В разделе представлены практико-ориентированные статьи по актуальным вопросам проектной документации.
Отклонение от «типовой формы задания на проектирование»
Здравствуйте!
1 марта 2018 года вышел приказ МинСтроя N 125/пр об утверждении типовой формы задания на проектирование.
В связи с чем у меня вопрос:
Типовая форма содержит много пунктов, если для моего объекта многие из них не актуальны (телевидение, телефонизация, радиофикация. и другие) мне обязательно
оставлять эти пункты и писать «не требуется». Или же я могу просто удалить эти пункты, и изменить нумерацию?
И вообще, можно ли отходить от этой формы?
Могу ли я свести все эти пункты в табличную форму?
Составляю задание на проектирование холодного склада.
А эта форма вам точно нужна? Потому что.
А в постановлении 563 говорится
а) получено заключение по результатам проведенного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционный проект по созданию объекта капитального строительства, в отношении которого планируется заключение контракта;
Eugene Zarubin |
Посмотреть профиль |
Найти ещё сообщения от Eugene Zarubin |
Пытаюсь в этом разобраться..
Проектирование и строительство осуществляется за собственные средства заказчика.
Правильно я понял, что данная форма для государственных и муниципальных объектов?
Особого опыта в составлении ТЗ нет, поэтому и возникают вопросы..
Причем только для тех случаев, когда и проектирование, и строительство будет осуществлять один подрядчик по одному контракту.
Eugene Zarubin |
Посмотреть профиль |
Найти ещё сообщения от Eugene Zarubin |
Причем только для тех случаев, когда и проектирование, и строительство будет осуществлять один подрядчик по одному контракту.
Причем только для тех случаев, когда и проектирование, и строительство будет осуществлять один подрядчик по одному контракту.
В тексте приказа этого не звучит к сожалению. Типовая форма конечно разработана на основании пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. №563, но из этого совсем не следует, то она применяется только для тех случаев, когда и проектирование, и строительство будет осуществлять один подрядчик по одному контракту.
Как раз название говорит: «Об утверждении типовой формы задания на проектирование объекта капитального строительства и требований к его подготовке. А это значит пошли вы на экспертизу, а вам говорят: «Объект капитального строительства, а требования к подготовке задания на проектирование объекта капитального строительства почему не соблюдаете».
Всё в духе нового времени. Прямо как с приказом 728/пр «Об утверждении требований к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий»
Я вообще не вижу в этой форме и приказе к ней, что она где-то обязательно к применению.
Ну придумали форму, ну утвердили. А где сказано когда её обязательно применять? Я так понимаю, она добровольная на настоящий момент.
Не знаешь как ТЗ сделать — вот тебе официальная версия от министерства.
Бюрократы-чиновники, вероятно, будут ей пользоваться. Они любят делать всё по инструкциям. Но если я хочу себе заказать какой-то проект, то как хочу так и даю задание.
Если хочешь себе проект дома на своей территории для проживания себя, то хоть что делай. А для граждан России будь добр по закону. И если есть требования к заданию на проектирование утвержденные приказом Минстроя, то требования необходимо выполнять.
Про обязательность: требования к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации тоже не написано что обязательны к применению, только вот по другому уже нельзя.
Если хочешь себе проект дома на своей территории для проживания себя, то хоть что делай. А для граждан России будь добр по закону. И если есть требования к заданию на проектирование утвержденные приказом Минстроя, то требования необходимо выполнять.
Про обязательность: требования к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации тоже не написано что обязательны к применению, только вот по другому уже нельзя.
Это все из за того, что так законы пишет Минстрой. Написали бы, что данная форма применяется исключительно для объектов капитального строительства, реализуемых в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. №563, вопросов нет. А так счётная палата, прокуратура и прочие, читают закон прямо — и что там между строк мало кого волнует. И самое слабое звено в этой цепочке конечно же исполнитель, которому приходится доказывать своё видение законов всем вокруг.
Thượng Tá Quân Đội Nhân Dân Việt Nam
Типовая форма задания на проектирование была всегда. Только была она прямо в «главном» СНиП.
Да и в самой форме есть пояснения «указываются при необходимости», «указываются в случае».
Есть неофициальная указивка, что для всех строек за бюджетные деньги должна использоваться эта форма задания на проектирование. Соответственно. она должна быть во всей конкурсной документации на проектирование. Т.к. не все госзаказчики имеют опыт в проектировании и строительстве, и составление осмысленного ТЗ на проектирование для большинства — невыполнимая задача.
Проблем с заполнением не увидел. В половине строчек проставили «не требуется» и отправили госзаказчику
Прохожу экспертизу смет на ПИР капремонт в том числе и ИИ. Потребовали ТЗ по приказу. Теперь у меня есть ТЗ на 25 листах, вторичные замечания к ТЗ на 30 листах. И никто не может и не хочет пояснить как расписать все работы (например виды отделки) если нет обследования и ИИ, а ведь на объекте капремонта используется десятки видов отделки и сотни видов материалов и как расписать все требования ко всем материалам. Пожалуйста вот Вам пример когда из 3 листов смет на ПИР можно получить сочинение Война и мир в 3 томах, без перспективы сдать его в госэкспертизе.
Возможно у кого-нибудь уже есть заполненная рыба?
—— добавлено через ~10 мин. ——
Например заполнение пункта 11:. Идентификационные признаки объекта устанавливаются в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст.5; 2013, N 27, ст.3477) :11.1. Назначение:
У нас многоэтажный жилой дом с подземной автостоянкой и встроенными помещениями общественного назначения:
Характеризовать здание как многоэтажный жилой дом или искать идентификацию на все встроенные функции?
Интересно, на каком основании. ТЗ — часть договора. Экспертиза имеет право вмешиваться в договорные отношения заказчика и исполнителя?
Thượng Tá Quân Đội Nhân Dân Việt Nam
В договорные отношения экспертиза не вмешивается. А вот в текст задания на проектирование вчитывается очень внимательно.
В задании можно ведь написать «наплевать на все нормы, делать как я пишу. «. Из-за неграмотного задания, на поводу у которого пошли «проектанты» может быть и отрицательное Заключение, в котором будет указано и на ошибки Задания на проектирование.
Любой документ, противоречащий законодательству признается ничтожным — полностью или частично.
Не забывайте, что задание на проектирование не может быть подготовленным застройщиком, если он не член СРО.
Оно готвится Техническим заказчиком, т.е., компетентным лицом, отвечающим за свои действия.
изменения должны соответствовать заданию на проектирование ; изменения должны вписаться в смету; изменения не должны нарушать технические регламенты. … 2. В случае выявления в процессе строительства (реконструкции) объекта капитального строительства необходимости внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, такие изменения могут вноситься в виде отдельного изменения в соответствии с Градостроительным Кодексом Российской Федерации (далее — ГрК РФ), в том числе в порядке, предусмотренном частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ (далее — Проектное и Экспертное.
Изменение в задание на проектирование объекта капитального строительства
Типовая форма задания на проектирование объекта капитального строительства утверждена приказом Минстроя РФ № 125/пр от 1.03.2018 года [1] , устанавливающим ряд требований к содержанию задания и порядку его подготовки.
Форма задания включает три раздела:
1. «Общие данные» – раздел, в шестнадцати пунктах которого должны быть указаны различные сведения об объекте проектирования, проектировщике и участниках строительства, в том числе: основание для проектирования; виды работ; источники финансирования; требования к технико-экономическим показателям объекта и другие данные.
2. «Требования к проектным решениям» включают в себя еще двадцать два пункта, где уточняются параметры будущего объекта, в том числе: конструктивные и объемно-планировочные решения; порядок выбора и применения материалов, изделий, конструкций; мероприятия по обеспечению безопасности функционирования и инженерной защиты объекта; решениям по организации строительства и другие решения.
3. «Иные требования к проектированию» состоят из восьми пунктов по составу проектной документации, технологиям проектирования, методам определения сметной стоимости, особенностям подготовки демонстрационных материалов и другие требования.
Приказ [1] устанавливает требования к подготовке задания на проектирование объекта капитального строительства, включая правила подготовки такого задания, его согласования и утверждения, требования к исходным данным, требования к формам представления задания, в том числе к форме электронного документа и его утверждению с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Анализ требований к проектным решениям, утвержденных приказом [1] , показывает, что прежде, чем включать соответствующие им показатели в состав задания на проектирование, необходимо провести серьезную предпроектную подготовку строительства. Приведем лишь некоторые примеры.
Требования пункта 7 о технических условиях на подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, пункта 10 об основных технико-экономических показателях объекта и ряда других пунктов приказа [1] могут быть выполнены только после проведения отраслевых маркетинговых исследований, технико-экономического обоснования проектируемого объекта с расчетами потребности во всех видах ресурсов, с обоснованием принадлежности к опасным производственным объектам, а также после составления подробного бизнес-плана.
Требование пункта 24.1 приказа [1] предписывает указывать в задании на проектирование тип и основные характеристики технологического оборудования. Однако, такие характеристики могут быть установлены лишь в ходе технологического проектирования объекта, включающего определение типа производства на основе годовой программы выпуска продукции, анализ технических требований к продукции, выбор наиболее экономичных и производительных технологических методов изготовления, проработку вариантов маршрутных технологических процессов, выбор технологического оборудования и технологической оснастки и другие технологические решения.
Требования к обеспечению безопасности объекта и к инженерной защите территории (пункты 21.16 и 21.17 приказа [1] ) могут быть указаны в задании на проектирование после комплексного изучения территории проектируемого строительства на основе результатов инженерных изысканий, выполненных в полном объеме.
Действующее пособие по подготовке заданий на проектирование, разработанное ОАО «Центринвестпроект» [2] , содержит правовые основы подготовки и осуществления строительства объектов, а также дает разъяснения по содержанию ряда требований, сформированных на основе положений сводов правил, национальных стандартов и иных нормативных актов. Во введении к Пособию указывается возможность подготовки проектной документации применительно к отдельным этапам строительства объекта. Однако, выделение этапов строительства возможно только после проработки принципиальных решений по комплексу в целом, и более детальной проработки технических решений по каждому объекту строительства, что отражается в этапах (очередях или пусковых комплексах). Обоснование разделения комплекса объектов капитального строительства на отдельные этапы должно выполняться в процессе предпроектной подготовки строительства.
В пособии [2] отмечается, что подавляющее число технических решений могут быть определены только в процессе архитектурно-строительного проектирования. Так, например, определение и выбор типа фундаментов осуществляется на основании рекомендаций для принятия проектных решений, приведенных в техническом отчете по результатам инженерных изысканий в строительстве. В Пособии говорится о том, что перечень необходимых данных и требований к объекту капитального строительства определяет состав задания на проектирование. Кроме того, отмечается целесообразность включения в состав исходных данных тех сведений, которые необходимы для составления заданий на выполнение инженерных изысканий и натурных измерений.
В связи с тем, что формирование полного объема данных к заданию на подготовку проектной документации для объектов капитального строительства опирается на результаты большого объема предпроектных маркетинговых, экономических и инженерных изысканий, исследований возникает вопрос о целесообразности введения предварительного задания на проектирование объекта в период предпроектной подготовки строительства. Форма такого предварительного задания представлена на рисунке.
Рис. 1. Форма предварительного задания на проектирование
Предлагаемая форма предварительного задания на проектирование состоит из шестнадцати пунктов, выполнение которых позволит осуществить предпроектную подготовку строительства в необходимом и достаточном объеме, в сжатые сроки выполнить комплекс работ по сбору исходных данных, проведению инженерных изысканий, исследований, определению совокупности специальных требований, разрешений и согласований для успешного осуществления инвестиционно-строительной деятельности. В ходе выполнения работ по данному предварительному заданию будет сформирован комплект исходно-разрешительной документации и материалов, оформляющий результаты предпроектной подготовки.
Подготовка предварительного задания на проектирование в период предпроектной подготовки строительства объекта капитального строительства осуществляется совместно застройщиком (техническим заказчиком) и главным инженером (главным архитектором) проекта в соответствии с предлагаемой формой. Проект предварительного задания на проектирование должен быть согласован с руководителем главного распорядителя средств. Предварительное задание на проектирование утверждается застройщиком (техническим заказчиком).
Литература
1. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Приказ от 1 марта 2018 г. № 125/пр «Об утверждении типовой формы задания на проектирование объекта капитального строительства и требований к его подготовке».
2. Пособие по подготовке заданий на проектирование объектов капитального строительства. – ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект». – М.,2013. – 103 с.
При этом, необходимость разработки проектной документации на объект капитального строительства применительно к отдельным этапам строительства устанавливается заказчиком и указывается в задании на проектирование . Возможность подготовки проектной документации в отношении отдельных этапов строительства должна быть обоснована расчетами, подтверждающими технологическую возможность реализации принятых проектных решений при осуществлении строительства по этапам.
Как внести изменения в проект после экспертизы?
Представьте, что вы — застройщик. В процессе получения разрешения на строительство вы заказали у крупного и надежного проектного института, занимающегося комплексным проектированием зданий, услугу по проектированию. Прошли этап технико-экономического обоснования инвестиций, получили положительное заключение экспертизы, разрешение на строительство. Выбрали подрядчиков. Остается выполнить рабочую документацию — и можно начинать строительство. Но что делать, если по какой-либо причине нужно отступить от первоначальных проектных решений? К примеру — вы решили поменять один бренд пожарной сигнализации — на другой. Как легализовать такое изменение? И нужно ли вообще это делать — если речь не идет о внесении изменений в конструктивные решения здания, его основные эксплуатационные показатели. Давайте разберемся в этой теме с точки зрения законодательства.
Зачем вносить изменения?
Если коротко — чтобы ввести объект в эксплуатацию при завершении строительства или реконструкции существующего здания. Для этого требуется получить ЗОС (заключение о соответствии). Согласно «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 24.04.2020), Статья 55:
«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 24.04.2020), Статья 54:
Когда нужна экспертиза?
Требуется получить разрешение на строительство — значит нужно проходить экспертизу проектной документации. Согласно «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 24.04.2020), Статья 49:
Т.е. для нового строительства и при реконструкции — экспертиза нужна.
Что проверяет эксперт?
Фактически две вещи — соответствие проектного решения техническим регламентам и достоверность сметной стоимости. Согласно «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 24.04.2020), Статья 49:
Государственная или негосударственная экспертиза?
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от от 31.03.2012 N 272 «Об утверждении Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий» часть объектов может проходить негосударственную экспертизу, ценообразование на которую носит рыночный характер. Если ваш объект не входит в представленный выше перечень — вы можете существенно сэкономить, обратившись в негосударственную экспертизу. Однако стоит внимательно выбирать — не все негосударственные экспертизы могут обеспечить тот же уровень проверки документации, что и в государственной, что может сыграть против вас.
Существует три основных вида экспертных организаций: Главгосэкспертиза (проверка особо опасных, технически сложных и уникальных объектов), Региональные экспертизы (как правило проверка объектов, финансируемых бюджетом) и Организации негосударственной экспертизы.
Согласно «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 24.04.2020), Статья 49:
Для какого обязательна государственная экспертиза?
Напомню, что согласно «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 24.04.2020) ГрК РФ Статья 49:
Т.е. экспертизу не проходим если не требуется получать разрешение на строительство, если проводим капитальный ремонт объекта капитального строительства. В этом случае проектная документация также выполняется, но параллельно с созданием рабочей документации. В тоже время далеко не для всех объектов, проходящих экспертизу, требуется именно государственная экспертиза. Самый распространенный случай, когда требуется государственная экспертиза — это бюджетное финансирование.
ГрК РФ Статья 6:
Кроме этого, государственной экспертизе подлежат особо опасные, технически сложные и уникальных объекты.
ГрК РФ Статья 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты:
Повторная экспертиза
Самый простой, но при этом самый дорогой и долгий способ — внести изменения в проектную документацию и повторно пройти экспертизу. Сроки и стоимость определяются согласно Постановления Правительства РФ N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» и Постановления Правительства РФ № 272 «Об утверждении Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий».
Что проверяют при повторной экспертизе?
Согласно Постановлению Правительства РФ от 05.03.2007 N 145, глава VII проверяют две вещи: соответствие техническим регламентам части проектной документации, в которую внесли изменения и совместимость этой части с другими частями проектной документации:
Срок и стоимость
Максимальный срок проведения государственной экспертизы — 42 рабочих дня (+по инициативе заявителя могут продлятся ещё на 20 дней).
Стоимость экспертизы определяется Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 (ред. от 31.12.2019) «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», глава VIII, п.54:
За проведение повторной государственной экспертизы взимается плата в размере 30 процентов размера платы за проведение первичной государственной экспертизы. Пример расчета для крупного ЖК:
БСпдж = (100 000 + 35 x 39 000 + 3,5 x 633 000) x 1 x 30/100 = 1 104 150 руб.
Стоимость услуги с НДС = Стоимость услуги + Стоимость услуги x 20/100
Стоимость услуги с НДС = 1 104 150 + 1 104 150 x 20/100 = 1 324 980 руб.
Размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации жилых объектов капитального строительства (РПпдж) определяется по формуле:
РПпдж = БСпдж x Ki
РПпдж = 1 324 980 x 5.44 = 7 207 890 руб.
Но это за полный набор разделов по Постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 28.04.2020) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». За один раздел будет примерно в 10 раз меньше, т.е. около 700 000 руб
Получается весьма дорогое удовольствие. Да ещё и чрезвычайно долгое. Для изменений, касающихся отдельных инженерных систем здания — например выбора другого вендора пожарной сигнализации — такой подход вряд ли подходит. Слишком дорого и долго — овчинка скорее всего не будет стоить выделки.
Состав документов для проведения повторной экспертизы
Состав документов для проведения повторной экспертизы такой же, как и для проведения первичной экспертизы. Документы можно разделить на три категории:
- Исходные документы
- Заявление на прохождение повторной экспертизы
- Проектная документация
- Задание на проектирование
- Заключение по инженерным изысканиям (если требуется)
- Доверенность, подтверждающая полномочия заявителя действовать от имени застройщика / технического заказчика
- Выписка из реестра членов СРО проектировщиков, действующая на дату передачи изменений застройщику / техническому заказчику
- Выписка ЕГРЮЛ
- Акт приемо-передатчика проектной документации
- Заключение ТЦА (технологический и ценовой аудит обоснования инвестиций)
- Заключение ГИКЭ (государственной историко-культурной экспертизы)
- Заключение Государственной экологической экспертизы
- Заключение экспертизы промышленной безопасности
Результатом проведения повторной экспертизы будет новое положительное заключение, загружаемое в Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ЕГРЗ) взамен прошлого.
В каком случае нужна повторная экспертиза?
Если у вас есть положительное заключение первичной экспертизы — то основанием для повторной экспертизы служит внесение изменений в проектную документацию. Но есть нюанс.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 (ред. от 31.12.2019) «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», глава VII, п.44:
Важный момент — выделенное в п.44 исключение из общего правила. О нем поговорим ниже.
Экспертное сопровождение
«Сопровождение» проекта экспертной организацией после прохождения экспертизы подается законодателем как способ уменьшить сроки строительства, сократив лишнюю «бюрократию». Смысл нововведения — возможность застройщику или техническому заказчику заключить договор с экспертной организацией сроком на 1 год с возможностью его пролонгации об экспертном сопровождении. За время действия договора у застройщика появляется право на согласование в экспертизе изменений проектной документации неограниченное число раз. Сведения о таком заключении подлежат включению в Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ЕГРЗ).
Это стало возможным после внесения изменений в Статью 49 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ:
Застройщик или технический заказчик не ограничен в количестве изменений, вносимых в рамках экспертного сопровождения в проектную документацию, и их объеме. Плата за проведение экспертного сопровождения взимается за год в размере 30 процентов размера платы за проведение первичной государственной экспертизы, рассчитанной на дату заключения договора об экспертном сопровождении.
Таким образом, при однократном внесении изменений застройщик не выигрывает в деньгах, но очевидно выигрывает во времени. Если же таких изменений будет несколько в ходе разработки рабочей документации или даже внесения изменений в документацию в процессе строительства — то это становится ещё и экономически выгодным.
Состав документов для экспертного сопровождения
Документы для заключения договора на экспертное сопровождение можно разделить на три категории:
- Документы для заключения договора
- Заявление о проведении экспертизы
- Доверенность, подтверждающая полномочия заявителя действовать от имени застройщика / технического заказчика
- Часть проектной документации, в которую внесены изменения
- Справка с описанием изменений, внесенных в проектную документацию
- Задание застройщика или технического заказчика на проектирование (в случае внесения в него изменений)
- Выписка из реестра членов СРО проектировщиков, действующая на дату передачи изменений застройщику / техническому заказчику
- Заявление о выдаче заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения
Согласно Постановлению Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 (ред. от 31.12.2019) «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»:
В рамках проектного сопровождения существуют промежуточные заключения, которые выдаются на каждое изменение, которое было внесено в проектную документацию и предоставлялась для оценки в экспертную организацию или орган исполнительной власти. Далее Заявителю необходимо написать заявление о том, что ему заключение, включающее в себя все изменения, которые вносились в проектную документацию. Если менялась стоимость — то в заключении также необходимо отразить выводы по проверке на предмет достоверности ее определения. И только это сводное итоговое заключение будет включено в Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ЕГРЗ).
Проектное сопровождение
Все ли изменения в проектной документации нуждаются в согласовании? Это не такой простой вопрос. В конечном итоге, все зависит от позиции органа государственного строительного надзора. Именно он выдает заключение о соответствии (ЗОС) построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации. Но руководствуются при выдаче ЗОС вполне конкретными требованиями ГрК РФ Статья 49:
Меня интересует конкретный кейс — как заменить оборудование АУПС одного производителя на другого на этапе рабочей документации. В этом случае ГрК РФ Статья 49 сужается до простых пунктов:
- изменения должны соответствовать заданию на проектирование;
- изменения должны вписаться в смету;
- изменения не должны нарушать технические регламенты.
Задание на проектирование
Задание на проектирование для систем противопожарной защиты (АУПС, АУПТ, СОУЭ) может строиться на основании двух документов:
- Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 01.03.2018 г. № 125/пр «Об утверждении типовой формы задания на проектирование объекта капитального строительства и требований к его подготовке» — если разрабатывалось в рамках нового строительства, реконструкции или капитального ремонта здания
- ГОСТ Р 57839-2017 “Производственные услуги. Системы безопасности технические. Задание на проектирование. Общие требования” — если разрабатывалось чисто на инженерные системы противопожарной защиты
ГОСТ Р 57839-2017, п. 7.5.4 Содержание подраздела «Требования к применяемому оборудованию»:
Таким образом мы видим, что даже если в задании на проектирование есть т.н. «вендор лист«, то в некоторых случаях проектировщик все равно может заменить его на другое. При этом в любом случае оборудование должно быть сертифицировано (в случае АУПС, СОУЭ и АУПТ — на соответствие 123-ФЗ), а решение о замене — обосновано проектировщиком.
Если в задании на проектирование нет четких требований по использованию рекомендованного к применению оборудования, а в проектной документации есть «волшебная» фраза «или аналог» — то замена с большой вероятностью не приведет к замечанию в ЗОС.
Изменение сметной стоимости
Согласно «Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019, с изм. от 28.04.2020):
Если смета не меняется или увеличивается менее, чем на 10% — то при согласии заказчика можно вносить соответствующие изменения в проектную документацию. В противном случае нужно руководствоваться МДС 11-18.2005 «Методические указания о составе материалов, представляемых для рассмотрения предложений о переутверждении проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений. Второе издание (с изменениями и дополнениями)» (согласованы Письмом Главгосэкспертизы РФ от 04.09.2002 N 24-3-11/1042).
Это довольно муторная работа, однако она подробно изложена в МДС 11-18.2005 — так что не буду повторяться.
Соответствие техническим регламентам
Согласно Письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14 сентября 2019 г. № 34072-ДВ/08 «О порядке подтверждении соответствия вносимых в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 Градостроительного Кодекса РФ»:
Для осуществления Проектного сопровождения может быть заключен отдельный договор на авторский надзор с проектной организацией (автором проектной документации) — согласно СП 246.1325800.2016 Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений. Либо с другой проектной организацией на Проектное сопровождение, при наличии соответствующего допуска СРО.
Принимаемые изменения в основные технические решения должны вноситься не только в рабочую документацию, но и в проектную документацию согласно разделу 7 Правила внесения изменений ГОСТ Р 21.1101-2013 Система проектной документации для строительства (СПДС). Основные требования к проектной и рабочей документации (с Поправкой). Изменения должен утвердить ГИП проектной организации, подписав Подтверждение согласно форме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, а также Застройщиком. Не позднее 10 дней после этого данные сведения нужно направить в органы государственного надзора.
Требования к ГИПу
Согласно Письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14 сентября 2019 г. № 34072-ДВ/08 «О порядке подтверждении соответствия вносимых в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 Градостроительного Кодекса РФ»:
Согласно проекта Федерального закона (пока не вступившего в силу) О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» статус ГИПа прописан на уровне ГрК РФ:
Требования и ответственность для ГИПа ужесточается, это нужно учитывать при выборе подрядчика по Проектному сопровождению.
Образец Подтверждения (согласно части 3.8 статьи 49 ГрК РФ)
Скачать образец можно тут:
По АУПС — какие изменения вносить не стоит?
Для конкретно моего вопроса — заменить бренд АУПС одного производителя с сертификатом по 123-ФЗ на другой с таким же сертификатом — вариант с Проектным сопровождением выглядит обоснованным. Действительно — этим мы никак не влияем на выполнение технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Но что я бы не рекомендовал менять таким способом:
- менять тип извещателей, уменьшать число извещателей в одном помещении;
- менять исполнение кабеля;
- менять тип системы оповещения (СОУЭ);
- менять расчетные параметры системы пожаротушения (АУПТ);
- менять алгоритм работы пожарной автоматики.
Прямого запрета на это нет, но вероятность нарушить технический регламент при более существенных изменениях в основные технические решения (ОТР) выше. Оценивать риски придется как проектной организации, так и застройщику / техническому заказчику. Возможно лучше потратить больше времени и денег — и все же пройти повторную экспертизу.
Upd Коментарий Харитонова натолкнул меня на тему электронного документооборота в градостроительной деятельности, т.н. ИСОГД — Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности. Долго пытался нагуглить ответы, узнать у коллег, но тщетно. В итоге я отравил запрос в ГБУ МО «Мособлгеотрест» (выполняющий функции оператора ИСОГД Московской области) со следующим списком вопросов:
- Какой алгоритм загрузки откорректированной проектной документации в ИСОГД?
- Требуется ли загружать Подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 ГрК РФ по форме Письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14 сентября 2019 г. № 34072-ДВ/08 «О порядке подтверждении соответствия вносимых в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 Градостроительного Кодекса РФ»?
- Проводится ли проверка загружаемых в ИСОГД документов, если застройщик выбрал процедуру внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, в форме Проектного сопровождения (в порядке, предусмотренном частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ)?
Рассказываю, что мне удалось выяснить.
Внесение откорректированной документации в ИСОГД
Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности
Наша задача — внести откорректированную согласно п.3.8 Статьи 49 ГрК РФ проектную документацию в ИСОГД. Для этого нужно подготовить тот же набор документов, как и при получении разрешения на строительство, при этом:
- должны быть внесены изменения в проектную документацию согласно требованиям п. 7.4ГОСТ Р 21.1101-2013 Система проектной документации для строительства (СПДС). Основные требования к проектной и рабочей документации (с Поправкой)
- решение застройщика о не прохождении повторной экспертизы
- подтверждение ГИПа (согласно части 3.8 статьи 49 ГрК РФ)
- утвержденное застройщиком техническое задание на корректировку проектной документации
- вся изначальная исходно-разрешительная документация (ИРД)
- разрешение на строительство (для вспомогательных документов) — чтобы было ясно что речь о внесении изменений в утвержденную документацию
На портале ИСОГД вы загружаете все перечисленные выше документы и вашему обращению присваивается регистрационный номер ИСОГД. Далее этот номер нужен для подачи заявления на внесение изменений в разрешение на строительство, выданное Министерством жилищной политики (в данном примере — Московской области) — если строительство ещё не начато. Либо этот же номер подаем при запросе заключения о соответствии (ЗОС) в Комитет государственного строительного надзора.
Выводы
Альтернативой повторному прохождению экспертизы проектной документации является Экспертное и Проектное сопровождение проекта. Выбор между Экспертным и Проектным сопровождением — за заказчиком. В случае, если требуется заменить вендора инженерной системы — более дешевым и простым вариантом является Проектное сопровождение. Но при этом решение не должно увеличить сметную стоимость, если финансирование ведется из бюджетов любого уровня. Нужно выполнить ряд требований:
- изменения не должны противоречить заданию на проектирование, либо в задание на проектирование застройщик / технический заказчик должен внести соответствующие изменения
- смета должна соответствовать выделенным бюджетным ассигнованиям (при гос. финансировании) или увеличиться менее чем на 10% (при частном финансировании) или согласовать доп. смету (при частном финансировании)
- изменения не должны нарушать требования технических регламентов
- изменения должны быть подтверждены проектной организацией с СРО и аттестованным ГИПом, находящимся в национальном реестре специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования
- изменения должны быть внесены в рабочую и проектную документацию
- о принятом решении нужно уведомить органы государственного надзора не позднее 10 рабочих дней
- для этого требуется по-новой загрузить ИРД + решение застройщика + подтверждение ГИПа + откорректированную проектную документацию на портале ИСОГД и получить новый регистрационный номер ИСОГД
Если что то из списка не возможно выполнить — то лучший вариант — Экспертное сопровождение.
Варианты внесения изменений в проектную документацию после прохождения экспертизы
Как вы видите — процедура сложная, но реализуемая. Пишите ваш опыт внесения изменений в проектную документацию после получения положительного заключения экспертизы в комментариях!
Что посмотреть по теме?
Мой вебинар — Как обосновать замену вендора в проекте после экспертизы?
Вебинар Главгосэкспертизы «Что изменилось в градостроительном законодательстве?» 12.05.2020:
- О последних изменения в градостроительном законодательстве
- О причинах, их вызвавших
- О влиянии указанных изменений на проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий
Слайды, которые вы видите в данной статье — взяты именно из данного вебинара.
3 коментария к публикации “ Как внести изменения в проект после экспертизы? ”
Не рабочая схема в регионах (Москва, Московская область и Лен. Област) где документооборот через Исогд, т.к на проверках стройнадзор берут проектную документацию из личного электронного кабинета и если вы внесёте изменения в стадию п в бумаге ее не примут 100%, а попросят загрузить в Исогд. При загрузке изменённого проекта в исогд, данные изменения не регламентированы ГрК и на усмотрение специалиста вам дадут замечание (нет откорректированной Экспертизы). Только если у вас будет налажен контакт со специалистами Исогд, где вы сможете устно доказать о не влиянии на конструктив и безопасность объекта, тогда снимут замечание.
Согласно Письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14 сентября 2019 г. № 34072-ДВ/08: После утверждения изменений, Застройщику необходимо направить сведения об утверждении изменений в проектную документацию и принятии решения о непрохождении повторной экспертизы проектной документации в органы государственного строительного надзора, осуществляющие надзор за строительством (реконструкцией) объекта капитального строительства не позднее десяти рабочих дней со дня утверждения таких изменений (ч. 5.2 ст. 52 ГрК РФ). Т.е. ещё до проверки стройнадзора мы передаем ему измененную проектную документацию и решение о непрохождении экспертизы. Не совсем ясно какая разница будет ли это в бумажном виде или через isogd.mos.ru? Согласно того же письма:
10. Выбор Застройщиком процедуры внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, в форме Проектного (в порядке, предусмотренном частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ) или Экспертного (в порядке, предусмотренном частью 3.9 статьи 49 ГрК РФ) сопровождения — это право застройщика.
Добрый день
На соответствие какой нормативной базе будут проверяться при повторной этспертизе разделы ПД после внесения изменений в документацию, имеющею положительное заключение. Дата получения положительного заключения декабрь 2020 года. В проекте использовалась документация повторного применения 2015 годаДобавить комментарий Отменить ответ
CCTV — мой online-курс в ТАКИР
Курс рассчитан на начинающих проектировщиков, но будет полезен и более опытным специалистам.
идентификационные сведения об объекте капитального строительства , строительство (реконструкция) которого предусматривается в задании на проектирование (наименование объекта предполагаемого строительства (реконструкции), сведения о функциональном назначении объекта капитального строительства , почтовый (строительный) адрес объекта капитального строительства , технико-экономические показатели объекта капитального строительства (площадь, объем, протяженность, количество этажей, производственная мощность и другие), кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в пределах которого расположен.
Источники- https://forum.dwg.ru/showthread.php?t=147963
- https://in-regional.ru/realizatsiya-stroitelstva/proektnaya-dokumentatsiya/osobennosti-podgotovki-zadaniya-na-proektirovanie-ob-ektov-kapitalnogo-stroitelstva.html
- https://eozerov.ru/how-bring-changes-in-project-after-examinations/