсил сам Бернини. В бронзово-мраморный ансамбль входит скульптура молящегося понтифика в окружении статуй Истины, Милосердия, Благоразумия и Справедливости. А на переднем плане скелет, символизирующий смерть: в его руках вы видите песочные часы.
Фото: VDV / Shutterstock.com
Часовня Крещения
Поднимаясь по левому проходу, обратите внимание на часовню Богоявления (Capella del Battesimo) – ее спроектировал Карло Фонтана, а мозаичный дизайн – Бачиччо).
Купол
При взгляде издалека грандиозный купол базилики Святого Петра весит 14 тысяч тонн. Его внутренний диаметр составляет примерно 41 метр, а высота – примерно 117 метров.
Купол был построен по архитектурному проекту самого Микеланджело: изначально конструкция должна была иметь диаметр идеальной сферы.
Фото: Даниэль М. Сильва / Shutterstock.com
Строительство купола было поручено Джакомо делла Порта, который внес в конструкцию необходимые изменения, чтобы обеспечить ее устойчивость. Однако в 18 веке сооружение начало разрушаться: спасать купол помогли массивные цепи – они утащили за собой свод.
Купол имеет 16 окон, разделенных двойными колоннами, а внутри сооружение поддерживается четырьмя массивными колоннами. Находясь в соборе, вы можете полюбоваться восхитительной мозаикой Джованни де Векки).
Как добраться до Собора Святого Петра
Собор расположен на площади Святого Петра. Как туда добраться:
- на метро (линия А) с остановкой на San Pietro или Ottaviano: выход с первой станции ближе всего к площади, а со второй – ближе к музеям;
- автобусами № 11, 23, 32, 81, 590, 982 – необходимо выйти на остановке Рисорджименто;
- если вы собираетесь приехать на вокзал Термини, чтобы отправиться прямо к базилике Святого Петра и музеям, тогда подойдут автобусы 40 и 64;
- с трамваем № 19, который останавливается возле собора в Сан-Пьетро.
Часы работы
Базилику Святого Петра в Риме можно посетить:
- с 1 октября по 31 марта – с 7.00 до 18.30;
- с 1 апреля по 30 сентября – с 7.00 до 19.00.
Чтобы избежать огромных очередей, рекомендуется приходить пораньше до открытия или в будние дни.
Подниматься на купол можно каждый день:
- с 1 октября по 31 марта – с 7:30 до 17:00;
- с 1 апреля по 30 сентября – с 7:30 до 18:00.
Стоимость билета
Вход в собор бесплатный (с 2020 года).
Стоимость восхождения на планер зависит от того, на сколько ступенек вы готовы подняться:
- Первый вариант: подняться на лифте на 320 ступенек. Стоимость билета 10 евро.
- Второй вариант: вы поднимаетесь пешком, более 551 ступеньки. Стоимость билета 8 евро.
При этом учтите, что в верхней части ширина прохода всего 50 см – подниматься наверх не очень удобно. В общей сложности подъем и спуск займут примерно 1 час.
Информация о стоимости посещения и часах работы может отличаться – обратитесь на официальный сайт www.vatican.va/various/basiliche/san_pietro/it/cupola/orari.htm.
Экскурсии по Ватикану
Чтобы не потеряться среди множества шедевров Ватикана, возьмите специальную экскурсию с опытным гидом: он будет сопровождать вас по небольшой государственной дороге, он покажет вам базилику Святого Петра и знаменитые музеи. Так что вы не пропустите ничего важного и услышите увлекательные рассказы своего гида об истории и искусстве Ватикана.
Ознакомьтесь с расписанием туров для вас и вашей компании на сайте Tripster.
Источник: ezomirek.ru
В самом сердце Ватикана: Собор Святого Петра в Риме
Его называют «сердцем Ватикана» и «Белой жемчужиной». Сегодня Собор является главной резиденцией Папы Римского, одним из главных католических храмов мира. Размеры Собора Святого Петра в Риме просто потрясают – огромный белый купол под синим небом Рима…
История строительства, архитектурный стиль, фото
На том месте, где сегодня стоит Basilica di San Pietro, во времена Древнего Рима находился Цирк Нерона – место жестоких и кровавых забав. Властный император жаждал зрелищ. На арене цирка проходили жестокие бои гладиаторов, а во время гонения христиан порой император против гладиатора ставил одного из них.
Бои такие длились недолго, и христиане погибали мученической смертью, растерзанные мечом гладиатора или когтями животных… На один из таких боев привели однажды и апостола Петра. Нерон повелел после состязания распять его, но Петр попросил о единственной вещи – не уподоблять его казнь Христовой. Император согласился, но выполнил эту просьбу своеобразно – Петр все же был распят, но – вниз головой.
О месте захоронения не было сведений долгое время, пока однажды в документах одного адвоката в 160 году не нашли упоминание о памятнике над могилой Петра. Петр был похоронен здесь же, на «цирковом» кладбище, где хоронили безымянных жертв гладиаторских боев.
Гонения на христиан прекратились только спустя почти полтора века, при императоре Константине. Император издал указ построить на месте захоронения Петра базилику в честь первых христиан, пострадавших за веру, и назвать ее именем апостола. Первый алтарь базилики был воздвигнут в 313 году, как раз на месте захоронения Петра. После окончания постройки (в 326 году) Basilica di San Pietro стала местом паломничества всех христиан, которые приезжали сюда почтить память мучеников.
Вплоть до 800 года здесь проходила коронация всех вновь избранных на папство понтификов, пока в 846 году после набега сарацинов базилика не была разграблена. До сарацинов дошли слухи, что в любом из храмов Рима можно поживиться весьма ценными предметами, поэтому разграблению подверглись практически все храмы.
После разграбления базилика Петра пережила несколько реконструкций, но все равно к XV веку вид ее был уже весьма плачевный. Поэтому Папа Римский Николай приказал значительно расширить и укрепить базилику, что и было начато в 1452 году. Однако из-за смерти понтифика работы были приостановлены.
Папа Юлий II подошел к вопросу более глобально: он повелел снести базилику и на ее месте выстроить большой собор, который был бы наиболее величественный из всех известных на то время.
К проектированию Basilica di San Pietro были привлечены практически все известные архитекторы того времени. Был утвержден проект Донато Браманте, и в 1506 году работа закипела. Так как после смерти Браманте к руководству строительством Собора Святого Петра в Риме приступил Рафаэль Санти, форма и план строения немного изменились: вместо греческого креста с равными сторонами он вернулся к традиционным формам латинского – с четвертой удлиненной стороной.
Архитекторы, работавшие над проектом после Рафаэля, стремились к различным формам храма – то к базилике, то к центрическому сооружению. Разночтение форм продолжалось до тех пор, пока к делу не приступил Микеланджело Буонаротти (1546 год).
Он укрепил фундамент здания, сделав его очень прочным, а центральнокупольную идею сделал главной темой. По краям Микеланджело возвел многоколонный портик и основу центрального купола Собора Святого Петра в Риме, а вот заканчивал его возведение уже Джакомо делла Порта.
К слову, Микеланджело очень долго отказывался от работы над проектом патриаршей базилики, и утверждал, что он художник, а не архитектор, но именно при участии Буонаротти работа над строительством Собора Святого Петра в Риме продвинулась вперед намного дальше, чем при всех его предшественниках. Почти с нуля были воздвигнуты стены, крыша и начата работа над куполом.
В начале XVII века центральная часть была увеличена, таким образом сохранилась идея латинского креста. Архитектором Карло Мадерна была сделана пристройка базиликальной части и фасада с западной стороны. К сожалению, после последних пристроек купол хорошо просматривается только с одной стороны – с Виа делла Кончильяционе.
Чтобы все желающие смогли присутствовать на торжественных мероприятиях или службах, требовалась большая площадь.
Эту идею блестяще реализовал Джованни Бернини, спроектировавший главную площадь в Ватикане перед Собором Святого Петра в Риме, а также знаменитую закругленную колоннаду, обрамляющую площадь. На площади в 1562 году был установлен обелиск, привезенный в Рим из Египта еще римским императором Калигулой в I веке.
Окончание строительства датируется ноябрем 1626 года, когда Папа Римский Урбан VIII официально открыл Собор и начал службу.
На страницах нашего сайта вы узнаете еще об одной достопримечательности Рима — термы Каракаллы! Чем знамениты античные бани и почему так притягивают туристов?
А в следующем материале вы найдете фото знаменитой Испанской лестницы в Риме, а также узнаете много интересных фактов об этой достопримечательности.
Хотите узнать больше о традициях Венецианского карнавала? Все о проведении красочного праздника расскажем вот здесь: https://expertitaly.ru/dostoprimechatelnosti/venetsiya/venetsianskiy-karnaval.html.
Описание достопримечательности
По замыслу архитекторов Собор Святого Петра в Риме представляет собой крест, который венчает огромный купол; высота его равна 138 метрам, и он считается самым большим куполом в мире. В Риме не разрешалось строить храмы выше, чем Собор Святого Петра. Высота его достигала 136 метров, а в ширину он имел 211, 5 метров. До 1990 года Собор держал звание самого высокого храмового комплекса мира, пока не была построена базилика в Ямусукро (Кот-д’Ивуар).
Внутри купол украшают фигуры четверых евангелистов с животными, которые окружали божий престол – Марк и лев, Иоанн и орел, Лука и вол. И только Матфей изображен с ангелом. По внутреннему кругу купола находится надпись на латыни: «Ты – Петр, и на сем камне я создам Церковь мою» (Евангелие от Матф.; 16:18).
Входов в Basilica di San Pietro имеется аж пять: Врата смерти, Врата Филарета, Врата Таинств, Врата Добра и Зла и Святые врата. Через Врата смерти Ватикан провожает в последний путь умерших понтификов.
Святые врата открываются лишь в юбилейный (Святой) год, что случается раз в 25 лет. В год юбилея, под Рождество, Папа Римский разбивает бетонную кладку у двери, куда вмурован крест и ящичек с ключом от дверей Собора. Эти врата также называют Вратами индульгенции: если в юбилейный год пройти в них, то грехи списываются, и человек становится безгрешен.
Внутреннее убранство храма, над которым тоже работал Бернини, поражает богатством и изящностью отделки.
Справа от главного прохода установлена скульптура Петра (XIII век), которая среди прихожан считается чудодейственной, и каждый старается хоть на мгновение коснуться ее. Еще одна легендарная реликвия хранится в Соборе – наконечник копья центуриона Лонгина.
Справа от центрального нефа находится скульптурная композиция «Пьета» («Оплакивание Христа») работы Микеланджело. От центрального нефа по бокам расположены еще два нефа, разделенные с главным полукруглыми арками.
Еще один шедевр Бернини – балдахин (киворий), декоративный навес на столбах – расположен прямо под куполом Собора. Балдахин – весьма внушительное сооружение из бронзы, покоится на четырех столбах с ангелами. Бронза для отделки взята из Пантеона, для чего были демонтированы бронзовые детали портика.
Алтарь стоит на месте прежнего, только реконструированный и укрепленный. В полу проделано специальное «окно», через которое прихожане могут увидеть гробницу святого Петра.
На нижнем уровне храма находятся Ватиканские гроты, гробницы некоторых Пап, старинные исповедальни, сохранившаяся с XV века мозаика, а также место исповедания Петра – капелла с отделкой из мрамора.
Часы работы, стоимость билетов
Время работы собор Святого Петра в Риме ежедневно, с 9 до 19 часов (с октября по март — с 9 до 18.30). Исключение составляет утро среды – каждую среду с утра Собор закрыт по причине проходящих в нем папских приемов.
Вход в собор Святого Петра в Риме бесплатный.
Единственная платная услуга в Соборе – это подъем на купол, чтобы рассмотреть Ватикан с высоты птичьего полета. Наверх ведут 537 ступеней, но это расстояние можно преодолеть на лифте (правда, самый верхний уровень все равно придется преодолевать пешком).
Стоимость подъема – 10 евро на лифте и 8 евро – по лестнице. Самые упорные будут вознаграждены отличными панорамными снимками Ватикана.
Вы слышали о самой известной достопримечательности города Болоньи — Болонском Университете? На нашем сайте вы узнаете, чем было знаменито величественное строение в Средние века.
А вы знаете, где хранится знаменитая скрипка Паганини — подарок, который мастер сделал своему родному городу Генуе? Подробности ищите в этой статье.
Узнайте также огромный мир древней империи, лежащий сегодня в руинах — Римский форум! Описание достопримечательности, историю строительства и время работы найдете вот тут: https://expertitaly.ru/dostoprimechatelnosti/rim/forum.html.
Где находится, как добраться
Адрес достопримечательности: Piazza San Pietro, 00120 Città del Vaticano
Добраться до площади Святого Петра можно на метро (ветка А, остановка «Ottaviano») и автобусом (маршруты № 23, 40, 34 и 271).
С подробным расписанием работы Собора и описанием помещений можно ознакомиться на официальном сайте Ватикана: http://www.vatican.va/various/basiliche/san_pietro/index_it.htm
Правда, русской версии сайта нет, текст можно прочитать на английском, итальянском, испанском, французском и немецком языках.
Там же, на сайте, можно совершить виртуальное путешествие по Собору.
Если вы решили посетить Собор Святого Петра в Риме, вам интересно будет посмотреть этот видеоролик о достопримечательности:
Источник: expertitaly.ru
masterok
Собор св. Петра, в том виде, в котором мы его сейчас знаем – это результат перестроек, осуществлявшихся на протяжении долгих веков. Теперь это самый большой собор в мире. Собор стоит на месте, где по преданию был погребен апостол Петр. О месте захоронения упоминается около 200 года в письме одного римского христианского священника, Гайя.
Это письмо цитирует Евсевий Памфил в своей «Церковной истории»: «Я могу показать тебе победный трофей апостолов. Если ты пойдешь в Ватикан или по Остийской дороге, ты найдешь трофей тех, кто основал эту Церковь» (2. 25. 7; имеются в виду захоронения апостолов Петра и Павла; это именуется «Трофей Гайя»). Во второй половине II столетия над этим местом был установлен небольшой памятник, который и является центром собора.
Последующие столетия вносили свои реконструкции во все архитектурное обустройство пространства вокруг этого памятника. Когда во времена императора Константина на этом месте было решено возвести церковь, засыпали древний некрополь под памятником Петра (320 г.). Вскоре была построена базилика, которую освятил папа Сильвестр I, как считается, в 326 году.
Мы опустим рассказ о более чем тысячелетней истории перестройки церкви и перенесемся в эпоху Микеланджело, когда на этом месте был воздвигнут Собор св. Петра.
Кликабельно 1920 рх , взял себе на обои …
Нужно заметить, что вся истории строительства собора св. Петра — это история борьбы двух архитектурных концепций — собора в виде греческого креста и храма в виде латинского креста Греческий крест – равносторонний крест, символ Христианской Церкви. Латинский крест – в христианстве символ Христа, его страстей и искупления.
В латинском кресте продольная перекладина длиннее поперечной. Пересечение двух перекладин обычно таково, что верхний конец продольной перекладины равен по длине каждому из концов, образуемых горизонтальной перекладиной, а нижний конец продольной перекладины значительно длиннее.]. Причем, как свидетельствует история, значимые проекты строительства собора, которое велось, к слову сказать, 160 лет, в том, что касается лежащей в его основе фигуры креста – греческого или латинского, — чередовались в шахматном порядке.
И конечно, такие «качания» в самом что ни на есть принципиальном вопросе дизайна, как мы теперь сказали бы, не могли не тормозить общее строительство. Даже беглый взгляд на эти планы дает представление о том, что решение этого ключевого вопроса являлось первостепенным для всех остальных проблем, связанных с трактовкой и декором пространства. Для ясности представления о периодичности смен архитектурных решений мы помещаем в левой части полосы архитектурные планы, в основе которых греческий крест, и с правой — с латинский.
Когда в начале XVI столетия папа Юлий II (понтификат: 1503 — 1513) на месте старой базилики решил построить новый огромный собор, он пригласил для этой работы в качестве архитектора Браманте. Браманте начал с того, что сломал половину старой базилики (теперь мы можем судить о ней по сохранившейся фреске школы Рафаэля).
Официальная дата закладки Собора — 18 апреля 1506 года. Браманте «приступил к работе, — пишет Вазари в биографии архитектора, — с мечтой о том, чтобы новый собор по красоте, искусству, выдумке и стройности, а также по огромности, богатству и окрашенности превзошел все сооружения, воздвигнутые в этом городе могуществом государства, а также искусством и талантом стольких доблестных мастеров. С обычной быстротой он заложил фундамент и до смерти папы и своей собственной равномерно довел строительство до высоты карниза под арками всех четырех столбов и вывел самые арки с величайшей быстротой и искусством.
Вывел он также и свод главной капеллы с нишей и в то же время начал строить и капеллу, именуемую капеллой французского короля». Сорок лет спустя Микеланджело в одном из писем воздаст должное проекту Браманте (хотя к самому архитектору он питал сложные чувства): «Нельзя отрицать, что Браманте был силен в архитектуре, как никто другой со времен древних и до наших дней. Он оставил первый план Санто Пьетро, не запутанный и простой светлый и со всех сторон обособленный, так что он ничему во дворце не мешал. И почитался он вещью прекрасной, как это и сейчас всем очевидно. Поэтому всякий, кто отклонился от названного решения Браманте, как это сделал Сангалло, отклонился от истины». (На этом сейчас прервем цитирование и возвратимся к нему ниже, когда речь пойдет о проекте Сангалло).
Браманте руководил строительством Собора с 1506 до своей смерти в 1514 году. Перечисленное Вазари, хотя и кажется весьма значительным, но пропорционально собору в целом, каков он теперь, это количественно не так много. После смерти Браманте его детище подверглось множеству перестроек. В 1514 году руководителем строительства Собора был назначен — уже папой Львом X (понтификат: 1513 — 1521) — Рафаэль. С июля 1515 он становится главным архитектором собора.
В этой должности он оставался пять лет, до своей смерти (1520). Несмотря на то, что Рафаэль многим был обязан Браманте и высоко ценил художественную завершенность его проекта, под натиском духовенства, желавшего видеть собор с длинным центральным нефом (форма латинского креста представлялась не столько более предпочтительной с художественной точки зрения, сколько более символически значимой с теологической), ему пришлось существенно изменить проект Браманте. Рафаэлевский план, однако, остался только на бумаге.
После смерти Рафаэля работами руководил сиенский художник и архитектор Балдассаре Перуцци. Он приехал в Рим в 1503 и в то время находился в окружении Браманте. Примечательно, что почти все сохранившиеся рисунки с ранними проектами Собора принадлежат именно Перуцци, но представляют архитектурные идеи Браманте. Став во главе работ по строительству Собора, он вернулся к разработке плана по типу греческого креста.
При папе Павле III (понтификат: 1534 1549) руководителем работ строительству был назначен Антонио да Сангалло Младший. Сохранился его деревянный макет Собора (736см x 602см, и 468см в высоту; он был отреставрирован в 1994 году, но не выставлялся для широкой публики). Как и предыдущие архитекторы, Сангалло занимал этот пост до своей смерти (1546).
Здесь уместно продолжить цитирование письма Микеланджело с того места, где мы остановились: Сангалло «благодаря тому закруглению, которое делает снаружи, прежде всего, лишает план Браманте всех источников света. И не только это. Он и сам по себе не предусматривает никакого источника света.
У него между верхом и низом столько темных закоулков представляющих великие удобства для бесконечного количества бесчинств, как то: для укрывательства людей, преследуемых законом, для производства фальшивых монет, для оплодотворения монахинь и других бесчинств – что по вечерам, когда церковь нужно запирать, потребовалось бы двадцать пять человек для разыскивания спрятавшихся в ней злоумышленников, да и найти их можно было бы с трудом».
В 1546 Антонио да Сангалло Младший умер. Теперь всеми работами стал руководить Микеланджело. Он всячески отказывался от этого, говоря, что архитектура не его дело (вспомните, он и живопись считал не своим делом и неохотно поначалу согласился взяться за роспись потолка Сикстинской капеллы). Вазари посвящает этой истории яркий рассказ в биографии Микеланджело.
В тот год Микеланджело было 72 года. Он возглавлял работами до самой своей смерти в 1564, то есть 18 лет. Микеланджело вновь возвращается к фигуре греческого креста.
Но на Микеланджело колебания в выборе основного пана Собора не закончились. Нужно было дождаться прихода Карло Мадерно, чтобы собор св. Петра приобрел свой окончательный архитектурный облик. В 1605 папа Павел V приказал разобрать все, что оставалось от древней базилики, снести недостроенный фасад и удлинить неф. Таким образом, в основе пана собора опять оказался латинский крест.
Теперешний фасад о и портик Собора — творение Карло Мадерно. 18 ноября 1626 года папа Урбан VIII освятил собор.
Но вернемся к Микеланджело. Именно он спроектировал тот купол, который, в конце концов, увенчал Собор. Задуман купол был еще Браманте. Но к моменту его смерти закончены были только пилястры и соединяющие их арки.
Все восемнадцать лет работы Микеланджело были отданы строительству купола. В качестве модели Микеланджело остановился на куполе Флорентийского собора, сооруженном Брунеллески. При этом он укрепил колонны, считая, что они были слабы. По свидетельству Вазари, «он их частично расширил, пристроив сбоку две витые или винтовые лестницы с пологими ступеньками, по которым вьючные животные доставляли материалы до самого верха, а также и люди могут подниматься по ним верхом на лошади до верхнего уровня». Это интересная деталь, хотя бы до некоторой степени проясняющая вопросы инженерного решения постройки этого уникального по своим масштабам здания.
Хотя Микеланджело и спроектировал купол, но увидеть собор завершенным ему не суждено было. Он успел возвести лишь барабан для купола. Круглый свод был закончен лишь в 1590. В венчающем купол так называемом глазе помещена надпись, прославляющая папу Сикста V, в последний год понтификата которого было завершено строительство собора св. Петра. Высота купола до верхушки креста 136,57 м, его внутренний диаметр – 42,56 м.
Можно подвести итог: удлинение нефа, вызывавшее множество обсуждений и споров, нарушило гармонию первоначального проекта Браманте. Однако церковь в виде латинского креста больше соответствовала римской традиции.
Когда-то на том месте, где теперь стоит собор св. Петра, располагались сады цирка Нерона (от него, кстати, остался обелиск из Гелиополя, который до сего дня стоит на площади Св. Петра). Первая базилика была построена в 324 г., в правление первого христианского императора Константина. Алтарь собора был размещен над могилой, со второго века считаемой захоронением св.
Петра, принявшего в 66 г. мученическую кончину в цирке Нерона. Во втором соборе в 800 г. папа Лев III короновал Карла Великим Императором Запада. В XV в. базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае V её начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния католицизма.
Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму. Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело.
Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивали уже после его смерти (1564 г.) Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны.
Но на этом история не закончилась. В начале XVII в. по указанию Павла V архитектор Карло Мадерно удлинил восточную ветвь креста — пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрытыми фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали, с делла Кончильяционе.
Требовалась площадь, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающихся виа к собору, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в 1656—1667 гг. площадь перед собором — одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики.
Святые ворота. Высота фасада, построенного архитектором Мадерна, 45 м, ширина — 115 м Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Из портика пять порталов ведут в собор. Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV в. и происходят из старой базилики. Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII в. «Навичелла».
Рельефы крайнего левого портала — «Врат смерти» — созданы в 1949—1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Очень выразителен образ папы Иоанна XXIII.
Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления — здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства.
Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным, собором св. Петра.
В конце центрального нефа, у последнего столба справа, находится статуя св. Петра XIII в., приписываемая Арнольфо ди Камбио. Статуе приписываются чудодейственные свойства, и многочисленные паломники благоговейно прикладываются губами к бронзовой ноге.
Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба. В нише одного из них стоит пятиметровая статуя св. Лонгина работы Бернини. Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г. В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини — огромный, высотой 29 м балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини.
Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра св. Петра. Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа.
Справа от кафедры — надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, слева — надгробие Павла III (XVI в.) работы Гульельмо делла Порта, одного из учеников Микеланджело.
Правый неф. В первой капелле справа находится шедевр Микеланджело — мраморная «Пьета». Она была создана им на рубеже XV и XVI столетий в возрасте 23 лет. После того как злоумышленником была совершена попытка разбить статую, её защитили стеклом.
Рядом располагается небольшая капелла Распятия (или Реликвии), в которой хранится великолепное деревянное распятие конца XIII — начала XIV в., приписываемое Пьетро Каваллини. Чуть дальше находится надгробие маркграфини Матильды Каносской работы Бернини с учениками; это была первая женщина, удостоившаяся чести быть погребённой в этом соборе. (В 1077 г. в Каноссе, замке маркграфини Матильды, император Священной Римской империи Генрих IV, который был отлучён от церкви и низложен, униженно вымаливал прощение у папы Григория VII.) Решётка капеллы св. Причастия выполнена по рисунку Борромини. Рядом с капеллой — надгробие Григория XIII; барельеф напоминает об осуществленной папой реформе — введении нового календаря (григорианского). Чуть дальше находится выполненное в стиле классицизма скульптором Кановой (1792 г.) надгробие Климента XIII.
Надгробие Александра VII работы Бернини. Огромный интерес представляет созданное в 1490-х гг. скульптором Антонио Поллайоло надгробие Иннокентия VIII, это один из немногих сохранившихся памятников, находившихся ещё в старой базилике. Недалеко от входа вы видите ещё одно создание скульптора Кановы — надгробие последних представителей шотландской королевской семьи Стюарт.
В 2007 году в архивах Ватикана была найдена последняя работа Микеланджело Буонарроти выполненная незадолго до его смерти. Это зарисовка, на которой красным мелом изображена деталь одной из радиальных колонн, составляющих барабан купола собора Святого Петра в Риме.
Алтарь собора св. Петра обращён на запад, а не на восток, как большинство[источник?] христианских храмов.
Крупнейшая в мире христианская церковь — базилика Нотр-Дам-де-ла-Пэ в Ямусукро — возведена по образцу Собора Святого Петра.
При Соборе Святого Петра работала собственная мозаичная мастерская. В 1803 году папой Пием VII художник Винченцо Камуччини был назначен директором этой мозаичной мастерской.
В фильме 2012 показано, как во время католической молитвы о конце света, читаемой Папой Римским, Собор рушится на части и хоронит под своими обломками сотни тысяч человек, в том числе итальянского премьер-министра с его семьёй.
Джованни Паоло Панини → Собор св Петра в Риме. 1731
ВОТ ТУТ можно посмотреть много удивительных картин этого художника.
Сикстинская Капелла
Джованни Паоло Панини → Собор св Петра в Риме. 1731
ВОТ ТУТ можно посмотреть много удивительных картин этого художника.
Источник: masterok.livejournal.com