Кадастровая оценка объекта незавершенного строительства
ВНИМАНИЕ!
ВНИМАНИЕ!
Приказом Комитета от 29.12.2018 № 154-п при Комитете создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Получить информацию о работе Комиссии и способах подачи документов можно по телефонам 241-55-10 и 576-59-51.
Актуальная информация о работе Комиссии также размещена на сайте в разделе «Деятельность»/ «Перечень рабочих групп и комиссий, научно-консультативных и экспертных советов, созданных исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, а также информация об их деятельности»/ «Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости»
3 июля 2016 года принят Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ«О государственной кадастровой оценке».
В соответствии с указанным законом процедура проведения государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации претерпела серьезные изменения.
Что такое кадастровая стоимость недвижимости или земли?
Так, ранее кадастровая оценка объектов недвижимости выполнялась в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Исполнитель оценки определялся по результатам соответствующего конкурса среди частных оценочных организаций.
Закон, в свою очередь, установил, что с 01.01.2017 государственная кадастровая оценка должна проводиться государственным учреждением, специально уполномоченным на осуществление данного вида деятельности.
В этой связи постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2016 № 1259 в Санкт-Петербурге было создано СПб ГБУ «Кадастровая оценка» — учреждение, подведомственное Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга.
В целях актуализации сведений кадастровой стоимости недвижимости Санкт-Петербурга и приведения ее в соответствие с рыночными показателями КИО приказом Комитета от 25.04.2017 № 35-п «О проведении государственной кадастровой оценки» принято решение в 2018 году провести государственную кадастровую оценку всех видов объектов недвижимости, в том числе земельных участков (категория земель «земли населенных пунктов»), расположенных на территории Санкт-Петербурга.
Оценке подлежали объекты недвижимости физических и юридических лиц, а также объекты государственной собственности.
А именно:
объекты жилого фонда (дома, квартиры, комнаты);
объекты нежилого фонда (помещения, здания, сооружения, строения);
объекты незавершенного строительства.
Оценивались объекты, учтенные по состоянию на 01.01.2018 в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).
Перечень объектов, подлежащих кадастровой оценке был сформирован Росреестра. Всего в него вошло 3 031 333 объекта.
Из них:
147 014 земельных участков;
116 023 здания;
12 883 сооружения,
1202 объекта незавершенного строительства,
2 962 машино-места,
2 751 249 помещений, включая: 2 248 210 жилых и 503 039 нежилых.
Как проводится кадастровая оценка?
Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в Санкт-Петербурге осуществлялось СПб ГБУ «Кадастровая оценка» в соответствии с Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными Приказом Минэкономразвития от 12.05.2017 № 226 .
В апреле 2018 года была завершена группировка объектов оценки, результаты которой были размещены на интернет-сайте КИО.
В июле 2018 года по результатам оценки СПб ГБУ «Кадастровая оценка» сформировало предварительные отчетные документы о результатах кадастровой оценки, которые были проверены и утверждены Управлением Росреестра.
Они были также размещены на официальных интернет-сайтах СПб ГБУ «Кадастровая оценка» и КИО.
Кроме того, на сайте КИО в специальном разделе была разработана возможность поиска объекта по его адресу, району и кадастровому номеру, посредством которого любой собственник мог ознакомиться с рассчитанной кадастровой стоимостью его объекта.
Ознакомившись с результатами, собственникив течение 50 дней с момента опубликования предварительных отчетных документов могли направить в СПб ГБУ «Кадастровая оценка» свои замечания для уточнения данных по объектам, существенным образом влияющих на кадастровую стоимость, например, объем здания, материал стен, вид разрешенного использования земельного участка и т.п.
Замечания принимались до середины сентября 2018 года.
За этот период всего поступило 1 407 замечаний в отношении 1 494 объектов недвижимости.
Всего было учтено 451 замечание.
Итоги проведенной государственной кадастровой стоимости объектов недвижимости утверждены приказом КИО от 28.11.2018 № 130-п (приложения 1-7 к приказу от 28.11.2018 № 130-п) с изменениями, утвержденными:
2022
2021
2020
2019
Новая кадастровая стоимость недвижимости на территории Санкт-Петербурга вступает в силу с 1 января 2019 года.
На территории Санкт-Петербурга налогообложение объектов недвижимости исходя из кадастровой стоимости регулируется следующими нормативными правовыми актами:
Налоговый кодекс Российской Федерации.
Закон Санкт-Петербурга от 23.11.2012 № 617-105 «О земельном налоге в Санкт-Петербурге» (с изменениями).
Закон Санкт-Петербурга от 26.11.2003 № 684-96 «О налоге на имущество организаций» (с изменениями).
Закон Санкт-Петербурга от 26.11.2014 № 643-109 «О налоге на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге» (с изменениями).
Актуальная информация по вопросам налогообложения размещена на сайте Федеральной налоговой службы https://www.nalog.ru.
Извещение о проведении государственной кадастровой оценки в 2020 году
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга уведомляет.
На основании приказа Комитета от 18.06.2019 № 113-п на территории Санкт-Петербурга в 2020 году будет проведена государственная кадастровая оценка всех видов объектов недвижимости, в том числе земельных участков.
Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке в 2020 году:
В целях сбора и обработки информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Городское управление кадастровой оценки» начинает прием деклараций о характеристиках объектов недвижимости от правообладателей соответствующих объектов недвижимости.
Форма декларации о характеристиках объектов недвижимости и порядок её рассмотрения утверждены приказом Минэкономразвития России от 27.12.2016 № 846 «Об утверждении порядка рассмотрения декларации о характеристиках объекта недвижимости, в том числе ее формы».
Подача Деклараций осуществляется следующими способами:
почтовым отправлением в адрес Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Городское управление кадастровой оценки»: 191023, Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, дом 1-3, 6 подъезд;
при личном обращении в Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Городское управление кадастровой оценки» по адресу: Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, дом 1-3, 6 подъезд, 3 этаж.
Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Закон на сегодняшний день предусматривает возможность не только оспаривания кадастровой стоимости, но и ее уточнения путем исправления ошибок.
Механизмы уточнения/оспаривания результатов определения кадастровой стоимости:
Во внесудебном порядке:
путем направления в СПб ГБУ «Кадастровая оценка» обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Так, физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права или обязанности,
а также органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе обратиться в СПб ГБУ «Кадастровая оценка»:
— за предоставлением разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости;
— с обращением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
В случае исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, изменение кадастровой стоимости, полученной после исправления таких ошибок, может произойти как в сторону понижения, так и в сторону повышения
Пересчет кадастровой стоимости объектов путем исправления ошибки осуществляется на основании соответствующего решения СПб ГБУ «Кадастровая оценка».
путем уточнения кадастровой стоимости в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В судебном порядке:
Для обращения в суд предварительное обращение в Комиссию не является обязательным.
ИсточникГосударственная кадастровая оценка: изучаем нововведения
Поправками в Федеральном законе от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» закреплено правило о ретроспективном применении кадастровой стоимости объекта недвижимости (в том числе используемой для налогообложения). Если исправление ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, привело к ее уменьшению, то новое значение будет распространено на весь период со дня начала применения сведений о кадастровой стоимости.
А в Законе об оценочной деятельности теперь предусмотрено, что в случае наличия нескольких применяемых в один момент времени кадастровых стоимостей, определенных на одну дату, применяется наименьшая из таких стоимостей.
Периодичность проведения государственной кадастровой оценки.
Поправками предусмотрена единая периодичность проведения государственной кадастровой оценки. Очередная оценка будет проводиться через 4 года с года проведения последней оценки, а в городах федерального значения – в случае принятия мэром соответствующего решения – через 2 года.
- в отношении проведения оценки земельных участков – с 1 января 2022 года;
- в отношении проведения оценки зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест – с 1 января 2023 года.
При этом во всех субъектах РФ без учета ограничений по периодичности в обязательном порядке будет проведена:
- в 2022 году – государственная кадастровая оценка земельных участков;
- в 2023 году – государственная кадастровая оценка зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест.
До 2022 году в отношении земельных участков и до 2023 году в отношении зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест сохранится прежняя периодичность проведения оценки. Важный нюанс: оценка не должна проводиться, если решение о ее проведении принято менее чем за шесть месяцев до 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, предусмотренного таким решением.
Исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, можно будет подать в течение 5 лет со дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости. Сейчас это можно сделать в период, пока кадастровая стоимость актуальна.
Уточняется, что в случае принятия решения об удовлетворении заявления об исправлении ошибок и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетное учреждение обязано проверить, допущена ли выявленная ошибка в отношении иных объектов недвижимости, в том числе соседних, смежных, однотипных. При выявлении соответствующих ошибок кадастровая стоимость таких объектов недвижимости также пересчитывается.
Эти положения начнут применяться с 2021 года.
Ответственность руководителей бюджетных учреждений, определяющих кадастровую стоимость.
С 11 августа 2020 года введено новое основание для увольнения руководителей бюджетных учреждений. Трудовой договор с лицом, осуществлявшим руководство бюджетным учреждением в течение календарного года, подлежит расторжению по инициативе работодателя в случае принятия судом в соответствующем календарном году 100 и более решений, вступивших в законную силу, которыми удовлетворены заявления об оспаривании решений бюджетного учреждения об отказе в пересчете кадастровой стоимости в соответствии со ст. 21 Закона о государственной кадастровой оценке, при условии, что доля таких решений бюджетного учреждения превышает 20% от общего количества решений этого учреждения, принятых в соответствии со статьей 21 Закона.
Также предусмотрено, что лицо, осуществляющее руководство бюджетным учреждением, не должно иметь фактов расторжения трудового договора с ним по приведенному основанию в течение трех лет, предшествовавших дню его назначения на должность руководителя бюджетного учреждения или возложения на него обязанностей руководителя бюджетного учреждения.
Установление кадастровой стоимости вместо рыночной.
Статьей 22 Закона о кадастровой оценке предусмотрен порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. Согласно положениям этой статьи результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в соответствующей комиссии в случае ее создания в субъекте РФ или в суде. По итогам рассмотрения заявления комиссией принимается решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или об отклонении заявления.
Вместе с тем с 11 августа 2020 года в Законе о кадастровой оценке появилась ст. 22.1 «Установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости», введенная, по сути, взамен ст. 22 Закона. Согласно новой статье, устанавливать кадастровую стоимость в размере рыночной по заявлению заинтересованных лиц будет бюджетное учреждение.
При этом предусмотрено, что решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
По общему правилу, ст. 22 Закона о кадастровой оценке утратит силу лишь 1 января 2023 года. Однако перейти к применению новых правил, предусмотренных ст. 22.1 закона № 237-ФЗ, можно и раньше – соответствующее решение может принять высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. В этом случае положения ст.
22 Закона о кадастровой оценке применяются до дня, указанного в таком решении.
На время переходного периода применения упомянутых ст. 22 и 22.1 Закона о кадастровой оценке (до 1 января 2023 года) установлен ряд особенностей.
Предусмотрен целый ряд иных нововведений. Так, например, орган регистрации прав будет проверять проект отчета об итогах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на соответствие не только формальным требованиям к отчету, но и методическим указаниям о государственной кадастровой оценке. Это положение вступит в силу 1 января 2021 года.
ИсточникНовый порядок определения кадастровой стоимости.
Определять кадастровую стоимость в России теперь будут немного по-другому, однако общий принцип оценки сохранится. При этом практика отдельных регионов показывает, что на кадастровую стоимость могут влиять сведения, внесённые в Единый госреестр недвижимости. Каким образом это происходит, пояснили нам специалисты Кадастровой палаты.
НОВЫЙ ПОРЯДОК
Со 2 марта в Российской Федерации начал действовать новый порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. Регламент определен Приказом Минэкономразвития России от 24.09.2018 года № 514 «Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости».
Документ устанавливает правила определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в следующих случаях:
- при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости;
- при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) о ранее учтенном объекте недвижимости;
- при внесении изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости:
- о значении площади (в отношении земельного участка, здания, помещения, машино-места);
- о значении, проектируемом значении основной характеристики (в отношении сооружения, объекта незавершенного строительства);
- о степени готовности (в отношении объекта незавершенного строительства);
- о категории земель (в отношении земельного участка);
- о виде разрешенного использования (в отношении земельного участка);
- о назначении, проектируемом назначении (в отношении здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства);
- об основной характеристике (в отношении сооружения, объекта незавершенного строительства).
Для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости используются средние и минимальные значения удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденные в установленном порядке, а при их отсутствии используются рассчитанные в соответствии с Порядком значения удельных показателей кадастровой стоимости.
При этом общий принцип порядка определения кадастровой стоимости останется прежним: умножение площади объекта недвижимости на удельный показатель кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения либо вида разрешенного использования (для земельных участков), утвержденный исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или, в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, решением органа местного самоуправления.
Порядком определена последовательность выбора между средними удельными показателями кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения, если для кадастрового квартала, населенного пункта и/или муниципального района (городского округа), в котором располагается оцениваемый объект недвижимости, отсутствует такой показатель.
Необходимо отметить, что в Порядке появились механизмы определения кадастровой стоимости единых недвижимых комплексов, машино-мест и объектов незавершенного строительства. Так, например, кадастровая стоимость объекта незавершенного строительства будет рассчитываться с учетом степени готовности такого объекта. В случае изменения степени готовности объекта незавершенного строительства или изменения его основной характеристики кадастровая стоимость будет изменяться пропорционально.
Также Порядком установлены правила определения кадастровой стоимости, если земельный участок предназначен для жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства либо огородничества, при разделе земельного участка, при образовании земельного участка путем объединения либо перераспределения, при наличии у земельного участка более чем одного вида разрешенного использования.
КАК СВЕДЕНИЯ ЕГРН ВЛИЯЮТ НА КАДАСТРОВУЮ СТОИМОСТЬ
В Кадастровую палату отдельных регионов часто поступают вопросы о причинах несоответствия величины кадастровой стоимости объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга. Специалисты ведомства рассказали о характеристиках, на основании которых определяется величина кадастровой стоимости различных объектов недвижимости.
Напомним, что кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в ходе проведения Государственной кадастровой оценки (ГКО), при постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости, в случае внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) о количественных и качественных характеристиках объекта, а также в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости по решениям комиссии или суда.
Ведомство осуществляет определение кадастровой стоимости только вновь образованных объектов недвижимости и объектов, в отношении которых произошло изменение их количественных и качественных характеристик.
При определении кадастровой стоимости используются сведения о характеристиках объекта недвижимости, содержащиеся в ЕГРН и влияющие на ее величину. Следовательно, для определения кадастровой стоимости земельных участков используются такие сведения, как категория земель, вид разрешенного использования, площадь земельного участка, а также сведения о кадастровом квартале, в пределах которых расположен объект недвижимости. При определении кадастровой стоимости объектов капитального строительства во внимание идут вид объекта недвижимости (здание, помещение), площадь объекта, назначение здания (жилой дом, многоквартирный дом, нежилое здание) или помещения (жилое, нежилое), а также сведения о кадастровом номере здания и (или) кадастровом квартале, в пределах которых расположен объект недвижимости.
Определение кадастровой стоимости специалистами Кадастровой палаты осуществляется с применением удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных Управлением имущественных отношений того или иного региона страны в результате проведения работ по ГКО. В свою очередь удельные показатели делятся: для земельных участков — по категории и видам разрешенного использования, для объектов капитального строительства — по видам объектов недвижимости и их назначению.
Таким образом, величина кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных в непосредственной близости друг от друга, определенная Кадастровой палатой, зависит от характеристик объекта недвижимости, содержащихся в ЕГРН, а также от размера удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного в ходе государственной кадастровой оценки.
Собственникам недвижимости необходимо проверять сведения о характеристиках, влияющих на величину кадастровой стоимости, содержащихся в ЕГРН. Их можно получить в виде выписки об объекте недвижимости или выписки об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект в электронном формате через официальный сайт Росреестра, а также на бумажном носителе в любом многофункциональном центре.
Ознакомиться со справочными сведениями об объекте недвижимости можно с помощью электронных сервисов «Справочная информация об объектах недвижимости в режиме on-line» или «Публичная кадастровая карта» официального сайта Росреестра.
Источник