Жилищный кодекс в действующей, актуальной редакции, со всеми изменениями и дополнениями, постатейные комментарии по ЖК РФ, жилищное законодательство.
ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят
Государственной Думой
22 декабря 2004 года
Одобрен
Советом Федерации
24 декабря 2004 года
[ действующая редакция от 14.07.2022 ]
+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Кодексы РФ
Популярные материалы
Документы Пленума и Президиума Верховного суда по ЖК РФ
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018) (ред. от 01.06.2022)
«О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве»
Законы Российской Федерации по ЖК РФ
«О внесении изменений в статьи 166 и 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Изменения жилищного законодательства в 2023 году
«О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022)
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по ЖК РФ
«Об утверждении Положения о предоставлении жилых помещений в общежитиях специализированного жилищного фонда, управление и распоряжение которыми осуществляет Управление делами Президента Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.10.2016 N 44001)
«Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ»
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по ЖК РФ
«Об утверждении Правил осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности»
«О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»)
«Об утверждении Правил предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда»
Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по ЖК РФ
«Об особенностях осуществления государственного антимонопольного контроля за предоставлением государственных или муниципальных преференций» (утв. протоколом Президиума ФАС России)
«О применении в отношении многоквартирных домов особенностей определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости»
Источник: rulaws.ru
Федеральный закон от 11.06.2022 г. № 165-ФЗ
Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 14; 2009, № 39, ст. 4542; 2011, № 23, ст. 3263; 2012, № 53, ст. 7596; 2014, № 30, ст. 4264; 2015, № 27, ст. 3967; 2016, № 27, ст. 4288; 2017, № 31, ст. 4806; № 52, ст. 7939; 2018, № 1, ст.
69; № 15, ст. 2030; № 32, ст. 5134; № 49, ст. 7507, 7514; № 53, ст. 8484; 2019, № 22, ст.
2672; 2020, № 22, ст. 3377; 2021, № 1, ст. 33; № 18, ст. 3064) следующие изменения:
1) часть 2 статьи 44 дополнить пунктом 47 следующего содержания:
«47) принятие решения о выборе управляющей организации;»;
2) в части 1 статьи 46 слова «пунктами 11, 42 части 2 статьи 44» заменить словами «пунктами 11, 4, 42 и 47 части 2 статьи 44»;
3) статью 160 дополнить частью 4 следующего содержания:
«4. Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления может быть установлено, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилые помещения и коммунальные услуги.».
Источник: www.kremlin.ru
Новое в законодательстве в сентябре 2022 года
Источник: Unsplash
В сентябре 2022 года вступают в силу законы, которые меняют процедуру выбора управляющей компании (УК) и ограничивают возможность создания микродолей в квартире. Также планируется продлить «дачную амнистию» до 2031 года.
Правила для долей в недвижимости
С 1 сентября 2022 года минимальная площадь долей ? ст.2 Федерального закона от 14.07.2022 N 310-ФЗ в жилых помещениях будет составлять 6 кв. метров. Как отмечают авторы законопроекта, такое нововведение позволит решить многолетнюю проблему с резиновыми квартирами, в которых собственники могли иметь даже микродоли в 15 кв. сантиметров. Поправки в законодательства создадут дополнительные гарантии для граждан и помогут защитить от недобросовестных риелторов и мошеннических сделок с недвижимостью.
Также с 1 сентября вступят в силу поправки ? ст.1 Федерального закона от 14.07.2022 N 310-ФЗ в Семейный кодекс, согласно которым суды смогут изменять соотношение долей супругов в их общем имуществе при разводе. Это станет возможно, если будет доказано, что один из супругов продал имущество на невыгодных условиях без согласия другого супруга.
Выбор УК по-новому
Увеличено ? Федеральный закон от 11.06.2022 № 165-ФЗ число необходимых голосов для смены управляющей компании (УК) в многоквартирных жилых домах (МКД). Ранее для этого требовалось лишь 25% от общего количества собственников квартир, плюс 1 голос. С 1 сентября для такой процедуры потребуется более чем 50% от общего числа голосов собственников помещений. Поправки приняты с целью исключить потенциальные конфликтные ситуации и затруднить фальсификации при выборе УК.
Изменения в строительной отрасли
Нововведения коснулись и строительной отрасли. В частности, с сентября 2022 года застройщики будут обязаны подавать заявления на ввод объекта в эксплуатацию по строго установленной форме ? Приказ Минстроя России от 03.06.2022 N 446/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» . Заявление будет включать в себя сведения об уплате государственной пошлины, согласие на осуществление государственной регистрации права собственности и адрес электронной почты.
Также с 1 сентября устанавливается ? ? ysclid=l77j53kzl5507060836″ target=»_blank»>Письмо Минстроя России от 08.08.2022 N 15895-ОГ/02 «О независимой оценке квалификации» квалификационный стандарт для специалистов инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительной отрасли. Теперь таким сотрудникам необходимо будет один раз в 5 лет проходить независимую оценку квалификации (НОК) вместо прохождения курса повышения квалификации.
Источник: xn--h1alcedd.xn--d1aqf.xn--p1ai
Что изменится в ЖКХ с 1 марта 2022 года
Собрали в одном материале изменения, которые коснутся потребителей, управляющих и других организаций, занятых в сфере ЖКХ, с 1 марта 2022 года.
Правила пользования жилыми помещениями в МКД
Вступают в силу новые Правила пользования жилыми помещениями. Они заменяют старые, почти аналогичные правила, ничего революционного в жизнь собственников не вносят.
Например, СМИ распространяли слухи о запрете на остекление балконов. Такой запрет правилами не вводился, а за остекленный балкон штраф можно было получить и раньше. Подробнее с этой темой мы разбирались в материале «Почему СМИ пишут про штрафы за остеклённые балконы?».
Проверки и лицензирование
С 1 марта 2022 года вступает в силу Постановление Правительства РФ от 05.02.2022 № 117 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 28 октября 2014 г. № 1110 и признании утратившим силу отдельного положения акта Правительства РФ».
В частности, изменяется порядок обращения за лицензией, сокращаются сроки подготовки приказа о предоставлении лицензии или отказе в этом, рассмотрения заявления о продлении срока лицензии.
Регламентирован лицензионный контроль за деятельностью управляющих организаций.
Подробнее разбор изменений и порядок проведения контрольных мероприятий можно почитать в материале «5 изменений в лицензировании управляющих организаций. Новый порядок лицензионного контроля».
Ранее жилищные инспекции напоминали собственникам, как жаловаться на управляющие организации, чтобы проверка была проведена:
— при личном обращении показывать паспорт,
— при направлении обращения через интернет, например, ГИС ЖКХ, – проходить авторизацию через ЕСИА.
Если контролирующий орган не сможет убедиться в личности заявителя, то проверки не будет.
Если заявитель сообщил заведомо ложные сведения, то административный орган может взыскать с него понесенные убытки.
В обращении нужно указать сведения о причинении вреда или об угрозе его причинения вреда охраняемым законом ценностям.
Изменения в жилищном законодательстве и законе о долевом строительстве
Речь идет про Федеральный закон от 30.12.2021 № 476-ФЗ, который касается понятий «многоквартирный дом», «дом блокированной застройки», «малоэтажный жилой комплекс».
Статья 15 Жилищного кодекса РФ дополнена частью 6:
Многоквартирным домом признается здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя имущество, указанное в пунктах 1 – 3 части 1 статьи 36 настоящего Кодекса. Многоквартирный дом может также включать в себя принадлежащие отдельным собственникам нежилые помещения и (или) машино-места, являющиеся неотъемлемой конструктивной частью такого многоквартирного дома.
Прописано, что общее имущество может включать в себя не принадлежащие отдельным собственникам машино-места.
В Градостроительном кодексе РФ установили:
Дом блокированной застройки — жилой дом, блокированный с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок.
В законе об участии в долевом строительстве закрепили:
Малоэтажный жилой комплекс — совокупность индивидуальных жилых домов и иных объектов, которые определены в проектной декларации как общее имущество и строительство (создание) которых осуществляется застройщиком в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории.
Определяются условия договора участия в долевом строительстве, порядок раскрытия застройщиком информации, состав общего имущества собственников индивидуальных жилых домов и особенности его строительства, порядок передачи застройщиком объекта долевого строительства, особенности государственной регистрации права на земельный участок и расположенный на нем объект индивидуального жилищного строительства.
К общему имуществу собственников индивидуальных жилых домов в малоэтажном жилом комплексе относятся расположенные в границах территории такого малоэтажного жилого комплекса объекты капитального строительства, иное имущество и земельные участки (права на такие земельные участки), если использование указанного имущества осуществляется исключительно для удовлетворения потребностей собственников этих индивидуальных жилых домов.
Пожарная безопасность
Вступают в силу новые требования к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2021 г. № 1464).
Такие требования заменят ранее действовавшие документы:
— Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110 – 03);
— Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях (НПБ 104 – 03).
С 1 марта 2022 года вводится в действие новый Свод правил «Стоянки автомобилей. Требования пожарной безопасности» (Приказ МЧС России от 17.12.2021 № 880), который применяется при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении зданий, сооружений, помещений и площадок для стоянки колесных транспортных средств.
Этот свод правил заменяет документ СП 154.13130.2013 «Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности».
Обращение с отходами
Начинают действовать требования при обращении с группами однородных отходов I‑V классов опасности. Они утверждены Приказом Минприроды РФ от 11.06.2021 № 399.
Речь идет о таких группах отходов:
· «Отходы аккумуляторов и аккумуляторных батарей транспортных средств».
· «Батареи и аккумуляторы, утратившие потребительские свойства, кроме аккумуляторов для транспортных средств».
· «Минеральные и синтетические масла, утратившие потребительские свойства».
· «Оборудование компьютерное, электронное, оптическое, утратившее потребительские свойства».
· «Отходы шин, покрышек, камер».
· «Отходы электролитов аккумуляторов и аккумуляторных батарей».
Многие СМИ написали о штрафах, которые якобы ждут собственников за выброс сломанной бытовой техники «не туда». Минприроды уже успокоило граждан:
«С 1 марта обязанность утилизировать старую технику коснется только юридических лиц и предпринимателей. Жители смогут оставить вышедшую из строя бытовую технику и компьютеры на мусорной площадке или же передать их на переработку.
Согласно приказу Минприроды России, который вступает в силу с 1 марта 2022 года, устанавливается обязанность для юридических лиц передавать такие отходы компаниям, которые на законных основаниях ведут деятельность по сбору, транспортировке, обработке, переработке, обезвреживанию и хранению отходов, отнесенных к группе «Оборудование компьютерное, электронное, оптическое, утратившее потребительские свойства». В документе указано, что они должны передать такие отходы в течение 11 месяцев с момента образования.
Кроме того, в документе определены три категории юрлиц, которым граждане могут передать данный вид отходов, если решили сдать их в переработку отдельно от ТКО».
Минприроды РФ подчеркнуло, что информация о вводимых штрафах для граждан за несоблюдение правил обращения с отходами не соответствует действительности.
С 1 марта 2022 года лица, в результате деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с ТКО обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности (Федеральный закон от 26.07.2019 № 225-ФЗ).
Лица, в результате деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, осуществляют обращение с такими отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности. В остальных случаях такие лица передают эти отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности. При этом они не вправе отказаться от заключения такого договора.
Энергоэффективность
С 1 марта 2022 года вводятся новые Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов (Постановление Правительства РФ от 27.09.2021 № 1628).
Постановление также устанавливает требования к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов.
Новые правила технологического присоединения к системам теплоснабжения и водоснабжения.
1 марта вступают в силу:
— Правила подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения;
— Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя;
— Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения.
Они утверждены Постановлениями Правительства РФ от 30.11.2021 № 2130 и от 30.11.2021 № 2115.
Кроме того, с 1 марта 2022 года вводятся правила увеличения пропускной способности объектов газотранспортных систем для создания технической возможности технологического присоединения к газораспределительной сети объектов капитального строительства, в отношении которых получен отказ в выдаче технических условий на технологическое присоединение (Постановление Правительства РФ от 01.11.2021 № 1900).
Газораспределительные организации должны вести реестр запросов о предоставлении технических условий и заявок о заключении договора, по которым было отказано из-за отсутствия пропускной способности объектов газотранспортных систем.
Источник: gkhnews.ru
Выпуск 2: Изменения в ФЗ «О статусе военнослужащих». Раздел «служебное жилье».
В одном из прошлых выпусков мы начали освящать изменения, внесенные в Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Но в рамках выпуска, естественно, все изменения разобрать невозможно. Поэтому сегодня мы продолжим и остановимся на новой статье, которая появилась в Федеральном законе. Рассмотрим ее детально.
Итак, в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» внесена целая статья номер 15.2, которая называется Обеспечение военнослужащих служебными жилыми помещениями, жилыми помещениями в общежитиях. Ранее такой статьи вообще не существовало в законе, сейчас же законодатель решил с ее помощью урегулировать многие моменты по обеспечению служебными жилыми помещениями и общежитиями.
Давайте посмотрим, что нового для военных появилось там, подробности в 153-м выпуске нашего военно-правового видео блога:
Прежде всего, добавлена целая статья льготных категорий военнослужащих, которые должны обеспечиваться вне очереди.
Давайте посмотрим на эти категории. Итак, вне очереди служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях предоставляются:
— командирам (начальникам, руководителям) воинских частей (организаций, учреждений, органов), а также руководителям (начальникам) центральных органов военного управления и структурных подразделений центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
— военнослужащим, удостоенным звания Героя Российской Федерации;
— военнослужащим, имеющим трех и более детей, проживающих совместно с ними;
— военнослужащим — гражданам, относящимся к иным категориям граждан, которым в соответствии с другими федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди.
Как видите, данный перечень расширили. К слову, ранее, внеочередное предоставление было военнослужащим, имеющим 3 и более детей, а также Героям Российской Федерации. Идем далее.
Введена статья, какие обстоятельства не являются основанием для отказа во включение в списки нуждающихся.
Давайте посмотрим на них, итак это:
— наличие у военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и проживающих совместно с ними членов их семей в собственности индивидуальных жилых домов (жилых помещений), в том числе полученных по решению о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно либо приобретенных за счет денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, предоставленных в соответствии с федеральными законами.
— пользование военнослужащими и проживающими совместно с ними членами жилыми помещениями по договорам социального найма.
— сохранение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации за военнослужащими и проживающими совместно с ними членами их семей на весь срок их военной службы права пользования жилыми помещениями по месту жительства до поступления на военную службу.
Обращаем внимание, что данные жилые помещения не должны находиться в населенных пунктах, закрытых военных городках по месту по месту службы, либо в близлежащем населенном пункте, где планируется обеспечение служебкой.
Здесь одно из самых важных изменений заключается в том, что если у военнослужащего в другом городе есть квартира по военной ипотеке, по ДСН, то не должны отказывать в признании нуждающимся в служебном жилье. Однако, все равно остается не урегулированный момент понятия близлежащего населенного пункта.
Сразу же давайте рассмотрим какие основания не являются обстоятельствами для исключения военнослужащих из списков нуждающихся, а также прекращения выплаты денежной компенсации за наем жилых помещений, это:
— предоставление военнослужащим жилых помещений по договорам социального найма либо в собственность бесплатно в населенных пунктах, не являющихся местом прохождения военной службы или близлежащими населенными пунктами;
— наличие у военнослужащих и проживающих совместно с ними членов их семей жилых помещений в населенных пунктах, не являющихся местом прохождения военной службы или близлежащими населенными пунктами;
— предоставление военнослужащим и проживающим совместно с ними членам их семей денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений.
Акцентируем внимание на второй пункт, а именно что не является основанием для снятия с учета — это наличие жилых помещений в собственности. Да, это все понятно и хорошо, если мы имеем ввиду жилые помещения по ипотеке, дсн, то есть те что находятся, скажем так, в рамках жилобеспечения военнослужащих. Но при этом не нужно забывать и расслабляться, что обычная собственность, полученная в рамках гражданско-правовых сделок, при признании нуждающимся потом в постоянном жилье будет учтена в обязательном порядке!
Также обратите внимание на третий пункт, согласно которому при получении денежных средств в рамках жилобеспечения, вас с учета по служебке уже не снимут. Это огромный плюс. Так как, к сожалению, в данном вопросе практика последних лет была негативная.
Идем далее по изменениям. Федеральный закон закрепил, что за военнослужащими, направленными для прохождения военной службы за пределы территории Российской Федерации, и членами их семей сохраняется право пользования занимаемыми ими служебными жилыми помещениями, жилыми помещениями в общежитиях.
Следующий хороший момент. Военнослужащие, не обеспеченные жилыми помещениями в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части или в близлежащих населенных пунктах, и члены их семей до получения жилых помещений по их желанию регистрируются по месту жительства по адресам воинских частей (организаций, учреждений, органов), в которых указанные военнослужащие проходят военную службу. И это, однозначно, положительное новшество. Т.к. на практике было достаточно много отказов в регистрации таких военнослужащих при части. А теперь при защите своих прав вы всегда можете сослаться на данную статью.
Следующая статья. Не подлежат выселению из служебных жилых помещений, жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений или денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений граждане, уволенные с военной службы, или члены их семей, члены семей погибших (умерших) военнослужащих, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждане, указанные в части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, для которых такие жилые помещения являются единственными жилыми помещениями, до снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Рассмотрим поправку вызвавшую наибольший резонанс.
Сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту 10 лет и более, офицеры, прапорщики и мичманы, проходящие военную службу по контракту, обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными пунктами 1, 2 и 3 статьи 15.1 настоящего Федерального закона. Поясним, что это означает.
Теперь право на обеспечение исходя из нормы 18 кв.м. на человека имеют сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту 10 лет и более. В случае отсутствия служебных жилых помещений, соответствующих нормам, предоставляются жилые помещения в общежитиях. Либо с письменного согласия служебные жилые помещения общей площадью менее норм предоставления площади жилого помещения. И это ключевой момент.
Обратите внимание, теперь с письменного согласия может предоставляться жилое помещения ниже норм. Это крайне важное изменение, т.к. суды давно сформировали негативную судебную практику против военнослужащих по данным моментам.
В заключении рассмотрим еще одну статью. Посмотрим на нее. Сержантам и старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по контракту менее 10 лет, предоставляются жилые помещения в общежитиях. В случае отсутствия жилых помещений в общежитиях предоставляются служебные жилые помещения из расчета не менее 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека, но не более норм предоставления площади жилого помещения, указанных в пункте 13 настоящей статьи, то есть не более 18 кв.м.
А означает это то, что в данном случае без письменного согласия военнослужащего ему могут быть предоставлено жилое помещение меньшей площадью. Однако факт предоставления допускает и по общей норме до 18 квадратов.
Вот такие изменения теперь содержит ФЗ «О статусе военнослужащих».
Внесено много позитивных моментов, которые назревали уже ни один год. Единственное, что вызывает вопрос это ограничительная норма права в плане допущения обеспечения сержантов и старшин при выслуге менее 10 лет служебкой из расчета 12 квадратов. Однако не все однозначно плохо, так как эта же норма права допускает предоставление жилья и более данной нормы. Тем не менее, как будет строиться именно правоприменительная практика пока не ясно и в этом и заключается главный вопрос. Поэтому можете сообщать нам по горячей линии о новых веяниях и подходах при признании нуждающимися, а также о нарушениях ваших прав.
Ну а на этом на сегодня все, повышайте правовую грамотность вместе с Начфин.инфо!
Источник: nachfin.info