Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве МДС 81-4.99 /Госстрой России.
Методические указания предназначены для широкого круга специалистов, занимающихся разработкой сметной документации для строительства и вопросами сметного нормирования и ценообразования в строительстве
РАЗРАБОТАНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя России (руководитель — В.А. Степанов, ответственный исполнитель — Г.П. Шпунт, исполнители — Г.А. Шанин, А.В. Белов).
РАССМОТРЕНЫ на заседании Межведомственной комиссии (Рабочей группы) при Госстрое России по разработке документов по ценообразованию в строительстве.
ВНЕСЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя России.
ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 01.01.2000 г. постановлением Госстроя России от 17.12.99 №76.
ВЗАМЕН: Методических рекомендаций по расчету величины накладных расходов при определении стоимости строительной продукции и Методических рекомендаций о порядке применения нормативов накладных расходов в строительстве с изменениями и дополнениями к ним (письма Минстроя России от 30.10.92 № БФ-907/12 и от 13.11.96 № ВБ-26/12-368, письмо Госстроя России от 18.10.93 № 12-248).
Что такое накладные расходы?
ВВЕДЕНИЕ
Настоящие Методические указания определяют порядок расчета величины накладных расходов при исчислении сметной стоимости строительной продукции.
Положения, приведенные в Методических указаниях, обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов.
Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, Методические указания носят рекомендательный характер.
Методические указания содержат основные сведения о системе норм накладных расходов, сложившейся в Российской Федерации в условиях развивающихся рыночных отношений.
Методические указания имеют в своем составе общие положения по определению величины накладных расходов в строительстве, расчету индивидуальных норм и применению нормативов накладных расходов.
Положения настоящего документа распространяются также на объекты капитального ремонта зданий и сооружений всех отраслей народного хозяйства с учетом особенностей, отраженных в соответствующих методических документах Госстроя России.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Методические указания предназначены для определения величины накладных расходов:
— заказчиками при составлении инвесторских смет, используемых для предварительной оценки стоимости объектов строительства, подготовки торгов и для переговоров с подрядчиком;
— подрядными организациями для расчетов за выполненные работы с учетом структуры, особенностей управления и обслуживания строительного производства.
Занятие №10 — Распределение общепроизводственных расходов — часть 1/2
1.2. Накладные расходы как часть сметной себестоимости строительно-монтажных работ представляют собой совокупность затрат, связанных с созданием общих условий строительного производства, его организацией, управлением и обслуживанием.
1.3. Для определения стоимости строительства на различных стадиях инвестиционного процесса следует использовать систему норм накладных расходов, которые по своему функциональному назначению и масштабу применения подразделяются на следующие виды:
— укрупненные нормативы по основным видам строительства;
— нормативы по видам строительных и монтажных работ;
— индивидуальные нормы для конкретной строительно-монтажной или ремонтно-строительной организации;
— предельные нормы накладных расходов на строительные, монтажные, специальные строительные работы, предназначенные для определения стоимости работ в базисном уровне цен.
1.4. Накладные расходы нормируются косвенным способом в процентах от выбранной базы исчисления:
— средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в составе прямых затрат;
— сметной стоимости прямых затрат в базисном уровне сметных норм и цен.
Порядок определения размера средств на оплату труда рабочих приведен в прил. 1.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ НОРМАТИВОВ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ
2.1. Общее методическое руководство разработкой нормативов накладных расходов осуществляет Управление ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя России (далее — Управление ценообразования).
2.2. Разработка укрупненных нормативов по основным видам строительства и нормативов по видам строительных и монтажных работ производится организациями-разработчиками, определяемыми Управлением ценообразования.
Разработанные проекты нормативов накладных расходов рассматриваются Межведомственной комиссией (Рабочей группой) по разработке документов по ценообразованию в строительстве ( МВК) Госстроя России.
С учетом результатов рассмотрения на МВК организации-разработчики вносят в проекты нормативов соответствующие коррективы.
Откорректированные нормативы передаются в Управление ценообразования, которое после окончательной экспертизы представляет их на утверждение в установленном порядке.
2.3. Разработка индивидуальных норм для конкретных строительно-монтажных или ремонтно-строительных организаций осуществляется подрядными организациями (корпорациями, акционерными обществами, концернами, объединениями и др.), или региональными центрами по ценообразованию в строительстве ( РЦЦС) на основе заключенных с подрядными организациями договоров на выполнение указанных работ.
Разработанные проекты индивидуальных норм накладных расходов передаются подрядчиком заказчику для рассмотрения и проведения соответствующей экспертизы.
На основе экспертных заключений организации-разработчики вносят соответствующие коррективы в проекты индивидуальных норм накладных расходов и передают заказчику для окончательного согласования.
3. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ НОРМАТИВОВ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ
3.1. Укрупненные нормативы по основным видам строительства определяются на основе анализа данных федерального государственного статистического наблюдения на производство и реализацию продукции (работ, услуг) в целом по отрасли и структуры выполненных подрядных работ по основным видам строительства.
Система указанных нормативов состоит из 9 видов и приведена в прил.2.
Укрупненные нормативы накладных расходов по основным видам строительства целесообразно использовать для разработки инвесторских смет и на стадии подготовки тендерной документации при проведении подрядных торгов.
3.2 Нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ определяются на основе анализа данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) по специализированным организациям-представителям, в объеме работ которых удельный вес данного вида работ составляет не менее 70%, с учетом структуры сметных прямых затрат в сметной стоимости строительных, монтажных и специальных строительных работ.
Система указанных нормативов состоит из 47 видов и приведена в прил.3.
Нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ следует применять на стадии разработки рабочей проектно-сметной документации, а также при расчетах за выполненные работы.
3.3. Нормативы накладных расходов по видам строительства, строительных и монтажных работ разработаны без учета районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним. Порядок расчета величины накладных расходов в указанных районах приведен в Методических указаниях по определению величины накладных расходов и сметной прибыли в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним ( МДС 81-5.99), утвержденных постановлением Госстроя России от 17.12.99 № 78.
3.4. Укрупненные нормативы накладных расходов по видам строительства и нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ могут корректироваться Госстроем России в связи с изданием новых законодательных и нормативных актов, а также по результатам наблюдений и анализа фактических затрат по накладным расходам строительных организаций.
Внесение изменений и дополнений другими инстанциями в утвержденные Госстроем России нормативы накладных расходов не допускается.
3.5. Индивидуальные нормы накладных расходов подрядных организаций определяются на основе расчетных затрат, необходимых для управления, организации и обслуживания процесса производства строительных работ, и должны учитывать реальные условия конкретного строительства, отличающихся от усредненных, предусмотренных в укрупненных нормативах накладных расходов.
3.6. Расчет индивидуальных норм накладных расходов целесообразно осуществлять методом постатейного калькулирования, предусматривающим расчет массы накладных расходов для конкретных подрядных организаций расчетно-аналитическим методом по статьям затрат с отнесением ее к фонду оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов.
Перечень статей затрат накладных расходов в строительстве, приведен в прил.4.
Из предусмотренных в указанном Перечне пяти разделов в расчете нормы накладных расходов не учитываются статьи затрат V раздела «Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы».
К ним относятся:
— пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм, выплачиваемые работникам на основании судебных решений;
— налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком (за исключением отчислений на социальные нужды);
— затраты на платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества гражданской ответственности организаций — источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, по добровольному страхованию от несчастных случаев и болезней, а также медицинскому страхованию;
— отчисления в резерв на возведение временных (титульных) зданий (сооружений) в тех случаях, когда средства на их возведение предусмотрены в свободной (договорной) цене строительства;
— затраты по перевозке работников, проживающих от места работы на расстоянии более 3-х километров, к месту работы и обратно автомобильным транспортом (собственным или арендованным), если коммунальный или пригородный транспорт не в состоянии обеспечить их перевозку и нет возможности организовать перевозку путем организации специальных маршрутов городского пассажирского транспорта; дополнительные затраты, связанные с привлечением на договорной основе с местными органами исполнительной власти средств строительной организации для покрытия расходов по перевозке работников маршрутами наземного, городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), сверх сумм, определенных исходя из действующих тарифов на соответствующие виды транспорта;
— дополнительные затраты, связанные с осуществлением подрядных работ вахтовым методом;
— затраты на перебазирование строительных организаций и их подразделений на другие стройки;
— предусмотренные законодательством Российской Федерации затраты, связанные с набором рабочей силы, включая оплату выпускникам средних профессионально-технических училищ и молодым специалистам, окончившим высшее или среднее специальное учебное заведение, проезда к месту работы, а также отпуска перед началом работы;
— дополнительные расходы, связанные с использованием на строительстве объектов студенческих отрядов, военно-строительных частей и других контингентов (производимые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации);
— расходы на проведение специальных мероприятий по обеспечению нормальных условий труда (по борьбе с радиоактивностью, силикозом, малярией, гнусом, энцифалитным клещом и др.);
— затраты, связанные с командированием рабочих для выполнения строительных, монтажных и специальных строительных работ. Для целей налогообложения указанные затраты принимаются в размерах, установленных законодательством Российской Федерации;
— другие расходы, возмещаемые заказчиками в соответствии с действующими постановлениями и положениями.
Указанные затраты в бухгалтерской отчетности относятся на статью «Накладные расходы», а в сметной документации включаются в главу 8 «Временные здания и сооружения» и главу 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета, стоимости строительства.
3.7. Постатейное калькулирование затрат при расчете индивидуальной нормы накладных расходов следует осуществлять:
— по нормируемым статьям затрат — на основе действующих законодательных и нормативных документов, регламентирующих их величину;
— по ненормируемым статьям затрат — в соответствии с данными бухгалтерского учета подрядных организаций.
Порядок определения величины накладных расходов по статьям затрат подрядной организации приведен в прил. 5.
3.8. При расчете индивидуальной нормы накладных расходов необходимо проводить анализ годовых данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) по форме 5-з, утвержденной постановлением Госкомстата России от 10.11.98 №110.
3.9. Для экспертной оценки расходов по статьям накладных расходов рекомендуется использовать данные о постатейной структуре накладных расходов по элементам, а также о среднеотраслевой структуре накладных расходов, приведенные в прил. б и 7. Указанные данные носят справочный характер и не могут использоваться для расчета индивидуальной нормы накладных расходов.
3.10. При расчете индивидуальной нормы накладных расходов не должны учитываться накладные (цеховые) расходы подсобных, вспомогательных производств, обслуживающих и прочих хозяйств, находящихся на самостоятельном (отдельном) балансе или в составе подразделений подрядных организаций.
Указанные расходы относятся на себестоимость продукции или услуги этих хозяйств.
3.11. При разработке индивидуальных норм накладных расходов необходимо учитывать, что в соответствии с положениями о взаимоотношениях организаций генерального подрядчика с субподрядчиком, предусмотренных заключенным между ними договором на строительство, субподрядчик перечисляет за счет накладных расходов плату генподрядчику на покрытие следующих расходов:
административно-хозяйственных, вязанных с обеспечением технической документацией и координацией работ, приемкой и сдачей работ, материально-техническим снабжением, обеспечением пожарно-сторожевой охраной, техники безопасности, временными (не титульными) зданиями и сооружениями и др. При этом сумму отчислений субподрядчик относит на указанные статьи накладных расходов, а генподрядчик соответственно уменьшает расходы по аналогичным статьям.
4. ПРИМЕНЕНИЕ НОРМАТИВОВ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТОВ.
4.1. При составлении локальных сметных расчетов (смет) без деления на разделы начисление накладных расходов производится в конце расчета (сметы) — за итогом прямых затрат, а при формировании по разделам — в конце каждого раздела и в целом по сметному расчету (смете).
4.2. Порядок применения нормативов накладных расходов в сметах зависит от метода определения сметной стоимости строительно-монтажных работ и стадийности проектной документации.
4.3. При применении ресурсного метода, когда в процессе составления локальных сметных расчетов (смет) средства на оплату труда рабочих определены в текущем уровне цен, величина накладных расходов может быть определена по формуле:
на стадии проекта:
на стадии рабочей документации:
Н — величина накладных расходов, руб. или тыс. руб.;
З — величина средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов, учитываемая в составе прямых затрат локального сметного расчета (сметы), руб. или тыс. руб.;
Н c — укрупненный норматив накладных расходов по видам строительства, приведенный в прил. 2 (в процентах);
Н n — индивидуальная норма накладных расходов для подрядной организации (в процентах);
Нр i — норматив накладных расходов по i -тому виду строительных и монтажных работ, приведенных в прил. 3 (в процентах).
4.4. При применении базисно-индексного метода, когда расчет средств на оплату труда рабочих производится на основе сметной величины основной заработной платы, ученной в сметно-нормативной базе, действовавшей на 01.01.91, могут быть применены следующие формулы:
на стадии проекта:
на стадии рабочей документации:
Зс и Зм — суммарная по объекту сметная величина основной заработной платы рабочих-строителей и механизаторов в уровне сметных норм и цен, введенных с 01.01.91 (или в уровне сметных норм и цен, введенных с 01.01.84 с повышающим коэффициентом 1,25), в руб.;
И om — индекс текущего уровня средств на оплату труда в строительстве по отношению к уровню сметной заработной платы рабочих, учтенной сметными нормами и ценами с 01.01.91;
З ci и Зм i — суммарные по г-тому виду работ сметные величины основной заработной платы рабочих-строителей и механизаторов в уровне сметных цен с 01.01.91, в руб.;
n — общее количество видов работ по данному объекту.
4.5. Для определения стоимости строительства (капитального ремонта) в базисном уровне цен в локальных сметных расчетах (сметах) могут применяться предельные нормы накладных расходов на строительные (ремонтно-строительные) работы, установленные для применения с 01.01.91 соответствующими министерствами и ведомствами для подведомственных организаций.
При использовании сметно-нормативной базы, введенной в действие с 01.01.84, в локальных сметах могут применяться предельные нормы накладных расходов, утвержденные министерствами и ведомствами для применения с 01.01.84.
Для вновь образованных организаций в базисной стоимости работ следует использовать предельную норму накладных расходов в размере 14,2 % от прямых сметных затрат.
4.6. При составлении сметной документации на строительство объектов, когда неизвестна субподрядная организация, выполняющая отдельные виды строительных работ, рекомендуется сметную стоимость таких работ определять с применением нормы накладных расходов для генеральной подрядной организации. При расчетах генподрядчика с субподрядчиком за выполненные работы применяется норма накладных расходов субподрядчика.
4.7. Для определения стоимости строительных работ, выполняемых индивидуальными предпринимателями (физическими лицами) по договорам бытового или строительного подряда, величину накладных расходов рекомендуется рассчитывать на основе индивидуальной нормы путем калькулирования по статьям затрат, принимая для расчета только те статьи затрат и расходов, которые соответствуют фактическим условиям выполнения работ по бытовому или строительному подряду.
При этом индивидуальная норма не должна превышать 50% от фактической величины средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов.
5. УЧЕТ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ
5.1. Бухгалтерский учет по накладным расходам ведется строительными организациями в соответствии с принципами, установленными бухгалтерским стандартом учета затрат и доходов, связанных со строительством.
5.2. Учет затрат по накладным расходам осуществляется на основе первичной учетной документации (платежные требования, накладные, выписки банков, расчетные ведомости, наряды, акты, авансовые расчеты и др.), оформленной в порядке, установленном соответствующими нормативными актами.
5.4. Накладные расходы основного производства в строительных организациях
ежемесячно пропорционально прямым затратам относятся к затратам по производству строительных работ, отражаемым на счете 20 «Основное производство», а также, учитываемым на счете 30 «Некапитальные работы» (кроме затрат по возведению временных нетитульных сооружений).
Накладные расходы основного производства в трестах (структурных подразделениях) механизации ежемесячно распределяются пропорционально прямым затратам на счета учета строительных работ, выполненных для заказчиков по договорам подряда, и работ по эксплуатации строительных машин и механизмов, оказанных в качестве услуг.
5.5. Отдельные виды расходов, включаемых в накладные расходы в пределах установленных норм, рассчитываемых от объемных показателей (на представительские расходы, рекламу, повышение квалификации), определяются в установленном порядке в целом по строительной организации с последующим распределением лимита по структурным подразделениям.
Приложение 1
ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА СРЕДСТВ НА ОПЛАТУ ТРУДА РАБОЧИХ
Для определения размера средств на оплату труда рабочих в сметах и договорных ценах на строительство может использоваться один из следующих методов.
1. При применении ресурсного метода, когда в процессе составления локальных сметных расчетов (смет) размер средств на оплату труда в текущем (прогнозном) уровне цен требуется определить на основе показателей трудоемкости работ, выраженных в чел. — ч, используется следующая формула:
З — расчетная величина средств на оплату труда рабочих в текущем (прогнозном) уровне цен по объекту (части его), учитываемая в составе прямых затрат локального ресурсного сметного расчета (сметы), руб. или тыс. руб.;
Т — трудоемкость работ (затраты труда рабочих-строителей и механизаторов), которая определяется по нормам, применяемым в подрядной организации, по объекту (его части), чел. — ч;
Зфакт — фактическая (на момент расчета), по данным статистической отчетности, или прогнозируемая (договорная) на будущий период среднемесячная оплата труда одного рабочего (строителя и механизатора) в подрядной организации, по составу соответствующая Положению, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 № 552, Изменениям и дополнениям к нему, внесенным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 № 661, а также разработанным на их основе «Типовым методическим рекомендациям по планированию и учету себестоимости строительных работ», утвержденным Минстроем России 04.12.95 № БЕ-11-260/7,
t — среднемесячное количество часов, фактически отработанное одним рабочим в конкретной организации, не превышающее нормативной величины, устанавливаемой Минтрудом России, (ч/мес.).
Указанную формулу можно использовать также при определении стоимости строительства базисно-индексным и другими методами.
2. При использовании для определения размера средств на оплату труда рабочих на основе сметной величины основной заработной платы рабочих, учтенной в СНиР -91 (или ЕРЕР-84 с повышающим коэффициентом 1,25) может быть применена следующая формула:
Зс и Зм — суммарная по объекту (части его) величина основной заработной платы соответственно рабочих-строителей и механизаторов в уровне сметных норм и цен, введенных в действие с 01.01.91 (или с 01.01.84 с повышающим коэффициентом 1,25), руб. или тыс. руб.;
И om — индекс текущего (прогнозного) уровня средств на оплату труда в строительстве, который определяется как отношение среднемесячной фактической оплаты труда одного рабочего ( З мес/факт) к месячной тарифной ставке рабочего среднего разряда, учтенной в сметно-нормативной базе, действовавшей на 01.01.91.
3. При применении метода определения в составе прямых затрат размера средств на оплату труда по видам и комплексам работ, конструктивным элементам и объекту в целом на основе тарифных ставок, устанавливаемых отраслевыми тарифными соглашениями по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации, может применяться следующая формула :
Т — затраты труда рабочих на выполнение конкретных объемов работ по их видам, комплексам, конструктивным элементам или по объекту в целом, чел. — ч;
tp — расчетное число часов работы одного рабочего в месяц (не менее фактического и не более нормативного), (ч.);
С1 — месячная тарифная ставка рабочего 1-го разряда при работе в нормальных условиях труда, предусмотренная в отраслевых тарифных соглашениях, руб.;
Km — тарифный коэффициент соответствующего разряда работ, принимаемый по действующей тарифной сетке;
К i — коэффициенты, учитывающие доплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда (0,12 и 0,24 соответственно), на работах по реконструкции, техническому перевооружению, капитальному ремонту, ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий (от 0,10 до 0,25), за разъездной и подвижной характер работ (0,15 — 0,20 и 0,30 — 0,40 соответственно), надбавки за профмастерство, расширение зон обслуживания, выполнение особо важных заданий (0,16 — 0,24) и другие:
Кр — районный коэффициент к заработной плате, устанавливаемый директивными органами;
К n — коэффициент, учитывающий премиальные выплаты, производимые по действующим в организации системам и формам премирования, определяемый по сложившемуся уровню и принимаемый в договоре подряда по соглашению сторон;
ПВ — прочие выплаты, производимые за счет средств на оплату труда, включаемых в прямые затраты в соответствии с Типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительных работ (от 04.12.95 № БЕ-11-260/7), (руб./мес.).
1. Коэффициент Кр не применяется в случаях, когда тарифные ставки и оклады в организации установлены с учетом районного коэффициента.
2. Коэффициент, учитывающий премиальные выплаты ( Кп) и размер прочих выплат ( ПВ) может определяться в зависимости от удельного веса в оплате труда рабочих на основе отчетных данных.
Приложение 2
УКРУПНЕННЫЕ НОРМАТИВЫ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ ПО ОСНОВНЫМ ВИДАМ СТРОИТЕЛЬСТВА
Размер накладных расходов (в процентах) от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов
Объекты производственного назначения для всех отраслей народного хозяйства, кроме объектов энергетического и сельскохозяйственного строительства
Объекты жилищно-гражданского назначения для всех отраслей, кроме крупнопанельного и объемно-блочного жилищного строительства
Крупнопанельное и объемно-блочное жилищное
Комплекс строительных работ по возведению крупнопанельных и объемно-блочных жилых домов, кроме работ по нулевому циклу, встроенным и пристроенным помещениям, прокладки внешних коммуникаций, благоустройства, монтажных, электромонтажных, слаботочных и внутренних санитарно-технических работ
Объекты сельского хозяйства производственного назначения за исключением водохозяйственного строительства
Объекты железнодорожного, морского, речного, автомобильного и воздушного транспорта
Источник: gosthelp.ru
МДС по накладным расходам
Основной документ, в котором перечислен состав накладных расходов в строительстве — МДС81-33.2004. МДС81-33.2004 — это методический документ в строительстве, в котором приводится объяснение того, что такое накладные расходы и как они начисляются в сметных формах.
Кроме того, методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве приводится также и основание, на котором вычисляется данный норматив в сметной форме. Из текста данного МДС можно придти к выводу, что накладные расходы — это затраты, которые необходимы для создания условий для выполнения комплекса строительно-монтажных работ на любом объекте.
Что входит в состав накладных расходов?
Согласно методическим указаниям по определению величины накладных расходов МДС81-33.2004 в состав данного норматива входит довольно широкий спектр затрат. Прежде всего, к накладным расходам относится оплата труда административно-технического персонала.
Оплата различных налогов строительной организацией также входит в данную статью затрат. При этом действующий МДС по накладным расходам также включает в норматив расходы на связь и установку программного обеспечения. Ремонт оборудования различного типа является частью затрат, включаемых в состав накладных расходов.
Оплата услуг различного характера, которые были или должны быть оказаны в процессе строительства объекта, упоминается в МДС 33 на накладные расходы. К таким услугам чаще всего относятся юридические и консультационные услуги, а также затраты на оплату коммунальных услуг.
Оплата нотариальных и аудиторских затрат является частью накладных расходов в смете наравне со всеми остальными аспектами. Помимо этого, МДС на накладные расходы в строительстве относит к данному нормативу также и расходы, связанные с закупкой канцелярских товаров.
Ремонтные работы хозяйственного назначения в строительной организации также являются составляющей в общей сумме накладных расходов. Кроме того, расходы на командирование сотрудников и прочие разъездные затраты входят в состав норматива согласно действующему МДС на накладные расходы.
Большую долю в составе накладных расходов занимает стоимость обслуживания работников при производстве строительно-монтажного комплекса работ на объекте. МДС накладных расходов относит к данному виду затрат обучение сотрудников, а также повышение их квалификации.
Кроме того, к данной статье затрат относится и обслуживание помещений, где сотрудники осуществляют свою трудовую деятельность. Состав накладных расходов в строительстве в МДС81-33.2004 в данном случае включает в себя уборку и обслуживание помещений, а также амортизацию и арендную плату.
При этом не следует упускать из внимания затраты на охрану труда и соблюдение техники безопасности. Следует отметить, что данные затраты включаются методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве не только на объект производства строительных работ, но и на все предприятие в целом.
Затраты, связанные с организацией строительных работ на объекте, включаются в состав накладных расходов. Кроме того, износ инструментов и оборудования, ремонт временных зданий и сооружение и затраты на пожарную охрану в действующем МДС по накладным расходам также имеют место в расчетах на любой объект.
В состав накладных расходов в смете входят затраты на страхование и на получение сертификатов различного вида в том числе. Также некоторые другие затраты, которые перечислены в указанном МДС, являются частью накладных расходов в строительстве.
Рисунок 1. Состав накладных расходов
Как рассчитываются накладные расходы в сметах
В приведенном методическом документе МДС81-33.2004 на накладные расходы приведены и формулы для расчета данного норматива. Более того, в документе приводится объяснение того, что такое накладные расходы и как они вычисляются, исходя из вида строительных работ.
В основе определения согласно МДС на накладные расходы в строительстве разные аспекты для различных сметных форм. Во-первых, укрупненный норматив накладных расходов, который применяется в расчетах инвесторских смет.
Во-вторых, накладные расходы по видам строительства включаются в локальные сметные расчеты, сметы по форме №4 и прочие формы локальных смет. К видам строительства относят собственно строительные работы, а также монтажные, ремонтные, пусконаладочные работы и т.д. Для каждого из этих видов существует своя утвержденная норма накладных расходов.
В-третьих, методические указания по определению величины накладных расходов допускают индивидуальное начисление для норматива данного типа. Методику расчета индивидуальных норм возможно обнаружить в составе МДС81-33.2004 в том числе.
Помимо всего прочего, действующий МДС по накладным расходам, как отмечалось выше, содержит все необходимые формулы. Также важно отметить, что в методическом документе приведены все необходимые пояснения к обозначенным формулам.
Так как накладные расходы отражают среднеотраслевой уровень затрат, то важное значение при определении процента данного норматива играет и уровень цен. МДС33 на накладные расходы выделяет текущий и базисный уровень цен.
Ценами текущего уровня являются цены актуальные на данный момент, или на момент составления сметной документации. Базисным уровнем цен признан уровень 2001 года. В зависимости от этого МДС на накладные расходы в строительстве и приводит вычисления норматива.
Кроме того, следует отметить, что МДС81-33.2004 на накладные расходы имеют рекомендательный характер. Однако рекомендации данного методического документа являются основополагающими при расчете большинства сметных форм на различные виды объектов.
Таким образом, изучение МДС по накладным расходам является важным аспектом в работе инженера-сметчика. Ведь при понимании того, как рассчитать данный норматив и как учесть его в смете, становится возможным точнее учесть все виды затрат при определении стоимости строительства того или иного объекта.
Источник: smetchik.com
МДС 81-4.99
Документ «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве» был заменен.
01.01.2000 |
01.10.2014 |
12.01.2004 |
Неактуальный |
Выберите формат отображения документа:
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ
(Госстрой России)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЕЛИЧИНЫ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Москва 2000
1. Общие положения. 2
2. Организация разработки нормативов накладных расходов. 3
3. Порядок разработки нормативов накладных расходов. 3
4. Применение нормативов накладных расходов при составлении сметной документации на строительство объектов. 6
5. Учет накладных расходов. 8
Порядок определения размера средств на оплату труда рабочих. 8
Приложение 2. 10
Укрупненные нормативы накладных расходов по основным видам строительства. 10
Приложение 3. 10
Нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ. 10
Приложение 4. 12
Перечень статей затрат накладных расходов в строительстве. 12
Приложение 5. 18
Порядок определения величины накладных расходов по статьям затрат подрядной организации 18
Приложение 6 (справочное) 23
Постатейная структура накладных расходов по элементам затрат. 23
Приложение 7 (справочное) 26
Среднеотраслевая структура накладных расходов по статьям затраТ. 26
Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве МДС 81-4.99 /Госстрой России.
Методические указания предназначены для широкого круга специалистов, занимающихся разработкой сметной документации для строительства и вопросами сметного нормирования и ценообразования в строительстве
РАЗРАБОТАНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя России (руководитель — В.А. Степанов, ответственный исполнитель — Г.П. Шпунт, исполнители — Г.А. Шанин, А.В. Белов).
РАССМОТРЕНЫ на заседании Межведомственной комиссии (Рабочей группы) при Госстрое России по разработке документов по ценообразованию в строительстве.
ВНЕСЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя России.
ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 01.01.2000 г. постановлением Госстроя России от 17.12.99 № 76.
ВЗАМЕН: Методических рекомендаций по расчету величины накладных расходов при определении стоимости строительной продукции и Методических рекомендаций о порядке применения нормативов накладных расходов в строительстве с изменениями и дополнениями к ним (письма Минстроя России от 30.10.92 № БФ-907/12 и от 13.11.96 № ВБ-26/12-368, письмо Госстроя России от 18.10.93 № 12-248).
Настоящие Методические указания определяют порядок расчета величины накладных расходов при исчислении сметной стоимости строительной продукции.
Положения, приведенные в Методических указаниях, обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов.
Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, Методические указания носят рекомендательный характер.
Методические указания содержат основные сведения о системе норм накладных расходов, сложившейся в Российской Федерации в условиях развивающихся рыночных отношений.
Методические указания имеют в своем составе общие положения по определению величины накладных расходов в строительстве, расчету индивидуальных норм и применению нормативов накладных расходов.
Положения настоящего документа распространяются также на объекты капитального ремонта зданий и сооружений всех отраслей народного хозяйства с учетом особенностей, отраженных в соответствующих методических документах Госстроя России.
1.1. Методические указания предназначены для определения величины накладных расходов:
— заказчиками при составлении инвесторских смет, используемых для предварительной оценки стоимости объектов строительства, подготовки торгов и для переговоров с подрядчиком;
— подрядными организациями для расчетов за выполненные работы с учетом структуры, особенностей управления и обслуживания строительного производства.
1.2. Накладные расходы как часть сметной себестоимости строительно-монтажных работ представляют собой совокупность затрат, связанных с созданием общих условий строительного производства, его организацией, управлением и обслуживанием.
1.3. Для определения стоимости строительства на различных стадиях инвестиционного процесса следует использовать систему норм накладных расходов, которые по своему функциональному назначению и масштабу применения подразделяются на следующие виды:
— укрупненные нормативы по основным видам строительства;
— нормативы по видам строительных и монтажных работ;
— индивидуальные нормы для конкретной строительно-монтажной или ремонтно-строительной организации;
— предельные нормы накладных расходов на строительные, монтажные, специальные строительные работы, предназначенные для определения стоимости работ в базисном уровне цен.
1.4. Накладные расходы нормируются косвенным способом в процентах от выбранной базы исчисления:
— средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в составе прямых затрат;
— сметной стоимости прямых затрат в базисном уровне сметных норм и цен.
Порядок определения размера средств на оплату труда рабочих приведен в прил. 1.
2.1. Общее методическое руководство разработкой нормативов накладных расходов осуществляет Управление ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя России (далее — Управление ценообразования).
2.2. Разработка укрупненных нормативов по основным видам строительства и нормативов по видам строительных и монтажных работ производится организациями-разработчиками, определяемыми Управлением ценообразования.
Разработанные проекты нормативов накладных расходов рассматриваются Межведомственной комиссией (Рабочей группой) по разработке документов по ценообразованию в строительстве (МВК) Госстроя России.
С учетом результатов рассмотрения на МВК организации-разработчики вносят в проекты нормативов соответствующие коррективы.
Откорректированные нормативы передаются в Управление ценообразования, которое после окончательной экспертизы представляет их на утверждение в установленном порядке.
2.3. Разработка индивидуальных норм для конкретных строительно-монтажных или ремонтно-строительных организаций осуществляется подрядными организациями (корпорациями, акционерными обществами, концернами, объединениями и др.), или региональными центрами по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) на основе заключенных с подрядными организациями договоров на выполнение указанных работ.
Разработанные проекты индивидуальных норм накладных расходов передаются подрядчиком заказчику для рассмотрения и проведения соответствующей экспертизы.
На основе экспертных заключений организации-разработчики вносят соответствующие коррективы в проекты индивидуальных норм накладных расходов и передают заказчику для окончательного согласования.
3.1. Укрупненные нормативы по основным видам строительства определяются на основе анализа данных федерального государственного статистического наблюдения на производство и реализацию продукции (работ, услуг) в целом по отрасли и структуры выполненных подрядных работ по основным видам строительства.
Система указанных нормативов состоит из 9 видов и приведена в прил.2.
Укрупненные нормативы накладных расходов по основным видам строительства целесообразно использовать для разработки инвесторских смет и на стадии подготовки тендерной документации при проведении подрядных торгов.
3.2 Нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ определяются на основе анализа данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) по специализированным организациям-представителям, в объеме работ которых удельный вес данного вида работ составляет не менее 70 %, с учетом структуры сметных прямых затрат в сметной стоимости строительных, монтажных и специальных строительных работ.
Система указанных нормативов состоит из 47 видов и приведена в прил. 3.
Нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ следует применять на стадии разработки рабочей проектно-сметной документации, а также при расчетах за выполненные работы.
3.3. Нормативы накладных расходов по видам строительства, строительных и монтажных работ разработаны без учета районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним. Порядок расчета величины накладных расходов в указанных районах приведен в Методических указаниях по определению величины накладных расходов и сметной прибыли в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (МДС 81-5.99), утвержденных постановлением Госстроя России от 17.12.99 № 78.
3.4. Укрупненные нормативы накладных расходов по видам строительства и нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ могут корректироваться Госстроем России в связи с изданием новых законодательных и нормативных актов, а также по результатам наблюдений и анализа фактических затрат по накладным расходам строительных организаций.
Внесение изменений и дополнений другими инстанциями в утвержденные Госстроем России нормативы накладных расходов не допускается.
3.5. Индивидуальные нормы накладных расходов подрядных организаций определяются на основе расчетных затрат, необходимых для управления, организации и обслуживания процесса производства строительных работ, и должны учитывать реальные условия конкретного строительства, отличающихся от усредненных, предусмотренных в укрупненных нормативах накладных расходов.
3.6. Расчет индивидуальных норм накладных расходов целесообразно осуществлять методом постатейного калькулирования, предусматривающим расчет массы накладных расходов для конкретных подрядных организаций расчетно-аналитическим методом по статьям затрат с отнесением ее к фонду оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов.
Перечень статей затрат накладных расходов в строительстве, приведен в прил. 4.
Из предусмотренных в указанном Перечне пяти разделов в расчете нормы накладных расходов не учитываются статьи затрат V раздела «Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы».
К ним относятся:
— пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм, выплачиваемые работникам на основании судебных решений;
— налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком (за исключением отчислений на социальные нужды);
— затраты на платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества гражданской ответственности организаций — источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, по добровольному страхованию от несчастных случаев и болезней, а также медицинскому страхованию;
— отчисления в резерв на возведение временных (титульных) зданий (сооружений) в тех случаях, когда средства на их возведение предусмотрены в свободной (договорной) цене строительства;
— затраты по перевозке работников, проживающих от места работы на расстоянии более 3-х километров, к месту работы и обратно автомобильным транспортом (собственным или арендованным), если коммунальный или пригородный транспорт не в состоянии обеспечить их перевозку и нет возможности организовать перевозку путем организации специальных маршрутов городского пассажирского транспорта; дополнительные затраты, связанные с привлечением на договорной основе с местными органами исполнительной власти средств строительной организации для покрытия расходов по перевозке работников маршрутами наземного, городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), сверх сумм, определенных исходя из действующих тарифов на соответствующие виды транспорта;
— дополнительные затраты, связанные с осуществлением подрядных работ вахтовым методом;
— затраты на перебазирование строительных организаций и их подразделений на другие стройки;
— предусмотренные законодательством Российской Федерации затраты, связанные с набором рабочей силы, включая оплату выпускникам средних профессионально-технических училищ и молодым специалистам, окончившим высшее или среднее специальное учебное заведение, проезда к месту работы, а также отпуска перед началом работы;
— дополнительные расходы, связанные с использованием на строительстве объектов студенческих отрядов, военно-строительных частей и других контингентов (производимые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации);
— расходы на проведение специальных мероприятий по обеспечению нормальных условий труда (по борьбе с радиоактивностью, силикозом, малярией, гнусом, энцифалитным клещом и др.);
— затраты, связанные с командированием рабочих для выполнения строительных, монтажных и специальных строительных работ. Для целей налогообложения указанные затраты принимаются в размерах, установленных законодательством Российской Федерации;
— другие расходы, возмещаемые заказчиками в соответствии с действующими постановлениями и положениями.
Указанные затраты в бухгалтерской отчетности относятся на статью «Накладные расходы», а в сметной документации включаются в главу 8 «Временные здания и сооружения» и главу 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета, стоимости строительства.
3.7. Постатейное калькулирование затрат при расчете индивидуальной нормы накладных расходов следует осуществлять:
— по нормируемым статьям затрат — на основе действующих законодательных и нормативных документов, регламентирующих их величину;
— по ненормируемым статьям затрат — в соответствии с данными бухгалтерского учета подрядных организаций.
Порядок определения величины накладных расходов по статьям затрат подрядной организации приведен в прил. 5.
3.8. При расчете индивидуальной нормы накладных расходов необходимо проводить анализ годовых данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) по форме 5-з, утвержденной постановлением Госкомстата России от 10.11.98 № 110.
3.9. Для экспертной оценки расходов по статьям накладных расходов рекомендуется использовать данные о постатейной структуре накладных расходов по элементам, а также о среднеотраслевой структуре накладных расходов, приведенные в прил. 6 и 7. Указанные данные носят справочный характер и не могут использоваться для расчета индивидуальной нормы накладных расходов.
3.10. При расчете индивидуальной нормы накладных расходов не должны учитываться накладные (цеховые) расходы подсобных, вспомогательных производств, обслуживающих и прочих хозяйств, находящихся на самостоятельном (отдельном) балансе или в составе подразделений подрядных организаций.
Указанные расходы относятся на себестоимость продукции или услуги этих хозяйств.
3.11. При разработке индивидуальных норм накладных расходов необходимо учитывать, что в соответствии с положениями о взаимоотношениях организаций генерального подрядчика с субподрядчиком, предусмотренных заключенным между ними договором на строительство, субподрядчик перечисляет за счет накладных расходов плату генподрядчику на покрытие следующих расходов:
административно-хозяйственных, вязанных с обеспечением технической документацией и координацией работ, приемкой и сдачей работ, материально-техническим снабжением, обеспечением пожарно-сторожевой охраной, техники безопасности, временными (не титульными) зданиями и сооружениями и др. При этом сумму отчислений субподрядчик относит на указанные статьи накладных расходов, а генподрядчик соответственно уменьшает расходы по аналогичным статьям.
4. ПРИМЕНЕНИЕ НОРМАТИВОВ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТОВ.
4.1. При составлении локальных сметных расчетов (смет) без деления на разделы начисление накладных расходов производится в конце расчета (сметы) — за итогом прямых затрат, а при формировании по разделам — в конце каждого раздела и в целом по сметному расчету (смете).
4.2. Порядок применения нормативов накладных расходов в сметах зависит от метода определения сметной стоимости строительно-монтажных работ и стадийности проектной документации.
4.3. При применении ресурсного метода, когда в процессе составления локальных сметных расчетов (смет) средства на оплату труда рабочих определены в текущем уровне цен, величина накладных расходов может быть определена по формуле:
на стадии проекта:
на стадии рабочей документации:
Н — величина накладных расходов, руб. или тыс. руб.;
З — величина средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов, учитываемая в составе прямых затрат локального сметного расчета (сметы), руб. или тыс. руб.;
Нc- укрупненный норматив накладных расходов по видам строительства, приведенный в прил. 2 (в процентах);
Нn- индивидуальная норма накладных расходов для подрядной организации (в процентах);
Нрi- норматив накладных расходов по i-тому виду строительных и монтажных работ, приведенных в прил. 3 (в процентах).
4.4. При применении базисно-индексного метода, когда расчет средств на оплату труда рабочих производится на основе сметной величины основной заработной платы, ученной в сметно-нормативной базе, действовавшей на 01.01.91, могут быть применены следующие формулы:
на стадии проекта:
на стадии рабочей документации:
Зс и Зм — суммарная по объекту сметная величина основной заработной платы рабочих-строителей и механизаторов в уровне сметных норм и цен, введенных с 01.01.91 (или в уровне сметных норм и цен, введенных с 01.01.84 с повышающим коэффициентом 1,25), в руб.;
Иom — индекс текущего уровня средств на оплату труда в строительстве по отношению к уровню сметной заработной платы рабочих, учтенной сметными нормами и ценами с 01.01.91;
Зci и Змi — суммарные по г-тому виду работ сметные величины основной заработной платы рабочих-строителей и механизаторов в уровне сметных цен с 01.01.91, в руб.;
n — общее количество видов работ по данному объекту.
4.5. Для определения стоимости строительства (капитального ремонта) в базисном уровне цен в локальных сметных расчетах (сметах) могут применяться предельные нормы накладных расходов на строительные (ремонтно-строительные) работы, установленные для применения с 01.01.91 соответствующими министерствами и ведомствами для подведомственных организаций.
При использовании сметно-нормативной базы, введенной в действие с 01.01.84, в локальных сметах могут применяться предельные нормы накладных расходов, утвержденные министерствами и ведомствами для применения с 01.01.84.
Для вновь образованных организаций в базисной стоимости работ следует использовать предельную норму накладных расходов в размере 14,2 % от прямых сметных затрат.
4.6. При составлении сметной документации на строительство объектов, когда неизвестна субподрядная организация, выполняющая отдельные виды строительных работ, рекомендуется сметную стоимость таких работ определять с применением нормы накладных расходов для генеральной подрядной организации. При расчетах генподрядчика с субподрядчиком за выполненные работы применяется норма накладных расходов субподрядчика.
4.7. Для определения стоимости строительных работ, выполняемых индивидуальными предпринимателями (физическими лицами) по договорам бытового или строительного подряда, величину накладных расходов рекомендуется рассчитывать на основе индивидуальной нормы путем калькулирования по статьям затрат, принимая для расчета только те статьи затрат и расходов, которые соответствуют фактическим условиям выполнения работ по бытовому или строительному подряду.
При этом индивидуальная норма не должна превышать 50 % от фактической величины средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов.
5.1. Бухгалтерский учет по накладным расходам ведется строительными организациями в соответствии с принципами, установленными бухгалтерским стандартом учета затрат и доходов, связанных со строительством.
5.2. Учет затрат по накладным расходам осуществляется на основе первичной учетной документации (платежные требования, накладные, выписки банков, расчетные ведомости, наряды, акты, авансовые расчеты и др.), оформленной в порядке, установленном соответствующими нормативными актами.
5.4. Накладные расходы основного производства в строительных организациях
ежемесячно пропорционально прямым затратам относятся к затратам по производству строительных работ, отражаемым на счете 20 «Основное производство», а также, учитываемым на счете 30 «Некапитальные работы» (кроме затрат по возведению временных нетитульных сооружений).
Накладные расходы основного производства в трестах (структурных подразделениях) механизации ежемесячно распределяются пропорционально прямым затратам на счета учета строительных работ, выполненных для заказчиков по договорам подряда, и работ по эксплуатации строительных машин и механизмов, оказанных в качестве услуг.
5.5. Отдельные виды расходов, включаемых в накладные расходы в пределах установленных норм, рассчитываемых от объемных показателей (на представительские расходы, рекламу, повышение квалификации), определяются в установленном порядке в целом по строительной организации с последующим распределением лимита по структурным подразделениям.
ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА СРЕДСТВ НА ОПЛАТУ ТРУДА РАБОЧИХ
Для определения размера средств на оплату труда рабочих в сметах и договорных ценах на строительство может использоваться один из следующих методов.
1. При применении ресурсного метода, когда в процессе составления локальных сметных расчетов (смет) размер средств на оплату труда в текущем (прогнозном) уровне цен требуется определить на основе показателей трудоемкости работ, выраженных в чел. — ч, используется следующая формула:
З — расчетная величина средств на оплату труда рабочих в текущем (прогнозном) уровне цен по объекту (части его), учитываемая в составе прямых затрат локального ресурсного сметного расчета (сметы), руб. или тыс. руб.;
Т — трудоемкость работ (затраты труда рабочих-строителей и механизаторов), которая определяется по нормам, применяемым в подрядной организации, по объекту (его части), чел. — ч;
Зфакт — фактическая (на момент расчета), по данным статистической отчетности, или прогнозируемая (договорная) на будущий период среднемесячная оплата труда одного рабочего (строителя и механизатора) в подрядной организации, по составу соответствующая Положению, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 № 552, Изменениям и дополнениям к нему, внесенным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 № 661, а также разработанным на их основе «Типовым методическим рекомендациям по планированию и учету себестоимости строительных работ», утвержденным Минстроем России 04.12.95 № БЕ-11-260/7,
t — среднемесячное количество часов, фактически отработанное одним рабочим в конкретной организации, не превышающее нормативной величины, устанавливаемой Минтрудом России, (ч/мес.).
Указанную формулу можно использовать также при определении стоимости строительства базисно-индексным и другими методами.
2. При использовании для определения размера средств на оплату труда рабочих на основе сметной величины основной заработной платы рабочих, учтенной в СНиР-91 (или ЕРЕР-84 с повышающим коэффициентом 1,25) может быть применена следующая формула:
З = ( Зс + Зм )
Зс и Зм — суммарная по объекту (части его) величина основной заработной платы соответственно рабочих-строителей и механизаторов в уровне сметных норм и цен, введенных в действие с 01.01.91 (или с 01.01.84 с повышающим коэффициентом 1,25), руб. или тыс. руб.;
Иom — индекс текущего (прогнозного) уровня средств на оплату труда в строительстве, который определяется как отношение среднемесячной фактической оплаты труда одного рабочего (З мес/факт) к месячной тарифной ставке рабочего среднего разряда, учтенной в сметно-нормативной базе, действовавшей на 01.01.91.
3. При применении метода определения в составе прямых затрат размера средств на оплату труда по видам и комплексам работ, конструктивным элементам и объекту в целом на основе тарифных ставок, устанавливаемых отраслевыми тарифными соглашениями по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации, может применяться следующая формула:
Т — затраты труда рабочих на выполнение конкретных объемов работ по их видам, комплексам, конструктивным элементам или по объекту в целом, чел. — ч;
tp — расчетное число часов работы одного рабочего в месяц (не менее фактического и не более нормативного), (ч.);
С1 — месячная тарифная ставка рабочего 1-го разряда при работе в нормальных условиях труда, предусмотренная в отраслевых тарифных соглашениях, руб.;
Km — тарифный коэффициент соответствующего разряда работ, принимаемый по действующей тарифной сетке;
Кi — коэффициенты, учитывающие доплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда (0,12 и 0,24 соответственно), на работах по реконструкции, техническому перевооружению, капитальному ремонту, ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий (от 0,10 до 0,25), за разъездной и подвижной характер работ (0,15 — 0,20 и 0,30 — 0,40 соответственно), надбавки за профмастерство, расширение зон обслуживания, выполнение особо важных заданий (0,16 — 0,24) и другие:
Кр — районный коэффициент к заработной плате, устанавливаемый директивными органами;
Кn — коэффициент, учитывающий премиальные выплаты, производимые по действующим в организации системам и формам премирования, определяемый по сложившемуся уровню и принимаемый в договоре подряда по соглашению сторон;
ПВ — прочие выплаты, производимые за счет средств на оплату труда, включаемых в прямые затраты в соответствии с Типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительных работ (от 04.12.95 № БЕ-11-260/7), (руб./мес.).
1. Коэффициент Кр не применяется в случаях, когда тарифные ставки и оклады в организации установлены с учетом районного коэффициента.
2. Коэффициент, учитывающий премиальные выплаты (Кп) и размер прочих выплат (ПВ) может определяться в зависимости от удельного веса в оплате труда рабочих на основе отчетных данных.
УКРУПНЕННЫЕ НОРМАТИВЫ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ ПО ОСНОВНЫМ ВИДАМ СТРОИТЕЛЬСТВА
Размер накладных расходов (в процентах) от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов
Объекты производственного назначения для всех отраслей народного хозяйства, кроме объектов энергетического и сельскохозяйственного строительства
Объекты жилищно-гражданского назначения для всех отраслей, кроме крупнопанельного и объемно-блочного жилищного строительства
Крупнопанельное и объемно-блочное жилищное
Комплекс строительных работ по возведению крупнопанельных и объемно-блочных жилых домов, кроме работ по нулевому циклу, встроенным и пристроенным помещениям, прокладки внешних коммуникаций, благоустройства, монтажных, электромонтажных, слаботочных и внутренних санитарно-технических работ
Объекты сельского хозяйства производственного назначения за исключением водохозяйственного строительства
Объекты железнодорожного, морского, речного, автомобильного и воздушного транспорта
Объекты мелиорации, включая сельхозводоснабжение
ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и другие объекты
Капитальный ремонт жилых и общественных зданий
НОРМАТИВЫ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ ПО ВИДАМ СТРОИТЕЛЬНЫХ И МОНТАЖНЫХ РАБОТ
Источник: stroysvoimirukami.ru