Содержание:
Сколково
Подмосковному инновационному центру 12 лет: строить его начали в 2010 году по указу президента Медведева. К 2022 году в городе появились практически все основные объекты. Это Технопарк и 13 центров, где «живут инновации»: например, лаборатории и партнерские исследовательские центры. На территории есть свой университет — Сколтех — и Международная гимназия.
В городе пять жилых кварталов с развитой инфраструктурой. Все они — малоэтажные и оборудованы системой «Умный дом». По словам директора по акселерации по городским технологиям кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково» Юрия Хаханова, интеллектуальные системы следят за безопасностью жильцов, уменьшают потребление ресурсов и мониторят качество воздуха.
За технологии городской среды отвечают стартапы-участники «Сколково». Умнее дома делает инженерная компания «ЛИИС», диспетчеризацией и мониторингом занимается проект Alphaopen, а состояние воздуха контролирует система CityAir.
Мир будущего // Каким будет мир в 2050? // Города будущего // Еда будущего // Будущее цивилизации
В 2019 году в «Сколково» появился транспортный хаб: теперь город связан с Москвой и Шереметьево электричкой. Доехать до центра столицы можно за 30 минут, а до аэропорта — примерно за полтора часа.
Сейчас в городе строятся только партнерские здания, без госучастия: ЖК «Бублик», Технопарк Сбера, Московский международный медицинский кластер.
За последние несколько лет число резидентов выросло до 3,3 тысячи стартапов. Многие живут с семьями на территории «Сколково». Юрий Хаханов делится: «Если наши стартаперы живут в городе, то продуктивность резко растет. Грань между работой и домом смещается — и проще быть включенными 24/7. Для начинающих компаний такой график только на пользу».
Слайдер: Сколково слайдер
Перспективы развития
Юрий Хаханов считает, что количество жителей и резидентов, их выручка и инвестиции будет только расти. По собственным данным «Сколково», эти показатели не падали ни разу за 12 лет.
В 2020 году в Центре прогнозировали падение ключевых показателей, но он стал рекордным по числу стартапов и их выручке. «Пандемийный год показал, что внешние сдвиги могут влиять на инновационное сообщество позитивно. Они помогают настраиваться на новые направления и улучшать показатели», — говорит эксперт.
Под новыми направлениями Юрий подразумевает импортозамещение: замену ушедших западных продуктов и более активный выход на рынки стран СНГ. Прежний фокус на международном сотрудничестве в «Сколково» не планируют менять. Стартапам помогают в поиске новых зарубежных партнеров и локализации производства, продолжают бизнес-миссии.
В Фонде заявляют, что введенные 3 августа санкции не затрагивают стартапы и сотрудников, они касаются Фонда как юридического лица. Операционная деятельность «Сколково» осталась без изменений. А все обязательства международных партнеров будут выполнены.
Иннополис
Иннополис, находящийся в 40 км от Казани, существует уже 7 лет. Идею построить город предложил президент Татарстана Рустам Минниханов в 2010 году. А в 2012 году они с президентом Медведевым заложили в основание Иннополиса капсулу — с посланием будущим жителям города.
Сегодня в Иннополисе почти 4 тысячи жителей, а с учетом тех, кто приезжает ежедневно на работу, — 6 714 человек. Средний возраст иннополисца — 31 год, а каждый третий занимается ИТ или наукой. Средняя зарплата — 131 791 рубль в месяц.
В городе есть продуктовые магазины и лавки, отделения банков, пункты выдачи заказов Ozon и Wildberries, маркетплейса KazanExpress — резидента Иннополиса, каршеринг и караоке — все как в обычном городе. Четыре года подряд у Иннополиса — самый высокий индекс качества городской среды среди малых городов России (с населением до 5 тысяч человек).
В городе быстрая обратная связь с жителями. Здесь есть консьерж-сервис, который отвечает за решение бытовых вопросов жителей и коммуникацию. Средняя скорость ответа в Telegram — 5 минут. А еще в ИТ-городе ездят восемь беспилотных автомобилей «Яндекс».
Безопасность обеспечивают участковый, частное охранное предприятие — и роботизированный дронопорт Hive.
За последние пять лет в Иннополисе появились два жилых квартала арендного фонда, новая школа, городские пространство Artspace и парк, технопарк им. Лобачевского и другие объекты. В июне 2021 года начали строить новый жилой микрорайон «Ю», продолжают возводить ЖК таунхаусов «Зион-2» и два новых технопарка.
«Сейчас жилая инфраструктура не успевает за темпами развития города. Желающих переехать в Иннополис уже больше, чем свободных квартир и домов», — говорит мэр Иннополиса Руслан Шагалеев. Кроме жилья и технопарков, в ближайшие пару лет в городе планируют создать аутлет-деревню с помещениями для среднего и малого бизнеса — на частные средства.
Слайдер: Иннополис слайдер
Как новая реальность сказывается на жизни города и резидентов
Мэр Иннополиса Руслан Шагалеев делится: планов на будущее много. В городе хотят открыть роботизированную гостиницу, достроить новые ЖК, открыть дата-центр Роэнергоатома и создать парк высокотехнологичных производств на 12 тыс. кв. метров.
Олег Протопопов, заместитель генерального директора ОЭЗ «Иннополис», говорит, что массового приостановления работы резидентов нет. Олег называет экосистему Иннополиса устойчивой и способной поддержать стартапы, в том числе кадрами и инвестициями.
Кроме того, ИТ-отрасли помогает государство: с помощью льготных кредитов до 3%, снижения ставок налога на прибыль до 0% и грантов. Заместитель генерального директора ОЭЗ «Иннополис» говорит, что «текущие вызовы для IT-компаний Иннополиса мы оцениваем скорее как стимул для развития и возможность для масштабирования своих решений».
В первом квартале 2022 года компании создали 503 рабочих места, объем инвестиций составил около 1 млрд рублей, выручка — около 2,7 млрд рублей. Все эти показатели больше, чем аналогичные за 2021 год.
Всего резидентов Иннополиса 326. Из них доля российских компаний до кризиса составляла 97%. О закрытии своих представительств в России заявили два иностранных резидента, еще два приостановили работу — это 1,5% всех компаний.
Олег Протопопов говорит, что у стартапов и крупных резидентов разные стратегии выхода на зарубежные рынки. У крупных компаний меняются цепочки поставок, но многие переориентировались на внутренний рынок: спрос на отечественное ПО резко вырос.
Со стартапами ситуация иная. Раньше молодые компании открывали центры разработок в России: здесь есть сильные кадры, при этом зарплатная вилка ниже, чем в США.
По словам заместителя генерального директора ОЭЗ «Иннополис», к русскоговорящим фаундерам и проектам из России отношение кардинально изменилось. Поэтому компании ищут другие «гавани», где можно открыть юридическое лицо для международного масштабирования: например, ОАЭ или Сингапур.
Многие стартапы рассматривают рынок MENA, Юго-восточной Азии или пилотируют свои гипотезы на рынке РФ и СНГ.
Доброград
Это первый в России город, построенный на деньги частного инвестора. В 2014 году Владимир Седов, основатель Askona Life Group, решил создать поселение в экологически чистой зоне с современным городским дизайном. Город находится во Владимирской области.
Сейчас в Доброграде — около тысячи жителей. Но создатели говорят, что к концу строительства — в 2039 году — их должно быть 50 тысяч. Здесь живут предприниматели, топ-менеджеры, фрилансеры и сотрудники резидентов особой экономической зоны.
ОЭЗ запустили в 2020 году, сейчас в ней 7 резидентов. А общий объем планируемых инвестиций — более 4 млрд рублей. Преимущества ОЭЗ — это 2% налога на прибыль, налоговые льготы на имущество, транспорт и землю первые 10 лет — 0% — и свободная таможенная зона.
Как говорят в пресс-службе Доброграда, сюда приезжают в основном семейные пары в возрасте от 30 до 55 лет с детьми. Они хотят жить на природе — но с развитой инфраструктурой.
Сейчас идет первая очередь строительства: возводят «Усадебную» зону из индивидуальных домов, таунхаусов и квартир в домах средней этажности. Уже построены: медицинский центр, образовательный комплекс «Мир», спортивные объекты, парк-отель, летний театр, рестораны и собственный аэропорт.
В сентябре планируют запустить гольф-курорт, а следующим летом — вейк-парк.
Создатели говорят, что реализуют в городе ESG-принципы:
- бережное строительство с максимальным сохранением лесного массива — если деревья затрагивают в процессе строительства, то помещают их в специальные кадки, чтобы впоследствии пересадить;
- системы коммуникаций, которые позволяют снизить количество выбросов и сэкономить на коммунальных платежах;
- раздельный сбор мусора — сортировку бумаги, пластика и батареек;
- экомониторинг, который позволяет в режиме реального времени определить температуру, давление, влажность воздуха и другие показатели;
- образовательные проекты об истории родного края и бережном отношении к окружающей среде, один из проектов — экотропа;
- интеграция архитектуры в природу — использование преимущественно натуральных материалов и цветовой гаммы, которая встречается в естественной среде в природе, например, все пешеходные дорожки расположены на специальных деревянных настилах, щепе или щебенке.
Слайдер: Доброград слайдер
Как экономическая ситуация повлияла на строительство
Строительные и отделочные материалы подорожали, а с ними — и квартиры с таунхаусами. Но, как говорят в пресс-службе города, удалось частично переориентироваться на поставщиков из других регионов.
Город строится исключительно на деньги Владимира Седова, других инвестиций в проекте нет.
В 2022 году Доброград стал отдельным муниципальным образованием. Поэтому сейчас важно утвердить бюджет города, сформировать местные муниципальные органы. Жители города вместе с главой администрации решают, как, например, назвать улицы и какая схема дорожного движения должна быть на территории.
Год назад Доброграду выдали бюджетный кредит — на строительство муниципальной школы, детского сада и другой инфраструктуры — в 3,97 млрд рублей. В пресс-службе города говорят, что на каждый рубль государственного кредита вкладывают 15 рублей собственных средств.
Представители бизнес-города рассказывают: «В последнее время мы много общаемся и с представителями бизнеса и руководителями регионов, которые изучают опыт Доброграда и хотят реализовать похожие проекты у себя. Значит, что есть такой запрос у людей».
В Доброграде уверены: строительство новых поселков и городов с современной социальной инфраструктурой и достаточным количеством рабочих мест — отличный способ удержать и привлечь в регионы молодежь и квалифицированных специалистов. Для таких людей «первостепенно важна среда, в которой они живут».
Поселок программистов (Парк Инженер)
В 2014 году Алексей Конышев, предприниматель и экс-сотрудник «Яндекса» захотел построить поселок для людей из диджитал-сферы с общими, как ему тогда казалось, ценностями. Алексей назвал проект «поселком программистов».
Программист устал от столичной жизни и выкупил землю под проект в Кировской области. Экопоселения отталкивали Алексея из-за непрозрачной идеологии, а жизнь в обычной деревне казалась депрессивной.
Проект просуществовал до 2021 года. Тогда в поселке жило восемь семей с детьми, в домах были свет, электричество и интернет — коммуникации провел Алексей.
Как говорит основатель, проект изначально задумывался как некоммерческий: участки продавались по себестоимости. В процессе строительства затраты на материалы и работу значительно выросли.
Например, по словам Алексея, в локальной администрации не подвели дорогу к поселку, как обещали. Основателю пришлось выкупить фрагмент участка между поселком и асфальтом и организовать проезд через него — за свои деньги. Чтобы в поселке был высокоскоростной интернет, 200-мегабитный, Алексей решил провести оптическую линию вместо изначально планируемой радиорелейной. Это обошлось примерно в четыре раза дороже.
Сумма перерасходов по подобным статьям составила несколько миллионов, которые Алексей вложил из своей зарплаты. Он говорит, что «не видел в этом большой проблемы, потому что воспринимал проект не как возможность заработать, а как шанс создать комфортное место для жизни IT-молодежи, дать им возможность не уезжать из страны».
Алексей говорит, что первое время поселок развивался неплохо. Появлялись новые жители, оставшиеся участки плохой дороги с каждым годом постепенно доделывались, в домах были интернет и водопровод. Основатель проекта говорит, что определенного тарифа за «коммуналку» не было: жители «скидывались», например, на уборку снега и охрану. Но некоторые сервисы Алексей оплачивал сам: он говорит, что сейчас понимает, «насколько глупо это было».
В итоге из-за недопонимания с коммунальными платежами и проблем в личных отношениях в поселке в 2018-2019 годах стали часто возникать конфликты. В результате Алексей вышел из всех домовых чатов и попросил жителей решать бытовые вопросы самим.
После очередной ссоры летом 2019 года один из жителей установил напротив дома Алексея импровизированное надгробие с надписью «Здесь покоится совесть, честь и мужество Конышева А.»
Примерно через год Алексей установил шлагбаум на участке с выкупленной им дорогой и предложил жителям проезжать в поселок по проходящей параллельно муниципальной дороге. Некоторые жители жаловались, что создатели поселка отключает им коммуникации за неуплату и перекрывает доступ, например, к детской площадке.
В итоге к 2022 году поселок как проект перестал существовать. Алексей говорит, что после начала спецоперации 60% жителей выехало из страны, дома пустуют и никому не сдаются.
Вместо поселка — глэмпинг
Блок с проданными участками занимал около 10% выкупленной им земли, а пробовать строить поселок еще раз он не хотел, делится Алексей Конышев. Предприниматель упоминает о «паре тяжелых лет в депрессии в результате потери сил, энергии и денег». За эти годы Алексей понял, что дальше стоит развивать коммерческий проект.
Алексею хотелось «вернуть людям контакт с природой» и обучать молодежь чему-то новому. Так появился глэмпинг Парк Инженер — на 8 домов вместимостью 18 человек. Суть Парка — в объединении отдыха на природе и необычных инженерных объектов.
О концепции парка Алексей говорит так: проект территориально делится на три зоны — прошлое, настоящее, будущее. Зона прошлого — это 19 век, паровые машины, железная дорога, огромные механизмы и фантазии Жюля Верна наподобие судна Робура Завоевателя. Зона настоящего — это двигатели внутреннего сгорания, немного дизель-панка и, конечно, ИТ и электроника. Зона будущего — это космос, планетарий, модели космических кораблей из любимых фильмов в подходящем масштабе.
Также на территории Алексей планирует сделать лекционный зал. Он рассчитывает, что через несколько лет в Парк можно будет приезжать группой детей или взрослых из других регионов — отдыхать и учиться.
Сейчас команда интенсивно работает над первой зоной парка — о прошлом. Алексей говорит, что из-за экономической ситуации пришлось сильно урезать планы на этот год. Но кое-что из задуманного реализовать удалось: ворота на ресепшн в механистическом стиле, первую ветку железной дороги и подвижной состав, фонари в виде модели атома вдоль дорожек.
По концепции железная дорога с дрезинами должна связать все локации первой зоны парка. В следующем году в Парке планируют развить направление «железнодорожной романтики» и построить систему каскадных водоемов с колесными пароходами на радиоуправлении, которые можно будет проводить через эти шлюзы.
В более отдаленных планах — сделать зону всех инженерных объектов, спрогнозированных Жюлем Верном, и интеркативные стенды, демонстрирующие работу механики и физических законов. Алексей хочет, чтобы детали Парка были похожи на экспонаты из Политехнического музея в Москве, только в уличном формате и большего размера.
Алексей считает, что у российских технологических городов — большое будущее. Он делится: «Насколько я знаю, Иннополис — успешно развивающийся проект и хороший пример. Возможно, окупаемость таких проектов всегда будет не на высоте, но, кроме коммерческого значения, у них важна политическая и социальная составляющая. Поэтому, с государственным финансированием и профессиональным менеджментом такие проекты вполне могут запускаться, развиваться и приносить стране значительную пользу».
Слайдер: Парк Инженер слайдер
«Среди Своих»
Клубный поселок для «друзей друзей» в Московской области — идея Михаила Томшинского, CEO и основателя AtlasBus, экс-гендиректора «Яндекс.Автобусов», его жены и приятелей. Все они работают в ИТ, инвестициях или в менеджменте «разных симпатичных компаний».
Во время пандемии люди из окружения Михаила засиделись в квартирах и захотели быть ближе к природе. И желательно, чтобы рядом находились не случайные люди, а комьюнити с общими взглядами и ценностями. Так в 2021 году появилась идея создать поселок «Среди Своих».
Всего на территории 10 Га расположено 30 участков — в долгосрочной аренде до 2053 года. Земля находится в «девственном лесу» на берегу Пяловского водохранилища. Деревья создатели проекта сохранили — это неотъемлемая часть поселка. Вырубать их нельзя по договору, да и «ценностям жителей это противоречит».
Жителей набирали благодаря постам в Facebook* — так в проект включилось еще 24 человека. Они вошли в качестве участников в ООО, на которое оформлен договор долгосрочной аренды земли.
Сейчас в поселке доступны шесть участков. Михаил говорит, что до февральских событий земля пользовалась большим спросом, чем сейчас. Все мечтали построиться, чтобы уже летом 2023 года жарить шашлыки. Но на сегодняшний день начать строительство осенью планируют четыре-пять человек из 24.
Специфических решений по части технологий создатели использовать не планируют. Централизованных систем вроде «Умного дома» в поселке не будет. Но на территории хотят построить коворкинг — Клубный дом, если на это хватит средств и сил.
Михаил называет модель поселка гибридной — как график работы. По его представлению, такие загородные дома могут стать чем-то средним между основным жильем и дачей. Ведь все больше людей из сферы ИТ и менеджмента работают удаленно, «народ обратно в офисы не загнать». От «Среди своих» до центра Москвы — 40-60 минут на автомобиле.
От рисков ухода в минус защититься сложно, когда строительством заняты непрофессионалы, говорит Михаил. И чужой пример здесь не помогает. Всегда можно просчитаться — на несколько миллионов рублей, — если забудешь включить в смету «какую-нибудь скважину или насос». Но создатель проекта объясняет: «Мы старались перезаложиться, а потом еще раз перезаложиться».
Слайдер: Среди своих слайдер
Сколько стоит переехать
Сколково
Аренда — от 43 925 руб. в месяц за апартаменты в квартале «Тетрис» до 417 942 руб. в месяц за коттедж под 300 кв. м в квартале «Квадро».
Иннополис
Квартиры — от 9 тысяч рублей в месяц за однокомнатную и до 17 тысяч в месяц за трехкомнатную.
Доброград
Стоимость квартиры — от 5,3 до 8,2 млн рублей, таунхаусов — от 13,5 млн рублей.
Среди своих
Будущее техногородов в России
Инногорода, о которых мы рассказали, — не единственные в России. Так, например, в стране есть эко-поселение Ясно Поле. Это объединение нескольких хозяйств на территории 500 Га в Тульской области. Резидентами могут стать агрокомпании, а вот глэмпинг доступен всем — по цене от 4000 рублей за ночь в мини-домике.
Или, например, представители дизайн-завода Флакон создали поселение Деревня — для людей, которым нравится творчество. Деревня находится в Можайске Московской области. Среди особенностей поселка — необычная архитектура (купольные или треугольные дома) и близость к лесу. В деревне можно купить участок или арендовать построенный дом. Глэмпинг стоит от 3000 рублей за сутки, участок — от 75 тысяч рублей за сотку.
Город предпринимателей, вроде Доброграда, планировала строить и основательница сети кафе «Андерсон», бывший общественный омбудсмен по защите малого и среднего бизнеса Анастасия Татулова. Однако после начала спецоперации Анастасия отказалась от прежней идеи: по ее мнению, большинство потенциальных резидентов поселка покинули страну.
Михаил Томшинский, основатель поселка «Среди Своих», согласен с этим. И пока непонятно, кто собирается вернуться.
Но строить дома и развивать проект «Среди Своих» создатели планируют и дальше. «Сейчас поселок напоминает кусок леса, а кусок леса «продать» сложно. Наша задача, безотносительно того, что случится дальше, — довести проект до ума. Те, кто захочет строиться, — будут строиться. Хотя теперь уложиться в прежний бюджет — это задача со звездочкой», — рассуждает Михаил.
Михаил считает, что подобные поселки — и коммерческие, как Доброград, и некоммерческие, как «Среди своих», — появлялись бы в России все активнее. Но случился февраль.
«За рубежом таких историй будет становиться все больше и больше. Но, мне кажется, российские инвесторы в ближайшее время не будут вкладываться в нестандартные проекты. Они сопряжены с дополнительными рисками и неопределенностью. Разные концепции IT-поселков после пандемии стали актуальнее и будут активно развиваться — только, боюсь, не в России», — подытоживает Михаил.
Почему российские предприниматели вместо частных городов предпочитают строить глэмпинги, разбирался RB.RU. Подробности о том, как сейчас выглядит бывший «Поселок программистов» — в материале.
* Компания Meta Platforms Inc., владеющая социальными сетями Facebook и Instagram, по решению суда от 21.03.2022 признана экстремистской организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
Фото на обложке предоставлено администрацией Иннополиса
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!
Источник: rb.ru
Жилью описали будущее
Стратегия развития строительной отрасли направлена в правительство
Минстрой завершил разработку стратегии развития строительной отрасли до 2030 года — документ внесен ведомством в Белый дом. Среди ожиданий Минстроя — усиление роли строительства в российской экономике преимущественно за счет существенного наращивания объемов вводимого жилья. Стимулом для развития жилищной сферы Минстрой называет спрос со стороны граждан, их обеспеченность жильем планируется увеличить с текущих 25,8 кв. м до как минимум 30 кв. м, в частности, за счет планомерного снижения ипотечных ставок.
Внесенная в Белый дом стратегия развития строительной отрасли предполагает рост ввода жилья без учета корректировок профильного нацпроекта
Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ
Внесенная в Белый дом стратегия развития строительной отрасли предполагает рост ввода жилья без учета корректировок профильного нацпроекта
Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ
Минстрой внес в Белый дом проект стратегии развития строительной отрасли до 2030 года — программного документа, в котором власти представляют задачи по достижению целей, заложенных в нацпроекте «Жилье и городская среда», а также свой взгляд на будущее всей отрасли. Среди ключевых задач, указанных в стратегии,— увеличение роли строительной сферы в российской экономике. Согласно базовому сценарию, Минстрой ожидает рост вклада строительства в ВВП с 6% в 2018-м до 7,8% в 2030 году. В случае же менее благоприятных макроэкономических условий, в частности ухудшения динамики доходов населения и замедленного в сравнении с планами властей снижения ипотечных ставок, консервативный сценарий предполагает рост показателя до 7% ВВП.
- Обеспечиваться это должно за счет существенного наращивания объемов строительных работ — в денежном выражении более чем вдвое, с 8,4 трлн руб. в 2018-м до 19,6 трлн руб. в 2030 году.
- Ввод жилья в деньгах должен вырасти с 3,8 трлн до 9,3 трлн руб. в 2030 году.
- Примечательно, что планомерное увеличение объема строительных работ, предусмотренное стратегией, пока никак не отражает планов по заморозке показателя ввода жилья на уровне 75,6 млн кв. м на 2019–2021 годы.
- Не имеет какого-либо развития и поставленная задача по наращиванию ввода жилья к 2024 году до 120 млн кв. м в год, по истечении нацпроекта их планируется удерживать на этом уровне вплоть до 2030 года.
Среди приоритетов жилищного строительства Минстрой называет переход от «строительства квадратных метров» к формированию современной комфортной городской среды — в частности, за счет применения стандартов комплексного развития территорий, который должен стимулировать эффективное использование земель. Вместе с тем в стратегии никак не упоминается идея Минстроя по изъятию недвижимости в городах для борьбы с депрессивными районами, от нее ведомству пришлось пока отказаться, поскольку предложение не получило поддержки, однако предполагалось, что вопрос вернут в повестку сенаторы (см. “Ъ” от 1 августа).
Чиновники обсудили, как лучше сделать города лучше
Ключевым фактором развития жилищной сферы Минстрой называет накопленную ранее потребность населения в улучшении жилищных условий. По данным на конец 2018 года, на одного россиянина в среднем приходится 25,8 кв. м общей площади жилья. Несмотря на то что этот показатель с 2010 года вырос на 14,2%, Россия заметно отстает даже от стран СНГ и БРИКС, не говоря уже о развитых европейских странах. Например, в Китае на одного человека приходится 40,8 кв. м, в Бразилии — 32,3 кв. м, в Армении — 31,9 кв. м, а в Белоруссии — 27,3 кв. м. Уступают России в этом отношении Казахстан (21,6 кв. м), Узбекистан (15,4 кв. м) и Киргизия (13 кв. м). Ожидается, что в 2024 году для РФ показатель составит уже 28–30 кв. м на человека, а в 2030 году — свыше 30 кв. м. Впрочем, на фоне неопределенности с реальными показателями ввода на ближайшие три года нельзя исключать и то, что темпы повышения обеспеченности граждан жильем будут отставать от ожиданий Минстроя.
Стимулом для улучшения жилищных условий Минстрой считает доступность покупки жилья минимум для половины российских семей — как за счет собственных, так и заемных средств. Традиционно власти рассчитывают на ипотечные кредиты — достижение цели по снижению к 2024 году ставок до уровня менее 8%, по мнению Минстроя, обеспечит необходимый объем платежеспособного спроса на строящееся жилье. К 2030 году Минстрой рассчитывает на дальнейшее снижение среднего уровня ипотечных ставок до 6,9%.
Как законопроект о принудительной комплексной застройке ожил в Госдуме
В июле после полугодового перерыва работа над законопроектом о комплексном развитии территорий возобновилась — правительство направило в Госдуму поправки ко второму чтению, хотя срок их подготовки истек более полугода назад. При этом, несмотря на возражения отраслевых экспертов, предлагавших исключить из документа положения о принудительном изъятии недвижимости (за исключением аварийных домов) ради таких проектов, этот механизм сохранился — предложенные Белым домом поправки носят технический характер.
Источник: www.kommersant.ru
Вслед за «якорями»: какие проекты жилья будут развиваться в Петербурге и пригородах в ближайшие годы
Строительство нового жилья и инфраструктуры в ближайшее время продолжится, прежде всего, на тех территориях, где уже сейчас формируются кварталы новостроек. Это Каменка в Приморском районе, Мурино, Бугры — во Всеволожском районе, Ново-Сергиево в Красносельском, а также соседние участки — в Петродворцовом.
«Якоря» — крупные известные застройщики — стимулируют развитие Новосаратовки, Лаголово, редевеломент ждет ряд адресов на пр. Обуховской Обороны, ул. Седова и других.
По данным Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость» (Setl Group), самые популярные районы у покупателей новостроек в Петербурге и пригородах — это Всеволожский и Приморский. Так, за прошедшие полгода 2022-го в первом продано 267 тыс. «квадратов» — 18% от общего объема продаж в агломерации, а во втором — 237 тыс. кв. м, что составило 16% от спроса.
«Те территории, где сейчас идет активное строительство, и дальше будут развиваться в первую очередь, — уверена Ольга Трошева, руководитель Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость» (Setl Group). — В частности, это Каменка, где возник по сути новый городской район с инфраструктурой. Тут еще есть свободные участки, и уже сформированный интерес покупателей к этой зоне Приморского района диктует девелоперам приобретение земель под застройку именно здесь. Рядом есть и наделы в зоне Новоорловского лесопарка — там тоже можно ожидать появления новых объектов. Во Всеволожском районе еще есть потенциал у Мурино — Девяткино, в частности это территории, расположенные в Западном Мурино в сторону Лавриков, а также земли, примыкающие уже к Красногвардейскому району города на другой стороне Токсовского шоссе».
Манят ценой
Популярность жилья в пригородах, в первую очередь, обусловлена большим ценовым разрывом между ними и городом. «По нашим данным, средняя цена продаж в Петербурге составляет порядка 250 тыс. руб. за 1 кв. м, в то время как в области — 145 тыс. руб. за 1 кв. м, — подтверждает Наталья Кукушкина, руководитель группы маркетинга компании ЦДС. — Но стоит отметить, что в областных объектах, обладающих какими-то неоспоримыми преимуществами: близость к метро, интересная концепция, продуманные планировки, цена квадрата может быть выше. Еще одним преимуществом проектов в Ленобласти является более медленный, чем в городе, рост цен. В связи с этим спрос, ориентированный на бюджет покупки, плавно перетекает из городских локаций в областные. Стоит отметить, что при более низкой цене метра качество пригородных проектов зачастую не отличается от качества городских аналогичного класса»
Ян Фельдман, директор по маркетингу ГК «Ленстройтрест», также называет Всеволожский район как один из самых перспективных. «Многие покупатели сейчас стремятся уехать из мегаполиса в более спокойные и зеленые пригороды, — говорит он. — И здесь идеальным вариантом выступает квартальная застройка — она обеспечивает хороший уровень инфраструктуры, когда рядом с домом есть все необходимое и ухоженный просторный двор для прогулок и спорта. Таким образом, можно жить за чертой города вблизи природы, но пользоваться всеми благами цивилизации. Подобный проект во Всеволожском районе — голландский квартал «Янила»».
Новые адреса
Помимо мест, где освоение идет годами и уже образовались даже целые города, как в Мурино, есть и те территории, где этот процесс только начался. Например, это Новосаратовка, также во Всеволожском районе, но на берегу Невы. «Мы видим огромный потенциал у Новосаратовки, — рассуждает Наталья Кукушкина.
— В ближайшие годы эта локация превратится еще в одну городскую агломерацию, застроенную современным комфортным жильем. В данном случае речь идет о строительстве нового города с чистого листа, объединенного общей градостроительной идеей и заранее проработанным генеральным планом, что исключит хаотичную застройку и дефицит инфраструктуры». Помимо ЖК «Город Первых» от ЦДС тут появятся проекты Setl Group, «Охта групп», «Полис групп» и других. По словам Ольги Трошевой, именно таким способом развиваются новые, еще не освоенные и не известные покупателям территории. Приходит крупный застройщик, начинает продажи, и к нему присоединяются другие девелоперы.
Так, есть информация, что будут осваиваться земли в районе Лаголово, и уже известно, что соседние участки в этом поселении также будут застраиваться. В Петродворцовом районе — через дорогу от квартала «Солнечный город» — Setl Group выведет на рынок новый малоэтажный проект «Дворцовый фасад». Малоэтажные комплексы — это вообще один из трендов последних лет.
Такая застройка развивается в Московском, Красносельском, Пушкинском районах. В Пушкинском, в котором в последнее время замечена активность девелоперов, тот же застройщик также недавно вывел на рынок новый проект высотой 4 этажа Univer City. Кстати, до Славянки, где будет новый квартал, городские власти намерены провести линию скоростного трамвая.
«Важная веха в истории развития транспортной инфраструктуры Шушар — строительство линии скоростного трамвая «Купчино — Шушары — Славянка», — подтверждают в пресс-службе Группы «Эталон». — Основные строительные работы планируется начать осенью этого года, а подготовительные — уже ведутся. Завершение строительства линии запланировано на 2024 год. Благодаря линии скоростного трамвая жители Шушар смогут добираться до ст. м. «Купчино» за 15 минут».
Шушары продолжают активно развиваться — сегодня это популярная у покупателей локация, граничащая с Московским районом. В Группе «Эталон» говорят, что застройщики отмечают стабильно высокий спрос в районе и ежегодно выводят на местный рынок новые жилые комплексы.
По мере развития территорий здесь сформировалась торговая, бытовая и социальная инфраструктура, которая уже сегодня обеспечивает комфортное проживание. Сегодня в Шушарах, в локации вблизи КАД, реализуется 5 проектов, преимущественно комфорт-класса, от пяти застройщиков. Уровень цен варьируется от 110 до 213 тыс. руб. за 1 кв. м при общей средней цене локального рынка на уровне 161 тыс. руб. за 1 кв. м, а средний бюджет предложения составляет 6,2 млн. руб. В Шушарах Группа «Эталон» начала реализацию нового проекта комфорт-класса — ЖК «Монография». Компания планирует завершить строительство дома во 2-м квартале 2025 года.
Из более удаленных территорий, по словам Яна Фельдмана, большой потенциал имеет, например, город Гатчина. По сути, он входит в состав петербургской агломерации и это самый многочисленный город Ленобласти. Здесь развита инфраструктура, есть объекты культурного наследия и достопримечательности. «Ленстройтрест» строит там шведский квартал «IQ Гатчина».
Также эксперт уверен, что развитие ожидает и Ломоносовский район. Для реализации в формате комплексной застройки территорий он хорошо подходит и имеет хороший потенциал с точки зрения подходящих свободных участков.
По мнению Ольги Ульяновой, директора по маркетингу компании «Полис Групп», большие перспективы имеет, в частности, поселок Новоселье — он продолжит развиваться. Наиболее бюджетное жилье покупатели смогут найти именно в Ломоносовском районе. Здесь в среднем цена составляет около 135 000–140 000 рублей за 1 кв. м. Район относительно новый, но здесь застройщики уже успели создать объекты инфраструктуры. Строительcтво здесь ведется не хаотично, а по согласованным правилам застройки, которые запрещают высотное строительство, что делает район более комфортным и уютным.
Промзоны сдают позиции
Помимо окраинных территорий и пригородов, современное жилье будет появляться и на новых точках активности развитых городских районов. Например, это Невский район. По-прежнему продолжится строительство и освоение различных участков Октябрьской набережной и Дальневосточного проспекта.
Но к ним добавляется и левый берег Невы — бывшие промтерритории на проспекте Обуховской Обороны, например. Там, прямо на берегу реки, недавно стартовал новый проект Astra Marin от Setl Group. Редевелопмент ждет и другие участки этой локации — здесь много неработающих или нерентабельных промышленных предприятий, которые собственники либо сами развивают, либо — что чаще всего — продают девелоперам под строительство жилья. Это и тот же проспект Обуховской Обороны, и улица Седова, и другие места. Поскольку тут рядом Нева и красивые виды, до центра совсем недалеко и в этой зоне есть вся необходимая инфраструктура, ее развитие в будущем неизбежно.
По данным Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость», также преображение ждет и ранее промышленную часть Васильевского острова. В частности, это Кожевенная линия, Масляный канал, ряд других адресов по линиям. Особняком стоит появление новых намывных территорий, где тоже имеется огромный потенциал.
Источник: www.fontanka.ru
Как будет развиваться строительная отрасль в связи с новым законодательством
В компании «СпецСтройКубань» прошел круглый стол, на котором представители застройщика, крупнейших банков и риэлторских агентств региона обсудили работу в рамках проектного финансирования.
Для строительной отрасли минувший год стал очень важным: вступили в силу новые законодательные акты, призванные свести к минимуму риски при покупке строящегося жилья. Застройщики теперь могут строить только на кредиты банков или собственные деньги. Средства покупателей же отныне поступают на специальный банковский счет, эскроу, и остаются там до тех пор, пока дом не будет сдан в эксплуатацию. Таким образом, государство планирует избежать в будущем проблем долгостроев и обманутых дольщиков.
– Наша компания уже полностью адаптировалась к новым правилам, – считает генеральный директор ООО СЗ «ССК» Александр Мелишев. – Сложилась правоприменительная практика, проведена определенная «работа над ошибками». И сегодня мы хотим не только поделиться своим видением дальнейшей работы в рамках проектного финансирования, но и услышать точку зрения наших партнеров, риэлторских агентств и банков, обсудить стратегию нашего взаимодействия.
Среди главных проблем, с которыми столкнулась компания «ССК» в первые месяцы работы по новому закону, достаточно долгое рассмотрение банками заявок на кредитное финансирование. Зачастую оно занимает 2–3 месяца.
Представители финансовых организаций отметили, что всегда готовы оказать квалифицированную помощь и рассказать клиентам о новшествах, которые призваны защитить их от недобросовестных застройщиков. По словам представителей Сбербанка, по краю ими уже открыто более 600 эскроу-счетов и выдано 88 разрешений на строительство и профинансировано 32 проекта. Начинает активную работу и банк ВТБ.
Риэлторское сообщество отмечает, что модель поведения покупателей в основном не изменилась, их по-прежнему в первую очередь интересует стоимость жилья и только потом – механизмы его покупки. Наличие эскроу-счетов пока не является решающим при выборе квартиры.
– Я все же думаю, что пройдет немного времени и пробелы людей в знании нового законодательства будут заполнены, – говорит генеральный директор «Аякс Риэлт» Александр Кутченко. – Что же касается развития отрасли, то, на мой взгляд, она немного подрастет: да, доходы населения падают, но в край идет большой миграционный поток.
На главный вопрос, который волнует сегодня жителей края, – будет ли в связи с новым законодательством расти цена на квадратный метр нового жилья, застройщики отвечают утвердительно. Однако представители строительной отрасли надеются на поддержку банковского сектора: именно здесь должны появиться новые интересные и выгодные предложения для покупателей, которые помогут облегчить путь к собственным квадратным метрам.
Пока банкиры сдержанно говорят о предполагаемых снижениях процентных ставок по ипотеке. Да и понижать первоначальный взнос за квартиру, а об этом просят многие покупатели, им тоже невыгодно. Банк ВТБ сообщил об уже известном предложении по программе «Ипотека с господдержкой» для семей с детьми. Базовая ставка по ней на весь срок кредита теперь составляет 5 процентов годовых. Сбербанк рассказал о запускаемой вскоре сельской ипотеке, выгодных кредитах для самозанятых и интересной программе финансирования застройщиков.
Говоря о будущем строительной отрасли, участники круглого стола сошлись во мнении, что в ближайшие годы с рынка исчезнут недобросовестные игроки, останутся только крупные надежные компании, которые смогут строить жилье, отвечающее самым высоким требованиям.
Источник: kubnews.ru
Город-сказка? Город-мечта? Каким станет Краснодар в далеком будущем, рассказали эксперты
Краснодар входит в число самых экономически развитых, быстрорастущих и привлекательных регионов России. Теплый климат, близость к морю, комфортная городская среда, активное строительство, статус столицы геостратегической и богатой ресурсами территории делают перспективы развития города заманчивыми.
Впрочем, перед краевым центром стоит целый ряд проблем, от преодоления которых зависит его будущее. Каким оно будет в отдаленной перспективе? В каком городе будут жить наши дети и внуки? И какие фантазии об отдаленном будущем станут реальностью? Прогнозами об этом эксперты поделились с корреспондентом ИА KrasnodarMedia Дмитрием Мирошниковым.
План таков
О будущем кубанской столицы давно задумываются муниципальные и региональные власти. Планы по долгосрочному развитию города прописаны в нескольких документах, которые приняты или находятся в работе. Это – утвержденная кубанскими депутатами Заксобрания «Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года», а также разрабатываемая «Стратегия развития города до 2030 года» и «Генплан Краснодара».
В августе, концепцию генплана краевого центра представили губернатору на заседании общественного градостроительного совета. Для развития Краснодара определили агломерационную модель с созданием ядра агломерации в границах краевого центра с учетом развития близлежащих районов. При перспективном планировании до 2040 года учтут и близлежащие муниципалитеты – Северский и Динской районы, Горячий Ключ. Сейчас обсуждаются планы по созданию единой Краснодарской агломерации с властями Адыгеи. Часть ее территории (Тахтамукайский, Теучежский районы и город Адыгейск) также войдет в новое геоэкономическое образование при сохранении региональных границ.
Карта будущего развития Краснодара. Фото: Пресс-служба администрации Краснодара
По словам губернатора Вениамина Кондратьева, в генплане Краснодара необходимо полностью отразить решение не только сегодняшних проблем краевого центра, но и соседних территорий. Важно предусмотреть достаточное количество социальных объектов, зеленых зон, парковок. Глава Кубани потребовал уделить особое внимание индустриальному развитию города. В новом генплане важно закрепить действующие промзоны, исключив застройку жилыми домами. Они должны быть сосредоточены на окраинах агломерации.
Уже сейчас в основу модели разработчики заложили создание природно-экологического зеленого каркаса, максимальные площади зеленых насаждений, учитываются также предложения по развитию социальной и транспортной инфраструктуры.
Каким станет Краснодар в далеком будущем. Фото: города-будущего.рф
Согласно презентациям разработчиков, к 2040 году с сохранением современных тенденций миграционного прироста — численность населения Краснодара увеличится до 3,2 млн человек. Но при сдерживающем развитии речь может идти о 2,1-2,2 млн. Население, превышающее эту численность, предлагается расселить в агломерации. За пределами «ядра» в это время будет проживать около 1 млн граждан, основным местом обитания которых станут малоэтажные дома (80 %).
В рамках расселения Краснодара в агломерации возникнут новые микрорайоны (как, например, «Близкий» за Западным обходом), а также появится миниполис на 150 тыс. человек – город-спутник «Куб-А» (за поселком Знаменский).
На середине пути находится разработка городской стратегии-2030, однако определенные приоритеты уже расставлены, рассказал в прошлом году мэр муниципалитета Евгений Первышов.
– Например, создание в Краснодаре транспортного хаба. У нас для этого есть все условия. Этот проект предполагает строительство нового аэровокзального комплекса с грузовым (карго) терминалом. То есть — это возможности перевозок воздушным транспортом. К хабу будут подведены железнодорожные пути и автомобильные дороги, – отметил тогда градоначальник.
В Краснодаре создадут кластер технологических компаний. Уже идет развитие промышленного пояса от территории аэропорта Краснодара в сторону Усть-Лабинска. Среди приоритетных проектов сектора креативных индустрий — организация медиапарков и «креативных кластеров», создание развитого медицинского кластера. А также планируется серьезно увеличить туристический потенциал города за счет резкого развития направлений событийного, гастрономического и лечебно-оздоровительного туризма. В планах рост турпотока к 2030 году на 40 %. Поспособствовать этому должно и появление единой линии городской набережной от Гидростроя до Юбилейного.
Каким станет Краснодар в далеком будущем. Фото: города-будущего.рф
А уже принятая Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года предусматривает формирование локальных самодостаточных подцентров с высоким качеством коммуникационных пространств в различных точках агломерации.
Вызовы будущему благополучию
У будущего Краснодара есть два вероятных сценария – «оптимистичный» и «инерционный», считает заместитель председателя Совета при главе (губернаторе) Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека Ольга Малахова.
– То состояние, каким бы я его хотела видеть, отличается от того, каким оно может стать при сохранении существующих трендов. Но Краснодар сильно изменится в любом случае, – уверена эксперт.
Каким станет Краснодар в далеком будущем. Фото: города-будущего.рф
По ее словам, оптимальным для развития Краснодара является переформатирование городского пространства с развитием компактных и изолированных друг от друга микрорайонов – автономных и самодостаточных, но связанных между собой развитой транспортной инфраструктурой. На таких территориях людям не нужно переезжать из одного района в другой для получения услуг, поскольку в шаговой доступности находятся торгово-развлекательная (включая ТРЦ и кинотеатры), социальная (учреждения образования, здравоохранения, административные службы) и спортивно–рекреационная инфраструктуры.
– Развитие по «оптимистическому» сценарию для Краснодара подразумевает большое количество зелёных зон и общественных пространств, где жители могли бы самореализовываться. Сегодня исследования показывают, что городу не хватает таких территорий, в том числе, для массовых мероприятий. А имеющиеся в наличии испытывают большую загрузку. Городу-миллионнику в больших количествах нужны общественные пространства, обустроенные под разные виды досуга и иные потребности жителей, – отмечает эксперт.
Каким станет Краснодар в далеком будущем. Фото: города-будущего.рф
Одним из вызовов развитию города является его географическое положение, уверен депутат заксобрания Кубани, политолог Николай Петропавловсий. Он отмечает, что Краснодар с юга ограничен рекой, а с востока – водохранилищем. Расти муниципалитет будет в основном в северном и западном направлениях – в сторону станиц Динской, Новотитаровской, Елизаветинской.
Впрочем, развивается и южное, «заречное» направление. Сейчас расположенный на адыгейской стороне ТРЦ «МЕГА » и путь к нему – тесно взаимосвязаны с краевым центром. Рядом активно застраивается территория, жители которой работают и проводят досуг в столице Кубани. В рамках развития Краснодарской агломерации должна продолжиться интеграция этой территории в городское пространство при сохранении региональных границ и политического контроля властей Адыгеи. По словам депутата, необходимо выстроить такое взаимодействие, чтобы наиболее гармонично и продуктивно развивать разные части Краснодарской агломерации.
– Развитие города сдерживается и находящимися вокруг садовыми товариществами. Фактически они обрамляют его полукольцом от Хутора Ленина до Елизаветки. И город в своем развитии упирается в собственные границы. Садовые товарищества фактически давно перестали быть таковыми, став для многих людей территорией постоянного проживания и бизнеса. Для динамичного развития городу необходимо преодолеть это серьезное ограничение, интегрировав и трансформировав данные территории, – уверен Николай Петропавловсий.
Эксперт упомянул и другие проблемы, мешающие динамичному развитию городу. Это специфика основных транспортных магистралей и выездов из Краснодара, которые создают огромные пробки.
– Транспортная проблема будет решена за счет выноса из центра железной дороги и ЖД-вокзала, благодаря чему в Краснодаре появится наземное метро, а часть магистралей увеличат число полос. В некоторых местах появятся двухуровневые развязки, будет построено несколько мостов через Кубань, появится новый аэропорт.
Каким станет Краснодар в далеком будущем. Фото: города-будущего.рф
Город изменится
– Нас ждет рост города вверх и существенное увеличение жителей Краснодара, – делится прогнозом профессор, заслуженный экономист Кубани, заместитель секретаря Общественной палаты края Александр Полиди.
Экономист прогнозирует, что в качестве ответа на транспортные проблемы, в городе появится новый вид транспорта – внеуличный. Он будет либо подземным, либо надземным.
Каким станет Краснодар в далеком будущем. Фото: Рисунок Арины Бибик для конкурса «Мое будущее – Краснодарский край!»
Происходящие перемены в облике Краснодара будут скорее носить эволюционный характер, считает Ольга Малахова. По ее словам, масштабное обновление инфраструктуры требует очень больших затрат, а также во многом зависит от специалистов, участвующих в принятии решений. Поэтому, город не может радикально изменяться за ближайшие годы. На это потребуется несколько десятилетия. А вот визуальная трансформация Краснодара может произойти куда быстрей.
– Уже сейчас мы движемся в сторону минимализма, экономичность и практицизм диктуют свои законы. Думаю, наш город со временем будет все больше походить на развитые современные мегаполисы мира, с высотной застройкой, технологичностью, отчасти упором на хайтек и конструктивизм, отчасти с деконструктивизмом, эклектикой и стилистическим мультикультурализмом, – отмечает эксперт.
С таким видением согласен и Александр Полиди, по мнению которого — визуальному преображению Краснодара и «осовремениванию» его вида будет способствовать приток новых обитателей со своими вкусами, предпочтениями и смыслами.
– И с учетом того, что стоимость земли продолжает увеличиваться, то, скорее всего, город будет развиваться «ввысь», увеличивая этажность зданий. Думаю, что через 50 лет Краснодар окажется застроен небоскребами, – добавляет Ольга Малахова.
Каким станет Краснодар в далеком будущем. Фото: Рисунок Дарьи Муковниной для конкурса «Мое будущее – Краснодарский край!»
Краснодар-city в мире мегаполисов
Уже через 10 – 15 лет в среднесрочной перспективе Краснодар (как и Кубань в целом) будет входить в число наиболее развитых территорий России, став экономическим центром для всего Юга страны, делится политолог и депутат Заксобрания Краснодарского края Николай Петропавловсий.
Следствием этого, по его словам, станет значительное увеличение уровня благосостояния территории и доходов ее жителей. В городе вырастет не только общее количество рабочих мест, но и увеличится доля секторов развлечения услуг, торговли в структуре экономики. Однако это вызовет еще больший приток населения. Город, как воронка, будет затягивать массы людей из других муниципалитетов и регионов, уверен эксперт.
– Можно ожидать значительно большей интеграции города с мировым сообществом , благодаря постройке масштабного транспортно-логистического узла – нового аэровокзального комплекса на месте нынешнего аэропорта, – считает Александр Полиди.
Каким станет Краснодар в далеком будущем. Фото: Рисунок Муслидин Е. для конкурса «Мое будущее – Краснодарский край!»
Экономист считает, что Краснодар воспользуется шансом стать полноценным хабом международного масштаба. Именно этот проект может склонить чашу весов в пользу столицы Кубани в споре с Ростовом-на-Дону.
– Думаю, что дальнейшее развитие технологий отразится на Краснодаре также, как и на любом другом крупном городе, встроенном в мировую систему. Сейчас есть четкое понимание, что через 30 – 50 лет останутся не страны, а сотни крупных городов, которые будут определять прогресс и т.д. Столица Кубани станет так называемым «умным городом». Он станет ресурсосберегающим и экологически ответственным населённым пунктом с оборотными системами водоснабжения, беспилотным транспортом, возобновляющимися источниками энергии (которые будут снабжать «умную промышленность»), – уверен экономист.
Такого же мнения придерживается и директор по развитию «Ростелеком-Solar» Олег Седов.
– Около 67% населения Земли будут проживать в городах к 2050 году, считают эксперты ООН. Но, судя по всему, к этой цифре мы подойдём гораздо быстрее. Еще в 2011 году городское население планеты сравнялось с сельским, и активно продолжает расти. Этот процесс стал необратимым.
По оценке Челль Нордстрёма, профессора Стокгольмской школы экономики и бизнеса, сейчас в мире существует 219 стран и около 600 мировых агломераций. Он ожидает, что через 30 лет около 85% населения Земли будет жить на этих территориях. В таких городах будет сфокусировано 95% экономической активности. Все остальное пространство будет малозначимым, – рассказал директор по развитию «Ростелеком-Solar».
Каким станет Краснодар в далеком будущем. Фото: Рисунок Маргариты Кривенко для конкурса «Мое будущее – Краснодарский край!»
Жизнь планеты сконцентрируется в населённых пунктах нового типа – так называемых «умных» городах, отмечает Олег Седов. Им будет свойственна эффективная интеграция физических, цифровых и человеческих систем в искусственно созданной среде для обеспечения устойчивого и благополучного будущего граждан. Однако еще одним имманентным качеством «умного» города станет тотальная цифровизация всех сторон жизни.
– Глобальная задача, стоящая перед Краснодаром уже сейчас – попасть в число этих крупнейших городов. Выбор перед нами невелик: либо оказаться одним из мировых центров экономического роста, либо остаться периферией, – уверен Александр Полиди.
Каким станет Краснодар в далеком будущем. Фото: Рисунок Арины Бибик для конкурса «Мое будущее – Краснодарский край!»
Источник: krasnodarmedia.su