Земельные участки, принадлежащие гражданам, должны эксплуатироваться в строгом соответствии с категорией земли и видом разрешённого использования (ВРИ) участка, в противном случае возможны штрафные санкции и изъятие земли. Изменение вида землепользования происходит путём обращения в местную администрацию.
- Понятие и необходимость изменения ВРИ земельных участков
- Как изменить вид разрешенного пользования?
- Необходимые документы
- Порядок процедуры
- Возможные затраты
- Заключение
Понятие и необходимость изменения ВРИ земельных участков
Вид разрешенного землепользования – это перечень видов деятельности, которые можно осуществлять на участке в соответствии с его категорией земли. Каждой категории земли соответствуют несколько видов разрешенного пользования, полный перечень которых приведён в Приказе Минэкономразвития № 540.
Смена ВРИ участка происходит без изменения категории земли и регулируется следующими законами:
Новый закон! Как быстро изменить вид разрешенного использования земельного участка
- Земельным кодексом РФ;
- Градостроительным кодексом РФ.
Ст. 39 Градостроительного кодекса определяет правила изменения ВРИ участка, расположенного на территории населённых пунктов, а порядок изменения вида землепользования сельскохозяйственных участков определяется законами субъектов федерации и муниципалитетов.
Землепользователи изменяют ВРИ в следующих случаях:
- При получении разрешения на строительство;
- При необходимости сменить вид деятельности на участке;
- При сдаче земли в аренду.
На участках, предназначенных для огородничества или полевого подсобного хозяйства, нельзя строить капитальные жилые дома, а смена ВРИ для таких земель поможет получить разрешение на их застройку.
Владельцы сельскохозяйственных участков также должны менять вид разрешённого землепользования в зависимости от планируемой деятельности или нужд арендатора.
Об изменении вида разрешенного использования земельного участка в договоре аренды
Достаточно часто на практике у арендаторов земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, возникает необходимость изменения разрешенного вида использования земельного участка. Происходит это по разным причинам: изменение предполагаемого вида деятельности на земельном участке в связи с экономическими причинами, отсутствие намерения изначально осуществлять на участке оговоренный вид деятельности. Актуален данный вопрос был и для случаев переуступки прав и обязанностей арендатора третьим лицам.
В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ) одним из принципов правового регулирования землепользования является принцип, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
По общему правилу разрешенный вид использования земельных участков определяется градостроительным регламентом, который содержится в правилах землеполь-зования и застройки (п. 9 ст. 1, пп. 2 и 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, далее — ГрК РФ).
На данное обстоятельство прямо указывается в письме Минэкономразвития России от 08.04.2010 № Д23-1219.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. При этом в соответствии с п.3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения ми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
По вопросу об изменении разрешенного вида использования земельных участков арендаторами неоднократно высказывался и ныне упраздненный Президиум ВАС РФ от 15.06.2005 № 2479/05.
Пример
Прокурор Воронежской области обратился в Арбитражный суд Воронежской области в интересах муниципального образования «Город Воронеж» в лице Воронежской городской Думы с заявлением о признании недействительным постановления администрации города Воронежа от 13.08.2003 № 1837 «О разрешении закрытому акционерному обществу «СП ВИПЛАСТ» проектирования и строительства культурно-развлекательного и торгового комплекса, включающего 5-7-зальный кинотеатр, по ул. Кирова, 6».
Распоряжением главы города Воронежа «О предоставлении в целевую аренду имущества (основные средства) парка, расположенного между домами № 4 и № 8 по ул. Кирова» обществу предоставлено в целевую аренду с постановкой на баланс имущество (основные средства) парка, расположенного по названному адресу, для организации досуга жителей города сроком на 10 лет. Впоследствии администрацией внесено постановление о разрешении обществу проектирования и строительства культурно-развлекательного торгового комплекса на ранее представленном в аренду земельном участке. Суды всех инстанций отказали в удовлетворении заявленного требования.
Президиум отметил, что согласно п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования места размещения объекта.
Как установлено судом первой инстанции, генерального плана застройки города Воронежа и плана застройки спорного земельного участка не имеется, поэтому предоставление этого участка под строительство объекта могло быть произведено в соответствии с п. 5ст. 30 ЗК РФ, т. е. с предварительным согласованием места размещения объекта, о чем должно быть принято соответствующее решение. В материалах дела документов, свидетельствующих о принятии администрацией г. Воронежа решения о проведении предварительного согласования места размещения объекта строительства — культурно-развлекательного и торгового комплекса, нет. В связи с изложенным ранее принятые по делу судебные акты были отменены (см. постановление Президиума ВАС РФ от 15.06.2005 № 2479/05 по делу № А14-9592/03-342/23).
Данная позиция предполагала в целом возможность изменения разрешенного вида использования при условии соблюдения требований действующего законодательства. Однако впоследствии, через несколько лет, Президиум ВАС РФ скорректировал свой подход.
Общество с ограниченной ответственностью «БАСТА» обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета по управлению имуществом Курской области (далее — Комитет) об отказе в изменении целевого использования земельного участка площадью 1429 кв. м с «эксплуатации временной автостоянки» на «строительство административно-офисного здания». Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций заявленные требования удовлетворили.
Президиум ВАС РФ указал, что п. 3 ст. 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Однако названная правовая норма должна применяться во взаимосвязи с другими нормами, регулирующими как публичные (административные), так и гражданские правоотношения. Основным механизмом реализации права на использование земельного участка арендатором является предоставление ему участка по договору аренды. Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешенного использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка. Согласно п. 1 ст. 615 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены,- в соответствии с назначением имущества.
В связи с наличием договорных отношений с собственником земли изменение использования земельного участка (в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом) предполагает изменение условий соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора. Общество как арендатор не вправе изменять договор в одностороннем порядке и не может обязать Комитет, выступающий арендодателем по договору аренды, изменить вид разрешенного использования арендованного земельного участка по выбору арендатора. Воля арендатора как обладателя обязательственного права, направленная на использование земельного участка иным образом, нежели установленным в договоре, в т. ч. и посредством изменения вида разрешенного использования земельного участка, не является абсолютной и не может ущемлять права собственника земельного участка. Иное толкование положений ст. 85 ЗК РФ противоречило бы фундаментальным положениям гражданского законодательства о правах собственника и необоснованно ограничивало бы его права.
В соответствии с положениями ст. 421 ГК РФ условия договора оп ределяются по усмотрению сторон. Статьи 450 и 451 ГК РФ предусматривают, что договор может быть изменен по соглашению сторон либо по требованию одной из сторон в судебном порядке. Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо влечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
Руководствуясь представленной логикой, Президиум ВАС РФ все состоявшиеся по делу судебные акты, которыми заявленные требования были удовлетворены, отменил и принял по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Суд также отметил, что действия общества направлены на обход установленных законодательством процедур для предоставления земельных участков, которые различны для целей строительства и для целей, не связанных со строительством, в связи с чем отказ от изменения разрешенного вида использования участка является законным (см. постановление Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 № 1756/13 по делу№А35-765/2012).
Таким образом, изменение указанного в договоре разрешенного вида использования земельного участка по требованию арендатора невозможно, а в случае, если оно производится в обход установленных законом процедур, такое изменение может быть признано незаконным.
Схожего подхода к рассмотрению указанной категории дел придерживались и судьи Верховного Суда РФ.
Пример
В одном из споров Верховный Суд РФ указал, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технического регламента (ч. 3 ст. 37 ГрК РФ). Разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.
ЗК РФ установлены различные порядок и процедуры предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для целей строительства и для целей, не связанных со строительством. Так, ст. 30.1 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, согласно п. 2 которой продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что произвольное изменение вида разрешенного использования земельного участка в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам оборота земель (см. определение Верховного Суда РФ от 10.09.2014№ 18-КП4-95).
Таким образом, до 1 марта 2020 г. в практике сложился определенный подход, который был относительно недавно закреплен законодательно. Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ЗК РФ был внесен ряд новых статей, урегулировавших в т. ч. и вопросы изменения разрешенного вида использования земельного участка в договоре аренды.
Так, согласно п. 17 ст. 39.8 ЗК РФ внесение изменений в заключенный по результатам аукциона или в случае признания аукциона несостоявшимся договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в части изменения видов разрешенного использования такого земельного участка не допускается. Любое изменение, совершенное в нарушение установленного законом требования, будет недействительным в соответствии с правилом о недействительности сделок согласно ст. 168 ГК РФ.
Тем не менее решение данной проблемы есть. Представляется, что при заключении договора аренды земельного участка по результатам аукциона необходимо предусмотреть в договоре разрешенные виды использования земельных участков, которые могут потребоваться в дальнейшем. Такой перечень может быть как максимально широким, так и предельно узким, включающим всего один вид использования земельного участка.
Конечно, такое «расширительное» закрепление разрешенных видов земельных участков имеет существенные недостатки.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» одним из принципов определения стоимости арендной платы за пользование земельным участком является принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке. Пунктом 3 указанных Правил предусмотрено, что в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка.
В свою очередь, кадастровая стоимость в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке с более чем одним видом разрешенного использования его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее, на площадь земельного участка.
Иными словами, виды разрешенного использования участка будут оказывать прямое влияние на формирование размера арендной платы в сторону ее увеличения.
по материалам журнала «Практика муниципального управления»
Как изменить вид разрешенного пользования?
Изменить ВРИ земельного участка может специальная комиссия, формируемая при местном органе исполнительной власти, в ведении которой находится данный участок. Комиссия рассматривает вопрос на основании заявления и принимает решение:
- По итогам публичных слушаний;
- Без слушаний.
Публичные слушания назначаются при наличии заинтересованных сторон в виде соседних землепользователей, законные интересы которых могут быть затронуты при смене вида разрешенного землепользования участка заявителя.
Принятие решений без публичных слушаний производится только при отсутствии среди соседних землепользователей частных лиц, когда меняется ВРИ участка на территории государственных земель.
Подавать заявление местным властям могут следующие категории землепользователей:
- Собственники;
- Арендаторы;
- Обладатели права бессрочного пользования или наследуемого владения.
Если заявление об изменении ВРИ подано арендатором, ему необходимо согласие собственника в письменном виде.
Необходимые документы
Для изменения ВРИ земельного участка понадобятся следующие документы:
- Заявление в местный орган исполнительной власти;
- Кадастровый документ;
- Ситуационный план участка;
- Выписка об обладателе прав собственности;
- Согласие собственника (для арендаторов);
- Копия паспорта.
Если землепользователь подаёт заявление через представителя, то потребуется нотариальная доверенность. Выписку о собственнике можно заказать в отделе Росреестра или МФЦ. Ситуационный план предоставляется в земельном комитете местной администрации бесплатно или изготавливается в геодезических фирмах на коммерческой основе.
Юридическим лицам нужно подготовить дополнительно:
- Выписку из ЕГРЮЛ;
- Документ о регистрации;
- ИНН.
Если земля арендуется у муниципального собственника, то оформления отдельного согласия не требуется, оно будет получено в процессе рассмотрения заявления.
Порядок процедуры
В общем случае смена разрешенного пользования землей осуществляется в следующем порядке:
- Землепользователь собирает нужные документы и подаёт заявление на имя главы исполнительной власти;
- Если заявление составлено корректно, градостроительный и земельный комитеты формируют комиссию;
- Комиссия рассылает уведомления о предстоящих слушаниях землепользователям, участки которых находятся в одной зональной территории с участком заявителя;
- Проводятся публичные слушания;
- По итогам слушаний комиссия принимает решение;
- При положительном решении составляется акт о смене ВРИ заявленного участка;
- На основании акта вносятся изменения в ЕГРН.
Образец текста заявления можно скачать по этой ссылке. В заявлении должны быть отображены следующие сведения:
- ФИО и контактные данные землепользователя;
- Категория земли и адресные ориентиры участка;
- Текущий и запрашиваемый ВРИ;
- Причина смены вида землепользования;
- Перечень прилагаемых документов.
Максимальный срок между рассылкой уведомлений о слушаниях посредством СМИ или почтовых отправлений и принятием комиссией решения устанавливается местным законодательством, но не может превышать 30 дней (п. 7 ст. 39 Градостроительного кодекса).
В ходе публичных слушаний выступает заявитель, аргументируя необходимость смены ВРИ, а заинтересованные лица выражают своё мнение о последствиях изменения землепользования землёй членам комиссии.
Особые мнения и возражения должны быть переданы членам комиссии в письменном виде.
Комиссия при принятии решения руководствуется следующими факторами:
- Целесообразность изменения ВРИ;
- Последствия изменения ВРИ для окружающей среды;
- Правовые и экономические последствия для соседних землепользователей.
Например, если владелец участка для огородничества хочет сменить ВРИ для строительства дома, комиссия может отклонить заявление из-за угрозы затенения соседнего возделываемого участка.
Если комиссия постановляет сменить вид землепользования участка, копия решения направляется всем участникам слушаний. Через 10 дней после вынесения решения составляется акт об изменении ВРИ, копия которого выдаётся заявителю. Заявитель должен обратиться в Росреестр для регистрации изменений в кадастровом реестре, приложив к копии акта следующие бумаги:
- Копию паспорта;
- Квитанцию об уплате госпошлины;
- Заявление на внесение изменений;
- Кадастровый паспорт на участок.
Новый вид разрешенного землепользования отобразится на кадастровой карте местности в течение 7-10 дней с момента обращения в Росреестр.
При несогласии заявителя с решением комиссии, он может оспорить данное решение в судебном порядке (п. 12 ст. 39 ГрК РФ).
Заявление о смене разрешенного землепользования
Заявление о смене ВРИ участка – это документ, который направляется собственником или арендатором земельного участка в местные органы власти для смены условного вида разрешенного землепользования такого участка. Регламент смены вида землепользования или предоставления дополнительного (условного) вида разрешенного использования земель регулируется ст. 39 Градостроительного кодекса.
Например, смена вида землепользования может потребоваться застройщику, если он хочет возвести многоэтажный дом на участке для мало- и среднеэтажного строительства.
Заявление составляется на стандартном бланке, форму которого можно
Структура заявления состоит из трех основных частей:
- Описательной;
- Просительной;
- Мотивировочной.
В описательной части землепользователь указывает свои ФИО, серию и номер паспорта, адрес регистрации и фактического проживания, а также контактные данные. В просительной части выражается просьба о смене вида разрешенного землепользования участка, с приведением параметров такого участка.
Для участка необходимо указать:
- Кадастровый номер;
- Категорию земли;
- Вид права пользования участком (собственность или аренда);
- Текущий и желаемый вид разрешенного использования;
- Адресные ориентиры;
- Площадь участка.
Если заявление составляется арендатором, то в нем должна быть отметка-согласие собственника участка на смену вида землепользования (только если собственник – частное лицо).
В мотивировочной части перечисляются законные и иные основания для смены вида землепользования участка. В качестве законодательных актов можно привести ст. 39 ГрК РФ, описывающую законный процесс изменения ВРИ, а также местные градостроительные регламенты и перспективные планы развития территории.
Дополнительным обоснованием необходимости изменить вид разрешенного землепользования участком может стать подробный план его использования, который улучшит состояние местной инфраструктуры и органично впишется в действующий план застройки местности.
Заявление будет рассматривать не только уполномоченная комиссия, но и пришедшие на публичные слушания соседние землепользователи, поэтому в мотивировочной части желательно указать безопасность смены вида разрешенного использования участка для деятельности соседних землепользователей.
Возможные затраты
Оформление смены вида землепользования участка может включать следующие расходы:
- Госпошлина – 350 рублей;
- Заказ кадастровой выписки в МФЦ – 300 рублей;
- Изготовление ситуационного плана – 1500-3000 рублей;
- Организация публичных слушаний – 3000-10000 рублей.
Все расходы, связанные с проведением слушаний, должен покрывать землепользователь, подавший заявление о смене ВРИ (п. 10 ст. 39 ГрК РФ). Оплатить необходимо рассылку уведомлений, регистрацию участников слушания и аренду места их проведения. В зависимости от количества участников и региона проведения мероприятия величина затрат может сильно меняться.
Доплата к пенсии за работу в районах Крайнего Севера — тема нашей статьи.
На что можно рассчитывать, доживя до 80 лет? Про государственную поддержку старых людей читайте в нашем материале.
Причины по которым выгодно увольняться по соглашению сторон, вы узнаете в нашей статье.
Особенности смены статуса УЗ
Виды и требования к целевому назначению земли
С целью обеспечения разумного использования УЗ их подразделяют на разные категории. К таковым относятся земли:
- Населённых пунктов. Предназначены для постройки зданий, ведения подсобного хозяйства.
- Сельскохозяйственные. Располагаются за городской чертой и используются для производства сельхозпродукции.
- Промышленные. Находятся за пределами населённых пунктов. Предназначены для деятельности энергетических, транспортных, военных и других объектов.
- Лесного фонда.
- Водного фонда.
- Запаса.
- Рекреационные.
- Особо охраняемые.
Требования к целевому назначению земель регламентированы Земельным кодексом Российской Федерации, основываясь на следующих критериях:
- Категория земли, на которой расположен надел.
- Статус владельца земли.
- Права на УЗ.
- Цель использования территории.
Например, человек купил участок под строительство дома, а земля предназначена для ведения с/х. Для реализации поставленной цели УЗ необходимо переоформить в другую категорию.
Можно ли поменять целевое использование земельного участка и зачем это нужно?
Целевое назначение надела изменить можно. Для этого законодательство предусматривает различные варианты:
- Изменение разрешения. При этом категория остаётся прежней.
- Смена категории.
СПРАВКА. Процедура изменения целевого назначения земли длительная и достаточно сложная. Когда при этом есть выгода, труды обязательно окупятся.
Смена статуса УЗ обуславливается объективной социальной или экономической целесообразностью. Например, возведение промышленного объекта или здания, корректировка площади, строительство дороги.
Как изменить целевое назначение?
Перевод надела в другую категорию находится в компетенции органов местного самоуправления, исполнительных органов РФ. Российское законодательство закрепляет, какие категории можно переводить:
- Земли, находящиеся в собственности частных лиц.
- Сельскохозяйственные угодья, ведением которых занимаются местные органы самоуправления.
- Территории, состоящие в собственности Правительства РФ, субъектов РФ.
Этапы изменения целевого назначения:
- Подача заявления в уполномоченный орган.
- Рассмотрение запроса специальной комиссией.
- Проведение слушания через 5 дней после подачи заявки.
- Вынесение решения.
ВАЖНО! В ходатайстве обязательно указывают весомые основания, причины для смены назначения надела.
Если принято положительное решение, оформляют акт и направляют его заинтересованной стороне. Чтобы изменение целевого предназначения вступило в силу, его необходимо документально зафиксировать в кадастровой палате.
Сроки и стоимость
Для рассмотрения заявки закон отводит срок 2 месяца. Если вопрос находится в компетенции Правительства РФ, ответ придёт в течение 3 месяцев. При отказе пакет документов возвращают заявителю через один месяц.
Заявитель оплачивает государственную пошлину за внесение записи о новом целевом назначении участка в кадастровые документы в сумме 350 рублей. Владелец надела несёт и прочие финансовые расходы, связанные с переводом надела в другую категорию.
Источник: xn—-8sbaa0aybkqcjljp6sd.xn--p1ai
Изменение разрешенного строительства земельного участка
- Автострахование
- Жилищные споры
- Земельные споры
- Административное право
- Участие в долевом строительстве
- Семейные споры
- Гражданское право, ГК РФ
- Защита прав потребителей
- Трудовые споры, пенсии
Вид разрешенного использования земельного участка не может быть изменен, если предельные размеры не позволят осуществлять деятельность в соответствии с таким видом разрешенного использования
Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 14 ноября 2018г.):
9. Вид разрешенного использования земельного участка не может быть изменен в случае, если для запрашиваемого вида разрешенного использования градостроительным регламентом, правилами землепользования и застройки установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры, не позволяющие осуществлять деятельность в соответствии с таким видом разрешенного использования.
Гражданин, являясь собственником земельного участка категории земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» обратился в соответствующий орган муниципального образования с заявлением о принятии решения об изменении вида разрешенного использования данного земельного участка «индивидуальное жилищное строительство» на условно разрешенный вид «магазины товаров первой необходимости общей площадью не более 150 кв. м», предусмотренный градостроительным регламентом территориальной зоны малоэтажной жилой застройки, к которой правилами землепользования и застройки сельского поселения отнесен спорный земельный участок. При этом просил принять во внимание, что на основании постановления главы муниципального образования были проведены публичные слушания, по результатам которых комиссией по проведению публичных слушаний дано заключение о возможном изменении вида разрешенного использования земельного участка.
В удовлетворении названных заявлений было отказано на основании пункта 1 статьи 11.9 Земельного кодекса, поскольку предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых, в силу законодательства о градостроительной деятельности, устанавливаются градостроительные регламенты, определяются этими градостроительными регламентами.
Рассматривая требование гражданина о признании бездействия органов исполнительной власти муниципального образования по изменению вида разрешенного использования земельного участка незаконными и возложении обязанности изменить вид разрешенного использования, суд первой инстанции установил, что площадь земельного участка, принадлежащего гражданину, составляет 625 кв. м, в то время как градостроительным регламентом территориальной зоны малоэтажной жилой застройки для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5 000 кв. м, минимальный размер земельного участка определен 1 000 кв. м.
Установив названное обстоятельство, суд отказал в удовлетворении требования.
Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с решением суда и указали, что, согласно статье 2 ГрК РФ, одними из принципов функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства являются обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия.
Статьей 7 Земельного кодекса предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2); изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 3).
Из систематического анализа положений пункта 1 статьи 11.9 Земельного кодекса, подпункта 9 статьи 1 и статей 37 и 38 ГрК РФ следует, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом.
При этом следует учитывать положения статьи 40 ГрК РФ, согласно которым правообладатели земельных участков, имеющих размеры меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков, вправе обратиться за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Получение разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства возможно при соблюдении требований технических регламентов и ряда процедур, включая рассмотрение этого вопроса на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Таким образом, изменение вида разрешенного использования в целях осуществления строительства, реконструкции либо иного использования земельного участка возможно в том случае, если планируемая деятельность не приведет к нарушению градостроительного регламента в части установленных в нем предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, предельных параметров разрешенного строительства.
Источник: logos-pravo.ru
Как изменить вид разрешенного использования земельного участка?
Вид разрешенного использования (ВРИ) — индивидуальная характеристика земельного участка. Она определяет способ его использования, то есть вид деятельности, которую можно на нем вести. Как изменить вид разрешенного использования или установить его, читайте в материале портала mosreg.ru.
Как получить разрешение на условно разрешенный вид использования объекта в Подмосковье>>
Виды разрешенного использования
По словам министра имущественных отношений Московской области Владислава Когана, в регионе нередки ситуации, когда жилые, дачные или садовые дома стоят на земле, оформленной по старым документам.
В них неверно указан ВРИ, и размещение объекта капстроительства на такой земле не предусмотрено.
В таком случае собственнику надо изменить ВРИ на назначение «Для индивидуального жилищного строительства (ИЖС)», «Ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ)» или «Ведение садоводства».
Перечень всех возможных видов разрешенного использования приведен в классификаторе ВРИ, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540.
Виды разрешенного использования бывают основными, вспомогательными и условно разрешенными. Вспомогательный вид можно выбрать только дополнительно к основному или условно разрешенному. Установить его вместо основного нельзя.
Основной и вспомогательный виды использования участка можно установить или изменить самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований (если это не противоречит правилам землепользования и застройки). Для этого надо обратиться в Управление Росреестра и внести в ЕГРН сведения об установлении или изменении ВРИ.
Установить условно разрешенный вид использования возможно в рамках государственной услуги, которую предоставляет комитет по архитектуре и градостроительству Московской области.
Распоряжение Главархитектуры Московской области о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка принимается с учетом правил землепользования и застройки (ПЗЗ), а также результатов общественных обсуждений или публичных слушаний.
Если нужно изменить вид использования на не предусмотренный градостроительным регламентом, придется обратиться в специальную комиссию для внесения изменений в ПЗЗ.
Как добиться пересмотра кадастровой стоимости объектов недвижимости в Подмосковье>>
Когда нельзя изменить ВРИ
Изменить ВРИ невозможно:
- по требованию арендатора — если договор аренды участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, заключен на торгах;
- арендатору самостоятельно — если участок предоставлен в аренду для определенного вида использования;
- если градостроительным регламентом и ПЗЗ для запрашиваемого вида использования установлены предельные размеры и параметры, не позволяющие вести деятельность согласно данному ВРИ.
Где подать заявление на изменение ВРИ
Заявление на изменение ВРИ подается в Росреестр через любой МФЦ Московской области.
Установление соответствия ВРИ классификатору
В случае если существующий вид разрешенного использования не соответствует действующему классификатору ВРИ, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.
2014 № 540, правообладатель земельного участка может обратиться за государственной услугой и установить соответствие существующего ВРИ классификатору.
При этом для земельного участка устанавливается ВРИ согласно классификатору, по смыслу и содержанию соответствующий существующему.
Если испрашиваемый ВРИ не соответствует по смыслу и содержанию существующему ВРИ, необходимо обращаться за его изменением в Росреестр.
Предоставление земельного участка в Подмосковье через торги в собственность или аренду>>
Как установить соответствие классификатору
Источник: Фотобанк Московской области, Роман Варцев
Услугой установления соответствия вида разрешенного использования земельного участка классификатору могут воспользоваться правообладатели земельного участка — собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. Получить ее можно через региональный портал государственных и муниципальных услуг.
Для жителей, не имеющих выхода в Интернет, доступ к порталу организован в офисах МФЦ.
В случае подачи заявления онлайн заполняется заявление и прикладываются документы в электронном виде. С перечнем необходимых документов можно ознакомиться на странице услуги на РПГУ.
Порядок и сроки оказания услуги
Источник: Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области
Рассмотрение заявления может занять до 13 рабочих дней, после чего ответ поступит в личный кабинет заявителя на РПГУ. Дополнительно результат государственной услуги можно получить в МФЦ, где его распечатают и заверят подписью уполномоченного сотрудника и печатью МФЦ.
- Информация о стадии рассмотрения заявления также направляется в личный кабинет или на электронную почту.
- Кроме того, заявитель может самостоятельно получить информацию о готовности результата предоставления госуслуги по телефону центра телефонного обслуживания населения Московской области 8(800) 550-50-30 или посредством сервиса РПГУ «Узнать статус заявления».
Плата за изменение ВРИ Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин
В случаях, предусмотренных законодательством, заявитель обязан внести в полном объеме плату за изменение ВРИ в тридцатидневный срок со дня получения соответствующего уведомления от министерства имущественных отношений Московской области. Плата взимается в случае изменения ВРИ на вид, предусматривающий жилищное строительство.
Установление соответствия ВРИ классификатору видов разрешенного использования земельных участков осуществляется бесплатно.
Как поменять разрешенное использование земельного участка? на сайте Недвио
Многие из покупателей земли сталкиваются с одними и тем же вопросами: «Как поменять разрешенное использование у земельного участка?». «И возможно ли это сделать без лишних затрат?».
В данной статье мы решили поделиться рекомендациями юристов по недвижимости касательно основных сложностей и проблем, с которым может столкнуться землевладелец, озадачившись решением данного вопроса.
Начнем с основного, у каких участков разрешенное использование изменить возможно, а у каких земель будет крайне сложно. Да, именно «Сложно», а не невозможно, так как и на законодательном поле нереальное можно вполне приблизить к реальному.
Изменить вид разрешенного использования возможно у земельных участков с категориями земель:
- Земли населенных пунктов;
- Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и т.п;
- Земли сельскохозяйственного назначения (если земля не входит в зону сельскохозяйственных угодий, так как для данной зоны градостроительные регламенты не устанавливаются).
Есть еще ряд категорий, которые мы здесь не упомянули.
Но полагаем, навряд ли найдутся посетители нашего сайта, у которых возникнет вопрос смены разрешенного использования у других категорий земель, которые здесь не указаны.
Однако, если же ваша ситуация является исключением, по первому же обращению к нам в письменной форме, мы поможем вам разрешить ваш вопрос. Опишите вашу ситуацию в разделе контакты, и наши менеджеры свяжутся с вами.
Чаще всего проблемы со сменой разрешенного использования возникают, когда земельный участок входит в границы территорий исторических памятников и ансамблей и т.п.
Если вы столкнулись с такой ситуацией при покупке участка, решить ее полностью, увы, не удастся — изменить разрешенное использование ЗУ получится, но с серьезными ограничениями.
Вот почему данный вопрос необходимо тщательно изучать заранее, еще перед покупкой земли.
Также обращаем ваше внимание на то что, в данной статье описывается изменение разрешенного использования не конкретно под жилые объекты, а в охвате всего спектра видов разрешенного использования.
Как же выбрать вид разрешенного использования, где найти список возможных вариантов?
В данном вопросе вам помогут правила землепользования РФ и застройки того поселения или муниципального образования, в границах которого расположен ваш земельный участок. Данный документ разработан, утвержден и практически у всех муниципальных образований в нашей стране и размещен для общего обозрения на сайтах администраций.
Кстати, данный документ должен в обязательном порядке быть обнародован на вышеупомянутых интернет ресурсах. Если же на сайте администрации вашего региона вы его не нашли, можете смело «пожурить пальчиком» местным органам власти и требовать соблюдения утвержденных законом порядков.
В разработанных правилах землепользования и застройки, в обязательно порядке, присутствует раздел с подобным названием «Градостроительные регламенты для территориальных зон».
Как раз в данном разделе вы и найдете, на какие виды разрешенного использования возможно поменять характеристики вашего земельного участка.
Так же в помощь вам неотъемлемая часть правил — «Графические материалы», по которым вы определите, в какой территориальной зоне расположена ваша земля.
Кстати, указанный перечень использования ЗУ в правилах землепользования и застройки должны соответствовать вот этому утвержденному классификатору видов разрешенного использования. Но не забывайте о том что, правила утвержденные ранее, чем данный классификатор, имеют законную и юридическую силу, а наименование видов использования земель могут различаться.
В градостроительных регламентах для территориальных зон также указаны:
- минимальные и максимальные размеры земельных участков в конкретной территориальной зоне;
- процент застройки от общей площади;
- ссылки на документы о соблюдении технических регламентов в границах ЗУ и многое другое.
Куда подавать заявление для изменения вида разрешенного использования земельного участка?
Итак, наконец, мы выбрали вид разрешенного использования (ВРИ), которое отвечает всем нашим требованиям. Теперь осталось понять, как нам воплотить наши пожелания в реальность.
Для этого нам необходимо в письменном виде написать заявление в соответствующую организацию. Контролером данной услуги выступают органы кадастрового учета, в которые вам и придется подавать заявление с вашими пожеланиями.
Скачать образец заявления о смене разрешенного использования у земельного участка вы можете по этой ссылке.
Для подачи данного заявления вам понадобится всего лишь два документа:
- Кадастровый паспорт на земельный участок;
- Паспорт гражданина РФ.
По второму документу принимающая сторона определит, принадлежит ли вам указанный земельный участок на самом деле.
С вышеперечисленными документами вы направляетесь в ближайшее территориальное отделение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра), и просите предоставить вам образец заявления для изменения вида разрешенного использования у земельного участка.
Совет: Не пытайтесь выдумывать заявление. Зачастую образец заявления расположен на стендах прямо в Росреестре. Если вы не нашли подходящий образец заявления, спросите в территориальном отделении у представителей данной организации.
Теперь весь пакет документов у вас есть в полном объеме. После чего все вышеперечисленные документы вы подаете представителю в Росреестр. Все остальные заявления подготовит за вас работник вышеупомянутого учреждения. Взамен поданным документам вам дадут расписку о приемке заявления и дату получения нового кадастрового паспорта, с уже измененным видом разрешенного использования.
После получения нового кадастрового паспорта, вам останется всего лишь поменять свидетельство о государственной регистрации права. Данную процедуру вы делаете так же в Росреестре, путем замены старого свидетельства на новое. Срок получения нового свидетельства составит 4-5 рабочих дней.
Маленький нюанс: Совсем не обязательно, после внесения изменений в кадастровом паспорте, менять свидетельство о гос.
регистрации права, так как основной документ, отображающий все характеристики вашего земельного участка, это кадастровый паспорт.
Но, если вы не внесете изменения в свидетельство, то при продаже вашей земли к вам возникнет лишний вопрос со стороны покупателя и появятся сомнения в покупке вашей недвижимости. Так что лучше позаботиться о замене свидетельства.
Немного о сложностях
При смене «разрешенки» ВРИ, порой, возникают нестандартные ситуации. Может случиться так что, принимающая сторона не осведомлена об изменениях в законодательстве, либо вы не тщательно изучили регламенты или какие-либо обременения у вашего земельного участка.
Так что, лучше заранее подготовиться к этому, но не забывайте что, всем мы можем допускать ошибки. При возникновении нестандартных ситуаций или иных сложностей, лучше обратиться к профессиональным юристам в сфере недвижимости.
Как изменить вид разрешенного использования земельного участка?
Все участки, находящиеся на территории РФ, в обязательном порядке имеют вид разрешенного использования. Он специально устанавливается для каждого участка. От него напрямую зависит, что вы сможете сделать с землей и какие постройки можно построить на ней. Иногда вид разрешенного использования можно поменять.
Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка:
- Вид разрешенного использования земельного участка может меняться только по той схеме, которая имеется на этой территории зонирования.
- Нужно составить заявление и направить его в местную администрацию.
- После этого проводятся слушания, которые должны быть публичными. В них должны принять участие граждане, которые проживают в этом районе. На слушаниях могут присутствовать и правообладатели смежных территорий, в качестве которых могут выступать не только собственники, но и арендаторы участка.
- Все участники проведенного мероприятия предоставляют свои предложения. А результаты обязательно публикуются.
- На основе заключения организовавшей слушания комиссии принимается решение, которое может изменить вид использования земли. Но иногда в данном изменении отказывают.
Как же установить и, при необходимости, изменить на более подходящий ВРИ участка земли?
Раньше отдельные чиновники принимали решение об изменении категории участка. С этим было связано много проблем. Но началась земельная реформа, продолжающаяся до сих пор.
В результате этой работы были выработаны определенные нормы, согласно которым выделяют определенные виды разрешенного использования участков земли:
- Условно разрешенные,
- Основные,
- Вспомогательные.
Вся нужная информация, распространяемая на конкретные участки, должна находиться в составе градостроительного права.
Вы ее можете получить, для чего подходят данные способы:
- Получение справки о зонировании,
- Получение выписки из правил землепользования и застройки, так называемых ПЗиЗ.
Получаем ГПЗУ и выясняем ВРИ участка земли:
- В орган местного самоуправления необходимо подать заявление. При этом земельный участок должен относиться к территории этого органа. Причем заявление могут подавать не только собственники, но и арендаторы. Оно также может поступить и от заинтересованного в этом лица.
- В местной администрации подготавливают и утверждают ГПЗУ в строго установленный период, который составляет 30 дней со времени получения заявления. При этом оплата за это не взимается.
- Затем необходимо получить ГПЗУ. Обратите внимание на графу 2.1. в ней должны присутствовать сведения обо всех ВРИ, которые допускаются для данного земельного участка.
Обратите внимание! У вас нет обязанности обосновывать цель истребования данного документа. В его подготовке вам не могут отказать, так как администрация обязана его предоставлять по требованию правообладателей.
Всю необходимую для заполнения ГПЗУ информацию администрация собирает самостоятельно. Эта работа осуществляется в рамках сотрудничества между различными ведомствами. Если у вас запрашивают другие документы, помимо заявления, у вас есть право обратиться в прокуратуру.
Как выбрать ВРИ земельного участка?
Получив нужную информацию, правообладатель участка может подобрать любой ВРИ из доступных для него основных и дополнительных ВРИ. Для этого просто в комиссию нужно подать заявление. Комиссия находится в местной администрации.
Сведения о принятом решении из администрации передаются в местное отделение кадастровой палаты. Заявитель не должен предпринимать никаких самостоятельных действий, чтобы это сделать. Вам остается только получить свидетельство о собственности, в котором будет указан новый ВРИ на землю.
Как изменить ВРИ земельного участка?
Это несложно сделать, если рассматривать вопрос теоретически. Но важно выполнить следующие условия:
- В муниципальном образовании должен находиться градостроительный регламент, находящийся в составе ПЗиЗ.
- Необходимый вам ВРИ должен присутствовать в перечне ВРИ для конкретного участка.
Но в законодательстве на этот счет есть множество недоработок, которые ведут к многочисленным судебным спорам. Несоблюдение законодательства на любой стадии приводит к отмене ранее принятого решения, как в случае прокурорской проверки, так и в порядке самоконтроля со стороны местной администрации.
Чтобы сменить ВРИ на землю необходимо сделать следующее:
- Подать заявление на получение выписки на землю. Оно подается в комиссию, находящуюся в районе расположения участка.
- Убедитесь, что ВРИ участка можно изменить.
- Выберите подходящий ВРИ из представленного списка самостоятельно.
- После этого заявление подается в кадастровую палату, чтобы изменить один ВРИ на другой. С заявлением необходимо подать выписку из ПЗиЗ и свидетельство о праве собственности.
- Кадастровая палата выдает кадастровый паспорт, в котором содержится новый ВРИ. Во время оформления любых сделок с участком этот документ будет необходимым.
- В Росреестре нужно получить новое свидетельство о собственности.
Обратите внимание! Право на изменение ВРИ находится на стороне правообладателя. Но это не значит, что в качестве него может выступать только собственник.
Правообладателем признается и арендатор. Но на самом деле поменять ВРИ на участок удается не во всех случаях.
Вам понравится! Как бесплатно получить землю?
Для регистрации изменений арендатором срок его аренды должен составлять не менее 5 лет. Если же это не так, кадастровая палата может отказать в регистрации изменений.
Получаем разрешение на условно разрешенный ВРИ (статья 39 Кодекса)
Согласно 39 статье Кодекса, важно выполнить следующие действия:
- Подайте заявление в специально созданную для этого Комиссию,
- Пройдите публичные слушания. В них должны участвовать все заинтересованные лица, в качестве которых могут выступать местные жители и правообладатели, владеющие соседними участками.
- Получите кадастровый паспорт и новое свидетельство о собственности. Оно должно содержать новый условно разрешенный ВРИ.
Комиссия предоставляет свои рекомендации, которые появляются в итоге слушаний. Они бывают следующими:
- Обоснованный отказ,
- Предоставление разрешения.
Рекомендации представляют собой документ, направляемый главе администрации. Именно за ним остается окончательное принятие решения. Глава должен вынести решение за три дня и опубликовать его. Решение можно обжаловать, но для этого придется обратиться в суд. В целом же с момента получения заявления и до опубликования результатов должно пройти не больше 30 дней.
Обратите внимание! Расходы на организацию и проведение слушаний будет нести в полной мере заявитель.
Но есть территории, смена категории которых невозможна, хотя и допускается в исключительных случаях. К ним можно отнести следующие категории:
- Угодья с особой ценностью и продуктивностью;
- Земли лесного фонда, которые никогда не предоставляют под огородничество, садоводство и дачное строительство.
Правила зонирования территории
Земельный кодекс устанавливает понятие, которое связано с зонированием территорий. Оно заключается в разделении большой территории на зоны развития не только поселений, но и других территорий. Также определяется вид градостроительного использования. Устанавливаются и ограничения, связанные с использованием некоторых участков.
Согласно действующему в России зонированию выделяют следующие земли:
- Лесного фонда,
- Водного фонда,
- Населенных пунктов,
- Запаса,
- Сельскохозяйственного значения,
- Особо охраняемых объектов и территорий,
- Радиовещания, промышленного назначения, связи, для обеспечения косметической деятельности, энергетики и обороны, а также некоторые другие категории земель.
Как можно поменять вид пользования?
Все более актуальным для многих становится вопрос смены категории земельного участка. Особенно это относится к сельскохозяйственным землям. Многие хотят использовать эти земли под индивидуальное строительство.
Основная причина связана с тем, что на сельскохозяйственной земле нельзя просто так построить дом. К тому же, стоимость земли сельскохозяйственного значения существенно ниже. Многие собственники именно по этой причине планируют поменять разрешенный вид использования на свои участки.
Есть достаточно быстрые, а главное законные методы смены категории. В дальнейшем при желании на участке можно проживать комфортно. Вам не придется беспокоиться о необходимости смены категории.
Так, на землях с сельскохозяйственным значением сегодня разрешается возвести дачу. В таком доме можно будет даже зарегистрироваться. Но понадобится разрешение на возведение дома. А территория может использовать под личные нужды.
Если вы планируете сменить разрешенный вид использования, можно воспользоваться двумя основными вариантами:
- Перевести участок из одной категорию в другую,
- Сменить вид использования, не меняя категорию участка.
Первый вариант предполагает получение любого варианта разрешенного использования. В другом случае вам достаточно просто выбрать категорию участка из списка, действующего для конкретной земли.
Советы
- Всегда необходимо учитывать не только возможные ограничения, но и запреты в рамках законодательства. Они могут действовать при смене ВРИ на некоторые участки.
- Уточняйте наличие в администрации ПЗиЗ.
- Внимательно изучите не только классификатор ВРИ, но и перечень ВРИ для данного участка земли.
Вы обязательно должны учитывать, что земельное законодательство на данный момент переживает свое становление.
По этой причине следует постоянно следить за изменениями и относиться очень критически к требованиям органов местного самоуправления, если они необоснованные.
Как оформить изменение вида разрешенного использования земельного участка: подробная инструкция и пошаговый порядок
- Такой дорогостоящий вид деятельности как строительство требует не только тщательной подготовки проектной документации, но и надлежащего оформления права пользования земельным участком.
- Возведение постройки на участке для этого не предназначенном — основание для признания здания самостроем и начала процедуры по его демонтажу.
- ВРИ земельного участка — это законодательно установленное разрешение использовать землю в строго определенных целях.
- Рассмотрим случаи его смены и порядок проведения процедуры подробнее.
Зачем изменять ВРИ земли
Смена ВРИ земельного участка производится для получения законной возможности использования надела в целях, не указанных в кадастровом реестре.
С началом строительства могут открыться следующие несоответствия:
- Земельный участок выделен под ИЖС, а в планах застройщика возведение многоквартирного жилого дома.
- Намерение возвести капитальное строение на землях для садоводства или огородничества.
- Строительство на землях ЛПХ зданий и сооружений, имеющих цель использования получение прибыли.
- дарение,
- продажа,
- завещание,
- использование в качестве залогового фонда
- потребует надлежащего решения земельного вопроса.
Не удастся прописаться в доме, построенном на участке, не предназначенном для строительства жилья.
Чтобы добиться законной регистрации на собственной жилплощади придется получить положительное решение суда.
При обращении в судебную инстанцию следует учитывать Российские реалии — на землях сельхозназначения, как правило, узаконить жилую постройку не получится.
Могут возникнуть сложности и при оформлении дачного дома на сельхозземлях. На некоторых участках полностью запрещено возведение каких-либо построек и изменить ситуацию можно либо сменой целевого использования надела, либо более простым способом — сменить ВРИ участка.
Смена ВРИ земли поможет избежать штрафных санкций со стороны контролирующих органов при обнаружении нецелевого использования надела.
Также это возможность легально развивать свой бизнес на земле, максимально используя преимущества ее расположения.
Возможность смены ВРИ земли установлена на законодательном уровне.
Вопрос регламентируется следующими НПА:
- Земельный кодекс РФ
- Федеральный закон от 21.04.2004 года №172-ФЗ.
- Градостроительный кодекс РФ Статья 37.
Как изменить вид использования земельного участка 2020
Время чтения 8 минут Спросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−
Изменение вида разрешенного использования (ВРИ) земельного участка – это неизбежная операция, требующаяся для того, чтобы получить право использовать свою землю для какой-либо цели, не предусмотренной ее действующим ВРИ.
Согласно ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, изменить ВРИ возможно только, если это предусмотрено местными правилами землепользования и застройки, утвержденными для данного муниципального образования.
Зачем менять ВРИ?
Типичный пример. Собственник хотел бы построить на своем участке торговую точку. Однако данная земля имеет сельскохозяйственное назначение. Это означает, что выполнить свое желание он по закону не вправе. Возможно это станет только после смены ВРИ.
В действительности изменение ВРИ может потребоваться в силу самых разнообразных причин:
- Перепродажа земли. С изменением ВРИ вполне возможно увеличить стоимость участка в несколько раз. Например, если ранее землю можно было использовать только для сельскохозяйственных нужд, а после смены ВРИ на ней можно будет построить многоквартирный дом, то цена участка возрастет минимум в 3-4 раза.
- Строительство торговой точки или производственного предприятия. В этом случае земля будет приносить максимум прибыли даже в том случае, если конечной целью правообладателя станет ее перепродажа.
- Жилое строительство. Эта цель стоит перед огромным количеством землевладельцев, которые и хотели бы построить жилье на своей земле, но не вправе этого сделать до смены ВРИ.
Использование земли вразрез с ВРИ чревато для правообладателя серьезным административным штрафом, который будет взиматься до тех пор, пока собственник не устранит выявленное правонарушение.
На данный момент предусмотрены следующие штрафы за данное правонарушение:
- До 1% от кадастровой оценки участка (не менее 10 тыс. руб.) за нецелевое его использование.
- До 0,5% от кадастровой оценки земли (но не менее 3 тыс. руб.) за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения.
- До 1,5% от кадастровой оценки земли (но не менее 20 тыс. руб.) за отсутствие строительства на земле, выделенной под ИЖС.
Что такое основные и условно разрешенные ВРИ?
Все виды разрешенного использования земель перечислены в классификаторе ВРИ. Каждый участок имеет присвоенный ему основной ВРИ, Однако, существуют также градостроительные регламенты, применяемые к каждой отдельно взятой территориальной зоне. И этим регламентом за конкретной территорией может быть закреплено несколько дополнительных видов условно разрешенного использования земель.
Главным отличием междуосновными ВРИ и условно разрешенными является то, что для использования земли, в соответствии с основным ВРИ, правообладателю не требуется ничье разрешение. Это право итак за ним закреплено правоустанавливающими документами.
Иное дело условно разрешенные ВРИ. Чтобы получить право на любой из условно разрешенных ВРИ потребуется предварительное согласование с соответствующими органами местного самоуправления. Это в первую очередь касается капитального строительства.
Порядок изменения ВРИ
Этап 1: подготовка документов
Собственнику земельного участка необходимо тщательно подготовиться к процедуре, заранее собрав все документы. В частности следует обратиться в местную адимнистрацию, чтобы уточнить: имеется ли соответствующее постановление, на основании которого может быть осуществлено изменение ВРИ.
Помимо этого потребуются:
- Заявление на изменение вида разрешенного использования земельного участка. Его заполняет собственник и подает в местную администрацию на имя ее главы.
- Паспорт или иной документ, подтверждающий личность землевладельца.
- Если землевладелец – юридическое лицо, предоставляется выписка из ЕГРЮЛ.
- Если интересы заявителя представляет третье лицо (адвокат), прилагается копия его паспорта и нотариально заверенная доверенность, в которой точно перечислены все полномочия представителя.
- Выписка из ЕГРП, подтверждающая право собственности и содержащая все основополагающие характеристики участка, а также документ, на основании которого это право было приобретено: завещание, купчая, дарственная и т.д.
- Ситуационный или адресный план участка, исходя из которого можно легко определить, где именно находится сам участок и смежные с ним.
- Согласование с арендодателем вопроса изменения ВРИ, если участок находится в долгосрочной аренде, а заявление подает от своего имени арендатор.
- Если на участке имеются какие-либо капитальные строения (объекты недвижимости), то к заявлению прилагаются правоустанавливающие документы и на них.
- Проект планировки той территории, к которой относится данный участок.
Этот перечень – основной. В зависимости от конкретного ВРИ, список может быть расширен. Чтобы не потратить время впустую, лучше всего заблаговременно уточнить полный перечень в местной администрации, а также ознакомиться с формой заявления и другими обязательными формами.
В общем случае заявление и все приложения к нему в администрацию подает сам землевладелец. Однако с его согласия это могут сделать доверенное лицо (при наличии нотариально заверенной доверенности), а также арендаторы. Документы можно отправить и Почтой России.
В том случае, когда заявитель или его доверенное лицо подают документы в приемной администрации, взамен выдается расписка в получении, на которой поставляется полный перечень принятых документов, а также дата и подпись уполномоченного лица.
Срок рассмотрения заявления ограничен. В общем случае он не может быть дольше 60 дней, но если рассмотрение вопроса не требует организации и проведения публичных слушаний, тогда заявление рассматривают и принимают по нему решение в течение не дольше 30 дней.
Общего закона, согласно которому за изменение ВРИ взимается госпошлина в установленном размере – нет. Однако, на местном уровне вполне могут издаваться постановления, по которым за изменение ВРИ может взиматься в пользу бюджета субъекта федерации установленная сумма. Уточнить этот вопрос следует там же, куда и подается заявление вместе с приложениями к нему.
Этап 2: получение решения
После рассмотрения поданного землевладельцем или его доверенными лицами заявления, глава администрации принимает решение об удовлетворении или отказе в изменении ВРИ.
Чтобы получить решение, необходимо явиться в администрацию и предъявить паспорт или доверенность. И решение, и отказ выдаются только в письменной форме.
Отказ обязательно должен быть мотивированным, а при несогласии землевладельца с ним документ можно использовать для оспаривания в суде или в вышестоящей инстанции.
Для собственника участка решение администрации является основанием для внесения изменений в ЕГРН. При этом сведения в Росреестр подает местная администрация, которая и вынесла такое решение.
Этап 3: внесение изменений в ЕГРН
Если в обозначенный срок правообладатель не получил официального уведомления, он вправе лично обратиться в Росреестр с соответствующим заявлением о внесении изменений (ст. 33 ФЗ №218). В этом случае Росреестр направляет в течение 3 дней с момента получения заявления запрос в местные органы государственной власти и самоуправления для получения информации, а в течение 5 дней уведомление о внесении изменений направляется заявителю.
Собственнику следует иметь в виду, что по итогам изменения ВРИ, может существенно измениться кадастровая стоимость участка, а в соответствии с этим изменится в большую сторону и размер земельного налога. Оспорить завышенную, по мнению правообладателя, кадастровую стоимость можно в Росреестре и в суде, согласно Ф №135 от 29.07.1998 г.
Как быстро изменить ВРИ?
Тем, кто никогда не сталкивался с процедурой смены ВРИ, сложно представить себе этот процесс на практике. В первую очередь сложность состоит в том, что взаимодействовать приходится с местным землеустроительным комитетом. Для того, чтобы заявление и приложения к нему были приняты в кратчайшие сроки к рассмотрению, необходимо крайне тщательная предварительная подготовка.
Администрация местного муниципалитета вправе отказать заявителю при выявлении любых несоответствий и ошибок в поданных документах. А, как показывает практика, такие ошибки выявляются регулярно. Ошибочно напечатанные даты, искаженные сведения, опечатки и т.д.
Убедиться в том, что ваш пакет документов и заявление соответствует действующим требованиям, лучше заранее. Сделать это просто – обратитесь к земельному юристу за консультацией.
Специалист проверит ваш пакет документов и даст рекомендации, либо предложит действовать далее от вашего имени.
Как изменить вид разрешенного использования земельного участка
При изменении вида разрешенного использования земельного участка нужно руководствоваться правилами землепользования и застройки для конкретного муниципального образования.
Основной и вспомогательный виды использования участка можно изменить самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований. Чтобы это сделать необходимо обратиться в Управление Росреестра для внесения в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования.
Чтобы изменить условно разрешенный вид использования, необходимо получить разрешение органа местного самоуправления. Глава местной администрации принимает решение с учетом результатов общественных обсуждений или публичных слушаний.
Сведения о виде разрешенного использования земельного участка содержатся в ЕГРН. Это дополнительная характеристика участка.
Виды разрешенного использования делятсяна основные, условно разрешенные, вспомогательные. От принадлежности к одной из этих категорий зависит порядок изменения вида использования.
Порядок изменения вида разрешенного использованияземельного участка зависит от того, утверждены ли для данного муниципального образования правила землепользования и застройки.
Обычно такие правила утверждены. Они устанавливают границы территориальной зоны, содержат градостроительный регламент. Кроме того, из них можно узнать порядок изменения вида разрешенного использования. При изменении вида использования нужно соблюдать технические регламенты.
Чтобы узнать, как изменить вид разрешенного использования участка в данном муниципальном образовании, необходимо уточнить, есть ли правила землепользования и застройки. Процедура изменения вида использования (в частности, порядок, сроки, перечень документов) может быть определена в региональном административном регламенте.
Если правил нет, уточните порядок изменения вида разрешенного использования участка в местной администрации.
Если для земель градостроительный регламент не устанавливается, изменение вида разрешенного использования участка осуществляется иначе. Может потребоваться, например, перевести земли из одной категорию в другую.
Перечень видов разрешенного использованиядля данной территориальной зоны можно узнать из градостроительного регламента. Они устанавливаются согласно классификатору, который утвержден Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014г. №540.
Указанный регламент может устанавливать вид разрешенного использования с учетом особенностей территориальной зоны и предусматривать сочетание разных видов использования участка.
Если необходимо изменить вид использования на не предусмотренный градостроительным регламентом, придется обратиться в специальную комиссию для внесения изменений в Правила землепользования и застройки.
Изменить вид разрешенного использования не представляется возможным в следующих случаях;
- по требованию арендатора — если договор аренды участка, который находится в государственной (муниципальной) собственности, заключен на торгах;
- у арендатора самостоятельно — если участок предоставлен в аренду для определенного вида использования;- если градостроительным регламентом, Правилами землепользования и застройки для запрашиваемого вида использования установлены предельные размеры и параметры, которые не позволяют осуществлять деятельность согласно этому виду разрешенного использования.
Чтобы изменить основной и вспомогательный виды разрешенного использования, собственнику необходимо обратиться в Управление Росреестра для внесения в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования.
Основной и вспомогательный вид разрешенного использования правообладатель (кроме, например, органов государственной власти, ГУП и МУП) может самостоятельно выбрать из установленных градостроительным зонированием.
Так, вам не нужно получать согласие органа местного самоуправления, если участок находится в частной собственности и расположен на территории, для которой утверждены правила землепользования и застройки.
Вспомогательный вид можно выбрать только дополнительно к основному и условно разрешенному. Установить его вместо основного нельзя.
Чтобы изменить условно разрешенный вид использования, нужно получить разрешение на новый условно разрешенный вид использования земельного участка.
Для этого заинтересованное лицо (например, арендатор) должно подать заявление в уполномоченный орган муниципального образования, например в комиссию по подготовке правил землепользования и застройки муниципального образования. В некоторых муниципальных образованиях это можно сделать через МФЦ или на портале госуслуг.
Форма заявления приводится в региональном административном регламенте по предоставлению данной услуги. Также ее можно найти на портале госуслуг или на сайте МФЦ.
Перечень документов, которые следует приложить к заявлению, также установлен регламентом. Например, может понадобиться согласие собственника участка на изменение вида разрешенного использования.
Решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования принимает глава местной администрации, как правило, по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний.
Как уточнить возможность смены ВРИ и изменить вид разрешённого использования земельного участка
Законодательная база
Возможность изменение вида разрешённого использования (ВРИ) земельного участка установлен закономи и нормативными документами:
- Земельным кодексом РФ (статья 8)
- ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» №172-ФЗ
- Градостроительным кодексом РФ (статья 37, пункт 3)
- Письмом Минэкономразвития РФ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» №14310-ИМ/Д23 от 08.07.2011
- ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» №171-ФЗ
- ФЗ «О кадастровой деятельности» № 221
- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ
- Правилами земелеустройства и застройки, принятыми в городских, сельских поселениях и иных муниципальных образованиях
Для решения задчи об изменени ВРИ земельного участка необходимы знания основ «земельной и градостроительной математики». Её «аксиомами» являются следующие положения:
- ПЗЗ
- градостроительное зонирование
- градостроительный регламент
- вид разрешённого использования земельного участка
- Классификатор видов разрешённого использования земельных участков (ВРИ — 2019)
Анализ сведений, содержащихся в каждом из перечисленных документов, даст ответ о возможности изменения ВРИ земли.
ПЗЗ — это основные правила, устанавливающие условия землепользования и застройки земельных территорий внутри границ муниципальных образований. Они представлены на официальных сайтах администраций.
Земли муниципалитетов, в соответствии с ПЗЗ, поделены на отдельные территориальные зоны (меньшие территории). Каждая из зон объединяет находящиеся на её территории земельные участки физических и юридических лиц и те, что относятся к муниципальной или государственной собственности. У них примерно равные назначения и условия застройки, например:
- территориальные жилые зоны:
- включают участки под строительство блокированных жидых домов. индивидуальных отдельно стоящих жилых домов
- территориальные общественно-деловые зоны
- объединяют участки, предназначенные под строительство объектоа недвижимости делового, общественного, административного, научного и торгового назначения и т.д.
- территориальные производственные зоны
- состоят из участков под промышленные, складские объекты различных классов санитарной опасности.
Функции территориальной зоны отражены в её градостроительном регламенте. Он конкретизирует правила застройки участков внутри каждой территориальной зоны.
Территориальные зоны отображаются:
- в генеральном плане муниципального образования
- на карте градостроительного зонирования.
Зоны в них выделяются разными цветами. По ним несложно определить их границы. В экспликацииях к схемам можно узнать наименование зон и перечень ВРИ входящих в них земельных участков.
Примечание
Для отдельных территорий, находящихся внутри территориальных зон, градостроительные регламенты не устанавливаются:
- территории зелёных насаждений общего пользования
- с/х угодия в составе земель сельхозназначения
- земли, покрытые поверхностными водами
- земли лесного фонда
- земли особо охраняемых природных территорий
- земли запаса
Действие градрегламентов не распространяются на земельные участки:
- в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ
- в границах территорий памятников или ансамблей, являющихся вновь выявленными объектами культурного наследия — решения о режиме их содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении принимаются в порядке, установленном законодательством РФ об охране объектов культурного наследия
- в границах территорий общего пользования
- занятые линейными объектами
- предоставленные для добычи полезных ископаемых
Изменение вида разрешённого использования всех таких территорий и участков запрещено.
По заявлениям об изменении их ВРИ будет дан отказ и указана одна или несколько причин, раскрывающих несоответствие планируемого вида тем, что возможны к использованию:
- в водоохраной, прибрежной полосе
- в санитарно-защитной зоне промышленного предприятия
- в придорожной полосе существующих и проектируемых дорог, территорий общего пользования
- в охранной зоне объектов культурного наследия
Более подробные сведения о мотивах отказов изложены ниже.
Получить официальную информацию о вхождении или не вхождении участка в такие территории и зоны можно через выписку из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД).
Вид разрешённого использования (ВРИ) каждого участка — один из параметров градостроительного регламента. Он показывает, как может эксплуатироваться земельный надел, какие объекты можно строить на нём, возможноо или нет строительство вообще.
ВРИ участка можно изменять только в пределах тех вариантов, что установлены для территориальной зоны, к которой относится земельный надел. Нужно выбратть из них тот, что подходит под будущую цель.
Те ВРИ участков и объекты капитального строительства, что не предусмотрены в территориальной зоне, являются неразрешёнными.
С чего начать?
1. Уточнить градостроительные регламенты территориальной зоны
Подготовка к решению задачи по изменению ВРИ начинается с выяснения градостроительных регламентов.
Способ №1
Сведения о возможных ВРИ для своего земельного надела можно получить, подав через МФЦ, на сайте Росреестра и ГКН или в отдел по архитектуре и градостроительству администрации заявление:
- о предоставлении Выписки из ПЗЗ о видах разрешённого использования участка с указанием его кадастрового номера
- о предоставлении градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) или справку о зонировании террритории, на которой находится участок
Способ №2
Нужно изучить графические материалы ПЗЗ:
- генеральный план муниципального образования
- схема градостроительного зонирования
На чертежах плана и схемы территориальные зоны раскрашены в разные цвета. Они наглядно показывают границы зон. В экспликациях к графическим материалам даются сведения о видах использования участков.
2. Узнать допустимые виды разрешённого использования участков для территориальной зоны
Все возможные виды использования участков, расположенных внутри территориальной зоны скомплектованы в 3 группы:
- основные, объединяющие главные (базовые) ВРИ
- условно разрешённые, назначаемые при изменении ВРИ по результатам публичных слушаний
- вспомогательные, не являющиеся преимущественными для территориальной зоны, а лишь дополнительными к основным и условно разрешённым видам использования
Разрешённый вид использования земельного участка — один из параметров градостроительного регламента, установленного ПЗЗ для территориальной зоны, к которой относится участок. Градостроительные регламенты описываются в текстовой части ПЗЗ.
Так, на сайте Рыбинского муниципального района в Ярославской области указаны ПЗЗ всех поселений, входящих в этот район. Возьмём в качестве примера ПЗЗ Арефинского СП. Кликнув по ссылке Правила землепользования и застройки, откроем эту страницу. На ней показаны:
- решение совета депутатов
- тестовая часть ПЗЗ Арефинского сельского поселения
Рассмотрим тестовую часть ПЗЗ. Бегло перелистывая раздел Содержание, последовательно находим:
- Часть 2. Градостроительные регламенты на территории Арефинского сельского поселениястатья 40 Виды и состав территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования Арефинского сельского поселения — в ней перечисляются все установленные поселении территоиальные зоны
Далее, начиная со статьи 41 и по статью 50, находим градостроительные регламенты, действующие в каждой территориальной зоне. В градрегламентах прописан состав основных, условно разрешённых и вспомогательных ВРИ земельных участков, а также указано, что можно строить на участках и при выполнении каких условий.
3. Найти вид использования, соответствующий цели его изменения
Каждая из групп ВРИ содержит перечни видов разрешённых использований. Самостоятельным порядком нужно выбрать из них тот, что более всего отвечает цели изменения ВРИ. Нужно учесть при этом, что в качестве выбирать в вид из состава вспомогательных ВРИ запрещено.
Когда планируемый вид соответствует одному из видов в перечне ВРИ, перечисленных в Выписке из ПЗЗ, ГПЗУ или справке о зонировании, к изменению ВРИ можно приступать обоснованно.
Наименование вида использования участка должно быть идентичным тому, что даётся в Классификаторе ВРИ 2019.
Особенности Классификатора ВРИ земельных участков
- в описании вида разрешённого использования указывается допустимая деятельность на земельном участке, виды объектов, размещение которых соответствует установленному ВРИ
- классификатор не различает ни категории земель, ни основные, вспомогательные или условные виды разрешённого использования участков
- не всегда название ВРИ земельного участка, указанного в существующих на него документах или выбранного из перечней основных и условно разрешённых видов, указанных в ПЗЗ, соответствует ВРИ по Классификатору.
В Классификаторе можно найти самый подходящий вариант. Виды использования в нём описаны подробно. Они включают вспомогательные виды деятельности, для которых не требуется установление ВРИ:
- вид «жилищное строительство» обеспечивает разведение плодовых и декоративных растений, но только при наличии на земельном участке жилого строения, а не вместо него
- любому виду разрешённого использования присуща возможность размещения, например, линии электропередач, водопровода, линии связи и других подобных объектов, опять-таки, возводимых только совместно с основным объектом, но не отдельно него
Проблемные ситуации
Определённые сложности вызывают последствия введения Классификатора, связанные, например, с разрешением на строительство жилых строений на участках для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ). Причина — отсутствие вида использования в Классификаторе.
Источник: kadet1778.ru