Современный Китай — страна с огромным количеством городов, уже не просто развитых, а находящихся на переднем крае современной урбанистики: Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Шеньчжень, Ханджоу. В этих агломерациях люди давно и хорошо зарабатывают, здесь большой процент среднего класса, а по количеству долларовых миллиардеров Китай занимает второе место в мире после США.
Сегодня в Китае развернуты самое большое строительство (потребление бетона в 60-80 раз больше, чем в США), самое большое в мире производство и продажи автомобилей (общие продажи машин в Китае равны сумме аналогичных рынков США и Японии), крупнейшее производство возобновляемых источников энергии. Как минимум каждая вторая солнечная батарея сделана в Китае. И это только малая часть возможностей, которые открывает перед бизнесом Поднебесная.
Простой пример: в России практически никто не знает компанию Galanz, которая производит около 65-70% микроволновых печей в мире. По факту все наши печи Samsung или LG сделаны на заводах китайской компании Galanz.
В КИТАЕ ПОСТРОИЛИ 10-ЭТАЖНЫЙ ДОМ ЗА 28 ЧАСОВ 45 МИНУТ | ЧАНША, ХУНАНЬ
Как российскому предпринимателю можно сделать успешный бизнес в Китае?
Копирование идей
С китайцами можно и нужно поступать по-китайски. Мы знаем, что китайцы любят копировать чужие разработки. Отлично, значит, и с ними можно поступать подобным образом: ищем любой созданный в мире продукт, отсутствующий в Поднебесной, копируем и адаптируем «под китайцев». Стратегия вполне себе рабочая.
Возьмем интернет-торговлю. Формально самый крупный игрок на этом рынке — Amazon, но настоящий лидер в Китае — Taobao.com, сумевший предоставить пользователям доступ к объявлениям местных поставщиков всех уровней, а также больший выбор по лучшим ценам. Как следствие, по обороту Taobao превзошел Amazon. Многие программисты сейчас активно ориентируются на Китай. У меня есть несколько знакомых разработчиков из Сибири и с Дальнего Востока, которые работают только с Китаем: они пишут сервисы, игры, приложения, о которых в России никто не знает.
Но для копирования подходят не только уникальные ИТ-продукты, но и сервисные компании.
Конечных пользователей в Китае очень много, но с каждым годом они становятся взыскательнее.
Постепенно Поднебесная вступает в эру главенства сервиса, выиграть на таком рынке может тот, кто качественнее всего обслужит клиента. Например, в Китае очень плохо моют машины, так что если вы готовы выйти на рынок с качественной услугой, то есть шансы преуспеть.
Поставки конечного продукта
Как никогда популярными в Китае становятся конечные потребительские продукты. Сейчас в Поднебесной начался потребительский бум иностранных продуктов: там считается «круто» носить футболку с европейским брендом, есть иностранные продукты, покупать французский багет, швейцарскую шоколадку и вино из Австралии или Чили. Конечная страна для китайцев не очень важна — для них важен сам факт импорта. Средний класс готов платить за иностранные продукты больше, чем за китайские, но при условии адекватного качества.
Китайцев уже не догнать: Машина для строительства небоскребов
Если какого-то продукта в Китае нет, а вы прогнозируете рост спроса на него, то смело начинайте его поставки.
В середине нулевых в Китае началось «иностранное освоение» алкогольного рынка, в начале 2010-х — экспансия производителей молочной продукции. Малому и среднему бизнесу можно идти в более нишевые товары и продукты (шоколад, минеральная вода, мед и др.). При хорошем продвижении китайцы могут потреблять эти продукты в огромных количествах.
Сложнее, но все равно реально заходить в сферу B2B. Для работы здесь нужны ресурсы, знания, технологии. Правда, технологии в Китае защитить очень сложно, поэтому я бы рекомендовал использовать именно преимущества рынка конечных продуктов. Но и рынок технологий становится все более понятным и защищенным год от года.
Рынок инвестиций
Советую обратить пристальное внимание на рынок инвестиций, эта ниша сегодня тоже переживает в Китае настоящий бум. У каждого второго китайца из крупного города на смартфоне или на планшете установлено приложение Forex или рынка каких-то других акций. Через это приложение они играют на бирже: этим занимаются все от мала до велика, включая профессоров университетов. Я называю это бумом местечкового инвестирования. В этой сфере можно рассмотреть и сервисный бизнес, и различные приложения, и самому заняться инвестированием.
Развлечения и мероприятия
Еще один тренд в Китае — дизайн, творчество и проекты, направленные на улучшение текущего уровня жизни. Китайцам надоело жить в необустроенной «пещере». Сами они называют свою нынешнюю политику «Дракон обустраивает пещеру». Китайцы начали обращать внимание на разные «фишечки» — расцветают рынки маркетинга, дизайна, развлечений.
Но при этом количество организаторов различных концертов, театров, представлений в Китае на порядок меньше, чем в Европе, и на несколько порядков меньше, чем в Москве. В Москве, например, можно развлекаться как угодно: столичный рынок перенасыщен, и многим там не хватает места. А вот бывший когда-то очень популярным в России Витас уже сделал головокружительную карьеру в Китае. Он собирает стадионы, живет в элитном квартале Шанхая и неплохо себя чувствует. К нему специально приходят с банками с водой, чтобы зарядить воду его магическим пением.
Конечно, не все могут стать известными певцами, но в России есть несколько event-агентств, которым пора подумать о выходе на китайский рынок. Думаю, в ближайшее время на этом рынке появится несколько новых миллиардеров.
Ожидается, что в 2018-2020 годах рынок потребления в Китае обгонит США и станет мировым рынком номер один. Уже сейчас Китай находится на первом месте по импорту и экспорту.
В Поднебесной возможностей действительно много, но надо учитывать, что китайский рынок больше и сложнее российского. Нужно быть готовым к конкуренции: если в России у вашей идеи будут 2-3 конкурента, то в Китае их будет 20-30.
Второй важный вопрос, который стоит перед всеми предпринимателями, покоряющими китайский рынок, — как правильно на него выходить? Для этого есть пять путей.
Вариант 1. Отсутствие юридического лица
Сегодня самый популярный среди российских бизнесменов малой и средней руки путь выхода в Китай — отсутствие любого юридического лица на территории Поднебесной. При этом предприниматели, чаще всего занятые в области импорта-экспорта продуктов, самостоятельно летают в Китай либо имеют на месте своего человека.
В такой юридической «непредставленности» есть свои плюсы, главный из которых — экономия на юристах и зарплатах сотрудников китайского представительства. Но риски при этом велики: решение любых спорных вопросов выливается в огромную проблему. Если китайцы решат в одностороннем порядке нарушить свои обязательства, то найти концы будет уже невозможно, в мировом арбитраже ты также будешь никому не интересен. И, естественно, к «частникам» без юридического лица в Китае относятся совсем по-другому.
Вариант 2. Открытие представительства в Китае
Формально представительство не ведет экономическую деятельность (оно просто не имеет на это права), а лишь следит за процессом и, возможно, занимается консалтингом или маркетингом. Но по факту люди, работающие в представительствах, экономической деятельностью занимаются — допустим, заключают контракты. Российские бизнесмены редко решаются на открытие представительств в Китае, но это неплохой вариант, например, для оформления рабочей визы для поездок в Китай.
Вариант 3. Партнерство
Работать в Китае можно через партнера как китайской, так и любой другой иностранной компании.
Вариант 4. Компания со 100% иностранным участием
На мой взгляд, в долгосрочной перспективе этот вариант один из самых правильных путей развития. В большинстве случаев речь идет об открытии торговой компании. Например, если вы импортируете товары из Китая, то самый большой плюс для вас — это возврат НДС. Правда, процесс возврата НДС не всегда протекает гладко.
В Китае, как и в России, существует несколько систем налогообложения, в том числе и упрощенная. Фирмы, работающие на «упрощенке», чаще всего не имеют права продавать свой товар за границу. Если вы, не зная этого, вывезли товар из Китая, у вас будут проблемы с возвратом: вам не только не вернут НДС, но еще и доначислят. Если вы, наоборот, поставляете товар в Китай, то открытие компании со 100% иностранным участием, позволит обезопасить себя и контролировать всю цепочку целиком.
Несмотря на эффективность метода, у открытия компании со 100% иностранным капиталом есть и свои минусы — долгий и трудозатратный процесс. От подачи документов до выдачи всех необходимых лицензий проходит до полугода. Уставной капитал в зависимости от провинции Китая колеблется: например, в Шанхае он начинается от $150 000 (подразумевается возможность вести более 10 видов деятельности). Если вовремя не внести уставной капитал на счет фирмы, можно получить штрафы и попасть под санкции. При этом некоторые налоговые инспекторы не одобряют использование уставного капитала для закупок товара.
Вариант 5. Совместное предприятие
Если вы понимаете, что ваш бизнес в Китае надолго, то можно организовать совместное предприятие. Но здесь есть некоторые ограничения: в ряде отраслей (автомобилестроение, например) иностранцам запрещено владеть более 50% уставного капитала СП. И все крупные компании, которые входили в Китай, например, Volkswagen, имеющий завод под Шанхаем, или Hyundai с заводом под Пекином, владеют не более чем половиной от своего же предприятия.
Но есть и другие примеры: отрасли, где доля иностранного участия может составлять 99% уставного капитала (например, в сфере товаров народного потребления). Список этих отраслей находится в свободном доступе, с ним можно ознакомиться в интернете — на сайте baidu.com. Наличие китайца в числе акционеров компании может быть эффективным решением, потому что ему всегда проще будет договориться с местными предпринимателями и органами власти. Открытие СП и компании со 100% капиталом сразу говорит о том, что люди хотят работать на рынке серьезно.
Источник: kontur.ru
Почему Китай отказался от небоскребов
Китайские экономические реформы оставили после себя целую россыпь инфраструктурных чудес – начиная от самой протяженной и технологичной сети высокоскоростных железных дорог и заканчивая самой большой в мире концентрацией небоскребов. Однако, начиная с прошлого года, Китай твердо решил отказаться от строительства сверхвысотных зданий.
Позолоченный век с китайской спецификой
Традиционно небоскребы воспринимаются как верный способ заявить о себе и своих экономических успехах на мировой арене. В этом смысле башни «Москва-Сити» находятся в той же логике, что и Эмпайр-стейт-билдинг начала ХХ века в Нью-Йорке, башни «Петронас» в Куала-Лумпуре или дубайская «Бурдж-Халифа». КНР, естественно, не исключение.
Первые здания выше 100 метров стали появляться здесь вскоре после старта экономических реформ в 1980-х годах. Сначала это были гостиницы. Начиная с 1990-х Китай строил многофункциональные комплексы, сочетающие в себе офисные центры, отели и апартаменты.
За сорок лет реформ Китай построил больше небоскребов, чем США за весь ХХ век. Перед приходом Си Цзиньпина к власти, в 2009–2012 годах, Китай каждые пять дней заканчивал новый небоскреб, то есть здание выше 200 м (для сравнения: в Москве таких зданий всего 16). К 2012 году на КНР приходилось 40% всех запущенных строек небоскребов в мире!
Небоскреб «Цзинь Мао», Шанхай
Gavin Hellier /Vostock Photo
Причем если в Нью-Йорке и Гонконге небоскребы появились как неизбежное следствие нехватки свободной земли, то в Китае – как дань моде и желанию самоутвердиться. Здесь небоскребами застраивали новые и пустующие пространства: такие как Шэньчжэнь, возникший на месте рыбацкой деревушки, или Пудун – инновационный шанхайский район, на месте которого до 1980-х были капустные поля.
Ни в чем другом так явственно не проявляются амбиции (и комплексы) держав-нуворишей, как в строительстве высотных зданий. Причем в случае с Китаем можно говорить и о внутренней конкуренции между различными регионами.
Если в 1990–2000-е активно застраивались пионеры реформ (Шэньчжэнь, Гуанчжоу, Шанхай, Пекин), то на рубеже 2000–2010-х на арену вышли города «второго темпа» (Тяньцзинь, Чунцин, Сучжоу, Ухань, Чанша и др.), жадно стремившиеся также заявить о себе как о центрах развития.
Показательна история небоскреба Sky City («Тянькун чэнши») в городе Чанша – административном центре небольшой провинции Хунань. Девелоперы изначально хотели получить разрешение на проект высотой 666 м, однако местные чиновники попросили увеличить ее до 838 м (в два раза выше «Лахта-центра»). Это сделало бы здание самым высоким не только в Китае, но и в мире.
«Об устранении излишеств в проектировании и строительстве»
С приходом в 2012 году к власти Си Цзиньпина ситуация начала меняться. Безусловно, борьба с перегибами в архитектуре не была приоритетом для нового руководства КНР, однако признаки недовольства сложившимся порядком вещей стали заметны уже тогда.
Так, забуксовала широко разрекламированная стройка в Чанше. 20 июня 2013 года девелоперы объявили о закладке фундамента, причем рекордно высокий небоскреб предполагалось возводить с рекордной же скоростью – пять этажей в сутки – и закончить строительство за 90 дней.
Но уже в июле того же года стало известно о заморозке проекта, поскольку местные власти, ранее активно лоббировавшие строительство, после консультаций с центром отказались выдавать разрешительные документы. Проект еще несколько лет числился приостановленным, пока в 2016 году от него не отказались окончательно. Официально – «из-за опасений экологического урона близлежащим болотистым территориям». На месте разрытого котлована образовался пруд, в котором крестьяне ловят рыбу.
В 2014-м Си Цзиньпин, выступая перед прессой, неожиданно призвал покончить с «эпохой странной архитектуры». Критике председателя подверглось сразу несколько прогрессивных проектов, включая здание-штаны, здание-пончик и здание-пенис, в которое, к слову, собиралась заехать редакция центральной партийной газеты «Жэньминь жибао». А два года спустя Центральный комитет партии совместно с правительством выпустил постановление об «усилении работы в сфере строительства», призывавшее вместо вычурной и эксцентричной архитектуры строить «экономичные, экологичные и приятные взору здания».
Медиацентр в провинции Гуанси, он же здание-пенис
Imaginechina/ LimitedVostock photo
Как следствие, упрощались и становились более скромными некоторые уже запущенные проекты. Так, из проекта небоскреба «Пинъань» в Шэньчжэне удалили шпиль, что сократило его высоту с 660 до 599 м и не позволило стать высочайшим в Китае. Аналогичным образом в 2017 году поступили с небоскребом Greenland Center («Люйди чжунсинь») в Ухане. Впрочем, сокращение его высоты с 636 до 476 метров эксперты объясняют прежде всего просрочкой платежей со стороны заказчика – компании «Люйди». Причем даже после корректировки проекта работы возобновлены не были из-за отсутствия финансирования.
Таким образом, в 2018–2019 годах окончательно сформировался пул наиболее высоких китайских небоскребов. В столице таковым стал CITIC-Tower (528 м), называемый также «Пекинский цзунь» в честь одноименного древнекитайского сосуда; в Шанхае – триумвират небоскребов на берегу реки Хуанпу: Шанхайская башня (632 м), здание Шанхайского мирового финансового центра (492 м) и небоскреб «Цзинь Мао» (421 м); в Тяньцзине – здание Биньхайского центра (530 м), а на юге – шэньчжэньский «Пинъань» и здание финансового центра Гуанчжоу (530 м).
Уже в разгар пандемии коронавируса, которая естественным образом приостановила начатые стройки, возведение новых небоскребов было ограничено законодательно. 27 апреля 2020 года Министерство жилья, городского и сельского строительства КНР провозгласило «новую эпоху китайской архитектуры», обнародовав циркуляр о «дальнейшем расширении работы в сфере облика городов и зданий».
Документ призывал отказаться от «бездумного планирования и строительства высотных зданий». Был зафиксирован запрет на возведение конструкций выше 250 метров с оговоркой, что здания 250–500 м могут быть построены в случае необходимости и при получении разрешений от контролирующих органов в сфере пожарной, сейсмической и энергетической безопасности. Здания выше 500 метров запрещено строить в принципе. Местным властям велено обращать особое внимание на строительство любых зданий выше 100 метров, строго следя за тем, чтобы они не нарушали естественные ландшафты, принципы традиционной китайской культуры и не мешали виду на исторические объекты.
Иначе говоря, пятерка китайских небоскребов, чья высота превышает 500 м, останется неизменной. Однако под вопросом осталось завершение нескольких высотных долгостроев, запущенных в предыдущие годы. Вопреки стереотипам о скорости и беспроблемности китайских строек ситуация здесь не так однозначна. Например, строительство небоскреба «Goldin Finance 117» в Тяньцзине высотой 596 метров начато еще в 2009 году, уже дважды прерывалось и до сих пор не восстановлено. Заморожены работы и на двух небоскребах одинаковой высоты 518 метров (цифра 518 омонимична фразе «я хочу процветать») в Даляне и Хэфэе.
По двум небоскребам принято решение о сокращении высотности. Помимо уже упомянутого долгостроя в Ухане речь идет о «Чжуннань-Центре» в городе Сучжоу, высотность которого радикально сокращена с 729 до минимально приемлемой отметки 499 метров.
Здание-штаны в Пекине
Image Professionals GmbH/Vostock Photo
Никакого низкопоклонства перед Западом
В общем, Китай выбыл из «гонки небоскребов». Сейчас рекорды будут устанавливать только на Ближнем Востоке. Причин, побудивших китайское руководство сделать такой выбор, несколько.
Во-первых, борьба с «высотными излишествами» в архитектуре находится все в той же парадигме «наведения порядка» в эпоху Си Цзиньпина, что и борьба с коррупцией, роскошью и аморальным поведением чиновников. Одновременно со строительством небоскребов циркуляр министерства запрещает заниматься т. н. «copy-paste архитектурой», то есть строить реплики зданий и целых городов в европейском стиле, многие из которых впоследствии превратились в «города-призраки». Проекты «небоскребных районов», срисованные с Манхэттена, типа заброшенного квартала Юйцзяпу в Тяньцзине, стали таким же символом уродливости побочных эффектов китайского экономического чуда, как горы еды в престижных ресторанах, выбрасываемые на помойку, или астрономические суммы за услуги в подпольных борделях.
Квартал Юйцзяпу в Тяньцзине
REUTERS/Jason Lee – GF10000318660
По мысли руководства КНР, вместо небоскребов надо возводить здания в традиционном стиле. И в этом решении проявляется отказ от иностранного влияния в целом.
В свое время заимствование западных архитектурных достижений было очень популярно в Китае, поскольку служило «окном в мир» для китайцев, слишком долго находившихся в добровольной изоляции, и отражало стремление приблизиться к другим стандартам потребления и образа жизни. Однако скоро выяснилось, что, во-первых, почти все такие архитектурные реплики выглядят как «китайские подделки» в прямом смысле этого выражения; а во-вторых, больше говорят о комплексах «детей дракона», чем об их успехах. На фоне роста национализма и разочарования в Западе мода на подражание и заимствование сошла на нет. А значит, неактуально и это навязчивое стремление ввысь, совершенно нехарактерное для традиционной китайской урбанистики.
Нужно иметь в виду и глобальный контекст, заключающийся в возрастающем скепсисе относительно небоскребов. Урбанисты все больше говорят о том, что сверхвысотные здания фаллической формы свидетельствуют только об амбициях политической и деловой элиты, но мало что дают развитию городов, особенно когда их строят посреди чистого поля, как это делается в Китае, в нефтяных монархиях Ближнего Востока или в Санкт-Петербурге.
Думается, сейчас, когда ситуация стабилизируется, власти найдут возможность реанимировать долгострои путем прямых финансовых вливаний, как это было ранее с Шанхайской башней, которую пришлось достраивать за государственный счет. Однако о реализации новых громких, но сомнительных проектов типа Sky City в Чанше или Greenland Center в Ухане придется забыть. Показателен план застройки новой «витрины» китайских реформ – города Сюнъань, который строится под Пекином. По своему функционалу он схож с шанхайским районом Пудун, застраивавшимся в 1980–2000-е годы. Но если Пудун знаменит на весь мир именно своими небоскребами, то Сюнъань предполагается сделать гораздо менее высотным.
Источник: profile.ru
33 гигантских китайских инфраструктурных проекта, которые меняют мир
За последние 50 лет некогда бедный Китай, славившийся только своей многочисленной дешевой рабочей силой, превратился в крупнейшего изготовителя всевозможных товаров. Помимо производства, рост экономики сильно повлиял на все отрасли жизни в КНР.
От страны-бедняка до мирового производителя
Начиная со времен Великой Китайской стены в этой стране делают любые вещи или события с грандиозным размахом. Так, только за последние 20 лет уже несколько десятков инфраструктурных проектов завершены, другие находятся в разработке.
Чего только стоит план переселения в течении следующего десятилетия более 80 миллионов человек (эквивалент количества жителей Индонезии) в строящиеся по всей стране системы мегаполисов. Китайские проекты затронули многие государственные отрасли, такие как строительство, транспорт, энергетика, космонавтика и другие.
Строительство
Благодаря инвестированию 200 млн. долларов в городе Гуанчжоу теперь есть красивейшее здание оперного театра, построенного по проекту архитектора Захи Хадида.
А это интересное сооружение, предназначенное для центрального китайского телевидения, представляет собой шесть вертикальных и горизонтальных секций. Общая площадь здания, стоимость постройки которого равна 760 миллионов долларов, составляет 500 тысяч квадратных метров.
Шанхайский финансовый центр, высота которого превышает 500 метров, является домом для второго в мире по величине отеля Park Hyatt Shanghai. Он занимает 79 из 93 этажей здания. Сума инвестиций в постройку центра превысила 1 миллиард долларов.
Китайцы возводят великолепные сооружения не только у себя дома. Так, наиболее дорогостоящим иностранным проектом стала «Балтийская жемчужина» — комплекс из жилой и коммерческой недвижимости в пригороде российского Санкт-Петербурга. Стоимость постройки равна 1,3 милларда долларов.
128-этажная Шанхайская башня является самым высоким зданием Китая и вторым по высоте в мире. На ее строительство было израсходовано почти 2,5 миллиарда.
Транспорт
Самый длинный в Китае туннель, протяженность которого превышает 15 км, находится в горах Чжуннань. На этот проект государство потратило почти полмиллиарда долларов.
Железнодорожная ветка, соединяющая все населенные пункты в юго-западной части Таримской долины, обошлась правительству в более чем 700 миллионов.
На миллиард больше потрачено на строительство моста через Янцзы в городе Ухань. По этому сооружению передвигаются как автомобили, так и поезда.
В приблизительно такую же сумму обошлось строительство метрополитена в городе Нанкин. С 2005 года, когда оно было официально открыто, метро ежедневно помогает добраться в нужное место двум миллионам человек.
А для строительства 20-километрового вантового моста в Шанхае понадобилась сумма в 1,8 миллиарда долларов.
В 2015 году был открыт международный аэропорт Чэнду, являющийся четвертым по загруженности в стране. За год он принял более 42 милионов пассажиров. На его строительство было потрачено 1,9 миллиарда.
Город Ухань славится своими суперскоростными поездами, способными преодолевать более 250 километров за час. Стоимость местного вокзала превышает 2 миллиарда долларов.
Огромный комплекс международного аэропорта Шоуду является шестым по величине зданием на земле. Для его постройки было потрачено 3,5 миллиарда.
На 100 миллионов больше стоит здание аэропорта Куньмина в Шанхае. Его терминалы занимают общую площадь почти 1 млн. квадратных метров.
Южный железнодорожный вокзал Пекина является крупнейшей станцией города. Стоимость постройки — 6,3 млрд. долларов.
Совсем недавно был подписан контракт, согласно которому предусмотрено возрождение легендарного «Шелкового пути». Эта сеть дорог должна связать Поднебесную с Индией и Европой. Сумма инвестиций со стороны Китая оценивается в 6,5 миллиардов.
Второй по длине в мире вантовой мост построен между городами Чаншу и Наньтун через реку Янцзы. Его длина — более 1200 метров, стоимость — почти 8 млрд. долларов.
Проект строительства Яншаньского морского порта предусматривает возможность захода в него самых крупных грузовых суден. Уже за 2015 год через него прошло более 36 миллионов морских контейнеров. Стоимость проекта превышает 12 миллиардов.
Линия Харбин-Далянь является первой в мире высокогорной железнодорожной веткой, рассчитанной на суперскоростные поезда. На ее строительство было потрачено 14 млрд. долларов.
Мост Цзяочжоу — это самый большой морской мост в мире. Его длина равна почти 40 км. Для его строительства правительством была выделена сумма в 16 миллиардов.
Более чем в два раз дороже (35 млрд.) обошлась Китаю скоростная железнодорожная линия Пекин-Шанхай. Это самая длинная прямая ветка в мире.
А еще Китай вместе с другими странами Азии будет строить сеть автомобильных дорог, охватывающих весь материк вплоть до Европы. Для этого будет потрачено более 43 миллиардов.
Энергетика
Гидроэлектростанция Тянхуаньпинь, являясь крупнейшей во всей Азии, обеспечивает энергией восточную часть Китая. На ее строительство было потрачено 900 миллионов долларов США.
Циньшаньская АЭС обладает самым большим количеством ядерных энергоблоков. На ее строительство государство выделило 2,2 млрд. долларов.
В 2014 году была запущена в эксплуатацию плотина Ксянджиаба. Ее генераторы за год способны вырабатывать 30,7 ТВт/ч электроэнергии. Стоимость проекта — более 6,3 млрд. долларов.
При национальной рекордной высоте плотина Ксилуоду является вторым по мощности источником электроэнергии в Китае. На ее строительство было потрачено более 6,5 миллиардов.
Наука
На днях Китай стал владельцем самого большого радиотелескопа на земле. Его диаметр превышает 500 метров. Строительство телескопа «Пингтанг» обошлось в 110 млн. долларов.
На 60 миллионов больше обошлось государству создание Шанхайской лаборатории синхронного излучения, показанной на главном фото. Именно здесь, в самом дорогом научно-исследовательском центре Китая, проводятся эксперименты, знаменитые на весь мир.
Для постройки космодрома Веньчань на Хайнане было потрачено более 12 миллиардов долларов. Это уникальное сооружение позволяет запускать на орбиту целые станции.
Чего ждать от Китая дальше?
В следующем году планируется прокладка второй ветки подводного энергомоста от материковой части Китая к южному острову Хайнань. На эти цели заложен бюджет в более чем полмиллиарда долларов.
Также к 2017 году ожидается открытие моста, который соединит Конконг, Чжухай и Макао. Бюджет проекта — более 10 млрд. долларов.
В 2020 году закончится возведение нового города Нанхея, рассчитанного на миллион жителей. На его строительство правительство выделило 4,5 миллиарда.
За ближайшие 15 лет китайские власти планируют объединить девять городов, расположенных в дельте реки Чжуцзян, в один мегаполис, в котором будут поживать не менее 80 млн. человек. На эти цели выделяется ошеломляющая сумма — 322 миллиарда.
Источник: fb.ru