Эта статья может быть неуравновешенный к определенным точкам зрения. Пожалуйста улучшить статью добавив информацию о заброшенных точках зрения, или обсудите проблему на страница обсуждения. ( Январь 2013 )
Эта статья возможно содержит оригинальные исследования. Пожалуйста Улучши это к проверка заявленные претензии и добавление встроенные цитаты. Заявления, содержащие только оригинальные исследования, следует удалить. ( Май 2017 г. ) (Узнайте, как и когда удалить этот шаблон сообщения)
Эта статья может требовать уборка встретиться с Википедией стандарты качества. Конкретная проблема: Неадекватное ведение, неорганизованные разделы, общая потребность в редактировании Пожалуйста помоги улучшить эту статью если вы можете. ( Май 2016 ) (Узнайте, как и когда удалить этот шаблон сообщения)
В история строительства перекрывает многие другие поля, такие как Строительная инженерия и опирается на другие области науки, такие как археология, история и архитектура исследовать, как жили строители, и записывать свои достижения. Эти поля позволяют нам анализировать построен здания и другие структуры построен с предыстория, используемые инструменты и различные способы использования строительных материалов.
Началось строительство ГИГАфабрики в Калининграде. Объясняем зачем
История строительства развивается разными тенденциями во времени, отмеченными несколькими ключевыми принципами: долговечность используемых материалов, увеличение высоты и пролета, степень контроля внутренней среды и, наконец, энергия, доступная для процесса строительства. [1]
Хронологическое развитие
Неолитическое строительство
В Неолит, также известный как «Новый каменный век», был периодом примерно с 9000 до н.э. по 5000 год до н.э., названным потому, что это был последний период эпохи перед началом обработки дерева. Доступные инструменты были изготовлены из натуральных материалов, в том числе кость, Спрятать, камень, дерево, травы, животные волокна и использование воды. Эти инструменты использовались людьми для резки, например, ручной топор, измельчитель, тесло, и кельт. Также к царапать, нарезать, например, инструмент для отслаивания, фунт, проткнуть, катить, тянуть и отпускать.
Строительные материалы включали кости, такие как мамонт ребра Спрятать, камень, металл, кора, бамбук, глина, известковая штукатурка, и больше. Например, первый мосты сделанные людьми, вероятно, были просто деревянными бревнами, переброшенными через ручей, а позже лесные пути. В добавление к жить в пещерах и каменные убежища, первые постройки были простыми укрытиями, палатки как у инуитов тупик, и хижины иногда строится как ямы предназначен для удовлетворения основных потребностей защиты от элементов, а иногда и в качестве укреплений для безопасности, таких как кранног. Построен самодостаточный их обитателями, а не специалистами-строителями, с использованием местных материалов и традиционных конструкций и методов, которые вместе называются народная архитектура.
Началось строительство здания главного учебно-лабораторного корпуса ТюмГУ
Реконструкция неолитической укрепленной деревни с изображением частокол стена и дома на сваях на Pfahlbau Museum Unteruhldingen, Германия.
Самые простые укрытия, палатки, не оставляют следов. Из-за этого то немногое, что мы можем сказать об очень раннем строительстве, в основном является предположением и основано на том, что мы знаем о том, как сегодня кочевые охотники-собиратели и пастухи в отдаленных районах строят убежища.
Отсутствие металлических инструментов накладывало ограничения на материалы, которые можно было обрабатывать, но все же можно было построить довольно сложные каменные конструкции с изобретательностью, используя сухой камень методы ограждения, такие как Скара Брэ в Шотландии, самая полная неолитическая деревня в Европе. Первый глиняные кирпичи, сформированные руками, а не деревянными формами, относятся к периоду неолита и были обнаружены в Иерихон. Одним из самых крупных сооружений этого периода был Неолитический длинный дом. Во всех случаях деревянный каркас и бревно структур в этих очень ранних культурах, только самые нижние части стен и почтовые отверстия раскопаны при археологических раскопках, что делает реконструкция о верхних частях этих построек во многом предположительно.
Неолитическая архитектура варьируется от палатки до мегалит (расположение крупных камней) и каменная архитектура которые часто являются храмами, гробницами и жилищами. Самым замечательным сооружением эпохи неолита в Западной Европе является культовый мегалит, известный как Стоунхендж, которые, по мнению некоторых археологов, демонстрируют методы деревянного строительства, такие как Вудхендж переведен в камень, [2] процесс, известный как окаменение. Теперь разрушительные останки столб и перемычка конструкции и включают массивные перемычки из песчаника, которые размещались на опорных стойках с помощью паз и шип суставы; сами перемычки соединяются с помощью гребень и паз суставы. [3] Есть также свидетельства того, что каменная кладка была изготовлена заранее; симметричные геометрические массивы камня ясно указывают на то, что строители Стоунхенджа освоили изощренные геодезия методы. [4] Неолитические деревни, достаточно большие, чтобы иметь сельские и городские черты, называются протогорода отличить их от городов, начинающихся с Эриду.
Галерея неолитических инструментов
Человек, использующий ручной топор
Неолитический каменный топор с деревянной ручкой.
Серп для уборки урожая и соломенных материалов.
Различные костяные инструменты из Китая
Костяной молоток из линейной керамической культуры
Санки для перемещения тяжелых материалов.
Сверло по камню
Строительство эпохи меди и бронзы
Бронзовая пила из археологического памятника Акротири — Музея доисторической Теры — Санторини, Греция. Изображение: Норберт Нагель / Wikimedia Commons
В Медный век это ранняя часть Бронзовый век. Бронзу получают, когда к меди добавляют олово, а латунь — это медь с цинком. Медь вошла в обиход до 5000 г. до н.э., а бронза — около 3100 г. до н.э., хотя времена меняются в зависимости от региона.
Медь и бронза использовались для изготовления тех же инструментов, что и камень, таких как топоры и долота, но новый, менее хрупкий и более прочный материал резал лучше. Бронзе отливали желаемую форму, и в случае повреждения ее можно было переделать. Новый инструмент, разработанный в медный век, — это увидел. Другое использование меди и бронзы состояло в том, чтобы «укрепить» режущую кромку инструментов, таких как египтяне, используя медные и бронзовые наконечники для обработки мягкого камня, включая добычу блоков и создание каменной архитектуры.
В эпоху бронзы угловая арка вошел в употребление, например, для ульи гробницы. Колесо вошло в употребление, но не было распространено намного позже. Тяжелые грузы перемещались на лодках, санях (примитивные сани) или на роликах. Египтяне начали строить каменные храмы с столб и перемычка строительный метод, и греки и римляне следовали этому стилю.
Строительство железного века
Железный век — это культурный период примерно с 1200 г. до н.э. до 50 г. до н.э., когда железо широко использовалось для изготовления инструментов и оружия. Железо не намного тверже бронзы, но при добавлении углерода железо становится стали который производился примерно после 300 г. до н.э. Сталь может быть закалена и закаленный получение острой и прочной режущей кромки. Новый деревообрабатывающий инструмент, позволяющий использовать сталь, — это ручной самолет.
Древняя Месопотамия
Самые ранние крупномасштабные здания, свидетельства которых сохранились, были найдены в древних Месопотамия. Меньшие жилища сохранились только на следах фундамента, но более поздние цивилизации построили очень большие постройки в виде дворцов, храмов и зиккураты и особенно позаботились о том, чтобы изготовить их из последних материалов, благодаря чему очень значительные части остались нетронутыми.
О крупных технических достижениях свидетельствует строительство крупных городов, таких как Урук и Ура. В Зиккурат Ура является выдающимся зданием того периода, несмотря на капитальные ремонтные работы. Еще один прекрасный пример — зиккурат на Чога Занбил в современном Иране. Города вызвали спрос на новые технологии, такие как дренажные системы для сточных вод животных и людей и мощеные улицы.
Археологические свидетельства показали существование скольного кирпича. свод [5] такие как в Скажите ар-Римах на территории нынешнего Ирака.
Материалы
Основным строительным материалом был сырцовый кирпич, сформированные в деревянных формах, подобных тем, которые используются для изготовления саман кирпичи. Кирпичи сильно различались по размеру и формату: от маленьких кирпичей, которые можно было поднимать одной рукой, до больших, как большая тротуарная плитка. Были распространены и прямоугольные, и квадратные кирпичи.
Они были уложены практически любым способом, который только можно вообразить, и использовались со значительной изощренностью. На глиняных табличках более поздних периодов сохранились рисунки, показывающие, что здания были построены на кирпичных модулях. К 3500 г. до н.э. уволен кирпичи вошли в обиход, и сохранившиеся записи показывают очень сложное разделение труда на отдельные задачи и профессии. [ нужна цитата ] Обожженные кирпичи и камень использовались для тротуар.
Жизнь в целом управлялась сложным ритуалом, который распространялся на ритуалы возведения зданий и формования первых кирпичей. Вопреки распространенному мнению арка не был изобретен римлянами, но использовался в этих цивилизациях. [ нужна цитата ] Более поздние месопотамские цивилизации, особенно Вавилон и оттуда Сузы, разработали глазурованную кирпичную кладку в очень высокой степени, украсив внутренние и внешние части своих зданий рельефами из глазурованного кирпича, образцы которых сохранились в археологическом музее Тегерана, Лувр Музей в Париже и Пергамский музей в Берлине.
Деталь Ворота Иштар (575 г. до н.э.) демонстрирует исключительно прекрасную глазурованную кирпичную кладку более позднего периода. Глазурованные кирпичи были найдены с 13 века до нашей эры.
В скатный свод это тип, найденный в Месопотамии около 2000 г. до н.э.
Вавилон, место археологических раскопок в 1932 году, до крупных реконструкционных работ, предпринятых Садамом Хусейном.
Сушеные кирпичи укладываются в готовые к обжигу без использования печи.
Египетская каменная кладка со следами инструментов и замками-бабочками в Храм Ком Омбо началось 180-145 гг. до н.э.
Древний Египет
В отличие от культур древней Месопотамии, которые строили из кирпича, фараоны Египта строили огромные сооружения из камня. Засушливый климат сохранил большую часть старинных построек.
Материалы
Adobe (запеченный на солнце сырцовый кирпич ) конструкция использовалась для подсобных зданий и обычных домов в древние времена и до сих пор широко используется в сельских районах Египта. Жаркий и сухой климат идеально подходил для глинобитного кирпича, который смывается дождем. В Рамессеум в Фивы, Египет (Луксор) является одним из лучших примеров сырцовый кирпич строительство. Сохранились и обширные склады со сводами из сырцового кирпича, построенные с уклоном во избежание необходимости в опалубке.
Самые величественные здания были построены из камня, часто из массивных каменных блоков. Методы перемещения массивных блоков, используемые в пирамидах и храмах, были предметом широких споров. Некоторые авторы предположили, что более крупный объект может быть изготовлен не из камня, а из бетона. [ нужна цитата ]
Технологии
Хотя египтяне достигли выдающихся инженерных достижений, похоже, они сделали это с помощью относительно примитивных технологий. Насколько известно, они не использовали колеса или шкивы. Они перевозили массивные камни на большие расстояния с помощью катков, канатов и саней, которые тянуло большое количество рабочих.
Древним египтянам приписывают изобретение пандус, рычаг, токарный станок, печь, корабль, бумага, система орошения, окно, тент, дверь, стекло, гипсовая форма Парижа, ванна, замок, журавль, ткачество, стандартизированный система измерения, геометрия, силос, метод сверления камня, увидел, сила пара, чертежи в пропорциональном масштабе, эмаль, фанера, фанера, веревка ферма, и больше. Египетских руководств не сохранилось, поэтому было много предположений о том, как камни поднимались на большую высоту и воздвигались обелиски. Большинство теорий основано на использовании пандусов.
Имхотеп, живший примерно в 2650–2600 годах до нашей эры, считается первым архитектором и инженером.
Достижения
В пирамиды в основном впечатляют своими огромными размерами и ошеломляющей рабочей силой, которая должна была быть задействована при их строительстве. Самый большой — это Великая пирамида в Гизе который оставался самым высоким сооружением в мире в течение 3800 лет (см. Список самых высоких отдельно стоящих построек в мире ). Связанные с этим инженерные проблемы в основном были связаны с транспортировкой блоков, иногда на большие расстояния, их перемещением на место и точным выравниванием. Сейчас все согласны с тем, что квалифицированных строительных рабочих уважали и хорошо обращались, но, несомненно, для обеспечения грубой силы требовалось очень большое количество рабочих.
Методы, использованные при строительстве пирамид, были предметом значительных исследований и обсуждений (см .: Методы строительства египетских пирамид ).
Великая пирамида в Гизе, самое высокое здание в мире более 3800 лет
Древняя Греция
В древние греки подобно египтянам и месопотамцам, как правило, строили большинство своих обычных зданий из сырцового кирпича, не оставляя никаких свидетельств. Однако многие строения сохранились, некоторые из них находятся в очень хорошем состоянии, хотя некоторые были частично реконструированы или перестроены в современную эпоху. Наиболее драматичным является Греческие храмы. Греки добились многих успехов в технологии включая сантехника, то винтовая лестница, центральное отопление, городское планирование, то водяное колесо, то кран, и больше.
Самый старый «строительный чертеж» находится в Храме Аполлона на Didyma. Незавершенная каменная стена была выгравирована профилями колонн и молдинги, а стена так и не была закончена, поэтому рисунок не был стерт: редкая возможность заглянуть в историю рабочих строительных чертежей. [6]
Никакие деревянные конструкции (крыши, полы и т. Д.) Не сохранились, поэтому наши знания о том, как они были собраны, ограничены. Пролеты в основном ограничены и предполагают очень простые конструкции из балок и столбов, перекрывающих каменные стены. Что касается более длинных промежутков, неизвестно, изобрели ли греки или римляне ферма но римляне, конечно, использовали деревянные стропильные фермы. До 650 г. до н. Э. теперь известный древнегреческие храмы были построены из дерева, но после этой даты начали строить из камня. [7] Процесс повторения деревянной конструкции в камне называется окаменение [8] или «окаменевшие столярные изделия».
Обожженная глина в основном ограничивалась кровельная черепица и сопутствующие украшения, но они были довольно сложными. Черепица позволяет скат крыши характеристика древнегреческой архитектуры. Обожженные кирпичи начали использовать с известковый раствор. Очень известные здания были покрыты каменной черепицей, имитирующей форму их домов. терракота аналоги.
В то время как более поздние культуры имели тенденцию строить свои каменные здания из тонких слоев обработанных камней поверх обломков, греки, как правило, строили из крупных ограненных блоков, соединенных металлическими скобами. Это был медленный, дорогой и трудоемкий процесс, который ограничивал количество зданий, которые можно было построить. Металлические скобы часто выходили из строя из-за коррозии.
В строительных конструкциях в основном использовалась простая система балок и колонн без сводов или арок, которые устанавливали строгие ограничения на достижимые пролеты. Однако греки построили некоторые паховые своды, арочные мосты а у египтян — первое «высотное здание», Александрийский маяк, один из Семь чудес древнего мира.
Греческая математика была технически развитой, и мы точно знаем, что они использовали и понимали принципы шкивы, что позволило бы им построить кливеры и краны для подъема тяжелой каменной кладки на верхние части зданий. Их навыки съемки были исключительными, что позволяло им устанавливать невероятно точные оптические поправки на здания, такие как Парфенон, хотя используемые методы остаются загадкой. Более простые украшения, такие как рифление на колоннах, просто оставляли до тех пор, пока барабаны колонн не врезались на место.
Древние греки так и не разработали прочные растворы, которые стали важной чертой римского строительства.
Римская империя
Ручной рубанок был разработан в железном веке и, как было известно, использовался римлянами. Эти римские самолеты были найдены в Германии и датируются 1–3 веками нашей эры.
В отличие от предыдущих культур, о римском строительстве известно очень много. Выживает очень большое количество, включая целые неповрежденные здания, такие как Пантеон, Рим и очень хорошо сохранившиеся руины на Помпеи и Геркуланум. У нас также есть первый сохранившийся трактат об архитектуре автора Витрувий который включает обширные отрывки по строительной технике.
Материалы
Величайшим развитием римлян в строительных материалах было использование гидравлическая известь миномет называется Римский цемент. В предыдущих культурах использовались известковые растворы, но добавлялся вулканический пепел. пуццолана раствор затвердеет под водой. Это дало им прочный материал для объемной стены. Они использовали кирпич или камень, чтобы построить внешнюю оболочку стены, а затем заполнили полость огромным количеством конкретный, эффективно используя кирпичную кладку как несъемную опалубку (опалубку). Позже использовали деревянную опалубку, которую сняли для застывания бетона.
Примером храма из римского бетона I века до нашей эры является Храм Весты в Тиволи, Италия. Бетон был сделан только из щебня и раствора. Это было дешево, очень легко производить и требовало относительно неквалифицированного труда в использовании, что позволяло римлянам строить в беспрецедентных масштабах. Они использовали его не только для стен, но и для формирования арки, бочковые своды и купола, которые они построили на огромных пролетах. Римляне разработали системы полых горшков для изготовления куполов, а также сложные системы отопления и вентиляции для термальных ванн. [ нужна цитата ] .
Римляне заменили древесину бронзой в стропильных фермах крыши. Портик Пантеона который был введен в эксплуатацию между 27 г. до н.э. и 14 г. н.э. Бронзовые фермы были уникальными, но в 1625 г. Папа Урбан VIII заменил фермы деревом и расплавил бронзу для других целей. Римляне также изготавливали бронзовую черепицу.
Свинец использовался для кровельного покрытия, водопровода и канализации. Латинское название свинца — отвес таким образом сантехника. Римляне также использовали стекло в строительстве, цветное стекло в мозаике и прозрачное стекло для окон. Стекло стало довольно широко использоваться в окнах общественных зданий. [9] Центральное отопление в виде гипокауст, фальшпол, обогреваемый дымом дров или угля.
Организация труда
У римлян были торговые гильдии. Большая часть строительства была сделана рабы или свободные люди. Использование рабского труда, несомненно, сокращало затраты и было одной из причин масштабности некоторых построек. Римляне уделяли большое внимание постройке своих зданий очень быстро, обычно в течение двух лет. Для очень больших структур единственный способ добиться этого — задействовать огромное количество рабочих для выполнения этой задачи.
Технологии
Изобретение водяного колеса, лесопилка, и арка были римлянами. Римляне также начали использовать стекло для архитектурных целей примерно после 100 г. н.э. и использовали двойное остекление как изоляционное остекление. Римские дороги включены вельветовые дороги и дороги с твердым покрытием, иногда поддерживаемые на плотах или свайных основаниях и мостах.
Витрувий подробно описывает многие римские машины. Римляне разработали сложные лесные краны, позволяющие поднимать значительный вес на большую высоту. Верхний предел подъема, похоже, составлял около 100 тонн. Колонна Траяна в Риме содержит одни из самых больших камней, когда-либо поднимавшихся в римском здании, и инженеры до сих пор не уверены, как именно это было достигнуто.
Список самых длинных, высоких и самых глубоких римских построек можно найти в Список древних архитектурных записей Изобретательность римского строительства распространилась на мосты, акведуки, и покрыл амфитеатры. Их канализация и водоснабжение были замечательными, и некоторые системы все еще работают. Единственный аспект римского строительства, о котором сохранилось очень мало свидетельств, — это форма деревянных конструкций крыши, ни одна из которых, похоже, не сохранилась нетронутой. Возможно, были построены триангулированные фермы крыши, и это был единственный возможный способ создания огромных пролетов, самый длинный из которых превышал 30 метров (см. Список древнегреческих и римских крыш ).
Китай
На Дальнем Востоке применяли другой метод распиловки бревен, чем на Западе. ямка с пила: Концепция та же, но, как показано здесь, бревно расположено под углом и яма не используется.
Китай — культурный центр Восточной Азии, многие Дальний Восток методы и стили строительства произошли из Китая. Известным примером китайского строительства является Великая китайская стена построен между 7 и 2 веками до нашей эры. Великая китайская стена была построена с утрамбованная земля, камни и дерево, а позже кирпичи и плитки на известковом растворе. Проходы перекрывали деревянные ворота. Самые старые археологические образцы шиповых и врезных деревянных соединений были найдены в Китае примерно за 5000 лет до нашей эры.
В Инцзао Фаши это старейшее полное техническое руководство по китайской архитектуре. Китайцы следовали государственным правилам в течение тысяч лет, поэтому многие из древних уцелевших зданий были построены с использованием методов и материалов, которые все еще использовались в 11 веке.
Китайские храмы обычно представляют собой деревянные каркасы на земле и каменном основании. Самая старая деревянная постройка — Храм Наньчан (Утай) датируется 782 годом нашей эры. Однако китайские строители храмов регулярно восстанавливают деревянные храмы, поэтому некоторые части этих древних построек имеют разный возраст.
Традиционные китайские деревянные рамы не используют ферм, а полагаются только на столб и перемычка строительство. Важно архитектурный элемент являются Дугун наборы скоб. В Пагода Сонгюэ самая старая кирпичная пагода, датируемая 523 годом нашей эры.
Он был построен из желтого обожженного кирпича, уложенного на глиняном растворе, с двенадцатью сторонами и пятнадцатью уровнями крыш. В Мост Анжи это самый старый в мире «каменный сегментарно-арочный мост с открытыми перемычками», построенный в 595-605 годах нашей эры. Мост построен из песчаника, соединенного ласточкиным хвостом, железными швами.
Большинство (отреставрированных) секций Великой стены, которые мы видим сегодня, были построены из кирпича и каменных блоков / плит. Там, где кирпичи и блоки не были доступны, в качестве местных материалов использовались утрамбованная земля, необработанные камни, дерево и даже тростник. Древесина использовалась для строительства фортов и в качестве вспомогательного материала. Там, где местной древесины не хватало, ее привозили.
Каменные секции Great Wall
В горных районах рабочие добывали камень для строительства Великой китайской стены. Используя сами горы в качестве опор, внешний слой Великой стены был построен из каменных блоков (и кирпичей) и заполнен неразрезанным камнем и всем остальным (например, землей и мертвыми рабочими).
Почвы Great Wall Sections
На равнинах рабочие Great Wall использовали местную почву (песок, лёсс и т. Д.) И утрамбовали ее в плотные слои. Участок Великой Китайской стены в Цзяюйгуане на западе Китая был построен в основном из пыльной лессовой почвы, которая считается «самой эродируемой почвой на планете».
Песок (и камыш / ива) участки Great Wall
Песок не слипается, так как же можно построить стену из песка? Между слоями тростника и ивы использовался песок.
Западный Китай вокруг Дуньхуана — пустыня. Строители-новаторы использовали тростник и иву, привезенные из рек и оазисов, чтобы построить прочную стену. Перевал Нефритовых ворот (Юменгуань) Форт Великой Китайской стены был построен из 20-сантиметровых слоев песка и тростника, а его высота составляет 9 метров.
Кирпичные секции Great Wall
Великая китайская стена династии Мин была в основном построена из кирпича. Чтобы построить прочную стену из кирпича, использовали известковый раствор. Рабочие построили у стены кирпичный и цементный заводы из местных материалов.
Источник wikidea.ruИстория развития строительства
Развитие ремесел и торговли привело к образованию городов. Первые города возникли еще на заре рабовладельческого способа производства. Создание городов в Южном Двуречье (Месопотамская долина), в Египте, Малой Азии, Закавказье, Индии, Китае относится к III—I тысячелетиям до н. э. Обычно в центре крупного месопотамского города того времени возвышалось сооружение с высокой ступенчатой пирамидой (зиккурат) (рис. 1), святилищем и царским дворцом.
Отсюда осуществлялся надзор за работой рабов и свободных общинников, которые обрабатывали царскую и храмовую земли.
Продукты, взимаемые с сельского населения в виде налога, хранились в этих пирамидах. Вокруг располагался внутренний город, который обносился высоким валом или стенами, а за ними находились пригороды. В целях обороны стены города сооружались очень мощными. Древний Вавилон, например, имел три оборонительные стены, толщина которых достигала 8 м. При раскопках древних городов обнаружены замощенные улицы, водопроводы, канализация.
Постепенно шло и развитие жилищ. Естественно, что их тип во многом определяют природные условия, в которых живут люди. Но создание того или иного типа жилищ в большей мере зависит от уровня производительных сил и состояния техники. Строительство городов способствовало развитию строительной техники. Обычно крупные сооружения воздвигались рабами и населением сельских общин.
Достаточно, например, указать на строительство пирамиды Хеопса в Древнем Египте, которая строилась около 30 лет. Тысячи рабов воздвигали эту пирамиду. Она строилась из каменных блоков весом от 2,5 до 30 т. Высота ее первоначально достигала 146,5 м
Основными строительными материалами были камень, дерево, кирпич. Распространение того или другого материала во многом зависело от наличия местных ресурсов. То обстоятельство, что камень сопротивляется изгибу в 6 раз меньше, чем сжатию, не давало возможности перекрывать при помощи его большие пролеты до тех пор, пока пользовались работающими на изгиб балкой и плитой. Это привело к господству в древних архитектурах Средней Азии, Египта и Греции балочно-стоечных конструкций с применением колоннады.
Наибольшей каменной балкой в то время было перекрытие — вход в Афинский Акрополь — Пропилеев, не превышавшее 3,75 м, а плитой — потолок усыпальницы фараона в пирамиде Хеопса, длина которой достигала 5,2 м. В тех случаях, где приходилось перекрывать большие помещения, строители были вынуждены пользоваться длинными рядами колонн.
Увеличить величину пролетов удалось лишь после изобретения арки и свода, в которых камень работает на чистое сжатие. Римские строители акведука около города Нима (Франция) довели размер пролета арки до 24,4 м. Диаметр купола в мавзолее императора Адриана в Риме достигал 13,5 м. В поисках способа сооружать монументальные здания на основе любых местных ресурсов при помощи неквалифицированной рабочей силы легионеров и военнопленных, под руководством опытного, хорошо обученного инженера римские строители применили изобретенный древними греками новый строительный материал — бетон. Приготовляемый из щебня и известкового раствора, который втрамбовывался в слой щебня деревянными бабами, бетон дал возможность строить монументальные сооружения в любом месте империи. Возможности этого материала были использованы при строительстве Римского Пантеона, где цилиндрической формы здание высотой почти в 22 ж, при толщине стены около 7 м, диаметром в 43 м перекрыто литым куполом, изготовленным из бетона.
Изготовление кирпича, которое являлось одним из старейших видов ремесла, дало строительный материал, получивший применение при возведении жилищ и различных сооружений. В Египте кирпич делали уже за 4000 лет до н. э. Вначале его изготовляли из нильского ила и высушивали на солнце. Используя опыт гончарного ремесла, человек стал обжигать кирпич-сырец, что повысило его прочность. Обожженный кирпич впервые начали употреблять в Древней Месопотамии и Древней Индии.
Очень важную роль в строительном деле играло дерево. О размерах его потребления свидетельствует то, что в Египте и Ассирии леса были быстро уничтожены и дерево приходилась доставлять на специальных лодках из более богатых лесом стран. Рубка леса в эту эпоху производилась уже металлическими топорами, широко применялась пила.
Универсальным инструментом для обработки дерева было тесло. Большую роль играл бурав. Широко использовались сначала деревянные, а затем бронзовые гвозди.
Строительство крупных сооружений потребовало решить задачу транспортировки больших тяжестей и их подъема на значительную высоту. Для этого широко использовался известный уже рычаг, затем был изобретен блок в форме колеса с желобом (ручьем) по окружности, через который перекинут канат или другая гибкая тяга.
Применение блока позволило изменять направление тяги и получать выигрыш в силе или в скорости. Изобретение его привело к созданию первых подъемных механизмов (рис. 2).
Развитие капитализма в конце XIX в. предъявило к строительству и архитектуре новые требования. С ростом городов и фабричной промышленности появляются новые типы зданий. Строятся фабрики и заводы, банки, деловые конторы, рынки, универсальные магазины, вокзалы, доходные дома, гостиницы и т. д. Разнообразные здания с резко выраженной спецификой своего назначения требовали как новых материалов, так и новых конструктивно-строительных решений.
Главным строительным материалом в это время остается обожженный кирпич. Кирпич был известен еще в глубокой древности. Но только с середины XIX в. он стал производиться в массовом количестве и приобрел значение универсального материала, при помощи которого можно было выполнять любую строительную работу.
С развитием строительных работ кирпич стал подразделяться на большое количество видов и родов, позволявших строить из него не только стены домов, но и возводить доменные и мартеновские печи, заводские трубы и т. д.
Во второй половине XIX в. громадное значение в строительстве приобретает железо. Если раньше в строительстве железо применялось лишь для покрытия крыш, шло на изготовление гвоздей и болтов, то начиная с 20-х годов XIX в. во Франции стали создавать из железа целые конструкции. С конца XIX в. железо стало применяться для опор, принимающих вертикальную нагрузку.
Первоначально при постройке домов для перекрытий пользовались рельсами. Вскоре, однако, стали изготовлять железные двутавровые балки. Для более значительных нагрузок стали применяться клепаные балки из листов котельного железа. В мостостроении вошли в употребление решетчатые фермы из прокатного железа.
Большое значение в строительном деле стал играть цемент — вяжущее вещество, применяемое при изготовлении строительных растворов. Наиболее совершенная разновидность цемента — портландский цемент был изобретен еще вначале XIX в., но широкое распространение получил лишь в последнюю четверть прошлого столетия. Портландский цемент был изобретен в 1824 г. английским каменщиком Джозефом Аспдином. Аспдин предложил способ обжига смеси гашеной извести с глиной, в результате чего получалось порошкообразное вещество, которое при смешении с водой затвердевало на воздухе в камнеподобную массу. Аспдин назвал цемент портландским из-за внешнего сходства по цвету с камнем, добываемым около г. Портланда в Англии.
В это время появляется и совершенно новый строительный материал — железобетон, представляющий собой комплексное соединение, состоящее из бетонной массы и распределенного внутри нее металлического скелета или арматуры. Идея сочетания камня и металла возникла еще в начале XIX в., но широкое внедрение железобетона началось лишь после создания портландского цемента, с появлением которого началось широкое применение бетона в строительной практике.
В России первые сооружения из железобетона появились в конце 80-х годов XIX в. С 1892 г. начали применять железобетонные трубы под железнодорожной насыпью. В 1911 г. в России были изданы первые технические условия и нормы для железобетонных сооружений. Однако слабое развитие строительства и недостаток квалифицированных кадров тормозили внедрение железобетона.
Одним из очень распространенных материалов в строительстве было стекло. В этот период появилось бесчисленное множество новых сортов стекла, отличавшихся друг от друга цветом, прочностью, толщиной и другими качествами.
Применение новых материалов в строительстве, особенно железобетона и стекла, привело к изменению конструктивных форм зданий. Дома-особняки, характерные для городов предыдущей эпохи, уступают место четырех- и пятиэтажным домам со множеством квартир, обычно сдаваемых хозяином дома внаймы. Многоэтажные дома приобретают значение коммерческих предприятий.
Технологическая часть
Кирпичная кладка колодцев
Строительство колодца на собственном участке — самый простой способ решить проблему водоснабжения загородного дома или дачного участка. К тому же, такая вода значительно чище, чем в водопроводе, а платить за нее не нужно.
Кирпичные колодцы отличаются рядом преимуществ, таких как прочность стен на долгие годы. Кирпичная кладка препятствует попаданию грунтовых вод. Это довольно удобный для строительства материал, но требующий основательности и последовательности.
Кирпич – классический, прочный, износостойкий материал и применяется как для строительства зданий и сооружений, печей и каминов.
Кирпичи должны быть без трещин и стандартного размера. Лучше, чтобы это был керамический красный кирпич. По сравнению с силикатным, который не выдерживает долгое воздействие влаги, красный, наоборот, становится только крепче, так как его основа – это глина.
Если вы решили вырыть собственный колодец, необходимо провести разведку участка, чтобы установить наличие грунтовых вод и глубину их залегания. В зависимости от того, на какой глубине будут обнаружены водяные пласты, используются различные типы колодцев. Если грунтовые воды находятся на значительной глубине, то лучше всего установить трубчатый колодец. Такая конструкция монтируется быстрее, чем открытый колодец и обладает большей надежностью, но ее нельзя установить самостоятельно и она значительно сложнее в обслуживание. На необходимую глубину пробуривается скважина, в которую вставляют трубу с насосом и фильтром для воды.
Если же вода была обнаружена на сравнительно небольшой глубине, то можно вырыть шахтный колодец. Такое сооружение относится к разряду гидротехнических колодцев. В земле устанавливается каркас, который позволяет извлекать подземные воды без применения насосов, по безнапорному методу. Благодаря каркасу, грунт не сползает вниз и не загрязняет воду, к тому же, каркас препятствует проникновению в колодец воды из верхних слоев грунта, которая непригодна для питья.
Источник infopedia.suОт кирпича к железобетону: как изменилось строительство за 100 лет?
История строительства насчитывает более пяти тысяч лет, однако самые важные изменения в технологиях произошли всего лишь за последнее столетие. Рассказываем, какими были здания в начале XX века, и к чему в итоге пришло современное строительство.
Хотите купить квартиру в современной новостройке в Москве или области? С Авахо выбрать новостройку — легко. Бесплатная консультация и индивидуальный подбор квартир: +7 495 320-99-22.
Строительство в начале XX столетия
Достижения технического прогресса привели к механизации строительства уже к концу XIX века. Времена кирки, лопаты и тачки остались в прошлом – появились подъемные краны, автоматические копры для забивки свай, железные дороги для транспортировки материалов.
В распоряжении строителей оказались новые цементные смеси, стекло и металлические конструкции, а также опытный по тем временам железобетон, – соединение бетона и стальной арматуры. С появлением этого материала впоследствии наступила эра небоскребов.
Home Insurance Building – первый в мире небоскреб, построенный в 1885 году в Чикаго по передовой в то время каркасной технологии. Высота – 55 метров
Chrysler Building – 77-этажный небоскреб, символ Манхэттена в Нью-Йорке, построен в 1930 году
В отличие от легкого и прочного железобетона, тяжеловесный кирпич не позволял строить здания выше 8-9 этажей. Новый материал полностью решил эту проблему и дал толчок к появлению новаторских идей развития городов.
Например, в 1904 году французский архитектор Тони Гарнье представил опередивший свое время проект «Индустриального города», разделенного на взаимосвязанные зоны – прямая противоположность хаотичной застройки начала XX века.
Эскиз проекта «Индустриальный город» Тони Гарнье
Город был рассчитан на 35 тысяч жителей. В качестве основного материала предлагалось использовать железобетон – это был взгляд в будущее. Проект так и не реализовали, но в дальнейшем он оказал большое влияние на развитие современных представлений о градостроительстве.
В целом, очевидные недостатки кирпича с развитием городов и ростом населения ощущались все сильнее. Однако основная часть построек в начале XX века все так же оставались кирпичными – они были дешевле и привычнее.
Представления о строительстве поменяла мировая война 1914-1918 гг.
Послевоенный кризис и массовое строительство
Глобальные разрушения, которые оставила после себя Первая мировая война, обусловили острую нехватку жилья практически по всей Европе.
Руины Гранпре, Франция – 1917 год
Особенно сильно пострадали страны, где велись самые ожесточенные бои – Бельгия, Франция, Россия. В то время мир нуждался в новой модели жилищного строительства – быстрого и относительно дешевого.
Во многом на развитие мирового строительства повлиял французский архитектор-модернист Ле Корбюзье. Его работы оказали сильное воздействие на развитие городов и определили их облик во многих странах практически до наших дней.
«План Вуазен» (Plan Voisin). Нереализованный проект реконструкции центра Парижа – 1925 год
Ле Корбюзье и его утопический проект «Лучезарный город» – 1930-1933 гг.
В проектах Ле Корбюзье угадываются очертания типичных индустриальных городов, в том числе советских. Принципы градостроительства архитектора действительно оказали большое влияние на их облик, потому как соответствовали господствовавшей тогда идеологии коллективизма.
Зарождение панельного строительства
Возведение зданий по готовой схеме по принципу конструктора значительно упрощало и ускоряло процесс строительства, делало его более дешевым. Подобный опыт в условиях урбанизации активно перенимался всеми странами, в том числе Советским Союзом.
К примеру, в 1927 году крупная советская делегация прибыла в Германию для изучения опыта возведения индустриальных сборных домов из пемзобетонных панелей архитектора Эрнста Майя.
На строительство одного двухэтажного дома немцам требовалось всего два подъемных крана и не более 17 дней – это было настоящее конвейерное производство.
Советские специалисты в составе делегации знакомятся со строительством рабочего поселка Браунхейм по проекту Эрнста Майна – 1927 год, Германия
Развитие технологий массового жилищного строительства на основе идей Эрнста Майна, Ле Корбюзье и других архитекторов-модернистов продолжалось до 40-х годов, когда мировые и советские разработки пришлось прервать из-за начала новой войны.
С середины XX века набирает обороты индустриальное домостроение
Вторая мировая война еще сильнее укрепила мировое сообщество в необходимости развития массового жилищного строительства. Этому способствовал также господствовавший тогда Интернациональный стиль, который утверждал идеи унификации архитектуры и отказа от исторических форм, применения современных материалов (стекло, сталь, железобетон) и удешевления стоимости строительства.
Это привело к возникновению двух типов панельных зданий:
- каркасно-панельные (вертикальные и горизонтальные нагрузки воспринимают несущие рамы здания);
- бескаркасные (наружные и внутренние стены воспринимают нагрузки от междуэтажных перекрытий).
Подобные дома успешно строят по всему миру до сих пор
Также укрепляются основополагающие принципы строительства многоквартирных домов. Все чаще применяются сформированные Ле Корбюзье принципы «Пять отправных точек архитектуры»: опоры-столбы, плоские крыши, свободная планировка, ленточное расположение окон, свободный фасад.
Знаменитая Марсельская «жилая единица» Ле Корбюзье. Построена в 1952 году, стала прообразом современных многоквартирных домов
И все же к 60-70 годам XX века индустриальная застройка стала подвергаться все большей критике. Люди, оправившиеся после тяжелых военных лет, больше не хотели жить в однотипных «муравейниках». Вместе с тем в процессе урбанизации место под новое строительство в городах сокращалось. Все большее значение приобретает вертикальная направленность городской застройки.
Развитие высотного строительства
Индустриализация, развитие транспортной инфраструктуры и общий экономический рост в мире понемногу вернул интерес к высотному строительству. От блеклой архитектуры модернизма был сделан разворот в сторону постмодернизма, которая предполагала компактную многоэтажную застройку.
В 60-х годах началось серийное производство кондиционеров, что дало дополнительный толчок в развитии высотного строительства.
До этого события фасады небоскребов было необходимо обязательно обкладывать кирпичом, чтобы избежать парникового эффекта под воздействием солнца. С появлением кондиционеров кирпич начали заменять специальным стеклом с нанесенным тонким слоем металлом, отражающим ультрафиолет.
Примерно в это же время австралийские инженеры изобрели самоподъемные башенные краны, которые закреплялись на здании и постепенно поднимались по мере возведения этажей. Из-за страны-производителя их также называли «краны-кенгуру».
«Краны-кенгуру» использовали при строительстве печально известных «башен-близнецов» в Нью-Йорке
В Советском Союзе строительство высотных зданий было ограничено: сначала из-за высокой стоимости, а затем из идеологических соображений. В 50-60-е годы был реализован грандиозный проект по возведению сталинских высоток.
После смерти Сталина и смены власти к небоскребам возвращались преимущественно при строительстве телевышек. Самым высоким подобным зданием стала Останкинская телебашня.
Останкинская башня в Москве. Построена в 1967 году, высота – 540,1 метр. Одно из самых высоких сооружений в Европе
Переломный момент в строительстве небоскребов наступил в 70-е годы
Основной проблемой при строительстве высотных зданий оставался ветер, который создавал опасность разрушения внутреннего каркаса. Однако в 1970 году американский архитектор Брюс Грэм при проектировании небоскреба Willis Tower высотой 442 метра в Чикаго предложил революционную идею – вынести внутренний каркас здания наружу.
Благодаря технологии внешнего каркаса был навсегда решен вопрос ветростойкости небоскребов – даже при скорости воздушного потока 90 км/ч отклонение того же Willis Tower на верхнем этаже при такой конструкции сейчас составляет не более 15 см, что полностью безопасно.
Небоскреб Willis Tower с внешним каркасом на стадии строительства – 1972 год
Благодаря использованию этих и других технологий к 2000 году по всему миру насчитывалось 26 небоскребов высотой более 200 метров. К концу 2019 года общее количество построек со статусом «небоскреб» выросло почти до пяти тысяч.
Строительство на современном этапе
Венцом передовых строительных технологий XXI века является возведенный к 2010 году сверхвысокий небоскреб «Бурдж-Халифа» в Дубае. Это 828-метровое многофункциональное здание – самое высокое на планете. На его строительство ушло шесть лет.
Небоскреб «Бурдж-Халифа» в Дубае, ОАЭ
На 163 этажах «вертикального города», как его еще называют, расположены апартаменты, офисы, торговые и развлекательные центры, и даже парковая зона.
Для возведения «Бурдж-Халифа» применялся преднапряженный железобетон – в отличие от обычного, он способен растягиваться. Для всех стальных элементов здания понадобилось 60 тысяч тонн арматуры. Для обеспечения устойчивости фундамента в него было забито 192 сваи длиной 50 метров и толщиной 1,5 метра.
В техническом плане «Бурдж-Халифа» является настоящим чудом инженерной мысли. В здании расположены 53 лифта, способных развивать скорость до 35 км/ч. Для обеспечения безопасности через каждые 30 этажей в небоскребе расположены огнеупорные помещения с изолированной системой вентиляции – всего их девять.
Технологии будущего
За последние 100 лет строительные технологии сделали грандиозный скачок, от малоэтажных зданий к почти километровым башням. Следующий шаг – цифровизация.
Уже сейчас проектирование, возведение и последующую эксплуатацию зданий можно рассчитать при помощи BIM-технологий – виртуальной цифровой модели. При этом активно применяются технологии виртуальной реальности для работы с моделями конструкций, инженерных систем, дизайна помещений. Перспектива использования нейросетей должна сократить время проектирования и подготовки к работам.
Присутствие человека на строительной площадке по-прежнему необходимо, однако автоматизация процесса также является главным вопросом развития технологий. Человек всегда будет нужен на строительной площадке, но его роль будет меняться. Вместо ручного труда придет умственный. Но процессами автоматизации, цифровизации и использования современных технологий необходимо будет управлять, с этим справится только человек.
Роботы-собаки модели Spot компании Boston Dynamics применяются для мониторинга строительных площадок
Кроме того, с развитием техники могут поменяться и сами принципы возведения зданий. Даже сейчас существуют строительные 3D-принтеры, с помощью которых можно печатать отдельные конструктивные элементы, а в некоторых случаях – и целые здания.
Офис муниципалитета площадью 640 кв. м в Дубае, целиком напечатанный на принтере компании Apis Cor – 2019 год
С развитием технологий строительства все большее значение приобретает тренд на экологичность. В частности, разрабатываются новые системы кондиционирования со сниженным энергопотреблением, способы повторного использования материалов. С помощью экспертного рейтинга LEED (The Leadership in Energy некоторые корпуса сданы
Токен: Pb3XmBtzt9kEjM7B7eXWmkYkYz9NKQKjpAxJPuG
- от 13,4 млн ₽
- Аминьевская
Новый пул квартир на западе Москвы. Элегантный дом квартала: фасады ар-деко, дизайнерские лобби, дворы-сады. Потолки до 3,45 метра, окна «в пол», просторные кухни-гостиные и спальни. Террасы, камины, окна в ванных. Парк прямо у дома уже готов!
Проектная декларация на рекламируемом сайте https://www.krost.ru/projects/crystal/.
Концерн Крост.
Срок сдачи: I кв. 2023
- от 15,5 млн ₽
- Народное Ополчение
Ультрамодный небоскреб бизнес-класса. Фантастические панорамные виды на Москву и Серебряный бор со скидкой 15%. Рассрочка до 5 месяцев.
Источник avaho.ruИстория строительства в России
Каменное строительство началось на Руси в конце X века.
В 989 году князь Владимир I заложил в Киеве храм Успения Богородицы, так называемую Десятинную церковь. Строительство было завершено в 996 году.
XI век
В XI веке развивается каменное храмовое строительство.
Византийскими архитекторами при Ярославе Мудром, вероятно, около 1037 года был построен Софийский собор в Киеве. Также в XI веке, уже после киевского Софийского собора, были построены храмы в Полоцке, Чернигове, Вышгороде.
В деревянной стене, защищавшей Киев, были построены в 1030-х годах каменные Золотые ворота.
В 1044 году были построены каменные укрепления детинца Новгорода.
XII век
При Юрии Долгоруком была воздвигнута церковь Бориса и Глеба в селе Кидекше рядом с Суздалем.
При Андрее Боголюбском было развёрнуто мощное каменное строительство.
XIII век
После Батыева нашествия до конца XIII века в Новгороде строят только крепости и деревянные церкви. Ни один каменный храм не был воздвигнут до 1292 года (церковь Николы на Липне).
XIV век
Иван Калита в 1320-е годы начинает в Москве строительство каменных храмов.
Свидетельством возросшего экономического и политического значения Москвы стало строительство в 1367 году белокаменной крепости — Кремля. Его строительство выделяло Москву из всех остальных городов. Для возведения такой крепости требовалось огромное богатство: тысячи саней должны были ежедневно возить камень из Мячкова (30 километров от Москвы) в Москву, сотни строителей должны были трудиться ежедневно: ведь Кремль строили «безпрестани». Недаром новый Кремль резко повысил престиж московского князя: к известию о строительстве летописец отнес общую характеристику политики Дмитрия, который «всех князей русских привожаше под свою волю, а которые не повиновахуся воле его, а на тех нача посегати».
В XIV веке в Новгороде строится много посадских, сравнительно небольших храмов, из которых наиболее известны церкви Спаса на Ильине улице и Федора Стратилата на Федоровом ручье.
XV век
В XV веке идёт интенсивное строительство в Москве.
В 1479 году архитектор Аристотель Фиораванти завершил строительство главного храма Российского государства — Успенского собора в Кремле. Образцом для этого храма послужил Успенский собор во Владимире, что должно было подчеркивать идею преемственности власти великих владимирских и великих московских князей.
XVI век
Строительство московских укреплений продолжалось в течение всего XVI века.
При Елене Глинской к Московскому Кремлю пристроили полукольцо укреплений Китай-города, защищавшее центральную часть посада.
В 1550-х годах было начато строительство Засечной черты — оборонительной линии из лесных засек, крепостей и естественных преград.
Со второй трети XVI века в каменное зодчество проникает из народной деревянной архитектуры шатровый стиль. Его шедевром и одновременно наиболее ранним образцом является церковь Вознесения в селе Коломенском (ныне в черте Москвы).
В 1554—1561 годах архитекторы закончили на Красной площади строительство собора Покрова. Эту церковь по одному из позднее пристроенных приделов чаще называют храмом Василия Блаженного. Это вершина русского зодчества XVI века.
В конце XVI века «городовых дел мастер» Фёдор Савельевич Конь возвёл кольцо укреплений «Белого города» длиной около 9,5 км с 27 башнями (проходило по линии нынешнего Бульварного кольца Москвы).
В самом конце XVI века была создана последняя внешняя линия укреплений Москвы — «Скородом», деревянные стены на Земляном валу (проходил по линии нынешнего Садового кольца).
XVII век
Строительство Белгородской засечной черты, создававшей сеть укреплений между Белгородом и Доном, началось в 1635 году и продолжалось почти два с половиной десятилетия: в 1630-х годах было сооружено 10 городов, в 1640-х — 18.
В XVII веке был построен грандиозный Ростовский кремль.
К общественным постройкам в Москве, сооружённым в конце XVII века, относятся здания Земского приказа в Кремле (1683), а также Монетного двора.
Транспорт
Важная роль в истории России, в развитии ее социально-экономических, культурных, политических связей принадлежит Московско-Сибирскому тракту, начало строительства которого относится к XVII веку.
Храмы
Никон сразу же после вступления на патриаршество в 1652 году запретил строительство шатровых храмов. Он хотел вернуть культовой архитектуре черты суровой монументальности предшествующих веков и образцом для подражания считал Успенский собор в Кремле.
Первым по заказу Никона на одном из островов Валдайского озера был построен Валдайский Иверский монастырь. Огромные оконные проемы в пятиглавом соборе свидетельствовали об отступлении от канонов зодчества XVI века Отступления прослеживаются и во внутреннем убранстве храма — при его отделке использовались многоцветные изразцы.
В 1685 году завершилось строительство Новоиерусалимского монастыря.
Стройматериалы
В XVII веке увеличилось число зданий, воздвигаемых из кирпича.
XVIII век
В 1701 году началось строительство Арсенала в Кремле.
В 1704 году в Санкт-Петербурге началось строительство Адмиралтейства и верфей, на которых создавались корабли Балтийского флота.
Указом 1714 года было запрещено использование кирпича в качестве строительного материала повсюду, за исключением Санкт-Петербурга.
По плану Миниха было осуществлено строительство нескольких оборонительных линий вдоль южной и юго-восточной границ России.
Наиболее знаменитое творение Баженова — сооружённый в 1784—1786 годах в Москве Пашков дом.
Транспорт
В 1763 г. на Алтае русский изобретатель К.Д. Фролов построил на Змеиногорском руднике Колывано-Воскресенских заводов чугунную дорогу на опорах, по металлическим рельсам (лежням) которой впервые перемещались вагонетки, груженые рудой. [1]
На Александровском (позже — Онежском) чугуноплавильном и пушечном заводе в Петрозаводске под руководством инженера-строителя А. С. Ярцева в 1788 г. была сооружена чугунная дорога длиной 175 м с канатной тягой.
Промышленность
В 1701—1704 годах на Урале были построены четыре крупных металлургических завода, выпускавших железо, чугун, ядра и пушки.
«Бергпривилегия» (1719 год) разрешила строить заводы всем без исключения жителям России и иностранцам.
XIX век
После пожара 1812 года интенсивно отстраивалась Москва. О. И. Бове, назначенный в 1813 г. главным архитектором Комиссии для строений г. Москвы, возводит целостные городские ансамбли в духе «московского ампира». Им построены первые торговые ряды на Красной площади (1815), здания Большого и Малого театров (1821—1824). Доменико Жилярди в 1817—1819 гг. заново отстраивает разрушенный пожаром Московский университет. По его проекту был построен великолепный дом Луниных (1823). А. А. Бетанкур совместно с О. И. Бове в 1817 г. возвели здание Манежа, оформление которого символизирует подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 г.
1830-е — 1850-е годы знаменуют упадок классицизма в русской архитектуре. В моду входят псевдорусский стиль и псевдоготика, проявляется интерес к византийскому стилю и барокко.
Создателем эклектического русско-византийского стиля был К. А. Тон, по проектам которого были возведены Большой дворец (1839—1849) и Оружейная палата (1844—1851) в Московском Кремле, здание вокзалов Николаевской железной дороги в Москве и Петербурге, в 1838 году начато строительство храма Христа Спасителя в Москве (завершено в 1883 году). А. П. Брюллов культивировал в архитектуре формы псевдоготики, А. И. Штакеншнейдер — формы барокко. Штакеншнейдером были построены в Петербурге великокняжеские Мариинский (1838—1844) и Николаевский (1853—1861) дворцы, где архитектор использовал разные историко-архитектурные стили. Эклектические формы классицизма и барокко нашли свое выражение в архитектуре А. А. Монферрана. Главные его сооружения — Исаакиевский собор (1818—1858) и Александровская колонна (1830—1834) в Петербурге.
Транспорт
В первой половине XIX века началось строительство шоссейных дорог.
В 1806—1809 годах горный инженер Петр Козьмич Фролов на Змеиногорском руднике на Алтае построил чугунную рельсовую дорогу с конной тягой. Это инженерное сооружение длиной 1867 м с шириной колеи 1067 мм располагалось на местности со сложным рельефом.
Большое стратегическое и экономическое значение имело завершение к 1814 году строительства Военно-грузинской дороги, связавшей Владикавказ с Тифлисом.
Первая в России рельсовая дорога с паровой тягой была построена на Урале в 1833—1836 годах. [2]
Открытие первой в России железной дороги между Санкт-Петербургом и Царским Селом протяжённостью в 25 верст относится к 1837 году. В 1851 году завершилось строительство Петербургско-Московской железной дороги, продолжавшееся восемь лет, а в 1859 году была сдана в эксплуатацию железная дорога, соединившая Санкт-Петербург с Варшавой.
Вся транспортная система (строительство каналов, шоссейных и железных дорог) вплоть до отмены крепостного права строилась исключительно государством.
В 1891 году началось строительство Транссибирской железной дороги. Отдельные её участки были окончены уже в 1900 году.
XX век
В 1920 году был принят Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО). В нем предусматривалось строительство нескольких десятков новых тепловых и гидроэлектростанций.
В декабре 1926 года вступила в строй Волховская ГЭС — самая крупная в то время электростанция в стране.
В 1926—1927 годах развернулось строительство сотен новых предприятий. Среди них были такие крупные объекты, как Днепровская гидроэлектростанция, Туркестано-Сибирская железная дорога, Сталинградский тракторный завод, Ростовский и Саратовский заводы сельскохозяйственных машин, Керченский завод черной металлургии, медеплавильные заводы в Закавказье.
В 1927 году началось строительство Туркестано-Сибирской железной дороги, призванной соединить хлебные и лесные районы Западной Сибири с хлопководческими районами Средней Азии и сыграть важную роль в экономическом развитии восточных областей страны.
Первая в СССР АЭС, Обнинская под Москвой, мощностью 5 МВт, вступила в строй летом 1954 года.
Источник newsruss.ru