Аналитика Публикации Действующее законодательство, предусматривающее детальное регулирование порядка образования земельных участков, не регламентирует механизм образования объектов капитального
Разъяснения по вопросу кадастрового учета реконструированных объектов
Росреестр отмечает, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта, а технический план является обязательным приложением к таким разрешениям (согласно части 10.1 статьи 55 Градостроительного Кодекса РФ (далее – ГрК РФ).
Отметим, что данные положения не содержат исключения, которые связаны с реконструкцией объектов капитального строительства.
В части 16 статьи 55 ГрК РФ указано, что в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания работ подает либо направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение 7 рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства направляет застройщику уведомление о соответствии/несоответствии построенного или реконструированного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности. В случае соответствия требованиям также обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на такие объекты и все необходимые к нему документы:
8. Снятие с государственного кадастрового учета объекта незавершенного строительства и государственная регистрация прекращения прав на этот объект , если государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении его были осуществлены ранее, осуществляются одновременно с государственной регистрацией прав на здание, сооружение, созданные в результате завершения строительства этого объекта , или на все помещения, машино-места в них без соответствующего заявления. … 1) разрешению на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (в случае осуществления государственного кадастрового учета объекта , введенного в эксплуатацию)
Аналитика Публикации
Действующее законодательство, предусматривающее детальное регулирование порядка образования земельных участков, не регламентирует механизм образования объектов капитального строительства из уже существующих объектов. В связи с этим на практике возникает значительное количество споров относительно того, в каком порядке должны проводиться учетно-регистрационные действия при образовании таких объектов, в частности при разделе или объединении исходных объектов капитального строительства.
В настоящей статье остановимся на отдельных аспектах правового регулирования кадастрового учета объектов недвижимости при их образовании, вопросах правоприменительной практики и законодательных инициативах.
Образование путем реконструкции
Для вовлечения объекта в гражданский оборот как самостоятельного объекта недвижимости необходимо осуществление его кадастрового учета, который подтверждает существование объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218‑ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при образовании объектов капитального строительства кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости. При этом в силу п. 2 ст. 14, положений ст. 41 Закона № 218‑ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на образованный объект капитального строительства является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, технический план объекта, прилагаемый к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию, и иные предусмотренные законом документы (в частности, соглашение о разделе объекта недвижимости – при разделе объекта, находящегося в общей собственности нескольких лиц).
Таким образом, основным документом, необходимым для совершения учетно-регистрационных действий в отношении образованного объекта, является разрешение на ввод в эксплуатацию, получаемое в результате выполнения строительных работ (реконструкции объекта) и отражающее произведенные изменения его основных характеристик.
Изложенный вывод согласуется с позицией Росреестра. Росреестр разъясняет, что объекты капитального строительства не могут быть образованы в результате раздела исходного объекта без проведения его реконструкции. Для кадастрового учета и регистрации прав на объект, образованный из единого исходного объекта капитального строительства, необходимо представить разрешение на ввод в эксплуатацию, подтверждающее, что образованный объект соответствует установленным градостроительным требованиям и проектной документации.
Изложенная позиция регистрирующего органа поддерживается судами.
Вместе с тем данный подход не учитывает специфику отдельных объектов недвижимости, преобразование которых возможно по иным правилам. Минэкономразвития России выпустило разъяснения относительно возможности раздела отдельных видов объектов капитального строительства для целей кадастрового учета и государственной регистрации прав без осуществления их фактической реконструкции.
Так, согласно позиции Минэкономразвития России, в определенных случаях, если в отношении объекта не требовались и не производились строительные работы по его физическому разделу, учетно-регистрационные действия могут быть осуществлены на основании технического плана, содержащего описание характеристик объекта и подтверждающего, что реконструкция исходного объекта не осуществлялась. В этом случае приложением к техническому плану может быть заключение по итогам проведенного технического обследования образованного объекта, подтверждающее возможность автономной эксплуатации такого объекта, независимо от иных образованных в результате раздела объектов. При этом, согласно указанной позиции Минэкономразвития России, проведение кадастровых работ для целей внесения в ЕГРН сведений об образованных объектах может допускаться только в случае, если исходный объект является делимой вещью.
Кроме того, в практике признается допустимым раздел без проведения реконструкции такого специфического объекта как производственно-технологический комплекс (ПТК) железнодорожного транспорта: выдел автономной части ПТК осуществляется на основании решения собственника комплекса и технического плана.
Необходимо учитывать, что приведенные позиции были сформированы в целях осуществления кадастрового учета в отношении специфических объектов недвижимости – индивидуальных жилых домов (для кадастрового учета и регистрации прав на которые законодательством предусмотрены упрощенные процедуры), автомобильных дорог, разделяемых без фактического ведения строительных работ, а также ПТК железнодорожного транспорта, исторически сформированных как совокупность самостоятельных объектов, для удобства учтенных ранее в качестве единого объекта недвижимости.
В то же время вопрос о возможности применения аналогичного подхода в иных случаях остается дискуссионным. С учетом приведенной выше основной позиции регулирующих органов и судов использование такой аналогии представляется маловероятным. Допустимо ли изменение вида объекта? Особого внимания заслуживает вопрос о том, могут ли в результате преобразования объекта (объектов) капитального строительства образовываться объекты разного вида. Например, могут ли быть образованы из здания в результате раздела здание и сооружение, а также может ли быть изменено назначение исходного объекта?
Согласно разъяснениям контролирующих органов в результате раздела объекта капитального строительства могут быть образованы только объекты того же вида, но с собственными характеристиками, отличными от характеристик исходного объекта недвижимости. В то же время существуют разъяснения, подтверждающие, что при образовании объекта в результате его реконструкции может происходить изменение вида данного объекта. Так, например, в результате реконструкции здания (сооружения) может быть образован объект незавершенного строительства.
Отметим также, что Росреестр прямо указывает на невозможность изменения вида объекта в порядке учета изменений его характеристик. Госорган рассматривает в качестве единственно возможного механизма такого изменения исключительно прекращение существования исходного объекта одного вида и образование иного объекта другого вида в результате реконструкции с постановкой нового объекта на кадастровый учет.
Законопроект о порядке образования объектов недвижимости
В целях совершенствования вопросов государственного кадастрового учета и регистрации прав на образуемые объекты недвижимости Минэкономразвития России разработало законопроект, который предусматривает регулирование порядка образования объектов недвижимости, не являющихся земельными участками.
Данным законопроектом устанавливается общий порядок образования объектов недвижимости –вследствие завершения их строительством или вследствие реконструкции объектов. Законопроект предусматривает условия допустимости образования объектов, например условие об обеспечении доступа к образуемым объектам. Кроме того, он закрепляет специальные правила образования отдельных видов объектов. Так, без проведения строительных работ могут быть образованы сооружения – путем раздела или объединения иных сооружений. Законопроект предлагает урегулировать вопросы возникновения и сохранения прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные объекты недвижимости в зданиях, сооружениях, устанавливает требования к соглашениям сособственников об образовании объектов недвижимости, а также случаи образования объектов по решению суда.
Отсутствие должной правовой регламентации образования объектов капитального строительства влечет многочисленные затруднения для собственников объектов недвижимости в пользовании своим имуществом, в связи с чем разработка соответствующего регулирования является давно назревшей необходимостью.
На данный момент не представляется возможным определить, будут ли приняты предлагаемые министерством изменения и если будут, то в какой редакции. Вместе с тем сам факт ведения соответствующей законотворческой работы вселяет надежду на разрешение проблем образования объектов капитального строительства.
объекта . капитального . кадастрового квартала ( кадастровых 50:22:0000000. кварталов), в пределах которого (которых). расположен или планируется расположение объекта капитального t''Т't'АТХ'Т''''П"IC. / Кадастровый номер реконструируемого объекта . капитального . Сведения о градостроительном. плане RU50321000-МSКО050за_. … 18.10.2016Х!!Г50/349()"Х . проекте. документации объекта Разработана строительства , планируемого к 000 «Эксп~,рТ'1,i1Щ~~1Г», реконструкции , проведению в 2016 г. объекта культурного затрагиваются. б щаЯ"Q'ЛО;JV.аIдfз~дЗ'еМНQчИа. :~~~t~~~~i~t
Публичная кадастровая карта Росреестра 2022 года
На карте показываются только участки, для которых сделано межевание (т.е. измерены точные координаты углов).
Поэтому возможны 4 причины, по которым участка на карте нет
- межевание не делалось вообще
- межевание сделано давно (до 2006 года)
- межевание сделано недавно (1-2 месяца назад)
- технические ошибки кадастровой карты
Объект по этому номеру не найден
Проверьте правильность кадастрового номера.
Он должен указываться с двоеточиями, и содержать 4 группы цифр. Например, 77:08:0009005:8
Объект по этому номеру не найден
Проверьте правильность кадастрового номера.
Он должен указываться с двоеточиями, и содержать 4 группы цифр. Например, 77:08:0009005:8
Объект по этому адресу не найден
Нужно указать более точный адрес.
Адреса бывают сложные, поэтому точнее найти объект по кадастровому номеру. Посмотрите его в документах. Например, 77:08:0009005:8
Публичная кадастровая карта России (сокращенно ПКК) — это постоянно обновляемый онлайн сервис Росреестра (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии), который позволяет всем желающим увидеть графическое отображение границ земельных участков и капитальных строений в населенных пунктах, краях, областях, республиках с привязкой к конкретной местности, а также заказать и получить бесплатно справочную информацию о недвижимости, зарегистрированной в ЕГРН Росреестра.
Как выглядит публичная кадастровая карта Росреестра?
Кадастровая карта Росреестра — это электронный онлайн ресурс, разработанный специалистами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в виде географической карты России, на которую красными линиями нанесены границы земельных участков и капитальных строений, зарегистрированных в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) Росреестра. Каждому земельному участку и иному объекту недвижимости присвоен свой уникальный кадастровый номер, по которому производится идентификация объекта. С 2010 года данный ресурс находится в свободном онлайн доступе в сети Интернет, доступен для поиска и получения информации всеми желающими.
Справочная информация по объектам недвижимости онлайн
Кадастровая карта Росреестра позволяет бесплатно следующие справочные сведения:
— увидеть границы всех земельных участков и объектов капитального строительства с привязкой к конкретной местности (схематическое изображение, вид со спутника, тематические карты);
— кликнув на карте по земельному участку или капитальному строению, из открывшейся справочной информации Росреестра можно узнать:
- кадастровый номер объекта недвижимости
- адрес месторасположения
- категорию земли, вид разрешенного использования и статус земельного участка
- дату внесения сведений в ЕГРН
- географические координаты (долгота, широта, координаты угловых точек)
- данные о межевании и постановке на учет в ЕГРН Росреестра
Как заказать выписку из ЕГРН на земельный участок или дом онлайн с помощью кадастровой карты?
Чтобы получить о земельном участке или здании более полную информацию, можно на официальном сайте Росреестра заказать выписки из ЕГРН по интересующему объекту:
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218‑ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при образовании объектов капитального строительства кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости. При этом в силу п. 2 ст. 14, положений ст. 41 Закона № 218‑ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на образованный объект капитального строительства …
- https://zen.yandex.ru/media/rkc/raziasneniia-po-voprosu-kadastrovogo-ucheta-rekonstruirovannyh-obektov-5f85871201c3532accf1eab5
- https://www.vegaslex.ru/analytics/publications/features_of_cadastral_registration_in_the_formation_of_objects_of_capital_construction/
- https://egrn.lk/blog/about_documents/publichnaya-kadastrovaya-karta.html