MEDIA-MIG неоднократно писал о том, что ряд отраслей российской экономики сегодня испытывают дефицит рабочей силы. Причин несколько: это и ограничения, связанные с пандемией, и сложности в пересечении границ, и высокая стоимость авиабилетов. Особ непростая ситуация сложилась в строительной сфере, которая является основным «потребителем» труда мигрантов. По разным оценкам, нехватка трудовых ресурсов в этом секторе достигает 40%. Насколько серьезно обстоит дело, и поможет ли организованный набор иностранной рабочей силы разрешить ситуацию — в нашем разговоре с президентом Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антоном Глушковым.
— Антон Николаевич, можно ли сегодня говорить о том, что на российских стройках существует дефицит рабочей силы? Если да, то о каких цифрах идет речь?
— Да, безусловно, в настоящее время строительная отрасль испытывает острую нехватку рабочей силы. Эта проблема всегда существовала, но наиболее остро этот вопрос встал в связи с пандемией. Она вызвала сильный отток мигрантов, а в России в строительстве уже давно основной рабочей силой стали выходцы из стран ближнего зарубежья.
Минстрой опомнился. В России катастрофически не хватает квалифицированных кадров в строительстве
Вследствие этого ощущается огромная нехватка рабочих как на больших государственных стройках, так и на небольших частных стройках. Так, по данным МВД и исследований НИУ ВШЭ, недобор временных трудовых мигрантов на 01.11.2020 года составил от 0,6 до 1,4 млн человек по всем отраслям экономики. Согласно данным статистики, трудовые мигранты строительных профессий составляют 23% от указанного числа. Статистика неутешительная, а учитывая тенденцию к наращиванию темпов строительства жилья и инфраструктурных сооружений, кадровый голод может и нарастать. Хотя в настоящее время ситуация стабилизирована, отставания по срокам строительства по причине отсутствия кадров не наблюдается.
— В сфере строительства сейчас наблюдается больше нехватка высокопрофессиональных специалистов или разнорабочих из числа мигрантов? Как решать проблему дефицита кадров?
— Строительная отрасль традиционно испытывает дефицит как профессионалов, так и разнорабочих. В начале 2021 г. мы совместно с Национальным объединением застройщиков жилья проводили исследование проблематики, связанной с оттоком из отрасли иностранной рабочей силы.
Согласно проведенному опросу, дефицит разнорабочих отметили 34,8% респондентов, это наибольший показатель среди других строительных профессий. Вместе с тем следующие позиции с незначительным отрывом заняли штукатур (27,5%), каменщик (27,3%), бетонщик (26,2%), арматурщик (19,6%).
То есть мы видим, что примерно одинаково востребованы и профессионалы, и низкоквалифицированные рабочие. Конечно, заместить труд мигрантов-разнорабочих проще, чем квалифицированных специалистов, хотя работодателю труд россиян-разнорабочих будет стоить дороже.
Если говорить о том, как решать проблему дефицита рабочих кадров в строительной отрасли, то ответ один — повышать привлекательность условий труда и заработной платы. Можно много говорить об увеличении числа выпускников строительных колледжей, о перетоке кадров из других отраслей или межрегиональной мобильности строительных кадров. Но я приведу статистические данные: по данным ВНИИ труда, только 45,5% выпускников, получивших профессию в строительстве, трудоустроены по профилю. При этом уровень безработицы среди лиц со строительным образованием составляет, по данным исследования НИУ ВШЭ, всего 5,9%. То есть 48,6% выпускников, почти половина, находят работу в смежных отраслях.
Полные Идиоты На Работе! #2
Мы готовим специалистов, а они в отрасль не приходят, потому что труд строителя тяжелый и малооплачиваемый.
— В основном трудовые мигранты заняты на гражданском строительстве. А наблюдается ли проблема дефицита трудовых ресурсов на промышленных стройках?
— Проблема дефицита трудовых мигрантов на промышленных стройках стоит менее остро. В промышленном строительстве выполняются как работы общестроительного характера (и здесь ситуация идентична гражданскому строительству), так и узкопрофильные работы, в том числе монтаж и пусконаладка специализированного оборудования. Для этого требуются рабочие и инженеры высокой квалификации. Как правило, это отечественные специалисты, и здесь закрытие границ на ситуацию не оказывает значительного влияния.
Проблему нехватки специалистов также отчасти решают межправительственные договоры с Узбекистаном и Таджикистаном. Этими государствами осуществляется формирование групп квалифицированных рабочих под определенные виды работ, необходимые заказчику в России. Такая практика в то же время позволяет избежать притока ненужной рабочей силы.
— Открытие границ, увеличение интенсивности авиасообщения между странами помогли ли частично разрешить ситуацию?
— Открытие границ и рост авиасообщения между странами частично сгладили сложившуюся негативную ситуацию. Но это не разрешает проблему в целом. Стоимость перелета, даже по льготному тарифу, достаточна высока. Кроме того, в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой усилились меры безопасности для пересечения границы. Это создает дополнительные трудности для мигрантов. При этом
заработная плата в сфере услуг выше, чем в строительной отрасли, и физически работа легче, поэтому мигранты охотнее идут туда.
— Как строительные организации относятся к практике организованного набора трудовых мигрантов? В чем плюсы и минусы такой системы?
— Пожалуй, самой действенной мерой в сложившейся ситуации является организованный набор мигрантов. Его целью является удовлетворение потребности крупных строительных проектов в квалифицированных кадрах и обеспечение работодателей иностранными работниками требуемой квалификации. Посредством такого механизма, как организационный набор происходит подбор и трудоустройство иностранных граждан к конкретным работодателям на конкретные рабочие места с известными условиями и оплатой труда. Все это приводит к прозрачности и контролируемости миграционных потоков.
В настоящее время НОСТРОЙ прорабатывает вопрос о создании единого строительного кадрового ресурса — цифровой площадки, аккумулирующей информацию о строительных организациях и о кадрах. Отдельный модуль такого ресурса могла бы составить информация об иностранных работниках, задействованных в отрасли: их квалификации, месте трудоустройства, разрешительных документах. Все это также позволит уйти от стихийной и часто нелегальной и нерегулируемой миграции в сторону контролируемой и прозрачной схемы найма иностранных работников и в конечном итоге будет гарантировать квалифицированное и качественное выполнение строительных работ.
В то же время организованный набор трудовых мигрантов имеет и свои ограничения. Прежде всего,
этим инструментом могут воспользоваться только крупные компании, соответствующие установленным критериям по среднесписочной численности и капитализации, зачастую завышенным. Кроме того, до конца не урегулирован механизм отбора трудовых мигрантов и подтверждения их квалификации. Многими иностранными гражданами организованный набор рассматривается как средство легального пересечения границы и последующего стихийного трудоустройства, поэтому необходимо отлаживать также и систему контроля и учета.
Хотелось бы также отметить, что в таких масштабных строительных проектах, для которых применим организованный набор трудовых мигрантов, приоритет должен быть предоставлен отечественным специалистам — при привлечении на вакантные рабочие места иностранных граждан нужно прежде всего обеспечить собственным гражданам реализацию их конституционного права на труд.
Источник: nostroy.ru
Кадры для строительной отрасли: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Забелина С.А., Шрейбер А.А., Ковалевский В.П.
В статье рассматриваются основные проблемы строительной отрасли и проведен анализ причин их возникновения. Предлагаются пути для решения проблемы дефицита квалифицированных кадров строительной отрасли .
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Забелина С.А., Шрейбер А.А., Ковалевский В.П.
Московский архитектурно-строительный институт: перспективы сотрудничества со строительной отраслью и жилищно-коммунальным комплексом
Практика сотрудничества средней и высшей школы в рамках научно-образовательного кластера в строительной отрасли
Сетевое взаимодействие научно-образовательных учреждений как ключевой элемент активизации экономического кластера в строительной отрасли региона
Frames for construction industry: problems and solutions
The paper focuses on the main problems of the construction industry and investigates their causes. Authors suggest the ways to solve the problem of the shortage of skilled labour in the construction industry .
Текст научной работы на тему «Кадры для строительной отрасли: проблемы и пути решения»
кадры для строительной отрасли: проблемы и пути решения
С.А. Забелина, А.А. Шрейбер, В.П. Ковалевский
Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы строительной отрасли и проведен анализ причин их возникновения. Предлагаются пути для решения проблемы дефицита квалифицированных кадров строительной отрасли.
ключевые слова: строительная отрасль, кадры, дефицит, качество подготовки.
Abstract. The paper focuses on the main problems of the construction industry and investigates their causes. Authors suggest the ways to solve the problem of the shortage of skilled labour in the construction industry.
Keywords: construction industry, frames, staff shortage, the quality of the training.
Строительная отрасль является системообразующей отраслью экономики. В структуре валовой добавленной стоимости России за 2013 г. она составляет около 6,3% [1]. Объемы строительства постоянно растут, так, в 2013 г. рост объемов строительства составил 13%, по сравнению с 2012 г., что требует значительного увеличения строительных кадров.
Несмотря на то, что строительная отрасль является крупнейшей сферой занятости, занимающей четвертое место в Российской Федерации (8%), крылатая фраза «кадры решают все» актуальна в настоящее время и для нее. Анализ показал, что отрасль испытывает острый дефицит квалифицированных кадров. За 2011-2013 гг. число вакансий в строительной отрасли выросло на 70%. По данным аналитиков строительных компаний, строительному комплексу страны в настоящее время не хватает 2,2-2,3 млн квалифицированных кадров (инженерно-технического и рабочего персонала) [2].
Для профессионального сообщества очевидно, что глобальные задачи повышения качества строительной продукции и увеличения объемов строительства в России не могут быть разрешены в отсутствие современной, инновационной и технологичной системы подготовки кадров.
Анализ ситуации подготовки различного уровня показал, что существующая образовательная система не обеспечивает полной потребности строительного комплекса в качественных кадровых ресурсах.
Острый дефицит квалифицированных рабочих кадров не может быть восполнен за счет существующей системы начального и среднего профессионального строительного образования в связи с тем, что она фактически разрушена. Ранее существовавшие профессионально-технические училища (ПТУ) заменили колледжи. Но и их число постоянно сокращается. Например, только по городу Москве в 2002 г. было 46 строительных колледжей, в 2010 г. осталось 12, а в 2013 г. — всего 10.
Выпускаемые строительными колледжами бакалавры (техники) формируют среднее звено в цепочке строительных кадров. При этом качество и уровень подготовки выпускников действующих учреждений среднего профессионального образования не отвечают сегодняшним требованиям строительной отрасли, объемы выпуска не соответствуют потребностям строительного бизнеса.
Это подтверждается следующими данными. Представители строительного комплекса города Москвы в 2013 г. изучили систему образования в строительных колледжах столицы. Существуют большие проблемы в этой сфере.
В настоящее время на рынке труда Москвы значительное количество вакансий (более 80%) составляют должности строительных профессий: слесари, машинисты, механизаторы, монтажники, каменщики, бетонщики, а также инженеры-проектировщики, конструкторы, специалисты ПТО, прорабы и др. Но, несмотря на то, что в строительстве на одну вакансию приходится в среднем 2,5 резюме, острый дефицит квалифицированных кадров в строительной отрасли сохраняется. Устроиться на работу в сфере строительства непросто, особенно на рабочую профессию. Это связано с рядом обстоятельств.
Прежде всего, это малый удельный вес обучающихся и осваивающих строительные профессии в строительных учебных заведениях, которые составляют всего около 20-30% от общего количества выпускников. Остальные выпускники (70-80%) — это специалисты других профессий (автомеханики, слесари по ремонту автомобилей, официанты и бармены, парикмахеры, собаководы, повара-кондитеры, работники турфирм и др.). Дефицит рабочих на российских строительных объектах восполняется трудовыми мигрантами, в большинстве своем низко квалифицированными, малоопытными, а порой и малообразованными, отчего страдает качество строительной продукции, безопасность строительного производства и показатели производительности труда. Как
правило, эта категория рабочих привлекается работодателями за низкую заработную плату, тем самым лишая возможности трудоустройства местным квалифицированным кадрам.
Нехватка инженерно-технического персонала, имеющего высшее образование, в организациях и на предприятиях строительной отрасли в основном определяется провалами в системе образования и несоответствием учебных программ актуальным потребностям строительного рынка, отсутствием практических навыков и производственного опыта выпускников.
Усилия по восстановлению и модернизации системы среднего профессионального и высшего образования в этом направлении сегодня совершенно недостаточны.
Одним из главных недостатков российского строительного и архитектурного образования является оторванность от практики. Теоретическая подготовка выпускников в целом удовлетворительна, выпускники профильных вузов владеют прикладными программными продуктами, однако практических навыков работы у них нет, и брать «зеленых» специалистов на работу строительные компании не торопятся. Выпускники
плохо представляют себе реальный процесс проектирования и строительства. В образовательных учреждениях практически формально проводятся производственные практики, отсутствуют стажировки в проектных и строительных организациях, на предприятиях. В то же время и сами строительные компании не проявляют сильной заинтересованности брать студентов на практику, т.к. это влечет за собой дополнительную ответственность со стороны организаций за безопасность и жизнь студентов, а также отрыв от основной работы сотрудников строительных организаций для проведения обучения и работы со студентами. Соответственно, студенты вузов и колледжей зачастую проходят практику в стенах самого образовательного учреждения, не получая при этом реального опыта практической работы, выпускники образовательных учреждений, которые приходят на производство, тратят три-четыре года только на то, чтобы освоить начальные практические азы профессии, т.к. не имеют достаточной производственной подготовки. Ровесники-коллеги наших студентов на Западе гораздо опытнее, и из образовательных учреждений они выходят настоящими профессионалами в своей области.
На качество образования влияет также и следующий фактор. Многие студенты уже на 2-3 курсе (в том числе студенты-очники) начинают работать и очень часто не по профилю получаемого образования. Они пропускают занятия, не получают требуемых знаний и практических навыков для будущей деятельности. Учеба для них — это только способ получить документ о высшем образовании, соответственно, активной мотивации полноценного обучения у таких студентов нет.
Кроме того, практика показывает, что только 30-40% выпускников строительных образовательных учреждений приходят в строительную отрасль, остальные растворяются в других сферах деятельности. Недостаточное количество дипломированных специалистов, приходящих в строительство, снижает уровень конкуренции на рынке труда. Основным критерием молодого специалиста при выборе своей будущей профессии после вуза является уровень заработной платы. Не имея при этом ни жизненного, ни профессионального опыта, молодые «специалисты», как правило, желают получать сразу все, в т.ч. и высокую заработную плату. Не получая этого, они уходят работать в другие отрасли.
Именно поэтому основной костяк квалифицированных кадров в строительной отрасли (управленцы и ИТР среднего и высшего звена) — это выпускники 1980-х или начала 1990-х гг., получившие системное образование, владеющие многогранным практическим опытом работы и широкой
компетенцией. К сожалению, сложившаяся ситуация ведет к старению кадров (доля руководящих кадров в возрасте до 40 лет в сфере строительства составляет менее 50%). Поэтому важная составляющая кадровой политики — это привлечение молодых людей в строительный бизнес, повышение престижности строительной профессии.
В этом направлении должны быть объединены усилия и государственных структур, и строительного бизнеса, и образовательных учреждений архитектурно-строительной направленности, и средств массовой информации. Необходимо активно внедрять специальные программы для пропаганды и привлечения школьников и студентов к работе в строительном производстве. Проведение специализированных выставок, ярмарок профессий, конкурсов, профессиональная ориентация и консультирование с помощью современных технологий, развитие и финансовая поддержка выездных строительных отрядов, по итогам работы в которых выдавался бы, например, именной сертификат, позволят сделать открытыми и понятными те карьерные перспективы, которые могут быть достигнуты в жизни молодых людей. Только так мы сможем сформировать надежный кадровый резерв на ближайшие годы.
Одним из направлений по решению кадровой проблемы может стать целевая подготовка специалистов по направлению регионов, предприятий и организаций или в рамках государственных программ. Практика показывает, что в этом случае повышается уровень подготовки специалистов, ответственность и мотивируемость обучаемых за качество получаемого образования.
Целевое направление позволяет будущему выпускнику особо не задумываться о трудоустройстве после окончания вуза, потому что будущее место работы уже изначально определено. Целевик обязан трудоустроиться в той организации, которая его направила на учебу и оплатила обучение, отработать там, не менее трех лет.
По этой причине работодатель (заказчик), как заинтересованное лицо, курирует образовательный процесс, принимает студентов на практику, на стажировки; рекомендует выполнение реальных проектов во время учебы. При несоблюдении условий договора на целевое обучение работодатель вправе обратиться в суд и через него взыскать с обучаемого расходы по обучению. Адресность подготовки кадров образовательными учреждениями для организаций и предприятий-партнеров, которые и являются в дальнейшем работодателями, должна стать широко распространенной нормой. В этом случае сотрудничество с образовательным учреждением осуществляется не вообще, а по вполне определенным направлениям подготовки. Выпускаемый специалист уже в ходе обучения получит представление не только о партнерах образователь-
ного учреждения по целевому набору, но и о специфике их запросов, адресованных вузу. Это повысит привлекательность выбора именно данного образовательного учреждения для поступающих.
Повышение мотивируемости самих архитектурных и строительных компаний в подготовке кадров — это еще один резерв. В тех случаях, когда строительные компании принимают на себя функции партнеров образовательного учреждения, участвуют в образовательном процессе и заключив договоры с вузами и колледжами регулярно принимают на практику (стажировку) студентов, назначают опытных строителей руководителями за производственное обучение, кураторами строительных отрядов, предлагается предусматривать налоговые послабления (не более 1%). На взгляд авторов, такая мера будет способствовать повышению качества подготовки кадров для строительной отрасли.
Большим подспорьем в повышении качества строительства играют разрабатываемые в настоящее время профессиональные стандарты. Введение профессиональных стандартов — это стимул для повышения квалификационного уровня работников строительной отрасли, что, несомненно, скажется на улучшении качества строительства, эффективности работы строительной отрасли. Требования утвержденных профессиональных стандартов обязательно должны быть положены в основу разработки ФГОС — федеральных образовательных стандартов нового поколения по направлению «Строительство» и «Архитектура» и определять вектор развития дополнительного профессионального образования по данным направлениям деятельности.
Современное строительство — это динамичный процесс, требующий обновления знаний специалистов каждые три-пять лет. Каждый строитель, архитектор должен помнить, что единственная возможность быть востребованным в любых социально-экономических условиях — это следование принципу «образование через всю жизнь». Дополнительное профессиональное образование — двигатель карьеры. Оно позволяет получить новые знания, навыки и подходы к решению профессиональных задач.
Дополнительное профессиональное образование также должно быть адресным, и в этой связи можно привести положительный опыт подготовки строителей атомной энергетики, требования к которым очень высоки. Начиная с 2011 г. в атомной отрасли разработана и введена в действие уникальная программа повышения квалификации ИТР, предусматривающая формирование единого годового плана повышения квалификации всех организаций — членов СРО атомной отрасли. Отраслевые СРО заключают
договоры с институтами и организуют контроль направления специалистов компаний — членов СРО на курсы ИТР, а также процесса организации курсов повышения квалификации в институтах, включая выездные проверки. При этом СРО атомной отрасли оплачивают 100% обучения персонала компаний из своего бюджета. Только в 2013 г. были обучены 3,5 тысячи человек. Особое внимание уделяется контролю качества обучения — 100% учебных программ, которые были предложены институтами, были пересмотрены и переработаны с учетом специфики атомного строительства [4].
Дистанционное обучение должно активнее использоваться и в сети дополнительного профессионального образования, не отвлекая надолго работника от производственной деятельности, обеспечивая возможность продолжить образование для многих работников. Прежде всего, дистанционное образование касается людей, живущих в удаленных от образовательных учреждений районах, людей с физическими проблемами, а также тех, чья производственная деятельность не позволяет традиционными методами продолжить обучение.
Необходимым представляется также изучение и использование передового отечественного и зарубежного опыта в подготовке высококвалифицированных кадров, повышении квалификации и профессиональной переподготовке руководителей и специалистов предприятий и организаций различных форм собственности строительной отрасли.
Кардинальный пересмотр кадровой политики в строительной отрасли должен осуществляться системно и комплексно по различным направлениям:
■ формирование единой общероссийской образовательной системы для решения задач кадрового обеспечения строительной отрасли, построенной на принципах системности и непрерывности профессионального строительного образования;
■ государственное регулирование в вопросах ускоренного развития сети образовательных учреждений, предусматривающего придание этому процессу организованный характер, включающего упорядочивание действий отдельных субъектов образовательной сферы, обеспечение соблюдения законов, отстаивание государственных и общественных интересов и интересов строительного бизнеса. Данная сеть должна включать образовательные учреждения и центры, обеспечивающие не только первичную подготовку кадров всех уровней (рабочих, среднего и руководящего звена), но и их регулярное последующее дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации, профессиональную переподготовку, стажировки), сертификацию и аттестацию по различным направлениям;
■ совершенствование законодательной и нормативной базы подготовки кадров строительной отрасли, в т.ч. активизация разработки профессиональных стандартов, внесение уточнений в «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (ОКВЭД — Код 45 «Строительство») в части перечня работ, выполняемых при капитальном строительстве и при сдаче законченных строительством объектов в эксплуатацию; уточнение содержательной части раздела «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности» «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» и др.;
■ разработка федеральных образовательных стандартов нового поколения по направлению «Строительство» и «Архитектура» с учетом требований утверждаемых профессиональных стандартов;
■ широкое внедрение инновационных форм и технологий в образовательный процесс подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров;
■ развитие и повышение эффективности деятельности системы аттестации и сертификации специалистов, занятых в строительном комплексе;
■ более тесная интеграция образовательных учреждений архитектурно-строительного профиля в вопросах координации под-
готовки кадров всех уровней для строительного комплекса России в целях повышения качества подготовки специалистов строительного направления в регионах. Расширение числа участников комиссии Стратегического партнерства по вопросам интеграции образовательной деятельности, за счет включения в нее представителей негосударственных образовательных учреждений архитектурно-строительного профиля и работодателей — представителей строительного бизнеса.
2. Нехватка кадров в строительной отрасли. Данные аналитической службы компании Металл Холдинг Строй (МХС) [Электронный ресурс]. URL: http://m-h-s.ru/novosti/news_post/nehvatka-kadrov-v-stroitelnoy-otrasli.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. №61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы».
4. Положение об организации дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов организаций — членов СРО НП «СОЮЗАТОМСТРОЙ» (протокол №10 общего собрания членов СРО НП «СОЮЗАТОМСТРОЙ» от 12.02.2014 г. с изм).
Источник: cyberleninka.ru
Кадры в строительстве решают все. Только где их взять?
Проблема дефицита кадров в строительном комплексе возникла не вдруг и не сейчас. В нелегкие 1990¬е гг. проектировать и строить дома стало невыгодно и непочетно. Строительство жилья в российских городах и весях практически сошло на нет. Тысячи вчерашних инженеров, строителей, металлургов переквалифицировались в «челноков».
Самые везучие и предприимчивые со временем обзавелись собственным бизнесом. Однако для многих в начале и середине последнего десятилетия прошлого века «челночество» стало спасением от нищеты.
В конце 1990-х гг. профессия строителя тоже не пользовалась большой популярностью. В разряд наиболее почитаемых и престижных вошли «офисные» специальности, вроде менеджера, юриста, экономиста, секретаря, бухгалтера. Родители, озабоченные будущим благополучием своих детей, стремились дать им именно такое образование.
Как следствие — появление в России большого числа частных учебных заведений гуманитарного профиля и создание платных отделений в государственных вузах, техникумах и училищах. Строительные специальности в те годы, напротив, были мало востребованы. Система подготовки строительных кадров дала трещину.
В конце 2005 года государство после 15 лет бездействия, наконец, взялось за решение проблем строительной отрасли, объявив строительство жилья одним из национальных приоритетов. И вот тутто выяснилось, что страна за годы реформ потеряла целое поколение строителей, архитекторов, проектировщиков, которые сегодня должны были быть ведущими.
Немного проще решается вопрос нехватки неквалифицированной рабочей силы — за счет мигрантов из стран Ближнего Зарубежья, а вот с квалифицированными кадрами настоящая беда. По данным кадровых агентств, сегодня в строительстве большой дефицит прорабов, архитекторов, инженеровпроектировщиков, конструкторов, специалистов по управлению проектами. Кстати, опытному архитектору работодатели на Урале готовы платить от 30 до 100 тысяч рублей (хотя на Западе зарплаты строителей в разы выше). Но даже за такие деньги его надо еще поискать. Поэтому многие компании просто «перекупают» дефицитных специалистов у конкурентов.
Руководители компаний жалуются на то, что большинство опытных строителей, работающих на стройках еще в советское время, — предпенсионного или пенсионного возраста. А уровень подготовки нынешних выпускников строительных факультетов и вузов оставляет желать лучшего. Хотя стоит отметить, что за последние пять лет число абитуриентов, желающих получить строительные специальности, выросло в разы.
Как констатируют сами застройщики, сегодня строительная теория значительно отстает от практики: у большинства молодых специалистов нет практических знаний и навыков работы. Образовательные программы включают в себя только несколько практических занятий в неделю. К тому же, многие из них были разработаны еще в советское время.
Поэтому приходится констатировать, что большинство вузов сегодня не способны оперативно реагировать на требования рынка. К слову, за рубежом нет ни одной архитектурной школы, которая готовила бы специалиста менее пяти лет. Для получения степени магистра необходимо еще несколько лет обучения. В Норвегии, например, магистра архитектуры обучают семь лет.
По словам ректора Челябинского института развития профессионального образования Федора Клюева, за последние 15 лет училища и техникумы, готовящие кадры для строительной отрасли, почти не финансировались, а средний возраст оборудования в них превысил средний возраст сотрудников. Также, по его мнению, необходимо решить вопрос о производственной практике. Без участия работодателей здесь не обойтись.
С ним солидарны и другие представители профессионального образования. Бизнесу, как носителя новых знаний, выгоднее получать готового специалиста, нежели рискованно вкладываться в его обучение во время работы. Выходом могло бы стать формулирование бизнесом социального заказа для учебных заведений, а также помощь в прохождении практики и последующем устройстве на работу перспективных выпускников.
Ряд предприятий сегодня готовят кадры для себя, заключая договоры с вузами и техникумами. Однако пока это под силу только крупным компаниям.
В Ассоциации строителей России (АСР) подготовили ряд предложений для решения кадровой проблемы в строительном комплексе. Помимо активного участия работодателей в разработке образовательных стандартов и программ и формирования бизнесом целевых заказов на подготовку кадров, считают в АСР, необходимо увеличить контрольные цифры приема абитуриентов на строительные специальности; сделать обязательным повышение квалификации рабочих в рамках стандартов саморегулируемых организаций строительного профиля; создать отраслевой научно¬-исследовательский центр.
Есть мнение, что одним из путей решения проблемы может стать создание учебных центров при строительных компаниях. В таком случае к обучающему процессу будут подключены специалисты компании, у которых есть практический опыт, знание современных потребностей и тенденций рынка.
По прогнозам рекрутеров, напряженная кадровая ситуация в строительной сфере сохранится еще долго. Сейчас потребность рынка жилья намного превышает возможности отрасли. Согласно планам, к 2010 году в России должно быть построено более 80 млн кв. м жилья. Дальнейшая реализация жилищного нацпроекта повлечет за собой дополнительный спрос на квалифицированные кадры во всех регионах России.
Как гласит известная поговорка, свято место пусто не бывает. Сейчас от государства и бизнеса зависит, кто будет строить дома для россиян. Ведь российский строительный рынок привлекателен не только для западных застройщиков, но и для китайских компаний, которые в последнее время проявляют к нему нешуточный интерес.
Источник: www.stroim66.ru
Срочно требуются специалисты: проблема кадров в строительстве
Проблема кадров в строительстве стоит очень остро и касается как рабочего персонала, так и инженерно-технических специалистов. Если говорить о рабочих специальностях, то здесь основных причин две. Во-первых, это нехватка людей, вызванная оттоком кадров в период пандемии, а также отсутствием престижа у строительных профессий. Их привлекательность для выпускников стремительно падает, и даже те учащиеся, которые уже поступили в строительные колледжи, не желают впоследствии работать по специальности.
Во-вторых, компетенции и подготовка кадров оставляют желать лучшего. Программы во многих колледжах сильно устарели, и не все учебные заведения могут себе позволить практическое обучение. К тому же в целях экономии многие строительные компании до сих пор предпочитают брать на стройку дешевую рабочую силу – зачастую эти сотрудники не имеют ни профильного образования, ни опыта работы. Как следствие, почти отсутствует поддержка вузов и колледжей со стороны бизнеса, что также сказывается на качестве образования.
Если говорить об инженерно-техническом персонале, то и здесь все далеко не так гладко, и тоже существуют две проблемы. Первая заключается в том, что мало кто из тех, кто уже работает в строительстве, заинтересован в повышении квалификации. То есть люди работают годами, они хорошие практики, но все время делают одно и то же. На первый взгляд эта проблема не заметна – со стороны кажется, что все замечательно, ведь на стройке сотрудников с огромным опытом. Но технологии не стоят на месте, их необходимо осваивать, то есть нужно обучаться, искать новую информацию, а это мало кто делает.
В третьих, выпускники российских вузов зачастую выходят плохо подготовленными и обладают в основном теоретическими знаниями, порой устаревшими, и не очень хорошо ориентируются на практике. Отчасти это связано со спецификой образования в России – все учебные заведения работают по единому стандарту, и этот стандарт не успевает за цифровой трансформацией и другими инновационными тенденциями. Кроме того, качество образования от вуза к вузу неровное – там, где есть госфинансирование, позволяющее создавать лаборатории и полигоны, или там, где разрабатываются партнерские программы с ведущими строительными компаниям и так далее, студенты получают больше практических знаний.
Поэтому на стройку в основном приходят теоретики, и такие специалисты вынуждены заново учиться на месте. Это напрямую влияет на сроки выполнения работ. Скажем, сейчас существуют инновационные технологии для оптимизации многих процессов, но ни одна технология не будет работать сама по себе: нужно уметь с ней обращаться. И даже если у компании есть желание и средства их применять, то кадровая проблема зачастую выступает тормозом.
Стоит отметить, что качество строительного образования в стране сейчас упало. Еще 60 лет назад строительные технологии были крайне ограниченными, не было никаких цифровых решений, высокотехнологичных опалубочных систем, но при этом объекты строились качественно и вовремя. Причина – качество образования тех людей, которые имели отношение к их возведению: все они заканчивали профильные вузы, на стройку приходили подготовленные выпускники и работали по своей специальности.
Сегодня же престиж строительных профессий очень низкий, и старшеклассники по окончании школ предпочитают идти на IT-специальности. Кроме того, не так много строительных компаний готовы вкладываться и нанимать квалифицированных специалистов, не понимая, что эти инвестиции впоследствии окупятся сторицей. Поэтому сейчас одна из важнейших задач – восстановить и сохранить престиж профессии, и строительные компании должны играть в этом одну из ключевых ролей.
Важно понимать, что внедрение в строительстве высокотехнологичных решений ускоряет рабочие процесс, но ни одна технология не будет давать ожидаемый результат, если не уметь ею пользоваться. В лучшем случае она просто не даст результат, в худшем случае – компания получит убытки. Поэтому любое внедрение должно быть сопряжено с обучением.
Компании начинают это осознавать – уже заметны изменения в отрасли, появляются игроки, которые видят, что, нанимая квалифицированных специалистов и вкладываясь в их подготовку, они в итоге экономят и выигрывают. При этом инвестиции в подготовку и переподготовку сотрудников даже важнее: как уже говорилось выше, даже опытные специалисты зачастую не владеют новыми технологиями.
В этом помогают различные программы, которые организуются на базе ведущих строительых компаний – в качестве примера можно привести Академию PERI, где специалисты любого уровня могут познакомиться с современными тенденциями и решениями. Но, к сожалению, есть и те, кто до сих пор считает инвестиции в кадры дополнительной статьей расходов. Здесь стоит задуматься – так ли уж велики дополнительные затраты по сравнению с финансовыми потерями, которые несет компания за счет срыва сроков, ошибок наподобие проливания бетона, или несчастных случаев.
Поэтому есть надежда, что в будущем ситуация изменится к лучшему, и строительные компании сменят парадигму мышления в отношении квалификации персонала.
Источник: b-mag.ru