2020 год начался с потрясений для дачников, поправки и изменения в 217-ФЗ наделали много шума, чего только стоят перевод на «безнал» и собрания в условиях пандемии (о чем читайте в наших статьях: «Оплата членских взносов в СНТ через банк по новому закону» и «Собрание СНТ в условиях коронавируса — изменения 217-ФЗ о заочном голосовании»).
Однако «не так страшен черт, как его малюют» и знания – главное лекарство, в подобных ситуациях. Посему, во избежание массовых волнений, в данной статье мы разберем еще одну животрепещущую тему, а именно: «Лицензия на скважину в СНТ в 2022 году».
С 1 января 2020 года вступили в силу требования о лицензировании скважин по добыче подземных вод для хозяйственно-бытовых нужд СНТ и ОНТ и тут же понеслись спекуляции со стороны недобросовестных «писак» и желающих «поднять бурю в стакане».
Граждане, склонные верить всем новостным заголовкам, побежали за валокордином, параллельно звоня соседям по дачным участкам и «процесс» был запущен.
ДЖОКЕР-ПЕРВЫЙ НАСТОЯЩИЙ ПИСТОЛЕТ БЕЗ ЛИЦЕНЗИИ !!! ЭТО КАК ???
Правда, как обычно, нагнетаемая паника была бессмысленной, поскольку в контексте скважин личного пользования новость оказалась пустышкой, но обо всем по порядку.
Какие скважины в СНТ и ОНТ подлежат обязательному лицензированию?
Итак, какие же скважины в СНТ и ОНТ подлежат обязательному лицензированию?
Заключительная часть 217-ФЗ вносит изменения в ряд законодательных актов, в частности в закон «О недрах».
Недрами является все то, что находится ниже почвенного слоя, и принадлежит данное богатство государству. Следовательно, если иное лицо захочет воспользоваться недрами, ему придется получать у государства соответствующее разрешение – лицензию.
217-ФЗ внес в список участков недр местного значения, участки, используемые для целей хозяйственно-бытового водоснабжения СНТ и ОНТ (не в коммерческих целях), а значит добыча подземных вод в подобных целях теперь подлежит обязательному лицензированию.
При этом в законе «О недрах» существует Статья 19, в которой давно и четко прописано, что:
Правообладатели земельных участков имеют полное право использовать в собственных (не коммерческих) целях общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды (в объеме не более 100 м 3 /сутки), которые находятся в границах их наделов.
Поэтому не стоит путать товарищество (как объединение) с собственниками/арендаторами земельных участков в границах таких СНТ и ОНТ. В данном законе эти понятие четко разграничены и требование о лицензировании касается исключительно скважин общего пользования (скважин товарищества), а не скважин граждан (личного пользования).
Организация и использование водозаборных скважин физическими лицами – компетенция и зона ответственности центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Поэтому во избежание контроля и проверок со стороны различных курирующих служб, большинство граждан организуют у себя во дворе (при возможности, конечно) самые обычные шахтные колодцы, которые предназначены для получения подземных вод из первого от поверхности безнапорного водоносного пласта.
Как сохранить самовольную постройку без разрешения на строительство
Как оформить лицензию на скважину в СНТ и ОНТ
В соответствии все с тем же 217-ФЗ лицензия на скважину в СНТ и ОНТ оформляется в упрощенном порядке. Т.е. в данном случае для добычи подземных вод не требуется:
- Геологическое изучение вод;
- Проведение госэкспертизы запасов;
- Геология участка недр;
- Согласование и утверждение проектной документации на проведение работ;
- Доказательства, что товарищества обладают профильными специалистами, финансовыми и техническими средствами для должного проведения работ.
Оформление лицензии на скважину в СНТ и ОНТ осуществляется посредством подачи соответствующего заявления в уполномоченный орган государственной власти субъекта (например, в Московской области это Министерство экологии и природопользования). Заявление также можно подать в электронном виде на региональном портале госуслуг.
Срок оформления лицензии на скважину в СНТ и ОНТ не должен превышать 60 рабочих дней.
Правда получение лицензии — процедура не бесплатная. За оформление такого разрешения придется оплатить государственную пошлину в размере 7 500 рублей. Причем оплату необходимо произвести до подачи заявления и с расчетного счета СНТ или ОНТ.
Какие документы нужны для получения лицензии на скважину в СНТ или ОНТ
Однако в процессе оформления имеются свои загвоздки, а именно комплект документов, который придется собрать и приложить к заявлению о лицензировании скважины в СНТ или ОНТ.
Для получения лицензии на скважину Вам потребуются следующие документы:
- протокол общего собрания членов СНТ или ОНТ (копия или выписка из него) об избрании председателя и членов правления;
- паспорт заявителя и его доверенность (если документы подает не председатель СНТ или ОНТ);
- копия устава СНТ или ОНТ с отметкой налоговой о регистрации товарищества;
- письмо с обязательством заключить договор на бурение скважины;
- предложения по условиям пользования водой;
- карта-схема расположения участка недр в масштабе 1:2500 – 1:5000;
- расчет потребности в подземных водах;
- паспорта существующих скважин;
- сведения о режиме эксплуатации скважин;
- план сетей водоснабжения, если несколько скважин объединены между собой.
При этом, стоит отметить, что комплект документов может несколько варьироваться в зависимости от региона. За получением исчерпывающего списка документов, необходимых для получения лицензии в Вашем регионе, рекомендуем обратиться в уполномоченный орган государственной власти субъекта. Размещение подобной информации возможно и на региональном портале госуслуг.
Штрафы, предусмотренные за использование скважин СНТ и ОНТ без лицензии
Использование скважин СНТ и ОНТ без оформления лицензии допускалось до конца 2019 года. Однако с 1 января 2020 года подобное явление недопустимо и считается административным правонарушением.
Так в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее – «КоАП») за использование скважин в СНТ и ОНТ без лицензии предусмотрены следующие штрафы:
для граждан – от 3000 руб. до 5000 руб.;
для должностных лиц – от 30 000 руб. до 50 000 руб.;
для юридических лиц – от 800 000 руб. до 1 000 000 руб.
Также КоАП предусмотрены штрафы за использование скважин СНТ и ОНТ с нарушениями условий выданной лицензии:
для граждан – от 2000 руб. до 3000 руб.;
для должностных лиц – от 20 000 руб. до 40 000 руб.;
для юридических лиц – от 300 000 руб. до 500 000 руб.
Настоятельно рекомендуем обратиться к председателю вашего СНТ или ОНТ (или членам правления) за получением информации о лицензировании скважин(-ы) общего пользования и условиях их (ее) использования. Если лицензирование до сих пор не произведено, поторопите уполномоченных лиц на проведение сих действий, в противном случае штрафов не избежать.
Источник: geostart.ru
Как быть без лицензии в строительстве
Источник фото: https://www.pexels.com/
Как известно, с 11 января 2018 года вступили в силу очередные изменения в Жилищный кодекс РФ (далее – ЖК РФ), которые внесены и в часть 7 ст. 162 ЖК РФ. Если ранее управляющая организация должна была приступить к управлению многоквартирным домом (далее – МКД) в течение 30 дней с момента подписания договора управления, то теперь такая обязанность (соответственно, и право) возникает только с момента внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ. Буквально о праве на управления МКД только с момента внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ не говорится, но подразумевается и толкуется данная норма именно так.
Однако пункт 4 ст. 198 ЖК РФ (в ред. до 11 января 2018 г.) говорил о том, что при выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта РФ в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи.
То есть, до момента внесения вышеназванных изменений, сроки начала управления МКД не конкретизировались в жилищном законодательстве и позволяли толковать их неоднозначно. Это вызывало споры по моменту заключения договора управления и возникновению прав и обязанностей по нему. Нередки были случаи управления одним домом двумя управляющими организациями, выставления двойных квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) жителям.
Пресловутые отказы органов государственного жилищного надзора (далее – ГЖН) во включении дома в реестр лицензий управляющей организации при наличии судебного спора также порождали ситуации с «двойным управлением» МКД. Единственный плюс от таких пробелов в законе – отсутствие штрафов за управление домом «без лицензии», так как споры о законной управляющей организации в судах могли идти годами. Сроки начала управления в разных нормах ЖК разнились, что, как мы знаем, является «неустранимыми сомнениями в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности», что и позволяло избежать штрафов за управление «без лицензии»по КоАП РФ.
Верховный суд РФ Решением от 29.09.2017 № АКПИ17-704 установил:
«Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт «а» пункта 9 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. № 938/пр, в части, допускающей в качестве основания для отказа во внесении изменений в реестр и возврата заявления несоответствие заявления и документов требованию, установленному подпунктом «г» пункта 5 данного нормативного правового акта — отсутствие судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении». Раньше включения дома в лицензию можно было ждать до момента «пока рак на горе свистнет».
Также внесены изменения с начала 2018 года в часть 6 статьи 198 ЖК РФ, согласно которым сдаты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 ЖК РФ.
Однако некоторые особо рьяно исполняющие свои обязанности представители органов ГЖН, наверное, являются провидцами, которые, несмотря на отсутствие еще вышеназванных изменений, еще в 2016 году выдавали предписания о незаконности управления МКД без включения дома в реестр лицензий за управляющей организацией (УО). Радует, что такая практика не прижилась. По-видимому, адекватных сотрудников в ГЖН на порядок больше.
Однако одной управляющей организации из Ивановской области не повезло и именно ей «прилетело» от ГЖН за управление в отсутствие лицензии на дом в виде предписания вернуть деньги жителям за все время управления «без лицензии». После проведенного общего собрания в апреле и мае 2016 г., на котором собственники двух выбрали новую управляющую организацию, она неоднократно направляла в ГЖН заявление о внесении изменений в реестр лицензий. На основании действующей на тот момент нормы Закона(п.7 ст.162 ЖК РФ) приступила к исполнению договора управления в течение 30 дней с момента его заключения.
Так как орган ГЖН внес изменения в реестр лицензий только в июле 2016 года, то за июнь 2016 г. выдано предписание вернуть жителям двух домов собранные деньги. «Предпринимательские риски» управляющей организации, как любят писать в своих решениях суды.
И суды трех инстанций признали такое предписание органа ГЖН законным и обоснованным. Жаль, что упорства УО хватило только до кассационной инстанции.А может, наоборот, это было благом для всех УО. Ведь ВС РФ мог бы закрепить в своем решении эту практику, и в дальнейшем, аналогичные предписания ГЖН летели бы направо и налево по всей стране. Как говорится, все, что ни делается – к лучшему…
Управляющая организация в своих жалобах поясняла следующее:
«…Ссылаясь на положения жилищного законодательства, Общество настаивает на законности выставления квитанций жителям многоквартирных домов № 21 по Кохомскому шоссе и № 5 Г по проспекту Текстильщиков г.Иванова. Заявитель жалобы считает, что положения статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) устанавливают основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, а не условия изменения (приостановления) срока начала исполнения договора.
ООО «Управляющая компания «Корона» полагает, что часть 7 статьи 162ЖК РФ определяет момент начала исполнения управляющей организациейдоговора управления многоквартирным домом. По мнению заявителя жалобы,судом первой инстанции не учтено, что ООО «Управляющая компания«Корона» на основании названной нормы приступило к исполнениюобязанностей в соответствии с договором управления многоквартирным домом».
Однако суды апелляционной и кассационной инстанции не согласились с заявителем жалобы. В Постановлении АС Волго-Вятского округа от 07.04.2017 г. по делу № А17-7070/2016указал:
«…Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензийсубъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме изуказанного реестра, установлены в статье 198 ЖК РФ.
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации. Эти сведения лицензиат также обязан направить в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 данной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
При выполнении требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 названного Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи (часть 4 статьи 198 ЖК РФ).
Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом,управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания (часть 7 статьи 162 ЖК РФ).
Таким образом, возникновение у лицензиата права осуществлять деятельность по управлению конкретным многоквартирным домом обусловлено обязательным выполнением требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации».
В принципе, ничего удивительного в таком решении нет. Суды крайне неохотно выносят решения о признании действий и решений государственных органов незаконными. Это касается также,по большей части, и протоколов по административным делам. Толкование закона в пользу простых граждан и юридических лиц, если это не ресурсники или иные любители лоббировать свои интересы лица, в наших судах не принято. Как сказано в народной пословице: «Закон — что дышло…»
В свете изменений Жилищного кодекса остается надеяться, что аналогичные споры исчезнут в будущем. Однако изречение древнегреческого философа Аристотеля: «Природа не терпит пустоты» отлично подходит и к нашей отрасли ЖКХ, ик нашей судебной системе, хотя и речь в изречении шла о совершенно ином. И поэтому оснований для новых видов судебных разбирательств, думаю, будет еще множество. Ведь законы нашей страны будут всегда далеки от идеального, пока их принимают врачи, певцы и спортсмены, а монополисты — активно лоббируют свои интересы в законодательных органах, да и не только в них.
Источник: www.burmistr.ru
Ответственность за работу без лицензии
За осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, без необходимой лицензии предусмотрена ответственность вплоть до уголовной:
- лишения свободы на срок до восьми лет,
- штрафом до трех миллионов рублей,
- конфискацией орудий производства, продукции и сырья,
- возмещение в пользу государства всего дохода, полученного от деятельности, осуществленной без лицензии.
Деянием, сопряженным с извлечением дохода в крупном размере может быть признано получение дохода на сумму, превышающую сто тысяч рублей.
В соответствии с Федеральным законом №99-ФЗ от 04.05.2011 года более 50 видов деятельности подлежит обязательному лицензированию. И не соблюдение данных требований влечёт юридическую ответственность как административную, уголовную, в том числе и гражданскую.
Согласно ст.12 вышеуказанного закона лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
1) разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
2) разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
3) деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
4) разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации;
5) деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
6) производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции;
7) разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники;
8) разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники;
9) разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;
10) разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом;
(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11) деятельность по хранению и уничтожению химического оружия;
12) эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
13) утратил силу с 1 июля 2013 года. — Федеральный закон от 04.03.2013 N 22-ФЗ;
14) деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
15) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
16) производство лекарственных средств;
17) производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники;
18) оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений;
19) деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах;
20) деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров;
21) деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов;
22) деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
23) деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
24) деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
25) деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров;
26) деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов;
27) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;
28) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах;
29) деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
30) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности;
31) деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
32) частная охранная деятельность;
33) частная детективная (сыскная) деятельность;
34) заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов;
35) оказание услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
36) оказание услуг связи;
37) телевизионное вещание и радиовещание;
38) деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора);
39) деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности);
40)образовательная деятельность (заисключениемуказанной деятельности,осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»);
41) утратил силу. — Федеральный закон от 13.07.2015 N 216-ФЗ;
42) геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации, том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения Государственной границы Российской Федерации, установление, изменение границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований;
43) производство маркшейдерских работ;
44) работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;
45) деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства);
46) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой на территории инновационного центра «Сколково»);
47) фармацевтическая деятельность;
48) деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
49) деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;
50) деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения;
51) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами.
К какой юридической ответственности можно привлечь физическое или юридическое лицоза осуществление деятельности без лицензии и нарушение порядка лицензирования?
1. Административная ответственность
Кодекс об административных правонарушениях в ст. 14.1 теперь предусматривает ответственность за осуществление деятельности с нарушением условий лицензии или без лицензии.
Ст.14.1. часть 2.- Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Необходимо отметить, что статья 14.1 КоАП РФ предусматривает ответственность только за осуществление предпринимательской деятельности.
Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) влечет ответственность в соответствии со статьей 19.20 КоАП РФ
Часть 1.- Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Часть 2.- Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Помимо статей 14.1 и 19.20 КоАП РФ ответственность за осуществление деятельности без лицензии, а также за нарушение лицензионных требований и условий предусмотрена следующими статьями:
Статья 6.2. Незаконное занятие народной медициной
Статья 7.3. Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов
Статья 7.11. Пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения
Статья 8.17. Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море требований или условий лицензии;
Статья 8.40. Нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды и активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы;
Статья 9.1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов;
Статья13.3. Самовольные проектирование, строительство, изготовление, приобретение, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств
Статья 13.12. Нарушение правил защиты информации;
Статья 13.13. Незаконная деятельность в области защиты информации;
Статья 14.17. Нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
Статья 14.20. Нарушение законодательства об экспортном контроле;
Статья 18.13. Незаконная деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей;
Статья 20.11. Нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет;
Статья 20.16. Незаконная частная детективная или охранная деятельность;
Статья 20.23. Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.
Субъектами административной ответственности выступают юридические лица, индивидуальные предприниматели, должностные лица организаций, а также физические лица.
2. Гражданская ответственность
В соответствии со ст. 173 ГК РФ сделка, совершенная юридическим лицом, у которого нет лицензии на занятие соответствующим видом деятельности, может быть признана судом недействительной. Исковое заявление о признании сделки таковой подается юридическим лицом, его учредителем (участником) или государственным органом, осуществляющим контроль и надзор за его деятельностью, если доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать о ее незаконности.
Вопрос о недействительности сделки, совершенной при отсутствии лицензии, может возникать и в отношении предпринимателей-граждан. В этом случае необходимо руководствоваться ст. 173 Гражданского кодекса РФ в порядке аналогии закона.
Сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, либо юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна.
Кроме того, деятельность без лицензии может вызвать опасность возникновения последствий, предусмотренных статьей 173 ГК РФ, а именно признания сделки недействительной. При признании сделки недействительной, каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах — если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (пункт 2 статьи 167 ГК РФ).
Следует учитывать также и последствия в области налогообложения. Применение льготы по налогообложению невозможно, если отсутствует лицензия на ведение вида деятельности, подлежащего лицензированию.
3. Уголовная ответственность.
Уголовным кодексом РФ предусмотрена по ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство» за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии.
Под незаконным предпринимательством уголовное законодательство понимает «осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без лицензии в случаях, когда лицензия обязательна, или с нарушением условий лицензирования». Условием привлечения к уголовной ответственности является причинение в результате такой деятельности крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо извлечение дохода от данной деятельности в крупном размере.
В соответствии со ст. 17 УК РФ «Незаконное предпринимательство» предусмотрены следующие виды наказаний:
Часть 1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, -наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.03.2011 N 26-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. То же деяние:
а) совершенное организованной группой;
б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
Помимо указанной статьи уголовная ответственность за осуществление деятельности без лицензии и нарушение лицензионных требований и условий законодательством Российской Федерации предусмотрена установлена статьями:
Статья 172 УК РФ — Незаконная банковская деятельность — где максимальное наказание предусмотрено до 7 лет лишения свободы УК РФ.,
Статья 235 УК РФ — Незаконное осуществление медицинской деятельности или фармацевтической деятельности
1. Осуществление медицинской деятельности или фармацевтической деятельности лицом, не имеющим лицензии на данный вид деятельности, при условии, что такая лицензия обязательна, если это повлекло по неосторожности причинение вреда — наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, — наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.
Введена новая статья 235.1. УК РФ — Незаконное производство лекарственных средств и медицинских изделий
Ч.1. Производство лекарственных средств или медицинских изделий без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), —
наказывается лишением свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет или без такового.
Ч.2. Те же деяния, совершенные:
а) организованной группой;
б) в крупном размере, —
наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет или без такового.
Примечание. Крупным размером в настоящей статье признается стоимость лекарственных средств или медицинских изделий, превышающая сто тысяч рублей.
Источник: licenzia-kazan.ru
Отмена лицензирования в строительной деятельности. Допуски СРО.
С 1 января 2010 года строительные лицензии, с таким трудом полученные каждой строительной фирмой, прекратили свое действие. Вместо этого новый закон предлагает всем фирмам, желающий заниматься деятельностью в сфере строительства, вступать в СРО(саморегулируемые организации). В данной статье мы попытаемся разобраться, чем плохо лицензирование, что такое СРО, а также как получить заветный допуск.
Итак, почему законодатель отменил лицензирование в строительной деятельности?
Во-первых, система лицензирования строительной деятельности в значительной степени себя изжила и не только не соответствует принципам рыночной экономики, но уже сдерживает развитие строительной сферы.
Во-вторых, в комитете отмечают, что после череды обрушений реально ощущается опасность техногенных катастроф, обусловленная низким качеством строительства и эксплуатации возводимых зданий и сооружений, неадекватного затратам роста цен на жилье. При этом анализ действующей системы государственного управления и контроля в строительстве, показывает, что задействованные в многосложной системе как многочисленные, дублирующие друг друга государственные органы в целом, так и конкретные чиновники, в частности, не несут никакой ответственности за отсутствие надлежащего контроля и надзора в этой сфере деятельности за обеспечение прав потребителей. Сегодня получившие лицензию организации зачастую самоликвидируются сразу после завершения строительства конкретного объекта и бесследно исчезают с рынка, в результате потребителю их услуг просто некому предъявить претензию.
Следовательно, необходимо было изменить сам подход к признанию строительной фирмы способной осуществлять деятельность в соответствии со всеми требованиями нормативных актов и придерживаясь всех стандартов безопасности, а также способной адекватно отвечать по своим обязательствам.
Таким подходом стала система СРО.
Саморегулируемая организация (СРО) — некоммерческая организация, объединяющая юридические лица и (или) индивидуальных предпринимателей, созданная с целью регулирования определенной профессиональной деятельности или определенной отрасли. В России деятельность СРО регулируется Федеральным законом о саморегулируемых организациях № 315-ФЗ от 01.12.2007 г.
Согласно этому закону СРО устанавливают собственные стандарты и правила профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации, и контролирует их исполнение, а также обеспечивает дополнительную имущественную ответственность своих членов перед потребителями произведенных работ (товаров, услуг) и иными лицами. За нарушение стандартов предусматривается дисциплинарная ответственность: вынесение предписания или предупреждения о необходимости устранения нарушений, наложение штрафа и даже рекомендация об исключении из членов организации. То есть государство, отменяя лицензирование и подталкивая строительные организации к объединению в СРО, передаёт часть своих функций по контролю и регулированию строительного рынка самим участникам рынка.
Таким образом, обязательным условием нормального функционирования организации в сфере строительства является допуск к осуществлению строительных работ. Получить такой допуск можно, вступив в саморегулируемую организацию, став членом СРО.
В Комитете Госдумы по собственности полагают, что создание СРО в строительной отрасли — более эффективный путь для продвижения рыночных отношений в стране и одновременно форма контроля за участниками рынка. По мнению комитета, предлагаемые в законопроекте нормы позволят унифицировать стандарты строительной деятельности, обеспечат развитие данного сектора рынка. Все это будет способствовать повышению качества выполненных работ и услуг в области строительства.
Однако в деятельности СРО существуют и отрицательные моменты. Одна из самых серьезных проблем – возможная монополизация строительного рынка и вытеснение с него мелких и средних организаций. По статистике, из всего объема выполненных строительных работ в России только порядка 40% приходится на долю крупных и средних организаций. Остальные 60% выполняются малыми организациями, которые никогда не станут членами СРО. Одним из способов недопуска мелких организаций на строительный рынок является установление слишком большого взноса в компенсационный фонд СРО, который осилят далеко не все фирмы.
Кроме возможной монополизации рынка, при введении СРО можно ожидать не улучшения, а ухудшения качества строительства и проектирования, полагают некоторые эксперты. Ведь даже при государственном лицензировании и контроле за строительной деятельностью возникает масса проблем. Например, по данным Дмитрия Аристова, руководителя инспекции по государственному строительному надзору, контролю и надзору в области долевого строительства, почти 40% зданий в 2007 году было возведено без получения соответствующих разрешений. Не исключено, что, если государство ослабит контроль над отраслью, этот показатель станет еще выше.
Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что единственным легальным способом осуществления строительной деятельности с 1 января 2010 года является деятельность при наличии допуска СРО. Такой переход строительной отрасли на саморегулирование теоретически имеет как позитивные, так и негативные последствия Какое влияние это окажет на строительную сферу, станет ясно уже скоро.
Источник: e-vid.ru