На прошлой неделе в Петербурге прошла всероссийская конференция «Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство». Новострой-СПб рассказывает, какие поправки обсуждались в рамках секции «Новые правила долевого строительства: изменения в 214-ФЗ».
В ходе круглого стола на тему новых правил долевого строительства, изменений в 2014-ФЗ Алексей Белоусов, член совета НОСТРОЙ, генеральный директор СРОА «Объединение строителей Санкт-Петербурга», обозначил основные проблемы, которые волнуют девелоперов не только Санкт-Петербурга, но и всей России. В числе основных вопросов — подписанный запрет финансирования строительства объектов социальной инфраструктуры, актуальный для каждого крупного города, в том числе Петербурга, а также невозможность реализации проектов по комплексному развитию территорий (КОТ).
Кроме того, требование «один застройщик – один расчетный счет» в новом 218-ФЗ не позволит крупным девелоперам исполнять обязательства по ранее заключенным договорам, считает Виктория Цытрина, директор юридического департамента АО «ГК «Эталон». Крупнейший застройщик Санкт-Петербурга протестировал новый 218-ФЗ, и в результате выяснилось, что изменения увеличивает число требований к застройщикам. Девелопер условно разделил все требования на три категории: те, которые увеличивают финансовую нагрузку, те, которые ограничивают деятельность застройщиков, и те, которые связаны с отчетностью и открытостью деятельности компании. Все эти параметры применили к ЛенСпецСМУ и поняли, что с 1 июля 2018 года компания строить не сможет. При этом, ЛенСпецСМУ — это девелопер с 30-ти летней историей, портфель которого включает 3 млн кв. метров недвижимости.
Отмена долевого строительства. Изменения в Законе 214-ФЗ | СОЮЗ ЗАСТРОЙЩИКОВ ГЕЛЕНДЖИКА
«Введенный банковский контроль, который на самом деле абсолютно не прописан и непонятно, как он будет реализовываться, должен быть строго регламентирован, потому что банковский бизнес не имеет отношения к стройке. Возможности и инфраструктуры у банка следить за осуществлением строительства нет»
Виктория Цытрина, директор юридического департамента АО «ГК «Эталон»
Строительную деятельность могут загнать под банковский контроль, и сложно предположить, когда в этом случае завершится строительство домов. И даже не по причине плохой работы застройщика, а потому, что банк будет разбираться – есть ли право платить в той или иной ситуации. Сдача домов в этом случае ставится под угрозу, и опять появляется проблема теоретически обманутых дольщиков, только уже у добросовестных застройщиков, считает спикер.
Проблему выдачи одного разрешения на строительство Виктория Цытрина прокомментировала следующим образом: «Даже если строить по одному разрешению, получается, что два года концентрироваться придется именно на этом проекте, и больше никакого развития быть не может. Пока не закончится стройка и не продадутся все квартиры, приступить к следующему проекту будет невозможно.
Нельзя приобретать другие земельные участки или приступать к реализации других проектов, готовить проектную документацию, разрабатывать проекты планировки территории. А на проект, который обычно реализуется в течении 2-3 лет, уйдет лет пять. Федеральные законодатели хотели сделать, как лучше, а получилось, как всегда. Вместо того, чтобы помочь дольщикам, у нас появился закон, который потенциально может увеличить количество банкротов, причем среди добросовестных застройщиков, которые не планировали никогда банкротиться, но сейчас их подталкивают к этому».
Участники долевого строительства: изменения
Спустя год работы 214-ФЗ сработал механизм, который оздоровил строительную отрасль, считает Виктор Прядеин, исполнительный директор НОСТРОЙ. Саморегулируемые организации стали более управляемыми, но при этом они стали больше, их деятельности существенно возросла.
«Через год мы скажем, что все, в принципе, нормально заработало. Как-нибудь бизнес выкрутиться в очередной раз, придумают новые схемы, откроют множество «дочек», холдинг будет теперь не из 10-20 компаний, а из 100-150 юридических лиц. Производство выйдет в отдельные юрлица, и будет «дочкам» оказывать услуги. Проектное управление, возможно, таким образом заработает»
Виктор Прядеин, исполнительный директор НОСТРОЙ
Законодатели таким образом хотят навести порядок, полагают участники сессии. Возможно, будут потери, мелкие застройщики уйдут с рынка. Но раньше строительная компания могла вести одновременно несколько проектов, брать свободные денежные средства дольщиков от одного проекта и перекидывать их на другой по своему усмотрению.
Новая редакция 218-ФЗ говорит, что на все, что за границей юридического лица и одного расчетного счета, застройщик не может потратить ни копейки. Поэтому сейчас необходимо найти компромисс, чтобы законодатель объявил о повышенном внимании к защите прав дольщиков, но в то же время учел новые механизмы от застройщиков, которые позволят решить эти задачи. Тогда нововведения будут не столь болезненны для для застройщиков и позволят «долевке» сохраниться, считает Виктор Прядеин. Ведь для застройщиков сейчас важно, что деньги дольщиков дешевле, чем деньги банка, именно в этом экономическая целесообразность строительства по такой схеме.
По 218-ФЗ запрещено привлекать иные источники финансирования, кроме целевого банковского кредита. Но сегодня сложилась практика, когда строительные компании привлекают деньги на рынке облигаций — это более дешевое финансирование, чем целевое банковское, оно не требует залогов. По сути, 218-ФЗ этот механизм убивает. При этом нельзя использовать ссуды, займы и другие способы привлечения денег, кроме целевых банковских кредитов, они запрещены.
Представитель застройщиков Новосибирска Максим Федорченко отметил, что вследствие изменений в 214-ФЗ невозможно будет оперировать денежными средствами одного проекта для завершения долгостроев. Сегодня деньги дольщиков, как правило, перескакивают с одного объекта на другой. На одном проекте продажи идут лучше, происходит приток средств, это хозяйственная практика.
Если возможность перенаправления средств убрать, то стройка встанет, девелоперы лишатся возможности достраивать проблемные объекты. Получается, что этот путь решения невозможен, а другой вариант не предложен. Никакой защиты дольщиков изменения в законодательстве за собой не повлекут.
Напротив, они способны существенно увеличить риск появления новых долгостроев, считает Федорченко: «Мы видим, что в никакой защиты дольщиков не происходит. Все говорят, что бросят строить, но никто не бросит. У людей куплены участки, они пойдут в эту сферу, никуда не денутся. Потому что другого они не умеют, а денег им не дают. Они придут в тупик, бросят объект.
И тогда, когда появятся десятки новых объектов, власти скажут: «что мы творим?». У нас сегодня уже каждый объект взят буквально на контроль».
Мониторинг ввели не просто так. Сегодня нужно грамотно, правильным образом организовать свою предпринимательскую деятельность, если планируется застраивать целые кварталы, считает Светлана Бачурина, ответственный секретарь экспертного совета по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства при Комитете Госдумы РФ по транспорту и строительству, советник президента НОПРИЗ.
С 2017 года выходит новый проект планировки на не размежеванном земельном участке. Поэтому сегодня разрешение на строительство подразумевает другой подход, а не тот, к которому привыкли застройщики: «начнем с того конца, где удобнее, а потом решим, как межевать». По комплексному освоению должен быть соответствующий проект планировки. Но сначала большой земельный участок как территория под КОТ должен быть грамотно спланирован.
Мария Черная, генеральный директор ООО «Бонава Санкт-Петербург», считает, что к строительной отрасли должен быть другой подход: это отрасль длительного цикла производства, когда при очень хорошей работе реализация проекта длится два года, стандартный период — это 3-4-5 лет, может быть 10 лет, если это большая территория. И в течение этого периода при таких огромных изменениях, бизнес не может приноровиться.
«Чего вы хотите? Чтобы застройщики продавали? Или придумали новые схемы, чтобы обмануть? Для чего, какое общественное благо вы преследуете этим? Нельзя так работать. Если мы хотим строить качественное жилье, хорошее, красивое, удобное, дайте на это время, дайте это сделать, не выкручивайте руки постоянно.
Кто-то вам жалуется на то, что мы плохо продаем? Если бы мы плохо строили, мы никогда это не продали бы. Люди платят свои копейки, они зарабатывают деньги на это жилье, они не купят то, что им не нравится»
Мария Черная, генеральный директор ООО «Бонава Санкт-Петербург»
Новый закон не касается сегодняшних обманутых дольщиков и не решает их проблемы, считает Олег Бритов, исполнительный директор ССОО Санкт-Петербурга, директор СРО НП «Строители Петербурга». Этот закон пролоббирован банковской системой. Потому что сейчас мимо банков проходят суммы в 2,5 трлн рублей (строительных компаний, которые собирают эти деньги).
Банки, конечно, не могут их пропустить. И застройщики по этому закону могут через 1,5-2 года стать подрядчиками у банков. К тому же, если банки возьмут контроль над строительными компаниями, это увеличит стоимость квадратного метра жилья на 15-20%.
Если стоимость обслуживания эксроу-счетов будет дешевле на полпроцента, чем банковское сопровождение и фонд помощи обманутым дольщикам, то все застройщики уйдут к эскроу-счетам, считает спикер. Сейчас уже есть пример, когда застройщики отказались от банковской гарантии и ушли страховые компании, потому что банковская гарантия дороже. А все решают деньги.
Проблема обманутых дольщиков в стране не решена, напоминает Станислав Михайлов, представитель холдинга RBI. Есть два варианта, как может появиться так называемый обманутый дольщик, не получивший квартиру: изначально кто-то совершает мошеннические действия, собирает деньги и не планирует ничего строить, либо имеет место некая некомпетентность застройщика – градостроительная, финансовая или техническая – из-за которой он не смог достроить, и появились так называемые обманутые дольщики. Но ни первый, ни второй вариант не решается инструментом «закручивания гаек», считает спикер. Мошенничество не предотвратить установлением надзора и контроля. И уполномочивать Комитет по строительству проверять застройщика, насколько правильно он направил денежные средства, — это не решение проблемы.
Новая редакция 214-ФЗ благодаря 218-ФЗ такова, что возможны и коррупциогенные факторы, например, в работе застройщика со своим банком. Потому что в новой редакции закона банк контролирует целевое использование денежных средств и может сделать так, что застройщик не сможет осуществить очередной платеж, не доказав инспекторам банка, что это в рамках целевого расходования денежных средств, комментирует Станислав Михайлов. Застройщики будут вынуждены отчитываться перед фондом, объяснять, почему и куда отправлены деньги, обосновывать, насколько это законно. Непонятно, зачем такие изменения нужны в законодательстве, если основной вопрос – предотвращение будущих проблем обманутых дольщиков – они не решают.
Логика государства, для которого эта проблема действительно актуальна, ясна, считает Игорь Елисеев, представитель компании «Петротрест». Люди потеряли свои деньги, и изменения, которые внесены в законодательство, во многом объективны. Потому что за неимением возможности нецелевого использования денежных средств, выводить их, собирать деньги на одну компанию с разных разрешений и тем самым создавать некую пирамиду, хищения невозможны. Но помогая дольщикам, государство сделало невозможной работу строительных компаний, и новый проект закона требует внесения изменений. Нужно разработать механизм, который позволит найти компромисс между потребностью власти решить проблему дольщиков и усилить их права, и в тоже время дать возможность застройщикам работать эффективно.
Мария Кошеверская, генеральный директор Фонда развития механизмов гражданского контроля, посмотрела на эту ситуацию с иного ракурса. С 2013 года Фонд поддерживает федеральный некоммерческий проект «Надежные новостройки России», где под видом покупателя запрашивает документацию и проверяет ее на соответствие 214-ФЗ. «Обманутые дольщики» — популистское название, считает спикер, ведь подавляющее большинство пострадавших граждан заключало договор не по 214-ФЗ.
И проблема этих объектов именно в том, что на 10 ДДУ в них приходится 200 предварительных договоров, и куда ушли эти деньги совершенно непонятно. Поэтому страдает экономика объекта, невозможно найти застройщика, инвестора. Уголовная ответственность в таких случаях не помогает потому, что ужесточение наказания не ведет к снижению преступности.
Бизнес адаптируется быстрее, чем наступят последствия для дольщиков по этому закону. Почему так получилось? Потому что при внесении поправок в 214-ФЗ никакого экспертного совета, который касался бы долевого участия, не было. И стоит разобраться, почему вопрос, который касается строительной отрасли, рассматривает непрофильный комитет, а депутаты голосуют за поправки, не читая закона.
Источник: www.novostroy-spb.ru
Госдума РФ одобрила во втором чтении очередные изменения закона о долевом строительстве
23 июня 2020 года Государственной Думой РФ были единогласно приняты во втором чтении новые поправки в Федеральный закон № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости…». Предлагаемые изменения, в основном, направлены на усиление защиты прав участников долевого строительства и упрощение процедуры достройки проблемных объектов. Первое чтение законопроекта № 841216-7 состоялось еще в декабре 2019 года, но текущая ситуация с новой коронавирусной инфекцией внесла свои коррективы в законодательную деятельность. Теперь же парламентарии вернулись к рассмотрению данных изменений.
Аудиторы ECCON GROUP проанализировали вносимые изменения в законодательство о долевом строительстве и представляют в настоящей публикации структурную выжимку из закона:
- на пайщиков ЖСК распространяются все механизмы поддержки граждан, пострадавших от проблемных застройщиков;
- предусматривается восстановление прав обманутых дольщиков, включенных в реестр пострадавших граждан, но не имеющих прав на проблемный объект, поскольку его строительство не было начато;
- в случае банкротства застройщика появляется возможность осуществления выплат пострадавшим участникам долевого строительства, в том числе членам ЖСК, за счет средств компенсационного фонда, вне зависимости от уплаты застройщиком взносов по объекту; в этом случае Фонд защиты дольщиков сможет после выплаты компенсаций объединять недостроенные объекты, управлять ими и реализовывать их инвесторам;
- устанавливается порядок передачи Фонду защиты дольщиков прав застройщика на земельный участок с находящимися на нем неотделимыми улучшениями в случае выплаты возмещения участникам строительства, а также порядок реализации полученного имущества;
- к полномочиям Правительства РФ относится определение оснований принятия Фондом защиты дольщиков решений о финансировании завершения строительства;
- Фонд защиты дольщиков получает возможность выполнения функций застройщика и технического заказчика без членства в СРО в отношении достройки проблемных объектов; корректируются некоторые требования к деятельности Фонда защиты дольщиков;
- более четко прописываются основания для исключения долгостроев из реестра проблемных объектов – ввод объекта в эксплуатацию или выплата компенсаций по нему;
- определяется процедура возврата средств материнского (семейного) капитала, направленных на улучшение жилищных условий, на счет Пенсионного фонда РФ в случае расторжения счета эскроу и(или) получения дольщиком компенсаций от Фонда защиты дольщиков;
- уточняется порядок определения рыночной стоимости равнозначного помещения при выплате компенсации дольщикам – такая стоимость будет определяться в соответствии с отчетом оценщика на дату не ранее трех месяцев с момента выплаты компенсации;
- органы прокуратуры получают доступ к информации ЕИСЖС.
Среди поправок, которые будут особо актуальны для застройщиков, следует выделить следующие:
- раскрытие счетов эскроу и получение застройщиком средств дольщиков становится возможным уже после ввода дома в эксплуатацию, ждать регистрации первого права собственности на помещение в доме не придется;
- застройщику дается возможность самостоятельно, без доверенности, подавать заявление о регистрации прав собственности на построенный и переданный по передаточному акту дольщику объект долевого строительства;
- предусматривается механизм прекращения залога земельного участка, на котором построен многоквартирный дом, одновременно с постановкой дома на кадастровый учет;
- застройщику предоставляется возможность получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при изменении его площади не более чем на 5% от площади, указанной в проектной документации;
- исключается требование к застройщикам об отсутствии нарушений сроков ввода домов в эксплуатацию более чем на три месяца;
- вносятся корректирующие изменения в статью 18 Закона № 214-ФЗ в части исключения противоречий по займам застройщику-«дочке» и расходам по подготовке проектной документации и инженерных изысканий;
- уточняется порядок и сроки размещения некоторой информации в ЕИСЖС.
Вступление в силу большинства поправок предусмотрено со дня их официального опубликования, с учетом отдельных особенностей. Положения о порядке размещения проектной декларации в ЕИСЖС до заключения первого договора с дольщиком будут действовать с 28 июня 2021 года.
Дата третьего чтения данного законопроекта в Госдуме РФ пока не определена, но ожидается, что это произойдет в ближайшее время – на следующей пленарной неделе.
Еще новости
Подпишитесь на новости и публикации
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ О КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ
1. Общие положения:
1.1. Настоящее Соглашение о конфиденциальности персональной информации (далее – Соглашение) действует в отношении всей информации, которую ООО «Эксклюзив Консалтинг» может получить о пользователе во время использования им сайта, сервисов и служб ООО «Эксклюзив Консалтинг» (далее – Сервисы).
2. Термины и понятия, используемые в настоящем Соглашении:
ООО «Эксклюзив Консалтинг» – юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ, осуществляющее свою деятельность, в том числе, посредством Интернет-ресурса (интернет-магазина) www.eccon.ru.
Сайт – ресурс, расположенный в сети Интернет по адресу www.eccon.ru и являющийся собственностью ООО «Эксклюзив Консалтинг».
Товар – продукция, информация о которой размещена на сайте www.eccon.ru.
Интернет-магазин – площадка для осуществления продажи Товаров от имени ООО «Эксклюзив Консалтинг», расположенная на сайте www.eccon.ru.
Сервисы сайта – все услуги, доступные для использования на сайте www.eccon.ru.
Заказ – процесс покупки Товара на сайте www.eccon.ru.
Пользователь – любое физическое лицо, имеющее доступ к сайту www.eccon.ru, посредством сети Интернет и использующее Сервисы ООО «Эксклюзив Консалтинг», в том числе путем оформления Заказов на сайте.
Персональная информация – информация, которую Пользователь предоставляет о себе самостоятельно при оформлении Заказа на сайте www.eccon.ru или в процессе использования Сервисов, включая, но не ограничиваясь, предоставлением ООО «Эксклюзив Консалтинг» персональных данных Пользователя. При оформлении Заказа на сайте или в процессе использования Сервисов Пользователь может предоставить следующую информацию: имя, фамилия, отчество, номер контактного телефона, адрес электронной почты, адрес доставки, наименование компании (если пользователь действует от имени юридического лица).
Договор – соглашение между ООО «Эксклюзив Консалтинг» и Пользователем по приобретению Товара.
Соглашение о конфиденциальности – настоящее Соглашение, регулирующее отношения между ООО «Эксклюзив Консалтинг» и Пользователем.
3. Цели сбора и обработки персональной информации пользователей:
3.1. ООО «Эксклюзив Консалтинг» собирает, обрабатывает и хранит только ту персональную информацию в отношении Пользователя, которая необходима для предоставления Сервисов и/или приобретения Пользователем Товара на сайте www.eccon.ru.
3.2. Персональную информацию Пользователя ООО «Эксклюзив Консалтинг» использует в следующих целях:
- 3.2.1. идентификации стороны в рамках договоров с ООО «Эксклюзив Консалтинг»;
- 3.2.2. обработки Заказов Пользователя и для выполнения своих обязательств перед Пользователем;
- 3.2.3. обработки и получения от Пользователя платежей;
- 3.2.4. доставки Товара Пользователю;
- 3.2.5. предоставления Пользователю эффективной клиентской поддержки;
- 3.2.6. предоставления Пользователю персонализированных Сервисов;
- 3.2.7. связи с Пользователем, в том числе направление уведомлений, запросов и информации, касающихся использования сервисов, оказания услуг, а также обработка запросов и заявок от Пользователя;
- 3.2.8. улучшения качества Сервисов, удобства их использования, разработки новых Сервисов и услуг;
- 3.2.9. проведение статистических и иных исследований на основе обезличенных данных;
- 3.2.10. для рассылки новостных и информационных сообщений.
3.3. ООО «Эксклюзив Консалтинг», в силу специфики способа получения информации, не проверяет достоверность предоставленной Пользователем персональной информации о себе и не осуществляет контроль ее актуальности. Однако ООО «Эксклюзив Консалтинг» исходит из того, что Пользователь предоставляет достоверную и персональную информацию по вопросам, предлагаемым на сайте www.eccon.ru, и поддерживает эту информацию в актуальном состоянии. Всю ответственность, а также возможные последствия за предоставление недостоверной или неактуальной персональной информации несёт Пользователь.
4. Условия обработки персональной информации пользователя и её передачи третьим лицам:
4.1 ООО «Эксклюзив Консалтинг» хранит и обрабатывает персональную информацию Пользователей в соответствии с действующими нормативными актами (имя, фамилия, отчество, номер контактного телефона, адрес электронной почты, адрес доставки, наименование компании (если пользователь действует от имени юридического лица)).
4.2. В отношении персональной информации Пользователя сохраняется ее конфиденциальность, кроме случаев добровольного предоставления Пользователем информации о себе для общего доступа неограниченному кругу лиц.
4.3. ООО «Эксклюзив Консалтинг» защищает персональную информацию Пользователя в соответствии с требованиями, предъявляемыми к защите такого рода информации, и несет ответственность за использование безопасных методов защиты такой информации.
4.4. Для защиты персональной информации Пользователя, обеспечения ее надлежащего использования и предотвращения несанкционированного и/или случайного доступа к ней, ООО «Эксклюзив Консалтинг» применяет необходимые и достаточные технические и административные меры.
4.5. ООО «Эксклюзив Консалтинг» вправе передать персональную информацию Пользователя третьим лицам (в том числе организациям, осуществляющим запись, систематизацию, накопление, уточнение, хранение, извлечение, непосредственно осуществляющим направление Пользователю специальных предложений, информации о новых товарах и рекламных акциях, обработку запросов и обращений Пользователей, а также осуществляющим уничтожение персональной информации) в следующих случаях:
- 4.5.1. Пользователь явно выразил свое согласие на такие действия, т.е. отметил чекбокс «Принимаю Пользовательское соглашение о конфиденциальности» при заполнении на сайте www.eccon.ru форм с персональной информацией;
- 4.5.2. Передача необходима в рамках использования Пользователем определенного Сервиса либо для оказания услуги Пользователю, выполнения обязательств по договору;
- 4.5.3. Передача предусмотрена российским или иным применимым законодательством в рамках установленной законодательством процедуры.
4.6. При обработке персональных данных Пользователей ООО «Эксклюзив Консалтинг» руководствуется Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
5. Изменение пользователем персональной информации:
6. Подтверждение Соглашения:
6.1. Пользователь вправе отказаться от подтверждения настоящего Соглашения, в случае, если какое-либо его условие является для Пользователя неприемлемым.
6.2. Пользователь подтверждает, что его принятие Соглашения (отметка чекбокса «Принимаю Пользовательское соглашение о конфиденциальности») означает полное согласие Пользователя со всеми его условиями без исключения.
В том числе, Пользователь, принимая настоящее Соглашение, дает свое согласие ООО «Эксклюзив Консалтинг» на получение информации о специальных предложениях, о новых товарах и рекламных акциях по сетям электросвязи и по почтовой связи (включая, но не ограничиваясь: SMS-рассылки, e-mail-рассылки) и обработку своих персональных данных посредством сбора, записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения, извлечения, использования, осуществляемую с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств в целях организации направления Пользователю специальных предложений, информации о новых товарах и рекламных акциях, обработки запросов и обращений Пользователя.
6.3. Указанное согласие Пользователя с условиями Соглашения, в том числе порядком обработки персональной информации, действует 5 лет с автоматической пролонгацией, если оно не было отозвано в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
7. Изменение Соглашения о конфиденциальности:
7.1. ООО «Эксклюзив Консалтинг» имеет право вносить изменения в настоящее Соглашение о конфиденциальности. При внесении изменений в актуальной редакции указывается дата последнего обновления. Новая редакция Соглашения вступает в силу с момента ее размещения, если иное не предусмотрено новой редакцией Соглашения. Действующая редакция всегда находится на настоящей странице.
8. Обратная связь. Вопросы и предложения:
Источник: eccon.ru
Публикации
Пять поправок 214-ФЗ, которые изменят строительный рынок
С 1 июля вступили в силу поправки в закон о долевом строительстве, которые приведут к повышению себестоимости новых проектов и подготовят почву для отказа от участия граждан в этом процессе. Эксперты «Метриум» прогнозируют неминуемый рост цен на новостройки и уход с рынка значительного числа девелоперских компаний.
Главное изменение касается непосредственно системы финансирования жилищного строительства. Долевое участие, при котором покупатели жилья инвестируют средства в стройку, будет упразднено с 1 июля 2019 года. На смену деньгам граждан придет банковский кредит. Большинство других поправок вводят новые требования к застройщикам, без соблюдения которых они лишаются права на привлечение средств покупателей. По оценке экспертов «Метриум», наиболее чувствительными для застройщиков, а значит и для рынка в целом станут пять новых норм.
1. Переход на счета эскроу
Свыше 74% всех инвестиций в жилищное строительство в России составляют средства покупателей, которые связаны с застройщиками договорами долевого участия (ДДУ). После 1 июля 2019 года девелоперские компании лишатся возможности привлекать деньги дольщиков напрямую. Средства покупателей поступят только на специальные банковские счета — эскроу, то есть окажутся в доверительном хранении банка. Пока дом не будет введен в эксплуатацию, и как минимум один из участников строительства не оформит в собственность квартиру, банк не переведет деньги застройщику.
Как предполагается, в период строительства средства граждан заменят целевые банковские кредиты (проектное финансирование). Банк-держатель эскроу-счетов выделит деньги на строительство жилого комплекса.
«Между вливаниями в проект покупателей и банковским финансированием есть принципиальная разница, которая заключается в стоимости привлекаемых средств, — указывает Роман Сычёв, генеральный директор Tekta Group. — Денежный поток с продаж по ДДУ сразу шел на покрытие операционных расходов, в том числе и по обслуживанию кредитов на строительство. Банковское финансирование предоставляется под процент: застройщик обязан возвращать кредит, что увеличивает себестоимость проекта.
Величина ставок по проектному финансированию и конкретные условия кредитования пока не известны. Как предполагается, 3% годовых будут начисляться на сумму эквивалентную сгенерированным деньгам на эскроу-счетах. Остальная сумма кредита будет выдаваться по рыночным ставкам не ниже 10-12% годовых.
Таким образом, самые дорогие деньги застройщик займет на начальной стадии реализации проекта, когда привлечение дольщиков только начинается, а капитальные затраты уже высоки. Едва ли кредит для большинства застройщиков будет выдаваться по ставкам ниже рынка. Со временем это станет фактором санации отрасли от слабых «игроков».
С 1 июля 2018 года у застройщиков появляется выбор. Девелоперы могут перейти на использование эскроу-счетов добровольно, и в этом случае они освобождаются от новых требований законодательства о долевом строительстве. Если застройщики предпочтут и дальше привлекать средства покупателей напрямую (до 1 июля 2019 года), для всех новых жилых комплексов, разрешение на строительство которых получено после 1 июля 2018 года, применяются новые требования 214-ФЗ.
2. Ограничение по опыту работы
В новой редакции закона о долевом строительстве вводится понятие — «специализированный застройщик», который удовлетворяет двум требованиям. Во-первых, такая организация имеет более трех лет опыта строительства многоквартирных домов общей площадью не менее 10 тыс. кв. м.
В каком качестве был получен такой опыт не важно: специализированным застройщиком может стать как технический заказчик строительства (девелопер), так и генеральный подрядчик. Данная мера, считают в «Метриум», может стать преградой на пути новых девелоперских компаний. Чтобы начать новый бизнес в жилищном строительстве, инвестору понадобится контроль над компанией, которая отвечает требованиям по опыту работы, то есть такое юридическое лицо придется приобрести, что повышает проектные затраты.
Во-вторых, как и прежде, специализированный застройщик владеет правами на стройплощадку, а также привлекает средства дольщиков. «Сохраняется ситуация, при которой фактическим инвестором строительства (девелопером) и компанией, владеющей землей и привлекающей средства дольщиков (застройщиком), могут быть разные юридические лица, — комментирует Лариса Швецова, генеральный директор компании ООО „Ривер Парк“. — На сегодняшний день в России работает 3 150 девелоперских компаний, которые так или иначе связаны с 4 430 застройщиками. То есть порядка 18% девелоперов контролируют одновременно двух и более застройщиков, однако на долю таких компаний приходится 60% всех строящихся площадей в России. Требования законодательства распространяются именно на застройщиков, но непосредственно девелоперы обычно несут ответственность только в случае судебных разбирательств. С этой точки зрения введение понятия „специализированный застройщик“ никак не проясняет разделение ответственности между девелопером и застройщиком».
3. Административные расходы — не более 10%
Ряд новых требований закона прямо регулирует некоторые финансовые параметры бизнеса. В частности, застройщик не может потратить на административные и прочие сопутствующие расходы свыше 10% от общей стоимости строительства за весь его период. В число таких затрат входит оплата услуг уполномоченного банка по обслуживанию единого расчетного счета проекта; выплата заработной платы, соответствующих налогов и отчислений; оплата услуг коммерческой организации, выполняющей роль исполнительного органа застройщика; расходы на рекламу, коммунальные услуги, связь, аренду помещений, оборудование для организации рабочих мест.
Над расходами застройщика устанавливается банковский контроль. Уполномоченный банк, где открываются счет застройщика, получает право блокировать любую операцию, противоречащую закону о долевом строительстве. Фактически банк будет вести учет всех административных расходов застройщика, пока они не достигнут предела в 10% от стоимости строительства. Если застройщик попытается провести оплату перечисленных выше услуг больше лимита, то такая операция будет запрещена.
«Норматив 10% более чем достаточен для управленческих расходов, — считает Кирилл Игнахин, генеральный директор Level Group. — Как правило, такие затраты составляют 4-5% от расходной части проекта. Однако проблема в том, что ограничение распространяется на более широкий спектр статей затрат, в том числе рекламу.
В некоторых проектах удельный вес оплаты услуг рекламных агентств очень высок, особенно если жилой комплекс относительно небольшой. Реклама стоит одинаково дорого как для большого проекта, так и для объекта точечной застройки. В последнем случае только расходы на рекламу могут составлять до 10% от проектной стоимости. Соответственно, в этом случае ограничение не позволит застройщику уложиться в отведенный законодателями предел затрат».
4. Авансовые платежи — не более 30%
Новая редакция закона о долевом строительстве ограничивает размер авансовых платежей, который застройщик может направить в течение реализации проекта подрядчикам для выполнения определенных работ. В перечень таких работ входят строительство многоквартирных домов, подготовка проектной документации и ее экспертиза, выполнение инженерных изысканий, строительство и реконструкция инженерно-технического обеспечения на участке, подготовка документации по планировке территории.
Общая сумма авансовых платежей по этим расходам не должна превышать 30% от проектной стоимости. Однако, отмечают эксперты «Метриум», значительная часть расходов, указанных в новой редакции, приходится еще на тот период, когда застройщик не начинает строительство. В частности, результаты проектирования, изысканий и экспертизы проектной документации оплачиваются девелопером еще до начала строительства, нередко за собственный счет, а не за деньги дольщиков, которые данная норма должна обезопасить от рискованных трат. Тем не менее они включаются в общий лимит авансированных платежей, которые сделает застройщик уже после начала привлечения средств покупателей.
«На мой взгляд, доля авансовых платежей в общих проектных затратах либо соответствует уровню в 30%, либо ниже его, — считает Евгения Акимова, генеральный директор IKON Development. — В связи с этим, я полагаю, что соблюдение данного лимита не приведет к трудностям для девелоперов. Однако нужно учитывать, что директивно установленный жесткий ограничитель может по-разному сказаться на бизнесе застройщика в разных рыночных ситуациях. К примеру, если на небольшом региональном рынке генеральные подрядчики или поставщики стройматериалов фактически являются монополистами, то они могут потребовать от девелопера больших авансов за свою работу, используя свое преимущественное положение. В этом случае лимит может оказаться фактором, осложняющим реализацию проекта».
5. Нарушение сроков — запрет на новые проекты
Законодатели ввели ряд строгих мер в отношение застройщиков, которые нарушают сроки ввода жилья. В частности, у властей появилось новое основание в отказе на выдачу заключения о соответствии (ЗОС). ЗОС — это важный документ, который подтверждает, что власти проверили застройщика и установили, что он соответствует нормам 214-ФЗ. Только после получения данной бумаги девелопер может зарегистрировать первый ДДУ и начать привлекать средства покупателей. Теперь если застройщик имеет в портфеле хотя бы один объект, сроки ввода в эксплуатацию которого нарушены на три месяца и более, органы стройнадзора не выдадут ему ЗОС, и он не сможет начать реализацию нового проекта.
Аналитики «Метриум» подчеркивают, что речь идет непосредственно о сроках завершения строительства, указанных в проектной декларации, а не о времени передачи жилья дольщикам. Разница в том, что даты передачи застройщик обычно прописывает со значительным запасом, чтобы не возникла просрочка, дающая покупателю основания требовать компенсаций или даже расторжения ДДУ. Срок строительства, как правило, указывается реальный, потому что чем быстрее застройщик обещает построить жилье, тем более оно привлекательно для покупателей. Кроме того, действие разрешения на строительство также ограничено, и период реализации проекта не может превышать отведенное на возведение здания время. Соответственно, теперь нарушив сроки строительства, застройщик может потерять право реализовывать новые проекты.
«С одной стороны, такая жесткая мера, как фактический запрет на старт новых проектов при нарушении сроков ввода в других будет способствовать повышению дисциплины застройщиков, — говорит Александр Зубец, генеральный директор ООО „Новые Ватутинки“. — Вместе с тем нужно понимать, что данная мера осложнит работу крупных девелоперов, портфель которых насчитывает десятки проектов и строящихся многоквартирных домов. Нарушение срока ввода лишь в одном объекте может парализовать расширение деятельности такого „игрока“. Кроме того, не следует сбрасывать со счетов психологический фактор: как только потенциальные покупатели узнают о каких-либо проблемах у застройщика, это сразу приводит к спаду спроса в его проектах. Таким образом, данная мера создает существенные риски для некоторых девелоперов».
«Несмотря на жесткий характер поправок в закон о долевом строительстве, их вступление в силу не приведет к шоковой реакции рынка, — комментирует Мария Литинецкая, управляющий партнер „Метриум“, участник партнерской сети CBRE. — Новые требования к застройщикам распространяются только на тех из них, кто начнет реализацию проекта по разрешениям на строительство, полученным после 1 июля 2018 года. Таким образом, на рынке как минимум 1-1,5 года будут преобладать проекты, реализуемые по старым правилам. Многие девелоперы форсировали получение разрешений на строительство, чтобы накопить своеобразный банк будущих проектов, который позволит им некоторое время работать по старым требованиям.
Что касается перехода к проектному финансированию, оно также затронет не всех застройщиков, а только тех, кто не успеет до 1 июля 2019 года зарегистрировать хотя бы один ДДУ. Таким образом, нас ждет как минимум два года плавной интеграции участников рынка в новые правила работы в строительной отрасли. Поэтому только новые требования законодательства не приведут к росту цен на строящееся жилье. В то же время спустя примерно два года, когда большая часть проектов и их девелоперов попадут в зону действия нового законодательства, рост цен на жилье уже будет неизбежен, так как большинство поправок в 214-ФЗ прямо повлияют на себестоимость реализации проектов».
Источник: sroportal.ru
Новые правки в закон о долевом строительстве – что ожидает застройщиков и рынок новостроек в 2018г.?
В 2017 году в области законодательства, регулирующего отношения застройщиков с дольщиками, произошли достаточно серьезные изменения. С начала года вступили в силу поправки, принятые в рамках закона №304 (О внесении изменений в ФЗ-214 и еще ряд законодательных актов), однако механизм внедрения этих поправок в жизнь расписан не был, так что они носили, скорее, декларативный характер.
Летом, 29 июня Дума приняла очередной пакет поправок, и Президент РФ подписал документ (на 146 страниц, номер № 139186-7), в котором уже достаточно подробно описан порядок реализации закона. Итак, каким же образом изменения в законодательстве отразятся на застройщиках, на рынке долевого строительства и на рынке новостроек вообще в 2018 году?
В чем суть основных изменений?
Напомним: среди нововведений – создание компенсационного Фонда, средства из которого будут направлены на завершение строительства в том случае, если застройщик окажется неспособным выполнять свои обязательства (банкротство, пр.). Функционировать Фонд будет в формате публично-правовой компании под контролем Счетной Палаты. Фонд будет сформирован средствами, которые застройщики должны отчислять в обязательном порядке до того, как приступить к строительству. Размер взноса составит 1,2% от совокупной суммы, всех ДДУ, которые были заключены с дольщиками.
Мерами, направленными на защиту интересов дольщиков, являются определенные условия, которые должны быть выполнены застройщиком до того, как он будет иметь право привлекать деньги на строительство.
Размер собственного капитала застройщика должен быть не менее 10% от стоимости проекта, застройщик должен иметь весь пакет документов, включая разрешение на строительство. Вместо собственного капитала могут быть привлечены поручители. На сайте застройщика обязательно должна быть проектная документация, а также все разрешительные документы, все бумаги должны быть оформлены оказаться на сайте еще до того, как застройщик будет начинать рекламную компанию.
Все документы должны быть выписаны на имя компании, которая привлекает деньги. Некоторые недобросовестные застройщики в данный момент нарушают это положение, и вступление закона в силу должно это исправить. В законе прописано, что все привлекаемые средства должны быть направлены только на строительство данного жилого комплекса. Деятельность застройщика будут контролироваться через банковские структуры – все платежи должны проходить через единственный счет, открытый в кредитной организации. Законно перебрасывать деньги на дочерние структуры и другие проекты уже не получится.
Поправки также устанавливают ограничения, связанные с репутацией застройщика – среди менеджмента не может быть лиц с неснятой судимостью по экономическим статьям. Планируется создание Единого Реестра застройщиков, это будет государственный информационный портал со свободным доступом, где будет собрана информация, касающаяся деятельности всех застройщиков, предлагающих свои услуги на территории РФ.
Портал “Новостроев” уверен, что вступившие в силу в текущем году и принятые поправки приведут к определенным изменениям на рынке новостроек, и обратился к самим застройщикам с просьбой прокомментировать возможные изменения.
Комментарии экспертов
Дмитрий КотровскийПартнер девелоперской компании «Химки Групп»
Я считаю, что Минстрой предпринял попытку утвердить в ускоренном варианте ранее ни с кем и нигде не обсуждаемые поправки, представители рынка обоснованно раскритиковали законопроект. Поправки предлагают нерациональные меры регулирования, которые не решают государственных задач по ликвидации обманутых покупателей-участников долевого строительства и создают нагрузки для бизнеса. Дополнительные обязанности для застройщиков создадут лишь дополнительные затраты для покупателей жилья и всех игроков рынка.
Если рассматривать поправки постатейно, в первую очередь вызывает вопросы установленное ограничение направлять денежные средства дольщиков строго на строительство определенного объекта недвижимости. Возникает вопрос, на какие средства застройщик будет осуществлять рекламу объекта.
А без рекламы и продвижения своих проектов ни один застройщик не сможет успешно реализовать свой продукт. Поправки предусматривают создание компенсационного фонда, призванного в случае банкротства застройщика возместить убытки участникам долевого строительства. Принципиальным образом появление компенсационного фонда не изменит ничего в деятельности застройщиков.
Если раньше они отчисляли примерно такие же сумы (1,2% от стоимости, указанной в ДДУ) на счета страховых компаний, то теперь эти деньги будут направляться в компенсационный фонд. Однако, новый орган не в достаточной степени защищает права покупателей жилья. Компенсация рассчитывается по формуле: площадь квартиры, умноженная на среднюю цену квадратного метра жилья на рынке новостроек. При этом, непонятно, как будет рассчитываться эта средняя стоимость, нет гарантии, что она не будет занижена.
Кроме того, нововведение предусматривает ограничения выплат по площади квартир. Так, получить компенсационные денежные средства возможно лишь не более чем за 120 кв.м. Непонятно, почему ущемляются права покупателей элитного жилья, ведь в этом сегменте зачастую площади квартир значительно больше указанного метража.
Сегодня застройщикам и так достаточно тяжело получить кредитование в банке. Нововведения еще больше усложняют этот процесс. Девелоперы смогут кредитоваться только в одном банке и будут проводить через него все денежные операции.
В свою очередь, банки будут не только контролировать и отслеживать целевое назначение всех платежей, но и ход строительных работ на объекте, что по существу приведет к образованию второй службы технического надзора на строительной площадке. Резюмируя можно сказать, что комплекс поправок приведет к уходу с рынка мелких и средних игроков, которые не смогут выдержать конкуренции с более крупными компаниями. В итоге, на рынке могут появиться монополисты, которые будут диктовать ценообразование, а в случае банкротства одной из таких компаний, финансовые последствия и обязательства перед дольщиками лягут тяжелым бременем на всех участников отрасли и компенсационный фонд вряд ли поможет в этой ситуации.
Роман СычёвГенеральный директор ТЕКТА GROUP
Новые правки, несомненно, отразятся на всех участниках отрасли и повысят прозрачность рынка новостроек. Действия большинства девелоперов станут понятными, а покупательские риски сократятся. Нововведения предусматривают работу застройщика по принципу «одно юридическое лицо – один объект».
При этом размер уставного капитала компании должен составлять от 2,5 млн рублей, опыт работы – не менее 3-х лет, а объем введенного жилья – более 10 тыс. кв. м. Покупатели будут подстрахованы компенсационным фондом, в который девелорперы начнут отчислять средства в размере 1,2% от суммы ДДУ. В случае возникновения у застройщика финансовых проблем дольщики смогут получить компенсацию. Конечно, изменения прибавят бумажной работы, а также приведут к росту числа юридических лиц. Тем не менее, новые правки позволят отсеять недобросовестных застройщиков, сократить количество обманутых покупателей и сделать рынок новостроек более цивилизованным. Можно ожидать, что изменения примут очертания уже в 2018 году.
Кирилл ИгнахинГенеральный директор Level Group
Полагаю, самым главным изменением, которое серьезно повлияет на деятельность застройщиков, станет требование создать резерв на расчетном счету застройщика, составляющий не менее 10% от планируемой стоимости строительства. Поскольку эти средства придется заморозить до начала привлечения средств дольщиков по ДДУ, это может поставить в затруднительную ситуацию девелоперов с небольшими финансовыми резервами.
В этом случае на рынке останутся только те игроки, которые смогут провести максимально «тонкую настройку» своего бизнеса, оптимизировать затраты и правильно оценить свои силы. Вместе с тем, повышенные требования к финансам могут спровоцировать уход слабых игроков.
В целом мы относимся к ужесточению требований к долевому рынку с пониманием – речь идет об очень большой отрасли и рисках рядовых граждан, для которых жилищный вопрос – это зачастую проблема всей жизни. Поэтому, конечно, многим игрокам придется не просто, но с точки зрения «здоровья рынка» и защиты покупателя, все меры, предпринимаемые властями, оправданы. В конечном счете, все застройщики выиграют от нововведений, ведь вырастет доверие клиентов к долевому строительству и многие из тех, кто сегодня считает вложение в строящееся жилье неадекватным риском, придут на рынок. Главным образом, новые правила работы потребуют изменения подхода к финансированию и отчетности. И к первому, и ко второму мы абсолютно готовы.
Наталия НестероваКоммерческий директор девелоперской компании «Тройка РЭД»
Не секрет, что принятые поправки в ФЗ-214 призваны защитить права дольщиков и избежать повторения ситуаций, когда покупатель, заплатив за квартиру, остается в итоге без жилья. В частности с этой целью создается компенсационный фонд, куда застройщик будет обязан отчислять 1,2% от каждого заключенного ДДУ. Сумма в 1,2% сравнима со стоимостью страхования, т.е. это нововведение никак не отразится на себестоимости квартир, однако, покупатели при этом действительно получают гарантии того, что их квартиры будут построены и сданы в эксплуатацию.
Напомню, история не знает примеров, когда жилой комплекс был достроен на деньги страховой компании после банкротства застройщика. Таким образом, создание компенсационного фонда действительно может быть эффективным инструментом по защите прав дольщиков.
Что касается введения эскроу-счетов, цель которых также дать покупателю гарантию, что в итоге он не станет обманутым дольщиком, то, на мой взгляд, вряд ли данная система будет востребована в 2018 году. С точки зрения теории схема является рабочей: собственник квартиры условно замораживает свои средства, при этом стоимость квартиры не увеличивается по мере готовности объекта, а в случае, если застройщик становится банкротом, и дольщики не проявляют желания достраивать объект, покупатель получает свои средства обратно. Однако для застройщика данная схема работы не является интересной. Кроме того, здесь важно понимать, что сохранность денежных средств в банках тоже необходимо гарантировать: только с начала 2017 года лицензии были отозваны у более чем 30 банков. На мой взгляд, это возможно сделать при участии банков, подконтрольных государству.
Отмечу, что все изменения в совокупности с учетом введения минимального размера уставного капитала, зависящего от совокупности стоимости объектов, оказывают серьезное влияние на финансовое положение застройщиков. В итоге мы получаем картину, когда небольшим девелоперским компаниям будет сложнее осуществлять свою деятельность.
Как результат, это может привести к укрупнению игроков на рынке. С одной стороны эту тенденцию можно рассматривать также как дополнительную гарантию для дольщиков – крупные, финансово устойчивые компании с большей вероятностью выполнят свои обязательства по строительству объектов. Однако сам процесс монополизации рынка может понести за собой и негативные для покупателей последствия – в частности, рост стоимости жилья. Кроме того, застройщики, не имеющие возможности привлекать средства дольщиков, которые фактически выступали для них беспроцентным кредитом, будут вынуждены либо строить на собственные средства, либо привлекать кредитные. Как следствие, застройщик будет вынужден включить в себестоимость квартир свои затраты, в том числе и на привлечение проектного финансирования.
Мария ЛитинецкаяУправляющий партнер «Метриум Групп»
На мой взгляд, 2018 год станет адаптационным периодом для всей строительной отрасли. Главным образом, застройщикам придется привыкать к ужесточенным требованиям по финансовой устойчивости своих организаций, а также к взаимодействию с компенсационным фондом. Последний не только сможет собирать отчисления от заключаемых в стране ДДУ, но и получит контрольные функции, скажем, сможет запрашивать у застройщиков на регулярной основе информацию о состоянии организации. По сути, создается дополнительный контролирующий орган.
В целом ужесточение требований к застройщикам в конечном счете приведет к дополнительным расходам – те же 10% от стоимости реализации проекта где-то нужно взять. Соответственно, усилится зависимость девелоперов от банковского кредита.
В конечном счете, себестоимость строительства из-за перенапряжения проектных финансов неизбежно вырастет, и в этой ситуации застройщику придется делать выбор между повышением цен и снижением собственной маржи. Однако не стоит забывать, что ситуация в отрасли в целом остается непростой.
По данным Росстата, в конце II квартала 2017 года 72% всех опрошенных в стране руководителей строительных организаций оценивали обстановку как «удовлетворительную». Среди главных проблем они называли тяжелое налоговое бремя, низкую платежеспособность населения, постоянные перемены в «правилах игры» в отрасли. Одновременно напомню, что по итогам I полугодия 2017 года число заключенных ДДУ в России не выросло, как в 2016 году, а сократилось на 6%. То есть спрос на жилье все еще не восстановился, поэтому, на мой взгляд, в такой сложной обстановке отрасли нужно взять «тайм-аут» и воздержаться от очередных пересмотров законодательства.
Андрей КолочинскийУправляющий партнер ГК «ВекторСтройФинанс»
В целом направленность изменений в 214-ФЗ ясна – требования ужесточаются, защищенность дольщиков возрастает. Однако среди поправок есть и такие, которые вызывают много вопросов. В частности, в текущей редакции 214-ФЗ само определение застройщика получило более четкую трактовку, которая, тем не менее, не до конца ясна. В частности, застройщиком может считаться только юридическое лицо или его дочерние организации, которые уже имеют опыт строительства многоквартирных домов не менее трех лет. По сути, новые участники на рынке появиться не смогут исходя из данной формулировки.
Также вызывает вопросы правило «один застройщик – одно разрешение на строительство», которое может привести к удорожанию крупных проектов. Раньше при многоэтапном строительстве большого жилого комплекса для каждой очереди девелопер мог получить отдельные разрешения.
Соответственно, он мог привлекать средства дольщиков и выстраивать график начала строительства и ввода в эксплуатацию, сообразуясь исключительно с финансовой-экономической ситуацией в проекте и своем бизнесе. Теперь же каждую очередь придется строить и вводить в эксплуатацию исключительно за счет текущего потока привлеченных средств.
Это вынудит разбивать один комплексный проект на несколько этапов, которые придется строить и завершать последовательно, а не одновременно. Соответственно, это приведет к растягиванию сроков реализации. Причем каждый последующий этап будет начинаться как новый – снова придется замораживать средства в уставном капитале, откладывать не менее 10% стоимости строительства до начала продаж и т.д. В конечном итоге, это может усилить зависимость застройщика от «длинных» денег и приведет к удорожанию проекта.
Валентина ЕпифановаКонцерн ЮИТ, вице-президент по правовым вопросам
Первые нововведения в отношении новых проектов, запущенных в продажу, начнут действовать уже этой осенью, когда начнет функционировать Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства. Безусловно, это важный шаг в отношении защиты прав дольщиков, однако отчисления в Фонд в размере 1,2% от стоимости договора для многих застройщиков будут выше (хотя и не существенно), чем действующее в настоящий момент страхование, что в конечном итоге повлияет либо на цены, либо на уровень маржинальности застройщиков.
В целом же, «гладкость» перехода застройщиков на новую схему по новым проектам будет во многом зависеть от организации работы и налаживания межведомственного электронного взаимодействия Фонда, в первую очередь с Росреестром, в течение ближайших трех месяцев. Что касается поправок, которые вступят в силу с 1 июля 2018 года, то они практически для всех участников рынка оказались полной неожиданностью и фактически развернули на 180 градусов тот подход к долевому строительству, который содержался в предыдущем пакете поправок, вступивших в силу с 1 января 2017 года. Так например, если предыдущий пакет поправок был направлен на «укрупнение» застройщиков, обладающих достаточным капиталом, то грядущие изменения фактически закрепляют подход, когда застройщик создается под один проект в рамках одного разрешения на строительство и полностью зависит от банковского финансирования.
При этом, на банки возлагается не свойственная им функция контроля за строительными сметами, а застройщик по сути становится «заложником» банка, в котором у него открыт единственный расчетный счет. Такой подход обезопасит граждан, вкладывающих деньги в строительство конкретного дома, однако приведет к существенному удорожанию строительства как за счет банковского финансирования, так и за счет увеличения операционных затрат застройщиков на поддержание новой структуры. Ожидается, что в течение первого полугодия большинство застройщиков постараются запустить в продажу максимальное число объектов по «старым» правилам.
Алексей ЗубикКоммерческий директор компании BSA
Новые правки в закон о долевом строительстве, принятые с июля этого года, не могут не отразиться на рынке недвижимости. Требования к застройщикам только ужесточаются, растет как финансовое давление, так и контроль со стороны государства. С одной стороны, новые правки в законе помогут обезопасить дольщиков, с другой – не могут не отразиться на цене. Резкого роста цен, конечно не будет, поскольку сейчас, когда конъектура рынка низкая, не многие застройщики пойдут на повышение цен.
К 2018 году застройщики уже адаптируются к новым правилам рынка и при стабилизации ситуации со спросом на новостройки, цена квадратного метра возрастет. Конечно, при покупке жилья на начальных этапах строительства повышение цен не будет бросаться в глаза, но чем ближе объект будет подходить к итоговой стадии строительства, тем больше застройщик будет поднимать стоимость квартир. Ожидается также уменьшение предложения, но это скорее плюс, чем минус. На рынке будет больше качественных проектов, а небольшие компании-застройщики либо будут объединяться, либо уйдут с рынка.
Ольга ПавловаДиректор Департамента продаж и оформления компании «Магистрат»
Новые поправки в 214-ФЗ вступили в силу уже дважды за текущий год. Главная цель данных нововведений защита интересов дольщиков, путем введения дополнительных требований к застройщику: увеличения размера уставного капитала, страхование ответственности, эскроу-счета, обязательное отчисление 1,2 % средств в компенсационный фонд, ограничение использования полученных от дольщиков денежных средств (целевые траты, предусмотренные законом), повышение прозрачности деятельности застройщика путем раскрытия информации.В результате чего, требования к застройщику и его деятельности существенно ужесточились, расходы заметно выросли. Также законопроект предполагает выдачу новых разрешений на строительство «по одному в руки», т.е. одного разрешения на одну компанию. Таким образом, на каждый новый объект придется создавать отдельное юрлицо, что также несет дополнительные финансовые издержки, поскольку застройщики редко ведут один проект, в следствие чего, последует разрастание группы лиц застройщика и увеличение внутригрупповых расходов. Жесткий контроль необходим, но на фоне общего экономического спада дополнительные требования и ужесточения могут вынудить уйти с рынка небольшие строительные компании, а рост издержек, однозначно отразится на стоимости кв. метра, что еще более усугубит довольно непростую ситуацию на рынке.
Источник: novostroev.ru
Долевое участие в строительстве — 214 ФЗ, нововведения и поправки
Покупка квартиры – это ответственный шаг. Некоторые берут уже готовое жилье, а некоторые вкладывают деньги в долевое строительство. По сути, в новом многоэтажном доме будет уже квартира для тех, кто вложился в строительство изначально. Именно о ДДУ мы и поговорим в этой статье. Отношения в этом случае регулируются по Федеральному Закону №214 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости».
О чем говорит фз о долевом строительстве № 214
Настоящий федеральный закон был окончательно принят. Этот закон регулирует отношения участников долевого строительства, то есть процесс постройки новых домов за счёт граждан или юридических лиц.
В настоящее время действует новая редакция закона, которая была принята. Этот закон действует уже 15 лет. За это время многое поменялось, вносились различные поправки. Также закон имеет комментарий. Необходимо отметить, что комментарий постатейный.
Несмотря на различные поправки, федеральный закон также содержит 27 статей, которые делятся на части и пункты. В федеральном законе есть правила составления ДДУ, его расторжение, а также передача прав по ДДУ другому лицу. Последние изменения в федеральном законе коснулись ответственности застройщиков при невыполнении ими своих обязанностей. В закон была введена уголовная ответственность в сфере долевого строительства. Больше никаких поправок в 2016 году не было.
Очень много изменений было внесено в законодательство о банкротстве. Законодатель обязал делать специальные счета, с которых могут списывать деньги только для долевого участия в строительстве. Пополнять этот счёт могут только участники долевого строительства с согласия общего собрания дольщиков.
Что изменилось в последней редакции ФЗ 214
Поправки в законопроекты – это обязательная часть работы законодателя. Только так можно добиться правильного регулирования обязательств. Последние изменения уже были внесены. Эти изменения вступили в законную силу. Они коснулись важных моментов:
- Была включена статья 3.1. «Раскрытие информации застройщиком». Теперь застройщик обязан отчитываться о своей деятельности на собственном сайте или на сайте поручителя. В этой статье указано, какую информацию должен выкладывать застройщик.
- Изменения коснулись и договора об участии в долевом (ДДУ) строительстве. Теперь необходимо конкретно расписывать объект долевого строительства, который необходимо передать в эксплуатацию.
- Более подробно раскрывается ст. 5 «Цена договора». Там чётко прописано из чего может складываться цена. Оплата производится после государственной регистрации договора.
- Были внесены изменения в ст. 6. Теперь, если срок передачи объекта нарушается не по вине застройщика, а участник всеми способами пытается нарушить эти сроки (способы указаны в ч.2. настоящей статьи), то застройщик освобождается от выплаты неустойки.
- Была включена ст. 23.1 «Единый реестр застройщиков». Ст. 24 утратила свою силу.
- Изменения внесены в ст. 7 «Гарантии качества». Застройщик обязан передать участнику документ, в котором находится вся инструкция по эксплуатации объекта, а также срок его службы. Если участник выявит недостатки в объекте, то он имеет право потребовать от застройщика устранить все дефекты. Если застройщик откажется или устранит некачественно все недочёты, то участник долевого строительства имеет право через суд обязать застройщика устранить их.
- В закон были включены статьи 15.3., 15.4., 15.5.
- В закон включена статья 18.1. «Условия использования денежных средств». Изменения коснулись проектной декларации, расширились правовые возможности этого документа. Теперь это официальный документ, который включает факты, влекущие юридические последствия для застройщика.
ФЗ 214-я последняя редакция. Всего было включено 72 изменения. Мы поговорили о самых важных.
ФЗ 214: изменения, на которые стоит обратить внимание
Многие изменения уже вступили в силу. Но есть некоторые поправки, которые только вступят в законную силу. Первое изменение коснётся уставного капитала строительной компании. Теперь компания должна полностью заплатить сумму для уставного капитала. В противном случае она не сможет принимать денежные средства от дольщиков.
Законодатель решил, что именно так можно отсеять слабые компании.
Уставной капитал будет зависеть от площади квартиры и помещений, которые не предназначены для проживания. В закон внесут конкретные поправки по этому поводу:
- Если площадь не более 1.5. кв. м., то уставной капитал должен быть 2.5. млн рублей.
- Если площадь более 500 тыс. кв. м., то уставной капитал должен быть не менее 1.5. млрд рублей.
В том случае, если суммы не будет хватать, то застройщик может привлечь поручителей. То есть, подписать с другими компаниями договор и объединить капиталы.
Стоит отметить: если застройщик не сможет довести строительство до конца, то это должны сделать его поручители. То есть, договор поручительства действует в своей обычной форме.
Дольщики имеют право знать поручителей, а также условия, на которых был составлен договор с ними. Срок договора должен быть составлен минимум на 2 года дольше срока сдачи жилья в эксплуатацию.
Новая гарантия для дольщиков — это эскроу-счет
Новой гарантией для дольщика является эскроу-счет. Он открывается в банке для временного размещения средств. Теперь дольщики при заключении договора будут вносить свои деньги на этот счет. Раньше деньги перенаправлялись на счет застройщика.
Стоит отметить: эскроу-счет открывается только после получения государственной регистрации договора.
В новую редакцию фз 214 будут включены сведения о специальном счете, который станет обязательным для участия в строительстве.
Стоит отметить: Законодатель предлагает открывать счета по ДДУ только тем банкам, в которых размещены средства федеральной казны на банковские депозиты. Список таких учреждений будет опубликовываться на сайте Центрального Банка каждый квартал.
Строители получают эти средства только после завершения работ. После того как будет подписан акт приёма квартиры, рабочие получают деньги за строительство.
Акт приема работ застройщик должен предоставить в банк, после чего он имеет право снять деньги со счета. На рассмотрение у банка есть 10 дней. После того как деньги будут сняты со счета, он закрывается.
ДДУ фз, на что обратить внимание в этом случае? Эскроу-счет не является препятствием для заключения договора переуступки прав. Если такой договор заключается, то новый участник строительства просто принимает права и обязанности.
Ещё одним нововведением является компенсационный фонд. Это так называемое государственное страхование для дольщиков. Это изменение также вступит в законную силу с лета этого года.
Компенсационный фонд создаётся для того, чтобы дольщики направляли туда свои взносы. Они будут обязательными. Эти средства будут покрывать убытки в том случае, если строители не смогут справиться со своими обязанностями.
Стоит отметить: Регистрация ДДУ будет происходить только после оплаты взноса в компенсационный фонд.
Функции компенсационного фонда:
- Контроль за выплатами от застройщиков.
- Выполнение функции арбитражного управляющего, если строительная компания будет признана банкротом.
- Выплата компенсации дольщикам, если застройщика признают банкротом.
- Предоставление кредитных средств? если появятся застройщики, которые доведут строительство до конца.
Специалисты считают, что создание компенсационного фонда является эффективным способом. Если сравнивать его со страхованием ответственности застройщика, то первый вариант является выгодным. Так как нет случая, когда страховщик платил по недостроенным объектам.
Стоит отметить: в правительстве нашей страны разработали новые поправки в 214-й федеральный закон, которые касаются компенсационного фонда. Эти поправки устанавливают: порядок регистрации договора долевого участия, после того, как будут внесены взносы; порядок выплаты компенсации пострадавшим дольщикам.
Итак, мы поговорили о 214 Федеральным Законе. Закон имеет большую популярность среди участников долевой собственности. О серьёзности этого закона можно судить по комментариям, которые были к нему разработаны. Сделали это для полного понимания закона, прокомментировали каждую статью. Этот закон регулирует отношения участников долевого строительства.
В действующей редакции федерального закона были внесены изменения по неустойке.
Если застройщик докажет, что сроки нарушены не по его вине, то от выплаты неустойки он освобождается. В противном случае неустойка будет выплачиваться.
Много было поправок внесено в документ. В этой статье мы разобрали самые актуальные. Также поговорили о новых изменениях в ФЗ 214, последняя редакция которого вступила в законную силу.
Прочтите короткий страшный комикс с названием «Дружная семья», перейдя по ссылке здесь
Источник: domovik.guru