Федеральный закон от 14.07.2022 N 350-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТДЕЛЬНЫЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 июля 2022 года
8 июля 2022 года
Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2006, N 1, ст. 10, 21; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21; N 31, ст. 4012; N 46, ст. 5553; N 50, ст. 6237; 2008, N 20, ст.
2260; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3604, 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 48, ст.
5711; 2010, N 31, ст. 4209; N 48, ст. 6246; 2011, N 13, ст. 1688; N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4281, 4291; N 30, ст. 4563, 4572, 4590, 4591, 4594, 4605; N 49, ст.
7015, 7042; 2012, N 31, ст. 4322; N 47, ст. 6390; N 53, ст. 7614, 7619, 7643; 2013, N 9, ст. 873; N 14, ст. 1651; N 27, ст. 3480; N 30, ст. 4080; N 43, ст.
Последние изменения в законодательстве 2022 в сфере жилищного строительства ➤постановление 319 АСК
5452; N 52, ст. 6983; 2014, N 14, ст. 1557; N 16, ст. 1837; N 19, ст. 2336; N 26, ст. 3377, 3387; N 30, ст. 4220; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799, 5804; N 48, ст.
6640; 2015, N 1, ст. 9, 11, 86; N 27, ст. 3967; N 29, ст. 4342, 4350; N 48, ст. 6705; 2016, N 1, ст. 22, 79; N 27, ст.
4248, 4294, 4301, 4302, 4303, 4305, 4306; N 52, ст. 7494; 2017, N 11, ст. 1540; N 27, ст. 3932; N 31, ст. 4740, 4766, 4767, 4771, 4829; 2018, N 1, ст. 27, 39, 47, 91; N 32, ст. 5105, 5114, 5123, 5133, 5134, 5135; N 53, ст.
8464; 2019, N 26, ст. 3317; N 31, ст. 4442, 4453; N 51, ст. 7492; N 52, ст. 7790; 2020, N 29, ст. 4504, 4512; N 31, ст. 5013, 5023; N 50, ст. 8061; 2021, N 1, ст. 7, 33, 44; N 18, ст.
3063; N 24, ст. 4188; N 27, ст. 5103, 5104, 5126, 5129; N 50, ст. 8415; 2022, N 1, ст. 5, 16, 45; N 18, ст.
3010; N 24, ст. 3934) следующие изменения:
1) в пункте 8 статьи 1 слова «Москвы и Санкт-Петербурга» заменить словами «Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя»;
2) пункт 5.12 части 1 статьи 6 после слов «порядка отмены решения о признании проектной документации типовой проектной документацией,» дополнить словами «порядка принятия решения о признании функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений, содержащихся в типовой проектной документации, типовыми проектными решениями,»;
3) часть 2 статьи 23 дополнить предложением следующего содержания: «В случаях, установленных законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности, внесение в генеральный план изменений может осуществляться применительно к части населенного пункта.»;
а) в части 3 слова «частью 3.1» заменить словами «частями 3.1 и 3.2»;
б) дополнить частью 3.2 следующего содержания:
«3.2. В случае подготовки изменений в генеральный план поселения, генеральный план городского округа применительно к территории одного или нескольких населенных пунктов, их частей общественные обсуждения или публичные слушания проводятся в границах территории, в отношении которой принято решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений. В этом случае срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний не может быть более чем один месяц.»;
В Волгограде обсудили изменения законодательства в сфере долевого строительства
5) в части 4 статьи 29.3 слова «два месяца» заменить словами «пятнадцать рабочих дней»;
а) в пункте 6 слова «созданным Российской Федерацией и обеспечивающим реализацию принятого Правительством Российской Федерации решения о комплексном развитии территории» заменить словами «обеспечивающим реализацию принятого Правительством Российской Федерации решения о комплексном развитии территории, которое создано Российской Федерацией или в уставном (складочном) капитале которого доля Российской Федерации составляет более 50 процентов, или дочерним обществом, в уставном (складочном) капитале которого более 50 процентов долей принадлежит такому юридическому лицу»;
б) в пункте 7 слова «юридическим лицом, созданным субъектом Российской Федерации и обеспечивающим реализацию принятого субъектом Российской Федерации решения о комплексном развитии территории» заменить словами «юридическим лицом, определенным субъектом Российской Федерации и обеспечивающим реализацию принятого субъектом Российской Федерации, главой местной администрации решения о комплексном развитии территории, которое создано субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием или в уставном (складочном) капитале которого доля субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более 50 процентов, или дочерним обществом, в уставном (складочном) капитале которого более 50 процентов долей принадлежит такому юридическому лицу»;
7) в пункте 5 части 2 статьи 34 слова «Москвы и Санкт-Петербурга» заменить словами «Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя»;
8) статью 48 дополнить частью 15.5 следующего содержания:
«15.5. Оценка соответствия разделов проектной документации объекта капитального строительства, в том числе разделов проектной документации, подготовленных применительно к этапу строительства, реконструкции объекта капитального строительства, изменений в них, требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий по решению застройщика или технического заказчика может осуществляться в форме экспертного сопровождения органом исполнительной власти или организацией, уполномоченными на проведение экспертизы проектной документации, до направления проектной документации на экспертизу проектной документации. Порядок такого экспертного сопровождения, в том числе порядок и сроки согласования указанных в настоящей части разделов проектной документации, устанавливается Правительством Российской Федерации.»;
а) в части 1 после слов «в эксплуатацию» дополнить словами «(за исключением проектной документации объекта индивидуального жилищного строительства)», слова «в порядке, установленном Правительством Российской Федерации» исключить, дополнить предложениями следующего содержания: «Функционально-технологическое, конструктивное, инженерно-техническое и иное решение, содержащееся в типовой проектной документации, по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти или подведомственного ему государственного (бюджетного или автономного) учреждения может быть признано типовым проектным решением. Порядок признания проектной документации типовой проектной документацией, порядок признания указанного в настоящей части решения, содержащегося в типовой проектной документации, типовым проектным решением, а также особенности признания проектной документации объекта индивидуального жилищного строительства типовой проектной документацией устанавливаются Правительством Российской Федерации.»;
б) часть 2 после слов «типовой проектной документации» дополнить словами «, типовом проектном решении», дополнить предложением следующего содержания: «Сведения о типовом проектном решении могут включаться в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства подведомственным указанному уполномоченному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением.»;
в) дополнить частью 3.1 следующего содержания:
«3.1. Со дня включения сведений о типовом проектном решении в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства типовое проектное решение может быть применено указанными в части 3 настоящей статьи лицами при осуществлении архитектурно-строительного проектирования аналогичного объекта.»;
г) в части 5 после слов «типовой проектной документации» дополнить словами «, типовом проектном решении», после слов «типовую проектную документацию,» дополнить словами «типовое проектное решение,», слова «на которую» заменить словами «на которые»;
д) в части 6 после слов «типовой проектной документации» дополнить словами «, типовом проектном решении», после слов «типовую проектную документацию» дополнить словами «, типовое проектное решение», слово «такую» заменить словом «такие»;
е) в части 7 первое предложение изложить в следующей редакции: «Критерии, которым должны соответствовать типовая проектная документация, типовое проектное решение, сроки применения типовой проектной документации, типового проектного решения, порядок их использования, в том числе порядок внесения в них изменений, а также основания для исключения сведений о них из единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства устанавливаются Правительством Российской Федерации.»;
а) часть 3 дополнить предложением следующего содержания: «Правительство Российской Федерации вправе определить иные случаи, при которых проведение экспертизы проектной документации не требуется.»;
б) в части 5.1 после слов «типовой проектной документации,» дополнить словами «а также в случае предоставления предусмотренного частью 15.5 статьи 48 настоящего Кодекса согласования отдельных разделов проектной документации», слова «технических регламентов» заменить словами «, указанным в пункте 1 части 5 настоящей статьи,»;
а) пункт 2 части 1 дополнить словами «, типовых проектных решениях»;
б) часть 3 после слов «сведений о типовой проектной документации,» дополнить словами «типовых проектных решениях,»;
12) пункт 3 части 17 статьи 51 изложить в следующей редакции:
«3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, критерии отнесения к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации;»;
13) часть 1.1 статьи 52 после слов «такой проектной документации» дополнить словами «либо в случае, предусмотренном частью 15.5 статьи 48 настоящего Кодекса, — со дня согласования органом исполнительной власти или организацией, уполномоченными на проведение экспертизы проектной документации, разделов проектной документации, изменений в них»;
а) часть 1 дополнить словами «, если иное не предусмотрено частью 1.1 настоящей статьи»;
б) дополнить частью 1.1 следующего содержания:
«1.1. Основанием для сноса объекта капитального строительства, включенного в предусмотренный пунктом 2 части 1 статьи 67 настоящего Кодекса перечень объектов капитального строительства, подлежащих сносу, является решение о комплексном развитии территории. Принятие решения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, не требуется.»;
15) часть 5 статьи 60 дополнить пунктами 4.6 и 4.7 следующего содержания:
«4.6) организации, которая провела государственную экспертизу проектной документации, подготовленной с применением типовых проектных решений, если вред причинен в результате несовместимости типовых проектных решений с иными решениями, содержащимися в проектной документации;
4.7) организации, проводившей экспертизу проектной документации и (или) осуществлявшей согласование отдельных разделов такой проектной документации в ходе экспертного сопровождения подготовки проектной документации, если вред причинен в результате несоответствия указанных отдельных разделов такой проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса;»;
16) в части 3 статьи 63 слова «Москвы или Санкт-Петербурга» заменить словами «Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя».
Часть 9 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344; 2018, N 32, ст. 5134; N 53, ст. 8464; 2019, N 29, ст. 3861; 2021, N 18, ст.
3064) дополнить предложением следующего содержания: «Положение о федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости утверждается Правительством Российской Федерации.».
Статью 6 Федерального закона от 1 июля 2021 года N 275-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 27, ст. 5103) дополнить частью 1.1 следующего содержания:
«1.1. Если иное не предусмотрено частью 1 настоящей статьи, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен порядок получения до 1 марта 2023 года согласования архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства на территории этого субъекта Российской Федерации.».
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей 2 и 3 настоящего Федерального закона.
2. Статьи 2 и 3 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 сентября 2022 года.
Источник: legalacts.ru
Обзоры законодательства
Обзор изменений в регулировании вопросов в сфере недвижимости и строительства: Март 2022
В ответ на изменения в экономической и правовой сферах Президентом России был подписан Федеральный закон №58-ФЗ от 14 марта 2022 года («Закон №58-ФЗ»), утверждающий пакет антикризисных мер. Ряд мер существенно меняет сложившиеся подходы к правовому регулированию отношений, связанных с недвижимостью и строительством.
Первая группа мер направлена на снижение в 2022 году временных затрат по согласованию изменений градостроительных документов:
- Установлен месячный срок согласования проектов генерального плана поселения, городского округа или проектов о внесении изменений в соответствующий генеральный план с органами государственной власти или органами местного самоуправления.
- Установлен месячный срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из вышеуказанных документов.
- Закреплена возможность одновременного проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам изменений как генерального плана, так и правил землепользования и застройки.
- Внесены иные изменения в порядок проведения общественных обсуждений и публичных слушаний.
Вторая группа мер нацелена на упрощение порядка приобретения прав и использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности («Публичные участки»), до конца 2022 года:
- Правительство РФ вправе определить случаи предоставления Публичных участков без проведения торгов и сократить сроки предоставления таких участков.
- Правительство РФ вправе утвердить новые случаи, в которых допускается заключение договора мены в отношении Публичных участков и частных земельных участков.
- В отношении договоров аренды Публичных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, государственные или муниципальные органы могут утвердить льготную арендную плату, причем минимальный размер составляет 1 рубль.
- Арендатор теперь вправе обратиться с заявлением о продлении срока аренды Публичного участка на срок до 3-х лет независимо от того, приобретено ли право аренды на торгах и имеется ли задолженность по арендной плате (такое право имеется у арендатора до 1 марта 2023 года). Однако для реализации указанного права необходимо соответствовать двум критериям: 1) на дату обращения арендатора срок действия договора аренды не истек либо арендодателем не заявлено в суд требование о расторжении договора аренды; 2) на дату обращения арендатора у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства при использовании такого земельного участка. Если оба критерия соблюдены, арендодатель обязан без проведения торгов заключить дополнительное соглашение о продлении срока аренды.
Очевидно, что последнее изменение существенным образом отличается от устоявшегося в судебной практике подхода, в соответствии с которым продление срока договора аренды Публичного участка без проведения торгов допускается только в нескольких установленных законом случаях. Вместе с тем, вторая группа мер существенным образом облегчит жизнь застройщикам, которым не потребуется доказывать факт освоения земельного участка, наличия объекта незавершенного строительства или искать иные основания для продления срока договора аренды Публичного участка.
Отдельного внимания заслуживает положение Закона №58-ФЗ о том, что Правительство РФ вправе в 2022 году устанавливать случаи выдачи разрешений на строительство объектов, не являющихся линейными, на двух или более земельных участков. На данный момент такие случаи и порядок не утверждены российским Правительством. Судебная практика по вопросу законности строительства одного объекта на нескольких земельных участках до принятия Закона №58-ФЗ была неоднозначной, при этом судами чаще использовался подход, согласно которому строительство объекта должно осуществляться на одном земельном участке.
Последняя группа мер связана с процессом государственной регистрации недвижимого имущества. Положения Закона №58-ФЗ позволяют Росреестру не осуществлять проверку наличия правоустанавливающих документов на землю при осуществлении государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав на созданные здания, сооружения. Данное решение законодателя связано с тем, что правовая экспертиза прав на землю, в любом случае, осуществляется уполномоченным органом, который выдает решение о вводе объекта в эксплуатацию, поэтому повторная проверка данного вопроса Росреестром представляется нецелесообразной.
Аналогичный подход установлен Законом №58-ФЗ к постановке на кадастровый учет или государственной регистрации прав на объекты, расположенные в границах зон затопления, подтопления. Требования о наличии инженерной защиты таких объектов и сооружений, обеспечивающих охрану водных объектов, согласно Закону №58-ФЗ не должны проверяться на стадии государственного кадастрового учета и регистрации прав.
Кроме того, Законом №58-ФЗ вносится ряд изменений в порядок постановки на кадастровый учет объектов гражданской обороны и иных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и созданных позднее 20 января 1992 года.
Вместе с тем, в Государственную Думу в последние недели вносится большое количество законопроектов, направленных на дальнейшее изменение регулирования вопросов, связанных с недвижимостью и строительством.
Так, отдельного внимания заслуживает законопроект №97317-8 от 30 марта 2022 года. Данный законопроект направлен на изменение сроков вступления в силу положений ранее принятых федеральных законов:
- Вступление в силу Федерального закона от 21 декабря 2021 года №430-ФЗ планируется на 1 сентября 2022 года (данным законом в ГК РФ вводятся новые главы, посвященные регулированию правового статуса недвижимых вещей, а также вопросам возникновения права собственности на недвижимые вещи, определяется статус общего имущества в здании или сооружении).
- Вступление в силу Федерального закона от 30 декабря 2021 года №478-ФЗ планируется на 1 июня 2022 года (данным законом регулируется порядок приобретения прав на земельные участки лицами, проживающими в жилых домах, расположенных в границах населенного пункта, и не оформивших права на такие дома, вопросы подготовки схем расположения земельных участков и вопросы, связанные с государственной регистрацией недвижимости).
Кроме того, представляют интерес положения законопроекта «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования законодательства о недвижимом имуществе», разработанного Росреестром. Данный законопроект меняет подходы к определению объекта недвижимого имущества, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, участка недр. Кроме того, в случае принятия указанного законопроекта изменится и правовой статус вспомогательных построек, которые не будут признаваться объектами недвижимости и будут отнесены к улучшениям земельного участка или иных объектов недвижимости (например, дома).
Среди прочего, интересным представляется предлагаемый Росреестром в законопроекте подход к образованию объектов недвижимости, предполагающий установление исчерпывающего перечня способов: 1) раздел объекта недвижимого имущества; 2) объединение объектов недвижимости; 3) исключение здания, сооружения, объекта незавершенного строительства из единого недвижимого комплекса; 4) перепланировка помещений и (или) изменение границ машино-мест.
Данный обзор подготовили юристы практики недвижимости и строительства Capital Legal Services: партнер, руководитель практики Елена Степанова и юрист Денис Михайличенко.
Источник: www.cls.ru
Обзор изменений законодательства и нормотворческих инициатив в строительной отрасли в ноябре 2021 года
В информации приведены ответы на вопросы, касающиеся, в частности: проведения повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости, оформления выводов о достоверности или недостоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия; применения индексов, рассчитанных по ресурсно-технологическим моделям с учетом изменений в сметные нормативы, к недействующим сметным нормативам.
2. Правительство продлевает действие инструмента поддержки строительной отрасли в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы
Теперь подрядчики по согласованию с заказчиками вправе увеличить цену госконтрактов, заключённых до 1 октября 2021 года (ранее до 1 июля).
Также расширяется перечень заказчиков, госконтракты которых могут быть пересмотрены в сторону увеличения цены.
3. Минстрой России дополнительно информирует об индексах изменения сметной стоимости строительства в IV квартале 2021 года
В дополнение к письмам от 1 ноября 2021 г. N 47672-ИФ/09, от 25 октября 2021 г. N 46012-ИФ/09 сообщается о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в IV квартале 2021 года, включая строительно-монтажные и пусконаладочные работы.
Индексы разработаны в том числе с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России.
Индексы для отдельных субъектов РФ будут сообщены дополнительно.
4. Минстрой России дополнительно информирует об индексах изменения сметной стоимости строительства в IV квартале 2021 года
В дополнение к письмам от 25 октября 2021 г. N 46012-ИФ/09, от 1 ноября 2021 г. N 47672-ИФ/09, от 6 ноября 2021 г. N 48346-ИФ/09 сообщается о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в IV квартале 2021 года, включая строительно-монтажные и пусконаладочные работы.
Индексы разработаны в том числе с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России.
Индексы для отдельных субъектов РФ будут сообщены дополнительно.
5. Предлагается предоставить возможность изменения цены контракта на работы, связанные со строительством, заключенного на срок менее одного года, в связи с увеличением стоимости строительных ресурсов
В настоящее время положениями пункта 8 части 1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрена возможность изменения цены государственного контракта, срок исполнения которого не менее одного года, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в связи с наступлением не зависящих от сторон контракта обстоятельств, наступление которых они не могли предвидеть.
В рамках поддержки строительного бизнеса проектом исключается привязка к сроку исполнения контракта, который может быть изменен в том числе в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы.
Согласно проекту его действие будет распространяться на государственные и муниципальные контракты, заключенные с 1 января 2021 года.
6. Минстрой России дополнительно информирует об индексах изменения сметной стоимости строительства в IV квартале 2021 года
В дополнение к письмам от 9 ноября 2021 г. N 48642-ИФ/09, от 6 ноября 2021 г. N 48346-ИФ/09, от 1 ноября 2021 г. N 47672-ИФ/09, от 25 октября 2021 г. N 46012-ИФ/09 сообщается о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в IV квартале 2021 года, включая строительно-монтажные и пусконаладочные работы.
Индексы разработаны в том числе с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России.
Индексы для отдельных субъектов РФ будут сообщены дополнительно.
7. Уточнены случаи, при которых федеральный государственный строительный надзор не осуществляется
Установлено, что федеральный государственный строительный надзор не осуществляется при строительстве, реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, расположенных на территориях двух и более субъектов РФ, в том числе если реконструкция осуществляется только на территории одного субъекта РФ, в случае проведения государственной экспертизы проектной документации соответствующей автомобильной дороги органом исполнительной власти субъекта РФ или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением и направления в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ извещения о начале работ по строительству, реконструкции соответствующей автомобильной дороги после дня вступления в силу настоящего Постановления.
8. Минстрой России дополнительно информирует об индексах изменения сметной стоимости строительства в IV квартале 2021 года
В дополнение к письмам от 22 ноября 2021 г. N 50719-ИФ/09, от 15 ноября 2021 г. N 49637-ИФ/09, от 9 ноября 2021 г. N 48642-ИФ/09, от 6 ноября 2021 г. N 48346-ИФ/09, от 1 ноября 2021 г. N 47672-ИФ/09, от 25 октября 2021 г. N 46012-ИФ/09 сообщается о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в IV квартале 2021 года, включая строительно-монтажные и пусконаладочные работы.
Индексы разработаны, в том числе, с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России.
Индексы для отдельных субъектов РФ будут сообщены дополнительно.
9. Внесены уточнения в Типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства
Установлено, что при наличии необходимых средств в связи с перераспределением объемов финансирования с последующих периодов на более ранние периоды заказчик по согласованию с подрядчиком в соответствии с дополнительным соглашением к контракту принимает досрочно исполненные подрядчиком работы и оплачивает выполненные работы в соответствии со сметой контракта. При этом смета контракта не изменяется.
Предусматривается, что положения настоящего приказа могут применяться по соглашению сторон в отношении государственных или муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства и которые были заключены до дня вступления в силу настоящего приказа, при условии соблюдения требований статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
10. В Российской Федерации установят перечень мероприятий при реализации строительных проектов
Федеральным законом от 1 июля 2021 г. № 275-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации. В Кодекс введена новая статья 5.2 «Перечень мероприятий, осуществляемых при реализации проектов по строительству объектов капитального строительства». Этапы и мероприятия реализации проекта по строительству установлены непосредственно в Кодексе, а не в подзаконных актах, как было ранее.
Этапы реализации проекта охватывают весь строительный цикл: от оформления земельного участка до регистрации построенного объекта. Для всех видов строительства установлено 32 процедуры. Ранее нужно было пройти около 100 процедур в зависимости от вида объекта.
«Правительством будет установлен исчерпывающий перечень документов, мероприятий, согласований, осуществляемых при реализации проектов по строительству. Ни одна из инстанций не сможет требовать большее количество документов, предусмотренного перечнем. На сегодняшний момент в проекте их содержится более 800. Дальнейшая задача — сокращение количества указанных материалов минимум на треть», — подчеркнул Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин.
Проект постановления структурирован по этапам:
1) приобретение прав на земельный участок;
2) утверждение или выдача необходимых для выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объекта капитального строительства сведений, документов, материалов;
3) выполнение инженерных изысканий и осуществление архитектурно-строительного проектирования;
4) строительство, реконструкция объекта капитального строительства, ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства;
5) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на построенный, реконструированный объект капитального строительства.
Контроль за исполнением данного требования осуществляет ФАС России.
Сокращение и оптимизация излишних и устаревших требований и согласований в строительстве позволит снизить неэффективные финансовые затраты по созданию объектов капитального строительства, сократить сроки реализации объектов.
11. Минстрой России разработал законопроект по развитию индивидуального жилищного строительства
Минстрой России разработал проект федерального закона, который распространит возможность использования механизма проектного финансирования на строительство индивидуальных жилищных домов (ИЖС) и позволит сформировать сектор ипотечного кредитования в сфере ИЖС.
Застройщики смогут привлекать для финансирования проектов средства граждан. Для этого законопроектом предлагается распространить положения Федерального закона об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости на комплексную малоэтажную застройку, строительство которой осуществляет застройщик с использованием средств граждан, предусмотрев отдельные особенности регулирования. Вместе с тем, законопроект не исключает возможность ведения индивидуального жилищного строительства без применения механизма эскроу-счетов.
Законопроектом также предусмотрены правовые нормы, устанавливающие особенности управления имуществом общего пользования в малоэтажных жилых комплексах.
«Для развития ИЖС сегодня принимается много важных решений. Например, в этом году мы впервые провели конкурс типовых проектов ИЖС, которые благодаря своей экономической обоснованности позволят создать предмет залога для банков и распространить ипотечные программы на индивидуальное жилье. Разработанный Минстроем законопроект позволит предоставить тем гражданам, которые решили переехать в частный дом, возможность участвовать в долевом строительстве и при этом обезопасить их за счет использования механизма проектного финансирования. Кроме того, законопроект сделает управление жильем более эффективным благодаря созданию правового режима имущества общего пользования», — подчеркнул Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин.
Вносимые изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации разработаны согласно дорожной карте по упрощению индивидуального жилищного строительства, утвержденной Заместителем Председателя Правительства РФ Маратом Хуснуллиным, и в рамках исполнения поручений Заместителя Председателя Правительства РФ Виктории Абрамченко.
Принятие законопроекта будет способствовать достижению национальных целей и достижению показателей национального проекта «Жилье и городская среда» по индивидуальному строительству не менее 50 млн кв. метров ежегодно к 2030 году.
Источник: geps.ru