Завтра, 29 ноября, состоится историческое для всего Дальнего Востока событие — официальная церемония завершения строительства первого автомобильного моста между Россией и Китаем. Это уникальный международный проект, аналогов которому нет нигде в мире. Задумка соединить берега Амура между Благовещенском и Хэйхэ родилась еще при советском генсеке Брежневе, но осуществить ее удалось только спустя полвека уже при президенте Путине. Почему реализация «воздушного» долгостроя год из года откладывалась, а приграничные города так долго наводили мосты, чтобы построить настоящий, и из-за чего тогдашний губернатор Александр Козлов хлопал дверью на переговорах с китайцами — в специальном репортаже «Амурской правды».
60-е годы: Авраменко убедил генсека Брежнева отказаться от моста
История с мостом вполне может отпраздновать 55-летний юбилей. Считалось, что первые разговоры о возможном его строительстве начались в 1986 году. Оказывается, намного раньше: еще в 60-е годы прошлого столетия! Первым секретарем Амурского обкома КПСС тогда был Степан Авраменко, который руководил Приамурьем более 20 лет.
В России началось строительство крупнейшего завода по производству микроэлектроники
Для многих амурчан он — целая эпоха, как для всего советского народа — Брежнев. Сам Леонид Ильич однажды позвонил Авраменко и спросил, как тот относится к идее строительства моста через Амур. «Я считаю мост — это опасность для России», — был категоричен Авраменко. И вопрос сняли с повестки.
Об этом эпизоде экс-глава региона впервые рассказал ровно 14 лет назад, когда на тот момент благовещенский тележурналист Игорь Горевой был у него в гостях в Москве — известный амурчанин последние годы жил в столице. В статусе «первого» Авраменко находился с сентября 1964 по июль 1985-го. Это было время невиданных темпов строительства жилья и многих крупных объектов: возводили Зейскую ГЭС, БАМ, Благовещенскую ТЭЦ, аэропорт, хлопкопрядильную фабрику, Амурскую птицефабрику, автодорожный мост через Зею, а вот мост через Амур Степан Степанович строить не позволил.
Степан Авраменко, интервью, 2005 год. Фото из архива Игоря Горевого.
— Мы встречались с Авраменко 25 ноября 2005 года, я брал у него большое интервью и спросил, как он относится к строительству моста. Потому что тогда эта идея уже получила документальное воплощение: было подписано межправительственное соглашение, — вспоминает Игорь Горевой. — Он мне ответил: «Я отношусь к этой идее категорически плохо. Мало того, скажу вам: еще в 60-е годы, когда эта идея впервые возникла, мне звонил Леонид Брежнев и спрашивал мое мнение. Я активно высказался против и прямо настаивал на том, что этого делать нельзя: отношения с соседом могут в любое время ухудшиться. »
Авраменко можно понять: вскоре часть его политической работы пошла в русле враждебных пограничных отношений с Китаем, где началась «культурная революция». Если бы мост построили, он все равно бы простаивал: торгово-экономические отношения между странами на долгие годы были прекращены. «Я помню, как ребенком гулял по набережной, видел три ряда колючей проволоки вдоль берега, военные доты и думал, что скорее на Марс полечу, чем окажусь в Китае.
Но шел уже 2005 год, казалось бы, времена изменились. И меня очень удивил тогда ответ уже сильно постаревшего Авраменко: «Хотя времена изменились, но мое мнение не меняется: я и сейчас против строительства моста через Амур на китайский берег. Считаю, что это опасность для России». Это его историческая фраза», — говорит Горевой.
80-е годы: «Будем строить мост, но в следующей пятилетке!»
После смерти Мао Цзэдуна в 1976 году отношения с Китаем начали постепенно восстанавливаться, но окончательно потеплели лишь при Горбачеве, символом чего стал его визит в Китай в мае 1989 года — первый за 30 лет после охлаждения со времен Хрущева.
Первое межправительственное соглашение по строительству моста было принято при губернаторе Кривченко в начале 90-х.
— Еще в начале восьмидесятых на партийно-хозяйственных активах и сессиях поднимался вопрос о строительстве моста через Амур. Все признавали, что для развития отношений с Китаем это целесообразно экономически. Но каждый раз строительство переносили на следующую пятилетку. Нам многое обещали, но в следующей пятилетке, — вспоминает Альберт Кривченко, который в те годы был членом КПСС и работал корреспондентом ТАСС в Амурской области.
В июле 1988-го дошло до конкретных действий: Амурский облисполком выдвинул в адрес города Хэйхэ и правительства провинции Хэйлунцзян предложение о совместном строительстве мостового перехода через пограничную реку. Стороны договорились об обращении к правительству двух стран с просьбой об одобрении проекта и скорейшем его осуществлении. Но грянула перестройка — в период развала экономики властям было не до моста.
90-е годы: воплотить идею мешала конфронтация власти
Китайские туристы прибыли в Благовещенск, 1988 год: облисполком предложил китайской стороне предложение о совместном строительстве моста.
На волне демократических перемен, когда Альберт Кривченко в октябре 1991-го возглавил Амурскую область, он с командой решил: переносить строительство моста можно до бесконечности — надо браться и делать.
— Нужно было проводить инженерно-технические изыскания, но всей землей распоряжался областной Совет народных депутатов. А в те годы между новой исполнительной властью и Советами с большинством коммунистов было сильное противостояние. Это были враги. Работать было просто невозможно: я, как глава области, принимаю постановление — депутаты его отменяют.
И так было по всей стране, — вспоминает Альберт Аркадьевич. — Облсовет делал все в пику администрации. Так и с мостом получилось. Еще ранее специалисты определили — мост нужно строить в районе села Верхнеблаговещенского, где Амур узкий и скальная порода выходит прямо к поверхности. Но депутаты выделили нам другой участок — за Зеей в районе Каникургана. Он был менее перспективный: остров возле Каникургана делает подходы к мосту с нашей стороны весьма протяженными, а это и значительное удорожание проекта, и диспропорция в инвестициях — нам нужно было вкладывать в строительство моста больше средств, чем китайцам.
После переговоров с китайской стороной в марте 1992 года на Амуре провели торжественный митинг: с двух сторон на лед вышли люди из Благовещенска и Хэйхэ, произнесли трогательные речи о дружбе и укреплении двусторонних отношений. В Хэйхэ не было специалистов, которые бы провели изыскания дна реки, амурчане предоставили своих.
Мост — дело долгоиграющее, а из-за тонкого льда по 5—6 месяцев в году Амурская область была отрезана от Китая. Еще тогда родилась идея — быстро перебросить через Амур канатную дорогу для развития туристических потоков, а для тяжелых грузов сооружать зимой понтонный мост. Без помощи военных властям это было не осилить.
Кривченко встречался в Москве с тогдашним министром обороны Павлом Грачевым, просил, чтобы он выделил для Дальневосточного военного округа два понтона. Но самый главный вопрос был — где взять денег на мост? Поэтому была образована ассоциация — чековый инвестиционный фонд «Амур – Зея».
— Ваучеры обменивались на акции этого фонда, и своим приоритетом этот фонд ставил строительство моста. Его возглавил Александр Сурат. Он был моим заместителем, а потом даже полгода областью руководил. Беда того времени была в конфронтации ветвей власти. Я был у власти всего полтора года, до мая 1993-го. Главы региона часто менялись, а преемственности не было.
Приходил новый губернатор — и сразу демонстративно отвергалось все, что было наработано предыдущей командой. К сожалению, так было, — констатирует Кривченко. — К примеру, Полеванов — он и канатную дорогу не разрешил строить (хотя один из амурских предпринимателей уже нашел серьезных инвесторов в Москве), и строительство моста отвергал напрочь.
Владимир Полеванов хотел строить тоннель через Амур
— Я посчитал, что канатная дорога — это экзотика и бессмысленная трата денег, хотел строить тоннель. И мы бы его построили года за полтора, если бы я задержался в области. Но назначения президента не обсуждаются, — вспомнил Владимир Полеванов свой отъезд в Москву в ноябре 1994-го, когда он возглавил Госкомимущество и стал вице-премьером Правительства РФ.
Экс-губернатор Приамурья и сегодня убежден, что лучшим вариантом для России было бы строительство не моста, а тоннеля под Амуром по трем причинам.
— Строительство моста на таких крупных реках на порядок более сложное и дорогое занятие: я просчитывал примерно,что мост раз в десять раз будет дороже, чем возведение тоннеля. А на тот момент в области были великолепные бригады проходчиков тоннелей с БАМа, которые оставались без работы. Во-вторых, тоннелю не угрожают ледоходы и паводки, он меньше подвержен природным катаклизмам.
И самое главное: мост — это не только средство связи между двумя странами, при ухудшении отношений с Китаем мост предстоит взрывать, в то время как тоннель можно просто затопить, а когда ситуация нормализуется, откачать воду и снова использовать. Сегодня Китай — наш партнер и союзник, но теоретически мы обязаны просчитывать все. Что будет завтра, никому не ведомо.
Китай становится уверенным мощным центром силы. Это абсолютно прагматичная страна: дружит ровно до тех пор, пока это ей выгодно. Поэтому я не поддержал идею моста, — объясняет Полеванов.
2000-е годы: приезд Грефа спутал Короткову планы
Вопрос строительства автодорожного моста через Амур неоднократно поднимался и в Минтрансе России, и в Минтрансе Китая. Дважды — в 1996 и 2005 годах — стороны даже приступали к разработке технико-экономического обоснования будущего моста. И тем не менее проект не реализовывался.
В 2004 году амурская пресса пестрила заголовками: «Губернатор Коротков провел переговоры с китайцами», «Стороны навели мосты», «Строительство моста через Амур начнется уже в этом году». Не началось ни в этом, ни в следующем, хотя работа была продела большая.
Финансово-строительная компания «Мост» провела инженерно-строительные изыскания, разработала и скорректировала проекты мостового перехода и автострады, схемы организации предмостового комплекса. Был готов бизнес-план проекта, который по тем деньгам оценивали в 140 миллионов долларов, — мост можно было построить за три года.
К району строительства даже линии электропередачи подвели и смонтировали электрическую подстанцию. Но о сроках начала строительства власти региона молчали. Нужно было получить положительное заключение Главгосэкспертизы РФ. И все ждали, когда Москва вынесет свой вердикт.
Китайцы были так уверены в благополучном исходе вопроса, что решили не дожидаться, пока российские власти дадут добро, и приступили к строительству подъездных путей к будущему мосту. Жители Каникургана наблюдали, как на другой стороне Амура кипят работы.
На 19 сентября 2005 года власти Народного правительства города Хэйхэ наметили торжественную закладку первого камня под строительство будущего моста. В Приамурье в это время был с визитом Герман Греф — на тот момент глава Минэкономразвития России. Все ожидали, что он примет участие в церемонии. Но Греф в Китай не поехал. Главный финансист страны весьма скептически отозвался о необходимости строительства моста через Амур, сказал, что не понимает преимущества этого проекта для России.
«Челночные» партии товара «для себя» превышали официальный объем импорта из Китая: в 2004-м — порядка $40 млн.
Игорь Горевой: без «длинной воли» Олега Кожемяко моста бы не было
Громкие заявления Короткова о строительстве автомобильного перехода постепенно стихли, а через год об этом уже никто не вспоминал — мост затмила череда уголовных губернаторских дел: сначала в отношении самого Леонида Викторовича в 2007 году, а затем два года «вели» команду Колесова. После пяти лет затишья вопрос поднял назначенный губернатором Кожемяко в марте 2011 года министр внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Игорь Горевой.
78
тысяч россиян и 94 тысячи китайцев воспользовались пограничным таможенным переходом в 2002 году, в 2004-м поток возрос: россиян — 165 тысяч, китайцев — 102 тысячи
— Сложно развивать торговые отношения и туризм, когда регион, по сути, оказывался в транспортном тупике. Перед глазами уже была «стратегическая трагедия» Благовещенска 120‑летней давности, когда Транссиб прошел мимо нас. Тогда Хабаровск начал бурно развиваться, а Благовещенск чахнуть.
А тут еще мы только что бездарно профукали железнодорожный мост, и инвестор из нашего Каникургана ушел в Нижнеленинское и развернул там активные работы. Забайкальцы тем временем тоже возвели у себя два небольших локальных моста через пограничную Аргунь. И только мы, громко заявляя, что у нас самая протяженная граница с Китаем, при этом не имели в будущей игре ни одного козыря.
Я, с одной стороны, начал рисовать Олегу Николаевичу всю эту «географию с историей» и доставать его этим где только мог — в «белом доме», в вертолете, в командировках, — говорит Игорь Горевой. — С другой стороны, я попытался привлечь на свою сторону владельца «АмурАССО» Владимира Николаевича Сушкова. Он уже скупил когда‑то контрольный пакет компании «Мост» (помните, как все в 1992‑м дружно сдавали свои ваучеры на этот мост?).
Скупил для того, чтобы блокировать этот проект. Это было умно. Я понимал, что это главный противник моста. Уже через 2 недели мы пили с ним чай. Я убеждал его, что мост все равно будет построен, хочет он этого или нет, и лучше ему это признать и самому стать основным инвестором, чем противодействовать и проиграть.
А он называл мне 7 причин, по которым мост в Каникургане «точно не будет построен». Думаю, он на самом деле верил в то, что сможет победить.
В 2011—2012‑м была какая‑то особая аура, звезды правильно сошлись, смеется Горевой.
— Все сразу двинулось, и милю мы тогда же как проект сделали. Летом 12‑го Кожемяко впервые озвучил на переговорах «нашу тройную задачу» — понтон, канатка, большой мост. После этого пошел активный международный диалог и постоянная работа в правительстве по этим проектам. Лев Гумилев говорит про Чингисхана, что в 12-м веке у монголов стали рождаться «люди длинной воли», пассионарии, которые не только хотели, но и каждый день бились за воплощение своих планов. Так вот, без длинной воли Кожемяко и его команды (в которую тогда входили, на минуточку — и Козлов, и Орлов) моста через Амур просто не было бы.
Фото: Андрей Ильинский
Горевой берет фломастер и пишет на доске в своем рабочем кабинете крупно фамилию: «Дедюшко».
— Марина Владимировна по поручению губернатора создала рабочую группу, которая собиралась в течение трех лет (2012—2015) каждый четверг, как говорится, «в любую погоду». Это был блестящий пример проектного управления. Именно креативная и постоянная работа этой команды при мощной административной поддержке губернатора дала результат. Нужно было решить головоломку: как без государственного финансирования, без денег госкорпораций построить международный мост.
В конце 1992‑го мост планировали построить напрямую между двумя пограничными городами — в самом узком месте вверху Благовещенска. Технически замечательно, но для жителей небезопасно. Город находится в низине, а с той стороны всегда дуют бризы. Загрязненный воздух создавал бы городу экологическую угрозу.
Марина Дедюшко: «Мы создали уникальную финансово-экономическую организационную модель»
«Автомобильному мосту через Амур быть» — с таким заголовком в октябре 2013 года в «Амурской правде» вышло сообщение о переговорах, которые премьер-министр Дмитрий Медведев провел в Китае. Подписанный в КНР протокол воскресил надежду на появление международного моста. Но тогда мало кто верил, что проект снова не уберут в стол на десятилетия.
Через два года идею еще раз подтвердили на высшем уровне. В 2015 году во время визита российского президента Владимира Путина в Китай было подписано соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о строительстве моста через реку Амур.
Прежде чем встать на твердую опору, проект моста прошел трудный путь согласований. Амурской команде, которая занималась этой идеей, пришлось учитывать множество нюансов и буквально с нуля разработать схему финансирования стройки.
— Я уверена, что каждый губернатор Амурской области, каждый министр экономики, транспорта тоже ставили перед собой такую задачу. Тем не менее до 2015 года этот проект не двигался с места. Когда мы приступили к нему, мы сначала пошли по пути наших предшественников, — рассказала Марина Дедюшко.
Грандиозная стройка оценивалась примерно в 19 миллиардов рублей. Амурской области такие объекты не по карману, поэтому сначала региональные власти надеялись получить финансирование за счет одной из государственных программ. Но вскоре стало ясно, что федеральный бюджет тоже не готов к таким затратам. Амурская команда начала искать другие пути.
13
километров подъездных путей к мосту возвели на российском берегу, и 6 километров — на китайском
— Были многочисленные встречи с инвестиционными фондами, с компаниями по привлечению средств на строительство мостового перехода. Но перспективы были слишком туманные, а вкладывать средства нужно было на очень долгий срок, — объяснила Марина Владимировна. — Аналогов такого проекта в России нет. Мы продумывали концессию на российскую часть моста, что тоже нелогично, потому что невозможно объявлять концессию на половину технического сооружения. Был поиск, напряженный и очень интересный. Мы практически сами создали свою уникальную финансово-экономическую организационную модель, аналогов которой не было.
Амурчане предложили создать концессионное соглашение под руководством двух правительств: Амурской области и провинции Хэйлунцзян. Причем концессионером — инвестором, который построит мост и будет его эксплуатировать, пока не возместит затраты, — должна была стать совместная российско-китайская компания, акции которой поровну делили бы правительства двух соседних регионов.
— Много времени ушло на то, чтобы эту модель отстоять в федеральных структурах. Потому что она меняла все принципы межправительственного соглашения 1995 года. Были многочисленные встречи, консультации, переговоры с Министерством транспорта, Министерством иностранных дел, со всеми контролирующими органами. И в 2015 году правительствами РФ и КНР было подписано межправительственное соглашение, которое включает в себя все основные принципы концессионной модели, — рассказала Марина Дедюшко.
«Я вставал и уходил из переговорной»
После жарких дебатов Александр Козлов и губернатор провинции Хэйлунцзян Лу Хао одобрили концессионное соглашение.
Концессионное соглашение вместе разрабатывали российская и китайская сторона. Оно должно было учитывать равные интересы сторон, а также соответствовать законодательству обеих стран. Одним из ключевых моментов переговоров было возведение амурской части моста. Китайские партнеры настойчиво предлагали построить весь мост своими силами.
Но амурчане были непреклонны — российскую часть должны строить российские компании. И, как вспоминают участники совещаний, градус эмоций на переговорах порой зашкаливал.
3900
тонн весит международный автомобильный мост
— Я вспоминаю, как мы с Лу Хао (губернатором провинции Хэйлунцзян. — Прим. АП) это на ВЭФ обсуждали. Он мне говорит: «Будут строить китайские строители», а я говорю: «Нет, только российские!» Несколько раз сходились! — рассказал министр по развитию Дальнего Востока Александр Козлов. — То есть я прям вставал и уходил из переговорки. Остыну — вернусь назад.
И опять: «Строить только наши будут!» Мне международники говорили: «Вы что! Это не по протоколу, нельзя так». А мне до протокола и дела нет, у меня такая, знаете, злость, что ли, что весь мост будут соседи строить, а не мы. Убедил я в итоге Лу Хао. До сих пор дружим.
По словам Марины Дедюшко, китайские партнеры также пытались взять на себя полное управление движением финансов, предлагали пункт взимания платы за проезд по мосту разместить только на стороне КНР.
— И они предлагали более дорогую стоимость проекта в связи с тем, что хотели все выполнить в граните, чтобы это было помпезно, красиво. Восток любит всю эту пышность, красивость и нарядность, — добавила Марина Владимировна. — Но все-таки разум всегда побеждал. Мы с самого начала говорили о том, что мы ни у кого ничего не просим, ни у кого ничего не занимаем, никому ничего не должны.
Мы вместе с вами строим этот мост. Всё. И мы их убедили. Причем у нас установились очень хорошие личные отношения. Появилось доверие к словам друг друга.
Например, если китайские коллеги говорят «это невозможно», ты понимаешь — это действительно невозможно. А если мы со своей стороны говорим: нет, так не получается, они соглашаются.
Мост сбылся
Губернатор Амурской области Александр Козлов и глава провинции Хэйлунцзян Лу Хао вместе нажали символическую кнопку, запустившую грандиозную стройку в декабре 2016 года.
Сложные переговоры вылились в совместную российско-китайскую компанию, с филиалом в Благовещенске. Она сформирована на паритетных началах, то есть представительство двух сторон в совете директоров равное и все вопросы решаются на совещаниях рабочих групп. Старт строительству моста дали в декабре 2016 года, а ранней весной на обоих берегах Амура начали забивать первые сваи.
Китайские специалисты возводили ровно половину моста — 540 метров, параллельно на второй части работали строители из России. Все работы на международном объекте были синхронизированы. И после начала работы перехода также на двух берегах откроются пункты взимания оплаты за проезд: россияне будут рассчитываться рублями, жители КНР — юанями.
— Самое главное — что смогли создать модель, благодаря которой появился мост, что смогли привлечь наших строителей, что загрузили предприятия. Что оборудование и материалы, из которых построена российская часть моста, отечественного производства. Кроме вантов — они из Франции. Помню, как договаривались с российскими заводами и то удовлетворение, когда потом в область приходили грузы с трубами, сваями, со всем тем, из чего сейчас построен мост! — вспоминает Александр Козлов. — Эмоция одна — мы смогли.
Строили на китайские деньги
При этом бюджетные средства с российской стороны в стройке не использовались. Работы велись за счет кредита, взятого на 16 лет. Гасить его будут постепенно за счет платы за проезд по мосту. Кстати, деньги российской стороне ссудил китайский банк.
— Обращались и к российским банкам, — рассказала Марина Дедюшко. — Но неверие в реализуемость этого проекта, необходимость длительного размещения средств, низкая доходность — российские банки отказались участвовать в этом проекте. Был выбран китайский банк, но это мог быть любой другой банк. Капитал не имеет национальности и границ. Так получилось, что китайский банк предоставил нам нормальные условия.
960
человек трудились на строительстве российской части моста в пик работ
При этом, по словам советника министра, китайская часть моста строится за счет бюджета КНР. Заемные средства потребовали только для российской половины. Но обязательства по возврату денег лежат на правительствах обеих приграничных территорий.
— Мы — совместные концеденты, вот в чем еще преимущество этого проекта. И вся плата, независимо от того, с российской или с китайской стороны она собрана, будет уходить на возврат кредита, — добавила Марина Дедюшко. — После ввода в эксплуатацию российская часть моста станет собственностью Амурской области, китайская — провинции Хэйлунцзян. И мост не является предметом залога для банка. В банк заложено право взимание платы за проезд.
По расчетам финансистов, проект должен окупиться за 12—16 лет. Для таких сложных транспортных объектов это небольшой срок. И, как отметила советник министра, возможно, что после этого можно будет снизить плату за проезд по мосту.
— Сейчас главное — вернуть заемные средства, соответственно, с процентами. Но этот проект не преследует цели достижения коммерческой рентабельности, получения прибыли. И после того как заемные средства будут возвращены, плата или будет значительно снижена до уровня эксплуатационных расходов, или вообще может быть отменена, — объяснила Марина Владимировна.
Мост поможет развитию
Фото: Андрей Ильинский
Историческая стыковка российской и китайской частей моста через Амур состоялась 31 мая 2019 года.
Открытие автомобильного моста Благовещенск — Хэйхэ, как отмечают специалисты, должно дать толчок для развития Амурской области. В том числе увеличить туристический потенциал региона. По расчетам специалистов, пассажиропоток должен достичь 2 миллионов человек в год. Пока исторический максимум, зафиксированный Благовещенской таможней в 2011 году, — 1,2 миллиона туристов в год.
630
грузовых автомобилей, 164 автобуса и 68 легковых автомобилей смогут проезжать по мосту каждый день
Кроме того, вырастут объемы международного экспорта, будут развиваться транспортно-логистические услуги. По расчетам специалистов, грузооборот увеличится до 4 миллионов тонн в год. Для сравнения: в 2018 году через Благовещенскую таможню прошло около 500 тысяч тонн.
— Как сегодня осуществляется грузоперевозка? Летом — паром (видели, какие там очереди?), зимой — понтонный мост. В межсезонье переправы нет. Бизнесмены складируют продукцию и не могут обеспечивать стабильные поставки в Китай. А будет мост — оплатил проезд, прошел контроль, поехал.
И так круглый год, — рассказал глава Минвостокразвития Александр Козлов. — В районе предмостовой зоны построят большой транспортно-логистический комплекс. Уже сейчас начинаем обсуждать, что здесь же может быть и железнодорожная станция. Мы начинали об этом говорить с китайской стороной еще в 2016 году, сейчас можем уже более предметно и осознанно все просчитать.
Понтонный мост стал первым шагом
Первым шагом к строительству автомобильного моста через Амур стало сооружение международной понтонной переправы. Впервые ее запустили в начале 2013 года. Она проработала пару дней в тестовом режиме, после этого движение было остановлено — на федеральном уровне не дали необходимого разрешения. Следующей зимой понтоны отработали уже полный сезон.
1200
тонн арматуры и 2,5 тысячи кубометров бетона уложено в основание проезжей части моста
— Пока мы решали задачу по строительству автомобильного моста, параллельно мы решили задачу льдоукрепляющей понтонной переправы, — рассказала Марина Дедюшко, в то время занимавшая пост зампреда амурского правительства. — Это дало нам дополнительно три месяца к сообщению между Благовещенском и Хэйхэ. Раньше движение начиналось только в январе, когда промерзал Амур. И на ледовой дороге каждый год были какие-либо чрезвычайные происшествия, аварии. На сегодняшний день есть совершенно безопасный способ передвижения. Но у нас два года ушло только на создание понтонной переправы.
На мосту откроют временный пункт пропуска
Движение по построенному мосту отроется весной 2020 года. Сначала пассажиров и грузы будут обслуживать на временном пункте пропуска. Как отметил Александр Козлов, позже начнется строительство капитального пункта пропуска. По проекту его сдадут в 2022 году. Федеральный бюджет вложит 1,6 миллиарда.
— Мы в свою очередь сейчас занимаемся разрешением на проезд легкового транспорта по мосту. Соответствующую ноту в КНР уже направили. Ждем, — добавил министр.
Развитие региона с преемственностью
В ближайшие годы Амурскую область ждет реализация других амбициозных инвестиционных проектов: «Золотой мили» и канатной дороги через Амур.
— Есть важный положительный момент — это преемственность в реализации проектов. Раньше было как: пришел новый губернатор, и все, что задумали и начали до него, отрицается. Сейчас развитие региона происходит с хорошей преемственностью: новый губернатор доделывает и реализует те проекты, которые начал предыдущий глава региона.
Это важный фактор стабильности, — подчеркнул Игорь Горевой. — И Александру Козлову надо сказать спасибо, за то, что он и начинал эту стройку в 2016‑м, и продолжает активно ее поддерживать сейчас, уже с поста федерального министра. Василий Александрович Орлов еще министром экономического развития активно занимался «Золотой милей» — на самом деле гигантским проектом для Благовещенска.
И сегодня видно, как дело мощно идет вперед при активном личном участии уже губернатора Орлова. Я вообще думаю, что его главный проект, из‑за которого он войдет в историю, — это не ГПЗ и не космодром. А именно миля. Все остальное сделают и без него — а милю не сделают. Потомки оценят именно это.
Александр Козлов, министр по развитию Дальнего Востока и Арктики:
— Мы благодарим всех, кто принимал участие в проекте. Юрий Петрович Трутнев поверил в нас. Я помню, он приезжал, вместе со строителями встречались, разговаривали. Зачем? Да потому что много примеров в стране, когда говорят, а в итоге недоделывают. Для нас же было важно действие, и чтобы нам поверили, что мы сможем это сделать. Меньше громких слов, больше поступков.
Вот это и был наш принцип работы. Я за эту стройку несу большую ответственность. Наш мост — это уже не просто региональный уровень, о нем знает Федерация и очень внимательно следит. Во-первых, это первый автомобильный мост РФ — КНР. Первый!
Соответственно, подвести нельзя. Во-вторых, мост строили по уникальной концессионной модели, без привлечения бюджетных денег. А это прецедент для нашей страны. И если он успешно реализовался, то почему бы этот же механизм не применить на других объектах?
Марина Дедюшко, советник министра по развитию Дальнего Востока и Арктики:
— Такие проекты случаются не каждый год, и даже не каждое десятилетие. Это проект, который принципиально меняет привычную картину. И, конечно, содержит в себе огромный импульс для развития, вообще для изменения структуры экономики. Когда мы входили в этот проект, у нас, кроме энтузиазма, ничего не было. Это сейчас кажется, что все легко и просто.
Но это было сложно, было много вопросов, мучительно искали ответы. Наверное, если бы мы тогда знали, как это будет мучительно и тяжело, может, не нашлось бы сил. Бывало, конечно, что и руки опускались. Но, с другой стороны, у нас были и поражения, и победы. И победы нас подталкивали вперед.
Этот проект состоялся по большому счету только за счет энергии людей.
Источник: ampravda.ru
Стройки века: самые известные долгострои России
В Омске решили заморозить строительство метро, которое длилось 26 лет. За это время власти потратили 14 млрд рублей и открыли только одну станцию. Теперь она работает как подземный переход. Омское метро —далеко не первый долгострой в России. Вспомнили самые грандиозные проекты, затянувшиеся на десятки лет.
Телевизионная башня Екатеринбурга
Когда началось строительство: в 1988 году.
Основную часть телебашни (высота 220 метров) построили к 1986 году, после чего работы заморозили. Остановку проекта власти объяснили финансовым кризисом 1991 года.
Позднее проект башни выставляли на аукционе, инвестировали средства, но несколько лет назад оказалось, что объект уже изношен на 40%, а денег на реконструкцию у правительства Свердловской области нет. В марте 2019 года телебашню в Екатеринбурге снесли.
Местные жители, узнав о планах по демонтажу, встали на защиту объекта: проецировали на нее надписи «Я живая» и «Путин, помоги» и даже устраивали забастовки, прорвавшись на конструкцию перед сносом.
Гостиница «Северная корона»
Когда началось строительство: в 1988 году.
Согласно проекту, объект должен был включать в себя пять ресторанов, бары, конференц-зал, спорткомплекс, бассейн, подземную парковку, лифты, фонтаны.
В 1991 году недостроенная гостиница перешла к мэрии Петербурга, а в 1992-м — акционирована в собственность банка «Санкт-Петербург». В 1995 году здание получило репутацию проклятого из-за того, что в его стенах от сердечного приступа скончался митрополит Санкт-Петербургский Иоанн в день празднования пятилетия банка. В 2000-х годах на территории планировали открыть отель Le Meridien, а затем детский сад. Но все попытки не увенчались успехом и сейчас внутри некогда роскошного проекта обитают только охранники.
Заброшенный ускоритель элементарных частиц
Когда началось строительство: в 1983 году
Заброшенный отечественной адронный коллайдер находится около наукограда Протвино на юге Московской области. В течении 11 лет с начала строительства возвели тоннель, уходящий под землю на 20-60 метров в глубину и многочисленные залы для оборудования. В 90-х годах, на уже почти готовый объект даже начали завозить аппаратуру, но из-за череды политических и финансовых волнений строительство приостановили и законсервировали. Сейчас ускоритель элементарных частиц находится практически в разрушенном состоянии.
Ховринская больница
Когда началось строительство: в 1980 году.
Здание в Северном округе Москвы начали строить в 1980 году, через пять лет работы заморозили, несмотря на то, что в корпусах частично установили сантехнику, завезли мебель и оборудование.
Одна из версий заморозки — нехватка финансирования, другая — просадка фундамента из-за того, что больницу возводили на болотистой местности.
В конце 2016 года власти объявили, что заброшенную постройку снесут. Недострой полюбился местным сталкерам, экстремалам и сатанистам. Кроме того, на территории больницы произошло несколько убийств.
В Хорвинской больнице проходили съемки сняли фильма ужасов «Ховрино. Блог из преисподней», а в повести «Кремль 2222. Ховрино» здание является местом зарождения зла.
Когда началось строительство: в 2007 году
В самом начале строительства стадиона «Зенит-Арена», в 2007 году, тогда губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко сказала, что арену откроют в конце 2009 года, и она обойдется бюджету в 6,7 млрд рублей. Однако в итоге на проект потратили более 40 млрд рублей, а первый матч на стадионе провели в апреле 2017 года.
Стадион планировали сделать по последнему слову техники: система безопасности, распознающая болельщиков, роботы-пожарные, раздвигающаяся крыша и многое другое. Но уже через несколько лет от многих идей отказались.
«Зенит-Арена» стала фигурантом нескольких крупных финансовых скандалов. В августе 2014 года директора одного из субподрядчиков Дмитрия Коршунова приговорили к четырем годам условно и штрафу в 570 млн рублей за мошенничество. В мае 2016 года бюджет проекта недосчитался еще 70 млн рублей. Сотрудники правоохранительных органов задержали директора московской компании «СтройЭлектроМонтаж» Василия Сливкина.
С момента проведения первого матча в апреле 2017 года стадион принял игры чемпионата и Кубка России, Лиги Европы и Кубка конфедераций. После некоторых матчей появлялась критика в адрес проектировщиков и строителей стадиона. В частности, сообщалось, что не работает раздвижная крыша и выдвижной газон. Сейчас «Зенит-арена» готовится к чемпионату мира 2018 года.
Расходы на строительство объекта сопоставимы с затратами на возведение лондонского стадион «Уэмбли» — самого дорого стадиона в мире. Только британский аналог построили за четыре года, а «Зенит-Арену» — за десять лет.
Здание РАНХиГС на проспекте Вернадского
Когда началось строительство: в 1992 году
Бизнес-центр «Зенит» — один из самых известных долгостроев Москвы. Он расположен на проспекте Вернадского.
Строительство комплекса началось в 1992 году. Однако на 80% готовности строительство объекта остановилось. Это произошло из-за финансовых проблем у компании Valany International— главного подрядчика.
Изначально здание планировалось как корпус Академии народного хозяйства, затем — как крупнейший бизнес-центр в столице с пятизвездочным отелем. В 2016 году стало известно, что здание все-таки достроят. Правительство выделит на это 8,7 млрд рублей. Завершить проект планируют к 2021 году.
Источник: info24.ru
ТОП-20 самых старых городов России: даты, факты, что посмотреть
Обзоры
Список старых городов России. Карта. Дата основания. Возраст. Численность населения. Был ли столицей.
Что интересного посмотреть. Отзывы туристов.
Старые города России просто пропитаны историей. Наша страна имеет корни, ушедшие в глубину веков. Неудивительно, что на территории страны много городов, чей возраст достигает, а порой и превышает тысячелетний рубеж. Давайте подробнее познакомимся с удивительной историей старейших российских городов, узнаем, что интересного было у них в прошлом, чем знамениты они сейчас.
Древнейшие русские города на карте
На этой карте отмечены интересные старинные города России. С ее помощью вы можете получить представление, в какой части страны расположен тот или иной город. Вы можете воспользоваться картой, чтобы составить для себя маршрут увлекательного путешествия или выбрать для посещения самый близко находящийся к вам город.
Самые старые города России: ТОП-20
Прежде чем сказать, какой город является старейшим городом России, давайте подробнее познакомимся с каждым городом нашей страны, имеющим почтенный возраст.
Керчь
Керчь
Место нахождения города: в восточной части Керченского полуострова, на склонах горы Митридат.
Дата основания города: 600 год.
Возраст города: 2621 год.
Являлся ли столицей России: нет.
Количество населения сейчас: 151 996 человек.
Что интересного посмотреть:
— гору Митридат со смотровой площадкой;
— обелиск Славы Бессмертным;
— руины античного города Пантикапей;
— морской порт;
— площадь Ленина;
— сквер Славы с вечным огнем;
— храм Иоанна Предтечи;
— старинную женскую гимназию;
— крепость Еникале;
— Керченскую крепость;
— историко-археологический музей;
— Лапидарий Керчи;
— Царский курган;
— Аджимушкайские каменоломни.
Какой самый старый город в России? Конечно же, Керчь. В этом месте еще в конце восьмого века до нашей эры была создана греческая колония под названием Пантикапей. Отсюда началось формирование древнего Босфорского государства, которое позже вошло в состав Понтийского царства. Только сто лет спустя этот город стал российской колонией.
Владеть этим город хотели многие, потому что его географическое положение, близость морских путей – были особой ценностью. Поэтому город последовательно переходил в руки Римской империи, Византии, Хазарскому каганату, Тмутараканскому княжеству, Османской империи. Только в 1774 году город стал русским.
Керчь постоянно подвергалась нападениям и разрушениям. Много раз была отстроена заново. Особенно пагубно на ней отразилась Великая Отечественная война. С 1991 по 2014 годы город находился в составе Украины. Только в марте 2014 года он снова вернулся в Россию, после чего Керчь и Краснодарский край были соединены мостом.
Дербент
Дербент
Место нахождения города: западное побережье Каспийского моря, на реке Суходол, немного севернее устья реки Рубас.
Дата основания города: 438 год.
Возраст города: 2007 лет.
Являлся ли столицей России: нет.
Количество населения сейчас: 126 606 человек.
Что интересного посмотреть:
— крепость Нарын-Кала;
— мечеть Джума;
— стена Даг-бары;
— городскую маяк;
— старинную разваленную церковь;
— Албанскую церковь;
— домик Петра Первого;
— ханский дворец;
— ворота Орта-Капы;
— кладбище Кырхляр;
— музей ковров и прикладного искусства;
— дербентские бани.
Это один из древнейших городов в мире. Первое поселение здесь возникло в конце четвертого века до нашей эры. Поэтому есть версии, что Дербенту пять тысяч лет, хотя ученые и доказали, что эти поселения не имеют отношения к самому городу. Офиально считается, что городу уже есть две тысячи лет, юбилей отмечался в 2015 году. Основан город был по приказу Иездигерда второго, когда Дербент являлся городом-крепостью на северной границе владений персов.
В 7 веке город стал арабским, в 11 веке его завоевали турки-сельджуки, в 13 веке сюда дошла татаро-монгольская орда. Только во второй половине семнадцатого века город штурмовал и взял Стенька Разин. Удерживать город было трудно, на него претендовали персы и турки. В 18 веке он был официально признан российским, но спустя тринадцать лет передан Ирану. Только в 1813 году город был официально передан России.
Старая Ладога
Старая Ладога
Место нахождения города: Волховский район в Ленинградской области, на реке Волхов, в тринадцати километров от ее впадения в Ладожское озеро.
Дата основания города: 753 год.
Возраст города: 1250 лет.
Являлся ли столицей России: да, был первой столицей Руси.
Количество населения сейчас: 1954 человека.
Что интересного посмотреть:
— историко-архитектурный музей-заповедник;
— урочище сопки;
— Никольский мужской монастырь;
— памятник Рюрику и Вещему Олегу;
— Горчаковщинский водопад;
— Свято-Успенский девичий монастырь;
— церковь Святого Георгия;
— церковь Рождества Иоанна Предтечи;
— храм Дмитрия Солунского.
Распределяя самые старые города России по возрасту, нельзя пройти мимо Старой Ладоги. Этот город сейчас считается простым селом, хотя ранее был признан первой столицей Древней Руси. Здесь начинал первые шаги своего правления князь Рюрик, потому что город находится на пути «из варяг в греки». Каменную крепость в городе заложил Вещий Олег, она до сих пор не имеет аналогов среди объектов русского зодчества. Кстати, захоронен он был на ладожских курганах.
В 1019 году город был преподнесён в дар невесте Ярослава Мудрого. В 114 году каменная крепость отразила нападение шведов, в честь чего был возведен храм Георгия Победоносца. Здесь молился Александр Невский перед исторической битвой с Ливонским орденом. В его память здесь был заложен мужской Никольский монастырь.
Великий Новгород
Великий Новгород
Место нахождения города: северо-западная часть РФ, в шестистах километрах от Москвы, в истоке реки Волхов.
Дата основания города: 859 год.
Возраст города: 1160 лет.
Являлся ли столицей России: есть мнение. что город являлся столицей Древнерусского государства.
Количество населения сейчас: 225 019 человек.
Что интересного посмотреть:
— Новгородский Кремль;
— Софийский собор;
— памятник «Тысячелетие России»;
— Ярославов Торг и дворище;
— Воротная башня гостиного двора;
— заповедник «Витославлицы»;
— Рюриково городище;
— государственный музей-заповедник;
— Часозвоня;
— Грановитая палата;
— музей изобразительных искусств;
— монумент Победы.
Это один из древнейших городов России. Считается, что история Великого Новгорода началась с Рюрикова Городища, находящегося в двух километрах от современного центра города. В 1136 здесь была образована Новгородская республика. В 1212 году город пережил ужасный пожар, в 1230 населения страдало от голода, в 1240 населения города под предводительством Александра Невского победили шведов в битве на Ладожском озере.
Во время царствования Ивана Грозного город был разорен опричниками. В 17 веке его оккупировали и разрушили шведы. Потом он был в составе Петербургской губернии, и, только в 1727 году стал частью Новгородской губернии.
После Великой Отечественной войны город был сильно разрушен.
Ростов Великий
Ростов
Место нахождения города: центральная часть России, Ярославская область, 53 километра на юго-запад от Ярославля.
Дата основания города: 862 год.
Возраст города: 1159 лет.
Являлся ли столицей России: нет.
Количество населения сейчас: 30 406 человек.
Что интересного посмотреть:
— Ростовский Кремль;
— Успенская звонница;
— Соборная звонница;
— Архиерейский двор;
— церковь Спаса на сенях;
— церковь Одигитрии;
— Митрополичий сад;
— Спасо-Яковлевский Дмитриевский монастырь;
— Аврамиев Богоявленский монастырь;
— церковь Вознесения Господня;
— озеро Неро.
Еще один из самых старых городов в России. Ростов Великий начинает свою историю с пятого века, когда на берегу озера Неро возникло Сарское городище. Здесь проживало финно-угорское племя, с девятого века здесь начали селиться славянские племена. С 989 года здесь княжил сын Владимира – Ярослав. Расцвет княжества произошел в 11-12 веках, здесь проходили торговые пути, активно велось строительство, возводились церкви.
В 13 веке город был взят монголо-татарским игом. А в 15 веке стал частью Московского княжества. В Смутное время он подвергался разрушениям. После открытия Ростовской ярмарки в 18-19 веках, город снова начал активно развиваться. В это же время развивался финифтяной промысел.
Муром
Муром
Место нахождения города: левый берег реки Ока, в ста тридцати семи километрах от города Владимир, на границе с Нижегородской областью.
Дата основания города: 862 год.
Возраст города: 1159 лет.
Являлся ли столицей России: нет.
Количество населения сейчас: 105 542 человека.
Что интересного посмотреть:
— памятник Илье Муромцу;
— Свято-Троицкий женский монастырь;
— Спасо-Преображенский монастырь;
— памятник Петру и Февронии;
— вантовый мост через Оку;
— село Карачарово;
— Благовещенский монастырь;
— Былинный камень;
— Воскресенский монастырь;
— Муромский калач.
Муром – это не просто древнейший город России, это место, где родилось множество сказов и былин. Впервые этого город был упомянут в «Повести временных лет». Сначала здесь правила династия Рюриковичей, затем Олег. После его смерти начались междоусобные войны, которые стали причиной братоубийства.
Считается, что в деревне под Муромом жил всем известный богатырь Илья Муромец. Здесь же жили святые Петр и Феврония, которые почитаются в православии. В годы Великой Отечественной войны здесь был тыл, а предприятия Мурома снабжали фронт всем необходимым. В городе был создан бронепоезд под названием «Илья Муромец».
Смоленск
Смоленск
Место нахождения города: западная часть страны, в верховьях реки Днепр, возле границы с Белоруссией.
Дата основания города: 863 год.
Возраст города: 1158 лет.
Являлся ли столицей России: нет, но город был столицей Белорусской ССР в течение пяти дней.
Количество населения сейчас: 320 170 человек.
Что интересного посмотреть:
— Смоленская крепость;
— Свято-Успенский кафедральный собор;
— набережная;
— Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны»;
— Смоленский камерный театр;
— Исторический музей;
— Католический костел;
— Художественная галерея;
— Кукольный театр;
— церковь Петра и Павла на Городянке;
— башня Громовая.
Список старинных городов России продолжает Смоленск. Много веков подряд этого город выступал своеобразным щитом для Москвы. «Повесть временных лет» упоминает Смоленск в качестве столицы кривичей. В 1127 году там княжил Ростислав Мстиславович. В 1232 году город был захвачен половцами, после он попал под влияние Литовского княжества, а в 1387 году много жителей погибло от чумы.
В 1514 году Василий Третий освободил город из-под владычества Литовского княжества, но в 1609 году его осадили войска поляков и включили в состав Речи Посполитой. После того, как его вернули в состав Руси, в 1812 году он был захвачен французскими войсками Наполеона. Когда русские войска отступали, они подожгли город. Восстановлен он был только в конце 19 века. В годы Великой Отечественной войны Смоленску было присвоено звание города-героя.
Белозерск (Белоозеро)
Белозерск
Место нахождения города: Вологодская область, на южном берегу Белого озера.
Дата основания города: 862 год.
Возраст города: 1160 лет.
Являлся ли столицей России: был столицей независимого Белозерского княжества.
Количество населения сейчас: 8464 человек.
Что интересного посмотреть:
— Белозерский Кремль;
— Спасо-Преображенский собор;
— Белозерский земляной вал;
— церковь Ильи Пророка;
— церковь Спаса Всемилостивого;
— Белое озеро;
— дом музей Орлова;
— интерактивная кузница.
Белозерск – это город, известный с давних времен. Он не имел видимых укреплений, люди жили мирно, занимаясь промыслом, не боясь нападений извне. В 1238 году город стал центром Белозерского княжества. В 1532 году от моровой язвы чуть не вымерло все городское население. Последние белозерские князья погибли в 1380 году на Куликовом поле.
Строительство города на новом месте началось в конце пятнадцатого века. Город был окружен валами и рвами, внутри поставили соборный храм Василия Великого.
В 1612 году город пострадал от нашествия польско-литовских отрядов. В дальнейшем город активно развивался, с 1846 был открыт канал вдоль берега озера, что усилило развитие торговли. В городе было много храмов, все они подвергались гонениям в 1938 году.
Псков
Псков
Место нахождения города: запад европейской части России, возле впадения реки Псковы в реку Великую, в центре Псковской низменности.
Дата основания города: 903 год.
Возраст города: 1110 лет.
Являлся ли столицей России: нет.
Количество населения сейчас: 209 426 человек.
Что интересного посмотреть:
— церковь Архангелов Михаила и Гавриила;
— храм Василия Великого на Горке;
— Псковский кром;
— Троицкий собор;
— Довмонтов город;
— Гремячая башня;
— Поганкины палаты;
— Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь;
— монумент «Ледовое побоище»;
— собор Иоанна Предтечи;
— музей «Медовый хуторок».
Архитектура старинных городов России поражает своим великолепием. если вы любите любоваться старинными зданиями. обязательно посетите Псков. Легенда гласит, что город был основан княгиней Ольгой. До 12 века он входил в состав Древнерусского княжества, потом стал частью Великого Новгорода.
В 13 веке, при князе Довмонте Псков активно развивался и расцветал. В 1348 году Псков получил независимость. его вечевая республика начала свое развитие. В 1517 году началось строительство укреплений около города, он противостоял Ливонскому ордену с запада, Литве – с юга. В годы ливонской войны шла тридцати недельная осада города, в результате которой Псков выстоял. В начале 16 века войска города отбили нападение шведов.
Известно, что в 1917 году именно во Пскове последний российский император Николай второй подписал манифест об отречении от престола. В годы Великой Отечественной войны город принял на себя удар противника, был взят немцами, освобожден он был в числе последних. К 1950 году завершилось основное восстановление города после войны.
Курск
Курск
Место нахождения города: в европейской части России, в центре Курской области, на Среднерусской возвышенности, на берегах реки Сейм.
Дата основания города: 1032 год.
Возраст города: 990 лет.
Являлся ли столицей России: нет.
Количество населения сейчас: 434 000 человек.
Что интересного посмотреть:
— стела «Курск – город воинской славы»;
— храм Георгия Победоносца;
-парк Первого Мая;
— церковь Воскресения Христова;
— здание Дворянского собрания;
— областной планетарий;
— Знаменский кафедральный собор;
— краеведческий музей;
— музей археологии.
Курск получил свое название от слова «курья» – означавшего заводь, речной залив, потому что он находился в месте впадения ручья Кур в реку Тускарь. Курский князь возвел в черте города крепость, ставшую мощным форпостом. Город входил в состав Переяславского. Черниговского княжеств. В 1238 году его разоряли татаро-монголы.
В 1360 году его захватили литовцы, в 1508 году Курск вошел в состав Русского царства.
В 1603 году город стал центром военно-административной жизни. В это же время возвели Курскую крепость. С 1612 по 1634 годы город выдержал несколько нападений со стороны литовско-польских интервентов. В годы Великой Отечественной войны город был оккупирован немцами, после долго восстанавливался.
Торопец
Место нахождения города: на Валдайской возвышенности, к западу, в двухстах шестидесяти трех километрах от Твери.
Дата основания города: 1074 год.
Возраст города: 947 лет.
Являлся ли столицей России: нет.
Количество населения сейчас: 11 527 человек.
Что интересного посмотреть:
— Богоявленская церковь;
— краеведческий музей;
— Свято-Тихоновская церковь;
— памятник адмиралу Петру Рикорду;
— памятник учителю;
— Свято-Тихоновский монастырь;
— Торговая площадь.
Тихий провинциальный Торопец был центром удельного княжества. В 1245 году здесь одержал свою победу Александр Невский. Однако, спустя время, литовцы все равно захватили город, вернули Торопец в страну только в 1503 году.
После продвижения русских границ на запад, город утратил былое военное значение. Теперь он стал общероссийским центром торговли. Война 1812 года обошла город стороной, в 1907 году здесь появилась железная дорога. Во время Великой Отечественной войны в области активно действовали партизанские отряды.
Суздаль
Суздаль
Место нахождения города: во Владимирской области, на реке Каменка, в двухсот тридцати километрах от Москвы, в двадцати трех километрах от Владимира.
Дата основания города: 1024 год.
Возраст города: 998 лет.
Являлся ли столицей России: да.
Количество населения сейчас: 9 597 человек.
Что интересного посмотреть:
— Кремль;
— тюремный замок;
— Спасо-Ефимиев монастырь;
— Посадский дом;
— Александровской мужской монастырь;
— Торговая площадь;
— Казанская церковь;
— Рождественский собор.
Список старых городов России продолжает Суздаль. В начале одиннадцатого века город входил в состав Киевского государства. При Юрии Долгоруком здесь возвели множество храмов. В смутное время Суздаль несколько раз попадал в руки польских интервентов. В 1612 году город хотели занять ополченцы.
В 1634 году сюда дошли крымские татары.
В 1776 году Суздаль снова получил звание уездного города. Сегодня – это настоящий туристический центр, многие здания которого внесены в список наследия Юнеско.
Ярославль
Ярославль
Место нахождения города: в центральной части Восточно-Европейской равнины, по оба берега Волги, в двухсот восьмидесяти двух километрах от Москвы.
Дата основания города: 1010 год.
Возраст города: 1012 лет.
Являлся ли столицей России: да, временно.
Количество населения сейчас: 601 403 человека.
Что интересного посмотреть:
— Ярославская стрелка;
— Губернаторский дом;
— Митрополичьи палаты;
— зоопарк;
— Успенский собор;
— церковь Ильи Пророка;
— Толгский монастырь;
— планетарий имени В. Терешковой;
— цирк.
Этот город был возведен Ярославом Мудрым для охраны подступов к Ростову Великому. В период монголо-татарского ига, город набирал силу, обособляясь от своей первоначальной роли. В 1257 году состоялась битва монголо-татар и местного населения на Туговой горе, в которой погибло много горожан. С 1463 года княжество вошло в состав Московского государства.
К концу 19 века это был один из самых крупных городов центральной части России.
Рязань
Рязань
Место нахождения города: центр Восточно-Европейской равнины, между реками Волга и Ока.
Дата основания города: 1095 год.
Возраст города: 926 лет.
Являлся ли столицей России: нет.
Количество населения сейчас: 534 801 человек.
Что интересного посмотреть:
— Рязанский Кремль;
— Спасо-Преображенский монастырь;
— набережная реки Трубеж;
— Почтовая улица;
— мемориальный музей-усадьба академика И. П. Павлова;
— Солотча;
— памятник Рязанский косопуз.
Рязань – старинный город, который первоначально назывался Переславль Залесский. Нынешнее название город получил только в 1778 году. На город нападали войска золотой Орды, в 1520 году город был присоединен к Москве.
В 1778 году было создано Рязанское наместничество, а в 1796 году – Рязанская губерния. В 1837 произошёл большой пожар, который уничтожил все деревянные постройки Рязани.
Во время Великой Отечественной войны город сильно пострадал от бомбардировок, но немцами захвачен не был.
Владимир
Владимир
Место нахождения города: в центре Владимирской области, на северо-востоке России, на левом берегу реки Клязьма.
Дата основания города: 990 год.
Возраст города: 1031 год.
Являлся ли столицей России: да, город был столицей северо-восточной Руси в 1157 году.
Количество населения сейчас: 352 347 человек.
Что интересного посмотреть:
— Соборная площадь;
— исторический музей;
— памятник Андрею Рублеву;
— Дмитриевский собор;
— Свято-Успенский кафедральный собор;
— памятник Александру Невскому;
— памятник крестителям Владимирской земли;
— дом Дружбы.
Продолжая рассматривать старые русские города России, остановимся на Владимире. Считается, что город заложил князь Владимир Мономах. Он стал опорным пунктом для защиты Ростово-Суздальского княжества. В 1196 году здесь были возведены Золотые ворота – белокаменные укрепления. В феврале 1238 года к городу подошли монголо-татары, они проникли в город и уничтожили много местных жителей.
В 1240 году город попал под власть литовцев. В 1299 году стал резиденцией русских митрополитов.
Волоколамск
Волоколамск
Место нахождения города: в Московской области, возле реки Городна, в девяноста восьми километрах от Москвы.
Дата основания города: 1135 год.
Возраст города: 886 лет.
Являлся ли столицей России: нет.
Количество населения сейчас: 18 372 человека.
Что интересного посмотреть:
— Волоколамский Кремль;
— мемориал героям-панфиловцам;
— Воскресенский собор;
— Никольский собор;
— усадьба Ивановское-Безобразово;
— Ярополец.
Первые упоминания об этом городе исходят от 1135 года. Он считается старейшим городом Московской области. Этот город был предметом для споров, его захватывал Юрий Долгорукий, потом он был отдан новгородцам. Смена власти в городе происходила часто. В 1238 году он был захвачен ханом Батыем. В 1328 году были отбиты нападения войска князя Тохтамыша.
В 1398 году город был отдан литовцам, в 1606 году оккупирован поляками.
В 1917 году здесь было много меньшевиков и эсеров. В 1941 году город оккупировали немецкие войска. В 2010 году Волоколамску присвоено звание «Город воинской славы».
Брянск
Брянск
Место нахождения города: на западе России, по обоим берегам Десны, недалеко от границы страны с Белоруссией и Украиной.
Дата основания города: 985 год.
Возраст города: 1036 лет.
Являлся ли столицей России: нет.
Количество населения сейчас: 399 579 человек.
Что интересного посмотреть:
— памятник освободителям Брянска;
— Курган Бессмертия;
— Покровская гора;
— Покровский собор;
— бульвар Гагарина;
— набережная;
— Спасо-Гробовский храм;
— Петропавловский монастырь.
Один из старейших городов нашей страны первоначально был укрепленным поселением на берегу реки Десна. В 1252 году он стал удельным городом. В 1246 году стал столицей черниговского княжества.
В 1708 году сюда приезжал Петр Первый, который заложил здесь корабельную верфь. В 1783 году в городе положили начало Брянскому Арсеналу, который отливал пушки. После гражданской войны, Брянск стал центром одноименной губернии.
В годы Великой Отечественной войны город был разрушен, его восстановление длилось несколько десятков лет.
Зарайск
Зарайск
Место нахождения города: в ста шестидесяти километрах от Москвы, на границе с Рязанской областью.
Дата основания города: 1146 год.
Возраст города: 860 лет.
Являлся ли столицей России: нет.
Количество населения сейчас: 22 722 человека.
Что интересного посмотреть:
— Зарайский Кремль;
— Собор Николая Чудотворца;
— Иоанно-Предтеченский собор;
— Зарайская стоянка;
— некрополь князя Федора, княгини Евпраксии их сына;
— торговые ряды;
— церковь Троицы Живоначальной.
Город впервые упоминается в 1146 году, его основал князь Федор Юрьевич. В 1237 году город был разрушен татаро-монголами. В 16 веке был присоединён к Московскому государству и стал важным оборонительным центром. В 1610 году здесь находился глава второго ополчения – Пожарский, чьими силами Москву освободили от польско-литовских интервентов.
В годы Великой Отечественной войны здесь охраняли подступы к Москве.
Углич
Углич
Место нахождения города: в Ярославской области, в ста километрах от Ярославля, в двухстах километрах на юго-запад от Москвы.
Дата основания города: 937 год.
Возраст города: 1084 года.
Являлся ли столицей России: нет, но был столицей Угличского княжества.
Количество населения сейчас: 31 452 человека.
Что интересного посмотреть:
— Угличский кремль;
— музей гидроэнергетики;
— церковь Дмитрия Царевича «на крови»;
— Богоявленский монастырь;
— Спасо-Преображенский храм;
— пожарная каланча;
— музей велосипеда.
Углич – еще один древний город нашей страны. Город основал псковский князь Ян, сын княгини Ольги. В 1328 году город был присоединен к Московским землям.
Именно здесь во время смутного времени, в 16 веке, погиб царевич Дмитрий. Угличский Кремль был построен в 1480 году, это старейшее гражданское здание России. В 18 веке город стал центром Угличской провинции. В 1940 году часть города была затоплена водохранилищем.
Нижний Новгород
Нижний Новгород
Место нахождения города: в центре Восточно-Европейской равнины, там, где сливаются Ока и Волга.
Дата основания города: 1221 год.
Возраст города: 800 лет.
Являлся ли столицей России: да, в течение двадцати лет.
Количество населения сейчас: 1 244 254 человека.
Что интересного посмотреть:
— Нижегородский Кремль;
— Нижегородская Кремль;
— площадь народного Единства;
— набережные города;
— канатная дорога;
— усадьба Рукавишниковых;
— Щелоковский хутор;
— чкаловская лестница.
Этот город знают все, не так давно он отметил свой юбилей. Как же складывалась его история? Город основал князь Юрий Всеволодович. Крепость Нижний Новгород занимала выгодной место, была удобным военно-стратегическим центром. Город много раз разоряли враги.
От стен Нижегородского Кремля в 1612 году двинулось народное ополчение во главе с Мининым и Пожарским для защиты Москвы от польско-литовских интервентов. В 1605 году здесь пребывал Лжедмитрий Первый. В 1722 году город посещал Петр Первый. С 1714 году город стал губернским, а с конца 19 века Нижний Новгород стал крупны научным и культурным центром страны.
Отзывы путешественников о старых городах России
Рассмотрев топ старых городов России, мы узнали о них много нового и интересного. Теперь давайте познакомимся с отзывами туристов о путешествиях в эти города.
Что говорят туристы:
— старинные города активно возрождаются, разрушенные культурные и исторические объекты реставрируют;
— не все гостиницы в небольших городах отвечают современным представлениям о комфорте;
— старые города – отличное место для неспешных прогулок и раздумий;
— в таких городах приятно посидеть в парках, на лавочках площадей;
— в таких городах всегда есть свой кремль – осмотр города нужно начинать именно с него.
Россия – страна с богатой историей. Неудивительно, что здесь много городов с многовековым летоисчислением. В них все дышит историей, поэтому их так любят посещать тысячи туристов, не только из нашей страны, но и из-за рубежа.
Жена и мама двух детей. Копирайтер с 6-летним стажем. Пишу для вас и с вами учусь писать хорошо 🙂
Источник: www.puteshestvuy.com