Изменение НДС в строительстве

Содержание

На протяжении всех восьми лет применения №44-ФЗ постоянно возникают разнообразные вопросы, связанные с уплатой налога на добавленную стоимость (НДС) исполнителями, применяющими упрощенную систему налогообложения (УСН). В Налоговом кодексе чётко сказано, что продавец, применяющий УСН, освобождён от уплаты НДС. Однако, несмотря на чудовищное количество разъяснений со стороны компетентных органов и стабильную судебную практику, многие заказчики по сей день пытаются разными способами «не доплатить» сумму налога контрагентам «на упрощёнке». В данной статье разбираем все вопросы, связанные с НДС, с которыми может столкнуться организация, применяющая УСН при заключении и исполнении контрактов по №44-ФЗ.

Ситуация №1. Организация применяет УСН и стала победителем закупки по №44-ФЗ, предложив определённую цену исполнения контракта.

Вопрос №1. Может ли заказчик требовать заключить контракт по цене, уменьшенной на сумму НДС относительно предложения организации?

Ответ. Не может. Контракт заключается по цене, предложенной победителем вне зависимости от применения системы налогообложения 1 . Сумма НДС в этом случае является прибылью победителя, применяющего УСН 2 .

Возмещение НДС при строительстве

Вопрос №2. Может ли заказчик оплатить контракт, уменьшив его цену на сумму НДС?

Ответ. Не может. Контракт оплачивается по цене победителя вне зависимости от системы налогообложения победителя 3 . Современная судебная практика на эту тему очень стабильна. Однако в 2015 году ещё был прецедент, когда суд второй инстанции признал такие действия заказчика правомерными 4 .

Вопрос №3. Заказчик направил на подписание проект контракта с выделенной суммой НДС. Имеет ли право организация протоколом разногласий требовать внести изменения в контракт и указать «НДС не предусмотрен»?

Ответ. Нет, такое требование незаконно. Выделение заказчиком НДС в контракте не нарушает прав и законных интересов победителя, а отказ организации от подписания такого контракта приведёт её в Реестр Недобросовестных Поставщиков (РНП) 5 .

Вопрос №4. Если организация на УСН подпишет контракт с выделенной суммой НДС, придётся ли ей впоследствии уплатить налог в бюджет?

Ответ. Нет, не придётся. Указание заказчиком выделенной суммы НДС в контракте не возлагает на победителя, применяющего УСН безусловную обязанность уплатить налог в бюджет 6 .

Вопрос №5. Придётся ли организации уплатить НДС, если в платежном поручении заказчиком выделена сумма НДС?

Ответ. Нет, не придётся 7 .

Вопрос №6. Возможна ли ситуация, в которой организация должна будет уплатить НДС?

Ответ. Да, возможна. Если организация по собственной инициативе выставит заказчику счёт-фактуру с выделенной суммой налога, в дальнейшем она будет обязана перечислить сумму налога в бюджет 8 .

Вопрос №7. Что делать организации, если согласно положениям контракта приёмка осуществляется исключительно на основании выставления счёт-фактуры?

Ответ. Выставить счёт-фактуру с отметкой «без НДС» 9 .

Вопрос №8. Если организация перечисляет НДС в бюджет после выставления счёт-фактуры, приобретает ли она в отношении таких операций статус налогоплательщика?

Ответ. Нет. И, в частности, не может воспользоваться налоговыми вычетами для уменьшения перечисляемой в бюджет суммы 10 .

Источник: nposys.ru

НДС в контракте

Один из самых актуальных вопросов при заключении государственного контракта – учет НДС в стоимости договора на выполнение работ, поставку товара или оказание услуг.

Согласно п. 4 ст. 3 44-ФЗ участником государственных торгов может стать любое юридическое или физическое лицо, в т.ч. в форме индивидуального предпринимателя. Законом также не установлены ограничения для формы налогообложения, которую использует поставщик. Участниками госзаказа могут стать организации, находящиеся на специальных режимах налогообложения, т.е. УСНО, ЕНВД и т.д.

НДС – налог на добавленную стоимость, который включается в стоимость реализуемого товара, работы или услуги и уплачивается в пользу государства в федеральный бюджет.

Стандартная ставка налога равна 20%, но также существуют отдельные виды товаров для которых применяется ставка налога в 10% и 0%.

► Видео: что делать если в контракте указан НДС?

44-ФЗ – НДС в стоимости контракта

Государственный заказчик, формируя начальную максимальную цену госконтракта, закладывает в нее также сумму НДС и в тендерной документации указывает НМЦК с учетом этого налога.

Некоторые заказчики учитывают, что в торгах могут принимать участие компании и индивидуальные предприниматели, находящиеся на специальных режимах налогообложения, и прописывают в условие, что налог на добавленную стоимость учитывается, только если подрядчик является его плательщиком, т.е. дают возможность победителю заключить контракт без НДС.

Отражение в госконтракте условий для неплатильщитков НДС

Примечание: даже если заказчик отметил такое условие не специально и при заключении контракта с победителем на УСН требует заплатить налог, можно подать жалобу в ФАС. В практике антимонопольного органа уже рассматривали такие дела, и решение выносилось в пользу Поставщика. Например, жалоба № 197/КС, несмотря на то, что Заказчик обращался в Арбитражный суд, судьи так же признали решение ФАС обоснованным.

Естественно, в такой ситуации участники на УСН имеют преимущество перед участниками на ОСНО, т.к. согласно ч. 1 и ч. 2 ст 34 44-ФЗ договор должен быть заключен на условиях, предусмотренных извещением о закупке, а цена является твердой и определяется на весь срок исполнения.

Это означает, что сумма НДС в контракте по 44-ФЗ, которая обязательна к уплате участником на ОСНО, для участника на специальном режиме будет дополнительным доходом.

Комплексное сопровождение участия в тендерах

подбор закупок / анализ документации /подготовка заявок / защита в ФАС / подписание контрактов

Но намного чаще встречаются ситуации, когда заказчик в документации просто указывает, что цена рассчитана с учетом налога на добавленную стоимость . Нормативной базой для выбора метода определения НМЦК и проведения расчетов служит Приказ МЭР РФ от 2 октября 2013 г. N 567, но в этом документе не регламентировано включение НДС в стоимость контракта. Однако заказчик формируя НМЦК должен учитывать условия планируемой закупки и, если предмет договора содержит товары, работы или услуги, облагаемые налогом на добавленную стоимость, сумму НДС необходимо включить в начальную (максимальную) цену.

Читайте также:  Можно ли признать право собственности за строительством

В этом случае ситуация складывается иначе. Если заказчик в контракте установит условие выставить ему счет-фактуру, то опираясь на ту же статью 34 44-ФЗ, подрядчик будет обязан это сделать, т.к. это условие изначально было предусмотрено аукционной документацией. Как и в вышеописанном случае, победитель должен будет заключить госконтракт по цене, которую он предложил в ходе закупочной процедуры.

Примечание: пример рассмотрения подобной жалобы и решение в пользу Заказчика можно найти здесь.

НДС в контракте для УСН

Если участник работает на УСНО и не является плательщиком НДС, то выполнять такие условия окажется довольно накладно. Т.к. согласно п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ в случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками, покупателю товаров (в данном случае госзаказчику) счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость – вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет.

Во-первых, участников, которые не обратят внимание на то, что цена контракта указана с НДС, может ждать неприятный сюрприз при его заключении. Т.к. предложенная ими цена не будет предусматривать еще и уплату налога в 20%. В этом случае подрядчик может подписать договор и исполнить его себе в убыток.

Во-вторых, если победитель откажется от заключения договора на таких условиях, то он может попасть в Реестр недобросовестных поставщиков.

Практика ФАС и АС по контрактам с НДС

Поставщики, работающие на упрощенной системе налогообложения, сталкиваясь с контрактами 44-ФЗ с НДС, зачастую подают жалобы в ФАС: как максимум – с целью подписать договор без учета налога, и как минимум – отказаться от заключения без внесения в РНП.

Практика Федеральной антимонопольной службы, а также Арбитражных судов в этом вопросе неоднозначна. Многое зависит от позиции конкретного управления.

В своей рабочей практике мы присутствовали на заседаниях, где представители контролирующих органов признавали право заказчика требовать с победителя госзаказа выставления счета-фактуры. Таким образом, даже если поставщик находится на специальном режиме налогообложения, ему придется подать налоговую декларацию и заплатить НДС с цены госконтракта.

И в этом случае, организации-“упрощенцы” находятся в наименее выгодной ситуации, чем компании на ОСНО, т.к. компании с УСН не смогут принять сумму к данного налога к вычету, в отличие от компаний на общей системе налогообложения.

Если Вы работаете на специальном режиме налогообложения, то важно просматривать условия заключаемого госконтракта также в плане включения НДС в НМЦК. Ведь даже, если Вы выиграете тендер, исполнение которого предусматривает выставление счета-фактуры и уплаты налога в бюджет, и обратитесь в ФАС для защиты своих интересов, велика вероятность, что решение будет принято в пользу заказчика.

Из-за отсутствия единства в практике УФАС и Арбитражных судов, нельзя заранее предсказать итог заседания по вопросам НДС в контрактах по 44-ФЗ. Рациональнее всего будет изучить подобные дела в интересующем регионе и опираться уже на практику конкретного УФАС.

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника — tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Источник: tender-rus.ru

Изменения по НДС с 1 июля 2021

Изменения по НДС с 1 июля 2021

В 2021 году налоговое законодательство РФ претерпело ряд изменений. Нововведения также коснулись налога на добавленную стоимость.

В настоящем обзоре подробно написано, что именно изменилось и каким образом эти новшества сказались на деятельности хозяйствующих субъектов.

Налоговые нововведения

Начиная с 2021 года, в гл. 21 НК РФ (налог на добавленную стоимость), была внесена целая система изменений. Часть из них вступили в силу сразу с начала нового года, другие же изменения в НДС с июля 2021 года начнут действовать.

Итак, что изменилось в НДС:

1. Освобождение от НДС банкротов — согласно ранее действовавшему порядку при продаже имущества, составляющего конкурсную массу обанкротившейся компании, полученный доход не облагался НДС. При этом, если организация продолжала вести хозяйственную деятельность (будучи банкротом), то обязанность по уплате налога сохранялась (с доходов, полученных от реализации товаров, работ, услуг).

Законом РФ от 7 октября 2020 года № 320-ФЗ это условие было отменено. Начиная с 1 января 2021 года, компания не должна платить НДС даже, если продолжает реализовывать товары (работы, услуги) после получения статуса банкрота. В этом случае она обязана восстановить НДС (по пока еще не проданным товарам), который был принят к вычету при осуществлении обычной деятельности.

2. Изменение порядка налогообложения IT-компаний — в соответствии с пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ с 1 января 2021 года от уплаты налога на добавленную стоимость освобождается реализация исключительных прав только на программы для ЭВМ и базы данных, которые входят в единый реестр российского ПО (формируется в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1236).

Данная норма не распространяется на реализацию исключительных прав, в рамках которых предусмотрена возможность размещения рекламы в интернете или получения к ней доступа, распространение предложений о покупке того или иного товара, поиска сведений о покупателях и заключения сделок.

Кроме того, п. 2 ст. 149 НК РФ был дополнен пп. 26.1, согласно которому от НДС также освобождается реализация исключительных прав на ноу-хау, изобретения, промышленные образцы и т. д., в том числе полученных по лицензионному договору.

Таким образом, данное нововведение привело к ограничению круга лиц, имеющих право на использование льготы по НДС, предусмотренной в пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. Теперь она не доступна организациям, реализующим права на иностранные ПО и БД (так как они не включены в российский реестр).

3. Ужесточение требований к декларации по НДС — в случае, если при проверке декларации налоговый орган обнаружит несоответствие контрольным соотношениям, то такой документ будет считаться непредставленным (аннулируется). При этом налогоплательщик обязан устранить все недочеты в течение 5 дней с момента получения соответствующего уведомления. Вводится такое изменение по НДС с 1 июля 2021 года Законом РФ от 23 ноября 2020 года № 374-ФЗ.

Кроме того, если при запросе пояснений к декларации по НДС, организация представит их не по установленному формату, они будут аннулированы налоговым органом (Закон РФ от 9 ноября 2020 года № 371-ФЗ).

4. Продлен период для представления декларации по НДС (после просрочки) — согласно пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ в случае непредставления декларации, в том числе по налогу на добавленную стоимость, в течение 10 дней (с момента наступления установленного законом срока) налоговые органы вправе заблокировать банковский счет организации.

Законом РФ № 368-ФЗ этот период был увеличен до 20 дней. Начнут действовать такие изменения в НДС с июля 2021 года.

5. Изменен порядок возмещения НДС — до начала нового года оформить возмещение можно было при условии отсутствия недоимок только по налогам федерального уровня.

С 1 января 2021 года требования ужесточились. Теперь недоимки должны отсутствовать не только по федеральным, но также по региональным и местным налогам.

6. Изменение порядка оформления документов по НДС — в связи с введением системы прослеживаемости товаров Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2021 года № 534 были утверждены новые формы счета-фактуры, а также иных документов для расчета НДС. Что изменилось:

  • в форму счета-фактуры добавлена новая строка 5а и графы 12, 12а, 13,
  • в корректировочном счете-фактуре помимо перечисленных выше новшеств также появились отдельные графы для: названия страны, на территории которой произведен товар, номера декларации/партии,
  • в журнале учета счетов-фактур, книге покупок/продаж и в дополнительных листах к ним, появилась отдельная строка для отражения стоимости товара, попадающего в категорию «прослеживаемых».
Читайте также:  К финансово кредитным механизмам финансирования жилищного строительства относятся

Планируется, что описанные в настоящем пункте изменения по НДС с 1 июля 2021 года начнут действовать (одновременно с официальным введением в РФ системы прослеживаемости продукции).

7. Продление пониженной ставки по НДС — в соответствии с пп. 6 п.2) ст. 146 НК РФ для услуг по внутренней воздушной перевозке пассажиров и багажа установлена пониженная ставка в размере 10%. Было решено продлить действие этой нормы до 1 января 2022 года (Закон РФ № 83-ФЗ).

Кроме того, ставка в размере 0% будет и дальше действовать для услуг по внутренним воздушным перевозкам людей и багажа (туда и обратно): в Крым, Севастополь, Калининградскую область, ДФО. Также данная норма распространяется на авиаперелеты, по которым пункт отправления/назначения находится вне Москвы и Московской области.

Ставки НДС

В соответствии с положениями ст. 164 НК РФ ставки по налогу на добавленную стоимость делятся на несколько категорий.

Так, хозяйствующие субъекты, не имеющие права на льготы и послабления по НДС, должны применять общую ставку в размере 20% (п. 3 ст. 164 НК РФ).

При этом налогоплательщики, занимающиеся реализацией отдельных видов продовольственных товаров (скот, птица, яйца, молоко и т.д.), детской продукции (обувь, кроватки, трикотажные изделия для младенцев и т.д.), периодических изданий (кроме рекламных и эротических журналов) и прочих видов изделий, установленных законом, вправе уплачивать НДС по сниженной ставке в размере 10%. Полный перечень хозяйственных операций, которые попадают под эту льготу, приведен в п. 2 ст. 164 НК РФ.

По НДС также предусмотрено и полное освобождение от налога (в этом случае применяется ставка в размере 0%). Такое налоговое послабление распространяется на следующие категории товаров/услуг (п. 1 ст. 164 НК РФ):

  • экспортируемые,
  • находящиеся в свободной таможенной зоне,
  • международная перевозка продукции,
  • транспортировка нефти и нефтепродуктов,
  • транспортно-экспедиционные услуги и т.д.

Приходите на обслуживание в Мегаконсалт и
получайте безлимитные консультации по бухгалтерским вопросам

Отказ в вычете: причины

Налогоплательщик вправе уменьшить начисленную сумму НДС на ряд налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ. При этом должны быть соблюдены следующие 3 ключевых условия: правильно оформленный счет-фактура, товары/работы должны быть приняты к учету, приобретенные изделия должны использоваться в деятельности, по которой уплачивается НДС.

Выполнение перечисленных выше условий не всегда дает стопроцентную гарантию получения вычета по налогу. В ряде случаев организациям приходит отказ. Возможные причины:

1. Ошибки в документах — это одна из наиболее частых причин отказа в предоставлении вычета по НДС.

Распространенные виды ошибок: документ подписан лицом, не имеющим на это полномочий, указание фактического адреса нахождения компании вместо юридического, расхождения стоимости товара с данными налоговых органов/условиями договора и т.д.

Вместе с тем в ч. 4 п. 11 ст. 172 НК РФ написано, что ошибки в документах, не препятствующие идентификации личности налогоплательщика, не могут являться основанием для отказа в вычете по НДС. Поэтому при необходимости решение налогового органа можно оспорить.

2. Отсутствие подтверждающих документов — сюда можно отнести ситуации, когда у хозяйствующих субъектов нет ТТН (форма 1-Т), бумаг, подтверждающих совершение сделки и т. д.

Однако судебная практика показывает, что в ряде случаев решение принимается в пользу организации. К примеру, постановление ФАС Северо-Западного округа от 21 мая 2012 года № А56−54 176/201. Суд занял сторону налогоплательщика, сославшись на то, что отсутствие бумаг у контрагента не может выступать основанием для отказа в вычете по НДС.

3. Наличие признаков компании-однодневки — согласно официальному мнению представителей ФНС, к такой категории относятся организации, имеющие следующие признаки: отсутствие самостоятельной деятельности, «массовый» адрес регистрации, непредставление налоговой отчетности, цель создания не связана с ведением хозяйственной деятельности.

4. Возникновение подозрений в проведении мнимой сделки — мелкие недочеты и нестыковки в документах могут привести к формированию у налоговых органов мнения о том, что сделки на самом деле не было. При этом организацию могут обвинить в получении необоснованной налоговой выгоды.

Избежать отказа в получении вычета по НДС помогут следующие полезные рекомендации: при оформлении сделок необходимо проявлять должную осмотрительность, обязательно следует сохранить электронную переписку с партнерами, оформлять первичные документы нужно в полном соответствии с установленным порядком, при покупке товаров у перепродавцов необходимо запросить техническую документацию (таможенные декларации, сертификаты и т.д.)

Источник: megaconsult.ru

Налоговые разрывы по НДС: что это такое и как они появляются

В последнее время многие предприниматели сталкиваются с такими ранее незнакомыми понятиями, как «налоговые разрывы по НДС», «несформированный источник по НДС», «налоговые оговорки». Что это такое и как с этим работать, поясняют эксперты АКГ «Юникон».

Налоговый разрыв ― это несоответствие данных по сделке об уплаченном НДС у поставщика и поставленного к вычету НДС у покупателя, то есть информация о том, что в бюджете нет источника для возмещения НДС покупателю.

ФНС России указывает на две основные причины образования расхождений:

технические ошибки, допущенные при заполнении налоговой декларации одной из сторон сделки. Эта проблема после ее выявления легко исправляется проведением поставщиком оперативных мероприятий, направленных на устранение налоговых разрывов в плотном взаимодействии с налоговыми органами;

результат неправомерного применения налогоплательщиком налоговых вычетов по неподтвержденным (несуществующим) операциям (схемные расхождения). То есть речь идет о том, что сам поставщик или его контрагенты по сделке (например, предыдущие собственники товара) умышленно не заплатили НДС в бюджет. Эта ситуация быстро и просто, как правило, не решается. По сути, на поставщика возлагается ответственность за действия контрагентов, что нивелируется заключением с ними договоров, содержащих аналогичные положения о предоставлении согласий и налоговых оговорок.

В целях эффективной работы с «разрывами» по НДС, в том числе исключения или компенсации имущественных потерь от «разрывов», существует инструмент «налоговых оговорок», то есть положений договоров, о том, что сторона, реализующая товар, принимает на себя обязательство возместить покупателю потери, которые возникнут у последнего в связи с невозможностью поставить к вычету НДС по сделке (статьи 431.2 и 406.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Дело в том, что выявление налоговым органом налогового разрыва и его неустранение грозит покупателю лишением права на вычет по НДС, то есть потерей денежных средств. Поэтому теперь покупатели, стремясь обезопасить себя от этого, включают в договоры с поставщиками следующие положения.

Поставщик предоставит в налоговые органы согласие на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными (далее ― Согласие). После получения такого Согласия налоговые органы смогут на основании данных электронной программы по анализу деклараций НДС «АСК НДС-2» проводить анализ книг покупок и продаж и направлять информационные письма о наличии несформированного источника для принятия к вычету НДС по операциям с участием налогоплательщика, давшего такое Согласие.

Согласие налогоплательщиков на общедоступность сведений, составляющих налоговую тайну, обеспечивает возможность информирования покупателя не только о наличии признаков разрыва с его прямым продавцом, но и о наличии таких признаков в цепочке поставщиков последующих звеньев.

Рекомендуем принять во внимание, что на практике наибольшее распространение получило предоставление согласий и заключение договоров, содержащих налоговые оговорки, среди участников АПК. Ассоциация добросовестных участников рынка АПК (далее ― Ассоциация) разработала возможность проверки контрагентов на сайте Хартия-апк.рф в разделе «Информационный ресурс со сведениями о налоговых разрывах» (далее ― Информационный ресурс) на предмет:

Читайте также:  Правила фэн шуй при строительстве дома

наличия несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ, услуг) для принятия к вычету сумм НДС;

наличия согласия на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными в части несформированного источника для принятия к вычету сумм НДС (далее ― Согласие).

Информация о поставщике включает в себя:

квартал, по декларации за который выявлен признак «разрыва» в цепочке;

дату размещения информации в Информресурсе.

Более никакой информации на ресурсе не размещается, в том числе о покупателях и покупателе, подавшем информацию для размещения в Информресурсе. Также не подлежат раскрытию и сведения об условиях коммерческих взаимоотношений сторон, ценах и пр. Информация для размещения в Информресурсе представляется в Ассоциацию не налоговой инспекцией, а самими участниками рынка. Указанный Информресурс будет доступен на бесплатной основе с 1 января 2022 года.

Каких-либо иных ресурсов, на которых бы размещалась информация о налоговых разрывах у налогоплательщиков, нами не выявлено. Нет такого сервиса на текущий момент и на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru).

При получении от налоговых органов сведений о несформированном источнике вычета НДС поставщик обязан возместить покупателю все его имущественные потери, которые возникнут при неустранении признаков несформированного источника вычета НДС.

Само по себе наличие подобных положений в договорах не влечет за собой каких-либо негативных последствий. Однако, если будут выявлены налоговые разрывы, для поставщика возможны следующие последствия.

1. Информирование налоговыми органами контрагента — покупателя о налоговых разрывах.

На практике при выявлении налоговыми органами несформированного источника вычета НДС налоговый орган направляет информационные письма:

покупателю ― о том, что его непосредственный поставщик, операции с которым отражены в декларации по НДС, имеет несформированный источник по цепочке его поставщиков товаров (работ услуг) для принятия к вычету сумм НДС;

поставщику ― о том, что имеется несформированный источник по цепочке его поставщиков товаров (работ, услуг) для принятия к вычету сумм НДС с предложением урегулировать выявленные нарушения.

То есть шанс получить информационное письмо есть у поставщика как при собственных ошибках (нарушениях) в части уплаты НДС в бюджет, так и при недочетах, допущенных его поставщиками.

После получения информационного письма с предложением урегулировать выявленные нарушения возможны следующие варианты:

продавец возможными/доступными способами устраняет нарушения и налоговый орган направляет соответствующее Информационное письмо покупателю о том, что ситуация с выявленными обстоятельствами, свидетельствующими о наличии несформированного источника по взаимоотношениям с поставщиком, урегулирована. Негативные последствия в отношениях покупателем при таком сценарии не должны возникнуть;

продавец не устраняет нарушения, и налоговый орган направляет соответствующее Информационное письмо покупателю о том, что ситуация с выявленными обстоятельствами, свидетельствующими о наличии несформированного источника по взаимоотношениям с поставщиком, не урегулирована.

В этом случае высока вероятность того, что покупатель самостоятельно скорректирует вычеты НДС по сделкам с поставщиком и выставит последнему претензию о возмещении возникших у него имущественных потерь (в виде невозмещенного НДС). Соответственно, если в договор включена оговорка об обязанности покупателя выплатить поставщику НДС в этом случае, он будет должен полностью возместить ему сумму невозмещенного НДС.

Как правило, информирование налоговым органом контрагента покупателя об устранении/неустранении несформированного источника вычета НДС происходит в течение месяца.

2. Риски возмещения имущественных потерь.

Включение в договор налоговой оговорки может повлечь за собой имущественные потери для поставщиков, в случае если им придется возмещать покупателям суммы невозмещенного ими НДС.

Существующая на сегодня арбитражная практика содержит ряд решений по подобным спорам, суть которых сводится к тому, что при наличии в договоре формулировок, обязывающих поставщика при наступлении определенного события возместить все имущественные потери покупателя, он должен это сделать (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15.11.2021 № Ф06-9368/2021 по делу № А49-9946/2020, Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2020 № 12АП-4910/20 по делу № А12-4033/2020, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.04.2021 № Ф07-1491/21 по делу № А56-50870/2020 (оставлено в силу Определением ВС РФ от 25.08.2021 № 307-ЭС21-13926)).

При этом зачастую достаточно соответствующих положений в договоре и вступившего в силу решения налогового органа о доначислении НДС покупателю (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2020 № 12АП-4910/20 по делу № А12-4033/2020).

Обратите внимание, что Верховный суд РФ оставил в силе постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа о правомерности удержания сумм НДС покупателем у продавца со следующими выводами (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.04.2021 № Ф07-1491/2021 по делу № А56-50870/2020, Определением Верховного суда РФ от 25.08.2021 № 307-ЭС21-13926 отказано в передаче дела № А56-50870/2020 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления):

налоговый орган уведомил покупателя о наличии у продавца несформированного источника по цепочке поставщиков товаров для принятия к вычету НДС (незамкнутных НДС-цепочек с контрагентами продавца, которые в IV квартале 2019 года попали в разрыв с суммой несформированного источника возмещения НДС). Покупатель на основании письма налогового органа добровольно отказался от применения вычета по НДС по операциям с продавцом и произвел за продавца уплату НДС и пени в бюджет;

право покупателя на возмещение имущественных потерь в связи с добровольной уплатой НДС в бюджет, обусловленной наступлением согласованных сторонами обстоятельств, прямо предусмотрено дополнительным соглашением к договору. Покупатель представил доказательства такой добровольной уплаты налога на основании уточненной налоговой декларации по НДС за IV квартал 2019 года. Тем самым покупатель добровольно отказался от применения вычета НДС по операциям с поставщиком по договору (подтверждающие документы представлены в материалы дела).

Кассационная жалоба по схожему спору, когда суд посчитал, что в соответствии с условиями договорных отношений для взыскания с продавца сумм НДС достаточно только получения информации о наличии у контрагента несформированного по цепочке поставщиков товара источника для принятия к вычету НДС, сейчас находится в Верховном суде РФ. Поставщик не согласился с судом в том, что он должен возместить имущественные потери покупателя, который тот понес в виде уплаченного в бюджет НДС в связи с неустранением продавцом налогового разрыва (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19.10.2021 № Ф10-3880/21 по делу № А48-3204/2020).

При этом еще не завершены споры, когда суды указывают (Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2021 № 19АП-1409/21 по делу № А14-1917/2021, спор рассматривается в кассационной инстанции (А14-1917/2021), что:

оплата покупателем в бюджет НДС в спорной сумме явилась результатом его собственных действий и не связана с ненадлежащим исполнением организацией своих обязанностей как налогоплательщика или поставщика либо результатом требований налогового органа по итогам мероприятий налогового контроля;

оснований для компенсации сумм уплаченного НДС продавцом покупателю нет.

Подана кассационная жалоба в Верховный суд РФ и на судебный акт, в котором суд посчитал, что для взыскания сумм НДС в соответствии с договором необходимо, чтобы налоговый орган вынес соответствующие решения (требования), в которых подлежащие удержанию суммы (штрафы, пени, доначисление) должны быть указаны, либо составил иные документы, из которых явно и недвусмысленно следовало бы, что ответчиком в результате неисполнения истцом заверений дополнительного соглашения понесены определенные имущественные потери (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.09.2021 № Ф09-6039/21 по делу № А76-12024/2020, А76-12024/2020).

Таким образом, на сегодняшний день включение налоговых оговорок получает все более широкое распространение, при этом тенденции развития судебной практики позволяют сделать выводы о том, что споры о возмещении имущественных потерь будут решаться в пользу покупателей.

Авторы ― Светлана Зотова, Елена Ситникова, эксперты аудиторско-консалтинговой группы «Юникон»

Источник: www.unicon.ru

Рейтинг
Загрузка ...